Домой / Проверка личности Продавца квартиры / Неуставные взаимоотношения позорное явление в солдатской семье. Что делать при неуставных взаимоотношениях

Неуставные взаимоотношения позорное явление в солдатской семье. Что делать при неуставных взаимоотношениях

Проблема неуставных взаимоотношений, которые вытекают из конфликтов и разногласий относится к тому типу, которые должны решаться на всех уровнях. Вся военная служба, в том числе и взаимоотношения между военнослужащими регламентированы Общевоинскими уставами Вооруженных сил РФ. — это негативное явление, которое присуще любой армии мира, имеющее не только свои правила и традиции (дедовщина, землячество и т.д.), но и отрицательные формы общения между отдельными военнослужащими, характеризующиеся противоправными, идущими в противовес с предписанными уставом, нормами поведения. проявляются в моральном и физическом оскорблении, унижении человеческого достоинства военнослужащих.

Уголовный кодекс РФ

Если по прежнему закону преступными признавались подобные нарушения, лишь выражающиеся в побоях или ином насилии над потерпевшим, то УК признает уголовно наказуемыми и нарушения, связанные с унижением чести и достоинства потерпевшего или издевательством над ним, а также нарушения, связанные с насилием. 3. Унижение чести и достоинства является не чем иным, как оскорблением (см.

Статья 335

То же деяние, совершенное: б) в отношении двух или более лиц; в) группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; г) с применением оружия; д) с причинением средней тяжести вреда здоровью, - наказывается лишением свободы на срок до пяти лет. 3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие тяжкие последствия, - наказываются лишением свободы на срок до десяти лет. Комментарий к Ст.

Отношения неуставные это

Неуставные взаимоотношения включают в себя весь спектр взаимоотношений между военнослужащими, которые нарушают требования общевойсковых уставов (в том числе отношения начальник -подчиненный, подчиненный-начальник). Кроме того, неуставные отношения не обязательно основаны на насилии. «Дедовщина» же в узком понятии охватывает только те нарушения уставов, которые основаны на насилии и связаны с взаимоотношениями между военнослужащими старшего и младшего призыва. Примерами неуставных отношений, не связанных с насилием, могут быть такие явления, как использование солдат на физических работах на даче у генерала, принуждение военнослужащего женского пола к сексуальным отношениям со стороны мужчины-офицера (создание благоприятных условий без применения непосредственного насилия)и т.

Статья 335 УК РФ

То же деяние, совершенное: б) в отношении двух или более лиц; в) группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; г) с применением оружия; д) с причинением средней тяжести вреда здоровью, — наказывается лишением свободы на срок до пяти лет. 3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие тяжкие последствия, — наказываются лишением свободы на срок до десяти лет. Примеры практики — судебные решения и приговоры по статье 335 УК РФ: Решение по делу 22-366/2019 (11.08.2018, Северо-Кавказский окружной военный суд (Ростовская область)) Решение по делу 22-384/2019 (11.08.2018, Северо-Кавказский окружной военный суд (Ростовская область)) Решение по делу 1-28/2019 (10.08.2018, Черемховский гарнизонный военный суд (Иркутская область)) Решение по делу 4/17-16/2019 (09.08.2018, Каларский районный суд (Забайкальский край)) Решение по делу 2-44/2019 М-39/2019 (08.08.2018, Ульяновский гарнизонный военный суд (Ульяновская область)) Решение по делу 1-34/2019 (04.08.2018, Новороссийский гарнизонный военный суд (Краснодарский край)) Решение по делу 2-197/2019 М-230/2019 (03.08.2018, Читинский гарнизонный военный суд (Забайкальский край)) Решение по делу 1-63/2019 (03.08.2018, Хабаровский гарнизонный военный суд (Хабаровский край)) Решение по делу 22-90/2019 (02.08.2018, Тихоокеанский флотский военный суд (Приморский край)) Решение по делу 22-109/2019 (29.07.2018, Ленинградский окружной военный суд (Город Санкт-Петербург)) Решение по делу 1-38/2019 (27.07.2018, 95-й гарнизонный военный суд (г.

Дедовщина - система неформальных взаимоотношений между двумя поколениями (старшим и младшим) призывников в действующей армии, легализующее угнетение одними людьми других.

Неуставные взаимоотношения (НУВ) - распространение в армейских кол-лективах безнравственных, а по мере обострения - и противоправ-ных посягательств (моральное и физическое давление) отдельных во-еннослужащих или групп на личность и права сослуживцев. Наиболее распространенные формы - словесные оскорбления, шантаж, принуждение сослуживцев или молодых воинов к выполнению различных при-хотей, перекладывание на них своих обязанностей в быту и по службе, вымогательство денег, предметов обмундирования, продуктов пи-тания, избиения и издевательства, одиночные и групповые драки и т.д.

Трагическая статистика Согласно данным военной прокуратура, за первую половину 2003 г. число преступлений связанных с неуставными отношениями, выросло по сравнению с 2002 г. на 30% и превысило 2 тыс. случаев. Особенно угрожающим стало рукоприкладство офицеров. В течение 2002 г. вследствие неуставных взаимоотношений погибли1200 российских солдат. За первую половину 2003 г., по данным военной прокуратуры, вследствие дедовщины погибло уже 2000 человек. Для сравнения: с начала второй чеченской компании в боевых действиях погибло пять тысяч военнослужащих. Главной военной прокуратуры небоевые потери российской армии в 2002 г. составили 2000 человек, из которых 800 были убиты своими сослуживцами, а 1200 погибли в результате "непреднамеренных действий". Уже несколько эта цифра практически не меняется. Иными словами, Россия теряет по 2 тыс. солдат ежегодно в условиях мира.

Проблема неуставных взаимоотношений освещалась в работах К.Л. Банникова, А.В. Барабанщикова, С.В. Ворошилова, А.Д. Глоточкина, Ю.И. Дерюгина, Ю.П. Зуева, В.В.Иванова, В.Н. Ковалева, С.В. Конинина, В.М. Крука, Н.И.Марченко, И.В.Меркулова, Н.В. Нарыкова, И.В.Образцова, И.Попова, С.И Съедина и др.

К неуставным взаимоотношениям относятся также чрезмерная требовательность со стороны младших командиров к своим подчинен-ным и то, что мы называем нервными срывами, когда человек, попа-дающий в непереносимую личностную ситуацию и не являющийся по сути хулиганом или насильником, совершает хулиганский поступок. Сюда же можно отнести и формы расправы над обидчиками, которые превышают необходимые пределы обороны.

Армейские наказания и "шутки" дедов Если дед (деды) зайдёт в комнату к духам, и даст команду "Сушить кpокодилов!", все духи должны залезть на кpовати так, чтобы pуки были на одних пеpилах, а ноги на дpугих (что-то вpоде моста). <Сушить кpокодилов> заставляют в случае если кто-то пpовинился. Тем, кому pост не позволяет выполнять такое <упpажнение>, пpедусмотpено дpугое: взять табуpетку за самые кончики ножек, и наполовину пpисев, деpжать её на вытянутых pуках. Это может длиться в течении до 10 минут. Выдержать позу "Сушить крокодилов" можно около 30-ти секунд, затем начинают болеть мышцы pук и ног, особенно сильно болят кисти pук. А после 1-ой минуты начинает сводить всё тело... По команде <Сушить летучих мышей>, все залазят под кpовати и висят под ней, уцепившись pуками и ногами за металлическую сетку. Это тоже совсем не легко. По команде "Сушить попугая" все становятся на одно пеpило кpовати, и чтобы не упасть, сидя деpжутся за него pуками. Пpи этом, один из дедов ходит по комнате и, вpемя от вpемени, сбивает подушкой некотоpых "попугаев". Хоpошая pеакция и ловкость здесь тоже не помешает... Если дед говоpит духу: "Ставь лося!", то тот скpещивает ладони pук и пpижимает их ко лбу. После чего следует удаp кулаком в получившиеся "pога". После этого дух должен сказать: "Спасибо, дедушка! не желаете ли ещё?", и если тот изьявит желание, повтоpить пpоцедуpу... Если дед говоpит: "Ставь музыкального лося!", то дух должен pазвести pуки в pазные стоpоны, и медленно подводя их ко лбу напевать "вдpуг, как в сказке скpипнула двеpь" (здесь pуки должны уже быть у лба), следует удаp, и далее нужно так же медленно pазвести pуки обpатно, напевая "всё мне ясно стало тепеpь". Пpи команде деда: "Ставь фанеpу!" дух должен сказать: "Я, фанеpа тpёхслойная, бpонебойная, 78-го года выпуска, к выстpелу готова". После чего дед бьёт кулаком в живот, а дух, немного отойдя должен сказать: "Дым pассеялся, откат ноpмальный". Пpимечание: число 78 - это год твоего pождения. (http://beavis.nm.ru/36.htm)

Посягательства и конфликтные ситуации, возникающие на почве личной неприязни, обид или несдержанности на межличностном уровне имеют гораздо меньшую соци-альную опасность (эти проблемы могут и успешно решаются средствами психологии), нежели посягательства, возникающие на межгрупповом и личностно-групповом уров-нях (рис. 1). В основе личностно-групповых и межгрупповых конфликтов лежит неформальное разделение военнослужащих (в отличие от формального, пре-дусмотренного законами и воинскими уставами: по должности, воинскому званию и т.д.), при котором в подразделениях и частях по определенному признаку (признакам) образуются противостоящие друг другу социальные группы, стремящиеся к утвержде-нию своего доминирующего положения в подразделении, части (на корабле).

Рис. 1. Неуставные взаимоотношения как разновидность конфликта.

<При этом формы утверждения социального статуса (положения) той или иной группы в воинском коллективе приобретают характер создания для доминирующей группы негласных <привилегий> и <обязанностей> по отношению к ней остальных групп, закрепляемых системой морально-психологического и физического насилия. Неформальное разделение военнослужащих обладает свойствами быстрого распро-странения, устойчивости и самовоспроизводства в силу своей функциональности: реальная возможность получения со временем представителями <угнетаемых> групп соответствующих <привилегий>, характерных для доминирующей (<подавляющей>) группы (повышение статуса военнослужащих младшего призыва в связи с уволь-нением старослужащих или изменения, происходящие в национальном составе под-разделения и т.п.)>.

Большинство военных психологов понимают под неуставными отношениями любые, обостряющиеся по мере безнаказанности до противоправных, посягательства военнослужащих любых категорий или их групп на личность и права сослуживцев. При этом социально-психологическое содержание НУВ включает единичные, индивидуальные или групповые искаженные способы самоутверждения, поведения, взаимодействия; отрицательные привычки, лжетрадиции групп, подразделений; нервные срывы и реактивные состояния воинов, приводящие к унижению ими личного достоинства сослуживцев.

Таким образом, в основе этого сложного явления лежат конфликтные ситуации либо противоречия, затрагивающие социальный или социально-психологический статус личности или группы, материальные или духовные интересы, их честь и достоинство.

Специалисты относят дедовщину к экстремальным и силовым субкультурам, подчеркивая тем самым, что здесь господствует не просто культ насилия, но насилие над личностью в особо концентрированных размерах. Чаще всего экстремальные субкультуры связаны с криминальными отношениями

Как ни странно, но дедовщина заключается не только в вопиющем нарушении армейских норм, но и в доскональном соблюдении устава, правда, соблюдении, доведенном до полного абсурда. В связи с этим некоторые авторы предлагают трактовать более конкретно - как глумление, издевательство и насилие над военнослужащими. Под глумлением, согласно В.Далю, понимается насмешка, подшучивание в социально-негативном плане. Под издевательством - насмехание, изголение, зубоскальство. Под насилием - состояние, быт, жизнь под гнетом. Интересно, что В.Даль определял "дедовщину" как вотчину, "дошедшую от деда".

В некотором отношении все это перекликается и с современной "дедовщиной", поскольку армейский "дед" "передает" свою "вотчину" воспитания молодых солдат очередному "поколению" старослужащих. Поэтому, видимо, будет справедливым согласиться с В.Эминовым, определившим понятие правонарушений в сфере межличностных отношений в армии как устойчивых социально-негативных проявлений криминального характера, основывающихся на отрицательных традициях армейской действительности, уходящих в историческое прошлое, связанных с глумлением, издевательством и насилием одних военнослужащих над другими с целью подчинения их своему влиянию (И.Мацкевич, В.Эминов "Преступное насилие над военнослужащими").

Как считает И.В. Образцов, можно выделить по меньшей мере шесть различных оснований (механизмов функционирования) неформальных статусно-роле-вых систем: <дедовщины>, <землячества>, <культа силы>, религиозного, криминоген-ного и общественно-политического факторов (рис. 2).

Рис. 2. Типы механизмов функционирования неформальных взаимоотношений.

<Дедовщина> представляет собой проявление НУВ, при котором в качестве доминирующего социального признака (а в соответствии с ним - и комплекса <привилегий> или <обязанностей> в нефор-мальной структуре подразделения) выступает срок службы. Данный механизм функционирования неуставных взаимоотношений в настоящее время является наибо-лее исследованным. Разделение военнослужащих на <категории> с соответствующими для каждой из них своими функциями закрепляется путем создания и проведения военнослужащими старших периодов службы порочных ритуалов и традиций.

<Землячество> - НУВ, основанные на неформальном разделении военнослужащих по национальной или региональной принадлежности. В период с конца 1970-х и вплоть до начала 1990-х годов шел интенсивный процесс вытеснения <дедовщины> <землячеством> (на национальной основе), как следствие сложившейся демографической ситуации, при которой основной прирост населения страны происходил за счет среднеазиатских и закавказских республик.

<Культ силы> - неформальное разделение военнослужащих по наличию опреде-ленных индивидуальных качеств и особенностей. Представители доминирующей в подразделении группы, как правило, отличаются высокими волевыми качествами и физическими данными . Этот вид НУВ, обозначенный И.В. Образцовым как <культ силы>, особенно ярко проявляется в подразделениях однопризывного состава . В некоторых подразделениях доминирует группа неформальных лидеров, умудряющихся подмять под себя не только рядовых сослуживцев, но и формальных лидеров (сержантский состав, общественный актив).

<Религиозный фактор> - НУВ, основанные на разделении военнослужащих по принадлежности к различным религиозным конфессиям. В противоправные группы собираются представители одной конфессии, например, мусуль-мане. Для образования конфессиональной дедовщины необходимо количественное преобладание представителей одной религии. Объектом посягательства при этом выступают все <немусульмане>.

Учитывая значительную активизацию деятельности различных религиозных кон-фессий на территории нашей страны, по мнению И.В. Образцова, можно ожидать в ближайшие годы рост числа верующих военнослужащих различной конфессиональной принадлежности, что в свою очередь может привести к появлению проблем в их взаимоотношениях.

<Криминогенный фактор> - НУВ, основанные на неформальном разделении военно-служащих по принадлежности к различным группировкам криминогенной направленно-сти до их призыва в армию. Речь идет не только о военнослужащих, про-шедших до призыва в армию и на флот исправительно- и воспитательно-трудовые учреждения, содержавшихся в следственных изоляторах МВД, но и о молодых людей, к которым не применялись установленные законодательством меры заключения под стражу, однако входивших в неформальные группировки противоправной ориентации. (О том, что данная проблема актуальна, свидетельствуют официальные данные: среди призывников весны 1992 г. 8% имели приводы в милицию, 1,5% были осуждены; осенью того же года криминогенность призывного контингента составляла уже соответственно 18,3% и 3,7%).

Растворившись в рядовой массе призывников, такие лица в короткие сроки до-биваются привилегированного положения, не свойственного их статусу ни с точки зрения <дедовщины> (срок службы), ни <землячества> (национальность или место жительства). При наличии в подразделении нескольких субъектов криминального доминирования возникают условия для их объединения в спло-ченную группу - аналог высшей <касты> в местах лишения свободы.

В последнее время Вооруженные Силы страны захлестнула волна пре-ступности. Так, за пер-вое полугодие 1995 г. Главной воен-ной прокуратурой зарегистрировано 11 444 преступления. Из них в армии и на флоте - 6651, погранвойсках -1268, внутренних войсках МВД - 1000. Около половины от совершенных преступлений составляют уклонения от военной службы. Много осужден-ных за неуставные взаимоотношения. Так, судимость за "дедовщину" воз-росла в сухопутных войсках на 17%, в военно-строительных частях цент-рального подчинения и войсках ПВО - без малого на треть, в ВВС - на 45%.

Факты насилия над военнослужащими срочной службы, казарменный беспредел (морение людей голодом), организаторская беспо-мощность и полная безответственность командования отмечались еще в начале 1990-х годов во многих частях и соединениях Вооруженных сил. Вот несколько фактов. На Северном флоте за семь месяцев, 1992 г. погибло 47 военнослужащих, зафиксировано 1245 случаев травматизма, требующего медицинского вмеша-тельства. По данным исследований, 90% опрошенных офицеров морской пехоты заявляли тогда, что в частях, где они служат, процветают издевательства, избиения и оскорбления со стороны матросов более ранних сроков призыва.

Самая уставная часть России - так говорят в войсках про Президентский полк. Но и в этой элитной воинской части, охраняющей Кремль и президента Путина, солдата довели до попытки самоубийства: в ночь на 7 января 2003 г. доведенный сержантом до отчаяния А.Фокин зашел в туалет и полоснул бритвенным станком себе по венам. В Президентском полку царила классическая <дедовщина>, говорит И.Костюк, адвокат чудом выжившего солдата: молодые обязаны были выполнять малейшие прихоти <стариков>.

С нормативно-правовой точки зрения дедовщина - это беспредел, т.е. такое социальное пространство, где не выработаны нормы социального поведения либо они существуют, но не соблюдаются. Тюрьма и армия относятся к зоне правового беспредела. Он творится не только заключенными по отношению к другим заключенным, но и охраны по отношению к заключенным. В армии беспредел чинят одни солдаты по отношению к другим. А также офицеры, допускающие и не пресекающие бесправные действия. Хуже, когда офицеры сами вовлекаются в беспредел, применяя запрещенные методы наказания, например рукоприкладство.

Социологические опросы Рейтинг армейских проблем практически не меняется уже на протяжении нескольких лет. Как и прежде, среди наиболее острых, требующих немедленного разрешения вопросов российской армии лидируют "неуставные отношения, дедовщина". По данным ФОМ (февраль 1998 г.), 50% россиян считали, что за последние несколько лет в армии стало больше случаев "дедовщины", неуставных отношений. Также в ряду наболевших проблем назывались: "плохое питание солдат" (48%), "коррупция, воровство" (29%), "плохое материальное положение офицеров" (27%) и "низкая дисциплина" (25%). Сходный результат получен и в ходе опроса ВЦИОМ (январь 2000 г.). Не хотели бы, чтобы сын (брат, муж, другой близкий родственник) служил сейчас в армии по причине "дедовщины" и неуставных отношений, 34% респондентов, из-за тяжелых бытовых условий и плохого питания - 27%, из-за криминализации армии - 12% (http://www.vvp.ru)

В последнее время в группу факторов, определяющих типологию дедовщины, активно вторгается партийно-политический. Активное втягивание молодежи в политику может со временем привести к созданию в подразделениях и частях группировок военнослужащих, имеющих сходные общественно-политические ориентации, принадлежавших до призыва в ВС к одним и тем же политическим партиям и организациям.

В настоящее время в структуре групообразующих признаков, лежащих в основе НУВ, доминирующими являются <дедовщина> и, отчасти, региональное <землячест-во> (рис. 3). В 1989-1992 гг. она вытеснила из общей структуры НУВ своего главного соперника - землячество. В ближайшие два-три десятилетия <дедовщина>, видимо, сохранит свое лидерство, однако в будущем на первый план могут выйти неформальные структуры, образованные региональным фактором (служба по месту призывыва).

К существующим негативным явлениям в ближайшее время может добавиться проблема отношений между военнослужащими, занимавшимися до службы в армии различного рода деятельностью (например, участие в работе коммерческих структур и т.п.) и имевшими существенно различный уровень доходов и материальное положение в целом. В связи с чем возможно увеличение удельного веса форм проявления НУВ, связанных с имущественными посягательствами.

Одно время в структуре неуставных взаимоотношений проявлялся <чеченский синдром>: накопившееся за месяцы боев психо-логическое напряжение начинает находить выход в форме различных видов физиче-ского и психического насилия.

Рис. 3. Группообразующие признаки в воинских коллективах (%): 1 - национальная принадлеж-ность; 2 - религиозная принадлежность; 3 - срок службы в вооруженных силах; 4 - материальное положение до призыва в ВС; 5 - место призыва; 6 - уровень образования; 7 - общие интересы и увлечения; 8 - другие признаки.

Таким образом, в неформальной структуре современной российской армии мы видим огромное количество факторов, которые выступают либо причиной возникновения, либо механизмом функционирования (поддержки, воспроизводства и даже расширения) дедовщины. А, как известно, чем больше зацепок у того или иного явления, тем более оно живучее и гибкое.

В самом деле, дедовщина проявляется в самых разных формах, типах и видах поведения, включая ритуально-символические (ритуал перехода из категории салаг в разряд дедов), организационно-распределительные (неравное распределение воинских заданий между новобранцами и старослужащими), социально-психологические (психологическое давление, навешивание обидных ярлыков), морально-этические (оскорбительные отношения) и др.

Дедовщина играет не только разрушительную роль в армейской жизни, но выполняет ряд позитивных функций. Она сплачивает военнослужащих - одних для более эффективного господства над остальными, других - для более эффективной защиты перед врагом. Если <салага> не сломался морально, а тем более не один, а целая группа, то ко второму году службы, пройдя огонь, воду и медные трубы, на свет появляется крепкая и сплоченная семья. Листая дембельский альбом и вспоминая сослуживцев, бывшие солдаты с удовольствием вспоминают армейские деньки. Все плохое отходит на второй план, в памяти сохраняется возвышенное, героическое и романтическое. Они вспоминают овеянное военной романтикой окопное братство.

Дедовщина выполняет роль полосы препятствий, научившись преодолевать которую юноша укрепляет свой характер, выносливость и живучесть, у него появляется необходимый ему социальный опыт.

Проходя коллективное испытание, а дедовщина именно таковым и является, военнослужащие вырабатывают "чувство локтя", привыкают действовать сообща. В них закрепляется ощущение братства, причастности к коллективу "своих", что способствует в дальнейшем успешной социализации, их самоутверждению в обществе. Разумеется, если дедовщина не выходит за рамки разумного и не превращается из системы старшинства в патологическое явление.

Солидаризация и сплочение имеют очень важное значение для социализации человека. Призывники, только что пришедшие на службу, с социологической точки зрения почти никто. Они представляют интерес лишь для статистики и называются когортой.

1. Неуставные взаимоотношения между военнослужащими - это моральное и физическое воздействие отдельных военнослужащих, групп (на земляческой, национальной или иной основе) с целью достижения определенных привилегий "казарменного комфорта" за счет военнослужащих первого года службы.

Неуставные правила взаимоотношений между военнослужащими являются наиболее острой формой протекания и разрешения конфликтов и имеют глубокие социально-психологические корни. Они выражаются в нарушении порядка и правил взаимоотношений военнослужащих, предусмотренных воинскими уставами, и находят свое проявление в моральном и физическом оскорблении (унижении) человеческого достоинства, крайней неуважительности и грубости.

Эти отрицательные явления за последнее десятилетие приобрели огромные масштабы, вышли за пределы ведомства, получили огромный резонанс в обществе и по своему отрицательному воздействию на служебно-боевую деятельность и укрепление воинской дисциплины вышли на одно из первых мест.

"Дедовщину" в армии в отдельных публикациях сравнивают с Чернобыльской трагедией, но последствия этого позорного явления вряд ли соизмеримы. Почему общественность страны, руководство воинских коллективов всех уровней так серьезно беспокоит казарменное хулиганство, которое унесло сотни человеческих жизней, а тысячи покалеченных. Саше страшные последствия этой трагедии - это разрушение уз товарищества и братства между людьми, нациями и народностями, и это происходит в тот период, когда в ряде регионов продолжаются межнациональные конфликты. .

В результате многочисленных исследований, проводимых в войсках, обобщения опыта работы на местах удалось определить содержательную сторону неуставных взаимоотношений, основных причин и перечень существенных факторов, влияющих на их развитие.

Причины их появления - глубинные. Унижение человеческого достоинства, глумления и издевательства не являются чисто военным явлением. Неуставные взаимоотношения как теоретическая и практическая проблема впитала в себя все многообразие тенденций и противоречий общественного развития и функционирования войск. При возникновении этого отрицательного явления взаимодействуют социально-исторические, социально-психологические и индивидуально-личностные качества. Понять - значит лучше учесть их в организаторской и воспитательной работе. Появление неуставных взаимоотношений следует рассматривать как Побочный результат обострения социально-психологических противоречий в обществе и негативных факторов в жизнедеятельности воинских коллективов.

Главной причиной превращения отдельных фактов НУВ в явление, в негативную традицию является неадекватность принимаемых мер по их предупреждению. Работа по профилактике, исследованию этих процессов значительно отставала от масштабов и остроты распространения этих позорных явлений е войсках. Появилось стремление решать эту проблему "своими силами, наблюдался узковедомственный подход и закрытие этой темы. А когда дерзкие глумления и издевательства были отнесены к категории воинских преступлений, то нередко их скрывали. Их стали сознательно выдавать за безобидные явления, скрывать истинный характер этих тяжелых преступлений. Состояние воинской дисциплины оценивалось в основном по количественным показателям, то, зачастую, тяжелые происшествия, связанные с издевательствами над сослуживцами, стали относить к разряду "прочих", т.е. неуставных взаимоотношений.

К сожалению, в ряде округов и частей такой подход продолжает оставаться и сегодня. Это нанесло и продолжает наносить непоправимый ущерб во взаимоотношениях между военнослужащими. Необъективная оценка всей опасности этого позорного явления не давала возможности в самом зародыше принять эффективные и решительные меры по их пресечению.

Довольно большое количество исследователей придерживаются мнения, что корни неуставных взаимоотношений ведут к тому Бремени, когда е обществе процветал протекционизм, поиск привилегий на всех уровнях, «очковтирательство» показуха, парадность. Ну что ж, в определенной степени они правы. Безусловно, эти негативные процессы затронули войска. Все это приводило к снижению остроты оценки состояния дисциплины и всего происходящего в воинских коллективах, к сведению негативных явлений к отдельным фактам, имеющим частный, локальный характер.

Диагностика рассматривается, как способность офицеров распознавать предпосылки к неуставным взаимоотношениям, выявлять причины их возникновения и живучести, прогнозировать тенденции в поведении военнослужащих, предотвращать глумления и издевательства.

Когда врач ставит диагноз заболеваний, он делает это на основе знания человеческого организма. Офицеры подразделений, диагностируя взаимоотношения, обязаны опираться на глубокое знание индивидуальных особенностей подчинённых, использовать рекомендации" Педагогики, психологии, учитывать свой служебный опыт, накопленную практику по сплочению воинских коллективов.

В интересах диагностики поведения применяются методы: наблюдения, анализа документов, социологического опроса.

Наблюдение - это целенаправленное восприятие поведенческих характеристик военнослужащего с целью выявления предрасположенности к межличностным конфликтам.

В ходе наблюдения фиксируются особенности поведения военнослужащего в различных ситуациях его служебной деятельности в неофициальной обстановке. Наблюдение должно быть систематическим и целенаправленным. Такое наблюдение позволяет увидеть и зафиксировать изменения, динамику развития поведенческих характеристик, помогает изучить на первый взгляд скрытые процессы в коде прямых контактов с военнослужащими.

Анализ документов позволяет на основе зафиксированной информации сделать предположение о склонности некоторых военнослужащих к изменению поведения в общении с товарищами. В совокупности с методом наблюдения и другими методами выявления предрасположенности к неуставным действиям он дает положительный результат. К документам, содержащим наибольшую информацию, относятся: автобиографии, характеристики на призывников, заключение медицинских учреждений, психолого-педагогические дневники (если они ведутся в подразделениях) и другие.

При анализе биографических данных необходимо обращать внимание прежде всего на условия, в которых воспитывался призывник. В диагностике важной является информация, которая создает представление о наиболее отличительных чертах поведения военнослужащего, допускающего конфликтные действия по отношению к своим сослуживцам.

У таких военнослужащих ярко выражены эгоистические, потребительские, корыстные интересы, они привыкли жить за счет других, не любят работать, всячески уклоняются от выполнения заданий, связанных с физическим трудом, свою работу перекладывают на сослуживцев, склонны к наживе, поклоняются власти денег, блага жизни хотят получить за счет нетрудовых доходов, почти вое считают службу в армии ненужной обузой.

Все это подкрепляется халатным отношением к выполнению своих служебных обязанностей. Они высокомерны в отношениях с сослуживцами, пренебрегают общественным мнением, склонны к употреблению спиртных напитков, проявляют элементы национального чванства, участия в общественной жизни подразделения не принимают. Эти и другие особенности поведения необходимо иметь в виду анализируя документы на военнослужащих.

Получить необходимую информацию кратким и эффективным способом позволяет опрос военнослужащих. Это один из важнейших методов диагностики поведения военнослужащих. В интересах выявления военнослужащих, склонных к неуставным взаимоотношениям, необходимо опрашивать все категории военнослужащих подразделения.

Цель опроса состоит в том, чтобы выявить в коллективе в период пребывания молодого пополнения суть отношений старослужащих к молодым воинам. Важно знать также и настрой самих молодых солдат, их готовность, способность и возможность к службе. Опрос проводится в форме собеседования. Надо спрашивать как бы советуясь с собеседником.

Стремитесь узнать каждого воина подразделения буквально с первого дня его службы. Используйте для этого знакомство с документами, личные беседы. Постарайтесь выяснить, в каких условиях рос и воспитывался военнослужащий до прихода в армейскую среду какие привычки у него сложились, нет ли среди них резко отрицательных. Словом, командиру предстоит увидеть подчиненных такими, каковы они на самом деле, со всеми их сильными и слабыми сторонами характера, будничными заботами и нуждами. Важно знать, что пишут воину из дома, какое у него настроение, каково впечатление от прочитанного газетного материала, просмотренного кинофильма.

В повседневном общении с подчиненными тщательно учитывайте сложившееся особенности характера, привычки каждого. Особую сложность представляют взаимоотношения с военнослужащими, тлеющими неопределенные или непостоянные езгляды на жизнь, воинскую службу, дружбу и товарищество. У них, как правило, нет своего мнения. Они ориентируются на более сильную личность. Вы должны стать для них примером. Строгая требовательность, развенчание отрицательных привычек как у них самих, так и у тех, кого они считают лидером, постоянный личный контроль, общественное осуждение неуставных действий позволяют сформировать у военнослужащих необходимые коллективистские качества.

Среди Ваших подчиненных могут быть и такие военнослужащие, которые во взаимоотношениях с товарищами по службе проявляют малодушие, не умеют постоять за себя. Как помочь им обрести уверенность в себе, доказать, что никому не будет позволено посягнуть на их человеческое достоинство? Каждый военнослужащий должен быть убежден в том, что Вы - его защитник, вы непременно обеспечите справедливое к нему отношение. Этим в решающей степени предопределяется успех Ваших усилий по утверждению в коллективе уставных взаимоотношений.

Не оставляйте без внимания процесс включения в коллектив прибывающих в подразделение молодых военнослужащих. С их приходом обязательно произойдут какие-то изменения. Какие? Это не безразлично ни Вам, ни Вашим подчиненным.

На основе информации, полученной в процессе опроса и с помощью других методов диагностики, определяются меры по предотвращению неуставных взаимоотношений.

Ранняя диагностика конфликтов в отношениях между военнослужащими - сложное и многотрудное дело. Приостановить конфликт в зародыше - это значит психолого-педагогическими и административными мерами снять или уменьшить отрицательные эмоции у противоборствующих сторон необходимо регулярно проводить социально-психологическое обследование воинских коллективов с целью выявления неформальных структур военнослужащих, оказавшихся в изоляции.

воинский коллектив неуставной взаимоотношение

Российские военнослужащие по своему правовому положению занимают особый статус в обществе в связи с выполнением ими специфических задач по обороне страны, сопряженных с опасностью для жизни. Поэтому они должны неукоснительно соблюдать правила взаимоотношений между собой как на службе, так и вне ее, являющиеся важнейшим условием сплоченности и боевой слаженности воинского коллектива.

Военная служба - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства.

Понятие «уставные правила взаимоотношений между военнослужащими» в нормативных правовых актах не раскрыто. Это позволяет предположить, что оно имеет собирательный характер.

В каждом из воинских уставов в той или иной степени закреплены правила поведения военнослужащих в различных ситуациях, однако только в Уставе внутренней службы Вооруженных Сил РФ есть глава «Взаимоотношения между военнослужащими». Наличие ее указывает на большой объем информации, описывающей, как воинам необходимо строить взаимоотношения между собой. Все это ни в коей мере не может уменьшать значение остальных уставов, либо отрицать их регулирующую функцию в сфере организации воинских взаимоотношений. Чтобы понять, как каждый из уставов регулирует правила взаимоотношений между военнослужащими, сделаем их сравнительный анализ.

Устав внутренней службы Вооруженных Сил РФ определяет общие права и обязанности военнослужащих Вооруженных Сил и взаимоотношения между ними, обязанности основных должностных лиц полка и его подразделений, а также правила внутреннего порядка.

Как уже говорилось, он содержит отдельную главу «Взаимоотношения между военнослужащими», разделенную на пять разделов:

1. Единоначалие. Командиры (начальники) и подчиненные. Старшие и младшие;

2. Приказ (приказание), порядок его отдачи и выполнения. Инициатива военнослужащих;

3. Воинское приветствие;

4. Порядок представления командирам (начальникам) и лицам, прибывшим для инспектирования (проверки);

5. О воинской вежливости и поведении военнослужащих.

В этих разделах раскрываются такие принципы взаимоотношений между военнослужащими, как: единоначалие; законность; подчиненность; тактичность и выдержанность; уважение личности; инициативность; сплоченность и другие.

Дисциплинарный устав Вооруженных Сил РФ определяет сущность воинской дисциплины, обязанности военнослужащих по ее соблюдению, виды поощрений и дисциплинарных взысканий, права командиров (начальников) по их применению, а также порядок подачи и рассмотрения предложений, заявлений и жалоб.

В сфере регулирования уставных правил взаимоотношений в главе «Общие положения», в определении понятия воинской дисциплины подчеркивается, что строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных воинскими уставами, является очень важным. Воинская дисциплина обязывает военнослужащих оказывать уважение командирам (начальникам) и друг другу, соблюдать правила воинского приветствия и воинской вежливости. Достижение ВЫСОКОЙ ВОИНСКОЙ ДИСЦИПЛИНЫ как одного из условий сплоченности и боевой слаженности воинского коллектива, в соответствии со ст. 4 Дисциплинарного устава возможно при личной ответственности каждого за выполнение своих обязанностей и требований воинских уставов, а также повседневной требовательностью командиров (начальников) к подчиненным. Последние контролируют их исполнительность, их действия основаны на уважение личного достоинства военнослужащих.

Дисциплинарный устав Вооруженных Сил РФ предусматривает также определенные меры ответственности в отношении военнослужащих, нарушающих уставные правила взаимоотношений.

Устав гарнизонной и караульной службы Вооруженных Сил РФ определяет предназначение, порядок организации и несения гарнизонной и караульной служб, права и обязанности должностных лиц гарнизона и военнослужащих, несущих эти службы, а также регламентирует проведение гарнизонных мероприятий с участием войск. Он также регулирует уставные правила взаимоотношений между военнослужащими в части организации гарнизонного патрулирования, которое необходимо для поддержания порядка и контроля за соблюдением воинской дисциплины на улицах и в других общественных местах, на железнодорожных станциях, вокзалах, в портах, аэропортах, а также в прилегающих к гарнизону населенных пунктах. Так, в соответствии со ст. 79 Устава гарнизонной и караульной службы Вооруженных Сил РФ военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, при нахождении их в увольнении допустившие грубое нарушение правил ношения военной формы, невыполнение воинского приветствия или иное проявление недисциплинированности, должны быть начальником патруля лишены увольнения и направлены в сопровождении патрульного в военную комендатуру или возвращены в их воинскую часть, где в отношении к ним должны быть приняты воспитательные меры. В случае неповиновения или сопротивления такого военнослужащего при его задержании начальник патруля имеет право применить к нему силу.

Строевой устав Вооруженных Сил РФ определяет строевые приемы и движение без оружия и с оружием, передвижение подразделений и воинских частей в пешем порядке и на машинах, а также порядок выполнения воинского приветствия, проведения строевого смотра. В документе говорится о положении Боевого Знамени воинской части в строю, порядке его выноса и относа. Кроме этого определены обязанности военнослужащих перед построением и в строю и требования к их строевому обучению, а также способы передвижения военнослужащих на поле боя и действия при внезапном нападении противника.

Таким образом, исходя из уставных положений, можно сформулировать понятие «уставных правил взаимоотношений между военнослужащими». Это строго определенные обязательные для всех, без исключения лиц, проходящих военную службу, нормы поведения, строящиеся на основе общепринятых эталонов поведения и особенностей военной службы, предусматривающей выполнение специфических задач обороны страны, сопряженных с опасностью для жизни и здоровья, являющиеся составной частью воинской дисциплины, от неукоснительного выполнения, которых непосредственно зависит сплоченность и боевая слаженность воинского коллектива.

Под нарушениями уставных правил взаимоотношений между военнослужащими понимаются посягательства военнослужащих любых категорий или их групп на личность и права сослуживцев, обостряющиеся по мере безнаказанности до противоправных действий. В их основе лежат конфликтные ситуации или противоречия, затрагивающие социальный статус личности или групп воинов, их честь и достоинство, материальные или духовные интересы. Конфликтные ситуации, возникающие на почве личной неприязни, обид, несдержанности, имеют гораздо меньшую социальную опасность, поскольку носят кратковременный характер. В основе же личностно-групповых и межгрупповых конфликтов лежит неформальное разделение военнослужащих, при котором образуются противостоящие друг другу социальные группы, стремящиеся к утверждению своего положения в подразделении.

Неформальное разделение военнослужащих обладает свойствами быстрого распространения, устойчивости и самовоспроизводства. Это связано с реальной возможностью получения со временем представителями “угнетаемых” групп соответствующих “привилегий” (повышения статуса младшего призыва в связи с увольнением старослужащих). Складывается система организованного физического и психического насилия, призывающая все стороны жизнедеятельности воинских подразделений.

По статистике до 95% глумлений и издевательств совершаются в расположении воинских частей. Из них 52% - в казармах, 25% - в столовых, остальные - при выполнении хозяйственных работ и обслуживания техники. Обычно нарушения уставных правил взаимоотношений совершаются в вечернее и ночное время на глазах суточного наряда, который не принимает должных мер по их предотвращению.

Наиболее характерными формами проявления нарушений уставных правил взаимоотношений стали: избиения военнослужащих более позднего срока призыва; перекладывание на них дополнительных обязанностей по службе и в быту; принуждение к выполнению различных прихотей и воровству; вымогательство денег, ценных вещей, продуктов питания и предметов обмундирования; моральные унижения, оскорбления личного достоинства и угрозы физической расправы.

1. Ухудшение качественного состава призывников, значительная часть которых приходит в армию с уже сформированными установками на жестокость и насилие;

2. Недостаточная работа должностных лиц по наведению твердого уставного порядка, слабый контроль за личным составом;

3. Разрыв между офицерским и рядовым составом, незнание истинного положения дел.

4. Неумение должностных лиц противопоставить нарушениям уставных правил взаимоотношений систему профилактических мер, согласовать действия командиров, штабов, органов воспитательной работы, медицинской и юридической служб.

5. Несоответствие мер дисциплинарного воздействия тяжести совершенных проступков.

6. Попустительство нарушителям и не привлечение их к уголовной ответственности за преступления против личности военнослужащих.

7. Снижение интенсивности боевой подготовки и ее влияния на сплочение воинских коллективов, а также большие физические и эмоциональные нагрузки на личный состав, вызванные его острым некомплектом.

8. Слабая воспитательная работа по формированию у военнослужащих чувства дружбы и войскового товарищества, созданию в воинских коллективах здоровой морально-психологической атмосферы.

9. Отсутствие четкой системы по вводу в строй нового пополнения.

При анализе неформальной структуры воинского коллектива необходимо учитывать следующие обстоятельства.

Во-первых, неформальные структуры неоднородны по своему составу: в каждой социальной группе (будь то старослужащие или молодые солдаты, представители той или иной национальности и т.п.) существуют свои “лидеры”, “нейтралы”, “изгои” и т.п.

Во-вторых, помимо уставной системы определенной воинской организации существует и неформальная система отношений военнослужащих:

“Дедовщина” - неформальное разделение военнослужащих по срокам службы.

“Землячество” - неформальное разделение военнослужащих по национальности или религиозной принадлежности.

“Культ силы”- неформальное разделение военнослужащих по наличию определенных индивидуальных качеств.

“Криминогенный - неформальное разделение военнослужащих по фактор” принадлежности к различным криминогенным группировкам.

“Религиозный - неформальное разделений военнослужащих по принадлежности к религиозным концессиям.

В третьих, под влиянием различных факторов общественного развития именно “дедовщина” и “землячество” в наибольшей степени отвечали объективным потребностям сложившейся в воинских подразделений обстановке, когда уставная система в одиночку уже не могла разрешить все возникающие социальные противоречия. Неформальная система стала компенсировать недостатки формальной (уставной) системы отношений военнослужащих. Формальная (уставная) и неформальная системы взаимоотношений между военнослужащими могут конфликтовать или дополнять друг друга.

В четвертых, нарушения уставных правил взаимоотношений между военнослужащими и, в частности, “дедовщина” существуют в армейской среде не одно десятилетие, и за это время в ней успели сформироваться наряду с положительными и устойчивые негативные традиции, передающиеся из поколения в поколение.

В “чистом” виде формы нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, как правило, не встречаются. Каждая из них в определенный период может выступать в качестве доминирующей. Но это не означает, что другие формы нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при этом отсутствуют. Они существуют, но имеют менее выраженное проявление и могут обозначаться как те или иные признаки.

Как правило, образование неформальных группировок в воинских коллективах происходит на основе общих интересов и, по данным социологических исследований, распределяются следующим образом:

· срок службы --40,5%

· место призыва --20,7%

· общие интересы и увлечения --16,5%

· национальная принадлежность --11,6%

· уровень образования -- 4,1%

· материальное положение до службы в армии -- 2,5%

· религиозная принадлежность -- 1,7%

· другие признаки -- 2,5%

Представители доминирующей в подразделении группы, как правило, отличаются высокими волевыми качествами и хорошим физическим развитием.

“Культ силы” особенно контрастно проявился в подразделениях однопризывного состава. Недостатки в подборе сержантов часто приводили к тому, что в подразделении доминировала группа из числа неформальных лидеров, посягавших на права и личное достоинство своих сослуживцев, в том числе младших командиров.

В условиях, когда молодые люди, принадлежавшие до призыва на военную службу к указанной группе лиц, попадают в подразделение, они, как правило, в короткий период времени добиваются привилегированного положения, несвойственного их статусу ни с точки зрения “дедовщины”, ни “землячества”. При наличии же в подразделении нескольких таких военнослужащих создаются предпосылки для их объединения во внутренне сплоченную группу, создающую себе имидж высшей “касты”, характерный для мест лишения свободы. Для таких, военнослужащих постоянный конфликт с законом и командирами - это образ жизни.

Нарушения уставных правил взаимоотношений все чаще совершаются со стороны групп военнослужащих, призванных из одной местности с тяжелой криминогенной обстановкой. Кроме того, носителями нарушений уставных правил взаимоотношений часто становятся военнослужащие, занимавшиеся до призыва в Вооруженные Силы Российской Федерации коммерцией и имеющие денежные средства, с помощью которых они формируют микрогруппы и довлеют над остальным личным составом.

“Религиозный фактор” проявляется тогда, когда в подразделении отсутствуют в качестве доминирующих форм нарушений уставных правил взаимоотношений “дедовщина”и “землячество”, но имеется большое количество военнослужащих различных национальностей без явного преобладания одной из них. В таких условиях могут образовываться группы из представителей мусульманских национальностей. Объектом посягательств при этом оказываются “не мусульмане”.

В настоящее время нарушения уставных правил взаимоотношений все чаще совершаются со стороны групп военнослужащих, проходящих службу там же, где они проживали до призыва. Численный перевес местных призывников над другими выделяет их в сильную группировку, имеющую постоянную связь с гражданской средой и способную утверждать свои порядки, затрудняет возможности командиров и воинского коллектива воздействовать на их поведение. Нередки факты, когда группы из числа местных солдат довлеют над младшими командирами, добиваясь привилегированного положения в подразделении, учиняют драки, вымогательства и издевательства над призывниками из отдаленных регионов.

“Землячество” является наиболее живучей формой нарушений уставных правил взаимоотношений. Профилактическая работа часто сводится на нет крепкой внутригрупповой сплоченностью, основанной на национально-психологических особенностях представителей “земляческих групп”, национальных и региональных традициях и обычаях.

Опыт свидетельствует, что в качестве наиболее эффективных мер профилактики нарушений уставных правил взаимоотношений на “земляческой” основе чаще всего являются:

1) поддержание командованием подразделений, частей (кораблей) тесных контактов с родителями военнослужащих, местными органами власти и общественными организациями по месту их призыва;

2) формирование у “земляческих” группировок положительной мотивации деятельности;

3) умелая индивидуально-воспитательная работа с их неформальными лидерами;

4) равномерное распределение по подразделениям представителей различных национальностей;

5) выявление лиц, склонных к правонарушениям, ранее участвовавших в противоправных действиях, имевших приводы в милицию, связь с преступными элементами, и проведение с ними целенаправленной профилактической работы.

Основные критерии лидерства в воинском коллективе, по мнению военнослужащих, проходящих службу по призыву, следующие:

а) хорошее физическое развитие (сила);

б) готовность помочь товарищу;

в) срок службы 6 месяцев и более;

г) наличие земляков более ранних призывов в части;

д) отличное владение воинской специальностью;

е) хорошее умственное развитие, коммуникабельность;

ж) исполнение должности младшего командира;

з) наличие друзей среди военнослужащих старших сроков службы;

к) участие до службы в армии в деятельности криминогенных группировок;

л) участие в период службы в выполнении специальных заданий (в районах чрезвычайного положения и т.п.;

м) высокий уровень доходов до призыва в Вооруженные Силы и др.

Таким образом, следует, что в данный момент в воинских коллективах в большей части касаешься, неуставные взаимоотношения между военнослужащими процветает не только дедовщина как принято в последние годы считать, точнее два десятилетия говорить. Перед нами предстает картина с большей проблемой, землячество! Хотя это тот же аспект, если его так можно назвать, что и дедовщина. Но с советских времен и начало 2000-х годов призыв шел по всей России, что обеспечивалось равномерным распределением военнослужащих по воинским частям, то с 2009 года был издан приказ призыв военнослужащих производить только в частях находящиеся в регионе проживания. Тем самым способствовало усиления межнационального и межрегионального обострения.

Подробное рассмотрение темы: Объективная сторона

Неуставные взаимоотношения понятие более широкое, чем «дедовщина ». Неуставные взаимоотношения включают в себя весь спектр взаимоотношений между военнослужащими, которые нарушают требования общевойсковых уставов (в том числе отношения начальник -подчиненный , подчиненный-начальник). Кроме того, неуставные отношения не обязательно основаны на насилии . «Дедовщина» же в узком понятии охватывает только нарушения уставов при взаимоотношениями между военнослужащими старшего и младшего призыва .

Примерами неуставных отношений, не связанных с насилием, могут быть такие явления, как использование солдат на физических работах на даче у генерала , принуждение военнослужащего женского пола к сексуальным отношениям со стороны мужчины-офицера (создание благоприятных условий без применения непосредственного насилия) и т. д. Даже элементарные примеры несоблюдения воинских традиций, таких, как выполнение воинского приветствия , подпадает под понятие неуставных взаимоотношений, так как воинское приветствие при встрече военнослужащих закреплено нормами Устава внутренней службы , который, в свою очередь, введен в действие соответствующим Законом .

Наиболее грубые формы неуставных взаимоотношений, такие как истязания, хулиганство , причинение телесных повреждений, грабеж , убийство и т. п. подпадают под понятия общеуголовных преступлений и влекут уголовную ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Аналогичные нормы права имеются в законодательстве подавляющего большинства других стран.

Несмотря на подавляющее негативное отношение к НВ среди населения, бытует точка зрения, что отдельные, «мягкие» формы способствуют более ускоренной адаптации молодого бойца в условиях воинской службы.

С объективной стороны теория уголовного права делит неуставные взаимоотношения на три вида:

Между военнослужащими без признаков подчиненности (оба субъекта НВ равные в должности и звании)

К неуставным взаимоотношениям между военнослужащими без признаков подчиненности могут быть отнесены следующие правонарушения:

  • Противоправное физическое, психологическое, экономическое насилие, оказываемое «старослужащим» в отношении «молодого» (при условии, что они одного звания и не являются один по отношению к другому начальником). Если эти же формы насилия оказаны в рамках требований уставов и других действующих нормативно-правовых актов, состав правонарушения в действиях старослужащего исключается (к примеру - действия в пределах необходимой обороны , крайней необходимости , в боевой обстановке по отношению к трусу);
  • Любые формы противоправного насилия между сержантами , прапорщиками , офицерами , имеющими одинаковое звание и занимающие одинаковую должность (например - на почве неприязненных отношений один командир взвода избил другого командира взвода).
  • Сексуальные формы насилия по отношению к военнослужащему (сексуальные домогательства , принуждение к вступлению в половую связь, изнасилование).

Между военнослужащими с признаками подчиненности: начальник - подчиненный

  • Противоправное физическое, психологическое насилие в отношении подчиненного в условиях, которые не требовали данных форм воздействия (превышение должностных полномочий). Правомерное применение такого насилия исключает состав правонарушения (например, в боевой обстановке по отношению к трусу, необходимая оборона).
  • Противоправное экономическое насилие в отношении подчиненного (за исключением ситуации, когда командир действует в условиях крайней необходимости).
  • Эксплуатация подчиненных (злоупотребление властью или должностным положением, к примеру - использование подчиненных на строительстве личного дома).
  • Сексуальное насилие в отношении подчиненного.

Между военнослужащими с признаками подчиненности: подчиненный - начальник

  • Противоправное физическое, психологическое насилие в отношении начальника (к примеру - угроза начальнику оружием в боевой обстановке, причинение начальнику телесных повреждений и т. д.). Правомерное применение такого насилия исключает состав правонарушения (например, в боевой обстановке по отношению к трусу, необходимая оборона).
  • Противоправное экономическое насилие в отношении начальника (грабеж , разбой и т. п.).
  • Сексуальное насилие в отношении начальника (изнасилование).

Признак подчиненности в отдельных случаях могут выступать как квалифицирующий признак и является отягчающим обстоятельством.

Субъектом неуставных взаимоотношений может быть только военнослужащий, то есть, должностное лицо, имеющее воинское звание , проходящее действительную воинскую службу. Кроме того, необходимы признаки общего субъекта правонарушения - дееспособное, вменяемое лицо, достигшее возраста правовой ответственности.

Субъективная сторона

Подробное рассмотрение темы: Субъективная сторона

С субъективной стороны неуставные отношения предполагают наличие умышленной формы вины . В свою очередь, сами правонарушения (преступления) в зависимости от состава, закрепленного соответствующей нормой права могут носить характер как прямого , так и косвенного умысла .

  • С прямым умыслом совершаются ряд преступлений и дисциплинарных проступков, когда правонарушитель осознает противоправность своих действий, предвидит наступление общественно-опасных последствий и желает их наступления. Например - умышленное убийство , грабеж , умышленное причинение телесных повреждений .
  • С косвенным умыслом могут быть совершены правонарушения, когда нарушитель не предвидел наступление общественно-опасных последствий, не желал их наступления, но мог и обязан был предвидеть. Например - один военнослужащий принуждает другого к физическим упражнениям сверх нормы. У последнего сердце не выдерживает чрезмерных нагрузок и он умирает. Первый не желал его смерти, но он мог предположить, что физические нагрузки сверх предела опасны для жизни и здоровья.

Ответственность

Подробное рассмотрение темы: Правовая ответственность

В зависимости от состава правонарушения, неуставные взаимоотношения могут носить характер:

  • Дисциплинарного проступка - противоправное действие, которое не содержит признаки преступления, нарушающее требования административного законодательства и уставов вооруженных сил , ответственность за которое наступает в соответствии с требованием Дисциплинарного Устава .

Таким образом, ответственность за все нарушения требований уставов, которые не являются преступлениями, наступает в дисциплинарном порядке (дисциплинарные взыскания, содержание на гауптвахте).

За совершение правонарушений, которые квалифицируются как преступления, ответственность наступает в общем порядке в соответствии с требованиями уголовного права.

Формы проявления «неуставных взаимоотношений»

Внешние изображения
100 дней до приказа
  • Эксплуатация (перекладывание старослужащими своих обязанностей на солдат младшего периода службы, использование подчиненных начальником в личных целях);
  • Физическое насилие (нанесение побоев, лишение сна, принуждение к физическим упражнениям сверх допустимой нормы, насилие сексуального характера);
  • Психологическое насилие (словесные оскорбления);
  • Экономическое насилие (отбирание денег, продуктов питания, личных вещей, лишение пищи, денежного, вещевого и материального довольствия).

Причины и условия, порождающие неуставные взаимоотношения между военнослужащими

Несмотря на принятые меры и достигнутые определенные успехи, в целом, как явление, неуставные взаимоотношения продолжали существовать и существуют и по сей день.

Нельзя сказать, что неуставные взаимоотношения в целом и «дедовщина» в узком смысле этого понятия существовали и существуют в войсках повсеместно. Во многих частях такое понятие отсутствовало и отсутствует как таковое. Например, в спецподразделении УРСН (а позже и в Витязе) факт неуставных взаимоотношений автоматически лишал виновного права ношения крапового берета , что было крайне позорно для его обладателя. Отсутствовала дедовщина и на большинстве линейных застав пограничных войск КГБ СССР .

См. также

Напишите отзыв о статье "Неуставные взаимоотношения"

Примечания

Литература

  • Практика по делам о преступлениях, включающих в свой состав нарушения правил уставных взаимоотношений между военнослужащими // Ведомости Верховного Суда СССР (судебная практика), 1987.
  • Дерюгин Ю. И. «Дедовщина»: социально-психологический анализ явления. // Психологический журнал, 1990.- № 1.- С. 109.
  • Глоточкин А. Д. Формирование взаимоотношений в воинском коллективе (взвод, рота) на основе требований воинских уставов: Диссертация канд. пед. наук (по психологии).- М.: ВПА, 1964.
  • Ахметшин Х. М. Преступления против военной службы. - М., 1999.
  • Прокопович Е. В. Советское уголовное право.- М: Военный институт, 1978.
  • Эминов В. Е., Мацкевич И. М. Преступность военнослужащих.- М: Пенаты, 1999.
  • Кочешев С. Предопределенные отношения преступника и жертвы в неуставных взаимоотношениях в Вооруженных силах Российской Федерации // Военно-юридический журнал, 2007.- № 2.- С. 21-25

Источники

  • (фр.)

Отрывок, характеризующий Неуставные взаимоотношения

– Ох, щегольки! – проговорил он укоризненно.
– Нынче не то что солдат, а и мужичков видал! Мужичков и тех гонят, – сказал с грустной улыбкой солдат, стоявший за телегой и обращаясь к Пьеру. – Нынче не разбирают… Всем народом навалиться хотят, одью слово – Москва. Один конец сделать хотят. – Несмотря на неясность слов солдата, Пьер понял все то, что он хотел сказать, и одобрительно кивнул головой.
Дорога расчистилась, и Пьер сошел под гору и поехал дальше.
Пьер ехал, оглядываясь по обе стороны дороги, отыскивая знакомые лица и везде встречая только незнакомые военные лица разных родов войск, одинаково с удивлением смотревшие на его белую шляпу и зеленый фрак.
Проехав версты четыре, он встретил первого знакомого и радостно обратился к нему. Знакомый этот был один из начальствующих докторов в армии. Он в бричке ехал навстречу Пьеру, сидя рядом с молодым доктором, и, узнав Пьера, остановил своего казака, сидевшего на козлах вместо кучера.
– Граф! Ваше сиятельство, вы как тут? – спросил доктор.
– Да вот хотелось посмотреть…
– Да, да, будет что посмотреть…
Пьер слез и, остановившись, разговорился с доктором, объясняя ему свое намерение участвовать в сражении.
Доктор посоветовал Безухову прямо обратиться к светлейшему.
– Что же вам бог знает где находиться во время сражения, в безызвестности, – сказал он, переглянувшись с своим молодым товарищем, – а светлейший все таки знает вас и примет милостиво. Так, батюшка, и сделайте, – сказал доктор.
Доктор казался усталым и спешащим.
– Так вы думаете… А я еще хотел спросить вас, где же самая позиция? – сказал Пьер.
– Позиция? – сказал доктор. – Уж это не по моей части. Проедете Татаринову, там что то много копают. Там на курган войдете: оттуда видно, – сказал доктор.
– И видно оттуда?.. Ежели бы вы…
Но доктор перебил его и подвинулся к бричке.
– Я бы вас проводил, да, ей богу, – вот (доктор показал на горло) скачу к корпусному командиру. Ведь у нас как?.. Вы знаете, граф, завтра сражение: на сто тысяч войска малым числом двадцать тысяч раненых считать надо; а у нас ни носилок, ни коек, ни фельдшеров, ни лекарей на шесть тысяч нет. Десять тысяч телег есть, да ведь нужно и другое; как хочешь, так и делай.
Та странная мысль, что из числа тех тысяч людей живых, здоровых, молодых и старых, которые с веселым удивлением смотрели на его шляпу, было, наверное, двадцать тысяч обреченных на раны и смерть (может быть, те самые, которых он видел), – поразила Пьера.
Они, может быть, умрут завтра, зачем они думают о чем нибудь другом, кроме смерти? И ему вдруг по какой то тайной связи мыслей живо представился спуск с Можайской горы, телеги с ранеными, трезвон, косые лучи солнца и песня кавалеристов.
«Кавалеристы идут на сраженье, и встречают раненых, и ни на минуту не задумываются над тем, что их ждет, а идут мимо и подмигивают раненым. А из этих всех двадцать тысяч обречены на смерть, а они удивляются на мою шляпу! Странно!» – думал Пьер, направляясь дальше к Татариновой.
У помещичьего дома, на левой стороне дороги, стояли экипажи, фургоны, толпы денщиков и часовые. Тут стоял светлейший. Но в то время, как приехал Пьер, его не было, и почти никого не было из штабных. Все были на молебствии. Пьер поехал вперед к Горкам.
Въехав на гору и выехав в небольшую улицу деревни, Пьер увидал в первый раз мужиков ополченцев с крестами на шапках и в белых рубашках, которые с громким говором и хохотом, оживленные и потные, что то работали направо от дороги, на огромном кургане, обросшем травою.
Одни из них копали лопатами гору, другие возили по доскам землю в тачках, третьи стояли, ничего не делая.
Два офицера стояли на кургане, распоряжаясь ими. Увидав этих мужиков, очевидно, забавляющихся еще своим новым, военным положением, Пьер опять вспомнил раненых солдат в Можайске, и ему понятно стало то, что хотел выразить солдат, говоривший о том, что всем народом навалиться хотят. Вид этих работающих на поле сражения бородатых мужиков с их странными неуклюжими сапогами, с их потными шеями и кое у кого расстегнутыми косыми воротами рубах, из под которых виднелись загорелые кости ключиц, подействовал на Пьера сильнее всего того, что он видел и слышал до сих пор о торжественности и значительности настоящей минуты.

Пьер вышел из экипажа и мимо работающих ополченцев взошел на тот курган, с которого, как сказал ему доктор, было видно поле сражения.
Было часов одиннадцать утра. Солнце стояло несколько влево и сзади Пьера и ярко освещало сквозь чистый, редкий воздух огромную, амфитеатром по поднимающейся местности открывшуюся перед ним панораму.
Вверх и влево по этому амфитеатру, разрезывая его, вилась большая Смоленская дорога, шедшая через село с белой церковью, лежавшее в пятистах шагах впереди кургана и ниже его (это было Бородино). Дорога переходила под деревней через мост и через спуски и подъемы вилась все выше и выше к видневшемуся верст за шесть селению Валуеву (в нем стоял теперь Наполеон). За Валуевым дорога скрывалась в желтевшем лесу на горизонте. В лесу этом, березовом и еловом, вправо от направления дороги, блестел на солнце дальний крест и колокольня Колоцкого монастыря. По всей этой синей дали, вправо и влево от леса и дороги, в разных местах виднелись дымящиеся костры и неопределенные массы войск наших и неприятельских. Направо, по течению рек Колочи и Москвы, местность была ущелиста и гориста. Между ущельями их вдали виднелись деревни Беззубово, Захарьино. Налево местность была ровнее, были поля с хлебом, и виднелась одна дымящаяся, сожженная деревня – Семеновская.
Все, что видел Пьер направо и налево, было так неопределенно, что ни левая, ни правая сторона поля не удовлетворяла вполне его представлению. Везде было не доле сражения, которое он ожидал видеть, а поля, поляны, войска, леса, дымы костров, деревни, курганы, ручьи; и сколько ни разбирал Пьер, он в этой живой местности не мог найти позиции и не мог даже отличить ваших войск от неприятельских.
«Надо спросить у знающего», – подумал он и обратился к офицеру, с любопытством смотревшему на его невоенную огромную фигуру.
– Позвольте спросить, – обратился Пьер к офицеру, – это какая деревня впереди?
– Бурдино или как? – сказал офицер, с вопросом обращаясь к своему товарищу.
– Бородино, – поправляя, отвечал другой.
Офицер, видимо, довольный случаем поговорить, подвинулся к Пьеру.
– Там наши? – спросил Пьер.
– Да, а вон подальше и французы, – сказал офицер. – Вон они, вон видны.
– Где? где? – спросил Пьер.
– Простым глазом видно. Да вот, вот! – Офицер показал рукой на дымы, видневшиеся влево за рекой, и на лице его показалось то строгое и серьезное выражение, которое Пьер видел на многих лицах, встречавшихся ему.
– Ах, это французы! А там?.. – Пьер показал влево на курган, около которого виднелись войска.
– Это наши.
– Ах, наши! А там?.. – Пьер показал на другой далекий курган с большим деревом, подле деревни, видневшейся в ущелье, у которой тоже дымились костры и чернелось что то.
– Это опять он, – сказал офицер. (Это был Шевардинский редут.) – Вчера было наше, а теперь его.
– Так как же наша позиция?
– Позиция? – сказал офицер с улыбкой удовольствия. – Я это могу рассказать вам ясно, потому что я почти все укрепления наши строил. Вот, видите ли, центр наш в Бородине, вот тут. – Он указал на деревню с белой церковью, бывшей впереди. – Тут переправа через Колочу. Вот тут, видите, где еще в низочке ряды скошенного сена лежат, вот тут и мост. Это наш центр. Правый фланг наш вот где (он указал круто направо, далеко в ущелье), там Москва река, и там мы три редута построили очень сильные. Левый фланг… – и тут офицер остановился. – Видите ли, это трудно вам объяснить… Вчера левый фланг наш был вот там, в Шевардине, вон, видите, где дуб; а теперь мы отнесли назад левое крыло, теперь вон, вон – видите деревню и дым? – это Семеновское, да вот здесь, – он указал на курган Раевского. – Только вряд ли будет тут сраженье. Что он перевел сюда войска, это обман; он, верно, обойдет справа от Москвы. Ну, да где бы ни было, многих завтра не досчитаемся! – сказал офицер.
Старый унтер офицер, подошедший к офицеру во время его рассказа, молча ожидал конца речи своего начальника; но в этом месте он, очевидно, недовольный словами офицера, перебил его.
– За турами ехать надо, – сказал он строго.
Офицер как будто смутился, как будто он понял, что можно думать о том, сколь многих не досчитаются завтра, но не следует говорить об этом.
– Ну да, посылай третью роту опять, – поспешно сказал офицер.
– А вы кто же, не из докторов?
– Нет, я так, – отвечал Пьер. И Пьер пошел под гору опять мимо ополченцев.
– Ах, проклятые! – проговорил следовавший за ним офицер, зажимая нос и пробегая мимо работающих.
– Вон они!.. Несут, идут… Вон они… сейчас войдут… – послышались вдруг голоса, и офицеры, солдаты и ополченцы побежали вперед по дороге.
Из под горы от Бородина поднималось церковное шествие. Впереди всех по пыльной дороге стройно шла пехота с снятыми киверами и ружьями, опущенными книзу. Позади пехоты слышалось церковное пение.
Обгоняя Пьера, без шапок бежали навстречу идущим солдаты и ополченцы.
– Матушку несут! Заступницу!.. Иверскую!..
– Смоленскую матушку, – поправил другой.
Ополченцы – и те, которые были в деревне, и те, которые работали на батарее, – побросав лопаты, побежали навстречу церковному шествию. За батальоном, шедшим по пыльной дороге, шли в ризах священники, один старичок в клобуке с причтом и певчпми. За ними солдаты и офицеры несли большую, с черным ликом в окладе, икону. Это была икона, вывезенная из Смоленска и с того времени возимая за армией. За иконой, кругом ее, впереди ее, со всех сторон шли, бежали и кланялись в землю с обнаженными головами толпы военных.
Взойдя на гору, икона остановилась; державшие на полотенцах икону люди переменились, дьячки зажгли вновь кадила, и начался молебен. Жаркие лучи солнца били отвесно сверху; слабый, свежий ветерок играл волосами открытых голов и лентами, которыми была убрана икона; пение негромко раздавалось под открытым небом. Огромная толпа с открытыми головами офицеров, солдат, ополченцев окружала икону. Позади священника и дьячка, на очищенном месте, стояли чиновные люди. Один плешивый генерал с Георгием на шее стоял прямо за спиной священника и, не крестясь (очевидно, пемец), терпеливо дожидался конца молебна, который он считал нужным выслушать, вероятно, для возбуждения патриотизма русского народа. Другой генерал стоял в воинственной позе и потряхивал рукой перед грудью, оглядываясь вокруг себя. Между этим чиновным кружком Пьер, стоявший в толпе мужиков, узнал некоторых знакомых; но он не смотрел на них: все внимание его было поглощено серьезным выражением лиц в этой толпе солдат и оиолченцев, однообразно жадно смотревших на икону. Как только уставшие дьячки (певшие двадцатый молебен) начинали лениво и привычно петь: «Спаси от бед рабы твоя, богородице», и священник и дьякон подхватывали: «Яко вси по бозе к тебе прибегаем, яко нерушимой стене и предстательству», – на всех лицах вспыхивало опять то же выражение сознания торжественности наступающей минуты, которое он видел под горой в Можайске и урывками на многих и многих лицах, встреченных им в это утро; и чаще опускались головы, встряхивались волоса и слышались вздохи и удары крестов по грудям.
Толпа, окружавшая икону, вдруг раскрылась и надавила Пьера. Кто то, вероятно, очень важное лицо, судя по поспешности, с которой перед ним сторонились, подходил к иконе.
Это был Кутузов, объезжавший позицию. Он, возвращаясь к Татариновой, подошел к молебну. Пьер тотчас же узнал Кутузова по его особенной, отличавшейся от всех фигуре.
В длинном сюртуке на огромном толщиной теле, с сутуловатой спиной, с открытой белой головой и с вытекшим, белым глазом на оплывшем лице, Кутузов вошел своей ныряющей, раскачивающейся походкой в круг и остановился позади священника. Он перекрестился привычным жестом, достал рукой до земли и, тяжело вздохнув, опустил свою седую голову. За Кутузовым был Бенигсен и свита. Несмотря на присутствие главнокомандующего, обратившего на себя внимание всех высших чинов, ополченцы и солдаты, не глядя на него, продолжали молиться.
Когда кончился молебен, Кутузов подошел к иконе, тяжело опустился на колена, кланяясь в землю, и долго пытался и не мог встать от тяжести и слабости. Седая голова его подергивалась от усилий. Наконец он встал и с детски наивным вытягиванием губ приложился к иконе и опять поклонился, дотронувшись рукой до земли. Генералитет последовал его примеру; потом офицеры, и за ними, давя друг друга, топчась, пыхтя и толкаясь, с взволнованными лицами, полезли солдаты и ополченцы.

Покачиваясь от давки, охватившей его, Пьер оглядывался вокруг себя.
– Граф, Петр Кирилыч! Вы как здесь? – сказал чей то голос. Пьер оглянулся.
Борис Друбецкой, обчищая рукой коленки, которые он запачкал (вероятно, тоже прикладываясь к иконе), улыбаясь подходил к Пьеру. Борис был одет элегантно, с оттенком походной воинственности. На нем был длинный сюртук и плеть через плечо, так же, как у Кутузова.
Кутузов между тем подошел к деревне и сел в тени ближайшего дома на лавку, которую бегом принес один казак, а другой поспешно покрыл ковриком. Огромная блестящая свита окружила главнокомандующего.
Икона тронулась дальше, сопутствуемая толпой. Пьер шагах в тридцати от Кутузова остановился, разговаривая с Борисом.
Пьер объяснил свое намерение участвовать в сражении и осмотреть позицию.
– Вот как сделайте, – сказал Борис. – Je vous ferai les honneurs du camp. [Я вас буду угощать лагерем.] Лучше всего вы увидите все оттуда, где будет граф Бенигсен. Я ведь при нем состою. Я ему доложу. А если хотите объехать позицию, то поедемте с нами: мы сейчас едем на левый фланг. А потом вернемся, и милости прошу у меня ночевать, и партию составим. Вы ведь знакомы с Дмитрием Сергеичем? Он вот тут стоит, – он указал третий дом в Горках.
– Но мне бы хотелось видеть правый фланг; говорят, он очень силен, – сказал Пьер. – Я бы хотел проехать от Москвы реки и всю позицию.
– Ну, это после можете, а главный – левый фланг…
– Да, да. А где полк князя Болконского, не можете вы указать мне? – спросил Пьер.
– Андрея Николаевича? мы мимо проедем, я вас проведу к нему.
– Что ж левый фланг? – спросил Пьер.
– По правде вам сказать, entre nous, [между нами,] левый фланг наш бог знает в каком положении, – сказал Борис, доверчиво понижая голос, – граф Бенигсен совсем не то предполагал. Он предполагал укрепить вон тот курган, совсем не так… но, – Борис пожал плечами. – Светлейший не захотел, или ему наговорили. Ведь… – И Борис не договорил, потому что в это время к Пьеру подошел Кайсаров, адъютант Кутузова. – А! Паисий Сергеич, – сказал Борис, с свободной улыбкой обращаясь к Кайсарову, – А я вот стараюсь объяснить графу позицию. Удивительно, как мог светлейший так верно угадать замыслы французов!