Домой / «Вторичка / Программа подготовки к самостоятельной жизни воспитанников учреждений для детей-сирот. Подготовка воспитанников детского дома к самостоятельной жизни Проект программы

Программа подготовки к самостоятельной жизни воспитанников учреждений для детей-сирот. Подготовка воспитанников детского дома к самостоятельной жизни Проект программы




ЗАДАЧИ: 1 2 Проанализировать и обобщить параметры, характеризующие успешность самостоятельного жизнеустройства; выявить и систематизировать причины, обусловливающие неуспешность в самостоятельной жизни выпускников-сирот с интеллектуальной недостаточностью; определить показатели готовности к самостоятельной жизни учащихся старших классов – воспитанников интернатных учреждений VIII вида для детей- сирот. Обосновать направления, содержание и формы педагогической работы, способствующей повышению готовности умственно отсталого воспитанника-сироты к самостоятельной жизни.






Сложившаяся практика обучения и воспитания таких детей не всегда отвечает задаче формирования необходимых в жизни личностных качеств, таких как самостоятельность, готовность к самообеспечению на основе труда, коммуникативность, а также уточнения их жизненной перспективы. При этом, выпускники вспомогательных школ- интернатов, не имеют никаких льгот в трудоустройстве и жизнеобеспечении. Они должны вливаться в сложнейшую жизнь на общих основаниях.


Положения, на которых должна строится работа по подготовке воспитанников интернатных учреждений к самостоятельной жизни: Успешность независимого жизнеустройства характеризуется следующими параметрами: - профессиональное самоопределение; - стабильная трудовая занятость; - создание семьи; - продуктивность разнообразных контактов в социуме; - соответствие морально-правовым нормам и требованиям общества. Возможность успешного независимого жизнеустройства определяется готовностью к самостоятельной жизни, формирующейся в процессе взросления. 1 2


Основными показателями готовности к самостоятельной жизни являются: - реальный и конкретный характер жизненных планов; - адекватное профессиональное самоопределение; - готовность и умение устанавливать продуктивные социальные контакты для получения помощи; - социально-нормативное поведение; - умение использовать личный опыт в изменяющихся условиях. Сложившаяся практика обучения и воспитания детей с интеллектуальными проблемами, знания и умения, получаемые ими в школе, не обеспечивают в должной мере их подготовку к самостоятельной жизни. 3 4


Неготовность учащихся старших классов школы- интерната VIII вида к самостоятельной жизни проявляется в следующем: - размытость жизненной перспективы; - иждивенчество как личностная характеристика; - социально-бытовая некомпетентность; - деформация потребности в общении и несформированность средств ее удовлетворения. Преодоление неготовности к самостоятельной жизни умственно отсталых воспитанников возможно в ходе целенаправленной педагогической работы в следующих направлениях: - становление жизненной перспективы; - формирование положительного отношения к труду; -обеспечение продуктивности социальных контактов. 5 6


«Проблемы подготовки детей-сирот к самостоятельной жизни» Подготовка к самостоятельной жизни - это процессы, обеспечивающие успешность вхождения молодых людей в самостоятельную жизнь, которые обозначаются как взросление, социализация, социальная адаптация.


Процесс социализации – приобретение индивидом социально-типических черт и определяется через социальное научение, самоактуализацию "Я-концепции". Процесс взросления – путь развития от социального к индивидуальному. Процессы социализации и индивидуализации рассматриваются современной наукой как главные механизмы взросления.


Задачей взросления является подготовка к самостоятельной жизни, завершающаяся готовностью к самостоятельному жизнеустройству. Параметры успешного жизнеустройства: 1. Профессиональное самоопределение, 2. стабильная трудовая занятость, 3. создание семьи и житейская компетентность, 4. возможность установления разнообразных контактов в социуме, 5. соответствие морально-правовым нормам и требованиям общества.




Потеря семьи препятствует формированию у ребенка способностей, обеспечивающих достижение им подлинной взрослости, приводит к ряду "социальных вывихов", которые проявляются в невладении навыками продуктивного общения, моральном и материальном иждивенчестве, конфликтности системы требований к мужественности и женственности, слабой ориентированности на будущее.


"Современное состояние подготовки воспитанников к самостоятельной жизни» Приоритетным направлением подготовки учащихся к самостоятельной жизни является трудовое обучение. Неготовность выпускников специальной (коррекционной) школы к самостоятельной работе выражается: в частой смене рабочих мест, связанной с возникновением конфликтных ситуаций в коллективе, непосильностью рабочего режима и норм выработки, неадекватно завышенном уровне притязаний на специальность и высокую оплату труда, недисциплинированности, плохом отношении к труду части выпускников. Успешному вхождению в самостоятельную жизнь умственно отсталых препятствует недостаточное владение ими обще трудовыми умениями и навыками.


С целью конкретизации характера самостоятельного жизнеустройства умственно отсталых выпускников - сирот нами было проведено исследование, в ходе которого мы проанализировали данные о судьбах своих выпускников за 3 года, с опорой на ранее выделенные параметры, характеризующие успешность вхождения в самостоятельную жизнь молодых людей (трудоустройство, семейное положение, жилищные условия, взаимоотношения с законодательством).


"Совершенствование подготовки воспитанников интернатных учреждений VIII вида для детей-сирот к самостоятельной жизни" Анкета по изучению готовности к самостоятельной жизни 1. Скоро ты покинешь школу – интернат. Чего ты боишься? 2. Какую профессию ты хотел бы выбрать по окончании школы? 3. Нравится ли тебе профессия, по которой ты будешь обучаться в ПУ?


Анкета по изучению готовности к самостоятельной жизни 4. Чем ты любишь заниматься в свободное время? 5. Где бы ты хотел работать по окончании школы? 6. Где ты будешь жить по окончании учебы? 7. Какие проблемы беспокоят тебя при вступлении в самостоятельную жизнь?


Анкета по изучению готовности к самостоятельной жизни 8. Что такое, по твоему «хорошая жизнь»? 9. Что такое бюджет? Сколько денег тебе понадобиться на один месяц? 10. Ты идешь по улице, тебя кто – то ударил, что ты сделаешь? 11.Представь: у тебя волшебная палочка. Что ты попросишь?


Анкета по изучению готовности к самостоятельной жизни 12. Сможешь ли ты устроить свою жизнь самостоятельно? Чья помощь тебе нужна. 13. Через сколько лет ты сможешь достигнуть того чего ты хочешь? 14. В каком возрасте ты создашь семью? Какими качествами должен обладать твой спутник?


Причины препятствующие готовности воспитанников к переходу к самостоятельному жизнеустройству 1. Большинство обследованных воспитанников не подошло к построению замысла жизни. Образ желаемого будущего у воспитанников интерната - учащихся выпускных классов - недетализирован, в ответах преобладают эмоциональные, незрелые характеристики его; временные условия достижения цели не являются программными пунктами жизненного плана подростков-сирот.


2. Значительная часть учащихся выпускных классов не готовы к уходу от зависимости от взрослых. Склонность к материальному иждивенчеству проявляется в равнодушии к таким необходимым условиям полноценной самостоятельной жизни, как наличие жилья, достаточное количество средств


Вывод: Сущность подготовки к самостоятельной жизни учащихся специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида для детей-сирот и детей, лишенных попечения родителей, должна заключаться в формировании определенных качеств личности, таких как готовность к самообеспечению на основе труда, продуктивная коммуникативность, самостоятельность, а также необходимых ценностных ориентации, прежде всего, жизненной перспективы.


Основными условиями, необходимыми для эффективной реализации программы, являются следующие показатели: внутренняя готовность педагогического коллектива к решению новых задач; наличие безопасной и защищенной среды пребывания ребенка-сироты в интернатном учреждении; организация правильного режима; психологическое сопровождение развития воспитанника; учет возрастного фактора; обеспечение материальной базы, соответствующей поставленным задачам.






Готовность к самообеспечению на основе труда включает в себя: o положительную мотивацию к труду; o выбор профессии, соответствующей возможностям и интересам; o умение принимать и соблюдать дисциплинарные требования в процессе труда; o чувство хозяина. Приобретение таких качеств и умений подразумевает уход от иждивенчества, как негативной склонности ребенка, воспитанного в условиях государственного обеспечения.




Направление «Становление жизненной перспективы» Цель - конкретизация и уточнение жизненных планов. Задачи: 1. Моделирование образа прошлого; 2. Моделирование образа будущего; 3. Организация жизнедеятельности воспитанников с опорой на целесообразность и периодичность выполнения жизненных функций; 4. Формирование образа избранника/ избранницы.






Направление "Формирование положительного отношения к труду" Цель - формирование у воспитанников готовности к самообеспечению на основе труда. Задачи: 1. Формирование устойчивых навыков бытового самообслуживания и обслуживающего труда; 2. Расширение перечня трудовых профилей; 3. Включение воспитанников в посильную трудовую деятельность; 4. Обеспечение адекватного профессионального самоопределения на основе профориентации.


Формы работы: приучение воспитанников к самообслуживанию начиная с первых дней пребывания их в интернате; трудовое обучение и воспитание в сфере обслуживающего труда (начиная с пятого класса); работа домашнего клуба, организация в учреждении ремонтной бригады из воспитанников; включение старших воспитанников в работу с младшими; накопление «приданого»; приобщение воспитанников к посильной трудовой деятельности через трудоустройство воспитанников в интернате.


Направление «Обеспечение продуктивности социальных контактов» Цель - формирование у воспитанника необходимых для осуществления таких контактов коммуникативных навыков. Задачи: 1. Преодоление базового недоверия к миру как основы нарушения коммуникативной деятельности ребенка- сироты. 2. Преодоление отчуждения от окружающих как специфической личностной черты детей-сирот. 3. Привитие моральных и правовых норм общества. 4. Обеспечение возможности функционирования в различных социальных ролях. 5. Расширение социальных контактов.


Формы работы: утверждение традиций, организация разновозрастного общения, организация занятий детей в секциях, клубах, студиях вне стен интерната; психолого-педагогические тренинги; деловые игры (самоуправление); драматическая студия; проведение встреч с интересными людьми и коллективами; передача воспитанников на временное проживание в семьи родственников.


Выводы 1. Подготовка к самостоятельной жизни есть одна из важнейших задач взросления, понимаемого как процесс развития личности от социального к индивидуальному. 2. Параметрами успешного жизнеустройства как позитивного результата взросления являются профессиональное самоопределение, стабильная трудовая занятость, создание семьи, возможность установления разнообразных контактов в социуме, соответствие морально-правовым нормам и требованиям общества.


Выводы 3. Ход и результаты взросления искажаются в результате нарушения его механизмов и условий, в особенности, в случае нарушения взаимодействия ребенка со взрослым. 4. В случае раннего сиротства и воспитания в условиях депривации у ребенка не формируется в достаточной мере готовность к самостоятельной жизни.


Выводы 5. Нарушения психического развития значительно затрудняют процесс подготовки к самостоятельной жизни. 6. Сущность подготовки к самостоятельной жизни учащихся специальной (коррекционной) школы- интерната VIII вида для детей-сирот и детей, лишенных попечения родителей, должна заключаться в формировании определенных качеств личности, таких как самостоятельность, готовность к самообеспечению на основе труда, продуктивная коммуникативность, а также необходимых ценностных ориентации, прежде всего, жизненной перспективы.


Выводы 7. Показателями готовности к самостоятельной жизни умственно отсталых старшеклассников- сирот являются адекватное профессиональное самоопределение, реальная временная составляющая жизненных планов, готовность и умение устанавливать продуктивные социальные контакты для получения помощи, соответствие моральным нормам и требованиям общества, использование личного опыта в изменяющихся условиях. 8. Программа коррекционно-педагогического воздействия с целью подготовки воспитанников к самостоятельной жизни должна иметь целостный характер.


Выводы 9. Условиями, необходимыми для успешной реализации программы в интернатном учреждении, должны быть следующие: достаточная психолого- педагогическая грамотность педагогического коллектива, создание защищающей среды, психолого-педагогическое сопровождение, учет возрастного фактора, соответствующая материальная база. 10. Предложенные пути формирования готовности к самостоятельной жизни учащихся старших классов могут эффективно использоваться в широкой образовательной практике.

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Обиух Павел Александрович. Подготовка выпускников интернатных учреждений к самостоятельной жизни: диссертация... кандидата педагогических наук: 13.00.02. - Москва, 2007. - 197 с. РГБ ОД, 61:07-13/2164

Введение

Глава I. Необходимость, содержание и специфика подготовки выпускников школ-интернатов к самостоятельной жизни 13

1. Основные требования, предъявляемые к подготовке выпускников интернатных учреждений к самостоятельной жизни 13

3. Анализ опыта подготовки выпускников школ - интернатов к самостоятельной жизни 56

Выводы по первой главе 75

Глава II. Обоснование и экспериментальная проверка модели подготовки выпускников интернатных учреждений к самостоятельной жизни 77

1. Обоснование модели формирования адекватной самооценки и позиции успешности у выпускников школ - интернатов 77

2. Экспериментальная проверка модели формирования адекватной самооценки и позиции успешности у выпускников школ интернатов III и IV видов 105

3. Социально-педагогические условия эффективной подготовки выпускников интернатных учреждений к самостоятельной жизни 122

Выводы по второй главе 141

Заключение 143

Список литературы 146

Приложения 158

Введение к работе

Одной из актуальных проблем современной педагогики в настоящее время является обучение и воспитание детей в условиях интернатных учреждений. Учитывая тот факт, что воспитанники специализированных школ-интернатов составляют около десяти процентов от общего числа детей школьного возраста в РФ, становление их в качестве полноценных членов общества - это важнейшая задача данной работы.

существовала тенденция обучения и воспитания различных категорий детей в специализированных учебных заведениях, в которых они не только получали образование, но и проводили все остальное время. Большинство воспитанников интернатных учреждений - это дети с различными физическими ограничениями, трудностями в развитии, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

В течение довольно долгого периода выпускники интернатных учреждений не имели возможности стать полноценными членами общества, в основном это касается выпускников специализированных, коррекционных школ-интернатов. Данное обстоятельство вызвано, прежде всего, имевшей место систематической дискриминацией таких людей в обществе, а также отсутствием четкой модели их адаптации в общество. Однако необходимо отметить, что на данное время концепция социализации воспитанников интернатных учреждений претерпела ряд изменений. Причиной тому является, во-первых, изменение общественного отношения, а, во-вторых, большое количество инновационных методик и технологий, используемых современными педагогами, в том числе и в школах-интернатах.

Проблема воспитания детей в специализированных интернатных учреждениях нашла свое отражение в работах многих выдающихся исследователей, таких как: Денискина В. 3., Ермаков В. П., Земцова М. И., Литвак А. Г., Наумов М. Н., Феоктистова В. А., и многих других.

К настоящему времени интернатные учреждения сформировались как целостная система абилитации детей с различными трудностями. Причем необходимо отметить, что работа по обучению, воспитанию и адаптации воспитанников школ-интернатов имеет свою, отличающуюся от работы в общеобразовательных массовых школах специфику, которая обусловлена прежде всего особенностями, характерными для подобных учебных заведений, такими, как замкнутое пространство, узкий круг общения и многое другое.

Учитывая, что в основной массе интернатных учреждений обучение детей происходит в соответствии с государственными стандартами образования и программой общеобразовательных массовых школ, а также специфические особенности нахождения ребёнка в таких заведениях (за исключением школ-интернатов VII и VIII видов), можно отметить, что наиболее актуальной проблемой воспитания этих детей является работа по подготовке их к самостоятельной, полноценной жизни в обществе.

Необходимо отметить, что данная деятельность довольно многопланова и разнообразна. В первую очередь подготовка выпускников интернатов к самостоятельной жизни представляет собой развитие знаний, умений и навыков, необходимых для их успешной адаптации в социуме. Содержание данной работы зависит прежде всего от специфических особенностей контингента детей, обучающихся в том или ином интернате. Факторы и условия успешной социализации каждой категории детей, а также методы обучения, используемые в данной работе, являются предметами исследования соответствующих отраслей педагогической науки.

Также важнейшим аспектом осуществления успешной деятельности по подготовке выпускников интернатных учреждений к самостоятельной жизни является учет особенностей окружающей среды и системы общественных взаимоотношений. Это связано прежде всего с огромным влиянием на развитие и мировоззрение таких детей микросоциума интерната. Успешная

адаптация молодых людей, окончивших интернатное учреждение, во многом зависит от того, насколько они информированы об обществе, в котором предстоит жить и системе взаимоотношений между людьми на различных уровнях и в различных условиях.

Важнейшим фактором успешной адаптации выпускников интернатных учреждений также является их самооценка и жизненная позиция. Как показывает практический опыт, вследствие нахождения в течение двенадцати лет в условиях интерната, у старшеклассников может сформироваться негативное отношение к самим себе и обществу, а также существует возможность развития закомплексованности, неуверенности в себе, трудности в коммуникативной сфере и множество других отрицательных факторов. В связи с данным обстоятельством можно констатировать, что работу по подготовке выпускников любого вида интернатных учреждений необходимо сопровождать работой по формированию положительной самооценки и позиции успешности у старшеклассников.

На данном этапе деятельность по подготовке выпускников интернатных учреждений к жизни в обществе в основном осуществляется в различных школах по-разному. Пока еще не сформировалась единая система абилитационной работы в заведениях того или иного вида. Несмотря на довольно значительный опыт, накопленный в процессе развития специализированных интернатных учреждений в РФ, большинство педагогов, занимающихся данной проблемой, опираются только на собственный опыт и наработки. Более того, зачастую такая деятельность вовсе не осуществляется, по причине отсутствия научно-методической базы и непонимания ее необходимости.

Изложенное позволило выявить противоречие между востребованностью повышения качества подготовки выпускников интернатных учреждений к самостоятельной жизни и недостаточной разработанностью технологий, обеспечивающих их адаптивность и

самостоятельность во взрослой жизни. Данное противоречие определило проблему исследования: каковы содержание и технология подготовки выпускников интернатного учреждения к самостоятельной жизни. В соответствии с проблемой определена тема исследования: «Подготовка выпускников интернатных учреждений к самостоятельной жизни».

Объект исследования: процесс подготовки выпускников интернатного учреждения.

Предмет исследования: содержание и специфика воспитательной деятельности по подготовке выпускников интернатного учреждения к самостоятельной жизни.

Цель исследования: разработать и обосновать систему мероприятий, направленных на формирование качеств необходимых выпускникам школ-интернатов для успешности адаптации в самостоятельной жизни.

Гипотеза исследования: интернатное учреждение в первую очередь ориентировано для наиболее полного обеспечения своих воспитанников. Одной из актуальных проблем, которая возникает у выпускников таких учреждений, является проявление самостоятельности и успешная адаптация в обществе наравне с другими его членами. Данная проблема характерна для школ-интернатов всех видов. Старшеклассники, обучающиеся в таких учреждениях, нуждаются в специальной подготовке к интеграции в обществе.

Существующие модели и методики подготовки выпускников интернатных учреждений к самостоятельной жизни решают задачи формирования навыков адаптации в обществе. Однако эти навыки недостаточны, у выпускников не хватает активности, настойчивости и уверенности в собственной самореализации для успешной адаптации в социуме. Эффективность такой работы в условиях интернатных учреждений может быть обеспечена, если:

в основе подготовки к самостоятельной жизни лежит понимание и
учет необходимости самореализации каждого выпускника, как полноценного
члена общества;

она носит системный характер и обеспечивает формирование у воспитанников адекватного, позитивного отношения к самим себе, окружающему обществу и своему месту в нем, выработку навыков уверенного поведения, позиции успешности, способности отстаивать свои права и интересы;

в интернатном учреждении созданы социально-педагогические условия, необходимые для подготовки выпускников к самостоятельной жизни.

В соответствии с целью и гипотезой определены следующие задачи исследования:

    Определить специфику процесса подготовки выпускников к самостоятельной жизни в условиях интернатного учреждения и перспективы ее совершенствования.

    Разработать, обосновать и проверить на практике программу по формированию адекватной самооценки и позиции успешности у выпускников интернатных учреждений.

    Выявить необходимые социально-педагогические условия обеспечения успешности подготовки выпускников школ-интернатов к самостоятельной жизни.

Методологической основой исследования явились система абилитации школьников в условиях интернатного учреждения В. Д. Агеева, Г. П. Будановой, В. 3. Денискиной, В. П. Ермакова, А. М. Жигарева, А. М. Зотовой, Н. С. Моровой и др.; особенности развития детей с различными ограничениями Л. С. Выготского, Л. П. Григорьевой, А. Г. Литвак, Л. А. Новиковой, С. А. Хрусталева; социальная модель к пониманию проблем лиц с физическими и интеллектуальными ограничениями в различных сферах

жизни; современные подходы к вопросам профессиональной ориентации, образования и правовой защиты людей, окончивших специализированное интернатное учреждение Г. И. Бредис, Е. Н. Ким, С. А. Колоскова, Н. И. Разумовского, А. И. Сизовой и др.; концепция независимой, самостоятельной жизни людей с особыми нуждами.

Для проверки гипотезы и решения поставленных задач были использованы следующие методы:

теоретические (изучение педагогической, психологической, социологической, дефектологической литературы по теме исследования; анализ и обобщение опыта деятельности школ-интернатов по подготовке выпускников к самостоятельной жизни в обществе; исследование отечественного и зарубежного опыта адаптации воспитанников интернатных учреждений);

Экспериментальные (анализ и обобщение индивидуальной и групповой диагностической работы со старшеклассниками в интернатных учреждениях; индивидуальные и групповые беседы с педагогическими коллективами школ-интернатов; диагностическая и консультационная работа с ближайшим окружением воспитанников; реализация интерактивной программы по формированию адекватной самооценки и позиции успешности у выпускников).

Научная новизна исследования заключается в следующем:

выявлены типичные проблемы, с которыми сталкивается выпускник интернатного учреждения;

обоснована необходимость и целесообразность реализации системы формирования адекватной самооценки и активной жизненной позиции у старшеклассников школ-интернатов;

разработана социально ориентированная модель подготовки выпускников, обеспечивающая формирование у них адекватной самооценки, а также положительной оценки своего места в обществе; выработку навыков

уверенного поведения, позицию успешности, способности отстаивать свои права и интересы в социуме;

описана технология поэтапной подготовки выпускников к осмысленному профессиональному выбору и способности к самореализации в самостоятельной жизни;

раскрыты социально-педагогические условия, необходимые для повышения эффективности подготовки выпускников школ-интернатов к самостоятельной жизни.

Теоретическая значимость исследования. Материалы, полученные в ходе исследования, дополняют раздел социального воспитания старшеклассников интернатного учреждения, направленного на повышение качества подготовки их к самостоятельной жизни на основе социально-ориентированного подхода. Они дополняют теорию формирования у воспитанников адекватной самооценки и активной жизненной позиции, необходимые им в самоопределении и в самореализации в самостоятельной жизни.

Практическая значимость исследования. Полученные в ходе исследования материалы прошли практическую проверку на базе ряда школ-интернатов г. Москвы в течение 2003-2005 гг.. В последующем они будут реализованы в ряде учреждений интернатного типа, как в Москве, так и в других регионах России и СНГ общественными организациями, специалистами, подготовленными по авторской программе. Определенные коррективы по результатам экспериментальной работы внесены в программы подготовки старшеклассников школ-интернатов России к самостоятельной жизни и реализуются на практике.

Достоверность и надежность исследования обеспечены методологической обоснованностью исходной концепции, основанной на анализе практического опыта подготовки выпускников интернатных учреждений к самостоятельной жизни, применением взаимодополняющих

методов исследования, адекватных его задачам и логике, целенаправленным сравнительным анализом результатов экспериментальной работы.

На защиту выносятся следующие положения:

1. В основе подготовки к самостоятельной жизни выпускника интернатного учреждения лежит социально ориентированный подход. Такой подход рассматривает каждого воспитанника как полноценного члена общества и предусматривает формирование у него адекватной самооценки, а также положительной оценки своего места в обществе, выработку необходимых навыков уверенного поведения, активную жизненную позицию, способности отстаивать свои права и интересы в социуме. Реализация социально-ориентированного подхода строится на основе следующих принципов:

принцип соответствия условий социокультурной среды потребностям индивида;

принцип ценности каждого ребенка, не зависимо от степени и формы ограничений;

принцип учета индивидуальных способностей в развитии адаптивности воспитанника;

принцип обеспечения равных возможностей;

принцип индивидуального подхода и др.

2. Подготовка выпускников к самостоятельной жизни носит системный характер. Необходимыми компонентами системы, обеспечивающими ее функционирование, являются: субъекты и объект подготовки, цель и задачи, принципы организации и реализации подготовки, содержание, основные направления социально-педагогической деятельности, стимулирующие процесс социализации воспитанников, целенаправленную подготовку их к самостоятельной жизни, накопление опыта самостоятельной деятельности старшеклассником, взаимодействие учреждения и социокультурной среды, необходимые условия для функционирования

системы. Основные направления социально-педагогической деятельности, стимулирующие процесс социализации воспитанников, целенаправленную подготовку их к самостоятельной жизни включают:

формирование адекватного отношения старшеклассника к самому себе, обществу и своему месту в нем;

воспитание ценностных установок;

выработка навыков уверенного поведения в различных условиях среды и при решении частных задач в различных жизненно важных ситуациях;

развитие позиции успешности в самопроявлении;

выработка способностей отстаивания своих прав и интересов на различных уровнях;

накопления социального опыта самореализации.

3. Основные этапы реализации системы подготовки выпускников интернатного учреждения к самостоятельной жизни включают:

этап формирования интереса к себе, своим возможностям и адаптации к социально-педагогической деятельности;

этап формирования адекватной самооценки и оценке себя в качестве полноценного, полноправного члена общества;

этап расширения индивидуальных возможностей, развитие и укрепление специальных навыков адаптации, получения, обработки и передачи информации и др.;

этап познания окружающей воспитанника среды, ее возможностей и проблем;

этап приобретения навыков поведения и решения частных проблем в социуме;

этап развития навыков уверенного поведения воспитания чувства успешности и активной жизненной позиции при решении частных проблем в социуме;

Этап накопления опыта социально-значимого поведения в социуме в рамках правого поля.

4. Комплекс социально-педагогических условий, обеспечивающих успешность подготовки выпускников к самостоятельной жизни:

создание в процессе работы ситуации максимально приближенной к реальной действительности и учитывающей потребности и возможности ребенка;

осознание педагогическим коллективом и другими участниками школьного сообщества необходимости, целесообразности и практической значимости работы по подготовке выпускников к самостоятельной жизни;

Обеспечивается максимальное участие ближайшего окружения
воспитанников в деятельности по их адаптации к жизни в социуме.

Исследование проводилось в период с 2003 по 2006 г. в три этапа.

На первом этапе исследования осуществлялось теоретическое осмысление проблемы; накапливался теоретический материал, посвященный теме исследования; формировался понятийный аппарат; выявлялись проблемы, с которыми сталкивается выпускник в процессе самостоятельной жизни; изучался опыт работы интернатных учреждений по подготовке выпускников к самостоятельной жизни, и выявлялись резервы ее совершенствования; разрабатывалась программа обеспечения качества подготовки воспитанников интернатных учреждений к самостоятельной жизни; проводилась частная проверка ее компонентов, корректирование ее содержания и методики реализации; определялась база экспериментальной проверки разработанной программы; формировался комплекс методического обеспечения экспериментальной программы.

На втором этапе работы была осуществлена экспериментальная проверка эффективности реализации программы подготовки выпускников интернатных учреждений на примере III и IV вида к самостоятельной жизни;

изучалась динамика изменения готовности выпускников к самостоятельной жизни.

На третьем этапе осуществлялся анализ и обобщение результатов экспериментальной проверки программы подготовки выпускников интернатных учреждений к самостоятельной жизни, интерпретация и осмысление полученных результатов, разработка практических рекомендаций, литературное оформление диссертации.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.

Основные требования, предъявляемые к подготовке выпускников интернатных учреждений к самостоятельной жизни

Особая роль в самоопределении человека, его перспективе в жизнеустройстве, как полноценного члена общества, принадлежит деятельности по выпуску из образовательного учреждения. В это время он определяется в перспективе и обеспечивает ее достижение. Предметом пристального внимания являются выпускники интернатных учреждений. Это особая категория молодых людей. Она проходит социализацию и становление в особых условиях, отличных от семьи, что оказывает на них существенное влияние и сказывается на самоопределении в жизни.

В разном возрасте на процесс становления каждого человека оказывают влияние самые различные социальные институты. Некоторые из них, такие как например, семья, могут на протяжении всей жизни изменяться и приобретать различные формы, но при этом всегда занимать значительное место в жизни человека. Другие же образовательные учреждения, различные социальные группы могут сменять друг друга. Однако все они вносят свой вклад в становление личности. Особое место среди институтов, влияющих на социальное развитие каждого человека, имеют образовательные учреждения. Это обусловлено прежде всего тем, что основным их предназначением является обучение и воспитание. Причем огромное значение для каждого индивида имеет получение им среднего общего образования. Во-первых, во время обучения в школе проходят несколько важнейших возрастных периодов, которые характеризуются формированием мировоззрения, жизненных установок и т.д. Во-вторых, в это время ребенок усваивает большее количество знаний, умений и навыков, необходимых для жизни, а также получает необходимый социальный опыт. В связи с этим политика в области образования всех стран мирового сообщества признает необходимость среднего общего образования, как обязательное условие жизнедеятельности всех граждан.

Процесс социального развития ребенка во время обучения в школе может происходить по-разному. Это зависит от ряда факторов и в первую очередь от того, в школе какого типа он находится. Одной из актуальных проблем современной системы образования в РФ является обучение и воспитание в интернатных учреждениях, так как процесс социального развития детей, обучающихся в условиях таких школ, имеет довольно много различных особенностей, так или иначе сказывающихся на адаптации их выпускников.

Реальная жизнь свидетельствует, что процесс социального развития имеет довольно значительную роль в становлении и самореализации каждого человека. От того, насколько успешно и эффективно он проходит, во многом зависит, насколько успешно человек со временем сможет реализоваться в жизни, какое место займет в обществе, как будет строить свои взаимоотношения с другими членами сообщества и многое, многое другое.

Развитие это закономерное, направленное изменение чего-либо под влиянием внешних и внутренних факторов. В результате развития происходят как количественные, так и качественные изменения. Социальное развитие личности - это качественное изменение личностных структур в процессе формирования личности как социального качества индивида в результате его социализации и воспитания. Оно представляет собой естественное и закономерное природное явление, характерное для любого человека, с рождения находящегося в социальной среде. Социальное развитие носит непрерывный, но вместе с тем неравномерный характер. На него влияют различные факторы как внутреннего, так и внешнего характера.

Внутренние факторы, оказывающие влияние на процесс социального развития человека, это его индивидуальные особенности - психическое и физическое состояние, возраст, характер, темперамент и т.д., а также направленность и самоактивность в повседневной жизни. Под внешними факторами в данном случае понимаются те условия, в которых находится человек на различных этапах становления личности, причем необходимо отметить, что сюда можно отнести как условия физической среды, так и социальное окружение индивида.

По данным министерства образования и науки РФ на 2006 год в нашей стране проживает около двадцати миллионов детей школьного возраста, из них около двухсот сорока пяти тысяч детей обучаются и воспитываются в специализированных интернатных учреждениях различных видов и направленности. К этим детям относятся дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и дети с ограниченными возможностями здоровья.

Интернатное учебное заведение - это учебно-воспитательное учреждение, в котором учащиеся находятся в течение всего времени получения общего среднего образования. Обучаясь и воспитываясь в школе-интернате, ребенок проводит в этом учреждении большую часть времени, а в большом количестве случаев и абсолютно все время. Естественно, процесс социального развития детей, обучающихся в таких учреждениях, существенно отличается от процесса социального развития детей, обучающихся в массовых общеобразовательных школах. В основном это связано с различными условиями воспитания, т.е. возможностью ребенка в процессе обучения в школе находиться в семье, на улице среди других сверстников, в том числе обучающихся в других школах, включение их во многие системы общественных взаимоотношений и т.д.

Анализ опыта подготовки выпускников школ - интернатов к самостоятельной жизни

В настоящее время в школах-интернатах всех видов и направлений справедливо все больше внимания уделяется подготовке их выпускников к самостоятельной жизни. Прежде всего, это обусловлено постоянно изменяющимися условиями жизни в нашей стране. Успешная адаптация выпускника интернатного учреждения в условиях современной действительности является одним из наиболее актуальных направлений их социализации, так как только успешная и целенаправленная абилитационная деятельность в совокупности с высоким уровнем образования может гарантировать становление выпускника такого учебного заведения как полноценного члена общества.

Сейчас можно говорить о довольно значительном объеме различной работы по адаптации выпускников интернатных учреждений. Причем необходимо отметить, что в различных учебных заведениях такая работа ведется с различным успехом. Специфика такой деятельности зависит, прежде всего, от контингента обучающихся детей, опыта воспитательной работы с ними, традициями. Опыт такой работы многогранен и опирается, прежде всего, на специфику интернатного учреждения. Он представляет собой довольно значительный теоретический и практический интерес. Однако, учитывая объем, многоплановость и различный характер такой работы в различных школах интернатного типа, остановимся на опыте подготовки выпускников интернатных учреждений III и IV видов.

Подготовка незрячих и слабовидящих детей к самостоятельной жизни требует от педагогов весьма многогранной абилитационной и реабилитационной работы, направленной на социализацию учащихся.

Анализ учебных планов детских садов и школ показывает, что во многих из них с детьми проводятся коррекционные занятия по развитию зрительного восприятия, по формированию мимики и пантомимики, по социально-бытовой ориентировке и другим коррекционным курсам. Однако, беседы с педагогами, проводящими коррекционные занятия, свидетельствуют о том, что они испытывают определенные трудности при подборе диагностического материала, учете возрастных и индивидуальных зрительных возможностей детей, при выборе приемов обучения и т. д.

Эти трудности в большинстве своем обусловлены тем, что, к сожалению, в настоящее время еще не все направления коррекционной работы в школах III и IV видов достаточно обеспечены методически. Для устранения проблем в таком обеспечении необходимо, прежде всего, выявить наиболее актуальные проблемы, требующие методических решений.

Несмотря на отсутствие необходимых материалов и специальных средств, ситуация относительно работы по подготовке выпускников специальных школ для незрячих и слабовидящих детей к самостоятельной жизни за последнее время изменилась в положительном направлении. На данный момент многие школы-интернаты имеют возможность приобретать и накапливать положительный опыт такой работы и успешно использовать его в социально-педагогической работе с воспитанниками. Наибольший интерес вызывают следующие направления социально-педагогической деятельности в интернатном учреждении по подготовке незрячих старшеклассников к самостоятельной жизни:

Социально бытовая ориентировка;

Самостоятельная ориентировка в пространстве;

Профессиональная ориентация;

Освоение компьютерной грамотности и навыки эксплуатации тифлотехнических средств;

Формирование качеств, необходимых выпускнику для адаптации и самореализации себя в среде жизнедеятельности;

Работа с ближайшим окружением учащихся.

С целью изучения опыта реализации на практике изложенных направлений в работе с выпускниками, использованы материалы коррекционной школы интерната III и IV видов № 1 г. Москвы, специальных коррекционных школ Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода, а также на Региональной общественной организации инвалидов (РООИ) «Перспектива» г. Москвы.

Одним из важнейших компонентов работы по подготовке учащихся школ-интернатов для инвалидов по зрению к самостоятельной жизни являются занятия по социально-бытовой ориентировке. Данный комплекс учебно-воспитательной деятельности направлен, прежде всего, на усвоение детьми умений и навыков, необходимых для их полноценной жизнедеятельности в различных условиях и сферах жизни. Это довольно обширный спектр деятельности, к которому можно отнести такие направления, как формирование навыков самообслуживания, личной гигиены, ведения домашнего хозяйства, этикета общения и поведения, этики и психологии семейной жизни, медицинской помощи и т.д. Направления «ведение домашнего хозяйства» и «этика и психология семейной жизни» можно выделить в отдельный блок (модуль) подготовки выпускников к формированию семьи и семейной жизни.

Обоснование модели формирования адекватной самооценки и позиции успешности у выпускников школ - интернатов

Изучение специфических особенностей интернатных учреждений, изучение, обобщение и анализ их опыта работы по подготовке выпускников к самостоятельной полноценной жизни в социуме показывает, что программы подготовки старшеклассников в интернатных учреждениях к жизни в социуме отвечают потребностям и специфическим особенностям таких детей. Однако условия современной действительности требуют от них высокой личной активности, обладания умениями и навыками для самореализации, высокой компетентности в различных областях деятельности, проявления самостоятельности в решении значимых задач. Выполнение этих требований позволит выпускникам интернатов стать полноправными членами общества и занять достойное место в нем.

Данный факт позволяет выделить основные компоненты содержания подготовки выпускников школ-интернатов к самостоятельной, полноценной, активной жизни в обществе:

подготовленность к самореализации;

готовность реализовать себя по выпуску;

адекватная самооценка;

позиция успешности.

Подготовка - это формирование и обогащение знаний и умений, а также установок, необходимых индивиду для адекватного выполнения специфических задач. Подготовленность к самостоятельной жизни выпускника интернатного учреждения характеризует уровень необходимых знаний и умений, а также степень сформированности у него необходимых установок для успешного решения разнообразных задач в процессе самообслуживания, социально-адекватного поведения в социуме и построения взаимоотношений с другими людьми, реализации себя в получении профессионального образования, адаптации в профессии, создании и развитии семьи. Важной составляющей подготовленности выпускника выступает его опыт адаптивного поведения в типичных жизненных ситуациях, что определяет предрасположенность к последующему целесообразному самопроявлению.

Подготовленность выступает важной частью формирования личности выпускника. Одновременно необходимо формировать у него готовность реализовать себя на практике. Готовность реализовать себя по выпуску представляет собой личностное образование, характеризуемое мотивацией, волевыми качествами, необходимыми для наиболее полной самореализации. Она формируется на основе развитых способностей к реализации в самостоятельной жизни, накопленного опыта самореализации в различных жизненных ситуациях.

Наряду с развитием у выпускников интернатных учреждений практических умений и навыков, необходимых им для успешной адаптации и самореализации в условиях современной действительности, не менее актуальным направлением их успешной социализации является формирование адекватной самооценки. Необходимость этого элемента процесса подготовки выпускников интернатов к самостоятельности, обусловлена, прежде всего, тем, что адекватное самоотношение и положительный настрой являются необходимыми условиями достижения тех или иных результатов. А в данном случае именно достижение результатов в различных областях жизнедеятельности имеет огромное значение для молодых людей, окончивших школу-интернат. Также необходимо отметить, что высокая самооценка является обязательным компонентом эффективной реализации любого практического умения или навыка из тех, которым обучаются воспитанники.

Я-образ и его оценка возникают у человека в процессе социального взаимодействия, как неизбежный и всегда уникальный продукт его психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним колебаниям и изменениям психическое приобретение.

Эмоционально-оценочная составляющая Я-образа - это самооценка. Человек, как личность - самооценивающее существо. Самооценка подразумевает под собой известное отношение к себе: к своим качествам и состояниям, возможностям, физическим и духовным силам. Это личностное суждение о собственной ценности, которое выражается в установках, свойственных индивиду. Таким образом, самооценка отражает степень развития у человека чувства самоуважения, ощущение собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его "Я". Поэтому низкая самооценка предполагает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности.

Программа подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни с учётом основных аспектов жизнедеятельности

«Уверенными шагами»

Составила: социальный педагог

Н.В. Севостьянова

Пояснительная записка

Современное общество требует от нынешнего поколения различных личностных качеств, одним из которых является самостоятельность. Общепризнано: от самостоятельности граждан в значительной степени зависит будущее страны, ее поступательное развитие, совершенствование социальных и экономических отношений. Самостоятельность помогает человеку успешно проявить себя в различных жизненных ситуациях, быстрее и лучше адаптироваться в социуме, а также сознательно и целенаправленно участвовать в разностороннем развитии собственной личности. Это особенно важно для школ-интернатов, воспитанников детских домов и других учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку им во взрослой жизни приходится рассчитывать, прежде всего, на самих себя.

Практические и научные исследования свидетельствуют о том, что многие выпускники интернатных учреждений недостаточно подготовлены к выбору своего жизненного пути, отличаются неприспособленностью к самостоятельной жизни, низкой социальной активностью. Недостаточная самостоятельность, зависимость от группы, доверчивость, хрупкая эмоциональность, подчиняемость толкают их порой в группы социального риска на первый план, выдвигается проблема неспособности нести социальную ответственность и отстаивать свои права, поэтому именно дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, чаще своих сверстников попадают в криминальный мир.

Потребительское отношение, формирующиеся у них при жизни на полном государственном обеспечении, неумение строить жизнь по социально – культурным нормам и правилам, непонимание многих социальных взаимоотношений между людьми ведут к негативным последствиям. В связи с этим возникла необходимость создания программы, направленной на успешную социализацию и социальную адаптацию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Данная программа рассчитана на среднее и старшее учебное звено. Эта программа содействует

Развитию социальной компетентности личности, ее самоопределению в обществе;

- созданию благоприятных условий для формирования личности гражданина через сотрудничество, создание ситуации успеха, игровые ситуации;

Приобретению опыта общения и отношений со сверстниками и взрослыми на основе культурно-нравственных норм;

Формирование правовых знаний у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

Повышению делопроизводительной и маркетинговой грамотности воспитанников и обучающихся в школе-интернате;

Формированию у обучающихся школы-интерната устойчивых семейных ценностей.

Предусмотрено использование основного метода работы: просвещение.

Для более эффективного результата правового просвещения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, рекомендуется использовать средства ТСО, видеоматериалы.

В процессе реализации программы предполагаются следующие критерии эффективности :

    повышение уровня правовой культуры детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

    наличие положительно ориентированных жизненных планов;

    повышение у подростка уверенности в себе;

    осознание личной ответственности каждого ребенка-сироты и ребенка, оставшегося без попечения родителей за свой выбор;

    полноценное межличностное общение, основанное на взаимном уважении, на полном доверии друг к другу;

    уменьшение количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на различных видах профилактического учета.

Механизм выполнения программы : содержание программы реализуется из расчета 2 раза в месяц. Реализация программы предполагается в течение учебного года социальным педагогом, воспитателями.

Ожидаемый результат:

Реализация программы позволит сформировать целостную открытую социально-педагогическую систему, способную создать образовательное пространство для развития и саморазвития воспитанников.

Целенаправленно реализуя все направления Программы, школа-интернат выпустит в жизнь молодого человека, способного к следующему:

    Адаптации и самореализации в изменяющихся экономических и социокультурных условиях;

    Сохранению собственного здоровья и высокой работоспособности в неблагоприятных условиях жизни и труда;

    Осознанному профессиональному выбору с учетом потребностей региона, а также своими интересами и способностями;

    Творческому решению задач в жизненных ситуациях, в учебе, в труде, в семье;

    Продолжению образования, устойчивому саморазвитию на основе высокой мотивации достижений успеха в жизнедеятельности.

    Знать свои права и обязанности;

    Иметь способность критически, в соответствии с нормами морали и прав оценивать поступки окружающих, друзей, сверстников, одноклассников;

    Ориентироваться в социальной жизни общества, наличие системы социальных установок.

Выпускник школы-интерната – это личность, любящая родной край, готовая жить в нем и работать. Это человек, достигший личностной и социальной зрелости, обладающий чувством ответственности, толерантностью и позитивным мышлением.

Цели программы:

    формирование самостоятельной, зрелой личности, т.е. личности, способной творчески реализовать свой жизненный замысел с опорой на внутренние ресурсы;

    Подготовка подростков к осознанному профессиональному самоопределению и гуманному достижению жизненных целей;

    развитие разносторонних качеств личности: потребность в созидательном труде, потребность в здоровом образе жизни; самодостаточность, интеллектуальное развитие.

Материал программы распределён во времени с учётом его достаточности для качественного изучения основных положений и получения запланированных результатов.

Эта программа включает шесть разделов:

    Правовая грамотность.

    Коммуникативные навыки

    Семейные ценности

    Секреты выбора профессии

    Маркетинговая и делопроизводительная грамотность.

    Здоровье и безопасность.

I Раздел «Правовая грамотность»

Цели:

Формирование основ правосознания и правовой культуры, понимания необходимости соблюдения закона и неотвратимости наказания за его нарушение.

Формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины, способной успешно выполнять гражданские обязанности.

Формирование ценностного отношения к регламентации взаимодействий и взаимоотношений людей, представления о смысле законов и норм как гаранте целесообразного и конструктивного сосуществования.

Перечень занятий:

1

Что нужно знать при выходе из учебного учреждения. Кто поможет защитить твои права

Занятие-презентация

Беседа с элементами дискуссии, консультирование

Лекция. Консультация инспектора ПДН.

Заключительное обобщающее занятие. Рефлексия

Беседа

Содержание раздела «Правовая грамотность»

    Человек. Личность. Гражданин.

- Миссия человека на планете Земля. Работа с понятиями “индивид”, “организм”, индивидуальность”, “я”, “личность”, “гражданин”. Выяснение социальных ролей человека .

    Главная книга страны.

Конституция РФ. Основные права человека. Права человека с ограниченными возможностями здоровья. Федеральный закон о социальной защите инвалидов в РФ.

    Преступления и наказания

Правовая ответственность подростка, взрослого человека. Виды преступлений и меры их пресечений. Разбор ситуаций.

    Зачем нужны законы.

Два подхода к предназначению закона. Определения закона. Что такое разумная свобода? Чтение текста «Быль о правах». Упражнение «Тест на криминальность».

    Уголовная ответственность несовершеннолетних.

- Виды преступлений. Уголовная ответственность .

    Что нужно знать при выходе из учебного учреждения. Кто поможет защитить твои права.

    Как не стать жертвой преступления

- Личная безопасность. Экстремальные ситуации. Правила поведения на улице и в общественных местах.

    Как противостоять влиянию подростковых антиобщественных группировок.

- Понятие “антиобщественные группировки”. Принудительные способы вовлечения в молодежные антиобщественные группировки. Шалость. Злонамеренный поступок.

II Раздел «Коммуникативные навыки»

Цели:

- развитие способности гибко адаптироваться в меняющихся жизненных условиях

Показать сложность и многоплановость общения людей, повысить уровень коммуникативной компетентности обучающихся, способствовать личностному развитию;

Способствовать освоению разных форм и методов общения, осознание своих возможностей в этой области, необходимой во всех профессиональных видах деятельности;

Формирование практических навыков общения, самопознания, саморазвития;

Повышение самооценки и уверенности в себе.

Перечень занятий:

Содержание раздела «Коммуникативные навыки»

    Что такое общение?

Понятия «вербальное» и «невербальное» общение. Язык тела. Тест «Приятный ли ты собеседник»

    Представление о себе.

Тренинг умений. Адаптивные способы поведения. Навыки уверенного поведения. Процесс самораскрытия, его основные проблемы: формирование искаженного образа, недоверие, отстраненность.

    Коммуникативные барьеры.

Понятие коммуникативных барьеров, их классификация. Моделирование ситуаций.

    Правила убеждения собеседника.

Раскрытие основных правил убеждения человека. Практикум «Выступление с убедительной речью».

    Умение слушать.

Слушать и слышать. Для чего это нам нужно. Правила для говорящего. Правила для слушающего. Умение слушать активно. Основные ошибки активного слушателя.

    Этика делового общения.

Раскрытие понятий этика, этика делового общения. Практикум «Ваш стиль делового общения» - тест.

    Конфликт.

Конфликт и его этапы. Стратегии поведения в конфликте. Способы разрешения конфликта. Ошибки конфликтующего. Выход из конфликта.

    Виды взаимодействия людей.

Виды взаимодействия: совместная деятельность, конкуренция, конфликт.

9. Заключительное обобщающее занятие. Рефлексия.

Рефлексия обучающихся, их ощущения и переживания во время прохождения курса.

III Раздел «Семейная азбука»

Цели:

Формирование необходимых способностей для создания собственной семьи, в которой реализуется зрелое супружество на основе осознанной отцовской и материнской позиции, воспитание семьянина;

Формирование навыков и умений разрешения семейных конфликтов и жизненных ситуаций;

Формирование адекватного представления о семье, ее членах и их взаимоотношениях;

Формирование мотивации деятельности обучающихся как членов собственной семьи и создателей своей модели счастливого дома;

Формирование у обучающихся знаний и умений ведения домашнего хозяйства.

Перечень занятий:

Содержание раздела «Семейная азбука»

    Семья – что это такое?

Семья в современном обществе. Семейные роли. Роль семьи. Русская энциклопедия семейной жизни.

    Из чего вырастает настоящая семья?

- «Дружба, любовь, семья, взаимоуважение, ответственность» - раскрытие понятий, взаимосвязь. Этика взаимоотношений. Тест «Измеритель ответственности».

    Радости и трудности отцовства-материнства.

Взаимоотношения мужчины и женщины. Гигиена. Мамочкина школа. Краткие сведения о детских заболеваниях. Народная медицина.

    Семейный кризис.

Семейные проблемы. Моделирование ситуаций. Пути разрешения семейных конфликтов. Терпенье, взаимоуважение, ответственность – три кита, на которых держится семейное счастье.

    Духовно-нравственные основы семьи.

Семейные ценности и традиции. Культура семьи. Воспитание у детей духовно-нравственных качеств. Эко-воспитание в семье. Этика и эстетика. Правильная организация досуга семьи.

    «В доброй семье пахнет пирогами».

Знакомство с основами приготовления пищи. Заготовка и хранение продуктов. Формирование тетради базовых рецептов. Конкурс «Кулинарный поединок».

    Мой уютный дом.

Основы ведения домашнего хозяйства. О семейной экономике. Как научиться жить по средствам. Когда пора делать ремонт?

IV Раздел «Выбираем профессию»

Цель:

Формирование у подростков осознанного профессионального самоопределения и гуманного достижения жизненных целей;

Формирование готовности обучающихся к обоснованному выбору профессии с учётом своих возможностей, способностей и полученных знаний;

Способствовать положительной мотивации на трудовую деятельность

Перечень занятий:

Содержание раздела «Выбираем профессию»

    Выбор профессии за мной!

Законность, свобода выбора профессии и дисциплина труда .

    Основные категории в профессиональной деятельности.

Понятие «профессия», «специальность», «специализация», «квалификация».

    Экскурсии на предприятия.

    Калейдоскоп профессий.

Лучшие специалисты в профессиональной области – показ презентации. «Все работы хороши» - профориентационная игра.

    Несколько важных правил.

Правила приёма в высшее и среднее учебное заведение. Правила приёма на производство. Как встать на биржу труда. Что надо знать о бизнесе.

    Умение трудиться – главное сокровище человека.

Умственный и физический труд. Пословицы о труде. Игра «Алфавит профессий».

    Профессия и способности. Профессия и характер.

Определение профессий, сопоставимых с индивидуальными предпочтениями, тест «Круг возможностей». Определение профессиональных предпочтений личности по сферам: «человек-человек», «человек-техника», «человек-природа», «человек-знак», «человек-художественный образ» А.В. Либина.

V Раздел « »

Цели:

- дать знания о правилах оформления документов, деловой переписке;

Способствовать уверенности в собственных силах в различных жизненных ситуациях, связанных с оформлением документации;

Перечень занятий:

Содержание раздела « Маркетинговая и делопроизводительная грамотность »

    Документ.

- Общая информация о документе. Правила деловой переписки. Реквизиты документа. Общие правила оформления документа.

    Резюме.

Правила оформления. Образец. Структура.

Правила написания. Объём. Бланк. Подпись. Структура. Секреты «правильных акцентов».

    Автобиография.

Определение. Содержание. Оформление.

    Заявление.

Правила оформления. Сопутствующие документы. Структура. Особенности. Примеры и образцы.

    Письмо-запрос. Письмо-просьба.

Функция. Правила оформления. Условия необходимости написания письма. Особенности формулировки. Структура. Моделирование и анализ жизненных ситуаций.

    Объяснительная записка. Жалоба.

Правила написания. Функции. Структура. Особенности формулировки. Значение объёма. Правильное изложение требований. Ссылки. Мелкие важные нюансы.

    Этика делового общения. Деловая переписка.

Определение понятия. Историческая справка. «Золотое правило» нравственности. Собственная система ценностей. Этические принципы. «По одёжке встречают...».

VI Раздел «Здоровье и безопасность»

Цели:

- предупреждение вредных привычек;

Способствовать формированию здорового образа жизни;

Закрепить умения обучающихся заботиться о своём здоровье.

Перечень занятий:

Лекция. Беседа. Занятие презентация

Уход за ребёнком. Игра «Дочки-сыночки»

Лекция. Беседа. Анализ проблемных ситуаций. Игровая деятельность.

Первая помощь. Игра «Служба спасения».

Лекция. Беседа. Игровая деятельность.

Иммунитет.

Беседа. Лекция. Игровая деятельность

Признаки стресса и способы оказания первой помощи в острой стрессовой ситуации.

Лекция. Презентация.

Чрезвычайные ситуации – правила поведения. Моделирование ситуаций.

Лекция. Беседа.

Заключительное обобщающее занятие. Рефлексия.

Беседа

Содержание раздела «Здоровье и безопасность»

    Жизнь без вредных привычек.

Привычка или болезнь. Показ презентации «Тяжелые последствия». Рисование плакатов. Дидактическая игра «Хорошо-плохо». Экскурсионное посещение «Музея наркоконтроля».

    Закаливание.

Предупредить лучше, чем лечить. Индивидуальные особенности организма. Правила закаливания.

    Активный отдых: что это такое?

Отдых может быть активным? Виды активного отдыха (презентация). Меры предосторожности. Игры на свежем воздухе. Игра-путешествие «За тридевять земель».

    Гигиена человека. Гигиена помещения.

Показ презентации «Кто живёт под ногтями?». Виды микробов. Борьба с грызунами. Туалет – самое чистое место в доме. Гигиена – королева чистоты (театрализованное занятие с наглядными пособиями).

    Уход за ребёнком.

Малыш в доме главный. Как пеленать. Особенности приготовления пищи для малыша. Организация прогулки. Детский гардероб. Режим дня. Краткие сведения о детских заболеваниях. Доврачебная помощь. Игра «Дочки-сыночки».

    Первая помощь.

Не навреди другому. Показ презентации «Оказание первой помощи». Моделирование ситуаций, их разбор, анализ. Игра «Служба спасения».

    Иммунитет.

- Определение понятия. Зачем нам нужен иммунитет. Что является причиной снижения иммунитета. Последствия снижения иммунитета. Показ презентации «Тайные силы внутри нас». Игра «Собери помощников организма».

    Чрезвычайные ситуации – правила поведения.

Виды чрезвычайных ситуаций. Правила поведения. Моделирование ситуаций.

Используемая литература:

    Азбука права: разработки занятий в начальной школе/ авт.– сост. Н.Н. Бобкова. – Волгоград: Учитель, 2006.

    Ахметова И., Иванова Т., Иоффе А., Положевец П., Смирнова Г. Мой выбор. Рабочая тетрадь для учеников средней школы. – М., 2003.

    Великородная В.А. Жиренко О.Е., Кумицкая Т.М. Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию: 5-11 классы. – М.: ВАКО, 2008.

    Внеклассные мероприятия по гражданско-правовому воспитанию школьников: Практическое пособие / авт. – сост. Л.Г. Ивлиева ; под ред. В.Г. Паршиной. – М.: АРКТИ, 2006.

    Дик Н.Ф. Новые стандарты второго поколения в 5–7 классах. Классные часы, практикум, тесты, методики. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.

    Мастер-класс заместителя директора по воспитательной работе в общеобразовательном учреждении. Книга 1. Планирование, контроль и анализ воспитательного процесса /авт. – сост. Л.М. Сыромятникова. М.: Глобус, 2008.

    Морозова Е.И. Проблемные дети и дети-сироты: Советы воспитателям и опекунам. – М.: НЦ ЭНАС, 2002.

    Овчарова Р.В. справочная книга социального педагога. – М.: ТЦ Сфера, 2002.

    Профилактика безнадзорности, беспризорности и правонарушений среди несовершеннолетних. Взаимодействие субъектов профилактики, комплексная работа органов управления образованием, система работы образовательного учреждения, нормативная документация / авт. – сост.: Е.П. Картушина, Т.В. Романенко. – М.: Глобус, 2009.

    Система работы школы по защите прав и законных интересов ребенка / авт. – сост. Н.А. Меньшина. – Волгоград: Учитель, 2007.

    Система социально-психологического сопровождения детей-сирот в интернатном учреждении: Методическое пособие для специалистов, работающих с детьми-сиротами интернатных учреждений / Под. Ред. Н.М. Иовчук . М.: РЕАЛТЭК, 2003.

    Правовое воспитание школьников.5–9 классы. Конспекты занятий/сост. О.В. Летнева – Волгоград: Учитель, 2005.

Задачи : создать условия для реализации внутреннего потенциала ребёнка-сироты и приобретения жизненно важных навыков и умений, необходимых в самостоятельной жизни.

Основные направления работы:

  1. соблюдение прав ребенка
  2. создание условий для раскрытия, развития и учета возможностей и способностей воспитанников.
  3. создание условий для формирования навыков, соответствующих современным условиям отвечающих требованиям реально рынка труда.
  4. организация занятий по актуальным для детей проблемам и вопросам.

Критерии развития личности

Каждый воспитанник должен:

  1. понимать жизненные ситуации и уметь ориентироваться в них
  2. учитывать коллективные интересы, уважать нормы коллективной жизни
  3. обладать волевыми качествами, самостоятельно принимать решения и преодолевать трудности
  4. уметь формировать свой имидж и поддерживать желаемый уровень привлекательности своей внешности: быт опрятным, аккуратным (в одежде, манерах, прическе)
  5. уметь вести домашнее хозяйство
  6. знать правовые законы, уметь их применять

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Старший школьный возраст – период жизни, в течение которого решаются задачи жизненного пути, профессионального и социального самоопределения. Задачи социализации в юношеском возрасте прежде всего связаны с достижением статуса «взрослого», что предполагает освобождение от опеки взрослых, а также личностным и профессиональным самоопределением. Однако, их решение осложняется условием развития ребенка в сиротском учреждении. Эти условия, с одной стороны, не предполагают наличие эмоциональной зависимости ребёнка от взрослых, от которых нужно освобождаться, а с другой стороны, не способствуют расширению зоны собственности и самостоятельности ребёнка.

Таким образом, воспитанники сиротских учреждений в юношеском возрасте испытывают трудности при формировании системы ценностных ориентаций, профессионального и личностного самоопределения, установлении эмоциональных связей с другими людьми; овладение досуговой, общественной и бытовой деятельностью.

Создание семьи – одна из жизненных важнейших проблем. От её решения зависит в жизни человека очень многое. Вот почему так важно подготовить детей к тому, чтобы, создав семью, сохранить её на всю жизнь. Также подготовка к семейной жизни обусловлена тем, что она способствует всестороннему и гармоничному развитию личности, преодолению неверных взглядов на взаимоотношения мужчины и женщины, на семейную жизнь.

Недалёк день, когда наши подопечные вступят в брак, станут мужем и женой, отцом и матерью, воспитателями своих детей.

Но все ли подготовлены к этому? Понимают ли, какой глубокий поворот совершается в жизни? Хорошо и правильно ли осведомлены о том, что такое брак, семья, половая любовь, ответственность за другого человека? Все ли подумали, на какой материальной базе будут строить жизнь молодой семьи? Обо всём этом нужно знать. Знать, чтобы быть в жизни счастливым…

1. Существует противоречие между требованием подготовки воспитанников детских домов к самостоятельной жизни и отсутствием единого государственного документа (стандарта), определяющего объем знаний и умений, необходимых выпускникам детских домов для успешной социальной адаптации. 2. На современном этапе развития общества выдвигаются новые требования к развитию личности, ее самоопределению. В приоритеты выходит социальная компетентность. 3. Контингент воспитанников детского дома представляет собой особую категорию детей, испытавших на себе влияние травмирующих факторов, что способствовало деформации их психического и, в некоторых случаях, физического развития. 4. Условия вне семейного воспитания не являются естественными и влекут за собой искажение представлений о реалиях жизни, что существенно затрудняет социализацию воспитанников. Актуальность


Предполагает обеспечение преемственности, системности, взаимосвязи, а так же целостности процесса воспитания и развития детей в условиях детского дома; является основой для организации работы службы развития и воспитания детского дома; Позволяет дать нормативный перечень основных тем, определить важнейшие требования к знаниям и умениям воспитанников, необходимых для их самостоятельной жизни, подобрать оптимальные условия для реализации целей и выполнения миссии детского дома. Назначение Программы


1.Требования, предъявляемые государством и обществом к современному самостоятельному человеку. 2. Проблемы социализации выпускников детского дома. Анализ причин, затрудняющих интеграцию в общество выпускников детского дома. 3. Особенности контингента воспитанников детского дома. 4. Цели и задачи подготовки воспитанников детского дома к самостоятельной жизни. 5. Направления подготовки воспитанников детского дома к самостоятельной жизни. Разделы программы. 6. Ожидаемый результат подготовки воспитанников детского дома к самостоятельной жизни. 7. Мониторинг эффективности деятельности по подготовке воспитанников детского дома к самостоятельной жизни. Структура Программы


«Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России»,- сказано в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Социальный заказ


1. Отсутствие жилья, неспособность сохранить имеющееся жилье. 2. Проблемы в трудоустройстве, связанные с низким уровнем профессионального образования, невостребованностью полученной профессии на рынке тру-да. 3. Отсутствие активной экономической позиции, ориентация на государственное обеспечение (получение пособий). 4. Трудности в установлении новых социальных контактов, отчуждение. 5. Трудности включения в трудовой коллектив (конфликты на рабочем месте, не соблюдение правил трудового распорядка, несамостоятельность). 6. Повышенная внушаемость, некритическая доверчивость, подверженность манипулятивным психологическим воздействиям, в результате чего выпускники становятся жертвами обмана, попадают в асоциальные группы, совершают правонарушения. 7. Неудачи в создании собственной семьи, связанные с личностной незрелостью, отсутствием опыта проживания в семье. 8. Склонность к формированию аддиктивных форм поведения. Проблемы социализации выпускников детского дома


1) у детей-сирот либо отсутствуют возможности усвоения социального опыта родителей и прародителей путем подражания образцам их поведения и способам преодоления жизненных трудностей, либо этот опыт носит негативный асоциальный характер; 2) жесткая регламентация и ограниченность социальных контактов, свойственные режиму проживания в детском доме, делают невозможным усвоение ребенком всей гаммы социально-ролевых отношений; 3) ранний детский опыт ребенка-сироты несет на себе отпечаток материнской депривации и формирует один из серьезнейших феноменов сиротства утрату базового доверия к миру, который проявляется в агрессивности, подозрительности, неспособности к автономной жизни; 4) затруднен процесс саморегуляции, соотносимый с постепенной заменой внешнего контроля поведения на внутренний самоконтроль. Это связано со спецификой организации жизни ребенка в детском доме, где функция контроля полностью удерживается воспитателями. Трудности социализации детей- сирот


Уровень когнитивного развития воспитанников недостаточный для успешного освоения ими образовательных программ, обучаемость детей снижена. Для многих воспитанников характерно недостаточное развитие эмоционально- волевой сферы, волевой регуляция своего поведения и настроения. Характерными особенностями личности воспитанников является не-адекватная самооценка, неспособности оценивать свои личностные качества, недостаточно высокий общий уровень принятия себя, уверенности в себе, тревожность. Нарушения в сфере общения, проявляющиеся в неготовности устанавливать продуктивные контакты, агрессивности, неадекватных формах поведения в конфликтных ситуациях. Отсутствие стремления к независимости, пассивность, низкий уровень готовности к выбору своего места в жизни. Выпускники детского дома чувствуют себя недостаточно готовыми к самостоятельной жизни. Результатом трудностей социализации является низкий уровень социальной адаптации, социальной активности, социальной компетентности воспитанников детского дома, сформированности социальных ценностей. Особенности воспитанников детского дома


Цель Программы - создать условия для развития ребенка, открывающие возможности для его позитивной социализации и успешной интеграции в общество после выпуска из детского дома. Задачи: 1. Создание благоприятных условий, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию личности воспитанников. 2. Обеспечение реализации Программ, направленных на подготовку воспитанников к самостоятельной жизни. 3. Расширение социального пространства воспитанников. Цели и задачи подготовки воспитанников к самостоятельной жизни




Принцип «замещающей семьи»; Позиция воспитателя; Отношения в группе; Учет возрастных интересов, удовлетворение потребностей воспитанников; Организация деятельности с учетом основных мотивов в каждом возрастном периоде. Организация жизнедеятельности воспитанников




Обучение детей в различных образовательных учреждениях, посещение кружков вне стен детского дома, посещение гостевых и родственных семей; участие детского дома в различных мероприятиях (городских, областных, школьных и пр.). контакты с социумом через установление отношений с социальными партнерами. Открытая среда воспитательной системы


Модель выпускника Подготовка воспитанников к самостоятельной жизни Социальные роли Компетентность Я – гражданин (Я - в обществе) Компетентность в сфере социально-правовых отношений Я – работник (Я в трудовой жизни) Компетентность в сфере трудовых и профессиональных отношений Я – хозяин (Я – дома)Компетентность в социально-бытовой сфере Я – семьянин (Я в семье)Компетентность в сфере семейных отношений Я – творец (Я - в свободное время)Компетентность в досуговой сфере Я – личность (Я отвечаю за себя)Личностная компетентность Я – здоров (Я отвечаю за свое здоровье) Культура здорового образа жизни Я - общаюсь (Я - в мире людей)Коммуникативная компетентность


1. Программа социализации воспитанников дошкольного возраста в условиях детского дома; 2. Программа подготовки воспитанников к самостоятельной жизни «Ступени» (для воспитанников школьного и старшего возраста). Программы, направленные на подготовку воспитанников к самостоятельной жизни


Ступени освоения программы, основанные на возрастной периодизации: 1 ступень – младший школьный возраст – 7-10 лет; 2 ступень – средний школьный возраст – лет; 3 ступень – подростковый возраст – 15 – 17 лет. Программа «Ступени»


Направление подготовки Формы организации подготовки Режим подготовки Социально-трудовая подготовка и профориентация Занятия по Программе социально-трудовой подготовки воспитанников детского дома 1 занятие в неделю Клуб «Хозяюшка»1 занятие в неделю Клуб выпускников 1 занятие в месяц Режимные моменты (дежурство, санитарно-гигиенические процедуры) По режиму дня Общественно-полезный руд (генеральные уборки, сельскохозяйственный труд) 1 раз в неделю Программа «Наш дом»В период каникул Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни Занятия по Программе формирования культуры здорового и безопасного образа жизни 1 занятие в неделю Клуб любителей игры 1 занятие в месяц Туристический клуб «Путник»По плану Режимные моменты (зарядка, организованные прогулки)По режиму Социально-нравственная подготовка Занятия по Программе духовно-нравственного воспитания личности гражданина 1 занятие в неделю Клуб «Вологжанин»1 занятие в месяц Клуб «Читай-ка»2 раза в месяц Клуб общения 2 раза в месяц Художественно-эстетическое развитие Занятия по Программе музыкального воспитания детей и подростков в условиях детского дома По расписанию занятий Занятия по Программе «Ручной труд»По расписанию занятий Направления подготовки воспитанников к самостоятельной жизни


Программа социально-трудовой подготовки воспитанников детского дома; Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни; Программа духовно-нравственного воспитания; Программа музыкального воспитания детей и подростков в условиях детского дома; Программа «Ручной труд». Содержание программ, направленных на подготовку воспитанников к самостоятельной жизни


Регламентированные Виды деятельности детей регламент Занятия (воспитательные часы), как специально организованная форма обучения Календарно-тематическое планирование Инструктивно-практические занятия Режим дня Коллективные творческие дела Календарь событий детского дома Дополнительное образование Сетка занятости воспитанников нерегламентированные Взаимодействие с социумом Занятия по интересам Групповые дела Свободное время Формы организации воспитанников




Месяц Праздники концерты Тематические недели Конкурсы в детском доме Городские акции, проекты Конкурсы, фестивали Собрания воспитанников сентябрь До свидания, лето! Уют и порядок в группе-семье. «Цветущий город». Конкурс цветочных композиций и букетов. «Рубцовская осень». «Святые земли Вологодской». 1. Итоги летнего отдыха, 2. Правила проживания в детском доме, 3. Планирование на год. октябрь День Учителя. Концерты к дню пожилого человека. Неделя малой Родины. Цветник в группе.Кросс нации. Общегородской субботник. «Вологодские дворики». Ферапонтовские чтения. 1. Итоги учебной деятельности, 2. Итоги конкурсов. ноябрь Неделя Книги.Оформление читательских уголков. «Вологда – здоровый город». «Веселые дети» Мини-футбол. декабрь Новогодняя шоу- программа. Новогоднее оформление групп. «Новогодняя игрушка для центральной елки» «Букет зимы суровой». «Подарок Деду Морозу». 1. Итоги учебной деятельности 3. План на зимние каникулы. январь Неделя здоровья и спорта. На самую здоровую группу. Лыжня России. «Школа выживания» «Рождество Христово – вечной жизни свет» февраль День защитника Отечества. Конкурс бережливых. «Подарок солдату»«Дорога без опасности». «Моя семья» март 8 Марта. День рождения детского дома. Неделя профориентации. Портфолио группы. «Азимут надежды»Малые Димитриевские чтения. «Азимут надежды» 1. Итоги учебной деятельности 2. Итоги конкурсов. апрель Неделя права Проекты «Цветущее чудо» у детского дома. Двухмесячник по благоустройству территории. «Покровские встречи». «Природа и творчество». май Поздравление ветеранов. Выездные концерты. Самый красивый участок на территории детского дома «Подарок ветерану» «Цветущий город» Славные сыны и дочери государства Российского 1. Итоги учебной деятельности за год. 2. Итоги конкурсов. 3. План летнего отдыха июнь День выпускника. «Наш зеленый дом». «Город детства» Календарь событий детского дома


Направления социального партнерства: 1. Обучение воспитанников в общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях, в учреждениях дополнительного образования. 2. Проведение совместных занятий в клубах по интересам. 3. Обеспечение условий для развития воспитанников: использование возможностей учреждений культуры, физкультурно-оздоровительных учреждений. 4. Обеспечение условий для оздоровления, отдыха и занятости воспитанников в каникулярный период. 5. Обеспечение дополнительной подготовки воспитанников к итоговой аттестации. 6. Обеспечение дополнительных условий для самоопределения и самореализации воспитанников. 7. обеспечение дополнительных условий для профессиональных проб воспитанников. 8. Профилактика правонарушений воспитанников. 9. Информационное обеспечение деятельности детского дома. Расширение социального пространства воспитанников


Мониторинг уровня образовательной подготовки; Мониторинг сформированности учебных навыков; Мониторинг здоровья и уровня культуры ЗОЖ; Мониторинг развития личности воспитанников; Мониторинг социальной адаптации воспитанников; Мониторинг готовности к самостоятельной жизни; Мониторинг развития группы. Оценка эффективности Программы