Домой / Примеры ошибок / Военным судам подсудны. Гражданские дела, подсудные военным судам и иным специализированным судам. Конституционный Суд РФ

Военным судам подсудны. Гражданские дела, подсудные военным судам и иным специализированным судам. Конституционный Суд РФ

В соответствии с п. 3 ст. 4 Закона о судебной системе Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды составляют систему федеральных судов общей юрисдикции. Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба. В систему военных судов входят окружные (флотские) военные суды и гарнизонные военные суды. В случае, если воинская часть, предприятие, учреждение или организация Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов дислоцируются за пределами территории РФ, по месту их дислокации могут быть созданы военные суды, если это предусмотрено международным договором РФ.

Военные суды в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанций, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Полномочия, порядок образования и деятельности военных судов устанавливаются Законом о военных судах.

В соответствии со ст. 7 Закона о военных судах применительно к гражданскому судопроизводству военным судам подсудны:

  • - гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений;
  • - дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы.

Военным судам на территории РФ не подсудны гражданские дела по искам и жалобам на действия (бездействие) иных государственных или муниципальных органов, юридических или физических лиц, а также гражданские дела по искам и жалобам граждан, не имеющих статуса военнослужащих, за исключением граждан, уволенных с военной службы (прошедших военные сборы), если они обжалуют или оспаривают действия (бездействие) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятые ими решения, нарушившие их права, свободы и охраняемые законом интересы в период прохождения ими военной службы, военных сборов (например, дела по искам и жалобам граждан, уволенных с военной службы, о восстановлении на военной службе, о взыскании невыданного денежного и иных видов довольствия, поскольку их права нарушены в период прохождения ими военной службы).

Граждане, уволенные с военной службы, граждане, прошедшие военные сборы, вправе обжаловать в военный суд действия (бездействие) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятые ими решения, нарушившие права, свободы и охраняемые законом интересы указанных граждан в период прохождения ими военной службы, военных сборов.

Военным судам, дислоцирующимся за пределами территории РФ, подсудны все гражданские, административные дела, подлежащие рассмотрению федеральными судами общей юрисдикции, если иное не установлено международным договором РФ.

Военные суды в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральным законом, рассматривают дела и материалы, связанные с ограничениями конституционных свобод и прав на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища.

Особенности подсудности дел военным судам определены также Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г. N 9 "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" Российская газета. 2000. 24 февр..

Военными судами рассматриваются требования военнослужащих о защите нарушенных прав от действий (бездействия) органов военного управления и воинских должностных лиц. При этом следует иметь в виду, что нормы гл. 25 ГПК РФ применяются, когда требования военнослужащих, в т.ч. имущественного характера, непосредственно вытекают из административно-правовых отношений, основанных на властных полномочиях одной стороны по отношению к другой. В тех случаях, когда обжалуемые действия совершены органами военного управления и воинскими должностными лицами не в порядке осуществления административно-властных полномочий, а в процессе осуществления иной деятельности, основанной на равенстве участников правоотношений, дело подлежит рассмотрению в порядке искового производства. В порядке искового производства также должны разрешаться дела, хотя и вытекающие из административно-правовых отношений, но рассмотрение которых по существу требует решения спора о праве других лиц.

Предусмотренные законом специализированные суды в настоящее время в Российской Федерации отсутствуют. Достаточно долго дискутируется вопрос о создании Патентного суда, который мог бы специализироваться на рассмотрении споров в сфере интеллектуальной собственности и заменил бы собой Апелляционную палату и Высшую патентную палату при Роспатенте. Однако правовой статус этого органа остается неопределенным, в т.ч. вопрос об осуществлении правосудия. Вероятно, Патентный суд будет представлять собой орган, осуществляющий защиту прав и законных интересов в административной форме.

В соответствии с Законом о судебной системе военные суды создаются и действуют по территориальному признаку по месту дисло­кации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах

Подсудность

и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба. Военные суды в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой инстанции. В настоящее время подсудность уголовных дел военным судам определяется ч. 5-8 ст. 31 УПК и Федеральным законом «О военных судах Российской Федерации». Военные суды при определении подсудности руководствуются территориальным (место совершения преступления) и персональным (принадлежность субъекта преступления к военной службе) признаками. Из Закона «О военных судах Российской Федерации» следует, что военным судам подсудны дела о пре­ступлениях, в совершении которых обвиняются:

1) военнослужащие, которые по призыву или по контракту проходят в момент совершения преступления военную службу в Вооруженных Силах, а также в войсках Федеральной пограничной службы, внутренних войсках, железнодорожных войсках, войсках и органах Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ, войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, Службе внешней разведки, органах ФСБ России, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти, а также создаваемых в военное время специальных формированиях;

2) граждане, проходящие военные сборы;

3) граждане, уволенные с военной службы, и граждане, прошедшие военные сборы, при условии, что преступления совершены в период прохождения военной службы, военных сборов.

Гарнизонный военный суд рассматривает уголовные дела о всех преступлениях, совершенных военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, за исключением уголовных дел, подсудных вышестоящим военным судам (ч. 5 ст. 31 УПК).

Окружному (флотскому) военному суду подсудны уголовные дела, указанные в ч. 6 ст. 31 УПК в отношении военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы.

Если уголовное дело по обвинению группы лиц подсудно военному суду в отношении хотя бы одного из них, то данное уголовное дело может рассматриваться военным судом, если против этого не возражают то лицо или те лица, которые не являются военнослужащими или гражданами, проходящими военные сборы. При наличии возражений со стороны указанных лиц уголовное дело в отношении них выделяется в отдельное производство и рассматривается соответствующим судом общей юрисдикции. В случае, если выделение уголовного дела в отдельное производство невозможно, Данное уголовное дело в отношении всех лиц рассматривается соответствующим судом общей юрисдикции (ч. 7 ст. 31 УПК).

Согласно ФКЗ от 23.06.1999 г. ФКЗ от 23. 06.1999 г. N 1-ФКЗ (ред. от 08. 03.2015 г.)"О военных судах Российской Федерации" Военным судам подсудны:

1. Гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других воинских формирований и органов;

2. Дела о преступлениях, в совершении которых обвиняются военнослужащие, граждане, проходящие военные сборы, а также граждане, уволенные с военной службы;

3. Дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы.

Военным судам, дислоцирующимся за пределами территории РФ, подсудны все гражданские, административные и уголовные дела, подлежащие рассмотрению федеральными судами общей юрисдикции.

Военные суды рассматривают жалобы на применение заключения под стражу в качестве меры пресечения, а также на продление сроков содержания под стражей в отношении военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы, жалобы на действия или бездействие военных прокуроров по делам, расследуемым в отношении военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы.

Они также рассматривают дела и материалы, связанные с ограничением конституционных свобод и прав на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, на неприкосновенность жилища.

Следует иметь в виду, что к лицам, состоящим на военной службе, относятся не только военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации, но также и лица, состоящие на военной службе в пограничных войсках, органах Федеральной службы безопасности, внутренних войсках МВД, железнодорожных войсках, военнослужащие Министерства по чрезвычайным ситуациям и некоторых других ведомств, где предусмотрена военная служба. Военнослужащими признаются и граждане, призванные на военные сборы в период их прохождения.

Принцип подсудности военным судам уголовных дел включает два важных момента. Во-первых, при обвинении группы лиц в совершении одного или нескольких преступлений, если хотя бы в одном участвовал военнослужащий, дело подлежит рассмотрению в военном суде, если против этого не возражают обвиняемые, которые не являются военнослужащими. В противном случае в отношении них дело должно быть вынесено в отдельное производство, а при невозможности такого вынесения дело подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции (п.7 ст.31 УПК РФ Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18. 12.2001 г. N 174-ФЗ (ред. От 13. 07.2015 г.)). Во-вторых, дела о преступлениях, в совершении которых обвиняются военнослужащий или лицо, призванное на военные сборы, при условии, что преступления совершены до призыва на военную службу или сборы, не подсудны военным судам и рассматриваются другими судами в установленном законом порядке.

Кроме разбирательства гражданских, административных и уголовных дел военные суды рассматривают ходатайства о применении ареста в виде меры пресечения в досудебных стадиях судопроизводства, а также о продлении предельных сроков содержания обвиняемых под стражей и ряд других.

К полномочиям военных судов отнесено и рассмотрение ходатайств при проведении оперативно-розыскных действий, связанных с ограничением конституционных прав на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений и на неприкосновенность жилища. Чувилев А.А. «Правоохранительные органы»; М: Юриспруденция, 2000

Подсудность военных судов определяется федерального уровня, а также правилами, сложившимися в практике ведения судебных дел, и подразумевает распределение их в 1-ой инстанции по определенным судам.

Навигация по статье

Общее понятие подсудности и ее принципы

По своей сути подсудность – это определенный порядок, согласно которому разные дела (судебные дела) должны быть рассмотрены и обработаны какой-то определенной инстанцией, четко установленной согласно действующему законодательству.

Принципами такого распределения являются следующие:

  • Учреждение, которое наделено той или иной властью должно разбираться только с теми тяжбами, которые попадают под его юрисдикцию.
  • В случае противоположном тому, что описан в первом пункте, решение, которое было вынесено такой судебной организацией, считается не действительным.
  • Любая из сторон может просить об устранении неверного решения.
  • Подсудность определяется в тот момент, когда подается иск. При этом во внимание берутся те обстоятельства, которые имели место на тот же самый момент.
  • Обычно суды имеют компетентность выносить решения по тем делам, которые зарегистрированы на той же территории. Однако, тут есть исключения – например, Верховный суд Российской Федерации.
  • Место, где начато изучение обстоятельств правонарушения, должно остаться тем, которое и закончит этот процесс, то есть вынесет решение.

Подсудность в гражданском процессе имеет ряд особенностей: это личностные отношения и род разбираемого дела. Первая характеристика относится к связям между спорящими (тяжущимися) сторонами (физическими или юридическими лицами).

Вторая – род дела – также влияет на отнесение его к той или иной юрисдикции.

Отсылка к какому-либо учреждению из-за особого рода разбирательства не изменяется и не может быть изменена по соглашениям сторон, а вот в разрезе личностного отношения все наоборот: в таком случае может изменить ситуацию, а заинтересованное лицо имеет право поднять вопрос об изменении подсудности, если на то имеются веские основания.

В уголовном процессе присутствуют несколько иные элементы, определяющие квалификацию преступления. Это значит, что подсудность в этой сфере также имеет разделение, но не совсем такое, как в гражданской. В данном случае разграничение идет по предметному и местному признаку.

Подсудность, то есть причастность того или иного суда к решению гражданского, уголовного или иного дела, может определяться по нескольким признакам.

Военные суды

Что же это за юр.понятие – “военные суды”? Каков рода этих формирований и какие функции на них возложены? Согласно Федеральному закону, являющемуся в то же время конституционным, в котором идет речь о военных судах, это суды общей юрисдикции.

Они созданы, чтобы вершить правосудие в пределах Вооруженных сил России, то есть в войсках и иных военных формированиях.

  • Про нарушение свобод военного человека, гражданина государства.
  • Разбирательства о неправомерном поведении лиц с иском от проходивших сборы.
  • Дела про пострадавших служащих от действий или бездействий военной управляющей верхушки.
  • Преступные деяния, что были совершены теми гражданами, что служили в армии, проходили сборы (во время этого).
  • Любые правонарушения, совершенные военными.
  • Дела о начислении компенсаций за не соблюдение сроков рассмотрения таких тяжб, исков, заявлений, что указанны выше.
  • Случаи, когда граждан незаконно увольняют со службы, нарушают их права и свободы.
  • Когда совершено правонарушение (преступление) группой лиц, по предварительному сговору и хотя бы один из участников имеет отношение к военному делу, служит (или служил во время совершения и подготовки преступления) в Вооруженных войсках, это – другое. Такое дело посудно военному суду, но только в случае невозможности выделения этого беззакония со стороны других участников преступной .
  • Грубые действия, часто называемые проступками, касающиеся дисциплины и всего, что с ней связано, а также те, которые были совершены военными либо призывниками и за которые может последовать взыскание либо назначена иная мера пресечения.
  • Ежели рассматриваемый суд (имеется в виду военный суд в принципе) расположен за границами государства, в его компетенцию входят те дела, что и относятся к общей компетенции федеральных судов. Но это правило действует только в том случае, если иные условия не предусмотрены договорами между станами и народами, союзами стран, конвенциями и так далее.

В статье шестой, пункте первом рассматриваемого закона указано, что военные суды принимают решение, которые предусмотрены частями 1 и 2 ст. 29-ой Уголовного .

О чем там идет речь? О неоконченном преступлении, которое считается таковым в случае отсутствия одной или нескольких частей состава преступления (такими могут быть покушение или приготовление к преступлению).

Что говорит о рассматриваемом вопросе ст. № 14?

Среди четырех ее частей, в которых указаны определенные случаи подсудности окружному суду, следующие:

  • Дела, которые так или иначе связаны с государственной тайной, ее разглашением и другими незаконными манипуляциями, которые могут совершить доверенные к ней лица в качестве правонарушения.
  • Все те разбирательства, которые относятся по версии Уголовно-процессуального к юрисдикции последнего, также оказываются в данной инстанции.

Эта же инстанция рассматривает следующий род разбирательств — решения по вновь открывающимся факторам, что действуют со стороны не зависящих внешних факторов среды или , которые возникли по решениям гарнизонных судов.

А также это касается других, приравненных к ним объектов.

Кто находится в составе окружного (флотского) суда:

  • Только судья в единственном лице, если дело касается гражданских или административных сфер.
  • Первый участник, коллегия присяжных или коллегия из 3-х исполнителей, вместо одного, если рассматривают решение по УК.
  • В сферу рассматриваемых входит любая жалоба по решенным ранее вопросам.

Кроме уже упомянутых выше составляющих суд (флотский, окружной), имеет президиум. Что это за управляющий орган? Он действительно руководящий и назначается только опять же выше стоящей инстанцией – Верховным Судом. Это касается всего персонала учреждения.

Права, скорее даже полномочия президиума окружного суда:

  • Пересмотр админ.дел, а также дел другой сферы, например, .
  • Постановления, которые принимались судами гарнизонными и рассматривались ими же.
  • Те решения и другие результаты, что были пересмотрены из-за подачи апелляции после гарнизонного рассмотрения, но в случае изменения условий (обстоятельств).
  • Может утверждать и утверждает коллегию (ее состав). Кандидатов представляет соответствующий военный суд округа.
  • Рассматривает и разбирает на соответствия закону все доступные текстовые, документальные и иного вида материалы по возникающим вопросам.
  • Ознакамливается и рассматривает данные статистического .
  • Также занимается упорядочиванием и обработкой полученных таким образом данных.
  • Проводит заседания или совещания с заслушиванием отчетов о состоянии дел в разных подотраслях.
  • Сроки проведения обязаны быть не меньше, чем один раз в календарный месяц.
  • Эти заседания проводятся по воле и инициативе председателя, согласно соответствующих пунктов законодательства.

В статье седьмой идет речь о грубых дисциплинарных поступках, нарушениях. Про сам арест – есть краткое определение в статье двадцать пятой.

Но с упором на те непорядки, что совершены во время несения законных военных обязанностей и смежными с ними суб-обязанностями (в зависимости от сферы, где происходят упомянутые действия). То есть именно в указанную строну направлены векторы силы.


Те же дела, названия которых говорят об административных правонарушениях, рассматриваются согласно пунктам “первый” и “второй” статьи номер двадцать три, дробь один.

Она, естественно, касается только военнослужащих , а также тех, кто был призван на сборы.

Что касается статьи о тех же видах правонарушений и сопутствующих вопросов, которые касаются статьи тридцатой Кодекса об административных, то именно в этих случаях рассмотрение идет на рассмотрение по признаку местности (территориальности), то есть сначала рассматривается по этому признаку в первой инстанции.

В некоторых случаях вместо жительства, регистрации под рассмотрение иска или любого другого разрешенного законодательством относится к тому району, где разворачивались заявляемые события.

Дополнительные данные лучше знать тем, кто собирается быть в курсе всех законодательных изменений, порядков. Всему, что имеет отношение к подсудности военных судов и вопросов из той же сферы.

Любое изменение в подсудности военных судов, а также правила и порядок исполнения ими и судьями своих обязанностей, предназначения регулируются федеральными законами соответствующего содержания. Они одновременно являются конституционными обязанностями.

Дополнительная информация

Что представляет собой система военных судов? В законе этому посвящена глава вторая. В систему этих судов входят флотские или окружные и гарнизонные суды.

Что касается выступления Верховного Суда не как второй (после военного суда) инстанции, а в качестве первой, это описано в той же статье, в пункте шестом. Сюда входят все вопросы, которые были решены ранее, но по каким-либо причинам, препятствующим извне, не вступили в свою законную силу (это касается решений, приговоров, постановлений и определений).

Орган, первоначально занимающийся делами военнослужащих по вновь открывшимся обстоятельствам, называется судебной коллегией. Находясь в подчинении Верховного органа, это формирование разбирает такие вопросы после окружного либо после флотского. Если приговор одного из этих учреждений все же вступил в силу, даже в таком случае он, при необходимости, пересмотрен он может быть, но в более высокой инстанции.

Чем занимается судебная коллегия суда инстанции, что занимает место выше, чем окружной либо флотский? Вот перечень ее функций и важных моментов, с ними связанных, указанный в десятой статье того же нормативно-правового акта:

  • Для процесса рассмотрения здесь достаточно одного судьи или коллегии из трех .
  • Если вопрос касается жалобы либо не вступивших в силу, принятых ранее решений. Рассмотрение также будет проводиться коллегией, и только в случае, предусмотренном федеральным законом это может сделать единолично судья.
  • Если рассмотреть нужно дела, по которым решения, вынесенные ранее, вступили в силу, каков порядок? В этом случае разбор дела происходит трое судей, то есть коллегия.

Последняя издает регулярно публикацию, где освещаются все новости и важная информация об изменениях и постановлениях, обзор (обзоры) практики судебной, интересные решения и прецеденты по гражданским, уголовным либо административным делам, аналитика, стат. данные, вспомогательные материалы, в общем , которую необходимо довести до ведома общественности (так называемый информ-бюллетень военных судов).

Подробнее о военных судах можно посмотреть на видео:

Задайте свой вопрос в форму ниже

В случаях, предусмотренных федеральным конституционным законом, гражданские дела рассматриваются военными и иными специализированными судами.

Комментарий к статье 25 гпк рф. Гражданские дела, подсудные военным судам и иным специализированным судам

В статье 25 ГПК РФ, конкретизируя положения статьи 22 ГПК РФ, установлена подсудность гражданских дел военным и иным специализированным судам. При этом под специализированными судами понимаются суды, которые уполномочены рассматривать дела, прямо отнесенные исключительно к их подсудности законом исходя из категории дела или исходя из состава участников судебного разбирательства.

В настоящее время в Российской Федерации существует два вида специализированных судов. Это военные суды и Суд по интеллектуальным правам (созданный в системе арбитражных судов). Создание указанных судов закреплено в Федеральном конституционном законе от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации».

К подсудности военных судов отнесены дела о защите прав военнослужащих, а также граждан, проходящих военные сборы, от решений, действий (бездействия) органов военного управления и воинских должностных лиц, о восстановлении на военной службе, об отмене дисциплинарных взысканий, об оспаривании отказов в расторжении контрактов о прохождении военной службы, о взыскании всех видов невыплаченного денежного довольствия, жилищные споры и другие.

Вопросы подсудности дел военным судам подробно разъяснены Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2014 N 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих».

Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба. Военные суды в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

В систему военных судов входят окружные (флотские) военные суды и гарнизонные военные суды. Гарнизонные военные суды рассматривают основную массу подсудных военным судам гражданских дел по первой инстанции. Окружные (флотские) суды рассматривают жалобы на судебные постановления гарнизонных судов, а также дела отнесенные к их подсудности. Следующей судебной инстанцией для военных судов является Верховный Суд РФ, в котором создана Военная коллегия.

Гарнизонные военные суды действуют на территории, на которой дислоцируются один или несколько военных гарнизонов. Окружные (флотские) суды, как следует из названия, действуют на территории соответствующих военных округов или флотов.

К подведомственности Суда по интеллектуальным правам отнесены следующие споры:

    об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) Роспатента, Федеральной антимонопольной службы и других федеральных органов исполнительной власти, например, о выдаче патента или об отказе в выдаче патента на изобретение;

    об установлении патентообладателя;

    о признании недействительными патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец, предоставления правовой охраны товарному знаку;

    о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака в связи с его неиспользованием.

Такие споры рассматриваются Судом по интеллектуальным правам независимо от состава участников правоотношений, в том числе юридические лица, индивидуальные предприниматели или иные организации и граждане.

Статья 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не исключает возможность создания других специализированных судов в будущем времени, что исходя из нынешних тенденций к узкоспециализированной направленности, будет являться основным направлением развития судебной системы.

Предъявление иска, подсудного специализированному суду, в районный (городской суд или мировому судье приведет к возвращению искового заявления (статья 135 ГПК РФ), в связи с неподсудностью дела.

Комментарий к статье 25

1. В соответствии с п. 3 ст. 4 Закона о судебной системе Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды составляют систему федеральных судов общей юрисдикции. Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба. В систему военных судов входят окружные (флотские) военные суды и гарнизонные военные суды. В случае если воинская часть, предприятие, учреждение или организация Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов дислоцируются за пределами территории РФ, по месту их дислокации могут быть созданы военные суды, если это предусмотрено международным договором РФ.

Военные суды в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанций, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Полномочия, порядок образования и деятельности военных судов устанавливаются Законом о военных судах.

2. В соответствии со ст. 7 Закона о военных судах применительно к гражданскому судопроизводству военным судам подсудны:

Гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений;

Дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы.

Военным судам на территории РФ не подсудны гражданские дела по искам и жалобам на действия (бездействие) иных государственных или муниципальных органов, юридических или физических лиц, а также гражданские дела по искам и жалобам граждан, не имеющих статуса военнослужащих, за исключением граждан, уволенных с военной службы (прошедших военные сборы), если они обжалуют или оспаривают действия (бездействие) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятые ими решения, нарушившие их права, свободы и охраняемые законом интересы в период прохождения ими военной службы, военных сборов (например, дела по искам и жалобам граждан, уволенных с военной службы, о восстановлении на военной службе, о взыскании не выданного денежного и иных видов довольствия, поскольку их права нарушены в период прохождения ими военной службы).

Граждане, уволенные с военной службы, граждане, прошедшие военные сборы, вправе обжаловать в военный суд действия (бездействие) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятые ими решения, нарушившие права, свободы и охраняемые законом интересы указанных граждан в период прохождения ими военной службы, военных сборов.

Военным судам, дислоцирующимся за пределами территории РФ, подсудны все гражданские, административные дела, подлежащие рассмотрению федеральными судами общей юрисдикции, если иное не установлено международным договором РФ.

Военные суды в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральным законом, рассматривают дела и материалы, связанные с ограничениями конституционных свобод и прав на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища.

3. Особенности подсудности дел военным судам определены также Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г. N 9 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» <*>.

Военными судами рассматриваются требования военнослужащих о защите нарушенных прав от действий (бездействия) органов военного управления и воинских должностных лиц. При этом следует иметь в виду, что нормы гл. 25 ГПК РФ применяются, когда требования военнослужащих, в т.ч. имущественного характера, непосредственно вытекают из административно-правовых отношений, основанных на властных полномочиях одной стороны по отношению к другой. В тех случаях, когда обжалуемые действия совершены органами военного управления и воинскими должностными лицами не в порядке осуществления административно-властных полномочий, а в процессе осуществления иной деятельности, основанной на равенстве участников правоотношений, дело подлежит рассмотрению в порядке искового производства. В порядке искового производства также должны разрешаться дела, хотя и вытекающие из административно-правовых отношений, но рассмотрение которых по существу требует решения спора о праве других лиц.

4. Предусмотренные комментируемой статьей специализированные суды в настоящее время в Российской Федерации отсутствуют. Достаточно долго дискутируется вопрос о создании Патентного суда, который мог бы специализироваться на рассмотрении споров в сфере интеллектуальной собственности и заменил бы собой Апелляционную палату и Высшую патентную палату при Роспатенте. Однако правовой статус этого органа остается неопределенным, в т.ч. вопрос об осуществлении правосудия. Вероятно, Патентный суд будет представлять особой орган, осуществляющий защиту прав и законных интересов в административной форме.

Военные суды Российской Федерации.

§ 1. Военные суды Российской Федерации (далее - военные суды) входят в судебную систему Российской Федерации, являются федеральными судами общей юрисдикции и осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее также - органы) (п. 1 ст. 1 ФКЗ от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ "О военных судах РФ").

Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. Военные суды располагаются в открытых для свободного доступа местах (п. 2 ст. 1 ФКЗ от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ "О военных судах РФ").

Военные суды создаются и упраздняются федеральным законом. Никакой военный суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда. Количество военных судов и численность судей военных судов устанавливаются Верховным Судом Российской Федерации (п. 3 ст. 1 ФКЗ от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ "О военных судах РФ").

Особенности организации и деятельности военных судов в период мобилизации и в военное время определяются соответствующими федеральными конституционными законами (п. 4 ст. 1 ФКЗ от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ "О военных судах РФ").

Законодательство Российской Федерации о военных судах.

§ 2. Полномочия, порядок образования и деятельности военных судов устанавливаются Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации", настоящим Федеральным конституционным законом, иными федеральными конституционными законами и федеральными законами (ст. 2 ФКЗ от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ "О военных судах РФ").

Осуществление правосудия военными судами.

§ 3. Военные суды осуществляют правосудие от имени Российской Федерации, рассматривая подсудные им дела в порядке гражданского, административного и уголовного судопроизводства (ст. 3 ФКЗ от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ "О военных судах РФ").

Основные задачи военных судов.