Домой / Проверка личности Продавца квартиры / Цифровое поколение: какие технологии внедряются в школах. Цифровой университет: применение цифровых технологий в современных образовательных учреждениях

Цифровое поколение: какие технологии внедряются в школах. Цифровой университет: применение цифровых технологий в современных образовательных учреждениях

ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ
Аннотация: Статья посвящена изучению цифровых технологий в образовании. В
статье рассмотрены понятия цифровая школа, интерактивный электронный контент,
мультимедийный учебный контент
Abstract: The article is devoted to the study of digital technologies in education. The
article discusses the concept of digital school, interactive e­content, multimedia educational
content.
Ключевые слова: цифровые технологии, цифровая школа, интерактивный
электронный контент, мультимедийный учебный контент
Key words: Keywords: digital technology, digital school, an interactive e­content,
multimedia educational content
Информационные системы вошли во все сферы жизни. Развитие
цифровых технологий открывает огромный спектр возможностей. Прогресс
во всех отраслях науки и промышленности идет с огромной скоростью, не
прекращая удивлять и восхищать.
Цифровые технологии – это основанная на методах кодировки и
передачи информации дискретная система, позволяющая совершать
множество разноплановых задач за кратчайшие промежутки времени.
Именно быстродействие и универсальность этой схемы сделали IT­
технологии столь востребованными
Цифровая школа – это особый вид образовательного учреждения,
которое осознанно и эффективно использует цифровое оборудование,
программное обеспечение в образовательном процессе и тем самым
повышает конкурентную способность каждого ученика. Цифровые школы
нельзя рассматривать как необычное и тем более новое явление, поскольку
информационные технологии активно находят применение в школах.
Школы, которые переходят на цифровые технологии обучения,
кардинально отличаются по техническому и информационному оснащению,
подготовленности педагогов к работе в новых условиях, уровню
управления образовательной средой. Методически «цифровая школа»
опирается на новые образовательные стандарты,
используя
компетентностный многоуровневый подход. Что же представляют собой
цифровые технологии?
Цифровые технологии сегодня ­
­ это инструмент эффективной доставки информации и знаний до
обучающихся;
­ это инструмент создания учебных материалов;
­ это инструмент эффективного способа преподавания;

­ это средство построения новой образовательной среды: развивающей и
технологичной.
Современные цифровые технологии ­ это:
 Технология совместных экспериментальных исследований учителя и
ученика.
 Технология «Виртуальная реальность».
 Технология «Панорамных изображений».
 Технология «3D моделирование».
 Технология «Образовательная робототехника».
 Технология МСИ (использования малых средств информатизации).
 Мультимедийный учебный контент.
 Интерактивный электронный контент.

Образовательные стандарты ориентируют нас на перестройку
организации учебного процесса. В наибольшей степени это касается
экспериментальной деятельности учителя и обучающихся. Почему? Все
дело в том, что обучающиеся должны освоить не только конкретные
практические умения, но и общеучебные умения: необходимо так
организовать учебный процесс,
чтобы был освоен метод
естественнонаучного познания. Технология совместных исследований
учителя и обучающихся, безусловно, реализует проблемно­поисковый
подход в обучении и обеспечивает реализацию известного цикла научного
познания: факты – модель – следствие – эксперимент ­ факты.
В начале учитель организует наблюдения и ставит демонстрационные
опыты, получает факты, на основе которых совместно с обучающимися
делаются выводы по тому или иному явлению. Отталкиваясь от полученных
фактов, учитель и обучающиеся пытаются объяснить наблюдаемые явления
и выявить закономерности (для чего выдвигаются гипотезы), вывести
следствия, установить причины. После этого обучающиеся и учитель
продумывают, какие проверочные эксперименты можно поставить, каковы
будут их идеи и цели, как их осуществить. Учащиеся реализуют задуманное
в самостоятельном лабораторном эксперименте, результаты которого
(новые факты) сравнивают с теоретическими предсказаниями и делают
выводы. Данная технология позволяет:
1) познакомить обучающихся с процессом познания;
2) вооружить элементами знаний общего подхода, что важно для
дальнейшего обучения и жизни;
3) вовлечь обучающихся в разнообразные учебные действия: и
практические, и мыслительные, обеспечивая тем самым широкий спектр
познавательной деятельности,
их психологическое развитие и
самостоятельность.

Основным методом при обучении робототехники является организация
образовательных ситуаций, в которых обучающийся ставит и решает
собственные задачи, а педагог сопровождает деятельность обучающегося.
Занятия с использованием робототехники создают возможность
организовать учебный процесс на основе системно ­ деятельностного
подхода, что и требуют сегодня новые образовательные стандарты.
Технология «Малые средства информатизации» ­ это технологии,
позволяющие обеспечить индивидуальное взаимодействие каждого
обучающегося с информационными технологиями, где регулярное
применение компьютеров недостижимо.
На применение технологии МСИ ориентированы стандарты, учебные
программы и учебники.
Виды малых форм информатизации:
графические калькуляторы;

 электронные словари;
 различные средства интерактивного опроса и контроля качества
знаний.
Малые средства информатизации позволяют:

значительно повысить качество и эффективность учебного процесса;
 более полно выполнить образовательный стандарт, особенно в
области повышения практической направленности обучения;
 обеспечить более высокий балл на ЕГЭ по физике, химии, математике
за счет применения разрешенного технического средства и умения
ими пользоваться.
Преимущества малых форм информатизации:
 использование МСИ непосредственно в процессе освоения
предметных знаний на основе дидактического диалога учителя и
ученика;
 мобильность;
 компактность;
 энергонезависимость.
В практике работы педагогов используются такие технологии, как
интерактивный электронный контент и мультимедийный учебный контент.
Интерактивный электронный контент – это контент, обладающий
возможностями установления различных форм интерактивного
взаимодействия пользователя с электронным образовательным контентом:
манипулирование экранными объектами, линейная навигация, обратная
связь, конструктивное взаимодействие, рефлексивное взаимодействие,
имитационное моделирование и т.д.
Мультимедийный учебный контент – это контент, представляющий
собой синтез различных видов информации (текстовой, графической,

анимационной, звуковой и видео), при котором возможны различные
способы ее структурирования, интегрирования и представления.
«…Образовательное учреждение должно иметь интерактивный
электронный контент по всем учебным предметам, в том числе содержание
предметных областей, представленное учебными объектами, которыми
можно манипулировать, и процессами, в которые можно вмешиваться…»
(из требований Федерального государственного образовательного
стандарта). Данный комплекс включает:
­ полноэкранные иллюстрации с текстовыми подписями, комментариями,
формулами;
­ интерактивные 3D­модели, которые можно вращать, выбирая требуемое
положение;
­ анимации, иллюстрирующие различные явления и изучаемые процессы;
­ интерактивные таблицы величин и параметров;
­ интерактивные модели явлений,
экспериментов;
­ интерактивный задачник.
Преимущества комплекса:
­ материалы пособий соответствуют как базовому, так и углубленному
уровням подготовки обучающихся;
­ могут быть использованы при работе с любым учебником, имеющим гриф
Министерства образования и науки РФ и включенным в Федеральный
перечень учебников;
­ совместимы и одинаково высокоэффективны с любой операционной
системой, установленной на пользовательском компьютере (Windows, Mas
OSX, Linux);
­ формируют систему интерактивного обучения при активном
взаимодействии с различными цифровыми образовательными ресурсами.
­ не требует специального обучения для преподавателя.
«Цифровая школа» ­ это масштабный проект комплексного внедрения
ИКТ в образовательную среду учреждения, который позволяет наращивать
функциональность и объем образовательного контента в условиях
непрерывного совершенствования программно­аппаратных средств.
исследований и
процессов,
Литература
1. Асташева Ю. В. Теория поколений в маркетинге // Вестник ЮУрГу.
Серия "Экономика и менеджмент". 2014. Т. 8. N 1.
2. Войскунский А. Е. Психологические исследования деятельности
человека в интернете // Информационное общество. 2005. N 1.
3. Гаврилюк В. В., Трикоз Н. А. Динамика ценностных ориентаций в
период социальной трансформации // Социологические исследования. 2002.
N 1.
4. Плешаков В. А. Теория киберсоциализации человека: Монография /

Все быстрее и быстрее технологии проникают в нашу жизнь, в том числе и в образование. В мире прочно обосновались учебные онлайн-платформы с набором курсов чуть ли не всех специализаций, становится все меньше людей, которые не слышали о Coursera. Стремительно развиваются технологии искусственного интеллекта, робототехники, виртуальной и дополненной реальностей. Однако закономерен вопрос: готовы ли сами школьники и учителя к таким изменениям? Каково реальное отношение населения к «оцифровыванию» образовательного процесса? Насколько быстрыми и радикальными должны быть эти изменения?
Цифровое образование - широкое понятие. Сюда включаются и массовые открытые онлайн-курсы, и системы управления образованием (LMS), позволяющие осуществлять смешанное обучение, и использование новых технологий: дополненной и виртуальной реальностей, анализа больших данных, искусственного интеллекта, машинного обучения, достижений робототехники. Однако на данный момент в России цифровое образование почти не развито даже в контексте прохождения отдельных курсов в цифровой среде, не говоря о проведении химических опытов с помощью виртуальной реальности. В общем среднем образовании онлайн-обучение фактически не используется, в дополнительном школьном образовании доля онлайн-обучения - 2,7%. По прогнозам экспертов, к 2021 году доли увеличатся до 1,5% и 6,8% в общем и дополнительном школьном образовании соответственно. При этом школьники все равно постоянно используют мобильные устройства и Интернет. Так почему бы не использовать это в целях обучения? Особенно учитывая то, что численность педагогического состава школ в РФ растет заметно медленнее, чем численность аудитории: так, по данным Росстата, в 2016 году на 15 млн учащихся приходилось чуть больше 1 млн учителей, при этом растет доля родителей, недовольных качеством образовательных услуг: по результатам опроса ФОМ, почти половина родителей отмечают снижение качества школьного образования.
В разрабатываемом документе «Московское образование. Стратегия-2025» появляются такие понятия, как «ПОТОК» (персонализированная образовательная траектория в открытых коллективах) и «РОСТ» (распределенное оценивание в системе талантов), в самих названиях уже есть намек на цифровое образование. Конечно, предложенные в стратегии концепции не относятся исключительно к цифровому образованию, они позволят школьникам не ограничиваться рамками своей школы, но ведь и цифровое образование позволяет достичь той же самой цели. Развитие цифрового образования так или иначе будет происходить, так как же учителям приготовиться к изменениям?

Правда или ложь?
Поскольку цифровое образование в нашей стране только начинает развиваться, его окружает множество мифов. Для того чтобы современные технологии приносили пользу, необходимо, чтобы все заинтересованные стороны понимали, что они несут и как их применять. Давайте разберем основные претензии к цифровому образованию.

Миф 1. Экономия за счет качества образования
Часть родителей и учителей считают, что цифровое образование не обеспечивает достаточного качества образования, что это лишь попытка сэкономить путем сокращения качественного общения с учителем при помощи замены человека экраном. Действительно, как в мире, так и в России все большее распространение приобретает BYOD (bring your own device (англ. «принеси свое устройство»), при котором учащиеся и сотрудники используют свои личные устройства (ноутбуки, планшеты, мобильные телефоны) в учебных и рабочих целях. Это позволяет организациям сокращать расходы на покупку оборудования, но все больше и больше активности переносится в электронную среду.
Правда: этот тренд распространяется вовсе не из-за того, что «дешево и сердито», а из-за того, что таким образом образование становится доступным. Можно проходить курсы других учебных учреждений (в том числе и зарубежных). Если вспомнить Стратегию-2025, то основная идея «ПОТОКа» - «главное не где, а чему учиться и у кого учиться». Получается, что использование своих устройств может помочь учиться везде, при этом тому, чему хочется, и у кого хочется.

Миф 2. Дистанционное обучение не обеспечивает должного контроля над учениками
Высказываются сомнения в том, что среднестатистический современный школьник или студент в состоянии «постигать азы науки» без контроля нависающего над ним учителя с учебниками наперевес. Для эффективного освоения дистанционных программ обучения действительно требуется определенный набор качеств: высокий уровень самоорганизации, мотивации и нацеленности на самостоятельное формирование качественных знаний и навыков. Изучение психологической готовности российского студента к обучению с использованием технологий дистанционного обучения показало, что многие из студентов российских вузов не готовы к обучению по данным технологиям. Если студенты не готовы, то что уж говорить о школьниках? Ведь даже в силу возраста школьникам свойственна меньшая концентрация внимания, у них нет привычки учиться, да и самоорганизация для большинства из них незнакомое понятие, особенно когда вне школы есть другие, более интересные занятия.
Правда: существуют системы управления процессом самообучения, которые позволяют обучающемуся самому сформировать и реализовать личную траекторию обучения (что опять же является одним из приоритетных направлений для московского и российского образования). Электронный курс с привязкой к календарным датам может упорядочить и систематизировать самостоятельную работу, повысив уровень усвоения теоретических знаний и практических навыков. Онлайн-классы требуют большой самодисциплины и упорства, однако те же качества требуются и при очном контактном обучении - нежелание учиться и непонимание необходимости получения знаний сведут на нет усилия самого лучшего учителя. При этом никто не предлагает оставить школьников учиться самих по себе - учитель и родители всегда будут следить за прогрессом обучающегося, при этом современные технологии еще и придут на помощь: покажут, что дается трудно ребенку (учитель сможет индивидуально обсудить трудную тему с учеником) или же что дается трудно всем (тут уже стоит задуматься об изменении в подаче материала).

Миф 3. Цифровое обучение лишает живого общения
Существуют опасения, что излишнее «оцифровывание» минимизирует контакт учителя и его аудитории, ведь обучение - это не только обмен информацией, но и живое общение. Ученики лишь смотрят видео, при этом нет необходимой социализации, а ведь школа - это общество в миниатюре, и именно там ребенку прививаются навыки общения, в том числе и со взрослыми - учителями.
Правда: не нужно объяснять разницу между хорошим и плохим лектором, когда «оратору» с учительской трибуны самому не интересен его предмет и, напротив, увлеченность заразительна и непосредственно влияет на усвоение информации. Существует пример феномена виртуальных лекций, которые способны влиять на аудиторию, - популярность выступлений на платформе ted.com, когда человек может прийти и провести мини-конференцию на тему волнующих его вопросов и проблем и его голос может достигнуть любого человека с доступом в Интернет. У третьего по популярности видео TED на сайте youtube.com говорящее название - «Школы убивают креативность?».

Стоит также отметить, что полный переход школьного обучения в цифровую сферу точно не состоится в ближайшее время, поэтому пока общению учителя и ученика в том виде, к которому все привыкли, ничего не грозит.

Миф 4. Цифровое обучение - «болтология», оно не дает практических навыков
Люди также скептически относятся к внедрению цифрового образования, усматривая его ограниченность «разговорным жанром», между тем как практические навыки находятся в «слепой зоне». В большинстве случаев под цифровым обучением понимается набор лекций, надиктованных учителем на камеру, которые ученик смотрит, а потом, возможно, проходит тест. Эффективность такого метода обучения, тем более направленного на школьников, вызывает сомнения.
Правда: онлайн-курсы не ограничиваются лекциями и тестами. Все большее распространение, наоборот, приобретают системы, которые предоставляют возможность проведения проектов, совместных работ. Традиционные методы оценки тоже переносятся в цифровую среду - учитель может проверить сочинение не в тетрадке, а на экране, специально созданные сайты и системы проследят за тем, как ученик решает уравнения и задачки по физике. Часто внедряются элементы игры, при этом доказано, что соревновательный элемент игр обеспечивает быстрое усвоение материала и более глубокое погружение за счет эмоций. Лекции и правда занимают большое место в цифровом образовании, но разве они занимают меньшее место в образовании традиционном?

Миф 5. Учитель потеряет контроль над действиями учеников
Если ученик проходит онлайн-курс, то как учитель сможет удостовериться, что это результаты действительно данного ученика?
Правда: проблема идентификации учеников действительно стоит довольно остро. В случае с онлайн-курсами для взрослых на многих платформах это остается на совести самого пользователя (знания и навыки нужны ему, без них его сертификат ничего не значит), но очевидно, что в школьных реалиях контроль должен быть более жестким. Тут на помощь могут прийти родители, которые могут подтвердить, что их ребенок действительно проходил задание, или же придется все-таки доверять ученикам в проявлении сознательности. Ведь и в традиционном обучении всегда найдутся те, кто сумеет схитрить или списать, к сожалению, ни одна система не является идеальной.


Все мы знаем, что часто нововведения в нашей жизни оборачиваются лишь лишней головной болью. Не будет ли так же с цифровым образованием? Не станет ли это еще одной задачей в череде того, что надо сделать учителю? А ведь многим учителям тяжело менять проверенные методики и работать с информационными технологиями.
Правда: действительно, внедрение новых технологий требует и развития определенного набора качеств. Применение дистанционных образовательных технологий скорее свойственно более молодым педагогам, с меньшим стажем работы, но при этом имеющим ученую степень; возможно, это обусловлено большей технологической подкованностью молодежи, а также может объясняться устоявшимися традициями в технологиях обучения у более старшего поколения. Однако от новых технологий никуда не деться, но они могут действительно освободить время учителя: не только с помощью однократного прочтения лекции под запись, но и, например, с помощью автоматической обратной связи - вместо того чтобы раз за разом писать в ответе на контрольную одно и то же, учителю надо ввести информацию всего один раз, и ученик при неправильном ответе увидит это (и заодно подсказку, где это объяснялось, чтобы он мог сам посмотреть). У учителей освобождается время, чтобы учить, а не отвечать на одни и те же вопросы, а уменьшение контактной работы снижает эмоциональную нагрузку, снижая вероятность эмоционального выгорания.

Что делать?
Разобрав основные мифы, мы видим, что цифровое образование действительно может принести пользу, однако для этого необходимо понимать, что кроется под внедрением цифрового образования в школах.

Прежде всего стоит еще раз подчеркнуть, что для большинства школ и учеников цифровое образование будет ограничиваться несколькими онлайн-курсами. Большее распространение будут получать системы управления образованием, которые станут основным средством цифрового образования в школах, так как массовые открытые онлайн-курсы подразумевают заинтересованность обучающегося в получении дополнительных знаний или новых навыков и, скорее всего, будут редко использоваться в школьном обучении, так как направлены на взрослую аудиторию. Современные системы управления обучением позволяют создавать персонифицированные курсы, записывать учеников на курс или выбирать курсы самим, смотреть образовательную аналитику: оценивать различные показатели и строить прогнозы, в том числе насколько каждый из обучающихся вовлечен в образовательный процесс, выделить проблемные места и просчитать вероятность того, что обучающийся не окончит курс. Благодаря этим технологиям возможно адаптивное индивидуализированное обучение, которое ориентировано на каждого ученика в зависимости от его способностей, сильных и слабых сторон.

Так как же подготовиться к внедрению цифрового образования?
В первую очередь для ознакомления с самой концепцией онлайн-курсов можно пройти такой курс самому (в статье «Гарвард на диване» приведен список площадок с онлайн-курсами, в том числе и для взрослых). Прохождение онлайн-курса, а лучше нескольких, позволит ознакомиться с форматом, самому посмотреть, как воспринимается разная подача материала, выделить моменты, которые кажутся неудачными, чтобы избежать их в своей работе. Нахождение по ту сторону баррикад - наиболее качественное исследование, а обилие курсов для взрослых позволит заодно получить нужные и полезные знания.
Во-вторых, если в школе уже происходит внедрение цифрового образования или хотя бы идет речь об этом, стоит выяснить, какими средствами школа планирует пользоваться. Обилие различных вариантов платформ и систем не позволяет говорить более конкретно, но если вы знаете, какое решение будет внедрено в школе, это дает возможность ознакомиться с ним заранее, а не подготавливать материалы в спешке. Даже если ваша школа еще и не задумывается о внедрении цифрового образования, можно продумать то, как ваш предмет можно перенести в форму онлайн-курса.
В-третьих, можно начать вводить элементы цифрового образования и без централизованного его внедрения. Потратьте немного времени и найдите ресурсы, предлагающие игровые обучающие программы по вашему предмету. Ученики с удовольствием пройдут викторину по географии или проведут физический опыт с помощью телефона. Геймификацию (использование элементов игровой механики) используют компании-гиганты, маркетологи и многие другие. Нынешние ученики выросли, уже имея компьютер и видеоигры, и, несмотря на стигматизацию игр в нашем обществе, использование элементов игр позволяет успешнее вовлечь их в процесс обучения. В системах управления обучением часто используются не только мини-игры, но и значки за достижения, такого рода мгновенное поощрение успехов положительно влияет на мотивацию.
В-четвертых, необходимо следить за тем, что происходит в данной сфере на уровне государства. Например, на данной момент действует приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в РФ», который направлен на качественное и доступное онлайн-обучение граждан страны с помощью цифровых технологий. В его рамках в том числе есть и программа по повышению квалификации в области разработки, использования и экспертизы онлайн-курсов, которая может быть интересна и полезна учителям и преподавателям.

Таким образом, можно точно сказать, что цифровое образование проникнет и в школы, однако в меньшем объеме, чем в вузы. Цифровое образование может принести много пользы, но для этого надо понимать, как оно действует вообще и будет действовать в конкретной школе, поэтому многое будет зависеть от каждого учителя - насколько он сумеет заинтересовать своих учеников, как он построит курс, какие задания даст. Да, изначально на учителя ляжет дополнительная нагрузка, но эти усилия могут привести к значительному результату и облегчить его дальнейшую жизнь, избавив от монотонных, повторяющихся задач, освобождая его время, а учеников подготовит не только по школьным предметам, но и к дальнейшей жизни.

​Руслан СУЛЕЙМАНОВ, руководитель управления информационных технологий МГПУ

Психология и педагогика

Школа и цифровые технологии: памятка современному педагогу

Цифровая школа, новая образовательная среда, открытое информационное пространство – эти слова прочно обосновались в нашем обиходе, но не обо всех их значениях пока удалось договориться. Ведущие эксперты в области образования делятся своими соображениями по поводу самых актуальных тенденций развития образования.

Статья создана по материалам онлайн-конференции «Цифра: инвестиции в педагога», проходившей 5 апреля 2018 г. в Сколково.

О цифровой школе

  • Нет, это не школа, нашпигованная проекторами и интерактивными досками. Это пространство, в котором возможно создание каждым учащимся своей личной школы при помощи цифровых технологий. Цифровые компетенции не могут быть целью образования, а могут быть только средством. Они позволяют нам выйти на новые актуальные задачи. Цифровая школа дает каждому безграничные возможности : ребенок сам может выбирать для себя источники знаний.

  • Затем необходима удобная навигация по информационному пространству : иначе как разобраться в безумном потоке знаний.

  • Следующий компонент - цифровая среда, которая опирается на онлайн-взаимодействие везде, где это эффективно.

  • Ну и, наконец, за всем этим следует максимальное упрощение формальных задач, которые сейчас так мешают учителю . Для этого тоже разумно использовать цифровые технологии.

Об электронном учебнике

Не стоит путать электронный учебник с электронной версией бумажного учебника. Это совершенно другой, принципиально новый продукт, созданный на стыке содержания и технологий. На содержание учебника влияют все заявленные актуальные компетенции, подходы к проведению контроля и оценивания.

Три столпа, на которых держится электронный учебник:
  • теория
  • практика
  • методика

Учителю сложно выстраивать программу самостоятельно. Гораздо удобнее, если все приемы, теория, практика и методика собраны в единый удобный продукт, в готовые дидактические единицы.

В электронном учебнике теория поддерживается наглядными материалами и хрестоматиями, практика - рабочими тетрадями и задачниками, методика - методическими пособиями и рабочей программой. Практика преобразуется в учебные игры, на стыке практики и методики действуют интерактивные практические работы, тренажеры (у платформы это интерактивные контрольные работы), на стыке методики и теории рождается новая форма работы в классе. Применяется весь спектр приемов, чтобы использовать новую технику в классах.

Об электронном дневнике, журнале и бюрократических задачах

«Цифровой контент разумно использовать только там, где он оправдан. Если какой-нибудь инструмент не полезен школе - он просто не должен использоваться. Современная технология не имеет права быть избыточной: не нужно трех разных систем, нужна одна, удобная и полезная. В этом смысле дублирование одних и тех же форм отчетности на «цифре» и на бумаге - совершенно бесполезное занятие. К сожалению, сейчас сочетание электронной и бумажной формы отчетности ведется довольно безалаберно».

Михаил Кушнир «Лига образования»

Школьная бумажная отчетность должна и обязательно будет отменена. Обратимся к статистике: каждый год расходуется до 7,5 тонн бумаги на среднюю российскую школу. Масштаб бумажной отчетности на уровне РФ - более 370 тысяч тонн в год. Это, как минимум, не экологично.

Основные задачи, которые мы ставим перед собой как создатели электронного ресурса для школы - сократить временные и денежные затраты, создать защищенную оперативную систему коммуникации. Экономический эффект от отмены бумажной отчетности, по нашим расчетам, должен составить более 120 млрд в год, не говоря о том, что у учителя наконец-то появится свободное время. Бумагу нужно заменить на цифровую технологию везде, где это возможно.

Андрей Першин, «Дневник.ру»

О значении уровня технического оснащения школ

Не во всем мире школы хорошо оснащены. В Ирландии, например, на один школьный компьютер приходится по 20 учащихся, это явное отставание в плане технического оснащения. Россия в данном вопросе занимает средние позиции, и для масштабов нашей страны это вполне достойные показатели.

Валерий Никитин, «Я-класс»


Мы всегда идем от пользователя - учителя, ученика. Да, не во всех школах страны сейчас есть возможность каждому ученику выходить в электронный учебник через собственный планшет. Но пользоваться всеми благами нового цифрового продукта хочется уже сейчас, поэтому, даже если не у каждого вашего ученика есть подходящий планшет, вы можете провести урок ярко и интересно.

Наша редакция заботится о том, чтобы педагог мог на каждом уроке пользоваться удобным раздаточным материалом, распечатывать важнейшие слайды для учеников.

Андрей Ковалев, Российский учебник


Педагоги и директора школ часто обращаются к нам с подобными жалобами: нет возможности купить компьютеры на весь класс, не на всех хватает планшетов, в школе нет Интернет-сети... Но даже при всех этих трудностях мы готовы помочь вам советом, чтобы вы выбрали удобную, подходящую для вас цифровую платформу .

Ольга Ильченко, ФИРО, проект «Реформатика»

О едином образовательном пространстве и конкуренции

Единство - не то же самое, что единственность. Учить всех по единственному учебнику или программному продукту не просто необязательно: этого делать нельзя. Ведь единство возможно только при многообразии, и только тогда, когда у всех элементов системы выработаны единые ключевые принципы и миссия. Технологии в образовании могут и должны конкурировать между собой. Никакая цензура не поможет, нужен свободный выбор, а для выбора - рекомендации.

Михаил Кушнир, «Лига образования»

Цифровые технологии обучения.

МОУ Удельнинская гимназия, Раменский район

В начале ХХI века наша страна взяла курс на модернизацию образования. Правительство России объявило образовательную политику в числе приоритетных. Курс был взят на достижение эффективности, качества и доступности отечественного образования. К системе российского образования были сформулированы новые социальные требования. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью.

В 2008 году Дмитрий Медведев, приветствуя Форум лидеров образования, отметил, что «высокий потенциал лучших преподавателей – это движущая сила модернизации всего отечественного образования, результатом которой должно стать выдвижение новой модели российской школы в число наиболее перспективных и конкурентоспособных образовательных систем».

Идею именно такой, новой модели цифровой российской школы представили Дмитрию Медведеву на выставке в Кремле ведущие российские компании – системные интеграторы и производители оборудования, по замыслу которых, концепция школы будущего позволяет создать принципиально новый системный формат оснащения комплекса учебных заведений, способных решать перспективные педагогические задачи на базе новейших цифровых технологий.

Такой замысел мы решили воплотить у себя в гимназии и в 2010 году приступили к реализации проекта « Модель цифровой школы».

Что же представляет собой цифровая школа и чем она отличается от школы обычной?

Цифровая школа – это особый вид образовательного учреждения, которое осознанно и эффективно использует цифровое оборудование, программное обеспечение в образовательном процессе и тем самым повышает конкурентную способность каждого ученика. Цифровые школы нельзя рассматривать как необычное и тем более новое явление, поскольку информационные технологии активно находят применение в школах. Школы, которые переходят на цифровые технологии обучения, кардинально отличаются по техническому и информационному оснащению, подготовленности педагогов к работе в новых условиях, уровню управления образовательной средой.Методически «цифровая школа» опирается на новые образовательные стандарты, используя компетентностный многоуровневый подход.Что же представляют собой цифровые технологии?

Цифровые технологии сегодня -

Это инструмент эффективной доставки информации и знаний до учащихся.

Это инструмент создания учебных материалов.

Это инструмент эффективного способа преподавания.

Это средство построения новой образовательной среды: развивающей и технологичной.

О каких новых современных, цифровых технологиях мы заявляем сегодня? Это:

          Технология совместных экспериментальных исследований учителя и ученика.

    Технология «Виртуальная реальность».

    Технология «Панорамных изображений».

    Технология «3D моделирование».

    Технология «Образовательная робототехника».

    Технология МСИ (использования малых средств информатизации).

    Мультимедийный учебный контент.

    Интерактивный электронный контент.

Образовательные стандарты ориентируют нас на перестройку организации учебного процесса. В наибольшей степени это касается экспериментальной деятельности учителя и учащихся. Почему? Все дело в том, что учащиеся должны освоить не только конкретные практические умения, но и общеучебные умения: необходимо так организовать учебный процесс, чтобы был освоен метод естественнонаучного познания. Технология совместных исследований учителя и учащихся, безусловно, реализует проблемно-поисковый подход в обучении и обеспечивает реализацию известного цикла научного познания: факты – модель – следствие – эксперимент - факты.

В начале учитель организует наблюдения и ставит демонстрационные опыты, получает факты, на основе которых совместно с учащимися делаются выводы по тому или иному явлению. Отталкиваясь от полученных фактов, учитель и учащиеся пытаются объяснить наблюдаемые явления и выявить закономерности (для чего выдвигаются гипотезы), вывести следствия, установить причины. После этого учащиеся и учитель продумывают, какие проверочные эксперименты можно поставить, каковы будут их идеи и цели, как их осуществить. Учащиеся реализуют задуманное в самостоятельном лабораторном эксперименте, результаты которого (новые факты) сравнивают с теоретическими предсказаниями и делают выводы. Данная технология позволяет:

Познакомить учащихся с процессом познания,

Вооружить элементами знаний общего подхода, что важно для дальнейшего обучения и жизни;

Вовлечь учащихся в разнообразные учебные действия: и практические, и мыслительные, обеспечивая тем самым широкий спектр познавательной деятельности, их психологическое развитие и самостоятельность.

В 2012 году наша гимназия приступила к апробации инновационного оборудования комплекса виртуальной 3D видеостудии для производства многомерных учебных материалов, являющейся одной из уникальных особенностей гимназии. Применение в процессе обучения технологии 3D кардинально повышает наглядность и значительно улучшает качество восприятия информации, обеспечивает высокую учебную мотивацию и успешность обучения. Учащиеся могут увидеть учителя и учащиеся получают возможность совершить «путешествие» по стране, миру или вселенной; принять участие в исторических событиях; наблюдать редкие физические явления и манипулировать с различными объектами; проводить химические опыты; анализировать объемные диаграммы; решать задачи по стереометрии и много другое. Интерактивность позволяет установить обратную связь со слушателем и формировать сюжет виртуальной истории в зависимости от его предпочтений, позволят организовывать интерактивное взаимодействие с аудиторией по принципу «телемост», что удобно использовать при дистанционном образовании. Возможно, формировать в реальном времени полноценные ЗD-материалы для последующего представления в системах виртуальной реальности, дает возможность совмещения разнородной и разноформатной информации в едином отображаемом виртуальном пространстве с полным интерактивным управлением.

В 2013 году гимназия приступила к апробации еще одного инновационного оборудования комплекса конструирования, алгоритмизации и робототехники. Основная цель использования данной технологии - воспитание творческой, технически грамотной, гармонично развитой личности, обладающей логическим мышлением, способной анализировать и решать задачи, связанные с программированием и алгоритмизацией.

Основным методом при обучении робототехники является организация образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные задачи, а педагог сопровождает деятельность учащегося. Занятия с использованием робототехники создают возможность организовать учебный процесс на основе системно - деятельностного подхода , что и требуют сегодня новые образовательные стандарты.

Технология «Малые средства информатизации» - это технологии, позволяющие обеспечить индивидуальное взаимодействие каждого обучающегося с информационными технологиями, где регулярное применение компьютеров недостижимо.

На применение технологии МСИ ориентированы стандарты, учебные программы и учебники.

Виды малых форм информатизации:

    графические калькуляторы;

    электронные словари;

    различные средства интерактивного опроса и контроля качества знаний.

Малые средства информатизации позволяют:

    значительно повысить качество и эффективность учебного процесса;

    более полно выполнить образовательный стандарт, особенно в области повышения практической направленности обучения;

    обеспечить более высокий балл на ЕГЭ по физике, химии, математике за счет применения разрешенного технического средства и умения ими пользоваться.

Преимущества малых форм информатизации:

    использование МСИ непосредственно в процессе освоения предметных знаний на основе дидактического диалога учителя и ученика;

    мобильность;

    компактность;

    энергонезависимость.

В практике работы педагогов гимназии используются также такие технологии, как интерактивный электронный контент и мультимедийный учебный контент.

Интерактивный электронный контент – это контент, обладающий возможностями установления различных форм интерактивного взаимодействия пользователя с электронным образовательным контентом: манипулирование экранными объектами, линейная навигация, обратная связь, конструктивное взаимодействие, рефлексивное взаимодействие, имитационное моделирование и т.д.

Мультимедийный учебный контент – это контент, представляющий собой синтез различных видов информации (текстовой, графической, анимационной, звуковой и видео), при котором возможны различные способы ее структурирования, интегрирования и представления.

В 2013-14 учебном году мы запустили еще один инновационный проект «Наглядная школа». Наглядная школа - это комплекс учебных интерактивных наглядных пособий по всему спектру предметных дисциплин.

«…Образовательное учреждение должно иметь интерактивный электронный контент по всем учебным предметам, в том числе содержание предметных областей, представленное учебными объектами, которыми можно манипулировать, и процессами, в которые можно вмешиваться…»( из требований Федерального государственного образовательного стандарта). Данный комплекс включает:

Полноэкранные иллюстрации с текстовыми подписями, комментариями, формулами;

Интерактивные 3D-модели, которые можно вращать, выбирая требуемое положение;

Анимации, иллюстрирующие различные явления и изучаемые процессы;

Интерактивные таблицы величин и параметров;

Интерактивные модели явлений, процессов, исследований и экспериментов;

Интерактивный задачник.

Преимущества комплекса:

Материалы пособий соответствуют как базовому, так и углубленному уровням подготовки учащихся;

Могут быть использованы при работе с любым учебником, имеющим гриф Министерства образования и науки РФ и включенным в Федеральный перечень учебников;

Совместимы и одинаково высокоэффективны с любой операционной системой, установленной на пользовательском компьютере (Windows, Mas OSX, Linux);

Формируют систему интерактивного обучения при активном взаимодействии с различными цифровыми образовательными ресурсами.

Не требует специального обучения для преподавателя.

И, что очень важно! Отличительной особенностью пособий серии «Наглядная школа» является их информационно-открытая архитектура. Учитель может не только менять структуру содержимого пособия, но и включать с помощью специального модуля необходимые, по его мнению, дополнительные учебные медиаобъекты.

«Цифровая школа» - это масштабный проект комплексного внедрения ИКТ в образовательную среду учреждения, который позволяет наращивать функциональность и объем образовательного контента в условиях непрерывного совершенствования программно-аппаратных средств.

Технологии помогут модернизировать российскую систему образования под задачи цифровой экономики.

По оценке объединения компаний-разработчиков программного обеспечения «Руссофт», дефицит специалистов в сфере цифровых технологий составляет порядка 1 млн человек в год. Задачу программы «Цифровая экономика РФ» по переходу к новому технологическому укладу позволит решить подготовка кадров для высокотехнологичных производств.

К 2021 году доля населения, обладающего цифровыми навыками, должна составить не менее 40%, говорится в плане направления «Кадры и образование» программы «Цифровая экономика РФ». К 2024 году для увеличения доли цифровой экономики в ВВП с 2 до 6% потребуется 6,5 млн человек, отмечают в АНО «Цифровая экономика». Подготовкой кадров предстоит заниматься всей системе образования, начиная буквально с начальной и средней школы.

Потенциал страны оценивается как достаточно высокий: по данным доклада Global Human Capital — 2017 Всемирного экономического форума (ВЭФ), Россия входит в первую двадцатку стран по уровню развития человеческого капитала и занимает четвертое место по потенциалу этого ресурса благодаря высокому уровню начального, среднего и высшего образования.

«Однако действующая система образования и подготовки кадров в подындексе «Ноу-хау» таких результатов не показывает. Это указывает на необходимость дополнительных усилий в будущем для развития рабочей силы и подготовки населения страны к четвертой промышленной революции», — говорится в докладе ВЭФ.

Новая школьная среда

Цифровизация школы — одно из ключевых направлений нацпроекта «Образование», принятого правительством РФ в начале сентября. К 2025 году все школы страны должны быть подключены к высокоскоростному интернету со скоростью передачи данных не менее 100 Мбит/с. Нацпроект в целом предусматривает выравнивание образовательных возможностей для детей, создание условий для непрерывного образования взрослых и обеспечение равного доступа к качественному образованию.

Цифровая среда уже начала формироваться в российских школах. С сентября прошлого года в столице работает облачная платформа МЭШ («Московская электронная школа»). Столичные школы используют электронные доски, ноутбуки и скоростной интернет. Образовательная модернизация привнесла мультимедийные сценарии уроков, обучающие видео— и аудиоматериалы, 3D-программы, виртуальные музеи, библиотеки и лаборатории. К 2020 году планируется полностью отказаться от бумажных учебников по 11 школьным предметам, заменив их мобильными устройствами — индивидуальными планшетами. На них можно просматривать учебные материалы, видеоуроки, а также посещать видеоэкскурсии, пользоваться электронными библиотеками и вести электронные дневники. Со временем этот опыт планируется транслировать на другие регионы и внедрить Российскую электронную школы (РЭШ). Об этом ранее заявляла министр просвещения РФ Ольга Васильева.

Цифровая школа подразумевает свободный доступ к электронному образовательному контенту и широкие возможности индивидуализации учебного процесса с учетом способностей каждого ученика. Объемы электронного контента увеличиваются — оцифровываются учебники, разрабатываются онлайн-курсы. Требования использовать электронные ресурсы при обучении были прописаны в федеральных государственных образовательных стандартах с сентября 2015 года — все школьные учебники сегодня должны иметь электронные версии.

Электронный образовательный контент дает больше возможностей получать знания самостоятельно, ориентироваться в больших объемах информации — это то качество, которое необходимо для работодателей в цифровой экономике.

Роль учителя трансформируется из транслятора знаний в функцию наставника, направляющего ученика по максимально индивидуализированной траектории обучения.

Вместо прежнего принципа учителя «Я все знаю — делай как я» предлагается новая парадигма: «Я помогу тебе сделать самому», — говорит основатель международной школы «One!» Максим Натапов: «Компьютеризация нивелирует ценность доступа к знаниям, которую ранее, будучи основной точкой доступа к ним, обеспечивала система образования».

По словам директора Центра изучения школьных практик

и образовательных программ 21 века Института образования НИУ ВШЭ Елены Чернобай, учитель становится организатором совместного обучения и эффективного использования технологий в обучении.

Готовность к будущему

При этом электронные образовательные ресурсы должны быть не просто копией офлайн-учебников. Принципиально новым элементом становится интерактивная составляющая — так, чтобы можно было делать примечания и закладки.

«Умные» мультимедийные гаджеты призваны дать современным школьникам новое качество образования. Цифровой класс будущего поколения оснащается смартфонами, виртуальными очками, специальным ПО и образовательным VR-контентом. Это позволяет ученикам выполнять виртуальные лабораторные работы, проводить опыты в безопасной среде, в том числе те, которые не осуществимы в обычном классе, — например, замеры радиоактивного излучения, изучение изменений электрического тока в разных условиях или принципов работы двигателя «изнутри» и пр.

Интерактивные классные доски позволяют по-новому выстраивать уроки. Например, материал можно подавать в виде схем, графиков, трехмерных моделей и разнообразно организованных текстов. А учитель и ученики с помощью подключенных к сети сенсорных экранов могут постоянно взаимодействовать друг с другом. Это повышает в том числе и креативность учебного процесса. А цифровая копия урока будет доступна тем, кто его пропустил или хочет повторить дома. Сенсорная поверхность подключенных парт позволяет использовать их и как экран, и как клавиатуру. Формируется индивидуальное рабочее пространство ученика как площадка для совместной работы, решения коллективных задач.

На начало 2018 года, по оценке компании «ЯКласс», только 12% учителей страны пользовались электронными учебниками и другими цифровыми инструментами в учебном процессе.

По данным последнего опроса компании «Дневник.ру», в котором участвовали 16 тыс. учителей, учеников и родителей из 74 российских регионов, 36% школ страны полностью перешли на безбумажный формат ведения журналов и дневников. Миграцию в онлайн сдерживает недостаточное материально-техническое оснащение, об этом заявило 44% респондентов. Сохраняется проблема слабых ИТ-компетенций довольно большого числа педагогов, отмечает руководитель методического сопровождения инвестиционных проектов «Дневник.ру» Ксения Колесова.

Сетевой диплом

По оценке Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК), уровень проникновения онлайн-технологий в российском образовании в целом составляет лишь 1,1%. Глобально на долю е-learning приходится около 3% всего объема рынка образовательных услуг, по оценкам образовательного ресурса EduMarket. В российских вузах e-learning сегодня охватывает около 4% учащихся. По оценкам Tadviser, к 2021 году эта доля вырастет до 9%.

В новой парадигме обучения на протяжении всей жизни (lifelong learning) роль дистанционного направления усиливается. В России развивается и совершенствуется нормативно-правовая база, регулирующая электронное образование, онлайн-обучение получает дополнительное финансирование — в частности, в рамках приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда». В его рамках до 2020 года планируется выделить российским вузам на онлайн-обучение и связанные с ним нужды гранты в размере 1 млрд руб. Деньги можно получить на создание ПО, технологической инфраструктуры, сервисов и интеграционных решений для развития онлайн-обучения. К 2025 году в России должно быть создано 3500 онлайн-курсов, 10 тыс. преподавателей должны научиться передавать свои знания онлайн.