Домой / Мелочи недвижимости / Развивающая программа для начальной школы по занкову. Концептуальные положения системы Л.В. Занкова с точки зрения

Развивающая программа для начальной школы по занкову. Концептуальные положения системы Л.В. Занкова с точки зрения

В настоящее время в Российской Федерации государственными признаны три школьные системы обучения: традиционная, Л. В. Занкова и Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова.

Традиционная система обучения существует почти 400 лет. Она разработана крупнейшим чешским ученым и педагогом Яном Амосом Коменским (1592-1670 гг). Он впервые обосновал идею всеобщего обучения на родном языке, создал стройную систему всеобщего образования, разработал классно-урочную форму обучения. Система способствовала развитию у школьников тех качеств, которые были необходимы для достойной жизни в условиях ремесленного производства и появления первых паровых машин: полное послушание, умение повторить действия учителя (мастера). В течение всей своей жизни человек мог заниматься одним и тем же делом, выполняя его одними и теми же методами.

К поколениям россиян, выросших в XX веке, практически предъявлялись те же требования, они также имели возможность в течение жизни заниматься одной профессией, в которой мало что менялось. Однако именно в XX веке произошли глобальные изменения в науке и общественной жизни, резко возрос поток информации, человек стал жить в принципиально других скоростях. Все это привело к необходимости существенно пересмотреть задачи и методы обучения школьников, а система Коменского, успешно применявшаяся на протяжении нескольких столетий, уже не могла удовлетворить требования 20-30-х годов третьего тысячелетия, когда ваш ребенок будет искать свое место во взрослой жизни.

Каковы основные идеи системы Л. В.Занкова?

В настоящее время успешными могут стать люди с высокой коммуникативной культурой, обладающие широким кругозором, умеющие самостоятельно принять решение в новой ситуации. Ведь современный человек постоянно находится перед выбором. Например, сейчас вы выбираете , учителя, систему обучения. Ваш ребенок должен будет выбирать профессию, друзей, место отдыха, жительства и т.д. И вряд ли ему удастся ограничиться в жизни одной профессией, а если и удастся, то придется постоянно совершенствоваться, осваивая новые приемы. Чтобы сделать выбор наиболее приемлемым для него, чтобы быстро перестроиться в случае необходимости, нужно обладать способностью анализировать, сравнивать, устанавливать связи, делать умозаключения. Особая роль для приобретения этих качеств отводится образовательному старту. Именно на старте ребенок должен научиться основным способам общения, не бояться проблемных ситуаций, получить опыт их решения, развить в себе любознательность, потребность в познании.

Условия для развития необходимых современному человеку качеств создает система, разработанная вашим соотечественником, крупнейшим специалистом в области психологии и педагогики академиком Леонидом Владимировичем Занковым (1901-1977 гг).

Целью обучения школьников он назвал достижение оптимального общего развития каждого школьника на базе усвоения предметных знаний, умений и навыков. Под общим развитием он понимал целостное развитие ребенка — его ума, воли, чувств, нравственности при сохранении здоровья школьника, причем каждому из этих компонентов придавал одинаково важное значение. Обучение по системе Л. В. Занкова ни в коем случае не отвергает и не принижает важности приобретения фактических знаний, необходимых каждому образованному человеку; оно только расставляет несколько иначе приоритеты, выдвигая на первый план усвоение прочных знаний и умений посредством продвижения ребенка в общем развитии. Длительный массовый эксперимент показал прямую зависимость качества обучения от динамики его продвижения в общем развитии.

Важной особенностью системы Л. В. Занкова является то, что процесс обучения мыслится как развитие личности ребенка, то есть обучение должно быть ориентировано не столько на весь класс как единое целое, сколько на каждого конкретного ученика. Другими словами, обучение должно быть личностно ориентированным. При этом ставится цель не "подтянуть" слабых учеников до уровня сильных, а раскрыть индивидуальность и оптимально развить каждого школьника, независимо от того, считается ли он в классе "сильным" или "слабым". Вот почему, по нашему убеждению, в школе нет "главных" и "неглавных" предметов: каждый из предметов, вносит свою, присущую ему лепту в общее развитие ребенка и для кого-то явится тем предметом, который определит его дальнейшую жизнь. Тем самым мы уже ответили на вопрос, кого мы учим в занковских классах — всех детей, начиная с шестилетнего возраста, кому рекомендовано обучение в общеобразовательной школе.

Приведем цитату из нормативного документа Министерства образования РФ "Стандарт начального общего образования" (2004 г.): "Федеральный компонент Государственного стандарта направлен на реализацию личностно ориентированной развивающей модели массовой начальной школы". По сути, это та же цель, которую Занков сформулировал почти 50 лет назад. Уже тогда он смог правильно предугадать основные направления в развитии образования третьего тысячелетия. Поэтому сейчас мы можем предложить вашему ребенку проверенную временем, технологически разработанную целостную систему обучения, которая способна учесть именно его конкретные особенности.

Основные отдаленные результаты действия системы — высокая социализация детей, выбор жизненного пути в соответствии со своими стремлениями, дополнительные данные — высокие показатели в данных классах по участникам и победителям в олимпиадах, количеству медалистов и поступающих в средние и высшие учебные заведения.

Сами ответьте на вопрос, может ли быть резонным утверждение: "Нас учили по старинке, и я стал достойным человеком. Зачем менять обучение в школе?"

Какое содержание осваивает ребенок в занковском классе?

  1. цель обучения — общее развитие каждого ребенка;
  2. особенности обучаемых;
  3. образовательные стандарты.

Сейчас разработан и рекомендован Министерством образования полный учебно-методический комплект для четырехлетней начальной школы, он стал победителем конкурса на звание "Учебник нового поколения", проводимого Национальным фондом подготовки кадров и Министерством образования РФ.

В соответствии с новой целью обучения отбор и структурирование содержания учебных курсов, характер заданий побуждают детей к поисковой творческой деятельности, наполненной эмоциями и переживаниями. При отборе содержания книг, при составлении текстов и заданий авторы исходят из того, что импульсом к началу познания служит удивление. И в соответствии с возрастными особенностями обучаемых в учебных курсах приоритет отдан эмоциональному фактору, который и дает толчок интеллектуальному, нравственному, творческому началу.

Учтена и такая особенность младших школьников, как синкретизм (слитность) мышления. Это потом, получив опыт обучения и жизненный опыт, у ребенка сформируется аналитическое мышление. Сначала он воспринимает мир целостно. Мы воспользовались этой способностью детей, предоставив для рассмотрения не отдельные факты и явления, а их связи, которые образуют доступное ребенку целое. Поэтому на начальном этапе обучения предоставляем ребенку широкую целостную картину мира.

Для иллюстрации приведем примеры из учебников. Задание из учебника русского языка для 2-го класса (начало учебного года): "Прочитай, вставляя подходящие по смыслу названия животных. Запиши предложение". (К заданию дан рисунок с изображением лисы, бобра, волка, мышки, медведя, аиста и ласточки.)

В берлоге живет _____, в гнезде _____, в гнездышке _____, в норе _____, в норке _____, в хатке _____, в логове _____.

"Найди однокоренные слова, обозначь в них корень. Объясни разницу в значении этих слов. Сравни, как в них звучат одинаковые буквы гласных в корне".

Учитель предлагает закрыть предложение линейкой и открывать и читать его постепенно. Дети улыбаются, ждут секрета.

Ученик 1: В берлоге живет медведь.

Класс выражает согласие, передвигают линейку вправо.

Ученик 2: В гнезде может жить и аист, и ласточка.
Ученик 3: В гнездышке... (замолкает. )
Возгласы: "Нет, не так: в гнезде — аист, он большой, а в гнездышке — ласточка, она маленькая ". Дети смеются, возгласы: вот она ловушка!
Ученик 4: В норе лиса, бобр, волк, мышка.
Ученик 5: В норке...

Опять (назовем по-взрослому) коллизия, столкновение, и вначале в норку уходит мышка, потом в хатку бобр, наконец, в логово волк, а в норе остается только лиса (удивление, улыбки). Дальше дети работали над грамматическими заданиями. В результате они существенно расширили свой словарь, узнав, как называются жилища разных животных; имея представление только о корне слова, они устанавливали, как суффикс меняет смысл слова; наблюдали слабую и сильную позиции гласных в корне. Кто-то выполнил все, а кто-то только часть заданий, но главное, в этом многоаспектном задании свою нишу нашел каждый ребенок.

Когда второклассники подойдут к изучению состава слова и проверяемой безударной гласной, они будут готовы к усвоению этого материала. После его изучения это знание включится в новый материал. Таким образом, обязательное для усвоения содержание проходит через весь учебник и, значит, будет усвоено. Так, в традиционном учебнике дети учатся правильно выбирать букву для безударного гласного звука в 38 упражнениях, а в нашем учебнике — в 56, считая и приведенный пример. Но главное — при работе с заданием появилась эмоция удивления, а за ней последовало открытие.

Мы упомянули и проиллюстрировали примером только две позиции, которые учитывались при отборе и структурировании содержания начального образования. Одна показывает, что мы, взрослые, и наши дети похожи: всем требуется эмоциональный настрой на работу; а другая — что мы очень разные, например, мы по-разному воспринимаем и оцениваем информацию и реальный мир. Поэтому взрослые должны научиться оценивать предлагаемое ребенку содержание с позиции требований завтрашнего дня (а не своего вчерашнего) и с позиции его возрастных возможностей. Откажитесь от желания сравнивать со своим школьным опытом современные учебники и манеру преподавания.

Напоминаем, что при всем богатстве и необычности содержания учебников в них заложен обязательный образовательный стандарт. Поэтому в случае житейской необходимости вы можете перевести своего ребенка на обучение по другой системе, начиная с любого класса. Он легко впишется в новые условия.


Комментировать статью "Система обучения Л. В. Занкова — что это такое? Часть 1"

Программа Занкова. Образование, развитие. программа Занкова. не согласна:от ребенка зависит: моему и Петерсон подходит,но Занков лучше.В этой программе больше возможности творческого развития ребенка,обучение навыкам мышления гораздо эффективнее,чем у...

Обсуждение

честно? лично я ненавижу..нет,не так..НЕ-НА-ВИ-ЖУ программу Занкова..дочка в 3-м классе, более ужасных учебников я еще не видела((Я купила учебники обычной программы,наняла репетитора по матем и русскому языку..капец вообще..
В этой программе ОЧЕНЬ важен учитель,как он сумеет объяснить все детям...
Вообщем-не советую..

Большое спасибо за ответы и ваши мнения!!! :)))

А Занков - это совсем ужас-ужас?. Школа. Ребенок от 7 до 10. Воспитание ребенка от 7 до 10 лет: школа, отношения с одноклассниками, родителями и учителями, здоровье, дополнительные занятия, хобби.

Обсуждение

У нас Занков. 2-й класс. Не замечала проблем ни с одним предметом. Д/з ребенок делает быстро и сам, не проверяем. Учительница и мне, и ребенку нравится. Она давно работает по этой программе. Тоже в свое время читала страсти про эту программу. Либо все еще впереди, либо...

Мутная она. Способного ребенка не испортишь, среднему лучше бы что попроще.

Ваше мнение о системе Занкова. Обучающие программы. Образование детей. у нас в классе дети учаться по системе Занкова. Но когда решали отдать дочку в первый класс определяющим фактором был конечно же учитель, а не система. Система Занкова. Образование, развитие.

Обсуждение

у нас в классе дети учаться по системе Занкова. Но когда решали отдать дочку в первый класс определяющим фактором был конечно же учитель, а не система. Так получилдось, что одна из сильнейших учителей учит по этой системе. Есть статистика: три ее предыдущих выпуска - самые сильные по успеваемости в школе. Дети - победители разных олимпиад тоже из числа ее бывших учеников. Трудно сказать, что это система или учитель. Возможно все вместе.
Мое мнение, что надо выбирать учителя.

Думаю, что все как всегда зависит от учителя. Мой учился по обычной системе в 1 кл, во 2, перешел в школу, где Занков. Я ни чего особенного не заметила. Т.е. если бы мне администрация школы не сказала что у них Занков, ни чего бы такого не заметила. Мне кажется больше разница в том по каким учебникам учат, какие предметы преподают и на сколько сильно они нужны ребенку. Кстати сказать, разные школы в которых говорят что учат по Занкову, учат тоже все по разным учебникам наверное это и должно быть определяющим, ну и личность учителя конечно.

Программа Занкова. Образование, развитие. Ребенок от 7 до 10. Раздел: Образование, развитие (У ктого дети занимаются по программе Занкова, скажите пожалуйста: Это программа сильная, гимназическая?)

Обсуждение

Сложно говорить про программу. Здесь важен учитель. Нам повезло, учительница старается все разобрать в классе (методически правильно, а не как нам объясняли в детстве).
По русскому Нечаевские учебники гараздо интереснее и сильнее Поляковой. Мне нравится работа на опережение. Во 2 кл. они касались дополнения, а в этом году уже изучают основательно. Не нравится только, что надо менять ручки. Но нам разрешили просто подчеркивать зеленой ручкой.
Часто задания по математике (Аргинская) формулируются так, что взрослый с трудом разберет. Но сейчас, в 3 классе, уже легче. Учительница старается выбирать из учебника более понятные для самостоятельного выполнения ребенком, да и ребенок наверно уже научился понимать, что имеется ввиду.

14.02.2006 17:33:14, Ирины

У меня ребенок занимается по Занкову. Что Вам сказать..... Если честно, то я бы г-на Занкова придушила собственными руками....
А елси серьезно - на мой взгляд - крайне плохо обоснованная методологически, нелогичная, перегруженная ненужными и недогруженная нужными знаниямим, и - пожалуй, самое главное - крайне плохо масштабьируемая, то есть очень сильно зависящая от применяющего учителя программа.... Я очень недовольна.

система Звонкова. Образование, развитие. Ребенок от 7 до 10. Это система Занкова,наверное.Мы только нчали по ней учиться.Я просмотрела выданные нам прописи и учебники,кое-что вместе с ребенком.Там все задания какие-то неоднозначные.То есть имеют...

Обсуждение

Вы что начали заниматься только с 3 класса??? А предыдущие 2 года работали по другой программе?
Или вы учились 2 года по Занкову, а узнали только сейчас?
Сама система не плохая, много интересного, но как и любая система, не идеальна. Там много зависит от учителя. Она и строится на правильной работе с детьми. А если учитель перекладывает эту работу на родителей, то результат будет не аховый (конечно если родитель не является специалистом). Естественно, система подходит не для всех деток, учит искать, а не выполнять по образцу. Очень мне нравится их русский (изучают постепенно, уже в первом и втором классах говорили о существительных и глаголах, а в третьем уже окончательно будут изучать). Тема дается с опережением, но от детей не требуют это четко знать. А к моменту изучения уже почти все знают, информация отложилась. Сыну очень нравится окружающий мир. Мне нравится именно разноплановость учебника.

15.09.2005 11:20:14, Ирины

Здравствуйте, друзья! Меня зовут Евгения Климкович и я рада приветствовать вас на страницах блога, где мы все вместе пытаемся разобраться, чему и как учат наших детишек в школе. Когда на горизонте начинает маячить 1 класс, у родителей возникает очень много вопросов по поводу программ обучения ребят. А программ сейчас немало, основные из них мы рассматривали .

Как же правильно выбрать программу обучения для своего ребенка? Я думаю, для начала стоит разобраться с тем, что из себя представляет каждая из них, а потом уже делать выводы. И сегодня на повестке дня школьная программа Занкова. Слышали про такую? Если да, то жду ваших дополнений по теме в комментариях. Ну а если нет, то сейчас я вам про нее немножко расскажу.

Давайте начнем с того, чье имя носит данная программа?

План урока:

Кто такой Занков?

Занков Леонид Владимирович – это советский психолог. Он родился в самом начале XX века и скончался в 1977 году. Леонид Владимирович был специалистом по педагогической психологии и изучал вопросы, связанные с развитием детей, в результате выявил некоторые закономерности, влияющие на эффективность их обучения. Это если очень кратко.

Свою систему обучения Занков разработал еще в 60-70-х годах прошлого века. А с 90-х годов ее начали применять в школах, как экспериментальную. Применяют ее и по сей день. Программа Занкова относится к разряду нетрадиционных, развивающих программ обучения. И имеет свои особенности.

Говорят вам о чем-нибудь эти принципы? Мне, если честно, на данном этапе вообще ни о чем) Так что давайте копать глубже, рассмотрим каждый из принципов Занкова подробнее.

Уровень трудности

Уровень этот должен быть высоким. Это не значит, что детишкам во 2 классе будут предлагать решить задачи за 9 класс. Смысл здесь в другом. На уроках деткам дают «пищу» для ума, побуждают включать свой интеллект, анализировать, искать выходы из ситуаций, преодолевать препятствия, вспоминать все, что они знают по изучаемой теме, а также подключать к процессу обучения эмоции.

Занков считал, что только таким способом можно достигнуть интенсивного и быстрого развития школьников. Приветствуются даже неправильные ответы. Так как нахождение ошибок – тоже способ усвоения материала. Задача учителя «растормошить» учеников, сделать так, чтобы им хотелось проявлять активность на уроках, высказывать свою точку зрения и обосновывать ее.

Быстрый темп

В чем суть данного принципа? Как я уже говорила, Занков много работал с детьми и убедился в том, что дети быстро устают от однообразных занятий. То есть, если им изо дня в день «долбить» одно и то же (например, заставлять из урока в урок проверять безударные гласные в словах или решать однообразные примеры на умножение), то продуктивность их работы снижается, им становится совсем неинтересно. Естественно, при этом и скорость усвоения материала снижается.

Чтобы поддерживать быстрый темп, Занков предложил каждую единицу информации на уроках рассматривать в связи с другими единицами: сравнивать, находить сходства, искать различия. Рассматривать материал как единую логическую схему. И здесь обнаруживается соприкосновение с еще одним принципом — «связь между частями материала».

Связь между частями материала

Причем, эта связь иногда выходит за рамки программы начальной школы. Детям предоставляется информация из средних классов. Но не для изучения, а для ознакомления. Для того, чтобы можно было шире и глубже понять суть изучаемого явления.

Теоретические знания

А куда наши дети без знания разных определений, правил, терминов? Да никуда! И их этому научат. Вопрос только как? Учитель не принесет своим «птенчикам» «червячка» в клювике, он просто расскажет, что этот «червячок» очень вкусненький и намекнет на то, где он прячется. А задача «птенчиков» этого червячка найти, внимательно рассмотреть, ну и потом уже «слопать».

Вот детишки и стараются, добывают знания путем обсуждения, анализа, умозаключений, совместной работы на уроке. Они спорят, но спорят культурно. Доказывают друг другу, указывают на ошибки и в результате докапываются до истины. Знания, приобретенные таким путем, остаются в голове надолго. И это посыл к следующему принципу.

Осознанность обучения

Школьники понимают, что они делают на уроке, зачем они это делают, как делают и зачем им это нужно. Причем, сам процесс обучения построен интересно. Например, одно из заданий, проверить работу соседа по парте. То есть, дети меняются тетрадками и проверяют друг друга. Если находят ошибки, то указывают на них. Но только так, чтобы не обидеть товарища, аргументируют, доказывают. Ну а тот школьник, чью работу проверяют, учится спокойно воспринимать критику, и если она кажется ему не обоснованной, в свою очередь, отстаивает свою точку зрения.

Дети частенько посещают библиотеки, музеи, на уроках используется наглядный материал. Часто работа проводится в группах. Но, тем не менее, идет направленность на каждого конкретного ученика. Да, программа Занкова предполагает привлечение дополнительного материала. Но усваивать этот дополнительный материал ребенок вовсе не обязан. Его задача усвоить тот образовательный минимум, который определяется . Поэтому детки имеют возможность учиться в силу своих способностей.

Учебники

Как и у всех школьников, у маленьких «занковцев» есть свои учебники и рабочие тетради. Авторами пособий с 1 по 4 класс по русскому языку являются Н.В. Нечаева и С.В. Яковлева. Нечаева же является автором «Азбуки» для 1 класса, ее она составляла в компании с Белорусец К.С. И к «Азбуке», и к учебникам русского языка прилагаются рабочие тетради.

Знакомиться с математикой детям помогают учебники и рабочие тетради, над которыми трудился целый коллектив авторов: Аргинская И.И., Бененсон Е.П., Итина Л.С., Ивановская Е.И., Кормишина С.Н.

Есть две линии учебников по литературному чтению. Автором одной линии является Свиридова В.Ю., автором другой – Лазарева В.А. Также в арсенале маленького школьника для изучения литературы имеются рабочие тетрадки и хрестоматии.

Еще один важный предмет, «Окружающий мир», представлен учебниками под авторством Дмитриевой Н.Я. и Казакова А.Н. Эти же авторы составили и рабочую тетрадь по предмету.

Учебники по «Английскому языку» для 2 – 4 классов называются «Волшебная радуга». Авторы: Святловская Е. А., Белоусова С. Ю., Гацкевич М. А.

Также есть отдельные учебники по «Музыке», «Изобразительному искусству», «Физической культуре», «Технологии» и предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

С конца 50-х гг. прошлого столетия научным коллективом под руководством Л. В. Занкова было начато масштабное экспериментальное исследование по изучению объективных закономерностей процесса обучения. Оно было предпринято с целью развития идей и положений JI. С. Выготского о соотношении обучения и общего развития школьников.

Усилия коллектива Л. В. Занкова были направлены на разработку системы обучения младших школьников, имеющей целью их психическое развитие – развитие ума, воли, чувств. Последнее и выступает в качестве основного критерия эффективности обучения.

Развитие не сводится к усвоению знаний, умений и навыков, оно выражается в появлении психических образований, не заданных напрямую обучением. Подобные новообразования как бы «забегают вперед», за рамки того, чему ребенка обучали. Например, у учащихся появляются зачатки научного определения понятий, появляется способность к наблюдению, осмыслению явлений, к обобщению получаемых впечатлений.

Анализируя традиционную систему обучения, Л. В. Занков критически оценивал неправомерное, с его точки зрения, облегчение учебного материала, неоправданно медленный темп его изучения и однообразные повторения. В то же время и сам учебный материал зачастую страдает скудностью теоретических знаний, их поверхностным характером. Развивающее обучение и направлено, прежде всего, на преодоление этих недостатков обучения.

Л. В. Занков поставил задачу построить такую систему развивающего обучения в начальной школе, при которой достигалось бы более качественное развитие детей, чем при обучении по канонам традиционной методики. Эту систему предполагалось создавать в экспериментальном порядке, изменяющем существующую практику, демонстрирующем эффективность использования особых программ и методов. Содержанием эксперимента являлись не отдельные предметы, методы и приемы, а «проверка правомерности и эффективности самих принципов дидактической системы». Результаты экспериментального обучения постоянно сравнивались с уровнем развития детей в обычных классах.

В системе развивающего обучения Л. В. Занкова заложены следующие принципы:

принцип обучения на высоком уровне трудности . Его реализация предполагает соблюдение меры трудности, преодоление препятствий, осмысление взаимосвязи и систематизацию изучаемых явлений (содержание этого принципа может быть соотнесено с проблемностью в обучении);

принцип ведущей роли теоретических знаний , согласно которому отработка понятий, отношений, связей внутри учебного предмета и между предметами не менее важна, чем отработка навыков (содержание этого принципа может быть соотнесено со значимостью понимания общего принципа действия);

принцип осознания школьниками собственного учения . Он направлен на развитие рефлексии, на осознание самого себя как субъекта учения (содержание этого принципа может быть соотнесено с развитием личностной рефлексии, саморегуляции);

принцип работы над развитием всех учащихся . Согласно ему, должны быть учтены индивидуальные особенности, но обучение должно развивать всех, ибо «развитие есть следствие обучения» (содержание этого принципа может быть соотнесено с гуманизацией образовательного процесса).

Таким образом, отличительными чертами системы Л. В. Занкова являются:

– высокий уровень трудности, на котором ведется обучение;

– быстрый темп прохождения учебного материала;

– резкое повышение удельного веса теоретических знаний;

– осознание школьниками процесса учения;

– направленность на высокое общее развитие всех школьников (это стержневая характеристика системы).

Система Л. В. Занкова отличается богатством содержания. Здесь нет главных и неглавных предметов. Содержанием обучения должна создаваться гармония красок, звуков, человеческих отношений.

Дидактическим стержнем урока по системе Л. В. Занкова является деятельность самих учащихся. Ученики не просто решают, а наблюдают, сравнивают, классифицируют, выясняют закономерности, делают выводы. «Развитие – в сотрудничестве» – это важнейшая идея, пронизывающая методы и формы учебной деятельности школьников. В совместном поиске ребенок напрягает ум, и даже при минимальном участии в совместной деятельности он чувствует себя соавтором, что существенно перестраивает мотивационную сферу.

Гибкость, динамичность структуры урока Л. В. Занкова обусловлены тем, что процесс познания организуется «от ученика». Урок строится с учетом логики коллективной мысли детей и вместе с тем сохраняет целостность, логическую и психологическую завершенность.

Особое внимание уделяется подбору и формулировке заданий и вопросов. Они должны будить самостоятельную мысль учеников, стимулировать коллективный поиск, активизировать механизмы творчества.

Учебный материал строится и усваивается школьниками в логике все большей дифференциации знаний, от целого к части. Ученики знакомятся с понятием, которое остается вначале как «неоформленное обобщение». Это понятие все более дифференцируется, уточняется, конкретизируется при изучении других, новых разделов темы. Материал расположен так, что каждое из предложенных заданий находит свое естественное продолжение в последующих разделах. Возвращение к пройденному не сводится к формальному воспроизведению материала в таком виде, в каком он изучался. В системе Л. В. Занкова возвращение к пройденному есть в то же время и значительный шаг вперед.

Предложенная JI. В. Занковым дидактическая система оказалась эффективной, но несмотря на это, до настоящего времени она остается мало востребованной в школьной практике. Попытки ее внедрения не дали ожидаемых результатов, так как учителя оказались неспособными обеспечить новые программы соответствующими технологиями обучения.

Ориентация школы в конце 80-х – начале 90-х гг. на личностно-развивающее обучение привела к возрождению этой дидактической системы. Но, как показывает практика, предложенные Л. В. Занковым дидактические принципы используются не в полной мере.

ПО МАТЕРИАЛАМ КНИГИ:

АМОНАШВИЛИ Ш. А.

Концепция "развивающего обучения" Л. В. Занкова оказала большое влияние на теорию, методику и практику начального образования в Советском Союзе второй половины

XX в., а затем и в России конца 1990-х – начала 2000-х. Созданная Л. В. Занковым дидактическая система направлена на общее психическое развитие школьников в процессе обучения. В значительной мере благодаря ее внедрению стал повышаться теоретический уровень начального обучения, расширяться объем учебного материала.

Одной из основных идей Л. В. Занкова является идея о том, что успехи ребенка в психическом развитии являются основой сознательного и прочного усвоения знаний. Наиболее полное представление о концепции Л. В. Занкова дают предложенные им "принципы развивающего обучения". Перечислим их в последовательности, предложенной автором.

Принцип "обучения па высоком уровне трудности". "Если учебный материал и методы его изучения таковы, – утверждает Л. В. Занков, – что перед школьниками не возникает препятствий, которые должны быть преодолены, то развитие детей идет вяло и слабо" . Предлагая данный принцип, Л. В. Занков отмечает, что обучение на высоком уровне трудности позволяет раскрыть духовные силы учащихся, дает им "простор и направление". Принцип обучения па высоком уровне трудности определяет в первую очередь построение содержания образования. Учебный материал является не только обширным и глубоким, но и несет в себе качественное своеобразие.

Сам факт наличия этого принципа свидетельствует о тесной связи системы развивающего обучения Л. В. Занкова с концепцией "зоны ближайшего развития" Л. С. Выгодского. То, что вызывает трудности при усвоении, находится за пределами "зоны актуального развития" и при верном моделировании содержания и методов обучения должно входить в "зону ближайшего развития".

Принцип "ведущей роли теоретических знаний" . Говоря о принципе ведущей роли теоретических знаний в обучении, автор особо подчеркивает, что это не следует понимать как принижение значения формирования умений и навыков. Л. В. Занков действительно уделяет этому большое внимание, данный принцип лишь определяет уже отмеченное выше, качественное своеобразие трудностей в учебной деятельности.

Однако повышение удельного веса теоретических знаний не может не влиять па характер процессов психической деятельности в обучении. Автор утверждает, что, благодаря ведущей роли теоретических знаний в обучении, имеющиеся у ребенка знания переосмысливаются, систематизируются, объединяются в более сложные структуры.

Этот принцип ориентирует педагога стимулировать учащихся к поиску обобщений и даже закономерностей не только при изучении одной темы или предмета, но и целого ряда предметов.

Принцип "идти вперед быстрым темпом". Этот принцип, по мнению автора, выполняя служебную функцию по отношению к принципу "обучения на высоком уровне трудности", играет вместе с тем важную самостоятельную роль. Справедливо критикуя практику традиционного обучения, Л. В. Занков пишет: "Неправомерное замедление темпа, связанное с многократным и однообразным повторением пройденного, создает помехи или даже делает невозможным обучение на высоком уровне трудности, поскольку учебная деятельность школьника идет преимущественно “по накатанным путям”" .

Автор особо подчеркивает, что идти вперед быстрыми темпами вовсе не означает торопиться в учебной деятельности. Л. В. Занков говорит не о спешке или погоне за рекордами. Все это, по его мнению, также неприемлемо, как и многократные, однообразные повторения. Быстрый темп обучения призван дать возможность мобилизовать внутренние ресурсы психики ребенка, создать условия для обогащения его сознания новыми впечатлениями.

Принцип "осознания школьниками процесса учения". Л. В. Занков отмечает, что этот принцип напоминает традиционный принцип сознательности усвоения знаний, но отмечает при этом, что это лишь внешнее сходство. "Принцип сознательности в его обычном понимании и наш принцип осознания школьниками процесса учения, – пишет Л. В. Занков, – отличаются друг от друга по объекту и характеру осознания" . Если в традиционном варианте осознание обращено вовне и имеет своим объектом сведения, умения и навыки, которыми надо овладеть, то у Л. В. Занкова осознание обращено внутрь, на протекание учебной деятельности.

Ученик должен осознать сам процесс протекания учебной деятельности. Его осознание сориентировано на понимание смысла последовательности определенного расположения материала, уяснение его внутренних связей и особенностей. При помощи учителя ученик должен понять возможные ошибки при усвоении законов, правил или решении задач. Учитель объясняет, как их предупредить. Таким образом, сам процесс овладения знаниями, умениями и навыками становится объектом осознания.

Принцип щеленаправленной систематической работы над общим развитием всех учащихся класса". Раскрывая содержание, вкладываемое в эту формулировку, автор особо отмечает трудности, возникающие у неуспевающих школьников. Л. В. Занков считает, что в обычной практике начальных классов самым слабым школьникам предоставляется менее всего возможностей подлинно интеллектуальной деятельности. "Дополнительные занятия и огромные дозы тренировочных упражнений считаются средством, необходимым для того, чтобы преодолеть отставание неуспевающих школьников". Он обращает внимание на то, что перегрузка неуспевающих учеников тренировочными заданиями не только не способствует развитию этих детей, но лишь увеличивает их отсталость. Неуспевающие школьники, по справедливому мнению Л. В. Занкова, нуждаются в принципиально ином подходе.

Вероятно, данный принцип призван подчеркнуть ориентацию автора на решение задач индивидуализации обучения. Но поскольку в те времена и дифференциация, и индивидуализация обсуждались лишь применительно к двум группам школьников – "успевающим" и "неуспевающим", – Л. В. Занков ограничился лишь описанием сложностей, возникающих у самой незащищенной группы учащихся – "неуспевающих", и ни слова не сказал о другом полюсе – детях, способных значительно результативнее "средних" усваивать учебный материал. Они, как известно, имеют не меньше сложностей в обучении.

Все представленные принципы были реализованы многочисленными последователями Л. В. Занкова в программах обучения и методиках преподавания всех учебных предметов, преподаваемых в начальной школе. Специальные исследования показали, что реализация этих принципов привела к существенным изменениям в обучении и общем развитии младших школьников.

  • Занков Л. В. Избранные педагогические труды. М., 1990. С. 115.
  • Занков Л. В. Указ. соч. С. 116–117.
  • Там же. С. 117.

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС. (Реализация ФГОС НОО средствами системы развивающего обучения Л.В. Занкова ).

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования четко определены изменения в образовании, необходимые для формирования нового человека. Подчеркнуто, что «развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования».

Общая целевая установка Федерального государственного образовательного стандарта, совпадает с целью системы развивающего обучения Л.В. Занкова, сформулированной более полувека назад как «достижение оптимального общего развития каждого ребенка». Стандарт и система развивающего обучения Л.В. Занкова имеют общее психолого-педагогическое основание.

Развитие Л.В. Занков понимает как целостное движение психики, когда каждое новообразование возникает в результате взаимодействия интеллекта, воли, чувств, нравственных представлений ребенка. Речь идет о единстве и равнозначности в развитии интеллектуального и эмоционального, волевого и нравственного, то есть тех качественных характеристик развития личности ребенка, требования к уровню сформированности которых сегодня сформулированы во ФГОС начального общего образования как «Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования» (личностные, метапредметные, предметные).

Методологическую основу требований Стандарта составляет системно-деятельностный подход, который сформировался в отечественной педагогике, в том числе в результате разработки теоретических основ систем развивающего обучения Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова и их реализации на практике. Таким образом, на современном этапе развития образования совпали важнейшие позиции, характеризующие систему Л.В. Занкова и ФГОС НОО 2009 года: цель образования – развитие личности; понимание необходимости именно общего, а не только интеллектуального развития детей с разными возможностями к обучению; понимание способа достижения цели посредством организации самостоятельной индивидуальной и совместной деятельности.

Ведущим понятием для системы развивающего обучения Л.В. Занкова является понятие «целостность». Целостность учебных комплектов достигается тем, что все предметные линии разработаны на основе единых дидактических принципов (обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности; ведущая роль теоретических знаний; осознание процесса учения; быстрый темп прохождения учебного материала; работа над развитием каждого ребенка, в том числе и слабого) и единых типических свойств методической системы (многогранность, процессуальность, коллизии, вариантность), обеспечивающих достижение учащимися необходимого уровня освоения учебного содержания.

Предметное содержание отбирается и структурируется на основе дидактического принципа ведущей роли теоретических знаний, тем самым создаются условия для исследования учениками взаимозависимости явлений, их внутренних существенных связей. Ребенок работает не с отдельными фактами и явлениями, а на перекрестках знаний (теоретических, теоретических и практических, на межпредметном и внутрипредметном уровнях), что, в свою очередь, создает условия для реализации дидактического принципа – обучение на высоком уровне трудности. Возникшую трудность ребенок преодолевает благодаря реализации дидактического принципа – осознания принципа учения: «Почему не получилось?», «Каких знаний не хватает?». Так мотивируется учебно-исследовательская самостоятельная деятельность ребенка, в ходе которой активизируются личностные качества, формируется рефлексия, включается мышление, осуществляется дифференциация «знание – незнание», поиск недостающей информации и многое другое, что приводит к решению проблемы. В необходимых случаях оказываются разные меры помощи: от намекающей, ориентировочной до прямой. Оперирование связями обеспечивает разноуровневую систематизацию знаний, промежуточное и итоговое их обобщение, что и придает обучению быстрый темп.

Разнообразие представления учебного содержания в учебниках системы Л.В. Занкова позволяет активизировать разные типы мышления – наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-образное, словесно-логическое (теоретическое); разные типы восприятия и обработки информации – аудиальный, визуальный и кинестетический. Кроме того, вариативны способы приобретения знания – каждый ребенок действует оптимальным для себя способом в зависимости от учебной ситуации: на репродуктивном, проблемном, творческом уровне; индивидуально, в паре, в группе, с классом, с учителем; письменно или устно; посредством слова, рисунка, схемы.

Интеграция учебных курсов системы Л.В. Занкова создает предпосылки для духовно-нравственного развития, что находит воплощение в отборе материала, в организации содержательного общения детей на уроке. Кроме того, здоровьесберегающий характер обучения обеспечивается здоровьесберегающим потенциалом учебных программ по данной развивающей системе обучения. Чрезвычайное значение приобретает своевременное выявление детей, имеющих разные уровни развития, и создание условий для оптимизации развития каждого ребенка. С этой целью разработана система оценки достижения планируемых результатов освоения учебных программ.

Важным условием для реализации учебных программ по системе Л.В. Занкова является создание комфортной развивающей образовательной среды. Для изучения результативности учителю предлагаются материалы по диагностики школьной зрелости, результативности формирования универсальных и предметных учебных действий, в том числе и комплексные проверочные работы.

Таким образом, учебные программы и учебно-методические комплекты, разработанные на методологических основах системы Л.В. Занкова, полностью соответствуют планируемым результатам, обозначенным в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования.

Литература:

    Аргинская И.И., Кормишина С.Н. Методические рекомендации к курсу «Математика». 1 класс. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012.

    Программы начального общего образования. Система Л.В. Занкова/Сост. Н.В. нечаева, С.В. Бухалова. – Самара: Издательский дом «Федоров», 2011.

    Содружество ученого и учителя: Л.В. Занков. Беседы с учителями; Работаем по системе Л.В. Занкова: Кн. для учителя / Сост. М.В. Зверева, Н.К. Индик. – Москва: Просвещение, 1991.