Домой / Мелочи недвижимости / Что такое буддизм краткое определение. Основные идеи буддизма. Мифы и заблуждения

Что такое буддизм краткое определение. Основные идеи буддизма. Мифы и заблуждения


Как одна из основ жизненного мироздания буддизм несёт за собой свет познания и с каждым годом привлекает к себе всё больше последователей. Люди ищут в этой религиозной науке знания о мире, о людях, о своих возможностях – буддизм рассказывает людям о них самих. И от того это восточное течение так интересно, от того так будоражит сознание.

Буддизм – это…

Буддизм – это одно из самых древнейших религиозно-философских учений, которое заключает в себе свод законов о духовном пробуждении. Начиная ещё с VI века до нашей эры и до сегодняшних дней, это течение очень сильно развилось и легло в основу многочисленных религиозных ответвлений восточных стран.

Сегодня буддизм также принято называть наукой о сознании. Сами же индусы называют свою религию «Буддхадхарма» - Учение Будды. Во всём мире данное учение признанно огромным количеством последователей. Мнение же учёных подчёркивает необходимость изучения буддизма для понимания восточной философии в целом.

Основные понятия буддизма

В основе буддизма лежит путь к нирване. Нирвана – это самоотречение от внешних аспектов жизни и концентрация на развитии души, то есть уже достигнутое состояние понимания собственной души и своих возможностей. Создатель учения многие годы пребывал в медитации, познавая основы контроля над собственным сознанием. Всё это помогло ему прийти к выводу, что люди слишком привязаны к материальному, земному, слишком заботятся о внешних факторах, о чужих мнениях и мыслях, в то время как собственная душа, собственное сознание, либо остаётся на том же уровне развития, либо деградирует. Достижение нирваны позволяет избавиться от данной зависимости.

Буддизм – не божественное явление и не догма, это результат длительного созерцания души, и каждый человек достигает своей личной нирваны.

Существует 4 главных истины буддизма:
1) каждый человек в той или иной степени находится под влиянием дуккхи – страдание, раздражительность, страх, гнев, самобичивание и т. д.;
2) дуккха вызвана той или иной причиной, которая в свою очередь порождает зависимость (похоть, жажда, алчность и т. д.);
3) учение буддизма предполагает возможность полного освобождения от дуккхи;
4) в свою очередь возможность прокладывает путь избавления от дуккхи – путь, пролегающий к нирване.

Будда проповедовал философию «среднего пути» - человек должен найти нечто среднее между полным отказом от удобств и наслаждений и переизбытком последних, то есть во всём должна быть достигнута золотая середина.

Настоящим буддистом может стать лишь тот, кто принял «прибежище» и нашёл истину внутри себя. На пути достижения нирваны и духовного просветления лежат три драгоценности :
1) Будда – непосредственно создатель учения, либо любой уже достигший просветления в данной религии;
2) Дхарма – учение и законы, подаренные Великим Учителем, знания и возможности для просветления;
3) Сангха – общество буддистов, единство тех, кто придерживается законов Будды.

На пути достижения этих трёх драгоценностей буддисты борются с тремя основными ядами :
1) сознательное неведение, отстранение от истины, от правды бытия;
2) страсти и желания, которые являются следствием эгоизма человека;
3) гнев и несдержанность, нетерпимость по отношению к тому, что не может быть принято здесь и сейчас.

На сегодняшний день можно выделить три основных течения буддизма:
1) Хинаяна – личное освобождение от внешних оков, достижение нирваны (относится к одному последователю);
2) Махаяна – неисчерпаемая любовь ко всему живому, стремление к абсолютному просветлению;
3) Ваджраяна – тантрическое направление, основанное, главным образом, на медитации и самоконтроле сознания.

Идеи буддизма

Буддизм по сути своей во многом отличается от религий, где в основе стоит Бог-создатель. Буддизм, скорее, не религия, а именно учение или философия, призванная направить человека по пути самопознания и развития. Именно это и является главной идеей буддизма.

Достижение нирваны или просветления заключается в длительном процессе самопогружения и самокорректировки своих действий и мыслей, что в последствие должно привести к осознанию истины строения этого мира и нахождению жизни на ней. По большей части, буддизм – это путь к добру, любви и мудрости. Для кого-то этот путь может остаться возможностью получения новых знаний, а кто-то пойдёт дальше, чтобы иметь возможность наставлять и учить других.

В буддизме нет вечной души и искупления грехов – всё, что вы делаете, вернётся к вам. Так или иначе, вы получите возмездие за плохое и воздаяние за хорошее, но это не божественная кара, а ваша собственная карма.

Мир никем не создан и никем не управляем – по сути, это вечное движение времён и миров, постоянный круговорот жизней, направленный на взросление и обогащение знаниями некой высокой материи, частью которой являемся все мы.

При этом буддизм не имеет религиозной организации, то есть вы можете быть единичным последователем, проповедовать буддизм с близкими по духу людьми, присоединиться к сообществу, стать паломником, примкнуть к восточным общинам и осесть там для общего служения народу, преподавать самому – буддизм это вечный путь, это вечное движение жизни, которая принимается со всеми её радостями и испытаниями.

Каждый человек должен знать интересные факты о буддизме – религии, которая отличается от других. Ежегодно учение Будды привлекает ещё больше человек со всего мира. Что же так заставляет человека заинтересоваться буддизмом? Основанная на человеческих раздумьях религия, помогает найти и познать себя.

  1. Буддизм – религия, отличающаяся от других . Буддисты не верят в богов. Они верят в добро и в то, что жизнь после смерти существует. Чтобы иметь лучшую жизнь в следующей жизни, нужно жить правильно. Это влияет на строение кармы. Плохая жизнь порождает плохую карму в следующей жизни.
  2. На языке хинди от слова «budhi» произошло слово «буддизм» . Оно означает мудрость. В свою очередь, Будда – «Мудрец». Эту фигуру описывают как самого мудрого человека, который сумел познать желания человеческой души.

  3. Буддистские монахи ни при каких обстоятельствах не готовят пищу сами . Они должны просить её как милостыню. Это нужно для того, чтобы распространить как можно больше информации о популярном религиозном учении.

  4. Буддизм гласит о том, что жизнь каждого человека переполнена различными событиями . Все мы рано или поздно преодолеваем различные испытания. В этих страданиях виноват сам человек. Только от нас самих зависит вознесётся душа над телом или нет. Поэтому важно достичь гармонии. Ведь вечна только душа и все грехи свои можно искупить.

  5. Религиозное учение способствует развитию боевых искусств . Последователи религии по всему миру разносят славу рукопашных боев. Эта техника управления телом популярна во всём мире.

  6. У буддистов нет определённого времени, по которому следует ходить в храм . Человек посещает его только тогда, когда может.

  7. Женщинам-монахиням разрешено занимать должность монахинь, но они ограничены в своих правах .

  8. Монахиням запрещено критиковать монахов и оспаривать их слова, но монахам разрешается это делать .

  9. Махатма Будх, что на языке хинди означает «Великая душа» считается основателем религиозного учения буддизм . Это не бог, это реальный человек, который очень испугался, когда столкнулся со стариком, больным и трупом. Убежав из своего дома начал рассуждать о человеческой жизни.

  10. Изначально Махатма Будха звали Сиддхартха . Когда-то он был настоящим принцем. В один прекрасный день он вышел из своего дома. Он остановился под деревом и задумался почему в мире так много боли и страданий. Сиддхартха пытался понять можно ли избавить человека от боли и печали. Вскоре он сумел найти ответы на свои вопросы. Познания самого себя породили религию.

  11. Если посетить храм Будды можно заметить огромные молитвенные колёса . Иногда люди носят их в своих руках. На этих колёсах написаны религиозные сообщения, говорящие о необходимости вращения этих колёс. Они изображают цикл жизни каждого человека в буддийской культуре – жизнь-смерть-жизнь.

  12. Если посмотреть на Будду складывается впечатление, что он был толстяком, но это не так . Он был умеренным в еде и следил за своим образом жизни. Это избавило его от предрасположенности к ожирению.

  13. Буддисты махаяна, живущие в Японии, Китае и Тибете не распространяют оригинальные учение Будды . Они утверждают т верят, что он отправился в открытый космос, чтобы поговорить с ангелами и открыл им своё учение. Ангелы передали все учения монахам, а те в свою очередь, всё записали и поведали простым людям.

  14. Часто можно увидеть Будду в образе слона, оленя или обезьяны . Поверье гласит, что он любил рассказывать ученикам о прошлых жизнях. Фантастические сказания напоминают сказки, в которых животные умеют разговаривать, совершают мистические подвиги. Такие книги легко и приятно читать.

  15. Некоторый процент религиозного учения буддизм относится к индуизму . Это самое популярное религиозное учение в Индии.

Буддизм – первая по времени зарождения мировая религия. Остальные мировые религии возникли намного позже: христианство - примерно на пятьсот лет, ислам – более чем на тысячу. Буддизм считают мировой религией по тому же праву, что и две вышеназванные: буддизм - религия очень несхожих друг с другом народов с разными культурными особенностями и традициями, распространившаяся по всему земному шару и шагнувшая далеко за этно-конфессиональные и этно-государственные границы. Буддийский мир простирается от Цейлона (Шри-Ланки) до Бурятии и Тувы, от Японии до Калмыкии, постепенно распространяясь также в Америке и в Европе. Буддизм - религия сотен миллионов жителей Юго-Восточной Азии, связанной тесными узами с родиной буддизма – Индией, и Дальнего Востока, культура которого взросла на традициях китайской цивилизации; цитаделью буддизма на протяжении тысячелетия является Тибет, куда, благодаря буддизму, пришла индийская культура, появилась письменность, литературный язык и сложились основы цивилизации.

Буддийской философией восхищались известные европейские мыслители - А. Шопенгауэр, Ф. Ницше и М. Хайдеггер. Без понимания буддизма нет никакой возможности постичь великие цивилизации Востока - индийскую и китайскую, и тем более - тибетскую и монгольскую - пронизанные буддийским духом до последнего камня. В русле буддийской традиции появились утонченные философские системы, способные расширить и обогатить современную западную философию, остановившуюся на перепутье новоевропейской классики и постмодерна.

История возникновения

Буддизм возник на индийском субконтиненте (на землях исторической Индии в наше время расположено несколько стран - Республика Индия, Пакистан, Непал и Бангладеш, а также остров Ланка) в середине первого тысячелетия до н.э. Это было время зарождения рациональной философии и этически направленных религий, ориентированных на освобождение и спасение человеческого существа от страданий.

«Родина» буддизма - северо восточная Индия (в наши дни там расположен штат Бихар). В то время там находились древние государства Магадха, Вайшали и Кошала, где учил Будда и где буддизм с самого начала широко распространился.

Историки полагают, что здесь положение ведической религии и связанной с ней сословной системы, гарантирующей особое, привилегированное положение сословия брахманов (жрецов), было намного слабее, чем в других областях страны. Кроме того, именно здесь полным ходом шел процесс создания новых государственных образований, предполагавшей выдвижение на первые позиции второго «благородного» сословия - кшатриев (воинов и царей). Кроме того, ортодоксальная ведическая религия, сутью которой были жертвоприношения и ритуалы, пребывала в серьезном кризисе, проявившемся в рождении новых аскетических движений так называемых шраманов (на языке пали - саманов) - подвижников, аскетов, бродячих философов, отвергавших безусловный авторитет священных Вед и брахманов, и жаждавших самостоятельно обрести истину через занятия йогой (психопрактикой трансформации сознания) и философией.Все эти условия создали благодатную почву для появления нового учения.

Шраманы и шраманские течения оказали огромное влияние на становление индийской культуры и философии. Именно благодаря им родилась школа свободного философского диспута, а философия обогатилась традицией логико-дискурсивного обоснования и вывода тех или иных теоретических положений. В то время как Упанишады лишь провозглашали некие метафизические аксиомы, шраманы начали философские истины обосновывать и доказывать. Именно в спорах между многочисленными шраманскими группами возникла индийская философия. Можно сказать, что если Упанишады - это философия по предмету, то дискуссии шраманов - это философия и по форме. Одним из саманов был и исторический основатель буддизма - Будда Шакьямуни .Так что его можно считать не только мудрецом и основателем религии, взрастившим мудрость практикой созерцания, но и одним из первых индийских философов, дискутировавших с прочими саманами по утвержденным в их среде правилам.

Основатель буддизма - Будда Шакьямуни

Основателем буддизма является Будда Шакьямуни , живший и проповедовавший в Индии примерно в V-IV в. до н.э.

Нет никакой возможности воссоздать научную биографию Будды, так как материала для настоящей реконструкции у науки не хватает. Так что здесь представлена не биография, а традиционное жизнеописание Будды, составленное на основе нескольких буддийских житийных текстов (таких как «Лалитавистара» и «Жизнь Будды»).

В течение многих и многих жизней будущий Будда совершал невероятные деяния сочувствия и любви, шаг за шагом накапливая заслуги и мудрость, дабы выйти из колеса мучительного чередования смертей и рождений. И вот настало время его последнего воплощения. Бодхисаттва находился на небесах Тушита и взирал на мир людей в поисках подходящего места для своего последнего перерождения (он достиг столь высокого уровня развития, что мог выбирать). Его взгляд упал на маленькую страну в северо-восточной Индии, принадлежащую народу шакьев (земли современного Непала), которой правил мудрый Шуддходана из старинного царского рода. И Бодхисаттва, который мог явиться в мире, не входя в материнское чрево, избрал для своего рождения царскую семью, чтобы люди, испытывая глубокое почтение к древнему и славному роду царей шакьев, с большим доверием восприняли учение Будды, видя в нем потомка уважаемой семьи.

В ту ночь царице Махамайе, жене царя Шуддходаны, приснилось, будто в ее бок вошел белый слон с шестью бивнями, и она поняла, что стала матерью великого человека. (Буддизм утверждает, что зачатие Будды произошло естественным путем, а сон о белом слоне - лишь знак появления выдающегося существа).

Согласно обычаю, незадолго до родов царица со свитой отправилась в родительский дом. Когда процесия проходила через рощу саловых деревьев под названием Лумбини , у царицы начались родовые схватки, она ухватилась за ветку дерева и родила сына, который покинул ее утробу через бедро. Младенец тут же встал на ноги и сделал семь шагов, провозгласив себя существом, которое превосходит и богов, и людей.

Увы, чудесные роды стали роковыми, и в скором времени Махамайя умерла. (Сын не забыл о матери: уже после Пробуждения он перенесся на небеса Тушита, где получила рождение Махамайя, поведал ей, что стал Буддой, победителем всех страданий, и передал ей Абхидхарму - буддийское философское учение). Будущего Будду привезли во дворец отца, находившийся в городе Капилавасту (рядом с г. Катманду, современной столицей Непала).

Царь позвал астролога Ашиту, чтобы тот предсказал судьбу ребенка, и тот обнаружил на его теле тридцать два признака великого существа (особую выпуклость на темени - ушнишу, знак колеса между бровями, на ладонях и стопах, перепонки между пальцами и прочие). На основании этих знаков Ашита объявил, что мальчик станет или властителем мира (чакравартином), или святым, познавшим окончательную истину, - Буддой. Ребенка назвали Сиддхартхой Гаутамой. Гаутама - родовое имя; «Сиддхартха» означает «Полностью Достигший Цели».

Царь, разумеется, желал, чтобы сын стал великим правителем, поэтому он решил так устроить жизнь принца, чтобы ничто не наводило его на раздумья о смысле существования. Мальчик рос в неге и роскоши в великолепном дворце, защищенном от внешнего мира. Сиддхартха рос, неизменно обгоняя друзей в науках и спорте. Однако склонность к размышлениям проявилась уже в детстве, и как-то раз, сидя под кустом роз, он внезапно вошел в состояние йогического транса (самадхи) такой интенсивности, что его сила даже остановила одно из божеств, пролетавших мимо. Принц обладал кротким нравом, что даже вызвало недовольство его невесты - принцессы Яшодхары, считавшей, что подобная мягкость не совместима с призванием воина-кшатрия. И лишь после того как Сиддхартха показал ей свое воинское искусство, девушка согласилась выйти за него; у четы родился сын Рахула. Все говорило о том, что план царя отца осуществится. Однако когда царевичу исполнилось двадцать девять лет, случилось так, что он отправился на охоту, изменившую всю его жизнь.

На охоте принца в первый раз столкнулся с проявлением страдания, и это потрясло его до глубины сердца. Он увидел вспаханное поле и птиц, клевавших червей, и поразился, почему одни существа могут жить только за счет других. Царевич встретил похоронную процессию и осознал, что и он, и все люди смертны, и ни титулы, ни сокровища не защитят от смерти. Сиддхартха натолкнулся на прокаженного и понял, что болезни поджидают каждое существо. Нищий, просящий подаяние, показал ему призрачность и мимолетность знатности и богатства. Наконец, царевич оказался перед мудрецом, погруженным в созерцание. Глядя на него, Сиддхартха осознал, что путь самопознания и самоуглубления - единственный способ постичь причины страданий и найти способ преодолеть их. Говорят, что сами боги, тоже запертые в колесе сансары и жаждущие спасения, устроили эти встречи, чтобы вдохновить принца вступить на путь освобождения.

После этого дня царевич не мог больше спокойно жить во дворце, наслаждаясь роскошью. И Однажды ночью он покинул дворец на своем коне Кантаке, в сопровождении одного слуги. На окраине леса он расстался со слугой, отдав ему коня и меч, которым напоследок отсек в знак отказа от жизни в миру свои прекрасные волосы «цвета меда». Затем он вошел в лес. Так начался период обучения, аскезы и поисков истины.

Будущий Будда путешествовал с разными шраманскими группами, быстро постигая все, чему учили их предводители. Наиболее известными его учителями были Арада Калама и Удрака Рамапутра. Они следовали учению, близкому санкхье, а также учили йогическим практикам, в том числе дыхательной гимнастике, требовавшей продолжительной задержки дыхания, которая сопровождалась очень неприятными ощущениями. Последователи санкхьи считают, что мир - это результат ложного отождествления духа (пуруша) с материей (пракрити). Освобождение (кайвалья) и избавление от страданий достигается благодаря полному отчуждению духа от материи. Сиддхартха быстро достиг всего, чему учили наставники, и те даже предложили впоследствии занять их место. Однако Сиддхартха отказался: он не нашел того, что он искал, и полученные ответы не удовлетворили его.

Надо отметить, что париварджики - шраманские философы - пропагандировали самые разные доктрины. В палийских буддийских текстах упоминаются некоторые из них: Макхали Госала (глава известной школы адживиков) провозглашал строгий детерминизм и фатализм как основу всего сущего; Пурана Кассапа учил о бесполезности действий; Пакуддха Каччаяна - о вечности семи субстанций; Аджита Кесакамбала следовал учению, напоминающему материализм; Нигантха Натапутта исповедовал скептические взгляды, а Санджая Белаттхипутта придерживался полного агностицизма.

Сиддхартха всех внимательно слушал, но ничьим последователем не стал. Он предался умерщвлению плоти и суровой аскезе. Он дошел до такого истощения, что, коснувшись живота, касался пальцем позвоночника. Однако аскеза не сделала его Просветленным, и истина по-прежнему была так же далеко, как и во время жизни во дворце.

Тогда бывший принц отказался от крайности аскетизма и принял скромную питательную пищу (молочную рисовую кашу) из рук жившей рядом девушки. Пятеро аскетов, практиковавших вместе с ним, посчитали его отступником и ушли, оставив в одиночестве. Сиддхартха сел в позу созерцания под баньяновое дерево (ficus religiosa), позже получившее наименование «Древа Пробуждения» (бодхи), и поклялся, что не двинется с места, пока не достигнет цели и не постигнет истину. Затем он погрузился в состояние глубокого сосредоточения.

Видя, что Сиддхартха близок к победе над миром рождений и смертей, демон Мара напал на него вместе с полчищами других демонов, а потерпев поражение, попытался соблазнить его своими прекрасными дочерьми. Сиддхартха остался недвижим, и Маре пришлось отступить. Тем временем Сиддхартха все больше погружался в созерцание, и ему открылись Четыре Благородные Истины о страдании, причинах страдания, освобождении от страдания и пути, ведущем к избавлению от страданий. Затем он постиг всеобщий принцип причинно-зависимого происхождения. Наконец, на четвертом уровне сосредоточения, перед ним засиял свет нирваны, Великого Освобождения. В этот момент Сиддхартха погрузился в состояние самадхи Океанического Отражения, и его сознание уподобилось безграничной поверхности океана в состоянии полного спокойствия, когда зеркальная гладь недвижных вод отражает в себе все явления. В этот миг Сиддхартха исчез, и появился Будда (Buddha) - Просветленный, Пробужденный. Теперь он не был наследником престола и принцем, не был он больше и человеком, так как люди рождаются и умирают, а Будда находится за пределами жизни и смерти.

Вся вселенная возрадовалась, боги осыпали Победителя прекрасными цветами, по миру разлилось восхитительное благоухание, и земля сотряслась от появления Будды. Сам он в течение семи дней оставался в состоянии самадхи, вкушая блаженство освобождения. Когда на восьмой день он вышел из транса, к нему вновь подступил Мара-искуситель. Он посоветовал Будде остаться под Древом Бодхи и наслаждаться блаженством, не рассказывая об истине другим существам. Однако Благословенный тотчас же отверг это искушение и отправился в один из духовных и образовательных центров Индии - Бенарес (Варанаси), находившийся рядом с Ваджрасаной (Ваджрасана (санскр.) - Поза Алмазной Несокрушимости, эпитет места Пробуждения; теперь Бодхгая , штат Бихар). Там он направился в Олений Парк (Сарнатх), где и дал первые поучения о Повороте Колеса Дхармы (Учения). Первыми учениками Будды были те самые аскеты, когда-то с презрением покинувшие отказавшегося от умерщвления плоти Гаутаму. Они и теперь не желали слушать Будду, но их так потряс его новый облик, что они решили все же выслушать его. Поучения Татхагаты были столь убедительными, что они уверовали в истинность его слов, и стали первыми буддийскими монахами, первыми членами буддийской монашеской общины (сангхи).

Помимо аскетов, словам Будды внимали две газели, изображения которых можно увидеть по обе стороны от восьмирадиусного Колеса Учения (дхармачакра).Восемь спиц олицетворяют восемь этапов Благородного Пути. Это изображение стало символом Учения, и его можно увидеть на крышах многих буддийских храмов.

Сиддхартха ушел из дворца в двадцать девять лет и достиг Просветления в тридцать пять. Затем он в течение сорока пяти лет учил в разных странах северо-восточной Индии. Состоятельный купец Анатхапиндада подарил монашеской общине рощу неподалеку от Шравасти, столицы государства Кошала. Приходя в Кошалу, Победитель и его последователи часто останавливались в этом месте. Сангха быстро увеличивалась, и, как сказано в сутрах, выросла до 12 500 человек. Из первых монахов определились самые выдающиеся ученики Будды: Ананда , Махамаудгальяяна , Махакашьяпа («Знаменосец Дхармы»), Субхути и другие. Была создана и община для женщин, так что кроме бхикшу - монахов появились и бхикшуни - монахини. О своей семье Будда тоже не забыл. Он посетил государство шакьев и был с восторгом принят отцом, женой, царевной Яшодхарой, и народом. Послушав учение Будды, его сын Рахула и Яшодхара приняли монашество. Отец Будды, Шуддходана, остался без наследников, и взял с Будды клятву, что он никогда больше не примет в общину единственного сына в семье без родительского согласия. Будда обещал, и с той поры этот обычай свято блюдут в буддийских странах, особенно на Дальнем Востоке.

Однако не все складывалось хорошо. Двоюродный брат Будды, Дэвадатта , стал завидовать его славе. Он и раньше завидовал принцу, а после его ухода даже попытался соблазнить Яшодхару. Поначалу Дэвадатта пытался убить Будду: напускал на него опьяненного слона (который, однако, встал на колени перед Просветленным), ронял на него тяжелый камень. Поскольку эти попытки не увенчались успехом, Дэвадатта притворился учеником Будды и стал монахом, стремясь рассорить членов сангхи между собой (он обвинял Победителя в недостаточно строгом аскетизме, протестовал против создания общины монахинь и всячески мешал любым начинаниям своего брата). Наконец его с позором изгнали из общины. Джатаки (дидактические истории о прошлых жизнях будущего Будды) полны рассказов о том, как Дэвадатта враждовал с Бодхисаттвой еще в их предыдущих жизнях.

Время шло, Будда старился, и приближался день его ухода в окончательную нирвану. Это произошло в месте под названием Кушинагара, на берегу реки Найранджани, неподалеку от Бенареса. Попрощавшись с учениками и дав им последнее наставление - «быть самим себе путеводным светом», надеяться только на собственные силы и усердно трудиться ради Освобождения, Будда принял позу льва (лег на правый бок, головой к югу и лицом к востоку, поместив правую руку под голову) и вошел в созерцание. Сначала он поднялся на четвертый уровень сосредоточения, затем восьмой, потом вернулся к четвертому, и из него вступил в великую и вечную нирвану. Его последняя жизнь закончилась, новых рождений и новых смертей больше не будет. Круг кармы разорвался, и жизнь покинула тело. С этого момента Просветленного больше не существовало в мире, а мира не существовало для него. Он вошел в состояние, лишенное страданий и наполненное высшим блаженством, которое невозможно ни описать, ни представить.

Следуя обычаю, ученики Будды кремировали тело Учителя. После церемонии они нашли в пепле шарира - особые образования в виде шариков, остающиеся после сожжения тел святых. Шарира считаются важнейшими буддийскими реликвиями. Правители соседних государств попросили дать им часть праха Пробужденного; позже эти частицы праха и шарира поместили в особые хранилища - ступы , культовые сооружения конусовидной формы. Они явились предшественниками тибетских чортенов (монгольских субурганов) и китайских пагод . Когда реликвии закончились, в ступы стали помещать тексты сутр, которые почитали как истинные слова Будды. Поскольку суть Будды - это его Учение, Дхарма, то сутры представляли собой Дхарму как его духовное тело. Эта замена (физическое тело - духовное тело; «реликвии» – тексты; Будда - Дхарма) оказалась очень важной для последующей истории буддизма, послужив истоком чрезвычайно важного учения буддизма Махаяны о Дхармакйе - Дхармовом Теле Будды. Будда прожил достаточно долгую жизнь: в 35 он достиг Просветления, и в его распоряжении было еще 45 лет, чтобы донести свое Слово до учеников и последователей. Дхарма (Учение) Будды весьма обширна и содержит 84000 поучений, предназначенных для людей разных типов, с разными способностями и возможностями. Благодаря этому практиковать буддизм может каждый, независимо от возраста и социального окружения. Буддизм никогда не знал единой организации, и также не существует какого-то «эталонного», «правильного» буддизма. В каждой стране, куда приходила Дхарма, буддизм обретал новые особенности и аспекты, гибко приспосабливаясь к менталитету и культурным традициям места.

Распространение

Формирование канона

По преданию, после нирваны Будды все ученики Будды собрались, и трое из них – Ананда , Махамаудгальяяна и Махакашьяпа по памяти воспроизвели все учения Будды - «дисциплинарный устав» сангхи (Виная), поучения и проповеди Будды (Сутры) и его философское учение (Абхидхарма). Так сложился буддийский Канон - Трипитака (на пали - Типитака), «Три Корзины» Учения (в Древней Индии писали на листьях пальмы, которые переносили в корзинах). В реальности же палийская Типитака - первый из ныне известных вариантов Канона - складывался в течение нескольких столетий и был впервые записан на Ланке около 80 г. до н.э., по прошествии более чем трехсот лет после нирваны Будды. Так что целиком уравнивать палийский Канон с ранним буддизмом, и тем паче с учением самого Просветленного, весьма легковерно и ненаучно.

Первые буддийские тексты дошли до нас на языке пали - одном из языков, переходных от санскрита, древнего языка Вед, к современным индийским языкам. Предполагают, что пали отражал фонетические и грамматические нормы диалекта, на котором говорили в Магадхе. Однако вся более поздняя индийская буддийская литература, как Махаяны , так и Хинаяны , написана на санскрите. Утверждают, что сам Будда возражал против перевода своих поучений на санскрит, и призывал людей изучать Дхарму на родном языке. Однако буддистам пришлось вернуться к санскриту по двум причинам. Во первых, многочисленные новоиндийские языки (бенгали, хинди, тамили, урду, телугу и множество других) появлялись и развивались с огромной скоростью, так что перевести Трипитаку на все было невозможно. Намного проще было использовать санскрит - единый язык индийской культуры, который знали все образованные люди Индии. Во вторых, постепенно буддизм «брахманизировался»: интеллектуальные «сливки» сангхи были выходцами из брахманской касты, а они и создали всю буддийскую философскую литературу. Санскрит же был языком, который брахманы впитывали практически с молоком матери (по сию пору в Индии есть брахманские семейства, где санскрит считают родным языком), так что обращение к санскриту было вполне естественным.

Однако Трипитака на санскрите, к сожалению, не сохранилась: во время мусульманского завоевания Бенгалии (последнего оплота буддизма в Индии) и Палов в Магадхе (Бихар) в XIII в. буддийские монастыри были сожжены, погибло множество библиотек и хранившихся там санскритских буддийских текстов. Современные ученые располагают весьма ограниченным набором санскритских буддийских текстов (от некоторых остались только фрагменты). (Правда, иногда находят буддийские тексты на санскрите, ранее считавшиеся окончательно утерянными. Например, в 1937 г. Н. Санкритьяяна обнаружил в небольшом тибетском монастыре Нгор оригинальный текст фундаментального философского текста «Абхидхармакоша» Васубандху . Будем надеяться на новые открытия).

Сейчас нам доступны три варианта Трипитаки: палийская Типитака, признаваемая последователями Тхеравады , живущими на Ланке, в Бирме, Таиланде, Камбодже и Лаосе, а также два варианта Трипитаки Махаяны - на китайском (перевод текстов и формирование Канона было завершено в VII в.) и тибетском (формирование Канона завершилось в XII–XIII в.) языках. Китайская версия авторитетна для буддистов Китая, Японии, Кореи и Вьетнама, а тибетская - для жителей Тибета, Монголии и российских буддистов Калмыкии, Бурятии и Тувы. Китайская и тибетская Трипитаки во многом совпадают, а отчасти и дополняют друг друга: например, в китайский Канон включено гораздо меньше произведений тантрической литературы и поздних логико эпистемологических философских трактатов, чем в тибетский. В китайской же Трипитаке можно найти более ранние махаянских сутр Махаяны, чем в тибетской. И, разумеется, в китайской Трипитаке почти отсутствуют труды тибетских авторов, а в тибетском Кангъюре/Тенгьюре – китайских.

Таким образом, к 80 г. до н.э. (год письменной фиксации Типитаки) завершился первый, «доканонический» этап развития буддизма и окончательно оформился палийский тхеравадинский Канон; примерно в это же время появляются и первые сутры Махаяны .

Школы и направления буддизма

Буддизм никогда не являлся единой религией, и буддийская традиция утверждает, что после паринирваны Будды он начал делиться на различные школы и течения. В течение последующих 300-400 лет в рамках буддизма появилось около 20 школ (обычно говорят о 18), представлявших две основных группы - стхавиравадинов (палийский вариант тхеравадинов) и махасангхиков; на рубеже нашей эры они инициировали появление главных школ буддизма, существующих и по сей день: Хинаяны (Тхеравады) и Махаяны . Некоторые из восемнадцати школ отличались друг от друга несущественно, например, пониманием вопросов дисциплинарного кодекса монахов (Винайи), а между некоторыми расхождения были весьма значительными.

Цель буддизма

Буддизм - древнейшее учение о природе ума, освобождении от страданий о достижении вневременного счастья. Цель буддизма - достижение Просветления , состояния не обусловленного счастья, лежащего за пределами всех концепций и явлений.

Основы буддизма

Буддизм часто называют «религией опыта», желая показать, что основой Пути здесь является личная практика и проверка всех учений на истинность. Будда призывал своих учеников не верить никому на слово (даже ему), и, прежде чем принять чьи-то советы, тщательно выяснять, соответствуют ли они действительности. Покидая этот мир, Будда сказал: «Я поведал вам все, что знал. Будьте сами себе путеводным светом», указывая людям на их изначальную мудрость и просветленную природу, которые являются для нас лучшими учителями.

Есть несколько основных постулатов Учения, которые являются общими для всех буддистов, независимо от школы, направления и страны.

  1. Прибежище в Трех драгоценностях (санкср. медитация , так и попытки следовать Учению в потоке повседневной жизни).

    Изучать Дхарму лучше всего под руководством опытного наставника, потому что объем поучений невероятно обширен, и разобраться, с чего начать и какие тексты выбрать, довольно сложно. И даже если мы справимся с этой задачей, нам все равно понадобятся комментарии и пояснения знающего человека. Однако самостоятельная работа тоже необходима.

    Благодаря размышлению над полученной информацией мы приобретаем понимание и можем проверить, соответствует ли она формальной логике. Анализируя, следует спрашивать себя, какова польза от этих поучений и можно ли следовать им в практической жизни, соответствуют ли они цели, которой мы хотим достичь.

    Практика – медитация и применение полученных знаний в «поле», то есть в жизни - помогает перевести интеллектуальное понимание в сферу опыта.

    Следуя этому пути, можно быстро устранить все омрачения и раскрыть свою истинную природу.

    Примечания

    • Буддизм с самого начала опирался именно на светскую, царскую власть, и, по сути, был оппозиционным брахманизму учением. Позднее именно буддизм способствовал появлению в Индии новых сильных государств, таких как империя Ашоки .
    • Буддийские ступы – одни из самых ранних памятников индийской архитектуры (вообще говоря, все ранние архитектурные памятники Индии - буддийские). Ступа в Санчи, обнесенная стеной, сохранилась до наших дней. В текстах утверждается, что таких ступ было сто восемь.
    • Происхождение термина «махасангхики» точно не установлено. Некоторые буддологи полагают, что оно связано с намерением махасангхиков расширить монашескую общину - сангху, допустив в нее мирян («маха» означает «великий», «сангха» - «община»). Другие считают, что последователи этого направления представляли большую часть сангхи, были «большевиками», чем и обусловлено название.

Буддизм — это не столько религия в знакомом виде, а больше учение, которое можно назвать религиозно-философским.

Появившись в Индии в VI веке до н. э., оно широко распространилось по многим, в основном по восточным, странам мира.

Кратко о религии буддизм

В основе философского учения лежит направление верующего на поиск истины. Оно помогает человеку осознать и увидеть вещи таковыми, каковы они в реальности.

Символ буддизма - Дхармачакра, или Колесо закона (колесо сансары)

Buddhism не содержит понятия о богах. В отличие от других религий, в учении нет связи между человеком и Абсолютом. Есть цель вырастить бога внутри себя.

Популярна в буддизме тема перевоплощения души. Согласно теории реинкранации, проживание новых жизней – это приобретение новых испытаний и страданий, потребностей и желаний.

Перевоплощение в буддизме называют «колесом Сансары», при движении которого души рождаются в других новых телах.

Учение Будды и его философия

Буддизм направлен не на поклонение богу, а на познание человеком своего внутреннего «Я». Отрекаясь от желания обладания материальными вещами, буддист достигает Нирваны.

Путь к так называемому Вселенскому покою лежит через избавление от волнений и тревог. Суть учения можно назвать «оглушительной тишиной», которую стремятся получить исповедующие буддизм люди. Достигшие просветления, они могут стать успешными в жизни.

Простота учения познаётся через правильную медитацию. Величие и особенности буддизма в отсутствии попыток убедить в чём-либо или доказать какие-либо истины. Человек сам получает знания необычным для всех методом медитации, отличным от других путей навязывания информации.

Буддийская философия считает каждого частичкой бога, освобождает от чувств, которые затуманивают ум.

Личность человека подавляется:

  • страхом;
  • невежеством;
  • ленью;
  • жадностью;
  • эгоизмом;
  • злостью;
  • раздражением.

Очищаясь от этих чувств, религия способствует развитию следующих качеств:

  • щедрости;
  • доброты;
  • мудрости;
  • трудолюбия;
  • сострадания;
  • благодарности.

Развитие благотворных качеств сознания через саморазвитие приводит к просветлению, к созданию яркого и сильного разума.

Буддисты и их образ жизни


Буддийская культура продвигается следующими социальными группами:

  1. Классом монахо в, занимающихся выполнением ритуалов и живущих в безбрачии в монастырях. Отличаются внешне от окружающих красными одеяниями.
  2. Классом мирян , помогающих материально монахам. Заботясь о семьях, необразованные, они стараются применять заповеди учения в своей обыденной жизни.
  3. Классом йогинов , осуществляющих живую передачу, влияющих на все стороны бытия и преобразующих их. Живя вдали от всех, иногда в пещерах, становятся просветлёнными учителями. Их заметно по нечёсаным волосам, длинным ногтям, странному поведению и дешёвой одежде из шерсти и хлопка.

Йогин Миларепа

Одни из известных учителей:

  1. Миларепа — автор известных на Тибете песен мудрости.
  2. Житель гималайского королевства Бутан Другпа Кюнлег, которого почитают на своей родине за силовые поля, помогающие осуществлять желания.

Основатель религии

Основоположником религии, по мнению учёных, был Будда Шакьямуни. Его реальное имя — Сиддхартха Гаутама, принц племени, родившийся в 563 году до нашей эры на территории, прилегающей к Гималаям.

Отец дал мальчику имя, означавшее «исполняющий желания». Мудрец предрекал ребёнку стать в будущем великим философом или правителем, объединившим земли. В юношеском возрасте будущий Будда изучал ремесло воина и классическую индийскую литературу.

Прожив до 29 лет в роскоши, не знавший разочарований и нужды, царевич становится одним из отшельников, странствующих по свету.

Возникновение у него желания перевоплотиться основано на встрече с похоронной процессией, общении с человеком, больным проказой и старцем. Эти судьбоносные встречи подтолкнули Гаутаму заняться поиском истин бытия, найти способы устранения человеческих бед.

Он изучал науки самопознания, вёл аскетический образ жизни, истязая своё тело. Истина открылась царевичу после 49 дней беспрерывной медитации в позе лотоса. Просветлением было для юноши понятие о том, что ум меняется, он не вечный.

Став Буддой – «просветлённым, пробуждённым», пророк проповедовал учение, своё объяснение смысла жизни. Его жизненный путь продолжался около 80 лет.

После его смерти знаниями делились ученики Будды. Они проповедовали незначимость материальных ценностей и любовь, на которой основана вся жизнь.

Священная книга

Учение Будды долгое время передавалось из уст в уста. Священное писание возникло из-за боязни утраты основных заповедей.

Первые записи были сделаны на листьях пальм, они составляли сборник «Типитака». «Палийский канон» – это второе название «Трёх корзин».

О сборнике нельзя говорить как о «главной книге буддизма». Различные тематики освещены при помощи легенд, рассказов и проповедей, которые со временем перетерпели множество интерпретаций — видоизменений.

Сборник составляют:

  • «Виная-питака» , содержащая «корзину устава», посвящённую правилам и порядкам для буддийских монахов;
  • «Суттанта-питака» — «корзина поучений», состоящая из проповедей в виде 1000 трактатов;
  • «Абхидхамма-питака» — «корзины чистого сознания», анализа принципов учения, самой сложной для восприятия.

Священные писания относятся к жанрам учения, научного труда и художественной литературы. Они учат познавать Вселенский покой и истину.

Об основных идеях вероучения

Будда открыл истины, на которых основано его учение.

Если говорить о них кратко и понятно, то:

  1. Страдания человека и есть его жизнь. Всё в мире непостоянно и переходяще. И что бы не появилось, оно всегда уничтожается.
  2. Появление страданий связано с появлением желаний. Чем больше человек жаждет материального, тем больше его страдания.
  3. Избавившись от желаний, можно избавиться от страдания. Избавление от страстей и желания материального способствует достижению состояния Нирваны, при котором наступает блаженство.
  4. К подавлению желаний можно прийти при помощи пути спасения , избавляющего от страданий и названного восьмеричным.

Интересным фактом является то, что в буддизме, так же как и в религиях христианства и ислама, существуют свои ценности, к которым относятся:

  • сам Будда , которым может быть и основатель, и просветлённый последователь;
  • Дхарма , которую составляют основы, принципы и само учение;
  • Сангха , община тех, кто придерживается буддизма.

Направления древнейшей из мировых религий

Философские направления буддизма зародились с давних времён:

  1. Хинаяна основана на признании появления происходящего как результата действий, образа жизни и мыслей самого человека. Идеалом служит монах, имеющий возможность избавления от перевоплощений. Не признаются ни святые, ни обряды, ни рай или ад, ни иконы или культовые скульптуры.
  2. Махаяна , признающая благочестие и спасение даже для мирян, призывающая к поклонению культовым изображениям и святым, предполагающая наличие рая.
  3. Ваджраяна , опирающаяся на медитацию и принципы контроля за самосознанием.

Распространение

Посмотрим, среди каких народов широко распространен буддизм:

  1. Индия — является родиной учения, но только около 1% населения составляют буддисты.
  2. В Таиланде буддизм является государственной религией, даже глава государства должен проповедовать учение. В главном городе страны – Бангкоке изучают религию в специальных буддийских университетах. По всей стране множество различной религиозной атрибутики и великолепных буддийских храмов.
  3. В Шри-Ланке построено около 6 тысяч буддийских храмов, 60% граждан страны исповедуют учение, состоящее из трёх течений.
  4. В социалистическом Вьетнаме третья часть населения исповедует учение.
  5. В Тайване буддизм поддерживает почти 90% жителей.
  6. Камбоджа признала религию государственной с 1989 г., но во времена «культурной революции» при власти Пол Пота, по отношению к монахам проводились массовые репрессии.
  7. Китай ские государственные структуры с 90-х годов прошлого столетия жёстко контролируют буддийские и другие религиозные организации.
  8. Российский буддизм широко распространён в Калмыкии, Бурятии и Туве. Есть общины представителей учения и в обеих столицах государства.

История возникновения и развития буддизма включает в себя восточные страны, но в современном мире им интересуются в Европе и в Америке.

Как принять буддизм

Что нужно сделать, если возникло такое желание:

  1. Заняться изучением специальной литературы. Например, проштудировать тексты «Ламрина», автор которых Чжэ Цонкапа.
  2. Усвоить основные истины учения.
  3. Освоить восьмеричный путь, состоящий из этапов, помогающих познать истину. Осваивающему нужно научиться: пониманию; решимости; постижению речи, исключающей ложь и сквернословие; совершению полезных дел; пониманию жизни; приложению усилий, осознанию мысли; сосредоточению и просветлению.
  4. Осознать цель пути: рождение в виде человека (а не в виде таракана, муравья или коровы) — великое благо.
  5. Побывать на аудиенции у Ламы, который решит, может ли кандидат стать «просветлённым».

С чего начать знакомство с учением великого Будды? С осознания своего «Я».

Постараемся дать в сжатом виде основные тезисы и понятия чань-буддизма.

Основные постулаты буддизма:

1. Неотрицание всего - все есть Будда, как бы трудно это ни было понять.
2. Умение медитировать, т.е. осознавать себя и природу, освобождаться от аффектов.
3. Доверяй своему сердцу-сознанию - в нем содержатся ответы на все вопросы.

4 основных принципа Чань:

1) не опирайся на письменные поучения
2) передавай традицию вне наставлений
3) прямо указывай на сердце-сознание
4) преодолевай неведение и становись Буддой

Четыре благородные истины (арья-сатья):

1. Существует страдание (дукха)

Понятие дукха не совсем точно соответствует его русскому переводу "страдание" и входит в так называемые трилакшана (три отличительных качества проявленного мира):
Дукха - изначальное свойство проявленного мира.
Анитья - непостоянство всех внешних и внутренних элементов потока сознания.
Анатман - отсутствие самосущего, независимого от мира "Я" (личности, нихсвабхава).

Буддийское понятие страдания duhkha можно разделить на три важных категории:
1. страдания телесного типа
2. страдания чувственного типа
3. страдания как таковые (не телесные и не чувственные)

Объясним подробнее, что это за 3 категории страданий:
Телесные страдания: болезни, смерть, старость, рождение;
Чувственные страдания: соединение с нелюбимым (нежелаемым) объектом, разъединение с любимым, воздействие внешних факторов (страдание от принуждающих внешних воздействий, несвобода);
Страдание как таковое: сюда относят тонкие виды страданий, таких как страдание от перемен (от непостоянства мира), и страдания от страданий (от осознания их присутствия).

В совокупности перечислено 9 видов страданий. Их условно можно назвать страданиями типа Инь - в том смысле, что человек взаимодействует с этими страданиями как воспринимающее (Инь) существо.
Существуют также 2 вида страданий по типу Ян:

1. Страдание неудовлетворения - от неудач своих планов и действий;
2. Страдание от недостаточности - от понимания невечности и неабсолютности своих достижений

В этих 2-х типах страданий человек проявляет себя как активная сторона (Ян) и страдает от провала своих действий.

2. У страданий есть причина (самудая)

10 кармообразующих факторов:
Деяния тела:
1) убийство;
2) воровство;
3) сексуальное насилие.
Деяния речи:
4) ложь;
5) клевета;
6) грубая речь;
7) пустословие.
Деяния ума:
8) неведенье (моха, авидья);
9) алчность (лобха);
10) неприятие (двеша).

4 условия, усугубляющих кармообразующие факторы:
1) намерение совершить деяние;
2) обдумывание способов совершить задуманное;
3) действие;
4) радость, удовлетворение от содеянного.

12 нидан (пратитья-самутпада) - звенья цепи взаимозависимого происхождения:
1) Неведение (авидья);
2) Кармические импульсы (самскара);
3) Индивидуальное сознание (виджняна);
4) Определенный ум (имя) и его выражение в определенной форме (нама-рупа)
5) 6 чувственных способностей и их функции (шадаятана);
6) соприкосновение сознаний чувств с объектами (спарша);
7) чувства (ведана);
8) желание (тришна);
9) привязанность к объектам (упадана);
10) желание существования (бхава);
11) рождение (джати);
12) старость, страдания, смерть (джара-марана).

3. Страдания можно прекратить (ниродха)

Забвение желаний, освобождение от них и связанных с ними омрачений сознания. Противоядие дурной карме: культивирование любви, дружелюбия, милосердия, сострадания и сочувствия к другим существам.
10 Благих деяний (противоположность 10 кармообразующим факторам).

4 условия, очищающие карму:
1) Раскаянье, желание исправить содеянное;
2) Анализ действия - применение мыслительных техник;
3) Обещание больше не делать того же;
4) Медитация.

5 методов борьбы с нездоровыми состояниями ума:
1) замена нездоровых мыслей иными, имеющими светлые корни
2) исследование возможных последствий нездоровых мыслей
3) умение забывать дурные мысли
4) успокоение нездоровых мыслей их постепенным утончением
5) решительное подавление нездоровых мыслей.

4. Существует Путь (марга), ведущий к освобождению от страдания.

Восьмеричный благородный путь

Включает три аспекта буддийской практики:
- нравственное поведение (шила);
- медитация (самадхи);
- мудрость (праджня).

1. Истинное понимание
Понимание четырех благородных истин.

2. Истинное намерение
Намерение стать Буддой, освободить все живые существа от страданий.

3. Истинная речь
Отсутствие лжи, клеветы, грубой речи, пустой болтовни.

4. Истинное действие
Не отнимать жизнь у живых существ, воздерживаться от присвоения чужой собственности, воздерживаться от всех форм сексуального насилия, воздерживаться от употребления опьяняющих веществ.

5. Истинный образ жизни
Образ жизни, не связанный с насилием, честный путь зарабатывания на жизнь.

6. Истинное усилие
Срединное усилие, не истязать себя, но и не потакать своим слабостям.

7. Истинное размышление
4 основы внимательности:
1) внимательность к телу;
2) внимательность к чувствам;
3) внимательность к состояниям ума;
4) внимательность к объектам ума (дхармам).

8. Истинное сосредоточение (медитация).
Включает понятие о восьми ступенях медитации - дхьянах. Четыре начальных таковы:

1 дхьяна
а) общее размышление,
б) концентрация - направленное размышление,
в) восторг,
г) радость,
д) одноточечность мышления (погружение в предмет медитации).

2 дхьяна - уходит усилие и концентрация.

3 дхьяна - уходит восторг.

4 дхьяна - уходит блаженство, остается лишь чистая внимательность.

2 характеристики медитации.
1) Шамадха (концентрация) - возможна лишь при малом количестве объектов.
2) Випассана (прозрение) - возможно лишь при отсутствии дискурсивного мышления.
а) прозрение в непостоянство
б) прозрение в отсутствие "я"
в) прозрение в причины страдания

5 условий медитации.
1) Вера
2) Мудрость
3) Усилие
4) Концентрация
5) Внимательность

7 факторов просветления.
1) Внимательность
2) Исследование дхарм
3) Спокойствие
4) Уравновешенность
5) Сосредоточенность
6) Восторг
7) Усилие.

5 препятствий медитации.
1) Чувственное желание;
2) Недоброжелательство;
3) Сонливость и вялость;
4) Возбуждение и беспокойство;
5) Скептические сомнения.

Три драгоценности.

1. Будда
а) Будда Шакьямуни - реально существовавший человек, разорвавший круг рождений и смертей и передавший свое учение последователям.
б) Путь, ведущий к окончательной Нирване.
в) В каждой вещи есть Будда, это сущность всего.

2. Дхарма
а) Учение Будды как тексты, заповеди, философская система.
б) Все есть Дхарма, все вещи в мире есть обучающие аспекты Дхармы, ведущие нас к пониманию себя и мира.

3. Сангха
а) Группа людей, практикующих учение Будды.
б) Все живые существа, как единое сообщество, помогающее в практике пути. Все живые существа просветляются вместе друг с другом.

6 парамит

1) Дана - парамита даяния.
а) даяние имуществом: одежда, еда, помощь бедным, выполнение дел за других;
б) даяние дхармой: наставление, ободрение людей, возможность давать дхарму Будды, объяснение сутр;
в) бесстрашие: ободрение, поддержка, помощь в трудностях, собственным примером смелости и веры.
г) дружелюбием: приветливым выражением лица, спокойной дружелюбной речью. Результат: очищает скупость, освобождает от жадности.

2) Шила - парамита обетов
Поддержание обетов, разрушает нарушения.
Результат: удерживает от разочарования,
- успокаивает сердце,
- открывает мудрость.

3) Кшанти - терпения.
Претерпевание всяческих трудностей.

4) Вирья - радостное усилие.
Быть энергичным, внимательным, прилагать усилия на пути:
а) сердечное по пути Будды;
б) физическое по спасению всех живых существ;
в) умственное по изучению дхармы.
Результат: преодолевает лень и усиливает внимательность.

5) Дхьяна - медитация, поддерживающее качество для прочих парамит.

6) Праджня - мудрость, высшая парамита.

Правила соблюдения гармонии в сангхе:

1) Разделять общее место пребывания.
2) Разделять повседневные заботы.
3) Вместе соблюдать заповеди (вместе практиковать).
4) Употреблять только те слова, которые ведут к гармонии и не употреблять слова, ведущие к расколу.
5) Делиться внутренним опытом.
6) Уважать точку зрения других, не заставлять других вставать на свою точку зрения.

8 результатов почитания трех драгоценностей.

1) Возможность стать учеником Будды.
2) База для практики (заповеди).
3) Облегчает кармические препятствия, создает добродетель.
4) Возможность аккумулировать благость и счастье.
5) Невпадение в злые интересы (основанные на трех ядах).
6) Не может быть сбит с пути (или окружен) плохими людьми.
7) Все благие начинания достигают успеха.
8) Конечный результат - Нирвана.

Классификация дхарм:

1) По группам соотнесения - скандхи
2) По источникам сознания - аятаны
3) По классам элементов - дхату

Причинно-обусловленные дхармы (санскрита) - скандхи, которые подчинены в своем функционировании закону причинно-зависимого происхождения.

5 скандх:

1. Рупа - форма, чувственное (содержание потока сознания, мысленное представление об оболочке).
8 видов форм:
- глаза (видимая форма)
- уха (слышимые формы)
- носа (запахи)
- языка (вкус)
- осязаемые (структура тела)
- ума (мысли)
- форма сознания форм (я смотрю, я слышу и т.д.)
- алая виджняна

2. Ведана - чувственные переживания, ощущения.
3 вида чувств:
- приятное
- неприятное
- нейтральное.

3. Санджня - восприятие - опознавание (представление) объектов пяти видов чувственного восприятия:
- существующее;
- несущесствующее;
- все двойственные категории (большое - малое и т.п.);
- абсолютное ничто.

4. Самскара - интеллект. Психические процессы (состояние ума), ментальные факторы.
6 групп ментальных факторов (51 ментальный фактор)
1) 5 вездесущих факторов:
намерение, контакт, чувство, распознавание, умственная деятельность.
2) 5 определяющих факторов:
устремление, оценка, внимательность, медитативное сосредоточение, высшее знание.
3) 11 позитивных факторов: - доверие, стыд, смущение, непривязанность, отсутствие ненависти, отсутствие неведения, радостное усилие, сговорчивость, совестливость, невозмутимость, сочувствие.
4) 5 главных омрачающих состояний:
-неведение, алчность, неприятие, гордость, сомнение.
5) 20 второстепенных омрачений:
воинственность, чувство обиды, озлобленность, склонность к нанесению вреда, ревность, притворство, обман, бесстыдство, отсутствие смущения, скрытность, скупость, надменность, лень,неверие, бессовестность, забывчивоть, отсутствие самонаблюдения (несознательность), сонливость, волнение, рассеяность.
6) 5 переменных факторов:
сон, сожаление, приблизительное рассмотрение, точный анализ.

5. Виджняна - сознание, познание, осознавание восприятия чувствами и мышлением.
сознание зрения;
сознание слуха;
сознание обоняния;
сознание вкуса;
сознание осязания;
ментальное сознание.

Причинно-необусловленные дхармы (асанскрта) - не связаны с причинно-зависимым происхождением

1) Прекращение посредством знания (пратисанкха ниродха) - разобщение с дхармами подверженными притоку аффективности.
2) Прекращение не посредством знания (апратисанкха ниродха) - представляет собой абсолютное препятствие для появления еще не достигших дхарм.
3) Пространство психического опыта (акаша), в котором отсутствует материальное препятствие.

12 аятан - источников восприятия:
Индрии - 6 органов чувств: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание, ум;
Вишайя - 6 объектов органов чувств: форма, звук, запах, вкус, тактильные ощущения, объекты ума.

18 дхату - элементов:
6 органов чувств, 6 объектов чувств, 6 сознаний чувств (см. выше).