Домой / Глоссарий Риэлтора / Принципы и порядок осуществления конституционного судопроизводства. Судопроизводство конституционное. Конституционные принципы российского судопроизводства

Принципы и порядок осуществления конституционного судопроизводства. Судопроизводство конституционное. Конституционные принципы российского судопроизводства

Конституционное судопроизводство в России базируется на принципах независимости, коллегиальности, гласности, устности разбирательства, русского языка конституционного судопроизводства, непрерывности судебного заседания, состязательности и равноправия сторон.

Независимость конституционного судопроизводства означает связанность судей исключительно нормами Конституции Российской Федерации и Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», их деятельность в личном качестве и недопустимость представления судьями чьих-либо интересов, особенно тяжущихся сторон.

Независимость суда имеет внутренний и внешний аспекты. С точки зрения внутренних отношений судья должен сам стремиться к беспристрастности, руководствоваться исключительно собственным правосознанием и юридическими ценностями, быть объективным, избегать каких-либо необоснованных предпочтений в пользу той или иной правовой позиции. Внутренний аспект независимости судей практически не поддается контролю со стороны других лиц и зависит преимущественно от нравственной устойчивости представителя судебной власти.

Внешняя сторона независимости конституционного правосудия предполагает ряд запрещающих норм, которые призваны исключить постороннее воздействие на свободу волеизъявления судей и какое-либо вмешательство в конституционное судопроизводство. В соответствии с ч. 1 ст. 294 Уголовного кодекса РФ вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность суда в целях воспрепятствования осуществлению правосудия наказывается штрафом, арестом или лишением свободы. То же деяние, совершенное лицом с использованием служебного положения, влечет за собой более высокие санкции (ч. 3 ст. 294 Уголовного кодекса РФ).

Принцип коллегиальности означает, что решения Конституционного Суда РФ по вопросам его компетенции должны обсуждаться и приниматься всем составом судей. Однако часть судейских должностей может оказаться вакантной. Возможны случаи отсутствия судей на конкретном заседании по уважительным и другим причинам. Поэтому законодатель устанавливает два важных условия правомочности решения Конституционного Суда РФ: во-первых, решения принимаются только теми судьями, которые участвовали в рассмотрении дела; во-вторых, заседание Суда является правомочным при наличии не менее двух третей от общего числа судей.

По сравнению с деятельностью органов народного представительства здесь можно обнаружить ряд схожих и отличительных черт. В парламентских структурах также наблюдаются правила кворума, при несоблюдении которых решение считается незаконным. Однако регламенты представительных органов не требуют, чтобы депутаты присутствовали на всех заседаниях, когда обсуждался соответствующий вопрос. Вполне достаточным является факт их участия в заседании при принятии окончательного решения. В судебной деятельности подобный подход не является допустимым: судья должен непосредственно участвовать в рассмотрении дела на всех его стадиях, чтобы вынести справедливое решение с учетом полной совокупности обстоятельств, исследованных Конституционным Судом РФ.


Гласность конституционного судопроизводства предполагает открытую форму рассмотрения дел, назначенных к слушанию в заседании Конституционного Суда РФ, публичное провозглашение решений Суда, общедоступность информации о правовых позициях, широкое освещение деятельности Суда в СМИ. Присутствие публики в заседаниях Конституционного Суда РФ сдерживается ограниченным числом мест в зале заседаний, а также пропускным режимом в здание Суда. В отличие от участников судебного конституционного процесса, публика не должна каким-либо образом содействовать ходу рассмотрения дела, ее роль сводится к пассивному наблюдению. Публика не имеет процессуальных прав и несет лишь обязанность невмешательства в конституционное судопроизводство («присутствие без участия»). Наличие участников судебного конституционного процесс, напротив, является необходимым в целях объективного, полного и беспристрастного исследования Судом всех обстоятельств дела.

Разбирательство по делам, назначенным к слушанию в заседании Конституционного Суда РФ, происходит устно . Объяснения сторон, показания экспертов и свидетелей Судом заслушиваются , а имеющиеся документы – оглашаются . Заслушивание объяснений сторон, показаний экспертов и свидетелей выглядит вполне естественным, потому что Суд не располагает какими-либо иными формами их исследования. Совершенно иная картина складывается в случае оглашения документов. Если судьи и стороны имеют равную возможность ознакомления с документами, их последующее оглашение может оказаться излишним и нарушить принцип процессуальной экономии. Поэтому законодатель допускает не только оглашение документов, но и предоставление их для ознакомления судьям и сторонам по усмотрению Суда. В конечном итоге принцип устного разбирательства находится в сфере широкой судебной дискреции.

Производство в Конституционном Суде РФ ведется на русском языке . Иное сложно себе представить не только потому, что русский язык является государственным языком России, но и вследствие фактического знания русского языка подавляющим большинством россиян. Участникам процесса, не владеющим русским языком, обеспечивается право давать объяснения на другом языке и пользоваться услугами переводчика.

Заседание Конституционного Суда РФ по каждому делу происходит непрерывно . Непрерывность заседания не следует отождествлять с непрерывностью всех стадий движения дела, речь идет именно о непрерывности заседания . В большинстве случаев Конституционный Суд РФ не может провести заседание в течение одного рабочего дня. Перерывы оказываются необходимыми для отдыха, подготовки участников процесса к дальнейшему разбирательству, а также для устранения обстоятельств, препятствующих нормальному ходу заседания. Поэтому принцип непрерывности заседания следует интерпретировать в качестве требования, запрещающего прерывать заседание Суда по ненадлежащим основаниям либо откладывать его на неопределенный срок.

Систему принципов конституционного судопроизводства завершает требование состязательности и равноправия сторон . Это – общий принцип для всех видов судопроизводства (ч. 3 ст. 123 Конституции РФ). Равноправие сторон следует рассматривать как необходимое, но не достаточное условие состязательности процесса. Равноправие предполагает, что сторона в юридическом споре имеет столько процессуальных прав, сколько их имеет противоположная сторона. Кроме того, стороны являются субъектами процессуальных правоотношений, при возникновении которых процессуальным правам одной стороны ставятся в корреспонденцию процессуальные обязанности другой и наоборот. Если сторона представляет какие-либо материалы – другая вправе знакомиться с ними, если сторона заявляет ходатайство – другая вправе представить свои возражения по существу такого ходатайства и т.д. В конечном итоге стороны должны обладать равными возможностями по отстаиванию своей позиции. Суд не вправе отдавать предпочтение одной из сторон в ходе судебного разбирательства. Принцип состязательности распространяется только на стороны и не затрагивает процессуальных прав и обязанностей других участников процесса (свидетелей, экспертов, переводчиков).

Конституционный Суд самостоятельно и независимо осуществляет конституционный контроль посредством конституционного судопроизводства. Конституция РФ признает конституционное судопроизводство в качестве самостоятельного вида судопроизводства, посредством которого осуществляется судебная власть (ч. 2 ст. 118). «Конституционное судопроизводство представляет собой урегулированную Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации» последовательность взаимосвязанных процессуальных действий Конституционного Суда и иных участников конституционного судопроизводства, направленных на разрешение конституционных дел в соответствии с полномочиями Конституционного Суда в целях сохранения и укрепления конституционности в обществе и государстве».

Любое производство, будь то уголовное, гражданское, административное либо же конституционное должно основываться на принципах. Принципы - это основополагающие начала, имеющие в силу законодательного закрепления общеобязательное значение. В ФКЗ о Конституционном Суде прописаны принципы конституционного производства, к ним относятся: принцип независимости, коллегиальности, гласности, устности, принцип языка производства, непрерывности, состязательности и равноправия сторон. Принципы конституционного судопроизводства взаимосвязаны.

Статья 29 ФКЗ о Конституционном Суде РФ, провозглашающая принцип независимости судей, направлена на реализацию статьи 120 (часть 1) Конституции о том, что судьи независимы и подчиняются только Конституции и ФЗ. Независимость Конституционного Суда и каждого из его судей - проявление независимости судебной власти в РФ.

Для исключения постороннего воздействия на судей Конституционного Суда они принимают решения в совещательной комнате. Но и вне совещательной комнаты, как следует из частей четвертой и пятой статьи 29, никто не вправе давать судьям Конституционного Суда указания, как голосовать. За нарушение этого требования виновное лицо может быть привлечено к уголовной ответственности за преступление против правосудия.

Часть третья статьи 29 Закона разделяет решения и другие акты Конституционного Суда. В соответствии со статьей 71 ФКЗ о Конституционном Суде видами решений Конституционного Суда являются постановления, определения и заключения. К «другим актам» - тоже своего рода решениям Конституционного Суда - может быть отнесен его Регламент и иные акты о внутренней деятельности Конституционного Суда.

Часть третья статьи 29 Закона вводит понятие «правовая позиция», применительно к судьям в личном качестве. Словосочетание «правовая позиция» легально закреплено в настоящее время только в одном законодательном акте: Федеральном конституционном законе «О Конституционном Суде Российской Федерации», и только применительно к решениям федерального Конституционного Суда. В упомянутом Законе словосочетание «правовая позиция» употребляется, как известно, дважды.

Во-первых, в части 3 статьи 29, содержащей законоположение, посвященное правовой позиции судей Конституционного Суда. Это законоположение сформулировано следующим образом: «Решения и другие акты Конституционного Суда Российской Федерации выражают соответствующую Конституции Российской Федерации правовую позицию судей, свободную от политических пристрастий».

Во-вторых, в статье 73, содержащей законоположение, адресованное разрешению конфликтной ситуации, возникшей в связи с формированием у большинства судей одной из палат Конституционного Суда мнения о необходимости принятия решения, противоречащего правовой позиции, содержащейся в ранее принятом решении (решениях) Конституционного Суда. Это законоположение сформулировано так: «В случае если большинство участвующих в заседании палаты судей склоняются к необходимости принять решение, не соответствующее правовой позиции, выраженной в ранее принятых решениях Конституционного Суда Российской Федерации, дело передается на рассмотрение в пленарное заседание». Из правовых позиций отдельных судей формируется общая правовая позиция Конституционного Суда, которая воплощается в его решении.

Описание данного правового явления дается в упомянутом Законе с помощью двух словосочетаний. Первое из них говорит о правовой позиции судей, второе о правовой позиции, выраженной в решениях Конституционного Суда Российской Федерации. Заместитель Председателя Конституционного Суда РФ, Маврин С.П. говорит о том, что «Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 года различает как минимум два вида правовых позиций: а) правовую позицию судей Конституционного Суда и б) правовую позицию собственно Конституционного Суда».

Правовая позиция судьи должна быть свободна от политических пристрастий, поскольку Конституционный Суд решает исключительно вопросы права.

Некоторые исследователи обращали внимание на сходство правовых позиций и прецедента в английском праве, хотя многие отечественные теоретики в принципе отрицают возможность использования прецедента в российской правовой системе.

Принцип коллегиальности означает, что решения Конституционного Суда не могут приниматься единолично, в том числе Председателем. Коллегиальность реализует равноправие судей Конституционного Суда при принятии решений.

Исключительно коллегиальное принятие решений свойственно именно конституционному судопроизводству. Поэтому в Конституции принцип коллегиального рассмотрения дел во всех судах не закреплен. По фамильный состав Конституционного Суда (палаты или пленума), которым принималось решение, указывается в каждом решении, которое начинается со слов: «Конституционный Суд Российской Федерации в составе...».

В соответствии с частью второй статьи 30 ФКЗ о Конституционном Суде коллегиальность считается соблюденной, если в заседании пленума участвует не менее 13 судей; в заседании палаты, состоящей из 10 судей, - 8 судей; в заседании палаты, состоящей из 9 судей, - 7 судей. При определении этого кворума «не принимаются в расчет судьи, отстраненные от участия в рассмотрении дела, и судьи, полномочия которых приостановлены».

Статья 31 Закона базируется на содержании статьи 123 (часть 1) Конституции. Гласное (открытое) рассмотрение дел Конституционным Судом дает гражданам возможность узнать деятельность Конституционного Суда и понять, какие решения он может принять.

Гласность обеспечивается также телевизионными репортажами из зала заседаний Конституционного Суда. Законодательство обязывает включать в информационные программы сообщения о решениях и действиях Конституционного Суда, предусмотренных частями 2, 3, 4 и 7 статьи 125 Конституции. Но в информационных программах сообщается далеко не о каждом таком решении Конституционного Суда.

Вместе с тем принцип гласности в деятельности Конституционного Суда не следует преувеличивать.

Во-первых, в круглосуточно охраняемое здание Конституционного Суда (а значит, и в зал заседаний) невозможно пройти без паспорта и пропуска, который может быть выписан по поручению судьи и некоторых (не всех) сотрудников Аппарата Конституционного Суда; если лицо не относится к участникам процесса, то в пропуске может быть отказано.

Во-вторых, Конституционный Суд принимает решение исключительно в закрытом совещании судей (статья 70 Закона) и при принятии решения не связан никакими основаниями и доводами, изложенными заявителями в публичном заседании (статья 74 Закона). Гласность не распространяется также на предварительные изучения обращения в Конституционный Суд Секретариатом и судьей-докладчиком, проводимые до начала открытого судебного заседания, а также на осуществление других полномочий Конституционного Суда: обращение с законодательной инициативой, приостановление полномочий судьи и др.

В соответствии с § 32 Регламента лица, желающие присутствовать на открытых заседаниях Конституционного Суда, допускаются в зал до начала слушания дела или во время перерыва с учетом свободных мест. Представители СМИ, аккредитованные при Конституционном Суде, проходят в зал судебных заседаний по аккредитационным удостоверениям, а другие журналисты - по списку, представленному пресс-службой Конституционного Суда в Отдел по обеспечению судебных заседаний Секретариата.

Принцип устности разбирательства означает, что все участники процесса вправе выступить перед Конституционным Судом, что все представленные по делу письменные документы подлежат устному обсуждению. Устность - судебного разбирательства непосредственно связана с гласностью судопроизводства: без заслушивания объяснений сторон, показаний свидетелей и экспертов, оглашения имеющихся документов присутствующие в зале заседаний могли бы не понять обстоятельства дела и гласность была бы невозможна.

Статья 31 ФКЗ о Конституционном Суде взаимосвязана также с другими положениями Закона. В Конституционном Суде значительная часть сведений, необходимых для рассмотрения дела, содержится в документах, прилагаемых к обращению (статья 38 Закона), либо в документах, поступивших по требованию судьи-докладчика (часть вторая статьи 49 Закона). Поступившие в Конституционный Суд документы должны направляться участникам процесса (часть первая статьи 51 Закона). Такие документы, в том числе ввиду их большого объема, на основании части второй комментируемой статьи в судебном заседании могут не оглашаться по обоюдному согласию Конституционного Суда и сторон процесса.

Оглашение документов может производиться не только председательствующим, но и стороной процесса (с разрешения председательствующего). Если в судебном заседании не присутствует никого, кроме судей Конституционного Суда (теоретически это возможно), то документы, имеющиеся у судей, могут не оглашаться.

Часть вторая рассматриваемой статьи не обязывает (но допускает) оглашение документов, которые уже излагались в заседании по данному делу. Это положение в целях «процессуальной экономии» ориентирует на разумное ограничение устности разбирательства, недопустимость искусственного затягивания судебного процесса посредством оглашения вновь и вновь одних и тех же документов. Повторное оглашение документов (их частей) возможно, но лишь в той мере, в какой это необходимо для всестороннего рассмотрения дела.

Устность разбирательства в Конституционном Суде не следует понимать как недопустимость письменности: статьи 59 и 70 Закона требуют письменного ведения протокола и стенограммы каждого судебного заседания.

Государственным языком РФ на всей ее территории является русский язык (часть 1 статьи 68 Конституции). В соответствии с законодательством, русский язык подлежит обязательному использованию в конституционном судопроизводстве.

Ведение судопроизводства на русском языке означает, что все документы в Конституционный Суд должны направляться на русском языке, а документы на иностранном языке - с прилагаемым переводом на русский язык, за исключением международно-правовых документов, опубликованных в России в официальных изданиях на русском языке. Все вопросы в Конституционном Суде должны обсуждаться на русском языке. Право давать объяснения на другом языке и пользоваться услугами переводчика предоставлено только тем участникам процесса, которые не владеют русским языком.

Обеспечить переводчика должен Конституционный Суд, а не участник процесса. Если же сторона процесса не согласна с переводчиком, предложенным Конституционным Судом, она может пригласить своего переводчика. Пользование переводчиком обычно происходит при рассмотрении Конституционным Судом дел с участием иностранных граждан.

Переводчиком не может быть судья Конституционного Суда, владеющий соответствующим языком; иное означало бы наделение судьи Конституционного Суда статусом участника процесса, что не предусмотрено статьей 52 Закона. Если же судья Конституционного Суда не рассматривает дело, то он не может быть переводчиком в силу ограничений статьи 11 Закона.

Привлечение переводчика возможно в любой момент, когда это необходимо. Соответственно, до обеспечения перевода потребуется отложение заседания Конституционного Суда.

Ведение конституционного судопроизводства на русском языке обусловливает требование перевода на русский язык всех документов и иных материалов, прилагаемых к обращению в Конституционный Суд (статья 38 Закона). Невыполнение этого требования является основанием для отказа в принятии обращения к рассмотрению. Если же в период подготовки дела к слушанию появляются документы на иностранном языке, которые обратившаяся сторона не должна была представлять, то перевод их на русский язык для направления сторонам должен обеспечить Конституционный Суд.

Непрерывность судебного заседания следует понимать как недопустимость одновременно рассмотрения той же палатой или пленумом двух или более дел одновременно (параллельно), а также рассмотрение каждого дела без волокиты.

Временем для отдыха является время отдыха (питания) в течение рабочего дня, время после окончания рабочего дня, выходные и праздничные дни. На это время в заседаниях Конституционного Суда объявляется перерыв.

Конституционный Суд в течение суток обычно рассматривает дело в следующем временном порядке: 10.00 - начало заседания; 12.00 - 12.30 - перерыв; 12.30 - 14.00 - продолжение заседания; 14.00 - 15.00 - перерыв на обед; 15.00 -продолжение заседания до 18.00 (возможно без перерыва). Если рассмотрение дела не уложилось в один день, то в следующий ближайший рабочий день оно возобновляется примерно в таком же порядке. Практическое значение данного порядка рассмотрения дела состоит в том, что только в перерывах представители стороны могут дополнительно согласовать свои позиции по вопросам дела либо связаться с кем-то вне зала заседаний и здания Конституционного Суда. Вне перерыва, т.е. во время заседания, доступ в зал заседаний запрещен, участники процесса могут говорить только с разрешения председательствующего и обязаны отключать свои мобильные телефоны.

Временем, необходимым для подготовки к дальнейшему судебному разбирательству и устранения обстоятельств, препятствующих нормальному ходу заседания, фактически является время, на которое заседание может быть отложено (прервано) по основаниям, указанным в статье 61 Закона. Это время определяется по усмотрению Конституционного Суда. Если Конституционный Суд не делает такого перерыва, то участниками процесса для подготовки к дальнейшему разбирательству придется воспользоваться своим временем отдыха.

В статье 35 ФКЗ о Конституционном Суде содержится два «подпринципа» - конституционного судопроизводства: состязательность сторон и равноправие сторон.

В силу статьи 19 Конституции все равны перед законом и судом. Поэтому Конституционный Суд обязан обеспечить реализацию прав обеим сторонам процесса в полном объеме, в частности, заблаговременно сообщить о времени заседания, что особенно важно для заявителя, находящегося далеко от местопребывания Конституционного Суда. Не являясь инициатором рассмотрения дела, Конституционный Суд не вправе оказывать в явной или скрытой форме предпочтение одной из сторон и при принятии решений не должен руководствоваться должностным и имущественным положением, принадлежностью к общественным объединениям (в том числе политическим) лиц, принявших и оспоривших нормативный акт.

Стороны как участники процесса имеют разные, зачастую противоположные позиции. Выступая в Конституционном Суде, сторона в силу состязательности процесса доказывает свою позицию другой стороне и Конституционному Суду. В свою очередь, другая сторона вправе не согласиться (согласиться частично) с позицией противной стороны и изложить свою позицию. Одной из необходимых гарантий судебной защиты и справедливого разбирательства дела является равно предоставляемая сторонам реальная возможность довести свою позицию относительно всех аспектов дела до сведения суда непосредственно перед удалением его в совещательную комнату для вынесения решения. Только при этом условии полностью реализуется в судебном заседании право на судебную защиту, которое согласно Конституции Российской Федерации не может быть ограничено.

Следует отметить, что в некоторых делах, рассматриваемых Конституционным Судом, вообще нет обеих сторон, тем более с противоположными позициями. К таким делам относятся, например, дела по запросам о толковании Конституции. Принцип состязательности и равноправия сторон при разрешении таких дел не действует. Но даже в тех делах, где должны быть обе стороны, на большинстве стадий конституционного судопроизводства они не обладают процессуальными правами.

Равенство процессуальных прав сторон проявляется в том, что при поступлении обращения одной стороны (заявителя) оно должно направляться для ознакомления и представления отзыва другой стороне. Отзыв, в свою очередь, подлежит направлению заявителю. Права сторон предоставляются им без каких-либо исключений.

Равноправие сторон подтверждается также частью четвертой статьи 53 Закона, в соответствии с которой если любая из сторон (ее представитель) не может явиться в заседание по уважительной причине и уведомит об этом Конституционный Суд, то он может отложить рассмотрение дела. Уважительная причина неявки должна подтверждаться документально. Является ли причина уважительной, решает Конституционный Суд.

Поводом к рассмотрению дела в Конституционном Суде Российской Федерации является обращение в Конституционный Суд Российской Федерации в форме запроса, ходатайства или жалобы.

Основанием к рассмотрению дела является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Российской Федерации закон, иной нормативный акт, договор между органами государственной власти, не вступивший в силу международный договор, или обнаружившееся противоречие в позициях сторон о принадлежности полномочия в спорах о компетенции, или обнаружившаяся неопределенность в понимании положений Конституции Российской Федерации, или выдвижение Государственной Думой обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. В данной формулировке достаточно проблемным аспектом является понятие «неопределенность», поэтому следует остановиться на ней подробнее.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации «в случае неопределенности в вопросе, соответствует ли Конституции РФ примененный или подлежащий применению по конкретному делу закон, суд, исходя из положений ч. 4 ст. 125 Конституции РФ, обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о конституционности этого закона».

В.М. Лебедев говорит о том, что «обращение с запросом в Конституционный Суд является не обязанностью, а правом суда в случаях, когда у него имеются сомнения или, как указано в ч. 2 ст. 36 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», возникает неопределенность по вопросу о соответствии Конституции примененного или подлежащего применению закона при рассмотрении конкретного дела».

Характеризуя полномочия судов по применению Конституции РФ, С.А. Авакьян отмечает: «В случае неопределенности в вопросе о том, соответствует ли Конституции РФ примененный или подлежащий применению по конкретному делу закон, суд обращается в Конституционный Суд с запросом. Иначе говоря, если у суда сомнений нет, если он убежден в том, что закон противоречит Конституции, то ему и не надо обращаться в Конституционный Суд, он напрямую применяет норму Конституции». Несколько иная точка зрения отстаивается В.И. Анишиной и А.С. Шумаковым. «Но что значит «неопределенность», с чьей позиции - суда, обращающегося с запросом, или Конституционного Суда? По смыслу Закона эта формулировка относится к Конституционному Суду: он обязан принять дело к рассмотрению, если придет к выводу, что оспариваемый закон действительно нуждается в проверке на соответствие Конституции, а сама эта проверка должна быть проведена по всем правилам конституционного судопроизводства в судебном заседании Конституционного Суда Российской Федерации».

По нашему мнению, «неопределенность» не может и не должна трактоваться как сомнение суда в отношении конституционности нормативного правового акта, применяемого или примененного при рассмотрении конкретного дела. Поводом для обращения в Конституционный Суд РФ в любом случае должно служить убеждение судьи в том, что подлежащая применению правовая норма не соответствует Конституции. Другой вопрос, что позиция суда относительно неопределенности в отношении конституционности закона может впоследствии не подтвердиться.

В результате рассмотрения обращения Конституционный Суд может прийти к выводу об отсутствии неопределенности в конституционности оспоренного положения. Такая неопределенность иногда называется в его решениях «мнимой» (в отличие от действительной неопределенности, которая имеется в виду в части второй статьи 36 Закона), а ссылки на указанные в обращении в КС положения Конституции - необоснованными и произвольными, которые КС не принимает во внимание.

С целью формализации многочисленных жалоб в Конституционный Суд на его сайте - ksrf.ru -размещена примерная форма жалобы.

В зависимости от того, кто и по какому вопросу направляет обращение в Конституционный Суд, оно именуется как запрос, жалоба или ходатайство.

Обращения в Конституционный Суд Российской Федерации оплачиваются государственной пошлиной:

Запрос и ходатайство - в размере пятнадцати минимальных размеров оплаты труда;

Жалоба юридического лица - в размере пятнадцати минимальных размеров оплаты труда;

Жалоба гражданина - в размере одного минимального размера оплаты труда.

Конституционный Суд Российской Федерации своим решением может освободить гражданина, с учетом его материального положения, от уплаты государственной пошлины либо уменьшить ее размер.

Запросы судов, запросы о толковании Конституции Российской Федерации, ходатайства Президента Российской Федерации по спорам о компетенции, когда он в этих спорах не является стороной, запросы о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления государственной пошлиной не оплачиваются.

Государственная пошлина возвращается в случаях, если обращение не было принято к рассмотрению.

Документ об уплате государственной пошлины - обязательное приложение к обращению в Конституционный Суд (пункт 3 части первой статьи 38 Закона) и представляется в подлиннике. Реквизиты для уплаты государственной пошлины в КС для граждан представлены на сайте КС.

Статья 41 Закона о Конституционном Суде устанавливает предварительное изучение обращения судьями Конституционного Суда после его предварительного рассмотрения Секретариатом. До Секретариата судьи КС, как правило, не ведут предварительное изучение обращения. Выделение именно этой стадии в качестве обязательной означает, что без ее прохождения не должно быть последующих стадий конституционного судопроизводства.

В конституционном судопроизводстве существуют следующие стадии:

1) предварительное рассмотрение обращения Секретариатом (статья 40 Закона) после его поступления в Конституционный Суд. При несоответствии обращения требованиям Закона конституционное судопроизводство в зависимости от дальнейших действий заявителя приостанавливается или прекращается. Участие Секретариата в конституционном судопроизводстве предусмотрено Положением о нем. Данную стадию конституционного судопроизводства следует выделить с оговорками о том, что Секретариат не осуществляет судебную власть, но по многим обращениям именно он предлагает проекты решений Конституционного Суда, и именно Секретариат фактически отказывает заявителю в рассмотрении его обращения, если на рассмотрении обращения заявитель не настаивал;

2) предварительное изучение обращения судьей (судьями) по поручению Председателя (статья 41 Закона), которому обращение и приложенные к нему документы, в том числе заключение отраслевого управления Секретариата, представляет Руководитель Секретариата;

3) принятие КС обращения к рассмотрению (статья 42 Закона) или отказ в принятии к рассмотрению (статья 43 Закона), влекущий прекращение конституционного судопроизводства;

4) назначение и подготовка дела к слушанию (статьи 47-51 Закона) по обращению, принятому к рассмотрению (статья 42 Закона), которые могут быть прерваны отзывом обращения (статья 44 Закона);

5) рассмотрение дела КС по существу, включая возобновление рассмотрения (статьи 57, 60 - 67, 69 Закона), которое может завершиться прекращением производства по делу (статья 68 Закона);

6) принятие КС итогового решения по делу (статьи 70 - 77 Закона);

7) разъяснение решения КС (статья 83 Закона), которого может не быть, а ходатайство о разъяснении решения КС перед принятием «разъясняющего» определения должно проходить вышеназванные стадии, кроме принятия постановления КС как итогового решения (статья 71 Закона).

В юридической литературе к стадиям конституционного судопроизводства иногда относят исполнение решения Конституционного Суда. Думается, это неверно, поскольку Закон не предусматривает участие Конституционного Суда в исполнении собственных решений.

Уяснение стадий конституционного судопроизводства имеет большое практическое значение, поскольку, в частности, позволяет заявителю понять, на какой из них он может в нем участвовать.

Таким образом, принципы и порядок конституционного судопроизводства детально разработаны и освящены в нормативно-правовой литературе и трудах ученых, но, тем не менее, существует достаточное количество коллизионных моментов, над которыми не прекращаются дискуссии, что, на наш взгляд, является позитивным аспектом, так как способствует развитию и совершенствованию процесса конституционного судопроизводства. Так же необходимо обратить внимание на то, что данные правовые институты имеют важное как теоретическое, так и практическое значение.


Похожая информация.


Закон перечисляет принципы деятельности Конституционного Суда. В качестве основных здесь рассматриваются принципы независимости, коллегиальности, гласности, состязательности и равноправия сторон. Принципы устности разбирательства, языка конституционного судопроизводства, непрерывности судебного заседания не являются основными.

Первым в ст.29 Закона 1994 г. приведён принцип независимости, наиболее важный. Эта статья воплощает в себе требования ст.120 Конституции, где приведены конституционные принципы осуществления конституционного судопроизводства. Этот принцип напрямую связан с принципом разделения властей и сутью самого правосудия. Конституционный Суд венчает судебную власть как самостоятельную ветвь. Гарантии независимости судей, приведённые выше, необходимы, чтобы обеспечить независимость Конституционного Суда при принятии решений. В ч.1 ст.29 записано, что при осуществлении своих полномочий, судьи Конституционного Суда руководствуются только Конституцией и настоящим Законом. Это специфические рамки их процессуальной независимости.

Более они не должны подчиняться никому и ничему. Если расширить рамки их процессуальной независимости, то соответственно увеличиться их ответственность. Независимость нужна Конституционному Суду, прежде всего для того, чтобы свободно оценивать конституционность нормативно-правовых актов. У принципа независимости судей Конституционного Суда есть внешняя и внутренняя сторона. Внешняя сторона проявляется в том, что судья Конституционного Суда не может представлять интересы каких-либо государственных или социальных структур. На реализацию этого направлена ст.11 Закона о Конституционном Суде. В судопроизводстве судья отстаивает свою личную позицию ч. 2 ст. 29 Закона «О Конституционном Суде». . Постороннее воздействие на свободу волеизъявления судей должно быть исключено как извне, так и изнутри. Судьи имеют право выражать свою позицию по порядку исследования вопросов (ст.60), свободно высказываться в ходе совещания судей; обеспечивается соответствующий порядок голосования и тайна совещания (ст.15 ч.4, ст.70). Все эти нормы направлены на обеспечение внешней стороны принципа независимости. Его внутренняя сторона это субъективная внутренняя независимая позиция судьи. Судья политически беспристрастно должен выражать свою позицию (ч.3 ст.29). Установлена ответственность за вмешательство в деятельность Конституционного Суда. Часть 5 статьи 29 является лишь отсылочной нормой. Санкции предусмотрены в отраслевом законодательстве.

Следующий принцип - коллегиальность. Так как в Конституционном Суде дела не могут быть рассмотрены единолично, а только коллегиально (даже большинство организационных и кадровых), то для Конституционного Суда принцип коллегиальности имеет более универсальное значение. Он более расширен в новом Законе: в ст. ст.40-42, 47, 49, 54. Принцип коллегиальности связан с принципом независимости, так как нельзя гарантировать коллегиальность без равенства прав судей и их независимости. Ч. ч.2 и 3 ст.30 устанавливают кворум, при котором суд может принимать решения. В пленарных заседаниях это не менее двух третей от общего числа судей, а в заседании палаты не менее трёх четвертей. Но статья 4 Закона 1994 года содержит более жёсткие требования. Она говорит, что признаёт конституционность суда как коллегиального органа только при наличии не менее трёх четвертей от полного состава. Правда, здесь в отличие от ст.30, учитываются и те судьи, полномочия которых приостановлены.

Следующий принцип - это принцип гласности, он приведен в статье 31. Это общий конституционный принцип. В Конституции он содержится в ст.123 ч.1. Этот принцип призван обеспечивать социальный контроль за осуществлением правосудия и ответственность судей перед обществом. Немаловажен тот факт, что в конституционном судопроизводстве решения не пересматриваются. Над Конституционным судом кроме социального контроля нет никакого другого. Поэтому принцип гласности очень важен (и для граждан, и для государственных органов и должностных лиц).

Он предполагает свободный доступ в зал судебного заседания. В прежней практике имели место факты, когда допуск публики в зал был по персональным пропускам или спискам, независимо от того, принято ли решение об этом судом или его должностными лицами. Гласность выражается в проведении открытых заседаний (ст.54). Ст.31 определяет, что закрытые заседания проводятся только по основаниям, предусмотренным в ст.55. Особенностью старого закона было то, что присутствие публики допускалось даже при проведении совещания и голосования судей ст. 28 Закона от 1991 г. . Этого можно было избежать по требованию не менее чем 3-х судей, что часто применялось на практике. Теперь ст.70 четко говорит, что решение по рассматриваемому делу принимается Конституционным судом в закрытом совещании. Принцип гласности нужен, чтобы придать авторитет выносимым решениям. Нередко к рассмотрению дел подключаются средства массовой информации.

Принцип состязательность и равноправие сторон, приводится в статье 35 Закона. Ранее у Конституционного суда принципа состязательности не было. В конституционном судопроизводстве состязательность такая же, как и в других судопроизводствах. Она не ограничивается признанием равноправия сторон участвующих в рассмотрении дел судами. Теперь функции Суда и сторон в конституционном судопроизводстве разграничены. Это исключает начало процесса по инициативе суда и исходит из принципа разделения властей. Иначе Конституционный суд подменял бы законодательную и исполнительную власть, оценивая конституционность их актов и действий, вмешивался бы в законотворческую и исполнительную деятельность. Состязательность в конституционном судопроизводстве имеет ту особенность, что стороной в деле нередко бывает орган государственной власти. В разбирательстве вообще может не быть спора, если это, например, разбирательство по запросу о толковании Конституции. Равноправие сторон предполагает, что стороны пользуются равными правами и возможностями по отстаиванию своей позиции. Стороны могут действовать в интересах третьих лиц или в общих интересах, могут отказаться отстаивать позицию, изменить её, стороны имеют равные права и при решении процедурных вопросов не связанных с их позицией по существу дела. Свидетели, эксперты, переводчики также пользуются равными правами. Процессуальные отношения строятся с ними на равной основе.

В статье 32 говорится о принципе устности разбирательства. В ходе заседания Конституционный Суд заслушивает объяснения сторон, показания экспертов и свидетелей, оглашает имеющиеся документы. Этот принцип тесно связан с гласностью судопроизводства. Он обеспечивает судьям и участникам процесса непосредственное восприятие сведений о фактах и обстоятельствах дела. Но допускается и не оглашение документов, если они были представлены для ознакомления судьям и сторонам или их содержание излагалось на заседании по данному делу. Это не ограничивает принципа гласности, если к тому же заседание закрытое, или открытое, но публика на нем не присутствует. Результативность и демократичность разбирательства от этого не пострадают.

Язык конституционного судопроизводства - следующий принцип, обозначенный в статье 33 Закона. Производство в Конституционном Суде РФ ведется на русском языке. Если участник процесса не владеет русским языком, он может давать объяснения на другом языке и обеспечивается услугами переводчика.

Принцип непрерывности судебного заседания (ст.34). Он важен для объективного, своевременного и всестороннего анализа дел, рассматриваемых Конституционным Судом. Его цель обеспечить разрешение дела без волокиты и в наиболее благоприятных условиях для судей. Закон устанавливает, что заседания по каждому делу происходят непрерывно за исключением времени на отдых или на подготовку участников процесса к дальнейшему разбирательству, либо для устранения обстоятельств мешающих нормальному ходу заседания. Этот принцип исключает параллельное проведение судебных заседаний с участием тех же судей по нескольким делам. Но часть 4 статья 34 Закона «О Конституционном Суде». говорит, что до принятия решения по делу, рассматриваемому пленарным заседание Конституционного Суда, возможно рассмотрение других дел в заседаниях палат и наоборот. Из-за этого данный принцип, несмотря на всю его важность, не перечисляется в статье 5 наряду с другими основными принципами.

Конституционные принципы гражданского процессуального права, продублированные в ГПК РФ:

1. Принцип законности;

2. Принцип осуществления правосудия только судом;

3. Принцип равенства всех перед законом и судом;

4. Принцип независимости судей;

5. Принцип государственного языка судопроизводства;

6. Принцип гласности судебного разбирательства;

7. Принцип осуществления правосудия на основе состязательности и равноправия сторон.

* Принцип законности является конституционным, общим принципом всех отрас­лей российского права независимо от их роли и места в правовой сис­теме. Согласно ему, все органы государственной вла­сти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы, а так­же общепризнанные принципы, нормы международного права и меж­дународные договоры Российской Федерации. Содержание законности в гражданском процессе характеризуется следующими чертами: гражданское процессуальное законодательство должно быть не­противоречивым, иметь стройную систему; в случае возникновения коллизий они должны разрешаться исходя из преимущества международного договора над российскими нормами, Конституции России над другими правовыми актами, ГПК над иными актами в сфере гражданских процессуальных правоотношений; суд в своей деятельности обязан руководствоваться законами, т.е. правильно применять нормы всех отраслей российского права; участники гражданского судопроизводства обязаны подчиняться закону и согласовывать свои поступки с действующим законодательст­вом под страхом применения к ним штрафных и иных мер ответствен­ности, содержащихся в санкциях норм гражданского процессуального права; применение ответственности за правонарушения в сфере граждан­ского судопроизводства неотвратимо; применение аналогии права возможно лишь при отсутствии нормыпроцессуального права, регулирующей возникшие в ходе судопроиз­водства правоотношения, и подразумевает действие суда исходя из принципов осуществления правосудия в Российской Федерации.

* Принцип осуществления правосудия только судом; провозгла­шенный ч. 1 ст. 118 Конституции РФ, находит развитие в ст. 5 и 22 ГПК, определяющих исключительную подведомственность дел судам общей юрисдикции и строгое соблюдение законодательства о гражданском судопроизводстве при рассмотрении дел.

* Принцип равенства всех перед законом и судом; проявление конституционного принципа равенства граждан перед законом независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждения, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Принцип равенства означает предоставление участникам гражданско­го процесса равных возможностей по защите своих прав и интересов в сфере осуществления правосудия по гражданским делам. В отношении сторон искового гражданского процесса - истца и от­ветчика - принцип равенства получает продолжение в принципе про­цессуального равенства сторон.

* Принцип независимости судей; Этот принцип провозглашен в Конституции РФ и означает, что при осуществлении правосудия судьи независимы, подчиняются только Конституции Российской Федерации. Независимость судей - важнейшее условие правосудия. Судьи рассматривают и разрешают гражданские дела в условиях, исключающих постороннее воздействие. Независимость судей обеспечивается целым рядом конституционных гарантий, конкретизированных в нормах законодательства о судоустройстве Российской Федерации и в ГПК. Независимость судей обеспечивается политическими, экономическими, правовыми гарантиями. К политическим гарантиям независимости судей относятся те положения, закрепленные в различных законах, которые запрещают судьям быть представителями каких-либо государственных и иных организаций, состоять в политических партиях, движениях, представлять интересы должностных лиц, государственных образований, территорий, наций, народностей, социальных групп. Решения судей должны быть свободными от соображений практической целесообразности и политической склонности. К экономическим гарантиям независимости судей относятся такие положения законодательства, которые представляют судьям за счет государства материальное и социальное обеспечение, соответствующее высокому статусу судей. К юридическим гарантиям независимости судей относятся: установленный законом порядок отправления правосудия, несменяемость судей, установленный порядок отбора судей на должность и наделения их полномочиями, право судьи на отставку, запрет вышестоящему суду давать в своих определениях при отмене решения нижестоящего суда указания о достоверности или недостоверности доказательств, о том, какую норму материального права следует применять при новом рассмотрении дела. Независимость судей гарантируется неприкосновенностью личности судьи.

* Принцип государственного языка судопроизводства - Судопроизводство по гражданским делам ведется на русском языке - государственном языке Российской Федерации. Судопроизводство в судах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, может вестись, наряду с русским языком, на языке республики, автономной области, автономного округа или на языке большинства населения данной местности. В военных судах судопроизводство ведется на русском языке. Участвующим в деле лицам, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство, разъясняется и обеспечивается право знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения и показания, выступать в суде и заявлять ходатайства, приносить жалобы на родном языке, которым они владеют, а также безвозмездно пользоваться услугами переводчика.

* Принцип гласности судебного разбирательства; - В гражданском процессе рассмотрение и разрешение дел происходит в открытом заседании суда. Открытое разбирательство оказывает положительное воздействие на судей, участвующих в деле их представителей с точки зрения публичного контроля за их деятельностью и влияет на соблюдение ими норм гражданского процессуального права. Этот принцип является одной из предпосылок вынесения обоснованных и законных судебных постановлений и последующей оценки со стороны общества работы судов и функционирования системы органов правосудия.Под принципом гласности понимается свободный доступ в зал судебных заседаний всех желающих послушать процесс граждан, а также их право на письменные заметки о процессе и фиксацию всего происходящего в зале судебного заседания с занимаемого места. Закон допускает исключение из принципа гласности в интересах сохранения различного рода тайны. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом о государственной тайне, а также при удовлетворении судом ходатайства участвующего в деле лица, ссылающегося на необходимость сохранения коммерческой и иной тайны, и в других случаях, предусмотренных федеральным законом.

* Принцип осуществления правосудия на основе состязательности и равноправия сторон. - принцип состязательности определяет возможности лиц, участвующих в деле и их обязанности по доказыванию оснований заявленных требований и возражений, по отстаиванию своей правовой позиции.

6. Принцип гласности. – это организационно-функциональный принцип, закрепленный в конституции.

предполагает от­крытое разбирательство дел во всех судах, за исключениями, установ­ленными процессуальным законодательством:

1. дела, в которых имеются сведения, составляющие государственную тайну;

усыновление (удочерение) детей;

2. при удовлетворении судом ходатайства лица, участвующего в деле, о наличии в деле сведений, составляющих коммерческую или иную ох­раняемую законом тайну, тайну частной жизни

Даже в случае закрытого судебного разбирательства решение суда должно быть оглашено публично, кроме случаев, когда таким оглаше­нием нарушаются права и интересы несовершеннолетних.

Для лиц, участвующих в деле, принцип гласности проявляется так­же в открытости для них судопроизводства (право знакомиться с мате­риалами дела, участвовать в исследовании доказательств, знать о вре­мени и месте судебного заседания, осмотра на месте и т.п.).

Открытое разбирательство оказывает положитель­ное воздействие на судей, участвующих в деле их представителей с точки зрения публичного контроля за их деятельностью и влия­ет на соблюдение ими норм гражданского процессуального права. Этот принцип является одной из предпосылок вынесения обо­снованных и законных судебных постановлений и последующей оценки со стороны общества работы судов и функционирования системы органов правосудия.

Принцип гласности судебного разбирательства тесно взаимо­связан с другими принципами, в частности с принципом устности.

Под принципом гласности понимается свободный доступ в зал судебных заседаний всех граждан, желающих послушать процесс, а также их право на письменные заметки о процессе и фиксацию всего происходящего в зале судебного заседания с занимаемого места.

О разбирательстве дела в закрытом заседании суд выносит мо­тивированное определение. Оно не подлежит обжалованию. После оглашения определения все присутствующие в зале судебного засе­дания граждане, кроме лиц, участвующих в деле, обязаны поки­нуть его.

В интересах соблюдения законности в случае проведения закры­того заседания суда установлено, что разбирательство дел в закры­том заседании ведется с соблюдением общих правил судопроиз­водства.

7. Язык гражданского судопроизводства. – организационно-функциональный принцип, закрепленный в конституции.

Государственным языком России является русский язык. Судопроизводство в судах нашей страны ведется на русском языке. Однако, поскольку Россия является многонациональным государством, судопроизводство может вестись также на национальном языке субъекта Федерации или на языке, на котором разговаривает большинство населения. Право участвовать в процессе, заявлять ходатайства, давать объяснения, подавать жалобы и пр. на родном языке должно быть разъяснено и обеспечено гражданину.

В военных судах гражданское судопроизводство ведется на русском языке.

Лицо, участвующее в гражданском процессе, имеет право пользоваться услугами переводчика.