Домой / Проверка личности Продавца квартиры / Как живут пожарные в разных странах? Пожарные и пожарная охрана германии А это уже голландские солдаты

Как живут пожарные в разных странах? Пожарные и пожарная охрана германии А это уже голландские солдаты

Федеративная Республика Германии, население которой составляет 82,5 млн. чел., состоит из 16 земель (земля – наиболее крупная административно-территориальная единица) и 14 тыс. общин (община – наиболее мелкая административно-территориальная единица).

Согласно конституции Германии задачи переданы в ведение земель. Руководство противопожарной службой земель осуществляют земельные министерства внутренних дел.

В соответствии с законодательством о пожарной безопасности земель за организацию и поддержание боеготовности пожарной охраны непосредственно отвечает администрация конкретной общины (или города).

Форма организации, численность персонала и техническая оснащенность определяется конкретными возможностями каждой общины.

Задачи противопожарной службы Германии включают в себя: тушение и предупреждение пожаров, оказание технической помощи, противорадиационную защиту и охрану окружающей среды, контроль за безопасностью при катастрофах, спасение людей и животных, оказание неотложной медицинской помощи и транспортировка больных.

Структура и объем работы пожарной охраны Германии (среднегодовая статистика)

Причины выездов Число боевых выездов Доля, %
Пожары 179272 6,5
Техническая помощь 575372 21,1
Медицинская помощь 1721780 62,8
Ложные вызовы 158917 5,8
Другие (в основном работы по спасанию людей и животных) 104728 3,8
ВСЕГО 2740069 100,0

Таким образом, составляет в Германии только 6-7 % общего объема оперативной работы пожарной охраны, в то время как случаи оказания разнообразной технической помощи ежегодно составляют 18-22 %, медицинской помощи 60-65% всего объема оперативной работы.

Время прибытия первых подразделений к месту вызова составляет в среднем: в городах 5-6 мин., в сельской местности 8-10 мин.

Ущерб от пожаров в Германии в последние годы составлял 3,7 млрд. евро (0,2 % валового национального продукта страны).

На пожарах в 2003 и в 2004 годах погибло 475 и 446 человек соответственно, т.е. 1 погибший на 200000 чел. населения.

В Германии существует три вида пожарной охраны:

  • профессиональная, численность которой составляет 40 тыс. чел.;
  • добровольная – 1,3 млн. чел.;
  • объектовая (фабрично-заводская), которая создается и финансируется крупными предприятиями. Объектовая пожарная охрана также делится на профессиональную и добровольную.

Профессиональная организуется в городах с населением свыше 100 тыс. чел. В городах с население от 50 до 100 тыс. чел. создаются небольшие профессиональные команды усиленные добровольными пожарными командами. В населенных пунктах с численностью населения менее 50 тыс. чел. существуют только добровольные пожарные команды.

Профессиональные пожарные дежурят в частях, как правило, по 24 часа. 70% личного состава несут службу в условиях 56-ти часовой недели. Существуют также варианты 16-, 12- и 8-часового дежурства. В настоящее время рассматриваются варианты по сокращению недельного рабочего времени до 44 часов. У добровольцев обычно используется скользящий график дежурств и круглосуточных смен не бывает.

Для профессионалов и добровольцев нет различий в квалификационных требованиях. Все они проходят одну подготовку в пожарных школах. В каждой земле имеется своя пожарная школа. Продолжительность подготовки пожарного составляет 2 года, включая практику в различных городах страны.

Основные положения противопожарной безопасности в Германии

  1. Задачи пожарной службы отражены в государственном законодательстве.
  2. Установлением минимальных стандартов обеспечения пожарной безопасности в строительстве занимаются министерства внутренних дел земель.
  3. Во внедрении нормативов принимают участие следующие инстанции: правительство земель, страховые компании, Немецкий институт стандартов.

Выполнение требований по пожарной безопасности в Германии

За выполнение требований, касающихся противопожарной профилактики и защиты ответственны: местные органы управления; строительные организации (строительный надзор).

Особые требования по противопожарной безопасности касаются: высотных зданий; объектов химической промышленности; аэродромов.

Меры, принимаемые ответственными инстанциями против владельцев имущества, не отвечающего требованиям противопожарной безопасности следующие: уведомление; штраф; закрытие предприятия; судебное расследование.

Проверку существующих нормативных требований для строительных материалов или установление нормативных требований для материалов, на которые не распространяется действие положений законодательства осуществляет Немецкий институт стандартов.

История пожарного дела в Германии

Первыми законодателями в области пожарной безопасности были немцы. В начале XVII века в Германии появились первые пожарные команды – брандкоманды.

Жители морских побережий, речных пойм, открытых и низинных местностей подвергаются, в силу естественных особенностей среды обитания, наибольшему риску потери имущества, на создание которого потрачены многие годы жизни и большие средства.

Для предотвращения последствий катастроф в средневековой Германии создавались так называемые “Ветряные гильдии”. Члены гильдий вносили регулярные добровольные взносы в общую казну, которая выделяла пострадавшему от разгула стихии необходимые денежные средства на восстановление индивидуального имущества и построек.

Аналогично “Ветряным гильдиям” образовались и “Пожарные гильдии”, компенсировавшие из общественных накоплений частный ущерб, понесенный от огня членами союза.Важно отметить, что забота о возмещении возможного ущерба была не только стихийной инициативой потенциальных пострадавших.

Правители государств, городов и общин активно включились в дело, сулящее как приемлемую компенсацию ущерба от разного рода риска, так и немалые прибыли, возведя страхование в ранг законодательной инициативы.

Подчас для сбора взносов в страховые кассы к гражданам применялись средства официального принуждения. Так, в 1676 году указом бургомистра Гамбурга была основана “Пожарная касса”, предписывающая владельцам зданий и различных построек обязательное страхование на случай пожара.В 1819 году в Германии образовалось первое коммерческое Страховое общество, предлагавшее страхование от пожаров – “Alte Leipziger”.

Основали его в Лейпциге саксонские предприниматели. Пожарная охрана в Германии сейчас организована по принципу добровольного участия. Профессиональных пожарных, получающих заработную плату, в Германии всего 2% от общего числа занятых на пожарной службе. Закон Германии предусматривает создание государственных служб по борьбе с огнем только в городах с населением более 100 тысяч жителей.В небольших городках пожарные бригады комплектуются добровольцами. Везде рядом с профессионалами работают и волонтеры.


Вначале XXI века обеспечение качества выпус­каемой продукции стало одной из наиболее ак­туальных проблем в мире. Особенно важна она для современной России.

Экономическая и политическая ситуация в стра­не не могла не коснуться отрасли пожарного маши­ностроения (понятие “отрасли” здесь чисто услов­ное). Но дело не только в кризисе 90-х годов. Пробле­мы возникли значительно раньше.

Еще в 80-е годы технологии и оборудование заводов-изготовителей отечественных пожарных ав­томобилей (ПА) оказались морально и физически устаревшими. Практически невостребованным был опыт ведущих зарубежных фирм-изготовителей пожарных автомобилей, таких как Ивеко, Магирус, Метц, Циглер (Германия), Розенбауер (Австрия), Сидес, Камива (Франция), Сильвани (Италия), Бронто Лифт (Фин­ляндия) и др. К началу 90-х годов продукция заводов-изготовителей пожарных автомобилей имела ограниченную номенклатуру, низ­кие, по сравнению с зарубежными аналогами, техни­ческий уровень и качество изготовления. В результа­те наши автомобили оказались неконкурентоспособными на внешнем рынке (в основном это были страны Ближ­него Востока), а внутренней конкуренции не было вообще (вся продукция распределялась по нарядам Союзглавмаша, а не по заявкам гарнизонов).

В то же время в 90-е годы произошел своеобраз­ный прорыв в качественном уровне и технологии изготовления зарубежных ПА нового поколения, которые в настоящее время отличаются совершен­ством специальных шасси, на базе которых они со­зданы, высоким уровнем производственного ис­полнения, дизайна и безопасности. Хотя, надо при­знать, существенных изменений в технологии по­жаротушения не произошло.

Какова должна быть государственная политика в области повышения качества выпускаемых пожарных автомобилей, особенно с учетом перехода ГПС в систему МЧС? Каковы возможные пути сотрудничества россий­ских производителей с ведущими зарубежными фирмами в создании отечественных ПА нового по­коления? Следует ли стремиться к достижению вы­сшего мирового уровня качества при существую­щей экономической ситуации в России и заданном уровне ресурсного обеспечения пожарной охраны?

Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо знать не только состояние, в котором находится отечествен­ное пожарное машиностроение, но достигнутый ми­ровой уровень создания и производства ПА.

В его преддверии активизировались поиски концептуальной модели ПА, которая была бы адек­ватной новому веку и отражала изменения в усло­виях и тактике пожаротушения.

Инициатива, как обычно в таких случаях, исхо­дила от органов пожарной охраны различного уров­ня и нашла свое выражение в предложениях по со­вершенствованию типов, параметров и конструк­ции ПА. Эти предложения были вынесены на об­суждение пожарно-технической общественности (в виде публикаций и дискуссий на страницах на­циональных и международных профессиональных изданий).

Можно выделить три обстоятельства, которые явились предпосылками для разработки моделей ПА “концепткар - 2000”:

  • усложнение условий движения к месту вызова и тушения пожаров;
  • расширение сфер деятельности оперативных подразделений пожарной охраны;
  • сокращение финансовых ресурсов, направлен­ных на создание, приобретение и содержание парка ПА в разных странах.

Все обсуждавшиеся концепции (многие из кото­рых уже реализованы в первые годы нового века) можно свести к нижеследующему перечню.

  • Концепция “пожарная команда - 2000”, разработанная специалистами Великобритании. Согласно концепции, в “пожарной части - 2000” на пожар должно выезжать отделение в составе 3 ПА:
    • автомобиль быстрого реагирования (АБР) с бо­евым расчетом 4 человека;
    • автоцистерна (АЦ) с выдвижной лестницей, на­сосом и аварийно-спасательным оборудованием;
    • АЦ с насосом 75 л/с и цистерной 2500 л.
  • Базисная концепция (концепция универ­сальных моделей). Разработана специалистами во­енизированной и добровольной пожарной охраны Германии. Имеет много общих черт с предыдущей концепцией.
  • Адресная концепция (концепция дифферен­циальных моделей), предполагающая адресную ориентацию ПА к определенному виду и классу по­жара.
  • Концепция “1 + 7”, разработанная руководи­телями Технического комитета по предупрежде­нию и тушению пожаров (CTIF). Предполагает из­менение численности боевого расчета на АЦ - от формулы (1 + 5) к формуле (1 + 7) с целью сниже­ния потребности в дополнительном личном составе при тушении пожаров.
  • Концепция “быстрого реагирования”, яв­ляющаяся фрагментом ранее рассмотренных кон­цепций (1 - 4). Предусматривает придание свойств “быстрого реагирования” ПА среднего класса за счет повышения динамики движения и оперативно­сти развертывания.
  • Концепция “суперкомпоновки”, являющая­ся следствием проблем, связанных с постоянно уве­личивающейся интенсивностью дорожного движе­ния и плотностью застройки в городах (супернизкие, суперузкие, суперплотные ПА).
  • Модульная концепция, получающая даль­нейшее развитие и совершенствование (блочно-мо­дульный принцип, принцип прицепных модулей, съемных надстроек, модульная система И0С-2000, предусматривающая внутреннюю трансформацию объема кузова под размещение оборудования раз­личной конфигурации).
  • Концепция безопасного ПА, предусматри­вающая два направления обеспечения безопасно­сти ПА: безопасность личного состава (1) и безо­пасность окружающей среды (2).
  • Концепция повышения огнетушащей эф­фективности ПА. Постоянные поиски направлены на решение главной цели - тушение пожара в крат­чайшие сроки с минимальными потерями. Приемле­мость каждого концептуального решения оценивает­ся с позиций технико-экономической эффективно­сти. В качестве примера можно сослаться на получа­ющую все большее распространение технологию импульсного пожаротушения.
  • “Алюминиевая” концепция, относящаяся к области технологии и позволяющая существенно снизить массу и повысить долговечность пожарной надстройки.

На международной выставке “Интершутц- 2000”, состоявшейся летом 2000 года в г. Аугсбурге (Германия), ряд фирм представил свои концептуаль­ные модели перспективных ПА, в которых нашли от­ражение фрагменты изложенных выше концепций.

Фирма Ziegler экспонировала концептуальную модель-2000 (Ziegler-Concept Fire Truck) пожарной автоцистерны среднего класса (полная масса около 14 т) на шасси Mercedes-Benz 1325 AF Atego (4 х 4), с удельной мощностью двигателя 17,5 л.с./т. Боевой расчет автоцистерны - (1 + 8), что соответствует концепции CTIF (концепция 4 из представленного выше перечня) (рис. 1).

РИС. 1. Концептуальный пожарный автомобиль (concept fi­re truck-2000) фирмы Ziegler, Германия

Среди других отличительных признаков АЦ можно назвать:

  • применение объединенной кабины водителя и боевого расчета, изготовленной из стеклоплас­тика;
  • цистерну из стеклопластика вместимостью 1600 л;
  • применение двух видов пенообразователя: мно­гоцелевого (100 л) и для тушения пожаров клас­са А (50 л);
  • применение насоса, отвечающего как требова­ниям DIN (1600 л/мин при 8 бар), так и требова­ниям евронорм EN (2000 л/мин при 10 бар), с максимальной подачей 3400 л/мин при 8 бар;
  • размещение ПТВ в отсеках кузова по функцио­нальному назначению: тушение - защита - спа­сение - техпомощь;
  • наличие генератора пены для подачи воздушной пены при концентрации пенообразователя ме­нее 1 %;
  • выдвигаемый водопенный ствол;
  • применение катушки с электрокабелем длиной 50 м для подключения к сети 220 В;
  • применение световой мачты с пневматическим приводом и двумя прожекторами 2 х 1000 Вт;
  • размещение по верхнему обводу кузова неоно­вых ламп для освещения пространства вокруг автомобиля;
  • применение проблесковых маяков, встроенных в конструкцию надстройки (4 шт.), кроме основ­ной СГУ, выполненной в виде балки и располо­женной над кабиной водителя.

В сопроводительных проспектных материалах на эту АЦ фирма предлагает обсудить другие пред­ложения специалистов, направленные на совер­шенствование предложенной концепции.

Независимо от фирмы Ziegler подобную же кон­цептуальную модель ПА создали фирмы Merce­des-Benz (шасси), Magirus (пожарная надстройка) совместно со специалистами пожарной охраны Ганновера (Германия) (рис. 2).

РИС. 2. Концептуальный пожарный автомобиль, созданный фирмами Mercedes-Benz и IVECO Magirus совместно с по­жарной охраной Ганновера (Германия) для всемирной вы­ставки ЭКСПО - 2000

Машина с полной массой 16 т создана на базе шасси Mercedes Econic 1828 с двигателем мощно­стью 280 л.с. (удельная мощность 17,5 л.с./т), снаб­жена автоматической трансмиссией Allison, регу­лируемой пневмоподвеской, АБС и другими эле­ментами. Управляемая задняя ось облегчает манев­рирование на месте пожара и в транспортном пото­ке при скорости до 30 км/ч: при большей скорости управление задней осью блокируется в целях безо­пасности.

Оригинальная компоновка с передней кабиной напоминает автобусную (с большой площадью остекления). Кабина боевого расчета выполнена отдельно от кабины водителя и интегрирована в по­жарную надстройку, что уже вызвало неодобрение пожарных.

Машина вывозит 2000 л воды и 200 л пенообра­зователя, снабжена насосом производительностью 1600 л/мин при 8 бар, имеет полный комплект ава­рийно-спасательного оборудования.

Весьма оригинально выполнен ряд конструк­тивных элементов, что является предметом отдель­ного анализа.

Изготовлено 6 образцов подобного ПА для за­щиты Всемирной выставки ЭКСПО-2000 в Ганно­вере и последующей опытной эксплуатации. По ре­зультатам опытной эксплуатации будет принято решение о целесообразности дальнейшего произ­водства этого концептуального автомобиля.

Пример реализации в производстве представ­ленной выше “алюминиевой” концепции (п. 10) по­казан на рис. 3.

Это пожарный автомобиль фирмы Розенбауэр, отличающийся современной компоновкой и целым рядом прогрессивных технических решений. Ди­зайн этого автомобиля вобрал в себя все основные представления о пожарном автомобиле начала но­вого столетия.

Рассматривая концепции создания ПА нового поколения, необходимо отметить следующее об­стоятельство.

Даже простое рассмотрение проспектных мате­риалов показывает, что между ПА, выпускаемыми фирмами Европы и США, существуют заметные, принципиальные отличия. По сути имеются два противоположных концептуальных подхода к со­зданию отдельных моделей и формированию парка ПА, характеризующих отличия в тактике примене­ния технических средств при тушении пожаров.

РИС. 3. Концептуальный пожарный автомобиль, созданный по АТ- технологии фирмой Rosenbauer, Австрия

Рассмотрим каждый из подходов более подробно.

Американский подход

Американские производители ПА отказались от концепции сверхсложных систем, которая стано­вится все более востребованной в Европе, хотя от­нюдь не по соображениям технической неосущест­вимости.

Как фирмы, работающие в этой области, так и служба пожарной охраны США сделали выбор в пользу трех главных критериев, которые являются определяющими при создании ПА:

  1. эффективность при тушении пожара любой сложности;
  2. скорость и эффективность при спасании людей;
  3. надежность, безопасность и простота конст­рукции ПА.

Эффективность при тушении пожара, по мне­нию американских специалистов, можно обеспе­чить применением ПА, которые в Европе класси­фицируются как “тяжелые”.

Как правило, это длиннобазные, крупногаба­ритные ПА с компоновкой, совершенно не тради­ционной для европейских автомобилей: передней кабиной (а не кабиной над двигателем), малыми уг­лами свеса, средним расположением насоса, разме­щением личного состава спиной по ходу движения автомобиля. Пример компоновки подобных ПА представлен на рис. 4.

Полная масса таких ПА составляет около 18т (двухосные) или 26 т (трехосные автомобили), удельная мощность - не ниже 20 л.с./т.

Специалисты считают, что при той планировке городов, которая сформировалась в США (широкие просторные проспекты, удобные подъезды к до­мам), преобладающее применение мощных тяже­лых ПА является оправданным, поскольку не огра­ничивается оперативность их движения.

Эффективность тушения обеспечивается приме­нением мощных насосов: подача наиболее распро­страненного в США насоса составляет 1500 галло­нов/мин (5678 л/мин), что в 2,5 раза выше подачи аналогичного европейского насоса (2400 л/мин).

РИС. 4. Традиционная компоновка американского пожар­ного автомобиля для города

Необходимая степень диспергирования воды обеспе­чивается введением в комплектацию весьма совер­шенных ручных и лафетных стволов с регулируе­мым распылом.

Такое сочетание мощных насосов и совершен­ных стволов должно обеспечивать универсаль­ность тушения пожаров любого класса.

Скорость и эффективность при спасании людей обеспечиваются применением универсальных ав­толестниц, оборудованных насосом с подачей 1500 галлонов/мин (5678 л/мин) и цистерной вместимо­стью 300 - 500 галлонов (1135 - 1900 л) воды. По сути такие ПА можно классифицировать как по­жарно-спасательные.

Такие ПА весьма популярны в США. Например, в программе производства фирмы Darley значится 6 моделей подобных автомобилей, с высотой подъ­ема от 60 до 109 футов (от 18 до 33 м).

Установленный на вершине лестницы лафет­ный ствол рассчитан на максимальную подачу, ко­торую обеспечивает насос (5678 л/мин), тогда как у соответствующих европейских АЛ этот показатель не превышает 2000 л/мин.

Для столь большой подачи предназначена стаци­онарная выдвижная магистраль диаметром 100 мм. Естественно, колена автолестницы рассчитаны на эту повышенную нагрузку.

Безусловно, подобная концепция АЛ обеспечи­вает оперативность спасательных операций, однако монтаж их возможен опять-таки на шасси тяжелого класса; соответственно, маневренность таких АЛ на месте пожара оказывается ограниченной.

Необходимость учета критерия надежности, безопасности и простоты конструкции ПА специа­листы США обосновывают следующим образом.

Пожарный автомобиль - сложная техническая система. Чем больше компонентов в системе, тем выше вероятность отказов и срывов, поэтому усложнение конструкции приводит к снижению на­дежности.

Кроме того, пожар - не лучшая рабочая среда для тонкой электронной аппаратуры, которой в по­следнее время все чаще оснащаются европейские ПА. По самой своей природе и функциональному назначению такое оборудование требует более вы­сокой квалификации со стороны персонала как при оперативном использовании, так и при техниче­ском обслуживании. При наличии подобной техни­ки специальная подготовка персонала и специаль­ная техническая служба для обслуживания стано­вятся необходимостью, что является большой проблемой для США.

Объясняется это тем обстоятельством, что мно­гие американские пожарные части укомплектованы добровольцами - преданными своему делу, отлич­но подготовленными, но лишь в качестве пожар­ных, а не специалистов по управлению и обслужи­ванию сложных технических систем.

Эта давняя традиция и создала потребность в простом, надежном и прочном пожарном оборудо­вании, которым оснащаются ПА. Упор на простоту и надежность оборудования специалисты США считают чрезвычайно важным фактором, учитывая также те трудные и опасные условия, в которых приходится работать пожарным: непогода, высокие температуры, ядовитый дым, обледенение и пр.

Однако при всей важности приведенных крите­риев определяющей при разработке и реализации концепции создания ПА в США является проблема рентабельности.

Это значит, что при сравнительном экономиче­ском анализе двух “конкурирующих” концепций в США учитывают стоимость дополнительных устройств и расходы на оплату их операторов, срав­нивая их с теми выгодами, которые реально прине­сет внедрение конкретной модели ПА.

Следует отметить, что основная тенденция в США состоит в том, чтобы по мере целесообразно­сти встраивать в конструкцию пожарных автолест­ниц, авпоследнее время и автоподъемников, борто­вые насосные системы, водяные и пенные емкости, силовые электроагрегаты и другие элементы. При этом экономическая оценка такой “тактической единицы” производится по особой статье, ибо эта установка выполняет иные функции и служит иным целям, чем классические европейские пожарные машины.

Европейский подход

Основной критерий, на котором базируется евро­пейская концепция создания ПА (рис. 5), заключает­ся в следующем: при любых обстоятельствах пожар­ные подразделения, получающие вызов на пожар, должны обеспечивать спасание людей, затем - ор­ганизовать тушение. А меньшие по размеру и весу ПА, обладающие более высокой мобильностью и ма­невренностью, в условиях высокой интенсивности уличного движения и плотной застройки европей­ских городов в состоянии более оперативно доста­вить к месту пожара силы и средства для выполнения возложенных на пожарную охрану задач.

Именно потому в парке ПА европейских стран доминируют ПА легкого и среднего классов, а тя­желые ПА (основная тактическая единица в США) используются в основном для защиты пожароопас­ных объектов, а также в качестве специальных ПА, для которых оперативность не является преоблада­ющим фактором.

Европейские производители ПА не считают це­лесообразной установку на городских ПА сверх­мощных насосных систем, ограничиваясь приме­нением на ПА среднего класса насосов с подачей 2400 л/мин или комбинированных насосов. Хотя модельные ряды насосных агрегатов, выпускаемых европейскими фирмами, значительно шире: конк­ретный тип насоса устанавливается в зависимости от функционального назначения ПА (городские, объектовые, аэродромные и т.д.).

РИС. 5. Компоновка европейского пожарного автомобиля нового поколения (автоцистерна фирмы Rosenbauer на шас­си MAN)

В Европе разработана концепция многофункци­ональных ПА (по типу американских), однако она находится в стадии обсуждения и не поддерживает­ся однозначно пожарной охраной разных стран. Тем не менее в программах производства некото­рых фирм такие модели начинают появляться (АЦ с лестницей, аварийно-спасательные ПА с насосной установкой и т.п.).

С принятием европейских норм EN 1846 “По­жарные автомобили” структура типоразмерных ря­дов ПА установлена нормативно, поэтому дальней­шее развитие их концепции идет в направлении совершенствования технического уровня ПА - как оперативных транспортных средств, так и техниче­ских средств тушения. Подробнее эти проблемы рассмотреть в объеме журнальной статьи достаточ­но сложно.

Однако два обстоятельства концептуального ха­рактера можно отметить в данном обзоре: это по­стоянно растущий уровень дизайна современных европейских ПА и повышение степени автоматиза­ции управления агрегатами и системами ПА, что в корне отличает их от американских ПА.

Последние модели ПА, предлагаемые потреби­телю европейскими фирмами, оснащены весьма сложными системами электронных датчиков, инди­каторов, органов управления, а также сложными механизмами, встроенными элементами бортовой диагностики, обеспечивающими полностью авто­матическую работу агрегатов и постоянный конт­роль за их состоянием.

Эти технические решения стали нормой для со­временных европейских ПА, и фирмы вынуждены организовывать курсы по обучению операторов, ко­торым предстоит работать на таких машинах и об­служивать их. Именно эти обстоятельства амери­канские специалисты считают неприемлемыми для пожарной охраны США по причинам, приведен­ным выше.

Вместе с тем намечается некоторое сближение американской и европейской концепций ПА. И та, и другая концепции предусматривают применение пожарных автомобилей первой помощи (американ­ская версия “First-Out” Attack, или ПА первой ата­ки). Американская фирма Darley в проспектах 2000 года называет такой автомобиль “моделью ты­сячелетия” (Millenium Models). В Европе создание автомобиля первой помощи предусмотрено норма­ми EN 1846.

В Европе начинают производиться многофунк­циональные автомобили (о чем было сказано выше), что является главной тенденцией в США.

В то же время пожарная охрана США приобре­тает (или организует производство в дочерних фир­мах европейских компаний) такие сугубо европей­ские ПА, как коленчатые подъемники фирмы Бронто, автоматические автолестницы Магирус, ПА корпорации Розенбауэр, которые не вписыва­ются в американскую концепцию.

Новый концептуальный автомобиль Conzept- bus-2000, созданный в Германии пожарной охра­ной Ганновера совместно с фирмами Мерседес и Магирус (рис. 2), с полным основанием можно от­нести к продукту двух, на первый взгляд противо­положных, концепций.

В заключение следует остановиться еще на од­ном аспекте рассматриваемой проблемы.

В нашей стране господствующая идеология в создании ПА базируется на использовании для этих целей коммерческих шасси грузовых автомобилей. При прогнозируемой на начало века интенсивности дорожного движения ПА на таких шасси будут ста­тичными, ничем не отличаясь от других участников транспортного потока.

Между тем в мире еще в конце прошлого века наметилась тенденция к применению специальных шасси для ПА.

Анализ технических характеристик специаль­ных шасси, которые поставляются автомобильны­ми корпорациями фирмам-изготовителям ПА, по­зволяет сделать вывод: в мире завершен переход на выпуск шасси нового поколения, которые по мно­гим параметрам превосходят заменяемые модели. Этому есть свое объяснение: мировые автомобиль­ные гиганты делят сферы влияния, и производство моделей “из прошлого” оказывается только на руку конкурентам.

Новинки грузового автомобилестроения фирмы и компании демонстрируют на международных ав­тосалонах коммерческих и специальных транспор­тных средств, которые проходят под девизом: “Мы ведем процветающее дело!”

К сожалению, отечественные производители пока не нашли своей ниши в этом “процветающем деле”: технический уровень наших грузовиков как базы для создания ПА кардинально уступает техни­ческому уровню соответствующей продукции зару­бежных (ведущих и не ведущих) фирм. Перспекти­вы на то, что отечественные шасси, прежде всего среднего и тяжелого классов, в ближайшее время достигнут (в стандартном исполнении) уровня за­рубежных весьма проблематичны. Хотя надежды на создание специальных шасси для ПА имеются.

С учетом проведенного в настоящей статье ана­лиза, новая идеология производства отечественных ПА должна базироваться на исполнении следую­щих решений:

а) применение для создания ПА специальных шасси, параметры которых адекватны их функцио­нальному назначению, а именно: удельная мощность не менее 20 л.с./т; максималь­ная скорость не ниже 100 км/ч; повышенная эффек­тивность торможения за счет применения апробиро­ванных решений: АБС, стабилизаторов устойчиво­сти, системы экстренного растормаживания и т.п.;

б) реализация принципа “суперплотной” ком­поновки, успешно апробированного в ходе работ над АЦ вагонного типа, еще в прошлом веке создан­ной ВНИИПО, ВНИИТЭ и французской фирмой “Сидес”, и позволяющего снизить высоту центра тяжести ПА, его габаритную ширину, улучшить об­зорность с места водителя, маневренность и другие параметры. Реализация этих, а также ряда других частных решений позволит снизить динамические габариты ПА и обеспечить условия его оперативного и бе­зопасного движения к месту вызова;

в) проведение работ по повышению огнетуша­щей эффективности ПА и существенному измене­нию традиционного подхода к комплектации ПА, с включением оборудования для проведения аварий­но-спасательных работ. Тем самым могут быть созданы предпосылки для модернизации и структурной реконструкции действующего парка пожарных автомобилей в стране.

  • Пожарный поезд. Состав пожарного поезда. Виды, характеристики пожарных поездов.
  • Классификация пожарных автомобилей. Основные, специальные и вспомогательные автомобили
  • Тепловизоры. Способы применения и использования для нужд МЧС России

Люди использовали исключительно подручные силы, то теперь без специальных машин просто не обойтись. Здесь собраны только 10 самых необычных машин, находящихся на службе у пожарных всего мира. Каждая из них имеет ряд особенностей, что делает ее незаменимой в тех или иных условиях. Но все они в равной степени важны для спасения самой значимой ценности – .

10. Horch 853 Sport Cabriolet

Невероятно, но в 1945 году на службу в одно из пожарных подразделений, тогда еще Чехословакии, поступил весьма необычный автомобиль. Ним оказался ни много ни мало Horch 853 Sport Cabriolet 1941 года. На первый взгляд машина кажется совершенно непригодной для тушения пожара . Но она была переоборудована таким образом, что могла оперативно доставить на место возгорания не только пожарный расчет из шести человек, но и шланги для тушения. И только недавно этот автомобиль стал музейным экспонатом. Надо сказать, что в Чехии было два подобных автомобиля, но второй уже давно превратился в . Еще один пожарный Horch до 1991 года обслуживал гоночную трассу Заксенринг, а теперь бережно хранится , лишь иногда принимая участие в . Судьба этих автомобилей могла сложиться совершенно по-другому. Всему виной стала заводская недоработка. Дело в том, что модель 1935 года хоть и стала настоящей сенсацией в мире автоиндустрии, но владельцы новинки очень быстро в ней разочаровались. Из-за недостаточно жесткой подвески передние колеса очень быстро изнашивались. Многие автомобили были возвращены на доработку, а три так и остались невостребованными. Именно их, после соответствующих изменений конструкции, было решено передать пожарным.

9. «Большой Ветер»

5. Polaris

В некоторых случаях тушение пожара машиной возможно только при условии компактных размеров последней. Polaris можно отнести к одному из таких образцов. На самом деле это скорее шестиколесный мотовездеход, нежели автомобиль. В результате переоборудования он обзавелся баком с водой, насосом и шлангом. Все это сделало обычный мотовездеход действующей пожарной единицей. Эта модель нашла свое применение в студенческом кампусе Ратгерского университета, штат Нью-Джерси. Благодаря своим компактным размерам, Polaris может легко маневрировать между автомобилями, находя себе дорогу даже на самой запруженной дороге или автостоянке. Это позволяет специалистам максимально быстро пребывать на место пожара, и оперативно локализовать очаги возгорания.

4. ГПМ-54

Для многих людей наличие на пожарной машине может стать удивительным открытием. Однако такая техника также бывает весьма полезна в некоторых случаях. Речь идет о тушении пожаров на артиллерийских складах. Боеприпасы по принципу домино взрываются один за другим, а смертоносный фейерверк из осколков делает работу обычных пожарных расчетов невозможной. Но если не пытаться бороться с подобным пожаром, могут пострадать жилые дома, расположенные неподалеку. Вот именно в таких ситуациях в бой с огнем вступает ГПМ-54. Эта машина на гусеничном ходу обшита надежной броней, что делает экипаж неуязвимым. Также она оснащена всеми необходимыми средствами для тушения пожара. Например, ГПМ-54 способна перевозить на своем борту до 9 тыс. литров жидкости для тушения. Чаще всего подобные машины используют и лесных пожаров высокого класса сложности. Ведь благодаря хорошей проходимости и внушительной массе ГПМ-54 способен протаранить горящий объект в виде уже обреченного дерева или полуразрушенного здания. Разметав горящий очаг на составляющие, гораздо легче потушить обломки порошком или пеной.

3. TLF 2000/400

Еще совсем недавно тушение пожаров в туннелях или на узких городских улицах становилось большим испытание для пожарных. Все дело в том, что развернуть габаритную машину в таких условиях порой невозможно. Именно поэтому остро встала проблема по созданию пожарного автомобиля , которому не нужно разворачиваться. Впервые такая техника появилась в Австрии. Эта горная страна буквально пронизана тесными туннелями, проходящими прямо сквозь скалы. Один из сложнейших пожаров в туннеле под горой Монблан, произошедший в 2005 году, окончательно убедил пожарных в необходимости создания необычного автомобиля. От идеи до реализации прошло почти пять лет, и в результате был создан «Дракон». Особенность этого автомобиля заключается в том, что он оборудован сразу двумя кабинами с противоположных сторон. А это значит, что на такой машине совершенно не нужно разворачиваться, ведь она может одинаково успешно двигаться как вперед, так и назад. Кроме того, этот на платформе грузовика MAN способен доставить к месту тушения до 2 тыс. литров воды. С недавних пор и сочинские пожарные используют две машины подобной конструкции. Одна из них предназначена для эвакуации людей, другая используется для пожаротушения . Российские машины собраны на базе IVECO, и у пожарных получили милое прозвище «тяни-толкай» по аналогии с забавным персонажем из сказки К. Чуковского.

2. Bronto Skylift F 112 HLA

Серьезной проблемой может обернуться возгорание на верхних этажах высотных зданий. Порой добраться в такие помещения бывает весьма непросто. Именно это и сподвигло финских инженеров на создание рекордно высокого пожарного подъемника. Высота стрелы этого телескопического устройства составляет 112 метров. Подобными показателями не может похвастаться больше ни одна гидравлическая платформа в мире. Однако главным плюсом Bronto Skylift F 112 HLA является то, что все необходимое для пожаротушения оборудование с его помощью можно поднять на высоту до 90 метров. А уже на этой высоте с платформы с помощью стрелы можно подняться еще на 25 метров. Примечательно, что в рабочее состояние вся конструкция приводится не более чем за 40 секунд. Это уникальное техническое устройство не только для тушения огня, но и для эвакуации пострадавших.

1.«Гюрза»

Этот российский автомобиль не имеет аналогов в мире, и представляет собой целый комплекс. На доставке воды и пены к месту возгорания его функции не заканчиваются. Пожарные шутят, что комплекс «Гюрза» способен проходить сквозь стены. На самом деле в машине находится емкость с абразивным материалом. При необходимости абразив смешивается с водой и под высоким давлением вполне может разрезать стену или любое другое препятствие на своем пути. Таким образом можно разрушить часть здания, дабы максимально быстро нейтрализовать очаг возгорания.

-=Реклама. Пост оплачен=-

Пребываю в смешанных чувствах. С одной стороны, испытываю гордость за страну, потому что у нас могут собирать качественные современные пожарные машины. С другой стороны – обидно, что производство вынуждено в одиночку справляться с проблемами целой отрасли без особой поддержки со стороны государства. Сейчас расскажу!

Недавно познакомился с компанией «Спецтехника пожаротушения» , они пригласили на своё производство и рассказали, как устроены современные пожарные машины. Компания была образована в 2008 году совместно с австрийским концерном «Розенбауэр», который вот уже 150 лет является мировым лидером в пожарной отрасли. Создавалась компания в рамках программы МЧС по переоснащению устаревшего пожарного парка современными отечественными машинами.

Работа по импортозамещению тут началась задолго до того, как это стало мэйнстримом. Начав со сборки машинокомплектов, за 8 лет компания вырастила собственный пул российских поставщиков, превратившись в полноценную серийную сборочную линию от раскроя листа до эксклюзивного шасси. Сейчас от «Розенбауэра» остались три компонента: насос, лафетный ствол (электронная водяная «пушка» на крыше кабины, которая подает струю воды или пены) и необходимое к нему электронное обеспечение. В принципе, его можно написать и в России, так же как и собирать свои насосы. Но для выхода на требуемый уровень качества нужны объёмы, к которым, к сожалению, пока не готовы сами заказчики. Несмотря на существенную нехватку современной техники в пожарных парках, планы закупок и бюджеты не пересматриваются. Год от года сокращение госзаказа вынуждает предприятие работать в половину от своих мощностей (а это всего до 300 машин в год!).

Технологии и материалы, которые применяются на заводе, во многом уникальны для России. Например, для сборки кузова не используют сварку. Все детали просто склеивают. Надстройка (пожарная «коробка» в которой размещены водобак, насос, оборудование и т.д.) сделана на бескаркасной основе из алюминия. За счет этого она получается легкой, устойчивой к коррозии и нашему климату, а значит не потечет, не сгниет и не лопнет, в отличие от своих стальных аналогов. Легкость конструкции дает возможность добавить к оснащению больше оборудования, не нарушая стандарты веса.

В общем, давайте посмотрим производство.

Современный пожарный автомобиль начинается с алюминиевого листа. На производстве их с ювелирной точностью раскраивают лазерным резом (для сравнения – обычно стальной лист режут простой болгаркой).

Затем деталь шлифуют и сгибают.

Гибка – тоже особенность производства. Чем больше согнуто, тем меньше сварных швов, которые мало того, что выглядят не эстетично, так еще и рискуют лопнуть или прогнить в процессе эксплуатации автомобиля.

Это пульт управления гибочным станком.

Из этих трехметровых алюминиевых ламелей собираются шторные двери отсеков. Они сделаны из уникального, прочного и легкого профиля, закупаемого у российского поставщика в больших объемах. Двери имеют двойной надежный замок и собираются полностью на заводе, от раскроя и распиловки до оформления в аккуратные рулоны и установки автоматической подсветки.

Так выглядит насос пожарной машины с электронным управлением (оно продублировано в кабине водителя). Все остальные насосы в России – с механическим управлением.

Процесс установки насоса. Наряду с парнями на предприятии работают девушки!

Сверху насос закрывают защитным кожухом. На всех других отечественных машинах насосы и коммуникации ничем не защищены. Это связано с особенностью их работы: рядом всегда должен находиться человек, и при длительной работе насоса он доливает в него масло, смотрит за температурой и давлением. Обогрев предусмотрен за счет выхлопных газов автомобиля. Это в 2000-х годах! У «Спецтехники пожаротушения» все по-другому: насосный отсек закрыт, утеплен, температура ниже +5 не опускается и поддерживается от двигателя (даже когда отсек открыт настежь).

Внутри стенок надстройки, по бокам, днищу и крыше уложены пластиковые сэндвич-панели, похожие на медовые соты. Они придают конструкции жесткость и дополнительное утепление. C панелями «Спецтехнике…» пришлось повозиться: раньше их использовали только в авиа- и космической отрасли, и потребовалось изрядное количество усилий, чтобы убедить поставщиков в целесообразности применения сендвичей внутри пожарной машины. Панели раскраивают и устанавливают тут же, в цеху. К слову, другие производители не озабочены утеплением надстроек. В лучшем случае, на внутренней части стенки приклеивают обычный хрупкий пенопласт.

Ещё одна фирменная фишка «Спецтехники пожаротушения» - литые водо- и пенобаки из полипропилена. Это легкий и прочный материал, не подверженный воздействию агрессивной среды. В России баки до сих пор варятся из нержавейки, у самых продвинутых производителей они из клееного полиэтилена. Неудивительно, что на пожар приезжает машина, из которой течет вода. Сталь быстро ржавеет, пенообразователь разъедает ее изнутри (помним про сварные швы?). А полипропилен будет служить 25 лет без потери качества. Вы знаете, что по ГОСТу бак пожарной машины должен быть пригоден для перевозки питьевой воды? Полипропилен с этим требованием легко справляется.

Так проводятся испытания бака и тестирование всех систем пожарной машины. Обычно машину просто везут на реку и прогоняют воду по системе. Такое испытание «на коленке». На этом стенде, единственном в России, компьютер диагностирует состояние всех систем и прочность водобака (диагностика гидростатическим давлением). Хитрые австрийцы в начале работы заявили о норме лафетной линии (давлении внутри бака) в 12 рабочих или 15 проверочных атмосфер. По нашим нормам рабочее давление тоже 12 Атм… но выдержанное проверочное – 25 Атм! Русские производители выдержали даже свыше 25, чем немало удивили хваленых западных технологов.

Днище надстройки в прямом смысле приклеивается к раме шасси. Конечно, на критических точках предусмотрены и болтовые крепления.

Кабина боевого расчета. У сидений есть крепления для дыхательных аппаратов разного типа. Пожарные едут на вызов сразу в них и не теряют времени на их одевание на месте. Благодаря этому баллоны не мешаются под ногами. Под сиденьями можно оставить личные вещи.

Перед тем как установить на шасси пожарную надстройку, нужно подготовить раму.

Параллельно дорабатывается надстройка: устанавливаются двери, сиденья боевого расчета, лафетный ствол.

Это уже готовые надстройки. На крыше появилась светодиодная оптика, проложена электрика, смонтированы специализированные установки (это, по желанию заказчика, может быть установка для резки металла гидроабразивом или система тушения высотных зданий). На следующем этапе их будут ставить на шасси.

Рабочие монтируют внутренние покрытия и крепежи для пожаро-технического вооружения (сокращенно ПТВ). Крепежи, полки, системы хранения «Спецтехники пожаротушения» позволяют комплектовать машину большим количеством оборудования, чем положено по ГОСТу.

Вот, кстати, часть «начинки» одной машины.

Электронный пульт управления насосом

Управление продублировано в кабине.

Еще одна фирменная особенность: дверь, которая открывается сразу со ступенькой. Вспомните, как непросто забраться в грузовик. А в полной боевой экипировке с двумя кислородными баллонами на спине? По этой ступеньке пожарный может выйти быстро и просто в полный рост.

Смотрите, как красиво.

В год на заводе производится 120-150 машин при мощности 300 единиц. Можно и больше, но пока что предприятие ориентируется на спрос.

Так что же меня расстроило? Под предлогом «кризиса» на лучшей технике начинают экономить. Но одно дело, когда в целях экономии чиновник заказывает себе «Мерседес» с тканевым салоном вместо кожаного, но совсем другое - когда предприятие просят отказаться от современных технологий и вернуться к технике уровня 70-х годов. А ведь из опыта сервисного сопровождения «Спецтехника пожаротушения» вывела неутешительную статистику: обслуживание дешевых и устаревших машин за 7 лет по ГОСТу обходится дороже, чем эксплуатация современной техники, которую выпускает компания. За 20 лет эта разница увеличивается вдвое!

Надо понимать, что хорошая пожарная машина стоит дорого. Но в отличие от другой техники, на кону стоят жизни людей. Машина - это высококлассный, технологичный инструмент для оказания помощи. Чем он качественнее и удобнее, тем проще и быстрее пожарный сможет выполнять свою работу. На пожаре или при аварии от самых незначительных мелочей могут зависеть жизни людей. Поэтому все фирменные фишки, что я показывал выше, это не технологии ради тюнинга, это реальные инструменты помощи и безопасности. Пара примеров:

Рукавная катушка 60 метров с электронной намоткой и стволом высокого давления («Спецтехника пожаротушения» удлинила ее до 80 метров). Это значит, что машина может находиться на 20 метров дальше от полыхающего объекта (или если неправильно припаркованные легковушки мешают подъехать). Тушение ведется мелко-мелко распыленной водой (водяной пылью) или пеной. При пожаре в доме это значит, что пламя возможно погасить точечно и аккуратно, не заливая квартиры снизу.
- лафетный ствол под управлением водителя в кабине способен подавать струю воды до 70 метров. В это время экипаж в полном составе занят тушением.
- удобный доступ ко всем инструментам экономит драгоценные секунды. Крепления не заедают, не лопаются и не смерзаются. Пожарный спокойно берет инструменты, не снимая защитных перчаток. Кстати, инструментов и оборудования «Спецтехника…» комплектует в машину больше и лучше, чем положено в ГОСТе.

Пожарные рукава закреплены каждый в отдельном отсеке. Они не путаются и не смерзаются зимой (в старых машинах они лежат на простых полках, перевязанные веревкой).

Большинство материалов, которые используются в производстве, ранее в отечественной пожарной индустрии вообще не применялись. Термостойкие пластики, алюминий особого сплава, диоды, фурнитура и т.д. поставляются эксклюзивно для «Спецтехники пожаротушения» ее российскими поставщиками. На одну стандартную автоцистерну приходится 83 крупных поставщика, не считая метизов. У «Спецтехники пожаротушения» даже шасси эксклюзивное! Это полноприводный КамАЗ 5387, маневренный, проходимый и невысокий (это важно, ведь перевезти 3200 литров воды на скорости 100 км/ч - не шутка, центр тяжести машины должен быть как можно ниже). Поэтому Поэтому естественно, что цена готовой машины будет выше обычной железной водяной бочки.

Готовые машины. Красная - пожарная автоцистерна емкостью 3200 литров, самая популярная и востребованная модель. Белая - аварийно–спасательный автомобиль АСА с краном-манипулятором и электрогенератором. Применение многообразно, например, она может потушить горящие машины на ДТП, растащить их с места аварии, оказать первую помощь пострадавшим, при необходимости обеспечив электроснабжение на участке.

Что же получается в итоге? С одной стороны, российские чиновники очень горды тем, что в у нас в стране есть предприятие, производящее спасательную технику европейского уровня. Но с другой стороны, на деле эта техника никому не нужна, и поддерживать ее производство никто не собирается. Чиновники жалуются, что она слишком дорогая, и покупают вместо нее дешевые ржавые машины образца 80-х годов. В частных беседах они признаются, что берут «три старых машины, две из них сразу пускают на запчасти, а под третью ложится механик и начинает ее чинить». Машина, которая может выполнять функции сразу нескольких автомобилей различного назначения - это спасение парка и сокращение расходов. Это реальная помощь людям, это шаг в будущее. Но при громких заявлениях о переходе на новых технический уровень чиновники продолжают сокращать закупки действительно современной техники. Поэтому пожарные, выезжая на вызов, по-прежнему лезут в огонь и рискуют жизнями из-за того, что в их машине слишком короткий шланг, протекает водобак или нет нормальных инструментов. Если кто-то из них погибает, то чиновники предпочитают наговорить громких слов про героизм и выплатить семьям миллионные компенсации, чем купить нормальную пожарную машину. Выходит, что сейчас жизни пожарных и людей, которых они спасают, у нас ценятся меньше, чем новые машины в пожарном парке города.

А нам остается только надеяться, что если вдруг в доме вспыхнет пожар, то на него приедет современная высокотехнологичная машина, а не старая ржавая пожарка.