Домой / «Вторичка / И ликвидации последствий стихийных бедствий (мчс россии) сборник примерных программ. Обзор правоприменительной практики, типовых и массовых нарушений обязательных требований в области пожарной безопасности и гочс! Нарушение пожарной безопасности

И ликвидации последствий стихийных бедствий (мчс россии) сборник примерных программ. Обзор правоприменительной практики, типовых и массовых нарушений обязательных требований в области пожарной безопасности и гочс! Нарушение пожарной безопасности

За нарушение требований пожарной безопасности законодательством РФ предусмотрены различные виды ответственнсоти. В отношении виновных лиц, нарушивших требования пожарной безопасности, в зависимости от последствий следующие виды наказаний:

  • 1. Дисциплинарное взыскание;
  • 2. Административное наказание;
  • 3. Уголовное наказание.

I. Дисциплинарное взыскание

Дисциплинарное взыскание за нарушение соответствующих требований пожарной безопасности возлагается на работника (на должностное лицо) работодателем, на котором лежали обязанности по соблюдении этих требований в соответствии с заключённым трудовым договором на основании статьи 192 Трудового кодекса Российской Федерации. Работодатель имеет право применить следующие виды дисциплинарных взысканий:

  • § замечание;
  • § выговор;
  • § увольнение по соответствующим основаниям.

II. Административное наказание

Административное наказание применяется в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) от 30 декабря 2010г. №195-ФЗ.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Органы, осуществляющие государственный пожарный надзор, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 8.32, 11.16, 20.4 КоАП РФ.

Рассматривать дела об административных правонарушениях и назначать административные наказания от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе:

  • 1. главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору, его заместители;
  • 2. главные государственные инспектора субъектов Российской Федерации по пожарному надзору, их заместители;
  • 3. главные государственные инспектора городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору, их заместители;
  • 1. главные государственные инспектора специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы по пожарному надзору, их заместители; (п. 3.1 в ред. Федерального закона от 19.07.2009 N 198-ФЗ)
  • 4. государственные инспектора Российской Федерации по пожарному надзору;
  • 5. государственные инспектора субъектов Российской Федерации по пожарному надзору;
  • 6. государственные инспектора городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору;
  • 7. государственные инспектора специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы по пожарному надзору. (п. 7 в ред. Федерального закона от 19.07.2009 N 198-ФЗ)
  • 3. Должностные лица, указанные в пунктах 5 -- 7 части 2 настоящей статьи, вправе рассматривать дела об административных правонарушениях, совершенных гражданами и должностными лицами.
    (в ред. Федерального закона от 03.07.2006 N 97-ФЗ)

За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

  • § предупреждение;
  • § административный штраф;
  • § возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  • § конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  • § лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
  • § административный арест;
  • § административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
  • § дисквалификация;
  • § административное приостановление деятельности. (п. 9 введен Федеральным законом от 09.05.2005 N 45-ФЗ)

В отношении юридического лица могут применяться административные наказания, перечисленные в пунктах 1 -- 4, 9 части 1 КоАП РФ.

Административные наказания, перечисленные в пунктах 3 -- 9 части 1 настоящей статьи, устанавливаются только КоАП РФ.

Должностные лица органов, осуществляющих государственный пожарный надзор, -- об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 14.34, частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7, статьей 19.13 (в части заведомо ложного вызова пожарной охраны), частями 1 и 2 статьи 19.19 КоАП РФ, а именно:

  • 1. нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 КоАП РФ, (в ред. Федерального закона от 09.11.2009 N 247-ФЗ) влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц -- от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, -- от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц -- от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. (в ред. Федеральных законов от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 22.06.2007 N 116-ФЗ)
  • 2. Те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, -- влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц -- от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц -- от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей. (в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)
  • 3. Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека, (в ред. Федеральных законов от 03.03.2008 N 21-ФЗ, от 09.11.2009 N 247-ФЗ) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц -- от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц -- от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей. (в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)
  • 4. Выдача сертификата соответствия на продукцию без сертификата пожарной безопасности в случае, если сертификат пожарной безопасности обязателен, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей. (в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)
  • 5. Продажа продукции или оказание услуг, подлежащих обязательной сертификации в области пожарной безопасности, без сертификата соответствия -- влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц -- от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей. (в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)
  • 6. Несанкционированное перекрытие проездов к зданиям и сооружениям, установленных для пожарных машин и техники, -- влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц -- от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц -- от пяти тысяч до десяти тысяч рублей. (в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)
  • 7. разработка и утверждение схемы размещения торговых мест на розничном рынке без согласования с органами, уполномоченными на осуществление контроля за обеспечением пожарной безопасности, за охраной общественного порядка, а также с органами по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения или органами по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека -- влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц -- от двухсот пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.
  • 8. неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей -- влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц -- от одной тысячи до двух тысяч рублей.
  • 9. невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства -- (в ред. Федерального закона от 20.08.2004 N 114-ФЗ) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц -- от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц -- от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
  • 10. заведомо ложный вызов пожарной охраны, милиции, скорой медицинской помощи или иных специализированных служб -- влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.
  • 11. нарушение требований технических регламентов, обязательных требований государственных стандартов, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.14, 8.23, 9.4, частью 1 статьи 12.2, частью 2 статьи 13.4, статьей 13.8, частью 1 статьи 14.4, статьей 20.4 настоящего Кодекса, при реализации (поставке, продаже), использовании (эксплуатации), хранении, транспортировании либо утилизации продукции, а равно уклонение от представления продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля и надзора, -- (в ред. Федерального закона от 28.12.2009 N 380-ФЗ) влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения; на юридических лиц -- от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения. (в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)
  • 12. нарушение правил обязательной сертификации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.6, частями 2 и 4 статьи 13.12, частью 2 статьи 14.4, частью 2 статьи 14.16, статьями 20.4, 20.14 настоящего Кодекса, то есть реализация сертифицированной продукции, не отвечающей требованиям нормативных документов, на соответствие которым она сертифицирована, либо реализация сертифицированной продукции без сертификата соответствия (декларации о соответствии), или без знака соответствия, или без указания в сопроводительной технической документации сведений о сертификации или о нормативных документах, которым должна соответствовать указанная продукция, либо недоведение этих сведений до потребителя (покупателя, заказчика), а равно представление недостоверных результатов испытаний продукции либо необоснованная выдача сертификата соответствия (декларации о соответствии) на продукцию, подлежащую обязательной сертификации, -- влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения; на юридических лиц -- от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.
  • 13. нарушение правил пожарной безопасности в лесах -- влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц -- от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц -- от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
  • 14. нарушение требований пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте (в ред. Федерального закона от 09.11.2009 N 247-ФЗ), Нарушение установленных на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте требований пожарной безопасности (в ред. Федерального закона от 09.11.2009 N 247-ФЗ) -- влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц -- от одной тысячи до двух тысяч рублей.

III. Уголовное наказание

Уголовное наказание за нарушение требований пожарной безопасности осуществляется статьями уголовного кодекса Российской Федерации:

Статья 167. Умышленные уничтожение или повреждение имущества

  • 1. Умышленные уничтожение или повреждение чужого имущества, если эти деяния повлекли причинение значительного ущерба, -- наказываются штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок от ста до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет. (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)
  • 2. Те же деяния, совершенные из хулиганских побуждений, путем поджога, взрыва или иным общеопасным способом либо повлекшие по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, -- (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ) наказываются лишением свободы на срок до пяти лет.

Статья 219. Нарушение требований пожарной безопасности (в ред. Федерального закона от 09.11.2009 N 247-ФЗ)

  • 1. Нарушение требований пожарной безопасности, совершенное лицом, на котором лежала обязанность по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, -- (в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 N 162-ФЗ, от 09.11.2009 N 247-ФЗ)
    наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. (в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 N 162-ФЗ, от 27.12.2009 N 377-ФЗ)
  • 2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, -- (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ) наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. (в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 N 162-ФЗ, от 27.12.2009 N 377-ФЗ)
  • 3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, -- наказывается лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. (часть третья введена Федеральным законом от 08.12.2003 N 162-ФЗ)

Статья 261. Уничтожение или повреждение лесных насаждений (в ред. Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ)

  • 1. Уничтожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности -- (в ред. Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ) наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет. (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)
  • 2. Уничтожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений путем поджога, иным общеопасным способом либо в результате загрязнения или иного негативного воздействия -- (в ред. Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ) наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере от десяти тысяч до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного месяца до одного года либо без такового. (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)

кодирование регламент технический пожарный

Правила пожарной безопасности были разработаны с целью предотвращения, пожалуй, самого страшного вида чрезвычайных ситуаций. Огонь беспощаден в равной степени и к людям, и к материальным ценностям. Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара, может привести к катастрофическим последствиям, включая загубленные человеческие жизни. Поэтому ответственность за нарушение правил ПБ может быть как административной, так и уголовной.

Лица, ответственные за нарушение требований ПБ

Любое государственное или частное предприятие в обязательном порядке должно назначать лиц, ответственных за соблюдение . Ими могут быть:

  • Собственники имущества предприятия.
  • Представители руководящих органов государственной власти Российской Федерации, на которых возложены исполнительные функции управления.
  • Представители руководящих органов местного самоуправления.
  • Собственники, пользователи или распорядители, имеющие полномочные права на имущество, в том числе и руководство госучреждений.
  • Лица, назначенные руководителем предприятия ответственными за пожарную безопасность.
  • Служащие на любой должности лица, но только в рамках своей компетенции.

Что касается жилых домов, то в них ответственность за ПБ несут владельцы квартир либо их арендаторы и съемщики. Хотелось бы отметить, что ответственность руководителя предприятия за соблюдение требований ПБ должна всегда быть на самом высоком уровне.

Как наказывается нарушение требований ПБ

Наказание за халатное отношение к правилам пожарной безопасности зависит от масштаба последствий возникшей чрезвычайной ситуации. Ответственные лица могут отделаться дисциплинарным взысканием, а могут отправиться в места не столь отдаленные на несколько лет. Рассмотрим данный вопрос подробнее.

Сотрудник предприятия, на которого руководитель возложил бремя ответственности за соблюдение правил ПБ, допустивший нарушение этих правил, может получить несколько видов дисциплинарного взыскания. А именно: замечание, выговор (в т.ч. строгий), и, наконец, его могут просто-напросто уволить, если найдут достаточные основания для этого крайнего шага. Степень дисциплинарного взыскания определяется положениями трудового договора с работником, а также ст. 192 ТК РФ.

Помимо дисциплинарного взыскания работник, ответственный за нарушение правил ПБ, может быть подвергнут административной ответственности, которая включает в себя следующие типы наказаний:

  • Устное или письменное предупреждение.
  • Денежный штраф.
  • Полная конфискация орудия правонарушения или его временное изъятие.
  • Административный арест, срок которого зависит от тяжести последствий нарушения.
  • Депортация сотрудника за пределы страны (применима к лицам без гражданства РФ).

За особо тяжкие последствия нарушения требований ПБ нерадивый работник может понести уголовную ответственность следующих видов:

  • Крупный штраф.
  • Полное или временное лишение сотрудника права работать на определенной должности.
  • Принудительные исправительные работы до нескольких месяцев.
  • Арест на срок до трех месяцев.
  • Полное лишение свободы на срок до пяти лет

Степень уголовного наказания определяет соответствующее постановление суда. Размер штрафа за нарушение правил ПБ определяет , по результатам которой оформляется предписание об устранении нарушений (образец ) и соответствующие акты. Самой же проверяемой организацией разрабатывается план устранения и меры пресечения выявленных нарушений. Сроки устранения нарушений ПБ устанавливаются инспектором и могут составлять от нескольких дней до полугода.

Размер штрафа за нарушение правил ПБ определяет пожарная проверка.

В 2017 году сумма штрафа для физических лиц составит от одной до пятидесяти тысяч рублей, в зависимости от должности и степени ответственности наказуемого; юридические же лица могут быть оштрафованы на сумму от 90 до 500 тысяч рублей (ст. 20.4 КоАП РФ).

Классификация нарушений требований ПБ

Рассмотрим, какие виды нарушений могут быть в области пожарной безопасности:

  • Легкие нарушения правил ПБ.
  • Рецидивные нарушения правил ПБ.
  • Нарушения правил во время действия особого режима противопожарной безопасности.
  • Нарушения, связанные с повреждением противопожарного водопровода, а также электрических установок, огнетушителей и пожарных щитов.
  • Нарушения, связанные с недостаточной доступностью пожарных выходов, а также загромождением подъездных путей и проездов к зданию.
  • Целенаправленный поджог или любое хулиганское действие, результатом которого стало возгорание.
  • Нарушение правил ПБ, приведшее к тяжкому вреду для здоровья или летальным последствиям для человека.
  • Неосторожное обращение с огнем, следствием которого стало возгорание и уничтожение лесных насаждений.

Вышеперечисленные типы нарушений требований пожарной безопасности влекут за собой последствия различной степени тяжести. Соответственно, применение мер наказания прямо пропорционально этим последствиям. Кстати говоря, любой добропорядочный сотрудник, заметивший очевидные нарушения правил ПБ в своей организации, может написать заявление в орган пожарного надзора своего города с указанием в нем выявленных недочетов.

Ответственность за нарушение

Действия в случае пожара

1. Каждый работник, гражданин обнаруживший пожар или заго­рание (задымление, запах гари, повышение температуры и т.п.), обязан:

а) немедленно сообщить об этом в пожарную службу;

б) приступить к тушению очага пожара имеющимися средства­
ми пожаротушения (огнетушитель, пожарный кран и т.п.);

в) принять меры по вызову администрации к месту пожара.

2. Представитель администрации или другое должностное лицо, прибывшие к месту пожара, обязаны:

а) проверить, вызвана ли пожарная служба;

б) поставить в известность о пожаре нанимателя;

в) выделить для встречи пожарных подразделений лицо, хорошо
знающее расположение подъездных путей и водоисточников;

г) удалить из помещения или опасной зоны людей, не занятых в
ликвидации пожара;

д) в случае угрозы для жизни людей организовать их спасение;

е) при необходимости вызвать другие аварийные службы (ме­-
дицинскую, энергосети, горгаз и др.):

ж) прекратить все работы, не связанные с мероприятиями до
ликвидации пожара;

з) организовать отключение электроэнергии, остановку транспор-­
тирующих устройств, агрегатов, аппаратов, перекрытие газовых ком­
муникаций, остановку систем вентиляции, приведение в действие сис­-
темы дымоудаления и т.д.;

и) обеспечить мероприятия по защите людей, принимающих уча­стие в тушении пожара, от возможного обрушения конструкций, по­ражений электрическим током, отравлений, ожогов.

3. Представитель администрации, руководивший тушением пожара, по прибытии на пожар подразделений пожарной службы обязан сообщить старшему пожарной службы все сведения об очаге пожара, мерах, предпринятых по его ликвидации, о наличии в здани ях и помещениях пожаро- и взрывоопасных материалов, баллонов с га­зом, а также о наличии людей, нуждающихся в помощи, занятых в ликвидации очагов горения.

4. Представитель строительной организации при включении его в состав штаба пожаротушения обязан:

а) консультировать руководителя тушения пожара по специфи-­
ческим особенностям горящего объекта, а также информировать его о
наличии и местонахождении взрывоопасных и токсичных веществ,
баллонов с газом и электроустановок;

б) обеспечить штаб рабочей силой и инженерно-техническим
персоналом для выполнения работ, связанных с тушением пожара и
эвакуацией имущества.

Ответственность за нарушение требований пожарной безопас­ности на предприятиях несут персонально их руководители, по от­раслям - руководители республиканских органов государственного управления, а по городам и другим населенным пунктам - местные исполнительные и распорядительные органы.


В жилых помещениях государственного, общественного фонда, фонда жилищно-строительных кооперативов ответственность за наруше­ние требований пожарной безопасности возлагается на квартиросъемщи­ков, а в жилых квартирах, домах, дачах и иных строениях, принадлежа­щих гражданам на правах частной собственности, - на их собственников.

Лица, нарушающие или не выполняющие Закон РБ «О пожарной безопасности», стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, а также лица, виновные в возникновении пожаров, несут дисципли­нарную, материальную, административную и уголовную ответствен­ность в соответствии с законодательством РБ.

Дисциплинарная ответственность заключается в наложении взыскания в виде замечания, выговора, строгого выговора и даже увольнения (ст. 198-204 ТК).

Для работников транспорта, таможенной службы и других ка­тегорий с особыми условиями труда дисциплинарная ответственность устанавливается Правительством РБ (ст. 204 ТК).

Работник может быть привлечен к материальной ответствен­ности, если по его вине предприятие понесло материальный ущерб (ст. 400 ТК, Положение по осуществлению Госпожнадзора и постанов­ление МЧС от 25.06.03 г. №26).

Административная ответственность проявляется мерами административного принуждения и пресечения (ст. 170 Кодекса РБ об административных правонарушениях (КоАП)).

К мерам административного принуждения относятся: преду­преждение или наложение штрафа на должностных лиц, работников и граждан за нарушение правил пожарной безопасности или невы­полнение предписаний и постановлений.

К мерам административного пресечения относятся: приоста­новка работы предприятия, ремонта объектов; запрет эксплуатации зданий, машин, приборов и других устройств, функционирующих с нарушениями требований пожарной безопасности; запрет на выпуск, реализацию и использование продукции, не соответствующей проти­вопожарным требованиям.

Право применения данных мер предоставлено работникам ор­ганов Государственного пожарного надзора (ст. 204 КоАП). Сумма штрафных санкций, а также компетенция по применению мер адми­нистративного пресечения зависят от статуса работника органов Го­сударственного пожарного надзора .

Административные взыскания от имени органов Государствен­ного пожарного надзора могут налагать:

Главный государственный инспектор РБ по пожарному надзору
и его заместители. Применяемые санкции: для граждан - предупре-­
ждение или штраф в размере до 7 базовых величин и для должностных
лиц - предупреждение или штраф в размере до 30 базовых величин;

Старшие государственные инспекторы РБ по пожарному над-­
зору, главные государственные инспекторы областей и г. Минска по
пожарному надзору и их заместители. Применяемые санкции: для
граждан - предупреждение или штраф в размере до 5 базовых вели­
чин и на должностных лиц- предупреждение или штраф в размере
до 20 базовых величин;

Старшие государственные инспекторы областей и г. Минска по
пожарному надзору. Применяемые санкции: для граждан - предупре-­
ждение или штраф в размере до 3 базовых величин и на должностных
лиц - предупреждение или штраф в размере до 15 базовых величин;

Главные государственные инспекторы городов и районов по
пожарному надзору. Применяемые санкции для граждан - преду-­
преждение или штраф в размере до 2 базовых величин и на должно­
стных лиц - предупреждение или штраф б размере до 10 базовых
величин;

Государственные инспекторы городов (районов) по пожарно­-
му надзору. Применяемые санкции: для граждан - предупреждение
или штраф в размере до 1 базовой величины и на должностных лиц -
предупреждение или штраф в размере до 5 базовых величин.

Кроме административных мер воздействия, предусмотрена так­же и уголовная ответственность, определенная в соответствующих статьях УК РБ .

Ст. 304 УК регламентирует следующее:

1. Нарушение правил пожарной безопасности лицом, ответст­-
венным за их выполнение, повлекшее возникновение пожара, совер-­
шенное в течение года после наложения административного взыска­
ния за нарушение правил пожарной безопасности,

- наказывается штрафом, или исправительными работами
на срок до одного года, или арестом на срок до трех месяцев с лише­-
нием права занимать определенные должности или заниматься оп­
ределенной деятельностью или без лишения.

2. Нарушение правил пожарной безопасности лицом, ответст­-
венным за их выполнение, повлекшее по неосторожности возникно-­
вение пожара, причинившего тяжкое или менее тяжкое телесное по­
вреждение либо ущерб в крупном размере,

- наказывается исправительными работами на срок до двух
боды на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок с
лишением права занимать определенные должности или занимать­
ся определенной деятельностью или без лишения.

3. Деяние, предусмотренное частью второй настоящей статьи,
повлекшее по неосторожности смерть человека либо причинение
тяжкого телесного повреждения двум или более лицам,

- наказывается лишением свободы на срок до семи лет с ли­-
шением права занимать определенные должности или заниматься
определенной деятельностью или без лишения.

Умышленное уничтожение либо повреждение имущества, со­вершенные общеопасным способом, коим является поджог, либо по­влекшие причинение ущерба в крупном размере (сумма в двести пятьдесят и более раз превышает базовую величину, установленную на день совершения преступления),

- наказываются ограничением свободы на срок до пяти лет
или лишением свободы на срок от трех до десяти лет (ст. 218 УК).

Уничтожение либо повреждение имущества по неосторожности, повлекшие причинение ущерба в особо крупном размере (сумма в ты­сячу и более раз превышает базовую величину, установленную на день совершения преступления),

- наказываются исправительными работами на срок до двух
лет, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением сво­-
боды на срок до двухлет (ст. 219 УК).

Уничтожение либо повреждение леса в результате неосторожного обращения с огнем, несоблюдения правил производства взрывных ра­бот, нарушения правил эксплуатации других источников повышен­ной опасности, нарушения порядка заготовки и вывозки древесины, повлекшие причинение ущерба в особо крупном размере (в данном случае ущерб, в двести пятьдесят и более раз превышающий базовую

величину, установленную на день совершения преступления),

- наказываются штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или ограничением свободы на срок до двух лет, или лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельно­стью или без лишения (ст. 276 УК).

Ответственность за нарушение требований пожарной безопас­ности на предприятиях несут персонально их руководители, по от­раслям - руководители республиканских органов государственного управления, а по городам и другим населенным пунктам - местные исполнительные и распорядительные органы.

В жилых помещениях государственного, общественного фонда, фонда жилищно-строительных кооперативов ответственность за наруше­ние требований пожарной безопасности возлагается на квартиросъемщи­ков, а в жилых квартирах, домах, дачах и иных строениях, принадлежа­щих гражданам на правах частной собственности, - на их собственников.

Лица, нарушающие или не выполняющие Закон РБ «О пожарной безопасности», стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, а также лица, виновные в возникновении пожаров, несут дисципли­нарную, материальную, административную и уголовную ответствен­ность в соответствии с законодательством РБ.

Дисциплинарная ответственность заключается в наложении взыскания в виде замечания, выговора, строгого выговора и даже увольнения (ст. 198-204 ТК).

Для работников транспорта, таможенной службы и других ка­тегорий с особыми условиями труда дисциплинарная ответственность устанавливается Правительством РБ (ст. 204 ТК).

Работник может быть привлечен к материальной ответствен­ности, если по его вине предприятие понесло материальный ущерб (ст. 400 ТК, Положение по осуществлению Госпожнадзора и постанов­ление МЧС от 25.06.03 г. №26).

Административная ответственность проявляется мерами административного принуждения и пресечения (ст. 170 Кодекса РБ об административных правонарушениях (КоАП)).

К мерам административного принуждения относятся: преду­преждение или наложение штрафа на должностных лиц, работников и граждан за нарушение правил пожарной безопасности или невы­полнение предписаний и постановлений.

К мерам административного пресечения относятся: приоста­новка работы предприятия, ремонта объектов; запрет эксплуатации зданий, машин, приборов и других устройств, функционирующих с нарушениями требований пожарной безопасности; запрет на выпуск, реализацию и использование продукции, не соответствующей проти­вопожарным требованиям.

Право применения данных мер предоставлено работникам ор­ганов Государственного пожарного надзора (ст. 204 КоАП). Сумма штрафных санкций, а также компетенция по применению мер адми­нистративного пресечения зависят от статуса работника органов Го­сударственного пожарного надзора .

Административные взыскания от имени органов Государствен­ного пожарного надзора могут налагать:

    Главный государственный инспектор РБ по пожарному надзоруи его заместители. Применяемые санкции: для граждан - предупре-­ждение или штраф в размере до 7 базовых величин и для должностныхлиц - предупреждение или штраф в размере до 30 базовых величин;

    старшие государственные инспекторы РБ по пожарному над-­зору, главные государственные инспекторы областей и г. Минска попожарному надзору и их заместители. Применяемые санкции: дляграждан - предупреждение или штраф в размере до 5 базовых вели­чин и на должностных лиц- предупреждение или штраф в размередо 20 базовых величин;

    старшие государственные инспекторы областей и г. Минска попожарному надзору. Применяемые санкции: для граждан - предупре-­ждение или штраф в размере до 3 базовых величин и на должностныхлиц - предупреждение или штраф в размере до 15 базовых величин;

    главные государственные инспекторы городов и районов попожарному надзору. Применяемые санкции для граждан - преду-­преждение или штраф в размере до 2 базовых величин и на должно­стных лиц - предупреждение или штраф б размере до 10 базовыхвеличин;

    государственные инспекторы городов (районов) по пожарно­-му надзору. Применяемые санкции: для граждан - предупреждениеили штраф в размере до 1 базовой величины и на должностных лиц -предупреждение или штраф в размере до 5 базовых величин.

Кроме административных мер воздействия, предусмотрена так­же и уголовная ответственность, определенная в соответствующих статьях УК РБ .

Ст. 304 УК регламентирует следующее:

1. Нарушение правил пожарной безопасности лицом, ответст­-венным за их выполнение, повлекшее возникновение пожара, совер-­шенное в течение года после наложения административного взыска­ния за нарушение правил пожарной безопасности,

- наказывается штрафом, или исправительными работами на срок до одного года, или арестом на срок до трех месяцев с лише­- нием права занимать определенные должности или заниматься оп­ ределенной деятельностью или без лишения.

2. Нарушение правил пожарной безопасности лицом, ответст­-венным за их выполнение, повлекшее по неосторожности возникно-­вение пожара, причинившего тяжкое или менее тяжкое телесное по­вреждение либо ущерб в крупном размере,

- наказывается исправительными работами на срок до двух боды на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или занимать­ ся определенной деятельностью или без лишения.

3. Деяние, предусмотренное частью второй настоящей статьи,повлекшее по неосторожности смерть человека либо причинениетяжкого телесного повреждения двум или более лицам,

- наказывается лишением свободы на срок до семи лет с ли­- шением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.

Умышленное уничтожение либо повреждение имущества, со­вершенные общеопасным способом, коим является поджог, либо по­влекшие причинение ущерба в крупном размере (сумма в двести пятьдесят и более раз превышает базовую величину, установленную на день совершения преступления),

- наказываются ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок от трех до десяти лет (ст. 218 УК).

Уничтожение либо повреждение имущества по неосторожности, повлекшие причинение ущерба в особо крупном размере (сумма в ты­сячу и более раз превышает базовую величину, установленную на день совершения преступления),

- наказываются исправительными работами на срок до двух лет, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением сво­- боды на срок до двухлет (ст. 219 УК).

Уничтожение либо повреждение леса в результате неосторожного обращения с огнем, несоблюдения правил производства взрывных ра­бот, нарушения правил эксплуатации других источников повышен­ной опасности, нарушения порядка заготовки и вывозки древесины, повлекшие причинение ущерба в особо крупном размере (в данном случае ущерб, в двести пятьдесят и более раз превышающий базовую

величину, установленную на день совершения преступления),

- наказываются штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или ограничением свободы на срок до двух лет, или лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельно­стью или без лишения (ст. 276 УК).

81. Огнегасящие средства

Основными огнегасящими веществами являются вода, химиче­ская и воздушно-механическая пены, водные растворы солей, инерт­ные и негорючие газы, водяной пар, галоидоуглеводородные огнега­сящие составы и сухие огнетушащие порошки.

Вода - наиболее распространенное средство тушения пожаров. Попадая в зону горения, вода нагревается и испаряется, поглощая большое количество теплоты. При испарении воды образуется пар, который затрудняет доступ воздуха к очагу горения. Кроме того, сильная струя воды может сбить пламя, что облегчает тушение пожа­ра, но в ряде случаев воду для тушения пожара не применяют.

Например, водой нельзя тушить горение таких веществ и мате­риалов, как щелочные металлы (калий, натрий), карбид кальция, алюминиевая пудра и др., при взаимодействии которых с водой вы­деляются большое количество теплоты, горючие газы и т.п.

Вода является хорошим проводником электрического тока, по­этому применение ее для тушения пожаров в электроустановках, на­ходящихся под напряжением, может привести к поражению электро­током. Воду в виде компактных струй нельзя применять для тушения пожаров легковоспламеняющихся жидкостей.

Тушение большинства твердых горючих веществ и материалов, тяжелых нефтепродуктов, создание водяных завес и охлаждение объектов, находящихся вблизи очага пожара осуществляют водой в виде компактных и распыленных струй из лафетных стволов и руч­ных пожарных стволов.

Тонко распыленной водой эффективно тушатся твердые веще­ства и материалы, горючие и даже легковоспламеняющиеся жидко­сти. При таком тушении снижается расход воды, минимально увлаж­няются и портятся материалы, снижается температура в горящем помещении и осаждается дым.

Для тушения веществ, плохо смачивающихся водой (например, хлопка, торфа), в воду для понижения ее поверхностного натяжения вводят специальные смачиватели.

Для тушения легковоспламеняющихся жидкостей широко при­меняют огнегасящую пену. Пена представляет собой массу пузырьков газа, заключенных в тонкие оболочки жидкости. Растекаясь по поверх­ности горящей жидкости, пена изолирует очаг горения. На практике применяют два вида пены: химическую и воздушно-механическую.

Химическая пена получается при взаимодействии щелочного и кислотного растворов в присутствии пенообразователей. При этом об­разуется газ (диоксид углерода). Пузырьки газа обволакиваются во­дой с пенообразователем, в результате создается устойчивая пена, ко­торая может долго оставаться на поверхности жидкости. Вещества, которые необходимы для получения диоксида углерода, применяются или в виде водных растворов, или сухих пенопорошков. Применение химической пены в практике пожаротушения сокращается, ее все больше вытесняет воздушно-механическая пена.

Воздушно-механическая пена представляет собой смесь воздуха - 90%, воды - 9,7 и пенообразователя - 0,3%. Характеристикой пены является кратность - отношение объема полученной пены к объему исходных веществ. Пену обычной кратности (до 20) получают с помо­щью воздушно-пенных стволов. Принцип действия их основан на том, что вода под давлением 0,3...0,бМПа, предварительно смешанная с пенообразователем, поступает в специальное устройство, обеспечиваю щее подсос воздуха. За последнее время в практике тушения пожаров находит применение высокократная (кратность свыше 200) пена, зна­чительно более объемная и дольше сохраняющаяся. Она получается в специальных генераторах, где воздух не подсасывается, а нагнетается под некоторым давлением.

Водяной пар применяют для тушения пожаров в помещениях объемом до 500 м 3 и небольших пожаров на открытых площадках и установках. Пар увлажняет горящие предметы и снижает концентра­цию кислорода. Огнегасящая концентрация водяного пара в воздухе составляет примерно 35% по объему.

Инертные и негорючие газы, главным образом диоксид углерода и азот, понижают концентрацию кислорода в очаге горения и тормозят интенсивность горения. Поскольку диоксид углерода восстанавлива­ется щелочными и щелочноземельными металлами, его нельзя при­менять для их тушения. Инертные газы обычно применяют в сравни­тельно небольших по объему помещениях. Огнегасящая концентрация инертных газов при тушении в закрытом помещении составляет 31...36% к объему помещения.

Для быстрого тушения загоревшихся электродвигателей и других электротехнических установок диоксид углерода является незамени­мым средством благодаря своей не электропроводности. Он хранится в стальных баллонах в сжиженном состоянии под давлением.

При выпуске диоксида углерода из баллона в результате его расширения происходит сильное охлаждение и образуются белые хло­пья твердого диоксида углерода. В очаге горения твердый диоксид углерода испаряется, понижая температуру горящего вещества и уменьшая концентрацию кислорода.

Водные растворы солей относятся к числу жидких огнегасящих средств. Применяются растворы бикарбоната натрия, хлоридов каль­ция и аммония, глауберовой соли, аммиачно-фосфорных солей и др. Соли, выпадая из водного раствора, образуют на поверхности горяще­го вещества изолирующие пленки, отнимающие теплоту. При разло­жении солей выделяются негорючие газы.

Огнегасящее действие галоидоуглеводородных огнегасящих со­ставов основано на химическом торможении реакции горения (инти-бировании). Они являются предельными углеводородами, у которых один или несколько атомов водорода замещены атомами галоидов (фтора, хлора, брома). Широкое применение для пожаротушения нашли: тетрафтордибромэтан (хладон 114В2), бромистый метилен, трифтор-бромметан (хладон 13В1). Применяются также составы на основе бро­мистого этила.

Галоидоуглеводородные составы имеют большую плотность, что повышает эффективность пожаротушения, а низкие температуры замерзания позволяют использовать их при низких температурах воздуха.

Огне тушащие порошки - мелкоизмельченные минеральные соли с различными добавками, препятствующими их слеживанию и комкованию. Они обладают хорошей огнетушащей способностью, в несколько раз превышающей способность таких сильных ингибиторов горения, как галоидоуглеводороды, а также универсальностью при­менения, так как подавляют горение материалов, которые нельзя по­тушить водой и другими средствами (например, металлов и некото­рых металлосодержащих соединений).

Различают порошки общего и специального назначения. Основ­ным компонентом состава ПСБ-3 является бикарбонат натрия; ПФ - диаммоннй фосфат; П-1А - аммофос; СИ-2 - силикагель, насыщен­ный хладоном (114В2) и др.

82. Противопожарное водоснабжение предприятий

На каждом предприятии должны быть предусмотрены инженерно-технические сооружения, используемые при тушении пожара (для за­бора, транспортирования, хранения воды).

Организащш противопожарного водоснабжения выполняется в соответствии со СНиП 2.04.02--£4 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения» и СНиП 2.04.01-85 «Внутренний водопровод и канали­зация зданий».

Предприятия машиностроения должны быть обеспечены:

    источниками водоснабжения (пруды, реки, наливные водо-­хранилища, очищенные сточные воды);

    водозаборными сооружениями;

    установками водоподготовки (фильтры, отстойники);

    насосными станциями;

    водопроводными сетями (сети должны быть кольцевыми водну, две и более линий);

Емкостями для хранения воды;

    оборудованием;

    арматурой;

    насосно-рукавным оборудованием для тушения.

Пожарные гидранты на водопроводной сети наружного пожаро­тушения следует прокладывать вдоль автодорог на территории пред­приятия, расположенной не более 2,5 м от края проезжей части, но не ближе 5 м от стен зданий. Нормы расхода воды, используемой на внут­реннее пожаротушение, приведены в СНиП 2.04.01-85

83. Средства пожаротушения

нарушений требований пожарной безопасности.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности. Меры пресечения нарушений требований пожарной безопасности и нормативные правовые основы их применения. Административная ответственность юридических и физических лиц за нарушения требований пожарной безопасности. Виды административных правонарушений и административных наказаний за нарушения требований пожарной безопасности. Права и полномочия государственных инспекторов по пожарному надзору по применению мер пресечения нарушений требований пожарной безопасности.

Порядок производства по делам об административных правонарушениях в Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях. Ведение делопроизводства по делам об административных правонарушениях. Контроль за производством по делам об административных правонарушениях в области пожарной безопасности. Приостановление полной или частичной работы предприятий (отдельных производств), производственных участков, агрегатов, эксплуатации зданий, сооружений, помещений, проведения отдельных видов работ. Виды, порядок и правила оформления документов. Порядок приведения предписания о приостановлении эксплуатации объекта контроля (надзора) в исполнение. Контроль за устранением нарушений требований пожарной безопасности. Порядок разрешения дальнейшей эксплуатации объекта контроля (надзора). Порядок снятия с производства, прекращения выпуска и приостановления реализации товаров (работ, услуг) не соответствующих требованиям пожарной безопасности.
Тема 3.3.5. Лицензирование деятельности в области пожарной безопасности.

Нормативное правовое регулирование лицензирования деятельности в области пожарной безопасности. Виды деятельности в области пожарной безопасности, подлежащие лицензированию и их состав. Основные лицензионные требования и условия, которым должен соответствовать соискатель лицензии. Специализированные требования к соискателю лицензии по составам видов деятельности в области пожарной безопасности.

Участники лицензирования в области пожарной безопасности. Функции федерального лицензирующего органа и независимых экспертных организаций по лицензированию в области пожарной безопасности. Центры обеспечения лицензионной деятельности в области пожарной безопасности: цель, функции, порядок создания и аккредитации.

Порядок организации работы по оценке возможности соискателей лицензий выполнять заявленные виды деятельности в области пожарной безопасности. Перечень необходимых документов, представляемых соискателем лицензии и их регистрация. Обязанности экспертной организации при приеме и рассмотрении документов, поступивших от соискателя лицензии. Проведение оценки возможности соискателей лицензий выполнять заявленные виды деятельности в области пожарной безопасности.

Порядок подготовки проектов решений лицензирующего органа о предоставлении (об отказе в предоставлении) лицензий и доведение решений до сведения соискателей лицензий. Основания для отказа в предоставлении лицензии. Предоставление документов, подтверждающих наличие лицензии. Переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий. Порядок уплаты лицензионного сбора за рассмотрение документов, предоставление лицензий и переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий. Организация ведения реестра лицензий.

Организация контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий. Порядок подготовки, проведения и оформления результатов проверок лицензиатов. Решения, принимаемые по результатам проверки лицензиата. Порядок вынесения предупреждения лицензиату, приостановления или возобновления действия лицензии, направления заявления об аннулировании лицензии в суд. Разрешение споров между лицензирующим органом и лицензиатом о лицензиате лицензирующего органов с налоговыми органами по вопросам лицензирования деятельности в области по­жарной безопасности.
Тема 3.3.6. Подтверждение соответствия продукции и услуг в области пожарной безопасности.

Основные понятия, цели и принципы подтверждения соответствия. Формы подтверждения соответствия продукции и услуг в области пожарной безопасности на территории Российской Федерации. Добровольное и обязательное подтверждение соответствия, принятие декларации о соответствии. Знаки соответствия. Знак обращения на рынке.

Оценка соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности. Формы оценки соответствия объектов. Схемы подтверждения соответствия продукции требованиям пожарной безопасности. Порядок проведения сертификации. (положения «Технического регламента о требованиях пожарной безопасности» ФЗ-123 от 22.07.2008г.)

Права и обязанности заявителя в области обязательного подтверждения соответствия. Условия ввоза на территорию Российской Федерации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия. Признание результатов подтверждения соответствия.

Государственный контроль и надзор за соблюдением требований технических регламентов. Объекты государственного контроля (надзора). Полномочия, права и обязанности органов государственного контроля (надзора) и ответственность их должностных лиц. Информация о нарушении требований технических регламентов и отзыв продукции.

Тема 3.3.7. Государственный статистический учет и отчетность по пожарам и их последствиям.

Организация единой государственной системы статистического учета пожаров и их последствий. Официальный и ведомственный учет пожаров и их последствий. Порядок учета пожаров. Порядок учета и определения материального ущерба от пожаров. Порядок учета пострадавших от пожаров людей. Документы, составляемые по учету пожаров и их последствиям, требования к их оформлению. Контроль за учетом пожаров и их последствиями.

Порядок ведения государственной статистической отчетности по пожарам и их последствиям. Анализ пожаров и их последствий. Разработка мероприятий по устранению причин и условий, способствующих возникновению пожаров.
Итоговый контроль по дисциплине (вопросы к зачету).


  1. Организация и функционирование Единой государственной системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

  1. Система обеспечения пожарной безопасности: понятие, основные
элементы и основные функции.

  1. Виды надзорной деятельности в сфере компетенции МЧС России и
основные направления их осуществления.

  1. Государственный пожарный надзор: понятие, цель, основные задачи
и направления деятельности.

  1. Система органов ГПН и их функции.

  2. Категории государственных инспекторов по пожарному надзору, их
полномочия, права, обязанности и ответственность.

  1. Организация деятельности государственных инспекторов по
пожарному надзору в органах ГПН.

  1. Учет и анализ деятельности по осуществлению ГПН.

  2. Планирование работы государственных инспекторов.

  3. Порядок распределения обязанностей среди государственных
инспекторов по пожарному надзору.

  1. Контроль за организацией и осуществлением ГПН.

  2. Полномочия органов государственной власти и органов местного
самоуправления в области пожарной безопасности.

  1. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности.

  2. Основные направления взаимодействия органов ГПН с органами
государственной власти и органами местного самоуправления в области пожарной безопасности.

  1. Права и обязанности организаций в области пожарной безопасности.

  2. Организационно-технические мероприятия по обеспечению
пожарной безопасности в населенных пунктах и объектах.

  1. Ответственность в области пожарной безопасности.

  2. Деятельность администрации объекта по обеспечению пожарной
безопасности.

  1. Организация работы пожарно-технических комиссий.

  2. Организация и формы проведения мероприятий по контролю.

  3. Проверки: виды, периодичность, планирование, порядок подготовки
и проведения.

  1. Порядок оформления результатов проверок.

  2. Контроль за выполнением мероприятий, предложенных
предписаниями ГПН.

  1. Правонарушения в области пожарной безопасности и виды
административных наказаний.

  1. Права и полномочия государственных инспекторов по пожарному
надзору при назначении административных наказаний.

  1. Порядок назначения административного наказания за нарушение
требований пожарной безопасности.

  1. Правила и порядок оформления документов административного дела

  2. Порядок вручения постановления об административном
правонарушении в области пожарной безопасности.

  1. Порядок обжалования административного наказания.

  2. Административное приостановление деятельности в области
пожарной безопасности.

  1. Временный запрет деятельности.

  2. Порядок учета пожаров.

  3. Документы по учету пожаров: требования и порядок их составления.

  4. Порядок учета и определения материального ущерба от пожаров.

  5. Порядок учета пострадавших при пожарах.

  6. Контроль за учетом пожаров и их последствиями.

  7. Порядок ведения государственной статистической отчетности по
пожарам и их последствиям.

  1. Цели и назначение противопожарной пропаганды и обучения в
области пожарной безопасности.

  1. Виды, средства, формы и методы проведения противопожарной
пропаганды.

  1. Организация и формы обучения в области пожарной безопасности.

  2. Место и роль добровольной пожарной охраны в обеспечении
пожарной безопасности населенных пунктов и предприятий.

  1. Взаимодействие органов ГПН с добровольными пожарными
организациями в области пожарной безопасности.

  1. Анализ пожаров и последствий от них.

  2. Порядок создания и организации деятельности фондов пожарной
безопасности.

  1. Виды деятельности в области пожарной безопасности, подлежащие
лицензированию.

  1. Участники лицензирования деятельности в области пожарной
безопасности, их права и обязанности.

  1. Лицензионные требования и условия.

  2. Порядок проведения оценки возможности соискателя выполнять
заявленные виды деятельности в области пожарной безопасности.

  1. Порядок предоставления лицензии на деятельность в области
пожарной безопасности.

  1. Контроль за выполнением лицензионных требований и условий.

  2. Ответственность лицензиата за нарушение лицензионных
требований и условий.

  1. Основные понятия, цели, принципы и формы подтверждения
соответствия продукции на территории Российской Федерации.

  1. Взаимодействие органов ГПН со службами органов внутренних дел
и органами государственного контроля (надзора) при осуществлении ГПН.

  1. Оформить предписание по результатам проверки объекта контроля
(надзора).

  1. Составить протокол о временном запрещении деятельности.

  2. Оформить протокол об административном правонарушении в
области пожарной безопасности.

  1. Составить постановление о назначении административного
наказания за нарушение требований пожарной безопасности.

  1. Составить план-график осуществления ГПН на месяц.

  2. Заполнить карточку учета пожара.

  3. Составить отчет о пожарах и их последствиям по установленной
форме.

по дисциплине №3 «Организация деятельности ГПС МЧС России»


  1. Уголовно-процессуальный кодекс РФ. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004 г. – 592 с.

  2. Уголовный кодекс РФ. – М., «Издательство ЭЛИТ», 2004 г. – 160 с.

  3. Закон Российской Федерации от 25 декабря 1990 г. «О предприятиях и предпринимательской деятельности».

  4. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

  5. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

  6. Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне».

  7. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».

  8. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

  9. Федеральный закон от 22 августа 2004 г № 122 «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

  10. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании».

  11. Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195–ФЗ «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции Федерального закона от 9 мая 2005 г. № 45-ФЗ).

  12. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».

  13. Федеральный закон от 22.07.2008г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной бехзопасности»

  14. Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей».

  15. Постановление Правительства Российской Федерации от 25.10.2006 г. № 625 «О лицензировании деятельности в области пожарной безопасности».

  16. Постановление Госкомстата России от 7 июня 2002 года № 134 «Об утверждении статистического инструментария для организации МЧС России статистического наблюдения за пожарами и последствиями от них».

  17. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. № 820 «О государственном пожарном надзоре» (утверждено Положение о государственном пожарном надзоре).

  18. Постановление Правительства Российской Федерации от 11февраля 2002 г. № 135 «О лицензировании отдельных видов деятельности».

  19. Постановление Правительства Российской Федерации от 14 августа 2002 г. № 595 «О лицензировании деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов».

  20. Приказ МЧС России от 1 октября 2004 г. № 458 «Об утверждении Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий – региональном центре по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».

  21. Приказ МЧС России от 10 июля 2001 г. № 309 «Об утверждении Положения о Государственной экспертизе проектов МЧС России».

  22. Указ Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. № 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (утверждено Положение о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чре звычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий).

  23. Россинская Е.Р. Судебная экспертиза в уголовном, гражданском, арбитражном процессе.-М., Право и закон, 2004.

Дисциплина 4. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГПС МЧС РОССИИ
Пояснительная записка
Нормальное функционирование любой социальной системы невозможно без регулирования правовых вопросов ее деятельности. Основы законодательного регулирования деятельности ГПС МЧС России изучаются слушателями на дисциплине «Правовое регулирование деятельности ГПС МЧС России».

Теоретические знания закрепляются при проведении семинарских и практических занятий, которые проводятся параллельно с изучением теории.

Цель:

– получение слушателями знаний и навыков правового характера, необходимых для осуществления профессиональной деятельности, получение ими знаний по ос­новам Российского права, организационно-правовым аспектам деятельности ГПС МЧС России.

ЗАДАЧИ:

Изучение основ Российской правовой системы и законодательства;

Получение основ законодательства в области пожарной безопасности;

Формирование основ организации и функционирования судебных и иных правопри­менительных и правоохранительных органов;

Обучение основам организации и функционирования МЧС Росси и правовым нормам в сфере про­фессиональной деятельности.


  • воспитание уважительного отношения к закону.
ЗНАТЬ:

  • основы Российской правовой системы и законодательства;

  • основы законодательства в сфере пожарной безопасности;

  • основы организации и функционирования судебных и иных правопри­менительных и правоохранительных органов;

  • правовые нормы в сфере про­фессиональной деятельности;

  • основы административно-процессуальной деятельности ГПС МЧС России;

  • основы уголовно-процессуальной деятельности ГПС МЧС России;
УМЕТЬ:

  • применять правовые нормы при осуществлении административно-правовой и уголовно-процессуальной деятельности;

  • составлять процессуальные документы, необходимые при административном расследовании пожаров;

  • использовать полученные знания в правоприменительной деятельности.
ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ:

Об организации и основных направлениях деятельности других органов государственного контроля (надзора) в Российской Федерации;

Об организации и функционировании Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

О государственной экспертизе, контроле (надзоре) в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения безопасности людей на водных объектах.

Программа рассчитана на 24 часа, из которых лекции составляют 12 часов. Для закрепления и контроля теоретических знаний и получения практических навыков предусматривается проведение практических и семинарских занятий в количестве 8 часов.

Изучение курса завершается зачетом.
содержание ДИСЦИПЛИНЫ.
Тема 4.1.Система законодательства в области пожарной безопасности.

Понятие законодательства в области пожарной безопасности. Основные положения Закона «О пожарной безопасности». Организационная структура ГПС МЧС России. Виды пожарной охраны. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Права и обязанности предприятий в области пожарной безопасности. Правовые и социальные гарантии сотрудников ГПС МЧС России. Виды юридической ответственности за нарушение норм и требований пожарной безопасности.

Основная