Домой / Образцы документов / Что исследует методика «Пиктограмма» и как её применять? Наглядное моделирование в развитии речемыслительной деятельности у детей с общим недоразвитием речи (из опыта работы)

Что исследует методика «Пиктограмма» и как её применять? Наглядное моделирование в развитии речемыслительной деятельности у детей с общим недоразвитием речи (из опыта работы)

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Использование пиктограмм в речевом развитии в работе с детьми дошкольного возраста

2 слайд

Описание слайда:

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

3 слайд

Описание слайда:

Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания подрастающего поколения чрезвычайно важна. Необходимость компетентно ориентироваться в возрастающем объеме знаний предъявляет иные требования, чем были 30-40 лет назад. На первый план выдвигается задача формирования творческой личности, способной к активной умственной деятельности. Одним из важных показателей умственного развития ребенка является высокое речевое развитие.

4 слайд

Описание слайда:

Одним из наиболее перспективных методов реализации речевого воспитания является моделирование, поскольку мышление дошкольника отличается предметной образностью и наглядной конкретностью.

5 слайд

Описание слайда:

Как показывает практика, эффективным способом, позволяющим удовлетворять потребность неговорящего ребенка в общении является метод наглядного моделирования, в состав которого входит и метод пиктограмм.

6 слайд

Описание слайда:

Пиктогра́мма (от лат. Pictus - рисовать и греч. Γράμμα - запись) - знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде.

7 слайд

Описание слайда:

Актуальность использования пиктограмм заключается в том, что мышление ребенка развивается через наглядную и доступную форму.

8 слайд

Описание слайда:

Следовательно, актуальность использования пиктограмм в работе с дошкольниками состоит в том, что: во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к деятельности. Использование пиктограмм вызывает интерес и помогает решить эту проблему; во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”; в-третьих, применяя пиктограммы, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

9 слайд

Описание слайда:

Пиктограммы помогают детям овладеть связной речью, т.к. использование символов – заместителей, схем облегчает запоминание и увеличивает объем памяти и в целом развивает речемыслительную деятельность.

10 слайд

Описание слайда:

При использовании различных схем меняется характер деятельности детей: дети не только слышат свою или обращенную к ним речь, но и имеют возможность ее «видеть». При составлении рассказов по картинкам и пиктограммам дети легче запоминают новые слова не механически, а в процессе активного использования.

11 слайд

Описание слайда:

Использование пиктограмм в дошкольной педагогике называют по-разному. Воробъёва В.К. – сенсорно графическими схемами, Ткаченко Т.А. – предметно схематическими моделям, Большева Т.В. – коллажем, Ефименкова Л.Н. – схемой составления рассказа.

12 слайд

Описание слайда:

Таким образом, изучив психолого-педагогическую литературу у меня стал вопрос о необходимости использования пиктограмм и разработке нетрадиционных технологий в системе дошкольного образования для детей старшего дошкольного возраста. Цель внедрения в традиционный процесс интеллектуального воспитания образовательного учреждения - развитие памяти, воображения, мышления, повышение качества речемыслительной деятельности, всестороннее развитие личности.

13 слайд

Описание слайда:

Пиктограммы относятся к невербальным средствам общения и могут использоваться в следующих качествах: Как средство временного общения, для сохранения у ребёнка мотивации и желания общаться; Как средство постоянного общения для ребёнка, неспособного говорить в будущем; Как средство, облегчающее развитие общения, речи, когнитивных функций (символизации, формировании элементарных представлений и понятий) ; Как подготовительный этап к освоению письма и чтения у детей с проблемами в развитии (схема слова, схема предложения).

14 слайд

Описание слайда:

Этапы обучения работе с пиктограммами Ознакомление ребёнка со знаком-символом и уточнение его понимания Идентификация символа (показываем ребёнку пиктограммы, предлагаем опознать их и соотнести с реальным предметом или его реалистичным изображением на картине). Выбор нужной пиктограммы из ряда других (из нескольких пиктограмм ребёнок должен узнать и показать ту, которую назвал взрослый). Выбор двух одинаковых пиктограмм среди ряда других. Выбор такой же пиктограммы среди определённого множества других. Конструирование фразы с помощью пиктограмм (ребёнок выбирает и показывает пиктограммы в той последовательности, в какой произносятся слова, чтобы получилась нужная фраза). Выбор из нескольких фраз той, которую назвал взрослый.

15 слайд

Описание слайда:

2. Алгоритм установления связи между изображениями предметов и их функций. Составить из пиктограмм пару (предлагаем ребёнку соединить стрелкой пиктограмму изображающую предмет, с пиктограммой отражающей действие, которое можно производить с этим предметом: кукла – играть; яблоко – есть, или показать ребёнку действие и попросить соединить с предметом: слушать – уши; пить - вода). Выбрать те, которые относятся к одной тематической группе. Четвёртый лишний. Найти и исправить ошибку в парах пиктограмм, соединив стрелкой соответствующие друг другу (уши – слушать; глаза – смотреть). Найти и исправить ошибку во фразе (из нескольких пиктограмм выбрать нужную).

16 слайд

Описание слайда:

3. Последовательность логического конструирования фразы путём самостоятельного выбора необходимого символа. Составить из пиктограмм произнесённую взрослым фразу. Составить фразу из пиктограмм соединив их между собой по смыслу стрелками. Подобрать группу пиктограмм по заданному признаку. Составить логические цепочки.

17 слайд

Описание слайда:

Таким образом, система невербальных средств общения предусматривает формирование логической цепочки: 1. Первоначальное понятие «знак» (пиктограмма). 2. Обобщающее понятие. 3. Закрепление навыка самостоятельных действий с пиктограммами. 4. Самостоятельная ориентировка в системе знаков.

Умение быстро запоминать очень важно для детей, которые сталкиваются в процессе обучения в школе с необходимостью обрабатывать большие объёмы информации. Однако и с возрастом это свойство комплекса высших психических функций не теряет своей значимости. Существует несколько тестов, исследующих скорость и качество запоминания. Одним из наиболее интересных является методика А.Р. Лурии «Пиктограмма».

Описание теста «Пиктограмма» по методу А.Р. Лурии

Александр Романович Лурия - последователь Льва Семёновича Выготского, один из основоположников отечественной нейропсихологии. Тест «Пиктограмма», разработанный им в рамках развития этого направления науки, позволяет выявить особенности запоминания через ассоциативные связи. Целями исследования является:

  • выявление нюансов опосредованного запоминания;
  • оценка продуктивности памяти;
  • определение характера мыслительной деятельности;
  • изучение уровня развития образного мышления.

Методика не используется для диагностики дошкольников и младших школьников, а годится только для проведения тестирования среди испытуемых, имеющих как минимум 6–7 классов образования.

Тестирование можно проводить только среди детей, достигших возраста 12 лет

Применение методики для тестирования школьников

Стимульный материал для теста представляет собой набор из 15–20 слов или словосочетаний конкретного («голодный ребёнок») или абстрактного содержания («сомнение»):

  • весёлый праздник;
  • тяжёлая работа;
  • развитие;
  • вкусный ужин;
  • смелый поступок;
  • болезнь;
  • счастье;
  • разлука;
  • ядовитый вопрос;
  • дружба;
  • тёмная ночь;
  • печаль;
  • справедливость;
  • сомнение;
  • тёплый ветер;
  • обман;
  • богатство;
  • голодный ребёнок.

Причём методика не предполагает использование стандартизированного списка слов, экспериментатор может составить собственный набор или заменить лишь несколько предложенных вариантов. Таким образом, тест можно проводить столько раз, сколько того требует работа с конкретным испытуемым.

Организатору теста под силу придумать собственный набор несложных фраз для диагностики

Диагностика организуется как в групповой форме, так и в индивидуальной. Для проведения исследования испытуемому потребуется выдать лист бумаги и ручку или карандаш.

Инструкция для школьников 12–16 лет:

  1. Экспериментатор озвучивает условия проведения исследования: «Мы будем исследовать вашу зрительную память. Я начну называть слова, а ваша задача - нарисовать картинку, которая потом поможет вспомнить услышанное. Записывать, а также изображать отдельные буквы нельзя».
  2. Затем взрослый чётко и громко называет слова, оговаривая перед этим порядковый номер каждого выражения. Интервал между произнесением не должен быть более 1 минуты.
  3. В процессе рисования ребёнку можно задавать наводящие вопросы («Что ты рисуешь?» или «Как это поможет тебе вспомнить слово?»).
  4. Через 40–60 минут после окончания теста, во время которых экспериментатор разрешает школьникам заниматься другими делами, испытуемым предоставляются бланки с их ответами.
  5. После этого взрослый предлагает детям самостоятельно воспроизвести все услышанные слова, глядя на изображённые картинки (при групповой форме проведения теста школьникам потребуется подписать свои пиктограммы, а при индивидуальной ребёнку рекомендуется называть понятия не по порядку).

Для испытуемых более старшего возраста слова следует зачитывать с интервалом всего лишь в 30 секунд.

В процессе работы экспериментатор обязательно должен обратить внимание учащихся на то, что результаты теста не зависят от уровня их изобразительных способностей.

Обработка и интерпретация результатов

Если испытуемый рисует человечков в качестве иллюстраций ко всем понятиям, то это говорит о его общительности

  • А - абстрактные (нарисованные линии не оформлены в отдельный образ);
  • З - знаковые или символические (изображения представляют собой стрелки, квадраты, трапеции и так далее);
  • К - конкретные (представлены вполне определённые предметы);
  • С - сюжетные (нарисованные картинки объединены конкретной ситуацией);
  • М - метафорические (рисунки являются художественным вымыслом испытуемого; например, для понятия «радость» изображён подпрыгивающий человек).

Экспериментатор отмечает тип каждого рисунка, а затем подсчитывает частоту использования каждого из типов:

  • Если преобладают абстрактные и знаковые изображения (более 55%), то человек может быть отнесён к группе «мыслителей», которые нацелены на синтез получаемой информации, обобщение. Такие люди обладают высокой степенью развития абстрактно-логического мышления.
  • При часто встречающихся сюжетных и метафорических рисунках можно сделать вывод о творческом мышлении школьника. Подобных испытуемых называют «художниками». Такой результат характерен в основном для детей 12–14 лет.
  • Когда изображения в большинстве своём представлены определёнными предметами окружающего мира, это говорит о преобладании конкретно-действенного способа мышления. Такие люди стремятся к решению всех вопросов подходить с точки зрения рациональности. Их называют «практиками». Но обычно подобные результаты наблюдаются лишь у взрослых людей (чаще всего у учителей и руководящих работников).

Сделать заключение об уровне сформированности понятийного аппарата можно по тому, как свободно испытуемый воспроизводит слова по изображениям в финале тестирования.

Ещё один дополнительный параметр, который можно определить, - общительность. Если испытуемый рисует человечков и без заминок вспоминает слова, то он, вероятно, любит находиться в окружении людей. А вот когда по рисункам-человечкам ребёнку трудно сориентироваться, это говорит об инфантильности тестируемого.

Автор методики, кроме диагностики качества запоминания, предложил ещё оценивать истощаемость внимания. Для этого полагается проанализировать твёрдость нажима, а также нарастающую небрежность в выполнении задания. Чем ярче выражены изменения в этих характеристиках, тем выше истощаемость.

Оценка качественных показателей мышления проводится по 4 критериям:

  • Адекватность. Для понимания этого свойства достаточно посмотреть на 1–2 рисунка. Иногда требуется обратить внимание и на комментарий автора. Если заметна логичная и обоснованная связь между понятием и изображением, то экспериментатор отмечает пиктограмму знаком «+», при отсутствии таковой – «-». Нормой считается более 70% положительных отметок.
  • Умение восстанавливать образы спустя определёное количество времени. Оценивается количество правильно названных слов в финале тестирования. Норма - больше 80% слов и словосочетаний.
  • Соответствие пиктограммы реальному объекту. Конкретные рисунки оцениваются в 1 балл, абстрактные - в 3 балла. Если изображение сложно классифицировать, то засчитывается 2 очка. Затем определяется средний показатель. Норма - больше 2 баллов.
  • Оригинальность. При совпадении сюжета рисунков у нескольких тестируемых изображение оценивается в 1 балл, что говорит о заурядности подхода к выполнению поставленной задачи. Если пиктограмма уникальна, то за неё ставится 3 балла. Промежуточный вариант заслуживает 2 баллов. Нормой, как и в предыдущем случае, считается результат в 2 балла.

Пиктограмма Лурии позволяет оценить не только качество и скорость запоминания информации, но также составить представление о способности выстраивать ассоциативные связи между понятием и его образом и о таком важном показателе внимания, как истощённость. Таким образом, за короткий промежуток времени экспериментатор получает полную картину развития основных свойств мышления тестируемого.

Главная > Документ

Использование пиктограмм в коррекции нарушений развития учащихся.

Поль Л.А. - учитель-логопед,

Рыскалина Т.Е. - социальный педагог

Логическая память взрослого человека и есть

«вращенная внутрь мнемотехническая память»

Л.С. Выготский

Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» - искусство запоминания. Искусство запоминания названо словом «mnemonikon» по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины – матери девяти муз. Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский. Мнемотехнические приемы - это такие специальные приемы, которые призваны облегчить процесс запоминания. Вот только некоторые из них: Первый прием - приём образования смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации. Второй - ритмизация, то есть перевод информации в стихи, песни, рифмованные или ритмизованные строки.В современной педагогике этот приём успешно используется для запоминания правил правописания, таблицы умножения и другого учебного материала. Современные учителя охотно используют этот приём и на различных профессиональных конкурсах демонстрируют свои произведения.(Например: п сихиа тр и педиа тр пошли в теа тр .) Третий - запоминание длинных терминов с помощью созвучных слов. Четвертый -нахождение ярких, необычных образов, картинок, сюжетов, которые по «методу связки» соединяют с запоминаемой информацией. Этот метод используется например, для запоминания ряда слов.: Так, например, для иностранных терминов ищут похожие по звучанию русские слова. Этот приём может быть как помощником, так и «вредителем». Иногда созвучные слова запоминаются, а значение оригинала при этом восстановить не удаётся. Пятый - метод Цицерона. Представьте, что обходите свою комнату, где Вам все хорошо знакомо. Информацию, которую необходимо запомнить, расставляете мысленно по ходу движения. Вспомнить её Вы сможете вновь, представив ту же комнату, - где всё будет на тех же местах, пройдёте по маршруту и соберёте всё, что «оставили» в прошлый раз. Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации. Современная мнемотехника значительно продвинулась как в теоретическом, так и в техническом плане и делает возможным не только фиксацию в памяти последовательности текстового материала, но и позволяет безошибочно запоминанать любую точную информацию, которая традиционно считается незапоминаемой: списки телефонных номеров, хронологические таблицы, разнообразные числовые таблицы, анкетные данные, сложные учебные тексты, содержащие большое количество терминологии и числовых сведений и т.п. Современная мнемотехника позволяет накапливать в памяти большое количество точной информации, экономить времени при запоминании, сохранять запомненные сведения в памяти. Это мощная тренировка внимания и мышления. Это реальный шанс быстро освоить несколько новых специальностей и стать профессионалом в своей области. Это возможность пользоваться информацией: человек может применять знания только тогда, когда они находятся в голове. Это просто отличная гимнастика для мозга – мозг нужно тренировать, чтобы он не атрофировался. В своей статье мы более подробно остановимся на одном из видов мнемотехники, а именно запоминание информации с помощью символов и пиктограмм. Применение которой, как показывает наша практика работы со школьниками с ЗПР и умственной отсталостью позволяет добиться наибольшей эффективности. За последнее время в коррекционных школах увеличилось количество детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. В основном это безречевые дети. Поэтому острой проблемой для педагогов стала социализация детей данной категории. Зачастую даже родители не знают как помочь своим детям, и даже, просто как с ними общаться и понимать. С самых ранних этапов развития, общение предполагает тесное взаимодействие ребенка и взрослого. Потребность в общении не является врожденной, она формируется в процессе контакта ребенка с окружающей средой. Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью зачастую испытывают дефицит общения, (особенно это относится к аутистам), что отрицательно влияет на их дальнейшее развитие. Из-за повреждений центральной нервной системы им трудно овладеть разговорной речью, поэтому вспомогательные средства коммуникации часто выступают более успешным способом общения данной категории детей с окружающими. Здесь на помощь приходят пиктограммы - простые рисунки-символы, которые понятны и детям и взрослым.

Н
аша работа показывает, что использование пиктограмм в работе с детьми с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости, у которых речь значительно недоразвита или полностью отсутствует, способствует более успешному формированию социально-бытовых навыков, лучшему усвоению правил поведения и превращению навыков в устойчивые привычки. Это обуславливается тем, что дети недостаточно владеют их значением, плохо знают свойства определенных предметов или свойство, которое обозначает слово, ассоциируется у них только с одной характеристикой. Использование алгоритмов одевания, умывания и др. действий по самообслуживанию, записанных в виде простых картинок, пиктограмм способствует у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, при проведении коррекционно-развивающей работы, более успешному формированию социально-бытовых навыков и переводу их в устойчивые привычки Кроме того, систематическое познание пиктограмм позволяет упорядочить и дополнить имеющиеся знания детей, развивать речевую сферу, облегчить адаптацию ребенка к окружающей среде. Изучение пиктограмм всеми детьми группы, а не только теми, у которых значительно недоразвита или полностью отсутствует речь, способствует развитию понимания и взаимопомощи в коллективе воспитанников Кроме того, использование карточек пиктограмм - это средство альтернативного общения для людей с ограниченными возможностями, (ДЦП, проблемы с речью, умственная отсталость). Пиктограммы наклеиваются на плотную бумагу или другой плотный материал квадратной формы размером 10х10 см. Эти карточки могут размещаться везде, где быват ребенок: в столовой,около умывальника и т.д. И в дальнейшем, научившись узнавать значение символов и, имея под рукой набор данных пиктограмм, человек сможет объясниться в магазине, на улице, в семье и в других ситуациях, когда обычным способом общаться трудно либо невозможно.С этой целью мы знакомим учащихся с известными пиктограммами, которые они могут встретить в жизни: на вокзале, в автобусе, в магазине и в других общественных местах.
На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей школьного возраста – явление очень редкое. В речи детей- учащихся специальной (коррекционной) школы 8 вида существуют множество проблем:

    Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение. Бедность речи. Недостаточный словарный запас. Употребление нелитературных слов и выражений. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить даже краткий ответ. Неспособность построить монолог. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д. Плохая дикция.
Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим По мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина, использование наглядности помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия. Как любая работа, использование мнемотехники строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам. Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. М
немотаблицы на логопедических занятиях используются для:
    обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов.
Опираясь на опыт педагогов, нами были разработаны мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей. Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу. Для учащихся младших классов с ЗПР и умственной отсталостью лучше давать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная. Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: - строение рассказа, - последовательность рассказа, - лексико-грамматическую наполняемость рассказа. При ознакомлении с художественной литературой и при обучении составлению рассказов нами мнемотехнику. Вместе с детьми беседуем по тексту, рассматриваем иллюстрации и отслеживаем последовательность заранее приготовленной модели к данному произведению. Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова. Таким образом, постепенно осуществляется переход от творчества логопеда к совместному творчеству ребенка с педагогом. Если на начальном этапе работы даются готовые схемы, то на следующем – это уже совместное коллективное творчество детей со взрослым, на третьем этапе учащиеся самостоятельно пробуют свои силы. Надо отметить, что школьники данной категории испытывают некоторые сложности , так как трудно следовать предложенному плану модели. Очень часто рассказы по моделям получаются очень схематичными. Но, тем не менее, постепенно такая работа с литературными текстами дает положительный результат. Это очень важно для учащихся школы 8 вида, т.к. даже в старших классах многие из них не могут пересказать текст и лишь односложно отвечают на вопросы учителя.

Методика пиктограммы разработана Лурием. А. Р. для анализа опосредованного запоминания. При помощи данного метода можно получить информацию для исследования характера ассоциаций и мышления.

Суть пиктограммы

Данная методика пиктограммы заключается в том, что пациенту предлагают запомнить примерно 15-20 слов и словосочетаний, среди которых есть следующие конкретные понятия: голодный ребенок, тяжелая работа, вкусный ужин и так далее. Также используются и более отвлеченные слова: сомнение, развитие и прочее. При этом для каждого выражения необходимо нарисовать любой знак или изображение, то есть записать ряд понятий с помощью пиктограммы.

Какие выражения предлагать для запоминания больному, выбирают с учетом его состояния мышления. Если есть необходимость отследить развитие шизофрении, используют ряд специально подобранных выражений.

Анализ данных пиктограммы

Методика пиктограммы складывается из тщательного анализа каждого образа с дальнейшей оценкой, основанной на отнесении к определенному типу. Оценивается количественное соотношение образов различного типа в данной пиктограмме, учитываются аналитические факторы, недоступные формализации. Также берутся во внимание графические особенности рисунка.

Методика «Пиктограмма Лурия»

В отечественной клинической психодиагностике пиктограмма является наиболее распространенной познавательной среды и личности. Данный метод не ограничивает испытуемого ни содержанием образов, ни их полнотой. Также больному разрешается использовать любые материалы. Не ограничен он и во времени.

Обработка и интерпретация

При обработке экспериментальных данных, если используется методика "Пиктограмма", интерпретация содержит показатели всех критериев, а также процедурные вопросы: эмоциональное отношение к заданию, легкость его выполнения, потребность в широком пространстве и так далее.

Критерии оценки

Методика оценивается по четырем критериям:

Чтобы оценить этот критерий, иногда достаточно одного рисунка, но в некоторых случаях нужно получить дополнительную информацию у автора. Если существует обоснованная связь между предложенным понятием и его образом, то специалист ставит знак «+», если связь отсутствует - знак « - ». Критерий адекватности характеризуется достаточно высокими показателями нормы - более 70%.

2. Восстанавливаемость понятий спустя отсроченный период

Чтобы оценить больного по второму критерию, специалист предлагает ему через некоторое время восстановить список предложенных понятий по созданной им пиктограмме. Для этого список понятий закрывается, и испытуемый должен в случайном порядке восстановить их. Этот критерий также достаточно высок, нормальными считаются показатели выше 80%. Методика пиктограммы по данному критерию позволяет определить, какую роль играет память в мышлении испытуемого.

3. Конкретность-абстрактность

Данный критерий эксперты оценивают по степени соответствия пиктограммы реальному объекту. Максимально конкретное соответствие оценивается в 1 балл, абстрактный образ - в 3 балла. В некоторых случаях образы трудно отнести к какому-либо типу. В этом случае они получают оценку 2 балла. Далее оценки эксперта складываются и подсчитываются средние данные. Нормой считается величина в 2 балла.

4. Стандартность-оригинальность

Эксперты также оценивают оригинальность или стандартность созданных пиктограмм. Если у разных испытуемых образы совпадают, то это говорит о заурядности выполнения задания. Такие пиктограммы оцениваются по самому низкому баллу, равному 1. Промежуточные варианты оцениваются в 2 балла, за уникальность пиктограмм испытуемый получает 3 балла. Нормой считается результат в 2 балла.

“Познание дошкольниками окружающего мира представляет
собой процесс обработки и упорядочивания информации различной модальности”.
Ж.Пиаже

Сегодня специалисты отмечают рост числа дошкольников, имеющих нарушения общего и речевого развития. Причинами этого роста являются:

  • общая соматическая ослабленность детей;
  • педагогическая некомпетентность родителей;
  • увеличение нарушений перинатального развития детей;
  • эмоциональные депривации в семье, берущие начало еще в младенческом возрасте.

И в итоге: в средней группе детского сада обнаруживается до 60% воспитанников, имеющих нарушения речевого развития.

Так же у детей отмечаются нарушения формирования высших психических функций, что препятствует эффективной коррекции всей речевой деятельности:

– ограниченный объем зрительного и слухового восприятия усложняет процесс запоминания и усвоения;
– нарушение внимания приводит к трудностям в выполнении заданий на основе словесной инструкции;
– отставания в развитии мыслительных операций вызывают затруднения в овладении анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

Работая по выбранной теме, мы руководствовались следующей идеей : способность запоминать зависит в первую очередь не от памяти, а от мышления и внимания. Нарушения в работе этих психических процессов делают практически невозможным произвольное запоминание – мозг не хранит информацию в привычном смысле слова, он способен сохранять только внутренние связи между объектами.

Актуальность выбранной темы мы видим в следующем:

– наглядное моделирование облегчает детям с ОНР овладение связной речью, т.к. использование символов, пиктограмм, заместителей, схем облегчает запоминание и увеличивает объем памяти и в целом развивает речемыслительную деятельность детей;
– приемы наглядного моделирования используют естественные механизмы памяти мозга и позволяют полностью контролировать процесс
запоминания, сохранения и припоминания информации;
– дети, владеющие средствами наглядного моделирования, в дальнейшем способны самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения.

Таким образом, речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всеми психическими процессами. Специальное обучение должно осуществляться с помощью комплексной программы логопедического воздействия, включающей не только развитие компонентов речевой системы, но и направленной на коррекцию психических функций.

Реализуя данную технологию, мы поставили перед собой следующие задачи :

– помочь детям в упорядочивании и систематизации познавательной информации об окружающем;
– обогащать словарный запас детей, развивать связную речь;
– учить последовательности, логичности, полноте и связности изложения;
– развивать мышление, внимание, воображение, речеслуховую и зрительную память;
– снять речевой негативизм, воспитать у детей потребность в речевом общении для лучшей адаптации в современном обществе;
– развивать мелкую моторику у детей.

Мы хотим вам предложить практический материал по наглядному моделированию, в основу которого положена сказка В.Сутеева “Под грибом”. Идея создания этого материала возникла в ходе работы над темой “Технологии наглядного моделирования” и знакомства с серией книг Н.Гурьевой “Учимся по сказке”. Текст сказки используется при изучении различных тематических разделов: развитие связной речи, развитие грамматического строя речи, математики и логики, экологии, развитие мелкой и общей моторики.

На разных возрастных этапах и в зависимости от индивидуальных способностей детей используются различные приемы наглядного моделирования: пиктограммы, заместители, мнемотаблицы.

Один из приемов работы – использование пиктограмм. Пиктограмма – символическое изображение, заменяющее слова. Пиктограммы относятся к невербальным средствам общения и могут использоваться в следующих качествах:

– как средство временного общения, когда ребенок пока не говорит, но в перспективе может овладеть звуковой речью;
– как средство постоянного общения для ребенка, неспособного говорить и в будущем;
– как средство, облегчающее развитие общения, речи, когнитивных функций;
– как подготовительный этап к освоению письма и чтения детьми с проблемами в развитии.

Таким образом, система невербальных средств общения предусматривает формирование логической цепочки: первоначальное понятие “знак” (пиктограмма) – обобщающее понятие – закрепление навыка самостоятельных действий с пиктограммами – самостоятельная ориентировка в системе знаков.

Игры с использованием пиктограмм по сказке “Под грибом” В.Сутеева.

В игру входят пиктограммы с изображением:

слов-предметов: гриб, дождь, солнце, муравей, бабочка, мышь, воробей, заяц, лиса, лягушка;

слов-действий: ползает, прыгает, летает, ходит, бегает, растет, светит, покажи;

слов-признаков: большой, маленький, грустный, веселый;

символов-предлогов: ,: под, за, над, на, около, к;

Картинки с реалистичными изображениями героев.

Варианты игр:

1. Пиктограммы слов-предметов расположены по кругу.

  • В центре картинка с изображением героя сказки.
    Задание : соотнести пиктограмму и картинку.
  • В центре пиктограмма “Покажи”.
    Задание : выбрать и показать только ту пиктограмму, которую назвал взрослый.
  • В центре одна из пиктограмм – действий.
    Задание : назвать и показать кто (что) идет (дождь, лиса);
    кто прыгает, и т.д.;
  • Аналогичные задания со словами – признаками.

Количество пиктограмм, их расположение, задания определяются по желанию педагога и зависят от уровня подготовленности ребенка.

2. Составить из пиктограмм пару.

  • Взрослый предлагает найти две пиктограммы по предложению:
    “Солнце светит” или “Бабочка летает” или “Веселая лягушка”…
  • Взрослый предлагает две пиктограммы, а ребенок составляет предложение.

3. Исправить ошибку.

  • Взрослый предлагает две пиктограммы “воробей” и “ползает”.
    Ребенку предлагается исправить ошибку и произнести правильное предложение.

4. Составить из пиктограмм произнесенную фразу.

  • “На грибе лягушка”, “К грибу ползет муравей”, “Над грибом летает бабочка” и т.д.

Придумывайте новые варианты игр. Творческих успехов!

Замещение – это вид моделирования, при котором одни объекты замещаются другими, реально-условными. В качестве заместителей удобно использовать бумажные квадратики, кружки, овалы, различающиеся по цвету и величине, т.к. замещение основывается на каком – либо различии между персонажами.

На первых занятиях число заместителей должно совпадать с числом персонажей, потом можно ввести лишние кружки или квадраты, чтобы ребенок мог выбрать нужные.

Разыгрывание с помощью заместителей лучше начинать с русских народных сказок, т.к. устойчивые стереотипы знакомых героев (лиса оранжевая, медведь большой и коричневый и т.д.) легко переносятся на модели. Мы предлагаем вам свой вариант заместителей к сказке “Под грибом”.

Вначале достаточно, чтобы ребенок поднимал соответствующий символ по ходу рассказывания сказки взрослым, затем можно переходить к разыгрыванию сказки.

Отработка приема происходит в результате повторяющихся заданий, содержание которых постепенно расширяется, обогащается новыми связями. В дальнейшем можно придумывать с детьми и новые сказки, используя готовые заместители или разыгрывая бытовые сюжеты.

Данный прием моделирования обеспечивает единство речевой и мыслительной деятельности.

Мнезис в переводе с латинского означает память. Таким образом, приемы мнемотехн ики призваны облегчить запоминание и увеличить объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.

Особенность приема – применение не изображения предметов, а символов. Символизм характерен для детского рисунка в дошкольном возрасте и не вызывает трудностей в восприятии мнемотаблиц.

Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи:

– заучивание стихов, загадок, пословиц, чистоговорок;
– пересказывание текстов;
– составление описательных рассказов.

Последовательность работы с мнемотаблицами:

– рассматривание таблицы;
– перекодирование информации, преобразование предложенного материала из символов в образы;
– пересказ или заучивание текста.

Критериями усвоения являются: правильное воспроизведение материала, умение самостоятельно расшифровывать символы.

Мы хотим представить вам свой опыт работы по сказке посредством использования мнемотехники.

1. Пересказать сказку.

2. Какие из символов подходят воробью, а какие зайцу?

3. Рассказать, чем похожи лиса и заяц?

4. Загадки:

Варианты заданий:

Отгадать загадку, выбрать отгадку;

Выучить загадку, используя мнемодорожку;

Придумать загадку, изобразить ее на дорожке

Длиннохвостые крошки боятся кошки

5. Составление героями сказки описательного рассказа.

Пройти по мостику в лес, к грибку, рассказать о себе.

6. Заучивание стихов:

Воробей

Воробей по лужице
Прыгает и кружится.
Перышки взъерошил он,
Хвостик распушил.
Погода хорошая!
Чил, чив, чил!
А.Барто

Хитрый грибок

Хитрый маленький грибок
В круглой, красной шляпке.
Он не хочет в кузовок,
Он играет в прятки.
Притаился возле пня –
Поиграть зовет меня!

7. Образование родственных слов.

8. Согласование существительного и числительного.

9. Согласование в роде, числе и падеже.

11. Образование сложных слов. (два пальца под ладошку)

Мышка к грибу подбежала,
(пальчики “бегут” по столу)
Рядышком с друзьями встала.
(три пальца под ладошку)

Воробьишка весь промок,
(скрестить руки, постучать ладонями по плечам)

Тоже встал он под грибок.
(поставить под ладошку четыре пальца)

16. Физкультминутка

Использование приемов наглядного моделирования помогает нам задействовать все виды памяти (зрительную, слуховую, двигательную при использовании приема зарисовки таблицы с детьми), совершенствует мышление и речь, делает высказывания детей более логичными и последовательными, поддерживает интерес детей дошкольного возраста к активной речевой деятельности.

Используемая литература:

  1. Барсукова Е.Л. Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек. //Логопед № 5, 2009.
  2. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я – говорю! М., 2007.
  3. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. СПб., 2009.
  4. Стукалина В.П. Система работы по обучению детей с ОНР связной монологической речи через моделирование сюжета. М., “Первое сентября”, 2009.