Домой / Мелочи недвижимости / Политическая партия. Высшим руководящим органом партии является съезд

Политическая партия. Высшим руководящим органом партии является съезд

29. Высшим руководящим органом первичного отделения является общее собрание, которое проводится по мере необходимости. Собрание считается правомочным, если на нём присутствует более 50% членов партии, состоящих на учёте в данном отделении. Решения принимаются большинством голосов членов партии, участвующих в работе собрания.
Высшим руководящим органом местного отделения является общее собрание или конференция, которые проводятся по мере необходимости. Партийное собрание считается правомочным, если на нём присутствует более 50% членов партии, состоящих на учёте в данном отделении, а партийная конференция является правомочной, если на ней присутствует более половины избранных делегатов. Норму представительства делегатов на конференцию местного отделения определяет постоянно действующий руководящий орган местного отделения (Бюро или Комитет). Решения на собрании или конференции местного отделения принимаются большинством голосов членов партии, участвующих в их работе.
Для организации и руководства текущей работой партийное собрание или конференция (в зависимости от численности отделения и условий работы) избирают сроком на два года выборные руководящие органы: Секретаря и его заместителей, или Бюро, или Комитет, имеющие в своём составе Секретаря и его заместителей. До выборов нового руководящего органа все полномочия сохраняются за действующим руководящим органом.
Руководящие органы (Секретарь, Бюро, Комитет) первичного и местного отделений:
- по мере необходимости ведут учёт членов партии соответствующего отделения в произвольной форме;
- организуют и руководят работой членов отделения по выполнению решений вышестоящих руководящих органов партии, партийных собраний отделения;
- дают членам отделения партийные поручения;
- осуществляют контроль за выполнением решений собраний отделения и вышестоящих руководящих органов партии;
- ведут подготовку собраний отделения;
- решают текущие вопросы в период между собраниями первичного отделения.
Для выполнения контрольных функций партсобрания и конференции первичных и местных отделений избирают (в зависимости от численности и условий работы) контролера-ревизора или контрольно-ревизионную комиссию.



30. Высшим руководящим органом региональных (территориальных) отделений являются общее собрание или конференция. Общее собрание является правомочным, если на нём присутствует более половины членов партии, состоящих на учёте в этом отделении. Конференция созывается соответствующим Комитетом (Бюро) по утверждённым им нормам представительства и проводятся не реже 1 раза в 4 года. Конференция является правомочной, если в её работе участвуют более половины избранных делегатов. Решения на конференции принимаются простым большинством голосов участвующих в работе конференции делегатов.
Для руководства деятельностью региональных отделений и его структур в период между собраниями (конференциями), проведения в жизнь решений партии и решений собственных собраний (конференций) отделений, избираются Комитеты (Бюро) и контрольно-ревизионные комиссии (КРК) сроком на 4 года. До избрания нового Комитета (Бюро) и КРК, все полномочия исполняет действующий Комитет (Бюро) и КРК.
Комитет (Бюро) избирает из своего состава (в зависимости от численности и условий работы) Секретаря (Секретарей) и его заместителей, а контрольно-ревизионная комиссия из своего состава – председателя и заместителя (заместителей).
Организационная структура регионального отделения определяется ее постоянно действующим руководящим органом в зависимости от числа членов партии и условий работы. Отделение, объединяющее членов РОТ ФРОНТа данной территории, является вышестоящим по отношению ко всем составляющим его партийным отделениям, действующим на данной территории или его части.
Комитет (Бюро) является постоянно действующим руководящим органом регионального отделения, зарегистрированного в установленном законом порядке, и осуществляет функции юридического лица.
Заседания Комитетов (Бюро) и контрольно-ревизионных комиссий проводятся не реже одного раза в год. Внеочередные – по мере необходимости или по требованию не менее 1/3 членов Комитета (Бюро) или контрольно-ревизионной комиссии соответствующего уровня.

31. Комитет (Бюро) регионального (местного) отделения:
- организует и руководит работой структурных отделений, расположенных на подконтрольной территории, по выполнению решений вышестоящих органов партии, решений конференций местного (регионального) отделения;
- координирует деятельность всех структурных отделений, расположенных на подконтрольной территории;
- представляет региональное (местное) отделение РОТ ФРОНТа во взаимоотношениях с органами государственной власти и местного самоуправления, гражданами и общественными объединениями, иными субъектами права;
- формирует руководящие, исполнительные и рабочие органы Комитета (Бюро) – комиссии и группы по отдельным направлениям деятельности регионального (местного) отделения, определяет их компетенцию и полномочия (для общего руководства деятельностью Комитета может избираться Бюро Комитета);
- заслушивает в случае необходимости отчеты секретарей структурных отделений, расположенных на подконтрольной территории;
- использует часть добровольных взносов, пожертвований и денежных средств, поступивших от структурных отделений (она определяется решением ЦК РОТ ФРОНТ), расположенных на подконтрольной территории, а также использует (оперативно управляет) имуществом, закрепленным за ним ЦК РОТ ФРОНТ, для обеспечения политической работы отделения;
- при необходимости назначает члена комитета, ответственного за осуществление финансовой деятельности отделения;
- решает иные вопросы, не относящиеся к компетенции вышестоящих органов партии.

32. Первичные, местные (сельские, поселковые, районные, районные в городах, городские), региональные (территориальные: окружные, областные, краевые, республиканские) отделения РОТ ФРОНТа являются структурными подразделениями РОТ ФРОНТа, осуществляют все виды деятельности, предусмотренные Уставом партии РОТ ФРОНТ, в том числе участвуют в соответствии с законодательством в выборах органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления, глав администрации путем непосредственного выдвижения кандидатов, списка кандидатов, предложений Президенту кандидатур на должность высшего должностного лица субъекта РФ, участвуют в формировании органов государственной власти и местного самоуправления.
Кандидаты (списки кандидатов) от отделения выдвигаются высшим руководящим органом отделения соответствующего уровня или постоянно действующим высшим руководящим органом.

33. Неисполнение отделением РОТ ФРОНТа решений вышестоящих руководящих органов партии, другие нарушения положений Устава партии РОТ ФРОНТ могут повлечь переизбрание его руководящего органа или исключение из партии решением вышестоящего органа тех членов отделения, которые не соблюдают партийную дисциплину, допускают другие нарушения норм Устава партии; а также ликвидацию отделения.
Может также быть применена мера – ликвидация отделения.
Такое решение принимается вышестоящим руководящим выборным органом и вступает в силу, если оно утверждается ЦК или Секретариатом ЦК РОТ ФРОНТ.

34. Высшим руководящим органом РОТ ФРОНТа является съезд, созываемый Центральным комитетом (далее по тексту настоящего Устава – ЦК) РОТ ФРОНТ – не реже одного раза в четыре года.
Внеочередной съезд РОТ ФРОНТа созывается ЦК по своей инициативе или по требованию не менее 1/3 региональных (областных, краевых и республиканских) отделений РОТ ФРОНТа. Норма представительства и порядок делегирования на съезд устанавливаются ЦК РОТ ФРОНТ.
Съезд вправе принимать решения по любым вопросам уставной и программно-политической деятельности партии. К исключительной компетенции съезда как высшего руководящего органа РОТ ФРОНТа относятся:
- принятие Устава и Программы партии РОТ ФРОНТ, внесение в них изменений и дополнений,
- утверждение (изменение) партийной символики;
- заслушивание отчетов ЦК и ЦКРК РОТ ФРОНТ, принятие по ним решений;
- утверждение «Положения о Центральной контрольно-ревизионной комиссии РОТ ФРОНТ», внесение в него изменений и дополнений;
- выборы членов ЦК и ЦКРК;
- выдвижение партией кандидатов (списков кандидатов) в депутаты Государственной Думы РФ и на иные выборные должности в органах государственной власти РФ, в т.ч. Президента РФ;
- принятие решения о реорганизации или ликвидации партии.
Рассмотрение вопросов о реорганизации или ликвидации РОТ ФРОНТа и ее региональных отделений осуществляются на съезде, в работе которого принимают участие делегаты от региональных отделений партии, образованных более чем в половине субъектов Российской Федерации.
Решения по указанным вопросам принимаются в соответствии с Уставом РОТ ФРОНТа большинством голосов делегатов, присутствующих на съезде партии.

35. В период между съездами по решению ЦК или не менее 1/3 региональных отделений РОТ ФРОНТа может проводиться общепартийная конференция РОТ ФРОНТа. Норма представительства и порядок делегирования на общепартийную конференцию устанавливается ЦК РОТ ФРОНТ. Конференция вправе принять к своему рассмотрению любой вопрос, касающийся деятельности партии, кроме отнесенных к исключительной компетенции съезда РОТ ФРОНТа.

36. Между съездами постоянно действующим коллегиальным руководящим органом РОТ ФРОНТа является Центральный Комитет (ЦК) РОТ ФРОНТ, избираемый съездом партии сроком на межсъездовский период (на 4 года). До выборов нового состава ЦК все полномочия осуществляются действующим составом Центрального Комитета.
ЦК РОТ ФРОНТ:
- организует работу по выполнению решений съезда (конференции) РОТ ФРОНТа;
- координирует деятельность всех структурных отделений партии;
- дает оценки и принимает решения по конкретным идеологическим и политическим вопросам, исходя из программных установок и других решений партии;
- представляет РОТ ФРОНТ во взаимоотношениях с органами государственной власти и местного самоуправления, гражданами и общественными объединениями, иными субъектами права, а также с международными общественными объединениями;
- с момента государственной регистрации партии осуществляет от ее имени права юридического лица, исполняет его обязанности, а также права собственника имущества РОТ ФРОНТа;
- определяет компетенцию и полномочия (правомочность) создаваемых им учреждений, органов и структур партии, в т.ч. и тех, которые предусмотрены в ст.11 настоящего Устава;
- для оперативного управления деятельностью партии и решения текущих вопросов ЦК избирает сроком на 4 года Политсовет, в том числе Секретарей ЦК (может избирать Первого секретаря ЦК, его заместителя (заместителей)), руководителей комиссий ЦК, которые после избрания становятся членами Политсовета;
- формирует рабочие органы ЦК – комиссии и группы по отдельным направлениям деятельности партии;
- выводит из состава ЦК его членов и вводит новых в пределах до одной пятой от первоначальной численности ЦК, избранного съездом (вывод и кооптация членов ЦК осуществляются 2/3 голосов присутствующих членов ЦК);
- заслушивает отчеты региональных комитетов РОТ ФРОНТа, партийных средств печати и информации, предприятий и учреждений партии, комиссий ЦК РОТ ФРОНТ;
- использует часть добровольных взносов, пожертвований и денежных средств, поступивших от региональных и иных структурных отделений (она определяется решением ЦК РОТ ФРОНТ), а также использует (оперативно управляет) имущество, закрепленное за ЦК РОТ ФРОНТ, для обеспечения политической работы партии;
- назначает члена ЦК, ответственного за осуществление финансовой деятельности партии;
- решает иные вопросы, не относящиеся к исключительной компетенции съезда партии РОТ ФРОНТ.
ЦК РОТ ФРОНТ имеет право определять долю добровольных взносов, пожертвований и денежных средств, вырученных от финансово-хозяйственной деятельности отделений партии, которую первичные, местные, региональные отделения могут использовать для обеспечения своей политической деятельности, а также определять имущество, передаваемое в оперативное управление региональным и иным структурным отделениям партии.
ЦК РОТ ФРОНТ проводит свои заседания (пленумы) не реже одного раза в два года. Пленарные заседания созываются Политсоветом ЦК РОТ ФРОНТ.

37. Политсовет ЦК РОТ ФРОНТ, как постоянно действующий руководящий и исполнительный орган ЦК партии для оперативного управления и решения вопросов, возникающих между пленумами ЦК, уполномочен:
- избирать Секретариат ЦК в составе Секретарей ЦК и ответственного секретаря Политсовета. Секретариат руководит работой Политсовета, ЦК и партии, принимает все решения, находящиеся в компетенции Политсовета с последующим утверждением их на заседании Политсовета, в том числе утверждает символику партии (флаг, гимн, эмблему и т.д.);
- принимать решения, в том числе в виде заявлений, обращений, деклараций по общественно-политическим событиям, исходя из программных установок и решений ЦК;
- принимать решения по вопросам оперативного управления и обязывающие к действиям партийные отделения и их руководящие органы или отменяющие решения партийных отделений и их руководящих органов;
- вести подготовку пленумов ЦК, внося предложения по повестке дня и проектам решений;
- заслушивать отчеты руководителей комиссий и групп, утверждать планы их работы;
- определять штаты и должностные оклады работников аппарата ЦК;
- решать иные вопросы в пределах своей компетенции.
Заседания Политсовета ЦК проводятся по необходимости, но не реже одного раза в год. Порядок их созыва и проведения определяется Секретариатом ЦК РОТ ФРОНТ.

38. Первый секретарь ЦК РОТ ФРОНТ (в случае избрания):
- руководит работой Политсовета и Секретариата ЦК, организует работу ЦК РОТ ФРОНТ;
- решает текущие вопросы в период между заседаниями Политсовета;
- организует взаимодействие и координацию деятельности комиссий ЦК РОТ ФРОНТ и региональных отделений;
- обеспечивает контроль за выполнением комиссиями ЦК РОТ ФРОНТ и региональными отделениями решений выборных органов партии;
- имеет право приостанавливать решения любого структурного и территориального (регионального) подразделения партии, кроме решений Политсовета и ЦК РОТ ФРОНТ, до рассмотрения их обоснованности Политсоветом или ЦК РОТ ФРОНТ. Аналогичное право имеет руководитель любого местного и регионального отделения по отношению к отделениям, подпадающим под его компетенцию;
- выступает от имени ЦК и Политсовета ЦК в рамках принятых ими решений;
- без доверенности представляет РОТ ФРОНТ в отношениях с физическими и юридическими лицами, с органами государственной власти и местного самоуправления, в суде, с политическими партиями и общественными объединениями, в том числе с зарубежными, выдает доверенности на основании решений ЦК и Политсовета ЦК;
- имеет право первой подписи на финансовых документах РОТ ФРОНТа, открывает счета в банковских учреждениях.
На время отсутствия Первого секретаря его полномочия передаются им заместителю (одному из секретарей ЦК).

39. Контрольно-ревизионным органом РОТ ФРОНТа является Центральная контрольно-ревизионная комиссия (ЦКРК) РОТ ФРОНТ, избирается съездом партии на 4 года.
Центральная контрольно-ревизионная комиссия:
- контролирует деятельность партийных органов и членов РОТ ФРОНТа с точки зрения соответствия программным положениям партии РОТ ФРОНТ, требованиям настоящего Устава, решениям партийных собраний, конференций, съездов, пленумов ЦК РОТ ФРОНТ;
- рассматривает обращения отделений любого уровня и принимает по ним решения;
- защищает честь и достоинство членов партии, рассматривает их апелляции;
- ревизует исполнение смет доходов и расходов, финансово-хозяйственную деятельность партии;
- осуществляет стратегическое руководство деятельностью КРК отделений различного уровня.
Заседания ЦКРК РОТ ФРОНТ проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в год. Для организации своей работы ЦКРК избирает на срок своих полномочий из своего состава председателя ЦКРК и его заместителя (заместителей), может избирать бюро ЦКРК.
На время отсутствия председателя его полномочия передаются им заместителю (одному из заместителей).
Контрольно-ревизионные комиссии региональных отделений и других структурных подразделений выполняют вышепрописанные функции контроля на своем уровне.

40. Контрольно-ревизионные комиссии всех уровней подотчетны только избравшим их высшим руководящим органам.

41. Разногласия между руководящими и контрольными органами партии одного уровня разрешаются на их совместных пленумах, а в случае сохранения разногласий – на конференциях соответствующих отделений или съездах партии (при наличии разногласий между ЦК и ЦКРК партии).

Политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Политическая партия должна отвечать следующим требованиям:

  • политическая партия должна иметь региональные отделения не менее чем в половине субъектов Российской Федерации, при этом в субъекте Российской Федерации может быть создано только одно региональное отделение данной политической партии;
  • в политической партии должно состоять не менее пятисот членов политической партии. Уставом политической партии могут быть установлены требования к минимальной численности членов политической партии в ее региональных отделениях;
  • руководящие и иные органы политической партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения должны находиться на территории Российской Федерации.

Наименование политической партии

1. В наименовании политической партии, как полном, так и сокращенном, не допускается использование наименований иных существующих в Российской Федерации политических партий и других общероссийских общественных объединений, наименований, схожих с этими наименованиями до степени смешения, либо наименований политических партий, прекративших свою деятельность.

2. В наименовании политической партии не допускается использование наименований органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также имени и (или) фамилии гражданина.

3. Региональные отделения и иные структурные подразделения политической партии используют наименование этой политической партии с указанием своей территориальной принадлежности.

4. Политическая партия может использовать в своем наименовании слова "Россия", "Российская Федерация" и образованные на их основе слова и словосочетания.

5. Наименование политической партии должно соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности и (или) авторских прав. Запрещается использовать наименование политической партии, оскорбляющее расовые, национальные или религиозные чувства.

Символика политической партии

1. Политическая партия может иметь свои эмблему и иные символы, точное описание которых должно содержаться в уставе политической партии. Символика политической партии не должна совпадать с государственной символикой Российской Федерации, государственной символикой субъектов Российской Федерации, символикой муниципальных образований, а также с государственной символикой иностранных государств.

2. В качестве эмблемы и иных символов политической партии не могут быть использованы эмблемы и иные символы существующих в Российской Федерации политических партий и других общероссийских общественных объединений, а также эмблемы и иные символы организаций, деятельность которых на территории Российской Федерации запрещена.

3. Символика политической партии должна соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности и (или) авторских прав. Запрещается использовать символику, оскорбляющую или порочащую Государственный флаг Российской Федерации, Государственный герб Российской Федерации, Государственный гимн Российской Федерации, флаги, гербы, гимны субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных государств, религиозные символы, а также символы, оскорбляющие расовые, национальные или религиозные чувства.

Ограничения на создание и деятельность политических партий

1. Запрещаются создание и деятельность политических партий, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности.

2. Включение в уставы и программы политических партий положений о защите идей социальной справедливости, равно как и деятельность политических партий, направленная на защиту социальной справедливости, не может рассматриваться как разжигание социальной розни.

3. Не допускается создание политических партий по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности.

Под признаками профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности в законе понимается указание в уставе и программе политической партии целей защиты профессиональных, расовых, национальных или религиозных интересов, а также отражение указанных целей в наименовании политической партии.

Политическая партия не должна состоять из лиц одной профессии.

4. Структурные подразделения политических партий создаются и действуют только по территориальному признаку. Не допускается создание структурных подразделений политических партий в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в Вооруженных Силах Российской Федерации, в правоохранительных и иных государственных органах, в государственных и негосударственных организациях.

5. Не допускается деятельность политических партий и их структурных подразделений в органах государственной власти и органах местного самоуправления (за исключением законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований), в Вооруженных Силах Российской Федерации, в правоохранительных и иных государственных органах, в аппаратах законодательных (представительных) органов государственной власти, в государственных организациях. Запрещается вмешательство политических партий в учебный процесс образовательных учреждений.

6. Создание и деятельность на территории Российской Федерации политических партий иностранных государств и структурных подразделений указанных партий не допускаются.

7. В случае введения на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях чрезвычайного или военного положения деятельность политических партий осуществляется в соответствии с федеральным конституционным законом о "чрезвычайном" или "военном" положении.

Устав политической партии

  1. Политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения действуют на основании устава политической партии и в соответствии с ним.
  2. Устав политической партии должен содержать положения, определяющие:
    а) цели и задачи политической партии;
    б) наименование политической партии, в том числе сокращенное, а также описание символов (если они имеются);
    в) условия и порядок приобретения и утраты членства в политической партии, права и обязанности ее членов;
    г) порядок учета членов политической партии;
    д) порядок создания, реорганизации и ликвидации политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений;
    е) порядок избрания руководящих и контрольно-ревизионных органов политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений, срок полномочий и компетенцию указанных органов;
    ж) порядок внесения изменений и дополнений в устав политической партии и ее программу;
    з) права политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений в области управления денежными средствами и иным имуществом, финансовую ответственность политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений и порядок отчетности политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений;
    и) порядок выдвижения политической партией кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в том числе на повторных и дополнительных выборах;
    к) основания и порядок отзыва выдвинутых политической партией, ее региональным отделением, иным структурным подразделением, имеющими право участвовать в выборах, кандидатов, зарегистрированных кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, порядок исключения кандидатов из выдвинутых политической партией, ее региональным отделением, иным структурным подразделением, имеющими право участвовать в выборах, списков кандидатов;
    л) порядок выдвижения политической партией кандидатур на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);
  3. В уставе политической партии могут содержаться и иные положения, относящиеся к ее деятельности и не противоречащие законодательству Российской Федерации.
  4. Изменения, вносимые в устав политической партии, подлежат государственной регистрации в том же "порядке" и в те же сроки, что и государственная регистрация самой политической партии, и приобретают юридическую силу с момента такой регистрации.

Программа политической партии

Политическая партия должна иметь программу, определяющую принципы деятельности политической партии, ее цели и задачи, а также методы реализации целей и решения задач.

Членство в политической партии

  1. Членство в политической партии является добровольным и индивидуальным.
  2. Членами политической партии могут быть граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет. Не вправе быть членами политической партии иностранные граждане и лица без гражданства, а также граждане Российской Федерации, признанные судом недееспособными.
  3. Прием в политическую партию осуществляется на основе личных письменных заявлений граждан Российской Федерации в порядке, предусмотренном уставом политической партии.
  4. Члены политической партии участвуют в деятельности политической партии, имеют права и несут обязанности в соответствии с ее уставом.
  5. Члены политической партии имеют право избирать и быть избранными в руководящие органы политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений, получать информацию о деятельности политической партии и ее руководящих органов, а также обжаловать решения и действия указанных органов в порядке, предусмотренном уставом политической партии.
  6. Гражданин Российской Федерации может быть членом только одной политической партии. Член политической партии может состоять только в одном региональном отделении данной политической партии - по месту постоянного или преимущественного проживания.
  7. Запрещается требовать от граждан Российской Федерации, чтобы они при представлении официальных сведений о себе указывали членство в политической партии или отсутствие такового.
  8. Членство гражданина Российской Федерации в политической партии или отсутствие такового не может служить основанием для ограничения его прав и свобод, а также быть условием предоставления ему каких-либо преимуществ.
  9. Члены политической партии не связаны решениями политической партии при исполнении своих должностных или служебных обязанностей, за исключением лиц, работающих в руководящих и контрольно-ревизионных органах политической партии, ее региональных отделений или иных структурных подразделений.
  10. Членство в политической партии не может быть ограничено по признакам профессиональной, социальной, расовой, национальной или религиозной принадлежности, а также в зависимости от пола, происхождения, имущественного положения, места жительства. Ограничение права на вступление в политическую партию либо обязанность приостановления членства в политической партии может устанавливаться для определенных категорий граждан Российской Федерации федеральными конституционными "законами" и федеральными "законами".

Руководящие органы политической партии и ее региональных отделений

1.Высшим руководящим органом политической партии является съезд политической партии.

2.Высшим руководящим органом регионального отделения политической партии является конференция или общее собрание регионального отделения политической партии.

3.Избрание руководящих органов политической партии должно осуществляться не реже одного раза в пять лет.

4.Избрание руководящих органов региональных отделений политической партии должно осуществляться не реже одного раза в пять лет;

5.Уставом политической партии должна предусматриваться ротация руководителей коллегиальных постоянно действующих руководящих органов политической партии и ее региональных отделений.

Статья 21. Устав политической партии

1. Политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения действуют на основании устава политической партии и в соответствии с ним.

2. Устав политической партии должен содержать положения, определяющие:

а) цели и задачи политической партии;
б) наименование политической партии, в том числе сокращенное, а также описание символов (если они имеются);
в) условия и порядок приобретения и утраты членства в политической партии, права и обязанности ее членов;
г) порядок учета членов политической партии;
д) порядок создания, реорганизации и ликвидации политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений;
е) порядок избрания руководящих и контрольно-ревизионных органов политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений, срок полномочий и компетенцию указанных органов;
ж) порядок внесения изменений и дополнений в устав политической партии и ее программу;
з) права политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений в области управления денежными средствами и иным имуществом, финансовую ответственность политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений и порядок отчетности политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений;
и) порядок выдвижения от политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления;
к) основания и порядок отзыва выдвинутых политической партией кандидатов, зарегистрированных кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

3. В уставе политической партии могут содержаться и иные положения, относящиеся к ее деятельности и не противоречащие законодательству Российской Федерации.

4. Изменения и дополнения, вносимые в устав политической партии, подлежат государственной регистрации в сроки, предусмотренные настоящим Федеральным законом. За государственную регистрацию изменений и дополнений, вносимых в устав политической партии, взимается регистрационный сбор в размере трех минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на 1 марта года, предшествующего году государственной регистрации изменений и дополнений, вносимых в устав политической партии.

При регистрации изменений и дополнений, вносимых в устав политической партии, федеральный регистрирующий орган не вправе предъявлять к политической партии требования, не относящиеся к изменениям и дополнениям, вносимым в ее устав.

Статья 22. Программа политической партии

1. Политическая партия должна иметь программу, определяющую принципы деятельности политической партии, ее цели и задачи, а также методы реализации целей и решения задач.

2. Изменения и дополнения, вносимые в программу политической партии, в течение месяца после их внесения представляются в федеральный регистрирующий орган для сведения.

Статья 23. Членство в политической партии

1. Членство в политической партии является добровольным и индивидуальным.

2. Членами политической партии могут быть граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет. Не вправе быть членами политической партии иностранные граждане и лица без гражданства, а также граждане Российской Федерации, признанные судом недееспособными.

3. Прием в политическую партию осуществляется на основе личных письменных заявлений граждан Российской Федерации в порядке, предусмотренном уставом политической партии.

4. Члены политической партии участвуют в деятельности политической партии, имеют права и несут обязанности в соответствии с ее уставом.

5. Члены политической партии имеют право избирать и быть избранными в руководящие органы политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений, получать информацию о деятельности политической партии и ее руководящих органов, а также обжаловать решения и действия указанных органов в порядке, предусмотренном уставом политической партии.

6. Гражданин Российской Федерации может быть членом только одной политической партии. Член политической партии может состоять только в одном региональном отделении данной политической партии - по месту постоянного или преимущественного проживания.

7. Запрещается требовать от граждан Российской Федерации, чтобы они при представлении официальных сведений о себе указывали членство в политической партии или отсутствие такового.

8. Членство гражданина Российской Федерации в политической партии или отсутствие такового не может служить основанием для ограничения его прав и свобод, а также быть условием предоставления ему каких-либо преимуществ.

9. Члены политической партии не связаны решениями политической партии при исполнении своих должностных или служебных обязанностей, за исключением лиц, работающих в руководящих и контрольно-ревизионных органах политической партии, ее региональных отделений или иных структурных подразделений.

10. Членство в политической партии не может быть ограничено по признакам профессиональной, социальной, расовой, национальной или религиозной принадлежности, а также в зависимости от пола, происхождения, имущественного положения, места жительства. Ограничение права на вступление в политическую партию либо обязанность приостановления членства в политической партии может устанавливаться для определенных категорий граждан Российской Федерации федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Статья 24. Руководящие органы политической партии и ее региональных отделений

1. Высшим руководящим органом политической партии является съезд политической партии.

2. Высшим руководящим органом регионального отделения политической партии является конференция или общее собрание регионального отделения политической партии.

3. Избрание руководящих органов политической партии должно осуществляться не реже одного раза в четыре года.

4. Избрание руководящих органов региональных отделений политической партии должно осуществляться не реже одного раза в два года.

Статья 25. Порядок принятия устава, программы политической партии и других важных решений

1. Принятие устава и программы политической партии, внесение в них изменений и дополнений, избрание руководящих и контрольно-ревизионных органов политической партии, выдвижение политической партией кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, рассмотрение вопросов о реорганизации или ликвидации политической партии и ее региональных отделений осуществляются на съезде политической партии, в работе которого принимают участие делегаты от региональных отделений политической партии, образованных более чем в половине субъектов Российской Федерации. Решения по указанным вопросам принимаются в соответствии с уставом политической партии большинством голосов делегатов, присутствующих на съезде политической партии.

2. Решения об избрании руководящих и контрольно-ревизионных органов региональных отделений политической партии, о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии в соответствии с уставом политической партии большинством голосов делегатов, присутствующих на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии.

3. Решения об избрании руководящих и контрольно-ревизионных органов политической партии и ее региональных отделений, а также о выдвижении кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления принимаются тайным голосованием.

4. Решения по иным вопросам деятельности политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений принимаются в соответствии с уставом политической партии.

Вправе ли быть членами партии военнослужащие и сотрудники правоохранительных органов

ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕННЫХ КАТЕГОРИЙ граждан Российской Федерации федеральными конституционными законами и федеральными законами установлены ограничения на вступление в политическую партию или обязанность приостановления членства в ней, что согласуется с положениями Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, допускающими «введение законных ограничений на осуществление этих прав лицами, входящими в состав вооруженных сил, полиции или административных органов государства».

Так, военнослужащие согласно п. 2 ст. 9 Федерального закона «О статусе военнослужащих» могут состоять лишь в общественных объединениях, не преследующих политические цели, и участвовать в их деятельности, не находясь при исполнении обязанностей военной службы. Согласно п. 3 ст. 3 Федерального закона «О статусе судей в Российской Федерации» судья не вправе принадлежать к политическим партиям и движениям. Запрет на членство в общественных объединениях, преследующих политические цели, и на участие в их деятельности установлен и для всех категорий прокурорских работников – то есть работников органов прокуратуры, имеющих классные чины, воинские звания (п. 4 ст. 4 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»).

В то же время запрет на членство в политических партиях не установлен для сотрудников милиции, государственной противопожарной охраны, таможенных органов. Однако в своей деятельности сотрудники указанных органов не могут быть связаны решениями партий и не вправе использовать свое служебное положение в их интересах, для выражения своего отношения к ним. Создание структур политических партий и деятельность политических партий в указанных органах не допускается.

Могут ли в партии состоять лица, занимающие государственные должности, и гражданские государственные служащие Существуют ли для них специальные ограничения

ДА, МОГУТ. ПО ОБЩЕМУ ПРАВИЛУ законодательством допускается возможность вступления в политические партии лиц, занимающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов (государственные должности Российской Федерации), лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации (государственные должности субъектов Российской Федерации), а также гражданских государственных служащих. Запрет на членство в политических партиях особо оговорен лишь для отдельных государственных должностей. Так, помимо судей всех судов (в т. ч. судов субъектов Российской Федерации), такой запрет установлен для Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации.

Вместе с тем гражданские государственные служащие, состоящие в политических партиях, связаны рядом ограничений. Так, в соответствии с Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданский служащий не вправе использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности (пп. 13 п. 1 ст. 17).

Гражданский служащий, замещающий должность категории «руководители», обязан не допускать случаи принуждения гражданских служащих к участию в деятельности политических партий. Гражданские государственные служащие также не вправе принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания политических партий, если взаимодействие с указанными организациями и объединениями входит в их должностные обязанности .

Как вступить в политическую партию

ПРИЕМ В ПОЛИТИЧЕСКУЮ ПАРТИЮ осуществляется на основе личных письменных заявлений в порядке, предусмотренном уставом политической партии. Таким образом, законодатель фиксирует здесь только обязательность личного волеизъявления гражданина и форму его реализации. Что же касается порядка приема в члены партии, то данная сфера правоотношений целиком отнесена к ведению самих партий. Их уставами предусмотрены различные варианты порядка приема в партию: решением первичной партийной организации (АПР); решением первичной организации о приеме в партию с последующим утверждением вышестоящим партийным органом (КПРФ); прием в партию первичной, региональной или местной партийной организацией («Единая Россия», ЛДПР), региональными отделами (СПС) либо центральным органом («Единая Россия» в 2001-2003 гг.).

По общему правилу для приема в партию достаточно соблюдения письменной формы заявления. Однако в практике возможны ситуации, когда лицо, вступающее в партию, направляет свое заявление по почте. На наш взгляд, в этих случаях необходимо, чтобы заявление о приеме было нотариально заверенным: тем самым будет удостоверен его личный характер. В настоящее время некоторые из партий практикуют подачу заявления о приеме в партию через Интернет – путем заполнения типовой анкеты и ее отправки по электронной почте. Подобная форма в принципе допустима, если учитывать темпы развития телекоммуникационных сетей общего пользования, но должна в обязательном порядке предусматривать ответные действия партийной организации по идентификации подписанта и организации заполнения им лично необходимых документов при рассмотрении вопроса о членстве в партии.

Федеральный закон «О политических партиях» предусматривает, что членство в политических партиях не может быть ограничено по признакам профессиональной, социальной, расовой, национальной или религиозной принадлежности, а также в зависимости от пола, происхождения, имущественного положения, места жительства.

Кто может быть членом политической партии

ЧЛЕНАМИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 18-летнего возраста. Не вправе быть членами политической партии иностранные граждане и лица без гражданства, а также граждане Российской Федерации, признанные судом недееспособными.

Членство в политической партии не может быть ограничено по признакам профессиональной, социальной, расовой, национальной или религиозной принадлежности, а также в зависимости от пола, происхождения, имущественного положения, места жительства.

Ограничение права на вступление в политическую партию либо обязанность приостановления членства в политической партии может устанавливаться для определенных категорий граждан Российской Федерации федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Так, гражданин Российской Федерации может быть членом только одной политической партии: наличие не прекращенного членства в одной партии делает невозможным его одновременное членство в другой партии. Член политической партии может состоять только в одном региональном отделении данной политической партии – по месту постоянного или преимущественного проживания.

Политические партии должны создавать мужчинам и женщинам, гражданам Российской Федерации разных национальностей, являющимся членами политической партии, равные возможности для представительства в руководящих органах политической партии, в списках кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Возможно ли участие в деятельности политических партий а) несовершеннолетних б) иностранных граждан в) лиц без гражданства Если да, то в какой форме

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О политических партиях» однозначно не допускает возможности членства в политических партиях несовершеннолетних, иностранных граждан, лиц без гражданства. Вместе с тем действующее законодательство допускает возможность иных косвенных форм принадлежности к политическим партиям, на которые данные ограничения формально не распространяются. Так, в настоящее время при некоторых партиях («Единая Россия», ЛДПР, «РОДИНА», «ЯБЛОКО» и др.) созданы молодежные организации, основным направлением уставной деятельности которых является оказание им содействия. Поскольку такие организации юридически независимы от партий, то и принадлежность к ним несовершеннолетних граждан не является членством в партии и потому допустима.

Кроме того, для представителей указанных категорий не исключается и принадлежность к сторонникам партии, если такой институт предусмотрен уставом партии, а его обретение не связано уставом с наличием гражданства или достижением 18-летнего возраста. Но в этом случае такого рода сторонники не имеют возможности участвовать в финансировании политической партии.

Какими правами и обязанностями обладают члены политических партий

ЧЛЕНЫ ПАРТИИ УЧАСТВУЮТ в деятельности политической партии, имеют права и несут обязанности в соответствии с ее уставом. Вместе с тем в комплексе прав и обязанностей, сопряженных с членством в партии, закон особо оговаривает право избирать и быть избранными в руководящие органы партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений, получать информацию о деятельности партии и ее руководящих органов, а также обжаловать решения и действия указанных органов в порядке, предусмотренном уставом партии.

Требованием, вытекающим из положений действующего законодательства, является невозможность одновременного членства в двух и более партиях. Подобный запрет в настоящее время содержится в уставах подавляющего большинства стран Западной Европы – вне зависимости от наличия либо отсутствия такого ограничения в публичном законодательстве . Член политической партии может состоять только в одном региональном отделении по месту постоянного или преимущественного проживания. Важным элементом статуса члена политической партии является обязанность уплаты членских взносов.

Наличие такой системы – это, кроме прочего, и вспомогательное средство организации партийного учета, обеспечивающее регулярное подтверждение членом партии своей принадлежности к ней. Вопрос о необходимости уплаты членских взносов, равно как и об их размере, оставлен на усмотрение партий. Установленный порядок взимания взносов не только отражает степень формализации отношений между партией и ее членами, но зачастую также и свидетельствует (хотя и косвенно) об ориентации на социальную базу .

Свидетельством подтверждения членства гражданина в партии является членский билет, вид и форму которого определяет партия. В КПРФ это книжка, в «Единой России» – специальная пластиковая карточка. Партийный билет, как правило, используется также для учета уплаты членских взносов, участия в голосовании по вопросам партийной жизни и при внутрипартийных выборах, а пластиковая карточка для доступа в партийные электронные и телекоммуникационные системы.

Какие руководящие органы создаются в политической партии В чем их предназначение

ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ «О политических партиях» установлен ряд требований к организационной структуре политических партий. Это выборность и коллегиальность работы руководящих органов, обязательность наличия контрольно-ревизионных структур, периодическое проведение партийных съездов, предельные сроки полномочий руководящих органов партии (4 года) и ее региональных отделений (2 года). Вместе с тем ряд принципиально важных вопросов закон относит на усмотрение уставов самих партий. В их числе структура руководящих органов партии, распределение объема полномочий и принципов взаимодействия между ними, определение структуры партийных организаций, взаимодействие между центральными органами партии, ее региональными и местными организациями, степень организационной жесткости и внутрипартийной иерархии, а также связанность члена партии решениями, принимаемыми партией.

Закон различает понятия высшего руководящего органа и руководящего органа партии (избираемого высшим руководящим органом).

Высшим руководящим органом политической партии в обязательном порядке является ее съезд, а высшим руководящим органом регионального отделения – конференция или общее собрание регионального отделения политической партии (вопрос о выборе одной из форм может быть конкретизирован в уставе партии). Высшими указанные органы именуют потому, что к их компетенции отнесено решение наиболее серьезных вопросов.

Так, исключительно съездом политической партии осуществляется принятие устава и программы политической партии, внесение в них изменений и дополнений, избрание руководящих и контрольно-ревизионных органов политической партии, выдвижение партией кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, рассмотрение вопросов о реорганизации или ликвидации партии. В работе такого съезда должны принимать участие делегаты от региональных отделений, образованных более чем в половине субъектов Российской Федерации.

Решения об избрании руководящих и контрольно-ревизионных органов региональных отделений политической партии, о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии. Решения о выдвижении иными структурными подразделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления принимаются общим собранием соответствующего структурного подразделения либо иным органом, предусмотренным уставом партии.

Решения по указанным вопросам принимаются в соответствии с уставом, но не менее чем большинством голосов от числа присутствующих на партийном съезде или конференции ее регионального отделения делегатов, участников общего собрания регионального отделения политической партии, членов коллегиального постоянно действующего руководящего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения (при наличии кворума).

Для партии обязательно наличие постоянно действующего руководящего коллегиального органа (Центральный комитет, Политсовет, Правление), определяющего в период между съездами вопросы ее текущей деятельности. Наименование такого органа, процедура его избрания, его численность и механизмы формирования определяются уставами партий. Подобные органы могут также создаваться на уровне региональных отделений и иных структурных подразделений партии.

Уставом политической партии такой орган может быть наделен правом принятия решений о выдвижении на повторных и дополнительных выборах кандидатов в депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов местного самоуправления на соответствующем уровне выборов.

Могут ли потребовать указать членство в партии при заполнении служебной анкеты, при приеме на работу и т. д.

НЕТ, НЕ МОГУТ. Заполнение форм сведений о себе в документах при вступлении в трудовые, гражданско-правовые и служебные правоотношения, в частности при приеме на работу (в т. ч. на работу в негосударственные организации), является предоставлением официальных сведений о себе. В соответствии с пунктом 7 статьи 23 Федерального закона «О политических партиях» запрещается требовать от граждан Российской Федерации, чтобы они при представлении официальных сведений о себе указывали членство в политической партии или отсутствие такового.

В правоприменительной практике нередко встает вопрос о совмещении данного запрета с необходимостью соблюдения правовых ограничений по членству в партии для отдельных категорий должностных лиц и государственных служащих. По смыслу действующего в этой сфере законодательства соблюдение данного ограничения должно выполняться самими гражданами при занятии ими государственной должности или поступлении на государственную службу, если применительно к занимаемой ими должности или к этому виду службы установлены соответствующие ограничения. В случаях выявления фактов несоблюдения ими данной нормы они несут ответственность в порядке, установленном законодательством.

Согласно пп. 3 п. 1 статьи 42 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» кадровой службе государственного органа запрещается получать, обрабатывать и приобщать к личному делу гражданского служащего не установленные настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами персональные данные о его политических, религиозных и иных убеждениях, частной жизни, о членстве в общественных объединениях.

В соответствии со статьей 86 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель также не имеет права получать и обрабатывать персональные данные работника о его членстве в общественных объединениях или его профсоюзной деятельности, за исключением случаев, особо предусмотренных федеральным законом. В частности, таким случаем является получение работодателем в установленном порядке решения суда об ограничении конкретному лицу доступа к государственной и муниципальной службе, военной службе и службе в правоохранительных органах, а также к работе в образовательных учреждениях и занятию частной детективной и охранной деятельностью в связи с его участием в деятельности экстремистских организаций (ч. 3 ст. 1 5 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности»).

К таким случаям можно отнести и те, когда кадровая служба в установленном порядке осуществляет проверку сведений о принадлежности к политическим партиям лиц, занимающих должности, несовместимые с членством в партии.

В чем различие между исключением из партии и выходом из нее

ВЫХОД ИЗ ПАРТИИ – добровольная форма прекращения членства в ней. Она непосредственно вытекает из принципа добровольного характера деятельности партии как общественного объединения. Единственно приемлемой в правовом отношении процедурой прекращения полномочий является уведомление о выходе из партии в форме заявления, подаваемого в партийную организацию соответствующего уровня.

Иной формой прекращения полномочий является исключение из партии, осуществляемое по решению партийного органа. Исключение может происходить как в соответствии с желанием члена партии, так и вопреки ему: юридически это не важно. Особенностью исключения как формы прекращения членства в политической партии является тот факт, что оно одновременно представляет собой и правовую санкцию, применяемую по отношению к членам партии за нарушение партийного устава и программы, за совершение действий, дискредитирующих партию. Инициатором постановки вопроса об исключении из партии являются соответствующие руководящие органы, уполномоченные на то уставом.

В ряде политических партий исключение влечет для бывшего члена организации запрет либо ограничение права на повторное вступление. Так, Устав «Единой России» предусматривает, что исключенный не может быть вновь принят в ее ряды в течение трех лет с момента принятия решения об его исключении . В Партии Возрождения России повторный прием в партию исключенных лиц на общих основаниях не допускается: вступление этой категории граждан возможно только после рассмотрения их заявлений на заседании Исполкома партии.

Существует ли возможность обжаловать в суд правомерность исключения из партии

ИСХОДЯ ИЗ ТОГО, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью государства, законодательство о политических партиях может содержать нормы, обеспечивающие соблюдение прав граждан на объединение и их защиту, в том числе от неправомерных действий руководящих органов партий. Соответственно самостоятельное регулирование руководящими органами политических партий вопросов внутреннего устройства нельзя толковать как их исключительное право на окончательное разрешение всех спорных ситуаций.

В то же время гарантированная статьей 30 Конституции Российской Федерации свобода деятельности общественных объединений делает возможным разрешение внутрипартийных правовых споров с участием государства лишь в тех случаях, где предметом спора являются охраняемые законом субъективные права гражданина либо оспаривается соответствие существа и процедуры принятия внутрипартийных решений требованиям устава зарегистрированной политической партии. Их судебное рассмотрение в зависимости от предмета правового спора может вестись либо в общем порядке рассмотрения гражданских дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов по спорам, возникающим из гражданских, трудовых и иных правоотношений (пп. 1 п. 1 ст. 22 ГПК РФ), либо (например, о защите избирательных прав) – в рамках рассмотрения дел, вытекающих из публичных отношений и указанных в статье 245 ГПК РФ.

В дальнейшем, по всей видимости, целесообразно предметно закрепить в Федеральном законе «О политических партиях» ряд обстоятельств, вытекающих из публичных отношений и являющихся основанием для судебной защиты. К ним, в частности, можно отнести отказ в принятии в политическую партию или прекращение членства в ней по признаку социальной, профессиональной, расовой, национальной и религиозной принадлежности, роспуск вышестоящим руководящим органом партии регионального, местного отделения или иного структурного подразделения, выдвижение и отзыв кандидатов (списков кандидатов). В отношении иных правовых споров целесообразно установить обязательность досудебного порядка их рассмотрения в руководящих и контрольно-ревизионных органах политической партии в соответствии с их компетенцией.

Правомерность отказа в принятии в члены (сторонники) политической партии либо исключения из нее в связи с политической деятельностью гражданина, его моральным обликом и эмоционально-волевыми качествами, на наш взгляд, не является предметом судебного спора (кроме случаев, когда такими действиями нарушены требования устава зарегистрированной партии). Данная позиция основана на том, что указанные действия и решения руководящих органов затрагивают не обеспеченные защитой государства права гражданина, а основаны на комплексе дополнительных прав и обязанностей, сопряженных с членством в политической партии.

Вправе ли вышедшие из партии члены потребовать обратно свои взносы

НЕТ, НЕ ВПРАВЕ. Вступительные взносы являются одним из возможных источников формирования денежных средств политической партии. Они могут быть предусмотрены уставом, обязанность их уплаты сопряжена с членством в партии. При этом собственником денежных средств и иного имущества является партия в целом.

Члены политической партии не имеют прав в отношении ее имущества. Соответственно, если один из них в добровольном порядке выходит из организации, он не сохраняет прав на добровольно переданное ей в период его членства имущество и денежные средства.

8.1. Партия – демократическое общественное объединение. Носителем политической воли в Партии являются все члены Партии в целом. Непосредственным выражением политической воли Партии являются свободные выборы в Партии.
Проведение предварительного партийного голосования является обязательным при проведении процедур, связанных с определением кандидатур для последующего их выдвижения кандидатами в депутаты или на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления.
Результаты участников предварительного партийного голосования подлежат обязательному учету соответствующими органами Партии или ее структурных подразделений при принятии ими решений, касающихся выдвижения кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления в порядке, предусмотренном Уставом Партии и законодательством Российской Федерации о выборах.
Порядок, особенности, случаи проведения предварительного партийного голосования и состав его участников определяются Положением, утверждаемым Президиумом Генерального совета Партии.
Участие в предвыборных дебатах (дискуссиях) является обязательной формой агитационной и пропагандистской работы Партии на выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

8.2. Руководящими органами Партии являются Съезд Партии, Генеральный совет.

8.2.1. Центральными органами Партии являются Съезд Партии, Высший совет, Генеральный совет, Президиум Генерального совета, Центральный исполнительный комитет и Центральная контрольная комиссия.

8.2.2. Центральные органы Партии организуют внутрипартийные дискуссии членов Партии, ее сторонников по актуальным проблемам развития страны и вопросам развития и совершенствования Партии, в том числе – путем формирования и развития внутрипартийных платформ.
Порядок формирования и деятельности внутрипартийных платформ, организации и проведения ими внутрипартийных дискуссий, устанавливается соответствующим Положением, утверждаемым Президиумом Генерального совета Партии.

8.2.3. Избрание в состав руководящих и контрольно-ревизионного органов Партии, руководящих и контрольно-ревизионных органов региональных, местных и первичных отделений Партии, а также назначение на должность Руководителя Центрального исполнительного комитета Партии осуществляется в порядке, установленном Уставом Партии, с соблюдением следующих принципов:

8.2.3.1. одно и то же лицо не может занимать одну и ту же выборную должность руководителя коллегиального руководящего органа, контрольно-ревизионного органа Партии, а равно – соответствующую должность в региональных, местных и первичных отделениях Партии, более двух сроков подряд;

8.2.3.2. одно и то же лицо не может занимать должность Руководителя Центрального исполнительного комитета Партии в течение периода, превышающего два срока подряд полномочий постоянно действующего руководящего органа Партии.

8.3. ВЫСШИМ РУКОВОДЯЩИМ ОРГАНОМ ПАРТИИ ЯВЛЯЕТСЯ СЪЕЗД

8.3.1. Съезд созывается Генеральным советом Партии или его Президиумом, как правило, один раз в год. Внеочередной Съезд созывается по решению Председателя Партии, Генерального совета или Президиума Генерального совета Партии, по решению Центральной контрольной комиссии либо по письменному предложению более одной трети региональных отделений Партии.

8.3.2. Решение о созыве Съезда (очередного или внеочередного) принимается, как правило, не менее чем за один месяц до дня его проведения. В решении о созыве Съезда Партии должны быть определены: дата и место проведения Съезда, норма представительства на Съезде, проект повестки Съезда.

8.3.3. Делегаты Съезда избираются Конференциями региональных отделений Партии по норме представительства, установленной в решении о проведении Съезда. Делегатами Съезда, помимо утвержденной нормы представительства, являются: Председатель Партии, Председатель Высшего совета Партии, члены Высшего совета, члены Генерального совета, члены Центральной контрольной комиссии, Руководитель и заместители Руководителя Центрального исполнительного комитета.

8.3.4. Съезд правомочен, если зарегистрированы и участвуют в его работе делегаты от региональных отделений Партии, образованных не менее чем в половине субъектов Российской Федерации.

8.3.4.1. Решения Съезда принимаются большинством голосов от числа зарегистрированных делегатов Съезда (за исключением случаев, установленных настоящим Уставом или законодательством Российской Федерации) при наличии кворума. Форма и порядок голосования определяются Съездом в соответствии с настоящим Уставом или требованиями законодательства Российской Федерации.
Избрание руководящих органов и контрольно-ревизионного органа Партии, а также решение о выдвижении кандидата на должность Президента Российской Федерации, кандидатов на иные выборные должности в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляется тайным голосованием в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Решение о выдвижении федерального списка кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по одномандатным избирательным округам осуществляется тайным голосованием в порядке, определяемом Съездом.

8.3.4.2. Съезд Партии правомочен решать все вопросы внутрипартийной жизни, в том числе принимать решения о создании, реорганизации или ликвидации региональных отделений и иных структурных подразделений Партии, изменять структуру и компетенцию структурных подразделений и органов Партии, проводить их досрочные выборы, отменять принятые решения, вносить в них изменения и дополнения, а также решать все вопросы, связанные с участием Партии в выборах в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе выдвигать тайным голосованием, отзывать кандидатов (списки кандидатов) в депутаты или на иные выборные должности в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления.

8.3.5. К исключительной компетенции Съезда относится:

8.3.5.1. утверждение Устава Партии, а также внесение в него изменений и дополнений;

8.3.5.2. принятие программы Партии, предвыборной программы (в случае выдвижения кандидата(ов) (списка кандидатов) Съездом), других программных документов Партии, а также внесение в них изменений и дополнений;

8.3.5.3. определение основных направлений деятельности Партии;

8.3.5.7. утратил силу;

8.3.5.9. рассмотрение и утверждение отчетов Генерального совета и Центральной контрольной комиссии Партии;

8.3.5.11. выдвижение в соответствии с законодательством Российской Федерации тайным голосованием федерального списка кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по одномандатным избирательным округам;

8.3.5.12. отзыв кандидата на должность Президента Российской Федерации, федерального списка кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;

8.3.5.13. назначение уполномоченных представителей Партии в случае участия Партии в федеральных выборах, в том числе уполномоченных представителей Партии по финансовым вопросам и уполномоченных представителей региональных отделений Партии по финансовым вопросам, а также прекращение их полномочий;

8.3.5.14. делегирование полномочий по назначению и прекращению полномочий уполномоченных представителей Партии в случае участия Партии в федеральных выборах, в том числе уполномоченных представителей Партии по финансовым вопросам и уполномоченных представителей регионального отделения Партии по финансовым вопросам, Президиуму Генерального совета Партии;

8.3.5.15. принятие решений о реорганизации и ликвидации Партии;

8.3.5.16. принятие решений о досрочном прекращении полномочий Председателя Партии открытым голосованием двумя третями голосов от числа зарегистрированных делегатов Съезда при наличии кворума, Председателя Высшего совета Партии, членов Высшего совета, Генерального совета, Центральной контрольной комиссии Партии открытым голосованием большинством голосов от числа зарегистрированных делегатов Съезда при наличии кворума;