Домой / Образцы документов / Трудоспособные дети достигшие 18 лет должны заботиться. Семейное право и семейное законодательство в рф. Разрешение внутрисемейных вопросов по взаимному согласию

Трудоспособные дети достигшие 18 лет должны заботиться. Семейное право и семейное законодательство в рф. Разрешение внутрисемейных вопросов по взаимному согласию

Конституции РФ), в силу, как представляется, особой значимости защиты института материнства, незаменимости, особенно в начальный период детства, матери для нормального развития ребенка. Семейное законодательство, опираясь на Конституцию РФ, в ч. 1 ст. 1, объединяя отцовство, материнство, детство и семью в одну статью, говорит, что все они находятся под защитой государства. И это не случайно, ведь термины «материнство» и «отцовство», как и «детство», неотделимы от понятия семьи, поэтому рассматривать их необходимо в контексте единого института «защиты семьи, материнства, отцовства и детства». Детство - это период возрастного развития от рождения до 18 лет либо иного возраста, с которым закон связывает дееспособность в гражданско-правовом смысле. Материнство - реализованная способность женщины к рождению, вскармливанию и воспитанию детей*(164).

Внимание

Раздел «» содержит три основных подраздела: Социальное законодательство Страховое законодательство Tрудовое законодательство Подраздел «Социальное законодательство» содержит Федеральные законы по детским пособиям, социальным выплатам и социальной поддержке детства и материнства, а также Указы Президента РФ по демографической политике. В подразделе «Страховое законодательство» можно найти Федеральные законы в области обязательного пенсионного, медицинского и социального страхования и интересен страховщикам при получении страховых выплат за страховые случаи, которыми, в частности, являются отпуск по беременности и родам и отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

Статья 38 конституции рф

Важно

Семейный кодекс Российской Федерации запрещает осуществление родительских прав в про­тиворечии с интересами детей. В свою очередь, трудоспособные дети, достигшие возраста 18 лет, должны заботиться о нетрудо­способных родителях.


Трудовое законодательство также закрепляет ряд гарантий тру­довых прав женщин. В частности, запрещается отказывать в заклю­чении трудового договора женщинам по мотивам, связанным с бере­менностью или наличием детей.

Для беременных женщин не может устанавливаться испытание при приеме на работу. Женщинам предо­ставляются отпуска по беременности и родам с выплатой пособия по государственному социальному страхованию.

По заявлению женщи­ны ей предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с выплатой государственного пособия. Российское законодательство также предусматривает ряд мер материальной поддержки материнства и детства.

Законодательство в области материнства и детства

С одной стороны, он включает предусмотренные меры, которые направлены на охрану прав и законных интересов, с другой стороны, может рассматриваться в узком смысле слова - как реакция на какое-либо правонарушение, требующее защиты, например, в судебном или административном порядке*(168). Семья в Российской Федерации является объектом государственной семейной политики, цель которой - обеспечение государством необходимых условий для реализации семьей ее функций и повышения качества жизни семьи.
Семья в комментируемой статье находится на третьем месте, в отличие от п. 1 ст. 1 Семейного кодекса РФ. Семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства.
Указом Президента РФ от 14 мая 1996 г. N 712 (в ред.

Статья 38

Женщинам предо­ставляются отпуска по беременности и родам с выплатой пособия по государственному социальному страхованию.По заявлению женщи­ны ей предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с выплатой государственного пособия. Российское законодательство также предусматривает ряд мер материальной поддержки материнства и детства. Внимание Семья, как объединение лиц, основанное на браке или родстве, естественно предполагает оказание ими друг другу не только моральной, но и материальной поддержки и помощи*(174). Семейный кодекс РФ предусматривает приоритетную защиту нетрудоспособных членов семьи, а также содержит нормы, направленные на реализацию этого принципа (ст.
87, 89, 90, 93-98). 3. Важно Часть 3 комментируемой статьи обязывает трудоспособных совершеннолетних детей содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей (ч. 1 ст.

Статья 38 конституции россии

Одной из важнейших задач государства является правовая защита материнства от неблагоприятных воздействий, максимальное сохранение физического и психического здоровья матери и ребенка. Предметом особой заботы и защиты государства, общества, законодательства, помимо материнства, является детство. Особенность положения ребенка в семье и за ее пределами заключается в его беззащитности, вызванной полной или частичной физической, психической, социальной незрелостью. Традиционно охрана, защита, а также в известной мере реализация прав, интересов ребенка, как личных, так и имущественных, возлагается на родителей либо на лиц, их заменяющих*(169).
В связи с тем что дети являются одной из самых незащищенных групп населения, следует оказывать внимание ребенку и как личности, и как члену общества, наделенному определенными правами.

Текст Ст. 38 Конституции РФ в действующей редакции на 2018 год: 1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

2. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. 3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях. 1.

Инфо

Часть 1 комментируемой статьи содержит положение о том, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства. В статье 72 сказано, что в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся защита семьи, материнства, отцовства и детства.


Часть 2 ст. 7 Конституции РФ обеспечивает государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства. Этим признается, что семья, брак, рождение детей не только являются частным делом участников семейных правоотношений, но и имеют большое общественное значение. В данной норме не выделен институт отцовства (в отличие от ч. 2 ст.
В настоящее время женщины особенно остро нуждаются в поддержке государства. Это обусловлено социально-экономическими проблемами, которые оказали негативное влияние на многие аспекты развития семьи, материнства и детства. Понятием «семья» охватываются отношения между мужем и женой, родителями и детьми, старшими и младшими в семейной иерархии и основанная на указанных отношениях малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной ответственностью и взаимопомощью*(166). Терминологически защита семьи, материнства, отцовства и детства понимается в нескольких значениях.

Во-первых, это отношение к ним как к ценности, во-вторых, создание необходимых условий для развития семьи, материнства*(167), отцовства и детства, в-третьих, охрана в случае нарушения их прав и законных интересов. Термин защиты семьи, материнства, отцовства и детства имеет двоякое значение.

  • Статья 38 конституции рф
  • Статья 38
  • Законодательство в области материнства и детства
  • Статья 38 конституции россии
  • § 4. защита материнства, детства и семьи

Семейный кодекс Российской Федерации запрещает осуществление родительских прав в про­тиворечии с интересами детей. В свою очередь, трудоспособные дети, достигшие возраста 18 лет, должны заботиться о нетрудо­способных родителях. Трудовое законодательство также закрепляет ряд гарантий тру­довых прав женщин. В частности, запрещается отказывать в заклю­чении трудового договора женщинам по мотивам, связанным с бере­менностью или наличием детей.Для беременных женщин не может устанавливаться испытание при приеме на работу.

Закон о защите материнства и детства рф

Приоритет интересов и благосостояния детей во всех сферах жизни государства закреплен и в Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., обязательства по выполнению которой взяла на себя и Российская Федерация. К базовым законам, закрепляющим права детей в России, относятся Конституция РФ, Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»*(171) и Федеральный закон от 21 декабря 1996 г.

N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»*(172). Их объединяет общая цель, состоящая в укреплении правовых предпосылок защиты прав ребенка.

2. Право родителей на воспитание ребенка объявляется законом и как их обязанность (ст. 63 СК РФ).

Закон о защите материнства и детства рф 2015

Таким образом, в законодательном порядке отражены два аспекта воспитания детей: частноправовой, поскольку оно является одной из личных потребностей человека, и публично-правовой, так как общество заинтересовано в качественном воспитании детей и ему не безразлично, каких членов общества «продуцирует» семья*(173). Принцип обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи (несовершеннолетние дети, инвалиды I и III групп, лица пенсионного возраста).

Семья, как объединение лиц, основанное на браке или родстве, естественно предполагает оказание ими друг другу не только моральной, но и материальной поддержки и помощи*(174). Семейный кодекс РФ предусматривает приоритетную защиту нетрудоспособных членов семьи, а также содержит нормы, направленные на реализацию этого принципа (ст.

87, 89, 90, 93-98). 3.

Закон о защите материнства и детства рф статья 38 глава 51

Конституционные нормы о защите материнства, детства и семьи составляют конституционную основу государственной поддержки се­мьи в Российской Федерации и являются обязательным условием реа­лизуемой государственной политики. Конкретные направления поддержки материнства, детства и се­мьи определяются текущим законодательством.

В частности, семейное законодательство Российской Федерации исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости про­извольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения бес­препятственного осуществления членами семьи своих прав, включая право на судебную защиту этих прав. Родители имеют равные права и несут равные обязанности в от­ношении своих детей.

Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.

Глава 6. Законодательство об охране семьи, материнства и детства

Военнослужащие женского пола, помимо установленных для всех военнослужащих преимуществ, пользуются социальными гарантиями и компенсациями, предусмотренными законодательными и подзаконными нормативными актами об охране семьи, материнства и детства (Федеральный закон «О статусе военнослужащих», п. 9 ст. 10).

На военнослужащих женского пола распространяются установленные трудовым законодательством льготы по направлению в служебные командировки, привлечению к ночным и сверхурочным работам. Запрещаются направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни беременных женщин. Направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, допускаются только с их письменного согласия и при условии, что это не запрещено им медицинскими рекомендациями. При этом женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, должны быть ознакомлены в письменной форме со своим правом отказаться от направления в служебную командировку, привлечения к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни (ТК РФ, ст. 259).

Женщинам, имеющим детей в возрасте до полутора лет, предоставляются, помимо перерыва для отдыха и питания, дополнительные перерывы для кормления ребенка (детей) не реже чем через каждые три часа непрерывной работы продолжительностью не менее 30 минут каждый. При наличии у женщины два и более детей в возрасте до полутора лет продолжительность перерыва для кормления устанавливается не менее одного часа. По заявлению женщины перерывы для кормления ребенка (детей) присоединяются к перерыву для отдыха и питания либо в суммированном виде переносятся как на начало, так и на конец рабочего дня с соответствующим его сокращением (основание - ст. 258 ТК РФ).

Примерная форма рапорта о предоставлении военнослужащему женского пола, имеющему ребенка в возрасте до полутора лет, перерывов для кормления ребенка

Командиру (начальнику)________________________

(должность)

______________________________________________

(воинское звание, фамилия и инициалы)

РАПОРТ

Прошу Вашего ходатайства перед вышестоящим командованием о предоставлении мне, ________________________________________,

(воинское звание, фамилия, имя, отчество, занимаемая должность)

перерывов для кормления ребенка в возрасте до полутора лет.

Приложение :

Копия свидетельства о рождении ребенка.

Должность________________________

Воинское звание__________________

Подпись__________________________

(инициал имени и фамилия)

Дата ____________________________

В соответствии с ч. 2 ст. 271 УВС ВС РФ запрещается назначать военнослужащих-женщин на работы, связанные с переноской и передвижением тяжестей, превышающих установленные для них нормы. Эти нормы устанавливаются постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 6 февраля 1993 г. № 105. Предельная масса поднимаемого и перемещаемого груза, при условии чередования с другой работой, не должна превышать 10 кг; при подъеме и перемещении тяжестей постоянно масса груза не может превышать 7 кг. Величина динамической работы, совершаемой в течение каждого часа, не должна превышать: с рабочей поверхности - 1 750 кг, с пола - 875 кг.

«Материнство и детство, семья находятся под защитой государства» - гласит Конституция Российской Федерации (п. 1 ст. 38). Государство гарантирует беременным женщинам право на работу в условиях, отвечающих их физиологическим особенностям и состоянию здоровья. Государство также гарантирует обеспечение их специализированной помощью, полным питанием, в том числе в случае необходимости обеспечение продуктами через специальные пункты питания и магазины по заключению врачей беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет (Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-I, ст. 23).

В соответствии с медицинским заключением беременные женщины имеют право быть назначенными с их согласия на воинские должности с более легкими условиями службы с сохранением месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью, месячных и иных дополнительных выплат по воинской должности, которую они занимали до назначения. Военнослужащие женского пола, имеющие детей в возрасте до полутора лет, если они не могут выполнять служебные обязанности, назначаются на другую воинскую должность до достижения ребенком возраста полутора лет с сохранением месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью, месячных и иных дополнительных выплат по воинской должности, которую они занимали до назначения (Положение о порядке прохождения военной службы, пп. 19, 20 ст. 11).

Не допускается увольнение с военной службы беременных военнослужащих женского пола, а также имеющих детей в возрасте до трех лет, детей-инвалидов или инвалидов с детства до достижения ими возраста 18 лет (одиноких матерей, имеющих детей в возрасте до 14 лет), кроме как по собственному желанию и случаев, предусмотренных в Федеральном законе «О воинской обязанности и военной службе»:

При достижении предельного возраста пребывания на военной службе;

В связи с признанием военно-врачебной комиссией военнослужащего женского пола негодным к военной службе;

В связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе военнослужащего женского пола, проходящего военную службу по контракту на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшего прапорщика или старшего мичмана включительно;

В связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении наказания в виде лишения свободы;

Военнослужащие женского пола, находящиеся в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком, не могут быть исключены из списков личного состава воинской части.

Военнослужащим женского пола предоставляются отпуск по беременности и родам, а также отпуск по уходу за ребенком в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом на них распространяются социальные гарантии и компенсации, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими 18 лет военнослужащим женского пола предоставляются четыре дополнительных выходных дня в месяц.

Военнослужащему женского пола по его желанию предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Во время отпуска по уходу за ребенком за военнослужащим женского пола сохраняются место военной службы и воинская должность.

Конституция Российской Федерации закрепляет право каждого на социальное обеспечение для воспитания детей (п. 1 ст. 39). Законодательством установлена единая система государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства. Вопросы назначения этих пособий регулируются Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ и Положением о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1995 г. № 883 53 . Женщины во время беременности и в связи с рождением ребенка имеют право на получение следующих пособий:

Пособие по беременности и родам;

Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

Единовременное пособие при рождении ребенка;

Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

Ежемесячное пособие на ребенка.

На военнослужащих женского пола распространяются нормы Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан:

«Государство берет на себя заботу об охране здоровья членов семьи…

Одному из родителей или иному члену семьи по усмотрению родителей предоставляется право в интересах лечения ребенка находиться вместе с ним в больничном учреждении в течение всего времени его пребывания независимо от возраста ребенка. Лицу, находящемуся вместе с ребенком в больничном учреждении государственной или муниципальной системы здравоохранения, выдается листок нетрудоспособности» (ст. 22, абз. 1, 5).

В соответствии с приказом Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации от 19 октября 1994 г. № 206 и постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 19 октября 1994 г. № 21 листок нетрудоспособности (хотя формулировка «нетрудоспособность» в данном случае не совсем верна, по мнению автора) по уходу за больным выдается лечащим врачом одному из членов семьи (опекуну), непосредственно осуществляющему уход.

Листки нетрудоспособности должны быть оформлены в соответствии с Порядком оформления документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность (приложение № 4 к приказу Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации от 13 января 1995 г. № 5).

Листок нетрудоспособности по уходу за больным выдается военнослужащему, являющемуся одним из членов семьи (опекуном), непосредственно осуществляющему уход:

За взрослым членом семьи и больным подростком старше 15 лет, получающим лечение в амбулаторно-поликлинических условиях сроком до 3 дней, по решению клинико-экспертной комиссии - до 7 дней;

За ребенком до 7 лет при амбулаторном лечении на весь период острого заболевания или до наступления ремиссии при обострении хронического заболевания; за ребенком старше 7 лет - на срок до 15 дней, если по медицинскому заключению не требуется большего срока;

За ребенком до 7 лет при стационарном лечении на весь срок лечения, старше 7 лет - после заключения клинико-экспертной комиссии о необходимости осуществления ухода;

За детьми до 15 лет, инфицированными вирусом иммунодефицита, страдающими тяжелыми заболеваниями крови, злокачественными новообразованиями, ожогами, - на весь период пребывания в стационаре;

За детьми, проживающими в зоне отселения и зоне проживания с правом на отселение, эвакуированными и переселенными из зон отчуждения, отселения, проживания с правом на отселение, включая тех, которые на день эвакуации находились в состоянии внутриутробного развития, а также за детьми первого и последующих поколений следующих категорий граждан: участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС 1986-1987 гг., лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием, и инвалидов, у которых установлена причинная связь заболевания с последствиями радиационного воздействия, эвакуированных (в том числе выехавших добровольно) из зоны отчуждения, работающих в зоне отчуждения, а также участников ликвидации последствий аварии на производственном объединении «Маяк», лиц, занятых на работах по проведению защитных мероприятий и реабилитации радиоактивно загрязненных территорий вдоль реки Теча, эвакуированных, а также выехавших добровольно из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, включая тех, которые в момент эвакуации находились в состоянии внутриутробного развития, родившимися после радиоактивного облучения одного из родителей - на все время болезни (включая время болезни ребенка в период пребывания с ним в санаторно-курортном учреждении);

Военнослужащему, занятому уходом за ребенком в возрасте до 3 лет или ребенком-инвалидом в возрасте до 16 лет, в случае болезни матери на период, когда она не может осуществлять уход за ребенком.

При одновременном заболевании 2 и более детей по уходу за ними выдается один листок нетрудоспособности.

При разновременном заболевании 2 детей листок нетрудоспособности по уходу за другим ребенком выдается после закрытия первого документа без зачета дней, совпавших с днями освобождения от работы по первому листку нетрудоспособности.

В период, не требующий освобождения матери от работы (очередной или дополнительный отпуск, отпуск по беременности и родам, отпуск без сохранения содержания, выходные или праздничные дни и др.), листок нетрудоспособности по уходу выдается со дня, когда она должна приступить к работе, без учета дней от начала заболевания ребенка.

Листки нетрудоспособности не выдаются по уходу за хроническими больными в период ремиссии, а также в период очередного и дополнительного отпуска, в период отпуска по беременности и родам и отпуска по уходу за ребенком.

Социальные гарантии и компенсации, предоставляемые одиноким матерям, проходящим военную службу. В соответствии с действующим законодательством женщина признается одинокой матерью в случае, если в свидетельстве о рождении ребенка отсутствует запись об отце ребенка или запись произведена в установленном порядке по указанию матери, а также при усыновлении ребенка женщиной, не состоящей в браке. Женщина утрачивает статус одинокой матери при вступлении в зарегистрированный брак, усыновлении ее ребенка, а также в случае, если лицо, от которого мать родила ребенка, признано в установленном порядке отцом ребенка.

Социальные гарантии и компенсации, предоставляемые одиноким матерям, проходящим военную службу, можно разделить следующим образом: гарантии и компенсации при прохождении военной службы; гарантии и компенсации по охране здоровья и медицинской помощи; налоговые гарантии и компенсации; денежные выплаты.

Законодательством предусмотрены гарантии при поступлении на военную службу по контракту (запрещается отказывать в заключении контракта о прохождении военной службы, мотивируя отказ беременностью или наличием ребенка) и от необоснованных увольнений одиноких матерей, проходящих военную службу по контракту. В соответствии с п. 25 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237, не допускается увольнение с военной службы одиноких матерей, имеющих детей в возрасте до 14 лет (детей-инвалидов или инвалидов с детства до достижения ими возраста 18 лет), кроме случаев, когда увольнение осуществляется по их желанию или когда военнослужащие подлежат увольнению с военной службы по следующим основаниям:

По достижении предельного возраста пребывания на военной службе (для военнослужащих женского пола предельный возраст пребывания на военной службе - 45 лет);

По состоянию здоровья - в связи с признанием военнослужащего женского пола военно-врачебной комиссией негодным к военной службе;

По состоянию здоровья - в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе военнослужащего женского пола, проходящего военную службу по контракту на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание старшины или главного корабельного старшины включительно;

В связи с лишением воинского звания;

В связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему женского пола наказания в виде лишения свободы;

В связи с отчислением из военного образовательного учреждения профессионального образования.

К социальным гарантиям при прохождении военной службы относятся также гарантии при предоставлении отпусков. Одинокая мать, воспитывающая ребенка в возрасте до 14 лет, имеет право на предоставление основного отпуска по ее желанию в удобное для нее время (п. 12 ст. 29 Положения о порядке прохождения военной службы). По мнению автора, в целях обеспечения постоянной боевой готовности воинской части это право целесообразно учитывать при составлении плана отпусков.

На практике нередко возникают трудности с применением нормы, содержащейся в ст. 263 ТК РФ, о предоставлении дополнительных отпусков: «Работнику, имеющему двух или более детей в возрасте до четырнадцати лет, работнику, имеющему ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет, одинокой матери, воспитывающей ребенка в возрасте до четырнадцати лет, отцу, воспитывающему ребенка в возрасте до четырнадцати лет без матери, коллективным договором могут устанавливаться ежегодные дополнительные отпуска без сохранения заработной платы в удобное для них время продолжительностью до 14 календарных дней. В этом случае указанный отпуск по заявлению соответствующего работника может быть присоединен к ежегодному оплачиваемому отпуску или использован отдельно полностью либо по частям. Перенесение этого отпуска на следующий рабочий год не допускается». Военнослужащие женского пола пользуются социальными гарантиями и компенсациями в соответствии с законодательством об охране семьи, материнства и детства. Однако в соответствии с требованиями данной статьи такие отпуска устанавливаются коллективным договором (а военнослужащие в соответствии с действующим законодательством не заключают коллективных договоров), предоставляются без сохранения заработной платы (что также не предусмотрено законодательством о статусе военнослужащих). Таким образом, предоставление указанных дополнительных отпусков военнослужащим в настоящее время не представляется возможным, так как механизм реализации указанной нормы недостаточно нормативно определен.

Одинокой матери, проходящей военную службу по контракту, для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими возраста 18 лет предоставляются четыре дополнительных выходных дня в месяц (в соответствии с п. 2 ст. 32 Положения о порядке прохождения военной службы). Указанные выходные дни предоставляются в календарном месяце по ее рапорту на основании справки органов социальной защиты населения об инвалидности ребенка с указанием, что ребенок не содержится в специализированном детском учреждении (принадлежащем любому ведомству) на полном государственном обеспечении 54 , при документальном подтверждении расторжения брака между родителями ребенка-инвалида, а также смерти, лишения родительских прав одного из родителей и в других случаях отсутствия родительского ухода и оформляются приказом по воинской части.

Гарантии по охране здоровья и медицинской помощи одиноким матерям, проходящим военную службу по контракту, предоставляются в соответствии со ст. 22 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5489-I. Одинокой матери в интересах лечения ребенка предоставляется право находиться вместе с ним в больничном учреждении в течение всего времени его пребывания независимо от возраста ребенка. В этом случае ей выдается листок нетрудоспособности для предоставления по месту службы.

Государственные пособия одиноким матерям и детям выплачиваются в размерах и порядке, определенных Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ и постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей» от 4 сентября 1995 г. № 883.

На государственные пособия, выплачиваемые одиноким матерям, не может быть обращено взыскание в порядке исполнительного производства (на основании п. 3 ст. 69 Федерального закона «Об исполнительном производстве» от 21 июля 1997 г. № 119-ФЗ).

В соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ при определении налоговой базы по доходам физических лиц стандартный налоговый вычет в размере 600 руб. за каждый месяц налогового периода распространяется на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, а также на каждого учащегося дневной формы обучения, аспиранта, ординатора, студента, курсанта в возрасте до 24 лет и предоставляется налогоплательщикам, на обеспечении которых находится ребенок, являющимся родителями или супругами родителей, опекунами или попечителями. Одиноким родителям налоговый вычет производится в двойном размере и прекращается с месяца, следующего за вступлением их в брак. Указанный вычет предоставляется на основании их письменных заявлений и документов, подтверждающих право на данный вычет (т. е. паспорта с отметкой о разводе). При этом для целей указанной статьи под одиноким родителем понимается один из родителей, не состоящий в зарегистрированном браке.

Государственные пособия, выплачиваемые одиноким матерям, не включаются в облагаемый налогом на доходы физических лиц доход граждан.

В то же время законодательством субъектов Российской Федерации (республик в составе Российской Федерации) и правовыми актами автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга могут быть установлены дополнительные гарантии и компенсации, направленные на улучшение социально-правового положения одиноких матерей.

Статья 38 Конституции РФ регламентирует фундаментальные основы семейного права РФ, устанавливая всеобъемлющую государственную защиту детства, материнства и семьи – как составляющую социального общества. Нужно понимать, что такая защита носит комплексно-правовой характер, реализуемый путем принятия существенного количества правовых мер как защиты, так и поощрения материнства, охраны интересов ребенка и матери, социальной поддержки и т.д.

Часть 2 статьи определяет равенство прав и обязанностей родителей ребенка по заботе за ним, попечении и его воспитании. Нужно понимать, что такая норма также является основой семейного законодательства, которое, в подробной форме конкретизирует и раскрывает такую норму. Отметим, что отечественное законодательство, позиционирует данную норму, скорее как обязанность, поскольку оно ОБЯЗЫВАЕТ родителей на заботу о нравственном, духовном и физическом развитии ребенка, до достижения им 18 лет, обязывает способствованию в получении среднего образования, обязывает на защиту прав и интересов ребенка путем его законного представительства и т.д.

В свою очередь, совершеннолетние трудоспособные дети, обязываются Конституцией на заботу о своих нетрудоспособных родителях. Аналогичная норма закреплена и в семейном законодательстве. Важно понимать, что поскольку это обязанность, а не право, граждане могут принуждаться к такой заботе. Важно понимать, что на защиту таких своих прав, могут рассчитывать только те родители, которые не уклонялись от своих обязанностей по воспитанию и заботе о ребенке.



  • В нашей стране семья, материнство, детство находится под защитой государства.

  • Государство проявляет заботу о семье путем принятия разнообразных государственных мер по ее социальной поддержке, по обеспечению прав и интересов членов семьи. Особое место при этом отводится правовым нормам, особенно закону.

  • Его основным законом является Семейный кодекс РФ введенный в действие в 1996г.


  • Цели правового регулирования определяют его основные принципы:

  • 1 Добровольность брачного союза.

  • 2 Равенство супругов в семье.

  • 3 Разрешение внутрисемейных вопросов по взаимному согласию.

  • 4 Приоритет семейного воспитания детей, забота об их благосостояние.

  • Эти принципы отражают юридически закрепляют правовые и моральные взгляды общества на брак и семью.


  • Брак заключается путем регистрации в органах записи актов гражданского состояния(ЗАКС). законным супругам выдается свидетельстов о браке.

  • Брачный возраст- это установленный законом возраст, с достижением которого разрешается вступление в брак


  • Семейный кодекс устанавливает единый брачный возраст для мужчин и для женщин- восемнадцати лет. Он совпадает с возрастом гражданского совершеннолетия.

  • Тем не менее согласно СК РФ при наличии уважительны причин (например беременности, рождение ребенка и пр.) органы местного самоуправления могут разрешить вступление в брак лицам шестнадцати лет.



общее и личное .

  • Имущество супругов подразделяется на общее и личное .

  • Личное имущество является частной собственностью каждого и при раздели собственности между супругами не учитывается.

  • К общему имуществу относятся:

  • а) общие доходы, т.е доходы каждого из супругов.

  • б) вещи приобретенные за счет общих доходов супругов.

  • в)ценные бумаги.

  • г)любое иное имущество, нажитое супругами в браке.


При заключение брачного договора

  • При заключение брачного договора супругам представляются широкие права. Они могут использовать в качестве основы законный режим, дополнив его тем или иными положениями.

  • Таким образом, брачный договор позволяет супружеской паре выбрать наиболее благоприятный для себя режим имущества.

  • Брачный договор призван решать большинство вопросов по соглашению сторон, не прибегая к судебному разбирательству.


.

  • С рождением ребенка у родителей возникают по отношению к нему различные права. Согласно СК РФ, родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Они свободны в выборе средств и методов воспитания. Закон особо подчеркивает, что родительские права не могут осуществляется в противоречии с интересами детей .

  • Родители обязаны обеспечить получение детьми основного образования.


  • Ребенок в семье личность. Ему принадлежит право выражать свое мнение при решение любого вопроса, затрагивающее его интересы.

  • Он вправе также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства, в котором рассматриваются вопросы его жизни и воспитания.

  • В определенных законом случаях мнению ребенка, достигшего 10-летнего возраста придается правовое значение.


КАЧЕСТВА РОДИТЕЛЬСКОЙ ЛЮБВИ

  • САМООТДАЧА, СОПЕРЕЖИВАНИЕ…



РОЛИ ОТЦА И МАТЕРИ В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА

  • ОТЕЦ ЛИДЕР УЧИТЕЛЬ ЗАЩИТНИК


Статьи Семейного кодекса РФ

  • Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей

  • 1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.

  • Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

  • Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами.

  • 2. Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования и создать условия для получения ими среднего (полного) общего образования.

  • Родители с учетом мнения детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы получения образования детьми.

  • Статья 64. Права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей

  • 1. Защита прав и интересов детей возлагается на их родителей.

  • Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.

  • 2. Родители не вправе представлять интересы своих детей, если органом опеки и попечительства установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия. В случае разногласий между родителями и детьми орган опеки и попечительства обязан назначить представителя для защиты прав и интересов детей.

  • Статья 65. Осуществление родительских прав

  • 1. Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.

  • Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке.

  • 2. Все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию исходя из интересов детей и с учетом мнения детей.

  • 3. Место жительства детей при раздельном проживании родителей устанавливается соглашением родителей.

  • Статья 69. Лишение родительских прав Родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если:

  • - уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов;

  • - отказываются без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома (отделения) либо из иного лечебного учреждения, воспитательного учреждения, учреждения социальной защиты населения или из аналогичных организаций;

  • - злоупотребляют своими родительскими правами;

  • - жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое или психическое насилие над ними, покушаются на их половую неприкосновенность;

  • - являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией;

  • - совершили умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга.


  • Дети обязаны заботится о своих родителях, оказывать им помощь и поддержку. До совершеннолетия эта обязанность имеет моральный характер, а по достижение 18 лет приобретает юридическую силу.


Статьи Семейного кодекса РФ

  • Статья 87. Обязанности совершеннолетних детей по со­держанию родителей.

  • 1. Трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них.

  • При отсутствии соглашения об уплате алиментов алименты на нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей взыскиваются с трудоспособных совершен­нолетних детей в судебном порядке.

  • Статья 88. Участие совершеннолетних детей в дополнительных расходах на родителей.

  • При отсутствии заботы совершеннолетних детей о нетрудоспособных родителях и при наличии исключи­тельных обстоятельств (тяжелой болезни, увечья родите­ля, необходимости оплаты постороннего ухода за ним и других) совершеннолетние дети могут быть привлечены судом к участию в несении дополнительных расходов, вызванных этими обстоятельствами.

  • Статья 95. Обязанность внуков содержать дедушку и бабушку.

  • Нетрудоспособные нуждающиеся в помощи дедушка и бабушка в случае невозможности получения содержа­ния от своих совершеннолетних трудоспособных детей или от супруга (бывшего супруга) имеют право требо­вать в судебном порядке получения алиментов от своих трудоспособных совершеннолетних внуков, обладающих необходимыми для этого средствами.

  • Статья 96. Обязанность воспитанников содержать своих фактических воспитателей.

  • 1. Нетрудоспособные нуждающиеся лица, осуществ­лявшие фактическое воспитание и содержание несовер­шеннолетних детей, имеют право требовать в судебном порядке предоставления содержания от своих трудоспо­собных воспитанников, достигших совершеннолетия, если они не могут получить содержание от своих совершеннолетних трудоспособных детей или от супругов (бывших супругов).


ПАМЯТКА «Правила заботливого отношения к родителям»

  • 1. Настоящие сын и дочь берегут покой родителей.

  • 2. Настоящие сын и дочь заботятся о благе своей се­мьи.

  • 3. Нельзя бездельничать, когда родители трудятся.

  • 4. Не вступайте в пререкания со взрослыми.

  • 5. Не выражайте недовольство тем, что у вас нет той или иной вещи.

  • 6. Не допускайте, чтобы мать давала вам то, что она не может позволить себе.

  • 7. Не делайте того, что осуждают старшие - ни на их глазах, ни где-либо еще.

  • 8. Нельзя садиться обедать, не пригласив старших.

  • 9. Не собирайтесь в дорогу, не спросив разрешения и совета у старших.

  • 10. Нельзя оставлять старшего родного человека в одиночестве., особенно мать, если у нее нет никого, кроме тебя.

  • В этих правилах заключается

  • глубокая внутренняя сущность –

  • уважение человеческого достоинства.

  • Пройдет немного времени, и каждый из вас станет по закону

  • « свободным от родительской опеки», а значит, и полностью ответственным за свою судьбу, свои дела и поступки, воспитание своих будущих детей.


Последняя редакция Статьи 38 Конституции РФ гласит:

1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

2. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.

3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Комментарий к Ст. 38 КРФ

1. Защита материнства является одной из приоритетных задач нашего государства, особенно в последние годы, поскольку переход к рыночной экономике и обусловленные им социально-экономические проблемы оказали негативное влияние на формирование и развитие семьи - основной ячейки общества.

10 мая 2006 г. Президент в своем ежегодном Послании Федеральному Собранию Российской Федерации самой острой проблемой современной России назвал проблему демографии. Было отмечено, что ежегодно население Российской Федерации уменьшается на 700 тысяч человек. Одним из направлений решения этой проблемы глава государства назвал повышение рождаемости (РГ. 2006. 11 мая). Главная задача заключается в создании надлежащих условий и стимулов для роста рождаемости, в принятии эффективных программ поддержки материнства, детства, семьи.

В Послании предложены конкретные меры поддержки материнства и детства, семей, воспитывающих несовершеннолетних детей. В частности, намечено повышение стоимости родовых сертификатов; увеличение размера пособий по уходу за ребенком до 1,5 лет как для работающих, так и для не работавших до рождения ребенка женщин; введение компенсации затрат родителей на дошкольное воспитание; увеличение выплат на содержание ребенка в семье опекуна и приемной семье, а также заработной платы приемному родителю; разработка программы создания в стране сети современных перинатальных центров и обеспечения роддомов необходимым оборудованием, специальным транспортом и другой техникой.

Дополнительные меры социальной поддержки, по мнению Президента, должны быть предоставлены женщине, родившей второго ребенка.

Во исполнение намеченных задач был принят ФЗ от 29 декабря 2006 г. "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (РГ. 2006. 31 декабря), который определяет порядок предоставления и использования материнского (семейного) капитала.

Право на дополнительные меры государственной поддержки (семейный капитал) приобретают женщины, родившие (усыновившие) второго, третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 г., а также мужчины, являющиеся единственным усыновителем второго, третьего ребенка или последующих детей, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 г.

Материнский (семейный) капитал может быть использован для:

Улучшения жилищных условий;

Получения образования ребенком (детьми);

Формирования накопительной части трудовой пенсии для женщины.

В охране материнства важная роль принадлежит трудовому законодательству и законодательству о социальной защите населения. Так, в Трудовом кодексе содержится глава 41, посвященная регламентации труда женщин. Среди норм этой главы особо следует выделить ст. 253, ограничивающую применение труда женщин на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на подземных работах (кроме нефизических работ или работ по санитарному и бытовому обслуживанию). Перечень таких работ утвержден Постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. N 162 (СЗ РФ. 2000. N 10. ст. 1130).

В этой же статье запрещено применение труда женщин на работах, связанных с подъемом и перемещением вручную тяжестей, превышающих предельно допустимые для них нормы, утвержденные Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 6 февраля 1993 г. N 105 (САПП РФ. 1993. N 7. ст. 566).

Повышенные гарантии предоставляются беременным женщинам. Они приобретают право на перевод на другую (более легкую) работу, на снижение норм выработки (ст. 254 ТК), им предоставляется отпуск по беременности и родам (ст. 255 ТК РФ). По желанию женщины перед отпуском по беременности и родам или непосредственно после него либо по окончании отпуска по уходу за ребенком предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск независимо от стажа работы у данного работодателя ().

В рамках системы социальной защиты беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей, им предоставляются: пособия по беременности и родам; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка; ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения возраста полутора лет. Условия, порядок назначения и выплаты перечисленных пособий установлены в ФЗ от 19 мая 1995 г. "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" и в Положении о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденном постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. N 883, с послед. изм. и доп. (СЗ РФ. 1995. N 21. ст. 1929; N 35. ст. 3628).

Приоритет интересов и благосостояния детей во всех сферах жизни государства закреплен в Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., обязательства по выполнению которой взяла на себя и Российская Федерация (см. Международное сотрудничество в области прав человека. Документы и материалы, М., 1993, Вып. Второй. С. 274). Ребенком, согласно ст. 1 Конвенции, является лицо, не достигшее 19-летнего возраста, если по национальному законодательству оно не достигает совершеннолетия ранее. Специальная охрана и забота, включающая правовую защиту, обеспечиваемые государством и родителями (лицами, их заменяющими), обусловлены тем, что ребенок пребывает в состоянии физической и умственной незрелости. В ст. 27 этой Конвенции закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка. Государством также должно обеспечиваться в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка (ст. 6).

Учитывая глобальное значение для человечества проблемы создания условий для нормального развития и жизнедеятельности детей, 30 сентября 1990 г. на 45-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН была принята Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (Дипломатический вестник. 1992. N 6. С. 10-13). Россия подписала указанную Декларацию 31 января 1992 г. и тем самым приняла на себя обязательства по улучшению здоровья и питания детей, оказанию поддержки детям - инвалидам, а также детям, находящимся в крайне трудных условиях; по обеспечению равного отношения к девочкам и мальчикам, созданию девочкам равных возможностей в получении базового образования и др.

В соответствии с Декларацией всем детям должна быть обеспечена возможность определить себя как личность и реализовать свои возможности в безопасных и благоприятных условиях, в среде семьи или попечителей, обеспечивающих их благополучие. Они должны быть подготовлены к естественной жизни в свободном обществе.

В период становления гражданского общества наряду с решением политических и экономических задач требуются кардинальные изменения положения человека в системе социальных и нравственных отношений. В первую очередь это касается семьи как естественной сферы жизни человека. В России, по данным официальной статистики, 90 процентов граждан проживают в составе семьи. В ст. 10 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах говорится, что "семье, являющейся естественной и основной ячейкой общества, должны предоставляться по возможности самая широкая охрана и помощь, в особенности при ее образовании и пока на ее ответственности лежит забота о несамостоятельных детях и их воспитании. Брак должен заключаться по свободному согласию вступающих в брак". В ст. 23 Международного пакта о гражданских и политических правах содержатся положения о том, что за мужчинами и женщинами, достигшими брачного возраста, признается право на вступление в брак и право основывать семью; ни один брак не может быть заключен без свободного и полного согласия вступающих в него; государством должны быть приняты надлежащие меры для обеспечения равенства прав и обязанностей супругов в отношении вступления в брак, во время состояния в браке и при его расторжении, включая необходимую защиту детей.

Названные международно-правовые нормы по сути воспроизведены и развиты в Семейном кодексе. Так, статья 1 этого Кодекса провозглашает, что: семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства; признается только брак, заключенный в органах записи актов гражданского состояния; запрещаются любые формы ограничения прав граждан при вступлении в брак и в семейных отношениях по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. При этом особо подчеркивается, что регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с принципами добровольности брачного союза мужчины и женщины, равенства прав супругов в семье, разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию, приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.

В СК прослеживается отчетливое стремление законодателя провести такую правовую регламентацию семейных отношений, которая сводила бы вмешательство государства в эту глубоко личную сферу до разумного минимума. Главный акцент сделан на надлежащей охране и защите прав и интересов семьи, в первую очередь детей; расширении сферы договорного регулирования; применении норм гражданского законодательства к имущественным и личным неимущественным отношениям между членами семьи, не урегулированным семейным законодательством, если это не противоречит существу семейных отношений; допустимости в соответствующих случаях использования аналогии закона и аналогии права.

2. Одним из главных предназначений семьи является создание условий для нормального развития и надлежащего воспитания детей. Как указано в п. 1 ст. 18 Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г., интересы ребенка являются предметом заботы прежде всего его родителей. В ст. 54 СК установлено, что каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье , насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. В этой же статье прямо указывается, что ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства. При утрате родительского попечения по разным причинам воспитание ребенка и забота о нем осуществляются органами опеки и попечительства.

Осознание российским законодателем воспитания ребенка в семье как непреходящей общечеловеческой ценности обусловило необходимость решения этого вопроса для тех детей, у которых подлинная семья отсутствует. СК РФ содержит гл. 21 , определяющую правовое положение приемной семьи, приемных родителей и правила содержания ребенка в такой семье.

СК исходит из равенства прав и обязанностей родителей. Реализация родительских прав, как правило, прекращается по достижении детьми возраста 18 лет (совершеннолетия), а также при вступлении несовершеннолетних детей в брак. Нужно подчеркнуть, что Кодекс впервые закрепил права несовершеннолетних родителей, число которых в последние годы существенно возросло. В нем достаточно подробно раскрываются права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей и по защите прав и интересов детей. Воспитание детей есть одновременно право и обязанность родителей. Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами. При этом они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей и обеспечить получение детьми основного общего образования.

Родители, по общему правилу, являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми юридическими и физическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.

Важным представляется концептуальное положение СК о неразрывной связи прав и обязанностей родителей с правами несовершеннолетних детей, которые впервые в нашей стране изложены так развернуто. Неслучайно поэтому в ст. 65 закреплен принцип, согласно которому родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей, так как обеспечение интересов детей - предмет основной заботы их родителей. В этой же статье провозглашен принцип, в соответствии с которым способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей. Если факты такого воспитания имеют место, то это является одним из законных оснований для лишения родителей родительских прав.

Труднодостижимой на практике, однако имеющей принципиальное значение в деле формирования человека будущего является норма этой статьи, устанавливающая решение родителями всех вопросов, касающихся воспитания и образования детей, по их взаимному согласию, исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. Гарантией нормального воспитания ребенка являются положения ст. 66 и 67 СК , закрепивших осуществление родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка, и право на общение с ребенком дедушки, бабушки, братьев, сестер и других родственников. Интересам ребенка и защите родительских прав служит и норма ст. 68 о том, что родители вправе требовать возврата ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основании закона или судебного решения. В случае возникновения спора родители за защитой своих прав могут обратиться в суд, который вправе с учетом мнения ребенка отказать в удовлетворении иска родителей, если придет к выводу, что передача ребенка родителям не отвечает интересам ребенка.

Важной формой проявления заботы родителей является их обязанность по содержанию несовершеннолетних детей . При этом порядок и форма предоставления содержания несовершеннолетним детям определяются родителями самостоятельно.

3. Положение ч. 3 комментируемой статьи затрагивает прежде всего морально-этические устои общества. О духовном состоянии общества и восприятии его членами идей гуманизма и справедливости можно судить по его отношению к потребностям лиц преклонного возраста и инвалидов. Забота совершеннолетних трудоспособных детей о своих родителях - одна из граней усвоения этих общечеловеческих ценностей и проявление преемственности поколений. Нормально функционирующее общество - это общество, в котором происходит органичная смена заботы родителей о детях на заботу совершеннолетних детей о своих родителях. При этом естественно, что забота взрослых детей о родителях не может сводиться лишь к оказанию им материальной поддержки. Зачастую доброе, участливое отношение детей к своим родителям, моральная поддержка их в трудных жизненных ситуациях, в случае болезни, при уходе на пенсию означают для них больше, чем материальная помощь.

Естественно, что область этих отношений относится к глубоко личностным отношениям и зависит от чувства долга повзрослевших детей, их человеческих качеств, воспитания и других нравственных установок, воспринятых ими с детства. Реальность, однако, такова, что нормы морали, которыми преимущественно регулируются отношения между родителями и взрослыми детьми, во многих случаях последними игнорируются. Поэтому государство не только устанавливает конституционную обязанность взрослых трудоспособных детей заботиться о нетрудоспособных родителях, но и конкретизирует ее в СК. В частности, если такие дети не оказывают родителям материальной помощи в силу своего сыновнего или дочернего долга либо дети и родители не пришли к соглашению об уплате алиментов на содержание нетрудоспособных родителей, то они взыскиваются с совершеннолетних детей в судебном порядке. При этом размер алиментов, взыскиваемых с каждого из детей, определяется судом исходя из материального и семейного положения родителей и детей и других заслуживающих внимания интересов сторон в твердой денежной сумме, подлежащей уплате ежемесячно.

Трудоспособные совершеннолетние дети могут быть освобождены от обязанности по содержанию своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей, если судом будет установлено, что родители уклонялись от выполнения родительских обязанностей, в том числе были лишены родительских прав (ст. 87).

  • Вверх