Домой / «Вторичка / Установление дипломатических отношений между ссср и эфиопией. Установление дипломатических отношений между ссср и францией

Установление дипломатических отношений между ссср и эфиопией. Установление дипломатических отношений между ссср и францией

Посол СССР в Великобритании И. М. Майский и посланник императорского правительства Абиссинии в Великобритании Белата Айела Габрэ от имени своих правительств обменялись нотами об установлении дипломатических отношений между обеими странами. Ноты предусматривают также обмен посланниками.

Ситуация в Египте

Партия Вафд об англо-египетских отношениях

Обращение было принято на совместной конференции 31 марта – 1 апреля 1940 г. руководства партии Вафд и парламентской фракции вафдистов. В этом обращении нашли свое отражение требования народа Египта, стремящегося к полному освобождению страны от английского колониализма. В условиях угрозы фашистской агрессии не ставился вопрос о немедленном осуществлении всех требований, предъявленных в обращении. Требовалось только принципиальное согласие на удовлетворение первых трех пунктов.

В обмен руководство Вафд обещало содействовать исполнению союзных обязательств Египта согласно договору 1936 г. во время войны. Однако английские круги воспротивились осуществлению новых предложений Вафда. Англия не ответила на обращение, а неофициальным порядком английский посол в Египте указал лидеру Вафда Нахас-паше на несвоевременность такого выступления.

1. Аль-Вафд аль-мысри и вафдистская фракция парламента требуют от имени египетского народа, чтобы союзное британское правительство объявило теперь, что оно, после того как окончится война и будет заключен мир между воюющими странами, выведет с египетских территорий все английские войска... и что их места займут египетские военные силы, с тем чтобы во всех остальных вопросах остался союз между сторонами...

2. При окончательном урегулировании (последствий войны. - Ред.) необходимо, чтобы Египет был участником в нем и чтобы он активно участвовал в мирных переговорах с целью защиты своих интересов и осуществления своих чаяний...

3. После окончания мирных переговоров Англия и Египет должны вступить в переговоры, в которых будут признаны полные права Египта в Судане в интересах всех жителей долины Нила.

4. Что касается чрезвычайного положения, объявленного теперь в Египте на основе требования союзника.., то мы требуем от союзника полного отказа от него и извещения египетского правительства об этом отказе. Известно, что оставление этого положения предоставляет теперешнему правительству возможность использовать его против желания народа...

5. Внутренние дела быстро эволюционируют к кризису общественных и частных финансов, национальное богатство без конца падает. Этому способствуют... военные расходы и гигантские военные потребности. Мы рассматриваем препятствия вывозу хлопка и сбыту других сельскохозяйственных продуктов за границу причиной спада цен на египетский хлопок в лучшем случае до 20 риалов, в то время как он продается на иностранных рынках, например в Швейцарии, по цене не менее 35 риалов за кантар...

Достойно сожаления, что в Египте существуют препятствия для вывоза достаточного количества хлопка в нейтральные страны, так что не разрешен вывоз хлопка в них.., кроме количества, которое было вывезено в прошлом году...

Установление дипломатических отношений между СССР и Египтом

В течение последнего времени заместитель народного комиссара иностранных дел И. М. Майский и премьер-министр и министр иностранных дел Египта Мустафа Нахас-паша от имени своих правительств обменялись сообщениями, в результате которых начиная с 26 августа 1943 года между обеими странами установлены дипломатические отношения.

Достигнутое соглашение предусматривает обмен посланниками в ближайшем будущем.

Ситуация в Сирии и Ливане

Планы Франции в отношении Сирии и Ливана

(Шарль де Голль, «Военные мемуары»)

В связи с подготавливавшимся вступлением войск Англии и Свободной Франции в Сирию и Ливан в начале 1941 г. руководители движения Свободной Франции обратились к виднейшим колониальным деятелям Франции с запросом о будущем Сирин и Ливана. Ниже печатается текст запроса и ответ адмирала Мюзелье.

Докладная записка секретаря Совета обороны империи Рене Кассена генералу Катру, в Каир; вице-адмиралу Мюзелье, в Лондон... 3 марта 1941 года

Генерал де Голль хотел бы знать мнение членов Совета обороны относительно того, какую позицию должна занять Свободная Франция в целях обеспечения безопасности своих коммуникаций, необходимых для ведения военных действий против Германии, в случае если Англия и Турция будут вынуждены оккупировать целиком или частично территорию стран Леванта, находящихся под французским мандатом.

Должны ли мы в подобном случае заявить протест против такого рода действий?

Должны ли мы будем не препятствовать этому, ограничившись письменным заявлением, резервирующим права Франции на эти территории?

Не должны ли мы, скорее всего, от имени Франции присоединиться к выступлению, перед которым, с нашей точки зрения, будут стоять три задачи:

Во-первых, создать в одной из частей Французской империи необходимые условия для возобновления военных действий против общего врага.

В-третьих, помочь нашим союзникам...

Если... англичане решили бы в настоящее время оккупировать эти территории без предварительного согласия Свободной Франции, нужно будет немедленно потребовать, чтобы управление этими территориями осуществлялось Свободной Францией в ожидании, пока победа даст возможность этим странам вновь установить прочные связи с новой Францией, что находится в соответствии с обещаниями англичан в отношении целостности французских владений.

Во всяком случае, уже сейчас желательно выработать план оккупации Сирии в сотрудничестве с англичанами. Эта операция должна автоматически закончиться установлением временного правительства, подчиняющегося главе Свободной Франции и возглавляемого одним из его представителей.

Прежде чем приступить к оккупации, Свободная Франция должна выступить с заявлением о будущем политическом устройстве этих стран. Это заявление должно, с одной стороны, максимально учитывать законные притязания различных народностей Сирии и, с другой - энергично защищать наши права...

В соответствии с торжественным обещанием мандат должен быть упразднен и заменен договором о союзе, который ограничит нашу прямую ответственность за управление страной и предоставит нам право разместить сухопутные, военно-морские и военно-воздушные силы в пунктах, откуда мы сможем осуществлять эффективный контроль над территорией всей страны...

Вся Сирия включается в единый таможенный союз, который обеспечит каждому государству справедливое участие в доходах.

Соглашение о сотрудничестве Великобритании и Свободной Франции

На Среднем Востоке

Предлагается текст англо-французского соглашения, которое оформляло признание Англией «особых» политических прав Франции по отношению к Сирии и Ливану. Однако и Франция вынуждена была признать за Англией некоторые права в области ведомства безопасности, а также верховное командование над французскими частями, расположенными в Сирии и Ливане. Это соглашение послужило основой для вмешательства Англии в дела Сирии и Ливана.

Статья 1. Средний Восток представляет собой единый театр военных действий. Наступательные и оборонительные операции союзников на этом театре военных действий должны быть согласованы.

С другой стороны, принимая во внимание особые обязанности Франции по отношению к территории государств Леванта, Свободная Франция решила в данной обстановке использовать французские вооруженные силы Востока, а также сирийские и ливанские части в первую очередь для обороны территории этих государств.

Статья 2. Любой план военных операций, предусматривающий использование французских вооруженных сил совместно с английскими или непосредственно затрагивающий территории государств Леванта, должен вырабатываться совместно английским и французским командованием.

Принимая во внимание, что в настоящее время английские вооруженные силы на Востоке преобладают над французскими вооруженными силами, разработка военных планов и определение задач французских вооруженных сил в общих операциях на Востоке возлагается на английское командование. Английское командование ставит эти задачи свободным французским войскам по уполномочию генерала де Голля. Подобное же уполномочие предоставляется командиру любого соединения, подчиненному командующему английскими войсками на Востоке, если командующий возложит на этого командира руководство проведением операций на территории государств Леванта или если в операции будут использованы свободные французские вооруженные силы...

Статья 3. Английскими и французскими вооруженными силами, действующими в одной зоне военных действий, командует, как правило, английский и французский офицер, в зависимости от того, каких войск больше в данной зоне...

Статья 4. Каковы бы ни были пропорциональные размеры и задания английских и французских вооруженных сил, территориальная администрация (руководство или контроль военных властей над общественными учреждениями, государственная безопасность, жандармерия, полиция, использование местных ресурсов и т. д.) осуществляется в Сирии и Ливане французскими властями...

На неприятельской территории функции территориальной администрации распределяются между английскими и французскими властями пропорционально количеству английских и французских вооруженных сил на различных участках данной территории.


Из всех западных стран, именно с Францией Россия связана с давними и прочными отношениями. Пожалуй, нет в Европе более длительных политических, экономических, культурных и идейных связей, чем связи между Францией и Россией. Российская империя, затем Советская Россия всегда были заинтересованы в дружественных политических и торговых отношениях с Францией на основе взаимного уважения суверенитета обоих государств. История этих отношений освещалась, как в российской, так и в советской историографии. Однако советская историография отличалась большим своеобразием: история международных отношений зачастую трактовалась предвзято, идеологизировано и не вполне адекватно.

В связи с этим представляется важным подробнее рассмотреть именно советскую историографию отношений между СССР и Францией.

Поворот в советско-французских отношениях в первой половине 20-х годов подробно рассматривается в работах И. И. Минца, А. М. Панкратовой и уже в послевоенный период изучен такими исследователями, как, Ю. В. Борисов, З. С. Белоусова и др.

Авторы "Истории дипломатии" называют внешнюю политику Франции по отношению к СССР "агрессивной", показывая это на примере Генуэзской и Гаагской конференций. Этот термин подходил к определению французской внешней политики в условиях "холодной войны", когда писалась "История дипломатии". С позиций нашего времени, когда рассекречены многие архивы, нам кажется, что все было гораздо сложнее. С одной стороны, Советское правительство отказалось выплачивать долги царской России, с другой, надо учитывать расходы и убытки, нанесенные иностранными интервентами. Что касается французской стороны, то Франция хотела втянуть в первую мировую войну Россию, тем самым вывести своего соперника с мировой арены. После государственного переворота большевиков в 1917 г. Франция стала самым непримиримым врагом СССР.

В начале 1922 г. во Франции обострился "русский вопрос". Даже среди буржуазии выявлялось все больше сторонников изменения русской политики. Причины, в основном, экономического характера. Это побудило Бриана принять участие в обсуждении условий созыва Генуэзской конференции, что и привело к падению его кабинета.

Авторы "Истории Франции" считают, что Р. Пуанкарэ (новый премьер-министр) заявил, что готов признать СССР при условии признания долгов царского и Временного правительства и возвращения национализированной собственности иностранцам с целью сорвать Генуэзскую конференцию. В результате конференция была сорвана, но это не привело к сплочению европейских стран под эгидой Франции, а лишь усугубило ее политическую изоляцию и усилило экономические трудности.

На сближение с СССР Францию толкали многочисленные внешние и внутренние обстоятельства. Во-первых, французско-советское сближение отвечало национальным французским интересам. Во-вторых, внешнеполитические интересы Франции следует понимать, как установление торгово-экономических связей из-за проблем рынков сбыта и сырья. Отсутствие нормальных торговых отношений вынуждало французских предпринимателей налаживать контакты с русскими, не дожидаясь официального акта признания. Под вторым пунктом подразумевается международное положение Франции в начале 20-х годов: ухудшение отношений с Германией, Италией, Англией из-за военной оккупации Рура. Крах рурской авантюры похоронил претензии Франции на господство в Европе и сделал реальной угрозу изоляции страны. Сюда относятся также признания СССР Англией и Италией в начале 1924 г. и улучшение советско-германских отношений.

Наконец, третий фактор - это новая политическая обстановка во Франции после парламентских выборов 1924 г. и приход к власти "Левого блока" во главе с Э. Эррио. В "Истории Франции" упоминается также надежда Э. Эррио на "эволюцию" советской системы. Он, вероятно, проводил аналогию с Францией после революции XVIII в. Э. Эррио думал, что НЭП приведет к развитию частной собственности крестьян на землю. Однако, оказавшись у власти, Э. Эррио не торопился выполнять свои обещания. Поэтому советско-французские отношения никогда не развивались по прямой, всегда были спады и подъемы.

Первые годы сотрудничества являются самыми трудными. Советско-французские отношения это подтверждают.

В числе первых проблем упоминают долговой вопрос, возвращение русского военного флота в Бизерте и кораблей российского общества пароходства и торговли (РОПИТ), расширения прямых торговых связей, прекращение деятельности миссий Чхенкнели и ему подобных. Все эти вопросы рассматривались французским правительством очень долго, а многие из них так и не были решены.

Позиция советского правительства по вопросу о долгах была следующей: СССР готов признать только довоенные долги, должны учитываться потери России от интервенции, блокады и гражданской войны, наконец, решение долговой проблемы связано с предоставлением кредитов, т.е. подобные предположения высказывались советской делегацией в Генуе. Французы, в свою очередь, уклонялись от решения кредитного вопроса и выступали против монополии внешней торговли в СССР.

К лету 1926 г. основные разногласия были разрешены. Доказательством может служить согласие Бриана на переговоры о пакте о ненападении еще 12 июля 1926 г.

Но санкционирование Францией аннексии Бессарабии ухудшило советско-французские отношения, в результате чего в июле 1926 г. были приостановлены переговоры. Основная причина, по мнению историков - приход к власти Пуанкаре и блока "Национальное единение", в состав которого входили крайне правые буржуазные партии.

Переговоры, возобновившиеся в марте 1927 г., многочисленные уступки СССР не дали никаких результатов, несмотря на выгодность советских предложений.

Период 1928-1930 характеризуется многими историками как период ухудшения франко-советских отношений: пакт Бриана-Келлота 1928, Гаагская конференция 1929-1930, план Юнга. На вопрос, почему Франция встала во главе антисоветской компании, историки отвечают: "Парламентские выборы, состоявшиеся в мае 1928 г., укрепили "Национальное единение". Радикалы и социалисты объединились с правыми партиями. Свою экономическую консолидацию крупная буржуазия немедленно использовала для наступления на рабочий класс и ФКП…".

В итоге, как считают исследователи, Франция проиграла и в Локарно, и на Дальнем Востоке, и в проекте "пан-Европа".

Все эти авантюры привели к кризису в отношениях России и Франции. Последняя включилась в экономический бойкот против советских товаров, на что СССР ответил сокращением ввода необходимого для Франции сырья, прекратил закупки во Франции, и все это в условиях мирового экономического кризиса. В результате французское правительство вынуждено было признать несостоятельность антисоветской политики. Итак, советские историки считали, что непрерывный рост политического престижа Советского Союза привел к провалу всех агрессивных планов французской реакции и правящие круги Франции вынуждены были пойти на франко-советское сближение. С позиций нашего времени это слишком прямолинейный вывод. Такая позиция объясняется тем, что советские историки испытывали на себе давление идеологии. На самом деле во Франции были тенденции к сближению с СССР по геополитическим мотивам.

Прежде чем рассказать о подписании пакта о ненападении 1932 г. и договора о взаимопомощи 1935 г., необходимо в общих чертах описать ситуацию накануне, сформулировав ее в 4-х пунктах:

1. Усиление власти нацисткой партии в Германии.

2. Усилилась критика в адрес Э. Эррио.

3. Бессилие Лиги Наций перед японской агрессией.

4. Значительно обесценились союзы Франции с восточно-европейскими странами.

Период 30-х гг. в советско-французских отношениях также рассмотрен в специальных исследованиях Белоусовой З. С. Манфреда А. З., Белоголовского Е. С., Нарочницкого А. Л.

Показывая историю борьбы СССР за создание системы коллективной безопасности в Европе в 30-е годы, авторы определяют значение указанных соглашений для Франции, оказавшейся перед опасностью международной изоляции и германской агрессией. Однако исследователи отмечают серьезное противодействие сближению и союзу с СССР со стороны монополистической буржуазии Франции.

Основной вопрос, на который отвечают историки, - чем основан резкий поворот во внешней политике Франции. Авторы указывают на следующие причины:

1. Затяжной экономический кризис во Франции, результатом которого стала отмена ограничений для советского импорта, и в 1931 г. были начаты переговоры по торговому вопросу.

2. Усиление экономической, политической и военной мощи СССР.

3. Рост милитаризма и реваншизма в Германии.

4. Усиление противоречий между Францией, с одной стороны, и Англией, Италией, США, с другой.

5. Неэффективность системы союзов с малой Атлантой.

6. Причина спешки - приближение президентских выборов, после которых переговоры стали затягиваться.

В подобных обстоятельствах кабинет Эррио предпринял чрезвычайно важный шаг: французско-советский договор о ненападении. Он включал в себя обязательства о невмешательстве во внутренние дела и отказ от поощрения какой-либо агитации, пропаганды или попытки интервенции.

По мнению историков, этот документ мог стать отправной точкой как для смягчения внешних разногласий среди левых партий Франции, так и для выработки конструктивного курса на международной арене, который состоял в борьбе за мир и обеспечение национальных интересов и безопасности перед лицом германской угрозы. Однако, к сожалению, условий для подобного коренного переворота во внешней и внутренней политике Франции еще не созрело.

В целом, все-таки произошел небольшой пересмотр французских политических концепций, переход к политике сотрудничества с СССР.

Как отмечают историки сближение Франции и Советской России снова вышло на первый план. Разумеется, были как сторонники, так и противники наметившейся тенденции. Многие авторы уделяют значительное место роли Л. Барту в сотрудничестве с СССР. Выражая интересы части буржуазии, не связанной с германским капиталом, Л. Барту считал проблему безопасности наиважнейшей. Поэтому он стал одним из авторов франко-советского договора о взаимопомощи. Е. С. Белоголовский пишет, что политика Л. Барту носила патриотический характер.

Противники соглашения - группировки монополистического капитала, политические круги, связанные с тяжелой индустрией, Генеральным штабом, были настроены профашистски. Влияние этой группировки обусловило участие Франции в проекте "пакта четырех". Следует отметить, что этот "пакт четырех" ослаблял позиции Франции в Европе, зато значительно повышал престиж фашистских стран.

Положение Франции усугублялось неэффективностью в военном отношении системы союзов с малыми странами. Приход в Германии к власти Гитлера в 1933 году и установление в стране террористического режима повлияли на позицию французского правительства. Поэтому, анализируя обстановку, французская дипломатия приходила к выводу, что единственным надежным союзником против германской агрессии является СССР.

Еще в конце октября 1933 г. министр иностранных дел Франции Ж. Поль-Бонкур предложил СССР заключить соглашение о взаимопомощи, затем выдвинул идею заключения коллективного пакта о взаимопомощи. К апрелю 1934 г. французский МИД разработал план Восточно-европейского пакта о взаимопомощи при участии СССР, Германии, Польши, Чехословакии, Прибалтики при одновременном подписании пакта о взаимопомощи между СССР и Францией. Но в сентябре 1934 г. Германия и Польша отклонили проект Восточного пакта. 9 октября 1934 г. был убит Л. Барту, министр иностранных дел, сторонник франко-советского пакта о взаимопомощи. Новый глава МИД П. Лаваль симпатизировал фашистам, что означало постепенный отход от союза с СССР. Говоря о причинах, по которым Лаваль открыто не отказался от линии Барту, следует упомянуть о 3-х причинах:

1. Лаваль боялся реакции общественности.

2. Он хотел использовать этот договор как средство для того, чтобы вызвать беспокойство у германского правительства и подвести его к французско-германским переговорам.

3. Лаваль выставил свою кандидатуру на предстоящих муниципальных выборах.

В целом, авторы положительно оценивают значение договора о взаимопомощи 1935 г. Это, по их мнению, был первый акт о взаимопомощи между социалистическим государством и одной из ведущих капиталистических держав. Период с 1931 по 1935 гг., в целом, характеризуется как переориентация всей внешней политики Франции.

Однако здесь уместно напомнить о том, что если бы франко-советский пакт о взаимопомощи сохранил свою действенную силу, если бы была подписана военная конвенция между двумя странами, вся европейская история могла бы сложиться иначе.

Внешнюю политику Франции в 1936-1939 гг. можно охарактеризовать, перечислив наиболее важные события: рейнский кризис 1936 г., "политика невмешательства" в испанском вопросе, Мюнхен 1938, срыв военных переговоров 1939 г.

Итак, в заключении можно выделить несколько черт, характерных для советско-французских отношений, которые наблюдались на историческом промежутке 1920-1930 годов.

Советско-французские отношения носили непостоянный характер. Внутренняя политика во многом определяет внешнюю. Когда премьер-министром и министром иностранных дел были представители "Национального блока" или профашистски настроенные политики, Франция становилась крайне агрессивной по отношению к СССР (например, Р. Пуанкаре, П. Лаваль, Э. Даладье и др.). Тогда как при Э. Эррио, Л. Барту, Ж. Поль-Бонкуре советско-французские отношения налаживались и укреплялись. Значительная роль в урегулировании отношений принадлежит торговле и экономике. Французские промышленники сближались с советскими внешнеторговыми организациями без официальных разрешений, они также были сторонниками признания Советской России De ure.

Позицию антисоветски настроенной группы крупной буржуазии можно объяснить страхом перед мировой пролетарской революцией, которой Советское правительство добивалось поначалу открыто, примером того был Коминтерн (его деятельность стала предметом раздора между СССР и Францией). Затем СССР несколько смирил свой пыл в распространении коммунизма по всему миру. В 30-х годах Франция постепенно теряет свою самостоятельность во внешнеполитических делах и все больше и больше начинает зависеть от Англии. На мой взгляд, это одна из многочисленных причин поражения в 1940 г.

Однако в конце концов Франция все-таки пришла к выводу о необходимости дружественных отношений с СССР.



Недолго союзники праздновали победу над гитлеровской Германией. Вскоре после окончания войны их разделил железный занавес. Демократический и «прогрессивный» Запад видел новую угрозу в лице «тоталитарного» коммунистического режима СССР.

В ожидании перемен

По итогам Второй мировой войны СССР окончательно вошел в число сверхдержав. Наша страна имела высокий международный статус, который подчеркивался членством в Совбезе ООН и правом вето. Единственным конкурентом Советского Союза на международной политической арене выступала другая сверхдержава – Соединенные Штаты Америки. Неразрешимые идеологические противоречия между двумя мировыми лидерами не позволяли надеяться на устойчивые отношения.

Для многих политических элит Запада радикальные перемены, произошедшие в Восточной Европе и некоторых странах Азиатского региона, стали настоящим шоком. Мир оказался разделен на два лагеря: демократический и социалистический. Лидеры двух идеологических систем США и СССР в первые послевоенные годы еще не понимали пределов терпимости друг друга, а поэтому заняли выжидательную позицию.

Гарри Трумэн, сменивший на посту американского президента Франклина Рузвельта, выступал за жесткое противостояние СССР и коммунистическим силам. Практически с первых дней президентства новый глава Белого дома приступил к пересмотру союзнических отношений с СССР – одного из основополагающий элементов политики Рузвельта. Для Трумэна принципиальным было вмешательство в послевоенное устройство стран Восточной Европы без учета интересов СССР, и если потребуется, то с позиции силы.

Запад действует

Первым затишье нарушил британский премьер Уинстон Черчилль, который дал задание начальникам штабов оценить перспективы военного вторжения в СССР. План операции «Немыслимое», запланированной на 1 июля 1945 года, предусматривал молниеносное нападение на СССР с целью смещения коммунистического правительства. Однако британские военные посчитали такую операцию невозможной.

Очень скоро Запад обзавелся более эффективным средством давления на СССР. 24 июля 1945 года во время заседания на Потсдамской конференции Трумэн намекнул Сталину о создании американцами атомной бомбы. «Я непринужденно заметил Сталину, что мы имеем новое оружие необычайной разрушительной силы», – вспоминал Трумэн. Американский президент посчитал, что Сталин не проявил особого интереса к этому сообщению. Однако советский лидер все понял и вскоре дал распоряжение Курчатову укорить разработки собственного ядерного оружия.

В апреле 1948 года в силу вступил план, разработанный госсекретарем США Джорджем Маршаллом, который на определенных условиях предполагал восстановление экономики европейских стран. Однако помимо помощи «план Маршалла» предусматривал постепенное вытеснение коммунистов из властных структур Европы. Бывший вице-президент США Генри Уоллес осудил «план Маршалла», назвав его инструментом холодной войны против России.

Коммунистическая угроза

Сразу после войны в Восточной Европе при активном содействии Советского Союза начал формироваться новый политизированный блок стран социалистического содружества: в Албании, Болгарии, Венгрии, Румынии, Польше, Югославии и Чехословакии к власти пришли левые силы. Более того, коммунистическое движение набрало популярность и в ряде государств Западной Европы – Италии, Франции, Германии, Швеции.

Во Франции, как никогда, была высока вероятность прихода коммунистов к власти. Это вызывало недовольство даже в рядах европейских политиков, симпатизировавших СССР. Лидер французского Сопротивления во время войны генерал де Голль прямо называл коммунистов «сепаратистами», а генеральный секретарь Французской секции Рабочего интернационала Ги Молле заявил депутатам-коммунистам в Национальном собрании: «Вы не слева и не справа, вы – с Востока».

Правительства Англии и США открыто обвиняли Сталина в попытке коммунистического переворота в Греции и Турции. Под предлогом ликвидации коммунистической угрозы со стороны СССР для оказания помощи Греции и Турции предусматривалось выделение 400 млн. долларов.

Страны западного блока и социалистического лагеря встали на путь идеологической войны. Камнем преткновения продолжала оставаться Германия, которую бывшие союзники, несмотря на возражение СССР, предлагали поделить. Тогда Советский Союз неожиданно поддержал президент Франции Венсан Ориоль. «Я нахожу абсурдной и опасной эту идею разделить Германию на две части и использовать ее как орудие против Советов», – заявлял он. Впрочем, от разделения Германии в 1949 году на социалистическую ГДР и капиталистическую ФРГ это не спасло.

Холодная война

Речь Черчилля, которую он произнес в марте 1946 года в американском Фултоне в присутствии Трумэна, можно назвать точкой отсчета холодной войны. Несмотря на лестные слова в адрес Сталина, сказанные несколько месяцев назад, британский премьер обвинял СССР в создании железного занавеса, «тирании» и «экспансионистских тенденциях», а коммунистические партии капиталистических стран назвал «пятой колонной» Советского Союза.

Разногласия между СССР и Западом все сильнее втягивали противоборствующие лагеря в затяжное идеологическое противостояние, которое в любой момент грозило вылиться в настоящую войну. Создание в 1949 году военно-политического блока НАТО приблизило вероятность открытого столкновения.

8 сентября 1953 года новый президент США Дуайт Эйзенхауэр писал государственному секретарю Даллесу по поводу советской проблемы: «В нынешних обстоятельствах мы должны были бы рассмотреть, не является ли нашей обязанностью перед грядущими поколениями начать войну в благоприятный, избранный нами момент».

Теме не менее именно в период президентства Эйзенхауэра США несколько смягчили свое отношение к СССР. Американский лидер не раз раз выступал инициатором совместных переговоров, стороны существенно сблизились в своих позициях по германской проблеме, договорились о сокращении ядерного оружия. Однако после того как в мае 1960 года над Свердловском был сбит американский самолет-разведчик, все контакты прекратились.

Культ личности

В феврале 1956 года Хрущев выступил на XX съезде КПСС с осуждением культа личности Сталина. Это событие неожиданно для советского правительства ударило по репутации Коммунистической партии. Критика в адрес СССР посыпалась со всех сторон. Так, шведская Компартия обвинила СССР в том, что, скрывая информацию от иностранных коммунистов, ЦК КПСС «щедро делится ею с буржуазными журналистами».

Во многих компартиях мира создавались группировки в зависимости от отношения к докладу Хрущева. Чаще всего оно было негативным. Одни говорили, что историческая правда была искажена, другие считали доклад преждевременным, а третьи и вовсе разочаровывались в коммунистических идеях. В конце июня 1956 года в Познани прошла демонстрация, участники которой несли лозунги: «Свободы!», «Хлеба!», «Бога!», «Долой коммунизм!»

5 июня 1956 года на резонансное событие отреагировала американская газета «Нью-Йорк таймс», опубликовав полный текст доклада Хрущева. Историки полагают, что материал выступления главы СССР попал на Запад через польских коммунистов.

Отказ Румынии подписать одновременно с Францией и Польшей пакт о ненападении с СССР поставил ее, по признанию Н. Титулеску, в состояние «большой изоляции»828. Эта изоляция была особенно ощутима в условиях обострившейся международной обстановки из-за прихода в Германии к власти фашистов. В связи с их атаками против Версальской системы заметно оживились ревизионистские тенденции в Венгрии. Положение усугублялось тем, что творцы этой системы, в первую очередь Англия, да и некоторые влиятельные круги во Франции, еще до прихода к власти Гитлера проявляли явную тенденцию договориться с Германией, восстановившей при помощи американских и английских банкиров свой военно-промышленный потенциал (признали за ней «равноправие» в вооружениях, освободили ее от уплаты репараций и т. д.). Вскоре такие же уступки были сделаны и бывшим союзникам Германии по первой мировой войне.

Развитие мировых событий, все более настойчивые требования хортистской Венгрии о пересмотре Трианонского договора вызвали серьезную тревогу в Румынии. Стремясь усилить пошатнувшиеся внешнеполитические позиции своей страны, Н. Титулеску выступил одним из инициаторов укрепления Малой Антанты, которую надеялся превратить в эффективное орудие защиты интересов королевской Румынии. Состоявшаяся в Женеве. в середине февраля 1933 г. очередная конференция министров иностранных дел Малой Антанты утвердила «Организационный пакт», согласно которому входящие в нее страны обязывались не заключать сколько-нибудь важные политические договоры и экономические соглашения без единодушного согласия, а также отстаивать статус-кво в Центральной Европе.

Все больше ощущая угрозу со стороны Германии и Венгрии, страны Малой Антанты, занимавшие враждебную позицию в отношении Советской страны, были вынуждены искать пути для налаживания отношений с ней, поскольку роль СССР как фактора мира возрастала с каждым днем. Как отмечал впоследствии П. Тольятти в докладе на VII конгрессе Коминтерна, «обнаружилось временное совпадение постоянных целей мирной политики Советского Союза и временных целей политики некоторых капиталистических государств»829.

Проявлением такого совпадения явилась, в частности, позиция стран Малой Антанты в отношении советского проекта соглашения об определении агрессора, представленного в феврале 1933

г. конференции по резоружению. Значение этого предложения для многих стран возрастало в связи с начавшимися тогда переговорами относительно заключения «пакта четырех» (Англии, Франции, Италии и Германии), предусматривавшего ревизию Версальской системы при тесном сотрудничестве его участников, которые должны были вершить все дела в Европе.

Советское правительство заняло отрицательную позицию по отношению к «пакту четырех»830, справедливо усматривая в нем инструмент, который может быть использован в антисоветских целях. Резко выступали против «пакта четырех» страны Малой Антанты и Польша831, опасавшиеся стать объектами политических комбинаций великих держав. В создавшейся ситуации министр иностранных дел Чехословакии Э. Бенеш заявил 19 апреля 1933 г.

полномочному представителю СССР во Франции В. Довгалевско- му, что «если Малой Антанте не удастся провалить пакт, то перед ней станет вопрос о заключении в противовес директории другого пакта с участием СССР»832.

В итоге Малая Антанта поддержала советский проект международной конвенции об определении агрессора. С особым усердием" его отстаивал Н. Титулеску. 19 мая 1933 г. на заседании Комитета безопасности Лиги наций он заявил, что советское предложение является единственной ценной работой конференции833.

Одновременно Э. Бенеш вел переговоры относительно заключения пакта о ненападении между СССР и странами Малой Антанты и о взаимном признании де-юре. Первый зондаж на этот счет был предпринят им еще в марте 1933 г. В беседе с полпредом в Чехословакии А. Я. Аросевым он уверял, что «Малая Антанта намерена установить с СССР нормальные отношения, и в первую очередь подписать пакт о ненападении». Бенеш заявил, что Румыния готова даже принять согласованный в сентябре 1932

г. советско-румынский текст пакта «с некоторыми изменениями», которые, по мнению.чехословацкого министра, «будут приемлемы» для СССР834.

Однако Советское правительство имело основания сомневаться в желаннн королевской Румынии достигнуть такого соглашения. Его сомнения подтвердились, когда 16 июня 1933 г. во время встречи с М. М. Литвиновым в Лондоне Э. Бенеш сделал предложение «заключить единый пакт о ненападении между Малой Антантой и СССР» при условии отказа Советского Союза от Бессарабии. Нарком иностранных дел СССР, естественно, отверг это предложение, заявив, что Советский Союз «готов на пакт со всеми тремя странами, на гарантию ненападения на Румынию с оставлением бессарабского вопроса открытым»835.

Следует отметить, что страны Малой Антанты, в том числе Румыния, вели в это время более сложную дипломатическую игру, чем могло показаться на первый взгляд. Не отказываясь от союза с Францией, правящие круги Румынии старались наладить экономическое и политическое сотрудничество с Германией. В контактах с германскими дипломатами Кароль II, Титулеску, румынский посланник в Берлине Комнен давали понять, что они готовы не противодействовать ревизионистским требованиям Германии и игнорировать интересы своих союзников, если в свою очередь Берлин не будет поддерживать притязания хортистской Венгрии на Трансильванию. Но гитлеровцы требовали изменения всего внешнеполитического курса Румынии, на что официальный Бухарест пока не решался. Лишь крайне реакционные политические деятели (О. Гога, А. Куза и др.) открыто ставили вопрос о переориентации румынской внешней политики на фашистскую Германию97.

Как бы там ни было, 3 июля 1933 г. в Лондоне Титулеску в числе первых поставил свою подпись под предложенной Советским Союзом «Конвенцией об определении нападения» (агрессии). В обстановке все усиливавшейся международной напряженности подписание Лондонских конвенций явилось, по словам М. М. Литвинова, «новым звеном в цепи мероприятий Советского правительства, систематически направленных на укрепление его мирных отношений с соседями»836. Обращаясь к М. М. Литвинову, Н. Титулеску сказал: «Соглашение, которое, я сегодня подписал, имеет особое значение для моей страны. Оно означает первый и значительный этап пути, который ведет к нормализации наших отношений»837. Этот акт способствовал выводу Румынии из изоляции, в которой она оказалась в результате отказа подписать в 1932 г. одновременно с Францией и Польшей пакт о ненападении с Советским Союзом.

Некоторые высокопоставленные государственные деятели королевской Румынии, в том числе тогдашний премьер-министр

А. Вайда-Воевод, сам Титулеску, его заместитель С. Рэдулеску, ряд румынских и зарубежных буржуазных газет пытались изобразить Лондонские конвенции как «ликвидирующие бессарабский вопрос». Особенно изощрялась в этом отношении пресмыкавшаяся перед оккупантами бессарабская буржуазная печать («Бессарабское слово» и др.), пытавшаяся внушить трудящимся края мысль о вечности оккупационного режима и бессмысленкос- ти борьбы против него. Разоблачая маневры реакции, подпольная газета «Красное знамя» (орган Бессарабского обкома КПР) уточняла: «Подписанная конвенция отнюдь не является признанием Бессарабии за Румынией». Призывая массы к дальнейшей борьбе за освобождение края и воссоединение его с Советской Родиной, газета подчеркивала, что «в этой борьбе рабочие и крестьяне Бессарабии всегда будут иметь на своей стороне всех трудящихся СССР, которые не признавали и не признают оккупации Бессарабии румынской буржуазией»838.

В том же духе выступал журнал «Красная Бессарабия», издававшийся в Москве Центральным Советом Общества бессарабцев839.

Никаких сомнений относительно того, как следует понимать Лондонскую конвенцию в связи с взаимоотношениями СССР и 97

См.: Копанский Я. М., Левит И. Э. Происки гитлеровской Германии в Румынии и новые тенденции во внешней политике румынских правящих кругов (1933-1934 гг.).- В кн.: Германская восточная политика в новое и новейшее время. М., 1974, с. 212-221.

Румынии не оставило выступление советского наркома по иностранным делам на VI сессии ЦИК СССР 29 декабря 1933 г. «То обстоятельство, - сказал М. М. Литвинов, - что этот акт был совершен, несмотря на то, что с одной из стран - с Румынией - не разрешены еще старые споры, только увеличивает значение его»840. Советский нарком подчеркнул, что Лондонская конвенция «открывает возможности для дальнейшего сближения» между СССР и другими участниками соглашения.

Необходимость такого сближения диктовалась усложнявшимся международным положением, угрозой новой мировой войны. Зловещими предупреждениями на сей счет явились уход представителей Германии в октябре 1933 г. с конференции по разоружению и последовавший за этим выход страны из Лиги наций.

В такой обстановке роль СССР как фактора мира возросла еще больше. Крепнущее могущество Советского Союза в результате успехов в строительстве социализма, последовательная борьба за мир высоко подняли международный авторитет СССР. Многие страны, в том числе США, долгие годы проводившие политику непризнания первого в мире пролетарского государства, установили с ним дипломатические отношения. Во Франции ряд видных политических деятелей (Ж. Поль-Бонкур, Э. Эррио, Л. Барту, П. Кот и др.), трезво оценивших угрозу со стороны фашистской Италии н особенно гитлеровской Германии, усиленно ратовали за сближение с СССР. 31 октября 1933 г. министр иностранных дел Франции Ж. Поль-Бонкур говорил М. М. Литвинову о необходимости подумать «о контрмерах в случае вооружений и подготовки Германии к войне, причем упоминал несколько раз о взаимной помощи в дополнение к пакту о ненападении»841.

В декабре 1933 г. ЦК ВКП(б) принял специальное постановление о развертывании борьбы за создание эффективной системы коллективной безопасности в Европе842. На его основе НКИД СССР разработал развернутый план создания такой системы, который 20 декабря 1933 г. был одобрен Политбюро ЦК ВКП(б). Он предусматривал среди прочего предложение о заключении многостороннего регионального договора, который впоследствии получил название Восточного пакта («Восточного Локарно»). 28

декабря 1933 г. советское предложение было передано Поль- Боикуру. Начались многомесячные переговоры о проекте пакта и составе его участников843.

Под влиянием этих событий усиливались тенденции к нормализации отношений с Советским Союзом и в Румынии. Все настойчивее добивались этого румынские трудящиеся. Правящие круги страны ие могли не считаться с этим. Они вынуждены были учитывать также советско-французское сближение, заинте- рссованность Чехословакии в скорейшем установлении дипломатических отношений с СССР. Известный своей профранцузской ориентацией и приверженностью к Малой Антанте румынский министр иностранных дел"Н. Титулеску, оценив обстановку, становится поборником нормализации отношений с великим восточным соседом. Во время визитов в октябре 1933 г. в Варшаву и Анкару в выступлениях на официальных приемах и перед представителями прессы, при встречах с советскими дипломатами он демонстративно подчеркивает желание продолжить процесс, начатый подписанием Лондонских конвенций.

Проблема урегулирования отношений с Советским Союзом продолжала занимать важное место в дискуссиях по вопоосам Енешнен политики, которые велись в рамках Малой Антанты и между ее участниками и Францией. Последняя, заинтеоесочрмняя в сближении с СССР, стремилась, чтобы и ее союзники г, Центральной и Юго-Восточной Европе следовали по тому же ПУТИ. Во время чехословаико-французских переговоров в Париже 14- 19 декабря 1933 г. «была подчеркнута необходимость продолжать ПОЛИТИКУ сближения на Балканах и с Россией»844. На состоявшейся 22-23 января 1934 г. сессии Постоянного совета Малой Антанты было принято решение «о своевременности возобновления государствами-членами Малой Антанты нормальных дипломатических отношений с Союзом Советских Социалистических Республик, как только будут налицо необходимые дипломэтиче- скир и политические условия»845.

Наличие в решении ОГОВОРКИ отражало разногласия между странами Малой Антанты по ВОПРОСУ О РПРМРНИ И УСЛОВИЯХ установления дипломатических отношений с СССР, проистекающее из различия внешнеполитических целей участников союза.

Чехословакия, международное положение которой резко УХУДШИЛОСЬ после безуспешных попыток сблизиться с Польшей и заключения 2R января 1934 г.

Германо-польского договопа о ненападении. образовавшего 6ПРШЬ в РЯЛЯХ государств, КОТОРЫМ vrnn- жали ревизионистские устремления Гитлера, и носившего не только антисоветский, но и подчеркнуто антинрупеловацкий характер, торопила с нормализацией отношений с СССР.

Иную позицию-занимала Югославия, правящие круги КОТОРОЙ гю-тгпржнему упорно сопротивлялись нормализации отношений с СССР.

Что касается румынской дипломатии, то, рассматривая сближение с СССР как фактор, укрепляющий внешнеполитические позиции Румынии, она вместе с тем опять пыталась использовать ’’ямечавшуюс.я нормализацию для увековечивания оккупации Бессарабии. С этой целью на Загребской сессии Малой Антанты Титулеску добился, чтобы вд принятия окончательного решения о признании СССР Малой Антантой ему была предоставлена воз можность договориться с М. М. Литвиновым об условиях установления дипломатических отношений между СССР и Румынией846.

Серьезным препятствием на пути нормализации советско-румынских отношений явилось все усиливавшееся сопротивление крайней реакции. Главари фашистских партий «Железная гвардия» и «Лига национал-христианской защиты» (кузисты), влиятельные профашистские деятели Г. Брэтиану, О. Гога и другие не только выступали против такой нормализации, но и вообще стали требовать пересмотра внешней политики Румынии, отказа от союза с Францией и Чехословакией, «переориентации внешнеполитической линии по примеру Польши» на фашистскую Германию, якобы единственно способную «поглотить весь экспорт» и «гарантировать границы Румынии»847.

Правители рейха, со своей стороны, используя различные рычаги, небезуспешно воздействовали на внутриполитическую борьбу в Румынии. В ответ на предложения последней об усилении румыно-германских экономических связей, в Берлине ответили, что Германия «приносит жертвы только в защиту тех государств, которые не поддерживают ее политических противников», и поэтому ждет от Румынии «доказательств» отказа от прежней политики848, т. е. от союза с Францией и странами Малой Антанты. Гитлеровцы щедро снабжали своих румынских приверженцев деньгами и литературой, вели широкую подрывную деятельность, используя железногвардейцев и агентуру среди немецкого меньшинства в стране. Об усилившихся германских происках в Румынии, «где влияние фашистских идей за последнее время чрезвычайно возросло», говорил полпреду СССР в Анкаре премьер-министр Турции Исмет-паша849. 7 февраля 1934 г. посланник Румынии в Германии Н. Петреску-Комнен докладывал в Бухарест, что многие германские политические деятели выразили уверенность в том, что «Румыния станет первой страной, которая будет подражать Германии в своей внутренней политике и приблизится к ней во внешней политике»850. Немалые усилия для отрыва Румынии от Аіалой Антанты прилагал и Муссолини, соблазняя ее урегулированием территориального спора с Венгрией851.

Все это еще больше накаляло борьбу среди буржуазных партий и групп Румынии по вопросам внутренней и внешней политики. Одним из мрачных эпизодов этой борьбы было убийство железногвардейцами в ночь с 30 на 31 декабря 1933 г. премьер- министра И. Дуки - активного проводника профранцузского курса. Имели место организованные фашистскими главарями открытые антисоветские дебоши. Польский дипломат Ю. Лукасевич в беседах с М. М. Литвиновым и В. А. Антоновым-Овсеенко не отрицал возможности «переориентации Румынии на Германию» и согласился, что эволюция ее внутриполитической жизни представляет угрозу для безопасности СССР852.

Беспокойство развитием событий в Румынии проявлялось и в правящих кругах Франции, резонно усматривавших в личных симпатиях короля и окружающей его дворцовой клики к фашистам опасность потерять свою доселе послушную союзницу. Да и сам Титулеску в беседе с временным поверенным в делах СССР во Франции М. И. Розенбергом 18 апреля 1934 г. заявил, что Кароль IJ «является как-никак Гогенцоллерном, что от этого факта никуда не уйдешь и что поэтому от него ждать особого сопротивления германскому влиянию нельзя»853.

В нарочитом выпячивании Титулеску профашистских симпатий Кароля и многих влиятельных политических деятелей Румынии, а в связи с этим и трудностей, испытываемых им в проведении курса на нормализацию отношений с СССР, был элемент политического шантажа. Пытаясь сыграть на стремлении СССР к созданию системы коллективной безопасности в Европе в связи с угрозой фашистской агрессин, Н. Титулеску в беседах с советскими дипломатами внушал, что для завоевания румынской дружбы «нужно заранее устранить спорные вопросы». «За восстановление отношений, - говорил он, в частности, советскому дипломату Б. Е. Штейну 11 апреля 1934 г., - его (Титулеску.- Авт.) будут ругать правые. Он должен иметь возможность сказать, что он пошел на большой и стоящий акт, а не просто подписал и получил формальную бумажку»854. Титулеску явно намекал на желательность хотя бы косвенного признания Советским Союзом захвата Бессарабии Румынией. Об этом говорит и заявление румынского министра в упомянутой беседе с М. И. Розенбергом: «Достаточно было бы телеграммы Литвинова ему, Титулеску, о том, что СССР и Румыния друг другу в военном отношении гарантируют границы, чтобы покончить с фашизмом в Румынии»855.

Уже в ходе этих бесед Титулеску заявлял, что в случае установления дипломатических отношений между СССР и Румынией он будет против открытия советского консульства в Бессарабии856.

Титулеску рассчитывал получить косвенное признание Советским Союзом Днестра в качестве границы между СССР и Румынией и при оформлении Балканского пакта четырех государств (Югославии, Румынии, Турции и Греции). Гарантируя друг другу границы, участники пакта стремились в первую очередь обезопасить себя от территориальных требований Болгарии, которая была не согласна с границами, навязанными ей Версальской системой договоров. Югославия помимо этого видела в пакте средство предотвращения или отражения возможной агрессии со стороны Италии, Что касается Титулеску, то последний полагал, что ввиду наличия у Турции договора о дружбе с СССР, согласно которому стороны обязались не подписывать соглашения с другими странами без взаимной консультации, отсутствие возражений со стороны Советского Союза против турецкого участия в Балканском пакте явится молчаливым отказом от Бессарабии, Эти же расчеты побудили румынского министра добиваться в октябре 1933 г. подписания договора о дружбе между Румынией и Турцией857.

Правительство СССР предвидело возможность превращения Балканского пакта в антисоветское орудие. 6 февраля 1934 г. в телеграммах, направленных М. М. Литвиновым представителю Советского Союза в Турции Я. 3. Сурицу, предлагалось обратить внимание турецкого правительства на то, что парафированный пакт «выходит за пределы Балкан и эвентуально гарантирует даже бессарабскую границу. Во всяком случае Турция дает Румынии дополнительную гарантию в мирное время, укрепляя этим ее позицию в возможных переговорах с нами о Бессарабии. Таким образом, пакт направлен и против нас». В связи с этим предписывалось: «Предложите Рюштю присоединить к пакту письменное заявление, что ни в каком случае Турция не будет считать себя обязанной принимать участие в каких-либо действиях, направленных против СССР»858.

Турецкому правительству пришлось принять во внимание демарш СССР. Согласно первой статье Балканского договора стороны гарантировали друг другу безопасность только их балканских границ, а в качестве приложения к договору было включено заявление Рюштю-бея о том, что «Турция ни в коем случае не будет считать себя обязанной принимать участие в какой-либо акции, направленной против Союза Советских Социалистических Республик»859.

Как стремление закрепить версальские границы Румынии следует рассматривать и попытку Н. Титулеску добиться включения Малой Антанты в состав участников Восточного пакта. Сообщая о своих беседах с румынским министром, советский дипломат М. И. Розенберг в письме иа имя М. М. Литвинова от 25 апреля 1934

г. высказал мнение, что таким путем Н. Титулеску старается силами СССР «страховать Малую Антанту» от территориальных посягательств Венгрии и Италии860.

В конце мая - начале июня начались прямые переговоры М. М. Литвинова с министрами иностранных дел стран Малой Антанты. Они носили напряженный характер, поскольку Титулеску добивался, чтобы СССР отказался от Бессарабии, на что Советское правительство, естественно, не могло пойти. «Со свойственной ему напористостью, - отмечает в своих дневниковых записях М. М. Литвинов, - Титулеску пытался вынудить у меня обещания, что мы не будем поднимать никогда бессарабского вопроса, и мне пришлось дать ему решительный отпор в присутствии Бенеша»861.

В условиях, когда правительство Польши заигрывалр с Германией, Э. Бенеш настаивал на скорейшей нормализации отношений с Советским Союзом. Активно воздействовал на страны Малой Антанты в этом направлении и новый министр иностранных дел Франции Л. Барту, продолжавший курс своего предшественника Поль-Бонкура на советско-французское сближение.

В такой обстановке 9 июля 1934 г. состоялся обмен письмами, оформивший установление нормальных дипломатических отношений между СССР и Румынией, СССР и Чехословакией862. Министр иностранных дел Югославии Б. Евтич так и не получил согласия Белграда на признание СССР де-юре.

Советская пресса дала высокую оценку установлению дипломатических отношений между СССР и двумя страйами Малой Антанты, подчеркнув значение этого события для укрепления мира в Европе и развития двустороннего сотрудничества863. Благоприятные отклики были получены и в тех международных кругах, в первую очередь французских, которые видели в сближении с СССР фактор укрепления мира.

Горячо приветствовали установление дипломатических отношений между СССР и Румынией прогрессивные силы Румынии, в первую очередь Коммунистическая партия. Но по-разному оно было воспринято и использовалось различными кругами господствующих классов. Правительство и королевский двор, стремясь поднять престиж короны и стоящей у власти либеральной партии среди широких кругов румынской общественности, заинтересованных в улучшении отношений с Советским Союзом, подчеркивали единодушие в вопросе об установлении дипломатических отноше- ний с СССР. С различными оговорками одобрили решение правительства и лидеры находившейся в оппозиции национал-цара- нистской партии - Ю. Маниу и И. Михалаке. Даже некоторые крайне правые политические деятели (типа О. Гоги) и органы печати («Универсул» и др.), ратовавшие за совсем иной внешнеполитический курс, в первые дни не решались прямо высказаться против акта 9 июня 1934 г.

Русско-французские отношения имеют многовековую историю. Еще в середине XI века дочь Ярослава Мудрого Анна стала королевой Франции, выйдя замуж за Генриха I. А после его смерти, став регентшей при его сыне - будущем короле Франции Филиппе I, фактически правила Францией. Первое посольство России во Франции появилось в 1717 году после указа Петра I. Это стало отправной точкой для установления дипломатических отношений между нашими странами.

Кульминационной точкой сотрудничества стало создание в конце XIX века военно-политического альянса. А символом дружеских отношений стал мост Александра III, построенный в Париже.

Современная история отношений России и Франции начинается с 28 октября 1924 года, со дня официального установления дипломатических отношений между СССР и Францией.

7 февраля 1992 года между Россией и Францией было подписано соглашение, которое подтвердило желание обеих стран развивать "согласованные действия, основанные на доверии, солидарности и сотрудничестве". В течение 10 лет договор между двумя странами был дополнен более чем 70 соглашениями и протоколами, касающимися различных сфер сотрудничества между нашими странами.

В октябре-ноябре 2000 года состоялся первый официальный визит президента Путина во Францию. Соглашения, заключенные во время этого визита, подтвердили важность сотрудничества России и Франции в мировой политике. Президент Ширак совершил официальный визит в Россию в период с 1 по 3 июля 2001 года, во время которого побывал в Петербурге, в Москве и Самаре. Беседы между Жаком Шираком и Владимиром Путиным способствовали принятию совместной декларации о стратегической стабильности. Было подписано новое соглашение о воздушном сообщении и дополнительное соглашение о сотрудничестве в помощи предприятиям.

Товарооборот

Франция на восьмом месте среди стран ЕС - основных торговых партнеров России по объему товарооборота. Кризис внес свои коррективы, и по итогам 2009 года российско-французский товарооборот по сравнению с 2008 годом сократился на 22,8%. В результате он составил 3,3 миллиарда долларов. Среди стран Европейского союза падение было более значительным - 41%. Российский экспорт увеличился на 40,4% - до 12,2 миллиарда долларов, а импорт из Франции вырос на 29,6% и составил 10 миллиардов долларов. Франция для России является одним из стратегических торгово-экономических партнеров. Товарооборот между нашими странами за последние пять лет вырос почти в три раза. По итогам 2008 года он увеличился на 35,3% и составил 22,2 миллиарда долларов. Кроме того, Франция стала одним из основных инвесторов для России: на конец марта 2009 года французские инвестиции в российскую экономику составили 8,6 миллиарда долларов.

Наиболее крупными товарными позициями российского экспорта во Францию являются: нефть и минеральное топливо, продукция химической промышленности, металлы, древесина, целлюлозно-бумажные изделия. А также машины, оборудование и транспортные средства. Структуру импорта из Франции в Россию формируют три товарные группы: машины и оборудование, продукция химической промышленности, включая фармацевтическую и парфюмерную. И кроме того, продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье.

Для развития российского экспорта главный потенциал в промышленной кооперации в области высоких технологий. Из уже реализующихся проектов в этой области с участием предприятий двух стран заслуживает внимание совместная разработка двигателя на базе НПО "Сатурн" для российского регионального самолета "Суперджет-100" и организация производства комплектующих для Аэробуса.

Культура

Прежде всего "перекрестный" год станет годом культуры. Поэтому очень символично, что 25 января 2010 года в зале Плейель выступлением оркестра Мариинского театра Санкт-Петербурга под управлением Валерия Гергиева было отмечено торжественное его открытие. Многочисленные проекты культурного сотрудничества поставят этот франко-российский Год под знак творчества. Хореограф Анжелен Прельжокаж объединит балет Большого театра и свою танцевальную труппу в современном балете, который будет поставлен сначала в Москве, а затем во Франции с интервалом в несколько недель. Национальная Парижская опера и Большой театр запланировали совместную постановку оперы на музыку Филиппа Фенелона по мотивам пьесы А.П. Чехова "Вишневый сад". В России также пройдут гастроли Комеди Франсез в двух столицах: Москве и Санкт-Петербурге. Балетная труппа Парижской оперы покажет "Пакиту" в Новосибирске. Передвижной фестиваль уличных театров разместится на борту корабля, плывущего по Волге. По транссибирской магистрали пойдет специальный литературный поезд писателей, который по всему следованию будет знакомить российскую публику с современной французской литературой.

Многие известные музеи готовят интереснейшую программу выставок, которые пройдут и в регионах. Со 2 марта по 26 мая 2010 года в Лувре пройдет выставка, которая представит несколько веков русского искусства - с XI до XVII века, в ее подготовке примут участие более 10 российских музеев. Среди французских выставок пройдет экспозиция в Музее изобразительных искусств им. Пушкина в Москве, посвященная Парижской школе, и выставка в Государственном историческом музее "Наполеон и искусство". В Санкт-Петербурге в Эрмитаже будет открыта экспозиция севрского фарфора, а выставку из собрания музеев Нанси увидят в Екатеринбурге.

Образование

По мнению главы российского МИДа Сергея Лаврова, от проектов в области совместного образования выигрывают и Россия, и Франция. По его словам, совместная деятельность России и Франции в этой области имеет серьезное значение не только для студентов, "от этой деятельности выигрывает Европа" и весь мир. Особую популярность среди желающих изучать французский язык получила российская сеть Альянс Франсез, которая насчитывает 11 ассоциаций. Волна ее создания в России началась в 2001 году, когда по инициативе посла Франции г-на Бланшмезона подобные общественные ассоциации появились в Самаре и Нижнем Новгороде. Затем во Владивостоке посол Франции в РФ г-н Станислас де Лабуле официально открыл 11-й российский Альянс Франсез.

В рамках сотрудничества в сфере высшего образования успешно работает франко-российская образовательная программа на основе договора сразу с двумя вузами, один из которых - французский, другой - российский. Эта программа будет интересна тем, кто нацелен на преподавание на французском языке и желает получить французский диплом. Различные франко-российские образовательные программы, известные в настоящий момент, представляют собой самые разнообразные академические схемы обучения, начиная с модуля обучения на французском языке и заканчивая включенными программами, предусматривающими получение двух государственных дипломов.

В рамках Года Франции в России и России во Франции пройдет конференция "Студент и научно-технический прогресс" (в Новосибирске), франко-российский форум "Студенты-предприятия" (в Санкт-Петербурге). Кроме того, в Париже и в Порт де Версаль состоится встреча ректоров и президентов французских и российских высших учебных заведений.

"Россия - почетный гость на Европейском Слоне Образования".