Домой / Знаете ли Вы, что… / ДТП с участием пешехода — что делать водителю и пешеходу. Кто будет виновен в ДТП с пешеходом? Авто аварии с участием пешеходов

ДТП с участием пешехода — что делать водителю и пешеходу. Кто будет виновен в ДТП с пешеходом? Авто аварии с участием пешеходов

Судя по официальной статистике ГИБДД, собранной этим государственным ведомством в 2017 году, за период с января по декабрь 2017 года в России произошло около 169 тыс. официально зарегистрированных дорожно-транспортных происшествий. Пешеходы за указанный срок стали участниками 53 тыс. ДТП. Чаще всего в таких авариях виноваты были водители (31 тыс. ДТП). Сами пешеходы послужили причиной дорожных происшествий лишь в 20 тыс. случаев.

В целом, в 2017 году в авариях с пешеходами на дорогах погибло на 2,6% меньше людей, чем за 2016 год. Количество аварий с пешеходами, вызванных неправильными действиями водителей, увеличилось на 4,3%, пешеходы же стали аккуратнее на 4,1%. Однако это не значит, что водители наплевательски относятся к пешеходам.

Зачастую причиной возникновения дорожных происшествий становилось плохое состояние дорожной разметки и дорожных знаков. Сохранится ли подобная тенденция в 2018 году, покажет лишь время.

Нередко ДТП с участием пешеходов происходят в темное время суток, в условиях плохой видимости. Водители зачастую попросту не успевают разглядеть на проезжей части пешеходов в темной одежде и без светоотражающих элементов. Особенно если пешеход решил перейти дорогу в неположенном месте или резко выбежал на проезжую часть по иной причине.

Основные причины попадания пешехода в ДТП — переход дороги в темное время суток в неположенном месте или переход через дорогу на красный сигнал светофора.

Пешеход попадает в автомобиль часто по мало зависящим от него причинам — плохая видимость на дороге, скользкое или неровное дорожное полотно, плохо прорисованная на дороге «зебра» или неправильно установленные дорожные знаки. Иногда наезд происходит лишь потому, что колесо автомобиля попало в яму или открытый люк.

Основные причины возникновения дорожно-транспортных происшествий по вине пешеходов:

  • банальная рассеянность, невнимательность на дороге;
  • пересечение дороги в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
  • несоблюдение или незнание Правил дорожного движения;
  • отсутствие контроля за маленькими детьми и их незнание основных правил перехода улицы;
  • плохая реакция пешеходов пенсионного возраста и инвалидов в момент опасности;
  • пренебрежение к опасности, отсутствие чувства страха перед автомобилем.

Даже если в ДТП целиком виноват пешеход, к водителю все равно с большой долей вероятности будет применена мера ответственности. Особенно в случае, когда авария нанесла вред здоровью пешехода или тем более привела к его гибели. Автомобиль является техническим средством повышенной опасности, поэтому и требования к управлению им всегда будут высокие.

Ответственность пешеходов

Пешеход, как и любой другой участник дорожного движения, при некоторых обстоятельствах вполне может попасть под уголовную ответственность, вплоть до заключения под стражу. Но на практике максимальное наказание пешехода за нарушение Правил дорожного движения обычно не превышает 1000 рублей (максимальный административный штраф).

Другое дело, если в результате ДТП, которое случилось по вине пешехода, пострадали люди. Тогда и мера наказания будет куда более серьезной:

  • при нанесении вреда здоровью легкой или средней тяжести придется заплатить штраф в размере от 1000 до 1500 рублей;
  • при нанесении тяжкого вреда здоровью ответственность иная, в рамках Уголовного кодекса РФ (вплоть до 2 лет лишения свободы);
  • при смертельном исходе, виной которого послужил пешеход, его может ожидать уголовная ответственность в виде лишения свободы на срок до 4 лет;
  • если в ДТП погибло 2 и более человек, то срок лишения свободы может быть увеличен до 7 лет.

Виновник аварии — водитель

По статистике аварии с участием пешеходов чаще всего происходят по вине водителей. Это связано не только с тем, что автомобиль сам по себе является техническим средством повышенной опасности, но и с банальной невнимательностью автовладельцев или с игнорированием ими Правил дорожного движения.

Типичных случаев нарушения правил поведения на дороге, в результате которых водитель сбил пешехода, можно назвать огромное количество. Вот лишь некоторые из них:

  • управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения;
  • несоблюдение минимальной дистанции между транспортными средствами;
  • невнимательность, вызванная сильной усталостью (иногда и сон за рулем);
  • игнорирование запрещающих сигналов светофора, дорожных знаков и знаков дорожной разметки;
  • превышение допустимой скорости;
  • неправильное поведение при обгоне других автомобилей;
  • техническая неисправность машины;
  • игнорирование правила снижения скорости перед пересечением пешеходного перехода.

Если причиной ДТП с пешеходом послужила техническая неисправность автомобиля, которая не зависела от водителя, то сотрудник дорожной службы все равно может посчитать иначе и соответствующим образом оформить протокол аварии. В этом случае водителю лучше всего назначить независимую техническую экспертизу машины.

Иногда водитель задевает пешехода зеркалом или другой частью автомобиля, что приводит к травмам легкой тяжести. Что делать в этом случае? Если ущерб здоровью незначительный, то проще всего договориться с пешеходом, оказать пострадавшему медицинскую помощь, довезти до ближайшей больницы или вызвать карету скорой помощи. Посещать врача лучше всего вместе с пострадавшим.

Даже если пешеход уверяет, что у него к водителю нет претензий, то необходимо все равно взять с него расписку. Это убережет в будущем от неприятных ситуаций, в том числе от разбирательств в суде и возмещения вреда здоровью. В противном случае пешеход может передумать, а действия водителя будут квалифицированы как скрытие с места аварии.

Ответственность водителей

Водители должны крайне внимательно относиться к пешеходам, даже если последние грубо нарушают Правила дорожного движения — перебегают дорогу в неположенном месте, преодолевают перекресток на запрещающий сигнал светофора или совершают иные проступки. Связано это с тем, что любое ДТП чревато множеством неприятных последствий:

  1. Пешеход может попросту скрыться с места происшествия. И тогда водителю придется устранять повреждения автомобиля (например, сломанное зеркало) за собственный счет. Искать пешехода в этом случае вряд ли кто будет;
  2. Потеря большого количества времени. Даже если в результате ДТП пешеход получил лишь несколько синяков и ссадин, ожидание инспекторов ГИБДД и составление протокола может занять несколько часов. Еще больше времени придется потерять, если пешеходу нанесен серьезный ущерб здоровью;
  3. Штраф за нарушение ПДД. К примеру, за наезд на человека, который пересекал пешеходный переход по всем правилам, придется заплатить административный штраф в размере от 1500 до 2500 рублей;
  4. Штрафы за сопутствующие нарушения ПДД. В ходе оформления протокола сотрудник ГИБДД может найти и ряд других мелких (или серьезных) нарушений, будь то отсутствующая аптечка или огнетушитель, нечитаемые номера, отсутствие страхового полиса или даже алкогольное опьянение водителя. За все это грозит малоприятная административная ответственность;
  5. Если в результате ДТП был нанесен вред здоровью пешехода (тем более, если он погиб), то водителя ожидает дополнительное административное или уголовное наказание (вплоть до принудительных работ или тюремного заключения).

Наказание за причинение ущерба здоровью в 2018 году зависит от тяжести вреда, нанесенного здоровью потерпевшего. Так, за легкий вред здоровью придется заплатить административный штраф в размере от 2500 до 5000 рублей. В крайнем случае виновному водителю грозит лишение прав на срок от 12 до 18 месяцев. При среднем вреде здоровью указанные санкции ужесточаются — штраф возрастает до 10000-25000 рублей, а срок лишения водительских прав — до 18-24 месяцев.

Уголовная ответственность водителю грозит в случае, если по его вине пешеходу был нанесен тяжкий вред здоровью или пешеход вовсе погиб. В первом случае водителя могут лишить свободы на срок до 2 лет. При смерти одного пешехода срок лишения свободы увеличивается до 5 лет, при смерти двух и более лиц — до 7 лет лишения свободы.

Конечно, указанная ответственность наступит для водителя только в том случае, если будет доказано, что наезд на пешехода был сделан из-за нарушения Правил дорожного движения. Однако требовать возмещения морального вреда пешеход вправе даже в том случае, если он сам является виновником ДТП.

Определение виновника аварии и права пешехода

Определить истинного виновника ДТП бывает очень сложно в случаях, когда ни пешеход, ни водитель прямо не нарушали Правил дорожного движения. Важно определить, мог ли водитель или пешеход предпринять какие-либо действия, которые смогли бы предотвратить аварийную ситуацию. В этих целях нередко назначают автотехническую экспертизу (дорожно-транспортную, трасологическую, экспертизу технического состояния автомобиля и прочее).

Немного судебной практики. Если причиной аварии стала техническая неисправность автомобиля, которую водитель не имел возможности устранить, но принял все возможные действия для предотвращения ДТП, то его признают невиновным в наезде на пешехода.

Пешеход, в свою очередь, вправе потребовать от водителя компенсации полученного ущерба здоровью или имуществу вне зависимости от результатов проведенной экспертизы (гражданская ответственность водителя) и от наличия или отсутствия вины водителя. На подачу исков на компенсацию ущерба со стороны пешехода даже не установлен срок исковой давности. В то время как срок исковой давности для водителей составляет всего 3 года.

Часть ущерба пешеходу возмещает страховая компания в рамках страхового полиса ОСАГО. Но сумма страхового возмещения далеко не всегда покрывает реальный размер полученного ущерба. Размер денежной компенсации, которую вправе потребовать пешеход от водителя, обычно не превышает 160 тысяч рублей. Конечная сумма, которая будет назначена судом, рассчитывается на основании правил, установленных Уголовным кодексом РФ и другими законодательными актами.

Помимо компенсации за поврежденное имущество и за нанесенный вред здоровью пешеход вправе потребовать от водителя и компенсации морального ущерба. Но в этом случае ему необходимо привести суду доказательства того, что такой ущерб реально имел место (к примеру, предоставить справку от психиатра). Итоговый размер морального ущерба определит суда.

Любое требование пострадавшего пешехода о возмещении ущерба суд может отменить, если будет доказана полная невиновность водителя или факт преднамеренных действий со стороны пострадавшего (к примеру, пешеход намеренно бросился под колеса, чтобы в будущем получить компенсацию).

В качестве итога

Согласно официальной статистике, смертность на российских дорогах превышает смертность на дорогах Европы примерно в 3-4 раза. Так, в 2017 году в результате ДТП погибло около 19 тысяч человек. Чтобы избежать подобной участи, следует очень ответственно относиться к управлению автомобилем, а также к Правилам дорожного движения. Безопасность на дорогах в равной степени зависит и от внимательности водителя, и от здравых действий пешехода.

Причины аварий с участием обычных пешеходов могут быть самые разные. Очень часто это именно неосмотрительное поведение других участников дорожного движения непосредственно на участках в большой разрешенной скоростью движения ТС.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Именно поэтому водителям следует быть максимально осторожными именно на специальных пешеходных переходах.

Статистика

Сегодня причины появления ДТП чрезвычайно разнообразны и насчитывается более нескольких десятков оснований. Обычно это невнимательность самого водителя, иные ситуации.

При этом отдельно стоит отметить, что существенная часть ДТП возникает по вине пешеходов или же их участием.

Причем большая часть подобных аварийных ситуаций имеет место именно по причине невыполнения правил дорожного движения последними. Максимальная внимательность водителя на дороге – лучшая защита от подобных ситуаций.

Статистика за 2020-2017 год выглядит следующим образом:

Количество раз возникновения Сколько в результате погибло Имело место ранений в результате аварии
Контакт пешехода с автомобилем 38 500 4 567 35 687
Нанесение вреда пешеходу на пешеходных дорожках 12 250 780 12 234
В условиях недостаточной видимости 13 871 2 780 11 870
По вине самих находящихся вне ТС 16 400 4 000 14 545
По вине управляющих ТС 20 877 1 890 20 100

При этом ежегодно статистика меняется. В целом, динамика является отрицательной. С каждым годом ДТП рассматриваемого типа становится все меньше и меньше.

Но такие позитивные изменения незначительны. Именно поэтому следует со всеми тонкостями разобраться предварительно. Данный момент прорабатывается заблаговременно.

Причем следует отметить, что порядка 10% пешеходов, участвующих в ДТП, гибнут. Соответственно, это приблизительно 1 из 10 человек. Остальные 90% получают различные ранения – разной степени тяжести.

Представленная выше статистика является официальными данными ГИБДД. Сегодня в разных городах применяют различные меры для снижения показателей смертности среди пешеходов.

Используется дополнительное освещение на пешеходных переходах, монтируются подземные туннели – с помощью которых можно будет осуществить переход на другую сторону улицы.

Ещё один важный момент – повышение грамотности в плане знания ПДД среди пешеходов.

Сегодня многие школы проводят специальные занятия с подростками (именно эта возрастная категория становится участниками аварий чаще остальных) – на которых осуществляется разъяснение правил поведения на дорогах, а также множество других моментов.

Возможные причины ДТП по вине пешехода

Дорожно-транспортное происшествие – это настоящая трагедия для всех людей причастных к аварии. Хорошо, если ущерб нанесен только материальный, разбита машина, выведены из строя комплектующие агрегата.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Но, к большому сожалению, авария редко обходится без жертв. Зачастую виной столкновений является нарушение правил дорожного движения водителем, в частности превышение скорости. Вследствие чего автовладельцу не хватает времени адекватно оценить ситуацию.

Но не всегда виновник аварии, сидящий за рулем человек. Создателем аварийных ситуаций часто выступают пешеходы, как полноправные участники дорожного движения.

Граждане, пренебрегая правилами и безопасностью, переходят дороги в неположенных местах, там, где им захочется, молодежь дурачится на окраинах тротуаров и так же выскакивает на дорогу.

Статистика по РФ за 2020 год

Сотрудники ГИБДД и экспертный центр «Движения без опасности» ежегодно проводят исследования и ведут различную статистику касающеюся ДТП.

Они подсчитываю абсолютно все, начиная от количества аварий и заканчивая процентными показателями соотношения числа аварий в различных городах России в зависимости от причин возникновения происшествия.

Результаты исследования показывают, что самым опасным краем для пешеходов оказалась Калужская область и Тыва. Наиболее комфортная и безопасная жизнь у жителей Чукотки и Мурманской области.

Статистика показывает, что количество аварий с участием пешеходов увеличивается именно в осенний период, когда появляются заморозки, дождь. То есть тормозной путь автомобиля рассчитать очень сложно.

Соответственно пенсионеры и пожилые люди не учитывают этого и переходят дорогу как летом, ни взирая на погодные условия, и часто становятся виновниками происшествий.

Каждый год в России осуществляется около 60-65 тыс. наездов на пешеходов, как по вине водителя и самих людей. Пострадавших пешеходов от наездов около 20 тыс.

Как говорят статистические данные, пешеходы часто попадают под колеса автомобилей по собственной вине. То есть об ответственности и осторожности на дороге со стороны граждан не может идти и речи.

Ведь с 13 тысяч погибших людей, около 5 тысяч попали под колеса автотранспорта исключительно по своей вине.

Всем не раз приходилось видеть такую картину, когда на улице имеется достаточное количество пешеходных переходов, а люди перебегают дорогу через каждые 10 метров, кому, где надо.

Основная причина наездов на пешеходов – переход участков дороги в запрещенных местах. В 2020 году нарушение правил дорожного движения со стороны пешеходов посопутствовало 20 тысячам авариям.

Согласно статистическим данным из-за неожиданных появлений пешеходов на дороге (вышли из-за машины, дерева) случилось еще 2500 аварий. Идентичное количество несчастных случаев произошло по вине пешеходов, что были в состоянии алкогольного опьянения.

Выше указывались места, когда пешеходы становились причиной аварии вследствие нарушений правил дорожного движения. Что касается их правомерной деятельности, и перехода дороги в указанных местах, то и тут не все гладко.

Люди умудряются нарушать и на пешеходных переходах, светофорах. Хотя процент гораздо ниже. По вине пешеходов на переходах погибло около 13 % людей, в 87 % случаев виновниками стали водителя транспортных средств.

Интересный факт, что вероятность попасть под колеса машины, на регулируемом перекрестке, гораздо выше, чем на нерегулируемом. Этому есть элементарное объяснения. Водитель автомобиля часто любит нарушать правила и ехать на красный свет.

Но пешеход, будучи уверенным в своей правоте и видя перед собой зеленый коридор, без оглядки идут вперед. Вследствие чего и получается дорожно-транспортное происшествие.

Причины ДТП по вине пешехода

Давайте рассмотрим с участием пешеходов, где они выступают виновникам событий:

  • самая основная причина, в подтверждение этому вышеуказанные статистические данные – это переход дороги в нежелательном и запрещенном месте.

Большинство аварий случается в тех местах, где поток автомобилей огромный и человек просто не успевает оценить свои шансы прейти дорогу, рассчитать скорость водителя машин, посмотреть во все стороны.

Для автовладельца, что спокойно едет и не ждет на данном участке перебегающего дорогу человека, появления гражданина становится неожиданностью. В силу того, что агрегаты сейчас мощные и быстрые, человек просто не успевает среагировать и вовремя обойти препятствие и остановиться.

Это ему не дает сделать технические параметры машины. Однако пешеход думает по-другому. Часто люди переходят дороги под сигналы авто и еще при этом умудряются не торопиться.

Существует такая категория людей, что вообще не смотрит по сторонам и смело идет через дорогу, думая, что увидевший водитель остановится и пропустит его. Это некие «вип-персоны», что живут по своим установленным правилам. Смешав вместе все сказанное и, получается около 60 тыс. наездов в год;

  • вторая причина – это непреднамеренные появления и неаккуратность пешеходов. К примеру, внезапные появления на дороги из-за препятствий, машин, деревьев, что закрываю обзор человеку. Это баловство школьников и студентов, что слишком увлекаются собой и не видят как оказываются около края тротуара, что легко можно перешагнуть черту и ты уже на дороге.
  • третья причина – это пешеходы, что находятся в состоянии алкогольного опьянения. Таким особам не играет место перехода, препятствия или еще что-нибудь. Пьяные граждане могут идти по центру проезжей части, и им будет все равно, при этом ругаясь матом.

Под колеса пьяные люди попадают из-за своей нарушенной координации движения при обгонах авто. Передвигаясь сзади неуверенно идущего человека, обязательно сбавьте скорость. Ведь нет гарантии того, что его в эту же секунду не поведет в вашу сторону.

Какое наказание несет водитель и пешеход

По поводу ответственности за сбитого пешехода, то законодательство неправильно расставило приоритеты, и нет единого механизма, с помощью которого будут расследоваться неправомерные действий пешеходов, что повлекли за собою аварию и как притягивать этих граждан к ответственности.

Ведь не сравнить степень ответственности пешехода, что нарушил и того же водителя автомобиля.

Согласно теоретическим рассуждениям в обязанности пешехода входит знание правил, но привлечения его к ответственности, как показывает практика это дело топовой сложности.

Человек попросту может скрыть с места аварии, убежать, не иметь при себе подтверждающих документов. А как вы установите его личность, что запишет в бланк, номера ведь отсутствуют?

Наведем такой пример. Представьте что пешеход, что находится в состоянии алкогольного опьянения пытается пересечь дорогу в неположенном месте, где разрешенная скорость авто 90 км. Максимум что получит человек это штраф в размере 500 рублей.

Что касается водителя, что ехал по правилам, ничего не нарушал, и виноват лишь в том, что находился в этот момент за рулем, может избежать наказания.

Однако оплатить лечения, похороны гражданина придется, такова логика правоохранительных органов. Конкретнее в , где указано, что автовладельцев находившийся за рулем должен отвечать и платить за происшествие.

Человек должен возмещать ущерб нарушившему правила пешеходу. Видите ли, водитель находился в источнике повышенной опасности. Но если собственник авто ничего не нарушал, то есть не виновен, суд освобождает водителя от ответственности.

Большинство гражданских активистов выступают за внесения равнозначной ответственности за совершенные аварии, как по вине водителя, так и по вине пешехода.

В то же время нет механизма, который будет привлекать к ответственности таких людей. Но с этим нужно бороться. Ведь из-за пешеходов происходят страшные аварии, погибают люди, а ответственности нет. Как вы докажете что именно пешеход был виновником аварии?

Необходимо остановить человека, попросить документы, а если их нет, вести в отделение, а если тот преставится кем-то другим, баз в МВД пока на граждан нет. Поэтому большинство пешеходов остаются безнаказанными.

Как доказать вину

Доказать вину пешехода очень сложно, практически нереально. Для этого необходимо иметь фото подтверждения, а лучше видео, где показано движение человека. Это могут быть скрытые камеры наблюдения.

Необходимо иметь много свидетелей, что пойдут против человека, которого сбила машина. А как показывает практика, люди всегда за пострадавшего, хоть он и есть виновником, да и закон находится на его стороне.

Примеры из судебной практики

Рассмотрим несколько значимых примеров из судебной практики.

Пример 1

Существует пять основных причин, приводящих к транспортному приключению.

Дорогой читатель! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону.

Это быстро и бесплатно !

  1. Авария по вине водителя транспортного средства. Это самая распространенная причина ДТП. Безответственное поведения владельца автомобиля стало причиной многих трагических последствий в жизни людей. Самый распространенные факторы, которые ведут к аварии это: нетрезвый водитель транспортного средства, допустимой на данном участке дороги, неправильный обгон, несоблюдение дистанции с другими средствами передвижения, игнорирование сигналов светофора, отвлечение на другие дела, невнимательность, другие нарушения правил дорожного движения. Однако среди всех факторов особое значение приобрел фактор превышения скорости. В разных странах он стал виной смерти и инвалидности множества граждан. Нередки случаи, когда водитель транспортного средства настолько утомлен, что засыпает, и становится виновником транспортного происшествия. Также страшную роль может сыграть отсутствие опыта вождения автомобиля.
  2. Транспортное происшествие, виновником которого стал пешеход. Чаще всего попасть в аварию пешеход может, пересекая дорогу в неположенном месте, а также не беря во внимание сигнал светофора. Причины ДТП по вине пешехода могут включать состояние алкогольного опьянения, невнимательность, желание выиграть во времени, не сознание опасности, которая таит в себе дорога. Нередко в ДТП попадают дети, выбегая на дорогу в игре, а также пенсионеры, люди с ограниченными возможностями неспособными среагировать на приближение опасности.
  3. Распространенной причиной дорожного происшествия является техническая неисправность автомобиля. Существует перечень неисправностей транспортного средства, при наличии которых запрещено передвижение транспортного средства. Наличие технического осмотра и ответственность водителя могут свести к минимуму аварийность по этой причине. Как правило, водитель перед выездом в состоянии обнаружить неисправность, которая может привести к ДТП. По статистике всего лишь 3% аварий по причине неисправности произошли из-за дефекта транспортного средства, которое незаметно водителю.
  4. Дорожные условия, которые способствуют аварийности. К таким причинам относятся: скользящее дорожное покрытие, ухабы и ямы на дорогах, ограничение в видимости на дороге и другие. Открытые люки стали причиной многих аварий, опрокидывания транспортного средства, выезда его на встречную полосу движения.Большое количество ДТП приходится на темное время суток. На участках дороги с плохим освещением довольно тяжело увидеть пешехода в темной одежде. Поэтому для обеспечения безопасности человеку, который часто пересекает дорогу в темное время суток лучше приобрести одежду со светоотражателями.
  5. ДТП может произойти по причине халатности других участников дорожного движения, например, велосипедистов. Неисправный светофор, вовремя несрезанные ветви деревьев над дорогой, упавшее дерево.

Сложные метеоусловия, дожди, снегопады, гололедица также являются частой причиной ДТП.

Ответственность при ДТП с участием пешехода

Виновником ДТП могут стать: пешеход, водитель средства передвижения, иные участники дорожного движения. В зависимости от решения суда ответственность несет виновный в ДТП.

Ответственность может быть возложена на дорожную службу, в случае если авария произошла по причине не соответствующего нормам состоянию дорог. Также виновной стороной может быть служба ГИБДД, в случае неисправности светофора.

Наезд на пешехода по вине водителя

В зависимости от последствий дорожного происшествия, водитель, ставший может нести такие виды ответственности:

  1. Уголовную ответственность (лишение свободы до 8 лет).
  2. Административную ответственность (штраф, лишение водительского удостоверения).
  3. Гражданскую ответственность (возмещение ущерба пострадавшему лицу).

Если вред нанесен другому автомобилю, то виновника ждет административная ответственность в виде штрафа ГИБДД, и гражданская ответственность в виде компенсации ущерба пострадавшей стороне.

Если пострадал пешеход, то статья 1079 Гражданского Кодекса РФ обязывает виновного водителя оплатить расходы на его лечение.

ДТП по вине пешехода

Несмотря на то что пешеходы имеют меньше причин и ситуаций для создания ДТП, они могут стать его виновником.

Отсутствие прав не освобождает пешехода от необходимости соблюдения правил движения на дороге. Законодательством предусмотрена ответственность пешехода за нарушения, которые привели к аварии.

Административная ответственность пешехода определяется штрафом в пределах 500 рублей.

Если в результате ДТП был причинен вред здоровью и жизни другого участника происшествия, то предусмотрена такая ответственность:

  1. Штраф в пределах 1000-1500 рублей.
  2. Лишение свободы сроком до 2 лет, если пострадавший получил тяжелые травмы.
  3. Лишение свободы сроком до 4 лет, если авария повлекла за собой смерть участника ДТП.
  4. Лишение свободы сроком до 7 лет, если погибли двое и более человек.

Пешеход является полноправным участником движения на дороге и несет полную административную, уголовную и гражданскую ответственность за свои действия.

Как определить виновного

Определение виновного в ДТП осуществляется при трудных обстоятельствах. Затруднение вызывают ситуации без прямого нарушения правил движения на дороге.

Вина водителя или пешехода определяется исходя из возможности избежать, какой-либо стороной, происшествия. Для определения вины водителя проводится авто-техническая экспертиза транспортного средства.

Если по техническим причинам водитель не мог избежать аварии, то есть сделал всё возможное чтобы избежать её, он признается не виновным в происшествии.

Законодательно закреплено за пешеходом право подать в суд на водителя и потребовать компенсации ущерба, вне зависимости от результатов экспертизы. Для пешехода срок исковой давности не имеет конечной даты, а для водителя – это три года после происшествия.

Ответственность за наезд на пешехода

Тяжесть ответственности водителя сбившего пешехода зависит от двух факторов: вина водителя и степень тяжести ущерба пострадавшего пешехода. Это может быть лишение водительского удостоверения, штраф ГИБДД, суд и уголовная ответственность.

Так, статья 264 Уголовного кодекса Российской Федерации говорит о том, что водителя ждёт лишение свободы сроком от 3 до 6 месяцев или до 2-х лет с лишением права на срок до 3-х лет. Если в результате ДТП погиб человек, водителю грозит наказание до 5 лет лишения свободы.

Ответственность водителя лежит в пределах от штрафа до заключения до 8 лет. Законодательство, как правило, принимает сторону пешехода.

На жесткость мер наказания водителя могут повлиять обстоятельства:

  1. Водитель сбил пешехода в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
  2. Водитель скрылся с места аварии.
  3. Водитель проявил агрессию.


Добропорядочный водитель на месте ДТП поведет себя так:

  1. Вызовет неотложную помощь и сотрудников дорожной инспекции.
  2. Окажет пострадавшему пешеходу необходимую помощь.
  3. Снимет или сфотографирует место аварии.
  4. Зафиксирует показания свидетелей.
  5. Предоставит все данные сотрудникам дорожной инспекции для создания протокола.
  6. Свяжется со страховой компанией и зафиксирует дорожное происшествие.

Права сбитого пешехода и компенсация

Кто бы ни был виновником аварии, пострадавший пешеход имеет право на компенсацию материального ущерба и затрат на восстановление здоровья. Часть компенсации выплачивается страховой компанией ().

Компенсация может быть разная в зависимости от характера ущерба:

  1. Нанесения вреда здоровью и жизни пешехода (до 160 тыс. руб.).
  2. Нанесение вреда имуществу пешехода (120 тыс-160 тыс. руб.).

Размер компенсации рассчитывается в соответствии с Уголовным кодексом РФ (глава 56). Выплата моральной компенсации пострадавшему определяется в ходе судебного разбирательства.

Если в суде доказана невиновность водителя или преднамеренное действие пострадавшего, то компенсация может быть отменена.