Домой / Мелочи недвижимости / Психологическая проблема: сущность, характеристики, виды. Психологическая сущность учения

Психологическая проблема: сущность, характеристики, виды. Психологическая сущность учения

Психология людей в отношениях с системой права (предмет юридической психологии) - это реальность, представленная в своеобразной психологии их, в виде особой психологической функциональной подсистемы их психики, отражающей систему права и регулирующей взаимоотношения с ней, которую, как реальность, и называют правовой психологией людей. Адекватные научные представления об этой психологии, модель психологии людей в правовой системе разрабатывает особая отрасль научного знания, находящаяся на стыке юридических и психологических наук. Очевидно, что эти знания будут адекватны реальности, если будут носить юридико-психологический характер.

Мир психических явлений первично делится на мир индивидуально-психологических явлений и социально-психологических, групповых, тесно связанных между собой, но все же качественно своеобразных.

Индивидуально-психологические явления классифицируются по разным основаниям.

1) По своей сущности и представленности нашему восприятию психические явления делятся на психологические факты, психологические закономерности и психологические механизмы.

Психологические факты - относительно поверхностные, наблюдаемые (в том числе фиксируемые с помощью психологических методик) психологические феномены - проявления существования и действия психики. Умение подмечать психологические феномены, объяснять, понимать, о чем они свидетельствуют, что за ними скрыто, необходимо для профессионала-юриста.

Психологические закономерности - объективно существующие причинно-следственные связи психологических явлений и их обусловливаний. Подмеченные психологические факты невозможно понять, а тем более повлиять на них, не разобравшись в связанных с ними закономерностях. В психике закономерности носят вероятностный характер. Поэтому, изучая, оценивая и учитывая их, правильнее рассуждать по типу: «как правило», «чаще всего» и т.п.

Психологические механизмы - психологические превращения, посредством которых совершается действие закономерностей и происходят переходы от причины к следствию. Психологические факты и закономерности всегда обусловлены такими механизмами. Например, знание правовой нормы и убежденность в необходимости следовать ей имеют связи, но переход одного в другое опосредован психологическими механизмами, которые «сработают», если мы знаем их и умеем привести в действие.

2) По форме существования все психологические явления делятся на психические процессы, психические состояния и психические образования (свойства, стереотипы).

Психические процессы - изменения на уровне психики: это все возникающее, развивающееся, угасающее, превращающееся во что-то другое. Так, свидетельские показания - продукт процессов восприятия события, его понимания, запоминания, сохранения и воспроизведения. Не разобравшись в психических процессах, трудно что-либо понять в психике человека, а не вызвав нужные процессы - невозможно что-то изменить в ней. Всякое воздействие - воздействие нормы права, профилактическое, управленческое и другое - способно что-то изменить в человеке и его поведении, лишь вызвав необходимые для этого психические процессы.


Психические состояния - целостные особенности совокупности психических процессов, протекающих у личности в данный момент или за определенный отрезок времени. Состояния возбуждения, тревоги, страха, эйфории, беспечности, бдительности и др., испытываемые юристом или находящимся перед ним человеком, существенно влияют на их поведение, восприятие окружающего и т.д. Результат воздействия на гражданина во многом зависит от его психического состояния, от умения юриста сменить неблагоприятное состояние на нужное.

Психические образования (свойства, стереотипы) - закрепившиеся в психике человека (т.е. имеющие тенденцию к повторению, облегченному воспроизведению и протеканию) психические явления.

3) По качественно-содержательным особенностям выделяется ряд психологических явлений.

Мотивационные феномены выполняют в психической деятельности побуждающую функцию и определяют избирательность отношений и активности юриста, гражданина, правонарушителя к окружающему, к происходящим событиям, проблемам, возможностям, будущему и пр. Потребности, мотивы, цели, планы, стремления, психологические установки, интересы, убеждения, взгляды - важнейшие из них и доминирующие среди других психологических факторов, закономерностей и механизмов психики каждого человека, имеющие решающее значение в его юридически значимых намерениях, акциях, образе жизни и пр. ,

Познавательные психические процессы, состояния и образования характеризуют интеллектуальную деятельность и соответствующие возможности человека. Они ответственны за то, что и как, в частности, воспринимается и понимается им в правовой и психологической действительности, какая картина мира и общества складывается и функционирует в его сознании. К ним относятся: ощущения, восприятия, внимание, память, представления, воображение, мышление и речь.

В эмоциональных психических явлениях совершается и выражается переживание человеком своего отношения к окружающему, к правовой действительности, нормам права, правомерному поведению и правонарушениям, правоохранительным органам и пр. Чувства и эмоции - основные разновидности этих явлений, которые сильно влияют на жизнь, поступки, отношения и развитие самого человека. Положительные эмоции сказываются притягательно по отношению к их объекту или предмету, а отрицательные - отталкивающе, что (в зависимости от конкретного случая и его содержательных характеристик) влияет положительно или отрицательно на личность, ее поведение и достигаемые ею результаты. Никакие вопросы укрепления правопорядка основательно решить нельзя, не решив проблему эмоций и чувств человека. Это приходится подчеркивать потому, что именно эмоциями и чувствами чаще всего пренебрегают при решении созидательных юридических проблем.

Волевые психические явления обеспечивают мобилизацию сил и возможностей человека при встрече с трудностями. Они выражаются в волевом усилии, напряжении, настойчивости, упорстве, самообладании и др.

Психомоторные явления включены в регуляцию движений тела, рук, ног человека и выражаются в «мышечном чувстве» (кинестезических ощущениях), «чувстве тела», двигательной памяти, процессах зрительно-мышечной координации, регулирующих движения мысленных образах их и пр. Они активно участвуют в формировании двигательных навыков при обучении специалистов правоохранительных органов.

4) По уровню отражения различаются явления сознания и бессознательного (иногда некоторые авторы добавляют к ним и подсознательные).

Сознание включает в себя всю совокупность психических явлений, определяющих осмысленное отношение человека к миру с пониманием его существенных свойств, закономерностей и происходящего в нем.

Важный элемент сознания - самосознание , осмысленность собственного существования в объективном мире, своих потребностей, себя самого (образ своего «Я»). Подсознание - совокупность явлений психики, которые не осознаются в какое-то время, но могут быть осознаны. Подсознание еще мало учитывается в юридической деятельности.

Перечисленные психологические явления выступают всегда в комплексе, в виде целостной, системной психической деятельности всех и каждого из людей. В любой момент она протекает в совокупности мотивационнных, познавательных, эмоциональных и других психических процессов, опосредованных свойствами человека и закономерностями, при действии разных механизмов, на фоне определенных психических состояний. Глубина и качество правомерного или правонарушающего поведения - результирующий продукт всей этой сложной деятельности и степени ее правовой оптимальности.

5) По преобладающей детерминированности характеристик психических явлений различаются: личностные социально-психологические, собственно психологические и психофизиологические.

Личностные социально-психологические явления преимущественно обусловлены социальными, т.е. общественными, факторами - социальным окружением: людьми, социальными условиями, событиями и процессами, групповыми социально-психологическими факторами. Они преобладают в важнейших свойствах (направленность, характер) и качествах личности (социальные потребности, отношение к труду и другим людям, мировоззрение, чувство долга, правопослушность, нравственная воспитанность, требовательность к себе и др.), ее привычках, психических состояниях, процессах и проявляются особенно в мотивации, нормах поведения, поступках, деятельности, отношениях и др. Они постоянно проявляются в психической деятельности человека, играют в ней важнейшую роль и характерны содержательными, качественными характеристиками. Важно, что они сильно подвержены социально-психологическим влияниям со стороны других людей и групп.

О собственно психологических явлениях можно говорить лишь в стремлении выделить в психике те из них, которые примерно в равной степени обусловлены как социально-психологически, так и психофизиологически и в то же время в них преобладают свои особенности, связи и зависимости. Чаще всего к таковым относят большинство познавательных качеств (мышления, речи, памяти, представлений, внимания, восприятий), состояний, процессов, значительную часть способностей, знаний, умений и др.

Психофизиологические явления имеют явные зависимости со стороны физиологии, прежде всего центральной нервной системы. Социально-психологические влияния в них представлены менее всего. К ним можно отнести прежде всего те, которые традиционно объединяются в темпераменте человека (чувствительность, уравновешенность, тревожность, устойчивость к риску, подвижность, эмоциональность и др.).

Предмет психологии (и юридической психологии) включает в себя и психологию групп.

Основными группами социально-психологических явлений выступают:

массовидные: общественные, коллективные, групповые цели, интересы, запросы, мотивы, мнения, нормы поведения, обычаи и традиции, настроения и др.;

взаимоотношения: межгрупповые, межличностные, личностно-групповые;

личностные социально-психологические.

Являясь достоянием индивидуальной психики, они выражают, тем не менее, представленность, «жизнь» в ней воздействий первых двух групп социально-психологических явлений (человек думает, переживает, относится, стремится, делает часто так, как думают, переживают и т.д. окружающие его люди).

Воспитание – главная сила, которая способна развить личность для общества. Эффективность воспитательного воздействия заключается в систематическом и квалифицированном руководстве. Воспитание подчиняет развитие человека определенной заданной цели. Влияние педагогов приводит к нацеленным результатам. Чаще всего это выявление склонностей и дарований в ребенке, его талантов, способностей. Но здесь важно учитывать то, что воспитание может обеспечить развитие, только опираясь на заложенные природой задатки. Воспитание всегда опирается на уже достигнутый уровень развития. Эффективность воспитания зависит от уровня подготовленности человека к восприятию воспитательного воздействия, а это в свою очередь зависит от последовательности и среды.

Выделяются общие и индивидуальные цели воспитания. Цель выступает как общая, когда она должна быть сформулирована у всех людей, и как индивидуальная, когда происходит воспитание отдельного человека. Современная психология выступает за совмещение этих двух целей воспитания.

В современном мире существует очень много разнообразных целей воспитания и воспитательных систем. Каждая цель для своей реализации требует определенных условий и средств. Формирование целей происходит за счет объективных причин. Это закономерности физиологического созревания организма, психическое развитие, формирование педагогической мысли, уровень общественной культуры.

Цель воспитания выражает историческую обусловленную потребность общества в подготовке подрастающего поколения для выполнения определенных общественных функций. Цель воспитания всегда отражает достигнутый уровень развития общества, так как потребности общества зависят от производства, уровня развития производительных сил. Также на формирование целей воспитания оказывает влияние и научно-технический прогресс, социальный, экономический. Важной целью воспитания является обеспечение человеку всестороннего и гармонического развития личности.

Трудности и ошибки в реализации цели воспитания – формировании всесторонне развитой личности – потребовали частичного сужения цели, пересмотра задач и настрой их на конкретные цели и задачи.

Школа пытается выработать у ученика осознание гражданской позиции, готовности к жизни, труду, творчеству, патриотизм, ответственность за судьбу страны.

Составные части воспитания. Умственное воспитание развивает у детей систему знаний разных наук. В основе усвоения научных знаний у ребенка формируется мировоззрение. Формирование мировоззрения является определяющим фактором, так как это система взглядов человека на природу, общество, познание, идеологию. Система знаний способствует развитию логического мышления, памяти, внимания, воображения, умственных способностей. Физическое воспитание – очень важная составляющая воспитательной системы в целом. Современное общество требует физически сильного и здорового молодого поколения, которое будет готово к работе на предприятиях, к защите страны. Трудовое воспитание формирует трудовые действия. Труд выступает как ведущий фактор развития личности, как способ творческого освоения мира.


  • Психологическая сущность воспитания , его критерии . Воспитание – главная сила, которая способна развить личность для общества. Эффективность воспитательного воздействия заключается в систематическом и квалифицированном руководстве.


  • Н.И. Вессель в воспитательном Психологическая сущность воспитания , его критерии .


  • Психологическая сущность воспитания , его критерии . Воспитание – главная сила, которая способна развить личность для общества.
    Достаточно скачать шпаргалки по общей психологии - и никакой экзамен вам не страшен!


  • Психологическая сущность воспитания , его критерии .
    Н.И. Вессель в воспитательном процессе выделял две стороны – субъективную (формальную) и объективную (материальную).


  • Правовые системы на постсоветстком пространстве. … Теория сравнительных преимуществ. … Психологическая сущность воспитания , его критерии


  • Критерии воспитанности - это теоретически разработанные показатели уровня сформированности различных.
    Психологическая сущность процесса воспитания состоит в переводе ребенка из одного состояния в другое, и с позиций пси- хологии воспитание есть...


  • Н.И. Вессель в воспитательном процессе выделял две стороны – субъективную (формальную) и объективну... подробнее ». Психологическая сущность воспитания , его критерии .


  • Чтобы уверенно прогнозировать искомый результат, принимать безошибочные научно обоснованные р. Психологическая сущность воспитания . Дети в начальной школе усваивают не только знания о предметном мире и способы овладения этим миром...


  • Сущность бихевиоризма. Бихевиоризм - психолого-педагогическая концепция техно- кратического воспитания , под которым понимается воспитании
    Классический бихевиоризм, у истоков которого стоял вид- ный американский философ и психолог Дж.


  • Сущность процесса обучения, его цели. Науку, изучающую и исследующую проблемы образования и обучения, называют дидактикой.
    Общность психологии и дидактики состоит в том, что они имеют единый объект – процесс обучения и воспитания ; их различие определяется...

Найдено похожих страниц:10


59. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ВОСПИТАНИЯ, ЕГО КРИТЕРИИ

Воспитание – главная сила, которая способна развить личность для общества. Эффективность воспитательного воздействия заключается в систематическом и квалифицированном руководстве. Воспитание подчиняет развитие человека определенной заданной цели. Влияние педагогов приводит к нацеленным результатам. Чаще всего это выявление склонностей и дарований в ребенке, его талантов, способностей. Но здесь важно учитывать то, что воспитание может обеспечить развитие, только опираясь на заложенные природой задатки. Воспитание всегда опирается на уже достигнутый уровень развития. Эффективность воспитания зависит от уровня подготовленности человека к восприятию воспитательного воздействия, а это в свою очередь зависит от последовательности и среды.

Выделяются общие и индивидуальные цели воспитания. Цель выступает как общая, когда она должна быть сформулирована у всех людей, и как индивидуальная, когда происходит воспитание отдельного человека. Современная психология выступает за совмещение этих двух целей воспитания.

В современном мире существует очень много разнообразных целей воспитания и воспитательных систем. Каждая цель для своей реализации требует определенных условий и средств. Формирование целей происходит за счет объективных причин. Это закономерности физиологического созревания организма, психическое развитие, формирование педагогической мысли, уровень общественной культуры.

Цель воспитания выражает историческую обусловленную потребность общества в подготовке подрастающего поколения для выполнения определенных общественных функций. Цель воспитания всегда отражает достигнутый уровень развития общества, так как потребности общества зависят от производства, уровня развития производительных сил. Также на формирование целей воспитания оказывает влияние и научно-технический прогресс, социальный, экономический. Важной целью воспитания является обеспечение человеку всестороннего и гармонического развития личности.

Трудности и ошибки в реализации цели воспитания – формировании всесторонне развитой личности – потребовали частичного сужения цели, пересмотра задач и настрой их на конкретные цели и задачи.

Школа пытается выработать у ученика осознание гражданской позиции, готовности к жизни, труду, творчеству, патриотизм, ответственность за судьбу страны.

Составные части воспитания. Умственное воспитание развивает у детей систему знаний разных наук. В основе усвоения научных знаний у ребенка формируется мировоззрение. Формирование мировоззрения является определяющим фактором, так как это система взглядов человека на природу, общество, познание, идеологию. Система знаний способствует развитию логического мышления, памяти, внимания, воображения, умственных способностей. Физическое воспитание – очень важная составляющая воспитательной системы в целом. Современное общество требует физически сильного и здорового молодого поколения, которое будет готово к работе на предприятиях, к защите страны. Трудовое воспитание формирует трудовые действия. Труд выступает как ведущий фактор развития личности, как способ творческого освоения мира.

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КР) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПС) автора БСЭ

Из книги Философия: конспект лекций автора Мельникова Надежда Анатольевна

Лекция № 25. Критерии истины Вопрос о возможности разграничения истины и заблуждения всегда интересовал познающую мысль. Собственно в этом и заключается вопрос о критерии истины. В истории философии и науки высказывались различные точки зрения на сей счет. Так, Декарт

Из книги Психология: Шпаргалка автора Автор неизвестен

59. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ВОСПИТАНИЯ, ЕГО КРИТЕРИИ Воспитание – главная сила, которая способна развить личность для общества. Эффективность воспитательного воздействия заключается в систематическом и квалифицированном руководстве. Воспитание подчиняет развитие

Из книги Предпринимательство: Шпаргалка автора Автор неизвестен

31. СУЩНОСТЬ И КРИТЕРИИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Малое предпринимательство – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законами, критериях (показателях),

Из книги Судебная медицина и психиатрия: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Как сделать свой сайт и заработать на нем. Практическое пособие для начинающих по заработку в Интернете автора Мухутдинов Евгений

Критерии отбора и регистрация В качестве примера партнерки по продаже видеокурсов мы выбрали партнерскую программу Евгения Попова. Выбор пал на нее неслучайно: она обладает многими признаками хорошей партнерки. Простая регистрация в партнерской программе.

Из книги Оксфордское руководство по психиатрии автора Гельдер Майкл

18 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ В предлагаемой главе рассматриваются различные виды психотерапии, поведенческой и когнитивной терапии, а также некоторые близкие методы, такие как релаксация. Эта тема обширна, и чтобы читателю было легче в ней разобраться, следует обратить

Из книги Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ автора Шемаханова Ирина Альбертовна

1.4. Понятие истины, ее критерии Гносеология – философская наука, в которой изучаются проблемы природы познания и его возможности. Агностицизм – философское учение, отрицающее полностью или частично возможности познания мира. Гностицизм – философское учение, признающее

Из книги Энциклопедия методов раннего развития автора Рапопорт Анна

Из книги Простукивание активных точек – метод пробуждения целительной энергии. С подробным атласом автора Коваль Дмитрий

Психологическая настройка Чтобы начать психологическую настройку, а заодно подготовить массирующую руку к монотонному простукиванию, проделаем зарядку для пальцев. Ниже приведенное упражнение должен выполнять массажист перед началом любой мануальной практики:

Из книги Рынок продовольственных товаров автора Власова Ольга Викторовна

9.1. Сущность сегментации и критерии выбора целевого сегмента рынка Сегмент рынка – это группа потребителей, обладающих одним или несколькими общими устойчивыми признаками, определяющими поведение потребителей на рынке.Признак сегментации – однотипные различия в

Из книги Шпаргалка по теории организации автора Ефимова Светлана Александровна

Из книги Справочник школьного психолога автора Костромина Светлана Николаевна

Диагностика психологическая см. Психодиагностика.

Из книги Модицина. Encyclopedia Pathologica автора Жуков Никита

Критерии Солидная международная тусовка неврологов под названием ILAE – Международная лига борьбы с эпилепсией предложила в 2014 году три набора критериев, любого из которых как бы достаточно для постановки диагноза:1. Два неспровоцированных приступа, между которыми

Год издания и номер журнала:

Аннотация

В статье анализируются сущность психологической проблемы, ее основные характеристики, понятия, связанные с психологическими проблемами. Делается попытка определить виды психологических проблем и построить модель классификационной системы психологических проблем на основе их содержания. Предлагается создать рабочую группу для разработки диагностической системы психологических проблем.

Ключевые слова: психологическая проблема, психологическая проблематика личности, анализ психологических проблем, решение психологических проблем, классификация психологических проблем.

Работу практического психолога условно можно разделить на две основные части или стадии – диагностика психологической проблемы и ее решение. Если для решения психологических проблем созданы многочисленные методические системы и техники, то для диагностики психологических проблем нет специальных общепринятых подходов, диагностических систем, таких как DSM или ICD. Каждый специалист, на основе собственных знаний, опыта и психотерапевтической ориентации, сам определяет проблему клиента. В результате, как при практической работе, так и при обучении специалистов, процесс ориентации в психологических проблемах получает субъективный, интуитивный, а если специалист строго следует какому-то определенному психотерапевтическому направлению, то и односторонний характер. На наш взгляд, отсутствие единой теории и классификационной системы психологических проблем, а также критериев их диагностики значительно затрудняет не только работу, но и обучение практических психологов. Решение этой, на наш взгляд, фундаментальной проблемы практической психологии возможно лишь на коллективной основе, здесь же мы попытаемся очертить контуры проблемы и наше видение принципов ее решения. В первую очередь попытаемся определить понятие «психологическая проблема». В психологических словарях, в научной и учебной литературе это понятие редко определяется и дифференцируется. Мы смогли найти два определения. Так, согласно Т. Д’ Зурилле и соавторов «Проблема (или проблемная ситуация)…это жизненная ситуация или задача (в настоящем или будущем), которая требует реагирования для адаптивного функционирования, однако положительный результат этой реакции не очевиден или невозможен из-за наличия одного или нескольких препятствий» (D’Zurilla et al., 2004, с.12-13). А. Блазер и соавторы определяют психологическую проблему как «…чрезмерность требований, предъявляемых к адаптационным возможностям пациента» (Блазер и др., 1998, с. 55).

Различные определения психологической проблемы можно найти также в популярной психологической литературе. Так, в энциклопедии практической психологии Н.И. Козлова психологические проблемы определяются как «… внутренние проблемы, не имеющие явного рационального основания» (Козлов, 2015, с. 637).

Наше понимание психологических проблем в методологическом плане основывается на так называемом проблемном подходе, согласно которому, любой процесс можно рассматривать как движение, направленное на решение определенной проблемы. С этой позиции психологические, социально-психологические, патопсихологические процессы, поведенческие реакции и деятельность личности можно рассматривать как формы решения психологических проблем. А совместную работу психолога и клиента можно рассматривать как процесс, направленный на диагностику, понимание и решение психологических проблем личности. Психологическую проблему мы определяем как актуализированное психологическое противоречие внутри личности или группы, которое проявляется в рамках психической нормы, но создает дискомфорт, напряжение, затрудняет нормальное развитие, функционирование и адаптацию личности или группы. Попробуем раскрыть это определение. Во-первых, мы рассматриваем проблему как противоречие, так как любая преграда, трудность, конфликт отражает противоречие между противоположными тенденциями. Можно сказать, что в основе любой проблемы лежит противоречие и любую проблему, в том числе и психологическую, можно охарактеризовать через эту основу. Например, страх можно охарактеризовать, как противоречие между желанием жить, или сохранить самооценку и ситуацией, угрожающей этим желаниям. При этом о наличии психологической проблемы можно говорить в том случае, если противоречия актуальны. Последние могут существовать в латентной форме, потенциально и не беспокоить субъекта, не восприниматься в качестве проблемы. Дискомфорт, напряжение и вообще отрицательные эмоции обычно сопровождают актуализированные проблемы, хотя иногда, например, при интеллектуальных проблемах, напряжение может иметь положительный оттенок (например, при творческой работе). На наш взгляд психологические проблемы являются своеобразными преградами на пути адаптации, развития и нормального функционирование личности. Особенности преодоления этих преград определяют варианты развития личности (прогрессивное, регрессивное, патологическое развитие).

В данном определении мы попытались дифференцировать психологические (нормальные) и так называемые «психиатрические» проблемы, т.е. психические расстройства (в англоязычной литературе обычно эти понятия рассматриваются как синонимы). По сути, психические расстройства также являются психологическими проблемами, однако в рамках патологии, а не нормы. Следовательно, можно выделить два вида психологических проблем – патологические проблемы (симптомы болезней), возникшие в результате расстройства психики и так называемые «нормальные» проблемы, отражающие противоречия нормально функционирующей психики. Необходимо отметить, что грань между этими видами проблем очень тонкая, трудно различимая, не стабильная и часто определяется не самой проблемой, а особенностями личности, у которой возникла эта проблема, ее отношением к этой проблеме. При этом патологические проблемы очень часто возникают в результате углубления и заострения нормальных психологических проблем, их неадекватного решения. Классификация психических расстройств, как известно, представлена в системах DSM и ICD. В классификационной системе психологических проблем патологические проблемы, на наш взгляд, можно представить также в качестве отдельной подгруппы в разделе психологических проблем той подструктуры психики, где они проявляются (это конечно очень дискуссионный вопрос). Например, в разделе психологических проблем мышления, в отдельной подгруппе можно представить расстройства мышления (например, бред, расстройство ассоциативного процесса и т.п.).

Попытаемся представить некоторые характеристики психологических проблем, которые важны при практической работе. В первую очередь это динамика психологических проблем, т.е. процесс формирования, развития, актуализации/дезактуализации, обострения/ослабления проблем в разные периоды жизни личности или при разных обстоятельствах. Другой характеристикой психологических проблем является уровень их осознанности и критического отношения к ним. В практической работе специалист часто сталкивается с отсутствием осознания или же отрицанием собственных психологических проблем. Важна также позиция объяснения психологических проблем. Психологические проблемы пациенты часто объясняют не психологическими, а объективными, не зависимыми от них обстоятельствами. Здесь важную роль играет так называемая детерминационная система личности, т.е. система представлений, на основе которых, личность объясняет причины разных явлений, в том числе и собственных проблем. На основе исследований клиентов обратившихся в психологические службы нами были выделены биологическая, социально-экономическая, мистическая и психологическая детерминационные системы . Эти исследования показали также, что для осознания и принятия собственных психологических проблем и повышения эффективности психотерапии очень важно, чтобы пациент перешел на психологическую детерминационную систему.

Длительность существования, острота также являются характеристиками психологических проблем. Существуют хронические психологические проблемы, с которыми человек живет длительное время и остро возникшие проблемы.

Психологические проблемы имеют также индивидуальные особенности проявления, т.е. одну и ту же проблему разные люди по-разному воспринимают, оценивают и переживают. При этом в практической работе специалист обычно сталкивается не с одной изолированной психологической проблемой, а с системой взаимосвязанных, взаимообусловленных проблем и эффективность работы во многом зависит от системного подхода к решению проблематики, а не отдельной проблемы личности. В связи с этим, мы считаем важным внедрение в практическую психологию такого понятия, как «психологическая проблематика личности» или «система психологических проблем личности». Как и любая система, психологическая проблематика тоже имеет иерархическую структуру, состоит из центральной, исходной и производных, или же актуальной и второстепенных проблем. Изучить проблематику личности, значит систематизировать, составить иерархию (например, причинно-следственную) психологических проблем.

Следующий важный вопрос, связанный с психологическими проблемами личности, касается стратегий их анализа. Каждая психотерапевтическая школа и даже каждый специалист имеют свои принципы, подходы и традиции изучения психологических проблем. Можно выделить следующие основные подходы: а) анализ механизмов проявления психологических проблем; б) анализ происхождения и динамики проблем; в) анализ причинно-следственных связей проблем; г) анализ феноменальных характеристик психологических проблем и др.

Нуждается в пояснении также понятие «решение психологической проблемы». В практической психологии обычно описываются методы, техники решения психологических проблем, но само решение проблемы, как результат психологической работы редко анализируется. Между тем, очень важно понимание не только сущности психологической проблемы, но и сущности ее решения. В связи с этим, работая с психологическими проблемами (также и при обучении практических психологов), необходимо уточнить: а) как представляют процесс решения проблемы пациент и психолог, насколько эти представления совпадают друг с другом и реалистичны? б) Какие у пациента стратегии решения (копинг-стратегии) своих психологических проблем? в) Какие существуют варианты, уровни, виды, формы, способы решения психологических проблем? г) Какими должны быть последовательность и временные рамки решения проблем? д) Какие будут последствия решения проблем?

Можно выделить различные формы решения психологических проблем, такие как: а) адекватное/неадекватное; б) житейское/профессиональное; в) невротическое, психотическое, здоровое; г) психологическое, социальное, экономическое, биологическое и т.п. Можно различить уровни решения проблем: а) частичное/полное; б) решение проблемы на уровни причин, следствий и т.п. Вариантами решения психологической проблемы могут быть: а) дезактуализация проблемы (например, через ее переосмысление); б) устранение факторов способствующих возникновению проблемы или же мешающих ее решению и т.п. Пути решения психологических проблем можно выделить на основе тех общих стратегий, которые применяются в практической психологии, например: а) осознание; б) осмысление/переосмысление; в) внушение/программирование; г) катарсис; д) обучение; е) десенсибилизация и т.д.

Теперь перейдем к вопросу классификации психологических проблем. В литературе по практической психологии, трудно найти систематизированных, целостных исследований специально посвященных психологическим проблемам и их классификации. В психотерапии иногда психологические проблемы классифицируются на основе психотерапевтических направлений, например, можно встретить такие выражения как «психоаналитические проблемы» [Мак-Вильямс, 2001], «экзистенциальные проблемы» [Гришина, 2011]. Часто встречаются такие понятия как «поведенческие проблемы» (обычно имеются в виду такие расстройства, как гиперактивность и дефицит внимания, деструктивное поведение и т.п.), «эмоциональные проблемы» (тревога, депрессия). Н. Д. Линде классифицирует психологические проблемы на основе «…трудности их решения и с точки зрения глубины укорененности их в личности» [Линде, 2001, с. 26]. Автор выделяет семь уровней психологических проблем, например «уровень сверхнормы» «уровень неврозов», «психозов» [Линде, 2001, с. 27-30].

На основе многолетнего опыта психотерапевтической работы нами была разработана модель классификационной системы психологических проблем [Худоян, 2014], которую мы попытаемся представить ниже.

Психологические проблемы можно сгруппировать на основе формы их проявления и содержания. С точки зрения формы психологические проблемы можно классифицировать по разным критериям. Так, по критерию осознанности можно выделить осознанные, плохо осознанные и неосознанные (обычно не осознаются глубинные проблемы, которые определяют внешние ясно осознаваемые проблемы, по поводу которых пациент обращается к психологу). Можно различить причинные (отражающие причины других проблем) и следственные (являются следствием других проблем, например, тревога может быть следствием внутриличностного конфликта) психологические проблемы.

В литературе встречается разделение психологических проблем на внешние (например, отрицательные эмоции) и глубинные (например, внутриличностные конфликты)

По временным характеристикам, остроте и значимости для субъекта можно различить старые (например, старые обиды) и новые, хронические (проблемы с которыми человек живет долгое время) и острые, актуальные и неактуальные психологические проблемы.

Можно различить также основные и второстепенные, сложные и простые проблемы, явные/скрытые, реальные и вымышленные, разрешимые/неразрешимые, принятые и не принятые пациентом проблемы, проблемы, которые представляет пациент и проблемы, которые приписывают пациенту родственники или специалисты и т.д. Психологические проблемы могут быть также внутриличностными, межличностными, внутригрупповыми и межгрупповыми (последние могут рассматриваться как социально-психологические проблемы).

Практическая психология наиболее остро нуждается в классификации психологических проблем на основе их содержания, в выделении, группировке и описании проблем разных подструктур личности. Именно на этой классификации должна быть построена диагностическая система психологических проблем. Естественно, что построение такой классификационной системы возможно только совместными усилиями многочисленных специалистов, здесь же мы попытаемся представить гипотетическую модель построения такой системы.

Для классификации психологических проблем в первую очередь необходимо выделить сферы их проявления. Мы выделили четыре таких сфер.

1. Психическая сфера личности.

2. Биологическая подструктура личности.

3. Развитие личности, ее жизненный путь, настоящее и будущее.

4. Система взаимоотношений личность – среда.

Ниже схематически представим основные группы психологических проблем в выделенных сферах личности. При этом хотим отметить, что как выделенные сферы, так и группы психологических проблем включенных в эти сферы относительны, а сама модель не претендует на полноту и точность.

Проблемы, связанные с психической подсистемой личности

  1. Проблемы системы Я – проблемы, связанные с самосознанием, Я-концепцией, отношением к себе, с чувством Я, с целостностью Я (неадекватная Я-концепция, нарциссизм, комплекс неполноценности, деперсонализация, дисморфофобия, раздвоение личности и т.п.). Проблемы, связанные с подструктурами Я (например, слабое эго, сильное суперэго или ид), с защитными механизмами (неадекватные, незрелые защитные механизмы и т.п.). Внутриличностные конфликты. Проблемы, связанные, самоанализом и рефлексией, с осознанием и вербализацией собственных переживаний.
  2. Проблемы с осознанием и критической оценкой действительности (дезориентация во времени, пространстве, низкий уровень самоанализа, интрапунитивности и т.п.).
  3. Проблемы, связанные с потребностно – мотивационной сферой личности – потеря смысла жизни, снижение мотивации, неадекватные потребности, фрустрированность потребностей, неадекватные формы удовлетворения потребностей и т. п.
  4. Проблемы, связанные с волевой сферой личности – слабовольность, абулия, проблемы с самоконтролем, импульсивность, неразвитость волевых качеств личности и т.д.
  5. Проблемы, связанные с эмоциональной сферой – повышенная тревожность, апатия, агрессивность, депрессия, неадекватные эмоции, сверхэмоциональность, эмоциональная незрелость, эмоциональная холодность и т.п.
  6. Проблемы, связанные с когнитивной сферой личности - проблемы и нарушения ощущений (например, плохое зрение, слух, сенестопатии и др.), восприятия (например, проблемы с восприятием времени, речи, галлюцинации и др.), внимания (например, рассеянность), памяти (например, стрессогенная амнезия), мышления и интеллекта (например, проблемы с осмыслением, бредовые расстройства, умственная отсталость)․ В эту категорию на наш взгляд можно включить также такие проблемы, как когнитивный диссонанс, дефицит информации и т.п.
  7. Проблемы, связанные с речью – заикание, нарушения речи (афазия, дизартрия, олигофазия, шизофазия и т.п.), тахилалия, задержка речевого развития, дислексия, дисграфия и т.п.
  8. Проблемы, связанные с половой сферой личности – фригидность, импотенция, отсутствие сексуального удовлетворения, сексуальные извращения, проблемы связанные с половой идентичностью и т.п.
  9. Поведенческие проблемы – зависимости, импульсивное, иррациональное, неадекватное поведение, энурез, тикозные расстройства, гиперактивность, агрессивное поведение, навязчивые действия, лживость, нарушения сна, проблемы, связанные с пищевым, сексуальным, поведением и т.п.
  10. Проблемы, связанные с темпераментом и характером - акцентуации характера, психопатии, социопатии, отрицательные черты характера и т.д.
  11. Проблемы, связанные с восприятием, реакциями на стресс и копингом – неадекватные реакции на стресс и копинг стратегии, посттравматические стрессовые расстройства, снижение стрессоустойчивости и т.п.
  12. Проблемы духовно-нравственной и религиозной сфер личности – чувство вины, моральное падение, моральный конфликт, духовный кризис, ценностный конфликт, фанатизм, проблемы, связанные с сектами и др.

Психологические проблемы, связанные с биологической подсистемой личности

  1. Психологические проблемы, связанные с соматическими заболеваниями (например, страх смерти при инфаркте миокарда, депрессии раковых больных, эмоциональные проблемы при гормональных расстройствах т.п.),
  2. Психологические проблемы, связанные с нормативными стрессогенными биологическими процессами (менструация, роды, климакс и т.п.).
  3. Психологические проблемы, способствующие возникновению соматических болезней (например, алекситимия).
  4. Соматизированные психологические проблемы (например, соматизированная депрессия, конверсионные расстройства).
  5. Психологические проблемы, связанные с косметическими операциями, с пересадками органов, хирургическими изменениями внешности.
  6. Психологические проблемы, связанные с телесными травмами и деформациями, отравлениями мозга и др.

Психологические проблемы, связанные с развитием личности, с ее жизненным путем, настоящим и будущим

  1. Проблемы, связанные с отклонениями нормативного психического и социального развития (недоразвитие или задержка развития когнитивных функций, эмоциональная незрелость и т.п.).
  2. Проблемы, связанные с нормативными инволюционными процессами (нормативные изменения внешности, снижение половой активности и т.п.)
  3. Проблемы, связанные с ненормативным развитием личности (проблемы, возникающие в процессе личностного роста, падение, деградация личности и т.п.).
  4. Нормативные и ненормативные кризисы развития личности, кризисы, связанные с нормативными жизненными событиями (рождение ребенка, выход на пенсию, смерть родителей и т.п.).
  5. Проблемы, связанные с решением возрастных задач развития (например, с усвоением речи).
  6. Проблемы, связанные с профессиональной ориентацией, карьерой, профессиональным развитием и т.п.
  7. Специфические проблемы отдельных возрастных периодов (подростковые проблемы, проблемы позднего возраста и т.п.) и др.

Психологические проблемы, связанные с межличностными, межгрупповыми взаимоотношениями и жизненным пространством личности

  1. Психологические проблемы, связанные с межличностными отношениями (межличностные конфликты, соперничество, взаимная неприязнь, любовные проблемы, охлаждение отношений, специфические, проблемы, обусловленные прерыванием межличностных отношений, например, смерть близких людей, расставание пар, проблемы, связанные с взаимоотношениями противоположных полов, друзей, родственников, соседей и т.п.).
  2. Внутригрупповые психологические проблемы (проблемы между личностью и группой, проблемы между группировками внутри группы, отчужденность от группы и т.п.)
  3. Психологические проблемы, связанные с межгрупповыми взаимоотношениями (этнические конфликты, соперничество между группами и т.п.).
  4. Психологические проблемы отдельных сфер жизнедеятельности личности (семейные, трудовые, учебные психологические проблемы, специфические проблемы, связанные с отдельными специальностями, например, проблемы в спорте, в дипломатии, в полиции и т.п.).
  5. Трансгенерационные проблемы (идентификации с родственниками, затрудняющие жизнь личности, синдром годовщины и др.).
  6. Психологические проблемы, связанные с жизненным пространством личности - отсутствие жилья, плохие жилищные условия, психологические проблемы, связанные с физическим воздействием среды (жара, холод, радиация, нехватка кислорода и др.)

Завершая эту статью, отметим, что предложенная теоретическая модель и схема классификационной системы психологических проблем являются лишь попыткой поднять проблему и очертить наше видение контуров ее решения. В дальнейшем, на наш взгляд, необходимо создать рабочую группу из практических психологов и исследователей и разработать общую теорию и диагностическую систему психологических проблем.

Annotation

The Psychological Problems: an Essence, Types, Characteristics

The essence of the psychological problems, their main characteristics, concepts related to psychological problems is analyzed in the article. An attempt to classify the psychological problems and to build a model of the classification system of psychological problems on the basis of their content is made. The author suggested establishing a working group for the elaboration of a diagnostic system of psychological problems.

Keywords: psychological problem, psychological problematic of personality, analysis of psychological problems, solution of psychological problems classification of psychological problems.

Литература:

  1. Блазер А., Хайм Э., Рингер Х., Томмен М. Проблемно-ориентированная психотерапия: интегративный подход: пер. с нем. М.: «Класс», 1998. Гришина Н.В. Экзистенциальные проблемы человека как жизненный вызов. // Социология. 2011. № 4. С. 109-116.
  2. Козлов Н.И. Психологос. Энциклопедия практической психологии. М.: Изд. Эксмо, 2015.
  3. Линде Н.Д. Основы современной психотерапии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия». 2002.
  4. Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика: Понимание структуры личности в клиническом процессе. М.: Независимая фирма “Класс”, 2001.
  5. Худоян С.С. О методических вопросах исследования и преподавания психологической проблематики личности // Проблемы педагогики и психологии, 2014, № 3, с. 99-104.
  6. D’Zurilla, T. J., Nezu, A. M., & Maydeu-Olivares, A. (2004). Social problem solving: theory and assessment. In E. C. Chang, T. J. D’Zurilla, & L. J. Sanna (Eds.). Social problem solving: Theory, research, and training. Washington, DC: American Psychological Association, pp. 11-27.
  7. Khudoyan S.S. The Effectiveness of Medical Suggestion in Active Conscious State. // The 12th European Congress of Psychology. Istanbul, 2011, 4-8 July. P. 238.

Учение – деятельность по систематическому усвоению знаний, умений и навыков. Учение имеет место там, где действия человека направляются сознательно поставленной целью усвоить определенные сведения и способы действий. Чтобы сформулировать у себя функциональные органы, делающие возможным принципиально иной образ жизни (см. 20.2.). Образ жизни, выработанный в ходе исторического и культурного развития человечеством. Создавать и водить автомобиль, строить самолеты и летать на них, изготавливать музыкальные инструменты и играть, конструировать компьютеры и работать с ними – все это исключительно человеческие способы деятельности, результат историко-культурного развития человечества. Учение и есть процесс овладения этим историко-культурным наследием. В основе учения лежит та же потребность, что и в основе познания – гностическая (от греческого «гнозис» – знание), т.е. потребность в знании. Однако психологическая сущность самой деятельности познания отличается от таковой при деятельности учения. Дело в том, что при познании человек открывает неизвестное во внешнем мире. А при учении – неизвестное является таковым только для ученика, для того, кто учится. Другим же, например, учителю, оно известно. Психологическая цель учения и состоит в том, чтобы превратитьнеизвестное внешнее тебе в твое внутреннее известное. Поэтому психологической сущностью учения выступает процесс интериоризации , т.е. превращение возникших форм деятельности во внутренние формы, присущие теперь психике данного индивида. Идею интериоризации выдвинул французский психолог Пьер Жане. Советский психолог Л. С. Выготский (1896 – 1934) воссоздал последовательность овладения новыми способами действий, в которой детально описаны этапы интериоризации. Первый этап учения предполагает общую ориентировку в том, что предстоит делать. На втором этапе ученик под руководством учителя выполняет так называемое материализованное действие с проговариванием, т.е. на моделях (примерах) пытается делать то, что надо, вслух объясняя свои действия. Третий этап – когда материализованное действие выполняется (например, счет на палочках) с проговариванием шепотом. На четвертом этапе действие выполняется без проговаривания, но еще как внешнее, т.е. с помощью моделей, предметов, карточек (палочек при счете). А на пятом само действие интериоризуется , т.е. становится умственным, становится достоянием психики ученика.

В учении предъявление нового, предстоящего усвоению, называется учебной задачей. Ориентировочные действия, осуществляя которые ученик осмысляет то, что предстоит усвоить (сравнивает с предыдущим, знакомится с правилами выполнения, устанавливает соответствие своих попыток требуемому образцу ) называются учебными , т. к. именно в ходе их выполнения ученик учится. Самостоятельные действия, в которых проверяется соответствие усвоенного материала требуемым нормам именуются действиями контроля. А последнее действие, в котором фиксируется соответствие или несоответствие результатов усвоения требованиям учебной задачи, называется оцениванием.

Примерно в то же время, что и Л.С. Выготский, американский психолог Эдвард Торндайк (1874 – 1949) сформулировал три закона эффективного учения. Первый закон называется законом готовности. Он означает, что успешно учится тот, кто испытывает выраженную потребность в изменении условий своего существования. Второй закон – закон упражнения . Он гласит: чем чаще повторяется правильные действия, тем чаще ему будет отдаваться предпочтение в дальнейшем, т.е. тем успешнее оно закрепляется. Третий закон – закон эффекта : действие, влекущее за собой положительный эффект, будет более желательно для индивида, т.к. положительное подкрепление ведет к закреплению действия.

В психологии учения различают два принципиально различных вида стимулов: подкрепление и награда. Подкрепление – это действие, мотивирующее ученика в самом процессе учения, а награда – это приз (высокая оценка) за конечный результат. Считается, что подкрепление – более продуктивно для саморазвития, в то время как награда – для обретения статуса. Поскольку у человека инстинктивные формы поведения чрезвычайно ограничены, а все многообразие форм деятельности является результатом обучения, учения и научения, значимость этих процессов в жизни человека и человечества трудно переоценить.


Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Определение психологии как науки
Слово «психология» происходит из двух греческих слов: «психе» – душа и «логос» – наука. Психология – наука о психике, т.е. о такой форме отражения действительности

Основные этапы истории психологии
В истории психологии можно выделить следующие стадии: донаучная, преднаучная, естественнонаучная, стадия научной специализации. По времени дольше всего длился донау

Объективный характер психических закономерностей
Поскольку психология является наукой, постольку она изучает психические явления в их объективном, т.е. не зависимом ни от чего, помимо действующих причин, виде. Что это означает? Эт

Психика и мозг
Психика есть функция нервного вещества, нервных клеток, самое большое скопление которых составляет головной мозг. Головной мозг невероятно сложен. Он состоит из дв

Нервная система и ее строение
Головной мозг является главным органом нервной системы человека и животных. Однако его деятельность обеспечивается всей нервной системой организма. Поскольку нервная система человека наиболее сложн

Психика и сознание
Психика живого существа является порождением нервной системы и мозга. В процессе эволюции психика возникла из первичных форм движений растений и животных, происходивших в ответ на внешние раздражен

Структура сознания
Сознание как высшая форма психического отражения имеет следующую структуру. Во-первых, это совокупность знаний об окружающем мире. Следовательно, в структуру сознания входят познавательные

Сознательное и бессознательное
В человеческой психике выделяется два уровня:сознательный и бессознательный. Бессознательное, неосознаваемое – это совокупность всех психический процессов и состоя

Современная психология, ее задачи и место в системе наук
Современная психология – сложная наука. Она представляет собой разветвленную систему научных дисциплин, исследующих психику во всем ее многообразии. Поскольку предмет психологии – закономерности ра

Структура современной психологии
Современная психология представлена множеством психологических дисциплин. Чтобы понять причины и сущность этого многообразия, следует принять во внимание 1) особенности изучения психики в к

Междисциплинарные связи современной психологии
Поскольку психология находится на стыке наук, она широко развивает связи с этими науками. Прежде всего, эти междисциплинарные связи развиваются за счет заимствования методов исследо

Общее описание методов психологии
Основными методами психологии являются наблюдение, беседа, эксперимент, тестирование. 1. Наблюдение – метод исследования предметов и явлений, который заклю

Проблема объективности в психологических исследованиях и организация конкретного психологического исследования
Психика – явление не натуральное. Ее нельзя потрогать, взвесить, увидеть. Психика принадлежит к особой реальности – идеальной. Поэтому столь сложна проблема получения объективных, т.е. достоверных,

При проведении психологического исследования различают пять этапов
Первый этап – ориентировочный. Он включает в себя предварительные наблюдения за изучаемым явлением, формулировку предположений о возможных причинах и свойствах явления и выдвижение

Корреляция как альтернатива эксперименту
Корреляция (от лат. correlation – соотношение) – еще один метод как обработки данных, так и их получения. Дело в том, что иногда эксперимент в изучении психики невозможно применить

Общая характеристика физиологической основы ощущений
Ощущение считается простейшим из всех психических процессов. Способность к ощущению имеется у всех живых существ, обладающих нервными клетками. Ощущение – это отражение в психике ж

И общие свойства ощущений
Чувствительность – свойство анализатора реагировать на соответствующий раздражитель. Специальные исследования показали, что раздражитель вызывает в предназначенном для него анализа

И физиологические основы восприятия
Восприятие – это психический процесс отражения предметов и явлений в совокупности их качеств и свойств при непосредственном, но бесконтактном их воздействии на органы чувств.

Свойства человеческого восприятия
Первичным свойством человеческого восприятия является предметность. Предметность восприятия выражается в том, что все, что человек воспринимает при оформлении в образ восприятия, т

Восприятие пространства
Основную роль в восприятии пространства играет бинокулярное зрение. На сетчатке каждого глаза создается лишь одно двухмерное изображение. Но так как наши глаза расположены на некотором расстоянии д

Восприятие движения
Восприятие движения есть отражение изменения положения объектов в пространстве. Оно имеет жизненно важное значение. Основную роль в восприятии движения играют зрительный и мышечно-двигател

Восприятие времени
Восприятие времени – это отражение длительности, скорости и последовательности явлений. Ориентировка во времени у человека осуществляется с помощью корковых отделов мозга, где ряд анализаторов, объ

И ее физиологические основы
Память – это совокупный психический процесс запоминания, сохранения и воспроизведения событий и состояний, относящихся к прежним обстоятельствам жизни. Благодаря памяти су

Психологические теории памяти
Психологические исследования памяти имеют давнишние традиции. В настоящее время в психологии существует три основные теории памяти. Первая из них называется ассоциативная теория

Виды памяти
Существует несколько оснований для классификации видов памяти у человека. По длительности хранения информации выделяют три вида памяти: долговременную, кратковременную и о

Процессы памяти
Запоминание. По своим физиологическим механизмам запоминание представляет собой образование и закрепление в коре больших полушарий головного мозга требуемых нервных связей в процес

Нарушения памяти
Нарушение памяти называется амнезия. При амнезиях человек забывает о тех или иных событиях. Причиной амнезии служит либо заболевание, либо иное нарушение (в результате травмы, кров

Общая характеристика мышления
Мышление – это психический процесс, который обеспечивает способность сопоставлять, сравнивать, т.е. анализировать полученные в непосредственном ощущении и восприят

Мышление и речь
Для мыслительной деятельности человека существенна его тесная взаимосвязь с языком и речью. Именно эта взаимосвязь принципиально отличает человеческую психику от психики животных. Мышление животных

Социальная природа человеческого мышления
Органическая связь мышления с речью и языком одновременно и формирует и вскрывает общественно-историческую, культурно обусловленную, т.е. социальную природу мышления. Социальная природа мышления пр

Психологическая специфика человеческого мышления
Многие исследователи выделяют у человека два принципиально разных уровня мышления. Конкретное, основанное на более древних мозговых структурах и абстрактное, проду

Логические аспекты мышления
Логика – наука, которая занимается исследованием того, как мыслить правильно. Она исследует основные логические формы мышления и правила вывода одних мыслей из других. В л

Мышление в решении задач
Мышление начинается там, где перед человеком возникает проблемная ситуация, которая характеризуется тем, что в ней не даны все необходимые условия для ее решения. Их надо отыскать с помощью мышлени

Виды мышления и качество ума
В психологии различают следующие виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое. Наглядно действенное мышление генетически наиболее раннее. С

Основные функции речи
Речь – центральный психический процесс, отличающий человека от животных. Именно благодаря речи существует собственно человеческое мышление, в том числе и, прежде всего, теоретическ

Физиологические основы речи
Как и все психические процессы, речь имеет весьма определенную и довольно сложную физиологическую основу. Ее базис составляет сложнейшая и особая система временных связей, дающая возможность замеща

Формы и виды речи
В психологии различают две формы речи: внешнюю и внутреннюю. Внешняя речь подразделяется на такие виды: устная (монологи

Основные расстройства речевой функции и свойства речи
Поскольку речь тесно связана с нервно-мозговыми механизмами, при любом повреждении нервных центров (зон мозга), ответственных за процессы речи, возникают речевые расстройства, которые называются

Общая характеристика воображения
Воображение, или фантазия – это психический процесс, сущность которого состоит в создании новых образов (предметов, явлений и ситуаций) на основе комбинирования и преобразования пр

Физиологические основы воображения
Как и все психические процессы, воображение обусловлено активностью головного мозга, его коры. В ней замыкаются связи при восприятии и закреплении впечатлений от о

Виды и приемы воображения
Различают следующие основные виды воображения: активное и пассивное. Активное воображение – это воображение, которое пре

Воображение и творчество
Воображение – психический процесс, который является предпосылкой и условием такой продуктивной деятельности человека, в которой создается продукт, т.е. идеальный (в образе, в тексте) или вещественн

Общая характеристика воли
Воля – это психический процесс, сущность которого состоит в регулировании человеком поведения и деятельности, относящихся к преодолению внутренних и внешних препятствий. В

Физиологические основы воли
В основе волевого поведения лежат особые принципы работы головного мозга и центральной нервной системы человека. Главный из этих принципов – принцип доминанты. Открытый ру

Психологическая структура волевого действия
Воля человека, проявляющаяся в волевом усилии, выражается в волевых действиях. Волевое действие всегда связано с осознанием цели действия, ее значимости, ее смысла, т.е. ценности,

Волевые свойства человека
Волевыми свойствами (качествами) человека называются закрепленные в его поведении умения и соответствующая им готовность совершать волевые действия. К волевым качествам че

Нарушения воли
Крайние степени слабоволия человека называются нарушениями волевой регуляции поведения. Наиболее типичными нарушениями воли являются абулия, апатия и апраксия. Абулия – эт

Общая характеристика внимания
Внимание – это психический процесс, регулирующий степень концентрации, сосредоточения живого существа на тех или иных сторонах действительности или на своих состояниях. Вн

Физиологические основы внимания
Общим физиологическим механизмом внимания является ориентировочный рефлекс, сущность и назначение которого состоит в обеспечении безопасности живого существа. Кроме того, у человек

Виды внимания
Различают следующие виды внимания: внешнее и внутреннее, произвольное (преднамеренное) и непроизвольное (непреднамеренное), а также послепроизвольное. Внешнее внимание – э

Свойства внимания
Как и остальные психические процессы, внимание обладает целым рядом свойств. Свойства внимания – это особенности его проявления. Главное из них: объем, распределение, концентрация,

Развитие внимания
Роль внимания в психике человека определяется тем, что оно обеспечивает надлежащее восприятие и понимание требуемой информации, а также такое необходимое условие деятельности как контроль и самокон

Предварительные пояснения
Существование любого живого существа в мире состоит из непрерывного взаимодействия с окружающей средой. Жизнь человека в этом отношении особенно сложна и многообразна. Прежде всего потому что, чело

Эмоциональные состояния. Общая характеристика
Эмоциональное состояние – это такой способ психического отражения, который выражается не во внешних предметных действиях, которые обеспечиваются психическими процессами, а в актива

Физиологические основы эмоциональных состояний
Специальные исследования показывают, что эмоциональные состояния обусловлены прежде всего возбуждением подкорковых центров и физиологическими процессами в вегетативной нерв

Виды эмоциональных реакций (эмоции) и эмоциональных состояний
Среди простых эмоций, т.е. биологически обусловленных психических состояний, можно выделить следующие: агрессия (гнев), боль, голод, жажда, оргазм, усталость, страх, отвращение, ра

Высшие эмоции (чувства) человека
Высшими эмоциями называются эмоциональные состояния человека, вызываемые социально значимыми и культурно обусловленными факторами. Они именуются чувствами или высшими чувствами человека. По содержа

Общая характеристика уровней активности сознания
Поскольку человек живет в изменчивом мире, его психика постоянно реагирует на окружающую среду то более, то менее активно. Физиологическим основанием психического реагирования, как

Сон, сновидения и расстройства сна
Сон – это периодически наступающее состояние охранительного торможения, связанное с необходимостью восстановления работоспособности и биологическими ритмами жизни организма, регули

Трансовые состояния сознания
Трансовые (от лат. «транс» – через) состояния сознания – это более или менее продолжительное сноподобное психическое состояние при котором снижен самоконтроль и сохраняются привычные автоматические

Галлюцинаторные и болезненные состояния сознания
Состояния сознания, при которых людям свойственны ложные восприятия, называются галлюцинаторными. Иными словами, галлюцинаторные состояния – это состояние восприятия при отсутствии

Предсмертные состояния сознания
Психика человека формируется при жизни, благодаря наличию мозга и существованию человека среди людей. Высшей ступенью человеческой психики является сознание. Иногда к концу жизни сознание

Общая характеристика
Термин «темперамент» происходит от латинского «temperamentum», что означает «смесь». Именно этим словом еще в Античной Греции и Риме, где, собственно, и родился этот термин знаменитые врачи Гиппокр

Физиологические основы темперамента человека
Физиологическую основу темперамента человека составляют два главных, определяющих фактора: телосложение (конституция) и тип высшей нервной деятельности. Разработал

И психологические свойства темперамента
Холерический темперамент характеризуется большой интенсивностью и яркой выраженностью эмоциональных переживаний, быстротой их протекания. Эта особенность проявляется в характерных

Учет типологии темперамента и его психологических свойств в повседневной жизни
Тот факт, что все люди обладают определенным типом телосложения и определенным типом высшей нервной деятельности обусловливает неоспоримый факт их (нашей) принадлежности и к определенному типу темп

Общая характеристика характера
Характер – это совокупность индивидуально-психологических и типологических свойств человека, обусловливающих устойчивые способы реагирования человека на обстоятельства жизни и систему отношений к с

Структура характера
Структура характера – это устойчивая и закономерная система зависимостей между его отдельными чертами: стержневыми и поверхностными, устойчивыми и ситуационными, основными и второстепенными.

Свойства характера
В отличии от структуры характера как целостного образования выделяют и отдельные свойства характера, т.е. основные качества характера, которые являются результатом самовоспитания.

Индивидуальное и типичное в характере
В характере каждого человека можно выделить как индивидуальные, так и типичные черты характера, свойственные людям данной эпохи, данного слоя, данной этической принадлежности. Если индивид

Общая характеристика способностей
Способности – это психические свойства человека, наличие которых позволяет ему максимально успешным образом выполнять ту или иную деятельность. При прочих равных условиях жизни и деятельно

Задатки, склонности и способности
Природные предпосылки проявления и становления способностей называются задатками. Задатки – это совокупность морфологических (анатомо-физиологичес

Структура, виды и уровни развития способностей
Способности как развитые функциональные системы, определяющие способы действий, свойственные той или иной человеческой деятельности, имеют сложную структуру. Структура способностей

Развитие и формирование способностей
Развитие и формирование способностей обусловлено конкретными социально-историческими условиями жизни людей и связано с овладением человеком накопленной поколениями материальной и духовной культурой

Общая характеристика деятельности
Деятельность – это форма целенаправленной психосоциальной активности человека, общим результатом которой является конструктивное преобразование окружающего мира и самого деятеля.

Психологическая структура деятельности и ее смысл
Деятельность как психосоциальное образование имеет стройную психологическую структуру, понять которую можно сопоставляя содержательные элементы этой структуры (потребности – мотивы

Виды деятельности
Основными видами деятельности человека являются: игра, учениеи труд. Каждый из этих видов деятельности является ведущим на разных этапах ч

Общая характеристика явления
Личность – это особое психосоциальное образование, качество человека, проявляющаяся в его духовной зрелости, социальной значимости, осмысленном и авторском вхождени

К исследованию личности
В современной психологии сложились устойчивые подходы к изучению личности, наиболее известные из которых: психодинамический, поведенческий, деятельностный, когнитивный, экзи

Становление личности
Становление личности представляет собой единство процессов ее формирования и развития. С каждым типом концепций и теорий, рассмотренных в предыдущем параграфе, связано и особое пред

Социальные типы личности
Поскольку личность – явление детерминируемое социальными и социокультурными особенностями жизни данного общества, психологи с первой трети ХХ века пытались установить зависимость ти

Общая характеристика явления
Человек, являясь существом социальным, не живет один, сам по себе. Он так или иначе включен в некое первичное сообщество, в котором и происходит его жизнь. Такое относительн

Виды групп и уровни их развития
В современной психологии разработаны довольно детальная классификация групп. Прежде всего выделяют группы условные и реальные. Условные (номинальны

Межличностные отношения в группе
Отношения в группе – чрезвычайно важная и интересная сторона жизни и человека, и человеческого общества. Различают, в зависимости от вида группы отношения официальн

Интимные межличностные отношения
Помимо явных межличностных отношений люди вступают друг с другом в отношения тайные. Это – интимные отношения, т.е. такие, которые касаются только двоих, изредка троих, и которые лю

Общая характеристика явления
В процессе совместной деятельности, межличностных и социальных отношений люди беспрестанно вступают в такой контакт, который предполагает то или иное воздействие их

И особенности социальной перцепции
Процесс коммуникации начинается прежде всего с первого впечатления, которое складывается у нас о другом человеке. Если это впечатление благоприятное, устанавливается психоло

Эффективность коммуникации
В проблематике эффективности коммуникации главный вопрос состоит в том, как добиться необходимой воздейственности передаваемых сообщений. Ведь именно влияние одних людей на

Манипуляция и психологические средства защиты от нее
Принципы и правила эффективной манипуляции, изложены выше, применяются в повседневной жизни во всех сферах профессионального информационного воздействия. Однако существуют и чрезвыч

Общая характеристика процессов обучения
Человек – существо, отличающееся от других видов живых существ типом своей жизнедеятельности. Именно в результате человеческого способа проживания жизни на земном шаре в отличии от

Психологическая сущность научения
Научение заключается в усвоении человеком определенных сведений и способов действий, в результате которых у человека возникает функциональный орган

Обучение как главное условие психического развития
Специфика психики человека, всех ее функций (процессов, свойств и состояний) состоит в том, что они развиваются в ходе овладения ребенком общественно-историческим достоянием, т.е. к

Психическое развитие ребенка от рождения до года (младенчество)
Новорожденный – это ребенок от момента рождения до конца первого месяца жизни. Уже при рождении у новорожденного имеется целый ряд рефлексов, среди которых – дыхательный, сосательн

От года до трех лет (раннее детство)
Возрастной период от одного до окончания третьего года жизни называется раннее детство. Раннее детство – это целая эпоха в психическом созревании ребенка. Главное н

От трех лет до семи (первый период детства)
Возрастной период от трех лет до семи называется еще преддошкольным или первым периодом детства. Это самый интересный период, когда все дети станов

В младшем школьном возрасте (второй период детства)
Второй период детстваохватывает возрастной диапазон от восьми до двенадцати лет. В этом возрасте место игры как ведущей деятельности занимает учени

Подросткового возраста
Подростковый возраст занимает совершенно особое место в развитии современного человека. Отличающийся по возрастным периодом у мальчиков (от 13 до 16 лет) и девочек (от 12 до 15 лет), он составляет

Интеллектуальное развитие подростка
У подростка, в отличие от детей, созревает способность рассуждать, пользуясь гипотезами и дедуктивными заключениями. Иначе говоря, подросток выдвигает достаточно аргументированные п

В подростковом возрасте
Основные мотивационные детерминанты подросткового возраста – стремление к самопознанию, самовыражению и самоутверждению. Возникнов

Характерологические проблемы подростков
В связи с тем, что подростковый возраст – это период бурного становления характера, его типологические особенности проявляются настолько ярко, что получили даже название «подростков

Психологическая специфика поведения и отношений в период ранней юности
Общеизвестным фактом является признание того, что в возрасте ранней юности молодые люди бескомпромиссны. Предельное напряжение личностных ресурсов, связанное с потр

В возрасте ранней юности
Возраст ранней юности, помимо становления личностных черт, представляет собой важнейший этап в развитии психических процессов и состояний. Это развитие охватывает как количественную

Стержневая перспектива личностного развития
Возраст ранней юности, в котором перед человеком впервые во всей глубине и остроте встает вопрос о смысле жизни, предполагает решения молодыми людьми, юношами и дев

Жизни взрослого человека
24.1. Определение понятия «взрослость» Хронологически взрослый возраст занимает промежутки от 25-35 (у мужчин) и 21-35 лет (у женщин) до 36-60 лет (у мужчин) и 36-55 лет (

Специфика психических процессов в период взрослости
Взрослый период, как правило, самый продолжительный в жизни человека. Именно этот период – от 21-22 лет до 55-60 лет характеризуется наиболее высоким уровнем интеллектуальных, творч

Жизненные задачи и кризисы взрослого периода
В настоящее время существуют два основных подхода к изучению развития взрослого человека: 1) исследование развития на протяжении всей жизни; 2) исследование динамики жизненных событ

Преклонный возраст. Общий потенциал жизни человека
С вступлением в этап пожилого возраста, люди вплотную сталкиваются с процессом старения организма. Старение происходит в различных структурах организма – как индивида, личности и су