Домой / Знаете ли Вы, что… / Органы конституционного надзора и контроля. Курсовая работа: Конституционный контроль в Российской Федерации

Органы конституционного надзора и контроля. Курсовая работа: Конституционный контроль в Российской Федерации

Обязанность органов конституционного надзора и контроля состоит в недопущении принятия и издания законов, которые противоречат конституционным предписаниям, а также предотвращении применения законов и договоров, которые нарушают основные нормы, если они уже вступили в законную силу.

Реализуют меры по правовой охране конституции, надзору и контролю за соблюдением её положений разные государственные органы : глава государства, парламент и его палаты, прокуратура.

В настоящее время во многих странах имеются судебные или специальные квазисудебные органы контроля и надзора . Их основной функцией является поддержание, обеспечение и гарантия конституционной законности. Указанные органы обычно функционируют достаточно эффективно.

В настоящее время они существуют в большинстве стран, где имеются писаные конституции . Распространение данного института расширилось после Второй мировой войны.

Судьями и членами органов конституционного контроля и надзора выступают высококвалифицированные юристы, которые получили общенациональную известность и признание. Их правовой статус, как правило, соответствует статусу депутата парламента. Они не имеют права быть депутатами и министрами, а также заниматься предпринимательской деятельностью.

Конституционный надзор и контроль реализуется:

- судами общей юрисдикции . В США, Мексике, Аргентине, Норвегии, Дании, Японии запрос о конституционности закона, на основании которого составлено судебное дело, может быть сформирован судом любой инстанции. Но окончательное решение по данному запросу принимает лишь высшая судебная инстанция. В некоторых странах конституционный контроль и надзор реализуется верховным судом, который является высшей судебной инстанцией этого государства (Канада, Австралия, ЮАР, Индия, Филиппины, Боливия, Ирландия, Швейцария). Данный подход сформирован в рамках децентрализованной (американской) системы ;

- специальными конституционными судами , для которых конституционный контроль и надзор выступает основной или даже единственной функцией. Подобные специальные судебные органы не включаются в систему судов общей юрисдикции. Они создаются как при участии, так и без участия парламента (Германия, Австрия, Италия, Испания, Кипр, Турция). Данный подход сформирован в рамках централизованной (европейской, или австрийской) системы ;

- особым органом несудебного свойства . К ним можно отнести Конституционный совет во Франции, состав которого определяется совместно Президентом и Парламентом страны. Схожая система сформировалась и в некоторых африканских странах, которые ранее были французскими колониями. Указанные органы контроля и надзора имеют ограниченные полномочия и не наделены правами на самостоятельную отмену неконституционного акта. Конституционные советы и комитеты не являются судебными органами и не включаются в судебную систему государства.

В исламских государствах конституционный контроль и надзор характеризуется своим своеобразием. Так, например, в Пакистане вместе с Верховным судом, осуществляющим конституционный контроль, имеются еще два органа: исламский совет (рассматривает соответствие правовых актов Корану) и суд шариата (рассматривает иски различных субъектов, в том числе о противоречии шариату актов, касающихся прав граждан). Схожие подходы реализуются также в Марокко, Иране, Малайзии.

Конституционный контроль - контроль соответствующих органов за конституционностью нормативных актов - соответствие НА Конституции, соответствие подзаконных актов закону и непротиворечивость законов.

Формы осуществления конституционного контроля˸ судебный контроль, парламентский контроль, контроль, осуществляемый главой государства; контроль, осуществляемый другими гос. органами, уполномоченными на то Конституцией и др.
Размещено на реф.рф
Существуют две основные модели конституционного контроля - ʼʼамериканскаяʼʼ и ʼʼевропейскаяʼʼ. В нашем государстве конституционный контроль, в современном ᴇᴦο понимании, начал вводиться с начала 90-х.. В СССР был образован Комитет Конституционного надзора, просуществовавший до 1991 г., а затем - в РФ был образован Конституционный Суд РФ, деятельность ~ была приостановлена осенью 1993 г и вновь возобновилась, но уже в соответствии с новой Конституцией РФ, в первой половине 1995 г. В S-х в составе РФ, также создаются конституционные и уставные суды, осуществляющие контроль за соответствием конституция или уставу принимаемых в S-х РФ законов и других нормативно-правовых актов.

КОНСТИТУЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ - осуществляемая государственными органами деятельность, направленная на обеспечение соответствия конституции государства законов и иных нормативных правовых актов. К. к. осуществляют специальные органы - конституционные суды или комитеты конституционного контроля (надзора), а также иные государственные органы в рамках возложенных на них полномочий (президент, парламент и др.). Иногда К. к. совмещается с конституционным надзором в руках одного государственного органа. К.к. дает этому органу право отмены или признания недействующим акта, признанного противоречащим конституции. Конституционный надзор такого права не дает и выражается в том, что орган предлагает тому, кто принял неконституционный акт, или органу, стоящему над ним, отменить этот акт.

КОНСТИТУЦИОННЫЙ НАДЗОР - осуществляемая государственными органами деятельность, направленная на обеспечение соответствия конституции государства законов и иных нормативных правовых актов. Суть К. н. состоит в том, что надзирающий орган осуществляет наблюдение за соответствием правовых актов конституции, по сигналам или по своей инициативе находит противоконституционные акты и предлагает соответствующим органам их отменить. Сам он отменить такие акты не может, в случае если выполняет в чистом виде функции К. н. Однако если одновременно он является органом конституционного контроля, то может и сам отменять, признавать недействующими подобные акты (см.˸ Конституционный контроль).

К. н. могут осуществлять различные государственные органы, для которых К. н. - одна из функциональных задач (например, президент, прокуратура). Однако как правило К. н. поручается специально уполномоченному на то органу - комитету конституционного надзора (ККН).

Гашин Артем Андреевич

студент 3 курса Орловского филиала РАНХиГС при Президенте РФ, РФ, г. Орел

E - mail : freedomman 89@ mail . ru

Гашина Наталья Николаевна

научный руководитель, канд. юрид. наук, доцент Орловского филиала РАНХиГС при Президенте РФ, РФ, г. Орел

Одним из важнейших демократических институтов является институт конституционного контроля, который обеспечивает соблюдение основного закона государства - Конституции. Верховенство Конституции является одним из главных принципов функционирования правового государства. Поэтому правовая защита Конституции является главной задачей и обязанностью всех государственных органов и должностных лиц. В связи с этим в конституциях и специальных законах многих стран закреплен вопрос о конституционном контроле.

Если говорить конкретно о конституционном контроле в Российской Федерации, то данный вид контроля можно охарактеризовать следующим образом. Конституционный контроль - деятельность по обеспечению законности в сфере нормотворчества, направленная на проверку соответствия законов и иных нормативных правовых актов Конституции РФ. Основным назначением конституционного контроля является выявление противоречащих Конституции РФ правовых актов государственных органов и должностных лиц, а также принятие мер по их устранению .

Рассматривая вопрос теоретико-правовых основ конституционного контроля в Российской Федерации, нельзя не остановиться на формах и принципах его осуществления. Изучение данных форм и принципов показывает их тесную взаимосвязь с функциями конституционного контроля, так с одной стороны контроль осуществляется в определенных формах в соответствии со своими функциями, а с другой - его функции осуществляются на основе ряда принципов. Таким образом, прежде чем переходить к рассмотрению вопроса о формах и принципах осуществления конституционного контроля, необходимо на наш взгляд уделить внимание функциям конституционного контроля.

Так, Е.А. Лукашева в своих работах выделяет такие функции, как: защита конституции и защита прав и свобод, при этом указывая, что они обе неразрывно связаны друг с другом .

М.В. Баглай, в свою очередь, указывает на то, что судебным органам, осуществляющим конституционный контроль, присущи следующие функции: толкование конституции, решение споров о компетенции органов государственной власти, признание действительности или недействительности выборов, установление конституционности конкретных действий и правоприменительной практики органов исполнительной власти .

Н.В. Витрук отмечает следующие функции: нормоконтроль, толкование конституции, творение права, обеспечение принципа разделения властей, разрешение споров и конфликтов между органами публичной власти, проверка организации и деятельности политических партий, общественных объединений, защита прав и свобод граждан .

В.А. Кряжков, например, выделяет ряд следующих функций: нормоконтроль, рассмотрение споров между органами государства, толкование конституции и законов, защита прав и свобод, контроль за проведением выборов и референдумов, проверка конституционности политических партий, функции в сфере конституционной ответственности высших должностных лиц .

Анализ литературы позволяет нам говорить о том, что функции конституционного контроля проявляются в совершении каких-либо действий его органов. Данные действия несут определенное содержание, выражающееся в конкретной форме.

Необходимо также отметить, что среди ученых не возникает существенных разногласий по поводу классификации форм осуществления конституционного контроля. Имеются различные критерии для классификации его форм, среди которых можно выделить такие как: время осуществления, правовые последствия, обязательность проведения, содержание конституционных актов, место осуществления, объем, а также и ряд дополнительных критериев.

Так по времени осуществления выделяется предварительный и последующий конституционный контроль. Различия предварительного и последующего заключаются в том, что первый осуществляется в отношении: законов, еще не вступивших в силу; заключенных, но не ратифицированных международных договоров и др., а последующий - в отношении законов и актов, обладающих юридической силой.

Следующим критерием классификации выступают правовые последствия, подразделяющие конституционный контроль на консультативный и постановляющий. В.В. Маклаков, говоря о решении, принимаемом в порядке консультативного контроля, отмечал, что такое решение обладает моральной, а не юридической силой, юридически оно никого не обязывает и не связывает . В свою очередь решение, принимаемое в порядке постановляющего контроля общеобязательное и окончательное.

По обязательности проведения различают обязательный и факультативный конституционный контроль. Обязательный контроль предусматривает обязательную проверку акта на соответствие его конституции, в то время как факультативный исключительно по необходимости в случае инициативы управомоченного субъекта.

В зависимости от содержания конституционных актов конституционный контроль подразделяется на формальный и материальный. Формальный контроль подразумевает проверку соблюдения требований конституции (проверяется компетентность органа, издавшего акт; соблюдение процедурных требований, а также и сама форма акта); материальный контроль несет в себе проверку соответствия содержания этого акта положениям конституции.

Также необходимо отметить абстрактный (абсолютный) и конкретный (относительный) конституционный контроль. Абсолютный контроль означает оспаривание самого принятия или существование неконституционного закона, акта. Относительный конституционный контроль связан с проверкой конституционности закона в процессе рассмотрения конкретного дела, связанного с применение спорной нормы .

По объему можно выделить полный и частичный конституционный контроль. Полный контроль в отличие от частичного распространяется полностью на всю систему общественных отношений, урегулированную нормами конституции, а частичный, лишь на определенные ее сферы, такие как права и свободы человека и гражданина, федеративные отношения и т. д.

По месту осуществления выделяется внутренний и внешний конституционный контроль. Отличительной чертой внутреннего конституционного контроля от внешнего является то, что внутренний контроль осуществляется самим органом, издающим акт (парламент), в то время как внешний - иным компетентным органом (Конституционный Суд).

Таким образом, классификация форм осуществления конституционного контроля в России позволяет нам глубже и всесторонне понять содержание самой формы ее осуществления. Ведь формы, посредством которых осуществляется конституционный контроль это, прежде всего система функциональных связей, ставящая своей главной целью решение задач, таких как верховенство и соблюдение конституции, защита прав и свобод граждан, установление конституционно-правовых норм и замена не соответствующих правовых норм общественному развитию.

Как можно заметить конституционный контроль, являясь обладателем важных и сложных функций, осуществляет их на основе ряда принципов. Данным принципам конституционного контроля уделяется особое значение в рассматриваемом вопросе, в связи с тем, что принципы права определяют пути совершенствования правовых норм в качестве руководящих идей для законодателя . Под правовыми принципами понимают основополагающие начала, ключевые идеи права, определяющие и выражающие его суть .

Таким образом, именно основополагающие начала, предопределяющие специфические общественные отношения следует понимать под принципами конституционного контроля.

На современном этапе, подавляющее большинство авторов в своих работах говорят о следующих принципах конституционного контроля в России, это такие принципы как законность, деполитизация, приоритет прав и свобод человека, принцип гласности, независимости и общеобязательности решений Конституционного Суда РФ. Все вышеперечисленные принципы находят свое отражение в Федеральном конституционном законе от 21.07.1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» .

Следует также отметить, что первоосновой для функционирования конституционного контроля выступает ряд конституционных принципов, выражающих основополагающие начала в конституции государства. Это, прежде всего принципы, закрепленные в Конституции РФ: верховенство и прямое действие конституции, действие конституции на всей территории страны, уважение прав и свобод человека и гражданина, признание необходимости системы обеспечения действия конституции и ее охраны.

На наш взгляд также целесообразно отнести к принципам конституционного контроля ряд принципов, лежащих в основе деятельности контрольных органов. На основании этого можно выделить принцип множественности контрольных органов и принцип наличия достаточных средств и сил для использования поставленных задач.

Исходя из вышесказанного, можно дифференцировать принципы конституционного контроля по следующим трем группам.

Первая группа представляет принципы, закрепленные в Конституции РФ. Это, прежде всего такие принципы, как:

· верховенство конституции. Данный принцип подразумевает высшую юридическую силу конституции в системе нормативных правовых актов, а также и в иных источниках права.

· прямое действие конституции. Этот означает, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

· действие конституции на всей территории государства. Принцип предусматривает распространение действия конституции на всю территорию страны.

· приоритет прав и свобод человека и гражданина. Данный принцип подразумевает, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

· признание необходимости системы обеспечения действия конституции и ее охраны. Принцип уделяет внимание мерам, направленным на профилактику нарушений и повышение соблюдения конституции.

Вторую группу представляют следующие общие принципы: принцип законности, принцип независимости, принцип гласности, принцип общеобязательности и непосредственности решений, принцип истинности решения органа конституционно контроля.

Третья группа - это принципы, выработанные в процессе работы иных компетентных органов:

· множественность контрольных органов. Характерной чертой принципа является наличие разветвленной системы контрольных органов, способствующих более эффективному осуществлению конституционного контроля.

· наличие достаточных сил и средств для выполнения полномочий. Подразумевает наличие, во-первых, надлежащей правовой базы, а во-вторых - финансовых и материально-технических средств.

Несмотря на недостаточное освещение принципов осуществления конституционного контроля в литературе, на наш взгляд они должны быть незыблемы, так как принципы являются объединяющей основой как общего, так и специализированного контроля в системе конституционного контроля нашей страны. Они призваны определять пути дальнейшего развития системы конституционного контроля, делая ее более совершенной.

Список литературы:

  1. Арановский К.В. Государственное право зарубежных стран: Учебное пособие / К.В. Арановский 3-е изд., доп. и перераб. М.: ИНФРА-М, 2000. - 488 с.
  2. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М.: Норма, 2010. - 816 с.
  3. Витрук Н.В. Конституционное правосудие в России. М.: Городец-Издат, 2001. - 508 с.
  4. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть: Учебник для вузов / Рук. авт. колл. и отв. ред. Б.А. Страшун. М.: Норма, 2005. - 896 с.
  5. Конституционное право России. Учебник / Г.В. Мальцев, 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство РАГС, 2010. - 425 с.
  6. Кряжков В.А., Лазарев Л.В. Конституционная юстиция в Российской Федерации. М.: БЕК, 1998. - 462 с.
  7. О Конституционном Суде Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (ред. от 04.06.2014) // СЗ РФ. - 1994. - № 13. - Ст. 1447; - 2014. - № 11. - Ст. 1088.
  8. Права человека. / Под ред. Е.А. Лукашевой. М.: НОРМА, 2001. - 573 с.
  9. Саликов М.С. Конституционный судебный процесс. М.: НОРМА, 2003. - 416 с.
  10. Теория государства и права. / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. М.: НОРМА, 2003. - 616 с.

Конституционный контроль и надзор в РФ.

Юридическое верховенство конституции предполагает контроль за ее соблюдением. Существуют специализированные и неспециализированные органы, которые обязаны не допускать применение законов и других актов, противоречащих конституции. Специализированный конституционный надзор – важнейший способ защиты конституции юридическими средствами. Наряду с ним действуют и другие виды контроля: прокурорский надзор за законностью, роль президента как гаранта конституции.

В Российской федерации функции конституционного контроля и надзора возложены на Конституционный суд.

Россия, проводя демократические преобразования, стала первой на территории бывшего СССР, учредившей в декабре 1990 г. специализированный орган судебного конституционного контроля, внеся изменения в ст. 119 Конституции РСФСР. 12 июля 1991 г. был принят Закон РСФСР "О Конституционном Суде РСФСР".

Деятельность Конституционного Суда в 1992-1993 гг. внесла существенный вклад в становление конституционного правосудия в России, однако получила неоднозначную оценку в обществе. В условиях острой конфронтации между законодательной и исполнительной властями Конституционный Суд оказался вовлеченным в водоворот политических страстей, что в итоге привело к приостановлению его деятельности в октябре 1993 г.

При подготовке проекта новой Конституции (ныне действующая Конституции 1993 г.) активно обсуждались иные организационно-правовые формы осуществления конституционного правосудия: создание конституционной коллегии в составе Верховного Суда; возложение конституционно-контрольной функции на Верховный Суд в целом (американская модель); образование Высшего судебного присутствия как своеобразной надстройки над Конституционным, Верховным и Высшим Арбитражным судами (что еще не встречалось в мировой практике). Некоторые из предложений, ведущие к принижению роли Конституционного Суда и передаче его функций другим структурам, объяснялись реакцией на политические обстоятельства предшествующего периода.

Конституция России 1993 г. сохранила Конституционный Суд как самостоятельный институт власти, хотя и с измененной компетенцией. Однако составители проекта Конституции к моменту вынесения его на всенародное голосование не сумели прийти к единству в характеристике статуса Конституционного Суда, выраженному в четком определении. Этот пробел в Конституции восполнил Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. "О Конституционном Суде Российской Федерации", который на основе Конституции и в соответствии с ее ст. 128 установил полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда.

Статья 165 прежней Конституции (в редакции от 21 апреля 1992 г.) характеризовала Конституционный Суд чрезвычайно широко - как высший орган судебной власти по защите конституционного строя. Статья 1 Закона от 21 июля 1994 г. дает более четкое определение Конституционного Суда - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. В этом определении отражены основные черты Конституционного Суда: правовой статус - судебный орган, функция - осуществление конституционного контроля, главные принципы деятельности - самостоятельное и независимое осуществление судебной власти, процессуальная форма деятельности - конституционное судопроизводство.

В конституционном контроле в пределах своей компетенции участвуют и другие органы - Президент (ст. 85, 115 Конституции), Правительство, законодательные и исполнительные органы субъектов федерации, обычные суды, прокуратура. Однако судебный конституционный контроль - особая и самостоятельная сфера деятельности, осуществляемая специально на то уполномоченным органом - Конституционным Судом (в странах англосаксонской системы общего права это функция судов общей юрисдикции). Такой контроль выражается в проверке и оценке посредством специальной процедуры (конституционного судопроизводства) соответствия Конституции законов, других нормативных актов, которые в случае признания их неконституционными утрачивают силу. Конституционный Суд действует в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод личности, обеспечения непосредственного действия Конституции, ее правовой охраны.