Домой / Примеры ошибок / Что значит закон магнитского. Закон Магнитского. Текст закона и его анализ. "США стремятся к взаимовыгодным отношениям"

Что значит закон магнитского. Закон Магнитского. Текст закона и его анализ. "США стремятся к взаимовыгодным отношениям"

Принятие в США «Акта Магнитского» осложнило отношения между Соединенными Штатами и Россией: российские власти сочли его недружественным. Мы расскажем о самом законе, названном именем юриста, умершего в московском СИЗО, и о полемике вокруг его создания.

«...Сергей Леонидович Магнитский умер 16 ноября 2009 года, в возрасте 37 лет, в тюрьме Матросская Тишина в Москве, у него остались мать, жена и двое детей.
6 июля 2011 года Совет по правам человека при российском президенте Дмитрии Медведеве обнародовал результаты своего независимого расследования смерти Сергея Магнитского. Совет по правам человека пришел к выводу, что арест и заключение Сергея Магнитского были незаконны; что ему было отказано в доступе к правосудию судами и прокурором Российской Федерации; расследование его дела вели сотрудники правоохранительных органов, которых он обвинил в хищении компаний фонда Hermitage и незаконном получении 230 миллионов долларов налоговых возвратов; в заключении ему от к азывали в необходимой медицинской помощи; он был избит восемью охранниками резиновыми дубинками в последний день его жизни; сотрудников скорой помощи, вызванных для оказания помощи умирающему, умышленно задержали вне камеры на час и 18 минут, пока он не скончался.

В докладе Совета по правам человека говорилось, что официальные лица фальсифицировали отчеты о произошедшем с Сергеем Магнитским, и спустя 18 месяцев после его смерти ни одно официальное лицо не предстало перед судом за его незаконный арест или преступление, которое он раскрыл...»

Это фрагмент четвертой части принятого в США закона H.R.6156 , который упразднил поправку Джексона – Вэника в отношении России и Молдавии, препятствовавшую нормальной торговле, и одновременно открыл возможность санкций против российских официальных лиц, ответственных за нарушения прав человека: «Соединенные Штаты стремятся к взаимовыгодным отношениям с Россией на основе уважения прав человека и главенства закона... хорошее управление и антикоррупционные меры являются средством защиты прав человека и достижения устойчивого экономического роста, а систематическая коррупция разрушает доверие и уверенность в демократических институтах...»

Закон состоит из четырех разделов, последний из которых и носит имя Сергея Магнитского. Законодательный акт предусматривает применение визово-имущественных санкций к российским чиновникам, грубо попирающим права человека, являющиеся, согласно тексту закона, органической частью мирового порядка, которые ни одна страна, взявшая на себя международные обязательства по их охране, не может объявлять своим исключительным внутренним делом.

В документе упоминаются нераскрытые по сей день убийства, нападения, исчезновения, называются имена Макшарипа Аушева, Натальи Эстемировой, Пола Хлебникова, Анны Политковской, Веры Трифоновой, Михаила Бекетова, Олега Кашина, многих других.

Отдельно говорится о деле Ходорковского – Лебедева, вызвавшем, как следует из текста закона, сомнения в честности и независимости суда в России.

В разделе 4 сказано: «...Правительство США и все американцы глубоко обеспокоены регрессом, наблюдаемым в России в области политических и экономических свобод... Конгресс будет и далее активно содействовать усилиям народа России построить в своей стране демократическое общество, в частности, путем распространения объективной информации через все доступные средства, такие как Радио Свобода и интернет».

Итак, через 120 дней после вступления закона в силу президент представит список российских должностных лиц, причастных к делу Магнитского и к другим делам, связанным с нарушениями прав человека в России. «Черный список» формируется следующим образом: «Президент учитывает сведения, предоставленные ему руководством комитетов Конгресса, а также заслуживающие доверия свидетельства правительственных и неправительственных организаций за границей, включая правозащитные организации в России».

У администрации есть 120 дней на то, чтобы известить руководство комитетов, отвечает ли критериям занесения в список каждая новая кандидатура, рекомендуемая конгрессменами.

Pro: Сенатор Кардин стремится к улучшению американо-российских отношений, но настаивает на том, чтобы Россия выполняла взятые на себя обязательства.

Фред Тернер


Список, в идеале, должен быть открытым, исключения делаются для тех лиц, чьи имена администрация посчитает необходимым не разглашать из соображений государственной безопасности. При этом администрация обязана в установленный срок представить Конгрессу объяснения занесения в закрытую часть списка всех перечисленных в ней лиц.

Исполнители «Акта Магнитского» освобождаются от выполнения положения Закона об иммиграции и натурализации о неразглашении имен заявителей, получивших или не получивших визу на въезд в США.

Contra: Не стоит давать кремлевским идеологам повод внушать своему народу, будто Россию окружают враги.

Эдвард Люттвак


Закон предусматривает и процедуру исключения из списка находящихся в нем российских чиновников – на основании вновь открывшихся обстоятельств, доказывающих их невиновность; либо потому, что они подверглись в самой России наказанию за совершенные деяния; или, наконец, вследствие осознания порочности содеянного и чистосердечного за него раскаяния вкупе с убедительной демонстрацией намерения не допускать впредь подобных правонарушений.

В Билле перечислены важнейшие комитеты обеих палат Конгресса, перед которыми должна отчитываться администрация за исполнение «закона Магнитского»; это комитеты по делам вооруженных сил, банковской сферы, международных отношений и внутренней безопасности. Каждый год Госдепартамент и Министерство финансов должны отчитываться перед Конгрессом о пополнениях и изъятиях из списка, а также об усилиях по присоединению других государств к санкциям США.

Один из авторов закона, сенатор-демократ из Мэриленда Бенджамин Кардин, сопредседатель Комиссии США по безопасности и сотрудничеству в Европе, известной также как Хельсинкская комиссия США, узнал о деле Магнитского, когда тот был еще жив, говорит ближайший советник Кардина Фред Тернер , с которым беседовал Владимир Дубинский. 23 июля 2009 года сенатор созвал слушания Хельсинкской комиссии по положению в области прав человека в России. Слушания назывались "Оттепель Медведева: правда ли это и как долго это продлится?". Среди приглашенных на слушания был Уильям Браудер, глава группы Hermitage, в которой работал Сергей Магнитский.

После смерти Магнитского сенатор Кардин решил заняться его делом. Он направил письмо в Государственный департамент, в котором предложил выяснить, какие российские чиновники несут ответственность за смерть юриста, и запретить им посещать США и пользоваться американскими банками. Полученный из Госдепартамента ответ показался сенатору неудовлетворительным, и он решил, что в деле Магнитского недостаточно полагаться на внешнеполитическое ведомство, утверждает Тернер.

Свои предложения сенатор сформулировал в виде законопроекта и выдвинул его на рассмотрение Сената. Это было в 2010 году, но график работы Сената был очень жестким, и тогда он не сумел рассмотреть этот вопрос. В 2011 году Кардин вновь выдвинул законопроект, и для того, чтобы его принять, Сенату понадобилось почти два года. «Как видите, проходит немало времени, прежде чем возникшая у одного человека идея становится законом», – говорит Тернер.

No media source currently available

0:00 0:06:03 0:00

Pop-out player

В ответ на вопрос, представляли ли Кардин и Хельсинкская комиссия, что предлагаемый законопроект так повлияет на отношения между США и Россией (ведь законопроект выдвигался в самом разгаре «перезагрузки»), Тернер говорит: «Сенатор заявлял и продолжает заявлять, что закон не является антироссийским. Речь идет о конкретном случае нарушений прав человека. Сенатор считает, что, как сопредседатель Комиссии США по безопасности и сотрудничеству в Европе, он уполномочен следить за выполнением обязательств стран, подписавших Заключительный акт Хельсинкского совещания. Сенатор стремится к улучшению американо-российских отношений, но настаивает на том, чтобы Россия выполняла взятые на себя обязательства. Точно такую же позицию он занимает и в отношении Соединенных Штатов. Он требует, чтобы они также выполняли свои обязательства: в 2007 году сенатор провел слушания в Хельсинкской комиссии по ситуации вокруг американской военной базы Гуантанамо. Если вы спросите самого сенатора, то он первым признает, что своими расследованиями он вызвал раздражение и Государственного департамента, и министерства обороны США. Так что его не удивляет, когда на его критику болезненно реагирует министерство иностранных дел России или Казахстана. Сенатор выступает за соблюдение прав человека во всем мире. И если это кому-то не нравится, то так тому и быть».

Отвечая на вопрос, намерен ли Конгресс следить, как Госдепартамент будет претворять в жизнь «Акт Магнитского» и какие механизмы есть для этого, Тернер говорит, что госсекретарь не менее раза в год встречается с сенаторами и конгрессменами, то же самое касается других ведомств исполнительной власти, но что один из самых мощных инструментов воздействия на исполнительную власть – то, что именно Конгресс контролирует распределение бюджетных средств: «Если какое бы то ни было агентство не выполняет закон, Конгресс может прекратить финансирование этого ведомства до тех пор, пока оно не исправит ситуацию».

Евгений Аронов, который в последние дни беседовал об «Акте Магнитского» с несколькими осведомленными вашингтонскими аналитиками, обнаружил лишь одного эксперта, отозвавшегося о законе отрицательно, – это ведущий сотрудник Центра международных и стратегических исследований Эдвард Люттвак. «Я не в восторге от этого закона. Не стоило присваивать ему имя одного человека, пусть и невинно пострадавшего. Но главное в другом: сегодняшняя Россия – страна не демократическая, но и далеко не тоталитарная. И коль скоро это так, то относиться к ней мы обязаны прагматически, как прагматически относимся к другим авторитарным странам, с которыми у нас есть общие стратегические интересы, в частности, той же Саудовской Аравии, чей послужной список в области прав человека – кстати, намного хуже, чем России, – мы стараемся не замечать. Не стоит давать кремлевским идеологам повод внушать своему народу, будто Россию окружают враги, желающие перестроить весь ее общественный и государственный уклад в соответствии с чуждым россиянам мировоззрением. Это только укрепляет авторитарный режим, манипулирующий народными страхами...» – сказал Эдвард Люттвак.

Американская правозащитница Кэтрин Фитцпатрик, напротив, считает «Акте Магнитского» важным шагом, хотя и не склонна преувеличивать его эффективность. Вот что она заявила в интервью Юрию Жигалкину:

Комитет сената США по международным отношениям единогласно одобрил проект закона Магнитского взамен пресловутой поправки Джексона-Вэника.

Комментируют эксперты Валерий Хомяков, Александр Севастьянов, Вероника Крашенинникова.

Валерий Хомяков, генеральный директор Совета по национальной стратегии:

– Закон Магнитского начинает обретать ясные перспективы. Напомню: адвокат Сергей Магнитский (со слов его коллег) вскрыл схемы хищений представителями правоохранительных органов на сумму 230 миллионов долларов, в результате чего его самого обвинили в уклонении от уплаты налогов. После пыток состояние здоровья юриста ухудшилось, в медицинской помощи ему отказали, он умер в СИЗО «Матросская Тишина» в ноябре 2009 года.
В конце июня вслед за коллегами из палаты представителей Комитет по внешним связям сената США одобрил законопроект по «списку Магнитского». И вполне реально, что до конца президентской кампании в США он вступит в силу. Почему всё так повернулось?
Ускорение законотворчества американских законодателей связано в первую очередь с тем, что популярность Обамы снижается. Да, инициаторами закона Магнитского были республиканцы, но демократы посчитали нужным, чтобы именно Обама обозначил тут американскую позицию. Добавит ли это ему популярности? Возможно, хотя проблема прав человека в России – не самый важный пункт повестки дня президентской гонки в США.
В этой истории любопытны детали.
Во-первых, секретность списка. Планировалось сделать его открытым, но потом, вспомнив о презумпции невиновности, ибо ни один из чиновников, причастных к «делу Магнитского», не осуждён российским правосудием, список засекретили. После реакции возмущённой общественности законодатели нашли компромисс, давая Госдепу самому решать вопрос открытости списка.
Во-вторых, сроки рассмотрения законопроекта в сенате. Комитет по внешним связям сената должен был собраться по данному поводу 19 июня, однако по просьбе сенатора-демократа от штата Вирджиния Джима Уэбба заседание было перенесено на «неопределённое время». Причины сенатор не объяснил, но, видимо, Обама не хотел портить настроение Владимиру Путину, с которым встречался в те дни на саммите G20 в Мексике. Путин вернулся в Москву, и спустя чуть более недели «неопределённое время» закончилось.
Наконец, третье – придание закону Магнитского статуса международного. Видимо, желая хоть чуток успокоить российских коллег, Госдеп получает право вносить в список «невъездных» не только российских чиновников, но и их собратьев из других стран, где есть проблемы с правами человека.
Что же официальная Россия? Набор эмоций. Адекватные и несимметричные ответные меры, заявления о «вмешательстве во внутренние дела» и т.п. Какие тут могут быть адекватные ответные меры? Что-то не видел я в нашем Сбербанке американских граждан, жаждущих пополнить вклады, да и детей американских бюрократов в наших вузах не встречал. Одни ковбои приезжают на русские просторы обучать наших крестьян.

Мнения обычных граждан иные. Мой приятель, далёкий от политики, сказал: мне просто стыдно, что этот закон принят в США. Это должны были сделать мы сами. Наши депутаты и сенаторы должны были потребовать наказать виновных в смерти адвоката.
История с законом Магнитского наводит на мысль, что истинными мотивами «перезагрузки» было не улучшение двусторонних отношений, а попытка склонить нашу бюрократию хоть на какие-то действия в области прав человека и реформы политической системы. Действия оказались лишь косметическими, а потому «перезагрузка» закончилась.

Александр Севастьянов, политолог:

– США всерьёз решили взяться за наше воспитание и поэтапно принимают некий закон имени Магнитского, согласно которому от полутора до двух сотен российских чиновников окажутся «невъездными». Так в своё время отказали во въезде Иосифу Кобзону по подозрению в мафиозности. Как тот ни упрашивал, ни клялся в младенческой невинности – нет, и всё!
В некоторых европейских странах, похоже, намерены взять пример со «старшего брата», тоже задумываются о подобном законе, а между делом изучают банковские счета российского происхождения, на которые могут течь неправедные денежки.
В принципе, конечно, это их дело – кого впускать к себе, кого нет. Возможно, у них своих коррупционеров хватает, зачем дополнительно ещё и наши? Хотя, на мой лично взгляд, презумпция невиновности должна всё же соблюдаться и без судебного решения санкций быть не должно.
Так что же теперь – кричать: «Наших бьют! Где справедливость? Дискриминация!»
Однако я не очень огорчён таким законотворческим поворотом в отношении отдельных чиновников. А тем более мафиози. Прежде всего потому, что считаю: российские деньги должны находиться в России. Насколько мне известно, к такому выводу незадолго до выборов пришёл и Владимир Путин. Может, это по его просьбе американцы закон сочинили?
Мечтается: хорошо бы во всём мире ВСЕ российские частные капиталы объявили бы нон грата. Нежелательными. Как и всех их владельцев. А то, что такое – двести человек всего-то? Мы бы, со своей стороны, наоборот, обеспечили бы такую тайну вклада, которая никакому Кипру и Багамам не снилась, не говоря о Швейцарии, чьи банковские секреты давно вскрыты разными спецслужбами. И тогда распухшая от денег Россия стала бы заслуженно процветать… Вот такой асимметричный ответ Западу.
Ну а если серьёзно, то случившееся, конечно, симптом. И сигнал нашей так называемой элите, каждый представитель которой отныне примерит на себя участь отказника.
И отлично: меньше будет пустых мечтаний. В начале путинского царствования властная элита жила тщеславными до безумия иллюзиями. Их выразил гендиректор информационного аналитического агентства при Управлении делами президента РФ Александр Игнатов, который возмечтал, чтобы российская правящая элита могла получить некую роль в системе глобального управления. Мечты, мечты…
Прошло двенадцать лет. Надежда нашей политической элиты влиться в состав мирового правительства и порулить немного земшаром, как оно рулит Россией, так и осталась мечтой бедных родственников, которых не пускают дальше каморки для прислуги. Деньги, даже очень большие, ещё не всё решают между джентльменами. И даже не дают статус джентльмена. Мировая элита жёстко указала российским коллегам на их реальное местоположение. Закон имени Магнитского лишь штрих на полотне. Нашим должно стать окончательно ясно, что их судьба всецело зависит от судьбы страны, которая дала им шанс. В полном соответствии с первым законом элит: лучше быть первым в провинции, чем вторым в Риме.
Чтобы российская элита стала более-менее равноправной среди мировых элит, она должна жить в России, вкладывать деньги в Россию, защищать и обустраивать её, учить своих детей в России, поднимать престиж России. И так три-четыре поколения. Возможно, потом её снова станут пускать в приличные дома.

Вероника Крашенинникова, генеральный директор Института внешнеполитических исследований и инициатив – ИНВИССИН:

– Законопроект Магнитского единогласно поддерживают и демократы, и республиканцы – и это отнюдь неудивительно. Расхожая идея о том, что России легче иметь дело с республиканцами, а демократы слишком много занимаются правами человека, ошибочна. У боксёра два кулака: он работает то правым, то левым, исходя из ситуации – а голова у боксёра одна.
После встречи президентов Путина и Обамы 19 июня Белый дом внёс в закон изменение: привлекаться будут не только россияне, но и чиновники других стран. И этот иезуитский ход был представлен как уступка России!
«Дело Магнитского» выполняет несколько задач.
Во-первых, служит консолидации общественного мнения США против России. Чтобы демонизировать какое-либо государство, внутренняя пропаганда постоянно требует свежих тем, которые заполняют информационное пространство и позволяют постоянно муссировать пропагандистский негатив.
Во-вторых, «дело Магнитского» необходимо для мобилизации конгресса США. Он играет ключевую роль в формировании политического климата и повестки дня и в текущий период набирает боевую политическую форму для перехода к новому типу отношений с Россией.
В-третьих, принятие закона окажет поддержку российской оппозиции – не зря же Немцов, Рыжков и компания на протяжении нескольких лет ездили выступать в западные парламенты и делали фильмы на эту тему. При столь слаженной работе российской оппозиции и Вашингтона конгресс США не может не принять закон.

«Дело Магнитского» – очередной виток в нагнетании давления на Россию. В Вашингтоне поняли: мартовская смена власти в России положит конец «перезагрузке» как механизму превращения России в инструмент обслуживания интересов США. Причём нагнетание внешнего давления идёт параллельно и пропорционально наращиванию силы внутренней оппозиции. Маска «партнёра» будет сброшена, Вашингтон начнёт использовать более жёсткие инструменты в отношении России.
Посол США в России Майкл Макфол подчёркивал, что не нужно связывать американскую позицию по «делу Магнитского» с другими аспектами отношений между Россией и США: «Я бы хотел вернуться к нашему принципу неувязывания различных сфер отношений друг с другом, так как в противном случае это мешало бы нам сотрудничать по Сирии или по Ирану». В расшифрованном виде этот «принцип неувязывания» звучит так: мы ведём подрывную работу против вас и одновременно используем ваши ресурсы и влияние для реализации наших интересов, в частности для свержения руководства Сирии и Ирана.
Сделает ли закон наших чиновников более патриотичными? Известный список составляют сотрудники МВД, ФСБ, ФНС, Арбитражного суда, Генеральной прокуратуры и Управления по исполнению наказаний. Маловероятно, что эти люди держат на Западе свои самые ценные «3Д» – дети, деньги, дом. Однако список может пополняться, и это может повиснуть дамокловым мечом над некоторыми чиновниками. Но и здесь борьба с коррупцией не есть цель США: Вашингтону нужно выжимать выгодные для себя решения из тех чиновников, которые, как пойманные рыбы, висят на коррупционном крючке.

Смотрим, что написано в законе имени Магнитского: детальное чтение и комментарии.

Дополнительно по теме:
«Дело Магнитского»

Расследование Магнитского о хищении из бюджета

С. Л. Магнитский был руководителем отдела налогов и аудита в фирме Firestone Duncan, оказывавшей юридические услуги, в том числе и фонду Hermitage Capital Management. Летом 2007 года российское отделение фонда Hermitage Capital заподозрили в уклонении от уплаты налогов. В ходе проведённых обысков была изъята документация фонда, а в аудиторской фирме Firestone - печати фирм, с использованием которых фонд работал в России. Юристы фонда, в том числе Магнитский, выявили факт перерегистрации фирм. В октябре 2008 года он дал показания следователю в связи с делом адвоката Эдуарда Хайретдинова, указывая на то, что изъятые документы и печати ряда фирм Hermitage были использованы для перерегистрации их на новых собственников и последующего незаконного возврата налогов на сумму 5,4 млрд рублей. По утверждению «Новой газеты» в номере от 28 апреля 2010 года, преступная схема, которую пытался разоблачить Магнитский, применялась не только в отношении компаний, принадлежавших фонду Hermitage Capital Management:

«В течение нескольких лет подобным образом уводились из бюджета десятки миллиардов рублей, отнимался бизнес у российских предпринимателей, а сами они отправлялись в тюрьму по сфальсифицированным обвинениям. В этой схеме были задействованы многие офицеры МВД, сотрудники прокуратуры, налоговых органов, судьи, адвокаты».

По данным экспертов Hermitage, бывший начальник московской налоговой № 28 Ольга Степанова на похищенные из бюджета деньги купила шикарный особняк в Подмосковье и недвижимость в Дубае. А на этом сайте можно заказать недорогие билеты на самолет в Дубай. Дешевле не найдёте — потому что заказ онлайн.

В Дубае находится оформленная на её бывшего мужа Владлена Степанова роскошная вилла, а также четыре квартиры, записанные на него самого и ещё на двух заместителей Ольги Степановой по московской налоговой инспекции номер 28. Плата за приобретение недвижимости производилась со счетов в швейцарском банке Credit Suisse, которые в 2011 арестованы швейцарскими следственными органами.

Журналисты «Новой газеты» предположили, что бенефициаром хищения из бюджета 5,4 млрд рублей являлся Анатолий Сердюков, бывший министр обороны, руководивший ФНС с 2004-го по 2007 год. Позднее «Новая газета» опубликовала материал, согласно которому по тем же самым схемам, которые разоблачил Сергей Магнитский, те же самые люди с 2009 по 2010 год вывели из бюджета ещё более 11 млрд рублей.

Арест

24 ноября 2008 года Магнитский был арестован по обвинению в помощи главе фонда Уильяму Браудеру в уклонении от уплаты налогов. Инициировал дело подполковник милиции Артём Кузнецов, в отношении которого проводится проверка в департаменте собственной безопасности МВД РФ, а расследование вёл майор Павел Карпов. Согласно документам, представленным руководством компании Firestone Duncan, семья А. К. Кузнецова потратила около $3 млн в течение 3 лет, а семья П. А. Карпова более $1 млн.

Инициатором в организации преследования погибшего юриста является Аничин - начальник Следственного комитета при МВД РФ.

Коллеги С. Л. Магнитского говорят, что в ходе следствия он обвинил в коррупции ряд сотрудников российских силовых структур, и от него добивались отказа от этих показаний.

Начиная с момента задержания, Магнитского допрашивали в общей сложности четыре или пять раз. Никаких иных следственных действий с ним не проводили. С. Магнитский себя называл заложником. В суде он сказал: «Ваша честь, меня фактически взяли в заложники. Моя персона мало кого интересует, всех интересует персона главы Hermitage».

Следователь неоднократно интересовался, не готов ли Магнитский выйти на особый порядок судебного разбирательства, когда подозреваемый добровольно признаёт себя виновным. Магнитского дважды знакомили с новой главой УПК РФ о сделке со следствием, сразу после того как она начала действовать в августе 2009 (неоднократно знакомят с положениями данной главы УПК РФ о сделке со следствием всех обвиняемых, проходящих по другим уголовным делам, равно как и предлагают всем обвиняемым особый порядок судебного разбирательства, в случае признания ими вины).

14 июля 2009 года в СИЗО «Матросская тишина» Магнитскому после ультразвукового исследования поставили диагноз «калькулёзный холецистит» (камни в желчном пузыре) и назначили плановое лечение с повторным обследованием. 25 июля Магнитского перевели в Бутырскую тюрьму, как объяснили адвокатам, по причине ремонта в «Матросской тишине».

Несмотря на предписания врачей СИЗО, следователь следственного комитета МВД Сильченко 2 сентября 2009 года отказал в просьбе адвокатов о предоставлении медицинской помощи Сергею Магнитскому:

Довожу до Вашего сведения, что Ваше ходатайство от 19 августа 2009 г. … в защиту интересов обвиняемого Магнитского С. Л., в котором Вы просите следователя обратиться к начальнику ФБУ ИЗ-77/2 УФСИН России по г. Москве с заявлением об обеспечении проведения контрольного ультразвукового исследования (УЗИ) брюшной полости содержащегося под стражей обвиняемого Магнитского С. Л. … рассмотрено и 31 августа 2009 г. вынесено постановление о полном отказе в его удовлетворении… Действующее законодательство не возлагает на следователя обязанность контролировать состояние здоровья содержащихся под стражей подозреваемых, обвиняемых, и ссылка защиты на ст. 11 УПК РФ в данном случае является неправомерной.
Смерть

Могила Сергея Магнитского на Преображенском кладбище в Москве.

16 ноября 2009 года после 11 месяцев предварительного заключения Магнитский скончался в больнице следственного изолятора.
Сначала администрация СИЗО сообщила, что причиной его смерти послужил панкреонекроз, но позднее они изменили эту версию и стали утверждать, что причина смерти острая сердечно-сосудистая недостаточность. В проведении повторного судебно-медицинского обследования по просьбе родственников, направленной в прокуратуруПреображенского района Москвы, было отказано.

В акте о смерти, подписанном 16 ноября врачами больницы «Матросской Тишины», сказано, что Магнитский умер от токсического шока и острой сердечной недостаточности. В графе «диагноз» указан острый панкреатит и закрытая черепно-мозговая травма. В 2011 году, когда представитель СИЗО «Матросская Тишина» предоставлял акт в Тверской суд, информации про закрытую черепно-мозговую травму там не было.

По утверждению адвокатов, смерть Магнитского стала следствием отказа администрации СИЗО предоставить подследственному необходимую медицинскую помощь.

Дальнейшее расследование показало, что смерти Магнитского предшествовало его конвоирование в отдельную камеру 8-ю конвоирами для диагностики «психологической неадекватности» вследствие его периодических жалоб на плохие условия содержания, неоказание медпомощи и угрозу жизни (всего около 100 жалоб). Прибывшая бригада скорой помощи констатировала смерть не сразу.

7 июня 2012 международная организация «Врачи за права человека»заявила, что следствие уничтожает образцы органов Магнитского с целью сокрытия следов преступления и намеренно выгораживает людей, причастных к его гибели. В заявлении говорится:

Российские власти целенаправленно занимаются укрывательством причин смерти Сергея Магнитского, продолжая саботировать любые попытки провести действенное расследование обстоятельств его гибели

Русская служба Би-Би-Си (7 июня 2012)
По мнению организации, действия российских следователей противоречат общепринятым международным нормам судопроизводства. Директор международных программ судебно-медицинских экспертиз организации Стефан Шмит заявил

В этом деле обнаруживаются все новые свидетельства применения пыток и умышленной профессиональной медицинской халатности. С гибели Магнитского прошло уже два с половиной года, однако, виновные в его аресте, приведшем к его гибели, так и не привлечены к уголовной ответственности.
- Русская служба Би-Би-Си (7 июня 2012)

2009 год

23 ноября на встрече с Президентом РФ Д. А. Медведевым в Кремле председатель Совета при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Элла Памфилова сообщила о смерти Магнитского в СИЗО и назвала такую кончину представителей российского бизнеса «профессиональной смертью в СИЗО».

Д. А. Медведев дал поручение генеральному прокурору РФ Юрию Чайке и министру юстиции РФ Александру Коновалову разобраться в причинах смерти в СИЗО, доложить о медицинской помощи в СИЗО.

Мать умершего обвинила в смерти руководство СИЗО. Глава компании Hermitage Capital Уильям Браудер в интервью Би-би-си высказался так: «…он оказался заложником, и его убили».

20 ноября с соболезнованиями семье и коллегам Сергея Магнитского выступил Михаил Ходорковский. Он, в частности, написал: «Ситуация, когда свобода, здоровье и жизнь человека становятся предметом спекуляции со стороны следователя, прокурора, суда, недопустима. Поддержка недопустимого поведения следователя практическими действиями сотрудников службы исполнения наказаний недопустима вдвойне».

24 ноября 2009 года Генеральная прокуратура РФ (СКП) по Москве возбудила уголовное дело по двум статьям УК по этому случаю: ч. 2 ст. 124 (неоказание медицинской помощи) и ст. 293 (халатность).

Родные не получили все вещи умершего.

Реакцию Президента России Д. А. Медведева по делу о смерти Магнитского отметил комиссар Совета Европы по правам человека Томас Хаммарберг.

С 20 по 27 ноября «Новая газета» в номерах 129, 130, 131 и 132 опубликовала дневники Сергея Магнитского.

26 ноября в Общественной палате РФ прошли слушания по обстоятельствам смерти Сергея Магнитского. Замдиректора ФСИН Александр Смирнов частично признал вину ведомства в случившемся.

2 декабря Мосгорсуд отменил два постановления Тверского районного суда о продлении ареста Магнитского (19 января, 12 ноября, судья Елена Сташина) и прекратил производство по жалобам на следственные действия в связи со смертью подследственного.

9 декабря Общество юристов Англии и Уэльса направило президенту России письмо с призывом провести полное расследование заявлений Магнитского о неправомерных действиях российских правоохранителей.

10 декабря Председатель Мосгорсуда Ольга Егорова поддержала решение Тверского районного суда в отношении Магнитского.

11 декабря фонд Hermitage Capital опроверг утверждения Ольги Егоровой (со ссылкой на британское посольство в Москве) о том, что Магнитский пытался скрыться от следствия в Британии.

2010 год

16 апреля 2010 года американский сенатор, возглавляющий Комиссию США по безопасности и сотрудничеству в Европе,Бенджамин Кардин направил официальное письмо на имя государственного секретаря США Х. Клинтон с призывом отменить визы на въезд в США, выданные шестидесяти высокопоставленным должностным лицам российских правоохранительных органов, и ввести бессрочный запрет на их получение всем лицам, замешанным в преступлении, раскрытом С. Магнитским, а также их иждивенцам и членам их семей. Кардин заявил, что «визовые санкции станут важным сигналом для коррумпированных чиновников в России и во всём мире, свидетельствующим о том, что США настроены серьёзно бороться с зарубежной коррупцией». По мнению Кардина, «Сделав это, мы в какой-то мере восстановим справедливость в отношении покойного Магнитского и его ныне здравствующей семьи».

28 мая Советник Президента США по национальной безопасности Майкл Макфол встретился в Москве с Натальей Магнитской и передал личные соболезнования от президента США Барака Обамы.

30 июня Следственный комитет при прокуратуре РФ отказался привлечь к уголовной ответственности сотрудников МВД, которые вели дело С. Л. Магнитского.

30 августа - базирующаяся в Лондоне организация World-Check (англ. ), которая предоставляет услуги оценки рисков и составляет списки, которые используют ведущие банки мира для борьбы с отмыванием денежных средств, включила в эти списки имена 60 российских чиновников, причастных к гибели С. Л. Магнитского.

6 сентября - глава Следственного комитета при прокуратуре (СКП) России Александр Бастрыкин заявил, что смерть Магнитского не связана с деятельностью следователей, а уголовное преследование против него велось законно.

7 сентября - Фонд Hermitage Capital выразил возмущение заявлением главы СКП. Глава компании Уильям Браудер заявил:

Неспособность или нежелание господина Бастрыкина прочитать заявления и жалобы Сергея Магнитского, вызвавшие человеческий отклик во всем мире, вызывают глубокое сожаление. Складывается впечатление, что чиновники, которым было поручено расследовать убийство Магнитского, слепы и глухи в нравственном плане

29 сентября в Конгресс США был внесён законопроект о запрете въезда в США лицам, предположительно причастным к коррупции по делу Hermitage Capital и смерти С. Л. Магнитского (См. Список Кардина).

23 ноября 2010 Комитет Европарламента единогласно одобрил поправки к ежегодному докладу о правах человека. Поправки призывают страны ЕС принять санкции в отношении шестидесяти российских чиновников, причастных к делу Магнитского. Рекомендуемые санкции включают запрет на въезд в страны Евросоюза, а также арест банковских счетов и иных активов этих чиновников. Представители Европарламента пояснили, что речь идет лишь о рекомендациях, не имеющих юридической силы. МИД и Госдума России выступили с заявлениями, осуждающими поправки как вмешательство в дела российского правосудия.

9 декабря 2010 года подкомитет парламента Канады по правам человека также призвал ввести финансовые и визовые санкции по отношению к чиновникам, причастным к делу Магнитского. МИД России назвал это давлением на следствие и вмешательством во внутренние дела РФ.

16 декабря 2010 года Европейский парламент проголосовал за резолюцию, призывающую запретить въезд в страны ЕС российским должностным лицам, имеющим отношение к делу Сергея Магнитского. Резолюция не имеет обязательной силы, но рекомендует правительствам стран ЕС изучить возможность визовых и финансовых санкций против лиц, упомянутых в документах, связанных с делом Магнитского (См. Список Кардина).

Помимо запрета на въезд Европарламент предлагает правоохранительным органам стран ЕС заморозить активы причастных к делу Магнитского российских должностных лиц на своей территории. Председатель подкомитета Европарламента по правам человека Хейди Хаутала так прокомментировала результат голосования:

Этим голосованием Европейский парламент призывает восстановить справедливость по отношению к невиновному человеку, умершему в тюрьме. Его смерть выходит за все границы. Наступает момент, когда возможности молчать не остается.

Хейди Хаутала также сообщила, что депутаты российской Госдумы усиленно лоббировали против принятия резолюции Европарламента, но отметила, что эта мера получила поддержку среди многих оппозиционных политиков в России.

20 апреля - Файерстоун подал заявление в Следственный комитет России о проверке сведений о причастности Ольги Степановой и других должностных лиц налоговой инспекции номер 28 к незаконным возвратам налогов и обогащении членов их семей.

5 июля. На заседании Совета по развитию гражданского общества и правам человека, проходившего под председательством президента РФ Медведева, с сообщением по делу Магнитского выступила М. Полякова. Доклад президентского Совета по правам человека по делу Магнитского был передан президенту Медведеву. Медведев передаст доклад правоохранителям.

26 июля - Госдепартамент США до принятия соответствующего законопроекта ввел визовые ограничения в отношении нескольких десятков российских чиновников, имеющих отношение к делу Магнитского.

28 июля - МИД России выступил с жестким ответным заявлением на решение Госдепартамента США от 26 июля. По словам пресс-секретаря Президента РФ Натальи Тимаковой, Дмитрий Медведев дал поручение МИД России подготовить аналогичные меры в отношении американских граждан.

16 ноября - Государственный департамент США выступил с призывом привлечь к ответу всех ответственных за «несправедливое заключение и преступную кончину» Сергея Магнитского. В официальном заявлении, в частности, говорится:

«Несмотря на широко известные доказательства преступного поведения в деле Магнитского, российские власти не смогли привлечь к ответственности виновных. […] Однако мы продолжим призывать к тому, чтобы все ответственные за несправедливое заключение и преступную кончину Магнитского были привлечены к ответу. Мы продолжим поддерживать усилия тех лиц в России, которые пытаются привлечь всех их к суду».

24 ноября - Следственный департамент МВД России сообщил, что срок следствия по уголовному делу скончавшегося два года назад в московском СИЗО Сергея Магнитского продлён.

8 декабря - В следственном департаменте МВД РФ заявили, что доклад фонда Hermitage по итогам собственного расследования гибели Сергея Магнитского не соответствует действительности. Также следственный департамент МВД РФ заявил, что причина гибели в СИЗО аудитора фонда Hermitage Сергея Магнитского не связана с травмами на его теле, обнаруженными судебно-медицинскими экспертами. Обвинение по делу о смерти Магнитского было предъявлено его лечащему врачу Ларисе Литвиновой и её непосредственному начальнику Дмитрию Кратову.

27 февраля - член британского парламента Доминик Рааб объявил о намерении внести в Палату общин проект закона аналогичного «списку Магнитского». Проект предполагает отказ в получении виз и замораживание активов в Великобритании официальных лиц, ответственных за пытки, внесудебную расправу или другие серьезные нарушения человеческих прав, или же принимавших участие в сокрытии таких злодеяний. В своем сообщении для прессы парламентарий заявил:

«Закон не положит конец безнаказанности. Однако он выразит решимость Британии не закрывать глаза на огромные нарушения самых фундаментальных человеческих прав. Те, кто прибегает к пыткам и убийствам с целью заткнуть голос свободы, не должны иметь возможности покупать недвижимость в Челси или прилетать на рождественские распродажи на Кингз-роуд так, как будто бы ничего не случилось»

7 марта - Палата общин британского парламента единогласно призвала правительство Великобритании выступить с законопроектом, запрещающим въезд в страну чиновникам, которые были причастны к смерти Сергея Магнитского. Парламентарии также потребовали заморозить счета в британских банках тех высокопоставленных служащих, которые были вовлечены в задержание, пытки и смерть российского юриста, а также участвовали в попытках скрыть юридическую ответственность или совершили акты мошенничества, раскрытые Сергеем Магнитским. Посол России в Великобритании, А. В. Яковенко, обратился в Палату общин с письмом, в котором попытался остановить дебаты, но данное действие не принесло желаемого результата.

6 апреля - Международная правозащитная организация Amnesty International потребовала прекратить посмертное уголовное преследование Сергея Магнитского.

Июль - Парламентская ассамблея ОБСЕ приняла резолюцию «Законность в России: дело Сергея Магнитского».

20 ноября - «закон Магнитского» принят Палатой представителей конгресса США, 6 декабря - подавляющим числом голосов принят Сенатом США, 14 декабря - подписан Президентом США Б. Обамой и вступил в законную силу. Закон вводит санкции в отношении российских граждан, предположительно причастных к смерти Сергея Магнитского: визовые ограничения на въезд в США и санкции в отношении их финансовых активов в банках США.

28 декабря - Тверской суд Москвы оправдал бывшего заместителя начальника Бутырской тюрьмы, врача Д. Кратова, обвинявшегося в халатности, вызвавшей, по неосторожности, смерть Магнитского. Оправдания во время судебных прений потребовало государственное обвинение. Ранее по тому же делу проходила врач «Бутырки» Лариса Литвинова, но весной 2012 года Следственный комитет прекратил её уголовное преследование из-за истечения срока давности.

4 января - британская Financial Times в своей редакционной статье призвала к распространению «закона Магнитского» на страны ЕС. Газета призывает к замораживанию активов и запрету на въезд на территорию Евросоюза для российских чиновников, причастных к смерти Магнитского.

Расследование о хищении 5,4 миллиардов рублей из бюджета России чиновниками МВД и налоговых инспекций. За свои показания о роли чиновников в этом преступлении был арестован и подвергался пыткам в СИЗО юрист Сергей Магнитский. Фильм был выпущен в октябре 2009 года за месяц до гибели Магнитского в следственном изоляторе.

112 Конгресс Соединенных Штатов Америки
На второй сессии
Начавшейся и прошедшей в городе Вашингтон во вторник, третьего дня января, две тысячи двенадцатого года

Раздел IV: Закон им. Сергея Магнитского о верховенстве закона и ответственности от 2012 года

Пункт 402. Полученные данные; значение с точки зрения Конгресса

(а) Полученные данные. --Конгресс обнаружил следующее:

(1) Соединенные Штаты стремятся к обоюдно выгодным отношениям с Российской Федерацией, основанных на уважении к правам человека и верховенству закона, и поддерживает население Российской Федерации в его усилиях реализовать их полный экономический потенциал и продвигать демократию, права человека, и верховенство закона.

(2) Российская Федерация-

(А) член Организации Объединенных Наций, Организации по безопасности и взаимодействию в Европе, Совета Европы, и Международного валютного фонда;

(В) ратифицировала Конвенцию против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих человеческое достоинство видов обращения и наказания, Международный Договор по гражданским и политическим правам, и Антикоррупционную конвенцию Организации Объединенных Наций; и

(С) связана правовыми обязательствами, обозначенными в Европейской конвенции по правам человека.

(3) Штаты добровольно посвящают себя соблюдению обязательств и ответственности, принимая международные соглашения и конвенции, которые должны честно соблюдаться для сохранения стабильности международного регламента. Защита прав человека, таким образом, особенно в случае страны, принявшей на себя обязательства защищать права человека в соответствии с международным договором, членом которого она является, не возлагается исключительно на управление внутренними делами этой страны.

(4) Хорошее управление и антикоррупционные меры существенны для защиты прав человека и достижения значительного экономического роста, от чего выигрывают как граждане Российской Федерации, так и международное сообщество посредством создания открытых и прозрачных рынков.

(5) Системная коррупция ослабляет веру в демократические институты, верховенство закона и защиту прав человека. Это тот случай, когда должностным лицам позволяется безнаказанно злоупотреблять своим авторитетом для политических или финансовых целей в сговоре с частными организациями.

(6) Российская неправительственная организация ИНДЕМ установила, что взятки среди частных лиц и бизнесов в Российской Федерации достигают сотен миллиардов долларов в год, являясь все возрастающей долей валового внутреннего продукта страны.

(7) Сергей Леонидович Магнитский умер 16 ноября 2009 года, в возрасте 37 лет, в тюрьме «Матросская Тишина» в Москве, Россия, у него остались мать, жена и двое сыновей.

(8) 6 июня 2011 года Президентский совет по правам человека при президенте России Дмитрии Медведеве объявил результаты независимого расследования смерти Сергея Магнитского. Совет по правам человека постановил, что что арест и содержание под стражей Сергея Магнитского было незаконным; ему было отказано в правосудии судами и прокурорами Российской Федерации; расследованием его дела занимались те же самые судебные исполнители, которых он обвинил в краже возврата с налога на сумму $230.000.000; ему было отказано в необходимой медицинской помощи в заключении; он был избит 8 охранниками с помощью резиновых дубинок в последний день своей жизни; бригада скорой помощи, которая была вызвана для того, чтобы помочь умирающему, умышленно не допускалась в его камеру в течение одного часа 18 минут до тех пор, пока он не умер. В докладе Совета по правам человека также утверждается, что должностные лица сфальсифицировали свои свидетельские показания о том, что случилось с Сергеем Магнитским, и, через 18 месяцев после его смерти, никто из них не был призван к суду за его ложный арест или за раскрытое им преступление. Безнаказанность продолжилась в апреле 2012 года, когда российские органы власти отказались от обвинения против Ларисы Литвиновой, главного врача тюрьмы, где умер Магнитский.

(9) Систематические издевательства над Сергеем Магнитским, включая его репрессивный арест и пытки в заключении чиновниками Министерства внутренних дел Российской Федерации, утверждавшими, что господин Магнитский виновен в растрате средств из российского казначейства и незаконном присвоении 3 компаний его клиента, Hermitage Capital Management, показывает, насколько глубоко коррупция влияет на защиту прав человека.

(10) Политически мотивированное преследование господина Магнитского демонстрируется-

(А) отказом всех органов госбезопасности Российской Федерации в востановлении справедливости или средствах судебной защиты в отношении господина Магнитского на протяжении около 12 полных месяцев, когда его без суда держали в заключении;

(B) безнаказанностью с момента его смерти государственных должностных лиц, против которых он давал показания за их причастность к коррупции и которые осуществляли его репрессивный арест.

(11) Общественная Наблюдательна Комиссия города Москвы по наблюдениям за правами человека в местах принудительного заключения, организация, уполномоченная российским законом проводить независимый мониторинг тюремных условий, заключила 29 декабря, что «Человек, который держится в заключении и удерживается там, не может использовать все необходимые средства для защиты как его жизни, так и здоровья. Это обязанность структуры, которая держит его в заключении. Таким образом, случай Сергея Магнитского может быть охарактеризован как нарушение права на жизнь. Члены гражданской наблюдательной комиссии пришли к заключению, что Магнитский под стражей испытывал как психологическое, так и физическое давление, и условия в некоторых камерах Бутырки могут законно быть названы мучительными. Люди, ответственные за это, должны быть наказаны».

(12) Опыт случая Сергея Магнитского, особенно показательный в ключе того, как государственная коррупция отражается на правах конкретного гражданина, так же символичен относительно к более широкому принципу пренебрежения по отношению к множественным внутренним и международным комитетам по правам человека Российской Федерации и безнаказанности тех, кто нарушает основные права и свободы человека.

(13) Второй суд, вердикт и заключение бывших управляющих компанией «ЮКОС» Михаила Ходорковского и Платона Лебедева вызывают серьезную обеспокоенность правом на справедливый суд и независимостью судебной системы Российской Федерации. Недостаток заслуживающих доверия обвинений, запугивание свидетелей, нарушения по ходу процесса и процессуальных норм, фальсификация или укрывание документов, отказ соблюдать привилегию адвоката не разглашать информацию, полученную от клиента, и незаконный арест в деле ЮКОСа не могут не беспокоить. Совет Европы, Freedom House и Amnesty International, среди прочих, заключили, что они им было предъявлено обвинение и они были заключены в тюрьму в процессе, который не следовал верховенству закона и на который оказывалось политическое влияние. Более того, высшие должностные лица из правительства Российской Федерации, включая первого заместителя премьер-министра Игоря Шувалова, признали, что арест и тюремное заключение Ходорковского были политически мотивированы.

(14) В соответствии с докладом Freedom House от 2011 года «Бесконечная битва: коррупция в бывшем Советском Союзе и на территории новых членов Евросоюза», получившие широкую известность дела Сергея Магнитского, 37-летнего юриста, который умер в досудебном заключении в ноябре 2009 года после раскрытия мультимиллионного долларового мошенничества против российских налогоплательщиков, и Михаила Ходорковского, осужденного бизнес-магната и критика режима, который был приговорен в конце 2010 года остаться в тюрьме до 2017, привлекают пристальное внимание международного сообщества к презрению российского государства к верховенству закона***. Заставляя замолчать таких влиятельных и цельных фигур, как Ходорковский и Магнитский, российские власти четко дали понять, что в России любого можно заставить замолчать.

(15) Трагические и нераскрытые убийства Нустапа Абдурахманова, Макшарипа Аушева, Натальи Эстемировой, Ахмеда Хаджимагомедова, Умара Израилова, Пола Хлебникова, Анны Политковской, Сайхаджи Сайхаджиева и Магомеда Евлоева, смерть в заключении Веры Трифоновой, исчезновение Мохамадсалаха Мазаева и Саид-Салеха Ибрагимова, пытки Али Израилова и Ислама Умарпашаева, практически фатальные избиения Михаила Бекетова, Олега Кашина, Аркадия Ландера и Михаила Винюкова, жесткое и продолжающееся по сей день заключение Михаила Ходорковского, Алексея Козлова, Платона Лебедева и Федора Михеева демонстрируют серьезную опасность для разоблачителей преступлений должностных лиц в правительстве Российской Федерации, включая чеченского лидера Рамзана Кадырова, или тех, кто пытается получить, применять, защищать или продвигать признанные международным сообществом права и свободы человека.

(b) Точка зрения Конгресса. --С точки зрения Конгресса, Соединенным Штатам стоит продолжать усиленно поддерживать и обеспечивать помощь российским гражданам, пытающимся установить живую демократическую политическую систему, которая уважает личные свободы и права человека, в том числе, улучшая предоставление объективной информации через все значимые медиа, такие, как Радио Свобода и интернет. Подавление российским правительством несогласных и политической оппозиции, ограничения, наложенные им на гражданское общество и независимые медиа, и ухудшение экономической и политической свободы внутри России сильно беспокоят правительство Соединенных Штатов и американских граждан.

Пункт 403. Определения

В настоящем разделе:

(1) Допущенный, иностранец. -- Понятия «допущенный» и «иностранец» используются в значении, данном им пунктом 101 Закона об иммиграции и национальности (8 U.S.C. 1101).

(2) Соответствующие комитеты Конгресса. --Понятие «соответствующие комитеты Конгресса» означает--

(A) Комитет по вооруженным силам, Комитет по финансовым услугам, Комитет по международным делам, Комитет по внутренней безопасности и Комитет по судебной системе Палаты представителей; и

(B) Комитет по вооруженным силам, Комитет по банкам, жилью и городским делам, Комитет по международным отношениям, Комитет по внутренней безопасности и правительственным делам и Комитет по судебной системе Сената.

(3) Финансовый институт. --Понятие «финансовый институт» используется в значении, данном ему пунктом 5312 раздела 31 Кодекса Соединенных Штатов.

(4) Субъект Соединенных Штатов. --Понятие «субъект Соединенных Штатов» означает--

(A) гражданин Соединенных Штатов или иностранец, законно допущенный к постоянному проживанию в Соединенных Штатах; либо

(B) организация, созданная в соответствии с законами Соединенных Штатов или в любой юрисдикции на территории Соединенных Штатов, включая зарубежный филиал такой организации.

Пункт 404. Идентификация лиц, ответственных за содержание под стражей, жестокое обращение и смерть Сергея Магнитского, и другие значительные нарушения прав человека

(a) Общие положения. --Не позднее чем через 120 дней со дня вступления в силу настоящего Закона, президент должен представить в соответствующие комитеты Конгресса список всех лиц, которые, по решению президента, основанного на заслуживающей доверия информации:

(1) несут ответственность за содержание под стражей, жестокое
обращение или смерть Сергея Магнитского, принимали участие в попытках скрыть ответственных в заключении, жестоком
обращении или смерти Сергея Магнитского, получили материальную выгоду от содержания его под стражей, жестокого обращения или смерти Сергея Магнитского, либо были вовлечены в преступный сговор, раскрытый Сергеем Магнитским;

(2) несут ответственность за внесудебные убийства, пытки или другие крупные нарушения международно признанных прав человека, совершенных в отношении лиц, стремившихся--

(A) предать гласности противоправные действия, совершаемые чиновниками правительства Российской Федерации; или

(B) получить, реализовать, защитить или продвигать международно признанные права и свободы человека, такие как свобода вероисповедания, выражения убеждений, собраний и объединений и права на справедливый суд и демократические выборы, в России; или

(3) действовал как агент или от имени лиц, имеющих отношение к действиям, описанным в параграфах (1) и (2).

(b) Обновления. --Президент будет подавать в соответствующие комитеты Конгресса обновления списка, требуемого подпунктом (a) по мере появления новой информации.

© Форма.--

(1) Общие положения. --Список, требуемый подпунктом (a) будет подаваться в незасекреченной форме.

(2) Исключения. --Имя лица, включенного в список, указанный в подпункте (a), может быть подано в секретном приложении только если президент:

(A) установит, что это является жизненно важным для интересов национальной безопасности Соединенных Штатов, (B) использует это приложение образом, соответствующим намерениям Конгресса и целям настоящего Закона; и

(C) за 15 дней до представления имени в секретном приложении предоставит в соответствующие комитеты Конгресса уведомление и объяснение включения или оставления в секретном приложении каждого лица, несмотря на наличие публично доступной, заслуживающей доверия информации, указывающей на то, что лицо принимало участие в деятельности, описанной в параграфах

(1), (2) или (3) подпункта (a).

(3) Рассмотрение данных от других стран и неправительственных организаций. --При подготовке списка, указанного в подпункте (a), президент должен рассматривать информацию, предоставленную руководителем и членами каждого соответствующего комитета Конгресса и заслуживающие доверия данные, полученные другими странами и неправительственными организациями, в том числе организациями в России, ведущими мониторинг нарушений прав человека властями Российской Федерации.

(4) Общественная доступность. --Незасекреченная часть списка, указанного в подпункте (a), должна быть доступна для общественности и опубликована в Федеральном реестре.

(d) Исключение из списка --Лицо может быть исключено из списка, указанного в подпункте (a), если президент примет решение и сообщит в соответствующие комитеты Конгресса не менее чем за 15 дней до исключения данного лица из списка, что--

(1) имеется заслуживающая доверия информация о том, что данное лицо не принимало участия в деятельности, за которую оно было включено в список;

(2) данное лицо было соответствующим образом привлечено к ответственности за свою деятельность;

(3) данное лицо убедительно продемонстрировало значительное изменение своего поведения, сделало для себя выводы о действиях, в которых это лицо принимало участие, и пообещало не участвовать в деятельности, указанной в абзацах c (1) по (3) подпункта (a).

(e) ЗАПРОСЫ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ И ЧЛЕНОВ СООТВЕТСТВУЮЩИХ КОМИТЕТОВ КОНГРЕССА.--

(1) Общие положения. --Не позднее чем через 120 дней после получения письменного запроса от председателя и члена одного из соответствующих комитетов Конгресса, соответствует ли лицо критериям внесения в список, указанный в подпункте (a), президент должен предоставить ответ председателю и члену комитета, сделавшему запрос в отношении статуса лица.

(2) Форма. --Президент может представить ответ на запрос, указанный в абзаце (1), в секретной форме, если президент сочтет, что это необходимо в интересах национальной безопасности Соединенных Штатов.

(3) Исключение. --Если президент исключает из списка, указанного в подпункте (a), лицо, которое было включено в список по запросу председателя и члена одного из комитетов Конгресса, президент должен предоставить председателю и члену комитета всю информацию, на основе которой было принято решение об исключении. Президент может представить такую информацию в секретной форме, если президент сочтет, что это необходимо в интересах национальной безопасности Соединенных Штатов.

(f) НЕПРИМЕНИМОСТЬ ТРЕБОВАНИЯ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ В ОТНОШЕНИИ ВИЗОВЫХ ЗАПИСЕЙ. --Президент должен опубликовать список, указанный в подпункте (a), независимо от требований раздела 222(f) Акта об иммиграции и национальности (8 U.S.C. 1202(f)) в отношении конфиденциальности записей, касающихся выдачи или отказа в выдаче виз и разрешений на въезд в Соединенные Штаты.

Пункт 405. Недопустимость въезда определенных иностранцев.

(a) ЛИШЕНИЕ ПРАВА НА ВИЗУ. --Иностранец не имеет права получить визу на въезд в Соединенные Штаты и не имеет права быть допущенным в Соединенные Штаты, если этот иностранец включен в список, указанный в пункте 404(a).

(b) ОТЗЫВ ВЫДАННЫХ ВИЗ. --Государственный секретарь должен отозвать, в соответствии с пунктом 221(i) Акта об иммиграции и национальности (8 U.S.C. 1202(f)), визу или другие документы любого иностранца, который не имел бы права получить такую визу или документы в соответствии с подпунктом (a) данного пункта.

© Исключение в интересах национальной безопасности.--

(1) Общие положения. --Государственный секретарь вправе освободить иностранца от применения подпунктов (a) или (b), в случае, если--

(A) секретарь сочтет, что такое освобождение--

(i) необходимо для соблюдения Соединенными Штатами Соглашения между Организацией объединенных наций и Соединенными Штатами Америки в отношении штаб-квартиры ООН, подписанного 26 июня 1947 года и вступившего в силу 21 ноября 1947 года, или других применимых международных обязательств Соединенных Штатов; или

(ii) в интересах национальной безопасности Соединенных Штатов; и

(B) перед предоставлением такого освобождения секретарь предоставляет в соответствующие комитеты Конгресса уведомление и объяснение для освобождения.

(2) Срок для конкретных освобождений. --Уведомление в соответствии с подпараграфом (B) параграфа (1) должно быть сделано не позднее чем за 15 дней до предоставления освобождения в соответствии с этим параграфом, в случае, если секретарь предоставляет такое освобождение в интересах национальной безопасности Соединенных Штатов в соответствии с подабзацем (A)(ii) этого параграфа.

(d) ПРАВО РЕГУЛИРОВАНИЯ. --Государственный секретарь определяет порядок действий, необходимый для исполнения настоящего пункта.

Пункт 406. Финансовые меры.

(a) ЗАМОРАЖИВАНИЕ АКТИВОВ.--

(1) Общие положения. --Президент должен использовать все полномочия, предоставленные ему Законом о чрезвычайных международных экономических полномочиях (50 U.S.C. 1701 и далее) (за исключением того, что п. 202 указанного Закона не будет применяться), в объеме, необходимом для замораживания и запрета всех транзакций в отношении всей собственности и имущественных интересов лиц, включенных в список, указанный в разделе 404(a) настоящего Закона, если данная собственность и имущественные интересы находятся в Соединенных Штатах, происходят из Соединенных Штатов или находятся либо оказываются во владении или под контролем субъекта Соединенных Штатах.

(2) Исключение. --Абзац (1) не применяется к лицам, включенным в секретное приложение в разделе 404©(2), если президент установит, что такое исключение жизненно важно для интересов национальной безопасности Соединенных Штатов.

(b) ИСКЛЮЧЕНИЕ В ИНТЕРЕСАХ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.--
Секретарь Казначейства вправе освобождать лицо от применения подпункта (a), если он установит, что такое освобождение в интересах национальной безопасности Соединенных Штатов. Не менее чем за 15 дней до представления такого освобождения секретарь должен предоставить в соответствующие комитеты Конгресса уведомление и объяснение освобождения.

© ПРИМЕНЕНИЕ ЗАКОНА--.

(1) Наказания. --Лицо, которое нарушает, пытается нарушить, вступает в сговор с целью нарушения или приводит к нарушению настоящего пункта или любого предписания, разрешения или приказа, изданного во исполнение настоящего пункта, подлежит наказанию, установленному подпунктами (b) и © пункта 206 Закона о чрезвычайных международных экономических полномочиях (50 U.S.C. 1705) в том же объеме, как и лицо, совершившее противоправное действие, указанное в подпункте (a) этого пункта.

(2) Требования для финансовых институтов. --Не позднее чем через 120 дней после вступления настоящего закона в силу, секретарь Казначейства должен предписать или внести необходимые изменения в предписания с тем, чтобы обязать все финансовые институты, которые являются субъектами Соединенных Штатов, имеющие либо контролирующие активы, являющиеся собственностью или имущественными интересами лица, включенного в список, указанный в пункте 404(a), если такая собственность и имущественные интересы находятся в Соединенных Штатах, удостоверить секретаря в том, что, как известно финансовому институту, данный финансовый институт заморозил все активы в его владении или под его контролем, которые необходимо заморозить в соответствии с подпунктом (a).

(d) РЕГУЛЯТИВНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ. --Секретарь Казначейства должен издать подобные предписания, разрешения и приказы, необходимые для применения настоящего пункта.

Пункт 407. Отчетность перед Конгрессом

Не позднее чем через один год после даты вступления настоящего закона в силу и в дальнейшем ежегодно государственный секретарь и секретарь Казначейства предоставляют в соответствующие комитеты Конгресса отчет о--

(1) предпринятых действиях по реализации настоящего раздела, в том числе--

(A) количество лиц, включенных или исключенных из списка, указанного в разделе 404(a) в течение года, предшествовавшего докладу, датах, когда эти лица были включены или исключены, и причинах включения или исключения их; и

(B) если в течение данного года в список не было включено таких лиц либо включено мало, причины невключения большего числа таких лиц в список; и

(2) усилия исполнительной ветви власти по поощрению правительств других стран к введению санкций, аналогичных описанным в данном разделе.