Домой / Продавец квартиры / Что такое автономия? Порядок и уровень автономии. Автономные советские социалистические республики и автономные области

Что такое автономия? Порядок и уровень автономии. Автономные советские социалистические республики и автономные области

Дав понятие автономий в Российской Федерации и их статуса, мы рассмотрели современную ситуацию, сложившуюся на данный момент, но каков же был путь к идее о необходимости введения данных образований и наделения их такими полномочиями, эти вопросы мы рассмотрим в данном параграфе нашей работы.

До Октябрьской революции Россия представляла собой унитарное государство. Уже к концу XIX в. ее территория составляла 22 млн. кв.км, а в состав стодвадцатимиллионного населения входили сто пятьдесят наций и народностей, принадлежавших к различным конфессиям. Большое пространство, невозможность эффективного управления им из одного политического центра, поликонфессиональность, полиэтничность, сложные межнациональные отношения, желание входящих в состав России наций сохранить национальную самобытность и признаки государственности уже тогда обусловили широкий интерес к идеям автономии и федерации.

После Февральской революции к вопросам государственного устройства обратилась Особая комиссия по составлению проекта Основных законов при Временном правительстве. По ее итогам, федеративные отношения могли быть установлены только с Финляндией, остальные части Российской империи могли претендовать только на статус политической автономии. При этом получение статуса областной автономии не увязывалось напрямую с национальным составом населения, и такой статус, вероятно, мог быть предоставлен и с учетом иных обстоятельств. Однако Октябрьская революция не позволила подобным проектам реализоваться.

Далее вопросы по поводу существования России, как федерации были рассмотрены после Октябрьской революции и это было шагом вынужденным, обусловленным реальной угрозой распада государства. В этот период Советское правительство своими декретами признало государственную независимость Украины (17 декабря 1917г), Финляндии (31 декабря 1917 г), Эстонии (7 декабря 1918 г), Латвии (22 декабря 1918 г), Литвы (22 декабря 1918 г), Белоруссии (31 января 1919 г). Россия, в свою очередь, была провозглашена федерацией в Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятой III Всероссийским съездом Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов в январе 1918г. После принятия Конституции РСФСР в 1918 году Россия окончательно оформилась как федерация, основанная на автономии. Таким образом, понятия федерации и автономии в советском государственном строительстве фактически слились в одно неделимое целое. Чистяков О.И. Конституция РСФСР 1918 года. Изд. 2-е, перераб. - М.: ИКД "Зерцало-М", 2003

В развитии автономии в РСФСР в период 1918-1922 гг. можно выделить два этапа. Первый охватывает начало 1918 года, когда создавались автономные республики. Первой автономной республикой в составе РСФСР стала Туркестанская АССР, созданная 20 апреля 1918г. В этот период были образованы также Терская Советская республика, Социалистическая республика Таврида, Донская Советская республика, Кубано-Черноморская Советская республика и Северо-Кавказская Советская республика. На следующем этапе (вторая половина 1918 года - 1922 год) различные формы автономии создавались в полном соответствии с национально-территориальным принципом. Кроме того, Конституция РСФСР 1918 года установила, что к ведению высших органов РСФСР относится установление границ и компетенции областных советских союзов, входящих в состав РСФСР; разрешение споров между ними; принятие в состав РСФСР новых сочленов Советской Республики и признание выхода из Российской Федерации отдельных частей ее. Следовательно, одного факта образования автономии стало уже недостаточно, требовалось решение высших органов Российской Федерации о принятии автономии в состав РСФСР, равно как и о ее выходе. Все автономии, образовавшиеся после принятия Конституции, формировались на основе законов центральной власти.

В первой половине 1918 года основной и единственной формой автономии была автономная республика. Однако уже в конце 1918 года создается новая форма автономии - трудовая коммуна, а с 1920 года начинает широко применяться автономная область.

Важным событием в развитии автономий в РСФСР стало принятие Конституции РСФСР 1925 года. Если Конституция РСФСР 1918 года регулировала статус автономий в трех статьях, то в Конституции 1925 года статусу автономных республик и областей была посвящена отдельная глава. Конституция установила две формы автономии: республику и область.

Формой реализации национальной политики Советского государства стало создание новой формы административных автономий - национальных округов. Национальные округа были введены Постановлением ВЦИК СССР от 19 декабря 1930 г. До этого в качестве эксперимента были образованы: 25 февраля 1925 г. - Коми-Пермяцкий национальный округ, а 15 июля 1929 г. - Ненецкий национальный округ

Конституция (Основной Закон) СССР 1936 года закрепила наличие в составе РСФСР семнадцати автономных республик и шести автономных областей. Национальные округа упомянуты не были. При этом в одну из палат Верховного Совета СССР - Совет Национальностей - автономные республики делегировали по 11 депутатов, автономные области - по 5, и национальные округа - по 1 депутату.

Конституция (Основной Закон) СССР 1977 года посвятила статусу автономий две главы - 10 и 11. Она закрепила основы статуса автономной республики, области и округа. Национальный округ был переименован в автономный. Однако это переименование не носило принципиального характера. Статус округа изменений практически не претерпел.

Таким образом, в 30 - 80-е годы национальные (автономные) округа фактически имели статус административно-территориальных единиц краев, областей, наделенных некоторыми дополнительными правами и льготами, предопределенными их национальной, экономической и иной спецификой.

До 1990 года конституционное положение о вхождении автономного округа в состав края или области носило императивный характер. Закон РСФСР от 15 декабря 1990 г. "Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР" предусмотрел, что "автономный округ находится в составе РСФСР и может входить в край или область". Таким образом, конституционная норма приобрела диспозитивный характер. В контексте существовавшего юридического и фактического положения автономного округа это означало закрепление его права на выход из состава края, области и на непосредственное вхождение в состав Российской Федерации. Именно из такого понимания исходил Конституционный Суд РФ в постановлении по делу о проверке конституционности Закона Российской Федерации от 17 июня 1992 г. "О непосредственном вхождении Чукотского автономного округа в состав Российской Федерации". Кроме того, в новой редакции Конституции предусматривалась возможность принятия Верховным Советом РФ законов об автономных округах по представлению Советов народных депутатов автономных округов. Предполагаемые "именные" законы должны были закрепить статус автономий с учетом индивидуальной специфики каждого округа. Ни один такой закон принят не был. В автономных округах стали создаваться территориальные подразделения федеральных органов власти - прокуратура, таможенные, налоговые и другие органы, формально независимые от соответствующих краевых и областных подразделений. Во многие округа были назначены представители Президента РФ.

Федеративный Договор и соответствующие статьи Конституции РФ в редакции от 21 апреля 1992 г. закрепили конституционно-правовой статус автономного округа в качестве субъекта РФ независимо от его нахождения в крае или области. Именно с этого момента начался принципиально иной этап формирования федерации в России, и все бывшие автономные образования стали полноправными субъектами Федерации.

Согласно Конституции РСФСР (в ред. Закона РФ от 21 апреля 1992) изменение конституционно-правового статуса субъектов РФ (в том числе автономных округов), а также разделение и объединение их территорий могло быть осуществлено на основе волеизъявления большинства избирателей субъекта РФ с последующим утверждением Съездом народных депутатов РФ. Закон РФ от 5 марта 1992 г. "О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации" предусмотрел, что порядок выхода автономного округа из состава края (области) определяется законом РФ". Изменениями в законодательстве поспешил воспользоваться Чукотский автономный округ. Закон РФ от 17 июня 1992 г. "О непосредственном вхождении Чукотского автономного округа в состав РФ", принятый на основании решений окружного Совета народных депутатов, вывел Чукотский автономный округ из состава Магаданской области. Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 11 мая 1993 г. по делу о проверке конституционности Закона Российской Федерации от 17 июня 1992 г. "О непосредственном вхождении Чукотского автономного округа в состав Российской Федерации" подтвердил право автономного округа на непосредственное вхождение в состав РФ. Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. N 28. Ст. 1618. Основываясь на положениях Конституции (Основного Закона) РСФСР и Федеративного договора, Конституционный Суд счел, что нахождение или выход автономного округа из края или области не влияет на его конституционно-правовой статус, а также на национально-государственное устройство и состав Российской Федерации.

Новая Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 г., закрепила федеративное устройство России, провозгласив ее равноправными субъектами республики, края, области, города федерального значения, автономную область и автономные округа. Габричидзе Б.П. Учебник «Конституционное право современной России»,М., изд. «Дело и сервис»

Таким образом, можно сделать вывод о том, что автономные образования в составе РФ, обладают определенными правами и обязанностями, которые обусловлены историческим развитием самого государства, что и обусловило их появление и законодательное закрепление, в том числе и в Конституции Российской Федерации.

Законодательное регулирование федерации в России, формально провозглашенной в январе 1918 г. Декларацией прав трудящегося и эксплуатируемого народа и резолюцией "О федеральных учреждениях Российской Республики", отличалось недостаточной четкостью определения принципов федеративного устройства. Рабочим и крестьянам каждой нации предоставлялось принять на полномочном советском съезде самостоятельное решение о том, будут ли они и на каких основаниях участвовать в федеральном правительстве и других федеральных учреждениях. Но и в Конституции 1918 г. не были закреплены статус и компетенция субъектов федерации, понятие и даже перечень таких субъектов. В сущности, сохранялась унитарная основа государства (ст. 8 и пр.), в рамках которой лишь допускалось признание за некоторыми "национальными областными союзами" статуса автономий. Если в основном тексте Конституции использован такой термин, то в ст. 2, которая композиционно относится к Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа, в качестве членов федерации называются "советские национальные республики". Практика пошла по пути заключения особых договоров между такими республиками и центром.

Четкого определения компетенции органов государственной власти автономий Конституция не давала, хотя при ее разработке речь шла о предоставлении областным органам государственной власти права определять форму проведения декретов центральной власти, решать вопросы образования, судопроизводства, администрации. В тексте определены лишь предметы ведения и полномочия центральных органов государственной власти (ст. 49), причем состоящий из 17 пунктов перечень не был исчерпывающим. Съезд Советов и ВЦИК получили право рассматривать все вопросы, которые они признают подлежащими их разрешению (ст. 50), даже если они и не перечислены в ст. 49. Это вызвало справедливые нарекания со стороны эсеров, которые увидели здесь угрозу не только национальным автономиям, но в целом правам местных Советов.

Подобная конструкция Российской Федерации не случайна: унитарная форма государства рассматривалась марксизмом как единственно возможная для обеспечения жизнеспособности страны и эффективности управления ею. Однако ранее взятые на себя большевиками обязательства, в частности провозглашенное в декрете о мире право наций на самоопределение, обязывало отразить соответствующий принцип в Конституции страны. Федеративная форма использовалась как средство разрешения национального вопроса и борьбы с центробежными тенденциями. Установление в России федеративного строя декларировалось как освобождение "насильственно втиснутых в общероссийский политический организм" территорий и населяющих их народов от старого империалистического гнета. Поэтому субъектами этой формальной федерации могли быть только целостные экономические территории с определенным бытом и национальным составом населения. В начале 1918 г. в качестве такого рода субъектов называли Польшу, Украину, Крым, Закавказье, Сибирь, татаро-башкирскую территорию.

Для наблюдения за проведением в жизнь национальной политики в октябре 1917 г. был создан Наркомат по делам национальностей . Основной задачей наркомата было подготовить образование национальных республик и областей и объединение их в союз. Поэтому аппарат наркомата строился но национальному принципу. Помимо якутского, эстонского, марийского и т.д. отделов в составе наркомата были подразделение агитации и пропаганды советской власти, подготовки декретов общего характера и пр. С середины 1918 г. наркомат обзавелся местными органами – национальными отделами Советов. Отдельное место занимал вопрос о гражданстве в пределах громадной системы еще не объединившихся в Союз советских республик. Отсутствие такого закона вызывало немало вопросов на практике. Речь шла не только о так называемых договорных республиках, но и о некоторых автономиях. К примеру, мужское население Киргизской автономной республики отбывало воинскую повинность на общих основаниях, а в Башкирии в соответствии с декретом от 28 сентября 1922 г. для некоторых национальных меньшинств в силу их культурно-бытовых особенностей предусматривался привилегированный порядок воинской службы. Принимались особые акты, дающие право свободного передвижения русским гражданам на территории Закавказья и Туркестана. Различались и вопросы гражданства в РСФСР и в Украине.

В момент разработки Конституции 1918 г. вопрос о том, как именно сформулировать в тексте основы федеративного устройства, вызвал оживленные споры. Уже на первом заседании Конституционной комиссии ВЦИК 5 апреля 1918 г. возник спор о применимости национально-территориального принципа. Формула наркома по делам национальностей И. В. Сталина предусматривала, что Советы областей, отличающихся особым бытом и национальным составом, объединяются в автономные областные союзы, которые и входят на началах федерации в Российскую Социалистическую республику. Другие считали, что национальный вопрос сохраняется как пережиток феодализма, а национальный принцип в организации государства не более, чем идеологическое начало, которое играет второстепенную и временную роль даже в буржуазном обществе. Поэтому при советском строе нет речи о национальной государственности и федерация должна строиться по экономическому принципу. Были и сторонники национально- культурной автономии. Однако автономию "чисто националистическую", допускающую существование на одной территории разных национальных Советов и национальных полков вокруг них, большевики категорически отрицали. Опыт Украины и Закавказья уже показал к тому времени, что подобная организация власти на местах лишь обостряет межнациональную рознь. Поэтому автономия в России должна была предоставляться только областям с преобладанием одной или нескольких национальностей и опираться только на Советы рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. То есть "межевание" людей в данной области должно было происходить не по национальному, а по классовому признаку.

Еще до принятия Конституции по инициативе Комиссариата по делам национальностей собирались совещания но подготовке учредительных съездов Советов некоторых областей. Процесс этот продолжался и в последующие годы. Так, 13 ноября 1920 г. на съезде народов Дагестана была провозглашена Декларация о советской автономии Дагестана, где, в частности, говорилось, что автономия должна управляться согласно своим особенностям, своему быту, обычаям, включая шариат, но все это ни в коем случае не подразумевает независимости от России. К этому времени автономией уже пользовались Туркестан, Киргизская и Татарская республики. На всех подобных съездах избирались представители для поездки в Москву, где с их участием определялся характер и границы соответствующей автономии. Речь, прежде всего, шла о том, будет автономия носить чисто административный (как у карелов, немцев Поволжья и пр.) или политический характер (как республики Татария, Башкирия и пр.). В принципе, ленинская идея состояла в том, что конструкция федерации по национальному признаку предполагает как право вступить в федерацию, так и выйти из нее. Однако прямо в Конституции РСФСР 1918 г. об этом сказано не было, хотя п. "д" ст. 49 впоследствии толковался именно таким образом, поскольку в нем шла речь о праве Всероссийского съезда Советов и ВЦИК признавать выход из Российской Федерации отдельных ее частей. В период Гражданской войны оформление автономий продолжалось. Позднее было создано еще несколько автономных образований на Кавказе, Европейском Севере и в Сибири.

  • СУ РСФСР. 1917. № 1. Ст. 1.

Современный мир представляет собой множество государств, большая часть которых - многонациональные, поэтому возникает вопрос о такой совместной организации жизни людей, которая бы устраивала всех или хотя бы большинство. при устройстве властных полномочий и органов допускают определенную самостоятельность территорий, входящих в их состав. Вот что такое автономия в самом упрощенном понимании.

Возникновение понятия и его значение

Это слово греческого происхождения. Почему именно там оно появилось? Для этого достаточно вспомнить историю Древней Греции. В то время она не представляла собой одно государство, а была соткана из многочисленных городов-государств и союзов между ними. Чтобы эффективно функционировать, этим образованиям приходилось считаться с тенденциями центра, господствующими во многих полисах. Неоценимую помощь могла оказать такая система совместного существования, которая бы позволила сочетать интересы различных по размеру и влиянию городов-государств. И греки ввели понятие автономии. Слово состоит из двух компонентов: "autos" ("сам", "самостоятельно") и "nomos" ("закон"). Таким образом, даже самые незначительные полисы древней Греции стали обладать определенной долей самостоятельности в решении тех или иных вопросов, что позволяло в известной мере сохранять политическое равновесие. Вот что такое автономия в древнегреческом понимании.

Принцип автономности при формировании государства

В настоящее время этот способ также применяется очень широко, при этом все зависит от традиций, законодательной базы и способа организации государственной власти. Тем не менее в любой стране, применяющей автономию, такое устройство прежде всего означает некую самостоятельность частей единого государства. Степень этого суверенитета в каждом случае определяется индивидуально и опирается на конституцию страны.

Формирование и уровень автономных единиц чаще всего продиктованы национальным составом страны. Используя этот метод, государство гарантирует необходимый уровень национально-этнических потребностей народов. Кроме того, это способ соблюсти право наций на самоопределение без трагических последствий для единства страны. По этому принципу построена система власти и управления в Российской Федерации. Все субъекты РФ обладают автономными правами.

Типы автономий

В политической науке существует множество трактовок того, что такое автономия. Определение можно раскрыть следующим образом: это самоуправление и самостоятельность частей единого государства. Общепринятым является деление на территориальную и национально-культурную автономии. В нашей стране представлены оба этих вида. Первый означает создание самоуправляемых субъектов в рамках определенных границ, в пределах которых проживают представители каких-либо этнических групп (Татарстан, Якутия и т. д.). Все они обладают фактическими признаками государства, а значит, имеют свою территорию, флаг, герб, гимн, органы власти, официальный язык или языки, законодательство.

Национально-культурная автономия является экстерриториальным понятием. Это означает, что национальные группы рассеяны по многим субъектам страны, и для удовлетворения этнических потребностей они могут создаваться в любом уголке государства. В основе этого понятия лежит национальный союз и сохранение языка, традиций и прочих атрибутов народной культуры. Вот что такое культурно-национальная автономия в пределах РФ.

Метод межнационального сотрудничества

В современное время в Российской Федерации насчитывается порядка девяти федеральных, около ста региональных и более двухсот местных национально-культурных автономий. В США и некоторых европейских странах эта форма выражена в несколько ином плане: там создаются национальные муниципалитеты, которые призваны решать все необходимые вопросы, связанные с развитием этноса. Однако в США отсутствует территориальная автономия, все вопросы решаются местными национальными общинами, которым власть предоставляет определенные полномочия. Нью-Йорк делится на множество национальных кварталов, которым мэрия предоставила право самоуправления. Таким образом, автономия может существовать даже в рамках одного города. Тем не менее это позволяет в известной мере нивелировать националистические настроения среди населения.

Особенности отечественного в свете последних событий

Совсем недавно в состав России вошел Крым. Так что такое Уникальность ситуации заключается в том, что полуостров первоначально входил в состав РСФСР на правах самоуправляющейся единицы, в 1954 он был передан Украинской Советской Социалистической Республике, которая, в свою очередь, входила в Конституция последнего была построена на Хоть и формально, но законодательная база имелась. После распада Советского Союза Крым вошел в состав единой Украины, которая была построена по унитарному принципу, однако полуостров сохранил свою самостоятельность. Между Киевом и Севастополем назревали серьезные противоречия, которые достигли апогея в 1996 году.

Верховная рада Украины отменила конституцию Крыма, Верховный Совет был лишен всех полномочий, однако киевское правительство было вынуждено считаться с населением полуострова. Поэтому в 1998 году был принят новый Основной закон Крыма, значительно сужавший самостоятельность этого образования, но статус автономии был сохранен. В 2014 году путем референдума Крым был включен в состав РФ, он получил автономное управление в лице Верховного Совета и его председателя, кроме того, в самостоятельную единицу был выделен город Севастополь, получив статус Вот что такое автономия Крыма.

Юридическое проявление термина

Понятие «автономия» используется не только в политической и административной плоскости, оно распространено и в юриспруденции. Подробнее разберемся, что такое автономия воли сторон. Лица либо организации, заключающие договор, автоматически становятся В самом общем виде это значит, что стороны по взаимному согласованию вправе выбирать законодательство страны, при помощи которого они собираются регулировать возникающие между ними правоотношения. В основном этот принцип применяется в сфере международного предпринимательского права. Соглашение должно быть выражено непосредственно или же следовать из логики заключенного контракта. Если по каким-либо причинам оно отсутствует, то применяется правовая система той страны, к которой договор имеет наибольшее отношение.

Подводя итоги

Разнообразие применения этого принципа в реальной жизни позволяет значительно снизить напряженность как в межнациональных, так и в межгосударственных отношениях, а применение его в сфере международного права способствует оживлению экономических и, как следствие, политических связей между разнородными интересами всей массы социальных групп и государственных образований. Вот что такое автономия в полном противоречий современном мире.

Национально-территориальная автономия

Под национально-территориальной автономией понимается самостоятельное осуществление государственной власти или широкое внутреннее самоуправление, предоставляемое территориальным единицам, отличающимся особенностями этнического состава и быта. Национально-территориальная автономия как одна из форм самоопределения народов предоставляется территориям со значительной долей инонационального населения, отличающегося своеобразием хозяйства, культуры, быта, традиций и т.п. Она обеспечивает благоприятные возможности для хозяйственного, политического и культурного развития народов.

Как правило, при создании национально-территориальной автономии за основу берутся исторически сложившиеся границы проживания одного или двух этносов. Исходя из этого, национально-государственные и национально-территориальные образования называются именем самоопределившихся этносов, приобретающих статус титульных.

Идея национально-территориальной автономии была положена в основу национальной политики в России после Октябрьской революции 1917 г. В целях обеспечения благоприятных условий для социально-экономического и культурного развития национальностей были созданы национально-территориальные автономии различных уровней - автономные республики, автономные области и национальные (автономные) округа. Многообразие форм национально-территориальных автономий и связанный с ним неодинаковый уровень автономности (самостоятельности) определялись прежде всего большими различиями в численности народов, уровнем социально-экономического развития, характером расселения и другими объективными факторами.

По характеру и объему прав, полномочий национально-территориальные автономии осуществлялись в двух формах: политической и административной. Политическая автономия была реализована при образовании автономных республик как особых форм национальной государственности. Автономные республики обладали ограниченным суверенитетом в виде таких политических атрибутов, как собственная конституция, законодательство, правительство, высшие судебные органы, гражданство республики и др. По Конституции 1977 г. в составе СССР находилось 20 автономных республик.

Автономные области и автономные округа являлись административными автономиями. Они обладали особыми правами по устройству своей территории, осуществляли свою административную и культурную жизнь на родном языке. До 1990 г. в состав РСФСР входило 5 автономных областей и 10 автономных округов.

После провозглашения суверенитета России произошли изменения в ее внутреннем устройстве. Все автономные республики, автономные области и автономные округа приобрели статус равноправных субъектов Российской Федерации. Автономные области (кроме Еврейской) преобразовались в республики, выйдя из состава краев. Автономные республики также стали полноправными членами Российской Федерации. Теперь национально-территориальными автономиями в составе РФ являются Еврейская автономная область и 10 автономных округов.


Национально-территориальные автономии существуют и в других странах мира. В странах, где среди населения имеются инонациональные (инорелигиозные и т. п.) вкрапления на соответствующих территориях, создаются государственные единицы с дополнительными автономными правами, призванными удовлетворить специфические интересы их населения. При этом не имеет значения, составляет ли на соответствующей территории инонациональная группа большинство населения. Так, в Испании право на автономию имеют провинции, обладающие общими чертами исторического, культурного и экономического развития. Всего в Испании создано 17 региональных сообществ, 4 из которых пользуются полной автономией, которая гарантирует права и интересы национальных общностей в Андалузии, Галисии, Каталонии, Стране Басков.

Национально-территориальная автономия существует в Китае, где образовано 5 автономных национальных районов. В Финляндии широкой автономией обладают Аландские острова, населенные шведами. В Узбекистане находится Автономная Республика Каракалпакстан. В составе Мьянмы находится 7 национальных областей.

I. Понятие автономии и ее формы. В государственно-правовом смысле автономия означает обеспечение нациям и народностям, компактно проживающим на территории РСФСР, правовой и фактической возможности реализовать национальный суверенитет путем создания определенной формы национальной государственности в составе РСФСР с предоставлением права на самоуправление или на самостоятельность в осуществлении государственной власти. При этом пределы властвования закрепляются государственными органами РСФСР на основе или с учетом волеизъявления народа данного автономного образования.
При автономии уровень самостоятельности в осуществлении государственной власти не идентичен суверенному статусу государства. Автономия обеспечивает выражение суверенности наций и народностей, однако не означает государственного суверенитета, независимости автономного образования. Вместе с тем с наличием автономии связан специфический правовой статус тех национально-государственных образований, которые ею обладают.
В РСФСР автономия осуществлялась в двух формах. Это политическая (государственная) и административно-политическая (административная) автономия. Политическую автономию в РСФСР представляли автономные государства - автономные республики; административно-политическую - автономная область (трудовая коммуна) и национальные (автономные) округа. Трудовые коммуны (немцев-колонистов, карельская) были преобразованы в автономные области.
II. Политическая форма автономии. К этой форме автономии относились автономные республики, являвшиеся автономными государствами. Правовой статус автономных республик первоначально определялся Положением о государственном устройстве каждой конкретной автономной республики. С принятием Конституции СССР 1936 г. он стал определяться и в Конституции СССР, и в Конституции РСФСР, и в Конституции, принимаемой каждой автономной республикой. В составе РСФСР было 16 автономных республик.
Как автономное государство, автономная республика характеризовалась следующими государственно-правовыми признаками:
1) каждая автономная республика имела свою территорию и право территориального верховенства, то есть территория АССР не могла быть изменена без ее согласия;
2) автономная республика имела свое гражданство. Каждый гражданин автономной республики являлся одновременно гражданином РСФСР и гражданином СССР. В то же время она не имела права приема в гражданство, что также подтверждает отсутствие у нее государственного суверенитета;
3) автономная республика, будучи государством, имела свою конституцию, что свидетельствовало о наличии у нее элементов учредительной власти. В Конституции СССР и Конституции РСФСР содержалось требование, чтобы конституция АССР соответствовала Конституциям СССР и РСФСР и учитывала особенности автономной республики;
4) как и у любого государства, у автономной республики имелись свои высшие органы государственной власти (Верховный Совет и Президиум Верховного Совета), свое правительство - Совет Министров, высший судебный орган - Верховный Суд, а также Прокурор республики. Специфика осуществления государственной власти АССР проявлялась в том, что она вправе была самостоятельно решать только те вопросы, которые не относились к ведению Союза ССР и РСФСР;
5) национальная государственность АССР обеспечивалась следующим образом:
а) высшие органы государственной власти АССР (преимущественно) местные органы государственной власти, суда и прокуратуры состояли из местных национальных кадров, знавших язык, быт, нравы и обычаи коренного населения;
6) высшие органы государственной власти работали на русском языке и на языках народов, компактно проживающих на территории АССР;
б) любое государство имеет свою государственную символику. АССР также имела свои государственные символы: Государственный герб, Государственный флаг, столицу. Государственный гимн был единым для всего Союза ССР.
Кроме указанных государственно-правовых признаков, характеризующих АССР как автономное государство, автономной республике обеспечивались и особые гарантии автономии в составе Союза ССР и РСФСР. К таким гарантиям следует отнести:
- особый порядок образования АССР: окончательное решение этого вопроса относилось к ведению Союза ССР;
- каждая автономная республика имела своих представителей в высших органах государственной власти СССР и РСФСР: 11 представителей в Совете Национальностей Верховного Совета СССР; Председатель Президиума Верховного Совета АССР являлся по должности заместителем Председателя Президиума Верховного Совета РСФСР. Автономной республике принадлежало право законодательной инициативы в Верховном Совете РСФСР;
- автономные республики обладали особыми гарантиями юридической силы актов, издаваемых высшими органами государственной власти и государственного управления. Так, в случае расхождения закона автономной республики с законом РСФСР действовал закон РСФСР. Однако 232 акты Совета Министров могли быть отменены только Президиумом Верховного Совета РСФСР.
III. Административная форма автономии. К этой форме автономии относились автономные области (в составе РСФСР их было - 5) и автономные округа (в составе РСФСР их было - 10), которые представляли национально-государственные образования, то есть они не являлись государствами.
Автономная область образовывалась проживающими на определенной территории небольшими нациями, которые на своей территории могут и не составлять большинства по отношению к представителям других национальностей.
Для государственно-правовой природы автономной области характерны следующие особенности:
1) в соответствии со статьей 82 Конституции РСФСР 1978 г., правовой статус автономной области определялся Законом об автономной области, который принимался Верховным Советом РСФСР по представлению Совета народных депутатов автономной области, то есть автономная область самостоятельно определяла характерные особенности своего правового статуса, что отличало, в частности, ее от обычной административной области;
2) гарантией самого существования автономной области являлся порядок образования автономной области; для ее образования необходимо было четко выраженное волеизъявление народа на создание именно такого национально-государственного образования, санкционированное высшим органом государственной власти РСФСР, с последующим утверждением принятого решения Верховным Советом СССР;
3) основу правового статуса автономных областей составляло политическое самоуправление, которое осуществляли местные Советы во главе с областным Советом автономной области. Акты государственных органов автономной области издавались на языках, объединяемых ею национальностей;
4) Конституция СССР и Конституция РСФСР обеспечивали за автономными областями право непосредственного представительства в высших органах государственной власти Союза ССР (по пять представителей в Совете Национальностей Верховного Совета СССР) и высших государственных органах РСФСР (на общих основаниях при выборах депутатов Верховного Совета РСФСР);
5) в статье 82 Конституции РСФСР было установлено, что автономная область находится в составе РСФСР и входит в край.
Автономный округ - это национально-государственное образование, которое находилось в составе края или области и отличалось особым национальным составом и бытом. В составе РСФСР было 10 автономных округов.
Основы правового положения автономных округов и их органов государственной власти и государственного управления закреплялись в ст.83 Конституции РСФСР, в которой подчеркивалось, что они находятся в составе края или области, а также Законом РСФСР об автономных округах от 20 ноября 1980 г.
Для правовой природы автономного округа характерен также институт национально-государственного представительства. В соответствии со статьей 110 Конституции СССР, от каждого автономного округа в Совет Национальностей Верховного Совета СССР избирался один представитель. Автономный округ также имел своих представителей в государственных органах края или области, в составе которых он находился; краевой, областной Совет народных депутатов имели право отменять решения Совета автономного округа в случае несоответствия их законодательству. Решения исполнительного комитета окружного Совета могли быть отменены самим окружным Советом, а также исполнительным комитетом краевого, областного Совета.