Домой / Примеры ошибок / Эссе: «Язык есть исповедь народа, его душа и быт родной. Презентация на тему: "Язык есть исповедь народа. В нем слышится его природа, Его душа и быт родной. П.А. Вяземский Я могу отказаться от того, чего я не говорил, но я не смогу.". Скачать бесплатно и

Эссе: «Язык есть исповедь народа, его душа и быт родной. Презентация на тему: "Язык есть исповедь народа. В нем слышится его природа, Его душа и быт родной. П.А. Вяземский Я могу отказаться от того, чего я не говорил, но я не смогу.". Скачать бесплатно и

Новицкая Даниэлла

Таллиннская Мустамяэская реальная гимназия, 11 класс, Эстония

Эссе на тему «Язык есть исповедь народа: В нем слышится его природа, Его душа и быт родной...»

Диплом I степени

Что есть родной язык для народа? Трудно ответить на этот вопрос точнее, осмысленнее, чем удалость это сделать известному русскому критику, историку и поэту П.А. Вяземскому. Как исповедь - рассказ о самом сокровенном - язык рассказывает все о народе, его создавшем. Бесспорно, язык каждого народа по-своему уникален и прекрасен. Но как же красив и выразителен русский язык! Именно в нем, как в драгоценной шкатулке, спрятаны основы мировосприятия и миропонимания русского человека, его чаяния, радости и печали. Как часто звучат удивительно красивые слова «здравствуйте», «спасибо». А знаем ли мы их глубинный смысл? Признаюсь, я лишь совсем недавно открыла его для себя: здравствуйте - будьте здоровы; благодарю вас - уважая вас, готов к ответному доброму делу (благо дарю!); спасибо - спаси бог за доброе дело. И если речь одного человека - выражение его души, то язык народа - способ выражения национального самосознания.

Да, язык, как тонкая невидимая нить, связывает прошлое и настоящее, связывает поколения жившие, живущие и будущие. Каждое слово - «живой свидетель истории», которое несет в себе напоминание о каком-либо периоде времени, но оно же и послание потомкам, в котором сосредоточено самое сокровенное - многовековой духовный опыт народа. И здесь я не могу не вспомнить, какое значение имеет для нас русская литература... Именно она является уникальной ценностью народа, поскольку объединяет в себе святоносную силу слова и духовность. Для меня знакомство с творчеством Ф.М. Достоевского стало поистине откровением... Как часто, анализируя роман «Преступление и наказание» , мы на уроках употребляли выражения: «жить по совести», «руководствоваться совестью». И только потом ко мне пришло истинное понимание этих слов: это значит «жить со-вестью», данной Богом, то есть по десяти заповедям.

Язык - это не только история народа, но и его чувства, вера, его природа и быт. Ведь непосредственное бытие русского народа - это река и лес, степь и поле. Вслушайтесь, сколько простора и широты в каждом этом слове! Так в языке утверждается безмерная широта русского характера, соответствующая безмерности русских необъятных просторов:

Ах ты, степь широкая,

Степь раздольная,

Широко ты, матушка,

Протянулася.

Русский человек в народной песне с помощью удивительного образного языка олицетворяет мир природы, проецирует на неё свои душевные переживания, утверждая слияние человека с природой. Это олицетворение природы мы постигаем с какой-то особой щемящей сердце грустью в «Тонкой рябине»:

Что стоишь, качаясь,

Тонкая рябина,

Головой склоняясь

До самого тына?

Богатство русского языка вовсе не в количестве слов, оно в образности, выразительности, совершенствующей силе. Русский язык, как любой другой родной язык, объединяет народ. Трудно переоценить значение родного языка для человека. «…Человек, лишенный с первых лет жизни возможности развивать свои силы языком своей отчизны, среди чужих принимает их язык будто родной: так сирота, воспитываясь в чужой семье, природняется к ней и чувством родственным… Изучением языка родного <…> начинается и поддерживается развитие духовных сил человека», - писал И.И. Срезневский. Родной язык - часть человеческой души. И в силах каждого заглянуть в этот интереснейший мир, мир родного русского языка, изучить его, постигая удивительные секреты, и постараться передать другим. Каждый носитель языка вносит свой вклад в его жизнь и развитие, в значимость и красоту. Из этого и состоит язык - из языков отдельных людей, объединенных им, Языком народа, «…в котором слышится его природа, его душа и быт родной…».


Внимание! Администрация сайта сайт не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Данная разработка предназначена для учащихся 5-6 классов.

Цель: познакомить учащихся с праздником – международный день языка, приобщить к изучению русского языка, его особенностей и многообразия.

Задачи:

  • развивать познавательный интерес учащихся по отношению к русскому языку;
  • формировать бережное, осознанное отношение к родному языку и другим языкам мира;
  • развивать нравственные качества личности;
  • развивать монологическую и диалогическую речь учащихся;
  • воспитывать патриотическое отношение к языку и своей Родине.

Оформление:

  • Стенгазета «Русский язык – это максимально интересно»
  • Высказывания о языке
  • Красочное оформление кабинета
  • Музыка

Формы организации внеурочной деятельности : групповая форма. (Ученики 5-6 классов рассаживаются по местам, согласно номерам, которые получили при входе в кабинет, и получается разделение на 3 команды)

Ход мероприятия

Ведущий 1 : Добрый день, друзья! Ежегодно с 2000 года 21 февраля отмечается . Ему всего лишь 18 лет. Этот праздник очень важный и нужный. Без языка не существовал бы мир. Как рыба не сможет прожить без воды, так и человек не сможет существовать без языка. С помощью языка мы думаем, передаем свои мысли и чувства, проявляем свое творчество.

Ведущий 2 : В Международный день родного языка все языки признаются равными, потому что каждый из них служит человеку, и каждый представляет живое наследие, к которому мы должны серьезно относиться и беречь. Обратимся к тому, как называется наше мероприятие. Как вы его понимаете? (ответы учеников)

Ведущий 1 : У каждого народа есть свои особенности, традиции, культура и, конечно,язык. Это все отличает один народ от другого. Именно это заставляет гордиться принадлежностью к тому или иному языку. А в языке передаются особенности образа жизни самого народа. Поэтому многие из них, даже самые малые, стараются всеми средствами и силами оберегать свой язык, свою гордость.

Ведущий 2 : Сегодня мы с вами, ребята, окунемся в сокровищницы нашего языка, посмотрим, насколько русский язык интересен, удивителен и уникален по своему составу, форме, разнообразию.

Ведущий 1 : Начинаем мы с вами мероприятие с высказываний о русском языке, без которых невозможно обойтись: сегодня отмечается Международный день родного языка . На ваших столах лежат высказывания о русском языке. Ваша задача – подготовить выразительное чтение высказываний, объяснить, что они обозначают. (приложение)

Ведущий 2 : Замечательно, что начали мероприятие с разговора о роли русского языка и о его значимости. Не забывайте об этом, берегите наш язык, выражайте свои мысли красиво и обдуманно.

Ведущий 1 : Итак, мероприятие продолжается конкурсом «ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ РЕКОРДЫ».

Не только у людей, но и у слов есть свои рекорды, если подходить к словарному составу языка с количественной точки зрения. Сейчас мы обратимся к ним.

Ведущий 2 : Каждая команда получает интересные вопросы, ответы на которые потребуют смекалки и сообразительности.

Назовите слово, в котором подряд идет три буквы «е». (длинношеее)

Назовите слово с семью буквами «о», идущими не подряд. (толково – словообразовательный)

Назовите слова с шестью буквами «е», идущими не подряд. (перераспределение)

Найдите два слова с четырьмя гласными, идущими друг за другом. (радиоаудитория)

Найдите слова с тремя мягкими знаками. (обольстительность)

Какое самое длинное трехсложное русское слово? (нравственность)

Ведущий 1 : Задание оказалось непростое, но удивительно познавательное, и вы постарались с ним справиться. Переходим к следующему конкурсу-конкурс «ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ РУССКОГО ЯЗЫКА» .

Русский язык несметно богат с точки зрения фольклора пословицами и поговорками. Это и известные нам «Семь раз отмерь – один раз отрежь», «Без труда не выловишь и рыбку из пруда». Вам нужно, ребята, завершить пословицу или поговорку, при этом некоторые, наверное, будут неизвестны вам. Ваша задача – логически поразмыслить и назвать правильное завершение пословицы.

Ведущий 2 : Перед вами карточки с заданиями, постарайтесь справиться с ними.

1 команда:

За чужой щекой … (зуб болит)

Еду – не свищу, а наеду… (не спущу)

Чужим умом не … (построишь дом)

Всякому овощу… (свое время)

Грибы ищут – по … (по лесу рыщут)

2 команда:

Не тужи о ржи, только... (мешок держи)

Дело верши, да не … (не спеши)

С книгой жить – век … (не тужить)

Правда глаза колет, правда… (уши дерет)

Щенок лает – от … (от больших слышит)

3 команда:

Май весну венчает, лето … (встречает)

Язык мал, а великим человеком… (ворочает)

Умную голову… (замечают смолоду)

Тесто насыщает, а место… (просвещает)

Горьким лечат, а сладким… (калечат)

Ведущий 1 : Молодцы! Справились и с этим заданием. Переходим к следующему конкурсу – «ЛЕКСИЧЕСКОЕ БОГАТСТВО ЯЗЫКА - СИНОНИМЫ» .

Ведущий 2 : Какое великое множество синонимов мы можем подобрать к словам нашего языка. Возьмем слово «шагать», которое можно употребить как идти, плестись, ступить, переступать. Общий смысл фразы не изменится: изменится лишь ее оттенок звучания, но в то же время мы овладеваем лексическим богатством нашего языка.

Ведущий 1 : Ребята, вам нужно подобрать синонимы к словам первого столбика таблицы, зная, сколько букв содержится в искомом слове.

Слово

Количество букв

Ответ

Сражение

Внешность

Противник

Нелепица

Доблесть

Себялюбие

Гардероб

Раздевалка

Интеллектуал

Нравственность

Антитеза

Противоположение

Ведущий 2: Убедились в том, что русский язык – один из самых богатых языков мира? Его богатство состоит не только из синонимов, но и фразеологизмов. Наш следующий конкурс «ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ» .

Ведущий 1 : Дайте толкование фразеологизмам, покажите отличное владение нашим языком.

1 команда:

Блудный сын -

Наделала синица славы –

Почивать на лаврах –

Счастливая планида выпала –

2 команда:

И волки сыты, и овцы целы –

Ода ласточка не делает весны –

Рог изобилия –

Филькина грамота –

3 команда:

Яблоко раздора –

Прописная истина –

Галопом по Европам

Ахиллесова пята –

Ведущий 2 : Молодцы! Знаете, что обозначают эти фразеологизмы. Это говорит о том, что вы интересуетесь развитием нашего языка, мудрыми изречениями людей, ставшими устойчивыми. Пополняйте свой словарный запас, расширяйте кругозор, и тогда станет интереснее и радостнее учиться и жить.

Ведущий 1 : Мой коллега подбодрил вас, а сейчас переходим к загадкам. Конкурс «ЗАГАДКИ» . Сейчас будем зачитывать загадки, а вы называйте правильный ответ.

  1. Хоть на холоде лежат,
    Но от стужи не дрожат.
    Пусть ветра с водой свежи,
    Покрывают пляж …(моржи).
  2. Хвост на месте лежит,
    Голова вокруг бежит. (стрелка часов)
  3. Черный Ивашка,
    Деревянная рубашка,
    Где пробежит,
    Там и след лежит. (карандаш)
  4. Раз пошел я на базар
    И купил там рыжий шар.
    Не веселый – легкий, быстрый,
    А тяжелый и душистый. (апельсин)
  5. Зарплату не получаю,
    А днем и ночью поучаю. (книга)
  6. На доске он мелом пишет,
    Подсказку с задней парты слышит,
    Порой и двойку получает.
    Так кто же маму огорчает? (ученик)
  7. Он воздух очищает,
    Природу защищает. (озон)
  8. Не любитель он молчать,
    Даже может заскучать,
    Если держат за зубами.
    Кто он, догадайтесь сами. (язык)
  9. Долькой маленькою к чаю
    За столом нас угощает. (лимон)
  10. Всех за день я навещу,
    Все, что знаю, растрещу. (сорока)
  11. Скажи, что это за чудак?
    Всегда он носит черный фрак. (пингвин)
  12. Носил мальчик
    Зеленый фонтанчик,
    Стал паном –
    Обзавелся кафтаном. (помидор)

Ведущий 2 :Все молодцы, вспомнили загадки, окунулись в детство. Загадки также говорят о многообразии русского языка, его истоках, могут уходить корнями в глубокую древность.

Ведущий 1 : Теперь поиграем в переводчиков. Конкурс так и называется «ПЕРЕВОДЧИКИ ».

Ведущий 2 : Вы знаете о том, что в русском языке множество слов из других языков мира. Кроме того, вы изучаете иностранные языки, поэтому без особых затруднений сможете определить, из какого языка пришли слова в наш язык.

Ведущий 1 : Называю слова, а вы определяете язык заимствования.

Рулетка (французский язык); анатомия (немецкий язык); видеоклип (английский + латинский); креветка (французский); радио (английский); такси (французский); свитер (английский); пицца (итальянский); интерьер (французский); эволюция (французский); чипсы (английский); фристайл (английский); тостер (английский); пикап (английский).

Ведущий 2: Этот познавательный конкурс был для всех интересным, занимательным, а теперь последнее испытание на сегодняшнем мероприятии. Перед вами ватман с карандашами, фломастерами, гелевыми ручками. Нарисуйте на бумаге красивую зарисовку, посвященную сегодняшней тематике - Международный день родного языка. Не забудьте написать название мероприятия, конечно же, себя изобразите и выразите свое отношение к родному языку.

Ведущий 1 : Замечательные плакаты получились у вас, ребята. Сегодня мы посмотрели на ваши таланты, убедились еще раз в том, что праздники о родном языке нужно и надо проводить ежегодно.

Ведущий 2 : Выражаем благодарность всем, кто пришел на мероприятие, кто принял в нем участие. Завершить хочется словам поэта П.А.Вяземского (что звучали в начале):

Язык есть исповедь народа,
Его душа и быт родной.

«Язык есть исповедь народа, Его душа и быт родной.» П. А. Вяземский

Богатство русского языка трудно переоценить. Это невероятно, но все чаще в научных кругах появляются заявления о том, что первый в мире алфавит появился на Руси. Исследователи приводят убедительные доводы и археологические находки в пользу своей теории. Какой же была древняя азбука наших предков и почему постепенно правителями вводились новые языковые реформы? Давайте разберемся вместе.

В истории, которую сейчас преподают в школе, довольно скудно описывается жизнь наших предков, их культура, ценности, письменность. В основном лишь несколько параграфов книги уделяется информации о том, что на территории древней Руси проживали разрозненные племена охотников, собирателей, а то и вовсе дикарей. Поэтому принято считать, что письменность у славян появилась в период становления христианства благодаря работе Кирилла и Мефодия.


Однако, находки археологов проливают свет на запыленную веками историю и помогают увидеть причины искажения информации о славянах. Предполагается, что славяне пользовались письмом как минимум с 500 года н.э., а скорее всего и раньше. В древности наши предки использовали пиктографическое письмо, которое постепенно трансформировалась в глаголицу, затем в буквицу, которую уже в свое время в угоду церкви переделали монахи Кирилл и Мефодий. Так было положено начало реформам по упрощению славянского языка, его примитивизации и потере образности.

Уникальность буквицы.

Древнеславянская азбука - поистине уникальна среди всех известных на данный момент способов буквенной письменности, к тому же она в полной мере обладает таким признаком, как акрофоничность. Акрофония - образование новых слов из начальных букв слов словосочетаний, когда эти новые слова читаются не по алфавитным названиям букв, а по их звукам. К примеру, акрофоническим способом построена знакомая всем фраза: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Но вернемся к буквице, которая состояла из 49 букв. В этой древней азбуке каждой букве соответствует определенное слово и образ, а некоторым еще и цифра. Буквы составлены в квадрат семь на семь, что также очень символично, если вспомнить про сакральное значение семерки у всех древних народов. Таким образом, древнеславянская азбука представляет собой закодированное послание.

«Мама мыла раму» или различие морально-нравственных ориентиров древних и современных людей.


Первая буква в древней азбуке – А, звучит как Аз, что означает исток, изначалье, т. е. то, из чего все произошло. Также Аз употреблялась в качестве местоимения «я». Б - Боги, означала высшую структуру пантеона богов славян: Сварог, Лада, Рожана, Макошь и т. д. Д - добро… Согласитесь, наши предки приписывали определенной букве довольно необычные слова-образы. Сама последовательность: Аз, Боги, Веди, Глаголи, Добро и т. д., – говорит о высоких нравственно-моральных ценностях славян, об их жизненных ориентирах. Учитывая современную ситуацию в обществе, становится понятна причина постоянных языковых реформ. Ведь с утратой духовного наследия происходит деградация общества. А таким обществом уже становится гораздо легче управлять. Есть повод задуматься, не так ли? Интересна также славянская буква Ом, напоминающая английскую W. Многие считают, что родина этого звука - восток. Оказывается, нет! Наши ученые установили, что славянский язык является одним из праязыков, который распространился по всему миру. И буква Ом (W) обозначала у славян изначальный звук, произнесенный Богом.

Послание древних славян своим потомкам.

Но вернемся к посланию. Некоторые буквы имели также цифровое значение. На табличке с азбукой можно заметить определенную цифровую последовательность: 1-9, 10-90, 100-900. Таким образом, если сформировать табличку с числами от меньшего к большему, получится три столбца по девять строк. Вот вам и Тридевятое царство в Тридевятом государстве. Далее, если заменить каждую букву на соответствующее слово и адаптировать на современный русский язык получается следующее послание:

«Я истинная речь
знаю суть слова
Говорю люди твердо:
добро мыслить призыв
есть наша значимость.
Очень дух гармоничен,
Земля она душа
и покоя предел
слияние прекрасная цель.»

А теперь возникает вопрос: «Какие же дикари, охотники и собиратели могли такое сотворить?» Если взять буквы с их смысловым значением по горизонтали, то тоже получается послание. По вертикали и диагонали - аналогично. Становится очевидно, что наши древние предки знали гораздо больше о смысле жизни, нежели современный человек. Они понимали, что человек - временен и что целью его пребывания на земле не является банальное: «построить дом, посадить дерево и родить потомство».

«Язык есть вековой труд целого поколения.» В. И. Даль

Но это еще не все. Русские ученые-физики также проявили интерес к древней азбуке и установили, что что каждая буква имеет свою вибрацию. Сейчас об этом написано множество книг, сняты десятки фильмов. Удивительно, что всего лишь за тысячелетие наша азбука претерпела кардинальные изменения. Были изъяты 17 букв, убраны или подменены изначальные значения и образы букв. Таким образом, намеренно уничтожались родовые корни, истоки, культура, а главное - духовная мудрость предков.

«Ну что ты хотел, – пожал плечами Сэнсэй. – История для масс, к сожалению, в большинстве своих «фактов» фаршируется на кухне мировой политики и подается этими «поварами» на блюде с прикрасами, так сказать в форме «общепринятых мировых концепций» , - отрывок из книги .


А ведь древние славяне ни на кого не нападали, не завоевывали чужих земель. Они жили мирно и мудро, и были добрым народом, в культуре которого не было разделения времени на прошлое, настоящее и будущее. Они жили здесь и сейчас, а впереди их ждала вечность. В былинах и сказаниях нашего народа даже боги – это реально существовавшие люди. Люди, достигшие определенных духовных высот и помогающие своему народу, а не обманывающие и устрашающие, как в мифах Древней Греции и др. Наверное, именно поэтому наша русская душа и по сей день пугает «сильных мира сего» своей непредсказуемостью…

В наше время остро стоит вопрос об объединении народов на основе дружбы и взаимопомощи. И кто, как не славяне, руководствуясь посланием предков, способны стать примером для мирового сообщества! Хоть история и разделила нас на разные государства, но духом наши народы все равно едины, ведь, по сути, все мы ветки одного дерева, поэтому у нас общие корни.


"Старых чти, как отца, а молодых как братьев. Лжи остерегайтесь, и пьянства, и блуда, оттого ведь душа погибнет и тело. Что имеет хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь" (Из Поучения Владимира Мономаха) ТРАДИЦИИ ВОСПИТАНИЯ НА РУСИ


ПРОДОЛЖИ ПОСЛОВИЦУ 1. От учтивых слов …… 2. Доброму слову …. 3. Ласковые слова…. 4. Как аукнется….. 5. Каков голосок,…. 6. От пустого слова….. 8. Рана от сабли заживает,…. 9. Доброе слово … Кстати промолчишь, …. 11. Слово пуще …. 12. Пустые речи …… травинка не зеленеет. так и откликнется слаще мёда язык не отсохнет таков и отголосок рана от слова – нет что большое слово молвишь стрелы разит слушать неча а грызня грызёт и кошка рада. опускает саблю


1. От учтивых слов язык не отсохнет. 2. Доброму слову и кошка рада. 3. Ласковые слова слаще мёда 4. Как аукнется, так и откликнется 5. Каков голосок, таков и отголосок. 6. От пустого слова травинка не зеленеет. 7. Рана от сабли заживает, рана от слова – нет. 8. Клевета беззуба, а грызня грызёт. 9. Кстати промолчишь, что большое слово молвишь. 10. Доброе слово опускает саблю, доброе слово режет сталь. 11. Слово пуще стрелы разит. 12. И скажешь - плохо, и не скажешь - плохо. 13. Пустые речи и слушать неча.


Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека Кто хранит уста свои, тот бережет душу свою; а кто широко раскрывает свой рот, тому беда. Приятная речь - сотовый мед, сладка для души и целебна для костей. Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает ярость. Язык мудрых сообщает добрые знания, а уста глупых изрыгают глупость Радость человеку в ответе уст его, и как хорошо слово вовремя! Иной пустослов уязвляет как мечом, а язык мудрых - врачует. Тоска на сердце человека подавляет его, а доброе слово развеселяет его. При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои - разумен. В уста целует, кто отвечает словами верными Язык мудрости









Человеческие качества Их наличие: + / - Описание характера 1. Самостоятельность 2. Ответственность 3. Умение думать не только о себе 4. Доброта 5. Смелость 6. Уверенность в себе несамостоятельны безответственны эгоисты озлобленны трусливы неуверенны в себе




Действуя словом, мы можем управлять жизнью, судьбой. Берегите чувства близких людей, будьте внимательны к своим словам. 1-е место – «Я» 2-е место – «Имя» 3-е место – «Хочу» - желания и интересы человека 4-е место – «Хороший» - осознание и преподнесение своих сильных сторон 5-е место – «Пол» - признание со стороны представителей противоположного пола 6-е место – «Был-Есть-Буду» - уважение к прошлому, принятие настоящего, надежда на будущее. 7-е место – «Имею право» - осознание и заявление своих прав 8-е место – «Должен» - осознание


Хит-парад обидных слов 12 место: « Шаромыжники» - cher ami (дорогой друг). 11 место: «Урода" - по-польски Красота. 10 место: « Идиот» - греческое "Идиотэс" не дурень, а "частное лицо". В языке Византии – мирянин. 9 место: «Олух» произошло от "волоха" (пастух). 8 место: «Болван» – в древнерусском "массивная глыба", " скала". 7 место: "Подлец" в польском языке означало " простой, незнатный человек ". 6 место: «Поганец» (пришло из латыни)– селянин. Деревенский житель. 5 место: «Кретин» (из латыни) - христианин. 4 место: «Скотина" произошло от германского "Скат«, означало "деньги", "богатство", "сокровище". "Сволочами" в древнем русском языке называли людей, которые собрались (то есть сволоклись) в какое-то определенное место. Это слово – однокоренное со словом "волость". 3 место: «Негодяй» - обозначало "рекрут, непригодный к воинской службе ". 2 место: «Зараза". Если бы так лет 250 назад назвали девушку, она бы не обиделась, а поблагодарила бы за комплимент. В те времена фраза "Какая вы зараза!" означало "Какая вы прелесть, само очарование!" 1 место: «Ряха" не имело никакого отношения к лицу. Это было определение опрятного, аккуратного человека. Теперь же осталось одно " неряха".




СОВЕТЫ ПО ОТКАЗУ ОТ ГРУБЫХ И ОБИДНЫХ СЛОВ 1. Не опускайтесь до уровня хама. 2. Первый способ остановить словесный поток грубияна изменение темпа вашей речи и тембра голоса. 3. Глядите своему собеседнику прямо в глаза. Произносите все слова неторопливо и плавно, нараспев. 4. Вызовите своим поведением удивление у вашего оппонента. 5. Поразите хама, задав ему неожиданный вопрос. 6. Причиняя зло окружающим, сквернослов может не знать, что самый большой вред он наносит себе и своему потомству. Откажитесь от сквернословия! 7. Чем чаще вы будете тренировать себя разговаривать вежливо и не опускаться до площадной брани, тем больше вы и люди вокруг вас будут проникаться к вам уважением.


Как не стать объектом агрессии Не позволяй себя обижать! 1. Не бойся агрессора, держись уверенно. 2. Постарайся сохранять спокойствие, говори медленно, четко и твердо. 3. Не груби в ответ и не дерись. 4. Используй (выбери) следующие стратегии поведения: твердо и уверенно скажи, что тебе не нравится такое обращение; пошути в ответ; спокойно уйди, (не убегай); обратись за помощью к друзьям или старшим, если не сможешь справиться сам.


Правила класса Мы поддерживаем добрые взаимоотношения. Не поддерживаем агрессора (обидчика). Когда говорят: «Давай подразним вместе!» - каждый из нас отвечает: «Нет!» Не отвечаем агрессией на агрессию. Зло всегда порождает новое зло. Обсуждаем случаи проявления агрессии. Сообщать о случаях агрессивного поведения – не значит ябедничать. Всегда встаем на сторону жертвы. Родители, учителя, одноклассники готовы помочь каждому ученику, когда его обижают. Мы не исключаем из игры никого, и это здорово! Мы называем друг друга по имени. Мы уважаем друг друга!


Говорите слова, говорите. Говорите красивые слова, Говорите добрые слова, И чтобы не кружилась голова, А было так тепло и радостно И в будний день, и в праздники Слово ранит, и слово лечит Давайте мир увековечим От добрых слов, красивых слов Лица озаряются.