Домой / Проверяем документы на квартиру / Польская шляхта. Шляхта - это что такое. Кто такой шляхтич? Краткая история шляхты

Польская шляхта. Шляхта - это что такое. Кто такой шляхтич? Краткая история шляхты

) Одним из аргументов в пользу этой гипотезы считается присутствие рун в гербах польской шляхты.

  • теория естественной эволюции социально-политических отношений в жизни польских племён, отрицающая факт завоевания извне. Государственной организации предшествовала, как и у всех первобытных народов, родовая, причём род представлял собой и экономический союз на началах коллективности. Дальнейшей формой социальной интеграции являлась группа родов, соответствовавшая южнославянскому братству и положившая начало территориальному союзу, называвшемуся впоследствии "ополе". Делами ополя заведовал совет старшин, стоявших во главе отдельных родов, из которых состояло ополе. Из соединения ополей возникали племена, которыми управляли князья. Война усилила княжескую власть и способствовала выделению из общей массы свободных людей особого постоянного класса воинов, образовавшего ядро, из которого постепенно развилось шляхетское сословие (см. военная демократия ).
  • История

    • XI век - первое упоминание об обычае посвящения в рыцари. Короли с (Болеслав I Храбрый) жаловали рыцарское звание за какие-нибудь заслуги или услуги людям неблагородного происхождения, даже рабам. Благородное сословие носило также название «владык», Старшины рыцарских родов, бывшие князья племён, утративших свою политическую самостоятельность, и потомки этих князей составляли в этом сословии аристократический элемент, который с течением времени развился и разросся в особый класс богатой землевладельческой знати, так называемого «можновладства». Пекосинский утверждает, что польское рыцарство до конца XI столетия находилось на иждивении государей и своих земель не имело,
    • XII век - при князе Болеславе Кривоустом польское рыцарство было наделено поземельными владениями и тогда только обратилось в землевладельческое сословие.
    • - приглашение тевтонских рыцарей для борьбы с прусскими язычниками.
    • - литовские и украинские бояре вливаются в состав шляхты.
    • - введение местного самоуправления. Король обязан согласовывать свои указы с волей местной шляхты.
    • - шляхта впервые выбирает короля.
    • - заработал сейм , собираемый раз в два года из 54 послов шляхетских общин.
    • - установление шляхетской республики («золотая вольность»).
    • - участие польской шляхты в русской Смуте .
    • - Клушинская битва и взятие Москвы .
    • - исчезновение польского государства.
    • - - Варшавское княжество в союзе с Наполеоном .
    • - антирусское восстание.
    • - антирусское восстание.
    • - - Вторая польская республика. Конец шляхтской мечты о Великой Польше от моря до моря.

    Шляхта и рыцарство

    Обычно под шляхтой подразумевается польское рыцарство, однако между ними существовало различие, возникшее в XIV веке :

    1. Шляхта обладала иммунитетом: обладал собственностью, освобождался от некоторых повинностей, имел судебную власть над крестьянами. По кошицкому привилею шляхта освободилась от всех государственных повинностей, за исключением платежа поземельной подати в размере 2 грошей с лена , получила исключительное право занимать должности воевод, кастелянов, судей, подкомориев и др. Рыцарство могло быть рядовым (miles medius, scartabellus); кроме того, встречались рыцари, происходившие из крестьян и солтысов (miles e sculteto vel cmetone). Вира за убийство шляхтича определена была в 60 гривен, за рыцаря рядового 30 гривен и рыцаря последней категории - 15 гривен.
    2. Шляхта обладала гербами .
    3. Шляхта являлась выразителем национального сознания поляков.
    4. Шляхта была проникнута сильно корпоративным духом, чувствами сословной солидарности и энергично отстаивала свои сословные интересы, которые часто находились в противоречии с интересами других сословий.

    Украинская шляхта

    Украинцы очень часто братались с поляками, что приводило к полонизации магнатских родов. При этом мелкая шляхта, которая доминировала во всей Речи Посполитой , всегда была достаточно близка к мужикам.

    Русинские дворяне зачастую притеснялись по религиозному признаку, результатом чего стало постепенно оформившееся культурное, а затем и боевое противостояние с католической (польской) знатью. Значительная часть украинской шляхты вступила в ряды Войска Запорожского: часть пошла в реестровое казачество, а другая - на Сечь. В разное время предводителями сечевого казачества были шляхтичи Богдан Зиновий Хмельницкий , Криштоф Косинский , Недашковские, Дмитро Байда Вишневецкий, Юрась Хмельниченко, Тимуш Хмельницкий, Иван Выговский , Петро Конашевич Сагайдачный, Иван Мазепа . Менее известные шляхтичи из русинской знати, но играющие определённую роль в истории Запорожской Сечи были например Коробки, Лободы и Волевачи . Такую шляхту нередко называли "показаченой", позднее же её стали именовать "казацкой старшиной", чтобы отличать её от рядового казачества которое сливалось с начальством.

    Следует заметить, что украинское дворянство не играло значительной роли в народном сознании украинцев, однако же казацкое начальство, которое в большинстве было шляхетского рода, являлось проводной сердцевиной национальной элиты.

    Шляхетское самоуправление

    Формой организации шляхты сеймик, собрание всей Ш., принадлежавшей к одной и той же местной общине (communitas), как к одному общественному целому. Нешавское законодательство, поставило Ш. на одинаковый уровень с можновладцами: чтобы издать новый закон, установить новый налог или созвать земское ополчение, король обязан был за разрешением обращаться к шляхетским сеймикам. Вместе с тем Ш. приобрела ещё раньше важные привилегии, гарантировавшие имущественную и личную неприкосновенность шляхтича (см. Цереквицкий привилей). Этот политический рост сословия находился в зависимости от экономических причин. Польша была страной земледельческой, следовательно, Ш., как сословие землевладельческое, являлась важным фактором в государственной жизни страны.

    Шляхта и крестьянство

    В XIV и XV вв. приобретением Червонной Руси и присоединением, хотя бы частичным и временным, Подолии и Волыни, открылись обширные пространства для польской колонизации, так как эти земли были мало населены. Тут образовались громадные латифундии польских магнатов, которые, чувствуя недостаток в рабочих руках, старались привлекать в свои имения крестьян разными льготами. Эмиграция крестьянского населения из Польши вредно отзывалась на хозяйстве шляхетского сословия. В интересах его было задержать крестьян на месте. Кроме того, общее экономическое развитие Европы к концу средних веков расширило рынки для сбыта земледельческих продуктов Польши, что побуждало польского помещика усиливать эксплуатацию земли, но этого можно было достичь, конечно, только путём изменений в ведении хозяйства и путём усиления эксплуатации крестьянского труда. Имея политическую силу в своих руках, Ш. ограничила сначала самоуправление крестьянских общин, подчинив их своему контролю, чего она добилась

    приобретением должности солтыса, стоявшего во главе крестьянской общины. Вартский статут 1423 г. заключает в себе постановление, на основании которого помещик мог лишить солтыса должности за ослушание и сам занять эту должность. Сильно стеснив крестьянское самоуправление, Ш. ограничила затем свободу крестьянских переселений, установила барщину и, наконец, обратила крестьянина в крепостное состояние. По Петроковскому статуту 1496 г., уйти из помещичьей деревни имел право только один крестьянин, только одного сына крестьянская семья была вправе отдавать в обучение; бежавшего крестьянина закон разрешал помещику преследовать, хватать и возвращать назад. Сеймы в Быдгоще (1520) и в Торуне (1521) установили барщину в размере одного дня в течение недели, а варшавская конфедерация 1573 г. вручила помещику власть даже над жизнью крепостных. Экономические интересы побуждали Ш. издавать также ограничительные законы и по отношению к городскому сословию. Упомянутый выше Петроковский статут запретил мещанам приобретать поземельные имения под тем предлогом, что мещане не принимают участия в военных походах и всяческими способами стараются уклониться от военной службы, а между тем именно на поземельной собственности тяготела воинская повинность. Мещанство попыталось было бороться с Ш., но неудачно. Во второй половине XVI столетия городское представительство было уже устранено от участия в законодательстве страны, хотя представители от некоторых городов и появлялись иногда на сеймах ещё в XVII в. Мало того, Ш. подчинила промышленность и торговлю власти воевод и старост, чем окончательно убила городское благосостояние. С начала XVI в. Ш. была уже всевластным хозяином в государстве и осталась таким хозяином до конца существования Речи Посполитой. Она законодательствовала, судила, избирала королей, оберегала государство от врагов, вела войны, заключала соглашения о мире и договоры и т. п. Не только политическая и социальная организация Польши была шляхетской, - шляхетское миросозерцание господствовало безраздельно и в умственной жизни страны. См. Чиншевая Ш., Польский сейм , Польша , Четырёхлетний сейм .

    Шляхетская культура

    Литература

    • M. Bobrzyński, "Geneza społeczeństwa polskiego na podstawie kroniki Galla i dyplomatów XII w.";
    • Fr. Piekosiński, "O powstaniu społeczeństwa polskiego w wiekach średnich i jego pierwotnym ustroju";
    • St. Smolka, "Uwagi o pierwotnym ustroju społecznym Polski Piastowskiej" (эти три сочинения помещены в "Rozprawy i sprawozd. wydz. histor. filozof. Akad. Um.", т. XIV);
    • A. Małecki, "Studja heraldynne" (Львов, 1890, 2 т.);
    • A. Balzer, "Rewizja teorji o pierwotnem osadnictwie w Polsce" ("Kwart. Hist.", 1898, т. XII);
    • Fr. Piekosiński, "Rycerstwo polskie wieków średnich" (т. I-III);
    • A. Prochaska, "Geneza i rozwój parlamentaryzmu za pierwszych Jagiellonów" ("Rozpr. Akad. Um. wydz. hist. filozof.", т. XXXVIII);
    • Fr. Piekosiński, "Wiece, sejmiki, sejmy i przywileje ziemskie w Polsce wieków średnich" (ib., т. XXXIX);
    • A. Pawiński, "Sejmiki ziemskie" (Варшава, 1895);
    • Wł. Smoleński, "Szlachta w świetle w łasnych opinji" ("Pisma historyczne", Краков 1901, т. I);
    • R. Hube, "Prawo polskie w w. XIII" (Варшава, 1874);
    • его же, "Sądy, ich praktyka i stosunki prawne w Polsce etc." (Варшава, 1886).

    См.также

    • Панибратство

    Ссылки

    • Официальный сайт интернационального дворянского клуба "SZLACHTA"
    • Официальный сайт дворянского клуба «Szlachta» версия 2009 года
    • Официальный сайт дворянского клуба «Szlachta» версия 2006 года

    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Смотреть что такое "Польская шляхта" в других словарях:

      Бельские … Википедия

      I. Литература шляхетской Польши. 1. Средневековая Польша (X XV вв.). 2. Шляхетская Польша (конец XV и XVI вв.). 3. Разложение шляхты (XVII в.). 4. Разложение шляхетского государства (XVIII в.). II. Польская литература нового времени. 1.… … Литературная энциклопедия

      Станислав Антоний Щука, подканцлер Великого Княжества Литовского. Сарматский портрет Шляхта (польск. S … Википедия

      Координаты: 52°08′49″ с. ш. 19°22′41″ в. д. / 52.146944° с. ш. 19.378056° в. д. … Википедия

    В польской историографии существуют две теории решения вопроса о происхождении шляхты:

    1. теория завоевания Польши иноземным племенем полабских славян (профессор Пекосинский) в конце VIII или начале IX века (т. н. Сарматизм) Одним из аргументов в пользу этой гипотезы считается присутствие рун в гербах польской шляхты.
    2. теория естественной эволюции социально-политических отношений в жизни польских племён, отрицающая факт завоевания извне. Государственной организации предшествовала, как и у всех первобытных народов, родовая, причём род представлял собой и экономический союз на началах коллективности. Дальнейшей формой социальной интеграции являлась группа родов, соответствовавшая южнославянскому братству и положившая начало территориальному союзу, называвшемуся впоследствии "ополе". Делами ополя заведовал совет старшин, стоявших во главе отдельных родов, из которых состояло ополе. Из соединения ополей возникали племена, которыми управляли князья. Война усилила княжескую власть и способствовала выделению из общей массы свободных людей особого постоянного класса воинов, образовавшего ядро, из которого постепенно развилось шляхетское сословие (см. военная демократия ).

    История

    • XI век - первое упоминание об обычае посвящения в рыцари. Короли с (Болеслав I Храбрый) жаловали рыцарское звание за какие-нибудь заслуги или услуги людям неблагородного происхождения, даже рабам. Благородное сословие носило также название «владык», Старшины рыцарских родов, бывшие князья племён, утративших свою политическую самостоятельность, и потомки этих князей составляли в этом сословии аристократический элемент, который с течением времени развился и разросся в особый класс богатой землевладельческой знати, так называемого «можновладства». Пекосинский утверждает, что польское рыцарство до конца XI столетия находилось на иждивении государей и своих земель не имело,
    • XII век - при князе Болеславе Кривоустом польское рыцарство было наделено поземельными владениями и тогда только обратилось в землевладельческое сословие.
    • - приглашение тевтонских рыцарей для борьбы с прусскими язычниками.
    • - литовские и украинские бояре вливаются в состав шляхты.
    • - введение местного самоуправления. Король обязан согласовывать свои указы с волей местной шляхты.
    • - шляхта впервые выбирает короля.
    • - заработал сейм , собираемый раз в два года из 54 послов шляхетских общин.
    • - установление шляхетской республики («золотая вольность»).
    • - участие польской шляхты в русской Смуте .
    • - Клушинская битва и взятие Москвы .
    • - исчезновение польского государства.
    • - - Варшавское княжество в союзе с Наполеоном .
    • - антирусское восстание.
    • - антирусское восстание.
    • - - Вторая польская республика. Конец шляхтской мечты о Великой Польше от моря до моря.

    Шляхта и рыцарство

    Обычно под шляхтой подразумевается польское рыцарство, однако между ними существовало различие, возникшее в XIV веке :

    1. Шляхта обладала иммунитетом: обладал собственностью, освобождался от некоторых повинностей, имел судебную власть над крестьянами. По кошицкому привилею шляхта освободилась от всех государственных повинностей, за исключением платежа поземельной подати в размере 2 грошей с лена , получила исключительное право занимать должности воевод, кастелянов, судей, подкомориев и др. Рыцарство могло быть рядовым (miles medius, scartabellus); кроме того, встречались рыцари, происходившие из крестьян и солтысов (miles e sculteto vel cmetone). Вира за убийство шляхтича определена была в 60 гривен, за рыцаря рядового 30 гривен и рыцаря последней категории - 15 гривен.
    2. Шляхта обладала гербами .
    3. Шляхта являлась выразителем национального сознания поляков.
    4. Шляхта была проникнута сильно корпоративным духом, чувствами сословной солидарности и энергично отстаивала свои сословные интересы, которые часто находились в противоречии с интересами других сословий.

    Украинская шляхта

    Украинцы очень часто братались с поляками, что приводило к полонизации магнатских родов. При этом мелкая шляхта, которая доминировала во всей Речи Посполитой , всегда была достаточно близка к мужикам.

    Русинские дворяне зачастую притеснялись по религиозному признаку, результатом чего стало постепенно оформившееся культурное, а затем и боевое противостояние с католической (польской) знатью. Значительная часть украинской шляхты вступила в ряды Войска Запорожского: часть пошла в реестровое казачество, а другая - на Сечь. В разное время предводителями сечевого казачества были шляхтичи Богдан Зиновий Хмельницкий , Криштоф Косинский , Недашковские, Дмитро Байда Вишневецкий, Юрась Хмельниченко, Тимуш Хмельницкий, Иван Выговский , Петро Конашевич Сагайдачный, Иван Мазепа . Менее известные шляхтичи из русинской знати, но играющие определённую роль в истории Запорожской Сечи были например Коробки, Лободы и Волевачи . Такую шляхту нередко называли "показаченой", позднее же её стали именовать "казацкой старшиной", чтобы отличать её от рядового казачества которое сливалось с начальством.

    Следует заметить, что украинское дворянство не играло значительной роли в народном сознании украинцев, однако же казацкое начальство, которое в большинстве было шляхетского рода, являлось проводной сердцевиной национальной элиты.

    Шляхетское самоуправление

    Формой организации шляхты сеймик, собрание всей Ш., принадлежавшей к одной и той же местной общине (communitas), как к одному общественному целому. Нешавское законодательство, поставило Ш. на одинаковый уровень с можновладцами: чтобы издать новый закон, установить новый налог или созвать земское ополчение, король обязан был за разрешением обращаться к шляхетским сеймикам. Вместе с тем Ш. приобрела ещё раньше важные привилегии, гарантировавшие имущественную и личную неприкосновенность шляхтича (см. Цереквицкий привилей). Этот политический рост сословия находился в зависимости от экономических причин. Польша была страной земледельческой, следовательно, Ш., как сословие землевладельческое, являлась важным фактором в государственной жизни страны.

    Шляхта и крестьянство

    В XIV и XV вв. приобретением Червонной Руси и присоединением, хотя бы частичным и временным, Подолии и Волыни, открылись обширные пространства для польской колонизации, так как эти земли были мало населены. Тут образовались громадные латифундии польских магнатов, которые, чувствуя недостаток в рабочих руках, старались привлекать в свои имения крестьян разными льготами. Эмиграция крестьянского населения из Польши вредно отзывалась на хозяйстве шляхетского сословия. В интересах его было задержать крестьян на месте. Кроме того, общее экономическое развитие Европы к концу средних веков расширило рынки для сбыта земледельческих продуктов Польши, что побуждало польского помещика усиливать эксплуатацию земли, но этого можно было достичь, конечно, только путём изменений в ведении хозяйства и путём усиления эксплуатации крестьянского труда. Имея политическую силу в своих руках, Ш. ограничила сначала самоуправление крестьянских общин, подчинив их своему контролю, чего она добилась

    приобретением должности солтыса, стоявшего во главе крестьянской общины. Вартский статут 1423 г. заключает в себе постановление, на основании которого помещик мог лишить солтыса должности за ослушание и сам занять эту должность. Сильно стеснив крестьянское самоуправление, Ш. ограничила затем свободу крестьянских переселений, установила барщину и, наконец, обратила крестьянина в крепостное состояние. По Петроковскому статуту 1496 г., уйти из помещичьей деревни имел право только один крестьянин, только одного сына крестьянская семья была вправе отдавать в обучение; бежавшего крестьянина закон разрешал помещику преследовать, хватать и возвращать назад. Сеймы в Быдгоще (1520) и в Торуне (1521) установили барщину в размере одного дня в течение недели, а варшавская конфедерация 1573 г. вручила помещику власть даже над жизнью крепостных. Экономические интересы побуждали Ш. издавать также ограничительные законы и по отношению к городскому сословию. Упомянутый выше Петроковский статут запретил мещанам приобретать поземельные имения под тем предлогом, что мещане не принимают участия в военных походах и всяческими способами стараются уклониться от военной службы, а между тем именно на поземельной собственности тяготела воинская повинность. Мещанство попыталось было бороться с Ш., но неудачно. Во второй половине XVI столетия городское представительство было уже устранено от участия в законодательстве страны, хотя представители от некоторых городов и появлялись иногда на сеймах ещё в XVII в. Мало того, Ш. подчинила промышленность и торговлю власти воевод и старост, чем окончательно убила городское благосостояние. С начала XVI в. Ш. была уже всевластным хозяином в государстве и осталась таким хозяином до конца существования Речи Посполитой. Она законодательствовала, судила, избирала королей, оберегала государство от врагов, вела войны, заключала соглашения о мире и договоры и т. п. Не только политическая и социальная организация Польши была шляхетской, - шляхетское миросозерцание господствовало безраздельно и в умственной жизни страны. См. Чиншевая Ш., Польский сейм , Польша , Четырёхлетний сейм .

    Шляхетская культура

    Литература

    • M. Bobrzyński, "Geneza społeczeństwa polskiego na podstawie kroniki Galla i dyplomatów XII w.";
    • Fr. Piekosiński, "O powstaniu społeczeństwa polskiego w wiekach średnich i jego pierwotnym ustroju";
    • St. Smolka, "Uwagi o pierwotnym ustroju społecznym Polski Piastowskiej" (эти три сочинения помещены в "Rozprawy i sprawozd. wydz. histor. filozof. Akad. Um.", т. XIV);
    • A. Małecki, "Studja heraldynne" (Львов, 1890, 2 т.);
    • A. Balzer, "Rewizja teorji o pierwotnem osadnictwie w Polsce" ("Kwart. Hist.", 1898, т. XII);
    • Fr. Piekosiński, "Rycerstwo polskie wieków średnich" (т. I-III);
    • A. Prochaska, "Geneza i rozwój parlamentaryzmu za pierwszych Jagiellonów" ("Rozpr. Akad. Um. wydz. hist. filozof.", т. XXXVIII);
    • Fr. Piekosiński, "Wiece, sejmiki, sejmy i przywileje ziemskie w Polsce wieków średnich" (ib., т. XXXIX);
    • A. Pawiński, "Sejmiki ziemskie" (Варшава, 1895);
    • Wł. Smoleński, "Szlachta w świetle w łasnych opinji" ("Pisma historyczne", Краков 1901, т. I);
    • R. Hube, "Prawo polskie w w. XIII" (Варшава, 1874);
    • его же, "Sądy, ich praktyka i stosunki prawne w Polsce etc." (Варшава, 1886).

    Экзекуционное движение

    Экзекуционное движение

    Что бы понять, откуда в Польском королевстве возникло экзекуционное (в переводе с латинского означает – исполнение) движение и почему оно, в конце – концов, одержало победу над королевской властью, нам надо начать с более раннего периода польской истории.

    Еще в XIII и XIV столетиях польская шляхта с одной стороны не имела политического значения в государстве поскольку, подчиняясь воле прелатов и баронов, но вот с другой стороны, она уже объективно представляла собой реальную общественную силу, что обусловливало появления у нее ее стремление занять в государстве ведущее место.

    Как мы знаем из предыдущего материала (http://h.ua/story/347884/), польская шляхта хотя и была расчленена на 7-12 классов, но, тем не менее, была проникнута корпоративным духом, чувствами сословной солидарности и умела последовательно отстаивать свои интересы.

    В первую очередь как это может показаться странным в такой религиозной стране как Польша, шляхта усиленно боролась с духовенством.

    Ведь привилегии духовенства, а именно: взимание десятин, церковная юрисдикция, освобождение от военной службы и податей – все это становилось предметом вожделений шляхты.

    И на начальном этапе процесс перераспределения прав и обязанностей эти устремления шляхты носил справедливый и, следовательно, конструктивный характер.

    И если обратится к хронике борьбы шляхты за свои привилегии, то у нас получается вот такая картина.

    Первым успехом этой борьбы были Привилеи XIII в. (1229 и 1291) запрещают князьям увеличивать повинности, лежащие на шляхте, сверх существующей нормы.

    В первой половине XIV в. шляхтичи уже присутствуют на общегосударственных съездах прелатов и баронов в качестве простых зрителей или слушателей без права голоса.

    Во второй половине XIV в. король Людовик I Великий (Ludwik Wgierski, 1326-1382), даровав различные льготы государственным чинам Польши, добился от них признания одной из его дочерей наследницей польской короны.

    Так по Кошицкому привилею 1374 г. шляхта освобождалась от всех государственных повинностей, за исключением платежа поземельной подати, получала исключительное право занимать должности воевод, каштелянов, судей, подкоморих и др.

    В период 1382- 1384 гг., после смерти Людовика I, шляхта представляла у же силу, от которой зависела судьба Польского королевства.

    Следующим успехом шляхты, было, ограничила самоуправление крестьянских общин и подчинение их своему контролю, путем приобретением должности солтыса, стоявшего во главе крестьянской общины.

    Стеснив крестьянское самоуправление, шляхта ограничила затем свободу крестьянских переселений, установила барщину и, наконец, обратила крестьянина в крепостное состояние.

    При этом, до половины XV столетия шляхта еще продолжает находится в служебном положении по отношению к духовному и светскому вельможеству.

    Государством в это время управляет польская аристократия.

    Но эти отношения изменяются с принятием "Нешавского законодательства" (1454 г.), поставившего шляхту на один уровень с представителями знати – "можновладцами".

    Эти очередные "привилеи" польский король Казимир IV, 1427-1492 предоставил шляхте за поддержку в его борьбе с магнатами.

    Так же, шляхта установила ряд ограничительных мер и по отношению к городскому сословию.

    По "Петроковскому статуту" 1496 г. мещанам запрещалось приобретать поземельные имения под тем предлогом, что они не принимают участия в военных походах и стараются уклониться от военной службы.

    По данному же статуту, уйти из помещичьей деревни имел право только один крестьянин.

    И только одного сына, крестьянская семья была вправе отдавать в обучение. Бежавшего крестьянина закон разрешал помещику преследовать и возвращать назад.

    При этом шляхте удалось отстоять фундаментальный принцип "ничего нового" – "nihil novi" (1505).

    Запрет на введение каких-либо новшеств без согласия представителей шляхты был закреплен в 1506 г. в своде законов, составленном по инициативе коронного канцлера Яна Лаского.

    С начала XVI в. шляхта, превратившись в "шляхетскую нацию", полноправным хозяином в государстве и осталась таким хозяином до конца существования Речи Посполитой, то есть республики – res publica.

    В 30-е годы XVI в. под лозунгом "исполнения" (executio) прежних прав и возвращения королевских владений и непосредственно под влиянием событий вызванных в Европе РЕФОРМАЦИЕЙ, в Польше формируется политическое движение шляхты, получившее название "экзекуционного движения".

    И для этого был выбран следующий путь. Шляхта не протестовала при принятии на сеймах сеймовых инструкций или сеймовых конституций.

    Но принятые документы подлежали подписи высшими руководилелями страны и уже после этого, выборные представители шляхты, очень строго следили за тем, чтобы ни король, ни сенаторы не вносили в принятые документы собственных уточнений.

    Такая тактика приучила шляхту к локальной солидарности, необходимой для борьбы с королем и сенаторами.

    Политически активная часть шляхетского сословия стремилась добиться влияния на монарха, давая ему, таким образом, шанс укрепить собственную власть.

    Сила шляхты заключалась в том, что именно ей принадлежало право определять уровень налогов, и король был не в состоянии получить необходимые ему средства другим путем, кроме как через налоговый сбор.

    Эта экономическая зависимость короля, а значит государства, от шляхты была инструментом политических торгов.

    Такое положение дел в Польше сформировало там, в сравнении с соседними странами, исключительный в тогдашней Европе, климат свободы веры и невиданной веротерпимости.

    Ибо польская шляхта, требуя выполнения принятых законов, защищала перед королем и сенаторами-епископами так же и всех протестантов поселившихся в Польше и делалось это во имя шляхетской солидарности, а не из меркантильных интересов.

    Волна или периодические волны, движения екзекуционистов в Польше,все время росли и вскоре ими перед королем был поставлен вопрос о лишении епископов судебной власти!

    Король Зигмунд I Август в ответ перестал созывать сеймы!

    И не созывал их 3 года!

    Но эту шляхту не остановило. В конце концов, экзекуционисты в своих политических амбициях добрались и до власти короля!

    Начала борьбу за введение права на выборы короля!

    Так в силу сложившихся обстоятельств в 1538 г. польский король Сигизмунд Старый 1467-1548) был вынужден пообещать шляхте, что после смерти его сына короли будут выбираться, а он сам впредь не будет принимать никаких решений без согласия сейма!

    А га Петрковском сейме 1562-1563 гг. были утверждены требования экзекуционистов и, в первую очередь, требование произвести ревизию полученных магнатами прав на владение королевскими землями, что должно было ослабить позиции знати; приняли также решение, что четвертая часть доходов с этих земель станет выделяться на содержание постоянной армии.

    В результате чего в Польше, в отличии от других европейских стран не говоря уж о Московии, утвердился своеобразный политический строй, получивший название "шляхетской демократии".

    Непосредственной же причиной капитуляции польского короля Зигмунда Августа перед шляхтой, как я уже выше отмечал, было появление в геополитическом европейском пространстве так называемой "московской угрозы".

    Ведь в 1552 г. московский царь Иван IV Грозный завоевал Казанское ханство, а в 1556 г. и Астраханское.

    То есть территории, которые исконно, как говорится, принадлежали татаро-монгольскому государству Золотая Орда.

    А ведь правители Золотой Орды более чем 200 лет до этого были сюзеренами (господами) Московии (Московского княжества).

    К тому же в 1547 г. в Москве состоялось венчание Ивана IV Грозного на царство, после чего Московия безосновательно стала претендовать на "наследство византийской империи" и звание "защитника православной веры"!

    Хотя это был только театральный антураж, а в действительности, образцом царской власти для всех без исключения московских правителей от Ивана Грозного и до Владимира Путина, был и остается "царь царей" то есть золотоордынский хан Чингисхан, которому князья Александр Невский и Иван Калита, служили как верные собиратели дани, в смысле сборщиков налогов для Золотой Орды.

    И вот в связи с падением Казанского и Астраханского ханств и проявления, новых геополитический устремлений, московских правителей с 1558 года началось продвижение Московии сначала в Прибалтику.

    При этом Иван Грозный захватил на первоначальном этапе войны города Нарву и Дерпт (Тарту).

    Эти "завоевания" Московии в свою очередь вынудили магистра Ливонского ордена меченосцев Готгарда Кетлера передать Орден под протекторат польского короля Зигмунда Августа.

    По соглашению 1561 г. Орден был секуляризирован и в статусе ГЕРЦОГСТВА он превратился в ленное владение, польской королевской династии Ягелонов.

    Причем тут так же надо отметить, что борьбу за Ливонию в Московии оправдывали как "возвращение отчин", поскольку уже московский князь Иван III дед Ивана IV Грозного опираясь на ничем не подтвержденный тезис о наследственной принадлежности древних Киевских и других русских земель московской династии, требовал возвращения Белоруссии и Украины. (Украины в территории, охватывающий земли от Киева до Львова).

    А весной 1563 г. Иван IV Грозный перешел от угроз к делам. Его войска захватили город Полоцк.

    И тут же по всей Польше и Литве разнеслась весть о том, как московиты "осуществляют "очищение святой Руси".

    Там, в ходе установления своего влияние в Полоцке и его окрестностях Иван IV Грозный приказал утопить всех полоцких евреев, которые отказались принимать православное крещение. Подробнее об этом событии рассказано вот тут: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%81%D0%B0%D0%B4%D0%B0_%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%86%D0%BA%D0%B0_%281563%29, а я только приведу другие данные касающиеся не только иудеев.

    "В некоторых источниках также сообщается о гибели полоцких бернардинцев и доминиканцев от рук татар из московской армии, такой возможности исключить нельзя (см. Святые Адам, Доминики Пётр Полоцкие).

    К 500-700 полякам из гарнизона и немецким наемникам Иван IV отнесся милостиво, некоторые наёмники перешли на московскую службу.

    Ротмистры получили в дар собольи шубы, покрытые парчой. Ротмистр Верхлинский позже был обвинен в получении подарков от неприятеля, но был оправдан судом.

    Такое отношение Ивана IV к полякам объясняется его нежеланием вступления в войну Польши, он планировал вести военные действия только против Великого княжества Литовского.

    Полоцкие бояре, купечество, большинство горожан, а также жители окрестностей Полоцка были лишены имущества и угнаны в плен, по разным оценкам число пленных составило от 15 000 до 60 000 человек.

    Какая-то часть пленных (доподлинно можно судить о 2 человеках) позже была продана (в случае с католиками и протестантами – легально, а с православными – нелегально, так как "крещёные души" продавать запрещалось) в рабство, например в Персию (см. Ази Хосров) . С. С. Довойна с женой, Я. Я. Глебович и епископ Арсений тоже были пленены.

    Практически сразу после взятия города 15 000 татар были направлены для действий по дороге на Вильну. 21 февраля в лагерь царя прибыл посол Великого княжества Литовского для ведения переговоров о перемирии, которое в те же дни было заключено. 27 февраля, оставив в Полоцке гарнизон и отдав распоряжения об укреплении города, Иван IV с основными силами вышел к Москве.

    Часть пленных полоцких бояр была обменена на московских пленных или выкуплена Великим княжеством Литовским в 1566 г. С. С. Довойна был обменян на московского пленника в 1567 г., позднее он безуспешно пытался перевезти на родину прах своей жены, умершей в плену.

    Я. Я. Глебович был освобожден в обмен на обещание склонить на сторону Московского государства магнатов Великого княжества Литовского, за что был обвинен в предательстве, но оправдан великим князем.

    Епископ Арсений отправлен в Спасо-Каменный монастырь у Кубены, вместе с ним в заключении были и некоторые полоцкие бояре.

    Взятие и разорение города и его окрестностей было не только концом величия Полоцка, после которого он больше никогда не возродился, и не только крупнейшим событием и первого периода, и всей Ливонской войны.

    События полоцкой осады вызвали международный резонанс: в Аугсбурге, Любеке, Нюрнберге, Праге и других городах Европы вышло более десятка информационных листовок, посвященных событиям в Полоцке.

    В Священной Римской империи с тревогой наблюдали за успехами Московского государства. Противники империи надеялись на расширение сотрудничества с Московским государством – король Дании Фредерик II поздравил Ивана IV с взятием Полоцка.

    В Великом княжестве Литовском и Польском королевстве были потрясены полоцкой катастрофой.

    А Иван Грозный, закрепившись в Нарве и наладив дипломатические отношения с Англией и даже сватался к родственнице королевы Марии Гастингс родственнице английской королеве, опираюсь на Каспийское море, Иван Грозный намеревался двинуть свои войска далее на Запад.

    И только после этого, когда король Зигмунд Август и его шляхта осознали всю опасность Московии, они заключили между собой мирное соглашение и стали готовится к отражению грозы с Востока.

    И вот тут, я думаю, (хотя и немного забегаю наперед) читателю будет интересна информациям о том, как сложилась дальнейшая судьба польской шляхты в составе Российской империи.

    И как представители шляхетских родов вписались в эту империю, сыграв в ее окончательном крахе в ноябре 1917 года далеко не последние роли.

    Для этого я тут привожу отрывок из книги С.Н.Бухарина и Н.М.Ракитянского "Политико-психологический анализ феномена лимитрофизации Польши".

    1.2. Разборы шляхты

    Государственная система Речи Посполитой, опиравшаяся на "принципы демократии", вступила в период неустойчивости и стала распадаться. При этом распад не был результатом внешних воздействий. Польшу разрушили внутренние механизмы так называемой шляхетской демократии. С развалом государства начались проблемы и у шляхты.

    После первого раздела Речи Посполитой в 1772 г. власти России столкнулись с проблемой наличия многочисленной прослойки привилегированного сословия на присоединенных землях. Общее количество шляхты составляло 7-8% всего населения Польши, ее имущественный и социальный статус был разнообразен и не вписывался в существующий статус дворянина Российской империи.

    Сразу после первого раздела российские власти начали проводить мероприятия по исключению малоимущей шляхты из привилегированного сословия. Разбор шляхты осуществлялся на территориях Южной Лифляндии с Динабургом, восточной Белоруссии с Полоцком, Витебском и Могилевым и восточной части Черной Руси (правобережье Западной Двины и левобережье Березины).

    В частности, в правах русского потомственного дворянства признавались:

    чины государственные: воеводы, староста Самонитский, каштеляны высшего и низшего разрядов, обер-гофмаршал, надворный маршал, великий гетман, польный гетман, обер-канцлер, подканцлер, великий подскарбий, надворный подскарбий, коронный секретарь, рефендарий (помощник канцлера) и т. д.;

    чины придворные: великий подкоморник (обер-камергер), великий конюший (обер-шталмейстер), подконюший, ловчий, кухмистер, стольник, подчаший, крайчий, подстолий, чешник и шамбелян (камергер);

    земские чины: подкомории (10), старосты, подвоеводы, судебные и подстаросты, старосты городские, писари городские, поветовые маршалы (11), хорунжие (12), земские судьи, подсудки (13), писари, регенты, стольники, подстольничьи, чешничии, под-чашии, ловчие, меченосцы или мечники, конюшие, крайчие, скарбники, обозные, стражники, мостовничие, будовничие, подсполничии, лесничие, струкчашие и пр.

    Занятие одной из этих должностей кем-либо из предков давало права русского потомственного дворянства.

    Документальными доказательствами дворянского статуса служили: акты определения в эти звания и должности.

    Если же подобный акт отсутствовал, то требовались другие бумаги, из которых было бы видно, что данное лицо действительно занимало должность, которая была сопряжена с принадлежностью к дворянскому сословию. Кроме того, доказательством дворянского происхождения считалось удостоверение о том, что предок соискателя дворянства до 1795 г. занимал должность или состоял в чине или звании, удостоверенном королевскою грамотой.

    При этом должно быть соблюдено условие, что это звание или чин давали ему первенство перед бесчиновной шляхтой на сеймиках (14) или место между сановниками и дигнитариями (15) королевства, а также патенты на чины военные, подписанные королем, а до конституции 1776 г. и гетманами, в которых лицо, получающее чин, названо "урожденным" (16).

    Так, например, в Высочайше утвержденном докладе белорусского генерал-губернатора от 13 сентября 1772 г. шляхте указывалось подать губернским властям документы с подтверждением своего дворянского происхождения. В специальном указе разъяснялось, что через земские суды в губернские канцелярии должны подаваться списки всех членов дворянских семей с подробным описанием происхождения рода, гербами, со всеми упоминаниями и документами.

    В указе подчеркивалось, что впредь без царского соизволения никто не мог называть себя шляхтой и пользоваться шляхетскими правами.

    После указа от 14 июня 1773 г. шляхта должна была доказывать свое происхождение в Верховных провинциальных земских судах.

    Во время ревизии 1772-1774 гг. часть чиншевой и служилой шляхты была записана в крестьянское сословие.

    Самые "нижние" слои шляхетского сословия – "земляне" и "панцирные бояре" – были записаны крестьянами поголовно. При этом их обложили подушным налогом и рекрутской повинностью.

    После Жалованной грамоты дворянству 1785 г. оформились "корпоративные" права дворянства Российской империи. Все дворянские роды должны были быть внесены в Родословные книги, для чего требовалось представить необходимые доказательства своего "благородного происхождения".

    Второй раздел Польши состоялся в 1793 г. В результате Россия получила Западную Белоруссию с Минском, центральную часть Черной Руси, Восточное Полесье с Пинском, Правобережную Украину с Житомиром, Восточную Волынь и большую часть Подолии с Каменцом и Брацлавом. Мероприятия по упорядочению шляхты, естественно, распространились и на эти территории.

    Лишение привилегий значительной части шляхты не могло остаться без последствий.

    Разбор шляхты представлял собой длительный процесс. Сначала выходили указы и другие правовые акты. Потом следовали организационные мероприятия, анализ собранных документов, после чего часть шляхты лишалась привилегий. Это не могло не вызвать недовольства. Те, кто лишился ряда привилегий и вынужден был платить налоги, отдавать в рекруты сыновей и перестал называться "рыцарями", взбунтовались.

    На формирование критической массы недовольных шляхтичей ушло около двадцати лет. Именно лишенные привилегий шляхтичи являлись социальной базой восстания Т. Костюшко (Andrzej Tadeusz Bonawentura Kosciuszko, 1746-1817).

    Известно, что основу войска мятежного диктатора составляла конная бригада генерала А.Ю. Мадалинского (1739-1805), которая отказалась выполнять решение Гродненского сейма о ее ликвидации.

    То есть в основе бунта профессиональных военных лежал не патриотический, а меркантильный фактор. Среди восставших, конечно, были патриоты, мечтающие о Великой Польше, но большинство боролось за восстановление привилегий.

    После подавления восстания Т. Костюшко в 1794 г. между Австрией, Пруссией и Россией была достигнута договоренность о третьем разделе Речи Посполитой. Договор, утверждающий новые границы, был подписан 26 января 1797 г. в Петербурге. Территория, перешедшая под власть Российской империи, разделялась на губернии (Курляндскую, Виленскую и Гродненскую).

    Здесь сохранялась прежняя правовая система (Литовский статут), выборность судей и маршалков (17) на сеймиках, а также крепостное право.

    Сословия однодворцев и граждан Западной губернии были упразднены после указа от 19 февраля 1868 г. Однодворцев приравняли к крестьянам.

    Гражданам давался год для того, чтобы они сделали выбор между крестьянским и мещанским сословием.

    Остальным необходимо было за три года представить документы, подтверждающие право владения землей с крестьянами либо принадлежность к шляхетскому сословию во времена Речи Посполитой. Подавляющее большинство мелкой шляхты таких документов предоставить не смогло. При этом в сословие однодворцев и граждан было переведено около 200 тысяч человек (18).

    Из польских родов с тех пор пользуются княжескими титулами: Чарторыйские, Гедройцы, Яблоновские, Любомирские, Радзивиллы, Сангушко, Сапеги, Сулковские, Огинские, Корибут-Воронецкие.

    Графский титул носят 120 родов, из них в России в графском достоинстве признаны 56, то есть более половины не были признаны. Приведем перечень тех, кто сохранил графский титул:

    Александровичи, Бобровские, Борх, Браницкие, Бржостовские, Белинские, Валевские, Велепольские, Водзицкие, Волловичи, Вельгорские, Гауке, Грабовские, Грохольские, Гуровские, Гуттен-Чапские, Езерские, Замойские, Збоинские, Илинские, Квилецкие, Кицинские, Комаровские, Корвин-Коссаковские, Красинские, Красицкие, Круковецкие, Ледоховские, Лоси, Лубенские, Любенецкие, Малаховские, Микорские, Миончинские, Мнишки, Мостовские, Мощенские, Ожаровские, Оссолинские, Островские, Остророги, Полетыло, Потоцкие, Потулицкие, Пржездецкие, Ржевуские, Скарбеки, Стадницкие, Старженские, Суходольские, Тарновские, Сераковские, Тышкевичи и Холоневские.

    От Римских пап графский титул получили 17 родов, но русским правительством они не были признаны.

    Баронских рода – 32, из них в России признаны только шесть: Вышинские, Горохи, Косинские, Растовецкие фон-Симолины и Шодуар" (19).

    Советский политический и государственный деятель А.Я. Вышинский (1883-1954) принадлежал к польскому баронскому роду. Отец Андрея Януариевича – выходец из старинного польского шляхетского рода. Януарий Феликсович Вышинский был провизором, родственником кардинала Стефана Вышинского; мать – учительницей музыки.

    Таким образом, после каждого территориального приобретения Россия устраивала длительную процедуру шляхетских разборов, в результате которых значительная часть шляхтичей теряла свои льготы, что вызывало бунты и так называемые польские восстания."

    "С начала XVI в. Шляхта была уже всевластным хозяином в государстве и осталась таким хозяином до конца существования Речи Посполитой.

    Она законодательствовала, судила, избирала королей, оберегала государство от врагов, вела войны, заключала соглашения о мире и договоры и т. п.

    Не только политическая и социальная организация Польши была шляхетской, – шляхетское миросозерцание господствовало безраздельно и в умственной жизни страны".

    Ну, а о том, как полякам удалось на 200 лет отстрочить свое завоевание, Московией мы обсудим в следующей части.

    В Российской империи лица иудейского вероисповедания имели возможность получения российского дворянства несколькими способами:.

    Пожалованием императора (в том числе, и титулованного - обычно баронами); выслугой соответствующих чинов; получением российского ордена; подтверждением права пользования иностранным дворянством или дворянским титулом.

    <...> Евреев в исторической (доимперской) России не знали, поскольку еще в 1113 году совместным решением русских князей жизнь и имущество евреев лишилось всякой охраны, и они были вынуждены вплоть до XVIII покинуть нашу землю.

    Но память о них осталась. Ни Петр Первый, ни Анна Иоанновна, ни Елизавета Петровна, радея об интересах нации как они их понимали, не позволяли евреям селиться и даже вести дела в России, несмотря на все усилия еврейской предприимчивости.

    Что же касается новых территорий на Западе, приобретенных Петром, там евреев, напротив, знали, и достаточно хорошо, а потому тоже принимали от них защитные меры.

    Как указывает осведомленный В.С. Мандель, «в то время, и еще много позже, до сороковых годов XIX столетия, рижско - немецкое бюргерство, имевшее европейский облик, вело борьбу за недопущение поселения евреев в Риге и за разрешение приезжающим на время в Ригу евреям проживать “только в одном заезжем доме” на московском форштадте».

    В век Екатерины Второй эта благоразумная охранительная традиция оказалась, однако, нарушена по причине территориальных приобретений российской короны.

    Это произошло не сразу. Екатерина не была осведомлена в еврейском вопросе и не имела по нему эксперта возле трона. Когда вскоре после переворота 1762 года ее пытались склонить к дозволению евреям въезжать в Россию, она сказала, что «начать царствование указом о свободном въезде евреев было бы плохим средством успокоить умы; признать въезд вредным - невозможно.

    Тогда сенатор князь Одоевский предложил взглянуть, что написала императрица Елизавета на полях такого же доклада. Екатерина потребовала доклад и прочла: "от врагов Христовых не желаю корыстной прибыли". Обратясь к генерал - прокурору, она сказала: "Я желаю, чтоб это дело было отложено"».

    Хрестоматийная фраза Елизаветы, стойко высказанная в ответ на очередную порцию увещеваний (на первый план, как обычно, выдвигалась коммерческая «польза» от еврейской активности), увы, недолго служила маяком для Екатерины. Завоевание Новороссии и Польши положили конец ее колебаниям.

    «Екатерина II вскоре после восшествия на престол решила вызвать в Россию колонистов, в особенности для южных губерний, с целью оживления торговли, промышленности и земледелия. Для этого именным указом от 22 июня 1763 года была создана “Канцелярия Опекунства иностранных”, во главе которой императрица поставила наиболее близкого ей человека Григория Орлова. И вот, наперекор всем существовавшим в ее время предрассудкам, она решила включить в число этих “иностранных” также евреев. Однако, открыто это высказать она опасалась...

    Вследствие этого, только гораздо позже, в ноябре 1769 года, в указе киевскому генерал - Воейкову впервые было официально разрешено евреям поселиться во вновь созданной Новороссийской губернии. До того же это намерение императрицы пустить в Россию евреев выразилось, так сказать, в заговоре ее с приближенными лицами, отразившемся в переписке с рижским генерал - губернатором Брауном, в коей всему делу и был придан конспиративный характер.

    В письме, доставленном Брауну секунд - майором Ртищевым, значилось: когда от канцелярии опекунства будут рекомендованы некоторые иностранные купцы Новороссийской губернии, то им разрешить проживание в Риге для производства торговли на таких же основаниях, как это дозволено законом купцам других русских губерний в Риге.

    Ежели, далее, эти купцы отправят для поселения в Новороссию своих приказчиков, уполномоченных и рабочих, то выдавать им для безопасного пути, “независимо от их вероисповедания”, надлежащие паспорта и давать им провожатых. Ежели, наконец, из Митавы прибудут три или четыре человека, которые пожелают отправиться в Петербург из за требований к казне, то выдать им паспорта, “без указания их национальности и не наводя справок об их вероисповедании”, а обозначить в паспортах только их имена. Для удостоверения своей личности эти люди предъявят письмо находящегося в Петербурге купца Левина Вульфа.

    Таким - то таинственным образом начато было водворение евреев в России. В письме тщательно избегается даже слово “еврей”. Однако, Браун, очевидно, понял желание Екатерины, или же ему объяснил его на словах Ртищев. Последний был немедленно командирован в Митаву к русскому посланнику при герцогском дворе фон Симолину с секретным поручением и 7 - го мая 1764 года вернулся от Симолина с семью евреями».

    Еврейский припек к польскому пирогу

    Радикально ситуация изменилась после первого и второго раздела Польши и присоединения к России древних земель Киевской Руси, долгое время находившихся под властью Литвы и Речи Посполитой, изрядно ополяченных и окатоличенных и насквозь инфильтрованных евреями.

    После разделов Польши 1772, 1793 и 1795 годов в российском подданстве оказалось свыше 800 тыс. евреев. Проживая массово в Польше с 1098 года (если верить чешским летописям Козьмы Пражского), евреи сумели добиться для себя множества льгот и привилегий. Одно время они даже чеканили свою монету, а в конце концов добились права приобретать недвижимое имущество наравне с польским дворянством.

    На землях, перешедших к России, власть евреев установилась издавна; она держалась, главным образом, на откупах, аренде, ростовщичестве и корчмарстве .

    Не так страшен был для батрака или крепостного крестьянина пан, как еврей - арендатор, откупщик, ростовщик.

    Об этом пространную записку царю и высшим сановникам («Мнение об отвращении в Белоруссии недостатка хлебного обузданием корыстных промыслов евреев, об их преобразовании и прочем») написал еще Гавриил Державин, инспектировавший присоединенные земли.

    Он обвинил евреев в том, что евреи «доводят поселян до нищеты, а особливо при возвращении от них взаймы взятого хлеба… уже конечно должны отдать вдвое: кто же из них того не исполнит, бывают наказаны…отняты все способы у поселян быть зажиточными и сытыми ».

    Современный историк еврейства Исраэль Шахак описывает ситуацию еще более бескомпромиссно: «До 1939 года население многих польских городов к востоку от Буга было как минимум на 90% еврейским, и это было еще более верно в областях, отошедших к царской России при разделе Польши.

    Вне городов очень многие евреи по всей Польше, и особенно на востоке, служили прямыми надсмотрщиками и угнетателями крепостного крестьянства. Они управляли целыми уделами (имея всю полноту помещичьей власти) или арендовали отдельные монополии феодалов, как мельница, винокуренный завод, кабак (с правом вооруженных обысков крестьянских домов в поисках самогонщиков), или пекарня.

    Они собирали феодальные платежи всех видов. Короче говоря, под властью магнатов и феодалов - церковников, также происходивших от знати, евреи были одновременно непосредственными эксплуататорами крестьян и практически единственными горожанами».

    В специальной литературе можно найти такую оценку: накануне первого раздела Польши, свыше трети польских евреев были так или иначе связаны с арендаторской деятельностью. Больше того. Поскольку на исконно русских западных землях господствующий слой - поляки - исповедовали католичество, они, преследуя свои выгоды, передавали евреям право взимать с подневольного православного населения (малороссов, белорусов) даже сборы за церковные обряды - крестины, свадьбы, похороны и т.д. В связи с чем в местном фольклоре появился выразительный образ еврея - арендатора, держащего в руке ключи от церкви.

    Особое положение евреев в Польше влекло за собой весьма важные последствия. Как писал изучавший этот вопрос Михаил Меньшиков: «Евреи были только арендаторами, но раз им было дано право на землю и на людей, приписанных к земле, они были настоящим дворянством Польши. В то время как доступ в дворянство был закрыт для христианских подданных, еврею стоило креститься, чтобы приобрести шляхетские права.

    Целых два тома занимает одно перечисление польских родов, пошедших от еврейских выкрестов.

    И так как одновременно польская шляхта женилась на богатых жидовках, то в течение пятисот лет евреи успели в значительной степени испортить самую расу польского дворянства. Приглядитесь к простому народу польскому и к шляхте - до сих пор это две расы , заметно отличные ».

    Этот вывод разделяет и Исраэль Шахак, утверждая, что польские дворяне 18 - го века непрерывно вступали в брак с крещеными евреями. Обильный подмес еврейской крови к польской дворянской, подобно тому, как это происходило в Испании и Португалии под властью мавров, - есть давно установленный наукой факт.

    Итак, следует отметить и подчеркнуть, что положение евреев на присоединенных к России в ходе раздела Польши землях, их фактическое влияние и власть над местным населением - не есть результат российских порядков, установленных властью. Нет, перед нами лишь унаследованный русскими завоевателями порядок вещей, установившийся под крылом польского Белого Орла.

    Для Польши же вхождение евреев в состав правящего класса, породнение с польским дворянством и обретение дворянского статуса давно не было ни новостью, ни редкостью к моменту ее первого раздела.

    Присоединяя к России новые земли, Екатерина Вторая не принимала в соображение подобных обстоятельств. Неудивительно, что на новых российских территориях сохранялись старые порядки. В России первым законодательным актом, регламентировавшим еврейское землевладение, стало лишь «Положение о евреях» 1804 года, официально дозволившее евреям покупку, владение и передачу в наследство земли. Без крепостных, естественно.

    Но вот что касается владения крепостными в России, тут закон высказывался вполне жестко и определенно. Именным указом императрицы от 22 февраля 1784 года был наложен однозначный запрет: «Никто в империи, не будучи в христианском законе, пользоваться не может правом покупать, приобретать и иметь крепостных ». Данное положение невозможно толковать двояко.

    Известно, что евреи в России постоянно пытались торпедировать это законоположение. Они не только предпринимали усилия по легализации и укреплению еврейского землевладения, но и предлагали предоставить евреям право владения крепостными.

    Подчеркну: богатые, влиятельные евреи на вновь присоединенных территориях пытались проэксплуатировать хоть кого - нибудь, даже своих же соплеменников на худой конец. Так, Минский кагал в 1804 году направил в межминистерский Еврейский комитет, учрежденный Александром I для подготовки нового законодательства о евреях, свои предложения по еврейскому землевладению. Кагал предложил «позволить достаточным из евреев купцам покупать земли» и заводить на них фабрики, на которых работали бы бедные евреи. Предполагалось, что когда они «привыкнут к работе» и «поправят свое состояние», то их можно будет там же перевести на земледельческую работу.

    В сущности, как отмечает исследователь, «фактически выделяется сословие своего рода “еврейских дворян”, тогда как статус низших слоев еврейского общества снижается еще больше - вплоть до возможного закрепощения ».

    Пытались евреи добиться и права на владение крепостными вообще, безотносительно к национальности. Так, в 1799 году купец второй гильдии Гецель Лейзарович из Белицы в прошениях в Сенат и на высочайшее имя добивался разрешения на покупку двухсот крестьян для работы на кожевенном заводе.

    Однако из всех подобных попыток ни у кого ничего не получалось, и тому же Лейзаровичу было отказано именно на основании вышеупомянутого указа 1784 года.

    Исключением стали лишь упомянутые Миллером (а за ним - Соловьями и Сергеевым) Нота Ноткин (он же Натан Шкловер) и Иошуа Цейтлин (он же Цетлис), а также еще несколько счастливцев, о которых речь ниже.

    «Потемкинские евреи»

    В чем тут было дело? Оба названных были евреями именно из Шклова, представителями самого еврейского из всех еврейских локусов на вновь приобретенных Россией землях польской короны. Это был в полном смысле слова национальный еврейский центр на белорусской земле, со своим традициями и порядками и со своими взаимоотношениями с польским королевским двором. Еще Георг Корб, секретарь австрийского посольства при дворе Петра I, в записке, относящейся к 1699 г., отмечал, что шкловские евреи составляли в «городе богатейшее и влиятельнейшее сословие».

    И Цейтлин, и Ноткин, богатые купцы, получили от польского короля чин надворного советника еще до раздела Польши. Затем польская власть поменялась на русскую, но чин у оных евреев, формально дававший российское дворянство и с ним право приобретать земли, остался.

    Как понимает читатель, для крестьян Могилевской губернии, присоединенной к России именно в царствие Екатерины, никаких перемен в положении не произошло. Традиционная власть и влияние евреев в этом специфическом регионе, отделенном от всей России чертой оседлости, учрежденной Екатериною, не изменилась. Она просто несколько поменяла формат.

    И Ноткин, и Цейтлин действительно владели здесь поместьями и крестьянами, преуспев в этом благодаря, во - первых, заблаговременно сделанной карьере, а во - вторых - особым отношениям со светлейшим князем Григорием Потемкиным - Таврическим. Подобные отношения, однако, распространялись вовсе не на всех знакомых Потемкину евреев: оба названных коммерсанта так и остались почти единственным исключением как среди российских дворян, так и среди новоприобретенных еврейских жителей России.

    В чем состояли эти отношения? И Ноткин, и Цейтлин были крупными подрядчиками, сильно разбогатевшими на поставках в армию, на закладке и строительстве Херсона и вообще обустройстве Новороссии. Все это относилось к прямому ведению Потемкина и способствовало росту его личного состояния, чем и объясняется его сверхестественная близость с имярек.

    Вот что пишет еврейский историк Б. Клейн в тексте с характерным названием «Потемкинские евреи»: «Ключевую роль при потемкинском дворе играла личность, отмеченная исследователями давно, но значение которой, по-видимому, еще предстоит полностью оценить. Иошуа Цейтлин, крупный купец и ученый гебраист, путешествовал с князем, управлял его имениями, строил города, заключал займы для снабжения армии, и даже управлял монетным двором в Крыму.

    По описаниям современников, он “расхаживал вместе с Потемкиным как его брат и друг”, с гордостью сохраняя традиционную одежду, набожность, и на глазах у окружающих вел беседы с раввинами. В талмудических дискуссиях иногда участвовал и лично Светлейший. При нем, правда, находились также поп и мулла. Такое зрелище было поразительным не только для России, но и для Европы, получавшей от осведомителей отчеты о происходившем вокруг одного из самых непредсказуемых властителей».

    В современной Польше её граждане уравнены в правах и сословных различий не имеют. Однако каждый поляк хорошо знает значение слова привилегированное сословие существовало в государстве почти тысячу лет, начиная с 11 века и по начало 20, когда в 1921 году были упразднены все привилегии.

    История возникновения

    Существуют две версии возникновения верховного дворянства Польши, шляхты.

    По первой, считающейся более правдоподобной и принятой официально, считается, что польская шляхта возникла эволюционно в результате социально-экономических преобразований.

    Разрозненные славянские племена, жившие на территории Восточной Европы, постепенно разрастались и объединялись в союзы. Самый крупный получил название ополе. Первоначально во главе ополя стоял совет старейшин, избиравшийся из представителей самых сильных и уважаемых родов. В дальнейшем управление отдельными территориями ополя было разделено между старейшинами и стало передаваться по наследству, а сами старейшины стали называться князьями.

    Постоянные войны и конфликты между князьями привели к необходимости создания воинских подразделений. Воины набирались из числа свободных людей, не привязанных к земле. Из этого-то класса и выросло новое привилегированное сословие - шляхта. В переводе с немецкого языка слово «шляхта» означает «сражение».

    А вот что представляет собой вторая версия возникновения сословия. Она принадлежит профессору Краковского университета, Францишеку Ксаверию Пекосинскому, жившему в 19 веке. По мнению учёного, польская шляхта не была рождена эволюционно в недрах польского народа. Он убеждён, что первые шляхтичи были потомками полабов, воинственных славянских племён, вторгшихся на территорию Польши в конце 8 - начале 9 века. В пользу его предположения говорит тот факт, что на родовых гербах самых древних шляхетских семей изображены славянские руны.

    Первые летописи

    Первое упоминание о польских рыцарях, ставших родоначальниками дворянского сословия, сохранилось в летописи Галла Анонима, умершего в 1145 году. Несмотря на то, что составленная им «Хроника и деяния князей и правителей польских» подчас грешит историческими неточностями и пробелами, она всё же стала главным источником сведений о формировании польского государства. Первое упоминание о шляхте связано с именами Мешко 1 и его сына, короля Болеслава 1 Храброго.

    В правление Болеслава было установлено присвоение статуса «владыки» каждому воину, оказавшему королю значительную услугу. Об этом есть запись, датируемая 1025 годом.

    Король польских рыцарей

    Болеслав 1 Храбрый жаловал почётное звание не только князьям, но и рабам, хотя первые вытребовали себе особый статус - «можновлады», чем гордились особо. Вплоть до конца 11 века владыки, они же - рыцари, они же - родоначальники шляхетского сословия, не имели своих земельных владений.

    В 12 веке, при Болеславе Кривоустом, рыцарское сословие из перекати-поле превратилось в землевладельцев.

    Европа середины прошлого столетия знает рыцарей как воинов церкви, несущих христианскую веру язычникам. Польские же рыцари начинались не как воины церкви, а как защитники князей и королей. Болеслав 1 Храбрый, учинивший это сословие, и был сначала князем Польши, а потом самопровозглашённым королём. Он правил почти 30 лет и остался в истории как очень умный, хитрый и смелый политик и воин. При нём Королевство Польское значительно расширилось за счёт присоединения чешских территорий. Болеслав ввёл в состав Польши часть Великой Моравии. Благодаря ему город Краков, столица Малой Польши, навсегда вошёл в Королевство Польское. Долгое время он был столицей государства. Это и по сей день - один из самых крупных городов страны, важнейший культурный, экономический и научный её центр.

    Пясты

    Династия Пястов, к которой принадлежал король Болеслав, правила страной четыре века. Именно при Пястах Польша пережила период наиболее бурного развития во всех областях. Основы современной культуры Польши были заложены именно тогда. Не последнюю роль в этом сыграла христианизация страны. Процветали ремёсла и сельское хозяйство, были установлены прочные торговые связи с приграничными государствами. Шляхетское сословие активно участвовало в процессах, способствующих развитию и возвеличиванию Польши.

    Разделение шляхты и рыцарства

    К польская шляхта представляла собой довольно многочисленное и очень влиятельное сословие. Теперь вступить в него просто так, за рыцарский подвиг, стало нельзя. Были приняты законы об индигенате, адопции и нобилитации. Шляхтичи отгораживались от прочих сословий, оказывая давление на короля. Они могли себе это позволить, так как за несколько столетий стали самыми крупными землевладельцами в государстве. А в правление короля Людовика Венгерского добились неслыханных доселе привилегий.

    Кошицкий привилей

    Людовик не имел сыновей, а его дочери не имели права на престол. Чтобы получить для них это право, он пообещал дворянам-шляхтичам отмену почти всех обязанностей по отношению к монарху. Так, в 1374 г. вышел знаменитый Кошицкий привилей. Теперь все важные государственные должности занимала польская шляхта.

    В соответствии с новым договором, дворянство существенно ограничивало власть королевской семьи и верховного духовенства. Шляхтичи освобождались ото всех налогов, за исключением земельного, но и он был мизерным - с одного поля в год взималось всего 2 гроша. При этом дворяне получали жалованье, если участвовали в боевых действиях. Они не были обязаны строить и ремонтировать замки, мосты, городские здания. Во время поездок королевской особы по территории Польши шляхтичи уже не сопровождали ее в качестве охраны и почётного эскорта, с них также была снята обязанность обеспечивать короля продовольствием и жильём.

    Речь Посполитая

    В 1569 году Королевство Польское объединилось с Великим Княжеством Литовским в единое государство, Речь Посполитую. Политический строй в новом государстве принято называть шляхетской демократией. На деле же никакой демократии не было. Во главе Речи Посполитой стоял избираемый пожизненно король. Его титул не передавался по наследству. Вместе с монархом управление страной осуществлял Сейм.

    Сейм состоял из двух палат - Сената и Посольской избы. Сейм состоял из высших государственных чиновников и верховного духовенства, а Посольская изба - их выборных представителей шляхетского сословия. По сути дела, история Речи Посполитой - это история того, как дворянство самовластно и неразумно управляло собственным государством.

    Власть шляхты над Польшей

    При слабой монархии польские шляхтичи добились огромного влияния на законодательные и исполнительные органы власти. Историками шляхетское самоуправление оценивается как предпосылка к анархии.

    Данное заключение построено на неограниченном влиянии шляхтичей на политические и экономические процессы в стране. Шляхта имела право вето, если король намеревался созвать ополчение, принять какой-либо закон или установить новый налог, последнее слово, быть этому или не быть, всегда стояло за шляхтой. И это при том, что само шляхетское сословие было защищено законом о личной и имущественной неприкосновенности.

    Взаимоотношения шляхты с крестьянами

    После присоединения в 14-15 вв. к Польше малозаселённой Червонной Руси польские крестьяне начали переселяться на новые территории. С развитием торговли сельхозпродукция, произведённая на этих землях, стала пользоваться за рубежом повышенным спросом.

    В 1423 году свободы общин крестьян-переселенцев ограничили очередным законом, введённым под давлением шляхетского сословия. По этому закону крестьяне были обращены в крепостных, обязывались исполнять панщину и не имели права покидать местность, на которой проживали.

    Взаимоотношения шляхты с мещанами

    История Речи Посполитой помнит и то, как шляхта третировала городское население. В 1496 году вышел закон, запрещающий мещанам покупать земельные участки. Причина выглядит надуманной, так как аргументом в пользу принятия данного постановления было лишь то, что горожане имеют тенденцию уклоняться от воинских обязанностей, а закреплённые за землёй крестьяне - потенциальные рекруты. И их городские хозяева-мещане будут препятствовать призыву своих подданных на военную службу.

    По этому же закону работа промышленных предприятий и торговых заведений контролировалась старостами и воеводами, назначаемыми из числа шляхтичей.

    Шляхетское мировоззрение

    Постепенно польская шляхта начала воспринимать себя высшим и лучшим из польских сословий. Несмотря на то, что в общей массе шляхтичи не были магнатами, а имели довольно скромные владения и не отличались высоким уровнем образования, они имели чрезвычайно высокую самооценку, ведь шляхтич - это прежде всего гонор. В Польше слово «гонор» до сих пор не имеет негативного подтекста.

    На чём же зиждилось столь необычное мировоззрение? В первую очередь на том, что каждый дворянин, избранный в Правительство, имел право вето. Тогдашняя шляхетская культура подразумевала даже пренебрежительное отношение к королю, которого избирала по своему усмотрению. Рокош (право непослушания королю) ставил монарха на одну ступень с подданными из шляхетского сословия. Шляхтич - это человек, одинаково презирающий все сословия, кроме своего, и уж если сам король для шляхтича - не авторитет и тем более не то что говорить про крестьян и мещан? Их шляхтичи именовали холопами.

    Чем же занимала своё время эта праздная часть населения Речи Посполитой? Любимыми занятиями шляхтичей были пиры, охота и танцы. Нравы польских дворян красочно описаны в исторических романах Генрика Сенкевича «Пан Володыевский», «Огнём и мечом» и «Потоп».

    Однако всё когда-то кончается. Закончилось и самовластие шляхты.

    Польша в составе Российской империи

    В конце 18 века часть территорий Речи Посполитой вошла в Вот тогда и начались так называемые разборы шляхты. Под этим термином понимается комплекс мероприятий, проведённых российским правительством. Они были направлены на ограничение безраздельной и нецелесообразной, в рамках государственного развития, власти польского дворянства. К слову сказать, в то время процент дворянского населения в Польше составлял 7-8%, а в Российской империи едва достигал 1,5%.

    Имущественный статус шляхтичей не дотягивал до принятого в России. По государеву Указу от 25 сентября 1800 года к дворянскому сословию можно было отнести тех жителей Привислинских губерний (так назывались польские земли в составе России), которые смогут в течение двух лет представить документальные доказательства своего статуса, датируемые шляхетскими 1795 года. Всех остальных распределят по иным сословиям - крестьянскому, мещанскому и вольнохлеборобскому. Во время шляхетского самоуправления в Речи Посполитой шляхетское сословие активно пополнялось новыми членами. К моменту присоединения к Российской империи среди шляхтичей были те, кто успел получить этот статус от Дворянского депутатского собрания, но не имел подтверждения из Герольдии Сената. Эта категория была исключена из списка рассматриваемых на причисление к дворянству.

    После польского восстания 1830-1831 годов Сенатом было принято Постановление об упорядочении поляков, относящих себя к шляхте, и о разделении их на три категории с последующим причислением к дворянскому сословию.

    С момента вступления в силу данного Постановления Дворянским собраниям запрещалось выдавать полякам свидетельства о дворянстве, если названный статус не был заверен в Герольдии.

    Поляки-шляхтичи, представившие документы на предоставление дворянства, были записаны гражданами или однодворцами. Все остальные записывались в государственные крестьяне.

    Шляхтичи, не утверждённые в не имели права покупать землю с крестьянами. В конечном итоге они пополнили мещанский класс и крестьянство.

    Конец шляхетского сословия

    Закончилась эпоха польской шляхты с обретением Польшей (в начале 20 века) независимости от Российской империи. В новой Конституции от 1921-1926 гг. ни разу не упоминаются слова "шляхта" или "дворянство". Отныне и навсегда в новопровозглашённой Польской Республике все её граждане были уравнены в правах и обязанностях.