Домой / Примеры ошибок / История развития конституционного контроля в зарубежных странах. Возникновение и развитие конституционного судебного контроля в россии

История развития конституционного контроля в зарубежных странах. Возникновение и развитие конституционного судебного контроля в россии

Говоря о становлении конституционного судебного контроля в современной России, нельзя не отметить, что она восприняла основные черты европейской модели конституционного контроля, хотя и имеет свою специфику, связанную с трудностями перехода от тоталитаризма к демократическому правовому государству.

Основные этапы становления института конституционного контроля в России 1 следующие:

  • 1) зарождение идей о конституционном контроле в России (XIX - начало XX в.);
  • 2) осуществление конституционного контроля Центральным исполнительным комитетом СССР (ЦИК СССР) при вспомогательной роли Верховного Суда СССР (конец 1920-х - начало 1930-х гг.);
  • 3) осуществление конституционного контроля Президиумом Верховного Совета СССР (конец 1930-х - начало 1980-х гг.);
  • 4) осуществление конституционного контроля высшими органами государственной власти: Съездом народных депутатов СССР, Верховным Советом СССР и Комитетом конституционного надзора СССР (1988-1991 гг.);
  • 5) обеспечение верховенства Конституции и ее правовой защиты самостоятельным и независимым органом судебного конституционного контроля - Конституционным Судом РФ (с 1991 г.).

Практическое осуществление конституционного контроля начинается в первые годы советской власти. В это время конституционный контроль осуществлялся Всероссийским съездом советов и Всероссийским Центральным исполнительным комитетом (ВЦИК), который был вправе отменить практически любой акт в случае его противоречия Конституции РСФСР. На практике отмену конституционных актов реализовывал Президиум ВЦИК. Свои предварительные заключения о конституционности того или иного правового акта давал отдел законодательных предположений.

В связи с образованием в 1922 г. Союза ССР и необходимостью обеспечить соответствие республиканского законодательства общесоюзным нормам функции по осуществлению конституционного контроля переходят к ЦИК СССР, а в период между его сессиями - Президиуму ЦИК СССР. Вспомогательную роль в осуществлении конституционного контроля стал выполнять образованный в 1923 г. Верховный Суд при ЦИК Союза ССР.

К середине 1930-х гг., когда в Советском Союзе уже полностью сформировалась и стабилизировалась командно-административная система, возможное несоответствие как актов союзных республик, так и ведомственных нормативных правовых актов общесоюзному законодательству могло быть только технической ошибкой, а не проявлением политической воли. В случае появления подобной юридической ошибки ее можно было устранить без формального привлечения государственных органов через систему партийной иерархии. В связи с этим принятая в 1936 г. Конституция СССР не предусматривала создания специализированных органов конституционного контроля, так как функции конституционного контроля могли выполнять постоянно действующий высший орган государственной власти - Президиум Верховного Совета СССР и Прокуратура СССР.

Во второй половине 1980-х гг. начинается масштабный кризис всей системы государственной власти в нашей стране. Осознание необходимости перемен в обществе приводит к внесению значительных изменений в Конституцию СССР, конституции союзных и автономных республик. Существенным изменениям подверглась ст. 6 Конституции СССР, на цели демократизации общественной жизни были направлены изменения ст. 104 Конституции СССР, которые привели к усовершенствованию высших органов государственной власти - образованию Съезда народных депутатов СССР и реформированию Верховного Совета СССР .

Данные органы государственной власти осуществляли законодательную деятельность, обеспечивали единство законодательного регулирования на всей территории СССР, осуществляли толкование законов Союза ССР. 23 декабря 1989 г. принимается Закон СССР «О конституционном надзоре в СССР». С мая 1990 г. к работе приступил Комитет конституционного надзора СССР. Члены Комитета конституционного надзора избирались Съездом народных депутатов СССР сроком на 10 лет из числа специалистов в области политики и права в составе председателя (им стал известный ученый-юрист, член-корреспондент АН СССР С. С. Алексеев), его заместителя и 25 членов Комитета, в том числе по одному из каждой союзной республики. Закон установил ряд важных гарантий независимости членов Комитета, прежде всего их подчинение при выполнении ими своих обязанностей только Конституции СССР.

Впервые осуществление конституционного контроля специализированным судебным органом начинается в 1991 г., когда Законом РСФСР от 12 июля 1991 г. № 1599-1 «О Конституционном Суде РСФСР» (ред. от 25 февраля 1993 г.) был образован судебный орган конституционного контроля - Конституционный Суд РФ. Конституционным Судом РФ на основе Закона РСФСР от 12 июля 1991 г. «О Конституционном Суде РСФСР» в 1992-1993 гг. было рассмотрено 27 дел, из них 19 - по обращениям о проверке конституционности законов и иных нормативных правовых актов, 8 - по индивидуальным жалобам граждан. Им было рассмотрено также более 30 тыс. обращений граждан, государственных органов, общественных объединений, на которые были даны ответы.

Обострение политического кризиса в стране и его трагическая развязка 3-4 октября 1993 г. в Москве привели к фактическому роспуску парламента и приостановлению реального осуществления Конституционным Судом РФ функций конституционного судебного контроля до принятия новой Конституции России и нового закона о конституционном правосудии.

Конституция РФ 1993 г., сохранив специализированный орган конституционного судебного контроля, урегулировала важнейшие вопросы, связанные с организацией и деятельностью Конституционного Суда РФ, внесла существенные изменения в правовой статус данного органа, но все положительное, что было накоплено в ходе становления этого государственно-правового института в России, нашло затем отражение в Законе о Конституционном Суде РФ 1994 г. После завершения формирования полного состава Конституционного Суда РФ в феврале 1995 г. начался новый этап его деятельности.

  • См. подробнее: Штрихи к истории Конституционного Суда России: из дневников, блокнотов, интервью, стенограмм и иных документов и материалов 1989-1996 годов. М., 2014.; Митюков М. А., Барпашов А. М. Очерки конституционного правосудия (сравнительно-правовое исследование законодательства и судебной практики). Томск, 1999; Шульженко Ю. Л. Конституционный контроль в России. М., 1995; Митюков М. А. Предтеча конституционного правосудия: взгляды, проекты и институциональные предпосылки (30-е - начало 90-х гг. XX в.); Он же: Судебный конституционный надзор 1924-1933 гг.: вопросы истории, теории и практики.
  • См.: Закон СССР от 1 декабря 1988 г. № 9853-Х1 «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) СССР».

Тема 2. Конституционное правосудие как высшая форма конституционного контроля в правовом государстве

Тема 1. Судебно-конституционное право и процесс как отрасль права и законодательства, как наука и учебная дисциплина

СУДЕБНОГО КОНСТИТУЦИОННОГО КОНТРОЛЯ

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ

Часть первая

ПРОГРАММА КУРСА

Судебно-конституционное право и процесс как самостоятельная отрасль права. Судебно-конституционное право и судебно-конституционный процесс как единство материального и процессуального права. Конституционное судопроизводство и судебно-конституционный процесс. Особенности судебно-конституционного права и процесса как отрасли публичного права.

Судебно-конституционное право и процесс в системе российского права. Научная дискуссия о месте судебно-конституционного права и процесса в системе российского права. Конституционное право как основа судебно-конституционного права и процесса. Судебно-конституционное право и процесс в системе судебного права. Судебно-конституционное право и процесс и иные отрасли российского права, их функциональное значение.

Судебно-конституционное право и процесс как наука. Разработка проблем судебного конституционного контроля зарубежными учеными. Идеи русских ученых-юристов о конституционном (правовом) государстве и судебном конституционном контроле (М.М. Ковалевский, Н.И. Лазаревский, В.Н. Дурденевский, С.А. Котляревский, Л.А. Шалланд). Эволюция взглядов советских ученых-юристов на конституционное правосудие. Формирование науки судебно-конституционного права и процесса как новой отрасли знаний в отечественной правовой науке.

Судебно-конституционное право и процесс как учебная дисциплина. Цель, задачи, структура и программа учебного курса.

Принцип верховенства конституции, его действие в правом государстве. Понятие и содержание конституционности как правового режима, его соотношение с законностью. Охрана и защита конституции.

Конституционный контроль в механизме охраны (защиты) конституции. Сущность и виды конституционного контроля. Соотношение конституционного контроля и надзора.

Общий конституционный контроль и органы, его осуществляющие.

Судебный конституционный контроль. Правосудие как специфическая форма конституционного контроля. Американская и европейская, а также смешанные модели судебного конституционного контроля. Основания классификации по видам судебного конституционного контроля (предварительный и последующий, абстрактный и конкретный и др.).

Периодизация развития судебного конституционного контроля. Истоки судебного конституционного контроля. Дело «Мэрбери против Мэдисона» (США). Создание Конституционного Суда в Австрии и Чехословакии. Создание конституционных судов после Второй мировой войны.



Планы Временного Правительства в России по вопросам судебной охраны конституции. Конституционный надзор Верховного Суда СССР (1923-1933 годы). Комитеты конституционного надзора СССР, союзных и автономных республик (1989-1993 годы). Концепция судебной реформы 1991 года о судебном конституционном контроле.

Конституционные суды в странах молодой демократии на посткоммунистическом и постсоветском пространстве.

Создание и основные этапы деятельности Конституционного Суда Российской Федерации. Деятельность Конституционного Суда Российской Федерации на основе Закона РСФСР от 12 июля 1991 года «О Конституционном Суде РСФСР». Переходный период в деятельности Конституционного Суда России (1993-1995 годы). Проблемы конституционного правосудия в дискуссиях на заседаниях Конституционного совещания 1993 года. Современный этап деятельности Конституционного Суда Российской Федерации на основе Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 года «О Конституционном Суде Российской Федерации». Создание и учреждение конституционных (уставных) судов в ряде субъектов Российской Федерации.

Сотрудничество конституционных судов в общеевропейском и мировом пространстве. Новый этап в развитии судебного конституционного контроля в контексте мировой и европейской правовой глобализации. Организационные формы сотрудничества конституционных судов. Европейская конференция конституционных судов. Конференция конституционных судов франкоговорящих стран. Комиссия Совета Европы «За демократию через право» (Венецианская комиссия). Роль неправительственных организаций в развитии сотрудничества конституционных судов. Двусторонние и многосторонние связи конституционных судов (обмен делегациями, проведение конференций, семинаров и др.). Сотрудничество конституционных судов на постсоветском пространстве в рамках Содружества Независимых Государств. Конференция органов судебного конституционного контроля в странах молодой демократии.

Конституционный контроль – это процесс оценки компетентным органом власти соответствия различных нормативных актов государства его основному закону – Конституции. Принимая решение о признании акта противоречащим Конституции, орган конституционного контроля одновременно объявляет об утрате актом юридической силы, прекращения его действия.

От понятия «конституционный контроль» следует отличать понятие «конституционный надзор». При конституционном надзоре компетентный орган власти, находя акт не соответствующим Конституции, не отменяет его, а предлагает принявшему его, либо вышестоящему органу отменить этот акт. Т.е., разница между конституционным контролем и надзором состоит в силе принимаемый решений: решение либо отменяет акт, либо предлагает отменить его другим органам.

В СССР, в условиях доминирования исполнительной власти, зарождающие парламенты стремились взять на себя полномочия по конституционному контролю. По существу, конституционный контроль выражался в парламентском контроле. При этом Конституция СССР 1977 г. (как и все предыдущие) не содержала норм, прямо регулирующих пределы и процедуру конституционного контроля. Однако необходимость появления специального органа конституционного контроля была очевидна. На выбор предлагалось несколько основных моделей:

Оценка различных актов, в т.ч. законов, поручается высшему органу судебной системы – Верховному Суду (США);

Создается специальный суд, осуществляющий конституционный контроль в форме судебной оценки актов – Конституционный суд (Австрия, ФРГ);

Задачи конституционного контроля возлагаются на специальную палату, образованную в высшем суде страны (Швейцария);

Создается специальный гос. Орган для оценки конституционности нормативных актов – «квазисудебный орган» - конституционный совет (Франция).

На тот момент было очевидно, что компетенция органа конституционного контроля будет складываться из трех видов нормоконтроля:

Ø Абстрактного нормоконтроля – по собственной инициативе органа;

Ø Конкретного нормоконтроля – по обращению граждан, юридических лиц и государственных органов, в связи с рассмотрением конкретного дела;

Ø Предварительного нормоконтроля – оценка проекта закона, еще не принятого Парламентом. Оценку актов, вступивших в законную силу, называют в связи с этим последующим нормоконтролем.

В ходе комплекса конституционных реформ, предпринятых М.С.Горбачевым, 1.12.1988 был образован Комитет конституционного надзора СССР. Соответствующие поправки были внесены в Конституцию СССР. Комитет конституционного надзора СССР избирался Съездом Народных Депутатов СССР сроком на 10 лет из числа специалистов в области политики и права в составе Председателя, его заместителя и 21 члена Комитета, включая представителей союзных республик. Члены Комитета были независимы и подчинялись только Конституции СССР.



Комитет по собственной инициативе и по поручению Съезда представлял СНД СССР заключения о соответствии Конституции СССР проектов законов СССР, подлежащих рассмотрению СНД СССР. При этом он не имел права оценивать законы, уже принятые Съездом. Комитет не имел права отменять противоречащие Конституции акты, а лишь направлял СНД СССР заключение с предложением отменить акт, или внести в него изменения. Т.о., само по себе создание Комитета было прогрессивным шагом, но его практическая значимость была сведена к минимуму.

23.12.1989 г. был принят Закон СССР о комитете конституционного надзора СССР, с принятием которого круг полномочий Комитета был значительно расширен. В частности, он получил право:

ü оценивать уже принятые законы СССР на их соответствие Конституции СССР,

ü оценивать соответствие Конституций союзных республик Конституции СССР,

ü давать оценку международным договорам СССР;

ü давать оценку актам Правительства СССР;

ü приостанавливать действие акта, противоречащего Конституции СССР, за исключением Законов СССР и конституций союзных республик;

ü рассматривать споры по компетенции между Союзом и республиками, а также между союзными республиками.

Т.о. данные реформы, по сути, превратили Комитет конституционного надзора в орган конституционного контроля. Однако, с распадом СССР, Комитет прекратил свое существование в декабре 1991 г.

24 мая 1991 г., во время очередной конституционной реформы, был образован Конституционный Суд РСФСР. Ст. 165 Конституции РСФСР определяла его, как высший судебный орган конституционного контроля в РСФСР, осуществляющий судебную власть в форме конституционного судопроизводства, и состоящего из 15 судей. Преимущества судебного органа конституционного контроля можно свести к следующему:

Ø Суд – независимый орган государства, не входящий в другие ветви власти;

Ø В суде применяются принципы доказывания и состязательности, что дает возможность юридически уравнивать участников судопроизводства;

Ø Суд рассматривает дела по обращениям, ему нет необходимости заниматься поиском актов для рассмотрения;

Ø Суд освобожден от фискальных функций – ему нет необходимости заниматься сбором доказательств, проводить следствие и т.п.;

Ø Результатом рассмотрения дела в суде является обязательное и окончательное судебное решение.

Закон о Конституционном Суде РСФСР был принят 12 июля 1991, были избраны 13 из 15 судей, но в полном составе суд так и не был сформирован. При этом официальный сайт КС РФ называет «днем рождения Конституционного Суда» 30 октября 1991 года, когда конституционные судьи провели свое первое рабочее совещание. Полномочия Конституционного Суда РСФСР (а с апреля 1992 – Конституционного Суда РФ) позволяли охарактеризовать его, как орган конституционного контроля, а не надзора. В ходе конституционного кризиса 1992-1993 гг., когда противоречия между Президентом Б.Н.Ельциным и Съездом Народных Депутатом и Верховным Советом обострились, Конституционный Суд РФ, а в особенности его Председатель В.Д.Зорькин предпринимал усилия для поиска компромисса. Однако напряжение удалось снять лишь временно. Дважды в течение 1993 г. (в марте и сентябре) Конституционный Суд оценивал действия Президента РФ, как противоречащие Конституции. В ответ Б.Н.Ельцин своим указом приостановил деятельность КС РФ, что поставило под угрозу само существование КС РФ. В «президентском» проекте Конституции речь шла о сохранении КС РФ, однако с максимально урезанными полномочиями. Однако перед принятием Конституции РФ окружение Президента сумело убедить его в необходимости сохранения КС РФ. Единственное полномочие, которое утратил КС РФ – это право давать заключения о соответствии деятельности высших должностных лиц Конституции. После принятия Конституции РФ КС РФ еще долгое время не мог работать, поскольку полным ходом шла разработка ФКЗ «О Конституционном Суде РФ». Деятельность КС РФ возобновилась с принятием 21 июля 1994 г. ФКЗ «О Конституционном суде РФ» № 1-ФКЗ

В истории становления судебного конституционного контроля в России можно выделить следующие этапы: соответственно Всесоюзным съездом Советов, Центральным Исполнительным Комитетом и его Президиумом). Последний, осуществляя функции конституционного контроля, был вправе отменить практически любой правовой акт в случае его противоречия Конституции РСФСР. Функции конституционного надзора выполнялись отделом законодательных предположений. В практике Президиума ЦИК большое количество дел, связанных с вопросами конституционности, возникало по протестам ЦИК союзных республик. Многие протесты обусловливались неясностями и пробелами в области разграничения компетенции между Союзом ССР и союзными республиками. б) С 1924 г. функции надзора были переданы Верховному Суду, учрежденному при ЦИК СССР, и Прокурору Верховного Суда СССР. Конституция возлагала на Верховный суд обязанность осуществлять конституционный надзор. По судебной линии - путем дачи руководящих разъ-яснений верховным судам союзных республик в отношении общесоюзного законодательства; опротестования перед Президиумом ЦИК СССР по представлению прокурора постановлений, решений и приговоров верховных судов союзных республик как противоречащих общесоюзному законодательству или затрагивающих интересы других союзных республик. По линии общего надзора за законностью - посредством дачи Президиуму ЦИК СССР по его требованию заключений о законности тех или иных актов союзных республик с точки зрения союзной Конституции; о приостановлении и отмене постановлений, действий и распоряжений центральных органов отдельных наркоматов Союза ССР по мотивам несогласованности таковых с Конституцией. Постановления Пленума Верховного суда СССР по вопросам соответствия нормативных актов Конституции носили характер консультативных заключений. Обязательную силу они приобретали только после утверждения постановлениями Президиума ЦИК СССР. в) С 1933 г. в связи с образованием Прокуратуры СССР надзор полностью перешел к ней. Прокуратура СССР была наделена правом осуществлять надзор за соответствием Конституции и постановлениям Правительства СССР постановлений и распоряжений отдельных ведомств Союза ССР, союзных республик и местных органов власти. II. Второй этап: 1936 - 1988 гг. Осуществление конституционного контроля и конституционного надзора было прерогативой Верховного Совета СССР и его Президиума. Соответствующими полномочиями наделялись и высшие представительные органы союзных и автономных республик. Такое изменение было шагом назад в осуществлении конституционного контроля в СССР. Верховный Совет СССР не обладал правом проверки на конституционность собственных законодательных актов. Конституция СССР 1977 г. практически не изменила положение конституционного контроля в системе государственной власти. III. Третий этап: 1988 - 1991 гг. Третий этап обусловлен образованием в 1988 г. первого специализированного органа в данной сфере - Комитета конституционного надзора СССР (изменения Конституции СССР от 1 декабря 1988 г.). Комитет осуществлял полномочия по конституционному надзору и был подконтролен Съезду народных депутатов СССР, что делало его зависимым. Только через год, на II съезде народных депутатов СССР 23 декабря 1989 г., был принят Закон о конституционном надзоре в СССР. Права Комитета оказались весьма ограниченными. Он был уполномочен лишь принимать заключения о неконституционности поднадзорных актов, но не имел права их отменять. В случае обнаружения неконституционности актов Съезда народных депутатов СССР или несоответствия конституций союзных республик Конституции СССР Комитет конституционного надзора не мог приостанавливать их действие. Для окончательного решения он направлял свои заключения Съезду народных депутатов СССР, хотя Съезд мог отклонить заключение Комитета двумя третями голосов от общего числа народных депутатов. В других случаях, выявив неконституционность нормативного акта, заключение Комитета приостанавливало действие акта. Что же касается актов, нарушающих основные права и свободы человека, то они утрачивали силу с момента принятия заключения Комитетом конституционного надзора (кроме законов СССР). Комитет конституционного надзора СССР просуществовал недолго. Учрежденный в декабре 1988 г., он был реально сформирован только в апреле 1990 г. А в декабре 1991 г. вместе с другими органами Союза Комитет прекратил свою деятельность. Комитетом было рассмотрено 29 вопросов. Конституция РСФСР 1978 г. в редакции от 27 октября 1989 г. предусматривала создание Комитета конституционного надзора РСФСР, который так и не был создан. IV. Четвертый этап: с 1991 г. - по настоящее время. 1. Учреждение Конституционного Суда РСФСР состоялось на основе Закона РСФСР от 15.12.90 г. об изменениях Конституции. 6 мая 1991 г. был принят Закон РСФСР «О Конституционном Суде РСФСР». - была воспринята европейская модель конституционного контроля; - Суд состоял из 15 судей; - Суд мог рассматривать кроме прочего конституционность правоприменительной практики, конституционность политических партий, давал заключения в связи с решением вопроса об отрешении от должности ряда должностных лиц федерального и регионального уровня. 29-30 октября 1991 г. Съезд народных депутатов РСФСР избрал 13 из 15 судей Конституционного Суда РСФСР. По мнению одного из судей Конституционного Суда РСФСР Н.В. Витрука главным недостатком в деятельности Конституционного Суда состоял в сползании с позиций права в политическую сферу, в постепенном превращении его из органа правосудия в орудие политики. Внутри состава Суда существовал раскол. При рассмотрении дела о конституционности Указа Президента РФ о 21.09.93 г. № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в РФ» ряд судей проголосовавших против принятого Судом заключения отказались от дальнейшего участия в заседаниях Суда. 5 сентября 1993 г. Конституционный Суд заявил о своей невозможности осуществлять проверку конституционности нормативных правовых актов и международных договоров. 7 октября 1993 г. Президент РФ издает Указ № 1612 «О Конституционном Суде РФ», которым постановил не созывать заседания Конституционного Суда до принятия новой Конституции РФ. 21 сентября 1993 года N 1400 УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ПОЭТАПНОЙ КОНСТИТУЦИОННОЙ РЕФОРМЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1. Прервать осуществление законодательной, распорядительной и контрольной функций Съездом народных депутатов Российской Федерации и Верховным Советом Российской Федерации. До начала работы нового двухпалатного парламента Российской Федерации - Федерального Собрания Российской Федерации и принятия им на себя соответствующих полномочий руководствоваться указами Президента и постановлениями Правительства Российской Федерации. Конституция Российской Федерации, законодательство Российской Федерации и субъектов Российской Федерации продолжают действовать в части, не противоречащей настоящему Указу. 10. Предложить Конституционному Суду Российской Федерации не созывать заседания до начала работы Федерального Собрания Российской Федерации. ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ УКАЗ от 7 октября 1993 г. N 1612 О КОНСТИТУЦИОННОМ СУДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Принимая во внимание Заявление Конституционного Суда Российской Федерации от 5 октября 1993 года о сложении Конституционным Судом Российской Федерации функции проверки конституционности нормативных актов и международных договоров Российской Федерации и в связи с необходимостью правовым путем обеспечить преемственность конституционного правосудия в Российской Федерации, постановляю: 1. Констатировать невозможность деятельности Конституционного Суда Российской Федерации в неполном составе и не созывать его заседания до принятия новой Конституции Российской Федерации. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗАКЛЮЧЕНИЕ от 21 сентября 1993 года Указ Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина от 21 сентября 1993 г. N 1400 "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации" и его Обращение к гражданам России 21 сентября 1993 года не соответствует части второй статьи 1, части второй статьи 2, статье 3, части второй статьи 4, частям первой и третьей статьи 104, абзацу третьему пункта 11 статьи 121.5, статье 121.6, части второй статьи 121.8, статьям 165.1, 177 Конституции Российской Федерации и служат основанием для отрешения Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина от должности или приведения в действие иных специальных механизмов его ответственности в порядке статьи 121.10 и 121.6 Конституции Российской Федерации. 1 декабря 1993 Конституционный Суд на совещании с участием 10 судей (отсутствовали Н.Т. Ведерников, Н.В. Селезнев и Ю.Д. Рудкин) обсудил вопрос о приостановлении полномочий судей В.Д. Зорькина и В.О. Лучина. Мотивом для приостановления полномочий Зорькина были его выступления с критикой президентского проекта Конститу-ции, а Лучина - включение его в избирательный список Аграрной партии России (при том, что фамилия Лучина была включена в список на этапе, не требующем его согласия, а сам он уже 15 ноября письменно отказался баллотироваться). После утверждения повестки дня "виновники торжества" покинули заседание, а оставшиеся 8 судей (Э.М. Аметистов, Н.В. Витрук, Г. А. Гаджиев, А. Л. Кононов, Т.Г. Морща- кова, В.И. Олейник, О.И. Тиунов, Б.С. Эбзеев) провели тайное голосование и приостановили полномочия судей В.Д. Зорькина (6 голосами) и В.О. Лучина (5 голосами при 1 против) за участие в политической деятельности. В мнении судьи Б.С. Эбзеева по поводу принятого решения указывается, что двое из 8 судей, не заполнившие бюллетени, фак-тически не участвовали в голосовании, таким образом в принятии решения участвовало меньшинство судей, а на заседании не было кворума, который по закону составляет 2/3 от списочного состава, т.е. 9 человек. В знак протеста Лучин объявил голодовку. После выборов в Федеральное Собрание настроения в Конституционном Суде несколько изменились. 13 января 1994 КС восстановил (7 голосами против 4) полномочия Лучина, 25 января (7 голосами против 3) - полномочия Зорькина. 13 января 1994 секретарь КС Ю.Д. Рудкин обвинил исполнительную власть в оказании политического давления на Конституционный Суд, путем продолжающейся свыше двух месяцев невыплаты зарплат судьям КС. В марте 1994 года и.о. Генерального прокурора А.Н. Ильюшенко подписал заключение Генеральной прокуратуры об обстоятельствах принятия заключения КС от 21 сентября 1993 года. Проанализировав стенограмму, прокуратура обнаружила, что председатель КС Зорькин должен был поставить на голосование две формулировки, набравшие по 4 голоса: с упоминанием статьи 121-6 и без ее упоминания. Ильюшенко пришел к выводу, что заключение КС принято с нарушением процедуры и подлежит пересмотру по инициативе самого Конституционного Суда. После октября 1993 года судьи Конституционного Суда занимались разработкой нового федерального конституционного закона о своем статусе. 29 января 1994 этот проект решением Конституционного Суда был направлен в Государственную Думу в порядке законодательной инициативы КС. /Информационно-исследовательский центр «Панорама» - http://www.panorama.ru/ks/eptum.shtml/ После принятия новой Конституции РФ Президент РФ своим Указом № 2288 от 24.12.93 г. «О мерах по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией РФ» объявил Закон РСФСР о Конституционном Суде недействующим. 21 июля 1994 г. был принят Федеральный конституционный закон № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде РФ». 7 февраля 1995 г. Конституционный Суд РФ был сформирован в полном составе (был назначен 19 судья Баглай Марат Викторович). 3. С 1995 г. - по настоящее время. В закон о Конституционном Суде вносился ряд изменений: 1) 8 февраля 2001 г. срок полномочий продлился с 12 до 15 лет; 2) 15 декабря 2001 г. было отмечено, что возрастной ценз о пребывании в должности судьи до 70 лет вступает в силу с 1 января 2005 г. Для судей первого созыва предел сохранен в 65 лет. 3) 5 апреля 2005 г. был отменен 15 летний срок пребывания в должности, а также унифицирован для всех судей возрастной предел до 70 лет. За этот период деятельности Суд регулярно принимал решения, которыми расширял собственные полномочия, регулировал ряд вопросов конституционного судопроизводства, занимался нормотворческой деятельностью, что продолжается и до сих пор. Такие тенденции обусловили трансформацию Конституционного Суда РФ из судебного органа власти в орган власти, обладающий не только судебными полномочиями, но также и нормотворческими полномочиями, чьи решения имеют юридическую силу практически равную юридической силе Конституции РФ.

Так как в Царской России не было конституции, она не имела и даже не могла иметь подобного органа, как Конституционный Суд, поэтому очень важным шагом в развитии конституционного строя России стало создание такого органа. История развития Конституционного суда условно можно разделить на 4 этапа: предыстория, недавняя история, новая история и новейшая история. Изначально были предприняты две попытки его создания. В своей работе Конституционное развитие в современном мире Енгибарян Р.В: «В 1923 году на Верховный Суд СССР были возложены ограниченные функции конституционного надзора. Однако, этот Суд не являлся независимым органом, а состоял при ЦИК Союза ССР, не имел права надзирать за конституционностью актов высших органов власти, включая Правительство СССР, не выносил окончательных решений, а только вносил свои заключения и представления в органы государственной власти СССР, и законов. В 1929 году и этот весьма ограниченный судебный надзор за законностью был упразднен, так как не укладывался в систему крепнущего тоталитарного режима власти».

Еще в 70-х гг. советские юристы осторожно выдвинули идею самостоятельного, независимого и полноправного органа конституционного контроля. Но много позже, только в период перестройки, возникли условия, при которых предложения подобного рода могли встретить положительный отклик.

Вторая попытка создания подобного органа была предпринята в 1989 году, когда Съезд народных депутатов СССР учредил Комитет конституционного надзора СССР (далее по тексту – ККН СССР). Это как раз - таки и будет являться предысторией возникновения Конституционного суда. Задачей КН СССР явилась проверка соответствия Конституции СССР:

Законов;

Нормативных актов высших органов государственной власти, а также их проектов.

ККН СССР мог, при наличии несоответствия, рекомендовать, издавшим или подготовившим соответствующие проекты актов, органам устранить его, в случае же отказа - передавать вопросы об исправлении или отмене таких актов на рассмотрение Совета Министров, Верховного Совета или Съезда народных депутатов (за данными органами оставалось окончательное решение). Также запрещалось какое-либо вмешательство в деятельность ККН СССР. Вскоре Комитету конституционного контроля было предоставлено право, принимать окончательные решения по вопросам конституционных прав человека и гражданина. Как отмечал в своей работе «Конституционное развитие в современном мире» Енгибарян Р.В: «Но все же ККН не был полноценным судебным органом, и эффективность его работы не была высокой. Существование Комитета прекратилось с распадом СССР в декабре 1991 года».

Недавняя история. Первое упоминание в Конституции о Конституционном суде появилось 15 декабря 1990 года. В этот день на втором внеочередном Съезде народных депутатов в Российской Федерации был учрежден институт Конституционного Суда. В поправке в действующую Конституцию, говорилось о том, что Конституционный Суд РСФСР должен избираться Съездом РСФСР, который, к слову, определяет порядок его избрания и деятельности в Законе. Позже четвертый Съезд народных депутатов РСФСР обсудил проект Закона о Конституционном Суде РФ, однако во время голосования закон не добрал более 100 голосов. Закон был принят пятым Съездом 12 июля 1991 года, только в иной редакции (редакция от 28 июня 1991 года).

30 октября 1991 года Съездом народных депутатов РСФСР по представлению вновь избранного Председателя Верховного Совета Р.И. Хасбулатова было проведено избрание судей Конституционного Суда в количестве 13 человек из 15. Однако, закон позволяет суду начать работу при наличии двух третей его состава, и в конце августа 1991 г., после принятия поправки к Конституции, провозгласившей создание Конституционного суда, 13 судей, которые приняли присягу и избрали В.Д. Зорькина своим председателем.

В своем первом решении, которое было принято на заседании в январе 1992 году, суд провозгласил Указ Президента РСФСР «Об образовании Министерства безопасности и внутренних дел РСФСР», неконституционным. Суд заявил, что этот Указ нарушил принцип разделения властей, так как исполнительная власть не имеет права создавать министерства или реорганизовывать исполнительные структуры государства. Во второй половине 1992 года Конституционный суд рассмотрел самое громкое и массовое дело о конституционности Указов Президента России о прекращении деятельности КПСС. Это «дело века» получило подробное освещение в средствах массовой информации; многие исследователи считают, что это дело оказалось самым недооцененным и непонятым.

Новая история. 21 сентября 1993 года вышел Указ Президента РФ Бориса Ельцина № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации», в котором Конституционному Суду было предложено не проводить заседаний. Также была прервана деятельность Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. Были введены в действие временные положения о выборах Государственной Думы, о федеральных органах власти. Далее Указом от 7 октября 1993 года деятельность Конституционного Суда была приостановлена. После принятия 12 декабря 1993 года новой Конституции РФ Президент Российской Федерации Указом от 24 декабря 1993 объявил Закон РСФСР о Конституционном Суде недействующим.

В 1994 году, а именно, 23 июля вступил в силу Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации». 12 июля за предложенную редакцию закона проголосовал Совет Федерации. 21 июля он был подписан Президентом РФ, а 23 июля данный федеральный закон был опубликован. Позднее, в феврале 1995 года Суд был полностью укомплектован.

Конституционный Суд был определен законом как судебный орган конституционного контроля, который самостоятельно и независимо осуществляет судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Созданы две палаты Конституционного Суда РФ, а число судей Конституционного Суда было увеличено до 19. На Конституционный Суд были возложены полномочия:

Дача общеобязательного толкования Конституции РФ;

Возможность установления дополнительных полномочий.

Более того, из компетенции суда была исключена проверка конституционности политических партий и других общественных объединений, а также правоприменительной практики.

Новейшая история. Текущее десятилетие стало временем непрерывного совершенствования законодательной основы и практических механизмов работы Конституционного Суда. Стоит отметить последние изменения. В 2014 году была расширена компетенция Конституционного Суда в части проверки конституционности вопросов, выносимых на общероссийский референдум, а также в сфере разрешения коллизий между российским законодательством и международными правовыми актами в их интерпретации межгосударственными органами по защите прав и свобод человека. Изменения 2010 и 2014 годов также затронули правовое регулирование ряда процедурных вопросов деятельности Конституционного Суда РФ, в том числе в части реализации права граждан и их объединений на обращение в Суд.

Исходя из всего выше написанного, можно сделать вывод, что процесс становления и развития конституционного контроля в Российской Федерации осуществляется медленно и противоречиво. Можно даже говорить о фактической стагнации этого процесса. Причины этого явления будут рассмотрены ниже.