Домой / «Вторичка / О правовых основах деятельности Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (Кириченко Н.С.). Федеральный закон о войсках национальной гвардии рф Военнослужащие войск национальной гвардии российской федерации

О правовых основах деятельности Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (Кириченко Н.С.). Федеральный закон о войсках национальной гвардии рф Военнослужащие войск национальной гвардии российской федерации

Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 157 "Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации" был образован новый федеральный орган исполнительной власти - Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации (Росгвардия). Этим же Указом внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации преобразованы в войска национальной гвардии Российской Федерации, которые входят в структуру Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации.
Во все нормативные правовые акты, в которых упоминались внутренние войска МВД России, внесены соответствующие изменения в виде замены данных войск Росгвардией либо в виде дополнения наименованием нового ведомства.
Возглавляет новую силовую структуру директор Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации - главнокомандующий войсками национальной гвардии Российской Федерации. Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 158 "О директоре Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации - главнокомандующем войсками национальной гвардии Российской Федерации" на данную должность назначен генерал армии Золотов Виктор Васильевич. Директор Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации пользуется при решении вопросов организации деятельности Федеральной службы, прохождения военной службы в войсках национальной гвардии Российской Федерации и службы в Федеральной службе правами и полномочиями, установленными для руководителей федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба (служба).
Росгвардия является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны, в которой проходят службу лица, имеющие воинские звания, специальные звания (полиции), классные чины, а также имеются работники.
В структуру Росгвардии включены:
- органы управления и подразделения МВД России, осуществляющие федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере оборота оружия и в сфере частной охранной деятельности, а также вневедомственная охрана, в том числе Центр специального назначения вневедомственной охраны Министерства внутренних дел Российской Федерации;
- специальные отряды быстрого реагирования (СОБР) территориальных органов МВД России;
- отряды мобильные особого назначения (ОМОН) территориальных органов МВД России;
- Центр специального назначения сил оперативного реагирования и авиации МВД России и авиационные подразделения МВД России;
- федеральное государственное унитарное предприятие "Охрана" МВД России.
Статья 5 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" (далее - Закон о Росгвардии) определяет состав войск национальной гвардии, в который входят: органы управления; объединения, соединения и воинские части; подразделения (органы), в том числе те, в которых проходят службу лица, имеющие специальные звания полиции; образовательные организации высшего образования и иные организации.
Рассматривая вопрос состава войск национальной гвардии, считаем необходимым затронуть вопрос подсудности рассмотрения судами возможных административных исковых заявлений сотрудников об оспаривании решений (действий) должностных лиц. Вопрос заключается в том, что в территориальных подразделениях Росгвардии по субъектам Российской Федерации проходят службу и военнослужащие, и сотрудники, имеющие специальное звание "полиции" (которых преимущественное количество). Территориальные подразделения подчиняются командующим округами, которые, как известно, являются военнослужащими. Многие сотрудники территориального органа назначаются приказами командующих округами. Какой суд - "гражданский" районный (городской) или военный гарнизонный суд - должен рассматривать административное дело по административному исковому заявлению сотрудника территориального органа Росгвардии, имеющего специальное звание "полиции", например, об оспаривании приказа командующего округом? Либо в какой суд обращаться ему при оспаривании решения начальника территориального органа, который также имеет специальное звание "полиции"? По нашему мнению, было бы нелогично, если бы споры сотрудников и военнослужащих, проходящих службу в Росгвардии, рассматривали разные суды. Мы считаем, что было бы целесообразнее, чтобы все административные иски и военнослужащих, и сотрудников, и государственных гражданских служащих, и даже работников рассматривали бы гарнизонные военные суды. Конечно, у Верховного Суда Российской Федерации по данному вопросу будет свое мнение, о котором мы узнаем, но пока вопрос остается открытым и на его решение, на наш взгляд, остается все меньше и меньше времени.
Согласно ст. 1 Закона о Росгвардии войска национальной гвардии Российской Федерации являются государственной военной организацией, предназначенной для обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина. Данным Законом также закреплены задачи войск национальной гвардии, которые, в сравнении с задачами, ранее возлагавшимися на внутренние войска, стали шире. К ним относятся (ст. 2 Закона о Росгвардии):
1) участие в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности;
2) охрана важных государственных объектов, специальных грузов, сооружений на коммуникациях в соответствии с перечнями, утвержденными Правительством Российской Федерации;
3) участие в борьбе с терроризмом и экстремизмом;
4) участие в обеспечении режимов чрезвычайного положения, военного положения, правового режима контртеррористической операции;
5) участие в территориальной обороне Российской Федерации;
6) оказание содействия пограничным органам федеральной службы безопасности в охране Государственной границы Российской Федерации;
7) федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия и в области частной охранной деятельности, а также за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, за деятельностью подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны;
8) охрана особо важных и режимных объектов, объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии, в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации, охрана имущества физических и юридических лиц по договорам.
Также, в сравнении с предоставляемыми внутренним войскам, значительно расширены полномочия (ст. 8 Закона о Росгвардии) войск национальной гвардии, которые подразделяются на несколько блоков: общие полномочия; специальные; полномочия по обеспечению режимов чрезвычайного положения, военного положения и правового режима контртеррористической операции и полномочия, связанные с участием в контртеррористической операции. На наш взгляд, заслуживает особого внимания само название данной статьи: "Полномочия войск национальной гвардии". В Федеральном законе "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" (далее - Закон о внутренних войсках) аналогичная статья (ст. 24) имела наименование: "Права военнослужащих внутренних войск при несении боевой службы". В чем здесь принципиальное различие? Мы считаем, что новое наименование статьи, которое приведено в Законе о Росгвардии, является более точным и целесообразным, так как при формулировке "права при несении боевой службы" мог возникнуть, например, вопрос: имел ли право военнослужащий внутренних войск в выходной день задержать лицо, совершившее административное правонарушение, ведь военнослужащий не нес боевую службу? В настоящее время такой вопрос возникнуть не может, так как новый Закон не содержит такой "специфической" формулировки, ограничивающей действие полномочий военнослужащего (сотрудника) во времени. Мы считаем, что законодатель и должностные лица, внесшие свой вклад в создание Закона о Росгвардии, грамотно и предусмотрительно отнеслись к данному вопросу.
Полагаем, нет необходимости перечислять все полномочия войск национальной гвардии, отметим лишь некоторые из них, которые, по сравнению с полномочиями (правами) внутренних войск, являются новыми. К ним относятся: полномочия, вытекающие из задач в сфере государственного контроля (надзора) в области оборота оружия и в области частной охранной деятельности, обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, контроля за деятельностью подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны; комплекс полномочий по охране объектов на договорной основе; полномочия на вхождение (проникновение) в жилые и иные помещения. Полномочиями на осуществление оперативно-розыскной деятельности войска национальной гвардии не наделены.
Отдельной статьей (ст. 29 Закона о Росгвардии) закреплено право военнослужащих (сотрудников) войск национальной гвардии на бесплатный проезд. Военнослужащие (сотрудники) войск национальной гвардии, участвующие в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности в служебных целях, обеспечиваются проездными документами на все виды транспорта общего пользования (кроме такси) городского, пригородного и местного сообщения в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Военнослужащие (сотрудники) войск национальной гвардии при осуществлении полномочий по доставлению задержанных лиц пользуются правом проезда и провоза задержанных лиц на всех видах транспорта общего пользования (кроме такси) городского, пригородного и местного сообщения без приобретения проездных документов, а в сельской местности - на попутном транспорте по предъявлении служебного удостоверения. Военнослужащие (сотрудники) войск национальной гвардии, несущие службу на железнодорожных и водных коммуникациях либо в районах, на территориях которых введен режим чрезвычайного или военного положения, в служебных целях при непосредственном обеспечении мероприятий по охране коммуникаций и обеспечении режима чрезвычайного или военного положения имеют право на бесплатный проезд в поездах, на морских или речных судах в пределах территорий охраняемых коммуникаций и территорий указанных районов без приобретения проездных документов при предъявлении служебного удостоверения.
Что касается социальных гарантий военнослужащих, сотрудников, служащих и работников Росгвардии, то они в основной части аналогичны тем, которые ранее предоставлялись во внутренних войсках, и тем, которые предоставляются в других ведомствах. Например, льготы в виде освобождения от уплаты налога на доходы физических лиц у лиц, проходящих службу в Росгвардии, нет (такие вопросы задавались в первые дни создания ведомства).
Подготовка кадров для войск национальной гвардии и их дополнительное профессиональное образование осуществляются в федеральных государственных организациях, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении войск национальной гвардии. Подготовка кадров для войск национальной гвардии в военных образовательных организациях высшего образования Вооруженных Сил Российской Федерации и образовательных организациях высшего образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусматриваемых в федеральном бюджете уполномоченному федеральному органу исполнительной власти на эти цели.
Надзор за исполнением войсками национальной гвардии федеральных конституционных законов и федеральных законов осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры.
Военнослужащие внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации и сотрудники органов внутренних дел, проходившие военную службу (службу) по контракту до 5 апреля 2016 г., а также граждане, принятые на военную службу (службу) после указанной даты до утверждения штатов соответствующих органов управления, объединений, соединений, воинских частей, подразделений (органов), военных образовательных организаций высшего образования и иных организаций войск национальной гвардии, продолжают проходить военную службу (службу) в войсках национальной гвардии в соответствии с условиями ранее заключенных контрактов о прохождении военной службы (службы) без переаттестации и переназначения. Таким военнослужащим (сотрудникам) сохраняются специальные звания, а также ранее присвоенная классная квалификация (квалификационная категория, квалификационный класс, квалификационные звания) на срок, на который она была присвоена.
В заключение можно отметить, что Росгвардия - это молодое силовое ведомство, сосредоточившее в себе мощный боевой потенциал, силу и опыт личного состава, которое способно выполнить все возложенные на него задачи, главным образом защиту нашего государства и граждан!

Библиографический список

1. Кудашкин А.В. Об учредительных документах военных организаций - юридических лиц (научно-практический комментарий к п. 4 ст. 11.1 Федерального закона "Об обороне") // Право в Вооруженных Силах. 2016. N 6.

В настоящее время активно рассматривается роль (вооруженных формирований) силовых войск в обеспечении национальной безопасности страны. Совокупность официальных взглядов на цель государственной стратегии в области обеспечения территориальной целостности, защиты общества и государства в целом, сформированная в Концепцию обеспечения безопасности страны в целом. В соответствии с определенными в ней положения национальной безопасности, ВВ являются инструментом государства по исполнению данной функции и обороны в целом. Так в законе РФ «о обороне» говорится, что к обороне привлекаются и внутренние войска МВД РФ, таким образом можно считать что у ВВ две функции. (48) Являясь основной силой МВД России, ВВ выполняют ведущую роль в вопросах пресечения и ликвидации нейтрализации внутренних беспорядков, с использованием средств вооружения. ВВ МВД России являются гарантом безопасности и целостности государства в целом. Они выполняют задачи по охране и защите общества и его интересов в целом, охраны объектов. Эти силы готовы пресечь все виды конфликтов в любой части России. 49) С изменением социального, политического, национального положения на территории РФ, формируются боевые и силовые задачи ВВ МВД РФ, направленных на укрепление государственной целостности РФ. Если в советский период задачей ВВ было обеспечение сохранности существующего строя в стране, то сегодня войска нацелены на обеспечение безопасности общества и личности в целом, защиту прав и свобод. Сегодня военнослужащие внутренних войск обеспечивают общественный порядок и безопасность,на территории всей Российской Федерации. Активное несение боевой службы способствовало снижению преступности в стране. Десятки тысяч нарушителей правопорядка, преступников задержаны войсковыми нарядами.

Мероприятия, направленные на дальнейшее развитие внутренних войск, основываются на анализе существующих и прогнозируемых угроз безопасности России.

Противоправная деятельность на территории России и ее союзников сепаратистских, националистических и религиозных экстремистских группировок, других структур, поддерживаемых из-за рубежа, прямо направлена на подрыв конституционного строя, разрушение территориальной целостности и дестабилизацию внутриполитической обстановки в стране.

Эти обстоятельства диктуют необходимость иметь в составе военной организации России боеготовые, мобильные, оснащенные современным вооружением, военной и специальной техникой внутренние войска МВД, способные в пределах своей компетенции гарантированно обеспечить внутреннюю безопасность государства, во взаимодействии со всеми силовыми компонентами государства. В этом плане накопили положительный опыт проведения совместных комплексных оперативных мероприятий. И самое активное участие в них принимают группы оперативного управления - ГрОУ.

Основными задачами внутренних войск остаются:

Участие совместно с органами внутренних дел Российской Федерации в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности и режима чрезвычайного положения;

Участие в борьбе с терроризмом и обеспечении правового режима контртеррористической операции;

Охрана важных государственных объектов и специальных грузов;

Участие в территориальной обороне Российской Федерации;

Оказание содействия пограничным органам Федеральной службы безопасности в охране государственной границы.

Выполнение этих задач осуществляется органами управления, соединениями и воинскими частями оперативного назначения, специальными моторизованными соединениями и воинскими частями, соединениями и воинскими частями по охране важных государственных объектов и специальных грузов, авиационными и морскими воинскими частями, военными образовательными учреждениями высшего профессионального образования, воинскими частями (подразделениями), учреждениями и воинскими частями обеспечения.

Для обеспечения правоохранительной направленности служебно-боевой деятельности взят курс на перевооружение. Активно проводятся мероприятия по оснащению войск военной, специальной техникой и современными видами вооружения, в том числе регионального действия.

Сегодня внутренние войска оснащены специальным вооружением и военной техникой на 90 процентов, большая часть которых представлена самыми современными образцами. И эти цифры ежегодно увеличиваются благодаря значительной поддержке со стороны правительства России.

Опыт показал, что при пресечении крупномасштабного диверсионно-террористического акта целесообразно привлечение воинских подразделений, по своей численности, подготовке и оснащению способных выполнять задачи по освобождению заложников с элементами общевойскового боя. В связи с этим в системе МВД России неуклонно возрастает роль частей специального назначения и разведки внутренних войск как наиболее подготовленных формирований для решения задач по борьбе с террористическими проявлениями.

Министерство постоянно совершенствует формы и методы участия в мероприятиях противодействия терроризма.

Требуется сосредоточить усилия и на улучшении всей системы морально-психологического обеспечения внутренних войск, сохранении жизни и здоровья военнослужащих, повышении их социального благополучия.

Важнейший показатель, характеризующий состояние внутренних войск - реализация системы социальных гарантий для военнослужащих и членов их семей. Это целый спектр вопросов, и прежде всего обеспечение жильем военнослужащих.

Основная тяжесть в решении стоящих перед министерством задач ложиться на офицерский корпус внутренних войск. Поэтому главное усилие в кадровом обеспечении служебно-боевой деятельности войск необходимо сосредоточить на продолжении активной работе по комплектованию частей и соединений офицерским составом, дальнейшем совершенствовании его характеристик, выработке у каждого командира профессиональных способностей к действиям в любой оперативной обстановке.

Базовое требование, которое в связи с этим предъявляется к военнослужащим внутренних войск, заключается в строгом соблюдение законности. Деятельность военнослужащего должна быть направленна на неуклонное соблюдение Конституции России, федеральных законов и основанных на них правовых актов.

Войска имеют право применять физическую силу, специальные средства, табельное оружие и штатную боевую технику в случаях и порядке, предусмотренных законом. Военнослужащие всегда должны поступать только в соответствии с требованиями закона, не выходить за его рамки, быть корректными.

Дисциплинированность, четкость, принципиальность, строгое соблюдение законности каждым военнослужащим является важнейшей гарантией выполнения возложенных на войска задач, а также повышается авторитет в глазах народа. В этой связи министерством была утверждена концепция морально-психологического обеспечения служебно-боевой деятельности внутренних войск на период до 2010 года.

Признание заслуг внутренних войск является установление указом президента РФ Дня Внутренних войск МВД России, который отмечается 27 марта.

Основными направлениями строительства и развития внутренних войск является: поддержание боевого потенциала войск на уровне, обеспечивающем их способность адекватно и эффективно противостоять внутренним угрозам, во взаимодействии с органами и подразделениями МВД. Вооруженными силами выполнять задачи по локализации и пресечение возможных внутренних вооруженных конфликтов; создание в регионах страны группировок внутренних войск, гарантирующих выполнение стоящих перед МВД задач по обеспечению национальной безопасности России; оптимизация структуры, состава и численности внутренних войск с учетом развития военно-политической, социально-экономической обстановки и объема служебно-боевых задач, выполняемых совместно с органами внутренних дел. Вооруженными силами, другими войсками и органами; поддержание оперативных резервов министра внутренних дел и главнокомандующего внутренними войсками МВД России в готовности к переправке в любой регион при осложнении обстановки, развертыванию сил и средств, созданию системы управления в районах применения в короткие сроки, совершенствование служебно-боевой деятельности, соединений и воинских частей внутренних войск важных государственных объектов и специальных грузов, и их состава: совершенствование системы управления войсками, повышение ее эффективности; последовательный рост технической оснащенности внутренних войск; совершенствование и оптимизация систем технического и тылового обеспечения; развитие системы морально-психологического обеспечения личного состава; совершенствование системы профессионального образования и подготовки личного состава, совершенствование оперативной и боевой подготовки; научное обеспечение строительства, развития, подготовки и применения войск; социальная защита военнослужащих, гражданского персонала, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей; участие внутренних войск в реализации приоритетных национальных проектов: реализация Концепций правового обеспечения внутренних войск на период до 2015 года; проведение рациональной и сбалансированной финансовой бюджетной политики.

Основные усилия войск по обеспечению внутренней безопасности государства на долгосрочную перспективу будет сосредоточена на:

Выполнение служебно-боевых задач в Северо-Кавказском регионе;

Участие в охране общественного порядка и обеспечение общественной безопасности в период подготовки и крупных политических и спортивных мероприятиях.

В результате достижения целей, решение задач и реализации направление строительства и развития внутренних войск они должны быть способны:

Созданными в пределах федеральных округов группировками войск во взаимодействии с правоохранительными органами, группировками Вооруженных сил, другими войсками, воинскими формированиями и органами, дислоцирующимся в пределах федеральных округов высоким качеством возложенные на них задачи:

Обеспечение надежность охраны военных государственных объектов:

Составом специальных моторизованных воинских частей внутренних войск во взаимодействии с органами внутренних дел обеспечит в городах и населенных пунктах снижение уличной преступности.

За период своего существования внутренние войска неоднократно подвергались различного рода преобразованиям. При этом войска всегда оставались востребованными, их состав и структура обеспечивали выполнение всех возложенных на них служебно-боевых задач. Оставалась неизменённой их основная цель- обеспечение безопасности государства ом внутренних угроз.

Глава 1. Общие положения
Статья 1. Войска национальной гвардии Российской Федерации и их предназначение
Статья 2. Задачи войск национальной гвардии
Статья 3. Правовая основа деятельности войск национальной гвардии
Статья 4. Принципы деятельности войск национальной гвардии
Статья 5. Общий состав войск национальной гвардии
Статья 6. Руководство и управление войсками национальной гвардии
Статья 7. Дислокация войск национальной гвардии
Глава 2. Полномочия войск национальной гвардии
Статья 8. Полномочия войск национальной гвардии
Статья 9. Общие полномочия войск национальной гвардии
Статья 10. Задержание
Статья 11. Вскрытие транспортного средства
Статья 12. Вхождение (проникновение) в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории (акватории)
Статья 13. Оцепление (блокирование) участков местности (акваторий), жилых и иных помещений, строений и других объектов
Статья 14. Формирование и ведение банков данных о гражданах
Статья 15. Полномочия войск национальной гвардии по обеспечению режимов чрезвычайного положения, военного положения, правового режима контртеррористической операции, а также полномочия, связанные с участием в контртеррористической операции
Статья 16. Обязанности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований и их должностных лиц, железнодорожных перевозчиков, перевозчиков на внутреннем водном транспорте и воздушном транспорте по содействию войскам национальной гвардии в выполнении возложенных на них задач
Статья 17. Обеспечение полетов воздушных судов войск национальной гвардии
Глава 3. Применение военнослужащими (сотрудниками) войск национальной гвардии физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники
Статья 18. Право на применение физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники и порядок их применения
Статья 19. Применение физической силы
Статья 20. Применение специальных средств
Статья 21. Применение оружия
Статья 22. Применение боевой и специальной техники
Статья 23. Гарантии личной безопасности военнослужащих (сотрудников) войск национальной гвардии и членов их семей
Глава 4. Личный состав войск национальной гвардии
Статья 24. Военная служба, служба в войсках национальной гвардии. Комплектование войск национальной гвардии личным составом
Статья 25. Подготовка кадров для войск национальной гвардии
Глава 5. Гарантии правовой и социальной защиты военнослужащих (сотрудников) войск национальной гвардии
Статья 26. Порядок выполнения военнослужащими (сотрудниками) войск национальной гвардии возложенных на них задач
Статья 27. Предоставление отдельным категориям военнослужащих войск национальной гвардии жилых помещений
Статья 28. Медицинское обеспечение военнослужащих (сотрудников) войск национальной гвардии, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы (службы), членов их семей и лиц, находящихся на иждивении сотрудников (граждан Российской Федерации, уволенных со службы в войсках национальной гвардии)
Статья 29. Право военнослужащих (сотрудников) войск национальной гвардии на бесплатный проезд
Глава 6. Финансовое и материально-техническое обеспечение войск национальной гвардии
Статья 30. Финансовое обеспечение войск национальной гвардии
Статья 31. Материально-техническое обеспечение войск национальной гвардии
Статья 32. Имущество войск национальной гвардии, порядок использования земельных участков
Глава 7. Прокурорский надзор за деятельностью войск национальной гвардии
Статья 33. Прокурорский надзор
Глава 8. Заключительные положения
Статья 34. Заключительные положения
Статья 35. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона Глава 1. Общие положения
Статья 1. Войска национальной гвардии Российской Федерации и их предназначение
Статья 2. Задачи войск национальной гвардии
Статья 3. Правовая основа деятельности войск национальной гвардии
Статья 4. Принципы деятельности войск национальной гвардии
Статья 5. Общий состав войск национальной гвардии
Статья 6. Руководство и управление войсками национальной гвардии
Статья 7. Дислокация войск национальной гвардии
Глава 2. Полномочия войск национальной гвардии
Статья 8. Полномочия войск национальной гвардии
Статья 9. Общие полномочия войск национальной гвардии
Статья 10. Задержание
Статья 11. Вскрытие транспортного средства
Статья 12. Вхождение (проникновение) в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории (акватории)
Статья 13. Оцепление (блокирование) участков местности (акваторий), жилых и иных помещений, строений и других объектов
Статья 14. Формирование и ведение банков данных о гражданах
Статья 15. Полномочия войск национальной гвардии по обеспечению режимов чрезвычайного положения, военного положения, правового режима контртеррористической операции, а также полномочия, связанные с участием в контртеррористической операции
Статья 16. Обязанности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований и их должностных лиц, железнодорожных перевозчиков, перевозчиков на внутреннем водном транспорте и воздушном транспорте по содействию войскам национальной гвардии в выполнении возложенных на них задач
Статья 17. Обеспечение полетов воздушных судов войск национальной гвардии
Глава 3. Применение военнослужащими (сотрудниками) войск национальной гвардии физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники
Статья 18. Право на применение физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники и порядок их применения
Статья 19. Применение физической силы
Статья 20. Применение специальных средств
Статья 21. Применение оружия
Статья 22. Применение боевой и специальной техники
Статья 23. Гарантии личной безопасности военнослужащих (сотрудников) войск национальной гвардии и членов их семей
Глава 4. Личный состав войск национальной гвардии
Статья 24. Военная служба, служба в войсках национальной гвардии. Комплектование войск национальной гвардии личным составом
Статья 25. Подготовка кадров для войск национальной гвардии
Глава 5. Гарантии правовой и социальной защиты военнослужащих (сотрудников) войск национальной гвардии
Статья 26. Порядок выполнения военнослужащими (сотрудниками) войск национальной гвардии возложенных на них задач
Статья 27. Предоставление отдельным категориям военнослужащих войск национальной гвардии жилых помещений
Статья 28. Медицинское обеспечение военнослужащих (сотрудников) войск национальной гвардии, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы (службы), членов их семей и лиц, находящихся на иждивении сотрудников (граждан Российской Федерации, уволенных со службы в войсках национальной гвардии)
Статья 29. Право военнослужащих (сотрудников) войск национальной гвардии на бесплатный проезд
Глава 6. Финансовое и материально-техническое обеспечение войск национальной гвардии
Статья 30. Финансовое обеспечение войск национальной гвардии
Статья 31. Материально-техническое обеспечение войск национальной гвардии
Статья 32. Имущество войск национальной гвардии, порядок использования земельных участков
Глава 7. Прокурорский надзор за деятельностью войск национальной гвардии
Статья 33. Прокурорский надзор
Глава 8. Заключительные положения
Статья 34. Заключительные положения
Статья 35. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

Любое государство представляет собой сложную социально-политическую структуру, которая имеет множество характерных особенностей. При этом главным элементом любой страны является общество. Этот факт говорит о том, что государство объединяет огромные массы людей. Как мы понимаем, общество нужно не только использовать для модернизации страны, но еще и защищать. Ведь без людей, по сути, не станет государств. Этот основополагающий принцип люди понимали во все времена, что повлекло создание военной сферы жизнедеятельности. Её представители всегда пользовались большим почетом в обществе, потому что все понимали важность осуществляемых ими функций. Позднее от военного сектора отделился более узкий, правоохранительный.

На сегодняшний день эти сферы человеческой деятельности достаточно сильно развиты во всех без исключения государствах. К примеру, в Российской Федерации существует масса всевозможных ведомств и структур, которые реализуют функции по обеспечению безопасности государственного и общественного характера. Одной из них являются войска национальной гвардии России. На эту структуру сегодня возлагается большое количество важных задач. Помимо этого, войска являются относительно молодой организацией, о чем пойдет речь далее в статье.

Войска национальной гвардии: понятие

Внутренняя а точнее, её обеспечение является приоритетной задачей большинства силовых структур. В связи с этим войска национальной гвардии России являются военной организацией, основное назначение которых - это поддержание безопасности, а также обеспечение свобод и прав граждан РФ. Следует отметить, что подобные структуры сегодня существуют во многих государствах, а именно: США, Украине, Азербайджане, Грузии, Казахстане, Хорватии и т. п. Долгое время во многих странах СНГ функционировали внутренние войска, которые стали прообразом современных подразделений национальной гвардии.

История организации

Войска национальной гвардии России имеют крайне интересную историю. Территория нашей державы, как мы знаем, во все времена была далеко не маленькой. Поддерживать порядок в стране было крайне сложно. Поэтому уже на ранних этапах развития страны начали появляться органы, которые осуществляли надзор за обществом и его деятельностью. К примеру, в имперский период существовали корпуса внутренней стражи. Подразделения занимались сбором податей и охраной общественного порядка. В 1836 году на основе внутренней стражи были созданы жандармские подразделения.

В период развития Советского Союза функции нацгвардии выполняли боевые отряды ЧК. После Великой Отечественной войны появляются специальные гвардейские соединения, ставшие впоследствии внутренними войсками МВД СССР. Они просуществовали вплоть до распада Советского Союза.

Внутренние войска и их отличие от национальной гвардии

Как уже указывалось ранее, современная военная организация национальной гвардии является относительно молодой. Она сформировалась лишь в 2016 году. До этого на территории РФ действовали внутренние войска, которые были «преемниками» аналогичных советских подразделений. На сегодняшний день многие считают, что национальная гвардия и ВВ - это одинаковые структуры с разными названиями. Данное утверждение является глубоким заблуждением. Суть в том, что внутренние войска - это Министерства внутренних дел РФ. В свою очередь, нацгвардия является военной организацией, которая подчиняется одноименному ведомству, которым является Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации. Спектр задач в данном случае существенно расширяется. Если раньше основой деятельности были цели, поставленные МВД России, то на сегодняшний день организация имеет значительную свободу деятельности. Этот факт наглядно виден, если проанализировать задачи войск национальной гвардии.

Задачи организации

Войска национальной гвардии России реализуют на сегодняшний день достаточно широкий пакет различных функциональных задач. Все они направлены на обеспечение безопасности. Но также существуют некоторые специфические черты. Таким образом, основными задачами войск нацгвардии являются следующие:

Охрана правопорядка и обеспечение безопасности;

Охрана объектов, имеющих государственную важность;

Организация борьбы с экстремизмом и терроризмом на территории России;

Обеспечение военного, чрезвычайного положения в случае их непосредственного введения;

Оборона территории России;

Содействие в работе погран органам ФСБ;

Контроль за соблюдением законности в сфере оборота оружия и осуществления охранной деятельности;

Охрана объектов, на которых действует особый режим.

В соответствии с нормативными документами, которые будут представлены далее, на войска могут возлагаться иные задачи, на основе решений Президента РФ.

Правовая база организации

Любое формирование, деятельность которого осуществляется непосредственно на территории России, должно иметь собственную нормативную основу. В противном случае подобная структура будет попросту нелегальной. Войска национальной гвардии также подчинены закону. Основными нормативными источниками деятельности организации являются следующие:

Конституция Российской Федерации;

Федеральный закон «О войсках национальной гвардии России»;

Подзаконные акты.

Таким образом, специальная нормативная структура обеспечивает легальность деятельности национальной гвардии как формирования вооруженного или же силового.

Структура войск национальной гвардии России

Любая силовая организация является системной. Хорошо организованная позволяет намного эффективнее выполнять весь массив функциональных задач. В целом система нацгвардии Российской Федерации заимствована от некогда существовавших ВВ РФ. При этом формирование является структурным элементом иной, более обширной организации. На сегодняшний день это Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации, о которой уже было упомянуто ранее в статье. Этот орган относится к силам обеспечения безопасности, что приравнивает его к специальным службам.

Стоит отметить, что непосредственное реформирование структуры национальной гвардии России продолжается по сей день. Специальная программа изменений рассчитана до 2018 года. Основной целью является введение в состав войск нацгвардии таких подразделений МВД, как СОБР и ОМОН. Что касается компоновки личного состава, то он будет наполняться людьми с высшим образованием.

ОДОН: значение аббревиатуры

Как и в любой военной организации, в национальной гвардии присутствует специальное, элитное по своей сути подразделение. Отдельная дивизия оперативного назначения является старейшим формированием подобного типа. Численность её личного состава составляет более десяти тысяч человек. Дивизия активно используется в различных специальных и контртеррористических операциях. Следует отметить, что представители подразделения также осуществляют обеспечение общественной безопасности на территории города Москвы и Московской области совместно с полицией.

Положение личного состава в нацгвардии

Представленное в статье военное формирование имеет несколько путей комплектования. На сегодняшний день численность войск национальной гвардии России составляет примерно триста тысяч человек. При этом в организации предусмотрена как государственная гражданская, так и военная служба. Таким образом, для осуществления тех или иных функциональных задач предусмотрены совершенно разные типы сотрудников.

Снаряжение организации

В своей деятельности войска национальной гвардии используют разные технические средства. Если говорить непосредственно об оружии, то оно представлено экземплярами российского и советского производства. В деятельности нацгвардии используются следующие экземпляры:

Пистолеты: ПМ, ПММ, ГШ-18, ПСС;

Пистолеты-пулеметы: ПП-2000, АЕК-919К;

Автоматы: АК74, АКСУ74У;

Снайперские СВД, ВСС, АСВК и т. п.

Как мы видим, оснащение подразделения гвардии отлично подходит для выполнения всех функциональных задач. Помимо того, войска национальной гвардии России, форма одежды которой схожа с ВВ РФ, также имеют в своем ведении специальную технику, а именно бронемашины, автомобили, вертолёты и самолеты.

Следует отметить тот факт, что представленная в статье организация оснащается специальными средствами. К числу подобных можно отнести оружие для борьбы с диверсиями под водой.

Символика войск национальной гвардии России

На сегодняшний день нацгвардия РФ не имеет официальной символики, потому что она находится на стадии разработки. Но учитывая тот факт, что представленная в статье организация является «потомком» внутренних войск, то символика данных структур, скорее всего, будет схожа.

Национальной гвардии России сегодня существует в набросках. Она представляет собой золотого двуглавого орла с короной на голове.

Итак, мы попытались рассмотреть особенности, структуру и техническое оснащение войск национальной гвардии. Будем надеяться, что в данной военной организации закончится процесс реформирования и она станет всецело действующим звеном, которое будет охранять права и свободы граждан Российской Федерации.