Домой / Проверка личности Продавца квартиры / Верховный суд запустил реформу судов общей юрисдикции. Судебная реформа в России. Плюсы и минусы создания апелляционных и кассационных судов Новые кассационные суды

Верховный суд запустил реформу судов общей юрисдикции. Судебная реформа в России. Плюсы и минусы создания апелляционных и кассационных судов Новые кассационные суды

На минувшей неделе пленум Верховного суда (ВС) РФ одобрил проект закона о создании в системе общей юрисдикции пяти отдельных апелляционных и девяти кассационных судов: документ предусматривает возможность унифицировать практику обжалования судебных решений с действующей системой арбитражных судов.

Один из авторов предложенных поправок к Федеральному конституционному закону «О судебной системе Российской Федерации», председатель ВС РФ Вячеслав Лебедев считает, что план судебных реформ поможет в решении не только профильных задач, но и экономических проблем страны. К примеру, создание экстерриториальных инстанций позволит повысить независимость судебных решений, что, в свою очередь, благотворно отразится на инвестиционном климате.

Кроме того, исключение из компетенции президиумов судов субъектов полномочий, связанных с рассмотрением дел по кассационным жалобам, поможет обеспечить баланс между независимостью судов и иерархичной структурированностью судебной системы, передает портал РАПСИ , авторы которого называют прошедший пленум ВС «важнейшим событием лета государственной важности».

Апгрейд независимости

Авторы серии поправок к законодательству считают, что приведение структуры судов общей юрисдикции к принципам системы арбитражных судов способно достаточно быстро поднять доверие общества к судебной системе как независимой ветви власти.

По словам Вячеслава Лебедева, на сегодняшний день апелляционная и кассационная инстанции сосредоточены в судах субъектов РФ: там обжалуются решения районных судов из этого же субъекта, обе инстанции входят в общую структуру суда - и даже располагаются в тех же зданиях, что и городские, и областные суды.

Инстанции разные, но суд-то - один коллектив. Поэтому резонно каждую инстанцию разделить, чтобы она была самостоятельной, пояснил Лебедев.

В апгрейде нуждается и неравная система обжалования, действующая сейчас внутри судов общей юрисдикции: для обжалования решений райсудов существует апелляционная (областные суды) и две кассационные инстанции (президиум областных судов и ВС), для ряда категорий дел, которые рассматривают по первой инстанции суды субъектов РФ апелляционной инстанцией является коллегия ВС, а кассационные вообще не предусмотрены.

Вариант, принятый на пленуме ВС, уравнивает эту конфигурацию: кассационные суды получат право рассматривать жалобы на вступившие в законную силу судебные акты, принятые районными судами, жалобы на решения областных судов и на решения апелляционных судов. Иными словами, кассационные суды станут единой инстанцией на этом уровне для мировых судей и районных судов и полностью заменят президиумы областных, районных и других судов.

Стоимость оптимизации

Ряд поправок, принятых на пленуме ВС РФ, касается оптимизации судебной нагрузки на судей. Проект призван перераспределить полномочия внутри системы и сократить загруженность самых востребованных судей.

На данный момент происходит подбор городов, в которых будут созданы новые суды, исходя из наличия зданий для их размещения. ВС РФ предлагает открыть кассационные суды в столичном здании управления суддепартамента и в бывшем здании петербургского горсуда. В Калуге, Казани, Краснодаре, Перми, Кемерово новые суды предлагается разместить в здании арбитражных судов, во Владивостоке - в здании Дальневосточного университета. Апелляционные суды предлагается разместить в Cанкт-Петербурге, Воронеже или Иваново, в Краснодаре или Сочи, а также в Нижнем Новгороде и Томске.

По предварительным подсчетам, этот пункт реформы обойдется приблизительно в 4,4 миллиарда рублей. Чтобы полностью обеспечить кадрами кассационные суды, потребуется 723 судьи, для работы апелляционных судов - 181 судья. Обеспечивать их деятельность должны 2049 и 362 работника аппарата, а также 143 и 30 сотрудников охраны соответственно, Эти цифры не окончательные: в ВС РФ признают, что многое будет зависеть от параметров реформы, которые еще обсуждаются.

По мнению председателя комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Павла Крашенинникова, создание кассационных окружных судов - это «большая антикоррупционная мера». Действительно, все больше экспертов признают факт копирования текстов судебных решений надзорными инстанциями. Эти ошибки будет проще исправлять при увеличении инстанций для обжалования, которые проверяют законность и обоснованность приговора.

Поправки к закону должны вступить в силу 1 июля 2018 года; впрочем, сроки могут отодвинуться, в случае изменения концепции, после того как законопроект внесут в Госдуму осенью. Сейчас проект поправок будет направлен на согласование в правительство и другие заинтересованные ведомства.

В 2018 году на территории РФ готовится к внедрению большая и кардинальная судебная реформа. Серьезные изменения коснутся системы кассации: будут открыты дополнительные кассационные и апелляционные суды.

Новый принцип работы системы построен таким образом, что теперь юристам Свердловской области подавать апелляционный иск нужно не в Екатеринбурге, а в Петербурге либо в Перми. Давайте более детально рассмотрим нюансы реформы и попробуем определить точки ее влияния на простых жителей, судей и юристов.

Проект судебной реформы в России 2018 года

Уже давно подобного рода законопроект созревал и готовился к воплощению, так как еще 17 лет назад Госдума в первом слушании приняла законопроект относительно апелляционных и кассационных судов, вот только дальше первого слушания дело так и не пошло, так как законопроект не нашел единомышленников и поддержки. Весной 2017 года снова был поднят данный вопрос. И Вячеслав Лебедев предложил откорректированный проект, с указанием предложений относительно создания судебной линии, с действиями по алгоритму арбитража.

По предложенному проекту подразумевается создание 9 кассационных и 5 апелляционных судов. Данные цифры были взяты не из воздуха, а на основе проведенного многолетнего анализа нагрузки судов.

На данный момент районные кассации рассматриваются президиумами областных судов, а апелляции — непосредственно областными судами. Те же, в свою очередь, контролируются Верховным судом, для них кассации не существует. По новой задумке система должна не только исправить данный недочет (относительно кассаций), но и существенно разгрузить Верховный суд.

В июле текущего года Верховным судом было вынесено положительное решение относительно данного законопроекта, который предположительно уже появится на обсуждении в осенней сессии Госдумы.

Для юристов

Апелляционный суд (по предварительным задумкам) будет локализован в Петербурге, а в Перми разместят кассационный. Юристы считают, что судебные споры от распределения судов по разным регионам только выиграют, так как максимально исключены моменты с коррупцией.

Для судов

Предусматривается увольнение более трех сотен госслужащих и более сотни судей. В апелляционных судах будет создано 5 мест для судебных председателей, 161 место для судей и 15 для замов председателей. Для открытия кассационных судов будут сокращены порядка тысячи госслужащих, около семи сотен судей. В кассационных судах откроются 9 председательских мест, 678 мест для судей и 36 мест для председательских заместителей. Судьям придется переезжать со своими судьями, в законопроект бюджет для этих целей заложен.

Кто именно попадет под сокращение, можно будет узнать только после утверждения законопроекта.

Для граждан

Граждане ощутят на себе судебную реформу:

    по увеличенной стоимости услуг адвокатов;

    возможность присутствия на судебном заседании посредством видеоконференции;

    исключение непрофессиональных юристов;

    сокращение сроков рассмотрения дел.

Для бюджета

Для того чтобы создать новые ветки судов, необходимо в общей сложности выделить из государственного бюджета порядка 4,5 миллиарда рублей.

Верховный суд дал старт масштабной реформе судов общей юрисдикции. ВС РФ планирует создать отдельные апелляционные и кассационные суды в системе, что даст возможность объективно рассматривать жалобы участников судебных споров. Всего будет открыто 5 апелляционных и 9 кассационных судов. Соответствующий законопроект уже зарегистрирован в Госдуме.

Что случилось?

На рассмотрение Государственной Думы поступил законопроект № 374020-7 «О внесении изменений в федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции». Автором инициативы выступил Верховный суд РФ, который планирует создать новую систему судов общей юрисдикции уже к 1 июля 2018 года (именно такая дата вступления в силу фигурирует в проекте).

Новые суды: 5 апелляционных и 9 кассационных

Верховный суд собирается перенести в систему судов общей юрисдикции модель, которая успешно работает в системе арбитражных судов. Для этого необходимо создать суды апелляционной и кассационной инстанций по экстерриториальному признаку. Новые суды будут действовать в составе президиума коллегий по гражданским, административным, уголовным делам и по делам военнослужащих. Всего будут созданы 5 апелляционных судов с численностью 37 судей:

Также планируется создать 9 кассационных судов с разной численностью судей:

  • Первый кассационный суд общей юрисдикции — город Калуга Калужской области;
  • Второй кассационный суд общей юрисдикции — город Москва;
  • Третий кассационный суд общей юрисдикции — город Санкт-Петербург;
  • Четвертый кассационный суд общей юрисдикции — город Краснодар Краснодарского края;
  • Пятый кассационный суд общей юрисдикции — город Пятигорск Ставропольского края;
  • Шестой кассационный суд общей юрисдикции — город Казань Республики Татарстан;
  • Седьмой кассационный суд общей юрисдикции — город Пермь Пермского края;
  • Восьмой кассационный суд общей юрисдикции — город Кемерово Кемеровской области;
  • Девятый кассационный суд общей юрисдикции — город Владивосток Приморского края.

До сих пор апелляционные жалобы по гражданским и уголовным делам рассматривают верховные суды республики или областные (краевые) суды, если решение принял районный суд. Решения таких судов, вынесенные как в первой инстанции, так и во второй инстанции, приходится обжаловать в Верховный суд. Именно так прописано в статье 320 ГПК РФ , а также в УПК РФ . И это собирается изменить Верховный суд РФ. Кроме того, поправки должны быть внесены в Кодекс административного судопроизводства и ряд федеральных законов.

Для чего все это нужно?

В пояснительной записке к законопроекту ВС РФ отмечает, что выделение в подсистеме судов общей юрисдикции самостоятельных кассационных и апелляционных судов, которые не будут связаны рамками административно-территориального деления субъектов, усовершенствует инстанционное устройство судов общей юрисдикции и оптимизирует судебную нагрузку. Положительную работу такой модели уже доказала деятельность таких инстанций в системе арбитражных судов.

После того как новый закон пройдет парламент и будет подписан Президентом РФ, Пленум ВС РФ примет решение о дне начала деятельности апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции. Это может произойти только после назначения на должности двух третей от установленной численности судей соответствующего суда.

Пять апелляционных и девять кассационных судов общей юрисдикции могут появиться в РФ после 1 июля 2018 года. Разместить их предполагается в крупных российских городах, включая обе столицы. Это следует из текста законопроекта (есть в распоряжении «Известий»), который 13 июля рассмотрит на своем заседании пленум Верховного суда РФ (ВС РФ), после чего документ поступит в Госдуму. Такие меры позволят унифицировать работу судов общей юрисдикции по аналогии с арбитражными судами - их вышестоящие инстанции также находятся в других регионах.

Апелляционные суды предлагается разместить в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Томске. Кроме того, рассматривается вариант размещения суда в Воронеже или Иваново, а также в Краснодаре либо Сочи. Кассационные суды, согласно проекту документа, могут появиться в Калуге, Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Пятигорске, Казани, Перми, Кемерово и Владивостоке. Как следует из приложения к законопроекту, в кассационных судах будут работать 723 судьи, в апелляционных -181. Дополнительные расходы Судебного департамента при ВС при этом оцениваются в 4,4 млрд рублей - из федерального бюджета на эти цели потребуется 3 млрд рублей, полагают авторы инициативы. Ранее глава ВС Вячеслав Лебедев оценивал связанные с реформой расходы в 3,828 млрд рублей.

ПОДРОБНЕЕ ПО ТЕМЕ

Такие новеллы, как объяснял Вячеслав Лебедев, дадут больше гарантий независимости и объективности судей. В качестве аргумента он ссылался на то, что сегодня в судах областного уровня решения райсудов обжалуются в апелляционном порядке, а затем и в кассационном: «Инстанции разные, но коллектив-то один (имеется в виду коллектив суда. - «Известия»). Поэтому резонно каждую инстанцию разделить».

С этим согласны и два собеседника «Известий», знакомых с ходом разработки законопроекта. Они отмечают, что сложившееся положение недопустимо.

Выстраивается стройная, логичная, целостная система судебной власти в стране, которая предполагает жесткое разграничение сфер компетенции, - заявил один из них.

По его словам, при выборе места расположения апелляционных и кассационных судов учитывались имеющиеся возможности (например, наличие в городе подходящих зданий), а также географическое удобство их расположения для граждан.

Также в ходе реализации инициативы возникнет вопрос и с назначением судей в новые суды. Собеседник «Известий» отметил, что на замещение вакансий смогут претендовать судьи, работающие сейчас в областных и краевых судах. При этом на расходах на кадровый вопрос можно будет сэкономить - за счет перераспределения имеющихся сейчас незаполненных ставок в судах.

Поправки в законы в случае принятия их Госдумой могут вступить в силу уже с 1 июля 2018 года, однако начать работу новые суды смогут только после соответствующего решения пленума ВС и после назначения не менее двух третей судей от общего состава.

В Федеральной палате адвокатов ранее положительно оценили идею территориально развести апелляционную и кассационную инстанции, отделив их от региона, в котором находится суд, рассматривающий дело по существу.

Публикации, 08:58 17.07.2017

© РАПСИ

Верховный суд предложил формулу независимости судебных решений

Контекст

Пленум Верховного суда (ВС) РФ 13 июля одобрил законопроект о создании в системе общей юрисдикции пяти отдельных апелляционных и девяти кассационных судов. Практику обжалования судебных решений в них планируется унифицировать с действующей системой арбитражных судов.

В последнее время актуальность судебной реформы стала обсуждаться с новой силой. Акцент на ее востребованности ставит как общественность и бизнес-сообщество, так и президент. Полтора месяца назад Владимир Путин на пленарном заседании Петербургского международного экономического форума уделил особое внимание .

Практически все обсуждаемые на недавнем форуме стратегии социально-экономического развития страны неизменно включают в себя план судебной реформы и, в первую очередь, укрепление независимости судебной системы. В этом контексте, решение последнего пленума ВС может стать важнейшим событием лета государственной важности.

Спустя чуть более месяца после экономического форума пленум ВС принял предложенный председателем ВС РФ Вячеславом Лебедевым план реформ, который очевидным образом заточен под решение не только профильных задач, но и экономических проблем страны.

Намерение авторов изменений в Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" создать экстерриториальные инстанции соответствует давнему общественному запросу на разрыв возможных связей между судами и региональными властями. Такое решение позволит повысить независимость судебных решений, что, по мнению экспертов, должно благотворно отразится на инвестиционном климате.

Авторы законопроекта, в частности, предлагают исключить из компетенции президиумов судов субъектов полномочия, связанные с рассмотрением дел по кассационным жалобам. Такая реорганизация призвана обеспечить баланс между независимостью судов и иерархичной структурированностью судебной системы.

Суды общей юрисдикции заимствуют успешный опыт реформы системы арбитражных судов,

Планируемые изменения

Идея унифицировать работу судов общей юрисдикции на основе системы арбитражных судов поднималась неоднократно на протяжении всех лет . Коммунисты даже вносили соответствующую поправку во время обсуждения проекта реформы в Думе, однако она была отклонена.

В арбитражной системе РФ действуют 21 апелляционных и 10 окружных кассационных арбитражных судов, границы которых не совпадают с административно-территориальным делением: такая «нарезка» была введена Высшим арбитражным судом, чтобы исключить зависимость от административной вертикали. С 2006 по 2015 (год упразднения ВАС) годы юристы регулярно отмечали, что после реформы независимость арбитражных судов и судей от местных властей значительно увеличилась.

Объективные основания для смены системы заключаются в том, что сейчас апелляционная и кассационная инстанции сосредоточены в судах субъектов РФ. Там обжалуются решения районных судов из этого же субъекта. Обе инстанции входят в общую структуру суда и даже располагаются в тех же зданиях, что и городские, и областные суды. «Инстанции разные, но суд-то - один коллектив. Поэтому резонно каждую инстанцию разделить, чтобы она была самостоятельной», - объясняетЛебедев.

Другой проблемой является неравная система обжалования, действующая сейчас внутри судов общей юрисдикции. Для обжалования решений райсудов существует апелляционная (областные суды) и две кассационные инстанции (президиум областных судов и ВС). А для ряда категорий дел, которые рассматривают по первой инстанции суды субъектов РФ апелляционной инстанцией является коллегия ВС, а кассационные вообще не предусмотрены.

В принятом пленумом варианте конфигурация уравнивается. Кассационные суды получат право рассматривать жалобы на вступившие в законную силу судебные акты, принятые районными судами, жалобы на решения областных судов и на решения апелляционных судов. Таким образом, кассационные суды станут единой инстанцией на этом уровне для мировых судей и районных судов и полностью заменят президиумы областных, районных и других судов. Председатели создаваемых судов будут иметь примерно те же полномочия, что и главы районных судов, время их работы хотят ограничить максимум двумя сроками.

За президиумами же областных судов сохраняются полномочия по обобщению судебной практики, т.е. на информационно-разъяснительную работу. Однако, давать разъяснения, обязательные к исполнению другими судами, сможет только Верховный суд. Таким образом достигается единство судебной практики и реализуется принцип правовой определенности.

Областные суды, в целом, продолжат пересматривать дела в апелляционном порядке. Новые апелляционные суды получат только часть их полномочий: в частности, рассмотрение частных жалоб на определения судов субъектов и самого ВС. Это исключит ситуацию, при которой проверка судебного акта осуществляется в том же суде, которым дело рассматривалось в качестве суда первой инстанции.

Из ведения ВС как высшего судебного органа будет исключено рассмотрение дел по жалобам на не вступившие в законную силу судебные акты нижестоящих судов. «Верховный суд не должен заниматься пересмотром дел по фактическим обстоятельствам», - объяснил это решение секретарь пленума, судья ВС РФ Виктор Момотов. По его словам, ВС должен «сосредоточиться на главном: на формулировании правовых позиций, обобщении судебной практики и руководстве всей судебной системой».

Оптимизация

Другой актуальной задачей проекта является оптимизация судебной нагрузки на судей: перераспределение полномочий внутри системы и сокращение загруженности самых востребованных судей. В частности, зампреды региональных судов лишатся полномочий по формированию составов для рассмотрения конкретных дел.

Не будет таких полномочий и у зампредов вновь создаваемых судов. Планируется внедрение электронной системы распределения дел, позволяющей делать это без учета «человеческого фактора», что должно заметно способствовать независимости и объективности судей при рассмотрении дела.

По предварительным оценкам, для обеспечения кадрами кассационных судов потребуется 723 судьи, для работы апелляционных судов - 181 судья. Обеспечивать их деятельность должны 2049 и 362 работника аппарата, а также 143 и 30 сотрудников охраны.

Как следует из финансово-экономического обоснования, реформа обойдется приблизительно в 4,4 млрд рублей. На создание кассационных судов потребуется 3,6 млрд рублей. Сумма не окончательная, предупреждают в Верховном суде: многое будет зависеть от параметров реформы, которые еще обсуждаются.

Сумма эта не настолько велика, как может показаться, если учесть, что в целом, цена накопившихся проблем судебной системы, по оценке гендиректора судебного департамента при ВС РФ Александра Гусева, сделанной в декабре 2016 года, составила не менее 50 млрд рублей.

«Но мы понимаем проблемы бюджета, поэтому все задачи стараемся решать в рамках средств, которые нам готова предоставить казна», - отмечал тогда Гусев. Поэтому введение апелляционных и кассационных судов планировалось сделать за счет перераспределения уже имеющихся средств.

Поэтому сейчас ВС выбирает города для создания новых судов, исходя из наличия зданий для их размещения. Кассационные суды ВС предлагает открыть в московском здании управления суддепартамента, в бывшем здании петербургского горсуда. В Калуге, Казани, Краснодаре, Перми, Кемерово новые суды предлагается разместить в здании арбитражных судов. А во Владивостоке - в здании Дальневосточного университета. Для размещения апелляционных судов предлагается Cанкт-Петербург, Воронеж или Иваново, Краснодар или Сочи, а также Нижний Новгород и Томск.

Предпосылки проекта

Председатель комитета по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников называет проект создания кассационных окружных судов «большой антикоррупционной мерой». Вероятно, имеется в виду признаваемый большинством экспертов факт копирования текстов судебных решений надзорными инстанциями. Поэтому ошибки, которые Крашенинников называет эффектом «замыливания глаза», больше шансов исправить при увеличении инстанций для обжалования, которые проверяют законность и обоснованность приговора.

Но гораздо большее значение, как показывает мировой опыт, в этом вопросе имеет не количественные, а качественные изменения. К последним следует причислить долгожданное создание экстерриториальных инстанций. Необходимость внедрения их в систему общей юрисдикции активно обсуждается в профессиональном сообществе уже более десяти лет, являясь одной из наиболее чаемых идей судебной реформы.

В частности, в 2013 году в интервью «Российской газете» полпред правительства РФ в высших судебных инстанциях Михаил Барщевский и советник председателя Конституционного Суда РФ Тамара Морщакова называли организацию по экстерриториальному принципу судебных территорий, не совпадающих с административно-государственным делением, как одну из важнейших мер по устранению факторов зависимости судов и судей.

«Данный подход к устройству судебной системы, известный из дореволюционной российской истории и апробированный в последнее двадцатилетие в арбитражных судах, где судебные округа охватывают территории нескольких субъектов федерации, позволил бы также создать и в системе судов общей юрисдикции самостоятельные апелляционные и кассационные инстанции. Это усилило бы их эффективность при проверке судебных актов, способствовало бы преодолению сращивания судов с региональной властью и органами уголовного преследования. Были бы обеспечены существенно большие возможности оспаривания судебных приговоров и решений за пределами субъекта федерации, а также затруднено использование административного ресурса для влияния на суд», - писали тогда Барщевский и Морщакова.

Следующим шагом реформы они предлагали создание по экстерриториальному принципу самостоятельной административной юрисдикции, отделенной как от уровня местной власти, так и от органов власти субъектов РФ.

А в октябре 2015 года в своей лекции о судебной реформе один из авторов Конституции проректор МГУ Сергей Шахрай называл первым «невыученным уроком» «независимую нарезку» судебных округов.

«Судебная реформа 1864 года сознательно «разводила» границы судебных округов с границами губерний. Этот подход обеспечивал независимость судов от губернских властей. В современной России этот принцип не действует - суды общей юрисдикции полностью вписаны в границы субъектов федерации», - объяснял Шахрай.

Так что организация по экстерриториальному принципу судебных территорий станет не только важным шагом в развитии судебной реформы, но и позволит создать историческую связь с наилучшими разработками именно отечественной судебной системы дореволюционной эпохи.

Перспективы проекта

Поправки в законы должны вступить в силу 1 июля 2018 года. Однако сроки могут отодвинуться, в случае изменения концепции, после того, как законопроект внесут в Госдуму осенью. Сейчас его направят на согласование в правительство и другие заинтересованные ведомства. Вряд ли следует ожидать каких-либо препятствий для принятия этой инициативы, которую одобрил Путин еще в прошлом году, но усовершенствования, судя по всему, планируются.

Уже обсуждается идея постепенного повышения госпошлины за подачу апелляционной и кассационной жалоб. Сейчас она фиксированная и составляет 150 рублей для физлиц и 3000 рублей для компаний. Ее можно привязать, например, к цене иска для состоятельных участников споров. Момотов предлагает предоставить суду возможность снизить пошлину исходя из обстоятельств, чтобы сумма оставалась подъемной для обычных граждан.

Среди возможных и желательных изменений в проект эксперты называют контроль за «пропиской» судей. При переходе судей в апелляцию или кассацию во избежание коррупционной составляющей их желательно назначать не в соседний регион, а подальше.

Также, в качестве обязательного следующего шага реформы, напрашивается плавный переход к профессиональному представлению интересов в апелляции и кассации.