Домой / «Первичка / Классный час «Государственные символы России. Классный час “Государственные символы – национальная гордость”

Классный час «Государственные символы России. Классный час “Государственные символы – национальная гордость”

Данная работа, классный час на тему "Символы России", предназначена для учащихся начальных классов. Классный час ставит перед собой задачу

дать общее представление о понятиях «гимн», «герб», «флаг». Рассказать о современной государственной символике. Ребята могут сопровождать своё знакомство с символикой рисунками, просмотром слайдов, чтением стихов. Это зависит от желания и возможностей детей и учителя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «СОШ № 4»

г. Маркс

Классный час

Тема: « Символы России»

Подготовила: учитель

начальных классов Полякова О.И.

2012 год

Тема: СИМВОЛЫ РОССИИ.

Цель: дать общее представление о понятиях «гимн», «герб», «флаг». Рассказать о современной государственной символике.

План:

  1. Символы государства.
  2. Российский герб.

А) Святой Георгий Победоносец.

Б) Двуглавый орел.

3. Государственный флаг.

4. Гимн России.

Оборудование: изображения Российских флага и герба, слова текста гимна, прямоугольные фигуры для практической работы.

  1. Символы государства

Как называется государство, в котором мы все живем?

(Россия). (Атласы у детей. Посмотрите на карту России).

А что для нас Россия?

Как мы называем страну, где мы родились?

(Родина, отечество).

Какие вы знаете символы нашей Родины?

(Флаг, герб, гимн).

У всякой страны есть три обязательных символа. По ним всегда можно узнать, о какой стране идет речь. Это – герб, флаг и гимн.

II. Российский герб

Кто знает значение слова «герб»? (Отличительный знак)

У всякого государства и почти у всякого города есть свой отличительный знак. Такой знак мы называем «герб». Герб изображается на флагах, монетах, печатях, на государственных документах. Герб есть и у нашей родины – России.

Посмотрите на герб и скажите, очертание какого старинного вооружения напоминает герб? (Щит)

В поле красного щита расположен золотой двуглавый орел. В лапах орла-скипетр и держава. Скипетр – это жезл, символ власти. Он украшен резьбой и драгоценными камнями. Держава – это золотой шар с крестом наверху. Корона, скипетр и держава когда-то служили знаками царской власти. Теперь у нас царя нет. Сегодня они напоминают нам о прошлом нашей страны и символизируют независимость России от других государств. На груди орла красный щит с изображением святого Георгия, колющего змия. Наш современный герб очень древний. Ему уже более пятисот лет.

Где мы можем увидеть изображение герба? (На пограничных столбах, символизируя, что тут начинается территория нашего государства. Его мы видим на монетах. Печатью с изображением герба скрепляются все важные документы).

А) Святой Георгий Победоносец

Как называют всадника, изображенного на гербе?

Что вы о нем знаете?

Изображение всадника, пронзающего копьем змея, мы называем святым Георгием Победоносцем , и это изображение напоминает об одном из самых известных его подвигов. Издавна на Руси почитали святого Георгия Победоносца. Его именем часто называли детей – оно известно в двух вариантах: Егор и Юрий.

Согласно легенде, некогда в Палестине жила прекрасная царевна. Но в окрестном озере завелся страшный змий, которому горожане должны были отдать царевну на съедение. Однако воин по имени Георгий, который был христианином, победил чудовище и спас девушку. Он пронзил чудовище копьем, а конь растоптал змия. Царь-отец девушки и его подданные воочию убедились в силе христианской веры и крестились. Позже Георгий был признан святым. В России святой считался покровителем воинов и землепашцев. Теперь изображение всадника на белом коне, поражающего корьем змея, является гербом, т.е. отличительным знаком Москвы – столицы России.

Посмотрите на карту, покажите столицу России.

Таким образом, на Российском гербе изображен христианский воин. Он олицетворяет добро и добродетель. Он убивает копьем черного змия – символ зла.

Б) Двуглавый орел

На гербе мы также видим изображение орла. Чем оно необычно?

(У орла две головы)

Две головы орла символизируют единство страны: он как бы смотрит одновременно на Запад и на Восток.

Крылья орла подняты – почему?

(Орел показывает свою силу и мощь, чтобы все знали, что Россия – могучая страна).

III. Государственный флаг

Какую форму имеет флаг?

(Прямоугольную форму).

Из скольких полос состоит флаг?

Наш флаг имеет прямоугольную форму и состоит из трех горизонтальных полос.

Кто из вас знает, как иначе называется флаг?

(Знамя).

Эти слова означают одно и то же, только слово знамя – славянское, а флаг – Голландское. Раньше на Руси знамя называли стягом. Знамена появились еще в древности – они были у многих древних народов. Раньше в битвах знамена имели большое значение. Поскольку указывали местонахождение военноначальников и отдельных отрядов.

Какие цвета вы видите на нашем флаге?

(Белый, синий, красный).

Эти цвета не случайно появились на нашем флаге.

Что означает белый цвет?

(Мир, чистоту, правду, добро).

Что означает синий цвет?

(надежду, веру, верность).

Что означает красный цвет?

(Смелость, честность, храбрость).

Все три цвета издавна использовались в народных костюмах. Из белого, синего, красного полотна шили рубахи, женщины носили сарафаны красного и синего цвета.

Когда поднимают флаг?

(Под флагом солдаты идут в бой, чтобы защитить свою Родину. Флаг поднимают во время спортивных соревнований в случае победы наших спортсменов. Его вывешивают на улицах и зданиях во время торжественных праздников).

Мы должны гордиться нашим флагом – ему уже более трехсот лет!

ФИЗМИНУТКА.

Практическая работа.

(Раскрасить полосы флага).

Какая фигура лежит у вас на столе?

IV. Государственный гимн.

О каком символе России мы еще не поговорили?

(Гимн).

А вы знаете, что такое гимн?

(Гимн – это торжественная песня или просто мелодия. Она исполняется в особых, торжественных случаях) Каких?

Мы уже говорили, что гимн исполняется в случае победы наших спортсменов на международных соревнованиях.

Зачем же это делают?

(Тем самым выражается уважение к стране, из которой происходит спортсмен).

Гимн мы слышим в дни торжественных праздников, собраний, когда производятся парады. Когда исполняется гимн, люди встают, мужчины должны снять головные уборы.

Наш гимн величествен, в его словах прославляется наша родина – Россия. Наш гимн значительно моложе флага и герба, однако и он имеет свою историю. Музыке гимна уже более 50 лет.

ИСПОЛНЕНИЕ ГИМНА.

V. Рефлексия.

Прочитайте тему.

Какие символы России знаете?

Что самое главное вы поняли сегодня?

Все люди должны знать символы России, ведь мы её граждане. Мы должны с уважением относиться к символам родины, любить свою страну и все делать для ее процветания.

Вы - будущее нашей страны, от вас зависит будущее страны.

Мы любимой Родины молодые граждане, школьники и школьницы – дружная семья.


Классный час «Государственные символы России»

в форме устного журнала.

2 класс.

Цели: познакомить с государственными символами Российской Федерации: флаг, герб, гимн; воспитать патриотический дух школьника; привить чувство гордости за свою страну.

Оборудование : проектор,презентация.

Наш разговор сегодня будет о государственных символах России. Слайд №1 .

Открываем первую страницу нашего устного журнала. Страница «Символы». Слайд №2

Как вы думаете, что такое символы? (ответы детей)

С символами мы встречаемся в жизни постоянно. Символ – это условные знаки или изображения фигур или предметов, выражающих особый смысл. К примеру, проходя мимо дома, на котором изображён красный крест, мы сразу понимаем, что это больница. На светофоре загорелся световой сигнал – зелёный человечек, это означает, что путь для пешеходов свободен. Всё это – символы.

Флаг, герб, гимн – официальные государственные символы, означающие суверенитет (независимость) государства. Слайд №3

Задание: соединить название государственного символа и его определение.

Перелистываем страницу. И у нас вторая страница журнала «Наша Родина – Россия». Слайд №4

Ребята, а как вы понимаете слово «родина»? (ответы учащихся)

А вот как написал К.Д.Ушинский (читается отрывок из произведения К.Д.Ушинского «Наше Отечество) Слайд №5

«Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веков отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное; матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила нас своими водами, выучила нас своему языку; как мать защищает и бережёт от всяких врагов… Много есть на свете, кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина.»

Наша Родина – Россия, страна, в которой мы живём.

Посмотрите на карту. Слайд №6

Наша Родина очень велика. Россия занимает I место по территории среди всех стран мира. (3 ученика читают стихотворение Н.Забилы)

1-ый ученик. Как велика моя земля,

Как широки её просторы!

Озёра, реки и поля,

Леса и степь, и горы.

2-ой ученик. Раскинулась моя страна

От севера до юга:

Когда в одном краю весна,

В другом – снега и вьюга.

3-ий ученик. Когда глухая ночь у нас

Чернеет за оконцем,

Дальневосточный край в тот час

Уже встречает солнце.

Нашу страну населяют люди самых разных национальностей и народностей. В России проживают представители более 150 национальностей: это татары и украинцы, башкиры и чуваши, якуты и буряты, но основная часть – русские. Слайд №7

Столица России – Москва. Это самый большой и красивый город. (Слайды№8-11)

Открываем следующую страницу журнала «Флаг России» . Слайд №12

Кто видел Государственный флаг России?

Где и когда вы его видели?

Какие цвета у нашего флага?

Что они означают? (ответы детей)

Государственный флаг России – это полотнище прямоугольной формы из трёх полос: верхней – белого, средней – синего и нижней – красного цвета. Одинаковой ширины полосы флага расположены горизонтально.

Возникает вопрос: почему именно белый, синий и красный? В России эти цвета почитались издавна и имели свои символические значения: белый – благородство, синий – честность, красный – мужество, смелость.

Государственный флаг России постоянно поднят над зданиями органов власти, над зданиями дипломатических представительств России за рубежом. В государственные праздники он вывешивается на учреждениях, домах. В дни траура флаг приспускается или к нему прикрепляют в верхней части чёрную ленту. Это говорит о всеобщей скорби народа.

Государственный флаг – важный символ страны. Он подлежит защите как внутри страны, так и за её пределами. Его оскорбление рассматривается как оскорбление чести народа и государства. Флаг – это святыня.

В России существует праздник, который отмечается 22 августа, - день Государственного флага Российской Федерации.

Задание: раскрасить флаг и объяснить значение цветов флага.

Герб – символ, знак отличия, эмблема государства.

Государственный герб России – красный четырёхугольный геральдический щит, нижние углы которого закруглены, а оконечность заострена. На щите – золотой двуглавый орёл. Крылья орла подняты вверх и расправлены. Головы орла увенчаны коронами. В центре над ними – большая корона. Короны соединены лентами. В правой лапе орла – скипетр, в левой – держава. На груди орла в красном щите – серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне. Под ногами коня – опрокинутый на спину чёрный дракон. В руке всадника – серебряное копьё, которым он поражает дракона.

Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.

Осталась последняя страница журнала – «Гимн России» . Слайд №14

Гимн – это торжественная песня, славящая кого-либо. При исполнении гимна люди слушают стоя, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит.

Государственный гимн исполняется в особо торжественных случаях.

Написали гимн С.В.Михалков (слова) и А.В.Александров (музыка).

А теперь давайте послушаем Государственный гимн России. Внимательно вдумаемся в его слова. (Звучит гимн России.)

Какие чувства у вас возникли, когда вы слушали? (ответы учащихся)

Когда мы слушаем гимн, в наших сердцах появляется гордость за нашу страну. Гимн прославляет могущество и величие нашей огромной страны.

Закрывая последнюю страницу, давайте подведём итог нашему разговору.

Как называется наша страна?

Какой город является столицей России?

Назовите государственные символы России.

Каждый гражданин должен уважать символы своего государства, знать слова гимна своей Родины.

Любите свою Родину, берегите её, ведь именно от вас зависит будущее нашей страны, будущее России! Слайд №15

Литература:

    Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.

    Журнал «Начальная школа» №12 2004 г.

Классный час «Символы России»

Цели: расширить представления детей о стране, в которой они живут, о родном городе; способствовать формированию интереса к истории нашей страны; познакомить с государственной символикой России (флагом, гербом, гимном); с понятиями «гражданин», «федерация», «конституция»; воспитывать чувство патриотизма; любовь к родному краю, Родине.

Оборудование: изображения герба, флага России; звукозапись гимна России; физическая карта России (Российской Федерации); картины, фото нашей Родины.

Ход классного часа.

1. Организационный момент.

2. Вводная беседа.

Наш классный час посвящен нашей стране. Сегодня мы будем гово-рить о государственных символах нашей страны, задумаемся над тем, как мы сами относимся к своей Родине: любим ее, сможем ли посвятить ей какое-то доброе и достойное дело?

В какой стране мы живем? (В России.)

Как полностью называется наша страна? (Российская Федерация.)

Федерация означает союз, объединение. Говоря словами гимна России, наше Отечество – это «братских народов союз вековой».

Россия объединяет в своем составе республики, края, области, авто-номные округа. В состав РФ входят: 21 республика. 7 краев, 48 областей, 2 города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург), 1 автономная область, 7 автономных округов. (Показать на карте.)

Россия – многонациональная страна, где живут русские, марийцы, татары, удмурты, буряты, башкиры, карелы и многие- многие другие, (всего 160 народов).

Страна наша огромна. Она протянулась далеко с запада на восток и с севера на юг. Представьте себе, что мы совершаем путешествие по территории России. Если мы полетим на самолете с запада на восток, то в пути будем около 12 часов, пролетев над просторами России 10 тысяч километров. (Показать на карте.)

Как называется самый главный город России, наша столица? (Город Москва.) Москва входит в число крупнейших городов мира. Здесь находится правительство нашей страны.

Кто является главой нашего государства? (Президент РФ – Дмитрий Анатольевич Медведев.)

3. Чтение стихов о Родине.

Учитель.

Мне о России надо говорить,

Да так, чтоб вслух стихи произносились,

Да так, чтоб захотелось повторить,

Сильнее всех имен сказать: «Россия!»

1 чтец.

Великую землю,

Любимую землю,

Где мы родились и живем,

Мы Родиной светлой,

Мы Родиной нашей,

Мы Родиной милой зовем.

2 чтец.

Если скажут слово «родина»,

Сразу в памяти встает

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки березка-скромница

И ромашковый бугор…

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной московский двор.

3 чтец.

Касаясь трех великих океанов,

Она лежит раскинув города.

Покрыта сеткою меридианов,

Непобедима, широка, горда.

4 чтец.

Над Россией солнце светит,

И дожди шумят над ней.

В целом свете, в целом свете,

Нет страны ее родней.

5 чтец.

Россия – Родина моя!

Есть на земле края иные,

Где шум лесов и звон ручья

Почти такие ж, как в России.

По небу одному равна

Над головой своей по шири,

Ты первой названа, страна,

Надеждой мира в целом мире.

6 чтец. В давние времена Россию называли Русью. Русь – страна рек и озер. Русь – светлое место. Это страна света, солнца, добрых людей. Рус-ских еще называют россами, а страну, где они живут – Россией.

7 чтец.

За ясные зори, умытые росами,

За русское поле с колосьями рослыми,

За реки разливные в пламени синем

Тебя по-славянски назвали Россия.

Россия…

Россия…

Раздолье…

Равнины…

Березы босые, седые осины.

Все дорого с детства,

Все памятно с детства

И все же не можем никак наглядеться.

Каждый человек, слушая эти стихи, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ.

Что, по-вашему, объединяет нас всех, присутствующих в классе? (Все мы – россияне! Граждане России.)

Кто такой гражданин? (Житель страны, который признает ее законы – правила поведения.) Он любит свою страну, гордится ею, вместе с ней переживает горе и радости, старается сделать ее сильной и богатой.

4. Государственные символы России.

Как у каждого государства, у России есть свои символы.

Какие символы страны вам известны? (Флаг, герб, гимн.)

Догадайтесь, о каких символах страны идет речь?

а) Прикрепленное к древку или шнуру полотнище определенного цвета или нескольких цветов. (Флаг.)

б) Эмблема государства, города, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и других официальных документах. (Герб.)

в) Торжественная песня, принятая как символ государственного единства. (Гимн.)

В декабре 2000 г. Государственная дума приняла законы о государственной символике РФ – гербе, флаге, гимне.

Эти символы занесены в Конституцию России и закреплены в статье 70.

1) Опишите современный герб.

8 чтец.

У России величавой

На гербе орел двуглавый,

Чтоб на запад и восток

Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый,

Он – России дух свободный.

1 ученик. Рассмотрим рисунок Государственного герба нашей страны.

На щите красного цвета изображен золотой двуглавый орел. Над головами орла мы видим три короны (две малые и одну большую). В его левой лапе – держава, а в правой – скипетр.

Скипетр – это жезл, символ власти. Он украшен резьбой и драгоцен-ными камнями.

Держава – это золотой шар с крестом наверху.

А на груди на красном щите – всадник. Это – святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которое помогло ему победить дракона.

Три короны (две малые и одна большая) – символы союза респуб-лик, краев и областей, из которых состоит РФ.

Скипетр и держава в лапах орла говорят о сильной власти и единстве государства.

Всадник, поражающий копьем дракона, – готовность народа встать на защиту родной земли (страны) от врагов.

Почему у орла две головы? (Среди зверей лев считается царем. А среди птиц царем считается орел. Его мужество и зоркость служили самым ярким символом мудрости.)

А еще Россия – страна, которая расположена в двух частях света – Европе и Азии, потому и повернуты головы орла в разные стороны: одна в сторону Европы, другая в сторону Азии.

Конечно, это не птица с двумя головами, а две птицы. Одна смотрит на запад, другая – на восток, охраняя государство.

Интересно узнать, кто такой Георгий Победоносец?

2 ученик. В давние времена дедушки и бабушки рассказывали своим внукам историю о Георгие, царевне и змее, очень похожую на сказку.

В некотором царстве – государстве случилось великое несчастье: напал на людей лютый змей-дракон. Поселился он в темной пещере на берегу моря. Огнем жег он землю, разрушал дома. Взмолились жители того царства – государства. Змей же потребовал, чтобы каждый день кормили его свежим мясом. Но чудовище было прожорливым, и скоро ни у кого не осталось ни овец, ни коров, ни коз. Змей велел приводить к нему человека на съедение. Бросили жребий и выпало идти царской дочери. Привели ее на берег морской и оставили там. В это время проезжал молодой воин по имени Георгий на добром коне. Не мог он оставить царевну в беде, сразился со змеем и победил его.

В центре герба еще один герб. Кто скажет – какой? (Герб Москвы.)

Опишите герб Москвы.

3 ученик. Изображение Георгия Победоносца стало гербом столицы нашей Родины - Москвы. Святой Георгий изображен на фоне красного поля, поражающий копьем черного змея. Герб был утвержден в 1781 году, в годы правления Екатерины Второй.

Почему он расположен в центре Российского герба? (Москва – столица России.)

Зачем нужен герб России? (Государственный герб устанавливают на границе. Его помещают на специальных пограничных столбах и в местах, предназначенных для проезда на территорию нашей страны.)

Гости – туристы, предприниматели – приезжают из других государств, видят герб – двуглавого орла и бело-сине-красный флаг на границе РФ.

Нужен герб и для того, чтобы мы могли отличить монеты нашей страны от иностранных денежных знаков.

Необходим герб и на печатях, подтверждающих подлинность ваших документов и грамот.

Где можно встретить изображение Российского герба? (Здание правительства, паспорт, монеты.)

Кроме гербов стран, существуют гербы городов. И у нашего маленького города есть герб. Опишите герб нашего города Инты.

4 ученик. У герба Инты три основных символа: водонапорная башня, террикон, олень. В правом нижнем углу – склон террикона – символ угледобывающей промышленности. Слева – водонапорная башня – символ строительства и архитектуры, истории города. В изображении башни использован коми орнамент. На фоне башни и угля изображены олень и северное сияние.

2) Государственный флаг.

Теперь поговорим о государственном флаге, развевающемся над Большим Кремлевским дворцом, в котором находится государственная резиденция (место пребывания) главы государства – Президента России.

22 августа мы отмечаем День Государственного флага России, он был установлен в 1994 году.

а) Флаг имеет свою историю.

5 ученик. Флаги появились в глубокой древности. Старинное русское название флага, знамени – стяг.

Много веков назад люди вместо флага использовали шест, привязы-вая к его верхушке пучки травы, веток, конский хвост, окрашенный яркой краской. Называлось это стягом. Главным назначением стяга было собрать, стянуть к себе воинов для защиты своей земли, села, городка. Потом стяги стали делать из ткани. Стяг взметался ветром, придавая уверенность и мужество воинам. Постепенно размеры полотнища увеличивались. На них вышивали или рисовали красками изображения святых – «знамения» (священные знаки). Так появилось слово «знамя».

Издавна на Руси любимым цветом для флага был красный цвет. Считается, что красный цвет – цвет жизни, цвет человеческой крови.

Впервые в России бело-сине-красный флаг появился в конце XVIII века на первом боевом корабле «Орел». Такой порядок расположения цветов, как сейчас, ввел царь Петр Первый.

б) Опишите флаг РФ.

9 чтец.

Белый цвет – березка,

Синий – неба цвет,

Красная полоска –

Солнечный рассвет!

Вот он, флаг! Это бело-сине-красное полотнище. Белый цвет означает мир, чистоту, совершенство; синий – цвет веры и верности, постоянства; красный цвет символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество, за страну.

Когда поднимают флаг? (Во время спортивных соревнований в случаях победы наших спортсменов; его вывешивают на улицах и зданиях во время торжественных праздников.)

Какую форму имеет флаг? (Прямоугольную.)

Каково старинное название флага? (Стяг.)

Мы должны гордиться нашим флагом – ему уже более 300 лет.

3) Рассказ ученика о Государственном гимне РФ.

Гимн – торжественная песня, прославляющая свою страну, самая главная песня государства.

Музыку гимна написал композитор А.В. Александров (1883 – 1946), а слова – поэт С.В. Михалков (1913 – 2009).

На торжественных церемониях при исполнении Государственного гимна все встают, мужчины снимают головные уборы, военные отдают честь. Наша страна встречает и провожает новый день мелодией гимна. Его исполняют перед началом и после окончания передач по радио и телевидению. Звучит гимн и в новогоднюю ночь после того, как часы на Спасской башне Московского Кремля пробьют 12 раз. Каждый человек должен знать слова гимна своей Родины. Музыке гимна уже более 50 лет.

Звучит запись гимна.(1 куплет и припев)

Чтение текста гимна учащимися.

Когда исполняется гимн? (При поднятии Государственного флага, после принятия присяги вновь избранным президентом, при вручении государственных наград.)

5. Кроссворд «Символика России». (Работа в парах.)

1. Торжественное музыкальное произведение, символ государства.

2. Символ Российского государства, на котором изображен орел.

3. Прямоугольное полотнище определенного цвета или нескольких цветов.

4. Столица нашего государства.

5. Глава государства.

6. Какой цвет имеет средняя полоса на флаге?

Ответы:

1. Гимн. 2. Герб. 3. Флаг. 4. Москва. 5. Президент. 6. Синий.

6. Подведение итогов.

О чем мы сегодня с вами говорили? (Ответы детей.)

Пройдет немного времени, вы станете взрослыми, будете работать, преумножая величие и могущество нашей страны, защищая ее от возможных невзгод и неприятностей, заботясь о ней, как о матери. Возможно, кто-то из вас станет крупным руководителем или даже президентом страны. А пока вы маленькие граждане большой страны, ее будущее. Званием гражданина России следует гордиться. За время учебы в школе вы еще многое узнаете о родной стране, ее прошлом и настоящем.


Цель: создание условий для осознания учащимися значимости государственной символики как воплощения социокультурного контекста России.

Предлагаемая разработка ориентирована на средний школьный возраст (11-14 лет). Особенностью оформления данного классного часа является наличие/присутствие государственной символики: герба и флага Российской Федерации, которая может быть размещена на классной доске или на стенах классной комнаты. Для сопровождения рассказа учителя целесообразно использование мультимедийной презентации, отражающей содержание темы. Возможен вариант замены мультимедийной презентации иллюстрациями.

Педагог: Дорогие друзья, скорее всего вы уже знакомы с государственной символикой нашей страны. Вы знаете, как выглядят герб и флаг, слышали гимн Российской Федерации. Сегодня мы с вами более подробно познакомимся с символами нашей Родины - России.

Символы – это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение. Символы вызывают у нас представление. Так символом Парижа является Эйфелева башня; небоскребы, статуя Свободы – символы США.

Какие символы России вы можете назвать?

(учащиеся предлагают свои варианты)

Педагог : Действительно, символов России много – это и Кремль, и Знамя Победы, и березы. Но есть особые символы, они называются государственными символами и закреплены в основном законе нашей страны – Конституции. Скажите, какие символы мы называем государственными?

(учащиеся высказывают свои мнения)

Педагог: Верно, государственными символами в любой стране являются государственный герб, государственный флаг, государственный гимн.

Конечно, эти символы нам хорошо знакомы. Флаг России – бело –сине красный триколор; герб – двуглавый орел. Но почему выбрана именно такая государственная символика? Что означают наши герб, флаг, гимн? Все ли мы знаем это? Сегодня я предлагаю вам вспомнить, а может быть и узнать ответы на эти вопросы. А начнем мы с герба. Прежде чем говорить о гербе нашей страны я расскажу вам что обозначает слово «герб», когда и для чего возникли гербы. Понятие «герб» происходит от немецкого слова «наследство или наследие» и является знаком отличия, важнейшей эмблемой государства, города, области, а также отдельных лиц и родов. Его изображение помещается на флагах, монетах, печатях, бланках, марках и других предметах, чтобы показать принадлежность к тому или иному государству.

Я хочу обратить ваше внимание на то, что у вас на столах представлены документы, раскрывающие значения различных элементов гербов. Я предлагаю вам в течение 5 минут познакомиться с их значениями и на основе этой информации расшифровать значение герба нашей страны.

Из опыта работы: Учащимся предлагаются карточки с интерпретацией значений наиболее распространенных символических изображений на гербах. Например: лев – «властная сила»; корона – власть, благородство; конный всадник – победа; орел – сила, власть, величие; меч – военная слава, могущество; символы царской власти – твердая центральная власть. Количество символов в гербе отражают особенности формы правления и государственного устройства.

(в течение 7 минут учащиеся выполняют задание)

Педагог: Давайте подведем итоги нашей работы. Взгляните на герб Российской Федерации, давайте вместе постараемся предположить, какое значение в нем заложено.

(учащиеся высказывают свои предположения)

Педагог: Давайте проверим верны ли наши предположения. Наш герб представляет собой золотого двуглавгого орла, размещенного на красном щите; над орлом три короны (две малые и одна большая), в лапах орла скипетр и держава, а на груди на красном щите всадник, поражающий копьем дракона. Двуглавый орел в нашем гербе является символом единства народов России, живущих как в европейской, так и в азиатской ее частях. Поэтому одна голова орла смотрит на запад, а другая на восток. Короны над головами орла рассматриваются как символы союза республик, краев, областей, из которых состоит Российская Федерация. Скипетр и держава означают сильную государственную власть, защиту страны и ее единство. Всадник на щите – не только символ столицы России - Москвы, но и олицетворение победы добра над злом.

У каждой страны есть не только герб, но и государственный флаг. Над Большим Кремлевским дворцом, где находится место пребывания Президента России всегда, ночью и днем, в хорошую погоду и в ненастье развивается бело-сине-красное полотнище. Такой же флаг мы видим и над другими зданиями, где н6аходятся органы власти России. Это государственный флаг нашей Родины, один из важнейших символов государства.
Рассмотри изображение государственного флага Российской Федерации - он представляет собой прямоугольное полотнище из трех одинаковых по размеру горизонтальных полос: верхняя – белого цвета, средняя –синего, нижняя – красного.

Для того, чтобы понять что означают цвета нашего флага я предлагаю вам выполнить небольшое задание. Вам предлагаются стихотворные отрывки, характеризующие цвета нашего флага. Прочитайте эти отрывки, определите о каком цвете в них говорится и постарайтесь понять, что он означает.

Из опыта работы: Учащимся предлагаются стихотворные отрывки, требующие дополнения рифмы. Например:

Снежинки так прекрасны и легки,

Как совершенны у ромашки лепестки,

Как на доске строка написанная мелом,

Мы говорим сейчас о цвете … (белом)

Спокойны и чисты рек русских воды

Прозрачны и светлы как вечер зимний

И благородны и просторны неба своды

Художник их раскрасил в … (синий)

Россия много войн пережила

И наши деды умирали не напрасно

И верность Родине их к славе привела

Под Знаменем Победы ярко.. (красным)

(на выполнение задания учащимся предлагается 5 минут)

Педагог: Давайте посмотрим что у нас получилось. Как мы смогли расшифровать цвета нашего флага.

(выступления учащихся с предположениями)

Педагог: Цвета государственного флага никогда не выбираются просто так. Издревле каждый цвет имеет особое значение, так в нашем флаге красный цвет означал отвагу, мужество и героизм; белый и синий цвета были цветами русской православной церкви. Синий цвет – это небо, благородство, белый – совершенство, чистота.

Помимо государственного флага в Российской Федерации есть еще два особых знамени. Первое из них знамя вооруженных сил России, представляющее собой красное полотнище. Это знамя Победы, под которым воевали наши деды и прадеды, которое взвилось над рейхстагом как знак взятия Берлина в годы Великой Отечественной войны. Второе знамя – это знамя военно-морского флота. Российскому военно-морскому флоту, подчеркивая преемственность славных традиций флота Петра Великого, по наследству перешел бело-голубой Андреевский флаг.

Часто на праздниках, демонстрациях, военных парадах мы слышим торжественную величественную песню, называемую гимном. Все люди встают, военные отдают честь, военные салютуют оружием. Все торжественно, красиво и строго.

Кто из вас знает, что такое государственный гимн?

(учащиеся высказывают свое мнение)

Педагог: Гимн – это торжественная песня, исполняемая в особых торжественных случаях. Каждое государство имеет свой гимн. Гимн – это песня, посвященная своей Родине, это символ государства, такой же как герб и флаг. Гимн прославляет могущество и единство нашей огромной страны.

Поэтому к словам и музыке гимна предъявляются особые требования. Скажите, кто из вас может назвать авторов музыки и слов нашего современного российского гимна?

(следуют ответы учащихся)

Педагог: Мелодия нашего гимна написана Александром Васильевичем Александровым. Эту музыку знают и уважают во всем мире. Она рождает гордость за свою страну. Этому соответствуют слова гимна, написанные Сергеем Владимировичем Михалковым. В них звучит идея возрождения, величия и славы России. Современный гимн объединяет всех людей нашей страны. Всех тех, кто хочет ее процветания, тех, кто любит свою родину и гордится ею. Я прошу вас встать под гимн России

Из опыта работы: целесообразно сопроводить прослушивание гимна слайдами, отражающими славные страницы российской истории.

Педагог: Пришло время подвести итог нашего классного часа. Сегодня мы с вами познакомились со значением государственной символики нашей Родины – России. Мне бы хотелось, чтобы вы всегда помнили, что вы - граждане великой страны, имеющей богатую и славную историю, чтили ее символы, гордились своей страной.

Из опыта работы: возможно в завершение классного часа дать прослушать учащимся величественную музыку, под которую просмотреть слайды видов России.