Домой / Примеры ошибок / Как правовое государство связано с правовой культурой. Роль закона в формировании правовой культуры. освоение достижений логико-правового мышления

Как правовое государство связано с правовой культурой. Роль закона в формировании правовой культуры. освоение достижений логико-правового мышления

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Бурмистров, Виктор Александрович. Роль правовой культуры в формировании социалистического правового государства: автореферат дис. ... кандидата юридических наук: 12.00.01 / Харьков. юрид. ин-т.- Харьков, 1991.- 25 с.: ил. РГБ ОД, 9 91-3/85-0

Введение к работе

Актуальность темы исследования . В период глубоких структурных преобразований в экономике, политическом и национально-государственном устройстве советского общества, формирования социалистического правового государства в тэорэтичзоком и практическом отношении огромное значение приобретают вопросы существенного повышения роли права, реализации его норм, незыблемости законности, укрепления гарантий прав и свобод личности, всех иных субзекгов правоотношений. Перестройка вскрыла неспособность административно-командной оиотемн к восприятию новых прогрессивных форм развития, подлинно демократических и гуманных начал организации жизни общества. Отдавая приоритет общечеловеческим интересам и ценностям, обновляющие советское общество радикальные реформы открывают совершенно новыэ исторические перспективы общественного и национально-государственного устройства народов СССР, в котором человеку отводится определяющая меото как высшей ценности цивилизации.

В системе разрабатываемых мэр по правовому обеспечению намеченных реформ в советском общества кроме подготовки новых законодательных актов, важное значение принадлежит и рэшэнию актуальных проблем по формированию высокого уровня социалистической правовой культуры, охватывающей вое важнейшие сферы общественной и государственной жизнедеятельности - ооциально-эконош-ческую, законодатзльную, исполнительно-распорядительную, правозащитную, реализацию норм права, ~ а также общество в целом, его ассоциации, отдельных гравдан.

2 Горбачев М.С. Перестройка и новое мышление для нашей страны и для коего мира. И., 1987. С.25.

Актуальность исследования указанной темы обуславливается также и тем, что ранзо научная разработка теоретических вопросов правовой культуры осуществлялась главным образом под углом обеспечения функционирования адмшжотративно-комаадной системы управления, технократических подходов к решению задач экономического и социального развития общеотва, что, как известно, привело к тотальному отчуждению чзловэка от собственности, государственной власти и управления, законодательства, нравственно-духовных ценностей, национальной и мировой культуры. Много новых задач в советской правовой культурологии в настоящее время выдвигается процессами перехода общества к рыночной экономике, практическим созданием социалистического правового государства. В их числе проблемы формирования новой правовой культуры граждан и доляшоотных лиц, деятельности государственных органов и организаций, объединений гравдан и т.д. Несмотря на возрастание количзотва публикаций по вопросам правовой культуры, тем нв менее в советской юридической науке еще не преобладают идеи и принципы нового политико-правового мышления, пока оущэотвует немало положений, продолжающих, как и ранее, служить сохранению господства админиотративно-командной системы. В то же время, появившиеся первые исследования правовой культуры поовящены наиболее общим теорзтико-методологичеокнм аопектам ее развития в оветэ нового мышления и складывающихся в советском обществе новых социально-экономических и политических реалий 1 . Что же ка-

I См.: Сальников В.П. Социалистическая правовая культура. -Саратов: Изд-во Саратовского унив-та. 1969; Семитко А.П. Правовая культура социалистического общества: сущнооть, противоречия, прогреоо. - Свердловск: Изд-во Уральского унив-та,

оается изучают роли правовой культуры в становлении Советского правового государства, то данная проблема пока что освещается е научно-публицистических работах юристов, философов, социологов и яурналиотов. Мввду тэм практика формирования законодательных, исполнительных и судебных органов Советского государства вез большз трзбует основательных исследований роли правовой культуры в указанном процессе, И как справедливо отмечается в одной из пооледних работ по данной тема, "... важнейшей гарантией построения правового государства является надлежащая правовая культура /разрядка моя - В.Б./ общества. Б9э нээ нет почвы, на которой бы проросли семена. А значит, и дерзво на вырастет. Трагедия нашей страны - в отсутствии настоящей правовой культуры" 1 .

Кроме того, актуальность изучения данной темы в значительной степени вызвана весьма интенсивной политизацией общества, растущим интересом граждан к самым различным вопрооам советского права, законодательства, что само по себе требует радикального изменения прежних подходов к правовому обучению и правовоспитательной работе. В этой связи выявлены оущэотвенннз про-бзлы в правовой культуре граядан и должностных лиц, явно недостает еэ в организации и деятельности практически во всех государственных органах и общзотвенно-политичеоких ассоциациях трудящихся. Следствием этих и многих других упущений в социальном статуса правовой культуры стало широкое распространение в советском обществе правового нигилизма, проявление неуважительного отношения к законам государства, заметный рост прэступнооти. В обществе, среди граждан пока еще отсутотвузт и то понимание

I Социалистическое правовое государство: концепция и пути реализации /Отпэтст.рэд. В.С.Нерсесянц.-М.: Юрид.лит.,19В9, о.ИЗ.

ценности права и законности в жизни, которое характеризует про- грэсо человеческой цивилизации,

Цвль диссертационного исследования состоит в изучении многофакторной и особой роли правовой культуры в формировании социалистического правового государства, разработке обоснованных предложений по практическому осуществлении основательной правовой реформы в советском обцротвв, по созданию эффективной системы правового всеобуча и правового воспитания граждан и должностных лиц, преодолению правового нигилизма и устранению непосредственных причин правонарушений и т.д. Важной задачей исследования является также теоретике-прикладная разработка вопросов нерасторжимой сеязи и взаимообусловленности всех ценностей правовой культуры с нравственно-духовными нормами, идеалами и воззрениями социалистического общества, наций и народностей, отдельной личности; рассмотрение правовой культури как системного, комплексного образования, в том числе ее структуры, понятия и функционирования в политико-правовой системе и нравственно-духовной жизни советского общэства.

Вместе с тем, поскольку на процесс формирования правового государства одновременно воздействуют не только позитивные объективные и субъективные факторы общественного развития, но и определенные сдерживающие механизмы и явно нзгативішз явления, в задачу исследования включен анализ вопросов, традиционно относящихся к другим проблемам общетеоретического правоведения. В частности, речь идет об антиподах правовой культу- " ры, или, как считает автор, предметом изучения выступает антикультура как нечто целостное, системное в общественном устройстве, имеющего сбои специфические причины, источники и формы проявления в государственной и общественной ятзне-деятелБности и оказывающего весьма большое влияние на такие от-

рицатзльные качества, какими являются правовой ниги-

лизм, правовое бззкультурье, преступность, безнравственность и т.п.

Методологическую основу исолздования составили идзи а принципи диалектике-материалистического мировоззрения, конкрзтизи-рующие их положения философской мысли, политологии, юридичеокой науки. Анализ поставлзнньа в диссертации вопросов осуществлялся в свете нового политико-правового мышления, ориентацией на гуманитарную миссии обществоведения и приоритет общечеловеческих ценностей. В исследовании применяются различные общенаучные и иные методы социального познания - системным подход, социологический, структурно-функциональный, исторический и логический, сравнительный.

Теоретической основой диссертации являются теоретические исследования и разработки советских ученых-юристов Е.В. Аграновской, С.С. Алзксзана, В.К. Бабаева, В.М. Баранова, Н.А. Бура, A.M. Васильева, Н.В. Витрука, А.Ф. Гранина, В.Ы. Горшензва, В.Е. Гуляева, В.Д. Зорькина, В.А. Зорьченко, Н.М. Кзйззрова, Д.А. Каримова, Н.И. Козюбры, В.В. Копейчикова, В.Н. Кудрявцева, Е.А. Лукашевой, Г.В. Мальцева, Н.И. Матузова, А.В. Мицкевича, B.C. Нерсесянца, А.В. Оболонского, В.В. Оксамитного, М.Ф. Орзи-ха, А.С. Пиголкина, Н.А. Придаорова, П.М. Рабиновича, Ф.М. Ру-динского, Р.К. Руоинова, Б.П. Сальникова, А.П. Свмитко," Э.Ю.Соловьева, Л.К. Суворова, В.А. Туманова, М.В. Цвика, В.А. Чефра-нова, В.Д. Шишкина, Л.С. Явича и др. Кроме того, в диссертации широко использована публицистическая и художественная литература, имеющая непосредственное отношение к проблема советской правовой культуры.

Информационной базой диссертации послуетіла. действующая система советского законодательства и практика его применения. Кроме того, при рассмотрении отдельных аспектов правовой куль-

туры и ее роли в формировании правового государства в диссертации использованы такке и проекты законов СССР, принятые Верховным Советом Союза ССР в первом чтении; Указы Президента СССР, другие политические и правовые акты советских государственных органов, международно-правовые документы. Б качестве информационной и эмпирической базы в диссертации попользованы данные социологических исследований общественного мнения граждан, проживающих на территории Крымокой облаоти.

Научная новизна исследования состоит в том, что в диссертации впервые в юридичеокой наука предпринимается попытка комплексного рассмотрения правовой культуры в контексте ев роли в формировании социалистического правового государства.

По-новому, с учетом перестроечных процессов в советском правоведении ооващаптоя вопросы понимания правовой культуры как специфического способа общения и сотрудничества субьвктов политической и правовой жизни общвст ва, выраженного в различных формах правомерного поведения /поступков, деяте лености/ и мышления /сознания/, основанного на свободном выборе гарантированных законами правовых средств достижения намеченных целей.

Сформулированы новые положения о структуре правовой культуры, включающей вое правовые ценности общества, созданные им в течение длительной эволюции, сохраняющихся и развивающихся л современный исторический период и выступающих важным условием становления социалистического правового государства.

Новым в диссертации является исследование противостоящих правовой культуре факторов, в совокупности образующих а н т и -г. ультуру в общественном и государственном устройства и оказывающих разрушающее воздейстлие на правопорядок, реот.і законности, дисциплину.

В светз нового политико-правового мшшэнкя в диссертации впервые рассматриваются вопрооц органичэской овязц и взаимодай-отвия правовой культуры и законотворчества, с качоством законов СССР; высокого профессионализма лиц, деятзльность которых связана с реализацией права, а также непосредственно составляет содержание работы по обеспечению законности, прав и свобод лич-нооти, тінх субъектов общественных огяошэний. В диссертации по-новому изложены и нэкоторыз другиз аапекты рассматриваемой темы -гарантии осуществления в правовом государстве правового статуса личности, прав человека и т.д.

На защиту выносятся следующие, тлеющие теоретическое и прикладное значение для раскрытия действительной роли правовой культуры в формировании социалистического правового государства, положения, выводы и практические рекомендации:

обоснование возможности рзапьного формирования социалистического правового государства лишь в условиях существования надлежащей, высокого уровня правовой культуры граждан, должностных лиц, деятельности государственных органов, общественно-политических организаций, предприятий, учреждений;

необходимость коренной реорганизации системы юридического всеобуча и правовоспитательной работы, существенного обновления их методологии и методики, содержания, методов и форм, материальной и технической оснащенности с целью создания благоприятных условий для формирования в советском обществе правовой культуры, которая адекватно выражала бы ценности праиа, его социальное предназначение, споообствовала бы глубокому и правильному осознании субъектами правовой действительности;

рассмотрение роли правовой культуры в формировании социалистического правового государства в контексте настоятельной потребности качественного улучшения профессионализма должност-

ных лиц и иных работников советских правоохранительных органов, несущих главное бремя и прямые обязанности по обеспечению конституционного режима законности, безопасности личности и государства;

понятие и анализ антикультуры как социально-правового антипода нравственности, духовности и правовой культуры общества; за основных компонентов и свойственных им признаков, истоков и условий воспроизводства, в особенности их функционирование в период кризисных ситуаций в жизни общества, его пврэхода к новым социально-экономическим и национально-государственным структурам;

принципиальные по значению положения о системе гарантий осуществления правового статуса личности, о соотношении прав и обязанностей, свободы и ответственности, фундаментальной роли в правовом статусе прав человека; новых конституционных и иных гарантиях, обеопечивающих социально-правовую защищенность граждан в процессе перехода к рыночной экономике и радикального обновления национально-государственного устройства СССР.

Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в диссертации теоретические положения и выводы могут быть использованы на различных стадиях законотворчэского и праворзализующэго процесса в государстве; для подготовки рекомендаций по укреплению законности и правопорядка в обществе; в развитии болзе эффективных методов и форм организации юридического всеобуча в стране, существенного улучшения правовоспитательной работы и повышения уровня правовой культуры советских граждан и должностных лиц; в преподавании курсов "Теории государства и права" и "Истории политических и правовых учений".

Апробация результатов исследования . Диссертация обсуждалась на заседании кафедры теории государства и права Харьков-

ского юридического института им. Ф.З. Дзержинского. Основные теоретические положения и выводы опубликованы в семи работах; докладывались на научно-практической конференции "Диалектика развития межнациональных отношений в СССР в современных условиях" /Сімферополь, 1990 г./; отражены в аналитических документах ло проблемам гармонизации межнациональных отношений в Крыму /Симферополь, 1990 г./, в методических материалах по организации правового возобуча в Крымской области /Симферополь, 1990 г./. Результаты диссертационного исследования использовались при освещении различных вопросов права, законности и правопорядка в периодической печати /Известия Советов народных депутатов СССР, 1990 г., 20 июля; в областных газетах "Крымская правда", "Советский Крым" /с 1986 г. по 1990 г./ и др./; в процессе подготовки политических и правовых документов, связанных о восстановлением исторической справедливости и прав депортированных народов Крыма, а также повышением государственно-правового статуса Крыма в период обновления национально-государственного устройства Союза ССР.

Структура работы . Диссертация состоит из введения, трэх глав, включающих семь параграфов, заключзния и списка использованной литературы.

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА: ВЗАИМОСВЯЗЬ И ВЗАИМООБУСЛОВЛЕННОСТЬ

ГАЛИЕВ Фарит Хатипович, КОМАРОВ Сергей Александрович

Аннотация. В статье дается характеристика соотношения правового и неправового государства, роль и значение правовой культуры в государственно-организованном обществе, основанном на праве. Спецификой правовой культуры, отличающей ее от других проявлений культуры вообще, является то, что правовая культура формируется в процессе государственно-правового развития общества и становится одновременно условием и основой формирующегося правового государства.

Annotation. In the article are described the relations between legal and non-legal state, the role and importance of legal culture in state-organized society based on law. The specificity of the legal culture that distinguish it from other manifestations of culture in General, is that legal culture is formed in the process of state-legal development of society and becomes both the condition and the basis for the emerging state of law.

Ключевые слова: правовое государство, правовая культура, правовые установки, правосознание.

Keywords: legal state, legal culture, legal, sense of justice.

В соответствии с Конституцией РФ мы живем в правовом государстве, несмотря на то, что среди ученых на этот счет идут постоянные споры. Разногласия возникают, поскольку нет единого мнения о том, что такое правовое государство; это типологическое явление или нет; можно ли считать Россию правовым государством, или она таковым не является и т. д. В то же время эти споры являются доказательством реальности правового государства, возможности его формирования и существования, ибо в процессе утверждения или отрицания того, что наше государство правовое, обозначаются и конкретизируются характерные черты и функциональные особенности правового государства вообще. Ученые, принципиально занимающиеся проблемами правового государства, утверждают, что оно «в типологическом измерении является самостоятельным типом государства, возникшим на основе новых реалий на определенном этапе общественного развития»1.

В теории государства и права правовое государство в обобщенном виде понимается как правовая форма организации и деятельности политической власти и ее взаимоотношений с индивидами как субъектами права, носи-

1 Раянов Ф.М. Гражданское общество и правовое государство: проблемы понимания и соотношения: моногр. М. : Юрли-тинформ, 2015. С. 237

телями прав и свобод человека и гражданина2. Правовое государство - это, с одной стороны, результат реализации права в устройстве государственной власти и в ее функциях, с другой стороны, условие эффективного применения права, внедрения его в жизнь3. По мере реализации в поведении и поступках людей право становится обязательным явлением в их повседневной жизни и культуре. Правовая культура в данном случае может быть обозначена как право, внедренное в жизнь людей. «Опыт развития цивилизованных обществ показывает, что добровольное и сознательное выполнение своих общественных обязанностей есть условие дальнейшего развития демократии, осознание ответственности личности перед обществом, государством своими гражданами является одним из важнейших элементов правосознания, условием высокой реализации прав, свобод и обязанностей личности, ибо уважение к праву, закону должно стать и становится личным убеждением каждой личности, пре-

вращается в привычку, в навык» .

2 Проблемы общей теории права и государства: учеб. для вузов / под общ. ред. В.С. Нерсесянца. М. : НОРМА-ИНФРА-М, 2001. С. 677.

3 Яковлев В.Ф. Правовое государство: вопросы формирования. М. : Статут, 2012. С. 3.

4 Комаров С. А. Общая теория государства и права: учеб.

8-е изд., испр. и доп. СПб. : Изд-во Юрид. ин-та, 2012. С. 431.

Точно так же, как понятие «правовая культура» прежде всего означает опосредован-ность определенных элементов культуры правовыми установками, понятие «правовое государство» изначально подчеркивает взаимообусловленность государства и права, взаимозависимость права и государства. В связи с этим Ф.М. Раянов подчеркивает, что понятие «правовое государство» не является отражением специфики какого-то отдельного государства. Оно является критерием для оценки и в то же время результатом всестороннего осмысления практики организации и деятельности многих реальных государств5. «Правовое государство - это современное государство, формирование которого в некоторых странах только начинается, а в некоторых странах оно получило вполне реальные черты»6.

Ф.М. Раянов пишет, что повышение роли и значения права в общественной жизни должно привести к установлению верховенства права над остальными ценностями, что взаимосвязано с существенным осмыслением не только роли и значения права в обществе, но и формированием адекватного современным требованиям правосознания. Последнее является той инстанцией, где формируемое или действующее право оценивается критически, в том числе с позиций разумности,

оптимальности соотношения с нравственностью. В то же время особенности правосознания отражаются в правовой культуре отдельных людей и общества в целом. В связи с этим правовая культура играет основополагающую роль в формировании правового государства.

Правовая культура является одной из составляющих культуры, которая представляет собой специфический результат становления человечества. Спецификой, отличающей ее от других проявлений культуры вообще, является то, что правовая культура формируется в процессе государственно-правового развития общества и становится одновременно условием и основой формирующегося правового государства. Если, как писал Н.А. Бердяев, человечество обречено культуре8, то государство,

5 Раянов Ф.М., Гарданов А.Ш. Размышления о государстве. Уфа: Башниистрой, 1994. С. 49-50.

6 Раянов Ф.М. Гражданское общество и правовое государство: проблемы понимания и соотношения. С. 237.

7 Раянов Ф.М. Теория правового государства: проблемы модернизации. Уфа: Гилем, 2010. С. 33-35.

8 Бердяев Н. Философия неравенства. Письмо ХШ. О культуре // Судьба России. Сочинения. М. : ЭКСМО-Пресс; Харьков: Фолио, 1998. С. 713.

а тем более правовое государство, обречено правовой культуре и немыслимо без правовой культуры.

При этом становится важным «понимание правовой культуры как специализированной сферы деятельности и рассмотрения права через призму взаимодействия с культурным традиционным порядком, самобытным национальным духом, как связь между частным и целым при анализе связи правовой сферы с традиционной основой и духовными компонентами культуры»9. Правовое государство представляет собой не только единое правовое поле, охватывающее все население страны с присущими ему мировоззрением, стандартами поведения, предпочтениями, но и своеобразное информационное и социокультурное пространство, в котором функционирует множество соционормативных регуляторов. В связи с этим, как подчеркивает Ф.М. Раянов, правовое государство, так же, как и любое иное, не теряет своих возможностей создавать правовые нормы, а кое-где и санкционировать другие отдельные регуляторы, придавать им юридическую силу (обычаев, норм морали, корпоративных норм и т. д.)10.

По нашему мнению, современная Россия является государством в большей мере правовым, чем неправовым, потому что многое в жизни людей регулируется правовыми нормами и принципами. При этом правовые принципы осваиваются населением быстрее, чем правовые нормы11. На наш взгляд, это связано с тем, что система правового регулирования, действующая в правовом государстве и представляющая собой специфическое «энергетическое поле»12, охватывает всю территорию страны, способствуя оптимизации процесса воздействия права на сознание и поведение людей. Примечательно, что «функционирование социальной системы связано с двусторонним процессом: с одной стороны, происходит адаптация человека к законам этой системы и, с другой стороны, социальной системы к потребностям человека. В процессе этого со вре-

9 Право и культура: моногр. / под общ. ред. В. К. Егорова, Ю.А. Тихомирова, О.Н. Астафьевой. М. : Изд-во РАГС, 2009. С. 37-38.

10 Раянов Ф.М. Матрица правового государства и наша юридическая наука // Государство и право. 2006. № 8. С. 46.

11 Галиев Ф.Х. Правовая культура в цифровых показателях // Юридическая мысль. 2012. № 4 (72). С. 36.

12 Алексеев С.С. Право: азбука - теория - философия. Опыт комплексного исследования. М. : Статут, 1999. С. 384.

менем начинает возрастать роль небиологических механизмов, в частности культуры, с помощью которых решаются задачи, происходит упорядочивание окружающей реальности»13.

Соционормативные регуляторы способствуют реализации этого двустороннего процесса, иначе основным регулятором становится принудительная сила государства. А.В. Васильев пишет, что на практике органы государства не только сами разрабатывают и принимают нормативные правовые акты, но и создают их путем санкционирования норм морали, нравственности, обычаев, традиций, религиозных норм, правил делового обыкновения, норм общественных и иных организаций, других правил, формирующихся в обществе независимо от государства и ставших привычными и признанными обществом14. По мнению Е.А. Лукашевой, «для характеристики стиля цивилизации следует прежде всего воспроизвести ее социокультурную характеристику, систему нормативов, символов, ценностей. Она охватывает экономические, социальные, государственные, правовые, религиозные, этические, эстетические, научно-технические, традиционные нормы, обычаи, т. е. всю систему социального регулирования общности»15.

Современное общество стремится подчинить действующим в нем социальным нормам поведение и поступки людей, в необходимых случаях обращаясь к государственному принуждению. В то же время сознание человека выбирает социальные нормы, способствующие решению его проблем, в том числе и правовые нормы, при этом в представлениях людей о праве преломляются самые значительные явления, факты и события, связанные с действующим законодательством, существующими в государстве правовыми ценностями и традициями. В правосознании отражаются социально-экономические условия жизни общества, культурно-правовые традиции и сложившийся в государстве правопорядок. Тем не менее для повиновения закону его нужно знать. Только зная и не нарушая законы, люди реализуют

13 Крылов В.В. Глобальные трансформации в контексте синергетической парадигмы // Глобализация и перспективы современной цивилизации / отв. ред. К.Х. Делокаров. М. : КМК, 2005. С. 213.

14 Васильев А.В. Новое в современном понимании права // Модернизация правовой системы России: сб. науч. ст. / под ред. Г. В. Мальцева. М. : Изд-во РАГС, 2011. С. 21.

15 Лукашева Е.А. Человек, право, цивилизации: норматив-

но-ценностное измерение. М. : Норма, 2009. С. 88.

свои права и свободы, пользуются возможностями, обеспеченными государством, что становится важным фактором для становления правового государства.

Правосознание позволяет субъекту права более осмысленно подходить к закону, к правовой системе, сложившейся в обществе. В связи с этим важно создание соответствующего современным правовым требованиям и специфике менталитета населения основания для того, чтобы правомерное поведение было приоритетной и предсказуемой формой поведения для всех, и, на наш взгляд, таким основанием является правовая культура общества. Примечательно то, что люди в большинстве случаев свободно и без принуждения выполняют преимущественно требования разрешающего характера. Бесспорно, свобода возможна тогда, когда человек без ущерба для себя и других может что-то делать, когда у него есть возможность выбора, когда он зависит только от своих внутренних убеждений и представлений. В других случаях в людях живет убежденность в том, что все несправедливо, и они стараются восстановить справедливость с позиций своего мировоззрения, доступным им путем и таким образом, на который в данный момент они способны. При этом общее представление о правовом государстве исключает даже малейшие проявления насилия, ибо в правовом государстве право становится мерой социальной справедливости, обеспечиваемой государством. Вообще «история российской цивилизации подсказывает только один вывод: насильственное внедрение новых устоев жизни обрекает все реформы на неудачи»16.

Ф.М. Раянов отмечает, что история человечества до сих пор развивалась на основе культа силы, культа победителя и главное отличие между прошлым человечества и его будущим сводится к тому, что в дальнейшем страны все больше и больше должны отличаться уровнем обеспечения прав и свобод че-ловека17. Большой научный и практический интерес представляют внутренние механизмы, определяющие выбор человеком такой модели поведения, которая не только предполагается

16 Лукашева Е.А. Человек, право, цивилизации: нормативно-ценностное измерение. С. 249.

17 Раянов Ф.М. Государственно-правовые «болезни»: исторический диагноз. Научно-популярное издание. Уфа: НИИПП, 2005. С. 120-122.

генетикой человека, но и диктуется установками морали, традиций, религии и т. д., что является одним из решающих факторов в становлении и развитии правового государства. Это связано с тем, что правовое государство и правовая культура как научные категории и реальные государственно-правовые явления обусловлены правом, поэтому очевидна необходимость формирования в современном обществе позитивного отношения к праву и к правовым явлениям вообще. При этом «принципы правового государства - это извечная мечта народов, они тесно перекликаются со стремлением людей к устройству справедливого общества, правильного государства»18.

Как отмечается, «нужна научно разработанная система рационального воздействия на волю и сознание человека, на его эмоции, чувства, чтобы способствовать складыванию зрелого позитивного отношения к праву и иным социальным нормам и в конечном счете выработке социально активного поведения, так как достигнутым молжно считать только то, что вошло в культуру, быт, привычки»19.

Г.В. Мальцев писал, что необходимо приостановить процесс расхождения между нормативно-регулятивными системами и восстановить целостность соционормативной культуры общества. Религия, мораль и право, лишенные объединяющего начала и вынужденные в изоляции друг от друга идти к собственным целям, определяемым подчас вне данного времени и культуры, разрушают цивилизацию, теряют в значительной степени свою сущ-

ность, утрачивают постепенно функциональную эффективность20.

При этом очевидно, что «любая национальная правовая система стабильна и эффективна только тогда, если в своих принципах, базовых нормах она является юридическим оформлением исторически сложившихся политических, экономических, социальных, культурных, духовно-нравственных ценностей конкретной страны, нации. Мы должны постоянно помнить об этой истине: и когда принимаем законы, и когда применяем их. Приходится говорить об этом, поскольку не прекращаются попытки навязывания нашему государству правовых установок, подходов, за которыми просматриваются иные, подчас чуждые нам ценности»21. Говоря об этом, Председатель Совета Федерации Федерального Собрания РФ В.И. Матвиенко подчеркнула, что важно внедрить в нашу законодательную работу экспертизу законов на предмет их соответствия нашим историческим, национальным 22

ценностям.

Из сказанного можно сделать вывод о том, что социокультурное своеобразие, моральные, религиозные, этические нормы, а также традиции и обычаи, обрядовая культура оказывают и будут оказывать прямое или косвенное влияние на правовую культуру правового государства и в обозримом будущем, потому что специфика правового государства и функциональные особенности правовой культуры представляющего такое государство общества взаимообусловлены и взаимозависимы.

Библиографический список

1. Алексеев, С.С. Право: азбука - теория - философия. Опыт комплексного исследования. -М. : Статут, 1999.

2. Бердяев, Н. Философия неравенства. Письмо Х111. О культуре // Судьба России. Сочинения. - М. : ЭКСМО-Пресс; Харьков: Фолио, 1998.

3. Васильев, А.В. Новое в современном понимании права // Модернизация правовой системы России: сб. науч. ст. / под ред. Г.В. Мальцева. - М. : Изд-во РАГС, 2011.

4. Галиев, Ф.Х. Правовая культура в цифровых показателях // Юридическая мысль. - 2012. -№ 4 (72).

5. Комаров, С.А. Общая теория государства и права: учеб. - 8-е изд., испр. и доп. - СПб. : Изд-во Юрид. ин-та, 2012.

18 Раянов Ф.М. Трудный путь к правовому государству. Уфа: Башкортостан, 1999. С. 72.

19 Комаров С.А. Общая теория государства и права. С. 441.

20 Мальцев Г. В. Нравственные основания права. М. : Изд-во СГУ, 2008. С. 531-532.

21 Матвиенко В. Правовая система страны должна опираться на национальные традиции и ценности // Парламентская газета. 2016. 15 авг. - 4 сент.

22 Матвиенко В. Правовая система страны должна опираться на национальные традиции и ценности.

6. Крылов, В.В. Глобальные трансформации в контексте синергетической парадигмы // Глобализация и перспективы современной цивилизации / отв. ред. К.Х. Делокаров. - М. : КМК, 2005.

7. Лукашева, Е.А. Человек, право, цивилизации: нормативно-ценностное измерение. - М. : Норма, 2009.

8. Мальцев, Г.В. Нравственные основания права. - М. : Изд-во СГУ, 2008.

9. Матвиенко, В. Правовая система страны должна опираться на национальные традиции и ценности // Парламентская газета. - 2016. - 15 авг. - 4 сент.

10. Право и культура: моногр. / под общ. ред. В.К. Егорова, Ю.А. Тихомирова, О.Н. Астафьевой. - М. : Изд-во РАГС, 2009.

11. Проблемы общей теории права и государства: учеб. для вузов / под общ. ред. В.С. Нерсе-сянца. - М. : НОРМА-ИНФРА-М, 2001.

12. Раянов, Ф.М. Государственно-правовые «болезни»: исторический диагноз. Научно-популярное издание. - Уфа: НИИПП, 2005.

13. Раянов, Ф.М. Гражданское общество и правовое государство: проблемы понимания и соотношения: моногр. - М. : Юрлитинформ, 2015.

14. Раянов, Ф.М. Матрица правового государства и наша юридическая наука // Государство и право. - 2006. - № 8.

15. Раянов, Ф.М. Размышления о государстве / Ф.М. Раянов, А.Ш. Гарданов. - Уфа: Башнии-строй, 1994.

16. Раянов, Ф.М. Теория правового государства: проблемы модернизации. - Уфа: Гилем, 2010.

17. Раянов, Ф.М. Трудный путь к правовому государству. - Уфа: Башкортостан, 1999.

18. Яковлев, В.Ф. Правовое государство: вопросы формирования. - М. : Статут, 2012.

Государство и общество заинтересованы в формировании высо­кой правовой культуры на всех уровнях и во всех формах, исполь­зуя в этих целях правовое просвещение. Последнее включает в себя:

а) правовое обучение (обучение основам права в школе, профессио­нальная правовая подготовка в юридических вузах и др.);

б) право­вую пропаганду через средства массовой информации,

в) выпуск раз­нообразной юридической литературы,

г) создание компьютерных баз данных («Гарант», « Консультант-плюс», «Кодекс»),

распростра­нение правовой информации через Интернет.

Чаще всего в структуре правовой культуры вычленяют три составляющие:

1. знания о праве;

2. отношение к праву;

3. навыки правом го поведения.

Таким образом, человек, обладающий высокой пра­вовой культурой, должен ориентироваться в законодательство, обладать позитивным правосознанием, основанным на уважении права, уметь при необходимости правильно его реализовать, в том числе в конфликтных ситуациях. Следовательно, правовая культу­ра представляет собой образ мышления, норму и стандарт поведе­ния, а в целом - правовой менталитет общества.

Понятие «правовой менталитет» сравнительно новое для отече­ственной юридической науки; оно характеризуется устойчивостью, особым правовым духом общества или народа, нормативно-ценно­стными ориентациями, обусловленными культурно-историческими, религиозно-этническими и морально-психологическими особенно­стями развития.

Таким образом, правовая культура и правовой менталитет об­щества тесно связанные явления, но правовой менталитет - более широкое понятие, включающее в себя все мировоззрение общества, всю картину правовой действительности.

48. Понятие и формы реализации права

Реализация права (РП) – претворение, воплощение в жизнь предписаний юридических норм путем правомерного поведения субъектов общественных отношений (государственных органов, должностных лиц, физических лиц, общественных объединений)

Реализация права – специально-юридический механизм действия, то есть перевод общих, абстрактных моделей поведения в конкретные поступки и деяния субъектов правового общения.

Реализация права (как процесс) – деятельность, согласованная с выраженной в нормах права волей государства.

Реализация права (как конечный результат) – достижение полного соответствия между требованиями нормы права и суммой фактически последовавших действий.

Реализация права (в широком понимании) охватывает все составляющие объективного проявления права и включает в себя правотворческую деятельность, деятельность по конкретизации норм права, правоприменительную деятельность и деятельность по толкованию норм права.


Реализация права – деятельность по практическому воплощению в поведении субъектов предписаний правовых норм. Посредством реализации права установленная нормой права абстрактная модель поведения переводится в конкретные поступки субъектов права.

В зависимости от уровня (глубины) реализуемых норм права:

1. реализацию общих морально-политических установлений, содержащихся в преамбулах, статьях, фиксирующих общие задачи и принципы права;

2. реализацию (вне правоотношений) общих норм, устанавливающих правовой статус, компетенцию;

3. реализацию конкретных норм права в конкретных правоотношениях.

В зависимости от субъектного состава, необходимого для реализации правовых предписаний, выделяют:

4. индивидуальную реализацию права – осуществляется в случае, если субъект без помощи других лиц может воплотить в жизнь правовые предписания;

5. коллективную реализацию права – используется в случае, если для воплощения в жизнь правовых предписаний субъекту необходимо содействие других лиц, в т.ч. государства (например, для реализации права на собрание).

Особенности реализации права:

1. связана только с правомерным поведением , которое реализует норму права, а неправомерное – нарушает ее;

2. реализация права осуществляется в различных формах .

Формы РП по характеру правореализующих действий:

1. соблюдение – пассивная форма реализации права, означающая воздержание субъекта от совершения действий, запрещенных правом; посредством соблюдения реализуются запрещающие нормы права; характерна для УП, АП, НП;

2. исполнение – активная форма РП, предполагающая совершение субъектом предписанных правом действий: уплата налогов, получение лицензий; в этой формы реализации права реализуются обязывающие нормы;

3. использование – может быть и активной и пассивной; выражается в осуществлении субъектом возможностей, предоставленных нормами права. Так реализуются управомочивающие нормы права. Лицо идет на выборы (активная форма) или не идет на них (пассивная форма). И то, и другое поведение субъекта является правомерным. Для государственных органов и должностных лиц – неосуществление полномочий (пассивное использование) является правонарушением;

4. применение Стадии правоприменения : установления фактической основы дела; юридической квалификации; вынесения решения по делу; исполнения правоприменительного акта, контроль за правильностью действий правоприменителя и достигнутым результатом.

Обычно необходимость в реализации права возникает, если:

1. есть спор о наличии или мере субъективного права или юридической обязанности (в т.ч. необходимость привлечения к юридической ответственности);

2. при необходимости осуществить предусмотренный правом контроль за правильностью приобретения прав и наложения обязанностей;

3. при необходимости определить момент действия или факт прекращения чьих-либо прав и обязанностей.

В неко­торых ситуациях возникает необходимость госу­дарственного вмешательства, без чего реализация права оказывается невозможной:

1) В механизме реализации отдельных норм заранее запрограммировано участие государства (нормы, в соответствии с которыми осуществляется государственное распределение имущественных благ. Реализация права на пенсию включает в качестве не­обходимого элемента постановление комиссии органа соци­ального обеспечения о назначении пенсии отдельному граж­данину.

2) Взаимосвязи между государственными орга­нами и должностными лицами внутри государственного ап­парата имеют характер власти и под­чинения. Данные правовые отношения включают в качестве необходимого элемента властные решения (акты применения права (указ Президента РФ о снятии с должности министра).

3) Право применяется в случаях возникнове­ния спора о праве. Если стороны сами не могут прийти к соглашению о взаимных правах и обязанностях, они обра­щаются для разрешения конфликта в компетентный госу­дарственный орган (хозяйственные споры между орга­низациями рассматривают арбитражные суды).

4) Применение права необходимо для опре­деления меры юридической ответственности за совершен­ное правонарушение, а также для применения принудитель­ных мер воспитательного, медицинского характера.

49. Правоприменение (понятие, особенности, субъекты, стадии). Правоприменительные акты

Правоприменение – специально-юридическая деятельность компетентных государственных органов, должностных лиц, органов МСУ по созданию новых юридических фактов, предоставлению субъективных прав и возложению юридических обязанностей на конкретных субъектов, развитию определенных отношений путем реализации властных полномочий.

Применение права властная де­ятельность компетентных органов и лиц по подготовке и принятию индивидуального решения по юридическому делу на основе юридических фактов и конкретных правовых норм.

Применение права имеет следующие признаки:

1. осуществляется органами или должностными лица­ми, наделенными функциями государственной власти (субъекты правоприменения );

2. имеет индивидуальный характер;

3. направлено на установление конкретных правовых последствий (субъективных прав, обязанностей, ответ­ственности);

4. реализуется в специально предусмотренных процес­суальных формах;

5. завершается вынесением индивидуального юридичес­кого решения;

6. его основания регулируются законодательством.

Обстоятельства, требующие обязательного правоприменения:

1. совершение правонарушения;

2. обязательный контроль со стороны государства (нотариальное удостоверение, государственная регистрация);

3. регулирование взаимоотношений в государственных органах (назначение или снятие с определенной должности);

4. возникновение спора о праве, когда стороны не могут прийти к соглашению.

5. Стадия установления фактической основы дела стадия установления истины – исследуются факты и обстоятельства, предусмотренные нормой права и являющиеся юридически значимыми. Фактические обстоятельства многообразны: при совершении преступления – лицо, совершившее преступление, время, место, способ совершения, наступившие вредные последствия, характер вины (умысел, неосторож­ность) и другие обстоятельства; при возникновении граж­данско-правового спора – обстоятельства заключения сдел­ки, ее содержание, действия, совершенные для ее испол­нения, взаимные претензии сторон. Фактические об­стоятельства относятся к прошлому, подтверждаютсядоказательствами – материальны­ми и нематериальными следами прошлого, зафиксирован­ными в документах (показаниях свидетелей, заключениях экспертов, протоколах осмотра места происшествия). Эти документы отражают юридически значимую фактическую ситуацию. Доказательства должны отвечать требованиям:

- относимости (имеют отношение к делу);

- допустимости (установлены (допускаются) процессуальными нормами);

- полноты (наличие всех доказательств).

Стадия юридической квалификации – юридическая оценка фактических обстоятельств – какая норма может быть применена в данном случае. Поиск происходит путем срав­нения фактических обстоятельств реальной жизни и юриди­ческих фактов, предусмотренных гипотезой применяемой правовой нормы, и установления тождества между ними. В юридической практике выяснение дополнительных обстоятельств часто приводит к изменению юридической квалификации.

Стадия вынесения решения по делу – оформление юридического документа – обязательные реквизиты правоприменительного акта:

1. Его наименование, Место и время принятия, Название органа или должностного лица, принявшего данный акт; Подписи соответствующих должностных лиц, необходимые печати.

Правоприменительное решение играет особую роль в механизме правового регулирования. Юридические нормы и возникающие на их основе субъек­тивные права и юридические обязанности обеспечены воз­можностью государственного принуждения, однако, послед­няя, реализуется по индивидуальному правоприменительному решению, поскольку эти решения могут быть исполнены в принудительном порядке. Возможность принудительного исполнения актов при­менения права обусловливает их особенности и предъявляе­мые к ним требования обоснованности и законности.

Стадия исполнения правоприменительного акта , контроль за правильностью действий правоприменителя и достигнутым результатом – проверяется правильность установленных фактов, юридической квалификации, действий правоприменителя, определяется порядок исполнения правоприменительного акта, круг лиц, ответственных за исполнение решения. На этой стадии государство вправе вмешаться в правоприменительную деятельность для защиты правопорядка, режима законности и справедливости. На ней же реализуется принятое решение.

Акты правоприменения (АП) – итог выражения правоприменительной деятельности, закрепление решения компетентных органов по конкретному юридическому делу.

По характеру регулятивного воздействия на общественные отношения АП бывают:

Исполнительные – констатируют возникновение конкретных прав и обязанностей субъектов в связи с их правомерным поведением;

Правоохранительные – издаются в профилактических целях или для охраны норм права от возможных нарушений (акты следственных, судебных, прокурорских органов).

По субъектам-правоприменителям: Акты главы государства, Правительственные акты, Акты юрисдикционных органов, Органов государственного управления.

По форме : указы президента ненормативного характера, приказы, протоколы, решения и т.д.;

По способу принятия (процедуре) : коллегиальные и единоначальные;

По юридическому значению:

1. Основные – решения суда по гр. делам, приговоры, решения органа социального обеспечения о назначении пенсии;

2. Вспомогательные – протоколы осмотра мест происшествия, очной савки, постановления суда о назначении медцинской экспертизы и др.;

По способам выражения: Акты-документы ; Акты-действия (удаление свидетеля из зала суда); Акты-символы (дорожные знаки);

По характеру действия: Однократные (штрафы); Длящиеся (выплата пенсии, исполнение приговора суда);

Различия между АП и НПА:

АП характеризует конкретное единично правоотношение , НПА общие общественные отношения;

НПА источник права , АП – сам принимается на основе действующих норм права;

НПА – распространяет свое действие на неопределенное число фактов , лиц, а АП – на точно установленных лиц, фактов, действий;

АП характеризуется единовременным действием , НПА – рассчитан на неопределенное время и многократные реализации .

Общее между АП и НПА:

Издаются государственными органами и полномочными должностными лицами и представляют собой государственно-властное предписание;

Обязательны для исполнения и обеспечены государственным принуждением;

Имеют определенную форму, которая должная соответствовать требованиям юридической техники.

50 . Систематизация НПА

Систематизация - это деятельность по упорядочению и совершенствованию нормативного материала путем его внешней и внутренней обработки с целью поддержания системности законодательства и обеспечения субъектов права необходимой нормативно-правовой информацией. Это процесс позволяет:

– быстро отыскать нужный акт; проследить его изменение, дополнение или отмену;

– выявить пробелы, коллизии, иные несогласованности в нормативном материале;

– совершенствовать действующую систему законодательства.

Юридическая практика использует 4 способа систематизации нормативных актов :

учёт

инкорпорация

консолидация

кодификация

Учёт состоит в сборе, хранении, поддержании в хорошем состоянии НПА, которые необходимы для деятельности данной организации. Основная задача – возможность оперативно находить нужную правовую информацию. Совокупность НПА, взятых на учет, составляет информационный фонд. Учёт ведется как в ручную, так и автоматически.

Принципы организации учета:

1. полнота информационного массива (фиксация и выдача всего объема информации, отсутствие пробелов и упущений);

2. достоверность информации (использование официальных источников опубликования и своевременная фиксация внесенных изменений);

3. удобство пользования.

Виды учета:

журнальный (фиксация реквизитов НПА в специальных журналах) (формы журнального учета: хронологическая; алфавитно-предметная (системно-предметная); тематико-предметная);

картотечный (создание карточек, расположенных по определенной системе) (формы картотечного учета: хронологическая; алфавитно-предметная; предметно-отраслевая);

автоматизированный учет законодательства (на базе применения компьютерной техники) (преимущества: неограниченный объем информации; быстрое получение информации).

Инкорпорация – это внешняя форма систематизации – подготовка и издание сборников, собраний НПА, с целью обеспечить нормативным материалом широкий круг субъектов. Лишена правотворческой природы, но акты сборниках печатаются не в первоначальной редакции, а с учетом изменений. Однако такая внешняя обработка не должна затрагивать собственно нормативного содержания акта. Таким образом, сохранение неизменным нормативного содержания акта – отличительная черта инкорпорации.

Классификация инкорпорации:

а) в зависимости от объема охватываемого нормативного материала:

1. генеральная (полная) – в собрание включается все законодательство страны или субъекта;

2. частная (частичная) – собрания составляются по определенным вопросам, сфере государственной деятельности, отрасли законодательства или правовому институту;

б) по субъектам осуществления:

1. официальная (упорядочение правовых норм путем издания компетентными органами сборников действующих НПА);

2. хронологическая (упорядочение по времени опубликования и вступления в силу);

3. предметная (систематическая) (упорядочение по отраслям права);

4. официозная (полуофициальная) (издание собраний по поручению правотворческого органа);

5. неофициальная (обработка законодательства организациями или гражданами без специальных полномочий).

Консолидация это сведение множества НПА в один укрупнённый акт. Новый акт заменяет вошедшие в него акты, т.к. принимается правотворческими органами и имеет собственные реквизиты.

Особенности:

1. не меняется содержание правового регулирования, все ранее действующие акты объединяются без изменения или проводится лишь их редакционное совершенствование, устраняются повторы, противоречия.

2. объединенные акты утрачивают силу, а вместо них действует новый акт

3. работа осуществляется только правотворческими органами и в отношении лишь ими принятых (а не чужих) актов

4. обычно упорядочиваются акты по вопросам налогообложения и административной ответственности.

Кодификация – особая содержательная форма систематизации актов, направленная на коренную переработку путем подготовки и принятия нового кодифицированного акта.

Виды кодификации: всеобщая; отраслевая; специальная.

В перспективе все российское законодательство должно стать в основном кодифицированным, т.к. кодифицированные акты:

делают законодательство более компактным

укрепляют системность законодательства и его юридическое единство

охватывают широкий круг общественных отношений, наиболее важных для жизнедеятельности государства и общества

обеспечивают рациональную организацию нормативного материала

регулируют общественные отношения на основе единых принципов и придают устойчивость такому регулированию.

51. Виды и объем толкования права. Акты толкования

Толкование – уяснение или разъяснение смысла правовой нормы, выявление воли законодателя, выраженной языковыми средствами в форме правовой нормы, в целях точного его применения.

Выделяют 2 главных вида толкования права по этому основанию:

1. Официальное толкование – разъяснение права: дается уполномоченными на это государственными органами или должностными лицами; данное полномочие закрепляется в специальных актах; имеет обязательное значение для других субъектов; является юридически более значимым, так как вызывает юридические последствия и ориентирует на единообразное понимание юридической нормы.

2. Неофициальное толкование права дается субъектами, не имеющими официального статуса, не обладающими полномочиями официально толковать нормы права. Оно дается в форме рекомендаций, советов и не вызывает юридических последствии, т.е. лишено властной силы.

Официальное толкование норма права подразделяется на:

1. нормативное – разъяснение общего характера, имеющее силу для всех возможных в будущем случаев применения норм права. Оно может вызываться как неясностью закона, неадекватным выражением воли законодателя, так и неправильным пониманием закона правоприменяющими органами и должностными лицами. Имеет целью дать общий ориентир для правоприменения и относится к неограниченному числу случаев. Нормативное толкование делится на:

1. легальное (разрешенное, делегированное) - носит подзаконный характер и осуществляется по поручению органа, издавшего конкретный акт, или когда этому органу дается соответствующее полномочие законодателем.

2. Казуальное (судебное) - относится к официальному виду. Оно дается компетентным органом по конкретному случаю, по поводу конкретного дела и обязательно лишь для него. Необходимость данного вида толкования возникает в случаях неправильного применения действующего законодательства по конкретному юридическому делу.

Иногда подразделяют нормативное и казуальное толкование права на два подвида :

- судебное толкование нормы права есть разъяснение смысла норм права, осуществляемое судами. Оно направлено на правильное и единообразное применение закона в деятельности судов и обязательно для них.

- административное толкование нормы права дается исполнительными органами власти и касается вопросов управления, социального обеспечения, финансов, налогов, труда.

Неофициальное толкование может быть устным и письменны м.

Различают 3 разновидности неофициального толкования:

Обыденное толкование нормы права может даваться любым гражданином в повседневной жизни. Это также толкование, даваемое при обсуждении законопроектов.

Профессиональное (компетентное) толкование исходит от лиц, имеющих специальное образование (адвокаты, прокуроры, нотариусы, юрисконсульты).

Доктринальное толкование осуществляется специальными научно-исследовательскими институтами, учеными или группами ученых в статьях, научное литературе, комментариях, при юридической экспертизе законопроектов. Этот вид толкования не является обязательным, но его сила основывается на авторитете научного учреждения или отдельного ученого и оказывает большое влияние на процессы правотворчества и правоприменения.

Толкование по объему возникает в том случае, когда наблюдаются различия между смыслом нормы права и ее словесным выражением. Различают :

буквальное (адекватное) - толкование правовой нормы в точном соответствии с его текстом, когда слова и смысл закона полностью совпадают;

расширительное (распространительное) - толкование нормы права имеет место тогда, когда словесное выражение нормы уже её действительного смысла, т.е. «дух» закона шире его «буквы». Например, в Конституции РФ закреплено: «Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону». В действительности имеются в виду не только законы, но и подзаконные акты

ограничительное толкование нормы права - применяется в случаях, когда словесное выражение нормы шире содержательного её смысла. Например, перечисленные в УК РФ обстоятельства, отягчающие наказание, всегда толкуются ограничительно или буквально, но никогда не могут толковаться расширительно.

По целям :

Толкование-уяснение – субъект права «для себя» толкует норму права с целью его применения;

Толкование-разъяснение – толкование «для других», для применения закона в будущем другими органами, например, постановления Пленума Верховного Суда РФ.

Акты толкования представляют собой одну из разновидностей правовых актов. Будучи правовыми актами, акты толкования (интерпретационные акты) публикуются в официальных источниках. Например , акты толкования Пленума Верховного суда РФ, постановления Конституционного суда – в «Собрании законодательства РФ» и в «Вестнике Конституционного суда РФ».

Особенности актов толкования:

Закрепляют разъяснительное решение соответствующего компетентного органа;

Представляют собой официальный акт-документ, который обладает специфической структурой, содержанием, формой, стилем изложения, реквизитами;

Имеют своим содержанием общие нормативные или персонально адресованные, индивидуально-конкретные юридические разъяснения;

Принимаются в определенной процедурно-процессуальной форме;

Носят властный, обязательный характер;

Обеспечены различными средствами юридической защиты, в том числе мерами государственного воздействия. Например , решения Конституционного суда РФ обязательны на всей территории РФ для всех представительных, исполнительных, судебных органов государственной власти, органов МСУ, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений;

Вызывают определенные юридические последствия;

Являются подзаконными, вспомогательными правовыми актами.

Классификация актов толкования:

по внешней форме они подразделяются на: письменные и устные ;

по субъекту толкования: акты законодательных органов (постановления Федерального собрания), акты судебного толкования – Конституционного суда РФ, Верховного суда РФ; акты толкования исполнительных органов власти , например Правительства РФ; акты органов прокуратуры .

По юридической значимости: акты нормативного и казуального толкования.

По юридической силе: могут иметь разную степень обязательности, и это зависит от интерпретационного органа в иерархии государственной системы.

Акты толкования можно разделять по отраслям толкуемых норм : уголовно-правовые, административно-правовые и др.

Акты судебного и административного толкования. Акты судебного толкования отличаются большими особенностями: имеют характер официального документа; обязательны для нижестоящих судов; оказывают непосредственное воздействие на общественные отношения, на систему законодательства и учитываются правотворческими органами при обновлении законодательства

Правовая культура - это одновременно:

  • - определенный уровень правового мышления и чувственного восприятия правовой действительности;
  • - состояние процессов правотворчества и реализации права;
  • - специфические способы правовой деятельности;
  • - результаты правовой деятельности в виде духовных и материальных благ, созданных людьми .

Каждый из названных срезов правовой культуры может рассматриваться на личностном уровне, когда акценты смещаются в сторону личностных свойств и качеств, и на уровне универсалистских обобщений, когда обращается внимание на функционирование социального организма в его целостности. И в том, и в другом случае принимается во внимание деятельное творческое начало, обеспечивающее движение по пути прогресса и цивилизованности. Основополагающей культурной ценностью являются само право и правовые законы. Конструирование правовых законов - важнейшее завоевание цивилизации. Рано или поздно, но в идеале зрелая культура неизбежно порождает законодательство. Оно, в свою очередь, как дитя культуры, в идеале проявляет заботу о своей матери, упрочивая и приумножая культурные завоевания. И здесь следует особо подчеркнуть: законы способны, если они совершенные, формировать, в том числе и право как одно из проявлений культуры. Одновременно упрочиваются и другие, обусловленные правом, юридические ценности. В качестве примера ценностных завоеваний культуры в средствах (способах) и формах правовой деятельности можно указать на законность и правосудие. Без них трудно было бы ожидать надлежащего правопорядка. Законом создаются исходные ценности процедурно-процессуального порядка. Об уровне правовой культуры красноречиво свидетельствуют такие, например, процессы, как парламентские процедуры по принятию законов, порядок разрешения конфликтов между властями, отправление правосудия по уголовным или гражданским делам и т.д.

Относительная самостоятельность закона в том и проявляется, что он способен активно воздействовать на все проявления правовой культуры. Во-первых, будучи отражением правовой идеологии, закон способен питать правовые идеи, способствовать появлению новых, более прогрессивных подходов к решению проблем правового регулирования. Во-вторых, на основе закона издаются подзаконные нормативные акты, формируются правовые институты, свидетельствующие об уровне правовой культуры. В-третьих, через посредство законов и основанных на них подзаконных актов утверждается система поступков и отношений, отвечающих минимальным стандартам культуры. В-четвертых, законом создаются или оформляются те учреждения (органы), которые способны нести юридическую культуру в широкие массы. Таким образом, любое состояние правовой культуры - интериорное, нормативное, поведенческое, объективированное - подвластно в той или иной степени закону и испытывает с его стороны прямое или косвенное воздействие .

Правовая культура, равно как и любая другая разновидность культуры, подвержена оценкам. Для одного общества определенного времени развития по отношению к каким-то правовым явлениям будут употребляться одни эпитеты, а по отношению к другому обществу или другому времени оценки одного и того же института или учреждения или поступка будут другие. Разные люди, разные общности людей, политические партии, лица, находящиеся у власти, и оппозиционеры могут по-разному оценивать культурные достижения в государственно-правовой сфере. Как с субъективной, так и с объективной стороны существуют серьезные препятствия в достижении единства интерпретации правовых явлений в качестве культурных завоеваний. Тем не менее, эти препятствия преодолимы. История выработала уже некоторые общецивилизованные критерии в определении уровня культуры, и на этой основе создается возможность для определения основных направлений повышения правовой культуры. В том числе с помощью закона. К их числу следует отнести:

  • - формирование чувства права и законности;
  • - освоение достижений логико-правового мышления;
  • - совершенствование законодательства;
  • - повышение уровня законопроектных работ;
  • - увеличение объема и качественное совершенствование правопослушного поведения;
  • - совершенствование юрисдикционной и иной правоприменительной деятельности;
  • - разделение власти законодательных, исполнительных и судебных учреждений;
  • - изучение памятников права и правоприменительной практики как основы юридического образования.

Повышение уровня правовой культуры предполагает, с одной стороны, работу с гражданами, а с другой - надлежащее кадровое оснащение юридических учреждений, законодательных, исполнительных и правоохранительных органов .

Определяя роль закона в формировании правовой культуры, нельзя забывать о культуре тех, кто занимает какие-либо должности в государстве. Эти и понятно: они активно участвуют в правотворческой деятельности, призваны к строгому исполнению законов, обеспечивают действие права, формируют и осуществляют правовую политику. Правовой нигилизм представителей власти, злоупотребление правом, обход закона, пренебрежение правами граждан пагубно сказываются на уровне культуры в целом.

Правовая культура - это составная часть общей культуры народа и отдельной личности. При этом надо иметь в виду, что под культурой понимают не только духовные достижения, но и материальные ценности, созданные человеком в процессе своей творческой деятельности.

В этом плане правовая культура включает в себя все достижения юридической теории и практики. Все позитивное, положительное, накопленное человечеством в области права, - это и есть правовая культура. Можно выделить объективную и субъективную стороны правовой культуры.

Правовая культура зависит от нравственности, от уровня экономического развития общества, от материального благосостояния народа.

Но это - особая ценность общества. Если в обществе есть определенный уровень правовой культуры, то можно говорить о формировании правового государства. Если нет этой правовой культуры, то формирование правового государства крайне затруднено и связано лишь с ростом правовой культуры. Правовое государство и правовая культура органически связаны между собой, а наличие демократического гражданского общества является необходимым условием формирования правовой культуры и правового государства.

Очень часто под правовой культурой понимают уровень правосознания, т.е. знание людьми права, их отношение к закону, суду. Но на самом деле правовая культура - нечто большее, чем правосознание. Она предполагает достаточно высокий уровень правового сознания.

Правовая культура опирается на правосознание, однако не сводится к нему, а также к идейно-теоретическим и психологическим элементам правосознания. Она включает в себя юридически значимое поведение субъектов правоотношений. Правовая культура - это не просто то или иное отношение к правовой действительности (правосознание), но прежде всего уважительное отношение к праву.

Понятие правовой культуры значительно шире, чем понятие правосознания, хотя часто правовую культуру понимают как правовое сознание. В общем-то, конечно, между ними существует тесная связь. Но правосознание является только одним из необходимых элементов правовой культуры.

Правосознание - определенная разновидность общественного и индивидуального сознания людей. Высокий уровень правосознания включает в себя и знание права, и понимание значения права в жизни общества. А этого у нас, к сожалению, не хватает даже законодателям, политическим лидерам, руководителям общественных организаций. Дело не в том, что они не знают закона, а в том, что они не считаются с ним. А это уже пренебрежение правом.



Низкий уровень правовой культуры, неразвитость у населения юридических традиций, зачастую переходящая в откровенный правовой нигилизм, отрицание необходимости и ценности права имеют глубокие корни в нашем обществе еще с дореволюционного прошлого. Из поколения в поколение в России проявляется неуважение к закону и суду, терпимость к произволу и насилию. До революции большинство деятелей литературы, искусства, науки, даже выдающиеся, нигилистически относились к праву. Для них имел огромное значение нравственный аспект.

В условиях крепостного права в общественных отношениях царил произвол, усугубленный низкой культурой населения. После реформ 60-х годов XIX века правовая действительность изменилась, но эти изменения глубоко не проникли в общество. Уровень правовой культуры оставался достаточно низким.

Во время революции 1917 года старая феодально-буржуазная правовая система была сломана, а новая не могла быть создана за короткое время. Нужен был длительный период становления новой правовой системы. Переворот происходил в сложнейших условиях обострения классовой борьбы, при сильном влиянии мелкобуржуазной стихии, с креном в сторону анархии, непризнания законности.

К тому же было ясно, что в условиях гражданской войны (период военного коммунизма) систематизация права и установление законности осуществлялись чрезвычайно трудно. В обстановке царившего произвола с одной стороны белого террора, с другой - красного, ни о каких общечеловеческих ценностях, ни о значении наследия старой правовой системы не могло быть и речи. Диктатура пролетариата понималась как не ограниченное никакими законами господство этого класса.

В период новой экономической политики (НЭП) стало ясно, что следует изменить представление о социализме и пересмотреть взгляды на революционную законность. Деформация социализма, сложившийся диктаторский режим и массовые репрессии были той реальностью, которая погубила ростки правовой культуры, возникшие в дореволюционной России. В этот период наиболее широко был распространен правовой нигилизм.



Существовали и обстоятельства идеологического характера, действовавшие не только во времена культа, но и позже: с точки зрения марксизма-ленинизма право, как и государство, представлялось как отрицательное явление общественной жизни, которое должно отмереть в самом ближайшем будущем.

Идеологи марксизма-ленинизма в 20-е годы отвергали необходимость права, считали, что «право - это такой же опиум для народа, как и религия», верили, что после свержения капитализма и самодержавия страна войдет в новое общество. Все это было основано на правовом нигилизме народа.

О социальной ценности права заговорили только в 60 - 70-е годы XX века. Однако правовой нигилизм встречается и сегодня. Другая сторона вопроса - волюнтаристское отношение к законодательству. Все это находится в области правосознания - правовой идеологии и правовой психологии.

Отрицательное влияние на правильную оценку права оказывает и то, что в отечественной науке, начиная с 30 - 40 годов XX века, сложилось нормативистское понимание права. Оно рассматривается как орудие государства, как средство управления, как нечто, находящееся в руках государства и направленное против населения. И когда определенная часть наших теоретиков права стала обращать внимание на иное понимание права, официальная идеология отнеслась к этому отрицательно.

А ведь главное назначение права в том, что оно должно служить человеку, который обладает неотъемлемыми правами и свободами. Право ограничивает власть, которая должна считаться с основами права и нравственности. Но об этом говорилось очень мало. Данное обстоятельство усиливало правовой нигилизм, неуважение к суду и закону. Если в сознании людей существует нигилистическое отношение к праву, то о высокой правовой культуре не может быть и речи.

Помимо высокого уровня правосознания, правовая культура включает в себя и все реальные достижения в области правовой жизни общества (законодательство, его уровень, его технику, степень цивилизованности его содержания). У нас не было цивилизованного законодательства. Качество законов и способы их реализации по-прежнему остаются на низком уровне.

Можно задумать хороший закон, но если с точки зрения юридической техники он будет неудовлетворительным, реализовать его невозможно. Например, принятый в 1991 г. Закон «О предприятиях» был шагом вперед, но в нем имелись юридические недостатки. Термин «коллектив - хозяин предприятия» не раскрывал содержания правового статуса юридического лица. Неясно было, что подразумевает законодатель под термином «хозяин».

Этот термин был перенесен в законодательный акт из общественно-политической литературы и резко снизил его значение, так как не является юридическим. Коллектив - собственник или нет? Законодатель не решил этого главного вопроса. Если у нас в стране будут издаваться законодательные акты низкого технического уровня, то о правовой культуре говорить не имеет смысла.

Правовая культура - это еще и высокий уровень культуры правосудия. Уровень правовой культуры зависит от многих факторов. Имеет значение и состояние помещений для судебных заседаний, и облик судей, и само проведение судебного процесса. Дворцов правосудия у нас еще нет. Это и неудивительно.

До последнего времени правосудие у нас было только в законе. Судейская профессия не престижна. В реальной жизни культура правосудия находится на очень низком уровне. А это в свою очередь влияет на общий уровень правовой культуры населения. Правовая культура - это высокий уровень культуры законодательства и правосудия, их реальное состояние.

Следующий элемент правовой культуры - фактическое состояние законности и правопорядка в стране. Состояние преступности - это определенная характеристика правопорядка, но главным тем не менее является состояние правонарушаемости. В США преступность выше, но механически это не отражает состояния законности и правопорядка в стране.

Когда совершено преступление и преступник справедливо наказан, законность торжествует и правопорядок восстанавливается. Но если кто-нибудь наказан несправедливо - законности уже нет. Необходимо, чтобы каждый виновник был наказан и не был наказан невиновный. Необходима система, которая бы это обеспечивала, а у нас ее нет. То, что записано в качестве права, должно быть реализовано. А мы вначале разрешаем, а затем ограничиваем. Так правовое государство построить невозможно.

Можно говорить о правовой культуре личности, группы, общества в целом в тот или иной исторический период. Существуют различные модели правовой культуры (например, западная модель правовой культуры, конфуцианская правовая культура, мусульманская правовая культура и т.д.).

Западная модель правовой культуры характеризуется тем, что главной ценностью здесь признаются основные права и свободы человека и гражданина. Она начала формироваться еще с античных времен.

Специфической чертой этой модели является, во-первых, осознание социальной ценности права как меры свободы и равенства и приоритет права во всех сферах общественной жизни. Во-вторых, осознание ценности индивидуальных прав личности.

В сокровищницу мировой правовой культуры входят теория естественных прав и свобод человека, теория разделения властей Дж. Локка и Ш.-Л. Монтескье, а также законодательные акты, закрепляющие права и свободы личности.

Правовая культура так же, как и политическая культура, является непременным элементом демократии. Без них демократия может превратиться в анархию. А это чревато пагубными последствиями для общества и государства, в том числе и для всего мирового правопорядка. Произвол и бесправие приводят к массовым нарушениям прав и свобод личности, к отрицанию самой необходимости и ценности права.

Высокий уровень правовой культуры является необходимым условием (фактором) формирования правового государства. Особенно актуальной эта проблема является для отечественного права и государства. Поэтому воспитание правовой культуры граждан - важнейшее условие стабильности и правопорядка в обществе.

Правовая культура общества в современном интегрированном мире часто уже не определяется территориальными границами одного государства. Идет процесс интернационализации и взаимообогащения различных культурных ценностей. В таком взаимном сближении национальных культур состоит процесс формирования единой субкультуры с позиций общечеловеческих ценностей.

Кроме того, мировое сообщество уже осознало необходимость выработки общецивилизационных, общечеловеческих начал и принципов деятельности в межгосударственных отношениях, которые закрепляются в важнейших нормативно-правовых актах международного характера.

Особенно заметно этот процесс идет в рамках Европейского сообщества, где выработаны единые принципы согласования национальных правовых институтов, создано единое правовое поле, в рамках которого обеспечиваются основные права и свободы личности (Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод).