Домой / Продавец квартиры / Причины, обуславливающие экологический кризис. Основные тенденции современного экологического кризиса. Понятие об экологическом кризисе. Экологические кризисы и причины их возникновения

Причины, обуславливающие экологический кризис. Основные тенденции современного экологического кризиса. Понятие об экологическом кризисе. Экологические кризисы и причины их возникновения

Экологический кризис планетарного масштаба - миф или реальность? Проблемы с экологией возникают, время от времени, уже много веков подряд, с каждым разом становясь все более угрожающими. Но со второй половины девятнадцатого столетия, благодаря тотальной индустриализации общества, они обострились многократно. За последнюю сотню лет около двух третей всех лесов, произраставших на нашей планете, было вырублено, около четверти плодородных земель пришло в непригодное состояние. А в наши дни, благодаря бесхозяйственной деятельности огромных агрохолдингов, выращивающих по несколько лет подряд на одном месте такие истощающие землю культуры, как кукуруза, и вытравливающих, без разбору, поля крестьян и окрестные леса, этот процесс значительно ускорилс,.

Каждые десять лет мир теряет по семь процентов площади плодородных почв. С полей нашей планеты ежегодно выносится до двадцати шести миллиардов тонн плодородного слоя. Налицо все признаки того, что наступает глобальный экологический кризис. Такой характер данная проблема приобрела по сути уже с конца пятидесятых-начала шестидесятых годов прошлого, двадцатого столетия.

Современный экологический кризис развивается стремительными темпами в каждой стране мира, на каждом континенте. Масштаб воздействия человечества на природу настолько велик, что появилась реальная угроза разбалансировки больших биогеоценозов, что может привести в будущем к серьёзным проблемам как для видового разнообразия природы, так и для существования человечества в таком виде, к какому мы привыкли в последнее время. По сути, экологический кризис означает переход всего человечества на новый уровень зависимости его от постепенно, но неуклонно беднеющей окружающей природы.

Как же будут предположительно разворачиваться события в ближайшем будущем?

Традиционные направления, по которым развивается экологический кризис:

  1. Выведение все большей площади земель из сельскохозяйственного землепользования по причине значительного злоупотребления химическими удобрениями, водной и ветряной эрозии и засоленности почв.
  2. Возрастающее химическое воздействие на воду, продукты животноводства и растениеводства, саму среду, в которой обитает человек, уничтожение лесов и тому подобное - все это не может не сказаться на здоровье, да и самой жизни человека, не говоря уже о прямой угрозе утраты способности к самовоспроизводству окружающей
  3. Увеличение выбросов в атмосферу различных загрязнителей - сотен тысяч тонн сернистого ангидрида, углеводородов, и тому подобного. Эти вещества постепенно уничтожают защитный вокруг планеты, а перспективы ликвидации этого слоя непредсказуемы.
  4. Значительные площади земли превращаются в свалки бытовых и промышленных отходов, а значит, не только уменьшается площадь земель, пригодных для сельского хозяйства, но и образуются очаги повышенной опасности химического загрязнения и почв, и атмосферы, и подземных вод.
  5. Строятся все новые АЭС. И хотя их создатели уверяют людей в безопасности своих детищ, но сценарий развития событий на таком объекте мы уже видели на примере чернобыльской катастрофы. Погибло много людей, два города полностью опустели, леса, воды, земли заражены радиоактивными изотопами, радиационные дожди выпали на села и города, расположенные за тысячи километров от места аварии.

Усугубляют экологический кризис и локальные военные конфликты. Лаос, Афганистан, Кампучия, Вьетнам, Центральная Америка, Африка - в результате этих войн выжжены гигантские пространства лесов, которые веками стояли нетронутыми, тысячи военных кораблей, тренируясь и воюя, сбросили в океан множество разнообразных боеприпасов и слили огромное количество нефтепродуктов. Человечеству нужно срочно пересмотреть свое отношение к природе, иначе её ответ будет всесокрушающим и сметет с лица Земли большинство людей.

II. Причины глобального экологического кризиса

Можно выделить следующую цепочку причин экологического кризиса:

Культура

Рост → производство → техника → наука → идеология

народонаселения психология

1. Естественнонаучные корни экологических трудностей. Один из корней экологического кризиса (с точки зрения научного познания взаимоотношений человека и природной среды) - чрезмерный аналитизм научного мышления, который в стремлении все дальше проникнуть в глубь вещей, таит в себе опасность отхода от реальных явлений, от целостного взгляда на природу. Искусственная изоляция какого-либо фрагмента реальности дает возможность его углубленного изучения, однако при этом не учитываются связи данного фрагмента со средой.

Аналитическая направленность науки оценивалась по большей части положительно. С аналитического расчленения Универсума начинается наука; в областях, которые наиболее доступны такому расчленению (как, например, физика), наука достигает наибольшего успеха, и эти области становятся как бы эталонами знания. Аналитический метод, который считали основным в науке такие умы, как Т. Гоббс, есть, по существу, модификация известного лозунга «разделяй и властвуй». Иначе говоря, наука имеет дело с частными фрагментами реальности, с предметами познания, которые вычленяются путем определенной проекции на объект исследования.

Аналитизм, лежащий в самом фундаменте научного подхода к действительности, вполне отвечает стремлению человека практически овладеть предметным миром, поскольку сама преобразовательная деятельность в своей сущности также преимущественно аналитична. «Человек стремится вообще к тому, чтобы познать мир, завладеть им и подчинить его себе, и для этой цели он должен как бы разрушить, т.е. идеализировать, реальность мира». Наука ранее «разрушала» мир идеально, но ныне она начинает вносить свой вклад в реальное разрушение мира (достаточно вспомнить дискуссии среди генетиков относительно опасности экспериментирования со штаммами бактерий).

Фундаментальной особенностью структуры научной деятельности, вытекающей из ее преимущественно аналитического характера, является разделенность науки на обособленные друг от друга дисциплины. Корни экологических трудностей связаны и с разрывом между науками, неравномерностью их развития, что определяется как внутренней спецификой науки, так и влиянием общественных потребностей. Важно иметь в виду, что «виновато» не конкретное научное достижение, а то, что вслед за ним не происходит соответствующих изменений в других областях знания, не модифицируется научная система в целом. Науке не хватает гибкости, которая свойственна биосфере.

Современный этап взаимоотношений общества и природы соединением науки и техники в единую систему с обратной связью, но эта связь не всегда является отрицательной, часто положительной, усиливающей негативные тенденции,

2. Религиозные причины экологического кризиса. «Экологические отношения человека глубоко обусловлены его верованиями относительно своей природы и судьбы, то есть религией, - пишет Л. Уайт. Л. Уайт утверждает, что наука на Западе развивалась в рамках теологии и ее основная цель была понять божественный разум путем открытия принципов функционирования его творений. Христианский же взгляд на отношение человека к природе исходит из того, что Бог создал человека по своему образу и подобию и в физическом мире нет ничего, что имело бы какую-либо цель, кроме цели обслуживания человека. «И благословил их Бог, глаголя: раститеся и множитеся, и наполняйте землю, и господствуйте ею, и обладайте рыбами морскими и зверями и птицами, и всеми скотами, и всею землею» (Бытие. I. 28; ср. в Коране: «Поклонитесь вашему Господу... который землю сделал для вас ковром, а небо зданием, и низвел с неба воду и вывел ею плоды пропитания для вас» (2, 19-20)).

Основными чертами отношения человека к природе, которое присуще иудео-христианской традиции, являются, по Л. Уайту, противопоставление духа человека его телу (плоти) и представление о том, что Бог санкционировал господство человека над землею и всеми живыми существами. Л. Уайт видит одно из экологически негативных последствий господства иудео-христианской традиции в том, что она способствовала преодолению прежних языческих представлений и присущего им обожествления природы.

Прежние цивилизации смогли избежать экологической катастрофы, по мнению Л. Уайта и других авторов, по той причине, что в религиях Востока и в античной мифологии было принципиально иное представление о взаимоотношении человека и природы, базирующееся на анимизме и смирении человека перед стихийными силами природы. Такие религии можно назвать экофильными.

Этот принцип сохраняется в восточных религиях. Конфуцианство и синтоизм основаны на гармоничном содружестве человека с природой. «Будь чистым» - это душа исконной японской религии синто. «В сущности, синто - это обожествление природы, рожденное восхищением ею. Японцы поклонялись предметам и явлениям окружающего мира не из страха перед непостижимыми и грозными стихийными силами, а из чувства благодарности природе за то, что, несмотря на внезапные вспышки гнева, она чаще бывает ласковой и щедрой. Даосизм проповедует: пусть природа идет своим путем, не нарушаемым дерзким и неуместным человеческим вмешательством. Термин «у вэй» (отсутствие вмешательства) - великий лозунг и неписанное правило даосизма всех столетий

Идея единства, целостности многообразного природного мира, каждого его фрагмента, является фундаментальной для философии древних индийцев. Согласно буддизму, «все в одном, один во всем». Буддизм продолжает линию мифологической всесвязанности и сопричастности. К этой линии, тщательно логически проработанной и вполне осознанной, в буддизме добавляется, причем становясь главенствующей, нравственная составляющая. Она накладывает принципиальные ограничения на природопреобразовательную деятельность человека.

По мнению другого европейского философа А. Мерсье, экофобность западной цивилизации связана с западным понятием прогресса, основанного на идее эксплуатации природы. Он различает греческую традицию, в соответствии с которой главным в интересе к природе было удивление ею и восхищение ее красотою и таинством, и иудейскую традицию, в соответствии с которой природа дана людям в их распоряжение для ее эксплуатации. А. Мерсье считает, что не религия сама по себе виновна в экологическом кризисе, а принцип эксплуатации природы, нашедший свое выражение в Ветхом Завете. В дальнейшем капитализм смог в полной мере воспользоваться этим принципом. Общий вывод А. Мерсье таков: подлинный прогресс заключается не в обладании природой, не в ее эксплуатации, и вообще не в обладании, а в нравственном самовоспитании.



3. Культурные причины экологического кризиса. Западная концепция культуры рассматривает человека как самое выдающееся творение природы, уникальный мозг которого дает ему не только способность, но и право эксплуатировать все другие существа и ресурсы Земли. Противоположная концепция, тесно связанная с дальневосточными цивилизациями, полагает, что человек - один из биологических видов, наравне с другими подчиняющийся законам природы. И хотя человек наиболее конкурентоспособный вид, он, преследуя свои цели, неизбежно разрушает природу, которую очень слабо понимает.

Объяснение феномена стремления к власти над природой, исходя из идеи детерминированного цикличного развития культуры, дал О. Шпенглер. Он рассматривает цивилизацию с ее практическим духом как последнюю фазу развития культуры. Поскольку современный Запад находится на стадии цивилизации, то западный человек стал цивилизованным. «Энергия культурного человека, - пишет Шпенглер, - устремлена вовнутрь, энергия цивилизованного - на внешнее… Тенденция к расширению, это - рок, нечто демоническое и чудовищное, охватывающее позднего человека эпохи мировых городов, заставляющее его служить себе независимо от того, хочет он этого или не хочет, знает он об этом или нет. Жизнь - это осуществление возможностей, а для мозгового человека остается одна только возможность - распространения ».

Итак, одной из культурных причин экологического кризиса может быть переход данной культуры в ее завершающую стадию - цивилизацию. Но Шпенглер указывает в своей работе и другую культурную причину - специфику самой западной культуры, душу которой он называет фаустовской в противоположность аполлоновской душе античной культуры. Фаустовскую культуру он называет «культурой воли». «Чистое пространство фаустовской картины мира есть совершенно особая идея, не только экстенсивность, но также протяженность как действие, как преодоление только чувственного, как напряженность и тенденция, как воля к власти…. Вследствие этого фаустовская культура была в высшей мере завоевательной, она преодолела все географически-материальные границы: в конце концов она превратила всю поверхность земли в одну колониальную область».

Философия Шпенглера создала идейную основу для тех, кто видит причину экологического кризиса в особенностях западной культуры на определенном этапе ее развития. Однако и культурная причина не является единственной, поскольку экологический кризис пришел и в такие восточные страны, как Япония, где традиционно культивировалось единство человека и природы.

4. Классово-социальные причины экологического кризиса. Некоторые исследователи полагают в связи с этим, что основной причиной разрыва и противопоставления человека и природы служит классовая дифференциация общества. С ее обострением и накоплением социальных противоречий росло отчуждение человека от человека и параллельно ему отчуждение от природы. В итоге, «только при капитализме природа становится всего лишь предметом для человека, всего лишь полезной вещью; ее перестают признавать самодовлеющей силой, а теоретическое познание ее собственных законов выступает лишь как хитрость, имеющая целью подчинить природу человеческим потребностям, будь то в качестве предмета потребления, или в качестве средства производства».

Капиталист спешит получить прибыль, так как действует принцип «все или ничего», и он преуспевает в этом, воздействуя на производство и психологию масс. Капитализм вовлекает всех в безумную гонку производства и потребления, порождая новый тип общества – общество потребления. Человек в капиталистическом обществе - источник рабочей силы, а природа - источник сырья. «Выжимание пота» и «выжимание ресурсов» идут рука об руку. Господство одних над другими стимулирует стремление к господству над природой всех.

Таким образом, глубинной причиной экологического кризиса, который начался именно в наше время в определенной части планеты, является потребительская ориентация современной западной цивилизации, входящая в противоречие с фундаментальными законами природы. Возникающая проблема заключается в том, что если ставить материальное благополучие превыше всего, то материальные потребности в принципе могут расти беспредельно, в то время как возможности их удовлетворения биосферой в любой данный момент времени ограничены и конечны. Если все же пытаться их удовлетворить, то возникает и укрепляется дух соперничества и насилия и неизбежно начинается эксплуатация одних людей другими и природы - всеми, ведущая к экологическому и прочим кризисам цивилизации.

Потребительская цивилизация есть одновременно цивилизация насилия, даже если в ней преобладает не грубое прямое, а мягкое «цивилизованное» насилие. Последнее в условиях жесткой конкуренции между странами сбивается на создание крайне агрессивных вариантов, в которых насилие начинает затмевать потребительство.

5. Психологические причины экологического кризиса. Сама же потребительская цивилизация не есть результат некоего объективного процесса, протекающего вне и помимо воли людей, а следствие становления агрессивно-потребительской структуры личности. Подобная личность и создает цивилизацию, чреватую всевозможными кризисами. Философ Ф. Ницше выразил ее суть - волю к власти, экономист А. Смит сформулировал ее экономические интересы - производить как можно больше товаров, психолог З. Фрейд определил, что ее желания коренятся в подсознании.

Агрессивность и потребительство обедняют природу и культуру эксплуатируемых народов и ландшафтов, делая тем самым мир менее устойчивым, поскольку устойчивость по законам экологии растет с ростом разнообразия. Человек как личность упрощается и теряет свою целостность и устойчивость, подталкивая мир и приближаясь сам к краху.

Отвечая на вопрос, кто виноват в современном экологическом кризисе, следует назвать: 1) правящий олигархический класс, принимающий решения и эксплуатирующий все другие слои населения посредством денежного насилия и более грубых и прямых его форм; 2) агрессивно-потребительскую идеологию, насаждаемую этим классом и впитываемую остальными слоями общества; 3) низкий духовный и нравственный уровень населения, не позволяющий противостоять господствующей идеологии.

Анализ современной экологической ситуации позволяет сделать три вывода:

1. Чтобы спасти мир, необходимо перейти от агрессивно-потребительской цивилизации к альтернативному типу цивилизации, существенной чертой которого будет раскрытие глубинных потенций бытия человека, а не просто культивирование потребностей.

2. Самоограничение потребностей и насилия, чтобы быть действенным, должно основываться не на принуждении, а на свободном волеизъявлении индивидов.

3. Такое возможно только при становлении любовно-творческой структуры личности и образа жизни.

Вопросы и задания

1. В чем суть глобального экологического кризиса?

2. Чем он отличается от исторически более ранних экокризисов?

3. Кто или что виновно в разрастании экологического кризиса?

4. Каковы научно-технические корни глобального экокризиса?

5. Каковы его религиозные корни?

6. Какова культурная причина глобального экокризиса?

7. Каковы его социальные причины?

8. Какова структура современной личности, виновная за экокризис?

9. Что должно, на ваш взгляд, сделать человечество, чтобы выйти из кризиса?

Можно выделить следующую цепочку причин экологического кризиса:

культура

рост → производство → техника → наука → идеология

народонаселения психология

1. Естественнонаучные корни экологических трудностей. Один из корней экологического кризиса (с точки зрения научного познания взаимоотношений человека и природной среды) - чрезмерный аналитизм научного мышления, который в стремлении все дальше проникнуть в глубь вещей, таит в себе опасность отхода от реальных явлений, от целостного взгляда на природу. Искусственная изоляция какого-либо фрагмента реальности дает возможность его углубленного изучения, однако при этом не учитываются связи данного фрагмента со средой.

Аналитическая направленность науки оценивалась по большей части положительно. С аналитического расчленения Универсума начинается наука; в областях, которые наиболее доступны такому расчленению (как, например, физика), наука достигает наибольшего успеха, и эти области становятся как бы эталонами знания. Аналитический метод, который считали основным в науке такие умы, как Т. Гоббс, есть, по существу, модификация известного лозунга «разделяй и властвуй». Иначе говоря, наука имеет дело с частными фрагментами реальности, с предметами познания, которые вычленяются путем определенной проекции на объект исследования.

Аналитизм, лежащий в самом фундаменте научного подхода к действительности, вполне отвечает стремлению человека практически овладеть предметным миром, поскольку сама преобразовательная деятельность в своей сущности также преимущественно аналитична. «Человек стремится вообще к тому, чтобы познать мир, завладеть им и подчинить его себе, и для этой цели он должен как бы разрушить, т.е. идеализировать, реальность мира» 18 . Наука ранее «разрушала» мир идеально, но ныне она начинает вносить свой вклад в реальное разрушение мира (достаточно вспомнить дискуссии среди генетиков относительно опасности экспериментирования со штаммами бактерий).

Фундаментальной особенностью структуры научной деятельности, вытекающей из ее преимущественно аналитического характера, является разделенность науки на обособленные друг от друга дисциплины. Корни экологических трудностей связаны и с разрывом между науками, неравномерностью их развития, что определяется как внутренней спецификой науки, так и влиянием общественных потребностей. Важно иметь в виду, что «виновато» не конкретное научное достижение, а то, что вслед за ним не происходит соответствующих изменений в других областях знания, не модифицируется научная система в целом. Науке не хватает гибкости, которая свойственна биосфере.

Современный этап взаимоотношений общества и природы соединением науки и техники в единую систему с обратной связью, но эта связь не всегда является отрицательной, часто положительной, усиливающей негативные тенденции,

2. Религиозные причины экологического кризиса. «Экологические отношения человека глубоко обусловлены его верованиями относительно своей природы и судьбы, то есть религией, - пишет Л. Уайт 19 . Л. Уайт утверждает, что наука на Западе развивалась в рамках теологии и ее основная цель была понять божественный разум путем открытия принципов функционирования его творений. Христианский же взгляд на отношение человека к природе исходит из того, что Бог создал человека по своему образу и подобию и в физическом мире нет ничего, что имело бы какую-либо цель, кроме цели обслуживания человека. «И благословил их Бог, глаголя: раститеся и множитеся, и наполняйте землю, и господствуйте ею, и обладайте рыбами морскими и зверями и птицами, и всеми скотами, и всею землею» (Бытие. I. 28; ср. в Коране: «Поклонитесь вашему Господу... который землю сделал для вас ковром, а небо зданием, и низвел с неба воду и вывел ею плоды пропитания для вас» (2, 19-20)).

Основными чертами отношения человека к природе, которое присуще иудео-христианской традиции, являются, по Л. Уайту, противопоставление духа человека его телу (плоти) и представление о том, что Бог санкционировал господство человека над землею и всеми живыми существами. Л. Уайт видит одно из экологически негативных последствий господства иудео-христианской традиции в том, что она способствовала преодолению прежних языческих представлений и присущего им обожествления природы.

Прежние цивилизации смогли избежать экологической катастрофы, по мнению Л. Уайта и других авторов, по той причине, что в религиях Востока и в античной мифологии было принципиально иное представление о взаимоотношении человека и природы, базирующееся на анимизме и смирении человека перед стихийными силами природы. Такие религии можно назвать экофильными.

Этот принцип сохраняется в восточных религиях. Конфуцианство и синтоизм основаны на гармоничном содружестве человека с природой. «Будь чистым» - это душа исконной японской религии синто. «В сущности, синто - это обожествление природы, рожденное восхищением ею. Японцы поклонялись предметам и явлениям окружающего мира не из страха перед непостижимыми и грозными стихийными силами, а из чувства благодарности природе за то, что, несмотря на внезапные вспышки гнева, она чаще бывает ласковой и щедрой. Даосизм проповедует: пусть природа идет своим путем, не нарушаемым дерзким и неуместным человеческим вмешательством. Термин «у вэй» (отсутствие вмешательства) - великий лозунг и неписанное правило даосизма всех столетий

Идея единства, целостности многообразного природного мира, каждого его фрагмента, является фундаментальной для философии древних индийцев. Согласно буддизму, «все в одном, один во всем». Буддизм продолжает линию мифологической всесвязанности и сопричастности. К этой линии, тщательно логически проработанной и вполне осознанной, в буддизме добавляется, причем становясь главенствующей, нравственная составляющая. Она накладывает принципиальные ограничения на природопреобразовательную деятельность человека.

По мнению другого европейского философа А. Мерсье, экофобность западной цивилизации связана с западным понятием прогресса, основанного на идее эксплуатации природы. Он различает греческую традицию, в соответствии с которой главным в интересе к природе было удивление ею и восхищение ее красотою и таинством, и иудейскую традицию, в соответствии с которой природа дана людям в их распоряжение для ее эксплуатации. А. Мерсье считает, что не религия сама по себе виновна в экологическом кризисе, а принцип эксплуатации природы, нашедший свое выражение в Ветхом Завете. В дальнейшем капитализм смог в полной мере воспользоваться этим принципом. Общий вывод А. Мерсье таков: подлинный прогресс заключается не в обладании природой, не в ее эксплуатации, и вообще не в обладании, а в нравственном самовоспитании.

3. Культурные причины экологического кризиса. Западная концепция культуры рассматривает человека как самое выдающееся творение природы, уникальный мозг которого дает ему не только способность, но и право эксплуатировать все другие существа и ресурсы Земли. Противоположная концепция, тесно связанная с дальневосточными цивилизациями, полагает, что человек - один из биологических видов, наравне с другими подчиняющийся законам природы. И хотя человек наиболее конкурентоспособный вид, он, преследуя свои цели, неизбежно разрушает природу, которую очень слабо понимает.

Объяснение феномена стремления к власти над природой, исходя из идеи детерминированного цикличного развития культуры, дал О. Шпенглер. Он рассматривает цивилизацию с ее практическим духом как последнюю фазу развития культуры. Поскольку современный Запад находится на стадии цивилизации, то западный человек стал цивилизованным. «Энергия культурного человека, - пишет Шпенглер, - устремлена вовнутрь, энергия цивилизованного - на внешнее… Тенденция к расширению, это - рок, нечто демоническое и чудовищное, охватывающее позднего человека эпохи мировых городов, заставляющее его служить себе независимо от того, хочет он этого или не хочет, знает он об этом или нет. Жизнь - это осуществление возможностей, а для мозгового человека остается одна только возможность - распространения » 20 .

Итак, одной из культурных причин экологического кризиса может быть переход данной культуры в ее завершающую стадию - цивилизацию. Но Шпенглер указывает в своей работе и другую культурную причину - специфику самой западной культуры, душу которой он называет фаустовской в противоположность аполлоновской душе античной культуры. Фаустовскую культуру он называет «культурой воли». «Чистое пространство фаустовской картины мира есть совершенно особая идея, не только экстенсивность, но также протяженность как действие, как преодоление только чувственного, как напряженность и тенденция, как воля к власти…. Вследствие этого фаустовская культура была в высшей мере завоевательной, она преодолела все географически-материальные границы: в конце концов она превратила всю поверхность земли в одну колониальную область» 21 .

Философия Шпенглера создала идейную основу для тех, кто видит причину экологического кризиса в особенностях западной культуры на определенном этапе ее развития. Однако и культурная причина не является единственной, поскольку экологический кризис пришел и в такие восточные страны, как Япония, где традиционно культивировалось единство человека и природы.

4. Классово-социальные причины экологического кризиса. Некоторые исследователи полагают в связи с этим, что основной причиной разрыва и противопоставления человека и природы служит классовая дифференциация общества. С ее обострением и накоплением социальных противоречий росло отчуждение человека от человека и параллельно ему отчуждение от природы. В итоге, «только при капитализме природа становится всего лишь предметом для человека, всего лишь полезной вещью; ее перестают признавать самодовлеющей силой, а теоретическое познание ее собственных законов выступает лишь как хитрость, имеющая целью подчинить природу человеческим потребностям, будь то в качестве предмета потребления, или в качестве средства производства» 22 .

Капиталист спешит получить прибыль, так как действует принцип «все или ничего», и он преуспевает в этом, воздействуя на производство и психологию масс. Капитализм вовлекает всех в безумную гонку производства и потребления, порождая новый тип общества – общество потребления. Человек в капиталистическом обществе - источник рабочей силы, а природа - источник сырья. «Выжимание пота» и «выжимание ресурсов» идут рука об руку. Господство одних над другими стимулирует стремление к господству над природой всех.

Таким образом, глубинной причиной экологического кризиса, который начался именно в наше время в определенной части планеты, является потребительская ориентация современной западной цивилизации, входящая в противоречие с фундаментальными законами природы. Возникающая проблема заключается в том, что если ставить материальное благополучие превыше всего, то материальные потребности в принципе могут расти беспредельно, в то время как возможности их удовлетворения биосферой в любой данный момент времени ограничены и конечны. Если все же пытаться их удовлетворить, то возникает и укрепляется дух соперничества и насилия и неизбежно начинается эксплуатация одних людей другими и природы - всеми, ведущая к экологическому и прочим кризисам цивилизации.

Потребительская цивилизация есть одновременно цивилизация насилия, даже если в ней преобладает не грубое прямое, а мягкое «цивилизованное» насилие. Последнее в условиях жесткой конкуренции между странами сбивается на создание крайне агрессивных вариантов, в которых насилие начинает затмевать потребительство.

5. Психологические причины экологического кризиса. Сама же потребительская цивилизация не есть результат некоего объективного процесса, протекающего вне и помимо воли людей, а следствие становления агрессивно-потребительской структуры личности. Подобная личность и создает цивилизацию, чреватую всевозможными кризисами. Философ Ф. Ницше выразил ее суть - волю к власти, экономист А. Смит сформулировал ее экономические интересы - производить как можно больше товаров, психолог З. Фрейд определил, что ее желания коренятся в подсознании.

Агрессивность и потребительство обедняют природу и культуру эксплуатируемых народов и ландшафтов, делая тем самым мир менее устойчивым, поскольку устойчивость по законам экологии растет с ростом разнообразия. Человек как личность упрощается и теряет свою целостность и устойчивость, подталкивая мир и приближаясь сам к краху.

Отвечая на вопрос, кто виноват в современном экологическом кризисе, следует назвать: 1) правящий олигархический класс, принимающий решения и эксплуатирующий все другие слои населения посредством денежного насилия и более грубых и прямых его форм; 2) агрессивно-потребительскую идеологию, насаждаемую этим классом и впитываемую остальными слоями общества; 3) низкий духовный и нравственный уровень населения, не позволяющий противостоять господствующей идеологии.

Анализ современной экологической ситуации позволяет сделать три вывода:

1. Чтобы спасти мир, необходимо перейти от агрессивно-потребительской цивилизации к альтернативному типу цивилизации, существенной чертой которого будет раскрытие глубинных потенций бытия человека, а не просто культивирование потребностей.

2. Самоограничение потребностей и насилия, чтобы быть действенным, должно основываться не на принуждении, а на свободном волеизъявлении индивидов.

3. Такое возможно только при становлении любовно-творческой структуры личности и образа жизни.

Поиск причин деградации природной среды и решение экологических проблем, возникших хотя и не в последнее время, начались довольно поздно в истории человеческого общества. Однако, как показывает жизнь, исследование экологического равновесия уменьшает возможности его восстановления и вложение капитала приносит большую прибыль. Они не появлялись как экономические проблемы, пока не угрожали самому способу организации производственного процесса, организации, которая базируется и не может осуществляться без все большей эксплуатации двух источников богатства: земли и трудящегося.

К тому же ответы, которые даются на вопрос, почему возникают экологические нарушения, часто различны и неполны, а некоторые из них носят классовый характер, и их вообще нельзя считать научными. Например, центральная проблема, из-за которой специфические трудности природной среды являются только симптомами состоит в том, что человечество систематически уменьшает возможности природной среды, губит то, чем оно располагает. Однако, такой ответ не полный, т.к. не раскрывает социально-экономических отношений, в которых осуществляется производство, особенности технологий, приводящих к экологическим нарушениям, ибо деградация природной среды возникает не только как последствие «освоения» природы с развитием производительных сил, но и при использовании этих производительных сил на производстве в рамках определенных социально-экологических отношений. Производство, с самого начала руководствуясь только прибылью, показывало свое деструктивное отношение к природной среде.

Сегодня нарушение экологического равновесия выражается во многих формах. Можно сказать, что существует единое мнение о том, что основными формами являются: нерациональная эксплуатация невозобновляемых природных ресурсов (источников сырья и энергии), сопровождаемая опасностью быстро исчерпаться; загрязнение биосферы вредными отходами; большая концентрация хозяйственных объектов и урбанизация, оскудение природных пейзажей и сокращение свободных территорий для отдыха и лечения. Основными причинами этих форм выражения экологического кризиса являются быстрый экономический рост и форсированная индустриализация, приводящая к урбанизации.

Быстрый экономический рост, основанный на развитии производительных сил, обеспечивает и их дальнейшее развитие, улучшение условий труда, уменьшение бедности и увеличение общественного богатства, подъем культурного и материального богатства общества и увеличение средней продолжительности жизни.

Но в то же время следствием ускоренного экономического роста является деградация природы, т.е. нарушением экологического равновесия. С ускорением хозяйственного развития убыстряется экономическое освоение природы, интенсифицируется использование природных материалов и всех ресурсов. С экспоненциальным ростом производства растут и все производственные ресурсы, растет использование капитала, растрата сырья и энергии и твердых веществ и отходов, которые все более интенсивно загрязняют окружающую среду так, что загрязнение природы происходит по экспоненциальной кривой.

Последствия урбанизированного экономического роста для природной среды бывают многоплановые, прежде всего более интенсивное использование природных ресурсов, в первую очередь невосполнимых, ставит нас перед опасностью их полной выработки. В то же время с ростом эксплуатации природных ресурсов увеличивается количество отходов, вносимых в природу. Огромные растраты сырья и энергии, сопровождающие индустриальное развитие, направляют современную технологию н быстрый поиск природных ресурсов. А производство вторичных продуктов увеличивает массу и число новых веществ, которых нет в природе и которые не имеют природных ассимиляторах, таким образом, в экосфере появляется все больше материалов, ей не присущих и которые она не может переработать или употребить в своих жизненных процессах. Можно свободно согласиться с тем, что специфичность современной экологической ситуации вытекает как из увеличивающегося воздействия человека на природу, так и из качественных изменений, вызываемых количественным ростом производительных сил в мире. И первый и второй моменты опираются на современный научно-технический прогресс, господствующую технику производства, которые преимущественно создаются развитыми капиталистическими странами. Развитие техники и технологии прежде всего ориентировано на одностороннюю эксплуатацию природных источников, а не на их обновление и расширенное воспроизводство, это ведет к ускоренной выработке редких невозобновляемых ресурсов. Новая техника вносит в свою очередь такие изменения в природную среду, которые не приспособлены эволюционно к господствующим в ней условиям, идет ли речь о новых процессах и реакциях, или о массовом производстве за короткий срок. Эти относительно стремительные перемены отличаются от ритма природных процессов, где мутации происходят в довольно большие временные промежутки. Это несоответствие между эволюционным ходом природных макропроцессов и изменениями в результате деятельности людей в отдельных компонентах природной системы создает значительные нарушения в природной среде и является одним из факторов настоящего экологического кризиса в мире.

Деградация природной среды и вытекающие из нее экологические нарушения не являются продуктом только технологического развития и выражением временных и случайных нарушений. Напротив, деградация природной среды представляет собой показатель глубочайшей индустриальной цивилизации и сверхинтенсивного способа производства. Поскольку индустриальная система капитализма сильно увеличивает возможности производства и власть над природной, то она содержит и семена систематического распыления человеческих и природных сил. Экономическая экспансия производственного потенциала, где рационально только то, что она приносит прибыль (власть, деньги и возможности), достигается ценой распыления природных источников и амбиента… Производство, основанное на трех китах: прибыль, возможность, престиж, - на искусственном стимулировании потребностей, искусственном изнашивании и ускоренной замене продуктов производства, становится одной из основных причин нарушения природы. Поэтому защита природной среды от деградации, точнее защита природной среды, а улучшение в современном обществе не могут происходить в антигуманных отношениях, основанных на слепой погоне за прибылью.

В экономике, ставящей своей целью максимальное увеличение прибыли, существует комбинация факторов: природных источников (воздух, вода, минералы, которые были до сих пор бесплатными и для которых не существовало замены); средств производства, представляющих недвижимый капитал (которые изнашиваются и которые нужно заменять более мощными и эффективными), и рабочей силы (которая также должна воспроизводиться). Борьба за достижение цели определяющим образом влияет не только на способ, по которому происходит комбинация этих факторов, но и на относительное значение, которое придается каждому из этих факторов. Если в комбинации этих факторов предприятие единственно заинтересовано в производстве максимума товарной стоимости при минимальных затратах, выраженных в деньгах (монетарно), то оно и стремится обеспечить наибольшее функционирование редких и дорогих машин, а что касается физического и психического здоровья рабочих, то их можно часто менять, и это недорого стоит. Также предприятие стремится уменьшить свои расходы и делает это главным образом за счет экологического равновесия, потому что уничтожение экологического равновесия не ложится на них грузом. Логика предприятия - произвести то, что можно дорого продать, даже если ценные (полезные) вещи можно производить при меньших расходах(затратах).


В истории развития экологического права и экологического законодательства России выделяют дореволюционный, советский (послереволюционный, довоенный, послевоенный) и современный периоды.

Особая значимость современного этапа развития как для экологического права, так и для всей правовой системы России связана с зарождением и становлением природоохранного законодательства (начальный этап - конец 50-х - начало 80-х гг. XX вв.) и осознанием экологического кризиса, необходимости скорейшего осуществления правовых, организационных и иных мер по охране окружающей среды, принятием важнейших решений в сфере государственной экологической политики, формированием современных подходов к экологическому праву и законодательству (завершающий этап - конец 80-х гг.).

Усложнение социально-экономических отношений, развитие научно-технического прогресса предполагает все большее и усиливающееся воздействие человека на экологическую систему как естественную среду обитания и источника природных ресурсов - факторов производства и предмета купли-продажи. Вместе с тем в настоящее время экологическая ситуация во всем мире характеризуется как неблагополучная, представляющая угрозу для экологической безопасности населения, т.е. состояния защищенности от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности человека, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Потребительский подход к природным ресурсам, развитие и размещение производительных сил без должной оценки экологических, социальных и экономических последствий, недооценка объемов аккумуляции вредных веществ в окружающей среде ставят под угрозу жизнь и благополучие настоящего и будущих поколений людей.

Экологический прогноз сводится к единственной альтернативе - или человечество преодолеет все разногласия и решит общими усилиями экологические проблемы глобального и регионального уровней и таким образом сохранит себя, либо глобальная экологическая катастрофа (а возможно, и серия региональных катастроф) приведет к уничтожению большей части населения Земли, остальных вернет в архаическое состояние. Таким образом, выживание человека базируется на активной природоохранительной деятельности всего мирового сообщества. Общая экологическая безопасность настоятельно диктует, что для ее обеспечения необходимо участие всех жителей планеты, развитие их экологического сознания, сочетание конкретной деятельности каждого и общего глобального сотрудничества.

Экологический кризис - состояние взаимодействия общества и природы, характеризующееся обострением противоречий между экономическими потребностями человека и экологическими требованиями безопасности окружающей среды.

В советской науке считалось, что такие явления, как экологический, продовольственный, демографический, валютно-финансовый и другие подобные кризисы, свойственны исключительно западной капиталистической системе хозяйствования и никак не характерны для России. Однако практика последних лет показала несостоятельность данных выводов, навязанных обществу. Вместе с тем это отнюдь не исключает возможности их преодоления и перспективности устранения (если и не до конца, то в значительной степени). Особенно тревожны и опасны сегодня противоречия между экономикой и экологией, как никогда актуально дальнейшее развитие экономики с учетом требований экологической безопасности. Необходимо разработать систему мер, связанных с обеспечением их взаимного баланса, так как экологический кризис - это проблема выживания, разрешение которой является условием существования, развития и жизнедеятельности человечества.

Состояние окружающей природной среды в современной России, так же как и в сопредельных с нею независимых государствах (странах СНГ), можно было бы охарактеризовать как экологический кризис, что неоднократно подтверждалось и подчеркивалось в официальных документах и выступлениях глав соответствующих государств.

На территории России расположено более 25 тыс. предприятий, загрязняющих окружающую среду. Причем значительная доля этих предприятий не укладывается в установленные предельно допустимые нормативы выбросов вредных веществ. Зафиксировано свыше 55 крупных городов с критически сложной экологической обстановкой. Несмотря на значительный спад производства, уровень загрязнения окружающей природной среды в РФ продолжает оставаться высоким. Статистика последних лет отмечает постоянную тенденцию ухудшения экологической ситуации.

Превышение допустимых концентраций вредных веществ отмечается в атмосферном воздухе более 200 городов и промышленных центров с населением свыше 60 млн. человек (40% всего населения страны). Случаи пятикратного превышения предельно допустимых концентраций загрязнения воздуха отмечены более чем в 120 городах. Основными загрязнителями воздуха по-прежнему являются предприятия черной и цветной металлургии, химической и нефтехимической промышленности, строительной индустрии, энергетики, целлюлозно-бумажной промышленности, а также автотранспорт. Доля влияния загрязнения атмосферного воздуха на общую заболеваемость у детей составляет в среднем 17%, у взрослых - 10%. Загрязнение воздуха порождает 41% заболеваний органов дыхания, 16% - эндокринной системы, 2.5% - онкологических заболеваний у лиц в возрасте 30-34 лет и 11 % - у лиц 55-59 лет.

На состояние лесных и озерных экосистем, а также агроценозов существенное влияние оказывают вредные выбросы не только местных источников, но и удаленных на большие расстояния, в том числе зарубежных. На европейской части территории России ежегодно выпадает свыше 1 млн. т окислов серы и азота трансграничного происхождения (с негативной стороны нужно отметить Украину, Польшу и Германию) - это больше, чем от российских источников.

Еще хуже обстоят дела с очисткой сточных вод. Отсутствие очистных сооружений или их неудовлетворительная работа, изношенность, маломощность приводят к тому, что 82% сбрасываемых вод не подвергается очистке. Не отвечает санитарно- гигиеническим и рыбохозяйственным нормативам качество воды большинства водных объектов Российской Федерации. Так, 40% сбрасываемых в них сточных вод относятся к категории загрязненных.

Продолжаемся уменьшение площадей сельскохозяйственных угодий, особенно пашни. В 43% пашни отмечается понижение гумуса, а в нечерноземной зоне доля таких почв достигла 45%. Опасные размеры (около 12,5% земель) приобрели процессы заболачивания, зарастания угодий кустарниками, мелколесьем. Растет загрязнение земель пестицидами и минеральными удобрениями.

Большой урон экологической системе России нанесли ядерные испытания. На полигонах Новой Земли произведено 180 поверхностных и подземных ядерных взрывов, последствия которых пока не известны. В результате Чернобыльской аварии загрязнены радиоактивными веществами Брянская, Тульская, Орловская, Калужская и Рязанская области.

Серьезную опасность для окружающей среды и населения представляют переполненные, физически и морально устаревшие хранилища жидких радиоактивных отходов и отработанного ядерного топлива, а также более 80 выведенных из эксплуатации атомных подводных лодок. Высокая степень износа оборудования в промышленности чревата большой опасностью химического заражения территории. Общество весьма тревожит низкая изученность проблемы загрязнения окружающей природной среды диоксидами и другими супертоксинами, а также появление в производстве новых веществ, последствия выбросов которых недостаточно изучены.

Деградация окружающей природной среды прежде всего сказывается на здоровье человека и состоянии его генетического фонда. Более 20% территории России находится в критическом экологическом состоянии, зонах экологического бедствия. Все эти данные о состоянии здоровья природы и человека красноречиво свидетельствуют о той непреложной, диалектически обусловленной связи, которая существует между разрушением экологических систем природы и отрицательными изменениями в состоянии здоровья настоящего и будущего поколений людей.

На основе анализа экологической ситуации России можно назвать две основные группы причин экологического кризиса.

Первая группа носит объективный характер.

К ней, прежде всего, относится монополия государственной собственности на природные ресурсы, средства производства, исключающая какие-либо экономические стимулы в охране окружающей среды.

Вторая группа имеет субъективный оттенок.

Составляющие ее причины связаны с нерациональным, порой преступным расходованием денежных средств на нужды, не имеющие отношения к росту благосостояния народа и улучшению окружающей природной среды.

По своей структуре экологический кризис подразделяется на две части:

  • естественную;
  • социальную.

Естественная часть свидетельствует о наступлении деградации, т.е. разрушении окружающей человека природной среды (экологической системы). Социальная сторона экологического кризиса (хотя в целом экологический кризис - это социальное явление) заключается в неспособности государственных и общественных структур остановить деградацию окружающей среды, стабилизировать положение и оздоровить экосистему.

Обе стороны экологического кризиса тесно взаимосвязаны. Наступление деградации окружающей среды при рациональной структуре государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной) и механизмах контроля со стороны гражданского общества, развитой экономике может быть остановлено в результате экстренных мер экологической защиты.

Современное состояние окружающей среды является следствием проводимой десятилетиями социально-экологической политики, основой которой был экстенсивный подход к развитию производительных сил и использованию природных ресурсов. Все меры, связанные с охраной окружающей среды, носили административно-запретительный характер: декларировалась необходимость рационального использования природных ресурсов, но это ничем не подкреплялось экономически.

Осуществляемые в 1990-х гг. попытки стабилизировать состояние окружающей среды на республиканском, местном уровнях носили фрагментарный характер и не достигали необходимых результатов. Это связано с отсутствием действенных рычагов и стимулов, повышающих заинтересованность предприятий в рациональном, комплексном использовании природных ресурсов и снижении уровня загрязнения окружающей среды, а у местных органов власти не имелось соответствующих полномочий для проведения в жизнь политики государства в области охраны окружающей среды.

Деградация окружающей среды и ее последствия - лишь одна сторона экологического кризиса. Другой стороной, социальной, является кризис государственных и общественных структур, не способных обеспечить проведение эффективных мер по экологической безопасности общества.

Это проявляется:

  • во-первых, в недостаточно эффективной работе специальных органов по охране окружающей среды, прежде всего, работе Министерства природных ресурсов РФ, иных специальных органов по охране и использованию лесов, рыбных ресурсов, животного мира, недр;
  • во-вторых, в неспособности правоохранительных органов обеспечить надежный контроль и надзор за выполнением законов об охране окружающей среды;
  • в-третьих, в массовом эколого-правовом нигилизме, т.е. в массовом неуважении, нарушении или невыполнении эколого-правовых требований. Поэтому правомерно говорить, что экологический кризис включает в себя в качестве составных частей правовой нигилизм и отсутствие законности в экологических отношениях.