Домой / Вопросы и ответы / Что такое автономия? Порядок и уровень автономии. Автономная республика

Что такое автономия? Порядок и уровень автономии. Автономная республика

Современный мир представляет собой множество государств, большая часть которых - многонациональные, поэтому возникает вопрос о такой совместной организации жизни людей, которая бы устраивала всех или хотя бы большинство. при устройстве властных полномочий и органов допускают определенную самостоятельность территорий, входящих в их состав. Вот что такое автономия в самом упрощенном понимании.

Возникновение понятия и его значение

Это слово греческого происхождения. Почему именно там оно появилось? Для этого достаточно вспомнить историю Древней Греции. В то время она не представляла собой одно государство, а была соткана из многочисленных городов-государств и союзов между ними. Чтобы эффективно функционировать, этим образованиям приходилось считаться с тенденциями центра, господствующими во многих полисах. Неоценимую помощь могла оказать такая система совместного существования, которая бы позволила сочетать интересы различных по размеру и влиянию городов-государств. И греки ввели понятие автономии. Слово состоит из двух компонентов: "autos" ("сам", "самостоятельно") и "nomos" ("закон"). Таким образом, даже самые незначительные полисы древней Греции стали обладать определенной долей самостоятельности в решении тех или иных вопросов, что позволяло в известной мере сохранять политическое равновесие. Вот что такое автономия в древнегреческом понимании.

Принцип автономности при формировании государства

В настоящее время этот способ также применяется очень широко, при этом все зависит от традиций, законодательной базы и способа организации государственной власти. Тем не менее в любой стране, применяющей автономию, такое устройство прежде всего означает некую самостоятельность частей единого государства. Степень этого суверенитета в каждом случае определяется индивидуально и опирается на конституцию страны.

Формирование и уровень автономных единиц чаще всего продиктованы национальным составом страны. Используя этот метод, государство гарантирует необходимый уровень национально-этнических потребностей народов. Кроме того, это способ соблюсти право наций на самоопределение без трагических последствий для единства страны. По этому принципу построена система власти и управления в Российской Федерации. Все субъекты РФ обладают автономными правами.

Типы автономий

В политической науке существует множество трактовок того, что такое автономия. Определение можно раскрыть следующим образом: это самоуправление и самостоятельность частей единого государства. Общепринятым является деление на территориальную и национально-культурную автономии. В нашей стране представлены оба этих вида. Первый означает создание самоуправляемых субъектов в рамках определенных границ, в пределах которых проживают представители каких-либо этнических групп (Татарстан, Якутия и т. д.). Все они обладают фактическими признаками государства, а значит, имеют свою территорию, флаг, герб, гимн, органы власти, официальный язык или языки, законодательство.

Национально-культурная автономия является экстерриториальным понятием. Это означает, что национальные группы рассеяны по многим субъектам страны, и для удовлетворения этнических потребностей они могут создаваться в любом уголке государства. В основе этого понятия лежит национальный союз и сохранение языка, традиций и прочих атрибутов народной культуры. Вот что такое культурно-национальная автономия в пределах РФ.

Метод межнационального сотрудничества

В современное время в Российской Федерации насчитывается порядка девяти федеральных, около ста региональных и более двухсот местных национально-культурных автономий. В США и некоторых европейских странах эта форма выражена в несколько ином плане: там создаются национальные муниципалитеты, которые призваны решать все необходимые вопросы, связанные с развитием этноса. Однако в США отсутствует территориальная автономия, все вопросы решаются местными национальными общинами, которым власть предоставляет определенные полномочия. Нью-Йорк делится на множество национальных кварталов, которым мэрия предоставила право самоуправления. Таким образом, автономия может существовать даже в рамках одного города. Тем не менее это позволяет в известной мере нивелировать националистические настроения среди населения.

Особенности отечественного в свете последних событий

Совсем недавно в состав России вошел Крым. Так что такое Уникальность ситуации заключается в том, что полуостров первоначально входил в состав РСФСР на правах самоуправляющейся единицы, в 1954 он был передан Украинской Советской Социалистической Республике, которая, в свою очередь, входила в Конституция последнего была построена на Хоть и формально, но законодательная база имелась. После распада Советского Союза Крым вошел в состав единой Украины, которая была построена по унитарному принципу, однако полуостров сохранил свою самостоятельность. Между Киевом и Севастополем назревали серьезные противоречия, которые достигли апогея в 1996 году.

Верховная рада Украины отменила конституцию Крыма, Верховный Совет был лишен всех полномочий, однако киевское правительство было вынуждено считаться с населением полуострова. Поэтому в 1998 году был принят новый Основной закон Крыма, значительно сужавший самостоятельность этого образования, но статус автономии был сохранен. В 2014 году путем референдума Крым был включен в состав РФ, он получил автономное управление в лице Верховного Совета и его председателя, кроме того, в самостоятельную единицу был выделен город Севастополь, получив статус Вот что такое автономия Крыма.

Юридическое проявление термина

Понятие «автономия» используется не только в политической и административной плоскости, оно распространено и в юриспруденции. Подробнее разберемся, что такое автономия воли сторон. Лица либо организации, заключающие договор, автоматически становятся В самом общем виде это значит, что стороны по взаимному согласованию вправе выбирать законодательство страны, при помощи которого они собираются регулировать возникающие между ними правоотношения. В основном этот принцип применяется в сфере международного предпринимательского права. Соглашение должно быть выражено непосредственно или же следовать из логики заключенного контракта. Если по каким-либо причинам оно отсутствует, то применяется правовая система той страны, к которой договор имеет наибольшее отношение.

Подводя итоги

Разнообразие применения этого принципа в реальной жизни позволяет значительно снизить напряженность как в межнациональных, так и в межгосударственных отношениях, а применение его в сфере международного права способствует оживлению экономических и, как следствие, политических связей между разнородными интересами всей массы социальных групп и государственных образований. Вот что такое автономия в полном противоречий современном мире.

от греч. autonomia - самоуправление, независимость) - способность, право самостоятельного, относительно независимого функционирования территориально-политических субъектов в составе государственного образования, закрепленное конституцией.

Отличное определение

Неполное определение ↓

АВТОНОМИЯ

от греч. autonomia: autos - сам и nomos - закон) - 1) право самостоятельного управления какой-либо частью государства, закрепленное конституцией или другими правовыми актами; 2) широкое самоуправление какого-либо региона (областная или административно-территориальная, политическая А.), а также предоставление особых прав в области культуры разрозненно проживающим этническим группам. В государствоведении понятие А. применимо в значении формы самоуправления территории государства как с унитарной, так и с федеративной формой территориального устройства. Соответственно автономное территориальное образование может быть признано субъектом федерации или иметь особый статус, отличный от иных административно-территориальных единиц в унитарном государстве. При этом по сравнению с обычными административно-территориальными единицами А. имеет более широкие полномочия и возможности для реализации специфических интересов ее населения (представительство в центральных органах государства, специальные формы защиты прав и интересов). А. характеризуется созданием в территориях собственных органов государственной власти (с ограниченными полномочиями), представительством в высших органах законодательной власти, наличием собственной системы законодательства (иногда конституции), являющейся частью национально-правовой системы, значительной самостоятельностью в решении экономических проблем, наличием разветвленных международных связей. В многонациональных государствах широкое распространение получила национально-территориальная А., формами которой являются: а) автономные (национальные) государства - республики; б) национально-государственные образования - автономные области, округа; в) административнотерриториальные единицы - национальные районы, уезды, волости. В советское время национальные автономии создавались на территориях, характеризующихся определенной экономической целостностью и отличающихся особенностями национального состава и быта населения. Провозглашение Россией суверенитета повлекло изменение ее государственного устройства. Все автономные области, округа, в частности и автономная область (Еврейская) получили статус национально-государственных образований - субъектов федерации.

Различают административно территориальную, национально -территориальную и национально-культурную А. Административно-территориальная А., выступающая одним из способов децентрализации государственной власти в унитарном государстве, предусматривает определенную степень самостоятельности всех или большинства территориальных частей государства независимо от состава населения. Примером может служить Италия, согласно Конституции которой входящие в состав страны области являются автономными организациями с собственными правами и функциями.

Национально-территориальная А. предусматривает предоставление отдельной части (частям) унитарного государства, населенной преимущественно представителями какого-л. национального меньшинства, самостоятельности в решении вопросов внутренней жизни. Примером такой А. является Испания, на территории которой образованы автономные сообщества (Галисия, Каталония, Страна Басков).

Национально-культурная А. предоставляет национальным меньшинствам права и возможности использования своих культурных традиций, языка, религии и др. Эта форма широко используется в ряде европейских государств для обеспечения прав национальных меньшинств. Национально-культурная А. реализуется через такие организационные формы, как национальные культурные центры, землячества, национальные общественные советы и ассоциации (напр., Союз российских немцев в РФ).

Существовавшие ранее в РСФСР автономные национально-территориальные образования, равно как края и области, получили по Конституции РФ (1993) Статус субъектов РФ и соответственно имеют более широкие права, чем те, которые дает А. (см. Субъекты РФ). В то же время в такой многонациональной стране, как Россия, чрезвычайно важна роль национально-культурной А. Федеральный закон "О национально-культурной автономии" от 17 июня 1996 г. определяет ее основное содержание, организационные формы, финансово-экономическую основу. Закон оговаривает, что право на национально-культурную А. не является правом на национально-территориальное самоопределение и не должно наносить ущерб интересам др. этнических общностей.

Отличное определение

Неполное определение ↓

в бывшем СССР форма автономии. Представляла собой "государство", входившее в состав союзной республики (РСФСР, Грузии, Азербайджана, Узбекистана). А. р. имела свою конституцию, законы. Верховный Совет, правительство и другие атрибуты, присущие советскому государству, однако в отличие от союзной республики не имела права свободного выхода из состава СССР и соответствующей союзной республики. В РСФСР А.р. с 1991 г. стали провозглашаться "суверенными государствами" и получили название "республик в составе Российской Федерации" (согласно Федеративному договору).

Отличное определение

Неполное определение ↓

АВТОНОМНАЯ РЕСПУБЛИКА

одна из форм территориальной автономии, т.е. самоуправляющаяся административно- территориальная единица, обладающая самостоятельностью в рамках конституции и/или закона. Образуется, как правило, по национальному либо территориальному принципам. Имеет внешние признаки государства - парламент, правительство, конституцию (как правило), гражданство, государственные символы - герб, флаг, гимн и иные атрибуты государственности. Решения органов публичной власти или населения этих единиц, принятые в пределах установленных конституцией или законом автономных прав, не могут быть отменены органами государства или органами публичной власти более крупной единицы, в которую входит данная автономная республика. В настоящее время в Российской Федерации нет административно-территориальных единиц, имеющих статус автономной республики. Ранее, в период существования Союза ССР автономными республиками являлись государственные образования, входящие в состав некоторых союзных республик. В составе Российской Федерации находилось 16 автономных республик, которые сейчас имеют статус республики - равноправного субъекта Российской Федерации. В соответствии с конституциями некоторых стран СНГ: в состав Украины входит Автономная Республика Крым; в состав Азербайджана - Нахичеванская Автономная Республика; в состав Грузии - Абхазская АССР; в состав Узбекистана - Республика Каракалпакстан. Т.С Румянцева

Отличное определение

Неполное определение ↓

Автономные советские социалистические республики и автономные области , самоуправляющиеся советские республики и области, являющиеся формами национальной автономии для национальных меньшинств, населяющих территорию Советского Союза. В конституционном праве РСФСР устанавливается право отдельных национальностей на выделение, по решению их съездов советов и с утверждения верховных органов РСФСР, в автоном. сов. социалистич. республики и области. Автономные республики представляют собой более широкую форму автономии, чем автономные области. Причина того, что одни национальности получают более широкие права государственного самоуправления, чем другие, заключается в различии их экономического и культурного развития. Большая широта прав государственной самостоятельности есть вместе с тем и большая тяжесть государственного управления. Поэтому национальности более слабые в экономическом и культурном отношениях, требующие большей поддержки со стороны федерального государства , получают меньшую степень самостоятельности.

Высшим органом в автономных республиках является Съезд Советов данной республики, а в промежутках между Съездами - Центральный исполнит, комитет и его президиум. Непосредственное управление республикой принадлежит Совету народных комиссаров и народным комиссариатам (наркоматам). Наркоматы А. р. делятся на автономные (или необъединенные), к которым относятся наркоматы народного просвещения, здравоохранения, социального обеспечения, внутренних дел, земледелия, юстиции, и объединенные - все остальные. В области военного управления А. р. имеют военные комиссариаты, подчиненные ближайшему военному округу. Необъединенные, или автономные, наркоматы подчинены только Совнаркому А. р. и Центральному исполнительному комитету (ЦИК) ее, а также ЦИК федерации, в состав которой входят А. р. Объединенные же наркоматы кроме того подчинены еще и одноименному наркомату федерации. Конституции А. р., принятые на их Съездах Советов, получают свое окончательное утверждение от Съезда Советов той союзной республики, в состав к-рой они входят. Споры между А. р., а также между ними и другими частями федерации, разрешаются ЦИК и Съездами Советов федерации.

Автономные области имеют высший орган власти в лице областного съезда советов, а в промежутках между съездами - областного исполкома и его президиума. Наркоматы и совнаркомы в А. о. не образуются, а ведение делами по отдельным отраслям принадлежит отделам обл. исполкома . По объему компетенции органы власти А. о. обычно приравниваются к губернским . Из постановлений органов власти федерации (напр. РСФСР) для А. о. обязательны постановления Съезда Советов федерации, ее ЦИК и его президиума и Совнаркома. Согласно ст. 15 Конституции СССР А. о. представлены в Совете Национальностей - по 1 представителю от каждой А. о.

Автономные республики

  • 1.4.2 Особенности федеративной территориально-политической системы
  • 1.4.3 Концепции федерализма
  • Контрольные вопросы
  • 2 Глава. Мировой опыт территориально-государственногостроительства
  • 2.1 Административно-территориальное деление государства
  • 2.1.1 Основные понятия
  • 2.1.2 Факторы административно-территориального деления
  • 2. Исторические факторы.
  • 3. Демографические (социально-географические) факторы.
  • 2.1.3 Формат административно-территориального деления
  • 6. Заморские территории.
  • 2.1.4 Топонимика административно-территориальных единиц
  • 2.1.5 Морфология административно-территориального деления
  • 2.1.6 Столичность в системе административно-территориального деления
  • 2.1.7 Уровни административно-территориального деления
  • 2.1.8 Сценарии реорганизации административно-территориального деления
  • 2.1.9 Принципы изменения административно-территориального деления
  • 2.1.10 Государственная юрисдикция на море
  • 2.2 Политико-административные границы и пограничные споры
  • 2.2.1 Основные понятия
  • 2.2.2 Особенности политической лимологии
  • 2.2.3 Процесс создания границы
  • 2.2.4 Морфология границы
  • 2.2.5 Пограничный спор как отражение конфликтав системе административно-территориального деления
  • 2.3 Территориально-политическая децентрализация
  • 2.3.1 Основные понятия
  • 2.3.2 Децентрализация в унитарных государствах
  • 2.3.3 Создание регионалистских государств
  • 2.3.4 Постколониальные модели децентрализации
  • 2.4 Современный сравнительный федерализм
  • 2.4.1Компаративные исследования федерализма
  • 2.4.2 Генезис федерализма и исторические модели федерализации
  • 2.4.3 Факторы федерализации
  • 2.4.4 Классификации федераций
  • 2.4.5 Федератизм как форма федерализма
  • 2.4.6 Федеративная трансформация
  • Литература
  • Контрольные вопросы
  • 3Глава моделирование государства как территориально-политической системы: мировой опыт
  • 3.1 Общенациональныйтерриториально-политический контроль
  • 3.1.1 Единство общенационального правового пространства
  • 3.1.2 Территориальная сеть агентов центральной администрации.Прямое и непрямое федеральное администрирование
  • 3.1.5 Непрямые санкции
  • 3.2.1 Бикамерализм и региональные палаты
  • 3.2.2 Иерархия палат и функциональные различия между ними
  • 3.2.3 Способ формирования региональной палаты
  • 3.2.4 Нормы регионального представительства
  • 3.2.5 Другие формы обеспечения регионального представительства в парламентах федераций
  • 3.2.6 Региональный бикамерализм в унитарных государствах
  • 3.2.7 Другие формы регионального влияния в федерациях
  • 3.2.8 Общераспространенные формы регионального влияния
  • 3.3 Разграничение полномочий между уровнями власти
  • 3.3.1 Принципы разграничения полномочий
  • 3.3.2 Идеология разграничения полномочий и определение компетенции центра
  • 3.3.3 Разграничение полномочий в экономике
  • 3.3.4 Разделение полномочий по вопросам земли,недр и аграрного сектора
  • 3.3.5 Разграничение полномочий в социальной сфере
  • 3.3.6 Разграничение полномочий в инфраструктурных отраслях
  • 3.3.7 Некоторые общие принципы разграничения полномочий
  • 3.4 Региональная власть в современном государстве
  • 3.4.1 Организация региональной власти
  • 3.4.2 Модель выборного губернатора
  • 3.4.3 Парламентская модель
  • 3.4.4 Канадская и австралийская модели (квазипарламентская модель)
  • 3.4.5 Модель назначаемого губернатора
  • 3.4.6 Монархическая модель
  • 3.4.7 Швейцарская модель
  • 3.4.8 Региональная власть в унитарном государстве
  • 3.5 Местная власть в современном государстве
  • 3.5.1 Концептуальные основы и существующая практика местного самоуправления
  • 3.5.2 Территориальные субъекты местного самоуправления
  • 3.5.3 Организация местной власти
  • 3.5.4 Компетенция местной власти
  • Контрольные вопросы
  • 4 ГлаваПолитико-историческое развитие российской системы "центр - регионы
  • 4.1 Отношения "центр - регионы" в средневековой России
  • 4.1.1 Конфедеративно-вотчинная модельXiii-xiVвв.
  • 4.1.2 Переходная удельно-уездная модельXVв.
  • 4.1.3 Земская модельXvIв.
  • 4.1.4 Асимметрия в региональной политике в контексте управления инокультурной периферией
  • 4.2 Отношения "центр - регионы" при династии Романовых
  • 4.2.1 Переходная военно-административная модельXviIв.
  • 4.2.2 Петровская модель региональной политики (губернская модель с элементами самоуправления)
  • 4.2.3 Послепетровская централизация
  • 4.2.4 Екатерининская модель региональной политики (обновленная губернская модель)
  • 4.2.5 Император Павел: новая централизация и упрощение региональной политики
  • 4.2.6 АлександрI: частичная децентрализация
  • 4.2.7 НиколайI: новое упорядочение в системе
  • 4.2.8 Земская модель АлександраIi
  • 4.2.9 АлександрIii: новая частичная централизация
  • 4.2.10 НиколайIi: потеря баланса в отношениях "центр - регионы"
  • 4.3 Отношения "центр - регионы" в советский период
  • 4.3.1 Февральская революция и ее последствия
  • 4.3.2 Советы: от альтернативных органов самоуправленияк новой государственной власти
  • 4.3.3 Октябрьская революция и рождение советского федерализма
  • 4.3.4 Расколы российского пространства
  • 4.3.5 Национально-государственный полицентризм и его преодоление
  • 4.3.6 Суверенитет и территориально-политическая субординация в советском федерализме
  • 4.3.7 Национально-территориальная автономия в рсфср
  • 4.3.8 Региональное участие
  • 4.3.9 Региональное и местное самоуправление
  • 4.3.10 Территориальное экономическое планирование и управление
  • 5 ГлаваРегиональная структура современной россии
  • 5.1 Эволюция административно-территориального деления России
  • 5.1.1 Дореволюционная система административно -территориального деления
  • 5.1.2 Формирование новой системы административно-территориального деления в советский период
  • 5.2 Современный федерализми политико-административная структура России
  • 5.2.1 Влияние распада ссср на региональную структуру России
  • 5.2.2 Современная политико-административная структура
  • 5.2.3 Факторы формирования региональной структуры
  • 5.2.4 Проблемы дробности административно-территориального деления и укрупнения регионов
  • 5.2.5 Система федеральных округов
  • 5.2.6 Принципы создания новых субъектов федерации
  • 5.3 Статус субъектов федерациии проблема территориально-политической асимметрии
  • 5.3.1 Определение статуса субъектов федерации
  • 5.3.2 Национально-территориальная автономия и асимметрия
  • 5.3.3 Особый статус российских республик
  • 5.3.4 Статус автономных округов
  • 5.3.5 Некоторые перспективы
  • 5.4 Межрегиональные границы и пограничные споры в современной России
  • 5.4.1 Правовые основы межрегиональных границ и их изменения
  • 5.4.2 Межрегиональные пограничные споры
  • 5.5 Экстерриториальные формыэтнической самоорганизации
  • 6 ГлаваРегиональная политикаи баланс отношений "центр - регионы" в современной россии
  • 6.1 Правовые основы региональной политики в России
  • 2. Принцип неделимости российского суверенитета и верховенства федераль­ного законодательства.
  • 5. Принцип единства государственной власти.
  • 6. Принцип разграничения полномочий.
  • 7. Принцип автономии региональной и местной власти.
  • 4. Договора о разграничении полномочий между центром и отдельными ре­ гионами.
  • 6.2 Федеральный центркак субъект отношений "центр - регионы"
  • 6.2.1 Президент России
  • 6.2.2 Правительство России
  • 6.2.3 Роль Федерального Собрания
  • 6.2.4 Роль Конституционного суда
  • 6.2.5 Роль судебных органов и прокуратуры
  • 6.2.6 Роль групп влияния как субъектов региональной политики
  • 6.3.1 Конституционные полномочия президента в сфере федерального вмешательства
  • 6.3.3 Система ведомственных вертикалей
  • 6.3.4 Отстранение губернаторов от должности
  • 6.3.5 Роспуск региональных органов законодательной власти
  • 6.3.6 Изъятие полномочий у региональной власти
  • 6.4.1 Особенности российского бикамерализма
  • 6.4.2 Эволюция Совета Федерации
  • 6.4.3 Функции Совета Федерации в законотворческом процессе
  • 3. Функция фильтра в законотворческом процессе.
  • 6.4.4 Региональное и федеральное влияние в Совете Федерации
  • 6.4.5 Консультативные органы регионального представительства
  • 6.4.6 Региональный лоббизм на федеральном уровне
  • 3. Государственная Дума.
  • 6.4.7 Региональные интеграционные структуры
  • 6.5 Разграничение полномочий между центром и регионами
  • 6.5.1 Правовые основы разграничения полномочий
  • 2. Принцип непротиворечия региональных законов федеральным по вопросам совместного ведения.
  • 3. Принцип самостоятельного правового регулирования в регионах по вопро­ сам региональной компетенции.
  • 6.5.2 Полномочия центра и регионов в России
  • 2. Основы политического режима.
  • 5. Экономика и социальная сфера.
  • 6.5.3 Полномочия автономных округов
  • 6.5.4 Договора о разграничении полномочий между центром и регионами
  • 6.6 Экономическая региональная политикакак особая форма региональной политики
  • 6.6.1 Роль экономической региональной политики в политическом процессе
  • 6.6.2 Региональные финансовые ресурсы и их динамика
  • 6.6.3 Финансовая зависимость регионов от центра
  • 6.6.4 Адресная федеральная помощь
  • 6.6.5 Особый экономический режим в регионах
  • 6.6.6 Позиции регионов-лидеров
  • 6.7 Моделирование отношений "центр - регионы" в России
  • 6.7.1 Постсуверенизационная модель отношений 1991-1993 гг.
  • 6.7.2 Модель 1994-1996 гг. (модель Ельцина - Черномырдина)
  • 6.7.3 Модель 1997 г. (модель молодых реформаторов)
  • 6.7.4 Модель 1998 г. (модель Примакова)
  • 6.7.5 Модель рецентрализации 2000-2005 гг. (модель Путина)
  • 6.7.6 Оптимизация отношений "центр - регионы" после 2005 г.
  • Литература
  • Контрольные вопросы
  • 7 Глава региональная и местная власть в современной россии
  • 7.1 Системы региональной власти
  • 7.2 Исполнительная власть в субъектах федерации
  • 7.2.1 Исполнительная власть в республиках
  • 7.2.2 Модели исполнительной власти в республиках
  • 7.2.3 Исполнительная власть в других регионах России
  • 1. Наименование должности.
  • 5. Порядок досрочного прекращения полномочий главы исполнительной власти.
  • 7.3 Организация исполнительной власти в регионах: сравнительный анализ
  • 7.3.1 Структура региональной исполнительной власти
  • 7.4 Законодательная (представительная) власть в субъектах федерации
  • 1. Наименование органа законодательной власти.
  • 2. Особенности состава и структуры законодательных собраний.
  • 3. Порядок избрания законодательных собраний.
  • 4. Срок полномочий.
  • 5. Постоянная (непостоянная) основа исполнения депутатских полномочий.
  • 6. Ограничительные цензы.
  • 7.4.2 Разделение властей и система сдержеки противовесов в российских регионах
  • 7.5 Системы местной власти
  • 7.5.1 Конституционные принципы организации местного самоуправления
  • 7.5.2 Формирование местного самоуправления в современной России
  • 7.5.3 Территориальный формат местного самоуправления
  • 7.5.4 Формирование органов местного самоуправления
  • 7.5.5 Вопросы местного значения и полномочия органов местного самоуправления
  • 7.5.6 Нормы ответственности местного самоуправления перед государством
  • 7.5.7 Формы горизонтальной интеграции муниципальных образований
  • 7.5.8 Территориальное общественное самоуправление
  • 7.6 Политические конфликты в российских регионах
  • 7.6.1 Подходы к изучению региональных конфликтов в России
  • 7.6.2 Конфликт между губернаторами и законодательными собраниями
  • 7.6.3 Конфликт между губернаторами и местным самоуправлением
  • 7.6.4 Конфликт "губернаторы против «федералов»"
  • 7.6.5 Партийное и корпоративное измерение региональной конфликтности
  • 8 Глава. Расстановка политических сил в регионах россии (региональные элиты,группы влияния и политические режимы)
  • 8.1 Региональные элиты
  • 8.1.1 Основные понятия
  • 8.1.2 Структурные трансформации региональной элиты
  • 8.1.3 Этапы обновления региональной элиты
  • 8.2 Основы регионального политического анализа
  • 8.2.1 Изучение региональной политической ситуации
  • 8.2.3 Региональные политические режимы
  • 8.3 Региональные политические режимы и политическая ситуация в республиках15
  • 8.4 Региональные политические режимы и политическая ситуация в прочих субъектах федерации
  • 8.4.1 Северо-Западный федеральный округ
  • 8.4.2 Центральный федеральный округ
  • 8.4.3 Приволжский федеральный округ
  • 8.4.4 Южный федеральный округ
  • 8.4.5 Уральский федеральный округ
  • 8.4.6 Сибирский федеральный округ
  • 8.4.7 Дальневосточный федеральный округ
  • Литература
  • Заключение. Прикладная политическая регионалистика
  • Литература
  • Контрольные вопросы
  • Приложение
  • 4.3.7 Национально-территориальная автономия в рсфср

    Национальная политика большевиков привела к созданию на территории бывшей империи беспрецедентной в мировой истории по числу и сложности устройства системы национально-территориальных автономий.

      СССР представлял собой федерацию (союз) советских социалистических республик, которые составляли первый уровень автономии.

      Внутри советских социалистических республик выделялись националь­но-территориальные автономии второго порядка. Такими внутренними автоно­миями располагали не только РСФСР, но и Грузия, Азербайджан, Узбекистан и Таджикистан.

      Национально-территориальные автономии внутри советских социалисти­ческих республик имели свою собственную иерархию. Одни приобрели более вы­сокий статус АССР - автономных советских социалистических республик. Другие назывались автономными областями и входили в состав более крупных регионов. Третьи получили еще более низкий статус, назывались национальными (позднее - автономными) округами и также входили в состав более крупных регионов.

      На самом низком территориальном уровне существовала система нацио­нальных районов и сельсоветов.

    В РСФСР федеративные начала были подчеркнуты уже на этапе ее создания как первой "большой" советской республики - Российской. Как было записано в декларации и, далее, в Конституции 1918 г., "Российская Советская Республика уч­реждается на основе свободного союза свободных наций как федерация Советских

    150 К 1934 г. п СССР было создано 240 национальных районов и более 500 нацио­нальных сельсоветов. Из всех национальных районов 176 находились на территории ны­нешней России. Среди национальных были и русские районы, специально создававшиеся на территориях автономий. Но еще при И. Сталине псе эти районы и сельсоветы были ли­шены своего особого статуса, который посчитали излишним.

    национальных республик". Однако на том этапе представление о "субъектах феде­рации" было весьма расплывчатым. Скорее речь шла о федеративных отношениях, на основании которых те или иные территории могли присоединяться к России. Так, в соответствии с Конституцией "советы областей, отличающихся особым бы­том и национальным составом, могут объединиться в автономные областные сою­зы, во главе которых, как и во главе всяких могущих быть образованными област­ных объединений вообще, стоят областные съезды Советов и их исполнительные органы. Эти автономные областные союзы входят на началах федерации в Россий­скую Социалистическую Федеративную Советскую Республику". В роли субъектов федерации выступали "автономные областные союзы", но на практике ими стали автономные республики, которые были провозглашены в составе РСФСР. В 1918 г. как раз и начинается формирование системы АССР в границах РСФСР.

    Более строгие и четкие формулировки российского "внутреннего федерализ­ма" появляются уже после формирования Союза ССР, они характерны для Консти­туции РСФСР 1924 г.: "Российская Республика есть социалистическое государство рабочих и крестьян, строящееся на основе федерации национальных советских рес­публик". При этом подчеркивается, что именно национальный принцип заложен в основу федеративных отношений на территории России: "признавая право всех наций на самоопределение вплоть до отделения, Российская социалистическая федеративная советская республика, исходя из твердо выраженной воли трудящих­ся отдельных национальностей, населяющих Российскую социалистическую феде­ративную советскую республику, к оформлению своего государственного бытия в составе Российской социалистической федеративной советской республики, объе­диняется с этими национальностями путем образования в составе Российской со­циалистической федеративной советской республики национальных автономных советских социалистических республик и областей".

    Итак, "матрешечный" тип национально-территориальной организации пред­полагал наличие в рамках СССР государственности "третьего уровня" в виде авто­номных советских социалистических республик (см., например: [Железнов, 1984]). АССР официально определялись как советские социалистические национальные государства (ст. 78 российской Конституции 1978 г. гласила: "автономная респуб­лика есть советское социалистическое государство, находящееся в составе Россий­ской Советской Федеративной Социалистической Республики"). У них были свои конституции и органы власти с названиями, соответствующими уровню со­юзных республик (Верховный Совет, Совет министров, Верховный суд). Подразу­мевалось наличие ограниченного суверенитета и условного гражданства.

    По этому формальному признаку РСФСР можно было бы считать конфеде­рацией, но это - еще одна ловушка советского федерализма. На самом деле госу­дарственный статус АССР был сильно ограниченным, уступая таковому в союзных республиках. Советская власть создала уникальную систему иерархически выстроен-

    ных национально-государственных образований, в которой уровень суверенитета одних был больше, чему других. Советская формула ограниченного суверенитета предпола­гала, что государственные образования реализуют свой статус по вопросам, не вхо­дящим в компетенцию вышестоящих государственных образований.

    Формирование АССР происходило формально снизу, когда местные съезды советов принимали решения о создании этих автономий. В действительности этот процесс так или иначе контролировался из центра, и юридически создание АССР оформлялось решениями В ЦИК и его исполнительного и распорядительного ор­гана - Совнаркома во главе с В.И. Лениным. Важно обратить внимание на тот факт, что многие АССР появились сразу после освобождения соответствующих территорий большевиками в ходе гражданской войны. Таким путем большевикам удавалось привлечь на свою сторону местное население и закрепить территории в составе РСФСР, хотя и на началах национальной автономии. Такой процесс был возможен в соответствии с первой советской конституцией, той самой, где говори­лось об автономных областных союзах.

    Важно отметить, что феномен АССР нарушал симметрию национально-го­сударственного строительства. РСФСР делилась на регионы двух типов, из числа которых только республики являлись федерированными образованиями. Иными словами, РСФСР представляла тип асимметричной федерации, где далеко не все регионы являются субъектами. Любопытно, что представительство АССР не было специальным образом обеспечено в парламенте РСФСР, как это обычно делается в федерациях (считалось, что АССР представлены на общих основаниях, т.е. в соот­ветствии с численностью населения). Но при всем при том каждая автономная республика располагала должностью заместителя председателя Верховного Совета РСФСР. Еще интереснее тот факт, что АССР, представляя собой государственное образование, получила представительство в союзном парламенте, т.е. выходила на союзный уровень как бы через голову и вне своей связи с союзной республикой. Это соответствовало модели советского федерализма, которая была призвана обес­печить представительство каждого национально-территориального образования на общесоюзном уровне.

    Наиболее четкое решение вопроса о довольно расплывчатом статусе АССР можно связать с конституционной реформой 1977-1978 гг. Статья 82 советской Конституции дала следующее определение: "Автономная республика находится в составе союзной республики. Автономная республика вне пределов прав Союза ССР и союзной республики самостоятельно решает вопросы, относящиеся к ее ведению. Автономная республика имеет свою Конституцию, соответствующую Конституции СССР и Конституции союзной республики и учитывающую особен­ности автономной республики".

    В системе советского федерализма важную роль сыграл исламский фактор. Именно территории с мусульманским населением первыми стали получать авто-

    номию в составе РСФСР. Очень интересен феномен первой национальной респуб­лики, возникшей на территории РСФСР. Это была Татаро-Башкирская Совет­ская Республика, созданная в Казани в марте 1918 г. С. Галлиевым и М. Вахито-вым. С. Галлиев был сторонником широкой мусульманской автономии в рамках новой России. Ему принадлежала идея создать мусульманскую организацию РКП (б) и мусульманскую Красную Армию (а Татаро-Башкирская республика, кстати, свои­ми очертаниями напоминала прежнее Казанское ханство). Однако центр не мог допустить консолидации мусульманских народов, пусть даже в рамках нового госу­дарства и с новой идеологией. Поэтому под его контролем возникли отдельные Баш­кирская, а потом Татарская АССР.

    В 1918-1922 гг. в процессе установления советской власти и завершения гражданской войны в рамках РСФСР были созданы восемь АССР.

      Туркестанская АССР провозглашена 30 апреля 1918 г. в Средней Азии. Она была расформирована в 1924 г. в процессе национально-территориального разме­жевания.

      Башкирская АССР создана 23 марта 1919 г." 1 Ее первой столицей был го­род Стерлитамак, переданный из состава Уфимской губернии в 1920 г. В 1922 г. Баш­кирии были переданы все районы Уфимской губернии, и ее столицей стала Уфа.

      Татарская АССР была создана 27 мая 1920 г. на территории бывшей Ка­занской губернии со столицей в Казани (и прежней Татаро-Башкирской Советской Республики).

      Киргизская АССР была создана 26 августа 1920 г. с центром в Оренбурге. После национально-территориального размежевания в 1924-1925 гг. она была переименована в Казахскую АССР, получила новые земли от бывшей Туркестан­ской АССР и лишилась Оренбурга. В 1936 г. Казахстан стал союзной республикой и вышел из РСФСР.

      Горская АССР была создана 20 января 1921 г. на Северном Кавказе (про­возглашена 17 ноября 1920 г. на съезде народов Терской области). Это был пример первой сложносоставной республики, которая делилась на национальные округа. Горская АССР оказалась временной формой консолидации народов Северного Кавказа и довольно быстро разделилась на части. В 1921 г. из ее состава была выде­лена Кабарда, в 1922 г. - Чечня и Карачай. Лишившись основной территории, республика была упразднена декретом ВЦИК в июле 1924 г. На ее оставшейся тер­ритории были созданы Северо-Осетинская и Ингушская автономные области.

    51 Основателем Башкирской Советской Республики был известный политик А.-З. Ва-лидов, тот самый, который участвовал в провозглашении башкирской автономии в ноябре 1917 г. (сотрудничавшей с белым движением), а в 1919 г. пытался договориться с большеви­ками. Однако вскоре пути Советского государства и А.-З. В&чидова вновь разошлись: по­следний и итоге оказался в эмиграции, а Башкирская АССР продолжила свое существование.

    Сунженский округ с правом губернского исполкома, а также Владикавказ как са­мостоятельная единица, непосредственно подчиненная ВЦИК.

      Крымская АССР создана 18 октября 1921 г. В июне 1945 г. ее статус был понижен до области (в годы войны отсюда были депортированы крымские татары и другие народы). В 1954 г. Крымская область была передана Украине.

    Заметим, что АССР создавались не только в рамках России. Еше в июле 1920 г. была провозглашена Нахичеванская ССР, которая может считаться вариан­том "неудавшейся" республики "первого порядка", наряду с Абхазией, Хорезмом и Бухарой. В феврале 1923 г. Нахичевань стала автономией в составе Азербайджана (от которого она географически отделена территорией Армении). 9 февраля 1924 г. здесь была создана АССР. В составе Грузии возникли сразу две АССР - Абхаз­ская (4 марта 1921 г.) и Аджарская (16 июля 1921 г.). Статус АССР имели также Молдавия и Таджикистан с 1924 г., Каракалпакия с 1932 г. (позднее - в составе Узбекистана).

    Менее высокий статус в системе национально-территориальных автономий имели автономные области. Они уже не именовались государствами. В отличие от АССР они не были ATE первого порядка в рамках РСФСР и обязательно входили в состав других ATE - краев или областей. Автономные области представляли собой форму внутрирегиональной национально-территориальной автономии. Официально их статус формулировался как "определенная автономия во внутренних делах".

    В 1920-1922 гг. в границах России появились 12 автономных областей. Да­лее этот процесс продолжился, но в 1923-1936 гг. многие из АО повысили свой статус до уровня АССР.

      Вотская АО создана 4 ноября 1920 г. В 1932 г. переименована в Удмурт­скую АО. Статус АССР получила в 1934 г.

      Калмыцкая АО также создана 4 ноября 1920 г. До 1927 г. ее столицей была Астрахань, потом центр перенесли в Элисту. Статус АССР получила в 1935 г.

      Бурят-Монгольская АО (Дальнего Востока) создана 27 апреля 1921 г. в сос­таве Дальневосточной республики. В 1923 г. стала частью Бурят-Монгольской АССР.

      Кабардинская АО создана 1 сентября 1921 г. и выделена из состава Гор­ской АССР. В 1922 г. к ней присоединен Балкарский округ Горской АССР, и область переименована в Кабардино-Балкарскую (сразу с двумя титульными народами). Ста­тус АССР получила в 1936 г.

      Бурят-Монгольская, или Монголо-Бурятская. АО (Восточной Сибири) создана 9 января 1922 г. Объединена с другой бурятской АО в Бурят-Монгольскую АССР в 1923 г.

      Карачаево-Черкесская АО создана 12 января 1922 г. Ее территорию соста­вили Карачаевский округ Горской АССР и земли Терской и Кубанской областей, населенные черкесами (а также некоторыми другими народами). Это был второй эксперимент 1922 г. по созданию автономии с двумя титульными народами, при­чем наименее удачный. Уже в 1926 г. автономия была разделена по национальному признаку на Карачаевскую АО (столица - Кисловодск), Черкесский национальный округ и казачий Баталпашинский район. 30 апреля 1928 г. Черкесский нацио­нальный округ был преобразован в Черкесскую АО. Статус этих АО до уровня АССР не повышался.

      Ойратская АО создана 1 июня 1922 г. В 1932 г. переименована в Ойрот­скую, в 1948 г. - в Горно-Алтайскую. Ее статус не повышался.

      Черкесская (Адыгейская) АО создана 27 июля 1922 г. Уже через месяц после создания переименована в Адыгейскую (Черкесскую) АО. С 1928 г. называлась просто Адыгейской АО (поскольку Черкесская АО была создана в другом месте, см. выше). Центром этой АО некоторое время был Краснодар. Город Майкоп был присоединен к АО и стал ее центром в 1936 г.

      Чеченская АО создана 30 ноября 1922 г. из части территории Горской АССР. Объединена с Ингушской АО в 1934 г.

      Северо-Осетинская АО создана 7 июля 1924 г. в результате окончатель­ного распада Горской АССР. Владикавказ до 1934 г. оставался отдельным админи­стративно-территориальным образованием, играя роль столицы сразу двух АО - Северо-Осетинской и Ингушской. Статус повышен до уровня АССР в 1936 г.

      Ингушская АО создана вместе с Северо-Осетинской АО при ликвида­ции Горской АССР 7 июля 1924 г. на основе Назрановского округа. В 1934 г. объ­единена с Чеченской АО.

      Мордовская АО создана 10 января 1930 г. (с 1928 г. - Мордовский ок­руг). Получила статус АССР в 1934 г.

      Хакасская АО создана 20 октября 1930 г. Ранее, с 1924 г. это был нацио­нальный уезд Енисейской губернии, с 1925 г. - национальный округ. Статус не по­вышался.

      Чечено-Ингушская АО создана 15 января 1934 г. за счет объединения Чеченской и Ингушской АО. Статус АССР получила в 1936 г.

      Еврейская АО создана 7 мая 1934 г. после переселения части евреев на Дальний Восток. Статус не повышался.

    Автономные области создавались и в других республиках СССР. В отличие от более сложной и иерархически выстроенной РСФСР, там они входили в состав республик напрямую, являясь особым регионом, но с меньшим уровнем самостоя-

    тельности, чем АССР. Так, в составе Грузии, наряду с двумя АССР, существовала Юго-Осетинская АО, образованная 20 апреля 1922 г. В Азербайджане была создана населенная преимущественно армянами Нагорно-Карабахская АО (образована 7 июля 1923 г.). В составе Таджикистана находилась Горно-Бадахшанская АО (об­разована 2 января 1925 г.).

    Специфическим типом национально-территориальной автономии были тру­довые коммуны, не получившие, впрочем, дальнейшего развития. Они, как правило, создавались в экономически более развитых национальных регионах. Их статус был близок к статусу автономной области.

      Трудовая коммуна немцев Поволжья создана 19 октября 1918 г. Повысила свой статус до АССР 19 декабря 1924 г. Ликвидирована в 1941 г.

      Карельская трудовая коммуна возникла 8 июня 1920 г. (напомним, что одновременно в северных районах Карелии в 1920-1922 гг. действовала своя анти­большевистская власть). Статус АССР получила 25 июля 1923 г. (с расширением административных границ автономии). Далее некоторое время даже была союзной республикой (1940-1956 гг.).

    В 1923 г. начинается процесс повышения статуса автономных областей до уровня АССР. Статус АО воспринимается как слишком низкий, и многие народы и местные элиты при лояльном отношении центральных властей лоббируют его из­менение. Для большинства случаев АО оказалась временной формой.

      Первой повысила свой статус Бурят-Монголия. 30 мая 1923 г. две АО вместе с частью Прибайкальской губернии были объединены в Бурят-Монгольскую АССР. В 1937 г. эта АССР лишилась двух эксклавов, преобразованных в отдельные от нее национальные округа (см. ниже). В 1958 г. была переименована в Бурятскую АССР.

      В результате принятия новой Конституции СССР 5 декабря 1936 г. на ос­нове прежних АО были созданы Кабардино-Балкарская АССР, Коми АССР, Ма­рийская, Северо-Осетинская и Чечено-Ингушская АССР.

    После 1936 г. в РСФСР остались лишь пять автономных областей, которые по своим размерам и потенциалу не могли претендовать на повышение статуса. К концу советской истории 12 внутрироссийских автономных республик из 16 начинали с уровня автономных областей. К ним относилась и Тува, принятая в СССР в 1944 г. в виде автономной области. За границами России остались со своим статусом авто­номных областей Южная Осетия, Нагорный Карабах и Горный Бадахшан.

    Важно отметить, что сами АССР до 1936 г. тоже имели немного разный ста­тус. Логика национально-территориальной иерархии предполагала, что АССР являются в рамках РСФСР ATE первого порядка и никуда больше не входят. В то же время в 1920-х гг. в стране проводится радикальное укрупнение регионов с созда­нием краев и укрупненных областей (см. ниже). Большинство АО, несмотря на по­вышение статуса до уровня АССР, остались в границах краев. Более того, создан­ный ранее и сразу же в форме АССР Дагестан в 1931 - 1936 гг. также находился в составе Северо-Кавказского края. Напротив, такие АССР, как Татария, Башкирия, Якутия, Карелия, Крым, никогда не входили в состав краев и всегда являлись ATE строго первого порядка.

    Формирование иерархичной системы национально-территориальных авто­номий обусловило постоянную борьбу за повышение статуса, которая во многом определила развитие региональных процессов в СССР. Обычным был процесс, когда экономическое развитие территории или рост национального самосознания приводили к повышению политической активности, росту амбиций у местных элит. Центр в некоторых случаях шел на уступки, соглашаясь на повышение статуса того или иного национально-территориального образования. Как результат АССР получали статус союзных республик, автономные области становились автоном­ными республиками. Интересен пример Киргизии, которая прошла все три стадии. Изначально она была создана в виде автономной области в составе АССР (1924- 1926 гг.). Вскорости Киргизия получила статус АССР в составе РСФСР. Наконец, через 10 лет, в 1936 г. она, как и бывшая "метрополия" - Казахстан, получила ста­тус союзной республики.

    Распространенным оказался процесс преобразования автономных респуб­лик в союзные. Важно отметить, что одновременно происходило уменьшение тер­ритории союзных республик, что воспринималось как мера по сглаживанию изна­чально гигантских различий между Россией и прочими субъектами и достижению большей гомогенности внутри союзных республик. Первые потери понес Узбеки­стан, от которого отделился Таджикистан. Затем Россия лишилась своих внут­ренних автономий - Казахстана и Киргизии, которые стали отдельными союзны­ми республиками в 1936 г. В 1940 г. статус союзной республики временно получила Карелия 52 .

    В советский период в отдельных случаях допускались нарушения регулярно­сти в системе национально-территориальных автономий. Если отдельные АССР временно входили в состав краев, то некоторые АО могли иметь статус ATE перво­го порядка (как это было в Грузии, Азербайджане и Таджикистане). Например, Адыгейская (Черкесская) АО в 1922-1924 гг. была отдельным регионом. 13 октяб­ря 1944 г. территория СССР и РСФСР была расширена за счет вхождения Тувин-

    12 Кроме того, прекратила существование Молдавская АССР, являвшаяся частью Украины. После присоединения от Румынии основной территории Молдавии была создана единая союзная республика.

    ской народной республики". Причем Тува стала частью РСФСР на правах авто­номной области, не входя, однако, в состав какого-либо из краев. Впрочем, 10 ок­тября 1961 г. ее статус был повышен до уровня АССР.

    Наряду с повышением статуса автономий советская система не исключала и понижение статуса. Некоторые автономии стали жертвами сталинских репрессий, и их ликвидация была продиктована требованиями национальной безопасности в военный период. Первой пострадала Республика немцев Поволжья. В 1943-1944 гг. ликвидированы Калмыцкая и Чечено-Ингушская АССР, а также Карачаево-Чер­кесская АО. Кабардино-Балкарская АССР была переименована в Кабардинскую в связи с депортацией балкарцев. Карачаево-Черкесская АО превратилась в Черкес­скую АО. На территории бывшей Чечено-Ингушской АССР, где жертвой репрес­сий стали оба титульных этноса, создали Грозненскую область. Статус националь­ной автономии в результате депортации крымских татар потеряла и Крымская АССР, одна из первых автономных республик, возникших в составе России.

    С наступлением хрущевской "оттепели" в 1957 г. эта система автономий вос­становилась после возвращения народов на историческую родину. Чечено-Ин­гушская АССР была сразу воссоздана в прежнем статусе. Калмыкия сначала была восстановлена как АО, но в 1958 г. ей вернули статус АССР. Вновь возникли автоно­мии с двумя титульными народами - Кабардино-Балкарская АССР и Карачаево-Черкесская АО. В то же время Республика немцев Поволжья возрождена не была, и вовсе исчезла как административно-территориальная единица. Бывшая Крымская АССР так и осталась Крымской областью (возвращение крымских татар было час­тичным и постепенным), а кроме того перешла в состав Украины.

    Многоуровневая система национально-территориальных автономий в усло­виях борьбы за статус и зыбких статусных границ неизбежно привела к формиро­ванию асимметрии.

    Вертикальная асимметрия связана с нарушениями статуса и субординации между автономиями разного уровня. Очень интересен пример Тувы, которая в 1944 г. из независимого государства превратилась в автономную область в составе РСФСР. Произошло удивительно резкое снижение статуса государственного образования (любопытно, что в соответствии с традиционным "мягким" сценарием глава госу­дарства С. Тока остался руководителем автономии и пребывал в этом качестве до 1973 г.). Экономический и демографический потенциал Тувы показался советскому руководству слишком незначительным, и Туве дали статус АССР позднее - в 1961 г.

    51 Впервые Тупа под названием Урянхайского края оказалась под российским про­текторатом в 1914 г. В 1921 г. возникло новое государство - Народная республика Танну-Тува (позднее - Тувинская народная республика). Это государство находилось под влияни­ем СССР, но в его состав не входило. К власти здесь пришла Тувинская народно-рево­люционная партия. Лидером Тувы стал генеральный секретарь ТНРП Салчак Тока.

    Признаком вертикальной асимметрии было и нахождение некоторых авто­номных областей на уровне административных единиц первого порядка, т.е. АССР. Та же Тува, будучи автономной областью, входила в РСФСР непосредственно, не являясь частью какого-либо края. Недолгое время в качестве таких же автономных областей фигурировали Адыгейская (Черкесская) АО в 1922-1924 гг., Каракалпак­ская АО в 1930-1932 гг. В других союзных республиках была распространена ситу­ация, когда автономные области были административными единицами первого порядка, наряду с АССР (примеры Южной Осетии, Нагорного Карабаха и Горного Бадахшана).

    В то же время возможной была и ситуация, когда АССР входили в состав бо­лее крупных административно-территориальных образований - краев. Вообще тер­ритория получала статус края, как правило, в том случае, когда в ее составе находи­лась внутренняя автономия в лице автономной области. Но в процессе формиро­вания краев в 1920-е гг. некоторые АССР оказались заключены в пределы краев. Даже созданный ранее и сразу же в форме АССР Дагестан в 1931 - 1936 гг. находил­ся в составе Северо-Кавказского края. Тем более в тот период, до принятия кон­ституции 1936 г. оставались в составе краев бывшие автономные области, даже ес­ли они повышали свой статус до уровня АССР. Таким образом, как в отношении АССР, так и в отношении автономных областей допускалось нарушение "идеаль­ной" ситуации, когда АССР в рамках союзной республики была ATE первого по­рядка, а автономная область - второго.

    Зато некоторые особо крупные АССР даже имели внутреннее областное де­ление, хотя и в течение недолгого времени. Огромный Казахстан получил област­ное деление еще в то время, когда являлся АССР в составе России. На непродол­жительный период областное деление вводилось в Татарии и Башкирии.

    Национально-территориальные автономии более низкого уровня были представлены национальными округами. Они всегда являлись ATE второго порядка, представляя особые части более крупных регионов. Национальные округа создава­лись только в РСФСР.

    Понятие "национальный округ" достаточно активно используется в совет­ской практике, начиная с 1920-х гг. применительно к небольшим ATE с особой эт­нической спецификой. В рамках Горской АССР с 1921 г. имелись шесть нацио­нальных округов. Некоторое время существовали Мордовский, Хакасский нацио­нальные округа и др.

    Постепенно национальный округ получает более ясное толкование. Под ним понимается малозаселенная и слаборазвитая северная территория, его титульными народами становятся малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока. Национальные округа создаются для самых небольших по числу жителей террито­рий, которые не могут претендовать ни на статус АССР, ни даже на статус АО. Следует обратить внимание на тот факт, что с 1924 г. советская власть начинает

    активно заниматься вопросами развития Севера. 20 июня 1924 г. был создан Коми­тет содействия народностям северных окраин (Комитет Севера).

    Первым специфически "северным" национальным округом стал Коми-Пер­мяцкий, образованный 26 февраля 1925 г. Вслед за ним появился Ненецкий нацио­нальный округ (15 июля 1929 г.).

    Система северных национальных округов оформляется в 1930 г. Тогда вышло постановление президиума ВЦИК от 10 декабря 1930 "Об организации националь­ных объединений в районах расселения малых народностей Севера". Этим поста­новлением были созданы сразу восемь национальных округов - Остяко-Вогульский (с 1940 г. - Ханты-Мансийский), Ямало-Ненецкий, Таймырский (Долгано-Не­нецкий), Эвенкийский 54 , Корякский, Чукотский, Охотский и Витимо-Олекмин-ский. Из них два последних были потом ликвидированы.

    В сентябре 1937 г. список национальных округов был дополнен Агинским Бурятским и Усть-Ордынским Бурятским округами. Эти округа были созданы в процессе перекройки границ Бурят-Монгольской АССР. Два эксклава этой АССР превратили в отдельные национальные округа, включив их в состав Читинской и Иркутской областей.

    В результате в составе РСФСР сложились 10 национальных округов (из пер­воначальных округов сохранили свой статус Ненецкий и Коми-Пермяцкий). По Конституции 1977 г. национальные округа стали называться автономными округа­ ми. На официальном уровне национальный (автономный) округ определялся как форма государственной организации малочисленных народностей Севера. Реально это определение имело расширительное толкование, поскольку коми-пермяки и буряты не относятся к числу малочисленных народностей Севера (и кроме того у бурят была своя АССР).