Домой / Примеры ошибок / «Дело Фомина»: люксовый внедорожник, фальшивые командировки и сын-«подснежник». Забайкальская газета публикует подробности громкого дела бывшего начальника ЗабЖД

«Дело Фомина»: люксовый внедорожник, фальшивые командировки и сын-«подснежник». Забайкальская газета публикует подробности громкого дела бывшего начальника ЗабЖД

— Можете вспомнить, как разворачивались события в день задержания?

— Безусловно. Меня задержали утром 19 октября 2016 года в служебном кабинете на ул. Ленинградской и в последующем, после обыска в кабинете, увезли к следователю. Во время задержания следователь меня спросил: «Носите ли Вы оружие?». Я ответил: « Оружие при себе не ношу, все оружие хранится дома». Следователь тут же куда-то позвонил и сказал: «У него в доме оружие». Только в семь часов вечера состоялся официальный допрос, где мне было предъявлено обвинение. В этот же день по ТВ прошел видеоролик, в котором у меня якобы нашли огромную сумму денег, полученных мной в качестве взятки. В ролике показали стол с разложенными на нем купюрами. Когда я попал в СИЗО, многие задержанные меня об этом спрашивали. Уже тогда я осознал, что мой арест во многом был срежиссирован.

— В каких условиях Вас содержат?

— Существует множество оценок факта содержания в СИЗО. Это и то, что «не курорт», и «тюрьма удобств не обещала», и то, что в России не «шведские тюрьмы». Но я каждый день пребывания здесь чувствую предвзятое ко мне отношение. И не важно, осужден ты или нет. Для многих охранников, которые здесь работают, ты уже преступник, зэк. И они, не стесняясь, высказывают это и даже пытаются спорить, когда им делаешь замечание. Еще хотел бы отметить, что в СИЗО очень плохо поставлено медицинское обслуживание, отсутствуют действенные, реально помогающие больному медикаменты. К примеру, от простуды парацетамол и аспирин по одной таблетке на день! Здесь полное отсутствие узкопрофильного медперсонала и оборудования. В тюрьме лучше не болеть, но у меня, к сожалению, не получилось. В камере я перенес инфаркт — УЗИ показало рубец.

Я был во многих камерах, практически везде холодная вода и тусклое освещение. После прочтения в камере томов своего дела у меня сильно село зрение.

— Вас кто-то поддерживает на воле?

— Через моих адвокатов узнаю, что жене поступают звонки от знакомых, сослуживцев, родственников с предложением поддержки. Идут звонки от коллег с других железных дорог и даже из центрального аппарата компании, знакомых, с кем за 35 лет работы на железнодорожном транспорте мне приходилось сотрудничать и решать производственные задачи. Люди верят в справедливость и успокаивают супругу, говоря, что закон восторжествует.

— А Вы сами в это верите?

— Считаю, что мое дело заказное. Поэтому, как всегда в таких случаях, сугубо по моему мнению, будет оказано давление на суд и лично на судью со стороны следствия через определенные структуры. Я, конечно, жду справедливого судейства, но с учетом того давления, которое было на следствии, считаю, что его просто не будет. Кстати, со стороны обвинения и не скрывают своих намерений. Моему адвокату и мне лично при ознакомлении с материалами дела следователь неоднократно говорил, что будут запрашивать максимальный срок, тем самым пытаясь надавить на меня. Но я верю, что смогу донести до суда ту информацию по делу, которую считаю принципиально важной.

— С какими чувствами Вы сегодня живете, о чем думаете?

— Что сказать, в любой ситуации надо оставаться человеком. Никогда не нужно сдаваться, необходимо бороться за себя, так как система, которая должна гарантировать мои права, работает против человека. Надо верить, верить в порядочных и честных людей, они есть.

Бросивший тень на имидж Российских железных дорог топ-менеджер Валерий Фомин, три года возглавлявший забайкальский филиал компании, остаётся за решёткой – спустя полтора года после его ареста Центральный районный суд Читы 3 мая вынес приговор: 6 лет колонии общего режима с конфискацией автомобиля Toyota Land Cruiser 100, штрафом 900 тысяч рублей и запретом занимать руководящие должности в течение 3 лет.

Валерий Фомин родился 7 сентября 1961 года в городе Кушва Свердловской области. Окончил в 1983 году Уральский электромеханический институт инженеров железнодорожного транспорта по специальности «Управление процессами перевозок на железнодорожном транспорте». Кандидат технических наук.

С 1983 года работал на Свердловской железной дороге: регулировщик скорости движения вагонов, начальник отдела перевозок, первый заместитель начальника Сургутского отделения, начальник Тюменского отделения, заместитель начальника дороги - начальник пассажирской службы, заместитель начальника дороги - главный ревизор по безопасности движения поездов, с июля 2006 года - первый заместитель начальника дороги. В апреле 2007 года временно исполнял обязанности начальника дороги. С 12 мая 2013 года — начальник Забайкальской железной дороги. 21 октября 2016 года в Чите по подозрению в коммерческом подкупе.

Это не худший итог для Фомина, ведь гособвинитель просил назначить бывшему начальнику ЗабЖД 14 лет колонии и общий штраф около 20 миллионов рублей, из которых 18,7 миллиона – возмещение в десятикратном размере стоимости Land Cruiser 100, полученного, по версии следствия, от транспортной компании за общее покровительство. Именно обвинение в коммерческом подкупе в особо крупном размере могло надолго оставить Фомина в местах не столь отдалённых, но суд переквалифицировал статью на менее тяжкую, полностью отменив многомиллионный штраф в связи с истечением срока давности незначительного преступления — дело было ещё в 2015 году.

Несмотря на относительно удачный исход дела, экс-начальник ЗабЖД приговором остался недоволен. После оглашения он заявил журналистам, что все обвинения недоказанные и абсурдные.

«Я применил все свои знания, чтобы доказать свою невиновность. К сожалению, я увидел, что приговор – абсолютная копия обвинительного заключения. Я много давал доказательной базы, постарался показать теми же материалами, которые были собраны обвинением, на этой же базе выстроил свою защиту. Обвинения, по которым дали срок, считаю, абсурдными и недоказанными. Доказательные моменты, которые озвучены в суде, не были полностью раскрыты. Много свидетельских показаний не были учтены. А основная статья (коммерческий подкуп – ред.) , по которой изначально меня взяли под стражу, ушла, её нет», — сказал Фомин.

Его адвокат Ирина Алабужева поблагодарила суд за оправдательный приговор по статье «незаконное хранение оружия», добавив, что к части доводов по обвинению в особо тяжком преступлении прислушались, но, «учитывая приговор, нам есть над чем работать, мы будем оспаривать невиновность Валерия Константиновича в вышестоящих инстанциях».

Обвинительный пакет насчитывал 12 преступлений. Основной эпизод – получение в 2015 году через посредников от гендиректора компании «РесурсТранс» автомобиля Toyota Land Cruiser 100 стоимостью 1,8 миллиона рублей в качестве вознаграждения за подписание договора на транспортные услуги и общее покровительство.

Также Фомина обвиняли в мошенничестве – фиктивном трудоустройстве своего сына Дениса на должность заместителя начальника административно-хозяйственного центра (АХЦ) и фиктивных командировках, в частности в Екатеринбург и Монголию. Ущерб РЖД превысил 5 миллионов, большая часть из которых — зарплата и премиальные Фомина-младшего, который на работе практически не появлялся, а входящие в его ведение проблемы самостоятельно решали подчинённые. Кроме того, экс-начальник филиала РЖД превышал должностные полномочия – несколько раз использовал вагон поезда Чита – Екатеринбург – Чита для перевозки личных вещей, в том числе автомобильных шин. Ущерб РЖД от порожняка составил около 800 тысяч рублей.

Ещё один эпизод – незаконное хранение оружия и патронов в своём доме на улице Хабаровской, 29, в Чите. При обыске была обнаружена отдельная комната за железной дверью, где в сейфах хранились двуствольное ружьё, карабин и нарезная винтовка, а также боеприпасы к ним. Оружие зарегистрировано на Фомина-младшего, который, по версии следствия, жил в другом месте.

На оглашении приговора судья озвучила детали коммерческого подкупа, в том числе разговоры посредников о выборе внедорожника, его техническом осмотре, подготовке для поездки Фомина в Монголию. По версии стороны обвинения, договор с «РесурсТранс» экс-начальник ЗабЖД заключил после получения Toyota Land Cruiser, а позже закрывал глаза на некачественную работу транспортной компании, которая якобы не исполнила свыше 7 тысяч заявок. При этом суд установил, что «РесурсТранс» законно выиграл аукцион на право оказывать услуги, что никак не связано с подкупом.

Ещё один положительный для Фомина момент – суд вернул арестованную недвижимость в Тюмени и Екатеринбурге, которую могли конфисковать в счёт погашения многомиллионного штрафа. Однако сумма, которую заплатит железнодорожник, в итоге составила 900 тысяч. Эти деньги возьмут из конфискованных во время обысков в доме Фомина в Чите нескольких миллионов. Остальные деньги, а также изъятые монеты и оружие, вернут владельцам. Единственная потеря – конфискованный в пользу государства внедорожник.

Возивший на этом самом Toyota Land Cruiser Валерия Фомина и его сына Дениса в Екатеринбург и Монголию водитель Забайкальской управления железной дороги Иван Бояркин получил 3 года условно за мошенничество – он был в сговоре при составлении фиктивных отчётов о командировках. Уголовное дело в отношении Дениса Фомина выделено в отдельное производство в связи с его розыском.

На обжалование приговора у стороны защиты есть 10 дней. Адвокат экс-начальника дороги настроена позитивно, что объяснимо — по опыту предыдущих громких дел можно предположить, что наказание Забайкальский краевой суд смягчит. Так, к примеру, было с уголовным делом экс-заместителя мэра Читы Вячеслава Шуляковского, которому скостили год, и его подчинённой Татьяной Охрименко, и вовсе оправданной после того, как суд первой инстанции приговорил её к 6 годам колонии. Но даже если срок Фомину оставят без изменений, всегда есть амнистия к юбилею Победы. Ближайшая, возможно, случится через 2 года — к 75-летию. Так, кстати, избежал наказания экс-заместитель мэра Читы Андрей Галиморданов, которого после истории с гибелью растерзанного собаками мальчика амнистировали в год 70-летия Победы.

Ирина Алабужева, озвучив планы на апелляцию, попросила журналистов продолжать следить за ходом дела, поскольку «мы надеемся на положительный результат». Надежды, судя по всему, не беспочвенны, ведь ещё в ноябре 2016 года защита судебное заседание от СМИ. С тех пор, видимо, выяснилось, что не всё так плохо.

Громкая история с уголовным делом в отношении экс-начальника Забайкальской железной дороги Валерия Фомина продолжается. Накануне состоялось судебное заседание, на котором ему был вынесен приговор и назначено наказание в виде шести лет лишения свободы в колонии общего режима. Напомним, наш телеканал следил за делом с октября 2016 года, с момента взятия Валерия Фомина под стражу в следственный изолятор. Сейчас в обвинительном заключении более 700 листов. Преступление было выявлено сотрудниками управления ФСБ России по Забайкальскому краю.

«Получена информация о получении начальником Забайкальской железной дороги Фоминым Валерием Константиновичем коммерческого подкупа в виде автомобиля за заключение Фоминым договора с ООО «РесурсТранс», договора в сфере предоставления автотранспортных услуг между ООО «РесурсТранс» и Забайкальской железной дорогой».

Материалы о факте взятки в виде «Тойоты Лэнд Крузер-100» стоимостью в 1 миллион 875 тысяч рублей за лоббирование интересов московской фирмы в Забайкальском филиале РЖД были переданы в краевой отдел Восточно-Сибирского следственного управления на транспорте. В резиденции и в доме экс-начальника Забайкальской железной дороги Фомина прошли обыски: изъяты деньги, драгоценности, документы, имеющие отношение к заключенному договору, ПТС на автомобиль, а также оружие и боеприпасы.

Сотрудник Управления ФСБ России по Забайкальскому краю:

«Также получены данные, что Фомин трудоустроил в 2014–13 годах на руководящую должность одного из подразделений Забайкальской железной дороги собственного сына, который, фактически не исполняя своих служебных обязанностей, получал полноценную заработную плату, а также в личных целях выезжал в служебные командировки, в т.ч. и за пределы РФ».

Как итог, обвинение по четырём статьям Уголовного кодекса: коммерческий подкуп, злоупотребление полномочиями, мошенничество и незаконное хранение оружия. По статье «Мошенничество» Уголовного кодекса проходит ещё один сотрудник ЗабЖД – водитель административно-хозяйственного центра структурного подразделения предприятия Роман Бояркин. Он вместе с сыном Валерия Фомина, по версии правоохранителей, ездил в личных целях в Екатеринбург, оформляя данные поездки официально и получая деньги на командировочные расходы. Всего на эти цели было потрачено около 700 тысяч рублей.

Сотрудник Управления ФСБ России по Забайкальскому краю:

«Начальник Забайкальской железной дороги занимает категоричную позицию, не признаёт ни одного из вменяемых ему преступных деяний».

На суде Валерий Фомин держался стойко и даже уверенно, несмотря на то, что ему грозило 14 лет лишения свободы в колонии строгого режима и штраф в размере 10-кратной суммы коммерческого подкупа. Процесс вынесения приговора продолжался более восьми часов. В итоге по статье «Незаконное хранение оружия» Фомина оправдали, от штрафа в размере около 19 миллионов рублей освободили в связи с истечением срока давности.

Стоит отметить, что в срок заключения Фомина зачтётся период его пребывания в СИЗО с октября 2016 года. Водителя Романа Бояркина осудили на три года условно с испытательным сроком в два года. Валерий Фомин вину полностью отрицает. Он считает, что предоставил достаточную доказательную базу для подтверждения своей непричастности.

Валерий Фомин, экс-начальник Забайкальской железной дороги:

«Нельзя сегодня говорить о, значит, именно тех аспектах, на которые ссылалась судья, значит, поскольку даже те доказательные моменты, которые были озвучены сегодня в суде, они не полностью были раскрыты. Не так, как говорили свидетели. Много свидетельских показаний вообще не были сегодня учтены…»

Ирина Алабужева, адвокат Валерия Фомина:

«И сейчас мы бы не хотели оглашать какие-то конкретные факты или ссылаться на них, потому что и в этом направлении наша работа продолжается, почему мы и просили бы вас следить за ходом данного дела».

Ко всему прочему, суд сообщил, что найденные у Фомина боеприпасы, малокалиберную винтовку, карабин передали в органы УМВД России по Забайкальскому краю для определения их дальнейшей судьбы в порядке, установленном законом «Об оружии». Автомобиль Tоyota Land Cruiser 100 конфискован, драгоценности возвращены владельцу, которым является теперь уже осуждённый Валерий Фомин.

Александра Зузуля, Максим Лобачёв, ЗабТВ.

Начальник Забайкальской железной дороги задержан по подозрению в получении взятки - автомобиля «Toyota Land Cruiser 100» стоимостью около 1,8 миллионов рублей. Однако корреспондентам ЗабТВ удалось разыскать бывших коллег Валерия Фомина, которые рассказали, что начальник работал и с куда большими суммами.

Екатерина Гаврилова, корреспондент:

Обыски и выемка документов в рабочем кабинете начальника Забайкальской железной дороги и параллельно в его коттедже начались утром 19 октября 2016 года. Правоохранители изъяли крупную сумму денег и необходимые для следствия документы. Из неофициального источника известно, что «отрабатывали» Валерия Фомина около года, прежде чем предъявить ему обвинения в коммерческом подкупе.

Антон Рудик, руководитель Забайкальского следственного отдела на транспорте Восточно- Сибирского СУ СК РФ:

«Установлено, что в 2015 году начальник Забайкальской железной дороги получил в качестве коммерческого подкупа автомобиль «Toyota Land Cruiser 100», стоимостью 1 875 000 рублей за покровительство предпринимательской деятельности одной из транспортных компаний, а также за содействие в заключение договора на осуществление транспортных услуг предоставляемых Забайкальской железной дороге».

Чтобы не скрылся от суда и следствия, - в этот же день Центральный суд Читы арестовал Фомина. Его освобождения пытались добиться адвокаты, а их у него, кстати говоря, сразу четыре, предложив залог в три миллиона рублей.

Известно, что родился Фомин в Свердловской области, где с 2006 года занимал должность первого заместителя начальника железной дороги. В мае 2013 года президент РЖД Владимир Якунин представил его в Чите как нового руководителя Забайкальской ЖД, седьмого по счету.

Нам удалось связаться по телефону с одним из бывших работников ЗабЖД, который рассказал, что начальник с момента своего назначения, стал сразу жить на широкую ногу. Из соображения безопасности, имя этого работникам мы не называем.

Расшифровка телефонной записи:

«Валерий Фомиин, буквально, сразу же стал собирать вокруг себя своих родственников, знакомых. Первым делом – он устроил на работу своего 24-летнего сына – Дениса. Его карьера сразу пошла в гору. Через два месяца молодой человек стал заместителем начальника дирекции социальной сферы. Хотя, на самом деле, это видели все сотрудники, на работе он не появлялся по нескольку дней. Устроил помощником и знакомую Кангаш, которая ранее вообще работала в Свердловске в салоне красоты у жены Фомина, а тут без образования залезла в железную дорогу. Фомин тратил деньги направо и налево. Это уголовное дело лишь повод задержать его. На самом деле, речь идет о гигантских махинациях. Все видели это и молчали. Никто не хотел быть съеденным системой».

На сегодня уже изъято огромное количество документации, которая ляжет в основу обвинения. Через своих адвокатов, фигурант уголовного дела уже заявил о своей невиновности. Впрочем, следствие настроено решительно и в случае, если вина будет доказана, - начальнику Забайкальской железной дороги грозит лишение свободы на срок до 12 лет со штрафом в размере до 50-кратной суммы подкупа».

Екатерина Гаврилова, Максим Лобачев, Евгений Погорелый

«Биография»

Фомин Валерий Константинович родился 7 сентября 1961 года в городе Кушва Свердловской области.

Образование

В 1983 году окончил Уральский электромеханический институт инженеров железнодорожного транспорта по специальности «Управление процессами перевозок на железнодорожном транспорте», кандидат технических наук.

В 2008 году прошел переподготовку в Академии народного хозяйства при Правительстве РФ, в 2010–2011 гг. – обучение в Корпоративном университете ОАО «РЖД».

Деятельность

С 1999 года работал начальником отдела перевозок, первым заместителем начальника Сургутского отделения, начальником Тюменского отделения, заместителем начальника дороги – начальником пассажирской службы, заместителем начальника дороги – главным ревизором по безопасности движения поездов. С 2006 года занимал должность первого заместителя начальника Свердловской железной дороги.

В мае 2013 года президент ОАО «Российские железные дороги» Владимир Якунин представил Валерия Фомина в Чите как нового руководителя Забайкальской железной дороги. Фомин занял этот пост после Сергея Иванова, перешедшего на другую должность в Москве.

«Связи / Партнеры»

— Российский государственный деятель и управленец. Президент ОАО «Российские железные дороги» с 20 августа 2015 года. Первый заместитель министра транспорта Российской Федерации (2015); заместитель министра транспорта Российской Федерации (2009-2015); руководитель Федерального дорожного агентства (2004-2009). Кандидат экономических наук (2005), Действительный государственный советник Российской Федерации 1-го класса (6 августа 2011 года)

— Российский управленец и общественный деятель, бывший президент ОАО Российские железные дороги (2005-2015). Действительный государственный советник I класса. В прошлом занимал посты заместителя министра транспорта Российской Федерации и путей сообщения Российской Федерации. Чрезвычайный и Полномочный посол Российской Федерации с апреля 2014 года

«Новости»

Экс-начальник Забайкальской железной дороги получил шесть лет колонии

Бывшего начальника Забайкальской железной дороги (ЗабЖД) Валерия Фомина приговорили к шести годам колонии общего режима. Об этом говорится в сообщении Следственного комитета. Также Фомин приговорен к штрафу в 900 тыс. руб. и лишен права занимать руководящие должности.

Начальника Забайкальской железной дороги арестовали по делу о подкупе

Начальник Забайкальской железной дороги (ЗабЖД) Валерий Фомин арестован по обвинению в коммерческом подкупе. Об этом ТАСС сообщила пресс-секретарь Центрального районного суда Читы Виктория Михайлюк.

«Фомин арестован по п.«в» ч.4 ст.204 УК РФ (коммерческий подкуп в особо крупном размере). Суд принял решение заключить его под стражу, так как он может скрыться от суда и следствия, а также поскольку он обвиняется в особо тяжком коррупционном преступлении», - сказала пресс-секретарь краевого суда.

ЗабЖД готова сотрудничать со следствием по делу своего начальника

Забайкальская железная дорога по запросу следствия может предоставить все необходимые документы для проведения следственных мероприятий, сообщает ТАСС со ссылкой на пресс-службу ЗабЖД. Представители железной дороги выразили полную готовность сотрудничать со следствием по делу своего арестованного начальника Валерия Фомина.

Бывший управленец с СвЖД арестован по делу о коррупции

Екатеринбург, Октябрь 24 (Новый День, Елена Сычева) – Бывший первый замначальника Свердловской железной дороги Валерий Фомин арестован на два месяца по делу о коррупции. В материалах «уголовки» фигурирует автомобиль стоимостью 1,87 млн рублей.

Уголовное дело было возбуждено по п.«в» ч. 4 ст. 204 УК РФ «Коммерческий подкуп в особо крупном размере». Главным фигурантом является начальник Забайкальской железной дороги, ранее занимавший пост первого замначальника СвЖД Валерий Фомин. В отношении него суд избрал меру пресечения в виде заключения под стражу на два месяца. «Суд принял решение заключить его под стражу, так как он может скрыться от суда и следствия, а также поскольку он обвиняется в особо тяжком коррупционном преступлении», – цитирует РБК пресс-службу Центрального районного суда Читы.

В КАБИНЕТЕ НАЧАЛЬНИКА ЗАБЖД ПРОШЕЛ ОБЫСК

Сотрудники следственного комитета и управления ФСБ России утром 19 октября провели обыск в служебных помещениях, занимаемых начальником управления Забайкальской железной дороги Валерием Фоминым. В том числе обыск проходил и в кабинете руководителя, пишет ИА «Чита.Ру».

«Сотрудники следственного комитета и управления ФСБ провели обыски. Причина и результаты неизвестны», - сообщил первый источник изданию. Второй источник в правоохранительных органах отметил, что обыски прошли по делу о взятке и коммерческом подкупе.

РЖД передаст Приамурью дома культуры и другие объекты в Магдагачах и Свободном

Объекты культуры в Свободном и Магдагачах перейдут в муниципальную собственность. Об этом губернатор Александр Козлов договорился на рабочей встрече с руководителем ЗабЖД Валерием Фоминым.

Юрист по трудовым спорам: если увольняют по надуманным обвинениям, то спор решается в суде

Алесандр Марков половину жизни отдал работе на железной дороге. В его личном деле только грамоты, поощрения и благодарности. Даже сам руководитель ведомства отметил его работу. Последняя должность мужчины: руководитель административно-хозяйственного центра по Забайкальской железной дороге. Проблемы в безупречной карьере начались в тот момент, когда начальник местного отделения РЖД Валерий Фомин решил устроить своего сына Дениса заместителем Маркова. Молодой человек, благодаря папе, очень быстро продвигался по служебной лестнице: инженер, через два дня - уже ведущий инженер, а через два месяца - замначальника дирекции социальной сферы.