Домой / Образцы документов / Бездействие органов местного самоуправления ответственность. Система органов и должностных лиц местного самоуправления. местного самоуправления перед населением

Бездействие органов местного самоуправления ответственность. Система органов и должностных лиц местного самоуправления. местного самоуправления перед населением

Важнейшим условием эффективности местного самоуправления является его организационная структура, которая должна соответствовать задачам и функциям местного самоуправления, служить оптимальному сочетанию в деятельности органов местного самоуправления местных (муниципальных), региональных и общегосударственных интересов.

В соответствии с Конституцией РФ население самостоятельно определяет структуру органов местного самоуправления своего муниципального образования (ст. 131). При этом Конституция РФ дает основание для выделения в этой структуре двух видов органов местного самоуправления: а) выборных и б) других органов местного самоуправления, формируемых иным (не выборным) путем (ст. 130). Формирование и деятельность органов местного самоуправления в отличие от органов государственной власти осуществляется без обязательного учета принципа разделения властей, который согласно ст. 10 Конституции РФ лежит в основе организации государственной власти. При этом органы местного самоуправления одного муниципального образования не находятся в подчинении органов местного самоуправления другого муниципального образования.

Структура органов местного самоуправления муниципального образования закрепляется в его уставе и включает в себя перечень конкретных органов местного самоуправления (выборных и иных), образуемых в соответствии с требованиями закона.

Закон об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации 1995 г. установил, что муниципальное образование должно иметь представительный орган местного самоуправления, состоящий из депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Федерации (ст. 15).

Вместе с тем данный Закон не исключил возможности осуществления полномочий представительного органа местного самоуправления в небольших муниципальных образованиях непосредственно населением - на собрании (сходе) граждан. Представительный орган местного самоуправления в муниципальном образовании в этом случае не создавался. Так, по данным Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (ЦИК России) в 1998 г. в 534 муниципальных образованиях 15 субъектов РФ полномочия представительных органов местного самоуправления осуществляли собрания (сходы) граждан1.

Помимо выборного представительного органа местного самоуправления уставом муниципального образования могло быть предусмотрено образование других выборных органов, выборных должностных лиц.

Указанный Закон предусматривал возможность введения уставом муниципального образования должности главы муниципального образования, который: а) избирался либо населением непосредственно на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, либо представительным органом местного самоуправления из своего состава в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов Федерации; б) возглавлял деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования; в) наделялся уставом муниципального образования собственной компетенцией по решению вопросов местного значения; г) согласно уставу мог входить в состав предста

вительного органа местного самоуправления и председательствовать на его заседаниях; д) был подотчетен населению и представительному органу местного самоуправления; е) занимая выборную муниципальную должность, не относился в силу этого к категории муниципальных служащих.

Практика также показывала, что уставом муниципального образования могла быть предусмотрена должность главы администрации муниципального образования, не обладающего статусом главы муниципального образования, осуществляющего свою деятельность на основе трудового договора (контракта), не являющегося выборным лицом и относящегося к категории муниципальных служащих. Вместе с тем уставы многих муниципальных образований признавали право главы муниципального образования совмещать две должности: главы администрации муниципального образования и председателя представительного органа, т. е. глава муниципального образования руководил исполнительно-распорядительным и представительным органами муниципального образования. Это не противоречило Закону об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации 1995 г., но очень часто затрудняло развитие демократических начал в работе указанных органов местного самоуправления. Субъекты Федерации, принимая законы о местном самоуправлении, о муниципальных выборах не вправе были предрешать вопрос об определении структуры органов местного самоуправления предписанием обязательного образования тех или иных органов и должностных лиц местного самоуправления, установлением основ их взаимоотношений, разграничением полномочий между ними.

Закон об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации 2003 г. вносит значительные изменения в организационную структуру местного самоуправления, во многом унифицируя ее. В соответствии с указанным Законом структура органов местного самоуправления каждого муниципального образования обязательно должна включать:

а) представительный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать решения от его имени;

б) главу муниципального образования - высшее должностное лицо, которое избирается либо на муниципальных выборах, либо представительным органом из числа депутатов;

в) местную администрацию - исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, которым в соответствии с уставом муниципального образования руководит на принципах единоначалия либо глава муниципального образования, либо лицо, назначенное на должность главы местной администрации по контракту.

В структуре органов местного самоуправления могут также быть предусмотрены и другие выборные и формируемые иным путем органы местного самоуправления.

Так, может быть образован контрольный орган (контрольно- счетная палата, ревизионная комиссия и др.) в целях контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом. Этот орган формируется либо на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования.

Для организации и проведения муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву выборных лиц местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, его преобразования создается избирательная комиссия муниципального образования (далее - ИКМО). Последняя является муниципальным органом, который, однако, не входит в структуру органов местного самоуправления, обладающих полномочиями решать вопросы местного значения.

Регулируя вопросы организационной структуры местного самоуправления, Закон об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации 2003 г. закрепляет также, что:

1) органы местного самоуправления избираются непосредственно населением и (или) образуются представительным органом муниципального образования; участие органов государственной власти и их должностных лиц в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных настоящим Законом;

2) порядок формирования, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления определяются уставом муниципального образования в соответствии с требованиями Закона;

3) изменения и дополнения, внесенные в устав муниципального образования и изменяющие структуру органов местного самоуправления, полномочия органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления вступают в силу после истечения срока полномочий представительного органа, принявшего муниципальный правовой акт о внесении в устав указанных изменений и дополнений;

4) представительный орган избирается на муниципальных выборах (однако представительный орган муниципального района может формироваться и иным способом, установленным Законом);

5) необходимо соблюдение требования о минимальной численности депутатов представительного органа, установленного Законом;

6) глава муниципального образования не может быть одновременно председателем представительного органа муниципального образования и главой местной администрации, за исключением случаев, предусмотренных Законом;

7) выборные должностные лица местного самоуправления могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе в соответствии с Законом и уставом муниципального образования; на постоянной основе могут работать не более 10% депутатов от установленной численности представительного органа муниципального образования;

8) органы местного самоуправления, которые в соответствии с Законом и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом;

9) финансирование расходов на содержание органов местного самоуправления осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований.

Согласно п. "н" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в сфере совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Однако содержание конституционного термина "общие принципы" законодательно не определено, что дает федеральному законодателю практически неограниченные возможности в регламентации деятельности органов местного самоуправления в Российской Федерации. Можно полагать, что в предусмотренном ст. 72 Конституции Российской Федерации федеральном законе должны содержаться лишь основные, исходные положения по организации деятельности органов местного самоуправления. В свою очередь, субъекты Российской Федерации в своих нормативных правовых актах должны конкретизировать такие основные принципы.

В развитие федерального и регионального законодательства статус органов местного самоуправления закрепляется в уставах соответствующих муниципальных образований . В данных уставах регулируются основные положения по организации органов местного самоуправления. Помимо этого во многих муниципальных образованиях принимаются и специальные положения, регулирующие статус органов местного самоуправления (о представительном органе, главе муниципального образования, администрации муниципального образования, контрольном органе муниципального образования и др.). Однако в этих положениях отдельные полномочия органов местного самоуправления могут лишь получать дальнейшую конкретизацию, и в них не должно осуществляться изменение компетенции органов местного самоуправления, установленной уставом муниципального образования.

Вопросы, отнесенные к компетенции органов местного самоуправления, решаются ими самостоятельно. Вмешательство органов государственной власти в их компетенцию недопустимо.

Органы местного самоуправления обладают значительными полномочиями в различных сферах жизни соответствующего муниципального образования. Конечно же, нельзя забывать, что компетенция органов местного самоуправления не может быть безграничной, поскольку значительная часть полномочий в соответствующих сферах осуществляется также федеральными и региональными органами государственной власти.

Структура органов местного самоуправления

Структуру органов местного самоуправления составляют:

  • представительный орган;
  • глава муниципального образования;
  • местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования);
  • контрольный орган муниципального образования;
  • иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Уставом муниципального образования, имеющего статус сельского поселения, внутригородского муниципального образования города федерального значения, может быть предусмотрено формирование исполнительно-распорядительного органа, возглавляемого главой муниципального образования, исполняющим полномочия председателя представительного органа муниципального образования.

Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования.

Наименования представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) устанавливаются законом субъекта Федерации с учетом исторических и иных местных традиций.

Выборное должностное лицо местного самоуправления - это должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах.

Член выборного органа местного самоуправления - это выборное должностное лицо органа местного самоуправления, сформированного на муниципальных выборах.

Депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления обеспечиваются условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий.

Срок полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливается уставом муниципального образования и не может быть менее двух и более пяти лет.

Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы выборного органа местного самоуправления нового созыва.

Полномочия выборного должностного лица местного самоуправления начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного должностного лица местного самоуправления.

Депутаты представительного органа муниципального образования не могут одновременно исполнять полномочия выборных должностных лиц местного самоуправления, замещать должности руководителей муниципальных органов, муниципальных учреждений и предприятий , за исключением случаев, установленных Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Выборные должностные лица местного самоуправления не могут одновременно замещать должности руководителей муниципальных органов, муниципальных учреждений и предприятий.

Депутаты представительного органа муниципального образования, выборные должностные лица местного самоуправления не могут одновременно исполнять полномочия депутата, выборного должностного лица местного самоуправления иного муниципального образования, за исключением случаев, установленных Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Осуществляющие свои полномочия на постоянной основе депутат, член выборного органа, выборное должностное лицо местного самоуправления не вправе:

Депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, в том числе по истечении срока их полномочий. Данное положение не распространяется на случаи, когда депутатом, членом выборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом.

В целях недопущения коррупционных действий установлено, что депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, осуществляющие полномочия на постоянной основе, не могут участвовать в качестве защитника или представителя (кроме случаев законного представительства) по гражданскому или уголовному делу либо делу об административном правонарушении .

Формами работы депутатов с избирателями являются встречи с избирателями, их прием, рассмотрение поступивших предложений, заявлений и жалоб избирателей, по результатам которых депутаты принимают меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации и уставом муниципального образования. Депутат отвечает на письма избирателей, изучает поступившие от них предложения и жалобы, осуществляет личный прием граждан . Общий порядок работы депутатов с избирателями, процедура обращений депутатов в органы государственной власти и органы местного самоуправления, вопросы гарантий депутатской деятельности, материального обеспечения депутатов при работе с избирателями, как правило, определяются уставом муниципального образования или регламентом представительного органа.

Досрочное прекращение полномочий депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица местного самоуправления.

Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае:

  • смерти;
  • отставки по собственному желанию;
  • признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
  • признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;
  • вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;
  • выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства ;
  • прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления; приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина России на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин России, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;
  • отзыва избирателями;
  • досрочного прекращения полномочий соответствующего органа местного самоуправления;
  • призыва на военную службу или направления на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу;
  • в иных случаях, установленных Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Органы местного самоуправления - это муниципальные органы, наделенные полномочиями по решению вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти Компетенция органов местного самоуправления определяется законами и уставами муниципальных образований Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно
Выборный, представительный орган местного самоуправления состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании Численный состав представительного органа определяется уставом муниципального образования
В исключительном ведении представительных органов находятся:
¦ принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования;
¦ утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
¦ принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;
¦ установление местных сборов и налогов;
¦ установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью;
¦ контроль за деятельностью органов местного самоуправления и их должностных лиц.
Представительный орган местного самоуправления принимает решения в коллегиальном порядке.
Уставом муниципального образования могут быть предусмотрены должность главы, а также должности иных выборных должностных лиц местного самоуправления. Глава муниципального образования избирается гражданами, проживающими на территории муниципального образования, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании либо представительным органом местного самоуправления из своего состава в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации Согласно уставу муниципального образования избранный населением глава этого образования может быть наделен правом входить в состав представительного органа местного самоуправления и председательствовать на его заседаниях
Глава муниципального образования и другие выборные должностные лица в соответствии с уставом подотчетны непосредственно населению и представительному органу местного самоуправления Глава муниципального образования, депутат, член выборного органа местного самоуправления и другие выборные должностные лица в соответствии с уставом осуществляют свои полномочия на постоянной основе.
Срок полномочий выборного органа местного самоуправления и выборного должностного лица не может быть меньше двух лет. Полномочия выборного должностного лица местного самоуправления начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного должностного лица. Уставами муниципальных образований может быть предусмотрена возможность отзыва населением выборного должностного лица
Статус депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица местного самоуправления и ограничения, связанные со статусом этих органов и лиц, устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов Федерации
Выборные должностные лица местного самоуправления, так же как депутаты и члены выборных органов местного самоуправления, на территории муниципального образования не могут быть задержаны (за исключением случаев задержания на месте преступления), подвергнуты обыску по месту жительства или работы, арестованы, привлечены к уголовной ответственности без согласия прокурора
Органы местного самоуправления и должностные лица по вопросам своего ведения принимают (издают) правовые акты Наименование и виды этих актов органов местного самоуправления, выборных и других должностных лиц, полномочия по изданию актов, порядок их принятия и вступления в силу определяются уставом муниципального образования Нормативные правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования. Выборные и иные органы местного самоуправления являются юридическими лицами, а лица, осуществляющие службу на должностях в органах местного самоуправления, являются муниципальными служащими

Еще по теме 7.4. Органы и должностные лица местного самоуправления:

  1. Глава 11. ОРГАНЫ И ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
  2. § 3. Органы местного самоуправления как юридические лица
  3. § 4. Статус депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица местного самоуправления
  4. § 4. Голосование по отзыву депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица местного самоуправления.

Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством наступает в следующих случаях:

Нарушения Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституции (устава), законов субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования;

Ненадлежащего осуществления органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий. При этом в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» сделана важная оговорка о том, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий только в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств (ч. 3 ст. 20).

Российская Федерация вправе предусмотреть адекватные меры ответственности органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления, в том числе досрочное прекращение полномочий данных органов и выборных лиц. Само по себе досрочное прекращение полномочий не может рассматриваться как неправомерное вмешательство органов государственной власти в деятельность органов местного самоуправления при условии, что оно сопровождается назначением новых выборов и как разновидность ответственности соразмерно степени совершенного нарушения и значимости защищаемых интересов.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в ст. ст. 73 и 74 предусматривает особенности ответственности перед государством представительного органа муниципального образования, а также главы муниципального образования и главы местной администрации.

Ответственность главы муниципального образования или главы местной администрации перед государством наступает в случаях:

1) издания таким должностным лицом местного самоуправления нормативного правового акта, противоречащего Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, конституции (уставу) и законам субъекта Федерации, уставу муниципального образования, и если такие противоречия установлены соответствующим судом. При этом ответственность перед государством наступает только в случае, если это должностное лицо в течение двух месяцев со дня вступления в силу решения суда (либо в течение иного предусмотренного решением суда срока) не приняло в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда;

2) совершения таким должностным лицом действий (в том числе принятия им правового акта, не носящего нормативного характера), влекущих нарушение прав и свобод человека и гражданина, угрозу единству и территориальной целостности, национальной безопасности, обороноспособности, единству правового и экономического пространства Российской Федерации, нецелевое расходование субвенций из федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации. Данные факты также должны быть установлены соответствующим судом. При этом ответственность перед государством наступает только в случае, если это должностное лицо не приняло в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда.


В обоих из указанных случаев глава исполнительной власти субъекта Российской Федерации издает правовой акт об отрешении от должности главы муниципального образования или главы местной администрации. При этом Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлены пределы срока издания такого правового акта. Этот срок не может быть менее одного месяца со дня принятия последнего решения суда, необходимого для издания указанного акта, а также не может превышать шести месяцев со дня вступления в силу этого решения суда.

Отдельные полномочия органов местного самоуправления могут быть временно возложены на органы государственной власти субъектов Российской Федерации в случаях:

а) если в связи со стихийным бедствием, катастрофой, иной чрезвычайной ситуацией органы местного самоуправления отсутствуют и (или) не могут быть сформированы;

б) если вследствие решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления возникает просроченная задолженность муниципальных образований по исполнению своих долговых и (или) бюджетных обязательств, определенная в порядке, установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации, превышающая 30% собственных доходов бюджета муниципального образования в отчетном году, и (или) просроченная задолженность муниципальных образований по исполнению своих бюджетных обязательств, превышающая 40% бюджетных ассигнований в отчетном финансовом году, при условии выполнения бюджетных обязательств федерального и регионального бюджетов в отношении бюджетов указанных муниципальных образований;

в) если при реализации полномочий за счет предоставления субвенций местным бюджетам органами местного самоуправления допускается установленное соответствующим судом нецелевое расходование бюджетных средств либо нарушение Конституции Российской Федерации, федерального закона, иных нормативных правовых актов.

Федеральным законом установлены ограничения на исполнение отдельных полномочий органов местного самоуправления органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Так, не могут быть временно возложены на региональные органы государственной власти следующие полномочия органов местного самоуправления:

Принятие устава муниципального образования, внесение в него изменений и дополнений;

Установление структуры органов местного самоуправления;

Изменение границ территории муниципального образования.

Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлены судебные гарантии местного самоуправления в случае принятия решений о временном исполнении полномочий органов местного самоуправления региональными органами государственной власти. Решения органов государственной власти субъектов Российской Федерации могут быть обжалованы в судебном порядке.

68. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед физически­ми и юридическими лицами.

Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами в соответствии со статьей 76 Федерального закона 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наступает в порядке, установленном федеральными законами.

Органы и должностные лица в пределах своей компетенции обязаны принимать обращения граждан, юридических лиц, рассматривать их в сроки и порядке, установленных законом, давать на них мотивированные ответы, принимать меры по защите и восстановлению нарушенных прав граждан, а также привлекать виновных в нарушении таких прав к дисциплинарной ответственности.

В судебном порядке согласно статье 78 указанного Федерального закона могут быть обжалованы как решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, так и решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.

Рассмотрение таких жалоб-исков осуществляется в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», главой 25 ГГПК РФ и главой 24 АПК РФ.

Физическими и юридическими лицами.

Вопрос 2. Ответственность органов и должностных лиц

местного самоуправления перед населением,

Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением, физическими и юридическими лицами квалифицируется как муниципально-правовая ответственность.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ устанавливает такую ответственность рамочно, определяя, что органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут эту ответственность в соответствии с федеральными законами.

Федеральный закон 131-ФЗ достаточно лаконично прописывает данный вид ответственности.

В качестве субъектов ответственности перед населением закон называет органы местного самоуправления, депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления.

Основания наступления ответственности органов местного самоуправления, депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления перед населением и порядок решения соответствующих вопросов Федеральный закон 131-ФЗ (статья 71, ч. 1) предлагает определять уставам муниципальных образований в соответствии с этим Федеральным законом.

Федеральный закон 131-ФЗ (статья 71, ч. 2) в качестве меры муниципально-правовой ответственности называет отзыв депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления.

Основаниями для отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления согласно статье 24 (ч. 2) этого же закона могут служить только его конкретные противоправные решения или действия (бездействие) в случае их подтверждения в судебном порядке.

Закон устанавливает ограничение на отзыв депутата представительного органа: отзыв депутата не применяется в случае, если все депутатские мандаты или часть депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования замещаются депутатами, избранными в составе списков кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями.

Бюджетный кодекс РФ (статья 273) устанавливает санкцию в форме недоверия органу исполнительной власти и его должностным лицам в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования. Такая санкция применяется представительным органом местного самоуправления к указанным органам и лицам в связи с отклонением отчёта об исполнении бюджета по мотивам несоответствия его исполнения решению об утверждении бюджета и может предшествовать отзыву выборных должностных лиц органов местного самоуправления, привлечения к иным формам ответственности исполнительного органа либо его должностных лиц.



Е.С. Шугрина приводит ряд примеров таких санкций, заложенных в уставы муниципальных образований .

По мотиву недоверия в соответствии с уставом муниципального образования «Алтайский район» могут быть досрочно прекращены полномочия его представительного органа.

В соответствии с Уставом города Саранска городской Совет может выразить недоверие главе города. Решение о досрочном прекращении полномочий главы города в случае выражения недоверия принимается городским Советом 2/3 голосов от установленного числа депутатов при тайном голосовании только после получения письменного объяснения от главы города и предоставления ему права в ходе сессии городского Совета давать устные объяснения, заявлять ходатайства и представлять необходимые материалы (документы, письма и т.п.), за исключением случаев, когда глава города отказался от этих прав, в том числе от представления письменного объяснения.

В Уставе города Пскова дополнительно предусмотрена возможность выражения недоверия должностным лицам администрации города. Группа депутатов городской Думы, насчитывающая не менее 1/3 от установленного числа депутатов городской Думы, вправе внести на заседание городской Думы мотивированное предложение о выражении недоверия должностным лицам администрации города. Решение о выражении недоверия должностным лицам администрации принимается на сессии городской Думы 2/3 голосов от установленного числа депутатов городской Думы. Такое решение является основанием для их освобождения от занимаемой должности мэром города в порядке, установленном законодательством, или может быть обжаловано в суде.

Досрочное прекращение полномочий . В статье 30 Устава Опочецкого района Псковской области предусмотрено досрочное прекращение полномочий главы в случае несоблюдения ограничений, связанных со статусом главы района.

Глава района, в частности, не вправе занимать другие должности в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях; заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме научной, преподавательской и иной творческой деятельности; принимать участие в забастовках; использовать полномочия главы района в интересах политических партий, религиозных и других общественных объединений (статья 29 Устава).

В Уставе Котласского района Архангельской области предусмотрено, что полномочия Собрания депутатов прекращаются досрочно, если на референдуме по отзыву главы муниципального образования, проведенном по инициативе Собрания депутатов, решение об отзыве не принято. Аналогичный механизм предусмотрен в Уставе города Петрозаводска.

Отставка, роспуск. Отставка – это досрочное прекращение полномочий органа местного самоуправления или его должностного лица по решению вышестоящего лица или органа.

Статья 74.1 Федерального закона 131-ФЗ предусматривает удаление в отставку главы муниципального образования в качестве меры муниципально-правовой ответственности.

Инициатива удаления главы муниципального образования в отставку может исходить от депутатов представительного органа муниципального образования или от высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Основаниями для удаления главы муниципального образования в отставку в соответствии с Федеральным законом являются:

Решения, действия (бездействие) главы муниципального образования, повлекшие (повлекшее) наступление последствий, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 1 статьи 75 Федерального закона 131-ФЗ;

Неисполнение в течение трёх и более месяцев обязанностей по решению вопросов местного значения, осуществлению полномочий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, уставом муниципального образования, и (или) обязанностей по обеспечению осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации;

Неудовлетворительная оценка деятельности главы муниципального образования представительным органом муниципального образования по результатам его ежегодного отчета перед представительным органом муниципального образования, данная два раза подряд.

Основаниями, предусмотренными пунктами 2 и 3 части 1 статьи 75 Федерального закона 131-ФЗ, являются:

Действия (бездействие) органов местного самоуправления, вследствие которых возникает просроченная задолженность муниципальных образований по исполнению своих долговых и (или) бюджетных обязательств, определенная в порядке, установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации, превышающая 30 процентов собственных доходов бюджетов муниципальных образований в отчётном финансовом году, и (или) просроченная задолженность муниципальных образований по исполнению своих бюджетных обязательств, превышающая 40 процентов бюджетных ассигнований в отчётном финансовом году, при условии выполнения бюджетных обязательств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации в отношении бюджетов указанных муниципальных образований;

Допущение органами местного самоуправления нецелевого расходования бюджетных средств либо нарушение Конституции Российской Федерации, федерального закона, иных нормативных правовых актов, установленные соответствующим судом.

В статье 46 Устава Алтайского района Республики Хакасия предусматривается, что полномочия главы администрации муниципального образования «Алтайский район» прекращаются досрочно в случаях:

Отзыва избирателями муниципального образования;

Отрешения от должности;

Отставки в связи с выражением ему недоверия населением на местном референдуме.

В статье 47 Устава города Петрозаводска закрепляется, что ответственность должностных лиц администрации города Петрозаводска наступает в случае принятия соответствующего решения главой местного самоуправления города Петрозаводска: 1) единолично в соответствии с законодательством Российской Федерации; 2) на основании решения Петрозаводского городского Совета.

Приведённые примеры свидетельствуют о том, что представительные органы муниципальных образований достаточно широко используют предоставленное им право определять и закладывать в уставы меры муниципально-правовой ответственности как в отношении выборных, так и назначаемых должностных лиц органов местного самоуправления.

Вместе с тем профессор В.В. Пылин справедливо констатирует сложность реализации предусмотренных Федеральным законом 131-ФЗ мер муниципально-правовой ответственности перед населением в отношении депутатов представительных органов местного самоуправления.

2.2. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами согласно статье 76 Федерального закона 131-ФЗ наступает в порядке, установленном федеральными законами. Такую ответственность регламентируют по принадлежности Гражданский кодекс РФ и Бюджетный кодекс РФ.

В соответствии со статьёй 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездейст­вия) органов местного самоуправления или должностных лиц этих орга­нов, в том числе издания не соответствующего закону или иному право­вому акту акта органа местного самоуправления, подлежат возмещению муниципальным образованием.

Ответственность органов местного самоуправления может насту­пать в результате невыполнения ими условий договоров и соглашений с физическими и юридическими лицами, которые заключают органы местного самоуправления, осуществляя права собственника в от­ношении муниципального имущества или размещая заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд в соответствии со статьёй 54 Федерального закона 131-ФЗ.

Гражданский кодекс РФ статьёй 1069 устанавливает ответственность за вред, причинённый государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами.

Согласно этой статье вред, причинённый гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счёт соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Бюджетный кодекс РФ устанавливает порядок исполнения судебных актов по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причинённого гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов.

Согласно статье 242.2 (п. 4) Бюджетного кодекса исполнение судебных актов осуществляется за счёт ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете в течение трёх месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение.

Завершая рассмотрение данного вопроса, вернёмся к его истоку.

Как отмечалось в начале раздела, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» требует включать в устав муниципального образования виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов. Там же должны быть прописаны основания и процедура отзыва населением выборных должностных лиц местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления (статья 44, п. 8 указанного закона).

Реализация данного требования по мнению В.В. Кашо является одной из сложнейших задач муниципального правотворчества. По мнению автора это вызвано несовершенством соответствующей формулировки Закона и отсутствием сформировавшейся теории ответственности в муниципальном праве.

Нам представляется, что поручение представительным органам местного самоуправления (а именно они согласно Федеральному закону принимают устав муниципального образования) определять виды и меры ответственности для самих себя и своих коллег – должностных лиц местного самоуправления выглядит по меньшей мере нелогичным. Здесь как раз тот случай, когда именно государство, руководствуясь общепринятыми демократическими принципами и опытом стран со сложившимися традициями местного самоуправления, должно сформулировать свою позицию по видам и мерам ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления.


См.: Алексеев И.А. Структура, функции и принципы ответственности субъектов муниципально-правовых отношений по законодательству Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. – 2011. - № 1.

См., например: Шугрина Е.С. Особенности конституционно-правовой и муниципально-правовой ответственности органов и должностных лиц органов местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. – 2005. – № 5.

См., например: Масловская М.В. Проблемы правового регулирования административной ответственности должностных лиц местного самоуправления // Муниципальная служба: правовые вопросы. – 2010. - № 2.

См., например: Шугрина Е.С. Дисциплинарная ответственность выборных должностных лиц органов местного самоуправления // Право и политика. – 2006. – № 3.

См., например: Закон Белгородской области от 24 сентября 2007 г. № 150 «Об особенностях организации муниципальной службы в Белгородской области».

В ряде стран Европы есть административная ответственность, вплоть до лишения права голоса в случае неоднократного непосещения выборов. В законодательстве Греции и Турции предусмотрена уголовная ответственность в случае неоднократной неявки на выборы.

См.: Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об особенностях организации местного самоуправления в Российской Федерации». – Статья 71.

Там же. – Статья 24, ч. 2.1.

См.: Шугрина Е.С. Особенности конституционно-правовой и муниципально-правовой ответственности органов и должностных лиц органов местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. – 2005. – № 5.

См., например: Устав муниципального образования «Алтайский район». Утвержден решением Совета депутатов муниципального образования "Алтайский район" от 30 января 2003 года № 22. – Статья 41.

Устав города Саранска. Принят Саранским городским Советом депутатов 16 декабря 1997 года (в ред. от 26 ноября 2002 года).

Устав города Пскова. / Принят Постановлением Псковской городской Думы от 6 марта 1997 года № 132 (в ред. от 10 июля 2001 года) // Новости Пскова. 20 марта 1997.