Домой / Вопросы и ответы / По понятиям. Происхождение современной общественной морали (Лев Волохонский)

По понятиям. Происхождение современной общественной морали (Лев Волохонский)

В начале 1993 года в МВД РФ сообщили, что имеется более 5000 организованных преступных групп, действующих в России. В состав этих групп входило около 100 000 человек, а их руководство составляло 18 000 человек. Хотя российские власти в настоящее время выявили более 5000 преступных групп, российские официальные лица считают, что лишь около 300 из них имеют определенную идентифицируемую структуру. Организованные преступные группы в России не так структурированы, как в США, такие как LCN.
Осведомленные источники в самой сети с финансовыми преступлениями, предоставили одну модель структуры групп в России. Принцип, лежащий в основе этой структуры, заключается в том, чтобы свести к минимуму контакты с другими ячейками, которые могут привести к идентификации всей организации.
Каждый босс, контролирует четыре уголовных клетки через посредника, называемого «бригадиром.» Босс использует двух шпионов, которые следят за действиями бригадира, чтобы обеспечить лояльность и чтобы он не стал слишком сильным. В нижней части структуры находятся криминальные ячейки, специализирующиеся на различных видах преступной деятельности или функциях, таких как наркотики, проституция, политические контакты и «силовики». «Аналогичная структура размещает элитное руководство на вершине, которая усилена поддержкой и персоналом безопасности от уличных банд, которые направляют преступления. Уличные банды не привязаны к индивидуальности своего руководства. Стратегия и планирование осуществляется только в верхнем эшелоне с целью минимизации риска обнаружения.
По данным правоохранительных источников, описанные выше структуры входят в старый стиль советских криминальных предприятий. На данный момент все изменилось.
Воровской Кодекс — -это традиционный кодекс поведения по этом старому стилю организованной преступности в России под названием «воры в законе». Эта группа существовала на протяжении всей советской эпохи и продолжается сегодня по всей территории республик бывшего Советского Союза. В этом обществе имеется воровской кодекс. Члены связаны 18 правилами, и если они нарушены, преступление карается смертью.
Сотрудники правоохранительных органов на постсоветском пространстве отмечают, что большинство организованных преступных групп хорошо организованы с использованием сложного технического оборудования, компьютеров, транспорта, финансовой поддержки и отличной сети контрразведки. Эти группы занимаются вымогательством, контрабандой драгоценных металлов и сырья, отмыванием денег, мошенничеством, контрабандой оружия, незаконным оборотом наркотиков и черным маркетингом.
Воровской Кодекс:

1 Оставь своих родственников-мать, отца, братьев, сестер…
2 У него нет собственной семьи-ни жены, ни детей; но можно иметь любовниц.
3 На за что, ни при каких обстоятельствах не работайте — живите на деньги, за воровство.
4 Помогите ближним — равно как духовно, так и материальной помощью, применяя общину грабителей.
5 Хранить в тайне информацию о местонахождении сообщников (т. е. берлоги, районы, укрытия, безопасные квартиры и т.д.).
6 В неизбежных ситуациях (если вор находится под следствием) взять на себя вину за чужое преступление; это покупает другому человеку время свободы.
7 Требуйте сходняк, если у вас произошел конфликт между вором..
8 Когда нужно, участвуйте в таких сходняках
9 Проведите наказание вора-нарушителя по решению созыва.
10 Никак не супротивничайте выполнению постановления о наказании виноватого правонарушителя, санкцию коего обусловливается сходняком.
11 Имейте хорошее командование воровским гаргоном («Fehnay»).
12 Никак не рискуйте, не будучи Эбби, чтобы покрыть потери.
13 Научите торговать зеленых новичкам.
14 Есть, по возможности, информаторы из чина и досье воров.
15 Никак не утрачивайте способности рассуждать при употреблении алкоголя.
16 Не иметь ничего общего с господствами (особенно с МСЭ [управлением исправительных работ]), никак не принимать участие в социальной работе и никак не входите в какие-либо социальные компании.
17 Не трогать оружие из рук органов; отнюдь не служить в войсках.
18 Исполняйте обязательства, данные иным грабителям.

Воры в законе - это специфическое для СССР (в дальнейшем для России и стран СНГ) преступное объединение, не имеющее аналогов в мировой криминальной практике, образовавшееся в 30-х годах XX века и характеризующееся наличием жёсткого кодекса криминальных традиций, а также исключительным уровнем закрытости и конспиративности. На уголовном жаргоне словом вор без уточнений обычно называется только вор в законе, а не любой совершивший кражу, как в литературном языке. Вор в законе трактуется как "представитель элиты преступного мира, хранитель преступных традиций".

История

Появление воров в законе относится к началу 1930-х годов, когда жёсткими репрессивными мерами была подавлена активность политической оппозиции и была усилена борьба с общеуголовной преступностью, которая возросла в связи с коллективизацией и последовавшим за ней голодом. Основной сплачивающей силой преступного мира стала тенденция неполитического противодействия и неподчинения власти, а его элитой стали "воры в законе", которые называли себя хранителями криминальных традиций дореволюционной России.

Воров в законе связывал особый кодекс поведения, обычаи и традиции, в число которых вошли полное неприятие общественных норм и правил, в том числе связанных с семьёй (вор в законе ни в коем случае не должен был иметь постоянных связей с женщинами) и не менее полный запрет на какое бы то ни было сотрудничество с государственными органами: как в форме участия в проводимых ими общественных мероприятиях, так и содействия судебно-следственным органам в расследовании преступлений.

В 1940-х годах эти традиции в конце концов привели к почти полному уничтожению этого преступного сообщества в исторической форме: во время Великой Отечественной войны многие из "воров в законе" ответили согласием на предложение властей вступить в ряды Красной Армии, чтобы защитить свою Родину от врага (так называемые "суки"). После победы над Германией они вернулись в лагеря, где между ними и "законниками", не отступившими от традиций преступной среды началась так называемая "сучья война", в результате которой обе стороны понесли крайне значительные потери.

В 1979 году в Кисловодске произошла встреча ("сходка") криминальных лидеров ("воров в законе") и нелегальных предпринимателей ("цеховиков"). По результатам встречи была достигнута договорённость о выплате предпринимателями 10 % их доходов в обмен на безопасность.

Вор в законе - принятый в воровскую группировку, обязавшийся соблюдать воровские "законы", обычаи, традиции.

Правила воров в законе

Вора коронует сходка, она же и развенчивает провинившегося. Любая блатная санкция, вплоть до пощечины, проводится с ведома сходки. Вор не имеет права сам наказать вора. Он должен созвать сходку и предъявить санкцию. Прикрытием для сходок зачастую служат массовые мероприятия - свадьбы, юбилеи или похороны. Воровской сбор могут назначить и в лесу, но безопасней его вуалировать под официальный прием. Сходку назначают и в зоне. Раньше у воров была традиция собираться в тюремных больницах под видом пациентов. Лечебное учреждение выбиралось в зависимости от вопроса. Воров свозили то в городскую, то в областную, а порой и в республиканскую больницы. О "повестке дня" большинство воров не знает, расспрашивать же не принято: вор должен быть готовым ко всему, даже к самому худшему. На сходках обсуждается судьба общака, уголовная стратегия на ближайшее время, расправа над предателями, передел зон влияния, претенденты на корону. Все воры имеют одинаковый голос и пользуются равными правами. Если сорок лет назад сходку мог созвать любой из воров, то теперь она назначается общиной - группой из нескольких законников. Сходки бывают двух видов: местные и краевые. Все зависит от "повестки дня", от важности вопроса, который будет обсуждаться.

Приговорить вора к смерти вправе лишь краевая сходка, а лишить воровского звания, может и местный. К блатным санкциям у воров подход особый. Провинившегося вора могут постигнуть три вида наказания.

Наказания вора в законе (Блатные санкции)

1) Пощёчина - её, как правило, дают за оскорбление. К тому же публично, во время сходки. Уклоняться или бить в ответ наказанный вор не смеет. Безобидная, на первый взгляд, кара без последствий не остается: авторитет вора уже пошатнулся, по миру расползётся слух - битый, мол.

2) Удар по ушам - церемония разжалования вора в законе. Развенчивают за обман, западло, а также нарушение воровского закона. Хотя разжалование может быть и почётным - по состоянию здоровья. Участь развенчанного вора зависти также не вызывает: он отстраняется от лакомого куска - общака, лишается рэкетируемого участка, а в зоне перемещается из угла или от окна поближе к центру. Экс-вор выживает уже самостоятельно.

3) Смерть. Ею карают только за измену. Предателем считается тот, кто сдал подельников, пошёл на сотрудничество с милицией, похитил общак, убил вора в законе без санкции сходки, вышел из воровского клана и, наконец, завязал.

Первый из них - пощечина. Ее, как правило, дают за оскорбление. К тому же публично, во время сходки. Уклоняться или бить в ответ наказанный вор не смеет. Безобидная, на первый взгляд, кара без последствий не остается: авторитет вора уже пошатнулся, по миру расползется слух - битый, мол. За очередную провину, которая раньше сходила с рук, может последовать вторая санкция - удар по ушам.

Бить по ушам - лишать воровского титула. Участь развенчанного вора зависти также не вызывает: он отстраняется от лакомого куска - общака, лишается рэкетируемого участка, а в зоне перемешается из угла или от окна поближе к центру. Экс-вор выживает уже самостоятельно, ибо другой воровской группировки подобного размаха (как, скажем, польских воров середины 50-х) нет. Он не сможет переметнуться и к бандитам, которые не любят законников, а те отвечают взаимностью. Развенчивают за обман, западло, а также нарушение воровского закона.

Третья блатная санкция, самая жесткая - смерть. Ею карают только за измену. Предателем считается тот, кто сдал подельников, пошел на сотрудничество с милицией, похитил общак, убил вора в законе без санкции сходки, вышел из воровского клана и, наконец, завязал.

Отойти от дел вор может лишь по серьезной болезни. Недомогание в счет не берется: им страдает добрая часть воров - тюремно-лагерный режим здоровья не прибавляет. Когда вор "бракуется" медкомиссией ИТУ, физически не в состоянии посещать сходки и идти на дело, он может попросить братву отправить его на пенсию. Братва сама проведет "врачебно-трудовую экспертизу" и отпустит вора с миром и почестями. Воры не лишаются титула, а лишь переименовываются на вор в короне. Во всех случаях судьбу больного законника решает братва, а не он сам. В противном случае он - изменник.

Изменник приглашается на очередную сходку, даже не ведая, что на повестке дня - его жизнь. Вор, обнаруживший предателя, оповещает об этом братву. Собравшиеся воры требуют подтверждений. Затем слово дается подозреваемому. Если он не сумеет доказать, что это - ложь, дела его плохи. Был случай, когда подозреваемый вор сначала наградил обидчика пощечиной, а лишь затем доказал свою невиновность. После этого братва одобрительно загудела. Поэтому, собирая сходку, вор-обвинитель запасается уликами, чтобы не подорвать собственный авторитет.

Если предатель уличен, братва выбирает способ казни. Иногда стараются имитировать самоубийство. Жертве предлагают исполнить вторую часть воровской клятвы, раз первая была нарушена: беспрекословно принять смерть за измену.

С самоубийцей меньше пыли. Тут и посмертная записка типа: "В моей смерти прошу никого не винить", и пистолет в руке, и единственная дырка в голове. Изменнику вручают пистолет с одним патроном. Выбора у вора нет, и он даже рад такой казни, ибо порой карают еще хуже. Считается, что такая смерть - везение.

Если вор, чувствуя свою кончину, не явился на встречу - назначают еще и палача. Среди законников бывает свой ликвидатор, работающий под "несчастный случай". Он поумнее, с фантазией, имеет в своем репертуаре дюжину способов отправить жертву на тот свет так, чтобы в милицейской сводке и в дальнейшем следственном деле стояло: "в результате ДТП", "в результате неправильного обращения с огнем" или т. п. Их жертвы "курят в постели", "не умеют плавать", "неосторожны на дорогах", "пользуются самолечением". Иногда эти киллеры имеют в своем арсенале соблазнительных девиц, которых подсовывают жертве. После бурной ночи с красоткой ей (жертве) уже не проснуться.

Сходка может выбрать особо жестокий способ казни, всё зависит от вины. В Тюменской области был случай, когда приговоренного запихнули в отрезок строящегося нефтепровода и заварили вход. Чтобы доползти к выходу, пришлось преодолеть десяток километров. Когда через неделю вор увидел свет, то нормально соображать уже не мог. Он долго лечился у психиатров, искололся транквилизаторами, но обрести прежнее душевное спокойствие так и не сумел. Вор боялся темноты, шарахался от металлических предметов, в тесных помещениях с ним случалась истерика, везде чудился запах ржавчины. Лишь с помощью гипноза из больного удалось вытащить историю с нефтепроводом, но это лечения не продвинуло. Наконец, промучившись два года, пациент во время очередного ночного кошмара выбил окно и выпрыгнул с четвертого этажа психиатрической лечебницы.

В 30-х годах особой популярностью пользовались "бетонные боты": смертника ставили в таз и заливали бетоном, затем бросали среди болота или сталкивали в ставок. Казнь родилась именно в России, а не среди американских или итальянских гангстеров. Однажды вору выкололи глаза, отрезали язык и вбили по гвоздю в уши, якобы за то, что он сдал свою обману и указал на общак. На разборку вор не явился и попытался спастись бегством. Палач настиг его в поезде. Говорят, что казнь проходила прямо в купе. Закончив процедуру, палач оставил на столике записку: "Имеющий уши - да не услышит, имеющий очи - да не увидит".

В зоне казнь происходила, как правило, в промышленном секторе, среди механизмов, агрегатов, котлов и печей. Здесь киллеру есть, где развернуться. Он может и не работать под несчастный случай, а специально устроить показуху, дабы другим неповадно было. Головы жертв попадают в шестерни и под прессы, животы натыкаются на штыри, причем раз десять. Приговоренный может взять "на язык" 380 вольт переменного тока или оказаться под тонной "внезапно" рухнувшего штабеля бревен

В последние годы среди новых воров появилась четвертая блатная санкция - финансовая. Принцип ее прост: подставил - плати. Штрафы назначает воровская община. Наказывают за опоздание на сходку, за срыв сделки, за то, что наследил. Сумма иногда достигает миллиона долларов.

В былые времена убить вора-изменника мог лишь равный по титулу, то есть вор в законе. Теперь нравы и законы изменились. Новые законники, привыкшие все делать чужими руками, верны себе и в этом вопросе. Для казни зачастую приглашается киллер со стороны. Среди изменников попадаются настолько крутые, что нанимают нескольких убийц, знакомых с гранатометами, снайперским стрелковым оружием и взрывными работами. Вора могут сопровождать телохранители и возить бронированный автомобиль. Заколотить такого в трубу или расплющить прессом голову весьма проблематично.

Суд воровской жесток, но упразднить его никогда не пытались. Однажды один известный законник самодовольно заметил: "Кто судит от имени государства? Судебная коллегия из нескольких человек. Вора же судят полсотни воров, а то и больше. Все они присяжные с равноправным голосом".

Коронация

Коронация - инициация (посвящение) вора. Правом коронации обладает сходка, по поручительству двух авторитетных воров. Не может быть коронован человек, имеющий плохую репутацию: сотрудничество с властями (службу в госучереждениях), карточный долг, прощёное оскорбление, принадлежность к гомосексуалистам. Иногда коронацию проводят за очень большие деньги, после этой процедуры таких "воров в законе" называют "Апельсинами". Если на сходках "апельсины" пытаются показать доминирующую роль, по сравнинию с ворами в законе, то они исключаются из общака и не имеют право держать базар на сходках. Коронацию могут провести и на свободе, и в зоне. Хотя большим уважением пользуется коронация в колонии или тюрьме. Некоторые из воров считают, что венец нужно вручать только в тюремной больнице или на пересылке. Корона - это символ. Он обязуется соблюдать законы и беспрекословно принять смерть в случае предательства. Вору торжественно наносят татуировку: сердце, пробитое кинжалом - "смерть за измену". В воровском клане существуют ещё наколки, указывающие на законника. Скажем, парящий орёл с короной над головой (его накалывают на груди - Степан Разин), карточные масти внутри креста, подключичные звезды. Но их наносят после коронации.

Современность

Традиционно "вором в законе" может считаться лишь человек, имеющий судимости, достаточный авторитет в преступной среде, в отношении которого выполнена формальная процедура так называемого "коронования", однако в последнее время стали известны случаи получения этого титула людьми, не отбывавшими наказания, в том числе за деньги (таких воров называют "апельсинами").

В отличие от многих других криминальных сообществ, эта организация не имеет чёткого ядра, постоянно функционирующих отделений; её верхушка действует на основах полного равенства участников, объединённых жёсткими рамками "блатных" традиций; органом управления данного сообщества является сходка, принимающая организационные решения, в том числе в форме письменных обращений к преступному миру ("воровские прогоны", "малявы", "ксивы"). Воры в законе стремятся к установлению контроля над осуждёнными, отбывающими наказание в исправительных учреждениях, как обращениями, так и подкупом или угрозами.

В число функций данного сообщества входят сплочение отдельных преступников и их групп, контроль над некоторыми сферами преступной деятельности, разрешение конфликтов в преступной среде, организация и контроль использования общих преступных касс ("общаков"), внешние контакты с преступными организациями зарубежных стран.

"Воры в законе" не являются единой группой (среди них идёт постоянная борьба за власть, выделяются отдельные противостоящие друг другу группировки: "законники", "чёрные" и "красные", "славяне" и "кавказцы", "бубновые" и "пиковые"), однако именно они выполняют в России координирующую функцию, обеспечивают стабильность системы организованной преступности.

Особую опасность представляют те "воры в законе", которые контролируют экономическую преступность и оказывают влияние на политические процессы (таких в России 10 - 15 человек).

Обычаи, традиции, «законы» воровского сообщества

Сидят зэки в камере. На столе - хлеб. Вдруг выскакивает крыса, хватает хлеб и бежит. Один из зэков снимает башмак и убивает ее. Другой зэк говорит:

- Вот мы все здесь сидим - воры. Крыса украла у нас хлеб, значит она тоже вор. А раз вор - она наш товарищ. И ты убил нашего товарища. Если не придумаешь отмазку, плохо тебе будет.

- Если она наш товарищ, - отвечает первый зэк, - что ей, западло было посидеть вместе с нами?

«Законы». Анекдот иллюстрирует одну из воровских традиций - не вредить своим собратьям по ремеслу. Совокупность всех традиций и обычаев объясняет, почему угнетенное, загнанное в тюрьмы преследуемое преступное сообщество выжило, существует, а сегодня еще и процветает. Этому есть такие объяснения:

2. В заключении, в тех условиях, в которых содержатся «эти отбросы общества», как их величали и Гюго, и Горький, и советские идеологи, могут выжить только сильные личности.

3. В криминале существует совершенная система управления сообществом, от которой далеко отстает традиционная система управления государством.

Наиболее стойкая идеология, возможно, присуща именно воровскому клану. Только твердая убежденность, помноженная на традиции и силу характера, оказывает действие на души людей. Примеров тому много, в частности бескомпромиссное поведение пенсионеров на митингах, отстаивающих под красными знаменами пошатнувшиеся идеи социализма и коммунизма. Аналогичным образом криминал вдалбливает в головы интеллектуально незрелых «шестерок» свои многовековые обычаи, традиции и «законы».

Структура управления сообществом позволяет ворам использовать принципы коммунистической морали. Считается, что все воры равны, но тем не менее среди них выделяются авторитеты, личные качества которых предопределяют воровские успехи. Лучших среди них на основании рекомендаций двух-трех «законников» после соответствующей проверки признавали «вором в законе». Присвоению этого высшего титула предшествовал ритуал «коронования» и «клятвы» на верность «братве». Такой хорошо срежиссированный и отрепетированный годами спектакль в значительной мере поднимал статус организации и авторитет приобщенных, усиливал эмоциональное воздействие на людей. Ритуал по существу сходен с процедурой отбора и приема в члены партии, но намного превосходит ее по значимости в воровской среде.

«Воры в законе», чтобы поддержать качественную селекцию, узаконили и поддерживают криминальную субкультуру, включающую традиции, обычаи, жаргон, татуировку, клички, азартные игры, блатные песни и стихи, созданные предшествующими и совершенствуемые новыми поколениями. Традиция (от лат. traditio - передача), обычай - это элементы социального и культурного наследия, передаваемые из поколения в поколение и сохраняющиеся долгое время среди людей.

Первую группу традиций чаще называют «правилами-заповедями арестанта». Например, «не делай ничего такого, что может вредить всем нам, так как от этого страдает каждый из нас». Строго запрещалось жить за счет собратьев, лгать товарищам, подглядывать за другими и доносить, враждовать на национальной почве, заниматься спекуляцией и коммерческой деятельностью, предъявлять претензии без решения сходки и т. д. Главное правило зэка формулируется кратко: «Нашел - молчи, потерял - молчи, украл - молчи, обокрали - молчи». С длинным языком в криминальной среде живут не долго.

Вторая группа традиций регламентирует отношения «блатарей» с обществом и представителей преступной среды с различными категориями осужденных, которые делятся на авторитетов, мужиков и отверженных. В начале века существовала другая классификация. На верхней ступени воровского клана стояли «Иваны», или «бродяги», - главные носители тюремных традиций. «Иван» - человек, для которого воля дороже всего, он ловок, умеет увернуться от всякой кары. На второй ступени - «храпы». Ее представители «храпели», т. е. возмущались буквально всем, что признавали неправильным, и, получив удовольствие от затеянного конфликта, уходили в тень. Третья ступень - «жиганы», рядовые воровские специалисты. И на последней ступени - «шпанка» - бесправная, голодная, задавленная масса арестантов. Высшая «доблесть» и ранее, и сегодня - совершить преступление и не попасться. Попавшись - не выдавать сообщников, в местах заключения не работать, обирать других заключенных, играть мастерски в карты, беспрерывно стремиться к побегу.

Третья группа традиций регулирует порядок внутренних отношений между членами криминального сообщества:

Беспрекословно выполнять указания главарей,

Вносить сумму в «общак»,

Обязательно расплачиваться в случае проигрыша в карты и т. д.

На подавление и подчинение направлена проверка вновь прибывшего осужденного, его «прописка». Чаще всего к новичку применяется «проверка» избиением; если не донесет об этом - достоин доверия.

Законы - это часть обычаев воровского сообщества. Например, закон «не работать» принят с тем, чтобы вор мог сохранить высокую чувствительность пальцев, что необходимо в воровской специальности. Сегодняшний «вор в законе» в своем мирке является судьей и, в соответствии с законом, получает определенный процент за это, благодаря чему может существовать безбедно. Если конфликтов в окружении нет, их можно инициировать, например, распространяя ложную информацию, вызывающую конфликты среди подопечных.

Похороны вора тоже происходят в соответствии с традициями, напоминая своей пышностью театрализованное представление: цветы, венки, оркестр, кавалькада машин. В гроб вору кладут крест, колоду карт, деньги, водку и нож. Крестом он оправдается перед Богом, деньгами откупится от черта, сыграв с ним в карты на «перевод» в рай, угостит встретившегося там вора водкой и зарежет «суку», стукача или изменившего обычаям, если встретит. В Москве новые русские разбойники облюбовали Ваганьковское кладбище. «Ваганьки» на старорусском языке означает всех неприкаянных, бомжей и разбойников. Раньше это кладбище соответствовало своему названию. Сегодня оказалось, что знаменитые люди лежат в окружении воров и бандитов: рядом с Высоцким - братья Квантришвили; рядом с Есениным - вор Кучулария по кличке Писо и скромная могила Когана по кличке Моня. Здесь же и государственный вор брежневских времен - министр внутренних дел Щелоков.

Наказания за нарушение законов. Виновному за несоблюдение законов на сходке могли сделать «правило», т. е. подвергнуть наказанию. До 1947 года таким наказанием была публичная пощечина, позднее избиение (но не по жизненно важным органам). Сегодня накладывают штраф и включают «счетчик», ломают руки, ноги, позвоночник. Очень серьезные нарушения «законов» караются смертью. Здесь же решается вопрос: развенчать провинившегося или оставить в звании вора. В последнем случае, несмотря на убийство виновного, его хоронят с подобающими почестями.

Приговор выполняется сразу на сходке, причем, как правило, человеком, наиболее близким жертве. Если сходка происходит в лагере, из числа заключенных назначается «мужик», который должен взять ответственность за убийство на себя. «Ответчик» за убийство, или иначе «грузчик», «носильщик», - как правило, осужденный на длительный срок, отбывший небольшую его часть, для которого это преступление практически не повлияет на длительность заключения.

Исполнителями других «приговоров» назначаются молодые преступники, поддерживающие «воровскую идею»: в местах заключения - это «стрелочники», «грузовики», «торпеды», лица, не выплатившие карточный долг; на воле - рядовые члены группировки - «шестерки», боевики, но могут быть и специально нанятые киллеры. Исполнители могут действовать и неприметно, например: ввести путем укола трупный яд из разлагающихся останков дохлой кошки. Человек умирает в считанные дни без каких-либо видимых признаков насилия. Это чисто уголовный прием для устранения неугодных.

Число заказных убийств растет в геометрической прогрессии. МВД доказало причастность одного из преступников к совершению более чем 30 убийств. Киллера объявили в розыск. Скоро его труп нашли в лесу с пулей в затылке. Рядом с ним пистолет, из которого он застрелил большинство жертв.

К смерти может быть приговорен и авторитет, но для этого проводится российская сходка, так как согласно закону в случае вынесения несправедливого «приговора» все участники обсуждения должны понести то же наказание, которое они вынесли необоснованно обвиненному. Если вор, нарушивший закон, старается избежать мести, скрывается, за ним отправляется «десант» даже в места заключения, и там свершается кара. Явка обвиняемого на сходку обязательна. Неявка расценивается как несомненное признание виновности.

Отход от тоталитарного строя, общая деградация государственной системы расшатали и уголовную среду. Некоторые сильные преступные личности пренебрегают «законами», надеясь на свой авторитет и силу. Все больше появляется «беспредельщиков», которые руководствуются только выгодой, пренебрегая законами: от Уголовного кодекса до «кодекса воровской чести». Для них не составляет проблемы «наехать» на крестного отца воровской урлы, ограбить его, похитить общак. Обиженные воры выносят им смертный приговор, но сильной личности все равно, кто его преследует: милиция или урки. Только у дураков не бывает врагов.

Сергей Мадуев, бандит по кличке Червонец, известный тем, что в ожидании смертного приговора очаровал следователя прокуратуры Наталью Воронцову, случалось, грабил тех, кто был под защитой «воров в законе». Если от него требовали вернуть награбленное, он дерзко говорил: «Я вор - вне закона». Разборки иногда заканчивались плохо, но не для Червонца. Он с легкостью выхватывал пистолет, опережая своих противников.

Тем не менее именно наличие жестких законов и правил делает преступное сообщество стабильным и устойчивым на протяжении многих десятилетий.

Воровская символика. Криминальная субкультура направлена на то, чтобы определить место личности в преступном сообществе и воздействовать на его членов.

Наколки на теле, или рейв, так же как и уголовный жаргон, имеют давнюю историю. Главный смысл и того и другого состоит в том, чтобы отличить своего от чужого, чтобы постороннему не был понятен происходящий между ворами диалог. Действительно, что может понять непосвященный в такой фразе: «После шухера начался завал. Деревенский фуден щекотнулся, фраера прикалываются белой птюхой с салом. Питерским надо канать всей кодлой ставить на уши Урал, Волгу и юг. Бабок и стволов с приблудами навалом». Оказывается, это цитата из Ленина на блатном жаргоне, в которой говорится, что на юге население пьет чай с белым хлебом и салом, в то время как пролетарии голодают. Далее следует призыв: «Революция в опасности. Спасти ее может только массовый поход питерских рабочих. Оружия и денег мы дадим сколько угодно».

Современный воровской жаргон - феня - уходит корнями в XVIII век. Более того, до сих пор воры, мошенники, шулера используют такие способы шифровки словесных сообщений, как тарабарская грамота. Например, фраза, сказанная при игре в карты, «Ходи с крестей!» будет звучать так: «Кохо коди кос кокре костей». Или короче: «Кокре кости», что значит «крести». В этом случае для шифровки сообщения слова разбивают на слоги и в начало каждого слога добавляют приставку «ко».

Что касается наколок, они создают портрет криминальной личности, непонятный непосвященному человеку. Например, восьмиугольная звезда свидетельствует не только о принадлежности к воровской касте, но и о полном отрицании какого-либо компромисса в отношениях с властью. «Вор в законе» имеет профессиональные знаки: на плече - изображение головы кошки, на груди - крест в ореоле, карточные масти. Кинжал, обвитый змеей, является символом главаря воровской «масти». Погоны на плечах в звании «капитан», «полковник» - также отличительный знак «авторитета». «Паханы» - главари шаек имели погоны «генерала». Татуировки с изображениями крестов, ангелов, церквей служат талисманом, предохраняющим от ареста. Дамы делают татуировки чаще на животе, бедрах, ягодицах, плечах, под правой лопаткой. Слоник, дракончик, кошечка, собачка - это любимые наколки современных проституток, но сейчас украшение тела стало модным и для «леди».

Клички носят сугубо конспиративную функцию, и каждая криминальная личность получает ее в зависимости от своих внешних или внутренних качеств.

Сходки воров. Воровское сообщество не ограничивает деятельность группировки определенным местом или регионом. Выработка стратегии деятельности, распределение сфер и зон влияния происходят на общих съездах авторитетов, которые в России называются сходками. Такие встречи проводятся и на международном уровне. В 1982 году в ЮАР прошел всемирный конгресс воров-карманников. Выступления «делегатов» синхронно переводились на пять языков.

Начиная с 1930-х годов сходки регулярно проводятся в лагерях и на воле. На сходках решаются важные вопросы сообщества, разрешаются конфликты между ворами, коронуются новые «воры в законе». Как правило, несмотря на всю законспирированность этих собраний, на них присутствует стукач, через которого информация попадает в МВД. Иначе такой сходняк обязательно разогнал бы ОМОН, избили бы, посадили. Сегодня параллельно используются и современные технические средства сбора информации. Масштабы преступной деятельности возрастают, соответственно увеличивается и число встреч воров, на которых принимаются кардинальные решения. В 1989–1992 годах было проведено 26 воровских сходок; в 1993 - около 100; в 1994 году - больше 400, в них участвовало около 7000 человек. В 1994 году на всесоюзной сходке в Ростове-папе «воры в законе» постановили, что надо менять стратегию жизнедеятельности, выходя на контакты с властями и правоохранительными органами, с ВПК и таможенной службой.

«Общак». Это общая касса, материальная база сплоченной преступной группы, во многом напоминающая партийные взносы коммунистов. Для профессионального уголовника взносы в «общак» - дело обязательное. Эта касса формируется из следующих источников:

Традиционный преступный промысел членов сообщества;

Доходы от казино и игорных домов, которые, как правило, содержат преступные группы, правда, часто на пару с городской администрацией;

Поборы с коммерческих банков и структур, отчисления теневиков;

Финансово-коммерческая деятельность.

Кто бы ни облагался данью, часть ее по длинной цепочке передается «ворам в законе», одной из функций которых является отмывание денег. Лучшим прикрытием для этого являются магазины, липовые фирмы, коммерческие структуры с фиктивными операциями. Например, купил по дешевке оборудование, организовал поддельные документы на поставку сырья и сбыт продукции, получил прибыль и вполне законно уплатил налог с прибыли. Государство не волнует, есть производство или нет, лишь бы налоги платили регулярно.

Для сбора «общака» назначаются надежные лица, для его сохранения - казначей. Об авторитете вора, который «держит» город или регион, можно судить по «общаку». Если вор умный, казна всегда полна. Деньги из «общака» не идут на личные нужды воров и авторитетов. За это спросят, и отвечать придется кровью. Распределение средств «общака» происходит под строгим контролем членов группировки. За сохранность общих касс на свободе отвечают 8 - 10 человек, пользующихся наибольшим доверием (сообщаковская братва). Держатели воровских касс глубоко законспирированы, имеют право выносить смертный приговор лицам, допустившим нарушения финансовой дисциплины (сокрытие и присвоение денег, отказ от внесения денежных средств). Иногда хранение поручается известным в обществе лицам, близким к воровской элите, - певцам, музыкантам, имеющим легальные большие доходы. Сегодня проще - любой банк, особенно тот, который находится под прикрытием группировки, является хранителем «общака». Тем более что деньги не лежат, а пускаются в оборот.

- Вы платите фальшивыми купюрами!

- Простите, а разве коньяк был настоящий?

Организованная преступность взращивалась на протяжении всех лет правления коммунистической номенклатуры. НКВД когда-то способствовал укреплению преступного мира в лагерях и зонах - этих чудовищных монстрах подавления человека. Советское государство, будучи само по природе уголовным, способствовало укреплению воровской власти. Если уркаганы и жиганы 20-х годов были подконтрольны ОГПУ, то нынешние «воры в законе» представляют собой самостоятельную физическую и политическую силу, со своим видением процессов в стране и возможностями влиять на них. Выделение еще одной категории преступников, именуемых «беспредельщиками», не признающими ни уголовных традиций и авторитетов, ни законов общества, иллюстрирует, что процесс криминализации страны еще не закончен и возможны более сложные катаклизмы.

Интересные аналогии просматриваются в методах и идеях большевиков-коммунистов и уголовников. Империя зла - очень точное определение нашей страны. Зло концентрировалось в России давно. В 1905 году во французском городке Канны застрелился миллионер и меценат Савва Морозов. В завещании он отписал большую сумму большевикам. Полиция выдвинула версию - шантаж революционеров. Вот с тех пор до сегодняшнего дня идут на Руси бандитские «разводки», придумали которые и осуществляли на протяжении многих лет большевики. Так называемые «эксы», то есть грабежи, широко практиковались в целях пополнения партийной кассы. Грабитель Петросян по кличке Камо под руководством и при участии Джугашвили, впоследствии принявшего псевдоним Сталин, осуществляли теорию экспроприации на практике. Будущие советские министры Литвинов и Семашко были арестованы в Тифлисе при попытке обмена награбленного капитала на валюту. Грандиозные планы экспроприации по всей России Камо обсуждал и с Лениным. Когда же задумал опубликовать мемуары на эту тему, был убит собратьями по партии и с почестями похоронен.

Большевики, захватившие власть в стране, создали карательную систему и, более того, объявили уголовников социально близкими членами общества в отличие от политических заключенных. НКВД привлекало к сотрудничеству профессионалов-медвежатников с тем, чтобы, вскрывая домашние сейфы, проверять благонадежность соратников. В неблагоприятном для жертвы случае - несколько дней спустя - некролог о скоропостижной смерти выдающегося государственного деятеля. НКВД давало ворам схемы самых совершенных сейфов отечественного и зарубежного производства. Те охотно повышали свою квалификацию.

Советская власть в полной мере использовала социально близких заключенных-уголовников для расправы над политическими. А преступный мир, хотя и проповедовал отказ от сотрудничества с властью, осуществлял насилие над политическими. Разделив собственность на личную и государственную, значительно снизив меру наказания за преступления против личной собственности, советское государство обрекло тем самым граждан на насилие со стороны уголовников.

После отработки технологии грабежа в «эксах» возвели в закон грабежи «недорезанных буржуев» и «мироедов-кулаков». Апофеозом стало ограбление всего российского народа, приведшее к сегодняшнему бедственному существованию и развалу бывшей Российской империи.

Интересно сходство между уголовниками и коммунистами, совпадение основных канонов: «воровского кодекса» и Устава КПСС.

На воровских сходках, как и на партсобраниях, все решается голосованием. Не зря воры говорили: «Зона - как парторганизация, от нее ничего не скроешь».

Вор имеет право обмануть любого, но с ворами должен быть честен. Политбюро действовало так же, обманывая всю страну, изредка читая членам партии закрытые письма.

И те и другие должны пропагандировать свои идеи и пополнять ряды, вовлекая лучших представителей.

И те и другие интернационалисты, воры, может быть, даже в большей степени, так как жестко пресекали распри на национальной почве.

Большевики в свое время переняли от воров обычай скрываться под псевдонимом или кличкой.

Но есть и такие особенности, которые принципиально поднимают вора над коммунистом. За свой «базар» вор может ответить кровью, в то время как коммунисты могли болтать и врать что угодно. Если вор нарушил законы, отошел от традиций, то мог поплатиться смертью; коммуниста в этом случае, если он, конечно, не рядовой член партии, переводили на другую должность.

Единство многих законов и традиций воровского клана с коммунистическими принципами проистекает из общей идеологии, суть которой, скрытая за красивой фразой, в необходимости создания условий управления «стадом». Такая близость принципов, учитывая большевистский опыт, дает криминалу большие шансы добиться реальной власти в ближайшее время.

Два подельника сидят в камере. Один из них все время ходит взад-вперед. Другой не выдерживает:

- По-твоему, когда ты ходишь, ты не сидишь?

Из книги Договор о Европейском Союзе автора Европейский Союз

Раздел II. Положения, изменяющие договор об учреждении Европейского Экономического Сообщества, с целью учреждения Европейского Сообщества Статья

Из книги Обвиняется терроризм автора Устинов Владимир Васильевич

Законы и обычаи войны Международное гуманитарное право, примыкая к «праву прав человека», остается самостоятельной отраслью, регулирует поведение субъектов (как правило, государств) в особой ситуации, связанной с военным конфликтом, а следовательно, с регламентацией

Из книги Международное частное право: Шпаргалка автора Автор неизвестен

9. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОБЫЧАИ Обычай – это правило, которое сложилось за достаточно долгий промежуток времени, общепризнанно, т. е. постоянно соблюдается неограниченным кругом лиц и отступление от него рассматривается как нарушение права. Для того чтобы то или иное правило

Из книги Энциклопедия юриста автора Автор неизвестен

Из книги Теория государства и права: конспект лекций автора Шевчук Денис Александрович

Из книги Философия права. Учебное пособие автора Кальной И. И.

Из книги Русское правоведение: «юридическая чума» на Руси - вылечим автора Внутренний Предиктор СССР (ВП СССР)

§ 1. Традиции российской государственности За многовековую историю в России сложилось немало традиций, которые во многом определили развитие российской государственности, придали ей уникальность и самобытность. Традиции – это исторически сложившиеся, укоренившиеся в

Из книги Россия в зеркале уголовных традиций тюрьмы автора Анисимков Валерий Михайлович

Из книги Маги криминала автора Данилов Александр Александрович

Из книги автора

3.1. Излишне издавать законы, если эти законы, будучи изданными, не будут проводиться в жизнь Всё изложенное в разделе 2 относится ко всем без исключения юридическим системам, которые знала история и которые знает современность. Но поскольку

Из книги автора

§ 2. Традиции и обычаи преступного мира среди осужденных в местах лишения свободы Специфические отношения в среде лиц, отбывающих наказание, не только порождены, но и регулируются всей системой ценностных ориентаций «тюремной общины», именуемой емким понятием

Из книги автора

Глава III Криминальные традиции российской жизни: прошлое и

Из книги автора

§ 1. Уголовные традиции в тюрьмах дореволюционной России Определение понятия «криминальная субкультура», ее элементов и носителей, а также особенностей неформальных отношений между осужденными в местах лишения свободы предопределяют изучение исследуемого феномена в

Из книги автора

§ 3. ГУЛАГ и процветание воровского сообщества Конец 20-х гг. связан с коренным переломом в деятельности всей исправительно-трудовой системы, что, безусловно, напрямую зависело от изменений, произошедших в государстве. Пришел конец нэпу – началось «развернутое по всему

Из книги автора

Нищие люди: мораль, психология, традиции Голодный студент в общежитии:- А что, мужики, давайте свинью заведем: мясо, сало…- Да ты что? Вонь, грязь!- Ничего. Она привыкнет.Основной инструмент давления на человека - нищета. Она толкает на разные поступки. Но нищета имеет

Из книги автора

Профессионалы и дилетанты воровского клана Международный конкурс медвежатников. Условия конкурса: за минуту, пока выключен свет, вскрыть сейф с миллионом долларов. Первыми вошли два американца; через минуту они вскрыли только первую дверь. Вторыми французы - они

Структурная иерархия среди "воров в законе" является достаточно демократичной. Среди них нет прямых руководителей (главарей), т.к. воры воспринимают себя свободными людьми и не подчиняются чьим либо приказам, а живут по «воровскому закону».

По мнению исследователей, «воровские законы», в основном были сформулированы в конце 20-х в начале 30-х. Эти классические законы были целиком пропитаны духом «идейности» уголовного мира.

Воровской закон того времени мало чем отличается от правил, проповедуемых "жиганами", а именно формулирует семь основных законов (понятий):

1. Преданность и поддержка воровской идеи.

2. Недопустимость, отсутствие контактов с правоохранительными органами.

3. Честность по отношению к другим "ворам в законе" или авторитетам.

4. Обязанность вовлекать в свою среду новых членов, особенно из числа молодежи.

6. Контроль за соблюдением порядка в ИУ и СИЗО, насаждение там власти воров.

7. Обязательное умение играть в карты.

Из этих семи основных законов вытекают следующие, дополнительные: *

отказ от сотрудничества с любыми властными структурами; *

отказ от дачи показаний следственным и судебным органам; *

отказ от чистосердечного признания вины в совершенном преступлении; *

обязанность соблюдать конфиденциальность относительно сообщников и их нахождения (например, расположения "малины"). *

не иметь собственности и сбережений; *

не иметь семьи; *

периодически садиться в места лишения свободы; *

не брать в руки оружия; *

не работать ни при каких условиях; *

поддерживать порядок в зоне, т.е. разбирать конфликты, не допускать ссор, поножовщины и т.д.; *

греть (наладить снабжение) ШИЗО1 и ПКТ2; *

пополнять воровское благо, т.е. собирать дань со всех осужденных, заключенных и иных лиц; *

чтить родителей (особенно мать)91; *

не состоять ни в каких партиях и объединениях; *

быть искусным в понятиях (жаргоне). *

учить правильной жизни молодежь, разъяснять, что такое правильные понятия; *

не иметь прописки (регистрации); *

быть честным в картежной игре между ворами. *

Иметь своего помощника (шестерку).

Некоторые авторы справедливо считают, что не следует путать воровские и тюремные законы. Воровской закон(ы) – это свод неписаных правил и норм, обязательный для «воров в законе». Ряд его положений распространяется не только на «воров в законе», но и на всех других осужденных, заключенных и вообще лиц, относящихся к криминальным сообществам. Эта часть "воровского закона", которая обязательна для всех остальных преступников, называется тюремным законом. Таким образом, тюремный неписанный закон – это свод норм, правил, запретов и традиций, обязательный для всех осужденных, заключенных и т.д., независимо от их принадлежности к той или иной категории в «табели о рангах». Тюремный закон регулирует отношения как между отдельными осужденными, заключенными и т.д., так и между группами заключенных; он определяет механизмы разрешения возникающих конфликтов как между отдельными лицами, так и между группами лиц. Различия между воровским и тюремным законом приведены ниже.92

Тюремный закон: *

Обязывает выделять долю в "общак". *

Запрещает применение насилия в отношении "вора в законе". *

Запрещает доносительство (стукачество). *

Запрещает без оснований отбирать у заключенных что-либо. *

Запрещает предъявление кому бы то ни было обвинений без доказательств. *

Запрещает оскорблять любым образом. *

Запрещает нецензурную ругань (матерщину). *

Обязывает поддерживать семейников. *

Запрещает вступать в секции, т.е. не становиться красным. *

Запрещает воровать у своих (крысятничать).

Это перечень основных правил воровского закона, который в реальности включает еще много правил и ритуалов, имеющих прикладное значение.

Таким образом, можно констатировать, что соблюдение норм тюремного закона является обязательным как для «воров в законе», так и для всех остальных осужденных, а соблюдение отдельных положений этого закона обязательно только для «воров в законе» и лиц, стремящихся быть "коронованными". При этого отметим, что многие положения воровского и тюремного законов совпадают.

– достижение полного влияния на достаточно неустойчивую среду осужденных и заключенных с помощью норм и правил, возведенных ими в закон;

– осуществление очень жесткого «правления» массой осужденных и заключенных, путем принуждения к подчинению силовыми методами, вплоть до убийства неугодных, с использованием подставных лиц (т. н. торпед), с целью избежания наказания за содеянное;

– проникновение лично или через помощников в среду работающих осужденных (в качестве сухарей) с целью осуществления контроля над промышленной зоной исправительного учреждения, налаживания контактов с волей для завоза в ИУ продуктов питания, спиртных напитков, сигарет, денег, наркотиков;

– получение незаконных благ и привилегий через давления на осужденных, под прикрытием воровского и тюремного закона.

Любые законы, в том числе и неформальные воровские, поддерживаются соответствующими "блатными санкциями" по отношению к «оступившимся» нарушителям воровского (тюремного) закона. В той же мере это касается и лиц, содержащихся под стражей и в местах лишения свободы, хотя говорить о том, что там существуют организованные преступные сообщества, нельзя.

Для "воров в законе" существует три вида санкций, которым они могут быть подвергнуты:

– публичная пощечина за мелкие провинности (чаще всего за безосновательные оскорбления); причем дать пощечину может только равный по «званию», т.е. тоже вор в законе;

– дать (бить) по ушам – т.е. перевести в низшую категорию, так называемых мужиков;

– смерть.

В случае нарушения основных требований воровского кодекса вор не может рассчитывать ни на какое снисхождение, он будет разыскиваться, пока его не найдут со всеми вытекающими последствиями (смерть). После вынесения приговора воровской сходкой, каждый уважающий себя арестант обязан при встрече с приговоренным привести приговор в исполнение, т.е. его убить.

К преступникам, не имеющим ранга «вора в законе», может быть применено большее число санкций, основными из которых являются:

– избиение;

– совершение насильственного акта мужеложства (особенно распространено среди несовершеннолетних преступников), т.е. перевод в самую презираемую группу (петухов, обиженных, опущенных и т.д.).;

– лишение занимаемого статуса (дать по ушам) – перевод из категории блатных в категорию мужиков;

– изгнание из семьи (микрогруппы) – остракизм;

– парафин, т.е. чисто символический акт мужеложства: заключается в проведении по губам провинившегося половым членом, при этом акту насильственного мужеложства провинившийся не подвергается;

– ломание рук (ног) – применяется к лицам, безосновательно избившим кого-либо;

– объявление фуфлыжником (т.е. человек двинул фуфло) – применяется к лицам, проигравшимся в карты и не уплатившим проигрыш в срок. О таких людях идет отписка по лагерям, тюрьмам, т.е. братва ставится в курс;

– смерть – применяется достаточно редко и только за грубейшие нарушения тюремного закона (если точно установлено, что лицо является агентом правоохранительных органов; за воровство крупной суммы из общака и т.д.); на убийство провинившегося должна быть санкция "вора в законе" или сходки местных авторитетов.

Еще по теме 7. Воровской закон:

  1. b. Трансформация воровского сообщества. Воровские войны в 40-50 годы ХХ века
  2. a. Возникновение воровского сообщества в 30-50 годы ХХ века
  3. Глава V О ДЕНЕЖНЫХ МАСТЕРЕХ, КОТОРЫЕ УЧНУТ ДЕЛАТИ ВОРОВСКИЯ ДЕНЬГИ А в ней 2 статьи
  4. § 16. Понятие о законном рождении и законных детях. - Удостоверение законности рождения. - Римское предположение о законности детей, рожденных в браке.
  5. § 23. Замена одного исполнения другим. - Замена вещи ее ценою. - Определение цены при возвращении. - Русский закон по поводу возвращения имения законному владельцу. - Случаи сей замены в русском законе
  6. 4.1.2. Законы организации Законы организации первого уровня Закон синергии
  7. § 2. Предмет и пределы надзора за исполнением законов и законностью правовых актов
  8. § 3. Полномочия прокурора, осуществляющего надзор за исполнением законов и законностью правовых актов
  9. § 2. Надзор за исполнением законов об охране прав и законных интересов несовершеннолетних
  10. § 1. Сущность и задачи надзора за исполнением законов и законностью правовых актов
  11. § 5. Организация прокурорского надзора за исполнением законов и законностью правовых актов
  12. Под общей редакцией Н.Н. Карпова. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ И ЗАКОННОСТЬЮ ПРАВОВЫХ АКТОВ Сборник статей Часть II, 2011
  13. Закон стоимости - экономический закон товарного производства.
  14. I. Проверка конституционных законов и законов, одобренных референдумом
  15. § 17. Спор о незаконности и иск о законности рождения. - Доказательства законности. - Подсудность дел сего рода. - Иски о принадлежности к роду

- Авторское право - Аграрное право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Акционерное право - Бюджетная система - Горное право‎ - Гражданский процесс - Гражданское право - Гражданское право зарубежных стран - Договорное право - Европейское право‎ - Жилищное право - Законы и кодексы - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История политических учений - Коммерческое право - Конкурсное право - Конституционное право зарубежных стран -

MENSBY

4.7

«Воровские законы», в основном были сформулированы в конце 20-х в начале 30-х. Эти классические законы были целиком пропитаны духом «идейности» уголовного мира. Что представляет собой воровской закон?

Структурная иерархия среди "воров в законе" является достаточно демократичной. Среди них нет прямых руководителей (главарей), т.к. воры воспринимают себя свободными людьми и не подчиняются чьим либо приказам, а живут по «воровскому закону».

По мнению исследователей, «воровские законы», в основном были сформулированы в конце 20-х в начале 30-х. Эти классические законы были целиком пропитаны духом «идейности» уголовного мира.

Воровской закон того времени мало чем отличается от правил, проповедуемых "жиганами", а именно формулирует семь основных законов (понятий).

1. Преданность и поддержка воровской идеи.

2. Недопустимость, отсутствие контактов с правоохранительными органами.

3. Честность по отношению к другим "ворам в законе" или авторитетам.

4. Обязанность вовлекать в свою среду новых членов, особенно из числа молодежи.

6. Контроль за соблюдением порядка в ИУ и СИЗО, насаждение там власти воров.

7. Обязательное умение играть в карты.

Из этих семи основных законов вытекают следующие, дополнительные:

Отказ от сотрудничества с любыми властными структурами;

Отказ от дачи показаний следственным и судебным органам;

Отказ от чистосердечного признания вины в совершенном преступлении;

Обязанность соблюдать конфиденциальность относительно сообщников и их нахождения (например, расположения "малины").

Не иметь собственности и сбережений;

Не иметь семьи;

Периодически садиться в места лишения свободы;

Не брать в руки оружия;

Не работать ни при каких условиях;

Поддерживать порядок в зоне, т.е. разбирать конфликты, не допускать ссор, поножовщины и т.д.;

Греть (наладить снабжение) ШИЗО1 и ПКТ2;

Пополнять воровское благо, т.е. собирать дань со всех осужденных, заключенных и иных лиц;

Чтить родителей (особенно мать)91;

Не состоять ни в каких партиях и объединениях;

Быть искусным в понятиях (жаргоне).

Учить правильной жизни молодежь, разъяснять, что такое правильные понятия;

Не иметь прописки (регистрации);

Быть честным в картежной игре между ворами.

Иметь своего помощника (шестерку).

Некоторые авторы справедливо считают, что не следует путать воровские и тюремные законы. Воровской закон(ы) – это свод неписаных правил и норм, обязательный для «воров в законе». Ряд его положений распространяется не только на «воров в законе», но и на всех других осужденных, заключенных и вообще лиц, относящихся к криминальным сообществам. Эта часть "воровского закона", которая обязательна для всех остальных преступников, называется тюремным законом.

Таким образом, тюремный неписанный закон – это свод норм, правил, запретов и традиций, обязательный для всех осужденных, заключенных и т.д., независимо от их принадлежности к той или иной категории в «табели о рангах». Тюремный закон регулирует отношения как между отдельными осужденными, заключенными и т.д., так и между группами заключенных; он определяет механизмы разрешения возникающих конфликтов как между отдельными лицами, так и между группами лиц. Различия между воровским и тюремным законом приведены ниже.92

Тюремный закон

Обязывает выделять долю в "общак".

Запрещает применение насилия в отношении "вора в законе".

Запрещает доносительство (стукачество).

Запрещает без оснований отбирать у заключенных что-либо.

Запрещает предъявление кому бы то ни было обвинений без доказательств.

Запрещает оскорблять любым образом.

Запрещает нецензурную ругань (матерщину).

Обязывает поддерживать семейников.

Запрещает вступать в секции, т.е. не становиться красным.

Запрещает воровать у своих (крысятничать).

Это перечень основных правил воровского закона, который в реальности включает еще много правил и ритуалов, имеющих прикладное значение.

Таким образом, можно констатировать, что соблюдение норм тюремного закона является обязательным как для «воров в законе», так и для всех остальных осужденных, а соблюдение отдельных положений этого закона обязательно только для «воров в законе» и лиц, стремящихся быть "коронованными". При этого отметим, что многие положения воровского и тюремного законов совпадают.

– достижение полного влияния на достаточно неустойчивую среду осужденных и заключенных с помощью норм и правил, возведенных ими в закон;

– осуществление очень жесткого «правления» массой осужденных и заключенных, путем принуждения к подчинению силовыми методами, вплоть до убийства неугодных, с использованием подставных лиц (т. н. торпед), с целью избежания наказания за содеянное;

– проникновение лично или через помощников в среду работающих осужденных (в качестве сухарей) с целью осуществления контроля над промышленной зоной исправительного учреждения, налаживания контактов с волей для завоза в ИУ продуктов питания, спиртных напитков, сигарет, денег, наркотиков;

– получение незаконных благ и привилегий через давления на осужденных, под прикрытием воровского и тюремного закона.

Любые законы, в том числе и неформальные воровские, поддерживаются соответствующими "блатными санкциями" по отношению к «оступившимся» нарушителям воровского (тюремного) закона. В той же мере это касается и лиц, содержащихся под стражей и в местах лишения свободы, хотя говорить о том, что там существуют организованные преступные сообщества, нельзя.

Для "воров в законе" существует три вида санкций, которым они могут быть подвергнуты:

– публичная пощечина за мелкие провинности (чаще всего за безосновательные оскорбления); причем дать пощечину может только равный по «званию», т.е. тоже вор в законе;

– дать (бить) по ушам – т.е. перевести в низшую категорию, так называемых мужиков;

– смерть.

В случае нарушения основных требований воровского кодекса вор не может рассчитывать ни на какое снисхождение, он будет разыскиваться, пока его не найдут со всеми вытекающими последствиями (смерть). После вынесения приговора воровской сходкой, каждый уважающий себя арестант обязан при встрече с приговоренным привести приговор в исполнение, т.е. его убить.

К преступникам, не имеющим ранга «вора в законе», может быть применено большее число санкций, основными из которых являются:

– избиение;

– совершение насильственного акта мужеложства (особенно распространено среди несовершеннолетних преступников), т.е. перевод в самую презираемую группу (петухов, обиженных, опущенных и т.д.).;

– лишение занимаемого статуса (дать по ушам) – перевод из категории блатных в категорию мужиков;

– изгнание из семьи (микрогруппы) – остракизм;

– парафин, т.е. чисто символический акт мужеложства: заключается в проведении по губам провинившегося половым членом, при этом акту насильственного мужеложства провинившийся не подвергается;

– ломание рук (ног) – применяется к лицам, безосновательно избившим кого-либо;

– объявление фуфлыжником (т.е. человек двинул фуфло) – применяется к лицам, проигравшимся в карты и не уплатившим проигрыш в срок. О таких людях идет отписка по лагерям, тюрьмам, т.е. братва ставится в курс;

– смерть – применяется достаточно редко и только за грубейшие нарушения тюремного закона (если точно установлено, что лицо является агентом правоохранительных органов; за воровство крупной суммы из общака и т.д.); на убийство провинившегося должна быть санкция "вора в законе" или сходки местных авторитетов.