Домой / «Вторичка / Академическая мобильность: основные понятия. Академическая мобильность

Академическая мобильность: основные понятия. Академическая мобильность

Ключевым фактором международного сотрудничества студентов является развитие академической мобильности, под которой понимается перемещение кого-либо, имеющего отношение к образованию, на определенный (обычно до года) период в другое образовательное учреждение (в своей стране или за рубежом) для обучения, преподавания или проведения исследований. Традиционно выделяют 2 основных вида академической мобильности: внутренняя и международная (обучение и стажировки в зарубежных университетах и организациях). Уровень развития академической мобильности в вузе и в целом в национальной системе высшего образования дает представление о степени интеграции в международное образовательное пространство, об уровне доступности высшего образования и является одним из важнейших показателей качества обучения.

Развитие академической мобильности студентов, преподавателей и административного персонала вузов приобрело важное значение после принятия постулатов Болонского процесса с целью интеграции, в первую очередь, в европейское образовательное пространство. Положение о важности мобильности всегда присутствует в болонских документах. «Великая хартия университетов» гласит: «Как и в далекие первые годы их истории, университеты поощряют мобильность преподавателей и студентов». Эта установка нашла развитие в Совместной декларации четырех министров образования (Сорбонна, 1998 г.): «Открытое европейское пространство высшего образования несет в себе бес численное множество перспектив, несомненно, уважающих наше разнообразие, но требующих, с другой стороны, постоянных усилий по устранению препятствий и созданию условий для обучения и учения, которые усилят мобильность и упрочат сотрудничество». Там же отмечается, что «как на первом уровне высшего образования, так и на втором, студентов следует поощрять, проводить, по меньшей мере, один семестр в университетах за пределами своей страны. В то же самое время все больше преподавателей и исследователей должны работать в европейских странах, помимо своей собственной».

Наконец, Болонская декларация так формулирует задачи в данной области: «Способствовать мобильности за счет преодоления препятствий, эффективному осуществлению свободы передвижения, уделяя особое внимание:

– для студентов – доступу к учебным заведениям и соответствующим услугам;

– для преподавателей, исследователей и административного персонала – признанию и подтверждению периодов, проведенных в европейских странах, в целях научных исследований, преподавания и переподготовки, не нарушая их статуса и законных прав.

Академическая мобильность – это возможность студентам, аспирантам и молодым ученым продолжить образование или приобрести научный опыт за рубежом путем участия в краткосрочной образовательной или научно-исследовательской программе. Академическая мобильность – одно из приоритетных направлений международной деятельности всех зарубежных вузов.

Целью развития программ академической мобильности является повышение качества образования, улучшение взаимопонимания между различными народами и культурами, воспитание нового поколения, подготовленного к жизни и работе в международном информационном сообществе.

Существует несколько определений академической мобильности. Некоторые специалисты в области международного образования под академической мобильностью понимают период обучения студента в стране, гражданином которой он не является. Этот период ограничен во времени; также подразумевается возвращение студента в свою страну по завершении обучения за рубежом. Термин "академическая мобильность" не отражает процесса миграции из одной страны в другую.

Согласно другим источникам, академическая мобильность – неотъемлемая форма существования интеллектуального потенциала, отражающая реализацию внутренней потребности этого потенциала в движении в пространстве социальных, экономических, культурных, политических взаимоотношений и взаимосвязей. Академическая мобильность – это возможность самим формировать свою образовательную траекторию. Иными словами, в рамках образовательных стандартов выбирать предметы, курсы, учебные заведения в соответствии со своими склонностями и устремлениями.

Академическая мобильность – одна из важнейших сторон процесса интеграции российских вузов и науки в международное образовательное пространство. Академическую мобильность в области международного сотрудничества высшей школы нельзя свести к конкретным действиям, технологиям и механизмам, связанным только с системой обмена студентами учебных заведений разных стран. Эксперты отмечают, что в реальности имеет место сложный и многоплановый процесс интеллектуального продвижения, обмена научным и культурным потенциалом, ресурсами, технологиями обучения.

Выезд студентов в другие страны с целью получения образования – не новый феномен, который в некоторых странах имеет свои исторические корни. При этом особое внимание заслуживают геополитические факторы, которые накладывают определенный отпечаток на развитие академической мобильности в той или иной стране.

Академическая мобильность студентов – исключительно важный для личного и профессионального развития процесс, так как каждый его участник сталкивается с необходимостью решения жизненных ситуаций и одновременного анализа их с позиции собственной и "чужой" культуры. Это автоматически и зачастую подсознательно развивает в нем определенные качества: умение выбирать пути взаимодействия с окружающим миром; способность мыслить в сравнительном аспекте; способность к межкультурной коммуникации; способность признавать недостаточность знания, т.е. знание о недостатке знания, которое определяет мотивацию к учебе; способность изменять самовосприятие; способность рассматривать свою страну в кросскультурном аспекте; знание о других культурах, изученных изнутри и др.

Однако в настоящее время миграция академически ориентированной молодежи стала центральным звеном мировой системы высшего образования. Количественные показатели развития академической мобильности студентов очень внушительны. Многие исследователи считают, что этот процесс будет продолжать набирать обороты, даже если годовой прирост студентов постепенно уменьшится. Основной причиной развития академической мобильности студентов является поддержка со стороны различных программ (ERASMUS, COMMETT, LINGUA, TEMPUS и др.). Многие страны подписали двусторонние и многосторонние договоры в этой области.

Кроме более или менее организованной мобильности существует и так называемая "спонтанная" мобильность вне схем и программ. Этот процесс зависит от множества факторов, таких, например, как национальные особенности доступности образования, с одной стороны, и языковые и культурные особенности – с другой.

Основным инструментом развития академической мобильности является признание квалификаций и документов об образовании, эффективность которого невозможна без существования адекватной системы оценивания достижений студентов вузов.

Управление международных проектов и образовательных программ приглашает всех студентов, заинтересованных в расширении своих образовательных возможностей, к участию в наших программах. Мы готовы оказать содействие в выборе вуза-партнера и международной программы для Вашего участия, в языковой подготовке, как по русскому языку для иностранцев, так и по иностранным языкам, а также провести дополнительные лекции по истории стран наших партнеров и о существующих системах образования, провести консультации по вопросам оформления визовых и проездных документов в зарубежные страны. Познакомьтесь со списком действующих для студентов программ и с условиями участия в них.

  • Международные стажировки и образовательные программы
  • Международные стипендии и гранты

      Стипендиальные программы для граждан Российской Федерации от германской службы академических обменов (DAAD)на 2019/2020 учебный год.
      DAAD - организация, объединяющая все немецкие высшие учебные заведения и способствующая развитию академических отношений за рубежом, прежде всего посредством обмена студентами и учеными. DAAD оказывает поддержку высшим учебным заведениям в их международной деятельности посредством информационных программ, маркетинговых программ, консультативной помощи, финансовой помощи студентам и научным сотрудникам. DAAD предлагает: Летние вузовские курсы немецкого языка в Германии, ознакомительные поездки студенческих групп в Германию, стипендии для экономистов для обучения в магистратуре, тстипендии для последипломного обучения выпускников творческих специальностей и архитекторов, стипендии на учебную практику в немецких вузах и другие программы.
      Подробная информация и условия участия представлены на сайтах: http://www.daad.ru/ и http://www.daad.spb.ru/

      Гранты посольства Франции в России. Студенты и аспиранты российских вузов могут рассчитывать на финансовую поддержку обучения во Франции со стороны французского правительства.
      Подробная информация о программах и условиях получения стипендий для обучения во французских вузах на сайте: http://www.bgfrussie.ru/ru/Home.aspx

  • Программы академической мобильности в СПбГУПТД для иностранных студентов

      Программа двойного диплома

      Международная основная образовательная программа, разрабатывается совместно с вузом-партнером по выбранному направлению подготовки, реализуется по специально созданному учебному плану, согласованному с обоими вузами-партнерами, унифицированному таким образом, чтобы обеспечить оптимальную нагрузку на студентов, предусмотреть встроенную мобильность в вузе-партнере и создать условия для выполнения студентом общей выпускной квалификационной работы.

      По результатам освоения программы вручаются два диплома: от СПбГУПТД диплом государственного образца и соответствующий диплом от вуза-партнера.

      Запись на программу осуществляется по предварительной договоренности с вузом-партнером.

      Встроенное обучение

      Краткосрочная международная образовательная программа встроенного обучения по основным образовательным программам СПбГУПТД. Вузом-партнером или студентом лично осуществляется выбор дисциплин из числа преподаваемых в СПбГУПТД в текущем семестре. Для студена составляется его индивидуальный учебный план и студент присоединяется к уже сформированным учебным группам и проходит обучение, посещая все предусмотренные виды занятий и выполняя все установленные для выбранной дисциплины требования. Обучение ведется на русском языке. Для иностранных студентов также предлагается интенсивный курс изучения русского языка, включаемый в общий объем программы. Рекомендуемый объем программы – 30 кредитов ECTS.

      По результатам обучения выдается сертификат. Количество одновременно обучающихся по одному направлению подготовки от одного вуза-партнера не должно превышать 5 человек.

      Ориентировочный период обучения: сентябрь - декабрь или февраль- июнь. Прием заявок на осенний семестр – до 01 июня текущего календарного года, на весенний семестр - до 01 декабря текущего учебного года.

      Международный семестр на английском языке

      Краткосрочная международная образовательная программа, реализуется полностью на английском языке по дисциплинам, подобранным с учетом пожеланий студентов вузов-партнеров. Обучение осуществляется в интернациональных группах по единому учебному плану. Система обучения – блочная. Для иностранных студентов в программу включается интенсивный курс русского языка. Программа завершается защитой курсового проекта, выполненного за период обучения в СПбГУПТД. Общий объем программы – 30 кредитов ECTS.

      По результатам обучения выдается сертификат. Прием заявок на осенний семестр – до 01 июня текущего календарного года, на весенний семестр - до 01 декабря текущего учебного года.

      Краткосрочная стажировка («Сезонная школа»)

      Краткосрочная международная образовательная программа, продолжительностью 2-3 недели, составляется специально для вуза-партнера с учетом его пожеланий и требований по направлению, структуре, объему программы и языку преподавания. Для каждой отдельной программы составляется отдельный учебный план. Объем программы может варьироваться от 2 до 15 кредитов ECTS. В программу могут быть включены лекционные и практические занятия, а также мероприятия, связанные с посещением и изучением работы предприятий и организаций по выбранному направлению подготовки. Количество обучающихся в группе - не менее 5 и не более 25 человек.

      По результатам обучения выдается сертификат. Прием заявок, т.е. согласование программы, сроков проведения и списка слушателей осуществляется не позднее 6 недель до начала занятий.

      Аспирантура в СПбГУПТД

      Международная программа послевузовского образования предполагает зачисление иностранного студента на обучение в аспирантуру СПбГУПТД. Для зачисления претенденту на обучение необходимо пройти собеседование на профилирующей кафедре СПбГУПТД и получить письменное заключение кафедры о возможности обучения, а также сдать конкурсные вступительные экзамены по специальной дисциплине, философии и русскому языку. Общий срок обучения не должен превышать трех лет для очной формы обучения и четырех лет для заочной.

      Прием заявлений и документов в аспирантуру от иностранных граждан проводится с 01 по 10 сентября текущего года. Вступительные экзамены проходят с 15 по 25 сентября.

      Организация и совместное участие в научно-исследовательских работах, в творческих проектах, в международных конкурсах, конференциях и семинарах

      Студенты и преподаватели вузов-партнеров могут проводить совместные или параллельные научные исследования, обмениваться получаемыми результатами, осуществлять подготовку совместных публикаций по результатам проведенных исследований, а также регистрацию совместных изобретений. Условия проведения таких исследований регламентируются на основании дополнительного соглашения, подписываемого между вузами-партнерами или непосредственно с иностранным участником программы.

      Студенты и преподаватели вузов-партнеров могут договориться об организации и проведении совместного международного творческого проекта (конкурс, выставка, олимпиада). На основании дополнительных соглашений могут быть оговорены условия проведения таких мероприятий и проектов. Мероприятия могут проходить одновременно в вузах-партнерах или поочередно в каждом из них. Прием заявок, т.е. согласование программы, сроков проведения и списка слушателей осуществляется не позднее 6 недель до начала творческого проекта.

      Обязательные условия участия

      Все предложенные программы рассчитаны на студентов вузов-партнеров СПбГУПТД, имеющих соответствующие соглашения о сотрудничестве, и могут быть реализованы на условиях студенческого обмена.

      Для студентов сторонних вузов условия участия в программах только договорные.

      Студентам, зачисляемым в СПбГУПТД в качестве слушателей по указанным международным программам, предоставляется возможность проживания в .

      Питание всех участников программ может быть обеспечено в , расположенных непосредственно в зданиях университета и его общежитий, а также в многочисленных пунктах общественного питания города.

      Все студенты, прибывающие в СПбГУПТД для участия в программах международной академической мобильности, должны иметь действующую на территории Российской Федерации медицинскую страховку на весь период обучения и соблюдать правила пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации.

      Оплата проживания и питания осуществляется лично участниками программ международной академической мобильности, если иное не оговаривается дополнительными соглашениями с вузами-партнерами.

      Дополнительная информация о программах и прием заявок в .

Интеграция сфер общества, происходящая вследствие глобализации, повлекла за собой не только мировое разделение труда, миграцию рабочей силы, слияние культур разных стран, но и прямо коснулась системы высшего профессионального образования. В 1999 году была подписана Болонская декларация, которая положила начало процессу сближения систем высшего образования европейских стран. Цель Болонского процесса - создание единого европейского пространства высшего образования. Достижение этой цели осуществляется в том числе через мобильность студентов, преподавателей, научных сотрудников.

Официально принятого определения понятия академическая мобильность в российском законодательстве не существует. В федеральном законе от 29.12.2012 №273-фз «Об образовании в Российской Федерации» нет четко определенного понятия академическая мобильность, но при этом одним из принципов государственной политики в сфере образования является «создание благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе». В главе 14 «Международное сотрудничество в сфере образования» определено, что «Российская Федерация содействует развитию сотрудничества российских и иностранных образовательных организаций, международной академической мобильности обучающихся, педагогических, научных и иных работников системы образования, привлечению иностранных граждан к обучению в российских организациях, осуществляющих образовательную деятельность, обеспечению взаимного призвания образование и (или) квалификации, участвует в соответствии с международными договорами Российской Федерации в деятельности различных международных организаций в сфере образования». Об образовании в Российской Федерации: федер.закон Рос. Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 21 декабря 2012 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 26 декабря 2012 г. Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».

Определение понятия академическая мобильность дается в «Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года»: «Академическая мобильность - это международные перемещения ученых и преподавателей в целях осуществления научной и преподавательской деятельности, обмена опытом, представления результатов исследования, а также в других профессиональных целях». «Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года»: утв. Президентом РФ. Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс». Можно выявить противоречие: данное определение не затрагивает студентов, но в этой же Концепции в основных направлениях государственной миграционной политики Российской Федерации акцент на них уже делается - увеличение иностранных студентов в образовательных учреждениях, совершенствование условий для обучения в российских образовательных учреждениях российский и иностранных студентов. На наш взгляд, странно, что государство нацелено на международное сотрудничество с образовательными учреждениями, но при этом в российском законодательстве должного внимания академической мобильности не уделяется.

В качестве рабочего определения понятия академическая мобильность в данном исследовании примем определение, данное в Рекомендации Комитета Министров Совета Европы государствам-членам по академической мобильности, потому что, на наш взгляд, оно наиболее полно отражает суть академической мобильности. Комитет Министров Совета Европы определяет академическую мобильность следующим образом: «Термин “академическая мобильность” подразумевает период обучения, преподавания и/или исследования в стране другой, чем страна местожительства учащегося или сотрудника академического персонала (родная страна). Этот период должен иметь ограниченную продолжительность, при этом предусмотрено, что учащийся или сотрудник возвращается в его или ее родную страну после завершения обозначенного периода. Термин не предназначен для обозначения миграции из одной страны в другую». Рекомендация Комитета Министров Совета Европы государствам-членам по академической мобильности (Страсбург, 2 марта 1995 года № R (95) 8) // Национальный информационный центр по вопросам признания образования и (или) квалификации, ученых степеней и званий, полученный в другом государстве.

В глоссарии терминов Болонского процесса отмечается, что «мобильность студентов предполагает возможность частичного обучения в европейских вузах-партнеров с последующим признанием как времени обучения в зарубежном вузе, так и полученных там зачетных единиц». Если говорить о преподавателях, ученых, административно-управленческом персонале, то для них мобильность - это «возможность проведения научных исследования и осуществления преподавательской деятельности, а также стажировки и обмен профессиональным опытом в разных странах-участницах Болонского процесса». Глоссарий терминов Болонского процесса (разработан Национальным офисом программы Tempus в России).

Академическая мобильность является неотъемлемой формой существования интеллектуального потенциала и возможностью самим студентам формировать свою образовательную траекторию, самим в соответствии со своими склонностями и устремлениями выбирать предметы, курсы, учебные заведения. Бринёв Н.С. Академическая мобильность студентов как фактор развития процесса интернационализации образования / Н.С. Бринёв, Чуянов Р.А. // Демократизация и перспективы развития международного сотрудничества. Сборник материалов международной научно-практической конференции 21-22 марта 2003 г. Омск

Исходя из разнообразия признаков и характеристик академической мобильности, выделяют различные подходы к ее классификации.

Академическую мобильность выделяют прямую и обратную. При прямой мобильности студенты, преподаватели, сотрудники перемещаются из своей страны за рубеж. Соответственно, при обратной мобильности иностранные граждане перемещаются с образовательными и исследовательскими целями в свою страну. Методические рекомендации по развитию академической мобильности студентов и преподавателей в ВУЗе / О.О. Мартыненко // Болонский процесс в России Также выделяют вертикальную и горизонтальную академическую мобильность. При вертикальной мобильности студент проходит полное обучение на степень (бакалавр, магистр) в иностранном ВУЗе, при горизонтальной обучение происходит в течение определенного периода времени (семестр или учебный год) с последующим возвращением студента в основной родной ВУЗ.

В соответствии с критерием времени пребывания на месте выделяют краткосрочную и долгосрочную академическую мобильность. При долгосрочной мобильности человек проходит обучение в другом ВУЗе более 1 месяца, а при краткосрочной - до 1 месяца.

По географическому признаку выделяют внутриуниверситетскую, российскую, международную и дистанционную академическую мобильность. Выделяют две формы внутриуниверситетской мобильности.

В одном случае студент филиала ВУЗа может получать образовательные услуги в центральном ВУЗе, а в другом варианте студент имеет право изучать отдельные дисциплины или части дисциплин вне основного факультета. Российская академическая мобильность подразумевает обучение студента в другом российском ВУЗе. При международной мобильности образовательные услуги студент получает в зарубежном ВУЗе с выездом к месту обучения и обучением по очной форме обучения, когда при дистанционной мобильности, в том числе международной, студент получает образовательные услуги on-line через Интернет. Академическая мобильность // Справочник учебного процесса НИУ ВШЭ

Вышка славится и гордится интернациональным характером обучения студентов и своей межкультурной средой. В корпусах часто можно видеть лица студентов из разных стран, почти каждый день происходит событие, проводится лекция, связанная с международным визитом, конференцией. Все это делается потому, что наука и высшее образование – интернациональны и открыты по своей природе, и для здорового и конкурентного развития необходим международный академический обмен.

Чтобы Вы были в курсе, если Вы уже интересуетесь, как поучаствовать в этом процессе, предлагаем Вам следующий гид .

- Что такое международная академическая мобильность студентов?

Это очное обучение студента вне основного факультета в зарубежном вузе с выездом к месту обучения, а также участие в непродолжительных семинарах, летних/зимних школах, оценка участия в которых выражена в кредитах и представлена в сертификате. В рамках международной академической мобильности студентам, отправляющимся на учебу за рубеж, могут быть зачтены без пересдачи результаты их обучения в зарубежных вузах. То есть, грамотно подобрав курсы в зарубежном университете, успешно сдав по ним экзамены, не придется после поездки сдавать кучу долгов в МИЭМ.

Участие студентов НИУ ВШЭ в программах академической мобильности регулируется (ОБЯЗАТЕЛЬНО К ПРОЧТЕНИЮ, если Вы собираетесь участвовать в программе).

Программы долгосрочной академической мобильности , организованные централизованно Вышкой в рамках межвузовских соглашений, можно найти на сайте . Следите за новостями, 2 раза в год объявляется период подачи заявлений для участия в данных программах.

Со списком документов, необходимых для подачи заявки, вы можете ознакомиться на .

Также можно самостоятельно организовать краткосрочное обучение за рубежом, например, подав заявку на участие в летней тематической школе зарубежного университета:

В Вышке есть такая же летняя школа для иностранцев: .

Это поможет подготовиться к более серьезным академическим программам, даст незабываемый опыт межкультурного общения с единомышленниками, и просто опыт делового (не туристического) пребывания за рубежом.

Составлять заявку на участие в такой школе и отправлять ее в принимающий вуз Вам нужно будет самостоятельно, а оформить внутренние документы НИУ ВШЭ по приезде Вам поможет .

Нужно отметить, что самыми "удобными" периодами для академической мобильности являются 2 курс (когда Вы уже адаптировались к учебному процессу) и 3 курс (когда еще достаточно времени до диплома) бакалавриата. В магистратуре мы советуем рассматривать 2-е полугодие 1-го курса и 1-ое полугодие 2-го курса (менее желательно, есть риск не вовремя выйти на ГИА).

Какие документы Вам нужно иметь наготове уже с первого курса университета, чтобы в случае объявленного конкурса/старта приема заявок/предложенного участия в конкурсе на международный грант быстро и легко собрать весь пакет?

1. Сертификат, подтверждающий Ваш уровень знания иностранного языка. Да, чаще всего требуется именно международный сертификат (английский: IELTS, TOEFL, Кембриджский сертификат и т.п.). Для получения такого сертификата нужно сдать экзамен в специальном сертифицированном центре, срок действия сертификатов различен.

А Вы знаете, что в Вышке существует по приему Кембриджских международных экзаменов по английскому языку KET, PET, FCE, CAE, CPE, BEC, TKT и ILEC???

2. CV, или Curriculum Vitae, или резюме. Этот документ на английском и русском языке просто необходимо составить один раз и дополнять и модифицировать его по ходу времени. Это сэкономит Вам кучу нервов и сил.

3. Список публикаций на английском и русском языке тоже стоит завести при получении первой же публикации и не забывать его пополнять. Сюда же можно добавлять данные о полученных наградах, сертификатах, призах, причем, не только учебных и научных. Достижения в спорте и общественной деятельности во многих грантах, стипендиях и программах играют далеко не последнюю роль.

4. Краткое описание на английском и русском языках своих учебных, исследовательских и профессиональных проектов. Если нет ничего серьезного, сюда стоит отнести описание курсовых работ, которые Вы выполняли, а также профессиональные навыки, приобретенные во время практики или подработки. Подумайте, что из этого могло бы представить Вас как специалиста, в выгодном свете.

5. Вам нужно уметь заказать транскрипт с оценками на английском языке. Это можно сделать на (заказать справку).

6. И вообще, знаете ли Вы, где посмотреть список всех учебных дисциплин, которые были пройдены и которые еще только предстоят Вам в течение всего периода обучения? Вам нужен рабочий (на 1 год) или базовый (на весь период) учебный план. Они есть на сайте Вашей образовательной программы в разделе "Документы" на правой панели.

- Что еще нужно иметь в виду?

Академическая мобильность не всегда подразумевает выезд за рубеж, есть и так называемая интернационализация «at home»: Вы можете получить огромный опыт, общаясь с , преподавателями, участвуя в семинарах и конференциях с международными участниками. Можно стать (взять под свою опеку иностранного студента) или посещать языковой клуб:

Главное – быть активным. Ведь именно так завязываются настолько необходимые в глобальном мире деловые, научные и просто дружеские контакты.

Опыт предыдущих участников программ академической мобильности. Тут Вы почерпнете информацию из первых уст. Кроме того, с ребятами, уже знающими процесс не понаслышке, можно встретиться и пообщаться вживую.

Вот отчеты о поездках наших студентов:

  • Отзыв об обучении в Университете Неймегена имени святого Радбода Утрехтского, Нидерланды, студентки 2 курса магистратуры Лилии Зигануровой
  • Отзыв об обучении в Сеульском Национальном университете науки и технологий, Корея, студентки 3 курса Марии Гуськовой
  • Отзыв об обучении в Болонском Университете, Италия, студентки 2 курса магистратуры Елены Щепловой

Для студентов, желающих участвовать в программе Work & Travel. Эта программа не считается программой международной академической мобильности. Однако Вы имеете право подать заявление в учебный офис на имя ректора с просьбой перенести сроки летней сессии на более ранний срок. Вам необходимо будет предоставить также договор об участии в программе и документ с конкретными сроками поездки (например, Job Offer).

И теперь важная информация для молодых людей, обучающихся на военной кафедре. Как Вам сообщалось на первом же собрании при поступлении, это обучение представляет собой непрерывный процесс, во время которого, к сожалению, невозможно участие в длительной программе академической мобильности. Возможно участие в программах летом, во время каникул, во время прохождения практик. Если же Вы все же решили участвовать в длительной программе АМ, то придется завершить курс обучения на военной кафедре.

Студенческие годы - это пора, когда больше всего хочется путешествовать и открывать для себя далекие неизведанные страны, а не корпеть над пыльными учебниками. С другой стороны, если не учиться - в будущем будет сложно найти интересную и высокооплачиваемую работу. Поэтому для студентов, желающих повидать заморские страны, уже много лет существует программа академической мобильности. Что это такое? Давайте узнаем!

Что такое академическая мобильность (АМ)?

Под этим словосочетание подразумевается временное перемещение студентов (или преподавателей) вузов в другие учебные или научные учреждения. При этом такой «временный переезд» может осуществляться не только в пределах страны, но и за рубеж. Рассматриваемое понятие иногда называют студенческим обменом.

В рамках который охватил сегодня уже большую часть стран Европы, студенты почти всех государств, ранее входивших в состав СССР, могут стать участниками различных программ академической мобильности. Стоит отметить, что они дают возможность поучиться не только в но и на других континентах.

Помимо студентов и преподавателей участвовать в подобных программах могут и представители административно-управленческого состава вузов. Однако предпочтение, как правило, отдается первым двум категориям.

Стоит помнить, что академическая мобильность студентов не имеет ничего общего с эмиграцией. После окончания оговоренного периода обучения или преподавания участник программы благополучно вернется в свой вуз. Однако особо перспективным личностям могут предложить остаться и продолжить учебу или преподавание. Как правило, это делается в рамках других образовательных проектов.

Ее цели

Одной из главных задач АМ является формирование Европейского пространства высшего образования. То есть сделать так, чтобы студент или преподаватель из любого европейского вуза имел возможность свободно трудоустроиться по специальности не только у себя на родине, но и за ее пределами.

Обмен опытом и знаниями - еще одна важная цель. Международная академическая мобильность позволяет представителям интеллектуальной элиты разных стран делиться теоретической и практической информацией о своих достижениями. А также проводятся совместные исследования, которые в перспективе могут принести человечеству большее благо.

Не меньшее значение имеет и Помимо знаний, участники программ академической мобильности имеют возможность познакомиться с условиями жизни в других странах, изучить их культуру, язык. Таким образом, выбирая работу после получения диплома, выпускник уже будет знать, что его ожидает, если он решит уехать работать в другую страну.

Формы академической мобильности

Еще каких-то двадцать-тридцать лет назад АМ могла существовать только в реальной форме. То есть чтобы получить знания, участник программы должен был ехать в другое учебное заведение. Однако благодаря достижениям прогресса академическая мобильность сегодня имеет несколько форм:

  • Дистанционная АМ. Участник программы получает новые знания, не выходя из дома. С помощью компьютера он может присутствовать на онлайн-лекциях и даже участвовать в семинарах.
  • Стационарная академическая мобильность. Чтобы получить знания, студент отправляется на учебу в другой вуз.

В зависимости от пространства реализации программы АМ, стационарная форма делиться на региональную, межрегиональную, международную и межконтинентальную.

Кстати, независимо от формы АМ, ее участнику все равно необходимо подтвердить свои знания, сдав соответствующие тесты.

Виды

Академическая мобильность делится на несколько видов по разным критериям:

  • По субъектам: преподавательская и студенческая.
  • По объектам: академическая, исследовательская, обмен опытом, повышение квалификации.

Также в Болонском процессе выделяется еще горизонтальная (обучение на протяжении короткого срока: несколько месяцев, семестр, год) и вертикальная АМ (полное обучение студента для получения научной степени).

Долгосрочная и краткосрочная АМ

В зависимости от периода пребывания в другом вузе выделяется два вида академической мобильности.

Долгосрочная АМ длится более трех месяцев. Это может быть целый семестр или даже курс. При таком обмене всегда учитывается программа родного вуза, из которого прибыл студент, дабы при возвращении он не отстал от нее и смог благополучно влиться в учебный процесс.

Стоит отметить, что отдельные иностранные готовы принимать у себя талантливых студентов и на более длительный срок. При этом во многих вузах-отправителях устав не позволяет ученикам участвовать в программах по обмену дольше определенного срока (семестр или год).

Краткосрочная АМ длится три месяца или меньше. При таком небольшом сроке о полноценном обучении речи быть не может. Вместо него участники программы посещают различные семинары, практикумы, симпозиумы и подобные проекты. По результатам участия студентов им выдают соответствующие сертификаты.

Источник финансирования

Говоря об академической мобильности, многие сразу же задумываются о том, кто же будет оплачивать переезд, проживание, питание и непосредственно само обучение участников таких программ. Ведь они не относятся к благотворительным проектам.

Все студенты, желающие поучиться некоторое время в других вузах в рамках АМ, делятся на две категории:

  • Фримуверы (Free movers). Так называют тех, кто готов сам оплачивать все издержки, связанные с временным обучением в иностранных учебных заведениях. Также к этой категории относятся те, кто подавал заявку на бесплатное участие в программе академической мобильности, но не получил стипендии, однако ему было предложено принять участие за свой счет.
  • Программные студенты. Это участники обмена, которые отправлены в другой вуз кафедрой, факультетом или образовательным учреждением. В связи с этим оплату издержек берет на себя либо отправитель, либо принимающая сторона.

Иногда выделяется третья категория участников программ АМ. Речь идет о тех студентах, которые участвуют в них за счет третьей стороны. Обычно ею является компания, в которой будущий выпускник обязуется отработать несколько лет после получения диплома. Об этом заранее составляется соответствующий контракт, в котором также указываются сроки, количество средств и неустойки.

Требования к участникам

Чтобы получить возможность проучиться некоторое время в заграничном вузе, студент должен соответствовать определенным критериям:

  • Иметь хорошие отметки и быть активным участником вне занятий.
  • Желательно обладать какими-либо достижениями в выбранной специальности. Например, иметь публикации в серьезных научных периодических изданиях, быть лауреатом каких-то университетских конкурсов.
  • Свободно говорить на английском или на языке принимающей страны. В идеале и то, и другое. Кстати, в некоторых программах академической мобильности в принимающем вузе студента сначала обучают на английском, а позже - на языке страны.
  • Индивидуальные требования. В зависимости от программы проводящие ее учебные заведения могут выдвинуть собственные требования к участникам. Это может быть, к примеру, авторское право на результаты интеллектуального труда студента.

Требования к университетам-участникам программы АМ

Вузы, участвующие в программах академической мобильности, также должны соответствовать определенным критериям:

  • Академический уровень должен быть высоким, чтобы студенты из других стран хотели здесь учиться, а отправляющие их вузы были готовы платить за такое обучение.
  • У принимающей стороны должна быть тщательно продуманная и организованная программа для прибивших студентов. Иными словами такое учреждение обязано обеспечить гостей не только жильем и питанием, но и организовать для них приемлемые условия обучения и возможность проведения практических занятий.
  • Так как студенческий обмен - это еще и знакомство с культурой новой страны, то принимающая сторона обязана предоставить возможность гостям сделать это. Чаще всего это проведение различных экскурсий по городу проживания или туров по стране.
  • Как и в случае со студентами-участниками, принимающие университеты могут предоставлять индивидуальные услуги своим гостям или брать на себя большую ответственность. Все это оговаривается заранее.
  • Если участниками программы АМ являются преподаватели, то принимающая сторона должна сразу оговорить условия оплаты их труда, а также то, кому будет принадлежать авторство результатов их работы.

Наиболее известные международные программы академической мобильности

Для развитых стран АМ дает возможность находить будущих талантливых ученых в менее обеспеченных государствах. Поэтому в большинстве стран Европейского союза, США, Канаде и т. п. существуют собственные программы «по обмену премудростями».

В Швеции это Visby, в Финляндии - FIRST, в Германии - Deutscher Akademischer Austauschdienst, в Норвегии - Quota program, и другие. Также существует общеевропейская программа TEMPUS.

Стоит отметить, что во многих современных вузах проводится неделя академической мобильности. На ее протяжении студентам рассказывается об особенностях таких проектов. Кроме того, координаторы различных программ АМ могут выступить и доложить об их особенностях.