Домой / Знаете ли Вы, что… / Почему так волнует закон магнитского. Закон Магнитского. Текст закона и его анализ. Как появился "закон Магнитского"

Почему так волнует закон магнитского. Закон Магнитского. Текст закона и его анализ. Как появился "закон Магнитского"

Закон Магнитского (также Акт Магнитского, англ. Sergei Magnitsky Rule of Law Accountability Act) - принятый в декабре 2012 года в США закон, вводящий персональные санкции в отношении лиц, ответственных за нарушение прав человека и принципа верховенства права. Назван по имени умершего в тюрьме Сергея Магнитского, в смерти которого обвиняются эти лица.

С. Л. Магнитский был руководителем отдела налогов и аудита в фирме Firestone Duncan. Летом 2007 года российское отделение фонда Hermitage Capital заподозрили в уклонении от уплаты налогов и Магнитский был арестован. 16 ноября 2009 года после 11 месяцев предварительного заключения он скончался в больнице следственного изолятора. В акте о смерти, подписанном 16 ноября врачами больницы «Матросской Тишины», сказано, что Магнитский умер от токсического шока и острой сердечной недостаточности. В графе «диагноз» указан острый панкреатит и закрытая черепно-мозговая травма. Дальнейшее расследование показало, что смерти Магнитского предшествовало его конвоирование в отдельную камеру 8-ю конвоирами для диагностики «психологической неадекватности» вследствие его периодических жалоб на плохие условия содержания, неоказание медпомощи и угрозу жизни (всего около 100 жалоб). Прибывшая бригада скорой помощи констатировала смерть не сразу.

7 июня 2012 международная организация «Врачи за права человека» заявила, что следствие уничтожает образцы органов Магнитского с целью сокрытия следов преступления и намеренно выгораживает людей, причастных к его гибели.

В 2011 году Государственный департамент США заявил, что в страну уже запрещён въезд 60 российским чиновникам, по его мнению, причастным или подозреваемых в причастности к смерти Магнитского. В сентябре 2012 стало известно, что Великобритания уже ввела в действие «список Магнитского». Введение в пределах стран санкций, предусмотренных законом Магнитского, предложили депутаты двух стран Евросоюза.

Список содержит 60 фамилий чиновников МВД, ФСБ, ФНС, Арбитражного суда, Генеральной прокуратуры и ФСИН вместе с кратким описанием роли каждого из указанных лиц в деле Hermitage Capital. Часть «списка…» может остаться неопубликованной: фамилии должны быть обнародованы в течение 120 дней, но согласно принятой Конгрессом поправке к закону госсекретарь США имеет право не раскрывать отдельных фигурантов списка «в интересах национальной безопасности США».

14 декабря 2012 «закон Магнитского» подписан Президентом США Бараком Обамой. Закон вводит санкции в отношении любых российских граждан, предположительно причастных к смерти Сергея Магнитского: визовые ограничения на въезд в США и санкции в отношении их финансовых активов в банках США.

12 апреля 2013 года министерство финансов США официально опубликовало персональный состав списка, в который вошли 18 человек.

Президент США Барак Обама . Согласно документу, президент может ввести санкции против любого иностранца, который, на его взгляд, несет ответственность за «внесудебные убийства, пытки или другие масштабные нарушения международно признанных прав человека против людей в любой стране». Также речь идет о причастности к коррупции, хищениям и другим правонарушениям.

Санкции предусматривают, в частности, блокирование собственности или активов, которые могут находиться под контролем США. Кроме того, лица, подпадающие под данный закон, не смогут получить американскую визу.

Действие данной нормы распространяется на 6 лет, однако введенные в ее рамках санкции не имеют временных ограничений и могут быть отменены только решением президента США.

АиФ.ru напоминает, в чём суть «списка Магнитского» и почему дело юриста стало проблемой в отношениях России и Запада.

Что такое список Магнитского?

Список Магнитского — это составленный в США список из 60 российских чиновников и сотрудников правоохранительных органов, которые предположительно причастны к гибели в СИЗО аудитора инвестиционного фонда Hermitage Capital Сергея Магнитского . Имена чиновников не разглашаются. Список был составлен американским сенатором Бенджамином Кардином . К лицам, попавшим в него, вводятся персональные санкции, им запрещается въезд в США за нарушение прав человека. Возможны также финансовые санкции. 6 декабря сенат США принял «закон Магнитского».

Кто такой Сергей Магнитский?

Сергей Магнитский был аудитором, партнёром и главой подразделения по налоговым консультациям британской юридической фирмы Firestone Duncan. Магнитский оказывал консультации инвестиционному фонду Hermitage Capital Management, основанному Уильямом Браудером .

В 2008 году Магнитский был арестован по делу об уклонении от уплаты налогов в фонде Hermitage Capital. Друзья и коллеги аудитора считают, еговзяли под стражу из-за того, что Магнитский раскрыл аферу с дочерними фирмами Hermitage, через которые, по его мнению, ряд чиновников и сотрудников правоохранительных органов изъяли из казны и похитили 5,4 миллиарда рублей под предлогом возврата налогов.

В СИЗО Магнитский тяжело болел, ему был поставлен диагноз «калькулезный холецистит», было проведено УЗИ, однако в повторном УЗИ ему отказали. Тётя Магнитского Татьяна Руденко заявила, что её племянник стал жертвой неправильного лечения врачей в тюрьме.

Сергей Магнитский скончался в больнице СИЗО «Матросская тишина» в 2009 году после 11 месяцев предварительного заключения. Официальной причиной смерти стала острая сердечно-сосудистая недостаточность. Замначальнику изолятора по лечебно-профилактической работе Дмитрию Кратову было предъявлено обвинение в халатности, повлекшей по неосторожности смерть человека. Смерть Магнитского вызвала большой резонанс в России и мире.

В ноябре 2012 года Следственный департамент МВД России завершил расследование посмертного уголовного дела в отношении аудитора.

Как и когда появился список Магнитского?

С предложением ввести визовые санкции для российских чиновников в связи с гибелью Сергея Магнитского американский сенатор Бенджамин Кардин и конгрессмен Джим Макговерн выступили в декабре 2010 года. Официальные власти США идею поддержали. В 2011 году Госдепартамент США подтвердил, что запрет на выдачу виз лицам из «чёрного списка» существует. Впоследствии поступали предложения запретить въезд и некоторым другим чиновникам, которые не причастны к делу Магнитского, но могли нарушить права человека.

14 декабря 2012 года президент США Барак Обама подписал этот закон, увязав его с отменой поправки Джексона-Вэника. «Закон Магнитского» предписывает ввести санкции в отношении российских должностных лиц, причастных, по американским данным, к смерти аудитора фонда Hermitage Capital Сергея Магнитского.

Позже американские власти утвердили «список Магнитского» — перечень фамилий российских руководителей, в отношении которых должны действовать санкции. Список имеет две части: открытую и закрытую. Каждую из них Госдеп и администрация президента могут изменять по своему усмотрению.

12 апреля 2013 года министерство финансов США опубликовало персональный состав «списка Магнитского». В него вошли 18 человек, среди них граждане России, Украины и Узбекистана; из них, по мнению составителей списка, непосредственно связаны с делом Магнитского 16 человек, двое предположительно причастны к другим тяжким преступлениям.

В конце 2013 года появилась информация, что власти США рассматривают возможность расширения «списка Магнитского». Также сообщалось, что США могут включить в список еще около 20 граждан России. Замглавы МИД РФ Сергей Рябков заявил, что это вызовет ответные меры с российской стороны.

Как Россия отреагировала на список Магнитского?

Российский МИД выразил по этому поводу недоумение, назвал список Магнитского попыткой «наказания» граждан иностранного государства и обещал не оставить списка без ответа. МИДу было поручено разработать собственный список американских чиновников и сотрудников правопорядка, которые могут быть причастны к нарушению прав человека в тюрьме Гуантанамо и которым запретят взъезд в РФ. Впоследствии стало известно, что такой список появился, и в него вошли 11 человек. ​​

Позже, в ответ на действия США, Москва обнародовала свой список, состоящий из 18 американцев, которым запрещён въезд на территорию России.

О том, что Россия введет ответные санкции, если США примет «закон Магнитского», говорил и президент РФ Владимир Путин на саммите стран G-20 летом 2012 года.

Тем не менее, после принятия закона в США в конце 2012 года реакция МИДа РФ последовала незамедлительно. Ведомство сравнило это решение с театром абсурда. По его мнению, в США думают, «что до сих пор продолжается холодная война».

Министр иностранных дел России Сергей Лавров ещё раз пригрозил США списком, аналогичным списку Магнитского.

Ответом на возможное увеличение списка Магнитского в конце 2013 года стало обещание российской стороны «отплатить той же монетой». Замглавы МИД РФ Сергей Рябков в декабре прошлого отмечал, что расширение Соединенными Штатами «списка Магнитского» вызовет ответные меры с российской стороны.

Кто ещё кроме США принял список Магнитского?

В сентябре 2012 года стало известно, что Глава МВД Великобритании Тереза Мэй направила список Магнитского в британское посольство в Москве. Об этом писала газета The Sunday Times.

А уже в конце октября 2012 года за принятие списка Магнитского проголосовали депутаты Европарламента, в связи с чем Совет ЕС получил право запретить въезд и арестовать банковские счета российских чиновников и сотрудников судебной системы, попавших в список.

18 мая появилось сообщение о том, что в Канаде приняли аналог «закона Магнитского». По словам министра иностранных дел этой страны Христи Фриланд, за это выступила большая часть парламентариев. Ранее (в апреле) стало известно, что «закон Магнитского» приняли в Великобритании, а также готовятся к тому, чтобы принять в Литве. Говорят, что подумывают о его утверждении и в других странах Европы. Что же представляет собой эта столь популярная в нынешнем году законодательная норма и как она вообще появилась?

В 2007 году имело место достаточно резонансное событие – российский бюджет уменьшился сразу на 5,4 миллиарда рублей, забранных мошенниками, что характерно, единоразово. Первые, что обнаружил нарушение – это работники фирмы Firestone Duncan, которые обслуживали ряд юридических интересов фонда инвестиций Hermitage Capital Management. В их числе указывают Эдуарда Хайретдинова, Владимира Пастухова, Джемисона Файерстоуна и Сергея Магнитского. Эти личности поспособствовали тому, чтобы началось расследование по факту хищения бюджетных средств. По ходу дела был выведен целый список преступников, среди которых были десятки работников российских органов исполнительной власти.

Осенью 2008 года Магнитского арестовали, инкриминировав ему помощь владельцу выше указанной фондовой структуры Уильяму Брудеру с уплатой налогов. Менее, чем через год, пребывая в СИЗО, обвиняемый умер в больнице. Что характерно, его аресту поспособствовали именно те, кого раскрыли за хищение благодаря Магнитскому и его коллегам.

Спустя два года по просьбе члена сената Соединённых Штатов Бенджамина Кардина тогда госсекретарь Хилари Клинтон вынесла на рассмотрение в парламенте страны закрытие визового коридора на территорию этого государства для 60 представителей российского чиновничьего аппарата, которые были причастны к выше указанному. Через несколько месяцев конгрессмены проголосовали за предложение сенатора, а позже такое решение было утверждено и в Европарламенте. Была принята так называемая необязательная резолюция, которая рекомендовала главам правительств стран Евросоюза изучить возможность применить визовые и финансовые санкции против 61 человека. К вышеуказанным шестидесяти добавили ещё судью Артура Карпова.

Кроме санкции в плане въезда, в Европарламенте предложили, чтобы правоохранительные органы европейских государств ещё и заморозили банковские активы представителей российского чиновничьего аппарата, которые причастны к делу Магнитского. По словам тогдашнего председателя подкомитета организации по правам человека Хейди Хауталы, таким образом должна восстанавливаться справедливостью к человека, который был осуждён ни за что. Это такие моменты, которые нельзя умалчивать.

В итоге, в 2012 году в США приняли акт Магнитского (он же – закон Магнитского), который инициировал сам начальник покойного Уильям Брудер. Данная законодательная норма отменяла поправку Джексона-Вэника и вводила ряд персональных санкций против тех россиян, кто ответственен за нарушение прав человека и принципа верховенства правовых норм на территории Российской Федерации. Запреты представляют собой не возможность въезда на территорию Соединённых Штатов и заморозку финансовых активов в американских банках.

На этом дело не закончилось. В Европарламенте была принята очередная резолюция в отношении ещё более, чем 30 лиц, которые причастны к смерти Сергея Магнитского.

В России, к слову, также в 2012 году была принята ответная американской законодательная норма. Инициативу по её поводу была от спикера Сергея Нарышкина, которого многие поддерживали. Таким образом, в конце декабря 2012 года было принято решение о введении санкций против тех граждан Соединённых Штатов, которые признаны виновными в нарушениях прав россиян.

Кроме всего прочего, такие личности не могут усыновлять сирот из России. В дальнейшем закон был расширен в отношении граждан любой страны, где нарушают права жителей Российской Федерации. Уточняется, что, кроме всего прочего, под запретом некоммерческие организации, которые финансирует США и которые угрожают России.

После принятия российского «санкционного» закона в Белом доме даже стали предлагать пополнение Списка Магнитского за счёт российского лидера Владимира Путина и ряда российских парламентариев, его принявших. В дальнейшем предложения приняты не были, и в Вашингтоне объявили, что все споры с Кремлём будут решаться на уровне переговоров. Список же Магнитского пополнялся практически каждый год. В числе последних туда включили Александра Бастрыкина, Станислава Гордиевского, Дмитрия Ковтуна, Андрея Лугового и Геннадия Плаксина.

Интересно также, что зимой 2016 года в США было принято дополнение к закону Магнитского, предусматривающее санкции не только против россиян, а и против жителей других стран. В поправке указано, что президент Соединённых Штатов может добавлять новые имена в список, если считает этих людей коррупционерами, проводящими безрассудные казни, применяющими пытки, а также нарушающими иные права юристов и разоблачителей незаконной деятельности.

Таким образом, «закон Магнитского» - это законодательная норма, которая даёт право не пустить в свою страну кого-либо, если есть подозрения или сведения, что этот человек нарушает права других личностей. Теоретически, этот закон действителен в любом государстве, где ограничивают въезд, предъявляя ряд обвинений, просто не везде его называют характерным словосочетанием. Норма эта достаточно двоякая, спорная, разные политики по-разному оценивают её правильность и необходимость, а новые главы правительств разных государств спорят, стоит её принимать или нет, пока что больше склоняясь, тем не менее, в сторону первого.

112 Конгресс Соединенных Штатов Америки
На второй сессии
Начавшейся и прошедшей в городе Вашингтон во вторник, третьего дня января, две тысячи двенадцатого года

Раздел IV: Закон им. Сергея Магнитского о верховенстве закона и ответственности от 2012 года

Пункт 402. Полученные данные; значение с точки зрения Конгресса

(а) Полученные данные. --Конгресс обнаружил следующее:

(1) Соединенные Штаты стремятся к обоюдно выгодным отношениям с Российской Федерацией, основанных на уважении к правам человека и верховенству закона, и поддерживает население Российской Федерации в его усилиях реализовать их полный экономический потенциал и продвигать демократию, права человека, и верховенство закона.

(2) Российская Федерация-

(А) член Организации Объединенных Наций, Организации по безопасности и взаимодействию в Европе, Совета Европы, и Международного валютного фонда;

(В) ратифицировала Конвенцию против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих человеческое достоинство видов обращения и наказания, Международный Договор по гражданским и политическим правам, и Антикоррупционную конвенцию Организации Объединенных Наций; и

(С) связана правовыми обязательствами, обозначенными в Европейской конвенции по правам человека.

(3) Штаты добровольно посвящают себя соблюдению обязательств и ответственности, принимая международные соглашения и конвенции, которые должны честно соблюдаться для сохранения стабильности международного регламента. Защита прав человека, таким образом, особенно в случае страны, принявшей на себя обязательства защищать права человека в соответствии с международным договором, членом которого она является, не возлагается исключительно на управление внутренними делами этой страны.

(4) Хорошее управление и антикоррупционные меры существенны для защиты прав человека и достижения значительного экономического роста, от чего выигрывают как граждане Российской Федерации, так и международное сообщество посредством создания открытых и прозрачных рынков.

(5) Системная коррупция ослабляет веру в демократические институты, верховенство закона и защиту прав человека. Это тот случай, когда должностным лицам позволяется безнаказанно злоупотреблять своим авторитетом для политических или финансовых целей в сговоре с частными организациями.

(6) Российская неправительственная организация ИНДЕМ установила, что взятки среди частных лиц и бизнесов в Российской Федерации достигают сотен миллиардов долларов в год, являясь все возрастающей долей валового внутреннего продукта страны.

(7) Сергей Леонидович Магнитский умер 16 ноября 2009 года, в возрасте 37 лет, в тюрьме «Матросская Тишина» в Москве, Россия, у него остались мать, жена и двое сыновей.

(8) 6 июня 2011 года Президентский совет по правам человека при президенте России Дмитрии Медведеве объявил результаты независимого расследования смерти Сергея Магнитского. Совет по правам человека постановил, что что арест и содержание под стражей Сергея Магнитского было незаконным; ему было отказано в правосудии судами и прокурорами Российской Федерации; расследованием его дела занимались те же самые судебные исполнители, которых он обвинил в краже возврата с налога на сумму $230.000.000; ему было отказано в необходимой медицинской помощи в заключении; он был избит 8 охранниками с помощью резиновых дубинок в последний день своей жизни; бригада скорой помощи, которая была вызвана для того, чтобы помочь умирающему, умышленно не допускалась в его камеру в течение одного часа 18 минут до тех пор, пока он не умер. В докладе Совета по правам человека также утверждается, что должностные лица сфальсифицировали свои свидетельские показания о том, что случилось с Сергеем Магнитским, и, через 18 месяцев после его смерти, никто из них не был призван к суду за его ложный арест или за раскрытое им преступление. Безнаказанность продолжилась в апреле 2012 года, когда российские органы власти отказались от обвинения против Ларисы Литвиновой, главного врача тюрьмы, где умер Магнитский.

(9) Систематические издевательства над Сергеем Магнитским, включая его репрессивный арест и пытки в заключении чиновниками Министерства внутренних дел Российской Федерации, утверждавшими, что господин Магнитский виновен в растрате средств из российского казначейства и незаконном присвоении 3 компаний его клиента, Hermitage Capital Management, показывает, насколько глубоко коррупция влияет на защиту прав человека.

(10) Политически мотивированное преследование господина Магнитского демонстрируется-

(А) отказом всех органов госбезопасности Российской Федерации в востановлении справедливости или средствах судебной защиты в отношении господина Магнитского на протяжении около 12 полных месяцев, когда его без суда держали в заключении;

(B) безнаказанностью с момента его смерти государственных должностных лиц, против которых он давал показания за их причастность к коррупции и которые осуществляли его репрессивный арест.

(11) Общественная Наблюдательна Комиссия города Москвы по наблюдениям за правами человека в местах принудительного заключения, организация, уполномоченная российским законом проводить независимый мониторинг тюремных условий, заключила 29 декабря, что «Человек, который держится в заключении и удерживается там, не может использовать все необходимые средства для защиты как его жизни, так и здоровья. Это обязанность структуры, которая держит его в заключении. Таким образом, случай Сергея Магнитского может быть охарактеризован как нарушение права на жизнь. Члены гражданской наблюдательной комиссии пришли к заключению, что Магнитский под стражей испытывал как психологическое, так и физическое давление, и условия в некоторых камерах Бутырки могут законно быть названы мучительными. Люди, ответственные за это, должны быть наказаны».

(12) Опыт случая Сергея Магнитского, особенно показательный в ключе того, как государственная коррупция отражается на правах конкретного гражданина, так же символичен относительно к более широкому принципу пренебрежения по отношению к множественным внутренним и международным комитетам по правам человека Российской Федерации и безнаказанности тех, кто нарушает основные права и свободы человека.

(13) Второй суд, вердикт и заключение бывших управляющих компанией «ЮКОС» Михаила Ходорковского и Платона Лебедева вызывают серьезную обеспокоенность правом на справедливый суд и независимостью судебной системы Российской Федерации. Недостаток заслуживающих доверия обвинений, запугивание свидетелей, нарушения по ходу процесса и процессуальных норм, фальсификация или укрывание документов, отказ соблюдать привилегию адвоката не разглашать информацию, полученную от клиента, и незаконный арест в деле ЮКОСа не могут не беспокоить. Совет Европы, Freedom House и Amnesty International, среди прочих, заключили, что они им было предъявлено обвинение и они были заключены в тюрьму в процессе, который не следовал верховенству закона и на который оказывалось политическое влияние. Более того, высшие должностные лица из правительства Российской Федерации, включая первого заместителя премьер-министра Игоря Шувалова, признали, что арест и тюремное заключение Ходорковского были политически мотивированы.

(14) В соответствии с докладом Freedom House от 2011 года «Бесконечная битва: коррупция в бывшем Советском Союзе и на территории новых членов Евросоюза», получившие широкую известность дела Сергея Магнитского, 37-летнего юриста, который умер в досудебном заключении в ноябре 2009 года после раскрытия мультимиллионного долларового мошенничества против российских налогоплательщиков, и Михаила Ходорковского, осужденного бизнес-магната и критика режима, который был приговорен в конце 2010 года остаться в тюрьме до 2017, привлекают пристальное внимание международного сообщества к презрению российского государства к верховенству закона***. Заставляя замолчать таких влиятельных и цельных фигур, как Ходорковский и Магнитский, российские власти четко дали понять, что в России любого можно заставить замолчать.

(15) Трагические и нераскрытые убийства Нустапа Абдурахманова, Макшарипа Аушева, Натальи Эстемировой, Ахмеда Хаджимагомедова, Умара Израилова, Пола Хлебникова, Анны Политковской, Сайхаджи Сайхаджиева и Магомеда Евлоева, смерть в заключении Веры Трифоновой, исчезновение Мохамадсалаха Мазаева и Саид-Салеха Ибрагимова, пытки Али Израилова и Ислама Умарпашаева, практически фатальные избиения Михаила Бекетова, Олега Кашина, Аркадия Ландера и Михаила Винюкова, жесткое и продолжающееся по сей день заключение Михаила Ходорковского, Алексея Козлова, Платона Лебедева и Федора Михеева демонстрируют серьезную опасность для разоблачителей преступлений должностных лиц в правительстве Российской Федерации, включая чеченского лидера Рамзана Кадырова, или тех, кто пытается получить, применять, защищать или продвигать признанные международным сообществом права и свободы человека.

(b) Точка зрения Конгресса. --С точки зрения Конгресса, Соединенным Штатам стоит продолжать усиленно поддерживать и обеспечивать помощь российским гражданам, пытающимся установить живую демократическую политическую систему, которая уважает личные свободы и права человека, в том числе, улучшая предоставление объективной информации через все значимые медиа, такие, как Радио Свобода и интернет. Подавление российским правительством несогласных и политической оппозиции, ограничения, наложенные им на гражданское общество и независимые медиа, и ухудшение экономической и политической свободы внутри России сильно беспокоят правительство Соединенных Штатов и американских граждан.

Пункт 403. Определения

В настоящем разделе:

(1) Допущенный, иностранец. -- Понятия «допущенный» и «иностранец» используются в значении, данном им пунктом 101 Закона об иммиграции и национальности (8 U.S.C. 1101).

(2) Соответствующие комитеты Конгресса. --Понятие «соответствующие комитеты Конгресса» означает--

(A) Комитет по вооруженным силам, Комитет по финансовым услугам, Комитет по международным делам, Комитет по внутренней безопасности и Комитет по судебной системе Палаты представителей; и

(B) Комитет по вооруженным силам, Комитет по банкам, жилью и городским делам, Комитет по международным отношениям, Комитет по внутренней безопасности и правительственным делам и Комитет по судебной системе Сената.

(3) Финансовый институт. --Понятие «финансовый институт» используется в значении, данном ему пунктом 5312 раздела 31 Кодекса Соединенных Штатов.

(4) Субъект Соединенных Штатов. --Понятие «субъект Соединенных Штатов» означает--

(A) гражданин Соединенных Штатов или иностранец, законно допущенный к постоянному проживанию в Соединенных Штатах; либо

(B) организация, созданная в соответствии с законами Соединенных Штатов или в любой юрисдикции на территории Соединенных Штатов, включая зарубежный филиал такой организации.

Пункт 404. Идентификация лиц, ответственных за содержание под стражей, жестокое обращение и смерть Сергея Магнитского, и другие значительные нарушения прав человека

(a) Общие положения. --Не позднее чем через 120 дней со дня вступления в силу настоящего Закона, президент должен представить в соответствующие комитеты Конгресса список всех лиц, которые, по решению президента, основанного на заслуживающей доверия информации:

(1) несут ответственность за содержание под стражей, жестокое
обращение или смерть Сергея Магнитского, принимали участие в попытках скрыть ответственных в заключении, жестоком
обращении или смерти Сергея Магнитского, получили материальную выгоду от содержания его под стражей, жестокого обращения или смерти Сергея Магнитского, либо были вовлечены в преступный сговор, раскрытый Сергеем Магнитским;

(2) несут ответственность за внесудебные убийства, пытки или другие крупные нарушения международно признанных прав человека, совершенных в отношении лиц, стремившихся--

(A) предать гласности противоправные действия, совершаемые чиновниками правительства Российской Федерации; или

(B) получить, реализовать, защитить или продвигать международно признанные права и свободы человека, такие как свобода вероисповедания, выражения убеждений, собраний и объединений и права на справедливый суд и демократические выборы, в России; или

(3) действовал как агент или от имени лиц, имеющих отношение к действиям, описанным в параграфах (1) и (2).

(b) Обновления. --Президент будет подавать в соответствующие комитеты Конгресса обновления списка, требуемого подпунктом (a) по мере появления новой информации.

© Форма.--

(1) Общие положения. --Список, требуемый подпунктом (a) будет подаваться в незасекреченной форме.

(2) Исключения. --Имя лица, включенного в список, указанный в подпункте (a), может быть подано в секретном приложении только если президент:

(A) установит, что это является жизненно важным для интересов национальной безопасности Соединенных Штатов, (B) использует это приложение образом, соответствующим намерениям Конгресса и целям настоящего Закона; и

(C) за 15 дней до представления имени в секретном приложении предоставит в соответствующие комитеты Конгресса уведомление и объяснение включения или оставления в секретном приложении каждого лица, несмотря на наличие публично доступной, заслуживающей доверия информации, указывающей на то, что лицо принимало участие в деятельности, описанной в параграфах

(1), (2) или (3) подпункта (a).

(3) Рассмотрение данных от других стран и неправительственных организаций. --При подготовке списка, указанного в подпункте (a), президент должен рассматривать информацию, предоставленную руководителем и членами каждого соответствующего комитета Конгресса и заслуживающие доверия данные, полученные другими странами и неправительственными организациями, в том числе организациями в России, ведущими мониторинг нарушений прав человека властями Российской Федерации.

(4) Общественная доступность. --Незасекреченная часть списка, указанного в подпункте (a), должна быть доступна для общественности и опубликована в Федеральном реестре.

(d) Исключение из списка --Лицо может быть исключено из списка, указанного в подпункте (a), если президент примет решение и сообщит в соответствующие комитеты Конгресса не менее чем за 15 дней до исключения данного лица из списка, что--

(1) имеется заслуживающая доверия информация о том, что данное лицо не принимало участия в деятельности, за которую оно было включено в список;

(2) данное лицо было соответствующим образом привлечено к ответственности за свою деятельность;

(3) данное лицо убедительно продемонстрировало значительное изменение своего поведения, сделало для себя выводы о действиях, в которых это лицо принимало участие, и пообещало не участвовать в деятельности, указанной в абзацах c (1) по (3) подпункта (a).

(e) ЗАПРОСЫ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ И ЧЛЕНОВ СООТВЕТСТВУЮЩИХ КОМИТЕТОВ КОНГРЕССА.--

(1) Общие положения. --Не позднее чем через 120 дней после получения письменного запроса от председателя и члена одного из соответствующих комитетов Конгресса, соответствует ли лицо критериям внесения в список, указанный в подпункте (a), президент должен предоставить ответ председателю и члену комитета, сделавшему запрос в отношении статуса лица.

(2) Форма. --Президент может представить ответ на запрос, указанный в абзаце (1), в секретной форме, если президент сочтет, что это необходимо в интересах национальной безопасности Соединенных Штатов.

(3) Исключение. --Если президент исключает из списка, указанного в подпункте (a), лицо, которое было включено в список по запросу председателя и члена одного из комитетов Конгресса, президент должен предоставить председателю и члену комитета всю информацию, на основе которой было принято решение об исключении. Президент может представить такую информацию в секретной форме, если президент сочтет, что это необходимо в интересах национальной безопасности Соединенных Штатов.

(f) НЕПРИМЕНИМОСТЬ ТРЕБОВАНИЯ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ В ОТНОШЕНИИ ВИЗОВЫХ ЗАПИСЕЙ. --Президент должен опубликовать список, указанный в подпункте (a), независимо от требований раздела 222(f) Акта об иммиграции и национальности (8 U.S.C. 1202(f)) в отношении конфиденциальности записей, касающихся выдачи или отказа в выдаче виз и разрешений на въезд в Соединенные Штаты.

Пункт 405. Недопустимость въезда определенных иностранцев.

(a) ЛИШЕНИЕ ПРАВА НА ВИЗУ. --Иностранец не имеет права получить визу на въезд в Соединенные Штаты и не имеет права быть допущенным в Соединенные Штаты, если этот иностранец включен в список, указанный в пункте 404(a).

(b) ОТЗЫВ ВЫДАННЫХ ВИЗ. --Государственный секретарь должен отозвать, в соответствии с пунктом 221(i) Акта об иммиграции и национальности (8 U.S.C. 1202(f)), визу или другие документы любого иностранца, который не имел бы права получить такую визу или документы в соответствии с подпунктом (a) данного пункта.

© Исключение в интересах национальной безопасности.--

(1) Общие положения. --Государственный секретарь вправе освободить иностранца от применения подпунктов (a) или (b), в случае, если--

(A) секретарь сочтет, что такое освобождение--

(i) необходимо для соблюдения Соединенными Штатами Соглашения между Организацией объединенных наций и Соединенными Штатами Америки в отношении штаб-квартиры ООН, подписанного 26 июня 1947 года и вступившего в силу 21 ноября 1947 года, или других применимых международных обязательств Соединенных Штатов; или

(ii) в интересах национальной безопасности Соединенных Штатов; и

(B) перед предоставлением такого освобождения секретарь предоставляет в соответствующие комитеты Конгресса уведомление и объяснение для освобождения.

(2) Срок для конкретных освобождений. --Уведомление в соответствии с подпараграфом (B) параграфа (1) должно быть сделано не позднее чем за 15 дней до предоставления освобождения в соответствии с этим параграфом, в случае, если секретарь предоставляет такое освобождение в интересах национальной безопасности Соединенных Штатов в соответствии с подабзацем (A)(ii) этого параграфа.

(d) ПРАВО РЕГУЛИРОВАНИЯ. --Государственный секретарь определяет порядок действий, необходимый для исполнения настоящего пункта.

Пункт 406. Финансовые меры.

(a) ЗАМОРАЖИВАНИЕ АКТИВОВ.--

(1) Общие положения. --Президент должен использовать все полномочия, предоставленные ему Законом о чрезвычайных международных экономических полномочиях (50 U.S.C. 1701 и далее) (за исключением того, что п. 202 указанного Закона не будет применяться), в объеме, необходимом для замораживания и запрета всех транзакций в отношении всей собственности и имущественных интересов лиц, включенных в список, указанный в разделе 404(a) настоящего Закона, если данная собственность и имущественные интересы находятся в Соединенных Штатах, происходят из Соединенных Штатов или находятся либо оказываются во владении или под контролем субъекта Соединенных Штатах.

(2) Исключение. --Абзац (1) не применяется к лицам, включенным в секретное приложение в разделе 404©(2), если президент установит, что такое исключение жизненно важно для интересов национальной безопасности Соединенных Штатов.

(b) ИСКЛЮЧЕНИЕ В ИНТЕРЕСАХ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.--
Секретарь Казначейства вправе освобождать лицо от применения подпункта (a), если он установит, что такое освобождение в интересах национальной безопасности Соединенных Штатов. Не менее чем за 15 дней до представления такого освобождения секретарь должен предоставить в соответствующие комитеты Конгресса уведомление и объяснение освобождения.

© ПРИМЕНЕНИЕ ЗАКОНА--.

(1) Наказания. --Лицо, которое нарушает, пытается нарушить, вступает в сговор с целью нарушения или приводит к нарушению настоящего пункта или любого предписания, разрешения или приказа, изданного во исполнение настоящего пункта, подлежит наказанию, установленному подпунктами (b) и © пункта 206 Закона о чрезвычайных международных экономических полномочиях (50 U.S.C. 1705) в том же объеме, как и лицо, совершившее противоправное действие, указанное в подпункте (a) этого пункта.

(2) Требования для финансовых институтов. --Не позднее чем через 120 дней после вступления настоящего закона в силу, секретарь Казначейства должен предписать или внести необходимые изменения в предписания с тем, чтобы обязать все финансовые институты, которые являются субъектами Соединенных Штатов, имеющие либо контролирующие активы, являющиеся собственностью или имущественными интересами лица, включенного в список, указанный в пункте 404(a), если такая собственность и имущественные интересы находятся в Соединенных Штатах, удостоверить секретаря в том, что, как известно финансовому институту, данный финансовый институт заморозил все активы в его владении или под его контролем, которые необходимо заморозить в соответствии с подпунктом (a).

(d) РЕГУЛЯТИВНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ. --Секретарь Казначейства должен издать подобные предписания, разрешения и приказы, необходимые для применения настоящего пункта.

Пункт 407. Отчетность перед Конгрессом

Не позднее чем через один год после даты вступления настоящего закона в силу и в дальнейшем ежегодно государственный секретарь и секретарь Казначейства предоставляют в соответствующие комитеты Конгресса отчет о--

(1) предпринятых действиях по реализации настоящего раздела, в том числе--

(A) количество лиц, включенных или исключенных из списка, указанного в разделе 404(a) в течение года, предшествовавшего докладу, датах, когда эти лица были включены или исключены, и причинах включения или исключения их; и

(B) если в течение данного года в список не было включено таких лиц либо включено мало, причины невключения большего числа таких лиц в список; и

(2) усилия исполнительной ветви власти по поощрению правительств других стран к введению санкций, аналогичных описанным в данном разделе.

Комитет сената США по международным отношениям единогласно одобрил проект закона Магнитского взамен пресловутой поправки Джексона-Вэника.

Комментируют эксперты Валерий Хомяков, Александр Севастьянов, Вероника Крашенинникова.

Валерий Хомяков, генеральный директор Совета по национальной стратегии:

– Закон Магнитского начинает обретать ясные перспективы. Напомню: адвокат Сергей Магнитский (со слов его коллег) вскрыл схемы хищений представителями правоохранительных органов на сумму 230 миллионов долларов, в результате чего его самого обвинили в уклонении от уплаты налогов. После пыток состояние здоровья юриста ухудшилось, в медицинской помощи ему отказали, он умер в СИЗО «Матросская Тишина» в ноябре 2009 года.
В конце июня вслед за коллегами из палаты представителей Комитет по внешним связям сената США одобрил законопроект по «списку Магнитского». И вполне реально, что до конца президентской кампании в США он вступит в силу. Почему всё так повернулось?
Ускорение законотворчества американских законодателей связано в первую очередь с тем, что популярность Обамы снижается. Да, инициаторами закона Магнитского были республиканцы, но демократы посчитали нужным, чтобы именно Обама обозначил тут американскую позицию. Добавит ли это ему популярности? Возможно, хотя проблема прав человека в России – не самый важный пункт повестки дня президентской гонки в США.
В этой истории любопытны детали.
Во-первых, секретность списка. Планировалось сделать его открытым, но потом, вспомнив о презумпции невиновности, ибо ни один из чиновников, причастных к «делу Магнитского», не осуждён российским правосудием, список засекретили. После реакции возмущённой общественности законодатели нашли компромисс, давая Госдепу самому решать вопрос открытости списка.
Во-вторых, сроки рассмотрения законопроекта в сенате. Комитет по внешним связям сената должен был собраться по данному поводу 19 июня, однако по просьбе сенатора-демократа от штата Вирджиния Джима Уэбба заседание было перенесено на «неопределённое время». Причины сенатор не объяснил, но, видимо, Обама не хотел портить настроение Владимиру Путину, с которым встречался в те дни на саммите G20 в Мексике. Путин вернулся в Москву, и спустя чуть более недели «неопределённое время» закончилось.
Наконец, третье – придание закону Магнитского статуса международного. Видимо, желая хоть чуток успокоить российских коллег, Госдеп получает право вносить в список «невъездных» не только российских чиновников, но и их собратьев из других стран, где есть проблемы с правами человека.
Что же официальная Россия? Набор эмоций. Адекватные и несимметричные ответные меры, заявления о «вмешательстве во внутренние дела» и т.п. Какие тут могут быть адекватные ответные меры? Что-то не видел я в нашем Сбербанке американских граждан, жаждущих пополнить вклады, да и детей американских бюрократов в наших вузах не встречал. Одни ковбои приезжают на русские просторы обучать наших крестьян.

Мнения обычных граждан иные. Мой приятель, далёкий от политики, сказал: мне просто стыдно, что этот закон принят в США. Это должны были сделать мы сами. Наши депутаты и сенаторы должны были потребовать наказать виновных в смерти адвоката.
История с законом Магнитского наводит на мысль, что истинными мотивами «перезагрузки» было не улучшение двусторонних отношений, а попытка склонить нашу бюрократию хоть на какие-то действия в области прав человека и реформы политической системы. Действия оказались лишь косметическими, а потому «перезагрузка» закончилась.

Александр Севастьянов, политолог:

– США всерьёз решили взяться за наше воспитание и поэтапно принимают некий закон имени Магнитского, согласно которому от полутора до двух сотен российских чиновников окажутся «невъездными». Так в своё время отказали во въезде Иосифу Кобзону по подозрению в мафиозности. Как тот ни упрашивал, ни клялся в младенческой невинности – нет, и всё!
В некоторых европейских странах, похоже, намерены взять пример со «старшего брата», тоже задумываются о подобном законе, а между делом изучают банковские счета российского происхождения, на которые могут течь неправедные денежки.
В принципе, конечно, это их дело – кого впускать к себе, кого нет. Возможно, у них своих коррупционеров хватает, зачем дополнительно ещё и наши? Хотя, на мой лично взгляд, презумпция невиновности должна всё же соблюдаться и без судебного решения санкций быть не должно.
Так что же теперь – кричать: «Наших бьют! Где справедливость? Дискриминация!»
Однако я не очень огорчён таким законотворческим поворотом в отношении отдельных чиновников. А тем более мафиози. Прежде всего потому, что считаю: российские деньги должны находиться в России. Насколько мне известно, к такому выводу незадолго до выборов пришёл и Владимир Путин. Может, это по его просьбе американцы закон сочинили?
Мечтается: хорошо бы во всём мире ВСЕ российские частные капиталы объявили бы нон грата. Нежелательными. Как и всех их владельцев. А то, что такое – двести человек всего-то? Мы бы, со своей стороны, наоборот, обеспечили бы такую тайну вклада, которая никакому Кипру и Багамам не снилась, не говоря о Швейцарии, чьи банковские секреты давно вскрыты разными спецслужбами. И тогда распухшая от денег Россия стала бы заслуженно процветать… Вот такой асимметричный ответ Западу.
Ну а если серьёзно, то случившееся, конечно, симптом. И сигнал нашей так называемой элите, каждый представитель которой отныне примерит на себя участь отказника.
И отлично: меньше будет пустых мечтаний. В начале путинского царствования властная элита жила тщеславными до безумия иллюзиями. Их выразил гендиректор информационного аналитического агентства при Управлении делами президента РФ Александр Игнатов, который возмечтал, чтобы российская правящая элита могла получить некую роль в системе глобального управления. Мечты, мечты…
Прошло двенадцать лет. Надежда нашей политической элиты влиться в состав мирового правительства и порулить немного земшаром, как оно рулит Россией, так и осталась мечтой бедных родственников, которых не пускают дальше каморки для прислуги. Деньги, даже очень большие, ещё не всё решают между джентльменами. И даже не дают статус джентльмена. Мировая элита жёстко указала российским коллегам на их реальное местоположение. Закон имени Магнитского лишь штрих на полотне. Нашим должно стать окончательно ясно, что их судьба всецело зависит от судьбы страны, которая дала им шанс. В полном соответствии с первым законом элит: лучше быть первым в провинции, чем вторым в Риме.
Чтобы российская элита стала более-менее равноправной среди мировых элит, она должна жить в России, вкладывать деньги в Россию, защищать и обустраивать её, учить своих детей в России, поднимать престиж России. И так три-четыре поколения. Возможно, потом её снова станут пускать в приличные дома.

Вероника Крашенинникова, генеральный директор Института внешнеполитических исследований и инициатив – ИНВИССИН:

– Законопроект Магнитского единогласно поддерживают и демократы, и республиканцы – и это отнюдь неудивительно. Расхожая идея о том, что России легче иметь дело с республиканцами, а демократы слишком много занимаются правами человека, ошибочна. У боксёра два кулака: он работает то правым, то левым, исходя из ситуации – а голова у боксёра одна.
После встречи президентов Путина и Обамы 19 июня Белый дом внёс в закон изменение: привлекаться будут не только россияне, но и чиновники других стран. И этот иезуитский ход был представлен как уступка России!
«Дело Магнитского» выполняет несколько задач.
Во-первых, служит консолидации общественного мнения США против России. Чтобы демонизировать какое-либо государство, внутренняя пропаганда постоянно требует свежих тем, которые заполняют информационное пространство и позволяют постоянно муссировать пропагандистский негатив.
Во-вторых, «дело Магнитского» необходимо для мобилизации конгресса США. Он играет ключевую роль в формировании политического климата и повестки дня и в текущий период набирает боевую политическую форму для перехода к новому типу отношений с Россией.
В-третьих, принятие закона окажет поддержку российской оппозиции – не зря же Немцов, Рыжков и компания на протяжении нескольких лет ездили выступать в западные парламенты и делали фильмы на эту тему. При столь слаженной работе российской оппозиции и Вашингтона конгресс США не может не принять закон.

«Дело Магнитского» – очередной виток в нагнетании давления на Россию. В Вашингтоне поняли: мартовская смена власти в России положит конец «перезагрузке» как механизму превращения России в инструмент обслуживания интересов США. Причём нагнетание внешнего давления идёт параллельно и пропорционально наращиванию силы внутренней оппозиции. Маска «партнёра» будет сброшена, Вашингтон начнёт использовать более жёсткие инструменты в отношении России.
Посол США в России Майкл Макфол подчёркивал, что не нужно связывать американскую позицию по «делу Магнитского» с другими аспектами отношений между Россией и США: «Я бы хотел вернуться к нашему принципу неувязывания различных сфер отношений друг с другом, так как в противном случае это мешало бы нам сотрудничать по Сирии или по Ирану». В расшифрованном виде этот «принцип неувязывания» звучит так: мы ведём подрывную работу против вас и одновременно используем ваши ресурсы и влияние для реализации наших интересов, в частности для свержения руководства Сирии и Ирана.
Сделает ли закон наших чиновников более патриотичными? Известный список составляют сотрудники МВД, ФСБ, ФНС, Арбитражного суда, Генеральной прокуратуры и Управления по исполнению наказаний. Маловероятно, что эти люди держат на Западе свои самые ценные «3Д» – дети, деньги, дом. Однако список может пополняться, и это может повиснуть дамокловым мечом над некоторыми чиновниками. Но и здесь борьба с коррупцией не есть цель США: Вашингтону нужно выжимать выгодные для себя решения из тех чиновников, которые, как пойманные рыбы, висят на коррупционном крючке.