Домой / Знаете ли Вы, что… / Курсовая работа правовой режим земель водного фонда. Основные проблемы регулирования использования и охраны водного фонда россии §2.Порядок пользования землями водного фонда

Курсовая работа правовой режим земель водного фонда. Основные проблемы регулирования использования и охраны водного фонда россии §2.Порядок пользования землями водного фонда

Вода является важнейшим компонентом окружающей природной среды, возобновляемым, ограниченным и уязвимым природным ресурсом, используется и охраняется в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на прилегающих к водным объектам территориях, обеспечивает экономическое, социальное, экологическое благополучие населения, существование животного и растительного мира. Вода играет и будет играть важнейшую роль в жизни общества, без нее невозможно существование животного и растительного мира. Поэтому крайне необходима разработка вопросов рационального использования и охраны воды как основы всего живого.

К землям водного фонда относятся земли, покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах, а также земли, занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах. На землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется образование земельных участков.

Впервые земли водного фонда были выделены в самостоятельную категорию в Основах земельного законодательства 1968 г. Под водным фондом понимается совокупность водных объектов в пределах территории РФ (ст. 1 ВК РФ).

Водным объектом является природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.

Правовой режим водных объектов урегулирован водным законодательством – он тесно переплетается с правовым режимом земель, на которых расположены водные объекты, которые и определяют правовой режим этих земель.

В зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфологических и других признаков водные объекты подразделяются на поверхностные и подземные.

Поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии (границы водного объекта) и, в свою очередь, подразделяются:

  • – на моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и др.);
  • – водотоки (реки, ручьи, каналы);
  • – водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища);
  • – болота;
  • – природные выходы подземных вод (родники, гейзеры);
  • – ледники, снежники.

Береговая линия (граница водного объекта) определяется для:

  • – моря – по постоянному уровню воды, а в случае периодического изменения уровня – по линии максимального отлива;
  • – реки, ручья, канала, озера, обводненного карьера – по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они нс покрыты льдом;
  • – пруда, водохранилища – по нормальному подпорному уровню воды;
  • – болота – по границе залежей торфа на нулевой глубине.

Подземные водные объекты – это:

  • – бассейны подземных вод;
  • – водоносные горизонты.

Границы подземных водных объектов определяются в соответствии с законодательством о недрах.

Береговая полоса (полоса земли вдоль береговой линии водного объекта) – предназначается для общего безвозмездного пользования. Ширина береговой полосы – 20 м от края воды в глубь берега при среднемноголетнем уровне воды на свободных реках и нормальном уровне воды на искусственно созданных внутренних водных путях, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем 10 км, – для них береговая полоса составляет 5 м.

Запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с ВК РФ, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования (ч. 8 ст. 27 ЗК РФ).

Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.

Поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, т.е. общедоступными водными объектами.

Согласно ст. 6 ВК РФ использование водных объектов общего пользования осуществляется в соответствии с правилами охраны жизни людей на водных объектах, утвержденными в порядке, определяемом Правительством РФ (постановление от 14.12.2006 № 769), а также исходя из устанавливаемых органами местного самоуправления правил использования водных объектов для личных и бытовых нужд.

Следует отмстить, что ВК РФ регулирует водные отношения только в области использования и охраны водных объектов. Отношения по поводу воды, находящейся в окружающей среде и не сосредоточенной в водных объектах, не относятся к предмету данного регулирования.

Имущественные отношения, связанные с оборотом водных объектов, регламентируются гражданским законодательством в той мере, в какой они не урегулированы ВК РФ. Отношения по поводу земель, лесов, недр, растительного и животного мира, атмосферного воздуха, возникающие при использовании и охране водных объектов, регулируются водным законодательством в той мере, в какой это необходимо для рационального использования и охраны водных объектов.

Приведенные выше отношения в области использования и охраны водных объектов регулируются в целях обеспечения прав граждан на чистую воду и благоприятную водную среду; поддержания оптимальных условий водопользования; качества поверхностных и подземных вод в состоянии, отвечающем санитарным и экологическим требованиям; защиты водных объектов от загрязнения и засорения и истощения; предотвращения или ликвидации вредного воздействия вод, а также сохранения биологического разнообразия водных экосистем.

Земли водного фонда представляют собой территории, занятые водными объектами, гидротехническими и другими водохозяйственными сооружениями, а также земли, выделенные под полосы отвода водоемов, магистральных межхозяйственных каналов и коллекторов. Таким образом, земли водного фонда можно разделить на две категории: непосредственно покрытые водой и прилегающие к водоемам, предназначенные для использования и охраны вод. Они используются для строительства и эксплуатации сооружений, обеспечивающих удовлетворение потребностей населения в питьевой воде, бытовых, оздоровительных и других потребностей населения, а также водохозяйственных, сельскохозяйственных, природоохранных, промышленных, рыбохозяйственных, энергетических, транспортных и иных общественных потребностей; для охраны природы (источников водоснабжения) и производственных водных объектов, требующих специальной санитарной защиты, а также для обеспечения защиты населения от негативного воздействия промышленных, транспортных и других объектов в соответствии с законодательством устанавливаются санитарные зоны, в пределах которых вводится особый правовой режим использования земель.

Порядок использования, т.е. правовой режим земель водного фонда, определяется земельным законодательством и водным законодательством.

Правовой режим водных объектов, урегулированный водным законодательством, тесно переплетен с правовым режимом земель, па которых расположены эти водные объекты, отчего данная специфика и повлекла за собой выделение земель водного фонда в самостоятельную категорию.

Правовой режим земель водного фонда имеет особенность, обусловленную тем, что их основным хозяйственным назначением является "обслуживание" использования водных объектов.

Необходимо подчеркнуть, что к землям водного фонда помимо уже упоминавшихся водопокрытых земель относятся и приводоемные земельные участки. Например, водоохранные зоны водных объектов и их прибрежные защитные полосы, участки земель, в пределах которых находятся объекты водоснабжения, рекреации, рыбного и охотничьего хозяйства, водозаборных, портовых и гидротехнических сооружений и т.п.

Последняя группа земель выполняет обслуживающую по отношению к водоемам роль и зависит от них подобно тому, как в гражданско-правовом отношении "главная вещь – принадлежность", принадлежность следует судьбе главной вещи.

В связи с тем, что водоемы играют разнообразную роль в жизни человека и общества, использование их может быть урегулировано многоаспектно: в качестве источника получения питьевой воды; в качестве рыбохозяйственного водоема; в качестве водоема для купания людей; в качестве судоходного водоема; в качестве средства лесосплава и т.п. В силу этого на землях водного фонда может действовать сводный правовой режим, предусмотренный различными нормативными правовыми актами. Среди них можно выделить: Федеральный закон "Об охране окружающей среды", Кодекс внутреннего водного транспорта РФ; Федеральный закон "О животном мире"; Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и др.

Анализируя этот конгломерат нормативных правовых актов, можно сделать вывод, что земли водного фонда имеют правовой режим, обусловленный правовым режимом располагаемых на них водных объектов:

  • 1) целевым назначением водоемов. В частности, если водоем используется для получения вод питьевого назначения, то вокруг него устанавливаются соответствующие округа санитарной охраны; если он используется в качестве рыбохозяйственного, то на прибрежных полосах его действует правовой режим охраны рыбных запасов, ограничения хозяйственной деятельности, оказывающей отрицательное влияние на состояние рыбных запасов; если водоем решено использовать в качестве места для купания, то вводятся определенные ограничения на деятельность хозяйственных предприятий, сбрасывающих сточные воды в этот водоем, и т.п.;
  • 2) экологической обстановкой, сложившейся в месте его нахождения. Так, если данная местность оказалась объявленной зоной чрезвычайной экологической ситуации или зоной экологического бедствия, то законодательством о зонах экологических бедствий могут быть ограничены и даже прекращены все виды природопользования, в том числе использование данного водоема (ст. 57 Федерального закона "Об охране окружающей среды");
  • 3) правовым статусом субъектов землепользования. К примеру, забор воды сельскохозяйственным предприятием, использующим водный объект для питьевых нужд в порядке централизованного водоснабжения, производится в соответствии с утвержденными в установленном порядке проектами водозаборных сооружений и на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование.

Перечисленное присуще общему правовому режиму земель водного фонда. Однако наряду с общим действует специальный правовой режим, обусловленный особым целевым назначением конкретно выделенной в пользование земли водного фонда или конкретно выделенного водоема.

Например, при использовании водоема для нужд энергетики предприятия, эксплуатирующие на водоемах гидротехнические сооружения, обязаны обеспечить режим наполнения и сработки водохранилищ, установленный с учетом всех водопользователей, находящихся в зоне влияния водохранилищ; при предоставлении водоема преимущественно для рыбохозяйственной деятельности права других водопользователей, кроме питьевого водоснабжения, могут быть ограничены в интересах рыбного хозяйства; предоставление водоема для нужд сельского хозяйства порождает обязанности предотвратить попадание воды в мелиоративные системы из источников водозабора и создавать благоприятный режим почвенной влаги.

Необходимо отметить, что специальный правовой режим земель водного фонда обусловлен естественным взаимодействием природных объектов, накладывающим отпечаток на правовое регулирование данной категории земель. Так, естественная подпитка и охрана водоемов осуществляется через водоохранные леса, а поэтому режим хозяйственной деятельности в лесах водоохранных зон направлен на сохранение природных свойств водных объектов. Иначе говоря, использование земель водного фонда осуществляется в комплексе через водопользование и лесопользование.

В отличие от иных природных объектов водоемы далеко не всегда могут использоваться в локальном порядке. Некоторые водные объекты (особенно реки) могут располагаться в пределах нескольких субъектов РФ. Однако реки по общему правилу представляют собой и физико- географическое, и хозяйственное единство. Использование водного объекта в одном месте (например, использование реки в ее верховье) может существенно отразиться на ее состоянии в целом. Поэтому в использовании водных объектов традиционно сложился бассейновый принцип регулирования водных отношений.

Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, примыкающих к поверхностным водным объектам, могут использовать водные объекты только для своих нужд в той мере, в какой это не нарушает права и законные интересы других лиц.

Согласно ВК РФ водные объекты находятся в собственности РФ (федеральной собственности). Исключение составляет пруд или обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту РФ, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу. Эти водные объекты в данном случае находятся соответственно в собственности субъекта РФ, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами (п. 2 ст. 8 ВК РФ).

Право собственности Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования, физического лица, юридического лица на пруд, обводненный карьер прекращается одновременно с прекращением права собственности на соответствующий земельный участок, в границах которого расположены такие водные объекты.

Пруд, обводненный карьер, могут отчуждаться в соответствии с гражданским законодательством и земельным законодательством. Не допускается отчуждение таких водных объектов без отчуждения земельных участков, в границах которых они расположены. Данные земельные участки разделу не подлежат, если в результате такого раздела требуется раздел пруда, обводненного карьера.

Право собственности на земли водного фонда подчинено праву собственности на водные объекты.

Земля считается основной составляющей окружающей среды. Она рассматривается как пространственный базис, на котором размещаются разные элементы материального мира. К важным элементам относится вода, которая имеет огромное значение для жизни современного общества.

Она представляет собой ограниченный, но в то же время возобновляемый природный ресурс. В связи с этой замечательной особенностью появилась потребность в организации и охране земель водного хозяйства. Что делается для решения этой проблемы в XXI в.?

Структура водного фонда

При рассмотрении земель водного фонда необходимо несколько слов сказать о водных объектах. Что подразумевается под этим термином? Водный объект является основным элементом водного фонда. Это скопление в границах некоторого рельефа местности или подземных вод в любых недрах, обладающих качествами водного режима.

В любой объект, кроме участков, занятых водой, включаются водоохранные и береговые зоны, подстилающие породы и т. д. Вот почему земли водного фонда — это не просто реки, моря!

В земли водного фонда РФ входят все размещенные на территории государства, что устанавливается статьей 7 ВК РФ. Они включают поверхностные воды, подземные и термальные воды, ледники и снежный покров, территориальные и морские воды. Рассмотрим водного фонда РФ.

Как видно из диаграммы, самый большой размер занимают морские и территориальные воды. Они составляют 93,4%. Наименьшую площадь охватывают поверхностные воды — 0.4%. А между тем, именно эти объекты представляют особую ценность. К ним относятся реки, озёра и другие источники пресной воды.

Юридическое значение

Правовое положение земель устанавливается порядком учёта, организации, мониторинга, а также охраны земельных ресурсов, который регулируется действующим законодательством РФ. Земли водного фонда включают площади, занятые водными объектами, а также участки, на которых размещаются различные сооружения для их обслуживания.

Другими словами, водного фонда характеризуется порядком учёта, организации и охраны водных ресурсов, который регулируется Водным законодательством РФ. К важным актам относятся ЗК РФ, ВК РФ, ФЗ №69, ФК №141.

Водное законодательство

Основным документом действующего законодательства считается ВК РФ, в котором содержится информация о водных объектах. ВК РФ определяет форму права земель водного фонда, устанавливает порядок организации и охраны водных ресурсов, назначает меры пресечения за нарушение Водного законодательства.

Важными документами считаются ФЗ №369 и ФЗ №141, в которых вносятся изменения в ЗК РФ. Кроме того, существует много нормативных актов, указов, регулирующих организацию земель водного фонда.

Распределение по категориям

Государственный земельный кадастр РФ (ГЗК) занимается учётом и регистрацией водных объектов. Что обозначает водного фонда? Согласно ст.7 ЗК РФ, все земельные ресурсы по целевому назначению подразделяются на отдельные части, которые считаются категориями. Выделяют семь основных категорий. Рассмотрим распределение земель РФ по категориям.

Как видно из диаграммы, земли водного фонда составляют 1.6%. Этот фонд, согласно ст. 102 ЗК РФ, включает следующие элементы:

    Поверхностные воды.

    Площади, переданные под разные сооружения, которые обслуживают водные объекты.

Все существующие водные объекты РФ подвергаются кадастровому учёту и регистрации в специальном реестре сведений, согласно ст. 79 ВК РФ. Этими процедурами занимается Фонд находится под защитой и охраной государства.

ГВК является информационным, систематизированным реестром сведений, который содержит всю информацию о водных ресурсах РФ, об основных водопотребителях и водопользователях. ГВК ведётся по единой системе на основе данных учёта.

Кадастровый учёт

Все земли водного фонда РФ подвергаются кадастровому учёту независимо от формы права и целевого назначения. Учётом занимаются ГЗК И ГВК. ГЗК осуществляет учёт по категориям. (Распределение земель по категориям рассматривается выше).

Кадастровому учёту подлежат все объекты, постоянно занятые водой. Из внимания исключаются временные объекты, которые появляются в результате выпадения осадков или действия ледников. Данные учёта используются для регистрации объектов в реестре сведений, для составления различных статистических отчётов и т. д.

Регистрация

Регистрация земель водного фонда проводится в специальном информационном автоматизированном реестре сведений. В нём содержатся все данные о водных объектах РФ.

На основании этой информации заполняется различная документация, оформляется право собственности, осуществляется контроль и надзор за состоянием объектов, своевременно выявляются нарушенные и загрязнённые объекты и т.д. Эта процедура осуществляется ГЗК и ГВК.

Правовая форма

Земли водного фонда РФ предоставляются в собственность и пользование согласно действующему Водному законодательству. Все объекты передаются в собственность и пользование субъектам РФ, муниципальным и государственным организациям, физическим и юридическим лицам согласно ст. 24,25 ВК РФ.

Все субъекты РФ перечислены Конституцией РФ. ВК РФ устанавливает порядок передачи субъектов в собственность и пользование, регулирует заключение договора водопользования, определяет размер оплаты за использование объекта и т. д.

Организация водного фонда

Водного фонда РФ — это одна из основных проблем XXI в. В последнее время появилось много перспектив для её решения. Рассмотрим организацию водного фонда РФ.

Водные ресурсы расходуются для сельскохозяйственных нужд, коммунально-бытовых, для нужд промышленности, транспорта, отдыха и спорта. Как видно из диаграммы, самым большим водопотребителем считается тепловая и атомная энергетика. Ими используется 49% расходуемых запасов.

Законодательство устанавливает порядок резервирования источников коммунально-бытового водоснабжения, регулирует применение объектов для нужд транспорта, определяет правила использования объектов для спорта и отдыха. Выполняется водохозяйственное и гидротехническое районирование территории РФ.

Мониторинг

В последнее время огромное внимание уделяется мониторингу земель водного фонда. Это связано с ростом промышленного производства, сокращением запасов питьевой воды. Потребности человека в водных ресурсах растут; реки, моря и другие объекты загрязняются, осушаются, исчезают.

Мониторинг земель водного фонда осуществляет надзор за состоянием объектов; позволяет выявить загрязнённые и нарушенные земли водного хозяйства; своевременно планировать природоохранные и водоохранные мероприятия.

Охрана

В XXI веке во всём мире большое значение приобрела охрана окружающей среды. Охрану земель устанавливает ЗК РФ. В последнее время широкое распространение получила охрана водных ресурсов, которая регулируется ВК РФ, 257, 282 и другими актами.

Водное законодательство осуществляет контроль водных объектов со стороны субъектов РФ, государственных организаций, органов местного самоуправления; устанавливает перечень объектов, подлежащих надзору; определяет меры по исчислению вреда, причинённого водному хозяйству.

Регулируется порядок оптимального воздействия на любой объект. Определены нормативные показатели качества воды. Применяются новые безвредные промышленные технологии.

Меры пресечения

Лица, нарушившие водное законодательство подлежат материальной, административной, уголовной ответственности, если их вина будет доказана. Вред, причинённый водным объектам, должен быть возмещён в добровольном и судебном порядке, согласно ст. 68, 69 ВК РФ и другим актам.

Например, материальная ответственность за факт загрязнения водного объекта, составляет:

    Для физических лиц — до 20 базовых величин.

    Для юридических лиц — до 500 базовых величин.

В XXI веке сделано многое для рациональной организации и охраны земель водного хозяйства. Проводятся различные водоохранные мероприятия, выдаются специальные нормативные акты, контролирующие восстановление, возобновление и функционирование водных объектов. Определены меры пресечения за нарушение Водного законодательства. И программа по эффективному использованию и мониторингу земель водного хозяйства будет совершенствоваться в дальнейшем.

Механизм пользования землями водного фонда, выполнения комплекса водоохранных мероприятий и проведения эксплуатационных работ для создания благоприятных условий содержа-ния этих земель определен в постановлении Кабинета Министров Украины от 13 мая 1996 г. № 502 «Об утверждении Порядка пользования землями водного фонда». Земли водного фонда могут использоваться землепользователями на праве собственности, праве постоянного пользования и на условиях аренды. В соответствии со ст. 59 Земельного кодекса земли водного фонда могут находиться в государственной, коммунальной и частной собственности. В ст. 5 Водного кодекса дана конкретизация водных объектов общегосударственного и местного значения. Такое разделение водных объектов обуславливает особенности правового регулирования их использования и охраны. К водным объектам общегосударственного значения относятся: внутренние морские воды, территориальное море, поверхностные воды (озера, водохранилища, реки, каналы), которые находятся и используются в пределах более одной области, а также их притоки всех порядков, водные объекты в пределах природно-заповедного фонда общегосударственного значения и водные объекты, отнесенные к категории лечебных. К водным объектам местного значения относятся поверхностные воды, которые находятся и используются в пределах одной области и не отнесены к категории общегосударственного значения. Всего на территории Украины находятся 277 водных объектов местного значения, перечень которых утвержден приказом Госвод-хоза Украины от 3 июня 1997 г. № 41 «Об утверждении Перечня рек и водоемов, отнесенных к водным объектам местного значения».

В государственной собственности находятся земли водного фонда, занятые и прилегающие к водным объектам общегосударственного значения, удовлетворяющие государственные и общественные нужды. В коммунальной собственности могут находиться земли, занятые и прилегающие к водным объектам местного значения, удовлетворяющие общественные потребности.

Гражданам и юридическим лицам по решению органов исполнительной власти и органов местного самоуправления могут бесплатно передаваться в частную собственность замкнутые природные водоемы (общей площадью до 3 гектаров), а значит, и земли водного фонда, на которых эти объекты находятся или которые прилегают к таким водоемам. Следовательно, водные объекты площадью свыше 3 гектаров могут находиться только в государственной или коммунальной собственности.

Собственники на своих земельных участках могут в установленном порядке создавать рыбохозяйственные, противоэрозийные и другие искусственные водоемы. В ч. 2 ст. 59 Земельного кодекса не содержатся какие-либо ограничения по отношению к субъектам права частной собственности на замкнутые природные водоемы, а лишь указывается, что ими могут быть как физические, так и юридические лица. Однако анализ оснований возникновения права частной собственности на землю для граждан и юридических лиц, предусмотренных статьями 81 и 82 Земельного кодекса, приводит к выводу, что по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления земли водного фонда (общей площадью до 3 гектаров) могут быть бесплатно переданы только гражданам Украины и юридическим лицам, учрежденным гражданами Украины или юридическими лицами Украины.

Земли водного фонда могут использоваться землепользователями на праве постоянного пользования. Согласно ч. 3 ст. 59 Земельного кодекса в постоянное пользование земли водного фонда могут предоставляться по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления только государственным водохозяйственным организациям для ухода за водными объектами, прибрежными защитными полосами, полосами отвода, береговыми полосами водных путей, гидротехническими сооружениями и т. п. Законодатель ограничивает круг субъектов, осуществляющих право постоянного пользования этой категорией земель, как по формам собственности, так и по целям использования.

Земельный кодекс в ч. 1 ст. 92 определяет право постоянного пользования земельным участком как право владения и пользования последним, находящимся в государственной и коммунальной собственности, без установленного срока. Право постоянного пользования земельным участком водного фонда приобретают лишь государственные водохозяйственные организации для определенных законодателем целей: ухода за водными объектами, прибрежными защитными полосами, полосами отвода, береговыми полосами водных путей и т. п. Всем другим юридическим и физическим лицам земли водного фонда в постоянное пользование не предоставляются, они могут пользоваться землями этой категории только на условиях аренды.

Право пользования земельным участком на землях водного фонда возникает после установления границ этого участка в натуре (на местности) и получения соответствующего документа, удостоверяющего это право. Право собственности и право постоянного пользования землями водного фонда удостоверяются государственным актом, который выдается и регистрируется исполнительным органом сельского, поселкового, городского совета, Киевской и Севастопольской городскими государственными администрациями по месторасположению земельного участка.

Формы государственных актов на право собственности и на право постоянного пользования земельным участком утверждены постановлением Кабинета Министров Украины от 2 апреля 2002 г. № 449 «Об утверждении форм государственного акта на право собственности на земельный участок и государственного акта на право постоянного пользования земельным участком».

Органы исполнительной власти или местного самоуправления из земель водного фонда могут передавать гражданам и юридическим лицам на условиях аренды земельные участки прибрежных защитных полос, полос отвода и береговых полос водных путей, а также озера, водохранилища, другие водоемы, болота и острова для сенокошения, рыбохозяйственных нужд, культурно-оздоровительных, рекреационных, спортивных и туристических целей, проведения научно-исследовательских работ и т. п.

Право аренды земельного участка - это основанное на договоре срочное платное владение и пользование земельным участком, необходимым арендатору для осуществления предпринимательской и иной деятельности. Арендаторами земельных участков водного фонда могут быть граждане и юридические лица Украины, иностранные граждане и лица без гражданства, иностранные юридические лица, международные объединения, а также иностранные государства. Арендодателями земельных участков водного фонда могут выступать их собственники или уполномоченные ими лица, предусмотренные ст. 5 Закона «Об аренде земли». Пользование земельными участками водного фонда для сенокошения, рыбохозяйственных нужд, культурно-оздоровительных, рекреационных, спортивных, туристических целей, проведения научно-исследовательских работ и т. п. на условиях аренды осуществляется арендатором в соответствии с договором аренды и учетом требований по охране водоемов от загрязнения, засорения и заиливания, а также с соблюдением государственных норм, правил и санитарных требований.

Отношения, связанные с арендой земли, регулируются Законом «Об аренде земли» и ст. 93 Земельного кодекса, а отношения, связанные с арендой водных объектов, - ст. 51 Водного кодекса. В настоящее время водное и земельное законодательство по-разному подходят к возможности передачи в аренду водных объектов. Так, Водный кодекс допускает аренду только водных объектов местного значения для определенных целей, аренда же водных объектов государственного значения им не предусмотрена. Новый Земельный кодекс предусматривает аренду земель водного фонда для определенных целей независимо от значения и правового режима водного объекта.

Использование земельных участков водного фонда для рыболовства осуществляется с согласия их собственников или по согласованию с землепользователями. Пользование землями водного фонда осуществляется с учетом требований по охране рек и водоемов от загрязнения, засорения, заиливания, а также с соблюдением государственных норм, правил и санитарных требований.

В соответствии с приказом Госводхоза от 29 февраля 1996 г. № 29 «Об утверждении Положения о порядке выдачи разрешения на строительные, дноуглубительные и взрывные работы, добычу песка, гравия, прокладывания кабелей, трубопроводов и других коммуникаций на землях водного фонда» на землях водного фонда, в том числе на прибрежных защитных полосах, земельных участках дна рек, озер, водохранилищ, морей и других водных объектов, могут проводиться работы, связанные со строительством, углублением дна, добычей полезных ископаемых (кроме песка, щебенки, гравия в руслах малых и горных рек), прокладка кабелей, трубопроводов и других коммуникаций, буровые и геологоразведочные работы при условии получения разрешения. Разрешение сроком до одного года выдается органами водного хозяйства по согласованию: с местными органами исполнительной власти, государственными органами охраны окружающей природной среды, геологии, земельных ресурсов, соответствующими водопользователями, собственниками земли и землепользователями во всех случаях.

Разрешение на работы, которые требуют разработки проекта (строительные, дноуглубительные, по добыче строительных материалов, взрывные, прокладка коммуникаций и трубопроводов), является основанием для выполнения проектно-изыскательских работ в порядке, установленном действующим законодательством.

Использование земли в Украине является платным согласно ст. 2 Закона от 3 июля 1992 г. «О плате за землю» в редакции Закона от 19 сентября 1996 г. Это правило касается только специального использования земель всех категорий, поскольку общее землепользование осуществляется бесплатно. Плата за пользование земельными участками водного фонда вносится их собственниками или пользователями (в том числе и арендаторами) в виде земельного налога или арендной платы. Налог за земельные участки водного фонда уплачивается в размере 0,3% от денежной оценки единицы площади пашни по области.

Механизм пользования землями водного фонда, выполнение комплекса водоохранных мероприятий и проведения эксплуатационных работ для создания благоприятных условий содержания этих земель определен в Порядке пользования землями водного фонда, утв. постановлением Кабинета Министров Украины от 13 мая 1996 г. № 502. Земли водного фонда могут использоваться землепользователями на праве собственности, праве постоянного пользования и на условиях аренды.

Согласно ч. 1 ст. 59 ЗК земли водного фонда могут находиться в государственной, коммунальной и частной собственности. В ст. 5 ВК осуществлена конкретизация водных объектов общегосударственного и местного значения.

К водным объектам общегосударственного значения относятся: внутренние морские воды, территориальное море, поверхностные воды (озера, водохранилища, реки, каналы), которые находятся и используются на территории более чем одной области, а также их притоки всех порядков; водные объекты в границах природно - заповедного фонда общегосударственного значения и водные объекты, отнесенные к категории лечебных.

К водным объектам местного значения относятся поверхностные воды, которые находятся и используются в пределах одной области и не отнесены к категории общегосударственного значения, а также подземные воды, которые не могут быть источником централизованного водоснабжения. На территории Украины насчитывается 277 таких объектов. Перечень рек и водоемов, отнесенных к водным объектам местного значения, утвержденный приказом Госводхоза Украины от 3 июня 1997 г. № 41.

В государственной собственности находятся земли водного фонда, занятые водными объектами общегосударственного значения, и прилегающие к ним, удовлетворяющих государственные и общественные потребности. В коммунальной собственности могут находиться земли, занятые водными объектами местного значения, и земли прилегающие к ним, удовлетворяющих общественные потребности.

Гражданам и юридическим лицам по решению органов исполнительной власти или местного самоуправления могут бесплатно передаваться в частную собственность замкнутые природные водоемы (общей площадью до 3 га), а следовательно, и земли водного фонда, на которых эти объекты находятся, и прилегающие к ним.

Собственники на своих земельных участках могут в установленном порядке создавать рыбохозяйственные, противоэрозионные и другие искусственные водоемы. В ч. 2 ст. 59 ЗК не содержится каких-либо ограничений в отношении субъектов права частной собственности на замкнутые естественные водоемы. В ней лишь указано, что ими могут быть как физические, так и юридические лица.

Земли водного фонда могут использоваться землепользователями на праве постоянного пользования. Согласно ч. ст. 59 ЗК в постоянное пользование такие земли могут предоставляться по решению органов исполнительной власти или местного самоуправления только государственным водохозяйственным организациям по уходу за водными объектами, прибрежными защитными полосами, полосами отвода, береговыми полосами водных путей, гидротехническими сооружениями и т.п.

Согласно ч. 1 ст. 92 ЗК право постоянного пользования земельным участком - это право владения и пользования земельным участком, находящимся в государственной или коммунальной собственности, без установленного срока. Право постоянного пользования земельным участком водного фонда приобретают только государственные водохозяйственные организации для достижения определенных законодателем целей: уходу за водными объектами, прибрежными защитными полосами, полосами отвода, береговыми полосами водных путей и т.д. Всем другим юридическим лицам земли водного фонда в постоянное пользование не предоставляются.

Отношения, связанные с арендой земли, регулируются Законом " Об аренде земли " и ст. 93 ЗК, а связанные с арендой водных объектов - ст. 51 ВК. Водное и земельное законодательство по - разному регулируют передачу в аренду водных объектов. Так, ВК допускает аренду для определенных целей только водных объектов местного значения (аренда водных объектов государственного значения им не предусмотрена)

В соответствии с Порядком выдачи разрешений на проведение работ на землях водного фонда, утв. постановлением Кабинета Министров Украины от 12 июля 2005 г. № 557, определен механизм выдачи разрешения на строительные, дноуглубительные работы, добычу песка и гравия, прокладки кабелей, трубопроводов и других коммуникаций на землях водного фонда. Срок действия разрешения зависит от сроков, необходимых для проведения соответствующих работ и определенных проектной документацией. Если предприятие не заканчивает работы в предусмотренный разрешением срок, он подает органа, выдавшего разрешение, заявление о продлении срока действия разрешения с объяснением причин невыполнения работ. Заявление рассматривается с соблюдением процедуры выдачи разрешения, предусмотренной Порядком.

Водный Кодекс

Статья 4. Земли водного фонда землям водного фонда относятся земли, занятые:

  • к морями, реками, озерами, водохранилищами, другими водными объектами, болотами, а также островами занятыми лесами;
  • прибрежными защитными полосами вдоль морей, рек и вокруг водоемов, кроме земель, занятых лесами;
  • гидротехническими, другими водохозяйственными сооружениями и каналами, а также земли, выделенные под полосы отвода для них;
  • береговыми полосами водных путей.

Согласно ст. 102 ЗК к этой категории относятся земли: покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах; занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах. На землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется формирование земельных участков.

Правовой режим земель водного фонда определяется его целевым назначением, субъектами и объектами общественных отношений, их правами и обязанностями, связанными с ними особенностями управления землями данной категории.

Указанные земли могут использоваться для различных социальных нужд, связанных прежде всего с целями и режимом водопользования. Приоритетное значение придается использованию и правовому режиму земель, предназначенных для охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Это не только провозглашается теорией, в законодательстве, но и осуществляется на практике.

Порядок, режим использования и охраны земель водного фонда определяется земельным и водным законодательствами, поэтому очень важно понимание характера и содержания водного законодательства, а также уяснение взаимосвязи земельного и водного законодательств РФ.

Если объектами земельных отношений являются земля как природный объект и природный ресурс, земельные участки и их части, то объект водных правооотношений - это водный объект или его часть, под которыми понимаются поверхностные воды и земли, покрытые ими или сопряженные с ними (дно и берега водного объекта). Подземные воды и вмещающие их горные породы также рассматриваются как единый водный объект.

Таким образом, земли водного фонда, как и земли лесного фонда, образующие совокупность с лесом, животным миром и т.п., представляют вместе с водами единый водный объект; общественные отношения, связанные с ним, подвергаются правовому регулированию.

Водное законодательство, как и земельное, находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов и состоит из ВК 2006 г. и принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ и ее субъектов. Объектами земельных и водных отношений являются также находящиеся в частной собственности пруды и обводненные карьеры, находящиеся на земельных участках, принадлежащих физическим и юридическим лицам на праве частной собственности.

Права на земли водного фонда зависят от разграничения полномочий между РФ и ее субъектами в области земельных, водных отношений и охраны окружающей среды, которое определяется земельным и водным законодательствами, а при необходимости - заключенными в соответствии с ними договорами.

В Российской Федерации устанавливается государственная собственность на водные объекты. Допускается муниципальная и частная собственность на указанные выше пруды и обводненные карьеры. Изменение русла реки или иное изменение местоположения водного объекта не влечет изменения формы и вида собственности на него. В муниципальной собственности городских и сельских населенных пунктов, других муниципальных образований находятся воды, предназначенные для местных, муниципальных нужд; ими управляют органы местного самоуправления.

Землепользователь и водопользователь - гражданин может использовать земли водного фонда и водные объекты для собственных нужд свободно, но не причиняя вреда окружающей среде.

Каждый может пользоваться водными объектами общего пользования и иными водными объектами, их землями, если иное не предусмотрено законодательством (публичный водный сервитут). В силу договора или судебного решения права лиц, которым водные объекты предоставлены в долгосрочное или краткосрочное пользование, могут быть ограничены в пользу заинтересованных лиц (частный водный сервитут).

Водные сервитуты могут устанавливаться в целях забора воды, водопоя и прогона скота, использования водных путей для движения паромов, лодок, других маломерных плавательных средств, обеспечения экологических нужд.

Лицензия на водопользование является актом государственного органа исполнительной власти в области использования и охраны водного фонда, признающимся основанием возникновения права водопользования.

В зависимости от его способов и целей в лицензии или заключаемом договоре приводятся: сведения о водных объектах, землях водного фонда, водопользователях и водопотребителях; указание пространственных границ и мест забора или сброса воды; сведения о лимитах водопользования и обязательствах водопользователя по отношению к водопотребителям; требования по рациональному использованию, охране водных объектов (с учетом их понимания в сопряжении с дном и берегами) и окружающей среды.

Пользование землями водного фонда тесно связано с водопользованием. Земельное и водное законодательства РФ предусматривают требования к охране водных объектов и земель водного фонда. Общим водопользованием считается использование водных объектов и прилегающих к ним земель без применения сооружений, технических средств и устройств: оно осуществляется без получения лицензии на водопользование.

Прилегающие к водоемам земельные участки включают так называемый бечевник - полосу суши вдоль берегов водных объектов общего пользования. Каждый вправе пользоваться бечевником для передвижения и пребывания у такого водного объекта, в том числе для рыболовства, отдыха, причаливания плавательных средств, но без использования транспорта.

Органы местного самоуправления устанавливают места, где запрещены забор воды для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купание, плавание на маломерных судах. Об этих запретах и иных условиях общего водопользования подобного рода, прежде всего природоохранных, население оповещается через средства массовой информации, специальными информационными знаками или иными способами.

Если условия водопользования или его запрещение не объявлены, то оно осуществляются свободно в соответствии с земельным и водным законодательствами, т.е. без причинения вреда окружающей среде.

При этом должны соблюдаться правила охраны жизни людей на воде и иные условия, которые устанавливаются органами исполнительной власти субъектов РФ по согласованию с органами Минприроды России, Госсанэпиднадзора, Федерального агентства водных ресурсов и другими государственными органами управления использованием и охраной природных ресурсов.

При водопользовании землепользователи и водопользователи обязаны:

рационально использовать водные объекты и сопряженные с ними земли, соблюдать установленные договорами, лицензией условия и требования; не допускать нарушения прав других землепользователей и водопользователей, а также нанесения вреда здоровью людей, окружающей природной среде;

не допускать ухудшения качества земель водного фонда, поверхностных и подземных вод, среды обитания животного и растительного мира; содержать в исправном состоянии очистные, гидротехнические и другие водохозяйственные сооружения и технические устройства;

информировать органы государственной власти об аварийных и других чрезвычайных ситуациях, влияющих на состояние водных объектов и сопряженных с ними земель; вести учет забираемых, используемых и сбрасываемых вод, количества загрязняющих веществ в них, систематические наблюдения за водными объектами и прилегающими к ним землями; своевременно вносить платежи, связанные с пользованием земель и водными объектами;

проводить производственно-технологические, мелиоративные, агротехнические, гидротехнические, санитарные и другие мероприятия, обеспечивающие охрану земель и водных объектов.

Земли водоохранных зон

Особого внимания - как в теоретическом, так и практическом плане - заслуживает регулирование использования и охраны земель водного фонда, принадлежащих водоохранным зонам и прибрежным защитным полосам, предусмотренным в ст. 65 ВК.

Выделение водоохранных зон обусловлено их природоохранным назначением. Для поддержания водных объектов в надлежащем состоянии, предотвращения их загрязнения, засорения и истощения, сохранения среды обитания животного и растительного мира устанавливаются водоохранные зоны.

это территория, примыкающая к акватории водного объекта (т.е. к ограниченному водному пространству), на которой устанавливается специальный режим.

Зоны и полосы утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ по представлению бассейновых и других органов управления водным фондом, согласованному с органами санитарно-эпидемиологического надзора и пограничной службы.

Население информируется об установлении границ водоохранных зон, прибрежных защитных полос и режима ведения на них хозяйственной и иной деятельности. Установление зон не влечет за собой изъятия земельных участков у собственников земель, землевладельцев, землепользователей и арендаторов или запрета на совершение сделок с землей, но они обязаны соблюдать и обеспечивать надлежащий режим.

Особым видом земель водного фонда является водоохранная зона в городе. Проблемы установления границ и поддержания режима использования и охраны земель водоохранных зон, особенно в населенных пунктах, являются весьма актуальными.

Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству г. Самары (далее - Комитет) и ООО "Дарница" заключен договор аренды земельного участка для строительства административно-гостиничного комплекса на 3-й дачной просеке в Октябрьском районе г. Самары с правом его выкупа в течение действия срока договора. Являясь государственным органом исполнительной власти, Комитет осуществлял координацию и регулирование по вопросам земельных отношений и использованию земель, расположенных в пределах черты г. Самары.

По мнению суда первой инстанции, земельный участок, на котором ответчик ведет свою деятельность, ссылаясь на постановление Правительства РФ от 23 ноября 1996 N 1404 "Об утверждении Положения о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах", отнесен к водоохранной зоне Саратовского водохранилища. Между тем согласно данному постановлению размеры и границы водоохранных зон и прибрежных полос на территории городов должны утверждаться органами исполнительной власти субъектов РФ.

Постановлением губернатора Самарской области установлены минимальные размеры водоохранных зон и прибрежных защитных полос для бассейнов рек на территории Самарской области. Однако этим постановлением не установлены размеры и границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос в городских поселениях, в том числе в г. Самаре. При таких обстоятельствах вывод суда о нарушении при строительстве водоохранных зон, по мнению Федерального арбитражного суда округа, необоснован.

Режим землепользования в водоохранных зонах предусматривается в ЗК и ВК и в подзаконных нормативных правовых актах. В пределах водоохранных зон на землях водного фонда, например, запрещаются:

применение химических средств борьбы с вредителями, болезнями растений и сорняками; использование навозных стоков для удобрения почв;

размещение складов ядохимикатов, минеральных удобрений и горюче-смазочных материалов, животноводческих комплексов и ферм, мест складирования и захоронения отходов, кладбищ и скотомогильников;

складирование навоза и мусора, заправка топливом, мойка и ремонт автомобилей; размещение стоянок транспортных средств, в том числе на территориях дачных и садово-огородных участков; проведение основных рубок (рубок главного пользования).

На расположенных в пределах водоохранных зон приусадебных, дачных, садово-огородных земельных участках должны соблюдаться правила их использования, исключающие загрязнение, засорение и истощение водных объектов. Наряду с водоохранными зонами могут быть установлены также зоны санитарной охраны источников централизованного водоснабжения, запретные полосы лесов по берегам водных объектов, иные охранные зоны в соответствии с земельным и иным законодательством РФ.

Земельные участки в водоохранных зонах предоставляются гражданам и юридическим лицам в соответствии с земельным законодательством, но по согласованию с государственным органом управления использованием и охраной водного фонда.

Еще более строгий режим использования и охраны имеют земли водного фонда, принадлежащие прибрежным защитным полосам. В пределах прибрежных защитных полос дополнительно к вышеуказанным ограничениям использования земель водоохранных зон на землях водного фонда запрещаются: распашка земель; применение удобрений, складирование отвалов размываемых грунтов, выпас и организация летних лагерей скота; установка сезонных стационарных палаточных городков, размещение дачных и садово-огородных участков, выделение участков под индивидуальное строительство; движение автомобилей и тракторов.

Участки земель в прибрежных защитных полосах предоставляются для размещения объектов водоснабжения, рекреации, рыбного и охотничьего хозяйства, водозаборных, портовых и гидротехнических сооружений при наличии лицензий на водопользование, в которых устанавливаются требования по соблюдению водоохранного режима.

Государственный контроль за соблюдением режима использования и охраны земель и иных природных ресурсов, а также хозяйственной деятельности в прибрежных защитных полосах и водоохранных зонах осуществляется: органами исполнительной власти субъектов РФ; Федеральным агентством водных ресурсов; Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и др.; государственным органом управления использованием и охраной земель; Федеральным агентством лесного хозяйства.

Таким образом, выделение земель водоохранных зон и прибрежных защитных полос является эффективной мерой охраны и облагораживания земель, а государственный контроль за их использованием и охраной осуществляется усиленно, что обусловлено их важной ролью в организации надлежащего землепользования и охраны окружающей среды.