Домой / Проверка личности Продавца квартиры / Следы предательства - доброго здравия добрым людям. Следы предательства - доброго здравия добрым людям 1990 ссср были приняты законы

Следы предательства - доброго здравия добрым людям. Следы предательства - доброго здравия добрым людям 1990 ссср были приняты законы



Кто может объяснить, каким образом, очевидные факты предательства прошли мимо всех:
текст из Википедии


"Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 20 декабря 1991 года Государственный банк СССР был упразднён и все его активы и пассивы, а также имущество на территории РСФСР переданы Центральному банку РСФСР (Банку России)."
Орган РСФСР упраздняет имущество СССР!! Это всё равно, что левая рука человека захотела упразднить/отрезать его голову.
Или например, как Ярославская область решит упразднить/ликвидировать правительство РФ!

Давайте посмотрим на документ.
В постановлении нет ни строчки об упразднении Госбанка!
Есть фраза " образовать в течение суток комиссию" и " что часть имущества Госбанка СССР. будет передана... на основании межбанковского соглашения" и указание " принять незамедлительные меры по охране зданий Госбанка СССР."

И этот документ нам подаётся как постановление об упразднении Государственного Банка СССР. И других постановлений Вы не найдёте. Что же из этого вытекает? Государственный Банк СССР не был упразднён? Получается, что так. Так же как и после было много нарушений, с той же конституцией РФ.
Наглость неслыханая, просто хуцпа. Да и удивляться не приходится, ясно же чьих рук это дело, Михал Сергеич под руководством серого кардинала в юбке вершил все дела СССР. Раиса Максимовна видно, мастер на все руки, в плане хуцпы.
Вот таким хитрым образом, наплевав на все законы на глазах у всего мира рушили СССР.

Сайт Банка России сегодня: http://www.cbr.ru/today/?PrtId=gbsssr
На его официальном сайте мы читаем историю предательства : (помним, что в то время у власти уже был Горбачёв)

В июле 1987 г. в связи реорганизацией кредитной системы , в результате которой были образованы новые спецбанки (Внешэкономбанк СССР, Промстройбанк СССР, Жилсоцбанк СССР и Сбербанк СССР), Госбанк стал выполнять функции главного банка страны. На него возлагалась разработка сводного кредитного плана и планов распределения ресурсов и кредитных вложений по всем банкам.

В сентябре 1988 г. был утвержден четвертый Устав Госбанка СССР, в соответствии с которым он являлся главным банком страны, единым эмиссионным центром, организатором кредитных и расчетных отношений в народном хозяйстве.

С марта 1989 г. в связи с переходом спецбанков на полный хозяйственный расчет и самофинансирование на Госбанк была возложена обязанность доводить до них контрольные цифры по объему кредитных ресурсов, размеру привлеченных средств населения, объему поступлений и платежей в иностранной валюте по банковским операциям.

В январе 1990 г. Госбанку был передан Сберегательный банк СССР .

13 июля 1990 г. на базе Российского республиканского банка Госбанка СССР был создан подотчетный Верховному Совету РСФСР Государственный банк РСФСР.

2 декабря 1990 г. Верховным Советом РСФСР был принят Закон о Центральном банке РСФСР (Банке России), согласно которому Банк России являлся юридическим лицом, главным банком РСФСР и был подотчетен Верховному Совету РСФСР. В законе были определены функции банка в области организации денежного обращения, денежно-кредитного регулирования, внешнеэкономической деятельности и регулирования деятельности акционерных и кооперативных банков.

В декабре 1990 г. были приняты Законы «О Государственном банке СССР» и «О банках и банковской деятельности». В соответствии с ними Госбанк СССР вместе с учреждаемыми в это время на базе республиканских контор банка национальными банками должен был создать единую систему центральных банков, основанную на общей денежной единице (рубле) и выполняющую функции резервной системы.

В июне 1991 г. был утвержден Устав Центрального банка РСФСР (Банка России), подотчетного Верховному Совету РСФСР.

Период с июля 1990 г. до декабря 1991 г. был временем противостояния Российского государственного банка и Госбанка СССР.

В ноябре 1991 г. в связи с образованием Содружества Независимых Государств и упразднением союзных структур ВС РСФСР объявил Центральный банк РСФСР единственным на территории РСФСР органом государственного денежно-кредитного и валютного регулирования экономики республики. На него были возложены функции Госбанка СССР по эмиссии и определению курса рубля. ЦБ РСФСР предписывалось до 1 января 1992 г. принять в свое полное хозяйственное ведение и управление материально-техническую базу и иные ресурсы Госбанка СССР, сеть его учреждений, предприятий и организаций.

20 декабря 1991 г. Государственный банк СССР был упразднён и все его активы и пассивы, а также имущество на территории РСФСР переданы Центральному банку РСФСР (Банку России).

Заметим, что основные изменения в структуре Государственного Банка СССР, создание альтернативного Банка России (РСФСР) произошли еще задолго до 1991 года, когда состоялся ГКЧП. Горбачёвым и его командой во главе с Яковлевым была проделана большая подготовительная работа по изменению всех структур государства для его дальнейшего расчленения. Для прихода Ельцина всё было готово, хотя Ельцин может быть об этом и не догадывался.

Так медленно и потому для нас незаметно Госбанк прошёл все стадии развития, путь от хозяйственной, кредитной организации, валютного монополиста, кассового исполнителя бюджета, регулятора денежного обращения до вершины своей "карьеры" - плановости кредитования.
К 30-м годам прошлого века, в результате кредитной реформы деятельность Госбанка окончательно утратила коммерческий характер, и сформировались основные функции Госбанка советского типа — плановое кредитование хозяйства , организация денежного обращения и расчетов, кассовое исполнение государственного бюджета и осуществление международных расчетов. Одновременно сложилась структура кредитной системы, просуществовавшая с небольшими модификациями 55 лет.

Главный перестройщик с самого прихода к власти в 1985 году делал смелые шаги к полной перестройке всей государственной власти, и важнейшей её части - денежно-кредитной системы. При нём была ликвидирована Статья 6-я Конституции СССР . И все окружающие, видя это, не могли ему возразить.
Так 14 марта 1990 года был принят закон "Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию СССР". Одним из инициаторов кампании за отмену 6-й статьи Конституции СССР был Андрей Дмитриевич Сахаров.
И окончательно, уже 20 марта 1991 года был принят закон, по которому упразднялся Совет Министров СССР.
Так тихо и незаметно для основной массы народа была по сути уничтожена страна, великая Держава.

Статья 6-я Конституции 1977 года гласила: "Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза. КПСС существует для народа и служит народу.


Какая структура теперь существует для народа и служит народу? Увы, ответа нет. Для народа нет, против народа - все. Что ж можно иметь другого, когда в главный закон страны заложена правовая диверсия, как сказал глава Следственного комитета РФ А.И.Бастрыкин.
И кто-то будет спорить, что предатели только те "трое из Беловежской пущи"? Главный предатель у нас ещё ждёт суда.

Согласно Декларации, высшей целью суверенитета было обеспечение каждому человеку неотъемлемого права на достойную жизнь, свободное развитие и пользование родным языком, а каждому народу - на самоопределение в избранных им национально государственных и национально культурных формах. Декларация провозгласила верховенство Конституции РСФСР и законов РСФСР на всей территории России и право республики приостанавливать на своей территории действия актов Союза ССР, вступавших в противоречие с суверенными правами РСФСР.

Декларация и закон крупнейшей республики СССР привели к конституционному кризису союзного государства . Кроме того, они породили «эйфорию самостийности» у руководства российских автономий. Таким образом, летом-осенью 1990 г. Россия спровоцировала начало процессов распада СССР, а союзный Центр подтолкнул центробежные силы в России. При этом и Б. Н. Ельцин в одном из своих выступлений предложил российским автономиям взять «столько суверенитета, сколько сможете проглотить».

На рубеже 1989-1990 гг. стало очевидно, что необходим переход к рынку во всех отраслях народного хозяйства (кроме оборонной и тяжелой промышленности).

Однако государство не торопилось отказываться от монополии на управление экономикой. В связи с этим была сделана попытка найти золотую середину - провозглашен переход к модели «регулируемого рынка», т.е. план и рынок должны были сочетаться. Не осознавая полностью масштабов кризиса экономики СССР, разработчики этой программы не понимали, что внедрение любых экономических реформ должно идти гораздо быстрее, а не растягиваться на годы, как они предлагали. Если в 1986-1988 гг. национальный доход медленно, но рос, то с 1989 г. началось его падение. Реальные доходы на селения стали сокращаться. В стране усилился дефицит всех товаров. Цены на них росли. Отчужденность людей от результатов своего труда возросла. Благодаря гласности, курс на которую был провозглашен с 1987 г., все эти проблемы стали все более остро осознаваться. Трудящиеся вышли на улицы с лозунгами протеста. По стране прокатилась волна забастовок. Принятые меры уже не могли спасти положение. Симпатии населения союзного государства были на стороне республиканского руководства, обещавшего «все решить». 12 июня 1991 г. состоялись первые в истории страны выборы Президента РСФСР.

Вместо ускорения социально экономического развития непоследовательная и непродуманная экономическая политика Горбачева привела к падению производства, снижению уровня жизни населения и его массовому недовольству руководством КПСС. Административные методы уже не срабатывали, экономическими методами власть овладеть не сумела, все более становились необходимыми новые, политические методы руководства.

Накануне подписания Союзного договора, 19 августа 1991 г., был создан Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП), попытавшийся предотвратить подобное развитие событий.

Провал ГКЧП привел к обвальному развитию событий в стране. Задуманное окружением Горбачева как мера спасения СССР создание ГКЧП ускорило его распад, позволив руководству России выступить в роли защитника законности. В декабре 1991 г. СССР прекратил свое существование.

Горбачев - Ельцин: 1500 дней политического противостояния. - М., 1992.

Горбачев М. С. Жизнь и реформы. В 2 т. - М., 1995.

Буш Дж., Скоукрофт Б. Мир стал другим. - М., 2004.

ВЫСТУПЛЕНИЕ ПО РАДИО ЗАМЕСТИТЕЛЯ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ СОВЕТА НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ СОЮЗА ССР И НАРОДНОГО КОМИССАРА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ ТОВ. В. М. МОЛОТОВА

ГРАЖДАНЕ И ГРАЖДАНКИ СОВЕТСКОГО СОЮЗА!

Советское правительство и его глава тов. Сталин поручили мне сделать следующее заявление:

Сегодня, в 4 часа утра, без пред’явления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без об’явления войны, германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбежке со своих самолетов наши города - Житомир, Киев, Севастополь, Каунас и некоторые другие, причем убито и ранено более двухсот человек. Налеты вражеских самолетов и артиллерийский обстрел были совершены также с румынской и финляндской территории.

Это неслыханное нападение на нашу страну является беспримерным в истории цивилизованных народов вероломством. Нападение на нашу страну произведено, несмотря на то, что между СССР и Германией заключен договор о ненападении и Советское правительство со всей добросовестностью выполняло все условия этого договора. Нападение на нашу страну совершено, несмотря на то, что за все время действия этого договора германское правительство ни разу не могло пред’явить ни одной претензии к СССР по выполнению договора. Вся ответственность за это разбойничье нападение на Советский Союз целиком и полностью падает на германских фашистских правителей.

Уже после совершившегося нападения германский посол в Москве Шуленбург в 5 часов 30 минут утра сделал мне, как Народному Комиссару Иностранных Дел, заявление от имени своего правительства о том, что германское правительство решило выступить с войной против СССР в связи с сосредоточением частей Красной Армии у восточной германской границы.

В ответ на это мною от имени Советского правительства было заявлено, что до последней минуты германское правительство не пред’являло никаких претензий к Советскому правительству, что Германия совершила нападение на СССР, несмотря на миролюбивую позицию Советского Союза, и что тем самым фашистская Германия является нападающей стороной.

По поручению правительства Советского Союза я должен также заявить, что ни в одном пункте наши войска и наша авиация не допустили нарушения границы и поэтому сделанное сегодня утром заявление румынского радио, что якобы советская авиация обстреляла румынские аэродромы, является сплошной ложью и провокацией. Такой же ложью и провокацией является вся сегодняшняя декларация Гитлера, пытающегося задним числом состряпать обвинительный материал насчет несоблюдения Советским Союзом советско-германского пакта.

Теперь, когда нападение на Советский Союз уже совершилось, Советским правительством дан нашим войскам приказ - отбить разбойничье нападение и изгнать германские войска с территории нашей родины. Эта война навязана нам не германским народом, не германскими рабочими, крестьянами и интеллигенцией, страдания которых мы хорошо понимаем, а кликой кровожадных фашистских правителей Германии, поработивших французов, чехов, поляков, сербов, Норвегию, Бельгию, Данию, Голландию, Грецию и другие народы.

Правительство Советского Союза выражает непоколебимую уверенность в том, что наши доблестные армия и флот и смелые соколы Советской авиации с честью выполнят долг перед родиной, перед советским народом, и нанесут сокрушительный удар агрессору.

Не первый раз нашему народу приходится иметь Дело с нападающим зазнавшимся врагом. В свое время на поход Наполеона в Россию наш народ ответил отечественной войной и Наполеон потерпел поражение, пришел к своему краху. То же будет и с зазнавшимся Гитлером, об’явившим новый поход против нашей страны. Красная Армия и весь наш народ вновь поведут победоносную отечественную войну за родину, за честь, за свободу.

Правительство Советского Союза выражает твердую уверенность в том, что все население нашей страны, все рабочие, крестьяне и интеллигенция, мужчины и женщины отнесутся с должным сознанием к своим обязанностям, к своему труду. Весь наш народ теперь должен быть сплочен и един, как никогда. Каждый из нас должен требовать от себя и от других дисциплины, организованности, самоотверженности, достойной настоящего советского патриота, чтобы обеспечить все нужды Красной Армии, флота и авиации, чтобы обеспечить победу над врагом.

Правительство призывает вас, граждане и гражданки Советского Союза, еще теснее сплотить свои ряды вокруг нашей славной большевистской партии, вокруг нашего Советского правительства, вокруг нашего великого вождя тов. Сталина.

Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами.

12 июня 1990 г. был принят Закон СССР "О печати и других средствах массовой информации", а 27 декабря 1991 г. - Закон РФ "О средствах массовой информации". Закон СССР декларировал свободу печати, российский закон провозглашает свободу СМИ как естественное состояние прессы.

Данный закон закрепляет дефиниции, которые определяют понятийный ряд средств массовой информации Ро

ссии. Настоящий Закон является основополагающим нормативным актом в этой области; все иные законодательные акты должны издаваться в соответствии с ним. В случае возникновения противоречий приоритет должен отдаваться Закону "О средствах массовой информации".

Его положения распространяются, во-первых, на средства массовой информации, учреждаемые в Российской Федерации и распространяемые как на территории РФ, так и за ее пределами; во-вторых, на средства массовой информации, создаваемые за пределами РФ, но распространяемые на территории РФ. При этом, как следует из ст.54 Закона, гражданам РФ гарантируется беспрепятственный доступ к зарубежным СМИ.

Закон закрепляет принцип равенства граждан России, с одной стороны, и иностранных граждан и юридических лиц, а также лиц без гражданства, с другой, применительно к реализации свободы массовой информации. В то же время в самом законе и ряде других актов для них вводятся определенные изъятия.

Так, ст.7 Закона устанавливает, что иностранцы и лица без гражданства, не имеющие постоянного места жительства в Российской Федерации, не могут выступать учредителями СМИ В случаях, если учредителем (соучредителем) средства массовой информации является иностранное юридическое лицо либо средство массовой информации создано с участием иностранных инвестиций, регистрационный сбор взимается в повышенном размере.

Закон "О средствах массовой информации" отражает специфику не столько массовости информации, сколько особенности ее производства и распространения, т.е. регулирует, прежде всего, отношении специфических участников, а не устанавливает режим массовой информации. Это подтверждает даже самый беглый обзор статей Закона.

Основные направления правового регулирования отношений в области массовой информации:

обеспечение гарантий свободы массовой информации; организация деятельности средства массовой информации; распространение массовой информации;

отношения средств массовой информации с гражданами и организациями;

права и обязанности журналиста;

межгосударственное сотрудничество в области массовой информации;

ответственность за нарушение законодательства о средствах массовой информации.

Таким образом, режим массовой информации раскрывается только через его организационно-правовую основу. С точки зрения гражданского законодательства особой специфики в отношении участников СМИ нет. Эта специфика СМИ проистекает не из ответственности участников, а из публичности массовой информации. Именно при этом основании в теории государственного права СМИ считается политическим институтом, а не потому, что здесь есть учредители, распространители, журналисты и т.д.

2. Юридические нормы о защите профессиональной деятельности журналиста.

Профессиональная деятельность журналиста нуждается в создании эффективной правозащитной системы, поддерживаемой государством и обществом, так как явления злоупотребления свободой массовой информации со стороны отдельных лиц и групп, воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста, формы экономического и иного давления на СМИ, к сожалению, получили достаточно широкое распространение. Государство гарантирует журналисту в связи с осуществлением им профессиональной деятельности защиту его чести, достоинства, здоровья, жизни и имущества как лицу, выполняющему общественный долг.

Ущемление свободы средств массовой информации, в том числе воспрепятствование законной деятельности журналистов, как отмечается в ФЗ "О СМИ", должно влечь уголовную, административную, дисциплинарную или иную ответственность.

Действующее уголовное законодательство РФ закрепляет лишь один состав преступления, потерпевшим в котором является журналист. Статья 144 Уголовного кодекса РФ предусматривает ответственность за воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов путем принуждения их к распространению либо к отказу от распространения информации. Однако в правоприменительной практике соответствующие дела почти не встречаются. “Препятствуя законной профессиональной деятельности журналиста, виновный посягает на конституционные права и свободы, закрепленные в ч.5 ст.29 Конституции РФ", “Непосредственным объектом преступления является свобода печати и других средств массовой информации. Дополнительный объект - законные права и интересы профессиональногожурналиста”.

Потерпевшим при совершении этого преступления является журналист, т.е. лицо, занимающееся сбором, редактированием, созданием или подготовкой материалов для средств массовой информации, связанное с ними трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по их уполномочию. Воспрепятствование деятельности журналиста путем применения к нему насилия или угрозы должно квалифицироваться по совокупности ст.144 и ст.111 (Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью) или 112 (Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью) УК в зависимости от тяжести насилия либо ст.119 (Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью) УК.

Воспрепятствование деятельности журналиста предполагает прежде всего воздействие как на самого журналиста, так и на близких ему лиц, с намерением помешать ему осуществить свою законную профессиональную деятельность. Воспрепятствование законной профессиональной деятельности означает лишение возможности выполнять свои профессиональные обязанности и пользоваться предоставленными ему полномочиями по сбору информации, а также создание условий, которые существенно затрудняют профессиональную деятельность.

Профессиональная деятельность ограничивается лишь той сферой, которая связана с поиском или распространением информации, а также выполнением других функций журналиста. Ответственность по ст.144 УК наступает лишь в случае воспрепятствования законной профессиональной деятельности журналиста. Законной является такая деятельность, которая не нарушает законодательства, прав и свобод других лиц. Для решения вопроса о признании деятельности журналиста законной необходимо обратиться к законодательным актам, регламентирующим деятельность журналистов и средств массовой информации в целом. Принуждение журналиста к распространению информации предполагает насильственное воздействие на него или его близких с целью заставить его обнародовать определенную информацию вопреки его воле. Принуждение журналиста к отказу от распространения информации также заключается в воздействии на журналиста или близких ему лиц, но с обратной целью - заставить отказаться от обнародования известной ему информации.

14 июля 1990 г., был принят Закон: «О собственности на территории РСФСР». Курс нового правительства стал явно реформистским, в особенности на фоне деятельности союзного Совмина, возглавляемого тогда Н.И. Рыжковым. Свидетельством тому стало назначение заместителем председателя российского правительства - председателем Государственной комиссии по экономической реформе Г. Явлинского, прежде - сотрудника аппарата Совета Министров СССР, назначение на пост министра финансов молодого честолюбивого Б.Федорова, за спиной которого был опыт работы не только в союзных органах власти, но и в международных финансовых организациях, в правительстве существовало несомненное понимание необходимости проведения аграрных реформ. Летом 1990 г. в России началась интенсивная работа по подготовке к проведению экономической реформы.

Концепция скорого реформирования экономики страны встретила поддержку значительной части депутатского корпуса России и в прессе. Необходимость реформы осознавалась и союзным руководством, и республиками. Началось снижение объемов производства, нарастали инфляционные тенденции, нарастал дефицит государственного бюджета, стремительно сокращались золотовалютные ресурсы страны. Не хватало продовольствия, время - от времени вспыхивали табачные, водочные бунты, охватывавшие крупнейшие города страны - Свердловск, Челябинск. Первый секретарь Ленинградского обкома КПСС Б.В. Гидаспов прямо говорил на заседании Политбюро ЦК КПСС осенью 1990 г.: «Я утром еду на работу, - смотрю на хвосты (очереди за продуктами.) в сто, тысячу человек. И думаю: вот трахнет кто-нибудь по витрине - и в Ленинграде начнется контрреволюция. И мы не спасем страну»1.

Для серьезных экономистов было ясно, что требовались срочные меры по изменению экономической политики, что необходима реформа цен, сокращение государственных дотаций в неэффективные сферы производства.

В ходе подготовки к экономической реформе наметилось сближение союзного и нового российского руководства. В июле 1990 г. состоялась пятичасо-

Цит. по: Пихоя Р.Г. Советским Союз: история власти... С.608.

вая встреча Горбачева и Ельцина. Горбачев пишет в своих мемуарах, что Ельцин «признал, что руководство Российской Федерации после предпринятой попытки создать собственную российскую программу перехода к рынку убедилось, что реализовать ее в рамках одной республики невозможно. Ельцин выразил уверенность, что Верховный Совет России одобрит эту программу, предусматривающую заключение экономического союза между республиками, определит и свое отношение к союзному правительству. Но реализовывать совместную программу, по мнению российского лидера, должен был специальный комитет при президенте, а не правительство Союза»1.

Договоренность Ельцина и Горбачева была оформлена специальным соглашением. Рыжков датировал этот документ 27 июлем 1990 г.2 Несколькими днями позже, 2 августа 1990 г., появилось Распоряжение Президента СССР М.С. Горбачева «О подготовке концепции союзной программы перехода на рыночную экономику как основы Союзного договора». Была образована комиссия в составе С.С. Шаталина, Н. Петракова, Л.И. Абалкина, Г. А. Явлинского, А.П. Вавилова, Л.М. Григорьева, М.М. Задорнова. В.А. Мартынова, В.М. Ма- щица, А.Ю. Михайлова, Б.Г. Федорова, Н.П. Шмелева и Е.Г.Ясина. В комиссию должны были быть включены полномочные представители правительств союзных республик. Проект концепции перехода к рынку должен был быть представлен к 1 сентября 1990 г.

Это означало формальный отказ от уже предъявленной Верховному Совету СССР концепции экономической реформы, концепции «Рыжкова-Абалкина».

Необходимо отметить личное мужество и Горбачева, и Ельцина, оказавшихся способными к совместной работе после острейшей конфронтации, характеризовавшей их отношения в течение нескольких лет - с октября 1987 г. Казалось, что конфронтация между ними уходила в прошлое. Они часто звонили друг другу, информировали о результатах договоренностей свое окружение.

Л.А. Пономарев, один и руководителей московской организации «Демократическая Россия», человек, в эту пору близкий Ельцину, рассказывал одному из авторов этой книги, что Борис Николаевич в эти месяцы 1990 г. с явным удовлетворением говорил об улучшении отношений с Горбачевым, об их совместной заинтересованности в успешном завершении доработки программы «500 дней». И Горбачев, по воспоминаниям его помощника А.Черняева, с энтузиазмом рассказывал: «Начинается самое главное. Это - уже окончательный прорыв к новому этапу перестройки. ... Подводим под нее адекватный базис...». На эту тему, - писал в своих мемуарах А.Черняев, - он (М.С. Горбачев. - Авт.) соскальзывал, о чем бы не шла речь»3.

Идея перехода к экономическим реформам в рамках всех союзных республик, высказывавших намерение остаться в СССР, получила поддержку у руководителей этих республик. Совет Федерации и Президентский совет на своем 1

Горбачев М.С. Жизнь и реформы. М., Кн. 1. С.574.

Рыжков Н.И. Десять лет великих потрясений, С. 431-433; Горбачев М.С.Жизнь и реформы.

Кн.1, С. 572.

Черняев А.С. Шесть лет с Горбачевым. По дневниковым записям. М., 1993, С. 365.

заседании 30-31 августа 1990 г. поддержали программу Шаталина-Явлинского, программу «500 дней».

Об успешности сотрудничества с Ельциным и больших надеждах, связанных с принятием программы «500 дней», и о намерениях начать реальную экономическую реформу уже в ближайшие месяцы Горбачев говорил своим западным партнерам - М. Койвисто, Дж. Андреотти, Дж. Бушу, Дж. Бейкеру, Д. Херду151.

Поддержка Горбачева программы перехода к рынку обеспечивала ему поддержку со стороны значительной части прессы, а также в кругах радикально настроенной интеллигенции, давало надежду на преодоление экономического кризиса в стране, создавало предпосылки для успешного проведения переговоров с республиками о заключении нового Союзного договора.

Был заинтересован в союзе с Горбачевым и Ельцин. Программа «500 дней» концептуально исходила из проведения единой, скоординированной экономической политики в рамках всего СССР. Уже поэтому необходимо было нормализовать отношения с союзным центром - в данном случае - с Президентом СССР. Экономика России теснейшим образом была интегрирована в экономику Союза. Во многих случаях Россия выступала как начальное звено в технологической цепочке производства продукции, обеспечивала Союз металлом, лесом, нефтью и газом, а заключительные стадии производства осуществлялись в других союзных республиках - на Украине, в Белоруссии и др. Разрыв экономических связей с союзными республиками и с союзными ведомствами был чреват ухудшением экономического положения России.

Сближение с Горбачевым укрепляло политические позиции Ельцина, опровергало расхожее обвинение его противников о «неспособности договориться» с Горбачевым, способствовало нормализации его отношений с многочисленной коммунистической фракцией Съезда и Верховного Совета РСФСР.

Однако с началом работы выявились серьезные противоречия между двумя «командами» - реформистской, куда вошли члены российского правительства и ряд экономистов Академии наук - С.С. Шаталин, Н. Петраков А. Аганбегян - и союзной властью, представленной премьером Н.И. Рыжковым и его заместителем, академиком Л.И. Абалкиным.

Принципиальным противником программы стал заместитель Рыжкова - академик Абалкин, убежденный сторонник «стабилизации перед реформой». Практически одновременно с достижением договоренности между Горбачевым и Ельциным началась атака на позиции Ельцина, посыпались обвинения в его адрес и адрес его сторонников.

Законодательная власть РСФСР заняла по-своему двойственную и противоречивую позицию - с одной стороны, концептуально программа «500 дней» предполагала проведение экономических реформ синхронно во всех республиках СССР; с другой стороны, объективная логика осуществления в жизнь «Декларации о государственном суверенитете России» требовала повышения статуса республики в СССР, приводила к противопоставлению экономических интересов РСФСР - интересам союзного правительства.

Верховный Совет РСФСР и Президиум Верховного Совета летом и осенью 1990

г. интенсивно работали над повышением государственного статуса России в СССР и созданием юридической базы для перехода России к рыночным отношениям. 13

июля 1990 г. Верховным Советом было принято Постановление «О Государственном банке РСФСР и о банках на территории республики», положившее начало созданию российской банковской системы. 14

июля 1990 г.

Было принято Постановление Президиума «Об основных принципах осуществления внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР», которым устанавливалось, что «... все юридические лица и отдельные граждане независимо от формы собственности, действующие на территории РСФСР, имеют право участия во внешнеэкономической деятельности и прямого выхода на внешний рынок»152. Этим Постановлением отменялась монополия государства в сфере внешней торговли, многие десятилетия служившая одним из отличительных признаков советской экономической системы.

Начинался конфликт российского и союзного законодательства. Параллельно с этим возникали реальные конфликты в области реализации прав России и Союза ССР в сфере управления экономикой. Союзные органы спешили заключить крупные контракты с зарубежными корпорациями, основным плательщиком по которым объективно должна была быть Россия.

Начался процесс акционирования и приватизации предприятий союзного подчинения, расположенных на территории России. Все это наносило прямой ущерб экономическим интересам, и суверенитету России. Разногласия между российским и союзным руководством нарастали.

31 августа на очередном заседании Президиума Верховного Совета РСФСР Ельцин выступил с информацией о ходе переговоров с союзным руководством по программам экономической реформы. «Тов. Горбачев М.С. предложил две программы слить, - говорил Ельцин. - Это то же самое, как соединить амперы и километры. Это невозможно. Совершенно другие принципы заложены». Концептуальное различие между двумя программами Ельцин видел в том, что группа Шаталина - Явлинского предлагает, чтобы экономическая политика осуществлялась через суверенные республики в составе СССР, «а правительственная программа - она опять-таки насильственная программа сверху: вот мы вам диктуем, а вы исполняйте, и все»153.

В этом эмоциональном высказывании Ельцина - ключ к пониманию конфликта вокруг программы «500 дней». В спорах на первый план выходили не экономические аспекты - они представляли в то время интерес только для немногочисленных специалистов154. Общий смысл необходимости перехода к рыночным отношениям был очевиден для большинства тогдашних политиков.

Спор шел о будущей политической организации Союза: должно ли остаться унитарное государство, что вытекало из концепции Рыжкова, или его сменит конфедерация республик, как это следовало из программы «500 дней». В этом смысле симпатии Горбачева должны были в конце-концов склониться на сторону Рыжкова.

Ельцин решительно и однозначно поддерживал программу Шаталина - Явлинского. Об этом он еще раз заявил 1 сентября на пресс-конференции, посвященной итогам его месячной поездки по стране - за 22 дня он посетил Кузбасс, Воркуту, Татарию, Башкирию, Сахалин, Приморье, встречался и разговаривал с людьми1... Он собственными глазами увидел, что терпение народа на исходе.

Экономический кризис привел к бунту в Челябинске, в городе несколько дней продолжались беспорядки, был разгромлен Курчатовский райисполком областного города. «Многочасовые очереди и бесконечные дефициты, поиск самых необходимых вещей и продуктов доводят людей до отчаяния, вынуждают выходить на улицы и площади городов», - писал челябинский корреспондент «Советской России» А. Усольцев2. Огромные очереди за хлебом стояли в Новгороде, пропал хлеб в булочных Ленинграда, в Свердловске исчез табак, проблемой стала покупка мыла, стирального порошка и других самых необходимых вещей3.

И сентября, когда программа перехода к рынку Шаталина-Явлинского была принята Верховным Советом РСФСР, а Верховный Совет СССР приступил к обсуждению доклада Рыжкова об экономической реформе, на Москву были двинуты десантные армейские части. Ельцин не скрывал своих опасений в этой связи. «Нам пытаются доказать, - говорил он, выступая на заседании Верховного Совета РСФСР, - что это мирное мероприятие, связанное с подготовкой к параду, однако есть сильное сомнение в этом».

В ответ с яростным опровержением выступил в «Известиях» командующий Воздушно-десантными войсками генерал-полковник В. Ачалов, заявивший, что войска прибыли в Москву для подготовки к параду, а другие воинские части десантников направлены для уборки картошки. Странные и страшноватые военные маневры шли на фоне борьбы вокруг будущего экономических и политических реформ в СССР и воспринимались, конечно, в этом контексте.

На заседании Политбюро ЦК КПСС 13 сентября звучали голоса о том, что Ельцин под шумок переговоров о единстве действий готовит свержение Горбачева. Сам Горбачев пошел по существу на разрыв прежних договоренностей 0

совместном осуществлении «программы Явлинского-Шаталина». Верховный Совет СССР принял внешне нейтральное, по сути - концептуальное решение: поручить Рыжкову объединить свою программу и программу Шаталина - Явлинского. Так элегантно убиралась возможность обсуждать впредь на уровне союзного руководства «неразбавленную» программу «500 дней». Человеку, принципиально отвергавшему эту программу, предлагалось ее «доработать».

Советская Россия. 1990. 5,6 августа. 21 сентября в 8 часов 25 минут утра в Москве, на пересечении улицы Горького и переулка Александра Невского водитель Жигулей ВАЗ 2102 врезался в автомобиль Волга-ГАЗ 3102, в котором следовал Б.Н. Ельцин. Удар пришелся на переднюю правую дверь, за которой был Ельцин. Обе двери автомобиля заклинило, Ельцин получил сотрясение мозга. Удар пришелся в височную часть головы и в бедро. Был травмирован позвоночник. В этой истории было много непонятного - американский публицист И. Валента уверяет, что столкновение произошло на следующий день после встречи Ельцина с делегацией, в которую входил С. Фойо, человек, близкий к президенту США Д. Бушу, входивший в штаб его избирательной кампании. На этой встрече, 20 сентября, Ельцин попросил С. Фойо организовать встречу с президентом США. На следующий день Ельцин попал в автомобильную катастрофу, ответственность за которую И. Валента возлагал на КГБ1. Сам Б.Н. Ельцин считал произошедшее обычной автомобильной аварией, дорожно-транспортным происшествием2. Но в контексте сентябрьских событий авария воспринималась однозначно - Ельцина хотели убить.

Позиции российского и союзного руководства все больше расходились. 21

сентября 1990 г., выступая на сессии Верховного Совета СССР, Президент СССР потребовал предоставлять ему чрезвычайные полномочия, включая право введения президентского правления в союзных республиках и роспуска их высших органов государственной власти.

В российском руководстве это заявление было расценено как прямая угроза и посягательство на права республики, и уже на следующий день, 22

сентября, Президиум Верховного Совета РСФСР принял Постановление, где было заявлено, что в сложившейся ситуации предоставление Президенту СССР запрошенных им чрезвычайных полномочий недопустимо; что в случае представления чрезвычайных полномочий Президиум Верховного Совета РСФСР примет все необходимые меры для защиты конституционного строя. В тот же день Президиум утвердил состав делегации Верховного Совета РСФСР и Совета Министров РСФСР для ведения переговоров с союзными республиками3. 24

сентября 1990 г. вышел Закон Союза ССР «О дополнительных мерах по стабилизации экономической и общественно-политической жизни», которым Президенту СССР предоставлялись запрошенные им полномочия на период до 31 марта 1992 г. Он имел право издавать указы, которые получали силу законов, «... если Верховный Совет СССР не признает необходимым установить иные правила», создавать органы власти и государственные структуры, необходимые для проведения реформ. 24

сентября 1990 г. вышло Постановление ВС СССР «О неотложных мерах по стабилизации народного хозяйства и программе перехода к рыночной экономике», где признавалось необходимым «на базе проекта программы, представленной Советом Министров СССР, подготовить единую программу перехода к рынку»4.

Ельцин Б.Н. Записки президента. М., 1994, с.45-46. 3

ГАРФ. Ф. 10026. Оп. 1. Д. 1261 Л. 1-4.