Домой / Проверяем документы на квартиру / Право на судебную защиту по конституции рф. Право на судебную защиту по конституции рф Право на судебную защиту по конституции рф

Право на судебную защиту по конституции рф. Право на судебную защиту по конституции рф Право на судебную защиту по конституции рф

Право на судебную защиту по Конституции РФ.

Право на судебную защиту (англ. Right for Legal Defence ) гарантирует гражданам защиту прав и свобод в судах. Это одно из основных прав человека. Судебная защита - один из важнейших государственных способов защиты прав, свобод и законных интересов субъектов права, осуществляемый в форме правосудия и гарантированный государством.

Всеобщая декларация прав человека предусматривает, что каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом (статья 8) и что каждый человек, для определения его прав и обязанностей и для установления обоснованности предъявленного ему уголовного обвинения, имеет право, на основе полного равенства, на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом (статья 10).

Европейская конвенция о правах человека предусматривает, что каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона (пункт 1 статьи 6).

Помимо государственных способов защиты прав, свобод и интересов в современных правовых системах допускаются и другие способы защиты прав, например, такой как самозащита права (ст.14 Гражданского Кодекса Российской Федерации). Однако, только наличие в правовой системе института судебной защиты права, основанного на принципе «всякое нарушенное право подлежит судебной защите», является необходимым условием признания такой правовой системы подлинно демократической.

Кроме этого, в современных правовых системах должна быть гарантирована независимость судебной ветви государственной власти. Эта независимость, обеспечиваемая мерами правового, организационного, политического, идеологического характера, есть непременный атрибут нефиктивного института судебной защиты нарушенных прав, в котором судебная защита нарушенных прав субъекта гарантируется в том числе и в случаях посягательств на права и свободы человека со стороны государства.

Выдержки из Конституции РФ

Право на судебную защиту декларировано в Конституции РФ.

В ст. 46 п.1. «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод». Таким образом закрепляется реализация этого права для всех и для каждого. Кроме того, это право также распространяется на юридических лиц, поскольку последние представляют собой объединение физических лиц.

В п. 2 ст. 46 закрепляется право гражданина на обжалование действий(бездействия) органов государственной власти. «Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд»

Пункт 3 ст.46 закрепляет право гражданина РФ обращаться в международные суды(Европейский суд по правам человека), в случае, если исчерпаны все варианты решения вопроса внутри государства. «Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты»

Правоприменительная деятельности, осуществляемая судом при разрешении социальных конфликтов, непосредственно определяется правами и свободами человека и гражданина (ст. 2, 18 и 46 Конституции РФ).

Необходимость надлежащей защиты этих прав требует специальных гарантий в самом судопроизводстве, и названные конституционные нормы не только указывают на целевую направленность судопроизводства, но и закрепляют основу для контролирующей деятельности суда в сфере правосудия.

Роль гражданского процессуального права в укреплении законности РФ.

Роль и положение суда в современном обществе.

Проводимая в настоящее время правовая реформа не могла не затронуть судебную деятельность. Основу реформы в области судопроизводства составляет усиление судебной власти и придание ей роли третьей власти в государстве наряду с законодательной и исполнительной. Принцип разделения властей, сформулированный еще в античные времена и затем развитый в буржуазной Франции, в настоящее время внедряется в политико-правовую жизнь России.

В каждой стране по-своему понимается судебная власть, по-разному обеспечиваются ее авторитет и сила. В России, как в дореволюционной, так и в послереволюционной, действовал принцип верховенства закона. И сейчас усиление судебной власти происходит в сочетании с этим принципом, что гораздо сложнее, чем при господстве судебного прецедента.

Судебная власть, функционируя наряду с законодательной и исполнительной властями, должна уметь при необходимости противостоять им.

Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Важной вехой в развитии судебной системы России стало принятие 31 декабря 1996 г. Федерального конституционного закона “О судебной системе Российской Федерации”. Согласно названному Закону в Российской Федерации действуют федеральные суды и суды субъектов РФ.

К федеральным судам относятся:

Конституционный Суд РФ;

Суды общей юрисдикции (Верховный Суд РФ, Верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные суды и специализированные суды);

Арбитражные суды (Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов РФ).

К судам субъектов РФ отнесены: конституционные (уставные) суды субъектов РФ; мировые судьи

Устройство судебной системы.

Судебная система России - система специализированных органов государственной власти (судов), осуществляющих правосудие на территории России. Судебная власть

1. Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия. 2. Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей. 3. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Законодательство о судебной системе

Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом.

Единство судебной системы

Единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается путем: установления судебной системы Российской Федерации Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом; соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства; применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации; признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу; законодательного закрепления единства статуса судей; финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

Роль постановлений Пленумов Верховного Суда РФ в судебной практике.

Организационно-функциональные принципы гражданского процессуального права.

Лица, участвующие в деле.

Основными субъектами гражданских процессуальных правоотношений выступают лица, участвующие в деле, - это юридически заинтересованные в исходе дела участники гражданского процесса, обладающие правом совершать процессуальные действия, влияющие на ход развития судопроизводства.

Лица, участвующие в деле, обладают юридической заинтересованностью. Наличие юридической заинтересованности у субъекта означает, что решение суда может повлиять на его права и обязанности. В зависимости от характера интереса выделяют личную (материально-правовую) и государственно-правовую, служебную (процессуально-правовую) юридическую заинтересованности.

Личная юридическая заинтересованность в исходе дела определяется возможностью влияния судебного решения на личные субъективные права и обязанности участника. Таковой заинтересованностью обладают стороны (истец, ответчик, заявитель и заинтересованные лица в делах публично-правового и особого производства), третьи лица. Названные лица выступают субъектами спорного (иного) материального правоотношения, представленного на рассмотрение дела.

Государственно-правовая, служебная юридическая заинтересованность означает обусловленность участия соответствующего субъекта его должностным положением, необходимостью исполнения им своих функциональных обязанностей. Непосредственно материально-правовой заинтересованностью эти лица не обладают, поскольку они не являются субъектами спорного (иного) материально-правового отношения. Субъектами, наделенными названной заинтересованностью, выступают прокурор и субъекты, от своего имени защищающие права и интересы иных лиц.

Лица, участвующие в деле, обладают широким кругом прав, в т.ч. правами, реализация которых направлена на развитие, движение судопроизводственной деятельности (ст. 35?, 39 ГПК РФ).

Перечень лиц, участвующих в деле, исчерпывающим образом закреплен в законе (ст. 34 ГПК РФ). К данной группе лиц относятся стороны, третьи лица, прокурор, лица, обращающиеся в суд за защитой прав, свобод и законных интересов других лиц или вступающие в процесс в целях дачи заключения по основаниям, предусмотренными ст. 4, 46 и 47 ГПК РФ, заявители и другие заинтересованные лица по делам особого производства и делам, возникающим из публичных правоотношений.

Названные субъекты действуют в гражданском судопроизводстве от своего имени и выступают либо в защиту собственных интересов (стороны, третьи лица), либо прав и интересов иных лиц (например, органы государственной власти и местного самоуправления).

Законное представительство.

Законное представительство – это представительство, прямо предусмотренное законом. Оно возникает, если граждане не обладают или лишены гражданской и процессуальной дееспо­собности. Основаниями для представительства в этом случае являются, например, родительские отношения, администра­тивный акт при назначении опеки или попечительства, судебное решение при усыновлении. Также законное представительство предусмотрено в отношении граждан, нуждающихся в опеке и попечительстве, в отношении ликвидируемых организаций в связи с их банкротством. Законные представители могут поручить ведение дела в суде другому лицу, избранному ими в качестве представителя, например адвокату.

Законное представительство осуществляется в отношении:

· Несовершеннолетних лиц

· Недееспособных лиц

· Ограниченно дееспособных лиц

· Граждан, признанных в установленном порядке безвестно отсутствующими

· Ответчика, место жительство которого неизвестно.

Судебные расходы.

Судебные издержки состоят из госпошлины (гл.) и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Госпошлина - это установленный государством денежный сбор, взимаемый с юридических и физических лиц, в интересах которых специально уполномоченные органы-совершают действия и выдают документы, имеющие юридическое значение.

Порядок уплаты, размеры гл. и др. вопросы определяются Законом от 9 декабря 1991 г. (в ред. от 14 ноября 2002 г.) ≪О госпошлине≫. Гп. взимается с исковых заявлений, кассационных жалоб, заявлений по делам особого производства, копий (дубликатов), выдаваемых судом документов.

Виды госпошлины:

1. Простая - выражается в твердой денежной форме (напр., МРОТ).

2. Пропорциональная - исчисляется в процентном соотношении от какой-либо суммы.

3. Смешанная (комбинированная) - сочетает твердые денежные суммы и проценты от определенных

сумм (напр., с исков имущественного характера).

Для определения размера иска необходимо вычислить цену иска.

Цена иска (ц. и.) - это денежное выражение стоимости спорного имущества.

Напр. ц. и. о взыскании денег - взыскиваемая сумма; об истребовании имущества - стоимость отыскиваемого имущества; с требований неимущественного характера по установленной законом ставке и т. д. (ст. 91 ГПК).

Ц. и. определяется до подачи иска в суд. Законом предусмотрены доплаты (при затруднениях в определении ц. и.) и возврат гп. (полностью или частично).

Возврат госпошлины - при внесении гп. в большем размере, при отказе в принятии, искового заявления, прекращении производства по делу, возврате апелляционной, кассационной, надзорной жалобы. Для возврата гп. необходима подача заявления с указанием основания возврата. О возврате гп. суд выносит определение. Возврат осуществляют налоговые органы.

От уплаты гп. освобождаются: истцы по искам о восстановлении на работе, по спорам об авторстве, о взыскании алиментов; стороны по заявлениям о пересмотре заочных решений суда и т. д. (ст. 89 ГПК).

Издержки, связанные с рассмотрением дела,

складываются из сумм, подлежащих выплате свидетелям, экспертам, переводчикам; расходов на оплату услуг представителей; расходов на производство осмотров на месте, почтовые расходы (ст. 94 ГПК).

Распределение судебных расходов - в резолютивной части решения. Присуждаются стороне, в пользу

которой состоялось решение.

При частичном удовлетворении иска - пропорционально удовлетворенным исковым требованиям, при отказе в иске - в доход государства.

Судебные штрафы.

Судебные штрафы (ст. 105-106 ГПК)

Штраф – денежное взыскание», мера материального воздействия, применяемая судом к лицам, участвующим в деле, за неисполнение своих процессуальных обязанностей, нарушение порядка судебного заседания и к лицам, на которых была возложена обязанность по содействию правосудию.

Штраф налагается только тогда, когда это предусмотрено законом (ст. 57, 105, 159 ГПК).

Вопрос о наложении штрафа разрешается судом путем вынесения определения, копия которого вручается лицу. Это лицо может в течение 10 дней просить о сложении штрафа либо уменьшении его размера.

Вопрос рассматривается в судебном заседании, неявка не препятствует рассмотрению заявления. Определение об отказе в просьбе сложить штраф или уменьшить его может быть обжаловано, при этом по частной жалобе госпошлина не платится.

Определение о штрафе обращается ко взысканию через 10 дней со дня его вынесения. Штраф уплачивается в доход местного бюджета

Процессуальное соучастие.

В соответ. со ст. 40 ГПК иск может быть предъявлен совместно несколькими истцами или к нескольким ответчикам. Подобное одновр-ое участие в гр-ом процессе на стороне истца или ответчика или на обеих сторонах одновр-но нескольких лиц называется процессуальным соучастием.

Соучастники именуются либо соистцами (если они выступают на стороне истца), либо соответчиками (на стороне ответчика).

Основания проц-го соучастия согласно ст. 40 ГПК:

Предметом спора являются общие права или обязанности неск-их истцов или ответчиков; -права и обязанности неск-их истцов или ответчиков имеют одно основание; -предметом спора явля. однородные права и обязанности.

Классификация соучастия производится по двум основаниям:

По процессуально-правовым критериям различается в зависимости от того, на чьей стороне соучастие имеет место: активное С - когда на стороне истца одновременно участвует несколько лиц; пассивное С - когда на стороне ответчика одновременно участвует несколько лиц; смешанное С - когда одновременно на стороне истца и ответчика участвует несколько лиц.

По материально-правовому критерию по степени обязательности соучастия: обязательное (необходимое) соучастие (обязательное участие в деле всех субъектов спорного правоотношения в качестве истцов или ответчиков (например, иск о разделе общей собственности нельзя рассматривать без участия всех собственников). Если истец предъявил иск не ко всем обязанным лицам, а требования его не м.б. рассмотрены раздельно, то суд должен привлечь в процесс всех этих лиц.); необязательное (факультативное) соучастие (допускается судом по своему усмотрению - возможно лишь в тех случаях, когда оно соответствует требованию процессуальной экономии, способствуя сокращению времени и средств, затрачиваемых на рассмотрение дела, обеспечивая своевременное и правильное разрешение спора.).

Процессуальные права и обязанности соучастников

Соучастники наделяются равными процессуальными правами и несут одинаковые процессуальные обязанности, перечисленные в статьях ГПК. При этом каждый из соучастников по отношению к другой стороне выступает в процессе самостоятельно. Соучастники вместе с тем имеют дополнительные процессуальные права. В частности, соучастники могут поручить ведение дела одному или нескольким из соучастников.

Лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процесс. правами. нести процесс. обязанности, установленные ГПК, другими ФЗ), 39 (изменение иска, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение) и других статьях ГПК. При этом каждый из соучастников по отношению к другой стороне выступает в процессе самостоятельно

Требования, предъявляемые к оценке доказательств.

Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты.

Суд не может считать доказанными обстоятельства, подтверждаемые только копией документа или иного письменного доказательства, если утрачен и не передан суду оригинал документа, и представленные каждой из спорящих сторон копии этого документа не тождественны между собой, и невозможно установить подлинное содержание оригинала документа с помощью других доказательств

Понятие иска.

Иск

следующие элементы :

Предмет;

Основание.

Предмет иска

Изменение предмета иска

Основание иска

Элементы иска.

Иск - обращенное к суду требование заинтересованного лица о защите своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

Иск является центральным институтом гражданского процессуального права. Иск включает в себя следующие элементы :

Предмет;

Основание.

Предмет иска - указанное истцом субъективное право, о котором он просит суд вынести решение (например, предметом иска о восстановлении на работе является право лица на выполнение определенной работы в соответствии с заключенным с ним трудовым договором).

В соответствии со ст. 39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением.

Изменение предмета иска - это замена материально-правового требования истца другим требованием, но в пределах заявленного спора. Изменить предмет иска может только истец. Суд может выйти за пределы исковых требований в порядке ст. 196 ГПК РФ.

Основание иска - совокупность обстоятельств, с которыми истец, как с юридическими фактами, связывает свое материально-правовое требование или все правоотношение.

Изменение основания иска - это замена обстоятельств, из которых истец выводит свои требования. Такое возможно путем внесения дополнительных фактов в основание иска либо другими способами. Основание иска может меняться судом только с согласия истца, так как все изменения в исковом споре исходят только из интересов истца. Одновременно можно изменить либо предмет, либо основание иска, в противном случае возникнет новый иск.

Встречный иск.

Встречный иск - иск, предъявленный ответчиком истцу для совместного рассмотрения в основном процессе. Такой иск в соответствии со ст. 137 ГПК может быть заявлен ответчиком после возбуждения дела истцом и до вынесения судебного решения, в частности в стадии подготовки дела к судебному разбирательству, на различных этапах судебного разбирательства вплоть до принятия решения судом.

Встречный иск должен соответствовать всем предъявляемым требованиям(наименование суда, в который подается заявление; полные данные свои и ответчика, в чем заключается нарушение, перечень прилагаемых к заявлению документов и т.д.), оплачен гос. пошлиной, к нему д.б. приобщены копии по числу ответчиков (т.е. соистцов по первоначальному иску) и соблюдены другие требования. Условия принятия встречного иска определены в ст. 138 ГПК:

1) если встречное требование направлено к зачету первоначального требования, н/р, когда истец предъявил иск о возмещении убытков, а ответчик - о взыскании суммы долга с истца по какому либо обязательству;

2) если удовлетворение встречного иска исключает полностью либо в части удовлетворение первоначального иска.

3) если между встречным и первоначальным исками имеется взаимная связь и их совместное рассмотрение приведет к более быстрому и правильному рассмотрению споров.

В случае заявления встречного иска на стадии судебного разбирательства возможно отложение разбирательства дела на основании с целью предоставления другой стороне (первоначальному истцу) возможности для защиты.

Встречный иск - это самостоятельное требование ответчика к истцу, заявленное в ходе разбирательства дела для совместного рассмотрения с первоначальным иском до принятия судом решения по делу (ст. 137 ГПК РФ). Встречный иск предъявляется по общим правилам предъявления иска (ст. ст. 131, 132 ГПК РФ) в суд по месту рассмотрения первоначального иска.

Встречный иск принимается судьей для рассмотрения совместно с первоначальным иском истца к ответчику только в случаях и по основаниям ст. 138 ГПК РФ

Части судебного заседания.

В судебном заседании принято выделять следующие четыре части:

подготовительную,рассмотрение по существу,судебные прения,постановление и оглашение решения.

Подготовительная часть: Совершая процессуальные действия в этой части заседания, судья должен прийти к главному выводу - возможно ли рассмотрение дела по существу в данном судебном заседании или имеются основания для его отложения.

В связи с этим суд должен решить следующие вопросы; возможно ли разбирательство дела при данном составе суда; возможно ли вынесение решения без кого-то из лиц, участвующих в деле; возможно ли рассмотреть дело по существу при имеющихся в нем доказательствах.

Рассмотрение дела по существу . Начинается докладом председательствующего или кого-либо из судей. Суд выясняет, поддерживает ли истец свои требования, признает ли ответчик требования истца и предлагает заключить мировое соглашение. В этой части заседания основной задачей суда является установление фактической стороны дела. Рассмотрение дела по существу после доклада начинается с объяснения лиц, участвующих в деле. Объяснения происходят в установленном порядке: сначала истец, его представитель, третье лицо со стороны истца, потом ответчик, … Лица, участвующие в деле, могут задавать друг другу вопросы. Судьи вправе задавать вопросы в любой момент дачи ими объяснений. Объяснения в письменной форме в случае неявки оглашаются председательствующим. Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд с учетом их мнения устанавливает последовательность исследования доказательств.

Свидетель удаляется из зала судебного заседания и вызывается во время рассмотрения по существу. Председательствующий устанавливает его личность, разъясняет права и обязанности, предупреждает об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных. Свидетель дает подписку, которая приобщается к протоколу. Каждый свидетель допрашивается отдельно. Объяснения он дает устно, если его показания не связаны с цифровыми или другими данными, которые трудно удержать в памяти. Данные материалы предъявляются суду и могут быть приобщены к делу на основании определения суда.

Остальные доказательства оглашаются в судебном заседании, осматриваются судом и предъявляются лицам, участвующим в деле. Лица могут давать объяснения и уточнения по имеющимся доказательствам, которые заносятся в протокол с/з.

После исследования всех доказательств председательствующий предоставляет слово для заключения по делу прокурору, представителю государственного органа или представителю органа местного самоуправления, участвующим в процессе, выясняет у других лиц, участвующих в деле, их представителей, не желают ли они выступить с дополнительными объяснениями. При отсутствии таких заявлений председательствующий объявляет рассмотрение дела по существу законченным, и суд переходит к судебным прениям.

Лица, участвующие в деле, их представители в своих выступлениях после окончания рассмотрения дела по существу не вправе ссылаться на обстоятельства, которые судом не выяснялись, а также на доказательства, которые не исследовались в судебном заседании.

В случае, если суд во время или после судебных прений признает необходимым выяснить новые обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, или исследовать новые доказательства, он выносит определение о возобновлении рассмотрения дела по существу. После окончания рассмотрения дела по существу судебные прения происходят в общем порядке.

Действующий ГПК сохранил те требования, которые предъявляются к судебному решению как к акту осуществления правосудия. Так как решение является важнейшим процессуальным документом, оно должно содержать четкие, юридически грамотные формулировки, не допускать неясностей, усложняющих его восприятие.

Решение суда излагается в письменной форме председательствующим или одним из судей. Решение суда подписывается судьей при единоличном рассмотрении дела или всеми судьями при коллегиальном рассмотрении дела, в том числе судьей, оставшимся при особом мнении.

Статья 198 ГПК содержит обязательные реквизиты, которые должны содержаться в каждой из четырех частей судебного решения.

Во вводной части решения суда должны быть указаны дата (т.е. день, когда было подписано решение суда) и место принятия решения суда (место проведения судебного заседания), наименование суда (точное и полное), принявшего решение, состав суда (фамилия, имя и отчество каждого из судей), секретарь судебного заседания, стороны, другие лица, участвующие в деле (с указанием их процессуального положения), их представители, предмет спора или заявленное требование.

Описательная часть решения суда должна содержать указание на требование истца, возражения ответчика и объяснения других лиц, участвующих в деле. В данной части судья кратко излагает заявленные исковые требования, обстоятельства, подтверждающие эти требования и возражения ответчика. В этой же части судебного решения должны быть отражены обстоятельства, связанные с совершением сторонами распорядительных действий.

Обстоятельства, приводимые сторонами и другими лицами, участвующими в деле, излагаются от первого лица, в том виде, в котором они приведены лицами, участвующими в деле.

В мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом, доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах, доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства, законы, которыми руководствовался суд.

Мотивы судебного решения составляют суждения суда, т.е. те соображения, по которым он пришел к определенному выводу. Вывод суда о каждом факте, который, по его мнению, установлен, должен быть подтвержден соответствующими доказательствами. В случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом. В случае отказа в иске в связи с признанием неуважительными причин пропуска срока исковой давности или срока обращения в суд в мотивировочной части решения суда указывается только на установление судом данных обстоятельств.

Резолютивная часть решения суда должна содержать его выводы об удовлетворении иска либо об отказе в удовлетворении последнего полностью или в части, указание на распределение судебных расходов, срок и порядок обжалования решения суда. ГПК содержит указания по вопросу о том, что должна содержать резолютивная часть решения суда по некоторым категориям дел. Кроме того, Постановления Пленума Верх. Суда РФ по отдельным категориям гражданско-правовых споров регламентируют резолютивную часть решения суда (дела о защите чести и достоинства граждан и организаций; дела о возмещении вреда причиненного повреждением здоровья; дела, связанные с защитой прав потребителей; дела об установлении отцовства и т.д.). В случаях, предусмотренных действующим законодательном, в резолютивной части приводится указание на отступление от обычного порядка исполнения решения(напр. немедленное исполнение решения суда либо обеспечение его исполнения.

Требования, предъявляемые к судебному приказу.

Судебный приказ - постановление суда, обладающее правоприменительной силой, направленное на принудительное исполнение участниками определенных правоотношений их обязанностей, предписанных нормой права (гл. 11 ГПК РФ)

Важнейшие требования, которым должно отвечать судебное решение, – законность и обоснованность.

Законным решение является при условии, когда:

1) судьи, принимая решения, были независимы и подчинялись только Конституции РФ и федеральному закону;

2) решение принято на основании Конституции, действующих на территории РФ федеральных конституционных законов, международных договоров РФ, федеральных законов и иных нормативных правовых актов;

3) судом при противоречии правовых норм принято решение в соответствии с правовыми положениями, имеющими наибольшую юридическую силу;

4) судом при отсутствии правовых норм, регулирующих спорные правоотношения, применен закон, регулирующий сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии такого закона судом принято решение исходя из общего смысла законодательства, и в первую очередь Конституции РФ;

5) судом при противоречии законодательства международным договорам применены правила, установленные указанными договорами, ратифицированными РФ;

6) судом правильно применены нормы действующего процессуального права, регулирующие порядок не только принятия решения, но и подготовку дела к судебному разбирательству, рассмотрения дела по существу;

7) судом при отсутствии нормы процессуального права, регулирующей возникшие в ходе производства по делу отношения, применена норма, регулирующая сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии такой нормы суд действовал исходя из принципов осуществления правосудия в РФ (аналогия права).

Решение суда не может быть признано законным, если:

1. суд применил закон, не подлежащий применению;

2. суд не применил закон, подлежащий применению;

3. суд неправильно истолковал закон.

Обоснованным следует признавать решение тогда, когда в нем отражены имеющие значение для данного дела факты, подтвержденные проверенными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об относимости и допустимости доказательств, или общеизвестными обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов. Выводы суда о фактических обстоятельствах дела должны соответствовать действительным взаимоотношениям сторон.

1. суд полно определит круг искомых фактов, имеющих существенное значение для дела;

2. выводы суда о наличии или отсутствии существенных для разрешения дела юридических фактов будут основаны на доказательствах, исследованных в заседании суда.

Определенность решения – должен быть четко решен вопрос относительно содержания прав и обязанностей сторон в связи с тем спорным материальным правоотношением, которое служит предметом рассмотрения суда.

Безусловность решения – в резолютивной части решения не должно содержаться указаний на возможность исполнения судебного решения в зависимости от наступления каких-либо условий.

Полнота решения – при вынесении решения суд должен учитывать все обстоятельства дела и дать ответ по всему спору, а не только его части.

Статья 122. Требования, по которым выдается судебный приказ

Судебный приказ выдается, если:

требование основано на нотариально удостоверенной сделке;

Право на судебную защиту - это конституционное право граждан и организаций. Конституция РФ каждому гарантирует судебную защиту его прав и свобод. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

Всеобщая декларация прав человека и Европейская конвенция о правах человека предусматривают, что каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона.

Право на судебную защиту декларировано в Конституции РФ

В ст. 46 п.1. «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод».

В п. 2 ст. 46 закрепляется право гражданина на обжалование действий (бездействия) органов государственной власти.

Пункт 3 ст.46 закрепляет право гражданина РФ обращаться в международные суды(Европейский суд по правам человека), в случае, если исчерпаны все варианты решения вопроса внутри государства.

При этом право на судебную защиту обеспечивается путем осуществления правосудия всеми судами в предусмотренных ч. 2 ст. 118 Конституции РФ формах, а именно: посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Вопросы организации и деятельности судебных органов на основе Конституции определяются федеральными конституционными законами: «О судебной системе Российской Федерации»; «Об арбитражных судах в Российской Федерации»; «О Конституционном Суде Российской Федерации»; «О военных судах»; федеральными законами: «О мировых судьях»; «О статусе судей в Российской Федерации».

Чаще всего жалобы в суде рассматриваются по правилам гражданского судопроизводства с учетом норм Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». В Законе дается перечень органов и лиц, чьи действия могут быть обжалованы.

Это государственные органы, органы местного самоуправления, учреждения, предприятия и их объединения, общественные объединения или должностные лица, которые своими действиями (бездействием), решениями нарушили права и свободы гражданина, возложили незаконно на него обязанность или незаконно привлекли к ответственности. Судебному обжалованию подлежат коллегиальные и единоличные действия и решения, нарушающие права и свободы граждан. При этом предметом обжалования могут быть не только индивидуальные, но и нормативные акты. Судебный контроль за конституционностью федеральных законов, некоторых других нормативных актов возложен на Конституционный Суд РФ.

Гражданский процессуальный кодекс РФ регламентирует порядок рассмотрения и разрешения дел, возникающих из публичных правоотношений. Так, в его гл. 24 закреплено право граждан, организаций обращаться в суд общей юрисдикции, если, по их мнению, принятый акт нарушает права и свободы, гарантированные Конституцией, законами и другими нормативными актами.


Правом на обращение в суд общей юрисдикции наделены также Президент, Правительство, законодательные органы, высшие должностные лица субъектов Федерации, органы местного самоуправления, если они считают, что принятым актом нарушена их компетенция. Особенности судопроизводства по рассмотрению дел, возникающих из публичных правоотношений, регламентируется в гл. 23 АПК РФ.

Общими характеристиками правосудия являются:

· осуществление судебной деятельности только судами - органами государственной власти;

· осуществление правосудия от имени государства; независимость, самостоятельность и обоснованность судебной власти;

· осуществление правосудия методами (способами), определенными в законе;

· властный характер полномочий суда;

· использование в необходимых случаях мер государственного принуждения;

· участие в отправлении правосудия представителей народа.

Правосудие в Российской Федерации осуществляют суды, образованные в соответствии с Конституцией и федеральными конституционными законами. Конституция называет различные судебные органы: суды общей юрисдикции; арбитражные суды; Конституционный Суд РФ; Конституционные (уставные) суды субъектов Федерации. Создание чрезвычайных судов не допускается.

Кроме того, право на судебную защиту не подлежит ограничению ни при каких обстоятельствах, поскольку иначе это противоречило бы Конституции РФ, а уровень отлаженности механизма судебной защиты является показателем демократичности самого общества.

К судам общей юрисдикции относятся: Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды.

В систему арбитражных судов входят: Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации.

Текст Ст. 46 Конституции РФ в действующей редакции на 2020 год:

1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

2. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

3. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

Комментарий к Ст. 46 Конституции Российской Федерации

1. и провозгласила права и свободы человека и гражданина высшей ценностью, обеспечиваемой правосудием, и возложила на государство обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина.

Содержание комментируемой статьи 46 КРФ — логическое продолжение , согласно которой государственная защита прав и свобод человека и гражданина в России гарантируется. Дело в том, что судебная защита является одним из видов государственной защиты прав и свобод человека и гражданина*(219) и представляет собой механизм принудительного обеспечения гарантий прав и свобод человека и гражданина, установленный государством через систему специализированных государственных органов — судов.

В науке судебную защиту рассматривают как институт конституционного права, как общественное отношение и государственную функцию*(220). Иногда судебная защита отождествляется с правосудием*(221) или рассматривается как гарантия доступа к нему. В уголовно-процессуальной науке под судебной защитой понимается «совокупность организационных и процессуальных правил, предоставленных подозреваемому, обвиняемому и потерпевшему для защиты своих прав и законных интересов»*(222).

В теории права судебная защита рассматривается как составная часть правоохранительной функции государства*(223). Однако закономерное в правовом государстве усиление влияния судебной власти, ее обособление от правоохранительных органов, выделение в самостоятельную ветвь государственной власти неизбежно приводят к перерастанию судебной защиты прав и свобод граждан в самостоятельную государственную функцию.

Как отметили авторы Концепции судебной защиты прав и свобод человека и гражданина*(224), судебный порядок является наиболее совершенным из всех известных мировой человеческой цивилизации методов и средств обеспечения прав личности. Полномочия власти легитимны лишь в пределах соблюдения прав человека. Нарушение общепризнанных стандартов в этой области служит основанием для изменения статуса самой власти. Идея приоритета судебной защиты прав, свобод и охраняемых законом интересов любых субъектов правовых отношений прошла долгий путь развития и внедрения в практику*(225). Характер судебной защиты позволяет считать ее универсальным, а потому наиболее эффективным способом защиты нарушенных прав и свобод личности.

2. Граждане вправе обжаловать как сами решения и действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, так и послужившую основанием совершения этих действий (решений) информацию, либо то и другое одновременно. При этом граждане освобождены от обязанности доказывать незаконность обжалуемых действий (бездействия), однако должны доказать факт нарушения этими действиями (бездействием) своих прав и свобод. Процессуальная обязанность документально доказать законность обжалуемых действий возлагается на органы и лица, действия (бездействие) которых обжалуются.

Судебная защита прав и свобод регулируется федеральными законами, в том числе:

Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»*(226);

Федеральным законом от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации»*(227);

Законом РФ от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»*(229).

Наиболее общим нормативно-правовым актом, регулирующим вопросы, связанные с обращениями граждан, является Закон РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», основное принципиальное содержание которого состоит в том, что в суд можно обжаловать действия широкого круга органов, и не только государственных, но и местного самоуправления, а также общественных объединений.

3. Комментируемая конституционная норма на самом высшем уровне провозглашает возможность каждого в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека в том случае, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты*(230).

Международная защита прав и свобод человека представляет собой возможность обращения в Европейский Суд по правам человека или иные международные правозащитные организации в соответствии с международными договорами России, если пройдены все судебные инстанции внутри страны.

Принятие Билля о правах человека*(231), включающего Всеобщую декларацию прав человека 1948 г.*(232), Международный пакт о гражданских и политических правах 1976 г.*(233), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1976 г.,*(234) Факультативный протокол N 1 и Факультативный протокол N 2 к Международному пакту о гражданских и политических правах, внесло коренные изменения в статус человека*(235). Так, согласно ст. 2 Факультативного протокола N 1, «лица, которые утверждают, что какое-либо из их прав, перечисленных в Пакте, было нарушено, и которые исчерпали все имеющиеся внутренние средства правовой защиты, могут предъявить на рассмотрение Комитета письменные сообщения».

В соответствии с положениями международных договоров сложилась определенная система межгосударственных органов, наделенных функциями контроля над деятельностью государства в сфере защиты прав человека. Таким образом, Россия дополняет внутригосударственные способы защиты прав и свобод международными способами. В международном праве различают:

а) универсальные органы (органы ООН):

Генеральная Ассамблея ООН согласно Уставу ООН вправе рассматривать принципы сотрудничества в деле поддержания международного мира и безопасности, обсуждать любые вопросы, относящиеся к международному миру и безопасности, и делать по ним рекомендации, за исключением тех случаев, когда спор или ситуация находятся на рассмотрении Совета Безопасности и т.д.;

Комиссия ООН по правам человека состоит из 18 членов (избираемых на четыре года) и создана для контроля над выполнением государствами-участниками условий Пакта о гражданских и политических правах и двух Факультативных протоколов к нему;

Комитет по ликвидации расовой дискриминации состоит из 18 экспертов и контролирует реализацию Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, которая была принята Генеральной Ассамблеей в 1965 г.;

Комитет против пыток состоит из 10 экспертов и контролирует выполнение Конвенции против пыток, принятой Генеральной Ассамблеей в 1984 г. и вступившей в силу спустя три года, в 1987 г.*(236);

б) региональные органы, действующие в рамках какой-либо территории. Так, вступление России в Совет Европы и подписание Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод*(237) открыло для наших граждан возможность обращаться с индивидуальными жалобами в Европейский Суд по правам человека (ЕСПЧ).

Пункт 1 ст. 35 Конвенции определяет, что Суд может принимать дело к рассмотрению только после того, как были исчерпаны все внутренние средства правовой защиты. Если анализ фактических обстоятельств дела позволяет определить приемлемость большинства жалоб по предыдущим условиям, то в данном случае без понимания нюансов внутреннего права государства-ответчика не обойтись. Страны Совета Европы изобилуют многообразием правовых систем, и порядок разрешения дел в них далеко не однороден. В большинстве случаев это требует прохождения всех внутригосударственных судебных инстанций. Цепочка завершается после вступления решения в законную силу. По экономическим спорам, по делам, подведомственным мировым судьям, а также по новому УПК РФ это трехзвенная процедура, включающая первую, апелляционную и кассационную инстанции. По остальным гражданским делам возможно обращение в Европейский Суд после прохождения всего лишь двух инстанций. Но если заявитель не был последователен в обжаловании своего дела в каждую из этих инстанций, то Суд объявит его жалобу неприемлемой.

В Российской Федерации существует еще одна судебная «инстанция» - надзорное производство. Суд, рассмотрев приемлемость жалобы по одному из дел против России, признал прохождение этой процедуры необязательным, так как ее возбуждение зависит не от заявителя, а от усмотрения отдельных должностных лиц. Теперь в «Пояснительной записке для желающих обратиться в Европейский Суд по правам человека», направляемой всем заявителям, указывается, что юриспруденцией Суда не рассматривается в качестве эффективного средства правовой защиты процедура пересмотра в порядке надзора судебных решений, вступивших в законную силу, предусмотренная российским законодательством. Однако в связи со вступлением в силу нового Гражданского процессуального кодекса, согласно которому инициировать процедуру пересмотра в порядке надзора может любой участник дела, не согласный с судебным решением, вероятно, этот принцип Европейского суда будет пересмотрен. Помимо этого, требование об исчерпании средств защиты может распространяться на доказательства и доводы, на которые заявитель ссылается при обращении в Европейский Суд. Например, если заявитель оперирует доказательствами, которые ранее были доступны, но не исследовались национальными органами, или если заявитель не сослался на соответствующие положения Конвенции, хотя ничего не мешало этому при рассмотрении его дела внутри страны, то он рискует, что его жалоба будет признана неприемлемой по причине не использования всех средств защиты. Исчерпание всех средств правовой защиты также означает, что заявителем должны быть соблюдены внутригосударственные процессуальные правила о подсудности и подведомственности дел. Если заявитель пропускает срок для обращения в надлежащую инстанцию, даже по ошибке, то его жалоба не может быть рассмотрена Судом.


Вместе с тем встает вопрос, обязан ли заявитель обратиться в Конституционный суд РФ, если по его делу был применен закон, положения которого противоречат Конституции? Суд еще не давал свою оценку этому обстоятельству, а юристы государства еще не использовали этот довод в качестве возражения по жалобам против него. Но учитывая особенности отечественного конституционного производства, думается, что у заявителей нет необходимости обращаться в эту инстанцию, тем более если их дело рассматривалось другим компетентным органом. Дело в том, что суды общей юрисдикции в силу п. 1 ст. 15 Конституции и пп. «в» п. 2 Постановления Пленума ВС РФ от 31.10.1995 г. № 8 уполномочены непосредственно применять Конституцию как акт прямого действия в случае противоречия ей федеральных законов или иных нормативных актов. А Конституционный суд уполномочен лишь на признание положений закона соответствующими или не соответствующими Конституции; разрешение конкретного спора о нарушенных правах в его компетенцию не входит. Согласно ч. 2 ст. 100 Федерального конституционного закона «О Конституционном суде Российской Федерации», в случае, если Конституционный суд Российской Федерации признал закон, примененный в конкретном деле, не соответствующим Конституции Российской Федерации, данное дело, во всяком случае, подлежит пересмотру компетентным органом в обычном порядке. При таких обстоятельствах обращение в КС РФ по делам, которые рассматриваются или рассматривались в другом компетентном органе, можно считать попыткой возбудить процедуру пересмотра дела после прохождения обычной процедуры обжалования, что не признается Европейским Судом. как эффективное средство правовой защиты. Наконец, в отношении данного условия приемлемости имеется важная оговорка- заявитель не обязан обращаться к тем средствам защиты, которые Суд признает «неэффективными». Данный принцип разработан прецедентным правом Суда с учетом требований ст. 13 Конвенции. Поэтому, как правило, не требуется обращения к различным несудебным процедурам (например, в административные органы или к Уполномоченному по правам человека в РФ), которые не обладают полномочиями суда.

1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

2. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

3. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

Комментарий к Статье 46 Конституции РФ

1. Среди средств государственной защиты судебная защита занимает особое место, поскольку осуществляется самостоятельным и независимым в системе государственной власти органом правосудия, специально предназначенным для обеспечения своей деятельностью прав и свобод человека и гражданина. Конституционный Суд РФ при характеристике права на судебную защиту рассматривает его как одно из основных неотчуждаемых прав человека и одновременно гарантию и средство обеспечения всех других прав и свобод (см., например, Постановление КС РФ от 11.05.2005 N 5-П*(600)). Оно гарантируется каждому, т.е. правом на судебную защиту могут воспользоваться российские граждане и их объединения, иностранные физические и юридические лица, а также лица без гражданства (см. Постановление КС РФ от 17.02.1998 N 6-П*(601)).

По статье 46 Конституции РФ право на судебную защиту входит в состав соответствующего конституционного правоотношения, в юридическое содержание которого наряду с правом на судебную защиту управомоченного лица входит обязанность суда как органа государственной (судебной) власти обеспечить реализацию данного субъективного права. Однако заинтересованное лицо не вправе по своему усмотрению выбирать конкретный суд для обращения за судебной защитой, поскольку порядок судопроизводства, включая правила определения подведомственности и подсудности судебных дел, определяется законом. Соответственно, защиту прав с учетом распределения компетенции между различными судами осуществляют: посредством конституционного судопроизводства Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов РФ, посредством гражданского, административного и уголовного судопроизводства суды общей юрисдикции, посредством гражданского и административного судопроизводства арбитражные суды (см. комментарии к ст. 118, 125-127).

Перечисленные суды входят в единую судебную систему страны и в соответствии с Конституцией ( , ) как носители государственной (судебной) власти наделяются специальными полномочиями по осуществлению правосудия. Ни один орган, кроме государственного суда, такими полномочиями в Российской Федерации не обладает. В связи с этим неточной является формулировка ст. 11 ГК , которая к одной из форм судебной защиты гражданских прав относит их защиту третейским судом. Третейское разбирательство - это общественная, несудебная форма разрешения правовых конфликтов; соответственно, деятельность третейских судов, как и иных квазисудебных органов, не входящих в судебную систему РФ, не является правосудием. Это не умаляет значения для защиты прав внесудебного порядка разрешения некоторых споров, осуществляемого по волеизъявлению сторон или в связи с установлением федеральным законом обязательной досудебной процедуры их урегулирования. При условии сохранения возможности обратиться к средствам последующего судебного контроля такой порядок не противоречит конституционному праву на судебную защиту (см. Определение КС РФ от 08.04.2003 N 158-О*(602)).

Недопустимость в силу конституционных требований возложения полномочий по осуществлению правосудия на какой-либо иной орган, кроме суда, должен соблюдаться законодателем и при установлении порядка осуществления судопроизводства. На любой стадии разрешения судебного спора обязательные для всех участников судопроизводства решения вправе принимать только суд как носитель судебной власти, действующий при осуществлении правосудия самостоятельно и независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции и закону (см. Постановление КС РФ от 25.02.2004 N 4-П*(603)). Это не препятствует установлению инстанционного порядка прохождения судебных дел, при котором суд более высокой инстанции осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью нижестоящих судов (см. комментарии к ст. 126 и 127).

Обычно судопроизводство по конкретному делу возбуждается по обращению лица, заинтересованного в защите принадлежащего ему права, которое нарушено или неправомерно оспаривается, однако значительное количество судебных дел возникает также по инициативе лиц, действующих в защиту публичного интереса. Наиболее отчетливо это выражено в судопроизводстве по уголовным делам, инициатором передачи которых в суд (кроме дел частного обвинения) является прокурор, осуществляющий от имени государства уголовное преследование. Такая же специфика характерна для административного судопроизводства, в котором дела об административных правонарушениях возбуждаются в суде по обращениям государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

Посредством обращения в суд по таким делам уполномоченные органы обеспечивают реализацию государством своей обязанности по защите прав человека и гражданина, когда они становятся объектом посягательства со стороны правонарушителя вне зависимости от того, принадлежат соответствующие права конкретному лицу, участвующему в таком случае в процессе в качестве потерпевшего, или неопределенному кругу лиц. Однако при этом на основе состязательности и процессуального равноправия сторон должны обеспечиваться гарантии судебной защиты прав и свобод самого привлекаемого к ответственности лица, чтобы оно не понесло незаслуженного наказания, а сама процедура судопроизводства не приводила к ущемлению его законных интересов. К числу таких гарантий относится установленный законом последовательный порядок судопроизводства, предусматривающий необходимый для справедливого разрешения дела баланс взаимных процессуальных прав и обязанностей его участников, включая потерпевшего и привлекаемое к ответственности лицо, который должен неукоснительно соблюдаться судом.

Среди всего массива судебных дел основную часть составляют гражданские дела, разрешаемые судами общей юрисдикции в порядке, предусмотренном гражданским процессуальным законодательством, и арбитражными судами в порядке, предусмотренном арбитражным процессуальным законодательством. Возбуждаются они обычно по инициативе истца (заявителя), реализующего свое право на судебную защиту, однако цель защиты прав при осуществлении правосудия по гражданским делам распространяется не только на инициатора судопроизводства, но также на других лиц, участвующих в деле. В частности, по делам искового производства суд своим решением обязан удовлетворить требование истца и защитить его права, если они неправомерно нарушены ответчиком, но в случае необоснованного иска суд должен отказать истцу в его притязаниях и защитить таким отказом права ответчика, которые неправомерно оспорены. При этом суд также обязан строго соблюдать предусмотренный порядок судопроизводства, гарантирующий реализацию процессуальных прав участников судопроизводства, осуществляемого на основе состязательности и равноправия сторон.

При характеристике права на судебную защиту как одного из основных неотчуждаемых прав и свобод, признаваемых и гарантируемых в России согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (ст. 17 Конституции), следует учитывать международные стандарты в сфере правосудия. Они сформулированы, в частности, в таких основополагающих международно-правовых актах, являющихся составной частью российской правовой системы, как Всеобщая декларация прав человека 1948 г. (ст. 7, 8 и 10), Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. (ст. 14), Конвенция о защите прав человека 1950 г. (ст. 6).

В соответствии с международно-правовыми стандартами, нашедшими нормативное выражение и во внутреннем российском законодательстве, правосудие по своей природе предполагает эффективное восстановление в правах и должно отвечать требованиям справедливости. Это предполагает, в частности, доступность судебной защиты, правильное разрешение любого спора в разумные сроки независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона, обеспечение на всех этапах судопроизводства процессуального равноправия сторон. Несовместима с природой правосудия и судебная ошибка, поскольку она создает препятствия для достижения целей судопроизводства, основной из которых является защита прав и свобод человека и гражданина (ст. 18 Конституции), в связи с чем Суд применительно к гражданскому, административному и уголовному судопроизводству сформулировал и многократно подтверждал правовую позицию об умалении и ограничении права на судебную защиту отсутствием возможности пересмотра ошибочного судебного акта (см., например, Постановление КС РФ от 05.02.2007 N 2-П*(604)).

Завершает реализацию права на судебную защиту исполнение решения суда, без чего соответствующее право даже в случае правильного и своевременного рассмотрения дела обратилось бы в фикцию; соответственно, в практике Европейского Суда по правам человека и Конституционного Суда исполнение решения рассматривается как неотъемлемая часть "суда" (см., например, Постановление от 30.07.2001 N 13-П*(605)). Следует этой позиции и Пленум ВС РФ, который в п. 12 постановления от 10.10.2003 N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" разъяснил, что по смыслу ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод исполнение судебного решения рассматривается как составляющая часть "судебного разбирательства".

Однако следует учитывать условное значение данного термина применительно к исполнительному производству, не случайно он употребляется в официальных текстах закавыченным. Принудительным исполнением судебных решений в Российской Федерации занимается служба судебных приставов, входящая в систему органов исполнительной власти. Соответственно, деятельность этой службы правосудием не является, хотя непосредственно связана с ним и осуществляется под контролем суда.

2. На суд как орган правосудия кроме защиты субъективных прав посредством рассмотрения дел об уголовных и административных правонарушениях, разрешения споров между участниками частно-правовых отношений возлагается конституционная обязанность контролировать деятельность публичной власти в сфере признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина. Соответственно, по ст. 46 Конституции в судебном порядке могут быть обжалованы нормативные и ненормативные акты, действия или бездействие органов государственной власти и местного самоуправления, а также их должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Право на судебную защиту от неправомерных решений и действий в сфере публичной власти не предполагает права заинтересованного лица по своему усмотрению выбирать конкретный суд для подачи жалобы, он определяется в соответствии с правилами подведомственности и подсудности, которые устанавливаются законом. В зависимости от вида оспариваемых актов, содержания публично-правового спора, его субъектного состава и характера обжалуемых действий таким судом может быть Конституционный Суд РФ или конституционный (уставной) суд субъекта РФ, Верховный Суд РФ и другие суды общей юрисдикции, Высший Арбитражный Суд РФ и другие суды арбитражной юрисдикции.

Конституционный Суд РФ обеспечивает реализацию права граждан и их объединений на судебную защиту посредством проверки конституционности федерального закона или закона субъекта Федерации, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, осуществляемой по их жалобам на нарушение конституционных прав и свобод (см. ).

В порядке конституционного судопроизводства осуществляют судебную защиту и конституционные (уставные) суды субъектов Федерации, которые в настоящее время созданы и действуют в 15 регионах. Возможность их создания как судов субъектов Федерации, входящих в единую судебную систему страны, а также примерный перечень рассматриваемых ими вопросов предусмотрены ст. 4 и 27 Закона о судебной системе РФ (см. Определение КС РФ от 06.03.2003 N 103-О*(606)). При этом субъекты Федерации вправе в порядке собственного правового регулирования закрепить право граждан обращаться в конституционный (уставной) суд с запросом о проверке нормативных правовых актов, принятых на собственной территории, на предмет соответствия их своей конституции (уставу) (см., например, ст. 83 Закона Свердловской области от 06.05.1997 N 29-ОЗ "Об Уставном Суде Свердловской области").

Суды общей юрисдикции жалобы на решения и действия в сфере публичной власти рассматривают по правилам производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, предусмотренных гл. 23 -25 ГПК , или по правилам производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных гл. 30 КоАП РФ . Такие же жалобы, но подведомственные арбитражным судам, рассматриваются по правилам арбитражного процессуального законодательства, которое соответствующую процедуру относит к производству по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений (гл. 22 - , 26 АПК).

В суды общей или арбитражной юрисдикции могут быть обжалованы также решения, действия (бездействие) общественных объединений, иных учреждений, предприятий, организаций и их объединений. Однако такие дела рассматриваются не в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, а по правилам искового производства, установленным, соответственно, гражданским или арбитражным процессуальным законодательством (см. п. 8 постановления Пленума ВС РФ от 20.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации"*(607)).

Российская правовая система предусматривает возможность оспаривания нормативных правовых актов не только в порядке конституционного судопроизводства, но и по правилам гражданского и арбитражного процессуального законодательства. В зависимости от подведомственности соответствующих жалоб в суд общей или арбитражной юрисдикции с соблюдением правил подсудности могут быть оспорены нормативные акты ниже уровня федерального закона - указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты министерств и ведомств, законы и иные нормативные акты субъектов Федерации, акты органов местного самоуправления. Однако они проверяются не на конституционность, а на предмет соответствия закону или иному нормативному акту, имеющему по отношению к проверяемому акту большую юридическую силу. При этом общие и арбитражные суды не вправе разрешать дела об оспаривании таких нормативных актов, спор о законности которых перерастает в конституционно-правовой спор.

В частности, судам общей и арбитражной юрисдикции не подведомственны дела об оспаривании конституций и уставов субъектов Федерации (см. Постановление КС РФ от 18.07.2003 N 13-П*(608)). Не вправе они также разрешать дела об оспаривании нормативных правовых актов Правительства РФ, если они приняты во исполнение полномочия, возложенного на него непосредственно федеральным законом (см. Постановление КС РФ от 27.01.2004 N 1-П*(609)).

3. Среди межгосударственных органов по защите прав и свобод человека и гражданина наиболее востребованным у российских граждан является Европейский Суд по правам человека, куда они получили возможность обращаться с 5 мая 1998 г. после ратификации Российской Федерацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод*(610). Свою деятельность он осуществляет на основе принципа субсидиарности, подключаясь к вопросу реализации конвенционных положений, являющихся составной частью российской правовой системы, лишь в спорных ситуациях после исчерпания всех внутригосударственных средств правовой защиты.

Федеральным законом о ратификации Конвенции предусмотрено, что Российская Федерация признает ipso fakto (в силу самого факта) и без специального соглашения юрисдикцию Европейского Суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случае предполагаемого нарушения Российской Федерацией этих договорных актов. Соответственно, обязательный характер на территории страны имеют и постановления Суда, принятые в отношении РФ, что непосредственно влияет на уровень судебной защиты, осуществляемой российскими судами.

В частности, выполнение решений Европейского Суда по правам человека, касающихся России, предполагает обязательство со стороны государства принять меры частного характера, направленные на устранение нарушений прав человека, предусмотренных Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, и последствий этих нарушений для заявителя, а также меры общего характера, с тем чтобы предупредить повторение подобных нарушений. Соответственно, Пленум ВС РФ в п. 11 постановления от 10.10.2003 N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" разъяснил, что суды в пределах своей компетенции должны действовать таким образом, чтобы обеспечить выполнение этих обязательств государства; если при судебном разбирательстве были выявлены обстоятельства, которые способствовали нарушению прав и свобод граждан, гарантированных Конвенцией, суд вправе вынести частное определение (или постановление), в котором обращается внимание соответствующих организаций и должностных лиц на обстоятельства и факты нарушения указанных прав и свобод, требующие принятия необходимых мер*(611).

Исходя из буквального текста Федерального закона "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней", формально не являются обязательными для России решения Европейского Суда по правам человека, принятые по делам с участием других государств. Однако они содержат прецеденты Суда по вопросам толкования и применения конвенционных положений применительно к фактическим ситуациям, которые могут возникнуть и по российским делам. Применение в нашей стране Конвенции и Протоколов к ней вопреки этим прецедентам приводило бы к искажению действительного смысла конвенционных норм и к нарушению защищаемых данными актами прав и свобод человека и гражданина, что при подаче соответствующей жалобы неизбежно влекло бы ответственность государства. Соответственно, такие прецеденты, как формулирующие правила общего характера для разрешения типичных ситуаций, становятся, по существу, обязательными для всех участников Конвенции; не случайно почти во всех решениях против Российской Федерации Европейский Суд в обоснование своих выводов ссылается на прецеденты, сформулированные при разрешении дел с участием других государств (см., например, п. 51, 54, 56, 60-62 мотивировочной части постановления от 29 января 2004 г. по делу Кормачева против Российской Федерации*(612)).

Российской Федерацией признается также компетенция Комитета по правам человека, созданного в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах 1966 г.*(613) В соответствии с установленной процедурой Комитет рассматривает индивидуальные жалобы лиц, утверждающих о нарушении государством какого-либо из прав, предусмотренных Пактом. Жалоба принимается к рассмотрению, если соответствующий вопрос не рассматривается с другой процедурой международного разбирательства и данное лицо исчерпало все внутренние средства правовой защиты за исключением случаев, когда применение таких средств неоправданно затягивается. По результатам разрешения жалобы Комитет не принимает обязательных решений, а лишь сообщает свое мнение по ней государству и соответствующему лицу. Однако в свой ежегодный доклад Генеральной Ассамблее ООН он включает краткий отчет о рассмотрении жалоб, что при установлении фактов нарушения прав и свобод негативно отражается на репутации государства.

Обращения о нарушении прав человека рассматриваются и другими органами ООН*(614). В частности, Комиссия по правам человека ООН, которая с февраля 1946 г. действует как вспомогательный орган Экономического и Социального Совета ООН (ОКОСОС). В соответствии с резолюцией 1503 от 27 мая 1970 г. она вправе рассматривать индивидуальные и коллективные сообщения о массовых и серьезных нарушениях прав человека в любой стране, являющейся членом ООН.

Исчерпанность всех внутригосударственных средств правовой защиты как условие обращения в межгосударственные органы по защите прав и свобод означает, что жалоба может быть подана после отказа лицу во всех инстанциях системы судов общей и арбитражной юрисдикции. Конституционное судопроизводство, если только гражданин не обратился в Конституционный Суд с жалобой на нарушение своих конституционных прав примененным или подлежащим применению в его деле законом, не относится к тем внутригосударственным правовым средствам, использование которых должно рассматриваться в качестве обязательной предпосылки для такого обращения (см.: п. 5 мотивировочной части Определения КС РФ от 13.01.2000 N 6-О; п. 9.3 мотивировочной части Постановления КС РФ от 05.02.2007 N 2-П*(615)).