Домой / Знаете ли Вы, что… / Когда отмечают праздник День транспортной полиции России? День транспортной полиции День образования полиции на воздушном транспорте

Когда отмечают праздник День транспортной полиции России? День транспортной полиции День образования полиции на воздушном транспорте

Транспортная полиция существует у нас давно, еще с тех пор, когда начали строить первые железные дороги. Со временем транспортная ситуация в государстве значительно изменилась, теперь работников этой сферы можно встретить в аэропортах, на судах, в различных средствах передвижения, которые мы используем постоянно. Сотрудники этого ведомства охраняют не только транспорт, но и нас, и перевозимые грузы. Есть у них и профессиональное торжество, которое отмечают восемнадцатого февраля.

История праздника

История основания данного ведомства традиционно связывается с появлением в стране железных дорог, которые еще в девятнадцатом веке охранялись жандармами. В послереволюционное время вопрос встал особенно остро. Задачи по охране транспорта были поручены милиции, от которой требовалось контролировать порядок не только между станциями, но и в населенных пунктах.

Количество пассажирских перевозок стремительно росло, потому в феврале 1919 года был издан декрет ВЦИК, подразумевавший создание особой комиссии, специализировавшейся на охране железнодорожного транспорта. Было сформировано специальное подразделение МВД, отвечавшее за безопасность людей, передвигающихся с помощью общественного транспорта.

С того момента транспортная полиция прошла долгий путь развития, теперь это высокоорганизованная система, где работают профессионалы, отмечающие в феврале свой праздник. Нужно подчеркнуть, что с самого начала своего существования это подразделение МВД имело в государстве особый статус - ведь его специалистам была доверена работа по обеспечению и охране правопорядка на водных, сухопутных и воздушных магистралях страны.

Важнейшим и необходимым условием для успешного выполнения полицией поставленных перед ней задач являются качественное комплектование и целенаправленная работа с кадрами. Поэтому неслучайно в нормативных документах МВД России работа по комплектованию определяется как приоритетное направление деятельности.

На вопросы о том, как стать полицейским, отвечает начальник Линейного отдела МВД России на станции Москва-Ленинградская полковник полиции Вовченко Николай Геннадьевич.

— Что входит в зону ответственности Вашего подразделения?

Линейный отдел МВД России на станции Москва-Ленинградская (ЛО) является линейным подразделением Управления на транспорте МВД России по Центральному федеральному округу (УТ МВД России по ЦФО). К участку обслуживания ЛО относится 141 км Октябрьской железной дороги, из них 105 км по главному ходу направления Москва — Санкт-Петербург и ответвления 36 км Решетниково-Конаково ГРЭС, 10 станций, 24 платформы. В сутки по этому участку курсируют 28 поездов дальнего следования, 82 электропоезда пригородного сообщения, в том числе 32 электропоезда «Ласточка», 30 высокоскоростных поездов «Сапсан». Также к участку оперативного обслуживания относится привокзальная площадь Ленинградского вокзала и непосредственно вокзальный комплекс.

— Кто же обеспечивает порядок на этой территории?

В структуру Линейного отдела входит много подразделений, каждое занимается своим направлением деятельности. Например, отдел уголовного розыска (ОУР) занимается предупреждением, пресечением и раскрытием преступлений общеуголовной направленности; отделение по борьбе с преступными посягательствами на грузы (ОБППГ) – специфическое подразделение транспортной полиции, которое специализирующееся в сфере грузоперевозок; задачи отделения по делам несовершеннолетних (ОДН) — профилактика подростковой преступности, предотвращение детского травматизма. Также в ЛО есть подразделения внутренней службы: штаб, подразделение тылового обеспечения, отделение по работе с личным составом (ОРЛС), секретариат, бухгалтерия. Основная нагрузка по обеспечению правопорядка и общественной безопасности ложится на плечи сотрудников патрульно-постовой службы (ППС).

— В чем заключается работа полицейского патрульно-постовой службы?

Основные задачи – защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан от преступных и иных противоправных посягательств; обеспечение общественного порядка и общественной безопасности, в том числе при проведении массовых мероприятий; пресечение преступлений и административных правонарушений, задержание злоумышленников по «горячим следам». Учитывая специфику деятельности органов внутренних дел на транспорте, наши полицейские ППСП несут службу не только на вокзальных комплексах, станциях и прилегающих территориях, но и в поездах, и на перегонах. Работа постового очень ответственна, ведь по состоянию правопорядка на вокзале и в поездах пассажиры и работники транспорта судят об уровне работы всей транспортной полиции.

— Какие требования предъявляются к кандидатам на службу в ЛО?

Требования следующие: гражданство РФ, пройденная службы в Вооруженных силах РФ, образование не ниже среднего полного общего (11 классов), постоянная или временная регистрация в Москве или Московской области. Для вновь принимаемых на службу в ОВД РФ возраст до 35 лет. Кандидат, соответствующий данным требованиям, в процессе оформления должен пройти военно-врачебную комиссию и психологическое исследование.

— Каковы условия прохождения службы в ЛО для полицейских патрульно-постовой службы?

Сотрудники, которые прошли испытательный срок (стажировку) и назначены на должность, несут службу на Ленинградском вокзале, в электропоездах, на различных объектах обслуживания. График работы сменный (12 ч. в день, 12 ч. в ночь – 2 дня выходные). Заработная плата на первом году службы от 32000 рублей.

— Имеются какие-либо дополнительные выплаты для сотрудников?

Имеются надбавки за выслугу лет, за сложность и напряженность, премии, единовременные вознаграждения по итогам года, материальная помощь.

— Сколько дней составляет ежегодный отпуск у сотрудника полиции, и на какие еще отпуска имеет право сотрудник?

Ежегодный основной отпуск составляет 40 суток, в том числе с предоставлением дней на дорогу в случае выезда. Также сотрудникам могут предоставляться следующие виды отпусков: за стаж службы в ОВД, за ненормированный рабочий день, по личным обстоятельствам, учебный отпуск, дополнительный отпуск ветеранам боевых действий.

— Какие еще социальные гарантии у Ваших сотрудников?

Сотрудники ЛО пользуются бесплатным проездом на железнодорожном транспорте в пределах участка оперативного обслуживания УТ МВД России по ЦФО. Обеспечиваются страхованием жизни и здоровья, бесплатным медицинским обслуживанием в лечебных заведениях МВД России, 100% оплатой листов временной нетрудоспособности и санитарно-курортным лечением в системе МВД России.

— Сотрудники обеспечиваются жильем? Или предполагаются какие-либо выплаты?

Сотрудники, не имеющие в собственности жилых помещений в Москве и Московской области и получают денежную компенсацию за наем жилого помещения (по Москве 15000 рублей, по Московской области 3600 рублей). Также сотрудник, отслуживший не менее 10 лет в ОВД, не имеющий в собственности жилых помещений либо нуждающийся в улучшении жилищных условий имеет право встать на очередь на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

— Имеется ли возможность получить бесплатное среднее специальное или высшее образование в системе МВД России, если при поступлении на службу кандидат окончил только 11 классов средней образовательной школы?

Мы направляем наших сотрудников для получения бесплатного юридического образования в учебных заведениям МВД России, у них есть возможность получить как высшее (университет), так и среднее специальное образование (колледж полиции). На период сессии сотрудникам предоставляются учебный отпуск, в период которого денежное довольствие сохраняется.

На сегодняшний день в Линейном отделе МВД России на станции Москва-Ленинградская имеются вакансии полицейских патрульно-постовой службы. По всем интересующим вопросам можно обращаться в Отдел по работе с личным составом ЛО (тел. 8-499-262-05-87).

Е.В. Федорова

Транспортная полиция появилась в дореволюционные времена. В 1797 году император Павел 1 издает указ о создании департамента водяных коммуникаций. В 1809 году Александр 1 проводит реорганизацию департамента и поручает ему управление водными и сухопутными сообщениями. В 1836 году, при императоре Николае 1, из Москвы в Царское Село была построена первая железная дорога. В это же время создается отдельная структура - железнодорожная жандармерия, которая призвана обеспечивать порядок на железной дороге.

История советской транспортной полиции берет свое начало в 1919 году. В это время в СССР началось интенсивное строительство железных дорог. Поэтому возникла острая потребность в отдельной структуре, которая должна была охранять железнодорожный транспорт и обеспечивать безопасностью железнодорожных перевозок, как гражданских, так и военизированных.

18 февраля 1919 года ВЦИК издал декрет об учреждении особого структурного подразделения МВД - межведомственной комиссии, занимающейся вопросами охраны железнодорожного транспорта. Спустя десять лет на основе комиссии была сформирована федеральная структура с широкой сетью региональных отделений по всей стране. С начала 30-х годов в ведомстве транспортной полиции - обеспечение безопасности грузовых и пассажирских перевозок на всех видах транспорта (в том числе воздушном и морском).

День транспортной полиции в современной России

Неофициальный праздник День транспортной полиции ежегодно отмечается 18 февраля. Полное название структуры - «Департамент обеспечения правопорядка на транспорте МВД России». В федеральную службу российской транспортной полиции входят более 20 отделений во всех регионах страны. Основная задача службы - контроль над безопасностью транспортных перевозок.

Традиции дня транспортной полиции

Транспортная полиция имеет особый статус, ее сотрудники вносят огромный вклад в дело обеспечения правопорядка и в борьбу с преступностью. День транспортной полиции - праздник сотен тысяч людей, обеспечивающих порядок на транспорте. К 18 февраля приурочены награждения и повышения по службе лучших сотрудников транспортного департамента, проходят торжественные собрания и другие мероприятия. В этот день принято поздравлять и ветеранов транспортной полиции, вручая им ценные подарки и награды.

Начало железнодорожному транспорту положил Указ императора Николая 1 от 15 апреля 1836 года «О строительстве железной дороги Петербург – Царское село» и к середине 19 века началось бурное сооружение железных дорог, связанное с привлечением значительного людского резерва, как для строительства, так и для эксплуатации. Тяжелые условия работы и жизненные трудности обострили криминальную активность рабочих. На станциях, в пути следования поездов, в полосах отвода совершались преступления против личности, кражи, а также имели место хищения денежных и иных средств, выделяемых государством на строительство железных дорог.

Возникла проблема обеспечения общественного порядка, защиты интересов организаторов производства и рабочих, а затем и общественной безопасности при эксплуатации железных дорог. Императором Николаем 1 было принято решение о привлечении специального Корпуса жандармов к обеспечению порядка на железных дорогах. С учетом того, что линейный характер строительства не позволял привлекать местную полицию к обеспечению правопорядка, был введен особый полицейский надзор в виде жандармских команд и эскадронов, подчинявшихся Министерству путей сообщения.

По сути дела, в те времена железнодорожная полиция являлась ведомственным силовым органом МПС и находилась в служебной и денежной зависимости от местного железнодорожного начальства, что, в свою очередь, являлось препятствием в отстаивании интересов государства. Зачастую, виновные в совершении хищений и денежных средств являлись руководители строительства и служащие железной дороги.

И тогда шеф жандармов генерал-адъютант граф Шувалов обратился лично к императору с рапортом об изменении правового статуса жандармской железнодорожной полиции. 16 марта 1867 года Высочайшим повелением были утверждены структура и штаты жандармских полицейских управлений железных дорог и был создан жандармский институт обеспечения правопорядка на железнодорожном транспорте.

Однако, значительно ранее, Сенатским указом от 11 августа 1732 года, полиции было поручено выполнять обязанности по борьбе с наводнениями и наблюдением за содержанием мостов в надлежащей исправности.

Впервые правовой статус прообраза современных органов внутренних дел на транспорте был установлен 20 ноября 1809 года Высочайшим Манифестом «Об управлении водяными и сухопутными сообщениями». Создано новое учреждение, в штат которого «…для полицейского надзора как по водным, так и по сухопутным сообщениям» включалась полицейская команда.

По мере строительства и развития торговли, в Санкт-Петербурге возникла необходимость в создании особого специального полицейского органа «для наблюдения за столичными водами». На рассмотрение в министерства был направлен проект с предложениями по устройству речной полиции и 27 июня 1867 года он был утвержден царем. Эта дата может считаться датой образования речной полиции.

После Октябрьского переворота 18 февраля 1919 года ВЦИК принял декрет «Об организации железнодорожной милиции и железнодорожной охраны». Именно эта дата в последствии, стала считаться Днем основания милиции на транспорте. Шел активный поиск форм и методов работы. Практиковались и патрульная служба на вокзалах, и постовая служба по охране отдельных объектов, и сквозное сопровождение пассажирских поездов нарядами милиции. Создавались “Летучие отряды” мобильные подразделения, выезжавшие для наведения порядка и раскрытия преступлений на отдаленных станциях и разъездах.

В конце 60-х, начале 70-х годов во всем мире широкое распространение получили случаи воздушного бандитизма (в последствии названного терроризмом) – нападение вооруженных преступников на пассажиров и членов экипажа с целью захвата и угона самолета, а также попытки проноса взрывных устройств на воздушное судно.

В целях предупреждения воздушного бандитизма, обеспечения безопасности пассажиров и экипажей воздушных судов гражданской авиации Совет Министров СССР своим распоряжением от 3 ноября 1970 года возложил на органы внутренних дел обязанности по сопровождению самолетов, выполняющих рейсы на внутрисоюзных линиях, и в 1971 году разрешил МВД СССР содержать для этой цели, за счет средств Министерства гражданской авиации, 2200 сотрудников.

Однако, как показала практика, сопровождение самолетов имело свои минусы. Оружие в полете могло применяться в исключительных случаях, выстрелами из огнестрельного оружия создавалась возможность разгерметизации воздушного судна. Необходимо было искать более эффективные методы работы по обеспечению безопасности полетов. Наиболее эффективным средством пресечения фактов проникновения на борт воздушного судна лиц, с целью его захвата или угона, а также незаконного провоза пассажирами опасных грузов, предметов и веществ, стал предполетный досмотр пассажиров, их ручной клади и багажа.

В 1978 году был введен сплошной досмотр пассажиров, их ручной клади и багажа, а в необходимых случаях и личный досмотр, как на внутренних, так и на международных авиалиниях.

В 1997 году Министерством внутренних дел Российской Федерации принято решение об упразднении подразделений службы досмотра органов внутренних дел на воздушном транспорте и передаче имеющейся штатной численности в другие службы транспортной милиции.

Однако, после совершения террористических актов на воздушных судах в августе 2004 года, в состав досмотровых групп вновь введены сотрудники милиции, принимающие участие в производстве предполетного послеполетного досмотра. Кроме того, ими осуществляются оформления изъятых у авиапассажиров предметов и веществ, запрещенных к перевозке.

В наше время значительное внимание в деятельности органов внутренних дел на транс¬порте уделяется организации и проведению мероприятий по выявлению и пресечению каналов незаконной транспортировки оружия, боеприпасов, взрывных устройств и взрывчатых веществ, а также перекрытие каналов транспортировки наркотиков на объектах желез¬нодорожного, воздушного и водного транспорта.

Департаментом обеспечения правопорядка на транспорте МВД России органи¬зовано проведение мероприятий по предупреждению безнадзорности, беспризорно¬сти и правонарушений несовершеннолетних на объектах транспорта, по выявлению и устройству в специализированные детские уч¬реждения безнадзорных подростков, находящихся в социально опасном положении. На местах систему органов внутренних дел на транспорте (ОВДТ) представляют более 500 линейных органов внутренних дел, работу которых координируют 20 управлений внутренних дел на транспорте (УВДТ).

В оперативном обслуживании органов внутренних дел на транспорте сегодня находятся: 17 железных дорог, протяженностью 85 тыс. км; 508 железнодорожных вокзалов; 1942 железнодорожных моста; 139 тоннелей; 297 путепроводов; 203 аэропорта, в т.ч. 69 - международных; 16 управлений государственного авиационного надзора; 10 морских и 25 речных пароходств; 14 бассейновых управлений государственного надзора; 62 морских и 119 речных портов; судоходная часть рек протяженностью 102 тыс. км; сеть гидротехнических сооружений.

Обеспечение правопорядка на транспорте требует от сотрудников высочайшего профессионализма знания не только своей специальности, но особенностей функционирования многих транспортных служб, умения мгновенно ориентироваться в постоянно меняющейся обстановке и незамедлительно действовать, зачастую один на один с преступником, рискуя жизнью.

Находясь в движущемся транспорте рассчитывать на быструю помощь товарищей не всегда приходится. Тут, как нигде, нужны большая мобильность, предусмотрительность, оперативная смекалка самоотверженность и мужество.

По материалам Пресс-службы ДОПТ МВД России

18 февраля свой профессиональный праздник отмечают сотрудники транспортной полиции МВД Российской Федерации. Именно они обеспечивают порядок и раскрывают преступления на железнодорожном, воздушном и водном транспорте, охраняют безопасность пассажиров и грузов, предотвращают террористические акты, ловят преступников, находящихся в федеральном и даже международном розыске. Поэтому грех не поздравить в этот день сотрудников транспортной полиции. Желая им всего самого наилучшего, успехов и в службе, и в жизни, совершим небольшой экскурс в российской транспортной полиции.

Охрана порядка на транспорте стала одной из важнейших задач российского государства в процессе развития транспортных коммуникаций. Хотя День транспортной полиции отмечается 18 февраля, поскольку именно этим числом датирован вышедший в 1919 г. декрет ВЦИК «Об организации межведомственной комиссии по охране железных дорог», в действительности история правоохранительных органов России на транспорте представляется куда более продолжительной. Формирование подразделений, отвечающих за охрану порядка на транспорте и безопасность пассажиров и грузов, происходило в Российской империи на протяжении нескольких столетий. Хотя завершенный вид институциональное оформление органов охраны порядка на транспорте приняло лишь в XIX веке, функции полицейской охраны перевозимых грузов на гужевом и водном транспорте были включены в обязанности полицмейстерских канцелярий Санкт-Петербурга и Москвы в 1718 и 1722 гг. соответственно.

Следует отметить, что до реформ Петра I, коснувшихся и организации служб правопорядка, обеспечение безопасности на транспорте (гужевом и водном) не выделялось в специальную компетенцию. Дальнейшему развитию системы охраны правопорядка на транспорте способствовал экономический рост страны в XVIII - начале XIX вв., сопровождавшийся увеличением и усложнением транспортных коммуникаций. Возрастала потребность в охране перевозимых грузов, защите транспорта от возможных нападений разбойников.

Железнодорожная жандармерия Российской империи

В 1809 г. императором Александром I был издан манифест «Учреждения об управлении водяными и сухопутными сообщениями», в котором, в числе прочего, предусматривалось и создание системы полицейской охраны перевозок. Таким образом, более двухсот лет назад в стране были заложены нормативно-правовые основы деятельности транспортной полиции. Вслед за созданием правовой базы последовали и практические шаги. При Дирекции водных и сухопутных коммуникаций - новом ведомстве, отвечавшем за пути сообщения и включавшем в себя 10 транспортных округов, были созданы полицейские команды. В список их задач входили охрана грузов и обеспечение безопасности на водном и гужевом транспорте.

В 1810 г. управление полицейскими командами на транспорте было возложено на Министерство полиции, а в компетенцию подразделений были включены охрана специальных грузов, таможенный контроль, конвоирование заключенных, поиск и задержание беглых крепостных крестьян, контроль за безопасностью путей сообщения и их исправным состоянием, наблюдение за проживающими в Российской империи иностранными подданными.

Дальнейшее развитие системы охраны порядка на транспорте последовало за появлением в Российской империи железнодорожного сообщения. 22 марта 1836 г. был утвержден устав железной дороги, построенной между Санкт-Петербургом и Царским Селом. В том же 1836 году в Российской империи был организован Отдельный корпус жандармов. В его компетенцию вошло и обеспечение безопасности на транспорте, в том числе - на железных дорогах Российской империи. Для решения этой задачи формировались жандармские эскадроны и команды, позже преобразованные в полицейские управления железных дорог. 27 апреля 1846 г. был сформирован временный Жандармский эскадрон, являвшийся сводным подразделением, комплектуемым за счет прикомандированных жандармов из Санкт-Петербургского и Московского жандармских дивизионов, Новгородской, Выборгской, Петрозаводской, Псковской, Тверской, Ярославской, Смоленской, Владимирской и Витебской жандармских команд. В задачи этого эскадрона входило обеспечение безопасности на железной дороге «Санкт-Петербург - Москва», в связи с чем он был подчинен главному начальнику железной дороги. В следующем 1847 году эскадрон был преобразован в Полицейское управление Санкт-Петербурго-Московской железной дороги, начальником которого стал полковник барон Карл Тизенгаузен.

В 1861 г. было утверждено «Положение о Полицейских управлениях на Санкт-Петербургско-Варшавской и Московско-Нижегородской железных дорогах», а в 1866 г. полицейские управления на железных дорогах были преобразованы в жандармские полицейские управления железных дорог. С 31 декабря 1866 г. железнодорожные жандармские полицейские управления были переподчинены от Министерства путей сообщения Отдельному корпусу жандармов. 16 марта 1867 г. были утверждены организационные основы деятельности жандармских полицейских управлений железных дорог.

Почему охрана порядка на транспорте была отдана жандармам, а не обычной полиции? Протяженность многих железных дорог и их удаленность от населенных пунктов делали невозможным охрану правопорядка силами городских полицейских структур. Поэтому куда более эффективным решением представлялось препоручение этой задачи жандармерии, выполнявшей функции политической полиции, но также и ориентированной на обеспечение национальной безопасности в целом, в том числе и на железных дорогах страны. При этом, помимо борьбы с хищениями грузов, жандармские полицейские управления стали отвечать и за профилактику транспортных происшествий техногенного происхождения. Жандармы должны были не только патрулировать вокзалы и охранять поезда, но и следить за соблюдением техники безопасности на железнодорожном транспорте, включая техническое состояние составов и путей. Жандармские полицейские управления были созданы на Николаевской Санкт-Петербургско-Варшавской, Московско-Нижегородской, Московско-Рязанской, Московско-Ярославской, Рижско-Динабургской и Динабургско-Витебской, Венско-Бромбергской железных дорогах. Каждое полицейское управление отвечало за участок железной дороги протяженностью в две тысячи верст.

Как набирались и служили жандармы

Структура жандармского полицейского управления железной дороги выглядела следующим образом. Возглавлял управление начальник, обычно в звании полковника или подполковника. При нем состоял офицер - адъютант. Кроме того, в подчинении начальника управления находились начальники отделений и от 120 до 300 жандармских унтер-офицеров. Система комплектования была такой же, как и в других жандармских подразделениях. Нижние чины железнодорожной жандармерии комплектовались посредством набора сверхсрочников из кавалерийских частей российской армии. Поэтому практически все жандармы носили унтер-офицерские звания, а возраст нижних чинов колебался между тридцатью и пятьюдесятью годами. Что касается офицерского состава, то он также набирался из числа перешедших из гвардейских кавалерийских частей. От жандармских офицеров требовалось наличие образования и знания иностранных языков. Офицеры и унтер-офицеры жандармерии носили кавалерийские звания. То есть, вместо фельдфебелей в жандармерии были вахмистры, вместо подпоручиков - корнеты, вместо капитанов и штабс-капитанов - ротмистры и штабс-ротмистры.

В составе Отдельного корпуса жандармов железнодорожная жандармерия была наиболее многочисленным и, в то же время, эффективным подразделением. Она представляла собой своего рода элиту российской жандармерии, что объяснялось, с одной стороны, разнообразием возложенных на нее обязанностей, а с другой стороны - высокими требованиями по отношению к кандидатам на замещение унтер-офицерских и офицерских должностей. В железнодорожную жандармерию отбирали лучших офицеров, не замеченных в каких-либо аморальных поступках и способных по уровню образования и морально-психологическим характеристикам выполнять возложенные на жандармских офицеров обязанности. Отобранных кандидатов направляли на четырехмесячные курсы в Санкт-Петербург, где будущие начальники отделений жандармских полицейских управлений железных дорог изучали не только свои должностные обязанности и уголовное право, но и железнодорожное дело, основы железнодорожного производства, устав железных дорог.

Что касается нижних чинов железнодорожной жандармерии, то они также имели многочисленные обязанности, требовавшие всесторонних знаний не только в правоохранительной деятельности, но и в железнодорожном деле. В частности, унтер-офицеры были обязаны вести учет бывших каторжников, лично знать всех железнодорожных сотрудников, ямщиков и извозчиков вверенного участка, осуществлять контроль за покупкой билетов и проездом пассажиров. Жандармы проверяли исправность вагонных дверей, люков и запоров, сохранность перевозимого груза. Что касается практических навыков, то унтер-офицер железнодорожной жандармерии должен был знать основы телеграфирования, уметь разогреть паровоз, вывести его из депо, набрать воды, взять состав и вести поезд. Таким образом, станционный жандарм владел не только правоохранительной специальностью, но и профессией железнодорожника, хотя бы на самом общем уровне. Эти навыки стали особенно актуальными в период первой русской революции 1905-1907 гг., когда по всей стране вспыхивали забастовки, в том числе и железнодорожных служащих и рабочих, и от жандармов требовалось в случае необходимости заменить бастующего машиниста или помощника машиниста. При необходимости жандармы могли прибегать к помощи обер-кондукторов и кондукторов, путевых обходчиков и других железнодорожников, поскольку последние давали гражданскую присягу и в случае направления на помощь жандармскому полицейскому управлению железной дороги находились в прямом подчинении его начальника, выполняя по сути полицейские вспомогательные функции.

Следует отметить, что поступить на службу в железнодорожную жандармерию было достаточно непросто. Наблюдался значительный поток желающих, что объяснялось не только приличным жалованьем, но и многочисленными льготами, которые ждали и нижних чинов, и офицеров. В частности, чины жандармерии пользовались бесплатным проездом по всем линиям, обслуживаемым их управлением. Также право бесплатного проезда имели и члены семей чинов жандармерии. Чины обеспечивались казенными квартирами или денежными средствами на съем жилья, а медицинское обслуживание жандармов осуществлялось в лечебных учреждениях, где наблюдались железнодорожники.

Помимо охраны грузов, объектов железнодорожной инфраструктуры и общественного порядка, железнодорожная жандармерия занималась и агентурно-розыскной деятельностью. Первоначально жандармские полицейские управления железных дорог не вели агентурной и сыскной работы, однако ухудшение политической обстановки в стране, связанное с ростом и активизацией революционного движения, заставило руководство МВД Российской империи пересмотреть взгляды на должностной функционал железнодорожной жандармерии. Так, циркуляр Департамента полиции от 16 июня 1912 г. называл агентурную работу главнейшей обязанностью железнодорожной жандармерии. Поскольку железные дороги имели стратегическое для страны значение, власть была заинтересована в контроле над политическими настроениями и поведением работников железных дорог.

На крупных железнодорожных станциях и в больших железнодорожных мастерских жандармские управления должны были иметь агентов из числа политических активистов, а на маленьких станциях и в небольших мастерских могли ограничиваться и обычными агентами, не связанными с революционным движением. Агентурная сеть железнодорожной жандармерии подразделялась на постоянных агентов, негласных сотрудников и случайных агентов. Также имелось разделение на внутреннюю агентуру, работавшую непосредственно в составе политических партий и организаций; вспомогательную агентуру, не состоящую в партиях, но имеющую связи с активистами; разовую агентуру, которая могла за вознаграждение привлекаться для выполнения единичных задач. Финансирование агентурной сети осуществлялось из отдельных источников и ему также уделялось большое значение, поскольку руководство жандармерии прекрасно понимало важность наличия эффективно работающих агентов для обеспечения безопасности российского государства в непростое время.

С другой стороны, взяв на себя обязанности политической полиции, железнодорожная жандармерия длительное время отличалась низкой эффективностью в борьбе с общеуголовной преступностью на транспорте. Обычная полиция показывала куда более серьезные результаты, тогда как железнодорожные жандармы не могли похвастать количеством раскрытых преступлений или предотвращенных хищений грузов. Это объяснялось отсутствием специализированных подразделений, которые бы отвечали за сыскные мероприятия по предотвращению хищения грузов. С хищениями боролись жандармские патрули и сторожа, однако специальных сыщиков, работающих в штатской одежде, в жандармских полицейских управлениях железных дорог долгое время не было. Жандармам запрещалось переодеваться в гражданскую одежду, что не могло не отражаться на эффективности сыскной деятельности.

Речная полиция Российской империи

Параллельно с формированием подразделений железнодорожной жандармерии, российское правительство озаботилось и решением проблемы обеспечения безопасности на водных путях. 27 июня 1867 г. в составе полицейского управления Санкт-Петербурга была создана Речная полиция. В состав речной полиции входили управляющий, три помощника управляющего, нижние чины и команда матросов и морских унтер-офицеров, прикомандированных от Морского министерства.

Должность управляющего речной полицией занимал штаб-офицер , назначаемый градоначальником совместно с начальником главного морского штаба. Из числа бывших морских офицеров подбирались его помощники, а низшие чины разделялись на три разряда и повышались по службе в зависимости от выслуги лет. В 1885 г. была увеличена численность речной полиции за счет введения должности младшего помощника управляющего речной полицией, двух должностей старших городовых и 10 должностей младших городовых. В компетенцию речной полиции входили также несение караульной службы в портах и на каналах, оказание помощи утопающим, тушение пожаров на воде. В 1894 г. с целью охраны правопорядка и безопасности в военных портах Российской империи была учреждена портовая полиция, в состав которой входили портовые надзиратели, портовые старшины и портовые полицейские.

К началу ХХ в. речная полиция Санкт-Петербурга включала по штату следующие должности: управляющий речной полицией - 1, помощник управляющего речной полицией - 4, инженер-механик - 1, корабельный инженер - 1, письмоводитель - 1, старший городовой - 20, младший городовой - 75, машинист - 1. Таким образом, за безопасность столичных рек и каналов отвечало 104 человека. Однако в период навигации численность личного состава речной полиции возрасталадо 304 человек. К управлению прикомандировывались 88 младших городовых, 1 машинист, 5 рулевых, 5 кочегаров и 5 матросов. В июле 1902 г. в состав речной полиции включили также 28 портовых стражников. Что касается судовых средств речной полиции Санкт-Петербурга, то они включали в себя два парохода «Санкт-Петербург» и «Бодрый», 8 катеров, 1 паровую шлюпку «Прилив», 2 гребных спасательных вельбота и 33 гребные шлюпки. В отличие от других жандармских и полицейских подразделений, служащие речной полиции носили особую форму, расцветка и наличие якоря на эмблеме которой свидетельствовало об особой связи этого правоохранительного подразделения с военно-морским флотом Российской империи.

Послереволюционный период

Февральская революция 1917 г. сыграла роковую роль в судьбе российской железнодорожной жандармерии и речной полиции. 4 марта 1917 г. Временное правительство приняло решение об упразднении правоохранительных институтов старой власти, включая Отдельный корпус жандармов и жандармские полицейские управления железных дорог. Все офицеры и унтер-офицеры, служившие в железнодорожной жандармерии, отправлялись в подразделения действующей армии, многих ждало увольнение со службы без пенсионного содержания и причитавшихся ранее льгот и выплат. Так прекратила свое существование одна из наиболее действенных и многочисленных правоохранительных структур дореволюционной России.

Свои коррективы в вопросы обеспечения безопасности и охраны общественного порядка на транспорте внесла Октябрьская революция. Новая власть практически с первых дней существования столкнулась с необходимостью обеспечения безопасности железнодорожных перевозок. В январе 1918 г. Чрезвычайным Всероссийским съездом железнодорожников было принято «Положение о народной железнодорожной милиции», в соответствии с которым железнодорожники должны были нести милиционную повинность по охране общественной, личной и имущественной безопасности и порядка в полосе отчуждения железных дорог. 23 марта 1918 г. была создана Всероссийская Чрезвычайная Комиссия по охране путей сообщения (ВЧК по ОПС), на базе которой позже была сформирована военная охрана железных дорог.18 февраля 1919 г. ВЦИК принял постановления «Об организации железнодорожной милиции и железнодорожной охраны» и положение «О рабоче-крестьянской железнодорожной милиции».

В советской России органы охраны порядка на железнодорожном транспорте были организованы по территориальному принципу. Главное управление рабоче-крестьянской милиции включило в свой состав отдел железнодорожной милиции, управления железнодорожной милиции были созданы при губернских управлениях милиции. Соответственно, при уездных исполкомах советов были созданы уездные отделы железнодорожной милиции. В составе железнодорожной милиции были созданы отделения уголовного розыска. Однако уже в декабре 1921 г. железнодорожная милиция была распущена. Только 26 июня 1937 г., учитывая специфику экономического развития СССР, было принято решение о воссоздании железнодорожной милиции. В сентябре 1938 г. железнодорожной милиции вернули линейный принцип организационной структуры. С началом Великой Отечественной войны многие сотрудники транспортной милиции были мобилизованы на фронт. Милиционеры в числе других советских граждан вставали на защиту городов и сел страны от гитлеровских оккупантов. Подвиги сотрудников транспортной милиции в эти героические годы имели место практически во всех регионах страны, столкнувшихся с гитлеровской агрессией.

Сегодня сотрудники транспортной полиции МВД Российской Федерации продолжают нести службу во всех регионах страны. Полицейские первыми встречают на вокзалах и станциях российских городов и сел пассажиров железнодорожного транспорта, дежурят в аэропортах, обеспечивают порядок на речных вокзалах, реках и водоемах. Многие сотрудники транспортной полиции принимали участие в контртеррористических операциях на Северном Кавказе. В настоящее время вопросами обеспечения порядка на железных дорогах, воздушных и водных магистралях занимается Главное управление на транспорте МВД Российской Федерации. О непростой службе сотрудников одного из его региональных управлений, каждодневно находящихся на передовом краю борьбы с преступностью, со временем будет рассказано в отдельном материале.

Использованы фотоматериалы сайтов:
1. http://regiment.ru/
2. http://www.vedomstva-uniforma.ru

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter