Домой / Мелочи недвижимости / Методы правового регулирования жилищных правоотношений. Основные понятия. Ильдар РезеповЖилищное право. Шпаргалка

Методы правового регулирования жилищных правоотношений. Основные понятия. Ильдар РезеповЖилищное право. Шпаргалка

Жилищное право – это совокупность норм права, регулирующих жилищные отношения.

Понятие жилищного права употребляется в юридической литературе в двух смыслах – узком и широком.

Понятие «жилищное право» употребляется в юридической литературе в двух смыслах: узком и широком. В узком смысле жилищное право – это субъективное право конкретного человека на жилое помещение. Жилищное право в широком смысле – это институт гражданского права, включающий в себя нормы других отраслей права, посвященные либо непосредственно жилищным правоотношениям, либо отношениям, связанных с жильем. Исходя из этого, предметом жилищного права является совокупность общественных отношений, возникающих в связи с использованием и эксплуатацией жилищного фонда. В действующем законодательстве эти отношения получили название «жилищные отношения».

Предметом регулирования жилищного права являются жилищные правоотношения. Под жилищными правоотношениями понимают отношения, возникающие по поводу жилища.

Под методом жилищного права следует понимать способ регулирования жилищных правоотношений.

Под методом правового регулирования понимают совокупность приемов и способов, при помощи которых та или иная отрасль права воздействует на регулируемые ею общественные отношения. При ближайшем рассмотрении оказывается, что жилищное право в основном использует диспозитивный метод гражданского права, однако в разумном сочетании с императивным методом.

Императивный метод в жилищном праве базируется на силе государственного принуждения, на обязательных для исполнения всеми субъектами указаниях, запретах. Например, норма об обязательной государственной регистрации сделок купли-продажи жилья – императивная. Диспозитивность предполагает дозволение, предоставление субъекту права действовать определенным образом. Так, лицо, владеющее жилым помещением на праве собственности, вправе осуществить акт распоряжения жилым помещением путем продажи его другому лицу.

Жилищно-правовой метод регулирования представляет собой совокупность юридических средств, приемов, которые регулируют жилищные отношения.

Особенность метода жилищного права состоит в том, что жилищное право – комплексная отрасль права, поэтому его метод характеризуется чертами, присущими гражданскому праву в целом, а также чертами, характерными для тех отраслей права, нормы которых используются для регулирования жилищных правоотношений.

Нормы жилищного права как отрасли права можно систематизировать по различным основаниям. Самым оптимальным способом является систематизация по виду регулируемых отношений, как это изложено в Жилищном кодексе РФ. Таким образом, система отрасли жилищного права может быть представлена в следующем виде.

Общие положения. В данном разделе закрепляются основные понятия, права и обязанности граждан, защита прав граждан, компетенция государства и муниципальных образований в области жилищного права, дастся определение жилищного фонда и жилого помещения, также определяются правила перевода жилого помещения в нежилое, перепланировки помещения.

Право собственности и другие вещные права. Данный раздел посвящен правам и обязанностям собственника жилого помещения, а также правам и обязанностям других граждан, проживающих в этом жилом помещении.

Жилые помещения, предоставляемые гражданам по договору социального найма. В разделе закреплены основания и порядок предоставления гражданам жилого помещения по договору социального найма; порядок заключения, оформления, расторжения договора социального найма; права и обязанности наймодателя, нанимателя, членов семьи нанимателя, временных жильцов, а также порядок пользования гражданами предоставленными им помещениями, обеспечения сохранности и ремонта жилого помещения, предоставленного по договору социального найма.

Служебные и специализированные помещения. В рамках этого раздела рассматриваются порядок предоставления служебных и специализированных помещений; порядок заключения, оформления и расторжения договоров найма служебного или специализированного помещения; права и обязанности субъектов в описываемой сфере.

Отношения, возникающие по поводу жилых помещений в жилищном или жилищно-строительном кооперативе. В данном разделе рассматриваются такие вопросы, как создание и деятельность жилищного или жилищно-строительного кооператива; права и обязанности членов правления кооператива; порядок приема в члены кооператива правовое положение членов кооператива; порядок предоставления жилых помещений.

Товарищество собственников жилья. Здесь дается определение товарищества собственников жилья; закреплен порядок создания, ликвидации, реорганизации, а также деятельности товарищества; права и обязанности самого товарищества и его членов, правовое положение членов товарищества.

Меню статьи

1. Понятие жилищного права.

Понятие жилищного права употребляется в юридической литературе в двух смыслах – узком и широком.

В узком смысле жилищное право – это субъективное право конкретного человека на жилое помещение.

В широком смысле жилищное право — совокупность правовых норм, регулирующих жилищные отношения.

Жилищное право представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих права физических и юридических лиц на жилые помещения, регулирующих порядок пользования жилыми помещениями и охраняющих права и законные интересы собственников, иных законных владельцев жилья.

Особо тесно жилищное право связано с гражданским. При рассмотрении вопроса соотношения гражданского и жилищного законодательства следует учесть несколько важных моментов: Конституция РФ разграничивает гражданское и жилищное законодательство. В частности, гражданское регулируется на федеральном уровне, т. е. только РФ (ст. 71), жилищное - ни уровне РФ и субъектов РФ (ст. 72).

Специфика жилищного права , в частности его предмета, метода и места в системе отраслей права предопределяется следующими обстоятельствами. Жилищное право нельзя отнести только к частному или только к публичному праву, поскольку оно включает нормы как частного права (преимущественно диспозитивного характера), так и пу­бличного права.

Нормы публичного права, как правило, императивны, т.е. их содержание не может быть изменено по воле участников правоотношений. Диспозитивные нормы, наоборот, содер­жат общее правило (общую модель) поведения участников и допускают возможность формирования ими иной моде­ли поведения, если это соответствует законодательству и (или) соглашению сторон.

Отрасли частного права регулируют отношения, обеспе­чивающие частные интересы отдельных лиц (граждан, юри­дических лиц и др.). Отрасли публичного права реализуют общий, публичный, общегосударственный интерес.

2. Место жилищного права в системе российского права.

В юридической литературе нет единого мнения относительно места жилищного права в российской системе права.

1)Жилищное право не самостоятельная отрасль, а подотрасль гражданского права или правовой институт.

2)Жилищное право – комплексная отрасль права, которая объединяет нормы и правовые институты гражданского, административного и других отраслей права, посвящённые либо непосредственно жилищным правоотношениям, либо отношениям, связанным с жильём.

3)Жилищное право – самостоятельная отрасль права.

Ст. 72 Конституции РФ называет жилищное законодательство самостоятельной отдельной отраслью законодательства. В нем и, соответственно, в жилищном праве, действует многоуровневый режим правового регулирования жилищных отношений: федеральный, региональный и местный. Поэтому жилищное право не вписывается в отношения, регулируемые гражданским правом, которое осуществляется только на федеральном уровне. Нахождение жилищного права в рамках гражданского сужает сферу его правового регулирования.

3. Предмет жилищного права.

Предметом регулирования жилищного права являются жилищные правоотношения. Под жилищными правоотношениями понимают отношения, возникающие по поводу жилища. В них можно выделить следующие виды отношений (п.1 ст.4 ЖК РФ):

а) отношения по возникновению, осуществлению, изменению, прекращению права владения, пользования. распоряжения жилыми помещениями государственного и муниципального жилищных фондов;

б) отношения пользования жилыми помещениями частного жилищ­ного фонда;

в) отношения пользования общим имуществом собственником по­мещений;

г) отношения по отнесению помещений к числу жилых помещений и исключения их из жилищного фонда;

д) отношения учета жилищного фонда;

е) отношения содержания и ремонта жилых помещений;

ж) отношения переустройства и перепланировки жилых помещений;

з) отношения управления многоквартирными домами;

и) отношения создания и деятельности жилищных и жилищно-строительных кооперативов, товариществ собственников жилья, прав и обязанностей их членов;

к) отношения по предоставлению коммунальных услуг;

л) отношения внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги;

м) контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

4. Метод жилищного права. Его особенности.

Жилищно-правовой метод регулирования представляет собой сово­купность юридических средств, приемов, которые регулируют жи­лищные отношения.

Особенность метода жилищного права состоит в том, что жилищное право – комплексная отрасль права , поэтому его метод характеризуется чертами, присущими гражданскому праву в целом, а также чертами, характерными для тех отраслей права, нормы которых используются для регулирования жилищных правоотношений.

В отличие от строго диспозитивного метода гражданского права жилищное право построено на сочета­нии императивного и диспозитивного методов.

Императивный метод основан на принуждении, обязательных для исполнения указаниях, обязанностях, запретах. Это метод, направленный на обеспечение предписанного государством строго обязательного по­ведения субъектов. Освобождающееся изолированное жилое помещение в квартире, где проживают несколько нанимателей, должно предоставляться про­живающим в этой квартире гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, а при отсутствии таковых - гражданам, имею­щим жилую площадь менее установленной нормы на одного челове­ка. А если вышеперечисленные граждане отсутствуют, то вселение в освободившееся жилое помещение осуществляется в общем поряд­ке по договору социального найма (ст. 59 ЖК РФ).

Диспозитивность - это метод автономии, дозволения, наделения субъектов инициативой. Так, согласно ч. 1 ст. 72 ЖК РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма вправе с письмен­ного согласия проживающих совместно с ним членов семьи, включая временно отсутствующих, произвести обмен занимаемого жилого по­мещения с другим нанимателем по договору социального найма, в том числе с проживающим в другом населенном пункте. Аналогичным образом в ч. 3 ст. 82 ЖК РФ изменение договора найма вследствие признания нанимателем другого члена семьи с некоторыми оговорка­ми предоставлено на рассмотрение всех членов семьи.

5.Принципы жилищного права.

Принципы права - это основные положения (осново­полагающие идеи), реализующиеся в форме и содержа­нии права. В переводе с латинского «принцип» означает основоположение, руководящую идею, основное правило поведения и т.п. Прежде всего принципы права содержат Конституция, а также законодательные акты. В ЖК РФ нет специальных статей, непосредственно посвященных принципам жилищного права. Однако соответствующие положения имеются (хотя и не называются принципами) в ст. 1 «Основные начала жилищного законодательства», ст. 2 «Обеспечение условий для осуществления права на жили­ще», ст. 3 «Неприкосновенность жилища и недопустимость «то произвольного лишения» и других статьях ЖК РФ.

В юридической литературе выделяют следующие прин­ципы права, которые имеют отношение и к жилищному праву. Общеправовые принципы:

1) справедливость (соответствие права существующим в обществе моральным нормам);

2) демократизм (народовластие) (право должно выражать интересы большинства);

3) равенство права;

4) гуманизм (человеколюбие);

5) свобода субъектов права;

6) законность;

7) ответственность за вину;

8) взаимной ответственность государства и личности;

9) единство норм права;

10) реальность норм права.

Отраслевые принципы жилищного права

(принципы, которые присущи только жилищному праву, и в которых проявляется его сущность и значение для общества.

Неприкосновенность жилища. ( Ст. 25 КРФ, ст. 3 ЖК РФ.) Статья 25 Конституции РФ закреп­ляет неприкосновенность жилища в качестве основных гарантий прав и свобод граждан. Ст. 3 ЖК развивает данный принцип: «Никто не вправе проникать в жилище без согласия проживающих в нем на закон­ных основаниях граждан. Проникновение в жилище без со­гласия проживающих в нем на законных основаниях граж­дан допускается в случаях и в порядке, которые предусмот­рены федеральным законом, только в целях спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения их личной безопасности или общественной безопасности при аварийных си­туациях, стихийных бедствиях, катастрофах, массовых бес­порядках либо иных обстоятельствах чрезвычайного харак­тера, а также в целях задержания лиц, подозреваемых в со­вершении преступлений, пресечения совершаемых преступ­лений или установления обстоятельств совершенного преступ­ления либо произошедшего несчастного случая» (см. п. 3 ст. 3).

Недопустимость произвольного лишения жилья. Закреплён в ч. 1 ст. 40 Конституции РФ. ЖК РФ предусмотрен только судебный порядок выселения из жилых помещений . Ни органы государственной власти, ни органы мес­тного самоуправления, ни какие-либо должностные лица не вправе осуществлять действия, связанные с неправомерным лишением граждан права на жилище.

Понятие «лишение права па жилище» относится к выселению граждан из жилых по­мещений. Основания и порядок выселения граждан из жи­лых помещений определяются законом.

Свобода выбора места жительства. Согласно ст. 27 Кон­ституции РФ каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигать­ся, выбирать место пребывания и постоянного или времен­ного жительства в любой части страны. В обеспечении дан­ного принципа институт прописки был заменен на институт регистрации по месту жительства.

Доступность пользования жилищным фондом. Один из са­мих сложных принципов с точки зрения его реализации на практике, и в настоящее время, к сожалению, является декларативным. С одной стороны, каждый человек может получать в свое пользование и в собственность жилое помещение. С другой стороны, высокая стои­мость жилья, особенно в крупных городах, квартирной пла­ты и коммунальных услуг не всегда позволяет гражданам воспользоваться данным правом на практике. Однако следует отметить позитивное стремительное развитие рынка недвижимости в России в сторону строительства новых жилых площадей, организация кондоминиумов, ипотечного кредитования.

Целевое использование жилищного фонда. В ч. 1 ст. 17 ЖК подчеркивается, что жилое помещение, прежде всего, предназначено для проживания граждан (собственников и нани­мателей, членов их семей и др.). Жилое помещение может быть использовано не только для личного проживания, но и для проживания иных лиц: нанимателей и поднанимателей (на основании договора), временных жильцов (на возмездной основе). Допускается использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нем на законных основаниях граж­данами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение. Не допускается размещение в жи­лых помещениях промышленных производств.

Равенство участников жилищных отношений. Участниками жилищных отношений являются не только граждане РФ, но и юридические лица (организации), Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования (ч. 2 ст. 4 ЖК РФ). Следует отметить, что рaвенство участников жилищных отношений — общее правило, жилищное законодательство регулирует и иные отноше­ния, не предусматривающие юридическое равенство их участников. Например, отношения складываются между органами , осуществляющими учет нуждающихся в жилье граждан и предоставление им жилых помещений, и гражданами, желающими получить жилье на условиях договори социального найма (гл. 7 ЖК РФ).

Судебная защита жилищных прав. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

Защита жилищных прав в административном порядке осуществляется только в случаях, предусмотренных законом. Решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в судебном порядке.

6.Источники жилищного права.

Источники отрасли права - это формы внешнего проявления проявления права (формального закрепления). Право­вые нормы как общеобязательные правила поведения не существуют обособленно. В основном они со­держатся в нормативных правовых актах. Данная форма проявления правовых норм свидетельствует о том, что установленное правило имеет обязательный характер и обеспечивается си­лой принуждения со стороны государства.

Все источники жилищного права в зависимо­сти от их значения и места в системе актов, содержащих нормы жилищного права, можно подразделить на три вида:

Конституция, конституции республик и уставы дру­гих субъектов РФ;

Жилищное законодательство. Ст. 5 ЖК РФ;

Иные правовые акты, не относящиеся к актам жилищного законодательства, но содержащие нормы жилищного права, например ГК РФ, в частности его гл. 18 «Право соб­ственности и другие вещные права на жилые помещения» (ст. 288-293) и 35 «Наем жилого помещения» (ст. 671-688).

Конституция является правовой базой для любой от­расли права. Она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федера­ции, не должны противоречить Конституции (ч. 1 ст. 15). В Конституции содержатся нормы жилищного права, на­пример в ст. 40, в которой говорится о праве каждого чело­века и гражданина на жилище и недопустимости произволь­ного лишения жилища, и в ст. 25, в которой провозглашен принцип неприкосновенности жилища. Нормы указанных статей Конституции получили свое закрепление и развитие в ст. 2 и 3 ЖК РФ. Однако Конституция важна не только наличием отраслевых (жилищных) норм, но и содержанием других норм и положений, которые обязаны соблюдать ор­ганы государственной власти, органы местного самоуправ­ления, должностные лица, граждане и их объединения (ч. 2 ст. 15). В частности, в соответствии со ст. 72 (п. «к») Конституции жилищное законодательство является предметом совместного ведения Российской Федерации и ее субъек­тов. Конституция предоставляет субъектам РФ право иметь собственное жилищное законодательство, определяя одно­временно пределы осуществления такой законодательной деятельности. Согласно ст. 72 Конституции субъекты РФ вправе издавать свои законы по предметам, находящимся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут про­тиворечить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч. 5 ст. 76 Конституции). До принятия федерального закона (или иного нормативного акта) республика, край, область или другой субъект РФ осуществляет законодательное ре­гулирование по соответствующему предмету совместного ведения путем принятия законов и иных нормативных пра­вовых актов на своем уровне. После принятия федерально­го закона законы и иные нормативные правовые акты субъ­ектов РФ приводятся в соответствие ним. Основной правовой массив жилищного пра­ва составляет жилищное законодательство, акты которого принимаются на федеральном, региональном и местном уровнях (ст. 5 ЖК РФ). Касаясь иных правовых актов, содержащих нормы жи­лищного права, следует подчеркнуть, что источниками жи­лищного права, например, являются федеральные законы, принятые недавно в рамках Программы «Доступное жи­лье». В их число входят, например, следующие ФЗ: -от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»; -от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом стро­ительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»; -от 30.12.2004 № 215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах» (далее - Закон о жилищных накопительных кооперативах). В Конституции (ч. 4 ст. 15) и ЖК РФ (ст. 9) говорится о приоритете норм международного права (международно-правовых актов) перед национальным законодательством. В международном праве содержится большое количество принципов и норм, признаваемых в основном всем между­народным сообществом. Под общепризнанными принципа­ми и нормами следует понимать принципы и нормы общего международного права, получившие всеобщее признание. Необходимо отметить, что эти нормы и принципы должны быть признаны обязательными Российской Федерацией Постановления (решения) судебных органов в какой-то мере влияют на уровень правового регулирования жилищных отношений. Однако они являются правоприменительными органами, а не нормотворческими (правотворческими). Сама проблема (относить или не относить су­дебные акты к источникам права, в том числе жилищного) существует. Однако по данному вопросу хотелось бы об­ратить внимание на два обстоятельства: во-первых, судеб­ный акт, даже Конституционного Суда РФ или Верховного Суда РФ, не отвечает всем формальным признакам норма­тивного правового акта. Правовой акт издается компетентным органом, принимается в определенном порядке, содер­жит нормы права - правила поведения общего характера, имеет установленную форму (закон, постановление и др.) и реквизиты (дату и номер), обладает юридической силой, вступает в силу в установленном порядке. Во-вторых, при­знание постановлений Конституционного Суда РФ и Вер­ховного Суда РФ в качестве источников права может при­вести к такой крайности, как признание источниками права актов (решений) других судов, в частности судов респу­блик, краев, областей и других территориальных единиц, т.е., по существу, к внедрению прецедентного права, что не характерно для российской правовой системы.

7. Действие жилищного права во времени, пространстве и по кругу лиц.

Статья 6 ЖК РФ определяет особенности действия норм жилищного законодательства во времени. На жилищное законодательство распространяется общеправовой принцип - закон обратной не имеет. То есть нормы жилищного законодательства по общему правилу не распространяют свое действие на отношения, возникшие до их вступления в силу.

Акты жилищного законодательства распространяют свою силу на отношения, возникшие до их введения в действие, лишь в случаях, прямо предусмотренных этими актами.

Действие акта жилищного законодательства в жилищных отношениях, возникших до его введения в действие, может быть распространено на права и обязанности участников этих отношений, которые возникли уже после введения акта в действие. Иными словами, жилищное отношение до введения акта жилищного законодательства регулируется ранее действующими нормами, а после введения акта в действие - уже новыми нормами.

Акт жилищного законодательства распространяет свое действие на права и обязанности, возникшие из договоров, до введения его в действие, лишь в том случае, если в данном акте прямо предусмотрено, что он распространяется на права и обязанности, возникшие из ранее заключенных договоров. В соответствии с Федеральным законом от 14.06.1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» по общему правилу федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Феде рации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования в «Российской газете», «Парламентской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации». Вместе с тем дата введения в действие конкретного нормативного акта может быть указана в нем самом или в другом акте. Как следует из ст. 27 Федерального закона от 30.12.2004 г. № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», закон вступает в силу по истечении 3 месяцев после дня его официального опубликования, т. е, 1 апреля 2005 г. (ФЗ был опубликован 31 декабря 2004 г.); новый ЖК РФ введен в действие специальным законом (Вводным) с 1 марта 2005 г. Введение в действие указов Президента РФ и постановлении Правительства РФ осуществляется на основании Указа Президента РФ № 763 от 23.05.1996 г., в соответствии с которым указы и постановления подлежат официальному опубликованию в течение 10 дней с момента их подписания в сборнике «Собрание законодательства Российской Федерации», а также в «Российской газете», за исключением актов (их отдельных пунктов), содержащих государственную тайну. Указы Президента РФ и Постановления Правительства РФ вступают в силу одновременно на всей территории по истечении 7 дней после их опубликования (если иной не установлен указом). Введение в действие ведомственных актов осуществляется на основании Указа Президента РФ № 104 от 21.01.1993 г. «О нормативных актах центральных органов государственного управления Российской Федерации». Ведомственные акты, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан или носящие межведомственный характер, принятые после 01.03.1993 г. и прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ, подлежат официальному опубликованию в газете «Российские вести» не позднее 10 дней после их государственной регистрации, не прошедшие регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут за собой правовых последствий, т. е. не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений (на них нельзя ссылаться при разрешении споров). Прекращение действия правового акта происходит: с наступлением установленного в нем срока; в результате его прямой отмены; с принятием нового акта, отменяющего или изменяющего старый. По общему правилу предполагается обязательность применения источников жилищного права и соблюдения в границах территории, на которую распространяется власть органа, принявшего соответствующий акт, т. е. на территории либо всей Российской Федерации, либо субъекта РФ, муниципального образования. Федеральные законы и иные нормативные акты федерального значения действуют на всей территории РФ. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, содержащие нормы жилищного права, действуют в пределах территории соответствующего субъекта РФ. Акты органов местного самоуправления, содержащие нормы жилищного права, действуют в пределах территории соответству­ющего муниципального образования. Точно так же действует жилищное законодательство и по кру­гу лиц. К указанным лицам относятся граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Федерации и муниципальные образования. Правила, установленные жилищным законодатель­ством, применяются и к отношениям с участием иностранных граж­дан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц. Ввиду специфического статуса данных субъектов жилищных отношений законодательно допускается установление случаев ограничения жилищных прав иностранных граждан, апатридов, бипатридов. Когда действие правового нормативного акта ограничивается определенной территорией Российской Федерации, то указанный акт действует только в отношении тех лиц, которые находятся ни данной территории.

8. Применение жилищного права по аналогии.

Статья 7 ЖК РФ регулирует особенности применения аналогии закона при наличии пробела в жилищном законодательстве. Ана­логия закона в жилищном законодательстве заключается в применении к неурегулированным отношениям жилищного законодатель­ства, регулирующего сходные общественные отношения. Для при­менения аналогии закона необходимо соблюдение следующих условий: жилищное отношение не урегулировано жилищным законодательством; жилищное отношение не урегулировано соглашением его участников; отсутствует норма гражданского или иного законодательства, прямо регулирующая данное жилищное отношение; применение к данному жилищному отношению норм жилищного законодательства, регулирующих сходные отношения, не противоречит существу жилищного отношения. Пункт 2 ст. 7 ЖК РФ устанавливает порядок применения в жилищном законодательстве аналогии права. Аналогия права применяется лишь в том случае, если невозможно применить аналогию закона, и заключается в том, что жилищные права и обязанности определяются исходя из общих начал и смысла жилищного законодательства и требований добросовестности, гуманности, разумности и справедливости. К жилищным отношениям, связанным с ремонтом, переустройством и перепланировкой жилых помещений, использованием инженерного оборудования, предоставлением коммунальных услуг, внесением платы за коммунальные услуги, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных ЖК РФ. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены жилищным законодательством, применяются правила международного договора.

Понятие "жилищное право" можно рассматривать в трех аспектах:

  • 1) как отрасль права, регулирующая определенную группу общественных отношений;
  • 2) как отрасль юридической науки (область правоведения);
  • 3) как учебную дисциплину, связанную с преподаванием жилищного права. Перечисленные разновидности понятия "жилищное право" взаимосвязаны, но каждая из них имеет собственное содержание.

Жилищное право как отрасль права выступает в качестве отправного понятия для отраслевой юридической науки и учебной дисциплины.

Отрасли права отличаются друг от друга, прежде всего, предметом регулирования, т.е. определенным видом общественных отношений, на которые направлено воздействие норм данной отрасли права.

Общим предметом жилищного права являются общественные отношения по поводу жилища. Внутри этого предмета выделяются несколько групп относительно однородных общественных отношений, складывающихся в различных сферах деятельности государства по реализации права граждан на жилище, обеспечения их в тех или иных формах жилыми помещениями и связанных с ними иных отношений.

Таким образом, предметом регулирования жилищного права является определенная совокупность общественных отношений, которые получили в законодательстве и в юридической литературе название "жилищные отношения".

Понятие "жилищные отношения" является собирательным, охватывающим различные виды отношений, возникающих по поводу жилища: по предоставлению жилых помещений нуждающимся в них, приобретению и строительству жилых помещений, по пользованию жилыми помещениями, по управлению жилищным фондом, эксплуатации жилищного фонда и т.д. Таким образом, жилищные отношения - это общее родовое понятие по отношению к отдельным их видам.

С одной стороны, к жилищным отношениям относятся организационные отношения, которые складываются на началах власти и подчинения (управление жилищным фондом и учет нуждающихся в жилых помещениях фонда социального использования и др.), а с другой - отношения, которые складываются на началах равенства их участников и, в свою очередь, подразделяются на имущественные (например, наем жилого помещения и др.) и личные неимущественные.

ЖК РФ (ст. 4) перечисляет основные группы жилищных отношений, относя к ним отношения по поводу:

  • 1) возникновения, осуществления, изменения, прекращения права владения, пользования, распоряжения жилыми помещениями государственного и муниципального жилищных фондов;
  • 2) пользования жилыми помещениями частного жилищного фонда;
  • 3) пользования общим имуществом собственников помещений;
  • 4) отнесения помещений к числу жилых помещений и исключения их из жилищного фонда;
  • 5) учета жилищного фонда;
  • 6) содержания и ремонта жилых помещений;
  • 7) переустройства и перепланировки жилых помещений;
  • 8) управления многоквартирными домами;
  • 9) создания и деятельности жилищных и жилищно-строительных кооперативов, товариществ собственников жилья, прав и обязанностей их членов;
  • 10) предоставления коммунальных услуг;
  • 11) внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги;
  • 12) контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

Жилищные отношения, урегулированные правом, приобретают форму жилищных правоотношений.

Жилищное право - это совокупность норм права, регулирующих жилищные отношения.

К жилищным отношениям применяются различные методы правового регулирования. Регулирование жилищных отношений происходит путем применения различных по своей отраслевой принадлежности правовых норм: государственного, административного, гражданского и иных отраслей права. Жилищное право заимствует методы правового регулирования, используемые в других отраслях права: гражданско-правовой метод - равенство сторон и имущественная самостоятельность - при пользовании жилыми помещениями; метод административного права - метод власти и подчинения - для отношений распределения (предоставления) жилья по договору социального найма, управления жилищным фондом социального использования и т.д.

Среди юристов отсутствует единое понимание жилищного права как отрасли права.

Ряд авторов считают жилищное право подотраслью гражданского права. Однако при этом необходимо иметь в виду, что, кроме собственно гражданско-правовых норм, жилищные отношения регулируются и нормами других отраслей права (прежде всего речь идет о жилищно-правовых нормах): например, отношения по предоставлению жилых помещений фонда социального использования регулируются с помощью административно-правовых методов. На ближайшую перспективу в России такой подход сохранится, хотя следует отметить, что с течением времени фонд социального использования будет сокращаться, что неизбежно приведет к перераспределению отношений: увеличению частноправовых и уменьшению публично-правовых начал в жилищной сфере.

Ряд других ученых придерживаются иной точки зрения. В Российской Федерации действует значительное количество норм, которые нельзя отнести к той или иной традиционной отрасли права. Такие нормы содержатся, например, в Конституции Российской Федерации, ЖК РФ, ГК РФ (гл. 35), большом количестве федеральных законов, регулирующих вопросы социальных гарантий в жилищной сфере отдельных категорий граждан (например, "О статусе военнослужащих" (ст. 15), "О милиции", "О прокуратуре Российской Федерации"), и ряде других, в том числе подзаконных, актов. Указанные обстоятельства ставят перед учеными вопрос о рассмотрении жилищного права как комплексной отрасли права, в которую наряду с нормами собственно жилищного права входят нормы, относящиеся к другим отраслям права - административному, финансовому, жилищному, земельному и др. Однако существование в системе права комплексных отраслей права правовой наукой до настоящего времени всеми учеными однозначно не признано. В то же время заслуживает внимания позиция И.А. Фаршатова, который жилищное право относит к комплексно-специализированной отрасли, формируемой на базе основных отраслей в связи с необходимостью специализированного регулирования отдельных специфических участков общественных отношений, которыми являются жилищные отношения.

Отрасль права - это относительно обособленная внутри системы права совокупность однородных правовых норм, регулирующих определенную однородную область общественных отношений. Однако в рамках единой системы права все отрасли права взаимосвязаны, не существует отраслей права, абсолютно изолированных одна от другой.

В основе деления права на отрасли лежат два критерия: предмет правового регулирования и метод правового регулирования.

Под предметом правового регулирования понимается качественно однородная совокупность общественных отношений, на которую воздействуют нормы определенной отрасли права. Иными словами, предмет правового регулирования - это сфера, на которую распространяет свое действие отрасль права. Предмет регулирования является главным, объективным основанием для распределения правовых норм по отраслям права.

Следует иметь в виду, что право не сводится лишь к нормативному массиву, т.е. своду законов и других правовых актов. Любая отрасль права призвана отражать достижения общества, передовые идеи и концепции, воплощая их в той или иной совокупности правовых норм (законе, кодексе и др.). Следует также обратить внимание на имеющее место определение отрасли права как связанной едиными принципами и функциями подсистемы правовых норм, которые с использованием свойственных им специфических юридических способов и средств регулируют определенную широкую сферу (область) однородных общественных отношений. Для жилищного права, как, впрочем, и для некоторых других отраслей права, характерным является наличие "приграничных зон", т.е. регулирование одних и тех же вопросов различными отраслями права при отсутствии при этом дублирования. Так, например, правовое регулирование жилищных отношений военнослужащих происходит как Федеральным законом "О статусе военнослужащих", так и ЖК РФ. Жилищные отношения регулируются также административным, налоговым, бюджетным и финансовым правом и рядом других отраслей права, входящих в публичное право.

Таким образом, налицо отсутствие четкой дифференциации системы права (разграничение отраслей права), предусматривающей четкий и исчерпывающий "раздел" территории. Такое положение объясняется тем, что регулирование жилищных отношений силами и средствами одной отрасли права в настоящее время невозможно в силу их большой дифференциации. В то же время объективно требуется использование возможностей нескольких отраслей права, из арсенала которых берется то, что в данный момент наиболее адекватно соответствует целенаправленному и эффективному правовому регулированию. Речь идет об интеграции отдельных отраслей права, которая в своей перспективе может привести к "легализации" новой отрасли права (например, жилищного права). В то же время все нормы жилищного права характеризуются единством, внутренней согласованностью и органической взаимосвязью в целях реализации гражданами конституционного права на жилище.

Объектом жилищного права является особый материальный объект - жилое помещение, т.е. помещение, специально предназначенное для проживания физических лиц.

Каждая отрасль имеет свой специфический метод правового регулирования, под которым понимаются способы воздействия (совокупность юридических приемов и средств) отрасли права, с помощью которых производится регулирование определенного вида общественных отношений. Главной чертой, определяющей различия в способах воздействия права на общественные отношения, является характер взаимного положения участников общественных отношений.

В одних отраслях преобладает метод властного обязывания. Так, в административном праве действует метод субординации и властного приказа, позволяющий эффективно регулировать служебную и управленческую деятельность. В других отраслях преобладает метод равенства сторон (дозволения). Например, в гражданском праве используется диспозитивный метод правового регулирования, который предусматривает для субъектов известную альтернативную возможность поведения в рамках правовой нормы. В жилищном праве в различных видах жилищных отношений действуют оба указанных метода в различных вариациях, своеобразие которых определяется конкретными способами регулирования: дозволение (использовать жилое помещение для проживания), запрет (например, использовать жилое помещение не по назначению), позитивное обязывание (например, платить за жилое помещение и коммунальные услуги). В структуру метода правового регулирования входят такие элементы, как установление границ регулируемых отношений, определение границ должного и возможного поведения субъектов (физических лиц и организаций), определение мер ответственности и ряд других элементов, посредством которых правовые нормы оказывают необходимое воздействие на общественные отношения.

Для понимания жилищного права как самостоятельной отрасли права можно использовать также следующие аргументы:

  • 1) наличие потребности и государственного интереса в самостоятельном правовом регулировании жилищной сферы в силу специфики объекта и значимости жилищной проблемы для становления в России социального правового государства, т.е. необходимы специальные источники права, которыми являются ЖК РФ и иные источники жилищного права (жилищное законодательство);
  • 2) конституционное и законодательное закрепление принципов жилищного права;
  • 3) наличие специфической, присущей только жилищному праву, системы понятий, категорий и институтов, которые будут рассмотрены далее.

Таким образом, в самом общем виде жилищное право можно определить как систему общеобязательных норм (правил поведения), установленных и обеспечиваемых государством, направленных на регулирование общественных отношений в жилищной сфере в интересах человека, общества и государства.

Жилищное право как отрасль юридической науки следует рассматривать как систему знаний о правовом содержании процессов и явлений, складывающихся в жилищной сфере деятельности государства, иных публичных институтов, организаций и граждан. Жилищное право изучает понятие права на жилище, формы его реализации, механизм жилищного обеспечения из фонда социального обеспечения и других жилищных фондов, понятие договора социального найма, вопросы пользования и распоряжения жилыми помещениями, правовое положение жилищных кооперативов и иных организаций, действующих в жилищной сфере; вопросы юридической ответственности в жилищной сфере и другие вопросы. Все это составляет основной предмет науки жилищного права.

Понятие «жилищное право» употребляется в юридической литературе в двух смыслах - узком и широком. В узком смысле жилищное право - это субъективное право конкретного человека на жилое помещение. В широком смысле жилищное право - институт гражданского права, который включает в себя нормы других отраслей права, посвященные либо непосредственно жилищным отношениям, либо отношениям, связанным

с жильем (административного, земельного, финансового, экологического права). Это право в объективном смысле. Высказываемые в литературе суждения о том, что жилищное право в широком смысле следует рассматривать как подотрасль гражданского права либо как самостоятельную отрасль права, пока еще, по нашему мнению, следует считать несостоятельными. В то же время содержание жилищного права, а также количество и разнообразие нормативных правовых актов, регулирующих его, в известной мере выходят за пределы института гражданского права.

Предметом регулирования жилищного права в широком смысле являются жилищные отношения. Под жилищными отношениями понимают отношения, возникающие по поводу жилища. В них можно выделить следующие виды отношений (ч. 1 ст. 4 ЖК РФ):

  • а) по возникновению, осуществлению, изменению, прекращению права владения, пользования, распоряжения жилыми помещениями государственного и муниципального жилищных фондов;
  • б) пользованию жилыми помещениями частного жилищного фонда;
  • в) пользованию общим имуществом собственником помещений;
  • г) отнесению помещений к числу жилых помещений и исключению их из жилищного фонда;
  • д) учету жилищного фонда;
  • е) содержанию и ремонту жилых помещений;
  • ж) переустройству и перепланировке жилых помещений;
  • з) управлению многоквартирными домами;
  • и) созданию и деятельности жилищных и жилищно-строительных кооперативов, товариществ собственников жилья, прав и обязанностей их членов;
  • к) предоставлению коммунальных услуг;
  • л) внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе уплаты взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме;
  • м) контролю за использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства;
  • н) формированию и использованию фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме;
  • о) осуществлению государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля;
  • и) ограничению повышения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги.

Участниками жилищных отношений (ч. 2 ст. 4 ЖК РФ) являются:

  • - граждане;
  • - юридические лица;
  • - Российская Федерация;
  • - субъекты РФ;
  • - муниципальные образования.

Под принципами жилищного права понимают основные положения правового регулирования жилищных отношений. Их называют «основными началами жилищного законодательства». К принципам жилищного права, которые изложены в ст. 1 ЖК РФ, относятся следующие положения:

  • 1) жилищное законодательство основывается:
    • - на необходимости обеспечения органами государственной власти и местного самоуправления условий осуществления гражданами права на жилище, его безопасности;
    • - неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища;
    • - признании равенства участников жилищных отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями;
    • - необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав и их судебной защиты;
    • - необходимости обеспечения сохранности жилищного фонда;
    • - необходимости использования жилых помещений по назначению;
  • 2) граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Они не должны нарушать права и интересы других граждан при осуществлении своих жилищных прав и обязанностей;
  • 3) жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона в целях защиты:
    • - основ конституционного строя;
    • - нравственности;
    • - здоровья, прав и законных интересов других лиц;
    • - безопасности государства;
  • 4) граждане, законно находящиеся на территории РФ, имеют право свободного выбора жилых помещений для проживания в качестве собственников и нанимателей;
  • 5) ограничение права граждан на свободу выбора жилых помещений допускается на основании ЖК РФ или федерального закона.

Под методом жилищного права следует понимать способ регулирования жилищных отношений. Поскольку жилищное право в широком смысле - комплексный институт, у него нет самостоятельного метода регулирования. Его метод характеризуется чертами, присущими гражданскому праву в целом, а также чертами, характерными для тех отраслей права, нормы которых используются для регулирования жилищных отношений.

Нормы жилищного права относятся к различным отраслям российского права. Так, нормы, регулирующие использование жилого помещения, присущи только гражданскому праву. Нормы, регулирующие распределение, предоставление жилого помещения в государственном и муниципальном фондах, относятся только к административному праву. А вот отношения по приобретению жилых помещений регулируются нормами гражданского права (порядок и условия заключения договоров купли-продажи, мены, дарения жилых помещений, порядок наследования жилья) и административного права (государственная регистрация сделок с недвижимостью и перехода прав на недвижимость, выдача решения на предоставление жилого помещения социального пользования). Отношения в области управления, эксплуатации, обеспечения сохранности, ремонта жилого помещения регулируются нормами гражданского нрава и ряда других отраслей права: административного, налогового, земельного. Таким образом, хотя формально жилищное право является всего лишь институтом гражданского права, сформировавшимся вокруг норм о договоре найма жилого помещения, однако содержание, объем и значение этого института дают основание для рекомендации законодателю придать этому институту статус подотрасли гражданского права

Предмет, метод, система жилищного права.

Жилищное право – это совокупность норм права, регулирующих жилищные отношения.

Понятие жилищного права употребляется в юридической литературе в двух смыслах – узком и широком.

Понятие «жилищное право» употребляется в юридической литературе в двух смыслах: узком и широком. В узком смысле жилищное право – это субъективное право конкретного человека на жилое помещение. Жилищное право в широком смысле – это институт гражданского права, включающий в себя нормы других отраслей права, посвященные либо непосредственно жилищным правоотношениям, либо отношениям, связанных с жильем. Исходя из этого, предметом жилищного права является совокупность общественных отношений, возникающих в связи с использованием и эксплуатацией жилищного фонда. В действующем законодательстве эти отношения получили название «жилищные отношения».

Предметом регулирования жилищного права являются жилищные правоотношения. Под жилищными правоотношениями понимают отношения, возникающие по поводу жилища.

Под методом жилищного права следует понимать способ регулирования жилищных правоотношений.

Под методом правового регулирования понимают совокупность приемов и способов, при помощи которых та или иная отрасль права воздействует на регулируемые ею общественные отношения. При ближайшем рассмотрении оказывается, что жилищное право в основном использует диспозитивный метод гражданского права, однако в разумном сочетании с императивным методом.

Императивный метод в жилищном праве базируется на силе государственного принуждения, на обязательных для исполнения всеми субъектами указаниях, запретах. Например, норма об обязательной государственной регистрации сделок купли-продажи жилья – императивная. Диспозитивность предполагает дозволение, предоставление субъекту права действовать определенным образом. Так, лицо, владеющее жилым помещением на праве собственности, вправе осуществить акт распоряжения жилым помещением путем продажи его другому лицу.

Жилищно-правовой метод регулирования представляет собой совокупность юридических средств, приемов, которые регулируют жилищные отношения.

Особенность метода жилищного права состоит в том, что жилищное право – комплексная отрасль права, поэтому его метод характеризуется чертами, присущими гражданскому праву в целом, а также чертами, характерными для тех отраслей права, нормы которых используются для регулирования жилищных правоотношений.

Нормы жилищного права как отрасли права можно систематизировать по различным основаниям. Самым оптимальным способом является систематизация по виду регулируемых отношений, как это изложено в Жилищном кодексе РФ. Таким образом, система отрасли жилищного права может быть представлена в следующем виде.

Общие положения. В данном разделе закрепляются основные понятия, права и обязанности граждан, защита прав граждан, компетенция государства и муниципальных образований в области жилищного права, дастся определение жилищного фонда и жилого помещения, также определяются правила перевода жилого помещения в нежилое, перепланировки помещения.

Право собственности и другие вещные права. Данный раздел посвящен правам и обязанностям собственника жилого помещения, а также правам и обязанностям других граждан, проживающих в этом жилом помещении.

Жилые помещения, предоставляемые гражданам по договору социального найма. В разделе закреплены основания и порядок предоставления гражданам жилого помещения по договору социального найма; порядок заключения, оформления, расторжения договора социального найма; права и обязанности наймодателя, нанимателя, членов семьи нанимателя, временных жильцов, а также порядок пользования гражданами предоставленными им помещениями, обеспечения сохранности и ремонта жилого помещения, предоставленного по договору социального найма.

Служебные и специализированные помещения. В рамках этого раздела рассматриваются порядок предоставления служебных и специализированных помещений; порядок заключения, оформления и расторжения договоров найма служебного или специализированного помещения; права и обязанности субъектов в описываемой сфере.

Отношения, возникающие по поводу жилых помещений в жилищном или жилищно-строительном кооперативе. В данном разделе рассматриваются такие вопросы, как создание и деятельность жилищного или жилищно-строительного кооператива; права и обязанности членов правления кооператива; порядок приема в члены кооператива правовое положение членов кооператива; порядок предоставления жилых помещений.

Товарищество собственников жилья. Здесь дается определение товарищества собственников жилья; закреплен порядок создания, ликвидации, реорганизации, а также деятельности товарищества; права и обязанности самого товарищества и его членов, правовое положение членов товарищества.

Вопросы платы за жилье и коммунальные услуги. Кроме этих вопросов в разделе также определяется размер платы за жилье.

Управление многоквартирными домами. Данный раздел посвящен определению государственных, муниципальных, общественных органов и объединений граждан, имеющих компетенцию в области регулирования жилищных правоотношений.

Принципы жилищного права.

Принципы права - это основные положения (основополагающие идеи), реализующиеся в форме и содержании права.

В юридической литературе выделяют следующие принципы права, которые имеют отношение и к жилищному праву. Общеправовые принципы: 1) справедливость (соответствие права существующим в обществе моральным нормам); 2) демократизм (народовластие) (право должно выражать интересы большинства); 3) равенство права; 4) гуманизм (человеколюбие); 5) свобода субъектов права; 6) законность; 7) ответственность за вину; 8) взаимной ответственность государства и личности; 9) единство норм права; 10) реальность норм права.

Отраслевые принципы жилищного права (принципы, которые присущи только жилищному праву, и в которых проявляется его сущность и значение для общества).

1. Принцип недопустимости произвольного лишения жилища – это важнейший принцип жилищного права, имеет большое значение для реализации стабильности, устойчивого права на пользование жилищем. Его можно рассматривать как одно из важных проявлений более общего принципа недопустимости произвольного вмешательства в частные дела. Данный принцип базируется на ч. 1 ст. 40 Конституции РФ.

2. Принцип доступности для граждан условий найма жилых помещений. Содержание данного принципа выражается в том, что гражданин может реализовать своё право на жилище различными способами: на основе договора социального найма, вступления в члены жилищного или жилищно-строительного кооператива либо путём вступления в различные гражданские правоотношения по приобретению жилья и др. Этот принцип реализуется, прежде всего, в результате широкого размаха жилищного строительства, позволяющего большую часть новых жилых помещений предоставлять в наём либо по другим основаниям бесплатно или за доступную плату малоимущим гражданам, военнослужащим, работникам бюджетной сферы и другим, указанным в законе категориям граждан, нуждающимся в жилище.

3. Принцип неприкосновенности жилища (ст. 25 Конституции РФ, ч. 1 ст. 3 ЖК РФ) предопределяет гарантии охраны права граждан на жилище и направлен на обеспечение стабильного осуществления собственником (нанимателем, арендатором) жилого помещения права пользования им без нарушения или ущемления этого права. В Конституции РФ чётко определено, что никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения. Запрещение проникновения в жилище означает не только вхождение в него вопреки воле проживающих в нём граждан, но иные формы получения сведений о том, что происходит в жилище, а незаконное проникновение вопреки воле проживающих в жилом помещении граждан является преступлением (ст. 139 УК РФ).

4. Принцип общедемократического, гуманистического отношения к гражданам – нанимателям и собственникам жилых помещений имеет важнейшее значение для регулирования жилищных отношений в России.

5. Принцип цивилизованного использования жилых помещений. Проявление этого принципа, особенно в последние годы, можно наглядно проиллюстрировать на следующих примерах:

В законе закреплено положение о предоставлении гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, как правило, отдельной квартиры на семью;

Вместо ранее действовавшего правила о принудительном изъятии у нанимателя излишней жилой площади и передаче её другому нанимателю установлено новое правило – наниматель сам может ставить вопрос о замене занимаемого им жилого помещения на жилое помещение меньшего размера;

Отменены ранее действовавшие многочисленные ограничения при строительстве и приобретении гражданами в собственность жилых домов.

Отныне частная собственность на недвижимость в жилищной сфере, включая жилищный фонд, либо его часть, не ограничивается по количеству, размерам и стоимости и обеспечивается правом неприкосновенности (ст. 6 Закона об основах жилищной политики) и др. Осуществление этого принципа можно рассматривать как проявление на практике конституционных прав и свобод человека и гражданина, социальной политики российского государства, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

6. Принцип неприкосновенности собственности имеет существенное значение для жилищно-правового регулирования в России, вытекает из положений ст. 35 Конституции РФ о том, что «никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения».

В соответствии и этим принципом гражданам-собственникам жилых помещений законодательством обеспечивается возможность стабильного осуществления права владения, пользования и распоряжения принадлежащими им жилыми помещениями в соответствии с их назначение (ст. 288 ГК РФ), а членам семей собственников – возможность пользования этими помещениями на условиях, предусмотренных жилищным законодательством (ст. 292 ГК РФ). Действие данного принципа в определенной степени влияет и на жилищные отношения по пользованию жилыми помещениями на основании договора социального найма, который носит бессрочный характер и предусматривает возможность пользования жильём не только нанимателями, но и их детьми, внуками и т.д.

7. Принцип недопустимости ограничения (или лишения) права пользования жилым помещением за такие действия нанимателя или членов его семьи, которые не сопряжены со злоупотреблением ими своими жилищными правами или невыполнением возложенных на них жилищных обязанностей и непосредственно при этом не нарушают права и законные интересы других лиц.

Ограничения права пользования жилым помещением может повлечь за собой такие действия нанимателя или членов его семь, которые сопряжены со злоупотреблением ими своими правами или выполнением возложенных на них обязанностей и непосредственно нарушают при этом права и законные интересы других лиц.

Статья 19. Жилищный фонд

1. Жилищный фонд - совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации.

2. В зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на:

1) частный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц;

2) государственный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации);

3) муниципальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

3. В зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на:

1) жилищный фонд социального использования - совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, а также предоставляемых гражданам по договорам найма жилищного фонда социального использования жилых помещений государственного, муниципального и частного жилищных фондов.;

2) специализированный жилищный фонд - совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV настоящего Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;

3) индивидуальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений частного жилищного фонда, которые используются гражданами - собственниками таких помещений для своего проживания, проживания членов своей семьи и (или) проживания иных граждан на условиях безвозмездного пользования, а также юридическими лицами - собственниками таких помещений для проживания граждан на указанных условиях пользования;

4) жилищный фонд коммерческого использования - совокупность жилых помещений, которые используются собственниками таких помещений для проживания граждан на условиях возмездного пользования, предоставлены гражданам по иным договорам, предоставлены собственниками таких помещений лицам во владение и (или) в пользование, за исключением жилых помещений, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей части.

4. Жилищный фонд подлежит государственному учету в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

5. Государственный учет жилищного фонда наряду с иными формами его учета должен предусматривать проведение технического учета жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и техническую паспортизацию (с оформлением технических паспортов жилых помещений - документов, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям).

6. Мониторинг использования жилищного фонда и обеспечения его сохранности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

ВТОРОЙ ВАРИАНТ

В ст. 32 ЖК РФ говорится о правовых гарантиях для собственника жилого помещения в связи с изъятием (принудительным отчуждением) у него данного жилого помещения.

Жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. В зависимости от того для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом РФ или муниципальным образованием. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника.

Данное решение об изъятии жилого помещения подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Собственник жилого помещения не позднее чем за год до предстоящего его изъятия должен быть уведомлен в письменной форме о принятом решении об изъятии принадлежащего ему жилого помещения, дате государственной регистрации такого решения органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп жилого помещения до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия последнего.

Собственник жилого помещения с момента государственной регистрации решения об изъятии данного помещения до достижения соглашения или принятия судом решения о выкупе жилого помещения может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование жилого помещения в соответствии с его назначением. При этом собственник несет риск отнесения на него при определении выкупной цены жилого помещения затрат и убытков, связанных с произведенными в указанный период вложениями, значительно увеличивающими стоимость изымаемого жилого помещения.

Выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с его собственником. Соглашение включает в себя обязательство РФ, субъекта РФ или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемое жилое помещение. При определении выкупной цены жилого помещения в нее включается рыночная стоимость жилого помещения, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилья (в случае если указанным выше соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность иного), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него и оформлением этого права, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду. По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.

Если собственник жилого помещения не согласен с решением об его изъятии либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, могут предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения в течение двух лет с момента направления собственнику жилого помещения уведомления по данному вопросу.

Право собственности на общее имущество многоквартирного дома. Содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Статья 39. Содержание общего имущества в многоквартирном доме (Жилищный кодекс)

1. Собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

2. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.

3. Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

4. В соответствии с принципами, установленными Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливаются перечни мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и (или) регулярно.

ДЛЯ САМООБРАЗОВАНИЯ

Освободившееся жилое помещение в коммунальной квартире, в которой проживают несколько нанимателей и (или) собственников, на основании их заявления предоставляется по договору социального найма проживающим в этой квартире нанимателям и (или) собственникам, если они на момент освобождения жилого помещения признаны или могут быть в установленном порядке признаны (п.1 ст.59 ЖК РФ)

1. малоимущими

2. и нуждающимися в жилых помещениях.

Обратите внимание, что:

1. освободившаяся комната предоставляется гражданину независимо от того, является ли он собственником или нанимателем,

2. предоставление комнаты осуществляется по договору социального найма,

3. гражданин на момент освобождения комнаты может не стоять на учете (т.е. не быть признанным в установленном порядке малоимущим и нуждающимся в жилом помещении) - главное, чтобы он соответствовал этим критериям и мог быть признанным,

4. гражданин должен подать заявление на предоставление ему этой комнаты (без заявления ему комнату не дадут).

Если в коммунальной квартире таких граждан (т.е. 1 категории) нет, то освободившееся жилое помещение предоставляется по договору социального найма проживающим в этой квартире нанимателям и (или) собственникам - на основании их заявления, которые могут быть в установленном порядке признаны (п.2 ст.59 ЖК РФ):

1. малоимущими

2. и которые обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее нормы предоставления.

Если в коммунальной квартире и таких граждан (т.е. 1 и 2 категорий) нет, то освободившееся жилое помещение предоставляется по договору купли-продажи тем гражданам из этой квартиры - на основании их заявления (п.3 ст.59 ЖК РФ):

· которые обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее нормы предоставления.

Статья 80. Временные жильцы

1. Наниматель жилого помещения по договору социального найма и проживающие совместно с ним члены его семьи по взаимному согласию и с предварительным уведомлением наймодателя вправе разрешить безвозмездное проживание в занимаемом ими жилом помещении по договору социального найма другим гражданам в качестве временно проживающих (временным жильцам). Наймодатель вправе запретить проживание временных жильцов в случае, если после их вселения общая площадь соответствующего жилого помещения на каждого проживающего составит для отдельной квартиры менее учетной нормы, а для коммунальной квартиры - менее нормы предоставления.

2. Срок проживания временных жильцов не может превышать шесть месяцев подряд.

3. Временные жильцы не обладают самостоятельным правом пользования соответствующим жилым помещением. Ответственность за их действия перед наймодателем несет наниматель.

4. Временные жильцы обязаны освободить соответствующее жилое помещение по истечении согласованного с ними срока проживания, а в случае, если срок не согласован, не позднее чем через семь дней со дня предъявления соответствующего требования нанимателем или совместно проживающим с ним членом его семьи.

5. В случае прекращения договора социального найма жилого помещения, а также в случае отказа временных жильцов освободить жилое помещение по истечении согласованного с ними срока проживания или предъявления указанного в части 4 настоящей статьи требования временные жильцы подлежат выселению из жилого помещения в судебном порядке без предоставления другого жилого помещения.

Наниматель жилого помещения по договору социального найма с согласия в письменной форме наймодателя и проживающих совместно с ним членов его семьи, в том числе временно отсутствующих членов его семьи, вправе осуществить обмен занимаемого ими жилого помещения на жилое помещение, предоставленное по договору социального найма другому нанимателю.

Проживающие совместно с нанимателем члены его семьи вправе требовать от нанимателя обмена занимаемого ими жилого помещения по договору социального найма на жилые помещения, предоставленные по договорам социального найма другим нанимателям и находящиеся в разных домах или квартирах.

Если между нанимателем жилого помещения по договору социального найма и проживающими совместно с ним членами его семьи не достигнуто соглашение об обмене, любой из них вправе требовать осуществления принудительного обмена занимаемого жилого помещения в судебном порядке. При этом учитываются заслуживающие внимания доводы и законные интересы лиц, проживающих в обмениваемом жилом помещении.

4. Обмен жилыми помещениями, которые предоставлены по договорам социального найма и в которых проживают несовершеннолетние, недееспособные или ограниченно дееспособные граждане, являющиеся членами семей нанимателей данных жилых помещений, допускается с предварительного согласия органов опеки и попечительства. Органы опеки и попечительства отказывают в даче такого согласия в случае, если обмен жилыми помещениями, предоставленными по договорам социального найма, нарушает права или законные интересы указанных лиц. Решения органов опеки и попечительства о даче согласия на обмен жилыми помещениями или об отказе в даче такого согласия принимаются в письменной форме и предоставляются заявителям в течение четырнадцати рабочих дней со дня подачи ими соответствующих заявлений. Предоставление заявителям решений органов опеки и попечительства о даче согласия на обмен жилыми помещениями или об отказе в даче такого согласия может осуществляться через многофункциональный центр.

5. Обмен жилыми помещениями, предоставленными по договорам социального найма, может быть совершен между гражданами, проживающими в жилых помещениях, расположенных как в одном, так и в разных населенных пунктах на территории Российской Федерации. Обмен жилыми помещениями осуществляется без ограничения количества его участников при соблюдении требований части 1 статьи 70 настоящего Кодекса.

Обмен жилыми помещениями между нанимателями данных помещений по договорам социального найма не допускается в случае, если:

1) к нанимателю обмениваемого жилого помещения предъявлен иск о расторжении или об изменении договора социального найма жилого помещения;

2) право пользования обмениваемым жилым помещением оспаривается в судебном порядке;

3) обмениваемое жилое помещение признано в установленном порядке непригодным для проживания;

4) принято решение о сносе соответствующего дома или его переоборудовании для использования в других целях;

5) принято решение о капитальном ремонте соответствующего дома с переустройством и (или) перепланировкой жилых помещений в этом доме;

6) в результате обмена в коммунальную квартиру вселяется гражданин, страдающий одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ перечне.

Статья 91.16. Наемный дом

1. Предназначенным для найма домом - наемным домом признается здание, которое или все помещения в котором принадлежат на праве собственности одному лицу и которое или все жилые помещения в котором предназначены для предоставления гражданам во владение и пользование для проживания в соответствии с частями 2 - 4 настоящей статьи.

2. Жилые помещения в наемном доме социального использования предоставляются по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и договорам найма жилых помещений. Жилые помещения в наемном доме коммерческого использования предоставляются по договорам найма жилых помещений.

3. Предоставление жилых помещений в наемных домах во владение и пользование гражданам по иным видам договоров, за исключением указанных в части 2 настоящей статьи договоров, а также комнат (части квартиры) не допускается.

4. Доля жилых помещений, предоставленных по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, в общем количестве жилых помещений в наемном доме социального использования не может быть менее чем пятьдесят процентов, и доля общей площади таких жилых помещений в общей площади всех жилых помещений в наемном доме социального использования также не может быть менее чем пятьдесят процентов.

5. Продажа либо отчуждение иным образом помещений в наемном доме или являющегося наемным домом жилого дома допускается только в случае продажи или отчуждения иным образом всех помещений в таком наемном доме или такого жилого дома одному лицу при условии сохранения цели использования такого наемного дома, если иное не установлено Федеральным законом от 16 июля 1998 года N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)".

6. Ограничение (обременение) права собственности на все помещения в наемном доме, на являющийся наемным домом жилой дом, которое установлено частями 1 - 5 настоящей статьи, частью 2 статьи 91.17 и в соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 91.17 настоящего Кодекса, подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

Порядок, условия предоставления жилых помещений в домах системы социального обслуживания населения и пользования такими жилыми помещениями устанавливаются федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации.

Дети-инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания , являющиеся сиротами или лишенные попечительства родителей, достигнув 18 лет, должны быть обеспечены жилыми помещениями вне очереди, если индивидуальная программа реабилитации инвалида предусматривает, что человек сам может обслуживать себя и вести самостоятельный образ жизни.

Жилые помещения фондов для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц , признанных беженцами, предназначены для временного проживания граждан, признанных в установленном федеральным законом порядке вынужденными переселенцами и беженцами (ст. 97 ЖК РФ). Порядок предоставления жилых помещений данных фондов устанавливается федеральными законами (ст. 108 ЖК РФ). Жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан предназначены для проживания граждан, которые в соответствии с законодательством отнесены к числу тех, кто нуждается в специальной социальной защите (ч. 1 ст. 98 ЖК РФ).

34. Договор найма специализированного жилого помещения: понятие, содержание, форма.

Органы управления жилищного кооператива. Требования к должностным лицам жилищного кооператива.

Жилищный кооператив приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами.

Органами управления в жилищных и жилищно-строительных кооперативах согласно статье 115 ЖК РФ являются:

Общее собрание членов кооператива;

Конференция, если число участников общего собрания более 50 и это предусмотрено уставом кооператива;

Правление и председатель правления кооператива.

Общее собрание - высший орган управления кооператива. Правление руководит текущей деятельностью кооператива и, по существу, является его исполнительным органом. Правление избирает из своего состава председателя и осуществляет иные полномочия, не отнесенные уставом к компетенции общего собрания.

Теми же полномочиями, что и общее собрание, обладает конференция. Общее собрание образуется в кооперативе, где числится не более 50 членов, конференция - где более 50. Участники конференции избираются из членов кооператива на общем собрании на определённый срок. Число участников предусматривается уставом.

Общее собрание членов кооператива (конференция) является его высшим органом. Компетенция общего собрания (конференции) определяется уставом кооператива; уставом определяется и порядок созыва собрания (статья 116 ЖК РФ). К компетенции общего собрания (конференции) относятся решения основных (принципиальных) вопросов для деятельности кооператива.

Жилищным кодексом предусматривается ряд вопросов, решаемых общим собранием (конференцией). Так, согласно пункту 2 статьи 124 ЖК РФ основанием вселения в жилое помещение в доме кооператива является решение общего собрания.

Общее собрание правомочно, если на нем присутствуют более 50% членов кооператива. Решение общего собрания считается принятым, если за него проголосовали более половины членов кооператива, присутствующих на данном собрании.

Решения общего собрания обязательны для всех членов кооператива, включая тех, кто не участвовал в общем собрании, и обязательны для правления кооператива, председателя правления и органа контроля ревизионной комиссии.

Выборы правления кооператива, ревизионной комиссии (ревизора) относятся к исключительной компетенции общего собрания членов жилищного кооператива. На общем собрании обязательно ведётся протокол, где оформляется решение собрания. Протокол подписывают председатель и секретарь собрания.

Правление жилищного кооператива в соответствии с пунктом 1 статьи 118 ЖК РФ избирается из числа членов жилищного кооператива. Этот орган избирается общим собранием (конференцией) из числа членов кооператива в количестве и на срок, которые определены уставом кооператива.

Правление руководит текущей деятельностью кооператива. Оно принимает решения по вопросам, которые не отнесены к компетенции общего собрания его членов.

По решению общего собрания (конференции) правление распоряжается хранящимися на банковских счетах средствами кооператива.

Правление кооператива избирает из своего состава председателя. Решения правления могут быть отменены только общим собранием членов кооператива (конференцией).

Порядок деятельности правления, порядок принятия им решений устанавливаются уставом кооператива, а также положением, регламентом или иным внутренним документом. Правление подотчётно общему собранию (конференции), осуществляет руководство текущей деятельностью, а также иные полномочия, не отнесённые уставом кооператива к компетенции общего собрания кооператива (конференции).

ЖК РФ определяет ряд вопросов, относящихся к компетенции правления кооператива. Так, согласно статье 118 ЖК РФ правление избирает из своего состава председателя кооператива. Обязанностью правления на основании статьи 121 ЖК РФ является и рассмотрение (в установленный срок) заявления гражданина или юридического лица, желающих стать членом кооператива (решение о приёме в члены кооператива - компетенция общего собрания).

Сдача членом кооператива жилого помещения внаём допускается при согласии правления, что установлено статьёй 128 ЖК РФ. Член кооператива должен уведомить правление о вселении временных жильцов (статья 126 ЖК РФ).

Основываясь на положениях статьи 118 ЖК РФ, определившей функции правления - руководство текущей деятельностью, целесообразно отнести к полномочиям правления: организацию проведения общих собраний; ведение бухгалтерских документов; организацию работ по содержанию, ремонту дома; рассмотрение заявлений (претензий) членов кооператива и так далее.

Согласно пункту 1 статьи 119 ЖК РФ председатель избирается членами правления на срок, определённый уставом. Полномочия руководителя юридического лица, в том числе действие от имени кооператива без доверенности, возникают с момента избрания его на эту должность.

Председатель правления избирается только из членов жилищного кооператива. Если же в кооперативе состоят юридические лица, председателем может быть избран и полномочный представитель одного из них.

Полномочия председателя правления необходимо зафиксировать в уставе жилищного кооператива. Председатель правления без доверенности действует от имени кооператива, в том числе представляет его интересы и совершает сделки, обеспечивает выполнение решений правления (статья 119 ЖК РФ). Председатель обеспечивает выполнение решений общего собрания (конференции) и правления кооператива, представляет кооператив в отношениях с государственными органами, организациями, заключает договоры, совершает иные действия в интересах кооператива.