Домой / Продавец квартиры / Что такое актуальность исследовательской работы. Проектная деятельность как способ организации образовательного пространства

Что такое актуальность исследовательской работы. Проектная деятельность как способ организации образовательного пространства

Памятка «Этапы выполнения исследовательской работы»

Разработана и составлена учителем начальных классов МОУ «ЦО №14» Богородицкого района Тульской области

Чикасовой Татьяной Андреевной.

І этап. Подготовка к исследовательской работе (проекту)
1. Найди проблему – то, что на твой взгляд хочешь изучить и исследовать.
2. Назови свое исследование, т.е. определи тему исследовательской работы;
3. Опиши актуальность исследовательской работы, т.е. обоснуй выбор именно этой темы работы;
4. Сформулируй цель исследовательской работы и поэтапно распиши задачи исследовательской работы;
5. Выбери оптимальный вариант решения проблемы;
6. Составь вместе с учителем план работы для реализации своего исследовательского проекта.

ІІ этап. Планирование исследовательской работы
1. Определись, где планируешь искать и найти информацию;
2. Определись со способами сбора и анализа информации, т.е. каким образом, в какой форме и кто будет собирать, выбирать и анализировать информацию;
3. Выбери способ представления результатов работы, т.е. в какой форме будет твой отчет (текстовое описание работы, присутствие диаграмм, презентации, фотографий процесса исследования или эксперимента, аудио- или видеозаписи наблюдений, опытов, этапов эксперимента и конечного результата);
4. Установи критерии оценки (как будешь оценивать) хода эксперимента, исследования, полученного результата исследовательской работы (исследовательского проекта);
5. Распредели задачи и обязанности между учащимися в группе, если это групповой проект.

ІІІ этап. Исследование (процесс исследования, эксперимента)
1. Собери необходимую информацию для проведения исследования, при необходимости, проведи расчеты, замеры, подбери качественный и безопасный материал и инструменты для эксперимента и т.д.
2. Проведи то, что запланировал: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты, опыты, необходимую работу.

ІV этап. Выводы
1. Проведи анализ полученной в ходе исследовательской работы информации;
2. Дай экономико-экологическое обоснование (затратно, экономически выгодно, экологично ли выполнение твоей исследовательской работы);
3. Сформулируй выводы (добился ли того, что ставил в цели и задачах).

V этап. Отчет и защита работы
1. Оформи и подготовь представление результатов своей работы:
защиту в виде устного отчета, устный отчета с демонстрацией, письменного отчета и краткой устной защиты с презентацией;
2. Проведи защиту своей исследовательской работы (проекта) и прими участие в возможном обсуждении, давай четкие ответы на возникшие вопросы.

VІ этап. Оценка процесса и результатов работы
1. Поучаствуй в оценке исследовательской работы путем коллективного обсуждения и самооценки.

При обосновании актуальности исследования в разделе Введение исследовательской работы необходимо решить, почему именно эту проблему нужно в настоящее время изучать.
Актуальность исследования – это степень его важности на данный момент и в данной ситуации для решения определенной проблемы, задачи или вопроса.
Актуальность проблемы исследования - это востребованность изучения и решения данной проблемы в обществе.

Обоснование актуальности исследования - это объяснение необходимости изучения данной темы и проведения исследования в процессе общего познания.
Обоснование актуальности темы исследования является основным требованием к исследовательской работе.

Актуальность темы исследования обусловлена следующими факторами :

    Восполнение каких – либо пробелов в науке;

    Дальнейшее развитие проблемы в современных условиях;

    Своя точка зрения в вопросе, по которому нет единого мнения;

    Обобщение накопленного опыта;

    Суммирование и продвижение знаний по основному вопросу;

    Постановка новых проблем с целью привлечения внимания общественности.

Актуальность исследовательской работы может состоять в необходимости получения новых данных, проверки совсем новых методов и т.п.
Часто в исследовательском проекте вместе со словом «актуальность» используют слово «новизна» исследования.

Грамотная формулировка цели в проекте очень важна.
Цель исследовательской работы - это желаемый конечный результат, который планирует достичь учащийся в итоге своей работы.

Цель описывается учащимся во Введении исследовательской работы простыми словами и одним-двумя предложениями!

Простая схема составления цели исследовательской работы (проекта):

    Выберите одно из слов типа:

Изучить, исследовать, выяснить, определить, проанализировать, установить, показать, проверить, привлечь к проблеме, обосновать, обобщить, описать, узнать и др.

    Добавьте название объекта исследования.

Примеры полученных формулировок цели исследовательской работы:

    Исследовать названия улиц нашего города и продемонстрировать уличные достопримечательности.

    Исследовать содержания железа и меди в продуктах питания, употребляемых нами ежедневно.

    Исследование истории и роли посёлка в истории страны.

    Исследовать значение пластиковых бутылок в жизни человека и природы.

    Изучить пищевой рацион школьника.

    Изучить жизнь пчёл, их поведение, взаимоотношение и деятельность.

    Изучить силу трения и её влияние на жизнь человека.

    Изучить виды грибов и их значение в окружающей среде.

    Изучить использование чисел в пословицах и поговорках.

    Выявить влияние СЭЛФИ на психику человека.

    Выявить влияние веса рюкзака школьника на состояние его здоровья.

    Выявить условия, необходимые для произрастания спор плесневого гриба.

    Определение качества продуктов быстрого питания.

    Определить роль животных в жизни людей.

    Определение причин нарушения осанки у детей.

    Определить зависимость от СЭЛФИ и СМС среди обучающихся и учителей школы.

    Узнать, что такое Солнце и показать его значение в жизни человека.

    Узнать , почему именно орёл изображён на гербе России.

    Узнать о происхождении животного мира.

    Выяснить секреты создания мультипликационных фильмов.

    Выяснить , какими свойствами обладают магниты и как их используют люди.

    Показать содержание нитратов и нитритов в продуктах питания.

    Показать отражение исторических событий страны в литературных произведениях Л.Н.Толстого.

    Привлечь внимание общественности к проблеме бездомных животных нашего города.

    Привлечь внимание обучающихся и их родителей к проблеме сохранения здоровья глаз и хорошего зрения.

    Доказать , что среди растений встречаются хищники.

    Познакомить с историей развития города, её жителями, традициями.

    Проверить : мороженное – это польза или вред?

    Проанализировать вероятность заболевания при неправильном питании.

    Обоснование оправданного употребления компьютерного сленга и выявление его распространения в речи современной молодёжи.

    Обобщить материал по историческим событиям Куликовской битвы.

После формулировки цели проекта укажем конкретные задачи, которые предстоит решать в процессе исследования.

Задачи исследовательской работы - это все последовательные этапы теоретической и экспериментальной работы учащегося с начало до конца.

Чтобы определить задачи исследовательской работы , нужно последовательно отвечать себе на вопрос: «Что мне сделать, чтобы достичь цели исследования?»

Задачи записываются во Введении исследовательской работы сразу после цели.

Обычно задачи творческого проекта перечисляются и начинаются словами: выяснить, изучить, провести, узнать, проанализировать, исследовать, определить, рассмотреть, найти, предложить, выявить, измерить, сравнить, показать, собрать, сделать, составить, обобщить, описать, установить, разработать, познакомиться и т.п.

Примеры задач исследовательской работы:

Выяснить историю создания и применения пластиковых бутылок
Выяснить значение исторических памятников, связанных с жизнью города
Выяснить историческую значимость людей города, которые оставили след в истории области
Выяснить, что такое магнит и магнитная сила
Выяснить, каким образом люди используют магниты в жизни.

Изучить химические свойства пластиковых бутылок
Изучить историю родного города
Изучить историю создания мультипликации
Изучить процесс создания мультфильма
Изучить исторические сведения о соли
Изучить состав мороженого
Изучить заболеваемость по медицинским карточкам
Изучить способы поедания корма
Изучить молодёжный сленг как лингвистическое явление
Изучить требования к школьному рюкзаку
Изучить упражнения для сохранения и улучшения зрения
Изучить биографию моего прадедушки
Изучить литературу о жизни пчёл
Изучить условия Центра социальной помощи семье и детям города.


Провести анкетирование обучающихся класса и их родителей
Провести опыты с солью
Провести эксперимент «Шпионская записка»
Провести качественный анализ продуктов быстрого приготовления

Узнать какие пчёлы бывают и чем они занимаются
Узнать значение соли в жизни человека
Узнать сколько лет фантику и кто его придумал
Узнать где фантик можно использовать, когда конфета уже съедена
Узнать историю мороженого
Узнать виды мороженого
Узнать какими свойствами обладают магниты.

Проанализировать полученные результаты
Проанализировать творческое наследие А.С. Пушкина
Проанализировать экологическое состояние смешанного леса в зеленой зоне поселка
Проанализировать проблему экологической индикации почв

Исследовать вес рюкзаков школьников
Исследовать экологическое состояние почвы на пришкольной территории
Исследовать плотность заселения леса муравьями
Исследовать распространение применения компьютерного сленга среди различных социальных групп

Определить калорийность исследуемых продуктов питания
Определить вес рюкзаков школьников
Определить художественную цель, которой руководствовался писатель

Рассмотреть значение грибов в окружающей среде
Рассмотреть возможные дефекты зрения

Найти информацию о соли
Найти информацию о пользе и вреде минеральной воды
Найти полезное применение исследуемому предмету
Найти информацию о невидимках в научной, художественной литературе и интернете.

Предложить свои способы по улучшению состояния почвы
Предложить возможную замену продуктам быстрого приготовления

Выявить учащихся с нарушениями осанки
Выявить процент учащихся в моей школе, имеющих различные заболевания глаз.

Показать роль деятелей, живших в нашем городе

Собрать материал о различных видах грибов
Собрать легенды и мифы о …
Собрать материал о плесневом грибе мукоре, изучив литературные источники.

Сделать сравнительный анализ …
Сделать вывод по результатам работы.

Составить краткий словарь наиболее часто употребляемых слов молодежного компьютерного сленга
Обобщить полученные результаты

Описать практический эксперимент

Установить основные причины ухудшения зрения.

Методы исследования

Методы исследования - это способы достижения цели исследовательской работы.

Обоснование методов исследования описывается в разделе Введение в исследовательскую работу учащихся. Часто в этом разделе проводится простое перечисление методов исследовательской работы.

В обосновании методов проведения исследования нужно указать:
- методы исследования, которые использовались в исследовательской работе;
- желательно пояснить Ваш
выбор методов исследования , т.е. почему именно эти методы лучше подойдут для достижения цели.

На каждом уровне работы исследователь определяет используемые методы исследования .

Виды методов исследования:

Наблюдение

Интервью

Анкетирование

Собеседование

Тестирование

Фотографирование

Измерение

сравнение

С помощью этих методов исследования изучаются конкретные явления, на основе которых формируются гипотезы.

Методы экспериментально-теоретического уровня:

эксперимент

лабораторный опыт

моделирование

исторический

логический

индукция

дедукция

гипотетический.

Эти методы исследования помогают не только собрать факты, но проверить их, систематизировать, выявить неслучайные зависимости и определить причины и следствия.

Методы теоретического уровня:

изучение и обобщение

абстрагирование

идеализация

формализация

анализ и синтез

индукция и дедукция

аксиоматика.

Эти методы исследования позволяют производить логическое исследование собранных фактов, вырабатывать понятия и суждения, делать умозаключения и теоретические обобщения.

Темы исследовательских работ младших школьников выбираются и выполняются с консультациями учителя и помощью родителей.

Темы исследовательских работ и проектов младших школьников о семье:
Я и моя семья

Война и наша семья
Генеалогическое дерево моей семьи
Имя в жизни человека
Моя родословная
Лента времени моей семьи
Награда в нашем доме
Праздники нашей семьи
Письмо моей бабушки внуку
Семейные традиции
Семейные реликвии
Спортивная жизнь моей семьи
Наш дом. Наш двор

Окружающий мир

Деревья и кустарники

А у нас ананас!
«Белая береза под моим окном»
Береза моя, березонька!
Вечнозелёная красавица леса
Жизнь леса
Кто красит листья в зеленый цвет?
Лес - наш друг
Мой райский сад
Мой любимый фрукт апельсин

Желаю Вам творческих успехов!

Проблема актуальности проекта волнует не только студентов и школьников, но и их наставников. Рассмотрим некоторые рекомендации, соблюдение которых позволит создавать востребованные и интересные проектные работы.

Специфика проектов

Оценка их масштабности осуществляется по таким показателям:

  • численность организаций (групп, людей), которые смогут использовать результаты проведенного проекта;
  • востребованность материала в кадровых ресурсах, его временные затраты;
  • финансовые ресурсы, необходимые для реализации поставленной в работе цели;
  • сложность проекта по формам создания, структуре, отчетности;
  • продолжительность и регионы исполнения.

Классификация

Обоснование актуальности проекта предполагает выделение различных вариантов деятельности.

  1. Микропроекты направлены на предоставление собственной инициативы окружающим в поисках их признания. Для их реализации необязательно внешнее финансирование, специальное оборудование. Его можно считать микросоциальным действием, но, в случае необходимости, рамки микроисследования можно расширить.
  2. Малые проекты предусматривают значительное число потребителей, они легки в управлении, не нуждаются в серьезном финансировании. Их особенность заключается в том, что составление допускает некоторые упрощения в ходе исследования и реализации.
  3. Мегапроекты - это целевые программы, которые состоят из нескольких взаимосвязанных проектов. Особенность их заключается в масштабах исполнителей, а также в проведении мониторинга исследований.

Алгоритм создания социального проекта

Рассмотрим актуальность социального проекта, а также последовательность его составления. Для начала важно провести мониторинг общественного мнения. Далее осуществляется определение социальной проблемы, она подробно описывается.

Следующим этапом будет выявление цели работы, а также постановка задач проекта. Далее осуществляется возможность применения готового материала в других регионах, составляется план деятельности, рабочий график, бюджет проекта.

Ответственным и важным элементом в проектной работе является распределение основных обязанностей между участниками группы. Актуальность проекта связана с подбором определенных ресурсов, источников для проведения работы, продумыванием бюджета.

Для того чтобы доказать важность и значимость материала, важно продумать общественную защиту, провести среди слушателей социологический опрос, по итогам которого можно будет оценить эффективность проделанной работы.

Проектная деятельность в образовательных учреждениях

Рассмотрим актуальность метода проектов в детских садах. В рамках новых федеральных стандартов, внедренных в систему отечественного дошкольного образования, проектной деятельностью занимаются не только дети, но и их наставники. Прежде чем приступать к разработке плана мероприятий, педагог продумывает актуальность проекта, возможность трансляции опыта в другие образовательные учреждения.

Вариант проекта в ДОУ

Как воспитателю подобрать такой материал, чтобы актуальность проекта не вызывала сомнений? Например, неоспорима важность работы, направленной на укрепление физического и психического здоровья подрастающего поколения россиян. Какова актуальность проекта в детском саду, связанного с закаливанием? Попробуем вместе найти ответ на поставленный вопрос. Актуальность проекта «Закаливание как шаг к здоровью»:

  • основы жизни закладываются в детстве, поэтому так важно вести оздоровительную работу с дошкольниками;
  • здоровые дети легче адаптируются к условиям школы, требованиям жизни в обществе.

Для формирования здорового и активного ребенка педагоги в детских садах разрабатывают специальные программы закаливания.

Актуальность творческого проекта такого вида не вызывает сомнений. Именно здоровье является основополагающим условием для противостояния маленького человека неблагоприятным климатическим условиям.

Невозможно вести речь о полноценном развитии малышей без введения в детских дошкольных учреждениях процедур по закаливанию. Его считают важнейшей составной частью физического воспитания подрастающего поколения россиян.

Целью закаливания является повышение сопротивляемости организма малышей к неблагоприятным природным факторам, уменьшение числа простудных заболеваний среди дошкольников.

Задачи проекта:

  • разработка и доказательство эффективности методики осуществления закаливания как средства укрепления физического здоровья детей дошкольного возраста;
  • демонстрация возможностей укрепления здоровья и профилактики простудных заболеваний посредством проведения разнообразных закаливающих процедур;
  • разработка программы оздоровления воспитанников путем закаливания;
  • привлечение родителей к активному участию в деятельности дошкольного учреждения;
  • снижение заболеваемости в каждой отдельной группе.

Использование закаливающих методик поспособствует снижению заболеваемости дошкольников, станет стимулом для ведения детьми здорового образа жизни и в дальнейшем.

Участниками данного проекта являются ребята старшей группы, их родители, воспитатель. Продолжительность закаливания предполагается в течение учебного года (с сентября по июнь).

Ожидаемые результаты

Выделим те моменты, которые будут свидетельствовать о результативности внедрения данного проекта:

  • понижение численности респираторных заболеваний у детей старшей группы ДОУ;
  • увеличение заинтересованности сотрудников детского сада, а также родителей дошкольников в укреплении здоровья малышей;
  • повышение внимания со стороны родителей к вопросам рационального (здорового) питания, закаливания.

Заключение

Проектная деятельность в настоящее время является актуальной и значимой в сфере образования. После проведения серьезного реформирования отечественной системы образования в дошкольных учреждениях активное внимание педагоги стали уделять проектной и исследовательской деятельности.

Чтобы планируемые в рамках подобной деятельности мероприятия были эффективными, важно уделить особое внимание актуальности создаваемого проекта. Тот вопрос, который будет составлять его основу, должен быть подтвержден авторитетными научными источниками.

Какие основные моменты важно учитывать, начиная работу над педагогическим проектом? Помимо актуальности, у любой проектной работы должна быть сформулирована четкая цель, выявлены задачи, выдвинута гипотеза исследования. Обязательным этапом в подобной деятельности станет и определение предполагаемых результатов внедряемого проекта.

Ольга Даниленко
Актуальность проектной деятельности в дошкольных учреждениях

Сейчас в педагогической среде и в частности в дошкольной много внимания уделяется проектированию – педагогическому и детскому. И для многих педагогов не совсем понятно, зачем нужно проектирование в детских садах . В данной статье я попытаюсь объяснить и раскрыть всю актуальность проектов в работе с детьми . Стремление наблюдать и экспериментировать,самостоятельно искать новые сведения о мире – важнейшие черты нормального детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. Детская потребность в поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок уже с рождения – маленький исследователь. Он настроен на познание мира, он хочет узнать его как можно лучше. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально развивалось в процессе саморазвития Проектный метод обучения является для дошкольных заведений инновационным. Он направлен на развитие личности ребенка, его познавательных, творческих способностей. Проектная деятельность как ни какая другая поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи. Тема эта весьма актуальна по ряду причин .

Во – первых, помогает ребенку получить ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов. Если то, что наиболее значимо для ребенка еще и представляет интерес для других людей, он оказывается в ситуации социального принятия, которая стимулирует его личностных рост и самореализацию.

Во – вторых, все возрастающая динамичность внутри общественных взаимоотношений, требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления. В – третьих проектная деятельность помогает выйти за пределы культуры (познавательная инициатива) культурно – адекватным способом. Именно проектная деятельность позволяет не только поддерживать детскую инициативу, но и и оформить ее в виде культурно – значимого продукта. Также тема метода проекта актуально еще по ряду причин :

Федеральные государственные требования (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования говорят о том, что программа дошкольного образовательного заведения должна строиться с учетом принципа интеграции образовательной области в соответствии с возрастными возможностями и спецификой образовательных областей.

Человек должен, как можно раньше получить позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов.

Все возрастающая динамичность экономических и социальных отношений требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления.

Проектная деятельность как педагогов , так и дошкольников существенно изменяет межличностные отношения между сверстниками и между взрослым и ребенком. Все участники проектной деятельности приобретают опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности. Новый виток интереса к проекту как способу организации жизнедеятельности детей объясняется его потенциальной интегративностью, соответствием технологии развивающего обучения, обеспечением активности детей в образовательном процессе. На что направлена модернизация образования, в частности дошкольного . По мнению Т. А. Данилиной (известный ученый в области психологии и педагогики, педагогическое проектирование возникает в ответ на социальный заказ образованию и осуществляется на основе педагогического предвидения и прогнозирования, служит процессом и результатом разработки научно – обоснованной модели рациональных характеристик конкретных социально – педагогических объектов или их состояний в плане решения определенных социально – педагогических задач. Педагогическое проектирование может стать способом развития умения существовать в поле неопределенности, пространстве, требующем освоения. Современный педагог должен владеть знаниями и умениями педагогического проектирования и организации проектной деятельности , нацеленных на преобразование будущего в сфере воспитания и образования дошкольиков . Таким образом, используя в своей работе педагогическое проектирование , а в работе с дошкольниками методику работы с детьми по организации проектной деятельности (технологию проектного обучения ) , мы реализуем личностно – ориентированный и развивающий подход к обучению и воспитанию. Проектная деятельность позволяет нам :

1. Повысить профессиональный уровень педагогов и степень их вовлечения в деятельность , сделать коллектив более сплоченным;

2. Формировать профессиональное взаимодействие педагогов с детьми дошкольного возраста , которое основывается на субъектном отношении педагога к ребенку, индивидуальном подходе, учете зоны ближайшего развития ребенка, мотивационном подходе, доброжелательном отношении к ребенку, развивать систему продуктивного взаимодействия между участниками образовательного процесса (дети вовлекают в проект родителей , общаются между собой и с воспитателем, а при педагогическом проектировании общаются между собой все участники образовательного пространства детского сада), а так же реализуются научные принципы построения основной общеобразовательной программы и развиваются интегративные качества ребенка, которые являются итоговыми результатами освоения детьми образовательной программы.

Проектный метод обучения , способствует развитию самостоятельности мышления, помогающий ребенку сформировать уверенность в себе и в собственных возможностях. Он предусматривает такую систему обучения, когда дети получают знания и овладевают умениями в процессе выполнения системы спланированных практических заданий. Это обучение через поисково – познавательную деятельность , которая направлена на результат, который получается при решении какой – либо проблемы. Метод проектов позволяет воспитать самостоятельную и ответственную личность, развить творческие и умственные способности ребенка, а также способствует развитию целеустремленности, настойчивости, учит преодолевать проблемы, возникающие по ходу дела, а главное умению общаться со сверстниками и взрослыми, повышает авторитет ребенка перед сверстниками и собственную самооценку. В основе каждого проекта лежит какая – нибудь проблема. Ведь темы проектов рождаются именно из интересов детей

Метод проектов нашел свое отражение еще в идеях отечественных ученых 20 – х годов : Б. В. Игнатьева, В. Н. Шульгина, Н. К. Крупской. И в последнее время теоретические основы проектирования отдельных образовательных систем и технологий активно разрабатываются в научно – педагогической литературе (В. С Безруков, В. П. Беспалько, В. И. Звягинский) .Как вариант интегрированного метода обучения дошкольников рассматривают проектную деятельность ряд ученых , таких как Т. А. Данилина, М. Б. Зуйкова, Л. С. Киселева, Т. С. Лагода и др.

Использование метода проекта в дошкольном образовании , позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей. Метод проектов становиться способом организации педагогического процесса, основаного на взаимодействии педагога, родителей и воспитанников между собой и окружающей средой, а так же делает образовательную систему дошкольных заведений более открытой для активного участия родителей. Следовательно, метод проектов является актуальным на только для детского сада, но и для общества и семьи в целом.

Перспективность метода проектов в системе ДОУ заключается в том, что он дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности , коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности.

A promising method in the system DOE is that it allows the development of observation and analysis of phenomena, comparisons, generalizations, and skills to draw conclusions, creative thinking, logic of knowledge, inquisitive mind, a joint educational and research activities, communication and reflective skills, and much more, what is ingredients of a successful personality.

Литература

1. Боровлева А. В. Проектный метод - как средство повышения качества образования / А. В. Боровлева // Управление ДОУ. - 2006. - №7.

Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольников . Пособие / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 112 с.

Виноградова Н. А. Образовательные проекты в детском саду . Пособие / Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. - М.: Айрис-Пресс, 2008. - 208 с.

Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ / Е . С. Евдокимова. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 64 с.

Данилина Т. А., Зуйкова М. Б., Киселева Л. С., Лагода Т. С., Проектный метод в деятельности дошкольных учреждений : Пособие для руководителей и практических работников ДОУ

Теоретические основы организации проектной деятельности на уроках и внеурочное время в начальной школе
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Метод проектов был разработан в начале XX века с целью ориентирования обучения на целесообразную деятельность детей с учетом их личных интересов. Первоначально его называли методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанным американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком.

В 1905 году русский педагог С.Т.Шацкий пытался использовать проектный метод в преподавании. В отечественной и зарубежной педагогике метод проектов получил широкое распространение и развитие (особенно в 20-х – 30-х годах прошлого столетия) в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем в совместной деятельности учащихся.

В последнее время этому методу снова уделяется пристальное внимание во многих странах мира. Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает к себе многие образовательные системы, заключается в понимании учащимися, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни. Основой метода проектов является развитие познавательных умений учащихся, обучение их умению конструировать свои знания.
Сущность метода проектов.

Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.

Метод проектов – совокупность учебно–познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется «осязаемыми», т.е., если теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению.

Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение (если имеется в виду групповая работа) ролей, т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия.


Метод проектов используется в том случае , когда в учебном процессе возникает какая-либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик.
Не владея достаточно свободно исследовательскими, проблемными, поисковыми методами, умением вести статистику, обрабатывать данные, не владея определенными методами различных видов творческой деятельности, трудно говорить о возможности успешной организации проектной деятельности учащихся.
Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным . В одних случаях эта тематика может формулироваться специалистами органов образования в рамках утвержденных программ. В других – инициативно выдвигаться преподавателями с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся. В-третьих, тематика проектов может предлагаться и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.
Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса учебной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Чаще, однако, темы проектов относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни и, вместе с тем, требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, достигается вполне естественная интеграция знаний.
Главная идея метода проектов – направленность учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении практической или теоретической проблемы. Этот результат называется проект, что в переводе означает замысел, план. В более широком смысле под проектом понимается обоснованная, спланированная и осознанная деятельность, направленная на формирование у школьников определенной системы интеллектуальных и практических умений. Технология организации проектной деятельности школьников включает в себя совокупность исследовательских, поисковых и проблемных методов, творческих по своей сути, направленных на самостоятельную реализацию школьником задуманного результата.
Проектная деятельность обучающихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о ее конечном продукте и, как следствие этого, об этапах проектирования и реализации проекта, включая его осмысление результатов деятельности. Возможности метода проектов для развития личности и социализации школьников выявляются через анализ структуры деятельности учителя и школьника, которая существенно отличается от структуры их деятельности при традиционной организации обучения. Эту структуру можно представить в следующем виде:

Ученик

Учитель

Определяет цель деятельности

Помогает определить цель деятельности

Открывает новые знания или способы деятельности

Рекомендует источники получения информации

Экспериментирует

Предлагает возможные формы работы

Выбирает пути решения

Содействует прогнозированию результатов

Активен

Создает условия для активности школьника

Субъект деятельности

Партнёр ученика

Несёт ответственность за свою деятельность

Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки.

Основываясь на этом, можно выделить несколько групп общеучебных умений и навыков , на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние:

а) исследовательские (самостоятельно разрабатывать идеи, выдвигать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи, изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей, находить несколько вариантов решения проблемы, выбирать лучшее решение);

б) социального взаимодействия (коллективно планировать деятельность, взаимодействовать с любым партнёром, сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь в решении общих задач, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло, находить и исправлять ошибки других участников группы, вести деловое партнёрское общение);

в) оценочные (самостоятельно оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других участников);

г) информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостаёт);

д) презентационные (выступать перед аудиторией, развивать монологическую речь, уверенно держать себя во время выступления, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности при выступлении, демонстрировать артистические возможности);

е) рефлексивные (умение осмысливать свою задачу, для решения которой недостаточно знаний; отвечать на вопросы: «чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться для решения поставленной задачи?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);

ж) менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность – время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).

Таким образом, проект – это «пять П»: проблема – проектирование – поиск информации – продукт – презентация.


Особенности учебных проектов младших школьников.

Всё вышеизложенное справедливо и по отношению к учащимся начальных классов. Конечно, возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности таких учащихся, однако начинать вовлекать младших школьников в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывается, если этот возраст рассматривается как малозначимый, «проходной» для метода проектов, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и значительной части школьников и не удается впоследствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности.


При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников.

Важно помнить, что интерес к работе и посильность во многом определяют успех. В рамках проектной деятельности предполагается, что проблемный вопрос предлагают учащиеся. Но в условиях начальной школы допустимо представление вопроса учителем или помощь ученикам в его формулировании.

Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей, например, обучение решению задач. Наибольшую эффективность имеют такие учебные предметы, как окружающий мир, иностранные языки, информатика, изо, технология. Дело в том, что для проекта требуется личностно-значимая и социально-значимая проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них. Если вопрос интересен учащимся, то и проект будет успешен. Понятно, что круг социально значимых проблем, с которыми могли встретиться ученики начальной школы, узок, а их представления о таких проблемах, скорее всего, малодифференцированы, одноплановы.

Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.


Длительность выполнения проекта целесообразно ограничить одним уроком (может быть сдвоенными уроками) или одной - двумя неделями в режиме урочно - внеурочных занятий. Урок, реализованный методом проектов, может быть как уроком освоения нового материала, так и уроком закрепления и отработки навыков решения учебных задач. Основной формой работы на уроке является групповая работа.

Кроме того, важно ставить вместе с младшими школьниками и учебные цели по овладению приёмами проектирования как общеучебными умениями. Например, можно задать ученикам такие вопросы: Какие умения понадобятся для выполнения этого проекта? Владеете ли вы этими умениями в достаточной мере? Каким образом вы сможете приобрести нужные вам умения? Где ещё вы сможете впоследствии применять такие умения?

Большого внимания от учителя требует и процесс осмысления, целенаправленного приобретения и применения школьниками знаний, необходимых в том или ином проекте. От учителя при этом потребуется особый такт, деликатность, чтобы не «навязать» ученикам информацию, а направить их самостоятельный поиск, например: «Все ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам надо получить? К каким источникам информации следует обратиться (интернет, справочники, художественная литература, учебники)?»

Целесообразно в процессе работы над проектом проводить с младшими школьниками экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции. В этом контексте представляют интерес опросы, интервьюирование учащимися отдельных лиц, для которых предназначен детский проект. Например, ветеранов войны, учителей и родственников при выполнении таких проектов, как «Сувенир в подарок», «Концерт в подарок», «Путешествие в семьи народов нашей страны».

Каждый проект должен завершаться получением какого-либо продукта: видеофильм, альбом, сайт, костюм, макет, словарь, атлас, передвижная выставка и т.д.

Особого внимания в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита) проекта.

Для этого нужно помочь ученикам произвести самооценку проекта, затем нужно помочь учащимся оценить процесс проектирования с помощью вопросов. Также нужно помочь ученикам подготовить проект к презентации. Презентация (защита) проекта – завершающий этап его выполнения, когда учащиеся докладывают о проделанной ими работе. Как правило, защита проектов осуществляется в форме выставки тех изделий, которые они создали. Кроме того, иногда целесообразно попросить детей подготовить небольшое выступление с рассказом о своем проекте.

После защиты проекта изготовленные изделия можно подарить людям, чьи потребности изучали дети, членам семей учащихся, можно передать в детский сад.

Важно, чтобы дети ощутили потребность в тех изделиях, которые они изготовили, почувствовали атмосферу праздника оттого, что они доставили радость людям.

Весьма важный вопрос – оценка выполненных проектов, которая должна носить стимулирующий характер.


Примерные критерии оценок проектной деятельности:

1.Самостоятельность работы над проектом

2.Актуальность и значимость темы

3.Полнота раскрытия темы

4.Оригинальность решения проблемы

5.Артистизм и выразительность выступления

6.Как раскрыто содержание проекта в презентации (Если презентация выполняется)
Школьников, добившихся особых результатов в выполнении проекта, можно отметить дипломами или памятными подарками, при этом в начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, участвовавший в выполнении проектов. Не следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Лучше выделить несколько номинаций и постараться так, чтобы каждый проект «победил» в «какой-либо» номинации. Например, могут быть следующие номинации: «Познавательный проект», «Нужный проект», «Памятный проект», «Красочный проект», «Веселый проект» и т.д. Помимо личных призов можно приготовить общий приз всему классу за успешное завершение проектов. Это может быть поход в лес, на выставку, в музей, на экскурсию и т.п. Ценным в проекте является не столько результат познавательной деятельности ученика, сколько обучение его умениям проектирования.
Этапы проектов и их характеристики

В основе учебных проектов лежат исследовательские методы обучения. Нужно четко понимать, в чем отличие проектной и исследовательской деятельности. Во-первых, они отличаются конечной целью. Цель исследовательской деятельности – уяснение сущности явления, истины, открытие новых закономерностей и т.п. Цель проектной деятельности – реализация проектного замысла. Во-вторых, исследование подразумевает выдвижение гипотез и теорий, их экспериментальную и теоретическую проверку. Проекты могут быть без исследования. (творческие, социальные, информационные). В третьих, проектная и исследовательская деятельность отличается своими этапами. Вся проектная деятельность учащихся сосредотачивается на следующих этапах:


I этап – подготовительный.

На этом этапе выбирается тема проекта, ставится проблема. Проходит обсуждение и осознание учащимися возможных путей деятельности, значимости предстоящей работы, сбор и изучение информации, определение формы продукта и требований к продукту. Определяется задание конкретной направленности, по завершении которого учащиеся смогут оценить результаты своего труда, также составляется план действий, определяются группы учащихся и распределяются роли. Определяющими факторами формирования групп являются уровень знаний предмета, способность к самостоятельной работе и наличие лидера – координатора.


II этап – практический.

Цель этого этапа: качественное и правильное выполнение поисково – исследовательских операций, контроль и самооценка работ. Работа обсуждается, делаются замечания, добавления, корректировки. На этом этапе дети защищают свои проекты. Все учащиеся выступают со своими проектами, демонстрируют, что достигнуто, определяют дальнейшие перспективы, отвечают на вопросы одноклассников, производят самооценку проекта.


Каждый проект должен быть обеспечен всем необходимым:

Материально-техническое и учебно-методическое оснащение,

Кадровое обеспечение (дополнительно привлекаемые участники, специалисты),

Информационные ресурсы (фонд и каталоги библиотеки, Интернет, CD-Rom аудио и видео материалы и т.д.).

Информационно-технологические ресурсы (компьютеры и др. техника с программным обеспечением),

Организационное обеспечение (специальное расписание занятий, аудиторий, работы библиотеки, выхода в Интернет),

Отдельное от урочных занятий место (не ограничивающее свободную деятельность помещение с необходимыми ресурсами и оборудованием - медиатека).
При этом разные проекты потребуют разное обеспечение. Все виды требуемого обеспечения должны быть в наличии до начала работы над проектом. В противном случае за проект не надо браться, либо его необходимо переделывать, адаптировать под имеющиеся ресурсы. Недостаточное обеспечение проектной деятельности может свести на нет все ожидаемые положительные результаты.
Работа над проектом может быть организована индивидуально или в группе. Преимущества персональных проектов:

1.План работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной точностью.

2.У учащегося формируется чувство ответственности, поскольку выполнение зависит только от него.

3.Учащийся приобретает опыт на всех без исключения этапах выполнения проекта – от рождения замысла до итоговой рефлексии.

4.Формирование у учащегося важнейших общеучебных умений и навыков оказывается вполне управляемым процессом.
Преимущества групповых проектов:

1.В проектной группе формируются навыки сотрудничества.

2.Проект может быть выполнен наиболее глубоко.

3.На каждом этапе работы над проектом есть свой ситуативный лидер: лидер – генератор идей, лидер-исследователь, лидер-оформитель продукта, лидер-режиссер презентации, каждый учащийся, в зависимости от своих сильных сторон, активно включается в работу на определенном этапе.

4.В рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы; элемент соревнования между ними, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.
Использование метода проекта на разных уроках имеет свои особенности.

На уроках русского языка метод проектов целесообразно использовать не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним, как компонент системы образования.

Учебный проект по русскому языку для школьников-исследователей – это возможность делать что-то интересное самостоятельно или в группе, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели.

Учебный проект для учителя – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования, а именно – учить проблематизации, целеполаганию и планированию деятельности, самоанализу и рефлексии, поиску нужной информации, проведению исследования, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования, презентации хода своей деятельности.

Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью.

Применение метода проектов на уроках русского языка и литературы, я стремлюсь повысить практическую, навыкообразующую направленность содержания, разнообразить формы организации учебной деятельности учащихся.

При этом приоритет отдается активным, интерактивным, игровым, лабораторным методам, исследовательской деятельности, методам творческого самовыражения.

Создается проблемно-мотивационная среда на уроке разными формами: беседой, дискуссией, “мозговым штурмом”, самостоятельной работой, организацией “круглого стола”, консультацией, семинаром, лабораторной, групповой работой, ролевыми играми.

Русский язык и литература как учебные предметы – плодотворная почва для проектной деятельности. Учителя часто сталкиваются с такими проблемами, как отсутствие читательского интереса среди учащихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. Интересная работа в группах дает ребятам возможность почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю – решать вышеперечисленные проблемы.

Предлагаются такие задания, как “Сделать подборку пословиц на определенную тему, составить каталог этих пословиц по определенным разделам”, составить словарик фразеологизмов, составить словарик “Из истории фразеологизмов”, дается учащимся возможность добывать нужную информацию из разных источников, общаться с другими участниками мини-проекта, намечать план действий, фантазировать, как это получится, а затем сравнивать с тем, что получилось.

Важно в учебной деятельности дать каждому ученику возможность почувствовать сопричастность к миру, соприкоснуться с собственным творчеством, найти в себе читателя, зрителя, и в решении этой задачи помогают такие формы, как мини-сочинения, инсценировки, составление кроссвордов, рисование иллюстраций и т.д.

Чтобы у учащихся выработать навыки сотрудничества, вовлечь в активный процесс получения и переработки информации, я организую такое взаимодействие, которое включает в себя связки “ученик - ученик”, “ученик – учитель”, “учитель – ученик”, “ученик – класс”, при помощи методов, фиксирующих внимание на большой группе: опрос, дискуссия, диспут, обзор информации, инсценировки, обсуждения.

Учащимся интересно, когда нет готового однозначного ответа, потому что они активно включаются в общую работу.

Изготовление учебных пособий, составление кроссвордов по теме – это умение применять на практике свои знания, обдумать и создать новый продукт – свой проект.

В качестве домашнего задания учащимся предлагаются мини-проекты: написать сочинение, сочинить сказку по теме, приготовить викторину в картинках, создать наглядное пособие и др. Учащиеся делают проекты по теме и по своей инициативе, что обязательно обсуждается в классе.


Науки о природе определяют в настоящее время приоритетные направления научно - технического прогресса, играют важную роль в научном миропонимании, раскрывают закономерности развития природы. Социальные и экономические потребности человечества выдвигают науки о природе на одно из первых мест среди других наук.

Ознакомление младших школьников с природой способствует накоплению фактических сведений, первоначальных понятий, знаний некоторых природных закономерностей, формированию практических умений и навыков учебного труда. Недостаточность такого первоначального образования отрицательно сказывается на успешности обучения естественным дисциплинам в старших классах.

В методике преподавания естествознания метод проектов может быть использован достаточно широко. Следует отметить, что в его основе лежат принципы коммуникативного подхода в обучении, кроме этого, использование проектной методики в значительной степени способствует созданию мотивации к изучению естествознания в начальной школе.

Метод проектов можно применять как в обычном классе в виде самостоятельной индивидуальной или групповой работы учащихся в течение различного по продолжительности времени, так и с использованием современных средств информационных технологий. В работе над проектами используются разные методы самостоятельной познавательной деятельности учащихся, благодаря чему может осуществляться разноуровневое обучение.

Тематику учебных проектов следует выбирать в соответствии с содержанием программы естествознания, которую применяет учитель. На сегодняшний момент в современной начальной школе широко применяются две программы по естествознанию: программа «Зелёный дом» А.А. Плешакова и программа «Мир и человек» А.А. Вахрушева, А.С. Раутиана.

Содержание курса А.А. Плешакова «Зелёный дом» охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве. Это позволяет уже на самом раннем этапе школьного обучения начать формирование у детей целостного представления об окружающем мире, о месте в нём человека. В курсе раскрываются доступные пониманию учащихся взаимосвязи, существующие в природе и общественной жизни.

В курсе 2 класса выделяется несколько содержательных линий. Первую из них составляет ознакомление с природой. В качестве другой содержательной линии курса выделено знакомство с жизнью общества на примере своего города или села. Следующая содержательная линия включает вопросы, связанные со здоровьем и безопасной жизнедеятельностью ребёнка, и нацелена на формирование соответствующих умений и навыков. Важной содержательной линией курса является обучение умению общаться с другими людьми. Содержание курса 2 класса разделено на разделы: «Природа» (живая и неживая природа, сезонные изменения в природе), «Жизнь города и села» (город, экономика, культура и образование, профессии людей), «Здоровье и безопасность» (строение тела человека, заболевания, охрана здоровья, правила безопасного поведения на улицах и дорогах, в природе), «Общение» (труд и отдых в семье, правила вежливости), «Путешествия» (горизонт, поверхность и водоёмы своего края, карта мира, страны и народы мира).

По программе А.А. Плешакова в 3 классе в начале учебного года изучается тема «Природа и мы», которая даёт возможность обобщить, систематизировать и расширить уже имеющиеся у детей представления о многообразии природы, взаимодействии природы и человека. Далее содержание программы раскрывается в темах: «Сбережём воздух и воду, полезные ископаемые и почву», «Сохраним удивительный мир растений и животных». Получаемые детьми элементарные знания о твёрдых, жидких, газообразных телах и веществах, о температуре и её измерении используются при изучении воздуха, воды и других компонентов природы. Особое внимание обращается на раскрытие разнообразных взаимосвязей в природе: внутри неживой природы, между неживой природой и живой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными и т.д.), а также между природой и человеком. Затем изучается тема «Будем беречь здоровье», нацеленная на формирование представлений о человеке как части живой природы, о строении и жизнедеятельности нашего организма как единого целого. Изучаются такие темы, как «Наша безопасность», «Экономика».

В 4 классе курс открывается темой «Мы - жители земли». Учащиеся получают общие представления о Земле - её форме, размерах, вращении вокруг своей оси и т.д., о материках и океанах. Дети на конкретных примерах знакомятся с экологическими проблемами планеты, возможных путях их решения. Далее содержание программы раскрывается в темах: «Сбережём природу России», «Сохраним природу своего края». Дети знакомятся с природными зонами нашей федерации, основными экологическими проблемами этих зон, природоохранной работой в них. Изучается поверхность, полезные ископаемые, водоёмы, почвы, природные сообщества, сельское хозяйство.


Особая роль в формировании творческой личности, способной в дальнейшем к технически насыщенной производственной деятельности, отводится урокам технологии. Каждый урок технологии – это урок творческого вдохновения и радости, тем более, что все приобретенные навыки пригодятся детям в жизни. Разные виды работ, работа с различными материалами развивают фантазию детей, воображение, творческие способности. Неподдельный интерес, желание получить красивую поделку стимулирует развитие волевых качеств, побуждает их к творческому самовыражению. Тема каждого урока требует своего подхода к работе. Например, складывая из бумаги рыбку, ребята могут предложить поместить ее в «аквариум», для этого начать создание «аквариума» и т.д. Используя метод проектов на уроках технологии, можно привить устойчивый интерес к технологическому творчеству, повысить уровень самостоятельности, изобретательной активности.

Заключение.

Успешность важна для каждого ребёнка. Моя задача заключается не просто давать задания и оценивать их выполнение, а умело подводить ребят к поставленной цели, помогать выбирать нужные сведения из общего потока информации. Такая работа благоприятствует развитию познавательных способностей детей. В совместной деятельности каждый смог убедиться, что его работа имеет значение и для группы, в которой он работал, и для всего класса, и для учителя и родителей. Дети научились работать в команде, договариваться между собой, находить нестандартные решения, приобрели навыки работы с книгой и другими источниками информации. Они стали проявлять инициативу, начали мыслить творчески. Примерами тому являются собственного сочинения стихи, сказки, фантастические истории, загадки и кроссворды, написанные исследовательские работы и выполненные творческие проекты. Защита их проходила как праздничное и торжественное мероприятие. Исследовательская и проектная практика ребёнка – это не просто методы обучения, это пути формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности. Благодаря этим работам, повысилась мотивация. Увеличилась степень детской самостоятельности в учебно-познавательной деятельности и уменьшилась в различных видах учительская помощь. Я смогла зажечь в ребятах интерес к исследованию, стремление активно участвовать в различных творческих конкурсах, олимпиадах районного, областного и всероссийского уровня. Никто не остался равнодушным. Проектная деятельность, как живительный родник питающий и воссоздающий прекрасное, неповторимое, индивидуальное.


К школьнику относиться нужно не как к сосуду,

который предстоит наполнить информацией,

а как к факелу, который необходимо зажечь

В.А.Сухомлинский

Тема урока: Создание диафильма по сказке Д.Н.Мамина-Сибиряка «Серая Шейка»

Класс: 3 класс

Предмет: Литературное чтение

Тип урока : Урок обобщения и систематизации знаний

Цель урока : Познавательные – прививать первоначальные умения собирать информацию из разных источников, осмысливать её и использовать для выполнения проекта: создание диафильма, составления сценария, осмысления заглавия произведения, монтаж;

Развивающие – развитие интереса к предмету, литературной речи, обогащение словаря, формирование действий контроля и оценки;

Воспитывающие – воспитание познавательной активности, формирование межличностных отношений учащихся в групповой работе, чувства сострадания и заботы к нуждающимся.


№№

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

1

Организационный момент

-Добрый день! – тебе сказали.

- Добрый день! – ответил ты,

Нас две ниточки связали

Теплоты и доброты .

Улыбнитесь друг другу, поприветствуйте наших гостей.



Приветствие учителя и гостей.

Организация начала урока, эмоциональный настрой.

2

Мотивация учебной деятельности.

В нашей школе проходит подготовка будущих первоклассников. Нам предстоит выступление.

Настраиваются на урок.

Нацеливание на то, что нужно отнестись серьёзно к данному вопросу.

3

Представление темы проекта, поиск идеи, проблем.

Я предлагаю представить произведение Д.Н.Мамина-Сибиряка «Серая Шейка»

Давайте подумаем, в каком варианте мы можем это сделать?

(40мин.)


Выдвигают гипотезы:

Кукольный спектакль

Диафильм

Мультфильм

Книжку-малышку



4

Избрание проблемы. Определение целей и задач.

Чтобы создать диафильм, что нужно знать и сделать?

Из множества понятий выберите нужные.

Прочитайте определение этих понятий.

Формирование рабочих групп.

(По проведённому тестированию)

Каждой группе нужно создать по 4 кадра.

В каждой группе будут работать:

СЦЕНАРИСТЫ –их задача найти предложения, которые отражают сюжет будущего диафильма (Над сокращением текста мы работали на прошлом уроке).

ИЛЛЮСТРАТОРЫ – в это время рассматривают иллюстрации (д/з), выбирают наиболее удачный рисунок для использования его в диафильме, придерживаясь сценария..

РЕДАКТОРЫ –контролируют работу сценаристов и иллюстраторов, помогают.

МОНТАЖИСТЫ – создают кадры с субтитрами.

Совместными усилиями произведём монтаж диафильма.



Выбирают:

Сценарий

Сценарист

Иллюстратор

Редактор

Монтажист

Субтитры

Знакомятся с определениями этих понятий.

Готовятся к защите проекта. Знакомятся с источниками информации.



Повышение степени осмысления изучаемого материала. Стимулирование мозговой активности, развитие способности воспроизводить информацию долговременной памяти, развитие умения классифицировать.

5

Осуществление проекта

Обсуждение заставки (начала) диафильма.

«Сломанное крылышко»

«Уточка»

«Серая Шейка»

«Уточка калека»

Серая Шейка – это кличка или характеристика?



Доказывают целесообразность заглавия.

Отвечают. Принимают решение «Серая Шейка»



Развитие речи и творческого воображения.

6

Осознание и осмысление учебного материала.

Предлагаю блок – схему. Которая поможет восстановить последовательность событий при составлении сценария.
Составлям цепочку по опорным словам.

Приступаем к работе. придерживаясь плана.

Выбираете иллюстрации. Устанавливаете последовательность

(на доске)

1-я гр. – 4кадра

2-я гр. – 4кадра

3-я гр. – 4кадра

4-я гр. – 4кадра

Отбирают нужные рисунки.

Выбирают субтитры по плану, разрезают, вклеивают текст.



Способствовать осознанию учащимися изучаемого материала и применению знаний в практической речевой деятельности.

7

Оформление результатов работы.

Консультирую. Помогаю произвести монтаж диафильма.

Монтаж рисунков-кадров на плёнку.

Формирование умения конструктивной работы через преобразование текста

8

Проверка и оценка результатов. Представление проекта.

Показать зрителям - критикам

Защищают проект (Выразительное чтение содержания кадров)

Воспроизведение диафильма.



Воспроизведение содержания через выразительную речь.

9

Рефлексия. Итог урока.

Самооценка результатов деятельности.

Какое главное дело мы сделали?

Нужен ли наш проект кому-то?

Чему учат такие произведения?



Отвечают.

Создали диафильм, чтобы порадовать первоклассников.



1

Домашнее задание творческое.

-Как вы считаете. Зачем нам нужны иллюстрации весны?

1)Написать 5-ю главу.Что могло произойти весной?

2) Подготовить краткий пересказ по диафильму.

Гипотезы
Выбираю по своему желанию.

Записывают д/з.

Убирают рабочие места.



Формирования умения создавать собственное высказывание. Делать собственный выбор.

Тема: Былина «Илья Муромец и Святогор»

Жить - Родине служить.

Тип урока : Урок получения новых знаний.

Цели: - Создать условия для знакомства с былинами и расширение

кругозора уч-ся через произведения эпического характера;

формирования представления о героическом прошлом русского

народа Древней Руси, великих русских богатырях, защитниках

земли русской, с опорой на жизненный опыт.

- Создать условия для развития компетенций: культурологической –

уважение к культуре русской нации; информационной – умения

получать информацию из различных источников (компьютер,

книга, живое слово, живопись); коммуникативной – умение

вступать в общение.

- Создать условия для воспитания чувства патриотизма, гордости за

свой народ, за Россию; развитие чувства ответственности, коллективизма

и сплочённости; уважения к русским воинам, желание

им подражать; творческих способностей уч-ся путём проектирования.

Оборудование :

Видеопроектор.

Компьютерная презентация с аудиозаписью былины.

Выставка «Музей оружия». Выставка книг.

Раздаточный материал.

Ход урока

1.Мотивирование к учебной деятельности.

Учитель: - Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости. Урок литературного чтения буду вести я,

Валентина Николаевна. Несколько слов о себе.

в моей семье было много мужчин. Мои деду-

шки и отец были участниками ВОв, защищали

нашу Родину от врагов. Мои братья служили в

армии, отдавая свой долг Отчизне. Мой муж

служил старшиной на атомной подводной

лодке, охранял границы нашей страны.

А ваши папы и дедушки служили в армии? (Поднимите руки. Ответьте.)

Они охраняли вас, нашу страну.

Для каждого гражданина своей страны очень важные и дорогие должны быть слова

1 слайд «Родина – честь – долг»

Наших мужчин всех поколений объединяет общее дело, главная цель в жизни – честно служить своему народу, своей Родине.

Ваш долг, как будущих защитников, знать об этом.

…….

2. Введение в тему.

Главную мысль нашего урока выражает пословица, но в ней не хватает важного слова. Какого? (Читаем)

Тема: Жить - Родине………(служить) Что значит служить?

А в старину, как называли защитников земли русской?

Загадка: Ладно скроен,

Крепко сшит,

За землю русскую стоит.

2 слайд- БОГАТЫРЬ

Ребята, похож ли мужской силуэт на богатыря?

Наша задача с вами создать образ народного богатыря Брянского края, поэтому…

3 слайд

Цели урока: - познакомиться с былиной, читать;

- развивать умения: находить информацию,

Проектировать, общаться.

3. Реализация поставленной задачи .

Чтобы создать образ, нужно знать о нём всё. Начнём с внешнего вида.

4 слайд - Картина В.М.Васнецова «Три богатыри»

- Они прискакали на дальнюю заставу. Какая их цель? Богатыри объединились, чтобы охранять русскую землю. Когда они вместе, их невозможно победить. Они стоят в ряд, как стена, через которую не пройти врагам. Знаете вы их?

(Алёша Попович, Добрыня Никитич, Илья Муромец)

Все богатыри одеты в кольчуги (показать в музее), шлемы, сапоги, перчатки, плащи.

Имеют оружие: щиты, мечи, палицу, лук, копьё, коня.

4. Первичное закрепление. (Коллективно)

5 слайд - Игра – итог

«Что должно быть у богатырей?»

(Встали. Если вещь должна быть у богатыря, - вы делаете хлопок над головой, а если нет, просто стоите.)

Для чего богатырю оружие нужно?

А можете сказать, какой внутренний мир богатыря? Какими качествами он должен обладать? (Ответы)

Мы дадим более полный ответ, если прочитаем былину .

5.Работа с былиной.

По названию определите, кто будут герои? (Илья Муромец. Святогор)

С Ильёй Муромцем вы знакомы, а вот Святогор перед вами.

6 слайд

- Святогор - гигант-богатырь, не реальный, мифический,

придуманный народом, воспетый в былинах.

Кто рассказывал былины? (Ответы)

Смотрите и слушайте.

7 слайд - Сказители «Илья Муромец и Святогор»

Рассказывались медленно, напевно, сопровождались музыкой, игрой на ………(гуслях).

Чтение былин особенное чтение.

8 слайд – Речевая разминка.

Былинная строка имеет три главных ударения.

Первое- на 3-м слоге от начала. Третье на 3-м слоге от

конца. Четвёртое(добавочное) – на самый последний

слог падает. При напеве создаётся протяжение этого

слога. Неударные слоги произносятся быстрее.

(Читает учитель. Хором)

9 слайд

- Удвоенные гласные создают напевность, протяжность.

богатырским

святорусским

третиих


Араратскиим

10 слайд - Работа с иллюстрацией

- О чём рассказывает иллюстрация?

6. Первичное чтение учителем

Послушайте, как сказано в былине.

нужную иллюстрацию, так мы восстановим сюжет.

(Работаем в парах. Ученик выходит к доске выставляет.

В конце - проверка по 11- 15 слайдам .) МОЛОДЦЫ!


16 слайд - Физминутка

7. Повторное чтение учащимися с учителем.(Включение в систему знаний и повторение)

Чтобы завершить наш образ, нужно в былине найти слова и выражения относящиеся к богатырю.

Читаем вместе – 1-я часть - добрый конь, да будто лютый зверь

Удалый, добрый молодец

Богатырь

Могу ответ держать

………………………………………………………………………………………………………

Читаем вместе 2-я часть - гигант-богатырь

Желты кудри (русые, Русь)

………………………………………………………………………………………………………

Читаем вместе 5-я часть - силушка великая

Побраталися –

17 слайд

-Какой же образ у нас получается? (Читаем хором)

Удалый, добрый молодец

Богатырь

Смелый и сильный

Гигант-богатырь

Русые волосы

Силушка великая

Побраталися

Объединили свои силы, стали братьями по оружию, чтобы вместе служить Родине.

-В чём же смысл всей жизни богатыря? (Читают тему)


8.Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

3-й ряд - Каким должен быть наш богатырь?

Выберите нужные выражения из распечатки.

2-й ряд - Ребята оденут нашего богатыря и подберут

оружие. (Слова читают у доски)

18 слайд -вывод

1-й ряд - Попробуют сформулировать вывод по уроку в стихотворной форме. Поможет рифма.

А кто хотел бы быть похожим на богатыря?

19 слайд- Песня «Богатырская наша сила»

-Не перевелись ещё богатыри на земле русской

Д\З- Раскрасить богатыря, придумать имя, читать былину.

Концепция организации проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся ГБОУ СОШ с углублённым изучением английского и немецкого языков № 1955

Актуальность проектной и учебно-исследовательской деятельности в современных условиях развития образования

В условиях изменения парадигмы образования роль проектной и учебной исследовательской деятельности, специально организуемой в пространстве образовательной организации, существенно возрастает. Важно не просто передать знания школьнику, а научить его овладевать новым знанием, новыми видами деятельности. Учебное исследование поддерживает мотивационно-смысловую составляющую жизни обучающихся, которая реализуется через самостоятельный познавательный поиск. Учебное проектирование формирует способности к планированию собственной деятельности, построению жизненных планов во временной перспективе. В ходе исследования учащиеся открывают новые знания и пути их открытия, а в ходе проектирования используют эти знания как средство решения практически значимых ситуаций. Учебное исследование даёт возможность учащимся освоить умение оперировать гипотезами как отличительным инструментом научного познания, приобрести опыт решения интеллектуальных задач на основе мысленного построения различных предположений и их последующей проверки. Проектная работа способствует воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; она предоставляет возможности для формирования умения выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости. Таким образом, создание условий для реализации проектной и исследовательской деятельности – необходимая и насущная задача современной образовательной организации, поскольку позволяет обучающимся не только формировать предметные и метапредметные умения, но и эффективно получать знания, развивая целостное, то есть критическое и, вместе с тем, продуктивное мышление, строить фундамент для ценностно-смыслового самоопределения своей личности.

Это особенно актуально в процессе перехода на Федеральный государственный образовательный стандарт, отличительной особенностью которого является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности школьника. Новый стандарт уделяет особое внимание проектной и исследовательской деятельности на всех ступенях обучения, поскольку и проект, и исследование обладает мощным ресурсом в формировании универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных). Основы проектной и исследовательской деятельности закладываются в начальной школе. Уже каждый выпускник начальной школы должен иметь опыт работы, включающий появление замысла, определение проблемы и гипотезы, разработку продукта или формулирование результата исследования через постановку задач, планирование, опытную проверку гипотезы и защиту работы. Каждый выпускник основной школы должен защитить индивидуальный проект. То же касается и выпускника старшей школы, при этом уровень индивидуального проекта должен соответствовать ступени образования («выпускник научится…» или «выпускник получит возможность научиться…»). Всё это требует от современной школы особых усилий по формированию комплекса условий для организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся (начиная с 1 класса).