Домой / Проверяем документы на квартиру / Этапы занятия в доу по фгос образец. Анализ современного занятия в доу по фгос

Этапы занятия в доу по фгос образец. Анализ современного занятия в доу по фгос

Практические советы проведения занятия по ФГОС ДО

1.​ Продумывать организацию детей на занятии (чередование различных видов деятельности детей: сидя, стоя, на ковре, по группам, в парах и т.д.)

2.​ Качественная подготовка наглядных материалов занятия (доступность каждому ребенку, современность, качество и размер иллюстраций, возможен показ мультимедийных презентаций)

3.​ Соблюдение структуры занятия:

  • Вводная часть (создание мотивации и «не забывать» о ней на протяжении всего занятия. Например, если пришел Незнайка, значит всё занятие он «участвует» в деятельности с детьми, в конце занятия можно подвести итоги от лица персонажа)
  • Также в первой части НОД необходимо создать проблемную ситуацию (или проблемно-поисковую ситуацию) для детей, решение которой, они будут находить в течение всего мероприятия. Такой прием позволяет дошкольникам не потерять интерес, развивает мыслительную деятельность, учит ребят взаимодействовать в коллективе или в паре.

В ходе основной части педагогу можно использовать различные приемы руководства: наглядные, практические и словесные, позволяющие решать программные задачи занятия и поставленные

  • проблемно-поисковые ситуации.
  • После каждого вида детской деятельности педагогу необходимо провести анализ деятельности детей (либо от своего лица, либо от лица персонажа или с помощью других детей) - это требование
  • В случае, когда у детей что-то не получается педагог может использовать такой прием, как педагогическая поддержка. Например, воспитатель говорит: «Мне очень понравилось, как Сережа, Марина и Лена сделали светофор, а вот у Максима и Олега отклеились детали, но я думаю, что в следующий раз они обязательно постараются и сделают все качественно»)
  • На протяжение всего занятия (особенно на группах старшего дошкольного возраста) педагог должен следить и побуждать детей к речевой деятельности с помощью вопросов. Поэтому, вопросы к детям необходимо продумывать заранее, они должны носить поисковый или проблемный характер; стремиться к тому, чтобы дети отвечали «полным ответом». Еще нужно контролировать собственную речь и выстраивать речевые фразы от третьего лица. Например, отходить от выражения: «Я хочу вас пригласить в путешествие…» - это не правильно, т.к. педагог как бы «навязывает» предстоящую деятельность. Правильнее будет обратиться к детям таким образом: «Давайте отправимся в путешествие…»
  • Также в соответствие с новыми образовательными стандартами педагог может использовать педагогические технологии: проблемное обучение, исследовательская деятельность, проектная деятельность, здоровьесберегающие технологии и другое. (В зависимости их вида детской деятельности и от поставленных задач на занятии) Например, на занятии по познавательному развитию на второй младшей группе «В гости к Петушку» воспитатель может провести артикуляционную гимнастику на развитие дыхания и т.д.
  • Заключительную часть занятия следует организовывать таким образом, чтобы прослеживалось решение проблемной и поисковой ситуации (чтобы дети увидели решение поставленной задачи: либо словесное заключение, либо результат продуктивной или исследовательской деятельности и т.д.).
  • Также необходимо подвести итог всего занятия: дать оценку детской деятельности (можно использовать педагогическую поддержку, анализ детей друг друга, самих себя, похвалить детей от лица персонажа и т.д.). Главное - это не забывать о мотивации (которая поставлена в начале занятия см.пункт выше)

4.Отличительной особенностью занятия по ФГОС ДО является активная речевая деятельность детей (вопросы к детям должны носить проблемно-поисковый характер), а также тщательно продумываться.

Например, детям нужно помочь Курочке найти цыплят. Педагог может спросить: «Вы хотите помочь Курочке найти цыплят? А как это можно сделать?» То есть, вопрос носит проблемный характер и заставляет детей продумать варианты ответа: позвать цыплят, отправиться вслед за ними и т.д.

5.Педагог просто обязан предоставлять детям «свободу выбора» предстоящей деятельности и, в тоже время, своим мастерством увлечь детей за собой. Например, воспитатель первой младшей группы на познавательном занятии рассказала детям сказку «Колобок», а потом предлагает мотивацию предстоящей деятельности (коллективная аппликация персонажа Колобок)

«Ребята, Колобок убежал от бабушки и дедушки, они горько плачут. Как же мы можем помочь бабушке с дедушкой? Далее предлагает варианты ответов: может быть нам нарисовать Колобка и подарить его бабушке и дедушке? Таким образом, она увлекла ребят, организовала мотивацию для рисования, заинтересовав их, также решила воспитательную задачу: вызвать у детей желание помочь бабушке и дедушке в поисках Колобка.

Таким образом, следует заключить, в настоящее время требования к проведению занятий изменились, т.к. существуют педагогические технологии, которые необходимо использовать при реализации ФГОС ДО.

Спасибо за внимание!

МБДОУ «Детский сад «Детский сад «Ромашка» села Белянка Шебекинского района Белгородской области

Подготовила: старший воспитатель Драчёва И.Н.

Практические советы проведения занятия в ДОУ по ФГОС ДО

    Продумывать организацию детей на занятии (чередование различных видов деятельности детей: сидя, стоя, на ковре, по группам, в парах и т.д.)

    Качественная подготовка наглядных материалов занятия (доступность каждому ребенку, современность, качество и размер иллюстраций, возможен показ мультимедийных презентаций)

    Соблюдение структуры занятия:

    Вводная часть (создание мотивации и «не забывать» о ней на протяжении всего занятия. Например, если пришел Незнайка, значит всё занятие он «участвует» в деятельности с детьми, в конце занятия можно подвести итоги от лица персонажа)

    Также в первой части НОД необходимо создать проблемную ситуацию (или проблемно-поисковую ситуацию) для детей, решение которой, они будут находить в течение всего мероприятия. Такой прием позволяет дошкольникам не потерять интерес, развивает мыслительную деятельность, учит ребят взаимодействовать в коллективе или в паре.

    В ходе основной части педагогу можно использовать различные приемы руководства: наглядные, практические и словесные, позволяющие решать программные задачи занятия и поставленные проблемно-поисковые ситуации.

    После каждого вида детской деятельности педагогу необходимо провести анализ деятельности детей (либо от своего лица, либо от лица персонажа или с помощью других детей) – это требование

    В случае, когда у детей что-то не получается педагог может использовать такой прием, как педагогическая поддержка . Например, воспитатель говорит: «Мне очень понравилось, как Сережа, Марина и Лена сделали светофор, а вот у Максима и Олега отклеились детали, но я думаю, что в следующий раз они обязательно постараются и сделают все качественно»)

    На протяжение всего занятия (особенно на группах старшего дошкольного возраста) педагог должен следить и побуждать детей к речевой деятельности с помощью вопросов. Поэтому, вопросы к детям необходимо продумывать заранее, они должны носить поисковый или проблемный характер; стремиться к тому, чтобы дети отвечали «полным ответом». Еще нужно контролировать собственную речь и выстраивать речевые фразы от третьего лица. Например, отходить от выражения: «Я хочу вас пригласить в путешествие…» - это не правильно, т.к. педагог как бы «навязывает» предстоящую деятельность. Правильнее будет обратиться к детям таким образом: «Давайте отправимся в путешествие…»

    Также в соответствие с новыми образовательными стандартами педагог может использовать педагогические технологии: проблемное обучение, исследовательская деятельность, проектная деятельность, здоровьесберегающие технологии и другое. (В зависимости их вида детской деятельности и от поставленных задач на занятии) Например, на занятии по познавательному развитию на второй младшей группе «В гости к Петушку» воспитатель может провести артикуляционную гимнастику на развитие дыхания и т.д.

    Заключительную часть занятия следует организовывать таким образом, чтобы прослеживалось решение проблемной и поисковой ситуации (чтобы дети увидели решение поставленной задачи: либо словесное заключение, либо результат продуктивной или исследовательской деятельности и т.д.).

    Также необходимо подвести итог всего занятия: дать оценку детской деятельности (можно использовать педагогическую поддержку, анализ детей друг друга, самих себя, похвалить детей от лица персонажа и т.д.). Главное - это не забывать о мотивации (которая поставлена в начале занятия см.пункт выше)

4.Отличительной особенностью занятия по ФГОС ДО является активная речевая деятельность детей (вопросы к детям должны носить проблемно-поисковый характер), а также тщательно продумываться.

Например, детям нужно помочь Курочке найти цыплят. Педагог может спросить: «Вы хотите помочь Курочке найти цыплят? А как это можно сделать?» То есть, вопрос носит проблемный характер и заставляет детей продумать варианты ответа: позвать цыплят, отправиться вслед за ними и т.д.

5.Педагог просто обязан предоставлять детям «свободу выбора» предстоящей деятельности и, в тоже время, своим мастерством увлечь детей за собой. Например, воспитатель первой младшей группы на познавательном занятии рассказала детям сказку «Колобок», а потом предлагает мотивацию предстоящей деятельности (коллективная аппликация персонажа Колобок)

«Ребята, Колобок убежал от бабушки и дедушки, они горько плачут. Как же мы можем помочь бабушке с дедушкой? Далее предлагает варианты ответов: может быть нам нарисовать Колобка и подарить его бабушке и дедушке? Таким образом, она увлекла ребят, организовала мотивацию для рисования, заинтересовав их, также решила воспитательную задачу: вызвать у детей желание помочь бабушке и дедушке в поисках Колобка.

Таким образом, следует заключить, в настоящее время требования к проведению занятий изменились, т.к. существуют педагогические технологии, которые необходимо использовать при реализации ФГОС ДО


2 В современных условиях одной из острейших проблем дошкольного образования является такая организация познавательного развития, которая позволит реализовать потребности ребенка в познании окружающего мира и в то же время не перегрузит дошкольника информацией, не нарушит условие гармоничного, равноправного и равноценного интеллектуального, личностного и физического развития ребенка.


3 Требования к структуре занятий по ФГОС: Четкость, компактность, сжатость учебного материала. Продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала разделов программы на каждом занятии. Взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом этапе занятия.


4 образовательной программы начального общего образования и достижения планируемых результатов, а также механизм их формирования». Большая информационная емкость учебного материала, используемого на занятии. Систематичность и доступность изложения материала. Необходимость соблюдения временных рамок занятия.




6 Введение в тему (создание проблемной ситуации) Обратить внимание детей на зайца (кукла- марионетка), который разгуливает по группе. Взять зайца к себе на колени и предложить детям расположиться на коврике, чтобы познакомиться с ним. Вместе с детьми выяснить, откуда заяц и как попал в нашу группу, Выясняется, что заяц живет в лесу и приглашает всех в гости, чтобы познакомиться с другими лесными жителями.


7 Мотивация деятельности детей Выяснить, как далеко живет заяц, необходимо ехать или идти к нему в гости, решить, на каком транспорте поедут (велосипеды). Целеполагание Узнать о том, что не рассказал заяц: кто живет в лесу, как выглядит жилище, чем питаются.




9 Актуализация ранее приобретенных знаний Отметить, что все прибыли в лес, спросить у зайца, на этой ли полянке он живет. Предложить внимательно рассмотреть картинки-пазлы (Дикие животные) и найти каждому животному «домик». Обсудить результаты игры, отметить, что все животные отправились по «домам», никто не заблудился.


10 Добывание (сообщение и приятие) нового знания Предложить зайцу представить своего друга белку. Внимательно рассмотреть её дупло. Обсудить с детьми внешние приметы белки, различия в образе жизни зайца и белки, отметить, чем эти животные похожи и чем различаются. Обратить внимание детей на бочонок. Чей же это бочонок?Предложить мёд зайцу и белке. Предложить рассмотреть медведя на картинке (внешний вид, где живет, чем питается).


11 Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания Подвижная игра «У медведя во бору» (физминутка) Лепка (угощение для зверей – фрукты и овощи (морковь, орехи, яблоко); выбор пластилина с учетом цвета плода, добавление деталей: листья, черенки)






14 Дальнейшая разработка темы Беседы наедине с воспитательницей Иллюстрации Е.Чарушина с дикими животными. Сообщение дополнительных сведений о животных в беседе по инициативе ребенка. Художественно-творческая деятельность Изучение ребенком и его родителями семейного фотоархива по итогам прогулки по лесу, посещения краеведческого музея (животный мир области)


15 Дошкольное детство - очень важный и сложный этап развития личности ребенка. Его надо прожить в полной мере со всеми кризисами трех и семи лет, с проявлением негативизма. В это время формируется фантазия, речь, социальные навыки, принятие ролей. Если этот период не скомкать, то и дальнейшая учеба в школе, и вся жизнь человека сложится более успешно. Детей в садике не надо учить в школьном смысле этого слова. Они к этому еще не готовы.Содержания конспекта образовательной деятельности должен быть нацелен на то, чтобы у ребенка возникла мотивация к обучению, познанию и творчеству.



Дубовикова Наталья Вячеславовна

МБДОУ № 170, заместитель заведующего по воспитательной и методической работе, город Ижевск

Памятка в оформлении написания конспекта непосредственной образовательной деятельности в ДОУ

В ходе написания конспекта педагогу необходимо:

*сформулировать цели и задачи НОД и ее отдельных этапов,

*раскрыть структуру и предметное содержание НОД,

*продемонстрировать владение методами и приемами мотивации учебно-воспитательной деятельности, организации учебной деятельности обучающихся,

*проиллюстрировать примерами учет индивидуальных особенностей воспитанников и конкретных характеристик группы, в которой будет проводиться НОД.

Конспект предполагает отражение основных этапов НОД:

1. тема НОД;

2. организационный момент;

3. постановка цели и задач;

4. опрос воспитанников по пройденному материалу;

5. объяснение нового материала;

6. закрепление нового материала;

7. подведение итогов.

Этапы работы:

Вводная часть: Организационный момент , включающий: постановку цели, которая должна быть достигнута обучающимися на данном этапе НОД (что должно быть сделано, чтобы их дальнейшая работа была эффективной); определение целей и задач, которых педагог хочет достичь на данном этапе НОД; описание методов организации работы обучающихся на начальном этапе и темы образовательной деятельности (с учетом реальных особенностей группы, с которым работает педагог).

Основная часть: Знакомство с новым материалом. Дидактическая игра (игровая ситуация), создающая мотивацию к деятельности. Детям предлагается игра, в ходе которой они вспоминают то, что поможет им познакомиться с новой темой (актуализация знаний и умений). Игра должна быть такой, чтобы в ходе ее в деятельности ребенка не возникало затруднений.

Затруднение в игровой ситуации . В конце игры должна возникнуть ситуация, вызывающая затруднение в деятельности детей, которое они фиксируют в речи (мы этого еще не знаем, не умеем…). Воспитатель побуждает задавать вопросы и вместе с детьми определяет тему предстоящей деятельности. В результате детьми делается вывод, что необходимо подумать, как всем вместе выйти из затруднительной ситуации.

Открытие нового знания или умения . Педагог с помощью подводящего диалога на основе предметной (игровой) деятельности детей приводит их к открытию нового знания или умения. Оформив в речи новое, дети возвращаются к ситуации, вызвавшей затруднение, и проходят ее, используя новый способ деятельности (действия).

Заключительная часть : Закрепление материала. Воспроизведение нового в типовой ситуации. На этом этапе проводятся игры, где детьми используется новое знание или умение. В конце создается игровая ситуация, которая фиксирует индивидуальное освоение каждым ребенком нового материала. Происходит самооценка ребенком своей деятельности по освоению нового.

Повторение и развивающие задания . Приводятся в конспекте по желанию воспитателя.

Подведение итогов занятия; описание положительных действий воспитанников, определение перспективы полученных знаний (что нового узнали, где новое пригодится).

Титульный лист: Название дошкольного образовательного учреждения (полностью, по уставу), тема НОД, конспект непосредственной образовательной деятельности, составил(а): ФИО, город.

Образовательная область: социально-коммуникативное развитие;

Познавательное развитие;

Речевое развитие;

Художественно-эстетическое развитие;

Физическое развитие.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие и речевое развитие;

Тип: интегрированное

Возраст детей:

Формы непосредственной образовательной деятельности: совместная деятельность.

Формы организации: группа, подгруппа.

Цель: конечный результат, то, к чему мы стремимся.

Задачи: образовательные, развивающие, воспитательные

Словарь новых слов: (если есть)

Предварительная работа: (если проводилась)

Оборудование и материалы: (атрибуты, материал)

Ход непосредственной образовательной деятельности (НОД)

Представляется развернутый конспект, в котором описывается деятельность педагога и детей с прямой речью педагога и предполагаемыми ответами детей.

Татьяна Богданова
Занятие по ФГОС до

В соответствии с ФГОС обучение детей дошкольного возраста осуществляется в процессе организованной образовательной деятельности. Организованная образовательная деятельность соединяет в себе различные виды детской деятельности : (игровую; познавательно-исследовательскую; двигательную; художественно-эстетическую).

В качестве основной единицы педагогического процесса детского сада может быть выделена - Образовательная ситуация - это такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач развития, воспитания и обучения в различных видах детской деятельности.

Образовательная ситуация - это специальное проектирование и использование педагогом спонтанно возникающих в педагогическом процессе ситуаций с целью решения образовательных задач в разных видах образовательной (организованной образовательной деятельности, режимных моментах, самостоятельной деятельности детей) и детской деятельности (познавательной, игровой, музыкальной, изобразительной, коммуникативной, театрализованной, чтении художественной литературы и т. д.).

Особенностью образовательной ситуации является появление образовательного результата (продукта) в ходе специально организованного взаимодействия воспитателя и ребенка. Такие продукты могут быть как материальными (рассказ, рисунок, коллаж, поделка и т. д., так и нематериальными (новое знание, образ, идея, отношение, переживание) . Ориентация на конечный продукт определяет технологию создания образовательных ситуаций.

В начале образовательной ситуации воспитатель вызывает у детей интерес к ее содержанию, ставит перед детьми учебную задачу и обеспечивает принятие ее. В младших группах – решается за счет использования игровых и проблемно-игровых ситуациях, сюрпризных моментов, яркого и красочного материала, игрушек. В старшем дошкольном возрасте – перед детьми ставятся проблемные ситуации, практические и познавательные задачи, требующие решения, создаются сюжетные ситуации, обеспечивающие принятие учебной задачи.

Технология создания образовательной ситуации

Последовательно сменяются виды детской деятельности, организуемые на едином тематическом содержании.

Каждая часть образовательной ситуации завершается созданием промежуточного образовательного продукта, относительно небольшого объема.

Смена видов деятельности в рамках одной образовательной ситуации связана с изменением расположения детей в группе (стоя, сидя за столами) .

Важно сочетать задания, выполнение которых требует участия педагога, и задания, которые могут быть выполнены детьми самостоятельно, например, с использованием раздаточного материала.

Образовательная ситуация может конструироваться в разнообразных формах взаимодействия с детьми (занятия , совместная деятельность, задушевная беседа, разговор по делу, рассматривание иллюстраций, игра и др.).

Завершение образовательной ситуации.

Завершение образовательной ситуации требует подведение итогов, оценки детских достижений. В младших группах завершение образовательной ситуации связано с усилением эмоционального отклика детей, в старших группах воспитатель оценивает результаты учебной деятельности всех участников образовательной ситуации и отельных детей, привлекает их самих к оценке, стимулирует взаимную оценку и самооценку деятельности.

Требования к современному педагогическому мероприятию :

1. Форма образовательного мероприятия - интегрированное занятие , игра-путешествие, мини-проект, викторина и т. д. должна быть прописана (Приложение 1) .

2. Тип образовательного мероприятия - обобщающее, закрепляющее, развивающее.

3. Цель – конкретная, реалистичная, достижимая в данный период времени. (Если цель представлена не в полной мере, либо совсем отсутствуют, соответственно результативность образовательного мероприятия отсутствует.)

Цель всегда одна.

4. Задачи должны носить триединый характер, т. е. должны включать обучающую, развивающую, воспитательную направленность. При этом самих задач может быть более трех. (Очень много задач не отработать в полной мере.)

Формулирование образовательных (обучающих) задач должно отвечать программным задачам и обязательно начинаться с глагола. (Образовательная задача – повышать уровень развития ребенка - ЗУН) .

Выбор нужного глагола зависит от того, какой характер ООД Вы планируете : по сообщению нового знания, тренировочный или итоговый.

Примерные формулировки образовательных задач ООД по сообщению нового знания :

, «Формировать знания о …»

«Мотивировать детей к самостоятельному изучению …»

«Дать возможность детям при помощи взрослого узнать о …»

«Сформулировать у детей потребность правильно употреблять в собственной речи притяжательные местоимения», «Учить…» , «Познакомить…» , «Формировать….»

Примерные формулировки образовательных задач НОД тренировочного и итогового характера :

«Актуализировать знания детей о …»

«Расширить знания детей … через организацию самостоятельной экспериментальной деятельности»

«Дать возможность применить на практике полученные знания о…»

«Закрепить в самостоятельной деятельности умение …»

«Отрабатывать навыки детей….»

Развивающие задачи направлены, как правило, на развитие высших психических функций (мышление, память, воображение, внимание, воля, общей, мелкой, артикуляционной моторики, просодических компонентов речи (голос, ритм, темп, интонация, речевого дыхания, познавательного интереса, творческих способностей. Формулирование развивающих задач должно отвечать программным задачам и обязательно начинаться с глагола.

В зависимости от того, в какой степени у детей сформирована та функция, над которой Вы хотите поработать, будет сделан выбор глагола :

Если функция не сформирована, то задача будет начинаться со слов «формировать …» , «начать работу по развитию…» , «способствовать….» и т. д. ;

Если функция недостаточно сформирована, либо необходимо закрепить какой – либо навык, то выбор будет следующий «продолжать формировать…» , «продолжать развивать …» , «совершенствовать …» и т. д.

Развивать опыт деятельности (игровой, двигательной, музыкальной и т. д.)

Воспитательные задачи направлены, как правило, на развитие ценностных установок, личностных качеств ребенка, его эмоционально – волевой сферы. Формулирование воспитательных задач должно отвечать программным задачам и обязательно начинаться с глагола. В зависимости от того, в какой степени у детей сформировано то качество (свойство, над которым Вы хотите поработать, будет сделан выбор глагола :

Если качество (свойство) не сформировано, то задача будет начинаться со слов «формировать …» , «воспитывать …» и т. д.

Если качество (свойство) недостаточно сформировано, либо необходимо его закрепить, то выбор глагола будет следующий «продолжать формировать …» , «продолжать воспитывать …» , «совершенствовать …» и т. д.

5. Виды детской деятельности :

В раннем возрасте (1год – 3 года) – предметная деятельность и игры с составными динамическими игрушками экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и др., общение со взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр., восприятие смысла музыки, сказок, стихов. Рассматривание картинок, двигательная активность

Для детей дошкольного возраста (3 года – 8 лет) – ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру. Игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками, познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними, а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице, конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация, музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

6. Методы и приемы, используемые в ООД :

По внешним признакам деятельности педагога и воспитанников :

беседа; экскурсия; рассказ; инструктаж;

демонстрация; упражнения; работа с иллюстративным материалом

По источнику получения знаний :

Словесные;

- наглядные : демонстрация плакатов, схем, таблиц, диаграмм, моделей; использование технических средств; просмотр кино и видеопрограмм;

- практические : практические задания; игры; анализ и решение конфликтных ситуаций.

По степени активности познавательной деятельности воспитанников :

объяснительный; иллюстративный; проблемный;

частичнопоисковый; исследовательский; творческий.

По логичности подхода :

Аналитический (от общего к частному) ;

Синтетический (от частного к общему) ;

Способы обучения :

Индивидуальная работа (работа по карточкам, по вариантам) ;

Индивидуально – групповой;

Групповой (работа в группах, парная работа) ;

Фронтальный (объяснение, контроль, закрепление)

Методы обучения :

Проблемные;

Поисковые;

Исследовательские;

Обучение воспитанников сознательному использованию способов деятельности :

Предпосылки регулятивных УУД (целеполагание, рефлексия) ;

Предпосылки познавательных УУД (анализ, синтез, сравнение) ;

Креативных (образность, ассоциативность) .

Приемы продуктивного характера (проблемные ситуации, логические задачи, экспериментирование, моделирование и т. д.).

Методы развития воспитанников :

1. Методы повышенной познавательной активности

метод повторений. сравнение. метод моделирования и конструирования. метод вопросов

решение логических задач. экспериментирование и опыты. элементарный анализ (установление причинно-следственных связей) .

2. Методы повышения эмоциональной активности.

игровые и воображаемые ситуации. игры-драматизации. придумывание сказок, рассказов, стихотворений, загадок и т. д.

сюрпризные моменты. элементы творчества и новизны. юмор и шутка.

3. Методы обучения и развития творчества

эмоциональная насыщенность окружения (музыкальный фон, яркая картинка, игрушка Би-ба-бо и пр.) исследование предметов и явлений живой и неживой природы (обследование) прогнозирование (умение рассматривать предметы и явления в движении – прошлое, настоящее и будущее) проблемные ситуации и задачи. неясные знания (догадки)

мотивирование детской деятельности игровые приёмы. юмор и шутка экспериментирование предположения (гипотезы)

7. Структура ООД

Вводная часть (2 – 3 минуты) :

Организация детей;

Переключение внимания детей на предстоящую деятельность, стимуляция интереса к ней, создание эмоционального настроя,

Точные и чёткие установки на предстоящую деятельность (последовательность выполнения заданий, предполагаемые результаты) ;

Создание образовательной проблемной ситуации, мотивация детей на предстоящую деятельность (в доступной для детей форме, подведение к цели НОД (например, кому-то помочь, что-то найти или узнать, отыскать, построить, сделать подарок и т. п.);

МОТИВАЦИОННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ СОТРУДНИЧЕСТВА

Три типа мотивации (С. Г. Якобсон)

Цель введения в образовательную деятельность этих мотиваций – удовлетворение потребности ребенка в своей значимости, компетентности, состоятельности; побуждение детей к освоению новых знаний и умений.

Игровая мотивация

Цель : реализация потребности ребенка в своей значимости и компетентности через решение практических и интеллектуальных проблем, возникших у игровых персонажей.

Мотивация общения в условиях помощи взрослому

Цель : способствовать реализации потребности детей чувствовать свою необходимость, значимость, возможность получения одобрения; развивать интерес детей к совместной деятельности с педагогом. Мотивация личной заинтересованности

Цель : поддерживать желание ребенка чувствовать себя умеющим, компетентным, побуждать его к созданию разных предметов для собственного употребления.

Мотивация – (от лат. приводить в движение, толкать)

1. Побуждение к деятельности.

2. Вся совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, ее поведения.

Для чего вообще нужна мотивация?

Цель мотивации – вызвать у детей интерес к занятию , занимательному делу, или какой либо деятельности, создать условия увлеченности, умственного напряжения, направить усилия детей на осознанное освоение и приобретение знаний и умений.

Мотивация определяет “программу” игровых действий. При этом учитываем следующие условия :

1. Организация, при которой ребёнок вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решает задачи проблемного характера.

2. Интеллектуальная и практическая деятельность на занятии должна быть разнообразной.

3. Следует постоянно менять форму вопросов, заданий, стимулировать поисковую деятельность детей, создавая атмосферу напряжённой работы.

5. Чем больше новый материал связан с имеющимся личным опытом ребёнка, тем он интересен для него.

6. Учёт индивидуальных, возрастных, медицинских, психических особенностей воспитанников.

7. Эмоциональность педагога, его умение поддержать и направить интерес к содержанию занятия или задания , стимулировать познавательную активность детей.

Игровые методы, упражнения, используемые в работе педагогами, позволяют решить сразу несколько задач :

Расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков.

Повысить познавательную активность и работоспособность детей.

Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти, мышления.

Плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры.

Увеличить объем коррекционного воздействия, включив игровые упражнения в различные режимные моменты.

Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами :

показом, пояснениями, указаниями, вопросами.

Одним из основных компонентов метода является воображаемая ситуация в развернутом виде.

Почему ребенок не хочет выполнять то или иное задание или поручение на занятии или в любом виде деятельности?

Упрямство

Плохое настроение

Плохое самочувствие

Неинтересно

Трудно не по возрасту

Плохая подготовка педагогом занятия (непродуманное, отсутствие наглядного материала, плана)

Недостаточная мотивация, отсутствие заинтересованности в конечном результате.

Чем и как заинтересовать ребенка дошкольника, чтобы он оторвался от своих дел и с интересом принялся за предлагаемое вами дело?

Следует использовать такие приемы :

На первом плане стоят эмоции - это актуально для раннего и младшего дошкольного возраста. например : педагог (во время сборов на прогулку. летний период) : ребята, зайка собирается с нами на прогулку, зайка, одевай кофточку и догоняй нас. а зайка отвечает, что не умеет. ребята давайте покажем зайке, как надо одеваться. зайка, посмотри, наши ребята сами умеют одеваться. дети показывают пример, как правильно одеваться.)

Заинтересовать можно также и поставленной проблемой (для старшего возраста) . например : дети, собираясь на прогулку находят записку от огородного Пугала «Ребята, помогите. солнышко так жарко печет, что все растения в моем огороде вот-вот погибнут. А моя шляпа совсем не спасает меня от жары». Педагог спрашивает детей, что делать в данной ситуации, дети озвучивают варианты и идут на улицу поливать огород. Можно продлить игру дальше, не просто принести из дома или уголка ряжения шляпу для Пугала, а устроить конкурс на лучшую шляпку для огородного Пугала. В конце Пугало снова пришлет письмо со словами благодарности.

Яркость предлагаемого образа (красивая, эстетичная, анатомически правильная игрушка или пособие)

Новизна (незнакомый предмет всегда привлекает внимание, в детях просыпаются маленькие исследователи).

Основной этап

Создание условий для вариативной деятельности (дифференциация заданий, условия выбора, работа в подгруппах (парах, тройках и т. д., приёмы поддержки самостоятельности и инициативности детей);

Постановка нескольких образовательных задач на выбор, например, кто, хочет строить мост из кубиков…кто хочет из бумаги…кто хочет из конструктора… Возможность индивидуального выбора. Задача педагога – обеспечить ребёнку эту возможность.

Сообщение нового знания, либо тренировка использования нового знания в собственной практической деятельности детей (в зависимости от характера ООД) ;

Включение выделенных физминуток для соблюдения режима двигательной активности в ход НОД необязательно, если в ходе НОД наблюдается постоянная смена видов деятельности! В таком случае можно использовать упражнения на развитие мелкой моторики, фонематического слуха, чувства ритма, развитие межполушарного взаимодействия и т. п.

В ходе ООД помните :

В любой момент дети могут предложить Вам такую образовательную и развивающую ситуацию, которой нет в ВАШЕМ плане. Не упускайте ее. Вспомните пословицу «Ложка дорога к обеду» и не бойтесь отступить от конспекта! Знание, полученное в нужное время, усвоится детьми намного лучше.

Не торопите детей с ответами! Держите паузу. Попробуйте переформулировать свой вопрос, потому что отсутствие детского ответа может быть из – за неправильно заданного вопроса, а не от незнания.

Грамотная постановка вопроса педагогом, повышает результативность и эффективность мероприятия.

Никогда не задавайте вопрос, на который можно ответить «да» или «нет» . Это бессмысленно.

Не спешите отвечать на детские вопросы. Попробуйте в ответ спросить его : «А как ты думаешь?» и внимательно выслушать предположение ребенка, а потом вместе с ним или с другими найти ответ на вопрос в различных источниках или проведя какой – либо эксперимент.

Провоцируйте детей задавать вопросы, особенно на этапе фиксации затруднения в чем –то. «Вы не знаете? А что же делать, когда чего – то не знаешь? («Можно спросить у кого – нибудь» ) Спросите меня!»

Смена видов деятельности : двигательная, продуктивная, игровая и т. д. важная составляющая образовательного мероприятия.

Заключительный этап (2 – 3 мин.) :

Закрепление и обобщение изученного материала;

Подведение итогов деятельности, оценка результатов детской деятельности (приложение 2)

Поощрение детей, справившихся с заданиями повышенной сложности.

Переход из образовательной деятельности в совместную или самостоятельную;

При окончании НОД необходимо помнить, что

в младшей группе педагог хвалит за усердие, активизирует положительные эмоции;

в средней группе – дифференцированно подходит к оценке результатов деятельности детей;

в старшей и подготовительной группе к оценке и самооценке результатов привлекаются дети (содержание должно быть направлено на понимание детьми зависимости полученного результата от качества осуществления работы с учетом специфики вида деятельности, уровня взаимодействия детей, проявления необходимых личностных качеств);

Грамотно обобщать ответы детей, направлять их внимание на понимание сути содержания занятия .

Осуществлять деятельность, которая обеспечивает формирование элементарных навыков самоконтроля (рефлексия, сравнение и исправление результата) .

Важно отметить успешных детей, подчеркнув, за счет чего удалось добиться положительного результата, поддержать стеснительных, застенчивых, охватить вниманием тех детей, у которых уже что-то получается лучше, в сравнении с предыдущими их результатами.

Особый акцент делать на проявлении личностных качеств, умений взаимодействовать.

Вопросы не должны быть направлены только на пересказ детьми основных этапов образовательного мероприятия. «Где мы были?» , «Чем занимались?» , «Кто приходил к нам в гости?» и т. д.

Используйте больше вопросов проблемного характера, типа «Что позволило нам помочь зайчику?» , «Зачем мы это делали?» , «Важно ли то, что вы сегодня узнали?» , «Для чего это пригодиться в жизни?» , «Какое задание было для вас самым трудным? Почему?» , «Какое задание больше всего понравилось? Почему?» , «Что бы ты хотела сказать ребятам, Маша?» , «Что нам нужно будет сделать в следующий раз?» , «Что вы расскажите родителям о нашей сегодняшней игре?» и т. д.

Не хвалите каждый раз всех детей словами «Вы все молодцы!» . Отмечайте конкретные заслуги КАЖДОГО ребенка : «Дима, ты очень здорово придумал, как нам перейти через речку» , «Мне было очень приятно видеть, как Полина и Саша договорились сами, кто первым будет рисовать», «Марина замечательно выполнила трудное задание…» , «Порадовал сегодня Паша. Хоть у него не очень получилось справиться с заданием, но он показал настоящий пример того, преодолевать трудности» и т. д. как нужно.

Положительным моментом является наличие в заключительной части эмоционального настроя на последующую деятельность, на использование полученной информации, приобретенных умений в самостоятельной деятельности.

Примечание : при написании конспекта организованной образовательной деятельности на каждом из ее этапов необходимо отразить цели и задачи, деятельность педагога и деятельность детей, методы и способы достижения поставленных целей, основное содержание соответствующих этапов, организацию работы на каждом этапе с учетом реальных особенностей детей данной возрастной группы.