Домой / Продавец квартиры / Российско-французские отношения. Установление дипломатических отношений между ссср и румынией

Российско-французские отношения. Установление дипломатических отношений между ссср и румынией

Установление дипломатических отношений между СССР и другими государствами Европы и Азии.

Первоначально Советская Россия находилась в дипломатической изоляции. Совет народных комиссаров во главе с В. Лениным вел борьбу за дипломатическое признание Советской России и других советских республик. Державы Антанты воздерживались от официального признания, надеясь на возникновение устойчивого и лояльного союзникам правительства. Были установлены неофициальные контакты с советским правительством со стороны США (через главу американской миссии Красного креста в России полковника Р. Робинса и др.), Франции (через сотрудников военной миссии, прежде всего Ж. Садуля и др.) и Великобритании (через неофициального представителя Б. Локкарта и др.). В Великобританию был назначен неофициальный представитель Советской России М. Литвинов. Неофициально Литвинову и Локкарту предоставлялись некоторые дипломатические привилегии, в том числе пользование шифрами и дипломатическим курьерами. Советскому правительству удалось заставить послов Антанты и нейтральный государств вступить в официальное общение в связи с Диаманди инцидентом 14.1.1918 г. В начале 1918 г., особенно в период германского наступления 18.02.-3.03.1918 г., обсуждались вопросы признания Советской России в случае возобновления войны с Германией.

Де факто Советская Россия была признана Германией и ее союзниками, которые вступили с ней в Брестские мирные переговоры. Заключение Брестского мира означало установление официальных дипломатических отношений РСФСР с Германией, Австро-Венгрией, Османской империей и Болгарией, а также государственными образованиями, создающимися на территориях, оккупированных Германией (Украинская держава и др.). Отношение государств Антанты в связи с заключением мира стало более враждебным, вопрос признания был снят с повестки дня, дипломатический корпус переехал в Вологду. Неофициальные контакты с Советским правительством сохранялись, хотя постепенно сворачивались. В связи с подготовкой интервенции против Советской России 25.07.1918 г. послы покинули Вологду и перебрались в Архангельск, занятый интервентами. В связи с началом Ноябрьской революции 1918 г. в Германии Брестский мир был расторгнут РСФСР 13.11.1918 г., и таким образом советско-германские дипломатические отношения были аннулированы. Также потеряли силу отношения с Австро-Венгрией и Османской империей в связи с их распадом. Однако полная дипломатическая изоляция советских республик длилась недолго и преодолевалась в двух направлениях: путем заключения мирных договоров с новыми государствами на территории бывшей Российской империи и с государствами Азии. 2.02.1920 г. был подписан советско-эстонский мирный договор 1920 г., 12.07.1920 г. - советско-литовский мирный договор 1920 г., 11.8.1920 г. - советско-латвийский мирный договор 1920 г., 14.10.1920 г. - советско-финляндский мирный договор 1920 г. Поскольку государства Балтии вступили в международные и экономические отношения со странами Европы, Советские республики получили возможность преодолевать изоляцию с помощью их посредничества. По итогам советско-польской войны 1919-1920 гг. 18.03.1921 г. РСФСР и УССР заключили с Польшей Рижский мирный договор 1921 г. Таким образом, благодаря успехам советской дипломатии во главе с наркомом иностранных дел Г. Чичериным, РСФСР, БССР и УССР урегулировали свои отношения с западными соседями, и блокада Советский республик все более теряла смысл. 16.03.1921 г. было заключено советско-британское торговое соглашение 1921 г. Торговые соглашения были заключены и с другими государствами Западной Европы. Однако Советские республики и государства Западной Европы сохраняли множество неурегулированных экономических и политических проблем.

Дипломатическое признание Советских республик происходило и в Азии, где РСФСР выступал с антиимпериалистических позиций (хотя и сам осуществлял интервенции в дела Ирана и Монголии). Предложения РСФСР по восстановлению суверенитета Ирана, Афганистана и Монголии были привлекательны (хотя осложняли советско-британские и советско-китайские отношения). 12.02.1921 г. был заключен советско-иранский договор 1921 г. 27.05.1919 г. РСФСР признала независимость Афганистана, и в октябре были установлены дипломатические отношения двух стран. 13.9.1920 г. был парафирован предварительный договор о дружбе между Россией и Афганистаном, 28.02.1921 г. заключен постоянный советско-афганский договор 1921 г. Советские республики поддержали антиимпериалистические действия нового руководства Турции во главе с М. Кемалем (Ататюрком), 16.03.1921 г. был заключен советско-турецкий договор 1921 г., который урегулировал как отношения Турции и РСФСР, оставшиеся после денонсации Брестского мира, так и территориальные противоречия Турции и Армении. После победы Монгольской народно-революционной партии в 1921 г. 05.11.1921 г. было заключено советско-монгольское соглашение о дружбе, фактически Монгольская народная республика превратилась в государство, зависимое от РСФСР и затем СССР.

Советская Россия приняла участие в Генуэзской конференции 1922 г., где в вопросе урегулирования экономических отношений выступала также от имени других советских республик. Несмотря на неудачу переговоров на конференции, на ее полях были проведены переговоры с Германией. В результате был заключен Рапалльский договор 1922 г. и нормализованы советско-германские отношения. Таким образом, к моменту своего возникновения СССР стал выходить из дипломатической изоляции как в Азии, так и в Европе.

Решающая «волна признаний» СССР произошла в 1924-1925 гг. 22.01.1924 г. к власти в Великобритании пришли лейбористы во главе с Д. Макдональдом, который выступал за признание СССР. 01.02.1924 правительство Д. Макдональда признало СССР де - юре и предложило организовать советско-британскую комиссию для изучения нерешенных экономических и политических проблем в отношениях между двумя странами. 08.08.1924 г. были заключены общий и новый торговый советско-британские договоры. Правда, они не были ратифицированы из-за публикации антисоветской фальшивки, так называемого «письма Зиновьева» и падения правительства лейбористов. Несмотря на это, установление дипломатических отношений СССР и Великобритании облегчило признание СССР другими западными странами.

07.02.1924 итальянское правительство Б. Муссолини формально признало СССР. 28.10.1924 Франция в лице председателя нового правительства Э. Эррио официально признала СССР.

29.02.1924 г. СССР установил дипломатические отношения с Австрией, 10.03.1924 г. - с Норвегией, 18.03.1924 г. - со Швецией, 18.07.1924 г. - с Данией, 18.03.1924 г. - с Грецией, 04.08.1924 г. - с Мексикой. Дипломатическое наступление СССР продолжилось и на Дальнем Востоке. 31.05.1924 г. Л. Карахану удалось подписать в Пекине соглашение с Китаем о возобновлении дипломатических отношений и о сохранении контроля СССР над Китайской Восточной железной дорогой (КВЖД). 20.01.1925 г. были урегулированы отношения с Японией и достигнуто соглашение об установлении дипломатический отношений между Японией и СССР. К 15.05.1925 г. японские войска покинули северный Сахалин. Второй страной Латинской Америки, которая установила отношения с СССР, был Уругвай (21-22.08.1926 г.).

27.05.1927 г. были разорваны советско-британские отношения, но восстановлены 03.10.1929 г.

Из крупных государств неурегулированными оставались отношения СССР с США и Швейцарией (отношения с которой были испорчены в результате оправдания швейцарским судом советского представителя В. Воровского). После прихода к власти президента США Ф.Д. Рузвельта одним из первых его крупных внешнеполитических мероприятий стало установление дипломатических отношений с СССР. 16.11.1933 г. официальные дипломатические отношения СССР и США были установлены.

28.07.1933 г. были установлены дипломатические отношения СССР с Испанией. 09.06.1934 г. в рамках политики «коллективной безопасности» были установлены дипломатические отношения с Чехословакией, с которой вскоре был заключен советско-чехословацкий договор о взаимопомощи 1935 г. Также в 30-е гг. СССР установил дипломатические отношения с Бельгией, Люксембургом, Румынией, Венгрией, Болгарией, Албанией, Колумбией. В основном процесс дипломатического признания СССР завершился с принятием в Лигу наций 18.09.1934 г. Но и после этого со многими странами у СССР все еще не было дипломатических отношений.

Несмотря на «волну признаний», в результате Мюнхенского договора 1938 г. восстановилась относительная международная изоляция СССР.

В ходе Второй мировой войны СССР был признан большинством стран Латинской Америки, Австралией, Канадой и Новой Зеландией. 18.03.1946 г. были установлены дипломатические отношения СССР и Швейцарии. В ходе Второй мировой войны и сразу после нее международная изоляция СССР была полностью преодолена.

Франция всегда была и остается одним из важнейших европейских партнеров России. Начиная с XVIII века, обстановка в Европе и мире зачастую во многом определялась именно российско-французскими отношениями. Их многовековая история берет свое начало в середине XI века. Тогда дочь Ярослава Мудрого - Анна Киевская, выйдя замуж за Генриха I, стала королевой Франции. После его смерти она осуществляла регентство и управляла страной.

Впервые дипломатические отношения между Россией и Францией были установлены в 1717 г. Именно тогда первый русский посол во Франции вручил верительные грамоты, подписанные Петром I. Кульминация сближения России и Франции - двусторонний военно-политический союз, который был оформлен к концу XIX века. Символом дружеских связей стал мост Александра III в Париже через р. Сену, который был заложен в 1896 г. императором Николаем II и императрицей Александрой Федоровной.
Новейшая история отношений между нашими странами началась с установлением дипломатических отношений между СССР и Францией 28 октября 1924 г.

Одним из ярчайших эпизодов российско-французских дружественных связей стало боевое братство в годы Второй мировой войны. Оно проявилось в ходе совместной борьбы с фашизмом как на советско-германском фронте, так и на территории оккупированной Франции. Широко известны подвиги летчиков-добровольцев Свободной Франции из авиаполка "Нормандия-Неман" и мужество воевавших в рядах французского Движения Сопротивления советских граждан, которые бежали из гитлеровского плена. Многие из советских участников Сопротивления и военнопленных погибли и захоронены во Франции (одно из крупнейших захоронений - на кладбище г. Нуайе-Сен-Мартен в департаменте Уаза).

В 70-е годы ХХ века Россия и Франция стали предвестниками конца "холодной войны" через проводимую в их отношениях друг с другом политику разрядки, согласия и сотрудничества. Они были также инициаторами хельсинкского общеевропейского процесса, приведшего к оформлению СБСЕ (ныне ОБСЕ), способствовали утверждению в Европе общих демократических ценностей.

В 90-х годах начался новый этап в российско-французских отношениях. Кардинальные изменения на мировой арене в тот период и становление новой России предопределили развитие активного политического диалога между Москвой и Парижем. Этот диалог, как тогда, так и сейчас, основан на широком совпадении подходов наших стран к формированию нового многополюсного миропорядка, проблемам европейской безопасности, урегулированию региональных конфликтов, контролю над вооружениями.

Основополагающий документ, на основе которого выстраиваются отношения между Россией и Францией, - Договор от 7 февраля 1992 г. (вступил в силу 1 апреля 1993 г.). Он закрепил стремление обеих сторон развивать "новые отношения согласия, основанные на доверии, солидарности и сотрудничестве". С тех пор договорно-правовая база российско-французских отношений значительно расширилась и продолжает обогащаться все новыми соглашениями в различных сферах двустороннего взаимодействия.

В 2010 г. в России прошел Год Франции, во Франции - Год России. Обмен национальными годами - крупнейшее, знаковое событие для всего комплекса двусторонних российско-французских отношений. Оно призвано придать более динамичный характер связям между нашими странами абсолютно во всех областях - политики, экономики, образования, науки и культуры, творческой деятельности и инноваций, туризма, массовых коммуникаций, спорта и т.д. Патронат и политическое руководство "Перекрестных годов" осуществлялось непосредственно на самом высоком уровне - президентами России и Франции. Официальное открытие Года России во Франции состоялось в Париже в присутствии Президента Российской Федерации Д.А.Медведева в марте 2010 г. Одно из крупнейших мероприятий Года - Российская национальная выставка - была торжественно открыта в Париже Председателем Правительства Российской Федерации В.В.Путиным 11 июня 2010 г.

Российско-французские политические контакты отличаются насыщенностью и атмосферой взаимного доверия. Проводимые в последние годы на регулярной основе контакты глав государств и правительств создали условия для качественного сдвига в развитии российско-французских отношений.

Двусторонний политический диалог и сотрудничество получили новый импульс в результате государственного визита во Францию Президента Российской Федерации Д.А.Медведева 1-2 марта 2010 г. и его встречи с Президентом Н.Саркози. Президент Франции встречался также с Д.А.Медведевым на экономическом форуме в Санкт-Петербурге в июне 2010 г., куда Франция была приглашена в качестве почетного гостя. Контакты между главами государств были продолжены в ходе трехсторонней российско-франко-германской встречи на высшем уровне в Довиле (во Франции) 18-19 октября 2010 г. Дальнейшему обогащению политического диалога и наращиванию сотрудничества в экономической сфере способствовал рабочий визит в Париж Председателя Правительства Российской Федерации В.В.Путина 10-11 июня 2010 г.

С 1996 г. действует Российско-французская межправительственная комиссия по вопросам двустороннего сотрудничества на уровне глав правительств. В ее рамках ежегодно, поочередно в Москве и Париже, проходят встречи Председателя Правительства России и Премьер-министра Франции, которые определяют стратегию и основные направления развития отношений между двумя странами в торгово-экономической, научно-технической, социальной и других областях. В течение последних десяти лет заседания Комиссии проводятся в форме "межправительственного семинара" с участием руководителей наиболее активных в двустороннем сотрудничестве министерств и ведомств.

Активный диалог поддерживается на уровне министров иностранных дел, которые регулярно встречаются поочередно в Москве и Париже, не считая многочисленных контактов в рамках различных международных форумов. Так, в июне 2010 г. состоялся рабочий визит во Францию Министра иностранных дел России С.В.Лаврова. Между МИДами двух стран регулярно проводятся консультации по широкому спектру внешнеполитических проблем.

Поступательно развивается одно из приоритетных направлений двустороннего сотрудничества - противодействие новым угрозам и вызовам (терроризм, международная организованная преступность, наркобизнес, финансовые преступления). С 2002 г. успешно действует созданный по решению тогдашних президентов В.В.Путина и Ж.Ширака российско-французский Совет сотрудничества по вопросам безопасности с участием министров иностранных дел и обороны обеих стран. В сентябре 2010 г. в Париже состоялось его девятое заседание. Продуктивно осуществляется межведомственное взаимодействие по линии правоохранительных органов России и Франции (министерств внутренних дел и юстиции, спецслужб, высших судебных инстанций).

Россия и Франция активно взаимодействуют в качестве постоянных членов Совета Безопасности ООН, а также в ОБСЕ, других международных инстанциях, совместно с США являются сопредседателями Минской конференции ОБСЕ по урегулированию конфликта вокруг Нагорного Карабаха.

Французское руководство выступает за наращивание партнерства между Россией и Евросоюзом, поддерживает линию на интеграцию России в мировую экономику, проводимые в нашей стране политические и социально-экономические преобразования. Осуществляется сотрудничество в проведении государственных, административных реформ.

Межпарламентское сотрудничество выражается в активном делегационном обмене на уровне парламентских комитетов и комиссий, в контактах между руководителями палат. Действенным инструментом его развития служит Большая российско-французская межпарламентская комиссия, созданная в 1995 г. и возглавляемая Председателями нижних палат парламентов России и Франции. Юбилейное (пятнадцатое) заседание Комиссии под председательством Первого заместителя Председателя Госдумы О.В.Морозова и руководителя Национального Собрания Франции Б.Аккуайе состоялось в Москве в июне 2010 г. Председатель Совета Федерации С.М.Миронов встречался с Председателем Сената Франции Ж.Ларше в 2010 г. дважды - на очередном заседании Ассоциации европейских сенатов в Риме в апреле, а также в октябре в Бремене в рамках мероприятий по случаю 20-летия объединения Германии.
Важную инициативную роль играют двусторонние группы дружбы в обеих палатах Федерального Собрания России, в Сенате и Национальном собрании Франции. В июне 2010 г. в Париже и Бордо с визитом побывала делегация группы дружбы Совета Федерации во главе с ее руководителем Л.Б.Нарусовой, а в сентябре 2010 г. Москву и ряд других российских городов посетила делегация группы дружбы Сената Франции во главе с ее председателем П.Желяром.

Важная составляющая экономических и культурных связей - сотрудничество на межрегиональном уровне. Между субъектами Российской Федерации и регионами Франции действуют около 20 договоренностей о сотрудничестве. Примеры активных прямых связей - сотрудничество между Парижем и Москвой, Бордо и Санкт-Петербургом, Орловской областью и регионом Шампань-Арденны, Нижегородской областью и регионом Юг-Пиренеи, Новгородской областью и Эльзасом. Эльзас и Татарстан имеют свои представительства соответственно в Москве и Париже. Под эгидой и при участии верхних палат парламентов проводятся двусторонние встречи, семинары, в ходе которых определяются наиболее эффективные направления децентрализованного сотрудничества.
Расширилось участие гражданских обществ в развитии российско-французских отношений. Активную роль на этом важном направлении играет созданная в 2004 г. по инициативе Президентов наших стран Ассоциация "Российско-французский диалог". Во Франции и России действуют общественные ассоциации дружбы и взаимопонимания между народами наших стран.
Российско-французские отношения - важный фактор европейской и мировой политики, который способствует стабильности в Европе и во всем мире. В основе отношений между Россией и Францией - общность позиций по ключевым проблемам европейского и мирового развития, приверженность многосторонности, согласованные действия в интересах укрепления международной безопасности при центральной роли ООН. Расширяется диапазон и повышается интенсивность связей в самых различных областях двустороннего сотрудничества. Сходство интересов, накопленный опыт полезного взаимодействия в международных делах, вековые традиции дружбы и взаимной симпатии народов России и Франции - все это предопределяет широкие перспективы развития российско-французского партнерства.

Российско-французские отношения уходят своими корнями в далекое прошлое. Еще в середине XI века Анна Киевская, дочь Ярослава Мудрого, выйдя замуж за Генриха I, стала королевой Франции, а после его смерти осуществляла регентство и управляла французским государством.

Дипломатические отношения между нашими странами впервые были установлены в 1717 г., когда Петр I подписал верительные грамоты первого русского посла во Франции. С тех пор Франция неизменно являлась одним из важнейших европейских партнеров России, а российско-французские отношения во многом определяли обстановку в Европе и в мире.

Кульминацией сближения двух стран стал их военно-политический союз, оформившийся к концу XIX века, а символом дружеских связей - мост Александра III в Париже через р.Сену, заложенный в 1896 г. Императором Николаем II и Императрицей Александрой Федоровной.

Новейшая история отношений наших стран началась с установления дипломатических отношений между СССР и Францией 28 октября 1924 г.

Яркий эпизод российско-французских дружественных связей - боевое братство на полях сражений в годы Второй Мировой войны. Летчики-добровольцы Свободной Франции - авиаполка "Нормандия-Неман" - героически сражались с фашистами на советском фронте. В то же время, в рядах французского Движения сопротивления воевали бежавшие из гитлеровского плена советские граждане. Многие из них погибли и захоронены во Франции (одно из крупнейших захоронений находится на кладбище г.Нуайе-сюр-Сен).

В 70-е годы, провозгласив политику разрядки, согласия и сотрудничества, Россия и Франция стали предвестниками конца "холодной войны". Они были у истоков хельсинского общеевропейского процесса, приведшего к оформлению СБСЕ (ныне ОБСЕ), способствовали утверждению в Европе общих демократических ценностей.

В начале 90-х годов кардинальные изменения на мировой арене и становление новой России предопределили развитие активного политического диалога между Москвой и Парижем, основанного на широком совпадении подходов наших стран к формированию нового миропорядка, проблемам европейской безопасности, урегулированию региональных конфликтов, контролю над вооружениями.

Основополагающий документ отношений между Россией и Францией - Договор от 7 февраля 1992 г. (вступил в силу 1 апреля 1993 г.), закрепивший стремление обеих сторон развивать "новые отношения согласия, основанные на доверии, солидарности и сотрудничестве". С тех пор договорно-правовая база российско-французских отношений значительно обогатилась - заключено несколько десятков соглашений в различных сферах двустороннего сотрудничества.

Российско-французские политические контакты носят регулярный характер. Ежегодно проходят встречи президентов России и Франции. Первый официальный визит Владимира Путина во Францию состоялся в октябре 2000 года: был установлен контакт между президентами двух стран, создана основа для качественного сдвига в развитии российско-французских отношений. В ходе краткого рабочего визита Владимира Путина в Париж в январе 2002 года и визитов Жака Ширака в Россию в июле 2001 года и в июле 2002 года подтверждено намерение России и Франции двигаться по пути укрепления дружбы и сотрудничества.

Все более насыщенными становятся российско-французские политические контакты. Проводимые на регулярной основе встречи глав двух государств создали условия для качественного сдвига в развитии российско-французских отношений. Двусторонний политический диалог и сотрудничество получили новый мощный импульс в результате государственного визита В.В.Путина во Францию в феврале 2003 г., а также встреч наших президентов в рамках празднования 300-летия Санкт-Петербурга и на саммите "восьмерки" в Эвиане в мае-июне 2003 г.

С 1996 г. действует Российско-Французская Комиссия по вопросам двустороннего сотрудничества на уровне глав правительств. Ежегодно, поочередно в Москве и Париже, проходят встречи Председателя Правительства России и премьер-министра Франции, которые определяют стратегию и основные направления развития отношений между двумя странами в торгово-экономической, научно-технической, социальной и других областях. С 2000 г. заседания Комиссии проходят в форме "межправительственного семинара" с участием руководителей наиболее активных в двустороннем сотрудничестве министерств и ведомств (очередное заседание состоялось 6 октября 2003 г. в Москве). В рамках Комиссии регулярно проводятся сессии Российско-Французского Совета по экономическим, финансовым, промышленным и торговым вопросам (СЕФИК), заседания свыше двадцати совместных рабочих групп в различных областях двустороннего взаимодействия.

Активный диалог поддерживается на уровне министров иностранных дел, которые в соответствии с Договором от 7 февраля 1992 г. встречаются дважды в год поочередно в Москве и Париже, не считая многочисленных контактов в рамках различных международных форумов. Между МИДами двух стран регулярно проводятся консультации по разнообразной внешнеполитической проблематике.

В контексте международной ситуации, сложившейся после терактов в США 11 сентября 2001 г., успешно развивается новое направление двустороннего сотрудничества по противодействию новым угрозам и вызовам (терроризм, международная организованная преступность, наркобизнес, финансовые преступления). По решению президентов В.В.Путина и Ж.Ширака создан российско-французский Совет по вопросам безопасности с участием министров иностранных дел и обороны обеих стран (проведено два заседания Совета, последнее - в июле 2003 г. в Москве). Успешно осуществляется межведомственное взаимодействие по линии правоохранительных органов (министерств внутренних дел и юстиции, спецслужб, высших судебных инстанций).

Россия и Франция активно взаимодействуют в качестве постоянных членов Совета Безопасности ООН, а также в ОБСЕ, других международных инстанциях, совместно с США являются сопредседателями Минской конференции ОБСЕ по урегулированию конфликта вокруг Нагорного Карабаха, входят в состав "Группы друзей Генсекретаря ООН по Грузии".

Французское руководство поддерживает линию на интеграцию России в мировую экономику, проводимые в нашей стране политические и социально-экономические преобразования. Одно из приоритетных направлений сотрудничества - взаимодействие в проведении государственных, административных реформ. Действует рамочное Соглашение об административном сотрудничестве, осуществляется обмен опытом, в т.ч. в разграничении полномочий между центральными и местными органами власти. Франция оказывает России содействие в подготовке квалифицированных кадров для работы в условиях рыночной экономики и для государственной службы.

Российско-французское межпарламентское сотрудничество основывается на активном делегационном обмене и контактах между руководителями палат. Инструментом его развития служит Большая российско-французская межпарламентская комиссия, созданная в 1995 г. и возглавляемая председателями нижних палат парламентов России и Франции. Очередное заседание Комиссии под председательством руководителей Государственной Думы Г.Н.Селезнева и Национального собрания Франции Ж.-Л.Дебре состоялось в Париже в октябре 2003 г. Важную инициативную роль играют двусторонние группы дружбы в палатах Федерального Собрания, а также в Сенате и Национальном собрании Франции.

Все более важной составляющей российско-французских экономических и культурных связей становится сотрудничество на межрегиональном уровне. Между субъектами Российской Федерации и регионами Франции действуют около 20 документов о сотрудничестве. Примеры активных прямых связей - сотрудничество между Парижем, с одной стороны, и Москвой и Санкт-Петербургом, с другой, между Орловской областью и регионом Шампань-Арденны, Иркутской областью и Аквитанией, Новгородской областью и Эльзасом. При участии верхних палат парламентов двух стран проводятся двусторонние семинары для определения наиболее оптимальных направлений децентрализованного сотрудничества. Последний такой форум состоялся в Москве 6 октября 2003 г.

В последнее время значительно повысилась роль гражданских обществ в развитии отношений между нашими странами. Одно из проявлений этой тенденции - проведение "диалога культур" в рамках крупных двусторонних визитов: встреч с российскими и французскими представителями творческой интеллигенции, "круглых столов". Во Франции и в России действуют общественные ассоциации по развитию дружбы и взаимопонимания между народами двух стран.

Российско-французские отношения находятся на подъеме. Их укрепляет общность позиций по ключевым проблемам европейского и мирового развития, согласованные действия на международной арене. Расширяется диапазон и повышается интенсивность связей в самых различных областях. Накопленный опыт взаимодействия, а также вековые традиции дружбы и взаимной симпатии народов России и Франции предопределяют обнадеживающие перспективы развития российско-французского партнерства.

!-->

Normal

0

false

false

false

MicrosoftInternetExplorer4

ФРАНЦИЯ (Французская Республика), государство в Западной Европе, на западе и севере омывается Атлантическим океаном (Бискайским заливом и проливом Ла–Манш), на юге - Средиземным морем (Лионским заливом и Лигурийским морем). Площадь 551 тыс. км2. Население 57,7 млн. человек, в том числе свыше 93% - французы. Официальный язык - французский. Верующие преимущественно католики (свыше 76%). Глава государства - президент. Законодательный орган - двухпалатный парламент (Сенат и Национальное собрание). Столица - Париж. Административно-территориальное деление: 22 района, включающих 96 департаментов. Денежная единица - франк.

Западные и северные районы Франции - равнины (Парижский бассейн и другие) и низкогорья; в центре и на востоке - средневысотные горы (Центральный Французский массив, Вогезы, Юра). На юго-западе - Пиренеи, на юго-востоке - Альпы (высшая точка Франции и Западной Европы - гора Монблан, 4807 м). Климат морской умеренный, на востоке переходный к континентальному, на побережье Средиземного моря субтропический средиземноморский. Средние температуры января 1-8°C, июля 17-24°C; осадков 600-1000 мм в год, в горах местами 2000 мм и более. Крупные реки: Сена, Рона, Луара, Гаронна, на востоке - часть течения Рейна. Под лесом (преимущественно широколиственные, на юге - вечнозеленые леса) около 27% территории.

В древности территорию Франции населяли галлы (кельты), отсюда ее древнее название Галлия. К середине 1 в. до нашей эры завоевана Римом; с конца 5 в. нашей эры - основная часть Франкского государства. Образованное по Верденскому договору 843 Западно-Франкское королевство занимало приблизительно территорию современной Франции; в 10 в. страна стала называться Францией. До середины 12 в. господствовала феодальная раздробленность. В 1302 созваны первые Генеральные штаты, сложилась сословная монархия. Абсолютизм укрепился после Религиозных войн 16 в., достиг апогея при Людовике XIV. В 15 - 17 вв. французские короли вели длительную борьбу с Габсбургами. Феодально-абсолютистскую систему ликвидировала Французская революция. В 1792 учреждена республика (1-я республика). После государственного переворота 18 брюмера (1799) установлена диктатура Наполеона (с 1804 провозглашен императором; 1-я империя). Период реставрации базировался на конституционной монархии Людовика XVIII (1814/15 - 24) и Карла X (1824 - 30). В результате революции 1830 к власти пришла финансовая аристократия. Февральская революция 1848 установила республиканский строй (2-я республика), который сменил правление Наполеона III (1852 - 1870). В период 3-й республики (1870 - 1940), провозглашенной после пленения Наполеона III под Седаном во франко-прусской войне 1870-71, в Париже 18 марта 1871 произошло мощное движение социального протеста, приведшее к установлению Парижской коммуны (март - май 1871). В 1879 - 80 создана Рабочая партия. В начале 20 в. образованы Социалистическая партия Франции (под руководством Ж. Геда, П. Лафарга и других) и Французская социалистическая партия (под руководством Ж. Жореса), которые объединились в 1905 (французская секция рабочего интернационала, СФИО). К концу 19 в. в основном завершилось образование французской колониальной империи. В январе 1936 на основе единого фронта (Французская компартия, основана в 1920, и СФИО, с 1934) создан Народный фронт. Правительства Народного фронта запретили фашистские организации, приняли меры к улучшению положения трудящихся. В 1938 Народный фронт распался. В период 2-й мировой войны Франция была оккупирована германскими и итальянскими войсками. Организаторами Движения Сопротивления были Французская компартия и возглавляемое Ш. де Голлем движение “Свободная Франция” (с 1942 - “Сражающаяся Франция”). К концу 1944 Франция (в результате действий войск антигитлеровской коалиции и Движения Сопротивления.) была освобождена. В 1958 принята конституция 5-й республики, расширившая права исполнительной власти. Президентом стал де Голль. К 1960 в обстановке распада колониальной системы завоевала независимость большая часть французских колоний в Африке. Массовые волнения в 1968, вызванные обострением экономических и социальных противоречий, а также всеобщая забастовка привели к острому государственному кризису. Де Голль был вынужден уйти в отставку (1969). В 1981 президентом был избран Ф. Миттеран.

Франция - высокоразвитая индустриально-аграрная страна, занимает одно из ведущих мест в мире по объему промышленного производства. Валовый национальный продукт на душу населения - 22320 долларов в год. Добыча железной и урановых руд, бокситов. Ведущие отрасли обрабатывающей промышленности - машиностроение, в том числе автомобилестроение, электротехническое и электронное (телевизоры, стиральные машины и другие), авиационное, судостроение (танкеры, морские паромы) и станкостроение. Франция - один из крупнейших в мире производителей химической и нефтехимической продукции (в том числе каустической соды, синтетического каучука, пластмасс, минеральных удобрений, фармацевтических товаров и другого), черных и цветных (алюминий, свинец и цинк) металлов. Большой известностью на мировом рынке пользуются французская одежда, обувь, ювелирные изделия, парфюмерия и косметика, коньяки, сыры (производится около 400 сортов). Франция - один из крупнейших в Европе производителей сельскохозяйственной продукции, занимает одно из ведущих мест в мире по поголовью крупного рогатого скота, свиней, птицы и производству молока, яиц, мяса. Главная отрасль сельского хозяйства - животноводство мясомолочного направления. В растениеводстве преобладает зерновое хозяйство; основные культуры - пшеница, ячмень, кукуруза. Развиты виноградарство (ведущее место в мире по производству вин), овощеводство и садоводство; цветоводство. Рыболовство и разведение устриц. Экспорт: машиностроительная продукция, в том числе транспортное оборудование (около 14% стоимости), автомобили (7%), сельскохозяйственные и продовольственные товары (17%; один из ведущих европейских экспортеров), химические товары и полуфабрикаты и др. Иностранный туризм.

Давно сложилось мнение, что по духовной и общественной жизни Россия и Франция очень близки друг к другу. Французы и россияне с большой симпатией относятся друг к другу. Этому способствуют обширные культурные связи народов двух стран.

Однако были моменты и даже периоды, когда отношения между Францией и Россией портились, не всегда и не все происходящее в одной стране адекватно воспринималось в другой.

Более того, было время, когда наши страны находились в состоянии войны. Тем не менее и в Первую и во Вторую мировые войны наши страны были союзниками.

Если взять внешнеполитические цели Франции в целом за шестидесятилетний период после войны, то они в общем мало изменились. Еще в XIX в. вскоре после позорной для Франции войны с Пруссией и создания Германской империи начались российско-французские пере-

говоры о заключении союза. Спустя 20 лет, в конце 1893 г., союз между Францией и Россией был заключен.

Имея союз с Россией, Франция направила свои усилия на достижения соглашения с Англией. После долгих и упорных переговоров Франции удалось подписать соглашение с Англией в 1904 г. После заключения ряда договоров в Европе появились два блока: Тройственный союз и Антанта. Россия объединилась с Францией и Англией.

Во Вторую мировую войну после долгих колебаний Парижа судьба вновь свела Францию и СССР вместе для борьбы против гитлеровской Германии.

Образ России во Франции не в последнюю очередь формируется довольно узким кругом ученых-специалистов по российским проблемам, французскими СМИ, представителями эмигрантских кругов и журналистов, пишущих о России.

Палитра аналитических оценок, мнений, субъективного отношения к России достаточно широк. В силу этого рассматривать отношения к России Франции необходимо на всех уровнях.

Если взять в целом шестидесятилетний период после Второй мировой войны, внешнеполитические цели Франции остаются неизменными. Хотя определенные изменения, разумеется, произошли. Франция развивалась в сторону модели, близкой к той, которая была создана социал-демократией Северной Европы. Отсюда вызывается необходимость рассматривать внешнюю политику Франции с позиций объединенной Европы, всеобщей глобализации и сотрудничества.

Внешняя политика Франции направлена на продолжение европейского строительства, с тем чтобы гарантировать стабильность и процветание континента; на активную деятельность в рамках международного сообщества с целью содействия укреплению мира, демократии и развитию.

Те же принципы, по нашему мнению, лежат и в основе внешнеполитической линии в отношении России. Франция является одним из ведущих партнеров Российской Федерации на международной арене. Российско-французские отношения имеют богатую историю. Нередко в сложные периоды истории наши страны вместе решали острейшие международные проблемы, достаточно вспомнить времена Второй мировой войны. Вместе мы стояли у истоков общеевропейского мирового прогресса. В последнее время в наших отношениях наблюдались определенные сбои. Под предлогом событий на Северном Кавказе в Париже активизировались те, кто стал ставить под сомнение развитие отношений с Россией, высказываясь за определенную паузу в двусторонних контактах. В адрес России посыпались нравоучения, как ей решать свои внутренние проблемы. Все это не могло не сказаться на общей атмосфере российско-французских отношений, негативно повлиять на контакты в определенных областях.

Что касается экономических связей, то сейчас идет формирование российско-французских торгово-экономических и научно-технических отношений. Общий спад внешнеторгового оборота, вызванный распадом СССР и другими причинами, естественно, затронул и русско-французские деловые связи. Достаточно успешное развитие двусторонних связей в 1980-е годы сменилось заметным снижением товарооборота. В известной мере на это повлияло то, что в середине 1990-х годов на мировом рынке произошло существенное падение цен на энергоносители, составляющие основную часть российского экспорта во Францию. Безусловно, это значительно сократило наши закупки товаров на свободно конвертируемую валюту.

В 1990-1996 гг. Франция занимала третье после США и Великобритании место среди инвесторов в России.

Главными статьями российского экспорта во Францию являются нефть, нефтепродукты и природный газ. Ныне стали появляться возможности для продвижения на французский рынок российской авиатехники, химических товаров, а также потребительских товаров. Этому может и должно способствовать повышение конкурентоспособности товаров российской промышленности.

Основными статьями импорта в Россию из Франции являются: машины, оборудование, продукция черной металлургии, а также сырье и полуфабрикаты для производства товаров широкого потребления.

Французские деловые круги проявляют интерес к расширению про-мышленно-экономических и торговых связей с Россией. Однако при этом они видят в нашей стране прежде всего рынок сбыта оборудования, а также излишков сельскохозяйственной продукции, традиционных изделий черной металлургии. Однако французские фирмы на российском рынке значительно уступают в активности представителям Германии, Японии, Италии, Великобритании, США и ряду других стран, так как их предложения часто оказываются не конкурентоспособными с предложениями других западных фирм. Из-за проблем, связанных с платежеспособностью российской стороны, в российско-французской торговле практикуются бартерные сделки.

В области научно-технических связей в целях углубления двустороннего взаимодействия французской стороне были сделаны конкретные предложения по проведению совместных научных исследований с доведением их до промышленного внедрения в области биоинженерии, передан перечень предложений по ряду позиций российской конкурентоспособной научно-технической продукции в таких секторах, как машиностроение, приборостроение, новые материалы, электротехника, медицина, сельское хозяйство.

Надо сказать, что французская сторона проявляет заинтересованность в рассмотрении вопросов об участии России в решении назрев-

ших проблем международной валютной и торговой систем. Это помогает развивать сотрудничество российских организаций и предприятий с западными фирмами.

К концу 1990-х годов в отношениях двух стран появились тревожные тенденции. С одной стороны, они связаны с кризисом, переживаемым нашей страной в экономической, политической и социальной областях. С другой - во Франции очень болезненно были приняты сообщения о военных действиях в Чечне. Чечня портила отношения между Парижем и Москвой довольно долго. Если во время первой чеченской войны президент Жак Ширак для иллюстрации всей исторической сложности российско-чеченских связей не уставал цитировать «злой чечен ползет на берег...», то позднее обвинял Россию в нарушениях прав человека.

Однако положение вещей изменилось. В России сменился президент. Был снят арест на парусник «Седов» и на счета российского посольства и торгового представительства во Франции. В то же время тон французской прессы в отношении России доброжелательным назвать нельзя. Война в Югославии также не улучшила взаимопонимание. Отношения между двумя традиционными союзниками не налаживались. В известной степени это было связано с французской политикой: сосуществование правого президента и левого правительства. Французское общественное мнение традиционно левое, и важную роль в его формировании играют левые радикалы, многие из которых не могли простить России отказа от идей «социализма с человеческим лицом». Конфликтное положение, не имеющее действительных реальных причин, длиться долго не может.

В Министерстве иностранных дел Франции высказывали точку зрения, что отношения между двумя странами не должны зависеть от отдельных конфликтных случаев. Такого же мнения придерживались и работающие с Россией французские бизнесмены. Что касается товарооборота, то, несмотря на напряженность дипломатических отношений, его объемы продолжали расти. В конце XX в. сумма товарооборота достигла 40-45 млрд франков. Тем не менее после нескольких лет быстрого роста продаж французских товаров в России в 1999 г. произошло снижение на 22,8%. В результате Россия оказалась на 31-м месте в списке покупателей товаров у Франции.

Что касается импорта (энергетические ресурсы и полуфабрикаты), то он остался на прежнем уровне. В результате его торговый дефицит усугубился, но тем не менее наша доля Франции на российском рынке возрастает.

Французские инвестиции в Россию медленно, но все же имеют тенденцию к увеличению. Они прежде всего направляются в отрасль товаров народного потребления, энергетической промышленности, а также в регионы.

Крупнейшими инвесторами являются среди прочих такие компании, как «Рено», «Тоталь-Фина» и «Данон». Здесь Франция находится на 5-м месте после США, Великобритании, Германии и Австрии.

Сегодня партнерские отношения, традиционно существующие между Россией и Францией, выражаются в следующем: постоянные двусторонние встречи между главами государств, правительств и министрами иностранных дел, заседания Комиссии премьер-министров, занимающейся продвижением и арбитражем нашего сотрудничества и наших экономических проектов. Комиссия была создана в 1996 г. и созывалась уже несколько раз. В ее состав входят две группы: Совет по вопросам экономики, финансов, промышленности и торговли и Комитет по вопросам агропромышленное™.

Тесно сотрудничают парламенты двух наших стран: Национальное собрание Франции и Государственная Дума, с одной стороны, и французский Сенат и российский Совет Федерации - с другой, связаны между собой партнерскими отношениями.

Существуют практические сдвиги. Так, организация экономического сотрудничества и развития подняла рейтинг России с седьмого до шестого уровня риска. Это может повлечь и изменения в позиции французской организации страхования внешнеторговых операций КОФАС. После кризиса 1998 г. КОФАС гарантии на операции с Россией не дает вообще, хотя другие страны ЕС от последствий августовского кризиса уже отошли. Франция же, как всегда, проявляет здесь осторожность. Что в некоторых случаях может быть оправданно, но в качестве основополагающего принципа может дать далекие от желаемых результаты.

Партнерские отношения в промышленности связывают предприятия в области высоких технологий, в частности в области авиационной промышленности (учебный самолет МИГ AT - результат сотрудничества между МИГ, СНЕКМА и СЕКСТАНТ), космоса (ракетоноситель СОЮЗ, продажу которого взяла на себя франко-российская компания СТАРСЕМ, АЛКАТЕЛЬ) и нефтяной промышленности (ТЕКНИП).

Сотрудничество в сфере финансов: помощь, которую Франция оказывает России, составляет миллиарды франков.

Содействие Министерства иностранных дел Франции в области культуры, науки и техники выражается в серьезном финансировании, из которого 14 млн франков приходится на долю культурного и языкового сотрудничества, all млн - на долю сотрудничества в технической области.

Основные двусторонние соглашения:

Договор между Францией и Россией, протокол о сотрудничестве между министерствами иностранных дел;

Соглашение о сотрудничестве в области обороны;

Декларация об утверждении Комиссии премьер-министров;

Соглашение об энергетических ресурсах (включая ядерную энергию, используемую в мирных целях), о защите окружающей среды и информатике;

Финансовый протокол и соглашение об инвестициях в нефтяную промышленность;

Соглашение об устранении двойного налогообложения доходов, соглашение о сотрудничестве в области космоса;

Соглашение о российских займах;

Таможенное соглашение;

Франко-германо-российское соглашение об использовании в мирных целях военного плутония;

Декларация о намерениях в области подготовки кадров для российского государственного и частного секторов.

В эпоху объединения Европы и всеобщей глобализации Россия как европейская держава уделяет большое внимание как многосторонним отношениям, так и двусторонним отношениям с Францией, которая всегда являлась нашим партером.

На наш взгляд, несмотря на все разногласия, две страны стремятся идти друг другу на уступки. Постоянно ведутся переговоры, создаются разные комиссии, разрабатываются различные соглашения, существует культурный обмен. Это и служит основой для дальнейшего развития отношений между Францией и Россией.

Европа все дальше движется по пути интеграции. Государства, входящие в Европейский союз, вынуждены отказываться от части своего суверенитета во многих областях. Это все больше касается и сферы внешней политики. Любая страна ЕС вынуждена, волей-неволей, приспосабливать свои внешнеполитические ориентиры к общей внешнеполитической концепции Союза, порой достаточно серьезно корректировать свою линию поведения на международной арене. Хорошей иллюстрацией данного явления может служить развитие российско-французских отношений в период председательствования Франции в ЕС.

Сотрудничество и деятельность в области культуры, проводимые посольством Франции, затрагивают следующие области:

1. Техническое сотрудничество, основываясь на стремлении способствовать установлению правового государства и укреплению социально-экономических реформ в России, концентрируется вокруг организации органов государственной власти, правовой и юридической реформы, содействия в профессиональной подготовке, специализированного сотрудничества.

2. Поддержка высших учебных заведений, научно-исследовательских центров, французских и российских институтов для развития на

учных обменов между лабораториями, профессиональной подготовки в области точных наук, информации о французском и европейском финансировании в области научных исследований.

3. Деятельность в области культуры осуществляется в проведении культурных мероприятий в Москве и на всей территории России, совместных творческих постановок, содействии в изучении французского языка, экспорте французских аудиовизуальных программ.

4. В области административного сотрудничества двух стран, во-первых, на уровне правительственных центральных структур для повышения квалификации чиновников высшего звена и для совместного изучения возможностей модернизации государственной службы и, во-вторых, на уровне органов местного самоуправления для обеспечения французского присутствия в провинции.

5. В юридическом и судебном сотрудничестве принимают участие все без исключения российские участники реформы: Министерство юстиции, Администрация Президента, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, а также Генеральная прокуратура. Деятельность в российских регионах отмечена установлением побратимства между судебными учреждениями обеих стран.

Для помощи в области профессиональной подготовки создаются десятки программ по подготовке кадров (начальной и повышению квалификации), осуществляемых в рамках отношений партнерства между российскими и французскими учреждениями. Открытие франкоязычных отделений на местах должно позволить в перспективе через постепенную интеграцию в университетское пространство способствовать передаче методики подготовки специалистов, оказывать содействие в проведении научных изысканий в области реформы содержания судебного процесса, а также помогать в развитии принципа студенческой мобильности в контексте открытия переводов кредитов для стран европейского сообщества.

Наконец, франко-российское сотрудничество оказывает поддержку в развитии консультативно-методической деятельности в специальных секторах. К ним относятся проекты в области ядерной промышленности (составление технико-экономического обоснования системы уничтожения ядерных отходов), водоснабжения (лаборатория по контролю качества), сельского хозяйства (защита прав селекционеров и сертификация семян), транспорта (юридическая поддержка введения дорожной пошлины), здравоохранения (управление больниц, борьба с инфекционными болезнями, сертификация лекарств).

Наука и технологии.

Франция и сегодня занимает одно из первы мест в теории математики, астрофизике, биологии, медицине, генетике, физике (Шарпак, де Женн, Неэль). За последние девяносто лет французское народное сообщество получило 26 Нобелевских премий.

В бюджете Франции расходы на научные исследования составляют 2,22% от валового национального продукта (ВНП), что позволяет поставить ее на четвертое место в мире после США, Японии и Германии. Государство финансирует 46% всех научных исследований (по данным на 1998 г.).

Исследования в области прикладных наук находятся в ведении отделов науки и развития крупных промышленных предприятий или частных структур, к которым они относятся. Основные области прикладных исследований: электроника, аэрокосмическая область, химия, фармакология и строительство автомобилей.

В структуру каждого дня посольства Франции за рубежом входит Отдел по сотрудничеству и культуры, во главе которого стоит советник по сотрудничеству. Задачей отдела является координация на уровне конкретной страны внешней культурной деятельности во всем ее разнообразии: культурное и творческое сотрудничество, сотрудничество в области языка и образования, политика в области книг, аудиовизуальное и научно-техническое сотрудничество.

Президенты России и Франции считают, что процесс «некоторого охлаждения» в отношениях двух стран преодолен. Отвечая на вопросы журналистов на совместной с Жаком Шираком пресс-конференции, Владимир Путин, в частности, сказал: «Хочу отметить, что беседы с президентом Франции прошли в откровенной и дружественной обстановке. Мы постарались придать этим отношениям привилегированный характер, вдохнуть в них новое дыхание».

Владимир Путин также заявил, что во время переговоров с Шираком обсуждались вопросы, связанные с семьей Маши Захаровой. Речь идет о девочке, отец которой - француз, а мать - русская, и девочку не отдают матери. По словам Путина, президент Франции воспринял сложность проблемы, когда ребенку не разрешают говорить на родном языке, препятствуют в выборе религии. Президент России выразил надежду на поддержку в решении этой сложной гуманитарной проблемы со стороны главы Франции.

Жак Ширак, в свою очередь, заметил, что Маша - «французская гражданка». Он сказал, что «с огромным вниманием выслушал президента России, который в течение долгого времени говорил на эту тему». «Но у нас правовое государство и только суд может принять соответствующее решение», - подчеркнул Ширак.

Касаясь подходов двух стран к судьбе Договора по ПРО, президенты заявили о сходстве российской и французской позиций. Жак Ширак еще раз отметил, что этот документ, по его мнению, не следует пересматривать. Он сказал, что отдает должное позиции Билла Клинтона, который высказался за то, чтобы отложить на будущее проблему Договора по ПРО.

Путин и Ширак сообщили, что они говорили о координации усилий по урегулированию на Ближнем Востоке, Балканах и в Ираке. Также президент Франции заявил о готовности своей страны максимально способствовать успешному ходу экономических и политических реформ в России: «Мы подтвердили господину Путину, что мы в его полном распоряжении».

Наши отношения с Францией занимают сегодня особое положение на фоне активных усилий России, развернутых по основным параметрам международной политики, и развиваются поступательно, играя роль весомого фактора укрепления безопасности и стабильности в Европе и мире.

Как и XX в., так и XXI в. начинается под знаком российско-французского согласия. Именно эти отношения вошли в ряд главных внешнеполитических приоритетов России. Этот выбор был закономерным. История тесно связывала судьбы наших народов. Дважды в XX в. мы были не просто союзниками, но даже товарищами по оружию. Тесное переплетение культур России и Франции, давние традиции взаимного общения и симпатии народов двух стран, близость их геополитических интересов составляют прочный фундамент российско-французских связей. За несколько последних десятилетий они стали более многогранными и динамичными. Обе стороны проявляли к ним внимание и бережное отношение независимо от расклада внутриполитических сил, находившихся у власти. Убедительное свидетельство тому - установившийся между Россией и Францией на всех уровнях активный и доверительный политический диалог и в прошедшие пять-семь лет реальное взаимодействие двух стран, прежде всего в вопросах урегулирования региональных конфликтов. Достигнутый высокий уровень российско-французских отношений - результат сложения целого ряда факторов. Сам факт, что сегодня связи двух стран одними из первых в Европе получили характеристику привилегированного партнерства, свидетельствует о большом пути, пройденном вместе Россией и Францией к началу третьего тысячелетия. Прежде всего следует отдать должное долгой и кропотливой работе многих поколений российских дипломатов и политиков. Еще во времена СССР, несмотря на жесткое блоковое противостояние, разворачивались усилия по вовлечению наших партнеров в Европе в активную дискуссию по проблемам строительства новой архитектуры европейской безопасности. Среди дипломатов видную роль сыграли А. Ковалев, Ю. Дубинин, А. Адамишин, а в Париже работали такие послы, как С. Червоненко и Ю. Воронцов. В контактах с Францией был задействован мощный взаимный интеллектуальный потенциал. Некоторые крупные инициативы в Европе родились в результате российско-французских «мозговых атак». Например, сама идея Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе первоначально возникла как совместная инициатива Москвы и Парижа.

Начавшиеся в 1990-х годах грандиозные перемены в Европе и мире подтолкнули Россию и Францию к глубокому переосмыслению своей роли как постоянных членов СБ ООН, ответственных за судьбы международного мира и наделенных статусом ядерных держав. Российская Федерация, став в декабре 1991 г. правопреемницей СССР и унаследовав всесторонне развитый комплекс отношений с США и Западной Европой, в частности с Францией, заметно активизировала внешнеполитическую деятельность на европейском направлении.

В январе 1992 г. в Париж прибыл первый посол России Ю. Рыжаков. Во время официального визита Президента России Б. Ельцина во Францию был подписан договор, подтвердивший стремление Франции развивать с Россией «новые отношения согласия, основанные на доверии, солидарности и сотрудничестве». В договоре речь шла о регулярных консультациях между двумя странами и о двусторонних контактах в чрезвычайных ситуациях, представляющих угрозу миру. Там же был закреплен принцип систематического политического диалога на высшем уровне - «по меньшей мере один раз в год, а также всякий раз, когда в этом будет возникать необходимость, в частности путем осуществления неофициальных рабочих контактов». Одновременно договор зафиксировал договоренность о том, что министры иностранных дел проводят консультации «по мере необходимости и не менее двух раз в год».

В результате подписания договора тесное сотрудничество между внешнеполитическими ведомствами обеих стран получило новый дополнительный импульс. Если договор, действие которого после 2002 г. автоматически продлевается еще на каждые последующие 5 лет, служит центральной правовой базой углубления российско-французского партнерства, то основными механизмами его реализации являются Российско-французская комиссия по вопросам двустороннего сотрудничества на уровне глав правительств - координатор всего комплекса двусторонних отношений (создана в январе 1996 г.) и подчиненный комиссии Совет по экономическим, финансовым, промышленным и торговым вопросам как ее основная рабочая структура, а также Комитет по научному и технологическому сотрудничеству и Агропромышленный комитет. Большая российско-французская межпарламентская комиссия занимается развитием и взаимодействием между Государственной Думой и Национальным собранием Франции. Можно отметить, что такого совместного органа в политических отношениях у Франции нет ни с одной другой страной, кроме Канады. На французском направлении российской внешней политики сложились прочная правовая основа и добротный механизм развития взаимовыгодного двустороннего сотрудничества с одним из ведущих государств Запада, отвечающие задаче всестороннего укрепления ее международных позиций. Россия и Франция заинтересованы повышать эффективность двустороннего диалога в духе

привилегированного партнерства. В этом отношении большую роль играют президенты двух стран, между которыми установились тесные, дружеские, теплые взаимоотношения. Их встречи проходят достаточно регулярно. Личные контакты руководителей двух стран дополняются регулярными телефонными разговорами по актуальным вопросам международной политики и двусторонних отношений.

На встречах президента Путина и президента Ширака обсуждаются всесторонние вопросы французско-российских отношений и вопросы, связанные с укреплением мира в Европы и в других регионах. Идя навстречу друг другу, Россия вернула Франции около 950 тыс. архивных материалов, вывезенных в конце Второй мировой войны. Франция, со своей стороны, вернула России 255 дел из фондов русской эмиграции и выделила деньги на содержание этих архивов.

В феврале 2003 г. во время визита Путина в Париж в 30 километрах от французской столицы, в усадьбе Шато де Форж был в торжественной обстановке открыт Центр русской культуры.

Во время пребывания в Москве в октябре 2003 г. премьер-министр Франции Жан-Пьер Раффарен заявил о желании Франции развивать взаимовыгодные отношения с Россией на государственном, региональном уровнях и на уровне частных предприятий. Французский премьер высказался также в пользу французских инвестиций в экономику России, за совместные исследования по аэронавтике и космическим исследованиям.

Успешное развитие в последние годы российско-французских отношений дает основание предположить, что Франция может стать стратегическим партнером России несмотря на объективные различия в социально-экономическом и международном положении двух государств. В то же время, развивая свои отношения с Францией, Россия не может не учитывать, что Франция, которая хотя и является членом НАТО, но в 1966 г. вышла из интегрированной военной организации альянса и пока не собирается туда возвращаться. Нельзя не учитывать и то, что у Франции, несомненно, существуют разного рода мнения относительно того, насколько далеко стоит заходить в стратегическом партнерстве с нашей страной, переживающей сейчас кризис. Есть и такие, которые считают необходимым выждать время, пока в России не стабилизируется экономическое и политическое положение.

И все же, по нашему мнению, реальная перспектива приведет к конструктивному взаимодействию России и Франции. Об этом свидетельствует и позиция Парижа в отношении новой архитектуры безопасности с акцентом на системообразующую роль ОБСЕ, и подходы Парижа к пересмотру стратегической концепции НАТО, через которую США пытаются расширить компетенцию и зону ответственности альянса. Нам импонирует достаточно решительное выступление французского руко

водства за реформу НАТО с учетом интересов России. Франция внесла заметный вклад в разработку Основополагающего акта о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и НАТО, который был подписан в Париже в 1997 г. В 1999 г. французский министр обороны А. Ришар обратил внимание западноевропейцев на «статус России в качестве главного партнера для обеспечения безопасности и стабильности на континенте».

Солидарный опыт российско-французского взаимодействия накоплен в первую очередь в области урегулирования международных конфликтов и кризисных ситуаций. Обе стороны внимательно рассматривали обстановку вокруг Ирака, констатируя близость, а в ряде случаев полное совпадение взглядов по сложившемуся в регионе положению после предпринятой США и Великобританией силовой акции. Москва и Париж договорились сделать все, чтобы найти пути решения вопроса только через ООН. Большое взаимопонимание существует между Россией и Францией по вопросу о создании палестинского государства. Не менее важной сферой взаимодействия является совместное участие в урегулировании конфликтов на территории бывшего СССР, в частности карабахского и грузино-абхазского. Франция вместе с Россией действует в качестве сопредседателя группы ОБСЕ по Нагорному Карабаху, а также председательствует в «Группе друзей генерального секретаря ООН по Грузии». Позиции Франции и России во многом совпадают и по иракской проблеме. И Россия и Франция решительно осудили методы американской администрации, приведшие к большим жертвам, и потребовали усиления роли Совета Безопасности.

Благодаря поддержке Франции и ряда других государств Россия была принята в Совет Европы, Парижский клуб, стала участницей «восьмерки». Надо отметить и конструктивную позицию Франции, когда речь идет о наших непростых отношениях с МВФ.

Механизмы партнерства с Францией разнообразны, среди них - российско-франко-германский диалог в рамках «большой европейской тройки». Россия заинтересована в сохранении и углублении этого уникального диалога. Одной из тем, по которой у нас с Францией расширяется диалог под углом зрения стратегических интересов обеих сторон, являются отношения Россия - Европейский союз. Россия хотела бы с помощью французских партнеров активно развивать не только экономические отношения с ЕС. Для нас не менее важен политический диалог с ЕС, включая обсуждение проблематики военно-политического сотрудничества.

Нельзя пройти мимо контактов между Россией и Францией по военной линии. Начался полезный обмен мнениями по концепциям обороны и об организации вооруженных сил, включая их ядерный компонент. Одним из таких примеров может служить Франко-российский

проект по переработке ядерного топлива. Речь идет о повторном использовании в ядерных реакторах России плутония, полученного при ликвидации ядерного оружия бывшего СССР. Эта идея завоевывает все большее признание. Именно она является основой Российско-французского проекта ИИДА-МОКС. Франция совместно с Россией проводит работу по уничтожению части ядерных вооружений бывшего Советского Союза.

И наконец необходимо отметить все возрастающий интерес у россиян к Франции, ее языку и культуре. Два века - XVIII и XIX - литературных влияний и взаимообогащающего культурного обмена между Россией и Францией оставили яркие следы. Надо сказать, что и сейчас культурное взаимодействие между Россией и Францией поставлено на широкую ногу. Фестиваль «Дни России», прошедший недавно в Париже, был с интересом встречен французскими зрителями, заново встретившимися с уже известными им звездами российской сцены и открывшими для себя новые имена.

Подводя итог развитию многогранного сотрудничества между Россией и Францией, можно предположить, что наши отношения идут по восходящей линии. Анализ этих отношений за последние годы дает нам основание делать вывод, что Франция и Россия заинтересованы в дальнейшем сближении в деле осуществления мер, направленных на укрепление мира и международной безопасности, на поддержку друг друга по многим вопросам современной жизни.