Домой / Глоссарий Риэлтора / Действия административно правовых норм кругу лиц. Действие административно-правовых норм во времени, пространстве и по кругу лиц. Действие нормативно – правовых актов в пространстве

Действия административно правовых норм кругу лиц. Действие административно-правовых норм во времени, пространстве и по кругу лиц. Действие нормативно – правовых актов в пространстве


В процессе управленческой, исполнительной и распорядительной деятельности общественные отношения регулируются посредством административно-правовых норм
Административно-правовым нормам свойственны признаки, характерные в целом для нормы права. Норма права, как правило, состоит из гипотезы, диспозиции и санкции. Однако не всегда эти три элемента присутствуют в административно-правовой норме В подавляющем большинстве норм административного права можно встретить лишь одну часть - диспозицию или две части - гипотезу и диспозицию или диспозицию и санкцию.
Административно-правовую норму нельзя отождествлять с правовым актом, в котором она содержится. Правовой акт (закон, декрет или указ Президента, постановление Правительства, приказ министра) - это форма выражения государственновластных, административно-правовых велений. В одном правовом акте может содержаться несколько административно-правовых норм. Равным образом отдельные элементы правовых норм могут находиться в разных статьях (ее частях) правового акта или в различных правовых актах. При это не всегда все элементы нормы четко формулируются.
Административно-правовые нормы представляют собой общеобязательные правила поведения общего характера, устанавливаемые уполномоченными государственными органами в сфере государственного управления и охраняемые в необходимых случаях принудительной силой государства.
Особенности административно-правовых норм предопределяются содержанием регулируемых общественных отношений. Они вторичны (или подзаконны), устанавливают определенные права и обязанности субъектов, участвующих в управленческой, исполнительной и распорядительной деятельности, закрепляют структуру и организацию работы органов управления на основе и во исполнение Конституции и иных законодательных актов. Административно-правовые нормы играют значительную роль в реализации конституционных прав, свобод и обязанностей граждан, оказывают воздействие на многие стороны экономической, социально-культурной и административнополитической жизни государства. Объектом административно- правовых норм являются общественные отношения управленческого характера.
Особенности административно-правовых норм проявляются в степени определенности закрепленных в них предписаний. Административно-правовые нормы чаще всего являются императивными. В них правила поведения, требования выражаются в категорической форме, не допускающей никаких изменений, альтернатив поведения субъектов.
С учетом различных критериев классификации учеными-ад- министративистами выделяются следующие виды административно-правовых норм:
а) по своему характеру, функциональным особенностям административно-правовые нормы делятся на материальные и процессуальные,
б) в зависимости от конкретной направленности регулирования можно выделить следующие группы административноправовых норм:
нормы, определяющие принципы деятельности и компетенцию органов государственного управления (например, компетенцию Правительства, министерств, департаментов) и местного управления;
нормы, определяющие права свободы и обязанности граждан в области государственного управления, исполнительной и распорядительной деятельности.
нормы, регулирующие общественные отношения между государственными органами и общественными организациями, определяющие их взаимные права и обязанности,
в) в зависимости от содержания регулируемых отношений выделяются
нормы, устанавливающие порядок образования, ликвидации и реорганизации субъектов государственного управления (образование министерств, департаментов, государственных учреждений),
нормы, регулирующие методы и формы государственного управления (например, порядок принятия постановлений, приказов, работы коллегиальных органов управления и др),
нормы, определяющие права и обязанности сторон (участников) административного процесса (например, нормы Кодекса об административных правонарушениях, Закона «Об обращениях граждан»),
г) по способам воздействия на общественные отношения административно-правовые нормы могут подразделяться на обязывающие, запрещающие, уполномочивающие (управомочивающие), рекомендательные и стимулирующие,
д) по юридической силе нормы делятся на конституционные, законодательные и подзаконные.
Действие административно-правовых норм. Административно-правовые нормы действуют во времени, в пространстве и по кругу лиц.
Время действия административно-правовой нормы начинается с момента вступления ее в силу и сохраняется до момента утраты юридической силы.
По действию во времени различаются нормы постоянного и нормы временного действия По общему правилу, большинство административно-правовых норм не ограничены определенными сроками действия Они действуют бессрочно, постоянно до их официального изменения либо отмены, прекращения действия Временный срок действия административно-правовых норм регулируется общими правовыми предписаниями, содержащимися в Законе «О нормативных правовых актах Республики Беларусь»
Как правило нормы, содержащиеся в декретах Президента Республики Беларусь и законах, вступают в силу через 10 дней после их официального опубликования, если в этих актах не установлен иной срок Административно-правовые нормы, находящиеся в указах Президента Республики Беларусь постановлениях Правійельсгва и иных нормашвных правовых актах всту- \ нают в силу со дня включения их в Национальный реєстр правовых актов Республики Беларусь, если в этих актах не установлен иной срок. Нормы, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан, вступают в силу только после их официального опубликования.
Апминистративно-правовые нормы по общему правилу не имеют обратной силы, за исключением случаев, когда они смягчают или отменяют ответственность граждан или иным образом улучшают положения лиц, на которых распространяют свое действие. Не имеют обратной силы нормы, устанавливающие или усиливающие ответственность. Исполнительная власть, придавая обратную силу административно-правовым нормам, должна придерживаться конституционного ориентира не нарушать права граждан и юридических лиц, не ухудшать их правовое положение.
Действие административно-правовой нормы в пространстве зависит от положения органа в системе органов исполнительной власти. В связи с этим различают нормы общего (республиканского) и местного (в рамках административно-территориальной единицы) действия, нормы межотраслевого, отраслевого и локального масштаба.
Нормы административного права имеют весьма широкий круг своего воздействия, они направлены прежде всего на регулирование деятельности органов государственного управления, государственных организаций и должностных лиц, а также распространяют свое действие на всех граждан, либо на их отдельные группы (пассажиры, водители, госслужащие, лица, привлеченные к административной ответственности), лиц без гражданства.
Реализация норм административного права означает практическое использование содержащихся в них предписаний, запретов и дозволений, претворение в жизнь с их помощью публичных интересов, воли исполнительной власти и ее органов.
По вопросу способов реализации норм административного права среди административистов нет единого мнения. Представляется, что нормы административного права реализуются в основном посредством исполнения, применения и соблюдения.
Исполнение норм означает точное следование субъектов управленческих отношений предписаниям и дозволениям, содержащимся в них. Так, участием в демонстрациях, подачей жалобы гражданином и рассмотрением ее должностным лицом в установленный срок исполняются административно-правовые нормы.
Применение административно-правовых норм заключается в практической реализации субъектом управленческих отношений. исполнительной власти своей компетенции, юридически-

%" властных полномочии путем издания индивидуальных правовых актов.Например, привлечение лица к административной ответ-

  • ственности либо зачисление гражданина на государственную службу.
Соблюдение административно-правовых норм - это воздержание от совершения запрещенных нормами действий, поступков. Если лицо нарушает административно-правовые или иные запреты, его могут привлечь к административной ответственности.

Основанием возникновения, изменения и прекращения административных правоотношений служит юридический факт. Юридические факты делятся на события и действия.

Действия являются результатом активного волеизъявления субъектов. Действия могут быть:

  • - правомерные ;
  • - неправомерные .

Правомерные действия соответствуют требованиям административно-правовых норм (издание приказа о назначении на государственную должность), неправомерные (деликты) - не соответствуют им (административные и дисциплинарные проступки).

Вопрос о действии административно-правовых норм, то есть, об их юридической силе имеет самостоятельную юридическую значимость.

Общим правилом является то, что административно-правовые нормы вступают в силу, то есть, начинают действовать, с момента доведения их до сведения исполнителей. В отдельных случаях они вступают в силу в срок, указанный в нормативном акте.

Действие норм права обычно рассчитано на неопределенное время , но могут предусматриваться и временные условия их действия, например, на период действия чрезвычайного положения на определенной территории. Общим правилом является то, что нормативный акт обратной силы не имеет, а исключения оговариваются в самом акте.

Действие административно-правовых норм в пространстве связано с положением органа, издавшего акт. Исходя из этого, различают нормы, действующие на территории Российской Федерации, субъектов Федерации или региона; нормы межотраслевого и отраслевого характера; нормы (и акты) локального (внутриорганизационного) характера.

По кругу физических лиц действие административно-правовых норм связано с распространением устанавливаемых ими правил на всех граждан либо на отдельные их группы (военнослужащие, беженцы, работники определенного министерства и т.д.) - это так называемые специальные субъекты.

Итак, административно-правовые нормы имеют определенные пространственные и временные границы, а также могут иметь силу в отношении различного круга лиц. При проведении видовой классификации этих норм условия действия их в пространстве и по кругу лиц были освещены. Так, действие их в пространстве предполагает территорию, на которую распространяется их юридическая сила. Правда, в некоторых случаях административно-правовые нормы могут действовать в межтерриториальном масштабе (например, отраслевые нормы транспортных министерств и ведомств). Возможен их «выход» и за государственные границы Российской Федерации. Это имеет место тогда, когда нормы регламентируют деятельность российских организаций (например, различного рода представительств) и граждан, находящихся в зарубежных странах. Иногда административно-правовые нормы действуют на территории нескольких государств в соответствии с двухсторонними или многосторонними соглашениями. Расширение подобной практики стало закономерным для взаимоотношений между суверенными государствами - членами Союза Независимых Государств (СНГ).

В пределах Российской Федерации административно-правовые нормы распространяются также и на иностранных граждан.

Во времени административно-правовые нормы, как правило, не ограничены определенными сроками действия. Это означает, что они действуют до их официального изменения либо до их отмены. В ряде случаев возможно установление определенных сроков их действия (например, может быть введен мораторий на выборы глав краевой, областной администрации, на определенный срок устанавливается режим чрезвычайного положения).

Законную силу административно-правовые нормы приобретают либо с момента подписания нормативных актов, в которых они содержатся (например, указов Президента или постановлений Правительства Российской Федерации), либо в срок, предусмотренный для вступления соответствующих норм в силу. Как правило, это 10 дней после опубликования нормативного акта. Сроком вступления их в силу может служить также момент доведения административно-правовых норм до исполнителей.

В связи с распадом Советского Союза сложилась ситуация, когда в Российской Федерации практически действуют некоторые административно-правовые нормы бывшего СССР. В подобных случаях союзные нормы, не противоречащие российскому законодательству, сохраняют свою силу впредь до момента установления обновленных норм законодательными или иными органами Российской Федерации.

Законы и другие правовые акты, содержащие административно правовые нормы и действующие на территории Российской Федерации до вступления в силу новой Конституции России, применяются в части, не противоречащей этой Конституции.

Принципиальное значение для действия административно - правовых норм как в пространстве, так и во времени имеет следующее положение Конституции Российской федерации 1993 года: любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться (т.е. действовать), если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Действие нормативно – правовых актов во времени. Действие во времени определяется моментами вступления нормативного акта в силу и утраты им юридической силы.

Нормативно-правовые акты могут вступать в силу:

а) с момента принятия;

б) со времени, указанного в самом нормативном акте или в специальном акте о введении его в действие (таким временем может быть момент опубликования );

в) по истечении нормативно установленного срока со дня их опубликования.

Так, согласно ст. 104 Конституции Республики Беларусь, законы подлежат немедленному опубликованию после их подписания и вступают в силу через десять дней после опубликования, если в самом законе не установлен иной срок. Декреты Президента публикуются и вступают в силу в таком же порядке. Правовые акты, не имеющие нормативного характера, решения Конституционного Суда, постановления пленумов Верховного Суда вступают в силу со дня их принятия, если в этих актах не установлен иной срок. Указы Президента Республики Беларусь, постановления Совета Министров Республики Беларусь и иные правовые акты вступают в силу со дня включения их в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, если в этих актах не установлен иной срок. Нормативные правовые акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан, вступают в силу только после их официального опубликования. При этом, как правило, акты публикуются после включения их в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. Ведомственные нормативно – правовые акты, если они не затрагивают права, свободы и обязанности граждан, подлежат регистрации в Министерстве юстиции и вступают в силу с момента регистрации, если иной срок не указан в самом акте.

Некоторые акты нормативного характера имеют значение для узкого круга субъектов. В этих случаях они могут не публиковаться, а направляться соответствующими органами для применения. Также акты начинают действовать обычно с момента получения их этими органами, если не установлен иной срок введения их в действие.

Утрата юридической силы происходит вследствие:

а) истечения срока, заранее установленного в самом нормативном акте;
б) прямой официальной отмены действующего нормативно-правового акта;
в) замены одного нормативно-правового акта другим актом, устанавливающим новые правила регулирования той же социальной сферы.

По общему правилу закон обратной силы не имеет, то есть он не распространяется на правоотношения, возникшие до его вступления в силу. На практике это означает, например, что суд даже во время действия нового закона будет решать дело в соответствии с прежним законом. В порядке исключения нормативно-правовой акт обретает обратную силу:

а) если указание на это имеется в самом акте;

б) если он устраняет или смягчает административную ответственность.

Действие нормативно – правовых актов в пространстве

В пространстве нормативно-правовые акты в зависимости от своего вида могут:

а) распространяться на всю территорию государства;

б) действовать лишь на какой-то точно определенной части страны;

При этом под государственной территорией понимается, воздушное, водное, наземное пространство , которое находится под суверенитетом данного государства и на которое государство распространяет свою власть. Суверенитет государства распространяется на территорию своих посольств, военных кораблей, всех кораблей в открытом море и других объектов, принадлежащих государству и находящихся в открытом море или космосе.

Порядок, в соответствии с которым законы не распространяются на то или иное пространство или лиц, называется экстерриториальностью. Принцип экстерриториальности означает, что в пределах границ любого государства в соответствии с нормами международного права могут находиться участки территории и лица, на которых не распространяется юрисдикция данного государства.

Действие нормативно – правовых актов по кругу лиц

Действие нормативно-правового акта по кругу лиц подчиняется общему правилу: он распространяется на всех лиц, находящихся на территории его действия и являющихся его адресатами. Однако из этого правила имеются исключения:

а) иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть субъектами ряда правоотношений (например, состоять на службе в Вооруженных Силах РБ, на гос.службе, избираться и быть избранными );

б) иностранные граждане, наделенные дипломатическим иммунитетом и пользующиеся правом экстерриториальности, не несут административной ответственности;

в) некоторые нормативно-правовые акты распространяют свое действие и на тех граждан, которые находятся за ее пределами (например, Закон о гражданстве ).

Круг лиц, на которых распространяет свое действие тот или иной нормативно-правовой акт, может определяться также по признаку пола, по возрасту (несовершеннолетние ), по профессиональной принадлежности (например, военнослужащие ), по состоянию здоровья (инвалиды ) и др.

Кроме того, многие административно-правовые нормы регулируют лишь деятельность органов, должностных лиц, предприятий, учреждений и организаций. Акты министерств чаще всего действуют лишь в рамках системы данного министерства. Вместе с тем многие правила, устанавливаемые государственными комитетами и некоторыми министерствами, имеют межотраслевой характер и обязательны для исполнения соответствующими предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от их подчиненности.

Вступление административно-правовой нормы в силу мо­жет быть определено специальным актом, принятым соответ­ствующим государственным органом. В то же время возможно индивидуальное решение вопроса о порядке вступления в силу той или иной нормы или нормативного акта в целом.

Действие административно-правовых норм начинается с момента принятия актов, содержащих эти нормы, и доведения их в необходимых случаях до сведения исполнителей. Вместе с тем акты, содержащие нормы, предусматривающие администра­тивную ответственность граждан, вступают в силу через опреде­ленный срок, как правило, через 10 дней после опубликова­ния. Это сделано для того, чтобы люди могли ознакомиться с содержанием таких решений.

Вопрос об утрате административно-правовой нормой юри­дической силы решается обычно путем ее официальной отме­ны специальным актом государственного органа.

Как правило, действие норм рассчитано на неопределенное время. Однако нередко встречаются нормы, действие которых связано с наступлением определенного события (стихийное бедствие, эпидемия и т.д.), с совершением факта, а также с точно определенным сроком (например, «до окончания весенне-лет­них полевых работ»). В предусмотренных законом случаях дей­ствие нормативных актов управления может быть приостанов­лено на определенное время.

В отношении административно-правовых норм, в особеннос­ти норм, устанавливающих или усиливающих ответственность, действует общее правило о том, что обратной силы они не име­ют. Однако встречаются случаи, когда действие той или иной нормы распространяется и на ранее возникшие отношения. Та­кое обстоятельство специально оговаривается в нормативном акте.

Действие административно-правовой нормы в пространстве связано с положением органа, издающего нормативный акт, в системе органов государственного управления. В этой связи раз­личают нормы государственного и местного масштаба, нормы общего характера и нормы отраслевые, а также нормы локаль­ные, действующие в пределах одного предприятия, учреждения.

Действие административно-правовых норм по кругу физи­ческих лиц связано с распространением устанавливаемых ими правил на всех граждан либо на их отдельные группы (военно­служащие, пассажиры). Кроме того, многие административно-правовые нормы регулируют лишь деятельность органов, долж­ностных лиц, предприятий, учреждений и организаций. Акты министерств чаще всего действуют лишь в рамках системы дан­ного министерства. Вместе с тем многие правила, устанавливае­мые государственными комитетами и некоторыми министерства­ми, имеют межотраслевой характер и обязательны для исполне­ния соответствующими предприятиями, учреждениями и орга­низациями, независимо от их подчиненности.

ИСТОЧНИКИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

Юридические нормы нуждаются во внешних формах выра­жения, иначе возникает трудность ознакомления с ними людей, которым они адресованы.

Источники административного права - внешнее выраже­ние административно-правовых норм; иными словами - юриди­ческие акты различных государственных органов, в которых со­держатся административно-правовые нормы.

К основным источникам административного права от­носятся:

Конституция Республики Беларусь;

Законы Республики Беларусь;

Декреты, указы Президента Республики Беларусь;

Нормативные правовые акты Правительства Республики Бе­ларусь (постановления и распоряжения);

Нормативные правовые акты местных Советов депутатов, их исполнительных и распорядительных органов;

Международные договоры и нормативные правовые акты, направленные на реализацию международных обязательств Рес­публики Беларусь (акты, заключенные между странами - уча­стницами СНГ, связанные с вопросами обеспечения и безо­пасности дорожного движения, таможенного контроля и т.д.).

Отдельную группу нормативных правовых актов составля­ют регламенты, принимаемые (издаваемые) главой государства, органами законодательной, исполнительной, местных властей, содержащие совокупность правил, определяющих процедуру де­ятельности соответствующих органов.

Источниками административного права внутриорганизационного характера можно назвать нормативные акты руководи­телей государственных концернов, объединений, предприятий и учреждений (или акты их коллективных органов).

Глава 4

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

Административно-правовые отношения являются разновид­ностью правовых отношений, разнообразных по своему характе­ру, юридическому содержанию, их участникам.

Административно-правовое отношение - это урегулирован­ное административно- правовой нормой управленческое обще­ственное отношение, в котором стороны выступают как носите­ли взаимных прав и обязанностей, установленных и гарантированных административно-правовой нормой.

Признаки административно-правовых отношений:

Возникновение на основе норм административного права;

Возникновение в сфере деятельности исполнительной власти;

Наличие обязательного субъекта, наделенного государствен­но-властными полномочиями;

Участники этих отношений наделены субъективными права­ми и юридическими обязанностями;

Правовые отношения имеют много разновидностей;

Реализация субъективных прав и исполнение юридических обязанностей обеспечены возможностью государственного принуждения;

Споры, возникающие между сторонами административно-пра­вовых отношений, разрешаются, как правило, в администра­тивном (внесудебном) порядке.

Предусматривая возможность возникновения административ­но-правовых отношений в тех или иных условиях и между теми или иными сторонами, административно-правовая норма зара­нее устанавливает объем полномочий этих сторон, а также юри­дическую ответственность за неисполнение обязанностей или нарушение прав. Административно-правовая норма для одной стороны определяет вид и меру возможного поведения, а для другой - вид и меру должного поведения.

Вместе с тем административно-правовые отношения нельзя понимать так, что у одной стороны есть только обязанности, а у другой - только права. Свойственный административно-право­вому регулированию метод, хотя и предопределяет юридическое властвование одной из сторон управленческих отношений, од­нако не превращает вторую сторону в пассивного участника, не имеющего соответствующих прав. Например, гражданин, подав­ший жалобу в орган управления, вправе требовать ее приема и рассмотрения в определенные сроки. Данному праву соответ­ствует обязанность органа управления принять и зарегистриро­вать жалобу, рассмотреть ее в установленные сроки. Следова­тельно, налицо взаимные права и обязанности сторон админист­ративно-правового отношения, но при этом у одной из сторон, как правило, есть такие юридические полномочия, которых нет у другой стороны, или их объем менее значителен.

Конкретную реализацию административно-правовые отноше­ния находят в повседневном взаимодействии субъекта и объек­та управления. Для них характерно единство содержания, ибо все они являются административными, и единство формы - ад­министративно-правовой. Их административные черты выража­ются в том, что только одна сторона правомочна принять офи­циальное юридически властное решение. Важно подчеркнуть, что отраженная в административно-правовом отношении властность определяется не усмотрением сторон, а вытекает непосредствен­но из содержания соответствующей нормы административного права. Субъект государственного управления реализует в адми­нистративно-правовых отношениях принадлежащие ему юриди­чески властные полномочия в тех случаях, когда в этом возни­кает необходимость.

Административное правоотношение имеет свою структуру, т.е. состоит из определенных элементов.