Домой / Знаете ли Вы, что… / Характеристика и образ порфирия петровича в романе достоевского преступление и наказание. Дополнительный материал к уроку: "Образ Порфирия Петровича в романе Достоевского "Преступление и наказание"

Характеристика и образ порфирия петровича в романе достоевского преступление и наказание. Дополнительный материал к уроку: "Образ Порфирия Петровича в романе Достоевского "Преступление и наказание"

Порфирий Петрович («Преступление и наказание») — «следователь», который ведет следствие по делу об убийстве старухи-процентщицы и Лизаветы. Среди вещей, заложенных у Алёны Ивановны, он обнаруживает кольцо и часы, сданные ей Раскольниковым. Кроме того, за два месяца до описываемых событий Порфирий прочел анонимную газетную статью «О преступлении», автором которой является Раскольников (Порфирий узнает об этом через редактора). На основании этих косвенных улик он делает однозначный вывод, что преступником является Раскольников.

В упомянутой статье Раскольников утверждает: если человек замыслил великое дело и если для этого требуется принести в жертву множество людей, он должен сделать это. В пример он приводит Магомета и Наполеона. И пусть эти «необыкновенные» люди попирают закон, им это позволено. Для «необыкновенных» людей люди обычные являются лишь материалом. Порфирий чувствует, что Раскольников квалифицирует себя именно как такого «необыкновенного» человека.

Между Порфирием и Раскольниковым происходят три знаменательных разговора. Порфирий — дальний родственник Разумихина, товарища Раскольникова. Через Разумихина Порфирий собирает данные о преступнике. Сам Раскольников понимает, что если он станет скрывать, что сдавал вещи в залог старухе-процентщице, то это только усилит падающие на него подозрения, а потому, едва справляясь с дрожью, он сам отправляется к Порфирию. Он идет к нему домой вместе с Разумихиным и заявляет: я — один из клиентов Алёны Ивановны; часы — память об отце; хотя процентщица и убита, но он хотел бы выкупить часы. Какое заявление ему следует подать? Это — первый разговор между Раскольниковым и Порфирием.

Порфирий с самого начала раскусил замысел Раскольникова. Он радушно встречает его и говорит, что ожидал его визита. Он — притворщик, до которого Раскольникову далеко. В нужную минуту он как ни в чем ни бывало вдруг и ненароком намекает — выражением лица, интонацией, жестом — что знает, кто был у процентщицы в роковой час. При этом он вроде бы и не пытается уличить Раскольникова. Относительно статьи о преступлении он с невинным видом просит дать ему некоторые разъяснения. И тут вдруг спрашивает, будто бы открывая свои карты, считает ли Раскольников сам себя «необыкновенным человеком»? Но это не официальный допрос, Порфирий извиняется за свои глупые вопросы, принимает простодушный вид, говорит, что статья Раскольникова интересует его только в «литературном» отношении.

Вторая встреча происходит в кабинете Порфирия Петровича. Точно так же, как и при визите Раскольникова в его квартиру, Порфирий («Преступление и наказание») прикидывается дурачком. Он ведет себя совсем не так, как человек, расследующий дело об убийстве. Он говорит Раскольникову, что «казенная квартира, это славная вещь», говорит, что «в России-с, если два умные человека сойдутся вместе, то целых полчаса никак не могут найти темы для разговора», жалуется, что род его занятий предполагает сидячий образ жизни, а потому он старается хотя бы ходить для «моциону» в своем кабинете. Он бросается от одной темы к другой, меняет позы и выражение лица, болтает без умолку. Совершенно невозможно понять, что у него на уме.

Речи Порфирия приобретают все больше напора, временами кажется, что он даже симпатизирует Раскольникову. Он говорит о том, что понимает обстоятельства Раскольникова: он душевно болен, а оттого и вообразил себе, что убил человека, а странные его речи вызывают подозрения у полиции... После кажется, что все эти речи—дьявольская хитрость, чтобы вывести Раскольникова на чистую воду, но в тот момент, когда Порфирий произносит свои речи, мнится, что он симпатизирует подозреваемому.

Третья встреча происходит в том же самом ключе. На сей раз Порфирий Петрович («Преступление и наказание») сам является в каморку Раскольникова. И снова мы видим, как его энергичная речь обращается от одного предмета к другому: табак — яд, но бросить курить не могу, поскольку я не пью, то вместо этого курю, прошу прощения за прошлую встречу, для того, чтобы попросить прощения, я и пришел сюда... И тут же вдруг признается, по какому плану он проводил разговор с Раскольниковым в своем кабинете, он говорит, что Раскольников ему нравится, ему не хотелось бы, чтобы Раскольников думал о нем дурно. Порфирий настолько чистосердечен, что главному герою кажется: Порфирий не подозревает в нем убийцу. «Неужели же в самом деле за невинного меня принимает?»

Порфирий продолжает говорить, критикует статью Раскольникова, отпускает колкие замечания по адресу Разумихина и маляра Миколки, а потом обращается к убийству старухи-процентщицы и Лизаветы. И тут он вдруг говорит, что признание Миколки в убийстве — ложь.

Его вывод совершенно не вяжется с ходом предыдущих рассуждений. Раскольников задыхающимся голосом спрашивает: «Так... кто же... убил?» И тогда Порфирий отвечает ему: «“Как кто убил?... да вы убили, Родион Романыч! Вы и убили-с", — произнес он почти шепотом, совершенно убежденным голосом».

Алогичность поведения Порфирия, его постоянное фиглярство выводят Раскольникова из себя, хотя он и не оставил никаких реальных улик. Тактика Порфирия Петровича («Преступление и наказание») — заставить Раскольникова явиться с повинной — приводит к тому, что главный герой начинает думать, что у Порфирия и вправду есть доказательства его преступления.

Однако эксцентрическое поведение Порфирия Петровича не может быть объяснено исключительно из практических соображений. Попробуем внимательно перечесть довольно длинную сцену их третьей встречи с Раскольниковым и убедимся, что его «фокусы» — это не только и не просто приемы следователя. Он действительно обладает такой натурой, которая заставляет прибегать его к выдумкам, он не может не актерствовать. Как сам признается Порфирий во время третьей встречи, ему уже не нужно оказывать психологического давления на Раскольникова. Он мог бы сразу выложить то, что у него на уме и прямо высказать свой вердикт. Тем не менее, он поначалу говорит так, как будто бы ему ничего не известно, давая понять, что преступник — совсем другой человек. И только потом переходит к своему выводу. Первая часть разговора представляется совершенно излишней, но в том-то все и дело, что это «излишество» непременно нужно ему. Порфирий Петрович («Преступление и наказание») попросту не может существовать без своих актерских эффектов.

При всем своем пристрастии к таким эффектам Порфирий не преследует ими собственной выгоды. Другой человек давно бы опротивел сам себе, но Порфирий — по собственной воле — полностью поглощен беспрестанной сменой масок, лица, подобий. И эта переменчивость составляет его суть.

Может быть, кому-то и покажется алогичным, но в этом отношении следователя можно признать человеком намного более больным, чем сам Раскольников. Когда Раскольников предстает перед Порфирием, у него голова идет кругом. Он не знает, где правда, а где ложь, он думает, что попал в ловушку, но оказывается, что он на свободе, он не может «уловить» Порфирия. Он уже вроде бы понял, что следователь паясничает и врет, но в очередной раз поддается на его фокусы. Раскольников испытывает перед сыщиком не то чтобы страх, ближе к истине было бы сказать, что голова его затуманена странными выходками Порфирия. Этому низенькому и вертлявому человечку всегда приятно провести кого-нибудь за нос, даже если в этом нет никакой необходимости. С омерзительной гордостью он заявляет вслух о своем фиглярстве, и он прав: он шут, который наслаждается своим шутовством.

Сыщик Порфирий играет с преступником Раскольниковым, как кошка с мышкой, он издевается над ним, но одновременно, как это ни странно, он подает ему и добрые советы — настолько искренние, что это ставит в тупик. Он пытается спасти Раскольникова и облегчить ему наказание, чтобы в будущем он смог возродиться для другой жизни. Именно поэтому он старается не изобличить его, но сделать так, чтобы Раскольников сам явился с повинной.

Во время третьего, последнего разговора Порфирий Петрович поворачивается именно этой стороной. Получается, что под личиной шута следователь прячет глубокие человеческие чувства. Однако читателя не оставляет недоумение по поводу того, почему сыщик думает о будущем преступника, зачем он отказывается от почестей по расследованию трудного дела и поимке преступника. Попробуем разобраться.

Преступник Раскольников для Порфирия — человек совершенно чужой. К тому же следователь не предстает на страницах романа как человек с каким-то особо сочувственным характером. Порфирий Петрович («Преступление и наказание») не подходит для того, чтобы быть действительно «добрым» человеком: он слишком вертляв, чтобы его глаза сумели по-настоящему увидеть жизнь человека. Со спокойной душой он врет добродушному Разумихину и использует его в своих полицейских целях. И, вместе с тем, он настроен крайне сочувственно по отношению к Раскольникову.

Порфирий признается Раскольникову, что в его статье он остро почувствовал дыхание молодости, и в его словах ощущается ностальгия по молодости собственной. Порфирию тридцать пять лет, он в полном расцвете умственных сил, но, тем не менее, он говорит с Раскольниковым (и с читателем) как отживший свое многоопытный старец: он признает, что еще способен чувствовать и сочувствовать, но все равно он — человек «поконченный» и свое отживший. Обращает на себя внимание и несколько архаизированная временами речь следователя. Благодаря ей он выглядит человеком прежнего поколения.

И вот этот Порфирий Петрович — человек с опытом и понимающий, что такое человеческая жизнь, — встречает Раскольникова — человека молодого, пребывающего в юношеских заблуждениях, незрелого. Для Порфирия время юношеских страданий и надежд уже прошло, но ему понятны ошибки и страдания молодости. Тэрада Тору в своей книге «Читая Достоевского» говорит, что Порфирий любит Раскольникова, словно сына. И нельзя не согласиться с ним в этой оценке.

Молодой Раскольников испытывает крайнее раздражение по поводу несправедливости устройства этого мира, ради «великого дела» он убивает алчную старуху-процентщицу. «Старый Шиллер» Порфирий, считающий свою жизнь «поконченной», хорошо понимает подноготную нетерпеливого, импульсивного «Шиллера молодого» — именно поэтому он и употребляет все усилия для того, чтобы убедить того: будь терпелив, у тебя есть будущее, ты можешь стать «солнцем», признайся в содеянном.

Главная тема «Преступления и наказания» — это преодоление одиночества и возрождение к жизни «мертворожденного» Раскольникова, возрождение, достигнутое силой сострадания. Это возрождение обеспечивается не только «сестрами во Христе» —Лизаветой и Соней. Порфирий Петрович («Преступление и наказание») тоже внимательно наблюдает за Раскольниковым и подготавливает его к этому возрождению.

Диалоги между умудренным опытом человеком и человеком молодым, присутствующие в «Преступлении и наказании», получат развитие в «Бесах», «Подростке» (старик Макар и Аркадий), «Братьях Карамазовых» (старец Зосима, Дмитрий и Алёша). Там они выйдут за рамки чисто поколенческих проблем, там они превратятся в разговоры молодого человека, ищущего образец для «правильной» жизни, с многомудрым стариком, выводящим его на верный путь. Таким образом, в произведениях Достоевского будет нарастать дидактическая составляющая воспитательного романа.

Сводя человека пожившего и человека молодого, Достоевский как бы разговаривает сам с собой. Валковский, Порфирий, Зосима — это Достоевский, умудренный знанием жизни. Иван, Раскольников, Дмитрий — это Достоевский молодой. Молодой Достоевский — это всегда идеалист Шиллер. Достоевский — это писатель, который занимается интерпретацией своей жизни.

Роман Ф.М. Достоевского настолько сложен, многогранен и многослоен, что смело можно утверждать, что полностью, до самой последней точки не изучен до сих пор. Сколько раз его перечитываешь, столько слоев, граней, пластов еще открывается. Так же многогранны, сложны, несмотря на кажущуюся простоту, действующие лица произведения. Вот и образ, и характеристика Порфирия Петровича в романе «Преступление и наказание» доказывают, насколько непрост этот вроде бы второстепенный персонаж.

Роман похож на айсберг: верхняя часть прочитана и перечитана, а под водой еще больше пока сокрытого. Нюансы в содержании произведения, художественные образы раскрыты критиками, литературоведами, кинофильмами (по роману) затронуты лишь в малой степени. Вот и Порфирий Петрович – вроде бы второстепенное действующее лицо, а сколько еще таит в себе неразгаданного.

Описание Порфирия

Кто же он такой – следователь Порфирий Петрович? Он всего лишь три раза встречается с главным героем Раскольниковым. И, описывая первую встречу следователя со студентом, автор рисует Порфирия так: Достоевский снова применяет свой излюбленный прием: внешность -это одно, а внутренняя, главная суть -это совсем другое. То, что снаружи, что явно видно, -всего лишь фасад, витрина, неглавное. А вот глаза - «зеркало души» скрыть самую суть персонажа не могут, наоборот: именно они и характеризуют самое главное в действующем лице романа.

И далее писатель рисует Порфирия Петровича как очень умного, проницательного человека, даже в какой-то степени психолога, но - умеющего притворяться, маскироваться, даже играть простачка. Это человек далеко не бедный, очень хорошо образованный, со способностями. Но странным бывает его поведение, особенно в отношении окружающих. То он одевается неуместно, то словечками сыпет безостановочно, повторяет их по несколько раз, словно не понимает их.

Особенные качества личности

Сам писатель был превосходным психологом. Персонажей своих произведений он видел насквозь и считал, что любой человек имеет и плохие, и хорошие качества в своем характере, в своей душе.

Вот и Порфирия Петровича Достоевский написал как достаточно противоречивую личность. С одной стороны следователь предстает умным, образованным, проницательным, хорошим психологом с великолепной логикой. Казалось бы, вот они - все необходимые для следователя качества. И Раскольникова Порфирий разоблачил практически за три короткие встречи, не имея почти никаких улик и доказательств: так - одна статейка про теорийку в газете да умозаключения кое-какие. А с другой стороны все эти качества великолепные оборачиваются поистине иезуитскими манерами, психологической пыткой жертвы.

Как-то несимпатичен становится к концу романа Порфирий Петрович: загоняет он жертву в угол психологическими издевательствами, а не логикой, попыткой достучаться до совести, до души подозреваемого, чтобы пробудить в последнем искреннее раскаяние. Следователь словно получает наслаждение, видя мучения подследственного.

Следователь и главный герой

Великий Мастер Слова Достоевский весьма умело столкнул двух своих центральных персонажей в схватке. Прекрасно владеющий собой, холодный, как камень, едко ироничный, следователь словно оса кружит возле Раскольникова, хладнокровно выбирая место, в которое можно ужалить. Писатель, описывая Порфирия Петровича, с помощью приемов семантики отразил в этом персонаже Петербург, нравственно больной, с его чахоточной сыростью, туманами и резким контрастом между богатыми и бедными:

«царственно столичный, порфироносный, одновременно каменный и холодный город четко выражен в имени героя».

Порфирий Петрович такой же душевно холодный, одержимый идеей наказать преступника, но не думаюший о людях душевно. Он никому не симпатизирует. А убийство Алены Ивановны разгадывает словно кроссворд.

Эти качества подтверждает и манера его поведения: приторное, липкое, слащавое его многословие обволакивает и выматывает собеседника вместе с обилием уменьшительных суффиксов. Словоерсов в речи Порфирия даже чересчур много – он словно унижает сам себя перед собеседником, а сам тем временем просчитывает варианты, изучает противника, вводя того в заблуждение своей вроде бы недалекостью.
Он доводит Раскольникова чуть ли не до сумасшествия в своей совершенно иезуитской манере. Зато как же следователь горд собой в конце романа, когда говорит Родиону:

«…да вы убили, Родион Романыч!» «Вы и убили-с..., - прибавил он почти шепотом, совершенно убежденным голосом.»

Порфирий торжествующе принял признание студента в убийстве. Однако же не он достучался до души главного героя, и не с его помощью раскаялся Родион. Соня смогла пробудить в Раскольникове человеческие чувства, искренне покаяние и раскаяние.

Порфирий ерничает часто, любит притворяться перед собеседником простачком, что вводит того в заблуждение. Человек расслабляется, считая следователя недалеким, может даже глуповатым, в запале спора или долгого разговора выдает себя. А Порфирий, словно опытный рыбак, в этот момент и ловит на слове, на действии собеседника. А вот с Раскольниковым такой иезуитский метод следователю помог лишь отчасти: да, Родион пришел добровольно и признался в убийстве в итоге. Но не Порфирия это заслуга, не смог он запугать студента. Соня повлияла на Раскольникова, достучалась до его души и совести.

Кто же такой Порфирий Петрович

Персонаж без фамилии – словно безликий образ, без своего «Я». И действительно: следователь словно сожалеет, что в своей юности так и не решился на Поступок, именно что - не преступление, а Поступок. Раскольников решился, а он - нет. И это сожаление о несовершенном, это разочарование в себе и является причиной противоречивого отношения следователя к главному герою. То Порфирий играет со студентом как кошка с мышкой, то он подсказывает Родиону, как лучше поступить, чтобы получить меньшее наказание, подталкивает героя к добровольному признанию, но в то же время совершенно омерзительными психологическими пытками понуждая сознаться в содеянном.

«Преступление и наказание» стало бессмертным произведением, о котором критики, литераторы, читатели спорят до сих пор. При каждом перечитывании романа всякий раз открывается очередной пласт психолого-философских размышлений, герои открываются какой-то новой стороной своей. Роман очень многозначен и не дает себя забыть.

«Преступление и наказание» – важное произведение в творчестве и знаковая веха в истории мировой литературы. Два антагониста – убийца Родион Раскольников и следователь Порфирий Петрович – сталкиваются в судебном и идеологическом конфликте.

История создания

Произведение создано в 1866 году. Достоевский работал над сочинением, находясь на каторге. Первоначально повествование в романе должно было преподноситься в виде исповеди писателя, но замысел претерпел модернизацию. Направляя анонс своего творения редактору «Русского вестника» (журнала, в котором впоследствии был издан роман), автор дает ему характеристику «психологического отчета одного преступления».

«Преступление и наказание» соединяет в себе психологическую направленность и философский подтекст. Роман относится к течению под названием реализм. При этом автор сравнивает идеи героев-антиподов, не превознося свое мнение над точкой зрения персонажей, а соседствуя с ними.

Порфирий Петрович – главное действующее лицо в произведении, наравне с центральным персонажем Родионом Раскольниковым. Он занимает должность в петербургском следственном комитете, верой и правдой служит государству. Героя отличают положительные профессиональные качества: интуиция, отличная память, прозорливость, сосредоточенность, внимательность и острый ум. Мужчина 35 лет, он называет себя конченым человеком и стариком.


Внешность следователя малопривлекательна. Он пухловат, кожа имеет болезненный оттенок, а в фигуре прослеживается что-то женоподобное и мягкое. Его образ заводит в тупик преступников, которых детектив обводит вокруг пальца, расследуя очередное дело. Порфирий Петрович честен и справедлив, знает цену слову, отличается цинизмом и недоверием к посторонним. При необходимости следователь примеряет на себя любую маску, чтобы выведать необходимую информацию.

Идеология Раскольникова стала известна Порфирию Петровичу задолго до личного знакомства с безжалостным студентом. Следователь читал статью Родиона, опубликованную в газете. В ней освещалась идеология, в соответствии с которой выделялись люди «высшей расы» и «низшего разряда». Студент рассуждал о возможности убийства первыми вторых, оправдывая свои доводы.

«Преступление и наказание»

Порфирий Иванович взялся вести расследование убийства старухи-процентщицы и ее родственницы Лизаветы. У героя не говорящее имя, но о фамилии следователя любопытно рассуждать. На протяжении всего романа автор не упоминает о ней ни разу. Зато в произведении «Братья Карамазовы» фигурирует тезка слуги закона с фамилией Знаменский, что свидетельствует о своеобразной отсылке, сделанной Достоевским.


Иллюстрация к роману "Преступление и наказание"

Причина противостояния Порфирия Петровича и Родиона Раскольникова кроется в разнице их теорий. Спор о сути преступления демонстрирует жизненные позиции оппонентов. Раскольников формирует собственную идеологию, его метод основывается на идее существования особенных людей, для которых убийство не считается преступлением. Порфирий Петрович не находит улик против преступника. Его роль в романе – выявление нигилизма, атеизма и дуалистичности главного героя. Разоблачение происходит вопреки отсутствию доказательств.

Словесные поединки героев привели к тому, что следователь догадался о вине Раскольникова. Только приход с повинной Миколки мешает свершению суда. Но Порфирий Петрович уверен, что предположения верны. Он чувствует связь с преступником, так как понимает его убеждения. В понимании следователя Родион – «страшный боец», который способен на поиск веры. Спокойствие, которое можно обрести, только признавшись в грехе, Раскольников обретает благодаря своему оппоненту.


Биография Порфирия Петровича мало описана в произведении. Сложно предположить, каким образом формировался метод работы детектива. Он демонстрирует знание психологии, особенный метод ведения допроса с применением подслушивания. Анализ каждой встречи героев позволяет понять, что натолкнуло следователя на верный путь дознания.

Первый разговор Раскольникова с представителем закона состоялся, когда следователь был одет по-домашнему, в халате и туфлях, без бакенбард и усов. Родиону казалось, что Порфирий Петрович видит его насквозь, а детектив решил блефовать. Речь в диалоге идет о причинах, по которым совершаются преступления, и их сути. Следователь припоминает студенту его статью в газете.

Второе свидание инициировано Родионом, проникшимся ненавистью к своему оппоненту. Герой рассчитывал на возможность развеять подозрения, возникшие, по его мнению, из-за отсутствия предосторожностей. При встрече Порфирий Петрович дает герою понять, что догадывается о совершенном убийстве и грабеже, заводит разговор о свободе, душевном спокойствии и строит беседу таким образом, что Раскольников невольно признается в содеянном.


Победа следователя в споре с преступником заключается в возможности принизить идею, пропагандируемую Раскольниковым. Это и становится причиной узнавания в романе.

Официальное признание происходит при третьей встрече мужчин. Придя на квартиру, где жил Раскольников, Порфирий Петрович дает понять, что не испытывает к тому личной неприязни. К удивлению читателя, следователь демонстрирует сострадание и симпатию к преступнику. Раскольникову это непонятно, равно как и способ изъяснения собеседника. Детектив посмеивается над подозреваемым, и в такие минуты он одновременно и злодей, и добродетель. Два героя существуют как взаимно притягиваемые и отталкиваемые магниты.

Устав от необходимости вилять и выкручиваться, Раскольников понимает, что следователь говорит с ним серьезно. Крах теории Раскольникова происходит у него на глазах. Герой убеждается в том, что у него нет качеств сродни наполеоновским. Совесть оказывается сильнее собственного воспевания. Стыд, осознание того, что его принцип оказался неверным, не позволяют Раскольникову перешагнуть через содеянное и двигаться дальше по жизненному пути.

Экранизации


Являясь примером классической литературы, роман «Преступление и наказание» неоднократно был экранизирован. Первая лента вышла под руководством Василия Гончарова. Фильм не сохранился, кто исполнил роль Порфирия Петровича – осталось загадкой. В фильме Ивана Вронского, вышедшего в 1913 году, в образе следователя предстал сам режиссер.


Андрей Панин в сериале "Преступление и наказание"

За ними последовали французские экранизации 1934 и 1956 года, поставленные Пьером Шеналем и Жоржем Лампеном. В советской ленте 1969 года роль Порфирия Петровича режиссер Лев Кулиджанов отвел . , работая над проектом «Тихие страницы», пригласил к сотрудничеству петербургского артиста , а роль в кинокартине 2007 года Дмитрия Светозарова стала вехой в карьере .

Цитаты

«Вы и убили-с», - приговаривает Порфирий Петрович в разговоре с Раскольниковым.

Чуткий и проницательный следователь быстро раскусил подозреваемого. В его душе соседствуют противоречивые чувства по отношению к студенту. Отчасти он презирает своего оппонента, считая его преступником, бесстыжим бандитом, поставившим себя выше других:

«Убил, да за честного человека себя почитает, людей презирает, бледным ангелом ходит».

И в то же время Порфирий Петрович восхищается качествами, которые проявляет Раскольников. Для детектива они очевидны на уровне статьи Родиона:

«Статья ваша нелепа и фантастична, но в ней мелькает такая искренность, в ней гордость юная и неподкупная, в ней смелость отчаяния».

Искренность и безоглядная вера в собственную правоту не дают Порфирию Петровичу оставаться хладнокровным. В финале романа он не арестовал Раскольникова. Слугу закона настигает смерть. Единственное, что он может произнести в последние минуты жизни – это мудрые слова в адрес Раскольникова. Философская мысль мужчины обрывается на полуслове:

«Смерть - это не когда вы теряете сознание навсегда. Смерть - это когда сознание осознает вас до самого конца, насквозь, до того слоя, где вас никогда не было и не…»

Порфирий Петрович – один из центральных персонажей романа Ф. М. Достоевского “Преступление и Наказание”. Он – пристав следственных дел, расследующий убийство Алены Ивановны. На протяжении всей книги мы наблюдаем, как Порфирий, не имея ни одной реальной улики против убийцы Раскольникова все-таки выводит последнего на чистую воду и уговаривает сознаться в содеянном.

Что же убедило Порфирия в том, что именно Раскольников является убийцей?

В романе происходит всего три встречи Раскольникова с Порфирием. Для Порфирия, однако, этих встреч вполне достаточно, чтобы установить цели и мотивы преступления. Раскольников и Порфирий знакомятся в квартире у следователя, там же происходит разговор о статье, которую Родион Романович написал за два месяца до всех событий. Уже тогда Раскольников начал осознавать, что находится под подозрением; еще больше усиливается его волнение после того, как подосланный Порфирием мещанин называет Раскольникова убийцей. В следующий раз встреча убийцы и следователя происходит в полицейском участке по инициативе самого Раскольникова, хотя, «всего ужасней было для него встретиться с этим человеком опять: он ненавидел его без меры, бесконечно, и даже боялся своей ненавистью как-нибудь обнаружить себя.» Раскольников с Порфирием беседуют в течение некоторого времени, после чего их разговор прерывает Николай, который, ворвавшись в кабинет следователя, громко объявляет, что именно он убил процентщицу: «Виноват! Мой грех! Я убивец! - вдруг произнес Николай, как будто несколько задыхаясь, но довольно громким голосом.» Такого исхода не ожидал ни следователь, ни, тем более, Раскольников.

Воодушевленный этим происшествием, Раскольников еще более обрадовался, когда человек, назвавший его “убийцей” пришел и извинился перед ним, выложив весь план Порфирия. ««Теперь мы еще поборемся», - с злобною усмешкой проговорил он, сходя с лестницы.» В третий раз Родион Романович и Порфирий встречаются на квартире у Раскольникова, и для последнего эта встреча становится роковой: следователь раскрывает перед Раскольниковым все карты, рассказывает в деталях, каким образом ему удалось выйти на Раскольникова и, в конце концов, открыто обвиняет студента в убийстве. «…да вы убили, Родион Романыч! Вы и убили-с... - прибавил он почти шепотом, совершенно убежденным голосом.»

Попробуем теперь разобраться, каким образом следователь, даже несмотря на признание Николая все-таки смог найти настоящего убийцу. Осмотрев квартиру покойной, Порфирий понял, что ограбление не было мотивом преступления, так как большая часть денег и ценные вещи остались нетронутыми. Значит, преступление было совершено из каких-то идейных принципов. Далее следователь, вероятнее всего, вспомнил, статью, прочитанную им два месяца назад, автор которой, в частности, допускал совершение убийства в отдельных специфических случаях. Сопоставив эти два факта, следователь не поленился через знакомого редактора узнать фамилию автора статьи. «- А вы почему узнали, что статья моя? Она буквой подписана. - А случайно, и то на днях. Через редактора; я знаком... Весьма заинтересовался.» Автором статьи оказался некий Раскольников, которого Порфирий нашел в списке недавних должников Алены Ивановны. «Ваши обе вещи, кольцо и часы, были у ней под одну бумажку завернуты, и на бумажке ваше имя карандашом четко обозначено, равно как и число месяца, когда она их от вас получила...». Итак, круг замкнулся, пришло время действовать. Порфирий, договорившись с Разумихиным, приглашает Родиона Романовича к себе на квартиру и заводит с ним разговор о статье. Увидев, с какой решительностью и фанатизмом Раскольников обсуждает возможность убийства из идейных принципов, следователь окончательно убеждается в том, что студент, как минимум, замешан в преступлении. Далее Порфирий устраивает слежку за Раскольниковым. Он привлекает информатора Заметова, не упускает ни единой возможности общения с Разумихиным. Для следователя теперь вина Раскольникова не вызывает сомнений. Косвенных доказательств, “черточек”, как их называет Порфирий, было много: во-первых, крайне смелый

разговор с Заметовым в трактире. «Заметову прежде всего ваш гнев и ваша открытая смелость в глаза бросилась: ну как это в трактире вдруг брякнуть: «Я убил!» Слишком смело-с, слишком дерзко-с, и если, думаю, он виновен, то это страшный боец!». Порфирий говорит именно “брякнуть”, подчеркивая, что слова были сказаны случайно, необдуманно. Далее следователь указывает на тот факт, что Раскольников дважды упомянул про камень, под которым, якобы, закопаны деньги. «…камень-то, камень-то, помните, камень-то, вот еще под которым вещи-то спрятаны? Ну вот точно вижу его где-нибудь там, в огороде, - в огороде ведь говорили вы, Заметову-то, а потом у меня-то, во второй раз?». Примечательным для Порфирия оказался и тот факт, что Раскольников никак не отреагировал на высказывание мещанина, обвинившего его в убийстве. «Как вы тогда сто шагов с мещанинишкой рядом шли, после того как он вам «убийцу» в глаза сказал, и ничего у него, целых сто шагов, спросить не посмели!..» Однако последней, решающей “черточкой” стало то, что Раскольников, как это часто делают убийцы, вернулся на место преступления и, что особенно привлекло внимание следователя, стал в точности повторять действия, которые совершал в прошлый раз. «Ведь я знаю, как вы квартиру-то нанимать ходили, под самую ночь, когда смерклось, да в колокольчик стали звонить, да про кровь спрашивали…». «Да как услышал тогда про эти колокольчики, так весь даже так и замер, даже дрожь прохватила. «Ну, думаю, вот она черточка и есть! Оно!»». Против такого замечания Раскольникову нечего было возразить. Следователю практически без труда удалось убедить студента явится с повинной в участок.

Ф. М. Достоевский во многих произведениях раскрывает проблему нравственности, её пробуждения в человеке, не исключение и роман «Преступление и наказание», который заставляет задуматься читателя о моральности своих поступков.

Одним из ключевых героев данного романа является Порфирий Петрович, с образом которого связана одна из главных тем произведения – наказание. Писатель рисует данного героя как 35 – летнего пристава следственных дел на участке, где студент Родион Раскольников совершает убийство старухи-процентщицы и ее сестры. Порфирий Петрович называл себя стариком, хоть и был среднего возраста. Следователь считался добродушным, проницательным, способным раскрыть самые сложные дела, используя методы психологии, искал к преступнику индивидуальный подход, чем добивался признаний, не имея весомых доказательств.

Порфирию Петровичу приходилось читать статью Раскольникова «О преступлении», которая была опубликована за пару месяцев до убийств. В её содержании следователь узнаёт о теории Родиона, вспоминает себя молодого. Проанализировав идею Раскольникова «тварь я дрожащая или право имею», Порфирий Петрович начинает подозревать его в совершении преступления уже тогда, тот в конторе падает в обморок. Не имея доказательств, уверен, что устраивать допрос «по форме» безрезультатно, устраивает психологический поединок, который проходит в трёх встречах с подозреваемым. Также решает оказывать влияние на Раскольникова с помощью Разумихина, своего родственника и товарища Родиона. Зная, что Разумихин болтлив, следователь делится с ним информацией о расследовании, чтобы он обсудил это с Раскольниковым.

Порфирий Петрович проникнут сочувствием к преступнику, он видит, что Раскольников в душевных муках. Следователь выступает в роли наставника, поддерживает совершившего преступление морально, толкая его к признанию. Понимая, что испытывает Родион, он хочет не только доказать его виновность, но и помочь раскаяться, привести к явке с повинной. В итоге Порфирий Петрович избавляет Раскольникова от душевных страданий, даёт понять совершённую ошибку в философских исканиях, способствует отречению бедного студента от теории.

Несмотря на то, что Порфирий Петрович второстепенный действующий персонаж, он играет огромную роль в романе. Следователь послужил поворотной точкой в судьбе главного героя произведения: помог разрешить противоречие, обрести душевное равновесие.

Вариант 2

Произведение « Преступление и наказание» пестрит яркими и своеобразными героями. Одним из таких является Порфирий Петрович.

Порфирий выполняет роль следователя, который тщательно расследует убийство старухи-процентщицы. Раскольников очень боялся Порфирия, ведь понимал, что тот с легкостью может понять, что убийца – главный герой. Раскольников не подпускал этого героя близко к себе, только приглядывался к нему. ПО воле судьбе, следователь – дальний родственник друга Раскольникова, Разумихина. Друг главного героя считал, что Порфирий довольно смышлён, хоть и молод. Конечно же, это усугубляло ситуацию Раскольникова.

Порфирию было не больше тридцати пяти лет, но он считал себя уже старым. Может быть, такой ироничностью он намекал не на возраст, а на огромный жизненный и следовательский опыт. Внешность следователя была слегка комичная, он не был похож на серьезного человека. Невысокий рост, округленные формы, щечки и доброе лицо. Его фигура больше напоминала мячик. Внешний образ дает наводку на то, какой Порфирий Петрович по характеру. А здесь смело можно сказать, что он мягкий, искренний и добродушный, но не все так просто, как кажется.

Все считали мужчина просто замечательным следователем, который мог раскрыть даже самое сложное дело. Он был не только хорошим следователем, но и психологом. Именно это помогала Порфирию Петровичу во многих делах. Мужчина манипулировал людьми, мог играть с ними, как с марионетками.

Порфирий не отрицает того, что у него отвратительный характер, но при этом, мужчина подчеркивает, что всегда живет по совести. Пусть Порфирий иногда и циничен, но он умеет сочувствовать. Та же история произошла с главным героям « Преступления и наказания».

Отношения между персонажами были натянуты, больше было похоже на игру – кошки-мышки. Следователь пытался расколоть главного героя, но это никак не выходило.

Подводя итоги, можно сказать, что Порфирий Петрович – положительный персонаж произведения « Преступление и наказание». Он очень помог Раскольникову и направил его на путь истины.

Сочинение Следователь Порфирий Петрович

Порфирий Петрович это один из центральных персонажей замечательного романа "Преступление и наказание". Он работает следователем на участке, где было страшное преступление по убийству старухи-процентщицы и ее сестры. Он очень любит Россию и считает, что в будущем страна станет одной из самых великих на мировой арене.

Первая встреча Порфирия Петровича и Раскольникова происходит на квартире одного из героев. Увидев Родиона Раскольникова, Порфирий включает умелого актера, который в разговоре с Родионом задает ему каверзные вопросы в надежде на то, что убийца сознается сразу же в содеянном. Раскольников не оказался таким простым человеком, поэтому у следователя сложилось двоякое отношение к нему. С одной стороны Раскольников был преступником и убийцей, а с другой стороны он был очень сильной личностью, которая все давным-давно поняла, но боящаяся правосудия.

К каждому преступнику Порфирий Петрович ищет индивидуальный подход, ведь расследование - это психологическая борьба следователя и подозреваемого. С первого дня допроса Родиона Раскольникова, Порфирий Петрович догадывается о том, что именно он совершил данное убийство, но он не хочет сажать его в тюрьму сразу. Следователь хочет, чтобы Родион сам понял свою вину и раскаялся.

Порфирий является дальним родственником Разумихина. Ему около 35 лет. Рост его был ниже среднего, имел небольшое брюшко. Он был аккуратно подстрижен и побрит. Он был очень умным мужчиной с особым складом ума. Следователь был талантливым человеком способным заглянуть в будущее, ведь какой обычный человек может распознать преступника в первый день допроса, понять вину обвиняемого и отпустить его для того, чтобы тот сам раскаялся. Эта ситуация выделяет еще одну характеристику данного персонажа это умение разбираться в людях.

Порфирий Петрович один из ключевых персонажей данного романа. Роман получил жизнь благодаря его эксперименту по проверке человека на человечность. Он очень хороший следователь и человек, который является патриотом своей страны и верит в нее очень сильно. Он сумел определить в Родионе не деспота, который убивал старух без угрызений совести, а смог заметить в Раскольникове что-то хорошее. Он замечательный человек и опытный следователь.