Домой / Вопросы и ответы / Срок и порядок подачи кассационной жалобы по административному делу. Кассационная жалоба по административному делу: образец составления, порядок подачи

Срок и порядок подачи кассационной жалобы по административному делу. Кассационная жалоба по административному делу: образец составления, порядок подачи

В судебную коллегию по
административным делам
Ивановского областного суда

от Иванова Ивана Ивановича,
адрес: Ивановская область,
Ивановский район, с. Ивановка,
Ул. Ивановка, д.20
Тел. 89000000000

Жалоба на решение районного суда
Ивановской области от 26.04.2017г., постановление мирового судьи судебного участка №1 Ивановской области по делу об
административном правонарушении от 10.03.2017 года.

10 марта 2017 года мировым судьей судебного участка № 1 Ивановской области было вынесено постановление по делу об административном правонарушении о признании меня виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 12.26 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей с лишением права управления транспортным средством сроком на 1 (один) год 6 (шесть) месяцев.

С данным постановлением я был категорически не согласен и в связи с этим мной была подана жалоба в районный суд Ивановской области на постановление по делу об административном правонарушении от 10.03.2017 года.

26 апреля 2017 года в отношении меня районным судом Ивановской области было вынесено решение, согласно которому постановление мирового судьи судебного участка № 1 Ивановской области от 10.03.2017 года о привлечении меня к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей с лишением права управления транспортными средствами сроком на 1 год 6 месяцев оставлено без изменения, а моя жалоба без удовлетворения.

С вынесенным решением я также категорически не согласен, считаю его незаконным и необоснованным. Указанное решение вынесено с грубым нарушением норм материального и процессуального права, в связи, с чем подлежит отмене.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Суд как орган правосудия призван обеспечивать в судебном разбирательстве соблюдение требований, необходимых для вынесения правосудного, то есть законного, обоснованного и справедливого решения по делу, и принимать меры к устранению препятствующих этому обстоятельств.

В силу требований ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе, наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения.

24 декабря 2016 года около 00:00 часов я на своем автомобиле направлялся со стороны с. Щебетово в центр с. Ивановка по ул. Заречная, при этом соблюдая все правила дорожного движения. На светофоре, около магазина меня подрезал автомобиль ГИБДД, лишив меня возможности двигаться дальше. Из автомобиля ГИБДД вышел ИДПС Петров. Не объясняя причину остановки моего транспортного средства, ИДПС Петров предложил мне сесть в машину ДПС. После чего Петров стал составлять протокол за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, при этом понятые при составлении документов в автомобиле ДПС не находились, в связи с чем не могут подтвердить проведение той или иной процедуры. Я находился в шоковом состоянии и не понимал, на каком основании меня остановили сотрудники ДПС и начали составлять протокол. Я не был согласен с процедурой оформления протокола об административном правонарушении, согласно которому я якобы управлял транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, так как был трезв, поэтому мне было предложено проехать в больницу для прохождения мед. освидетельствования, на что я сразу согласился, что подтверждает тот факт, что я не отказывался проходить мед. освидетельствование на состояние опьянения.

На автомобиле ДПС меня повезли в больницу для прохождения мед. освидетельствования на состояние алкогольного опьянения. После длительного ожидания, пришел врач, села за стол и начала заниматься составлением каких-то документов. Я сидел рядом с врачом на стуле и ждал, когда будет проводиться мед. освидетельствование, но ничего не происходило. На мой вопрос: «будет ли проводиться мед. освидетельствование», врач ответила: «зачем? я и так все вижу». После чего врач отдала акт мед. освидетельствования сотруднику ГИБДД и мы вышли из больницы. Мед. освидетельствование не было произведено по неизвестным мне причинам, копия акта мне также не была вручена.

Выйдя из больницы, сотрудники ГИБДД отказались доставить меня до места остановки машины и высадили меня не далеко от моего дома, про то, где находится мой автомобиль, сотрудники ДПС ничего не сказали.

На следующий день я узнал, что автомобиль на штраф стоянке, так как они вчера вызвали эвакуатор, который и забрал машину. О том, что моя машина находится на штраф стоянке, я не знал, сотрудники ГИБДД без моего согласия, не уведомив меня, вызвали эвакуатор, в результате чего я был вынужден заплатить за одни сутки 3000 рублей за то, что мой автомобиль находился на штраф стоянке.

На каком основании в отношении меня был составлен протокол об административном правонарушении о привлечении меня к административной ответственности по ч.1 ст. 12.26 КоАП РФ мне не понятно, так как я не отказывался от прохождения мед. освидетельствования на состояние опьянения, а добровольно поехал в больницу для прохождения данной процедуры.

После произошедшего я обращался в Министерство здравоохранения Нижегородской области и в Прокуратуру Починковского района Нижегородской области с жалобой на незаконные действия сотрудников ДПС и врача.

При рассмотрении дела в суде первой инстанции ИДПС Петров пояснил, что Иванов либо отказался проходить освидетельствование, либо был не согласен с результатами, после чего им было предложено проехать в ЦРБ для прохождения мед. освидетельствования.

Таким образом, из показаний ИДПС следует, что ИДПС не может назвать точную причину направления на мед. освидетельствование, что подтверждает, что процедура освидетельствования была проведена ненадлежащем образом.

Свой вывод о моей виновности в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.26 КоАП РФ об административных правонарушениях, мировой судья обосновал ссылками на протокол об административном правонарушении, протокол об отстранении от управления транспортным средством, акт освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, протокол о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, признав их допустимыми доказательствами, достаточными в своей совокупности для признания меня виновным.

Между тем, названные доказательства не свидетельствуют бесспорно о моей вине в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.26 КоАП РФ.

Кроме того, данные доказательства не могут быть признаны допустимыми, так как все вышеуказанные документы были составлены с нарушением закона, а именно, в протоколах нет подписи лица, привлекаемого к административной ответственности, нет собственноручной подписи Иванова об отказе в прохождении мед. освидетельствования, понятые не присутствовали при отстранении меня от управления транспортным средством, а также не присутствовали при проведении освидетельствования Иванова и не могут подтвердить отказ Иванова от прохождения мед. освидетельствования. Также в протоколах не указано, что велась видеозапись. Кроме того, время в некоторых протоколах не совпадает с видеозаписью из ЦРБ, которая приобщена к материалам дела.

Показания врача также противоречат видеозаписи из ЦРБ о временном промежутке проведения мед. освидетельствования. Данные обстоятельства свидетельствуют о составлении протоколов не полностью, и росписи понятых были сделаны в не полностью заполненных протоколах.

Частью 3 ст.26.2 КоАП РФ установлено, что по делу об административном правонарушении не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.

Согласно ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за невыполнение водителем законного требования сотрудника полиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения.

Волеизъявление лица, привлекаемого к административной ответственности, с результатами освидетельствования должно быть отражено в соответствующей строке Акта и подтверждено подписью данного лица. Однако в акте освидетельствования на состояние алкогольного опьянения от 24.12.2016г. данная запись отсутствует, а отметка сделанная сотрудником полиции: «отказался», не позволяет сделать однозначный вывод о согласии лица с результатами проведенного освидетельствования.

О направлении водителя на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, согласно ч.3 ст.27.12 КоАП РФ, составляется соответствующий протокол, копия которого вручается лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении. В протоколе фиксируется согласие либо отказ водителя пройти медицинское освидетельствование.

В протоколе от 24.12.2016г. о направлении водителя Иванова на медицинское освидетельствование на состояние опьянения отказ водителя пройти медицинское освидетельствование должностным лицом Госавтоинспекции не зафиксирован, в соответствующей графе протокола также отсутствует отметка о волеизъявлении лица. Кроме того, копия протокола вручена не была.

Согласно ст. 12 ГПК РФ Правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения процессуальных действий, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел.

Суд первой инстанции указывает, что не принимает доводы относительно времени и понятых, так как считает их несостоятельными, и они являются просто способом защиты, чтобы избежать административной ответственности.

Данный вывод суда является необоснованным, так как противоречия в показаниях свидетелей, а также в протоколах подтверждаются видеозаписью, и это является единственным способом защиты. Я не отказывался от прохождения мед. освидетельствования, а изъявил желание пройти мед. освидетельствование и добровольно поехал в больницу для прохождения данной процедуры. Но из-за отсутствия звука у видеозаписи из ЦРБ я не могу доказать, что я от мед. освидетельствования не отказывался, а врачом просто данная процедура не проводилась.

Привлечение меня к ответственности за данное административное правонарушение незаконно, так как я не отказывался от прохождения мед. освидетельствования на состояние алкогольного опьянения.

Мировым судьей в нарушение требований статей 24.1, 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не дана надлежащая оценка всем собранным и исследованным по делу доказательствам, что не позволило объективно рассмотреть дело по существу.

При рассмотрении дела в районном суде Ивановской области судом также не дана надлежащая оценка всем собранным и исследованным по делу доказательствам и в основу вынесенного решения были положены те же доказательства, на которые ссылался суд первой инстанции, а именно протокол об административном правонарушении, протокол об отстранении от управления транспортным средством, акт освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, протокол о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения. Доводы, изложенные в жалобе, о незаконности и необоснованности вынесенного мировым судьей решения, судом второй инстанции не проверялись.

Кроме того, в решении районного суда Ивановской области от 26.04.2017 года указано, что в судебное заседание Иванов не явился, будучи извещенным надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела судебной повесткой, уважительность причин неявки не подтверждена и не было заявлено ходатайств об отложении рассмотрения дела.

Однако, мной, 26.04.2017 года на адрес электронной почты районного суда Ивановской области было направлено ходатайство с просьбой отложить рассмотрение дела по моей жалобе на постановление мирового судьи судебного участка № 1 Ивановской области от 10.03.2017 года, назначенное на 26.04.2017г. на 10:00ч. в связи с невозможностью явиться в судебное заседание по состоянию здоровья. Также я просил для всестороннего и полного рассмотрения дела в следующее судебное заседание вызвать и допросить в качестве свидетелей: Шапореву Марину Васильевну, Шапорева Юрия Юрьевича. Данное ходатайство должно быть зарегистрировано и приобщено к материалам дела, однако в нарушении норм процессуального права этого сделано не было, тем самым я был лишен возможности представлять доказательства, доказывать свою невиновность в инкриминируемом мне правонарушении, заявлять ходатайства, устанавливать истину по делу.

При таких обстоятельствах, судебное решение нельзя признать в полной мере отвечающим нормам закона, в связи с чем, оно подлежит отмене.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ст. 2.1 КоАП РФ).

В моих действиях не содержится признаков вины и они не являются противоправными.

Согласно ст. 24.5 КоАП РФ при отсутствии события административного правонарушения, отсутствии состава административного правонарушения производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.

1. Решение районного суда Ивановской области от 26.04.2017 года, Постановление мирового судьи судебного участка №1 Ивановской области по делу об административном правонарушении от 10.03.2017 года отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава правонарушения.

Геннадий Тихонов

Написано статей

Каждый гражданин РФ может специально или неосознанно нарушить закон. Даже просто превышая скорость или нарушая правила дорожного движения, россияне пренебрегают установленными законодательными нормами. За это их ждет административная ответственность по КоАП. Размер и характер взыскания устанавливается во время судебного слушания. Если постановление судьи не устроит кого-то из участников процесса, он вправе подать образец жалобы в вышестоящие инстанции.



Кассационная жалоба по административному делу - это второй этап обжалования принятых судебных решений. К данному инструменту можно прибегнуть, если истец уже обращался в апелляционный суд, но его определение также не удовлетворило заявителя. Что собой представляет кассация по делу об административном правонарушении, в какие сроки и куда она подается, каково ее значение в современной правовой и судебной системе, знают не все. Самостоятельно разобраться в представленной отрасли будет непросто, поэтому важно вовремя обратиться за помощью к опытному юристу.
Для того чтобы сегодня заручиться профессиональной правовой поддержкой, не обязательно тратить свое время и средства на обращение к платному адвокату. Получить эффективные правовые рекомендации можно, не выходя из собственного дома, имея выход в интернет. На нашем сайте работают квалифицированные эксперты в отрасли юриспруденции, которые хорошо знают действующие законы и основы права. Юристы в режиме онлайн всегда ответственно изучают обстоятельства дела, после чего предоставляют надежные советы и рекомендации в отношении того, как подготовить образец кассационного заявления по делу об административном правонарушении.

Подготовка и оформление кассационной жалобы по делу об административном правонарушении

Чтобы добиться отмены постановления судебных органов о наказании по административному правонарушению, необходимо максимально продуманно и аргументированно оформить образец жалобы в кассационный суд. Документ имеет четкую структуру, которой следует придерживаться при подготовке заявления.

Жалоба должна содержать обязательные реквизиты, такие как:
  • наименование судебной инстанции, куда подается образец жалобы;
  • частные сведения о заявителе;
  • информация об остальных участниках производства;
  • номер и краткое содержание дела;
  • основания и обстоятельства, позволяющие ходатайствовать об отмене постановления;
  • ссылки на законодательные нормы;
  • требования истца;
  • дата и подпись.

Образец кассации следует подкрепить всеми имеющимися по делу документами, аргументами и доказательствами. Лучше всего составлять кассационное заявление в двух экземплярах. Одна копия будет передана в суд. Сегодня существует два варианта передачи жалобы - почтой и при личном посещении. Второй экземпляр следует оставить у себя, при этом должностное лицо обязано поставить отметку о том, что документы приняты и проверены.

Если в заявлении об отмене постановления по административному правонарушению будут допущены грамматические ошибки или правовые неточности, его откажутся принять, рассмотреть и удовлетворит. Чтобы избежать данных последствий, необходимо своевременно обратиться за помощью и практичными рекомендациями к компетентному юристу. Специалист подскажет, на каике аспекты обратить внимание, чтобы добиться успеха по своему иску. Также можно заранее скачать пример кассации, и составить свой вариант по аналогии, что существенно сэкономит ваши силы, нервы и время.

Правила и порядок подачи кассационной жалобы по административному делу

Право кассационного обжалования

Предметом судебного контроля по КАС РФ является осуществление властных полномочий. Категория дел об административных правонарушениях относится к сфере регулирования КоАП РФ и рассматривается в предусмотренном им порядке.

КАС РФ в ст. 318 предусматривает, что судебные акты могут быть пересмотрены в кассационном порядке только в случаях, предусмотренных кодексом. Формулировка отличается от соответствующих статей ГПК, АПК. Например, определения суда 1 инстанции обжалуются следующими способами:

Ст. 249 предусматривает возможность обжалования решения об определении кадастровой оценки в апелляции. Решения по делам об обжаловании решений, действий (бездействия) уполномоченных органов обжалуются в общем порядке (ст. 228). Однако в ст. 290, например, не определен порядок обжалования решения по делу о взыскании обязательных платежей. В подобном случае можно сделать вывод, что на эту категорию дел также распространяется общий порядок.

Объектами кассационного обжалования могут являться решения судов первой инстанции и апелляционные определения региональных судов.

Субъекты обжалования в ст. 318 КАС не перечисляются. К таковым по общему правилу относятся:

  • административный истец, административный ответчик;
  • прокурор;
  • заинтересованные лица;
  • орган, организация, лицо, обращавшиеся в суд для защиты прав другого лица (в случае, если они наделены таким полномочием в силу закона, — общественная организация инвалидов [если это также предусмотрено уставом организации], опекун и др.).

Кассатором может быть лицо, не участвовавшее в деле, интересы которого затрагиваются судебным актом (ч. 1 ст. 318).

Условия и порядок подачи жалобы

Условия приемлемости кассационной жалобы по административному делу :

  1. Исчерпание иных способов обжалования (имеется в виду апелляция).
  2. В течение 6-месячного срока после введения в действие обжалуемого акта (день вынесения апелляционного определения).

Этот процессуальный срок может быть восстановлен:

  • по уважительной причине, если она имела место в течение года;
  • для заинтересованного лица, не привлеченного к участию в деле. В этом случае 6-месячный срок начинает исчисляться с момента, когда лицо узнало или должно было узнать о соответствующем судебном акте, затрагивающем его интересы.

Возможность восстановления срока находится в ведении суда кассационной инстанции (ст. 95 КАС). Ходатайство может содержаться в самом тексте жалобы либо быть приложено к ней вместе с документальным подтверждением. В случае отказа на определение может быть принесена частная жалоба.

Кассационная жалоба подается непосредственно (т. е. минуя суд 1-й инстанции) в президиум суда регионального значения или в окружной военный суд (в зависимости от подчиненности суда 1-й инстанции).

После первого кассационного обжалования можно обратиться с кассационной жалобой на постановление президиума, апелляционное определение или решение суда 1-й инстанции в Судебную коллегию по гражданским делам или в Судебную коллегию по делам военнослужащих ВС РФ.

Реквизиты, содержание и образец кассационной жалобы по административному делу

Соблюдение порядка подачи жалобы, вероятно, несколько упростится для пользователей сети Интернет после введения с 15.09.2016 возможности подачи жалобы путем заполнения формы на сайте кассационного суда (ч. 3 ст. 319). В ст. 320 КАС перечисляются требования к жалобе при ее направлении по почте или нарочным.

Жалоба должна содержать:

  • наименование суда-адресата;
  • сведения о кассаторе и о его процессуальном положении, о других участниках процесса;
  • наименования судов, вынесших акты по делу, с перечислением реквизитов соответствующих актов;
  • указание на существенные нарушения материальных или процессуальных норм, аргументацию их последствий;
  • просьбу кассатора (исходя из ст. 329 КАС);
  • доводы о нарушении прав, свобод или интересов кассатора;
  • информацию о возвращении жалобы при предыдущей подаче, если это имело место.

Жалоба подписывается подателем.

Приложения к жалобе:

  • документы, подтверждающие полномочия, статус и образование представителя (ст. 55). Юридические лица прикладывают выписку или распечатку из ЕГРЮЛ (имеются случаи возвращения по причине отсутствия подтверждения правомочности подписанта);
  • копии судебных актов по делу (если они не заверены судом, жалоба подлежит возвращению - см., например, определение Мосгорсуда от 06.11.2015 по делу № 4-11942/2015);
  • копии жалобы по числу участников процесса;
  • квитанция об уплате госпошлины.

Учитывая краткость срока для обжалования и сложность его восстановления, следует позаботиться о полноте представляемой кассационной жалобы по административному делу и ее соответствии всем требованиям. Общие и частные вопросы о порядке действий кассатора в административном процессе затронуты в нашей статье.

Российский Кодекс административного судопроизводства гласит, что несправедливый судебный приговор можно оспорить в апелляционном и кассационном порядке. При этом, если вторая инстанция рассматривает обстоятельства дела по существу, то третья - лишь решения судей на их соответствие закону. Основание для инициирования процедуры обжалования - заявление гражданина. Каковы сроки и порядок его подачи по КАС РФ?

Кассация по административному делу

Обжалование в кассационном порядке направлено на выявление и исправление судебных ошибок. Регулируется КАС РФ, гл. 35.

Кассация - вторая стадия оспаривания, в которой дело рассматривается не по существу (как в апелляции), а только на соответствие решений арбитров правовым нормам, содержащимся в КоАП и КАС. Жаловаться могут участники процесса, а также те, чьи личные права и обязанности затронуты судебным приговором.

Оспаривать в 3-й инстанции можно административные акты, которые уже получили юридическую силу после того, как кассатором были использованы все остальные методы обжалования (апелляция).

Жалоба отправляется в суд кассационной инстанции в приемные дни по подсудности:

  • Президиум регионального суда как высший контролирующий орган в субъекте РФ разбирает решения и приговоры мировых и районных арбитров, вынесенные ими как первая и вторая инстанция;
  • коллегия ВС РФ принимает в производство дела, уже проверенные в кассационном порядке в суде региона, и те, для которых суд субъекта был начальной ступенью.

Ст. 318 гласит, что административные решения и приговоры оспариваются в кассации только если это предусмотрено кодексом. Не для всех судебных актов существует такая возможность. Например, определения начальной инстанции о присуждении компенсаций подлежат обжалованию только в апелляции или путем подачи частного возражения.

Срок обжалования в третьей инстанции

КАС дает 6 месяцев для обжалования в третьей инстанции и предусматривает процедуру восстановления пропущенного срока. Эти полгода начинают отсчитываться:

  • со следующего дня от вступления спорного административного решения или приговора в силу;
  • от принятия апелляционного определения по этому делу.

Срок един для всех этапов кассационного обжалования: для обращения в Президиум регионального суда и в ВС РФ. При его исчислении время, которое материалы провели в суде третьей ступени, не учитывается, так как длительность разбирательства не зависит от воли гражданина.


При опоздании кассатор ходатайствует о восстановлении пропущенного срока путем подачи отдельного запроса или припиской в тексте жалобы. В качестве объективных причин может выступать следующее:
  • тяжкая болезнь, беспомощность, временная недееспособность;
  • служба в армии;
  • отбывание наказания в тюрьме;
  • природные катастрофы - причины, не зависящие от человека;
  • отсутствие у кассатора информации о спорном судебном постановлении.

Ходатайство направляется вместе с кассационной жалобой в отделение суда третьей инстанции. Об удовлетворении его выносится определение, а заявление поступает на рассмотрение судье. На отклонение запроса на восстановление пропущенного срока можно направить частное возражение.

Ходатайство с жалобой можно подать в течение года от вхождения спорного судебного акта в силу, то есть за 6 месяцев со дня окончания установленного процедурного срока.

Кассационное заявление в КАС

Ст. 320 КАС РФ предусматривает порядок . Она обязана содержать:

  • наименование судебного отделения, принимающего заявление;
  • ФИО или название инициатора обжалования, его адрес для почтовой корреспонденции, процессуальное положение;
  • тем, кто не участвовал в деле, необходимо дать пояснения, каким образом решение затронуло его интересы, права или обязанности;
  • список лиц, фигурирующих в жалобе;
  • названия судов и вынесенных им решений по делу в первой, второй и третьей (если была) инстанциях;
  • определение судебного акта, приговора или его части, которые кассатор считает спорными;
  • перечень ошибок административного и административно-процессуального прав, которые допустили судьи прошлых инстанций, с доводами, как их исправление скажется на итоге дела;
  • требования кассатора;
  • подпись и дата, приложения.

Мотивировочная часть (перечень ошибок) - самый главный раздел жалобы. Лучше всего написать его по пунктам с описанием нарушения, доводами (рекомендациями ВС РФ, судебной практикой, прецедентами и т. д.), номером страницы в материалах по делу, разъяснением, как его исправление повлияет на результат. Делать акцент необходимо на законности принятых судьями решений, а не на их справедливости с точки зрения автора. Кассация изучает не все отклонением от правовых материальных и процессуальных норм, а только те, которые существенны и объективно влияют на результат дела. Мелкие недочеты, например, описки в датах или технические ошибки, не будут приняты в третьей инстанции.

Указание на новые обстоятельства или доказательства, которые не были учтены в прошедших инстанциях, не будут приняты к сведению и в кассации. Коллегия обычно не выходит за рамки оспариваемой части жалобы, но может проверить все материалы по делу, если оно касается интересов группы лиц, иностранцев, заключенных, направленных на принудительное психиатрическое лечение и т. д.

К заявлению прикладываются:

  • подписанные и скрепленные копии всех постановлений по делу (их можно получить в канцелярии суда начальной ступени);
  • оригинал платежного документа, подтверждающего оплату госсбора (150 руб. для граждан, 3 тыс. руб. для предприятий);
  • копии заявления для всех участвующих в обжаловании лиц;
  • запрос на восстановление пропущенного срока при опоздании;
  • если от имени кассатора действует его представитель - оригинал доверенности на него. Адвокатам необходимо также подтверждение своего статуса.

Заявление подписывает сам инициатор процедуры обжалования или его доверенное лицо. Все бумаги необходимо принести в суд третьей ступени. С 1.01.2017 г. будет доступна отправка жалобы и сопутствующих документов через интернет.

Подача и рассмотрение жалобы



Заявление, направленное в кассационный суд, предварительно проходит проверку на правильность составления, соответствие формальным требованиям. Эту процедуру проводит региональный или федеральный судья (необязательно член коллегии) единолично в течение 10 дней. По результатам выносится определение.

Заявление возвращают автору (отказываются давать делу дальнейший ход), если оно было подано вне подсудности, срока или полномочий кассатора. Арбитр проверяет также мотивировочную часть, то есть объяснение того, какие нарушения КоАП или КАС были допущены предыдущими судьями. Прохождение этапа «фильтрации» можно считать хорошим знаком: значит, у жалобы есть перспективы.

Отклонение заявления в региональном суде оспорить нельзя; следующим шагом гражданина станет отправка его в ВС РФ. Решение федерального судьи может быть оспорено путем направления частного (кассационного) возражения на имя Председателя или его заместителя.

В коллегии дело рассматривают в течение 30 дней, если материалы по нему не были истребованы, в противном случае - 60 дней. В ВС это время составляет 2 и 3 месяца соответственно. Если судебный акт касается прав граждан участвовать в выборах или референдумах, он был подан в период избирательной кампании, разбирательство проходит в ускоренном режиме - за 5 дней.

Заседание кассационной коллегии назначается с учетом того, что суд должен разослать копии жалобы всем участникам и дать им время на ознакомление с ней. О начале слушаний извещаются все заинтересованные лица, в том числе через смс-сообщения.

Заседание открывается докладом об обстоятельствах дела. Дать необходимые разъяснения могут все участники, только 1 раз за слушание. Решение принимается большинством голосов арбитров; если они разделились, считается, что кассатору отказали в удовлетворении его требований.

По итогам разбирательств принимается постановление (в региональном суде) или определение (ВС РФ).

Если причин для отмены первоначального решения или приговора нет, его оставляют без изменений. Иначе коллегия может направить дело на пересмотр в суд второй ступени (чаще всего) или первой. Если в материалах достаточно доказательств, фактов, которые не нужно переоценивать, судьи вправе аннулировать первоначальный судебный акт и принять новый самостоятельно.

Кассация, по мнению многих юристов, - последняя инстанция, в которой есть шансы изменить спорное административное решение или приговор по делу, несмотря на возможность обжаловать его еще в порядке надзора в Президиуме ВС РФ (в 2015 г. там было рассмотрено 0,05 % жалоб от общего поданного количества). Многое здесь зависит от грамотного составления заявления. Увидеть в судебном акте ошибки арбитров под силу только профессионалам, поэтому воспользоваться квалифицированной юридической помощью - лучшее решение для тех, кто стремится добиться справедливости в суде.

При несогласии сторон с решением суда по итогам рассмотрения административного дела законодатель предусматривает процедуру обжалования такого решения. О том, какие виды обжалования существуют, как подготовить апелляционную и кассационную жалобы и куда следует обжаловать судебные решения - мы расскажем в данной статье.

Исполнение решения суда начинается с момента вступления его в законную силу, после подачи истцом . При этом, поскольку административные дела непосредственно связаны с нарушением прав физических и юридических лиц вследствие осуществления властных полномочий, в большинстве случаев необходимо ходатайствовать об исполнении решения суда немедленно. Исходя из указанного факта, Кодекс административного судопроизводства РФ предусматривает сокращенные сроки для обжалования по некоторым делам, поэтому за сроками следует следить особенно внимательно. Судебные решения по административным делам обжалуются в три стадии:

  1. апелляционное обжалование;
  2. кассационное обжалование;
  3. обжалование решения в порядке надзора.

Рассмотрим каждую стадию обжалования наиболее подробно.

Апелляционное обжалование по административным делам

При упрощенном производстве по административным делам решение суда вступает в законную силу по истечении 15 дней, при обычном порядке - спустя один месяц. Апелляционная жалоба должна быть подана до истечения указанных сроков - 15 дней и 1 месяц соответственно с момента принятия решения суда в окончательной форме, то есть до вступления решения в законную силу. Исключением являются административные иски об оспаривании правового акта о самороспуске или закона региона о роспуске представительного органа, о помещении иностранца в специальное учреждение или госпитализации в психиатрическую больницу и другое, предусмотренное статьей 298 КАС РФ.

Важно! В случае, когда срок обжалования истек, апелляционная жалоба по административным делам подается вместе с ходатайством о восстановлении срока (либо в тексте жалобы указывается просьба об этом), в противном случае жалоба будет возвращена заявителю.

При принятии жалобы судом к производству документ рассматривается по всем правилам судебного разбирательства, в том числе, с извещением лиц, участвующих в деле. Верховный суд Республики, краевой, областной, суд города федерального значения, окружной военный суд рассматривают апелляционные жалобы в срок не более 2-х месяцев с момента их принятия в суд апелляционной инстанции. Верховный Суд РФ рассматривает поступившую жалобу в срок не более 3-х месяцев с момента ее поступления.

Важно! Судебное разбирательство проводится коллегиально и ведется председательствующим судьей. Судом в ходе апелляционного разбирательства могут быть приняты новые доказательства по делу только в том случае, если заявитель сможет подтвердить объективность невозможности их предоставления в суд первой инстанции.

Апелляционная жалоба по административному делу

Данная жалоба может быть подана лицами, которые непосредственно участвовали в деле, а также их представителями. Кроме того, апелляционную жалобу по административным делам вправе подать лица, чьи права были затронуты решением суда, даже если они не являются участниками дела. Апелляционная жалоба по административным делам должна содержать:

  • наименование судебного органа, куда она адресована;
  • полные данные о заявителе, с указанием ФИО и адреса проживания или местонахождения;
  • полные сведения других лиц, принимающих участие в рассмотрении дела, в том числе ФИО или наименование организации, а также адрес проживания или местонахождения;
  • наименование судебного органа первой инстанции, рассматривающего дела по существу и вынесшего решение;
  • суть принятого судом первой инстанции решения;
  • указать требования - в жалобе должно быть подробно описано, с чем именно не согласен заявитель, приведены соответствующие аргументы и доказательства, подтверждающие правомочность его намерений обжаловать приговор; требования в жалобе должны быть четко сформулированы - отменить решение суда, изменить решение суда полностью или в его части, принять новое решение или направить дело на новое рассмотрение;

Важно! Основания для отмены решения суда установлены статьей 310 КАС РФ, рекомендуем перед составлением жалобы их основательно изучить и выбрать одно соответствующее конкретной ситуации.

  • к жалобе обязательно прикладываются доказательства и ходатайства, а также иные документы и материалы, имеющие отношение к делу;
  • документ подписывается заявителем либо его представителем (в этом случае к жалобе прикладывается нотариальная доверенность на представителя);

Важно! Апелляционная жалоба и все приложенные к ней документы предоставляются вместе с копиями по числу лиц участвующих в деле.

Жалоба предоставляется заявителем в письменной форме в суд, который вынес решение по административному делу в первой инстанции, при этом документ адресуется по подсудности в вышестоящую судебную инстанцию. То есть, если дело рассматривалось в районном суде, жалобу следует адресовать суду субъекта РФ и т.д. Подача жалобы несет незначительные судебные расходы для заявителя, для физических лиц госпошлина составляет 150 рублей, для организаций - 3000 рублей.

Кассационное обжалование по административным делам

Обжаловать в кассационном порядке можно уже вступившие в законную силу судебные решения по административным делам, которые прошли стадию апелляционного обжалования. Кассационная жалоба подается в срок до 6-ти месяцев после вступления в законную силу решения суда первой инстанции. При пропуске срока подачи жалобы вместе с ней заявитель может ходатайствовать о восстановлении пропущенного по уважительной причине срока. Кассационная жалоба подается одной из сторон по административному делу либо иными лицами, чьи права были затронуты судебным решением либо прокурором, если представитель прокуратуры участвовал в административном деле. Жалоба подается заявителем или его представителем непосредственно в суд кассационной инстанции, а так как по правилам подсудности большая часть административных дел рассматривается районными судами, кассация, как правило, подается в Президиум суда субъекта РФ. Исключением являются ситуации, когда в ходе апелляционного обжалования суд оставляет жалобу без удовлетворения, но при этом приводит иные мотивы в обоснование обжалуемого решения, с которыми заявитель не согласен - с кассационной жалобой он обращается в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда РФ. По своему содержанию кассационная жалоба мало чем отличается от апелляционной, в ней также необходимо указать - наименование судебного органа, свои данные и данные других участников дела и все основные сведения по делу, а также требования и доказательства, на которые, впрочем, следует обратить особое внимание, как на существенное нарушение судами норм процессуального и материального права. К кассационной жалобе помимо доказательных документов обязательно прилагаются заверенные судом копии судебных актов, принятых по делу, которые можно получить в канцелярии суда, вынесшего соответствующий акт. При подаче кассационной жалобы оплачивается государственная пошлина в том же размере, что и при подаче апелляции. В соответствии со ст. 322 КАС РФ в суде кассационной инстанции жалобу рассматривают в срок, не превышающий 1 месяц, если административное дело не было истребовано, не более 2-х месяцев при истребовании дела с момента поступления дела в суд кассационной инстанции. В Верховном Суде РФ жалоба рассматривается в срок не более 2-х месяцев без истребования дела и не более 3-х месяцев при истребовании дела. В случае истребования дела и с учетом его сложности Председателем Верховного Суда РФ или его заместителя сроки рассмотрении кассационной жалобы могут быть продлены, но не более чем на два месяца. По итогам рассмотрения жалобы судебным органом сначала принимается решение - передать ли документ на рассмотрение суда или отказать в передаче. В случае принятия положительного решения жалоба рассматривается на судебном заседании коллегиальным составом суда с обязательным извещением всех лиц, участвующих в деле. Решение принимается большинством голосов судей, о результатах сообщается в день заседания. По результатам рассмотрения жалобы суд кассационной инстанции вправе:

  • оставить обжалуемый судебный акт без изменения, а жалобу без удовлетворения;
  • отменить обжалуемый судебный акт полностью либо в его части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд в ином составе суда;
  • отменить обжалуемый судебный акт полностью или в его части и оставить заявление без рассмотрения или прекратить производство по делу;
  • оставить в силе только один из принятых по делу судебных актов;
  • отменить или изменить обжалуемый судебный акт и принять новый судебный акт по делу, не передавая дело на новое рассмотрения, если была допущена ошибка в применении или толковании норм материального права;
  • оставить жалобу без рассмотрения по существу при наличии оснований, перечисленных в части 1 статьи 321 КАС РФ.

Обжалование по административным делам в порядке надзора

Производство в суде надзорной инстанции по административным делам предусмотрено статьями главы 36 Кодекса административного судопроизводства РФ. Так, при неудовлетворительном итоге апелляционного и кассационного обжалования решения суда, заявитель вправе отменить ранее вынесенное решение в порядке надзора. Надзорная жалоба подается в Президиум Верховного Суда РФ лицами, участвующими в деле и теми, чьи права были нарушены оспариваемым судебным актом. Срок подачи надзорной жалобы - 3 месяца с момента вынесения последнего судебного решения по делу, то есть кассационного определения. Содержание надзорной жалобы также идентично апелляции и кассации, однако, помимо наименования суда, сторон, реквизитов всех имеющихся судебных решений и требований, необходимо указать одно из оснований для отмены этих актов либо все сразу. К таким основаниям относятся: нарушение прав человека и гражданина, закрепленных Конституцией Российской Федерации, международными договорами и нормами; нарушение публичных интересов и прав неопределенного круга лиц; нарушение в единообразии применения и толкования правовых норм и другое. При этом в некоторых случаях следует привести примеры конкретных судебных решений и постановлений высших судебных органов.

Важно! Государственная пошлина при подаче надзорной жалобы по административным делам определяется в соответствии с требованиями Налогового кодекса РФ.

Надзорная жалоба в Верховном Суде РФ рассматривается в срок не выше 2-х месяцев без истребования дела и в срок, не превышающий 3-х месяцев, если необходимо истребовать дело с момента, когда дело поступит в ВС РФ. Сроки рассмотрения жалобы в порядке надзора по административным делам могут быть продлены, но не более чем на 2 месяца, Председателем ВС РФ или его заместителем, в случае истребования дела с учетом его сложности. По итогам рассмотрения жалобы в порядке надзора, суд вправе принять следующее решение:

  • оставить жалобу без рассмотрения, а обжалуемое судебное решение без изменения;
  • отменить обжалуемое судебное решение полностью или в части и направить дело на новое рассмотрение;
  • отменить обжалуемый судебный акт и прекратить производство по делу;
  • изменить один или несколько судебных актов, принятых по делу;
  • оставить жалобу без рассмотрения по существу.

Надзорная инстанция является фактически завершающей стадией в вопросах обжалования судебных решений по административным делам. В дальнейшем судебный акт можно обжаловать только в международных инстанциях или по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.