Домой / Продавец квартиры / Петрова Л.А.Административная реформа и сельская библиотека. «За» и «против» децентрализации библиотечной сети. Департамент культуры и архивного дела воронежской области государственное бюджетное учреждение культуры воронежской области «воронежская областн

Петрова Л.А.Административная реформа и сельская библиотека. «За» и «против» децентрализации библиотечной сети. Департамент культуры и архивного дела воронежской области государственное бюджетное учреждение культуры воронежской области «воронежская областн

Селиванова Т.Ф., Библиотека и власть: грани взаимодействия: по материалам социологического исследования / Т.Ф. Селиванова / Муниципальная власть. – 2006. – № 3. – С. 108-113.

БИБЛИОТЕКА И ВЛАСТЬ: ГРАНИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

(по материалам социологического исследования)

В Федеральном законе № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» нашли отражение вопросы библиотечного обслуживания в муниципальных образованиях (гл. 3, ст. 14). И это представляется не случайным. Муниципальные библиотеки внесли существенный вклад в развитие системы местного самоуправления посредством своего взаимодействия с населением и органами местной власти.

В свою очередь, органы местного самоуправления не менее заинтересованы в развитии общедоступных библиотек, поскольку несут ответственность за качество жизни местного сообщества, правовое воспитание и просвещение граждан, обучение их основам организации жизни в новых условиях, приобщение к культуре и информации. Как правило, органы местного самоуправления содействуют успешной деятельности библиотек: принимают меры по их технической модернизации, участвуют в их работе, поддерживают в инновационных начинаниях. Во многих сельских модельных библиотеках проходят Дни депутатов, совещания глав администраций районов и другие мероприятия.

Библиотеки Чувашской Республики предоставляют органам местного самоуправления всю необходимую информацию для их финансовой, экономической и организационной деятельности, становятся деловыми партнерами в творческом взаимодействии, направленном на реализацию единых целей и задач.

Однако сведения о том, в каком объеме представители органов местного самоуправления получают необходимую им информацию, каковы их профессиональные установки и предпочтения, практически отсутствуют. Эта проблема вызвала необходимость изучения информационных потребностей муниципальных служащих, состояния информационной базы в помощь местному самоуправлению, ее соответствия требованиям муниципальной реформы, роли библиотек в информационном обслуживании органов местного самоуправления всех уровней.

Целью исследования «Библиотека и власть. Грани взаимодействия», проведенного Национальной библиотекой Чувашской Республики в 2005 году, являлось выявление информационных потребностей специалистов органов местного самоуправления, наиболее эффективных форм и методов оказания информационных услуг, выбора приоритетного направления во взаимодействии «библиотека-власть».

Объектом исследования стали взаимоотношения библиотеки и органов власти.

Предметом исследования были выбраны информационные потребности муниципальных служащих и соответствие им информационно-ресурсной базы библиотек.

Для достижения поставленной цели предстояло решить следующие задачи:

1) проанализировать состояние информационной базы;

2) определить степень удовлетворения информационных запросов;

3) выявить уровень внедрения информационных технологий в управление муниципалитетом..

Методологической основой исследования являлось социологическое обследование органов местного самоуправления и структур муниципального управления, которое предполагало:

Анкетирование представителей местного самоуправления и муниципальных служащих (глав администраций, их заместителей, руководителей ведущих отделов, специалистов и пр.);

Анализ состояния информационной базы и информационного обслуживания специалистов муниципального управления;

Изучение источников информации по теме исследования.

Помощь в проведении исследования социологической группе Национальной библиотеки Чувашской Республики оказали специалисты библиотек республики.

Исследование проводилось в 317 муниципальных образованиях Чувашии. В опросе участвовало 830 респондентов высшего, среднего и низшего уровня исполнительных и представительных органов местного самоуправления, непосредственно знающих положение дел в муниципальных образованиях, владеющих информацией о существующей системе управления, проблемах и перспективах ее развития.

Возрастные характеристики муниципальных служащих, принявших участие в опросе, следующие. Большая часть респондентов находится в самом активном и перспективном с профессиональной точки зрения возрасте – от 31 до 40 лет (40% от общего количества). Участники опроса в возрасте 41-50 лет составили 34%, каждый пятый из опрошенных старше 50 лет, молодежь до 30 лет представлена незначительно – всего 8%. Сложившийся возрастной портрет муниципального служащего репрезентативен и вполне объясним: помимо творческого потенциала идей для руководителя необходим набор личностных и профессиональных качеств, которые приобретаются с возрастом.

О профессиональном опыте и в известной степени о компетенции респондентов, свидетельствуют ответы на вопросы анкеты «Стаж работы в муниципальном образовании» и «Образование». Опыт работы свыше 10 лет имеют 45% участников опроса, до 10 лет – 20%. Третья часть опрошенных работает в муниципальном образовании от 1 года до 5 лет (35%).

Среди участников опроса 63% - специалисты с высшим образованием, 37% - со средним специальным и незаконченным высшим. В ходе исследования предстояло выяснить, пользуются ли муниципальные служащие библиотекой и как часто ее посещают. В качестве индикатора был выбран вопрос «Пользуетесь ли Вы библиотеками?», на который почти все респонденты (92%) ответили положительно. Столь высокий процент посещения библиотек муниципальными служащими свидетельствует о том, что библиотеки стали надежной опорой местных властей в организации жизнедеятельности муниципального образования. Информация, предоставляемая библиотеками, помогает развиваться управленческому звену, создает условия для их профессионального роста. Особое значение имеет и то, что в библиотеках работают квалифицированные кадры, способные находить и систематизировать информацию, создавать собственные базы данных, ориентироваться в Интернет-ресурсах.

Структура библиотечной аудитории складывается из постоянных читателей, посещающих библиотеки не реже одного раза в месяц. Отрадно, что больше половины муниципальных служащих бывают в библиотеке ежемесячно (78%), в том числе активные читатели, посещающие библиотеку еженедельно, составляют 30% опрошенных. Практически каждый день приходят за информацией 12% респондентов. Остальные не являются постоянными читателями и посещают библиотеку редко - всего несколько раз в год (22%).

На просьбу указать, какими конкретно библиотеками пользуются респонденты, 78% из них назвали сельские - по месту жительства, 15% - по месту работы.

Информационные ресурсы Национальной библиотеки Чувашской Республики востребованы 6% опрошенных, услуги электронных библиотек - 4%. Несколько респондентов в своих ответах назвали библиотеку Чувашского научно-исследовательского института сельского хозяйства и библиотеку опытного производственного хозяйства «Колос».

Необходимо было выяснить также, с какими целями обращаются руководители и служащие муниципальных образований в библиотеку. Как следует из анализа анкет, повысить уровень профессиональной компетентности и получить новые знания по имеющейся специальности приходят 39% участников опроса, самообразования - 31%. Хотят повысить свой кругозор - 22%, желают найти что-нибудь интересное, связанное с личными увлечениями, склонностями, - 21%. В помощь общественной деятельности, учебе библиотеку используют по 15% респондентов.

Таким образом, анализ ответов позволяет сделать вывод, что профессиональные интересы и самообразование - это основные мотивы посещения библиотек специалистами органов местного самоуправления. Главы муниципальных образований, работники управленческого звена повышают свой профессиональный уровень, обучаясь в высших учебных заведениях, на курсах повышения квалификации, участвуя в стажировках и совещаниях. Библиотеки оказывают им информационную помощь, составляя библиографические списки, аналитические справки, пресс-клиппинги, осуществляя тематические подборки литературы.

Для рассмотрения вопросов, связанных с состоянием и проблемами информационного обслуживания специалистов органов местного самоуправления, прежде всего, были собраны сведения о том, насколько управленцы разных уровней и звеньев владеют информацией, где ее получают и как применяют. Муниципальный служащий должен владеть информационно-поисковыми методами деятельности технологией получения и переработки информации. Чтобы определить степень готовности муниципальных служащих к работе в новой информационной среде, им было предложено ответить на ряд вопросов. Прежде всего, социологическая группа попыталась выяснить, какой процент респондентов использует в своей профессиональной деятельности новые технологии. Результаты анкетирования показали, что половина опрошенных пользуются компьютером постоянно,18% - редко.

Во время опроса 24% респондентов указали, что на их рабочих местах компьютер отсутствует. Однако в связи с принятием Федерального закона № 131-ФЗ и реализацией Федеральной целевой программы «Электронная Россия» органы местного самоуправления Чувашской Республики в январе 2006 года полностью оснащены компьютерной техникой и подключены к единой информационной сети органов власти.

На следующий вопрос анкеты «Какие конкретно работы на компьютере Вы выполняете?» более половины респондентов отметили набор текстов и использование табличных редакторов, 15% - поиск в Интернете, 12% - базы данных на CD-ROM.. Переписываются по электронной почте 5% опрошенных, программируют и увлекаются web-дизайном 2%. Полученные ответы свидетельствуют о том, что компьютеры прочно вошли в практику работы управленческих структур, положили начало внедрению новых технологий, переработке и организации информации, созданию собственных баз данных.

На вопрос «Нуждаетесь ли Вы в информационных услугах по вопросам местного самоуправления?» положительно ответили 61% респондентов, изредка нуждаются в информации - 34%, не нуждаются в ней -3%. Что касается каналов получения информации, то большая часть опрошенных получает необходимую для работы информацию от вышестоящих организаций (44%), от начальства, коллег по работе, из прессы (35%), от библиотек (33%). Судя по ответам, такие источники информации, как Интернет и электронные базы данных, пока не стали лидирующими. По всей вероятности, это связано с проблемой доступа к ним и относительно высокой стоимостью Интернет-ресурсов.

Для организации работы муниципальных библиотек по информационному обслуживанию органов самоуправления и жителей муниципального образования большое значение имеет наличие в структуре библиотеки специализированного информационного центра. На сегодняшний день на основании письма Администрации Президента Российской Федерации «Об организации в муниципальных библиотеках сбора, хранения и предоставления в пользование информации по вопросам местного самоуправления» от 23 сентября 1997 года в 115 муниципальных образованиях Чувашии созданы информационные центры, которые обеспечивают муниципальных служащих необходимой экономической, юридической, правовой информацией. Между местными администрациями и библиотеками заключаются договоры, на основе которых в библиотеках республики собираются: нормативные, правовые акты, аналитические прогнозы, отчеты и другие документы органов местного самоуправления. Многие из них представляют интерес для широкого распространения и активного использования. Библиотеки собирают их в виде папок-досье, создают полнотекстовые базы данных: «Банк правовых актов местной администрации», «Местное самоуправление» и др. Создаются и используются такие пособия, как дайджесты, бизнес - пакеты, информационные списки по экономике, промышленности, культурной жизни, социальному обеспечению и другим вопросам развития муниципалитета.

Эффективность деятельности органов местного самоуправления в немалой степени зависит от оперативной и качественной информации по различным вопросам жизни муниципального образования. Поэтому в ходе исследования были выявлены информационные потребности муниципальных служащих, степень их удовлетворенности качеством предоставляемых информационных услуг. На вопрос «Как Вы считаете, есть ли в библиотеках полезная для Вас информация?» 78% респондентов ответили, что они неоднократно искали и находили в библиотеке нужную информацию, 20% считают, что ее можно найти в библиотеке, хотя сами за такой помощью не обращались, 2% - сомневаются в наличии необходимых сведений в библиотеке. Как выяснилось, все-таки большинство респондентов получают всю полезную информацию в библиотеках. И это не случайно: здесь аккумулируются значительные информационные ресурсы. Библиотеки расширяют сферу деятельности, внедряют инновационные формы обслуживания, осваивая новую для них функцию консультирования населения по различным вопросам, касающимся жизнедеятельности муниципалитета, а у органов местного самоуправления появился новый канал передачи и распространения информации о своей работе. Способы получения информации самые разные. Половина участников опроса предпочитают обращаться в библиотеку и искать ее самостоятельно, 23% респондентов хотят получать ответы на интересующие вопросы непосредственно от библиотекаря, а не искать их в книгах и каталогах, 13% желают заказывать материалы по телефону, электронной почте и получать их в библиотеке, 12% отметили удобность получения материалов по электронной почте. Эффективными средствами обеспечения оперативной информацией являются пресс - дайджесты по темам запросов пользователей, аналитические обзоры, рефераты.

Реальный интерес к информации, безусловно, складывается из интереса к конкретным правовым и законодательным вопросам. Для измерения уровня потребности в официальной и правовой информации муниципальным служащим было предложено назвать наиболее важные темы официальных и правовых изданий. Ответы респондентов распределились следующим образом:

Таблица 2.

Информация, используемая в профессиональной деятельности

Варианты ответа

Нормативно-правовые акты органов местного самоуправления 47
Законодательные акты, регламентирующие деятельность местной администрации 34
Местные финансы, налоги и сборы 22
Механизм и опыт работы органов местного самоуправления других регионов 21
Социальная сфера 19
Сохранение и развитие исторических и культурных традиций 10
Муниципальная собственность и приватизация 9
Рациональное природопользование и охрана окружающей среды 9
Строительство дорог и других сооружений коммунального хозяйства 5
Социологические исследования для муниципального управления 5
Развитие транспорта и связи 4

Как показало исследование, руководителям и служащим органов местного самоуправления нужна исчерпывающая информация по жизнеобеспечению местного сообщества с глубокой ретроспекцией и широкой тематической палитрой и, как правило, за подобной информацией они обращаются в библиотеку. Их интересуют, прежде всего, «нормативно-правовые акты органов местного самоуправления», «законодательные акты, регламентирующие деятельность местной администрации», «местные финансы, налоги и сборы», «механизм и опыт работы органов местного самоуправления других регионов», «социальная сфера».

Высокий процент (47%) потребности муниципальных служащих в документах местной администрации еще раз подтверждает важность сбора и хранения их в библиотеках. На вопрос «Какие материалы, полезные для Вашей работы, могла бы предоставлять Вам библиотека?» 42% опрошенный указали тексты законов, решений, постановлений, 32% предпочитают получать обзоры материалов по интересующим темам, 30% - комментарии к законам в печатном виде, 20% пользуются справочно-правовыми системами «КонсультантПлюс», «Гарант», «Законодательство России», «Кодекс». Нуждаются в сведениях о месте нахождения информации – 15%. Доля опрошенных, считающих, что все необходимые материалы можно получить из других источников, составила 5%. Кроме того, отвечая на предложенные вопросы, анкетируемые подчеркивали необходимость получения консультаций по интересующим их проблемам.

Вместе с тем проблема дефицита информационно-правового обеспечения специалистов местного самоуправления на сегодняшний день полностью не решена. Об этом свидетельствуют ответы участников опроса. В частности, сохраняется неудовлетворенный спрос на официальные и правовые документы по таким темам, как «Избирательное право», «Образование», «Экология», «Сельское хозяйство», «Избирательное право в зарубежных странах», «Семейное право». Наблюдается несвоевременное обновление справочно-поисковых систем.

Наряду с этим респонденты отметили, что они крайне нуждаются в информации об опыте работы своих коллег по организации выборов в органы местного самоуправления, развитию экономики муниципальных образований, внедрению и привлечению инвестиционных программ, про ведению реформ в различных сферах деятельности муниципального образования и др. Исходя из этого, библиотекам следует скорректировать политику комплектования документов по данным направлениям, активнее предоставлять ресурсы Интернета, базы данных, которые позволят наиболее полно выполнять профессиональные запросы муниципальных служащих.

Формирование информационных ресурсов библиотек связано, прежде всего, с резким возрастанием потребностей местной администрации в объективной, достоверной и своевременной информации о реальном положении дел в районе или городе. Местная администрация обеспечивает исполнение указов Президента России, постановлений Правительства Российской Федерации и Чувашской Республики, федерального и регионального. Исходя из этого, муниципальная библиотека формирует фонды официальных изданий местной администрации, органов государственной власти Российской Федерации, Чувашской Республики, других нормативных актов муниципальных образований: распоряжений, инструкций, уставов, постановлений, решений.

Муниципальные публичные библиотеки стали приобретать больше книг по экономике, финансам, юриспруденции, в том числе на машиночитаемых носителях, а также периодические издания правового характера: «Собрание законодательства Чувашской Республики», «Библиотека и закон», «Муниципальная власть», «Местное самоуправление» и другие издания. Как было отмечено выше, модельные сельские библиотеки имеют правовые базы данных. В то же время, вследствие недостаточности бюджетного финансирования во многих библиотеках сократилась подписка на периодические издания; библиотеки не имеют возможности выписывать достаточное количество газет, публикующих законодательные и директивные документы, отсутствует полноценное комплектование юридической, экономической, справочной литературой, CD-дисками.

Проблемы комплектования муниципальных библиотек во многом определили результаты ответов на вопрос «Насколько Вас устраивает фонд библиотеки?». Большая часть опрошенных (63%) частично удовлетворены состоянием библиотечных фондов, третья часть респондентов (32%) полностью остались довольны наполнением библиотечного фонда, 5% участников опроса библиотечный фонд совершенно не устраивал.

Такое распределение ответов свидетельствует о наличии проблемной ситуации. С одной стороны, существует высокая потребность в информации у муниципальных служащих, с другой - неспособность библиотеки полностью реализовать такие запросы, осуществлять качественное профессиональное обслуживание из-за недостаточного финансирования, отсутствия необходимой документной базы, современных технологий.

На вопрос «Какие нужные Вам издания (книги, газеты, журналы) отсутствуют в библиотеке?» респонденты назвали более 32 названий. Среди них газеты «Известия», «Парламентская газета», «Российская газета», «Труд», журнал «Муниципальная власть» и другие издания. В своих ответах респонденты также отметили отсутствие литературы по таким темам, как «Финансы, налоги и сборы», «Управление», «Законодательство России», «Право». Среди книг, отсутствующих в фондах библиотек, следующие; «Административный кодекс Российской Федерации», «Земельный кодекс Российской Федерации», комментарии к различным законам, иностранные словари, справочники. В анкетах участники опроса отметили, что в библиотеках должны быть, как уже неоднократно упоминалось, нормативно-правовые акты органов местного самоуправления, периодические издания российского и республиканского значения, научно-методическая литература, новые книги и журналы различной тематики.

В ходе исследования предстояло выяснить степень удовлетворенности руководителей и муниципальных служащих качеством информационного обслуживания. Поэтому в заключение опроса респондентам было предложено ответить на вопрос: «Удовлетворены ли Вы качеством информационного обслуживания?» Остались полностью удовлетворенными качеством информационного обслуживания 73% опрошенных, не совсем удовлетворены - 26%, полностью не удовлетворены - 1%.

Резюмируя вышеизложенное, можно сказать, что целенаправленная работа библиотек Чувашии по содействию, становлению и развитию местного самоуправления стала одним из приоритетных направлений их деятельности. Библиотеки постепенно становятся центрами, где сосредоточена информация по теории и практике местного самоуправления, осуществляется открытый, полноценный доступ к фонду официальных документов местной власти. Именно поэтому органы публичной власти теперь склонны рассматривать библиотеку как информационный центр для всего местного сообщества.

Современные сельские и городские библиотеки республики пополняют фонды официальными документами по местному самоуправлению, обеспечивают муниципальных служащих своевременной и качественной информацией, как на традиционных, так и нетрадиционных носителях, путем передачи документов по электронной почте, с использованием Интернета, оповещения по телефону. Неотъемлемой частью информационного обслуживания управленческого звена становятся базы данных, электронные каталоги и справочники. Сегодня сельские модельные и компьютерные библиотеки республики располагают, наряду с традиционными носителями, электронной информацией, аудио- видеоматериалами. В их фондах более 12 000 CD-дисков, 21 000 аудио- видео- документов. 86 библиотек получили доступ к ресурсам Интернета.

Результаты проведенного исследования показали, что:

В информационных услугах по вопросам местного самоуправления нуждаются 61% муниципальных служащих;

73% опрошенных удовлетворены качеством библиотечного обслуживания;

Основная масса муниципальных служащих обращается в библиотеку в целях повышения уровня профессиональной квалификации и получения новых знаний, для расширения кругозора и самообразования, в учебных целях, чтобы узнать о событиях, происходящих в мире, в республике, в городе, селе;

Наиболее важной тематикой для управления муниципалитетом и принятия решений является: законодательная, экономическая, сельскохозяйственная, муниципальная собственность и приватизация, социальная сфера, местные финансы, налоги и сборы; руководящий состав муниципалитета предпочитает получать информацию в библиотеке самостоятельно. Данную форму информирования указали 50% респондентов;

В библиотеках осуществляется сбор документов местной администрации, создаются базы данных по вопросам местного самоуправления. В целях информирования властей о новых изданиях выпускаются «Бюллетени новых поступлений», списки новой литературы муниципальной тема тики, проводятся «Дни информации», «Дни специалиста».

В то же время в функционировании эффективной информационной поддержки местного самоуправления имеются следующие проблемы, которые необходимо решить:

Отсутствие необходимого комплекса технических средств и программных продуктов, слабая материально-техническая база для поддержания информационно-правовых данных, отсутствие качественных каналов Интернет затрудняют доступ к информационным ресурсам, необходимым для принятия управленческих решений. В республике на сегодняшний день имеют компьютеры и телефоны чуть более 20% сельских библиотек;

Информационно-ресурсная база библиотек не полностью соответствует запросам муниципальных служащих:

Во многих сельских библиотеках Чувашии отсутствуют законодательные и нормативные акты местных администраций, не выработаны критерии отбора документов;

В связи с недостаточным комплектованием и подпиской на периодические издания фонды библиотек не в полной мере отвечают информационным потребностям муниципальных служащих. Сохраняется неудовлетворенный спрос на официальные и правовые документы по избирательному праву, образованию, экологии, сельскому хозяйству, семейному праву;

Справочно-правовые базы данных «КонсультантПлюс», «Законодательство России» в некоторых модельных, библиотеках обновляются нерегулярно из-за нерасторопности сотрудников информационных центров:

В библиотеках отсутствует информация об опыте работы других органов местного самоуправления.

Таким образом, библиотекам необходимо в рамках реализации Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закона Чувашской Республики «Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике» и информационного обеспечения муниципальных служащих:

1. Разработать эффективную систему информационного обслуживания органов местного самоуправления, муниципальных служащих с использованием традиционных и новых информационно-библиотечных услуг.

2. Участвовать в составлении совместных социальных программ и проектов, способствующих дальнейшему развитию библиотек, более качественному и эффективному обслуживанию муниципальных служащих.

3. Развивать библиотечные исследования как один из эффективных способов формирования взаимоотношений между библиотеками и органами местного самоуправления. Выработать механизм систематического изучения информационных потребностей муниципальных служащих (мониторинг потребностей, их систематизация).

4. Обеспечивать органы местного самоуправления информацией, необходимой для принятия решений при формировании стратегии и политики в области социальной, экономической, коммерческой и иной деятельности. С целью знакомства сотрудников администрации с информационными возможностями библиотек, новой литературой активнее использовать методы индивидуального и группового информирования, проводить Дни муниципальных работников, Дни информации, Дни специалиста.

5. Развивать информационные технологии для получения, хранения, предоставления нормативно-правовых документов органов местного самоуправления. Создавать библиографические и полнотекстовые базы данных по вопросам местного самоуправления и жизнедеятельности муниципальных образований.

6. Формировать актуальные информационные ресурсы в помощь развитию муниципалитетов. Обеспечить подписку на газеты «Известия», «Парламентская газета», «Российская газета», «Труд», журнал «Муниципальная власть» и другие. Приобретать документы на различных носителях информации, комплектовать фонды библиотек нормативными и законодательными документами федеральных и местных органов власти.

7. Выявлять и изучать информационные потоки по вопросам местного самоуправления. Проводить анализ формирования, сохранения и использования муниципальных информационных ресурсов.

8. Собирать информацию об опыте работы муниципальных образований Чувашской Республики и других субъектов Российской Федерации.

9. Регулярно осуществлять обновление правовых баз данных «КонсультантПлюс», «Законодательство России» и др.

10. Вести систематическое информирование населения о вновь принятых органами местного самоуправления нормативных документах через различные формы библиотечной работы и средства массовой информации.

XXI век называют веком информации. Она дает возможность принять правильное решение, что особенно важно для руководителя. Исследование показывает, что ценная информация, полученная представителями местной власти из библиотек, работает, прежде всего, на библиотеку, вызывая интерес к ней, повышая ее престиж. И только там, где местные власти понимают, что без информации, а значит - без библиотек, невозможно развитие местного сообщества, можно говорить о состоявшемся их взаимодействии.

Б.Б. Цыретарова, главный библиограф отдела научной, аналитической и издательской деятельности, СНИКИ

Библиотека и органы местного самоуправления: анализ республиканского социологического исследования

Муниципальные библиотеки вносят значимый вклад в развитие местного самоуправления, традиционно являются основополагающим сектором культурной и информационной сферы общественной жизни на селе и города. Для выявления и оценки современного состояния муниципальных библиотек Национальная библиотека Республики Бурятия провела республиканское социологическое исследование «Библиотека: ее значимость в местном сообществе». Исследование проводилось с целью получения актуальной информации о перспективах развития библиотек, их востребованности в местном сообществе.

Социологический опрос проводился в течение ноября-февраля 2013-2014 гг. в 19 районах Республики Бурятия и г. Улан-Удэ. Не предоставили данные Еравнинский, Курумканский районы, г. Северобайкальск, у Муйского района данные не в полном объёме. Исследование проводилось методом анкетирования и состояло из трех анкет:

«Библиотека местного сообщества: профессиональная роль и повседневная жизнь» ;

— ;

«Библиотека и читатель» .

Анкетирование «Библиотека и органы местного самоуправления» было адресовано Главам муниципальных поселений. Исследование проводилосьс целью улучшения взаимодействия местных органов власти и библиотек, выявления информационных потребностей специалистов, эффективных форм и методов оказания информационных услуг. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

— отношение Глав муниципальных образований к библиотекам;

— определить какую роль играет библиотека в жизни местного сообщества, по мнению Глав поселений;

— выявит уровень удовлетворения в информационных потребностях муниципальных служащих библиотекой.

Объектом исследования стали Главы муниципальных поселений. В анкетировании приняло участие 263 респондента из 19 районов Республики Бурятия. Хоринский район, кроме Глав муниципальных образования предоставил данные и сотрудников Администраций сельских поселений. В анкетировании не участвовали г. Улан-Удэ, г. Северобайкальск, Еравнинский, Курумканский районы, у Муйского района данные не в полном объеме

Таблица 1

Общие сведения о респондентах анкеты «Библиотека и органы местного самоуправления»

Количество опрошенных

% от общего числа

Возраст

18-29 лет
30-39 лет
40-49 лет
50-59 лет
60 лет и старше

Образование

общее среднее
среднее специальное
незаконченное среднее
высшее

Стаж работы в муниципальном образовании

от 1 года до 5 лет
до 10 лет
опыт работы свыше 10 лет

Анкета состояла из 12 вопросов. В ходе исследования предстояло выяснить, пользуются ли муниципальные служащие библиотекой и как часто ее посещают, их отношение к библиотекам. Поэтому респондентам в первую очередь, следовало ответить на вопрос «Пользуетесь ли Вы услугами библиотеки?», на который почти все респонденты (92%) ответили положительно. Высокий процент посещения библиотек Главами и сотрудниками Администраций свидетельствует о том, что библиотеки стали надежной опорой местных властей в организации жизнедеятельности муниципального образования. Не пользуются услугами библиотеки в Прибайкальском, Тункинском, Хоринском, Кижингинском, Северобайкальском, Заиграевском, Бичурском Селенгинском, Мухоршибирском районах.

А как часто посещают библиотеки народные избранники? Ответы распределились следующим образом:

— ежемесячно – 38%;

— еженедельно – 80%;

— практически каждый день – 6,8%

— не являются постоянными читателями и посещают библиотеку редко – 4,9%;

— всего несколько раз в год – 17,1%.

Библиотеки помогают повысить уровень профессиональной компетентности и получить новые знания по имеющейся специальности (34,6%); повысить кругозор (33%); заняться самообразованием (26,6%), желание найти что-нибудь интересное, связанное с личными увлечениями, склонностями – 22,4%; в помощь общественной деятельности, учебе – 16,7%.

Одной из задач анкетирования, которую ставили перед собой исследователи, было выявление отношения Глав поселений к библиотекам. 96,7% опрошенных считают, что у них вполне хорошие отношения, 2,7% не очень хорошие, у Главы одного из поселений Кяхтинского района сложились полохие отношения, еще один респондент этого же района вообще не ответил на вопрос. Интересный комментарий написал анкетируемый в Кабанском районе «это просто одержимые своей работой специалисты». Как показал опрос у абсолютного большинства респондентов хорошие взаимоотношения с муниципальными библиотеками.

А в чем конкретно они проявляются? 59,7% ответили – в сотрудничестве, в совместном решении текущих вопросов; в совместном участии в мероприятиях села и района – 47,9%, в оказании финансовой помощи – 4,6%; без ответа – 4,6%. Например, в Кабанском районе отметили «в обоюдном сотрудничестве», «взаимоотдача в плане проведения мероприятий», «расширение кругозора», «обязательное финансирование на периодические издания, газеты»; в «благоустройство библиотеки», «помощь друг другу», «помощь в проведение районных крупных мероприятиях»; Тункинском районе – «повышение уровня информированности муниципальных служащих, активизация социальной активности населения», «информационная поддержка мероприятий администрации»; в Закаменском районе – «дает возможность уединения», «совместное решение проблем»; в Иволгинском районе – издание газеты «Вестникъ».

По мнению респондентов, библиотеки являются первыми помощниками в различных мероприятиях, проводимых Администрацией поселения (52,3%), помогают местным жителям преодолеть информационную и психологическую изоляцию (43,7%), являются центрами досуга (41,4%). 3% опрошенных считают, что библиотеки – это непривлекательное скучное учреждение. Так думают Главы поселений Тункинского (46,1% от общего числа опрошенных данного района) и Заиграевского (9,5% от общего числа опрошенных данного района) районов.

Отвечая на вопрос: «Нужна ли библиотека в Вашем поселении?» абсолютное большинство ответили да – 96,2%, затруднились ответить 3,8% (респонденты Тункинского, Кижингинского, Бичурского районов). Никто из анкетируемых не считает, что отсутствие библиотеки никак не отразится в жизни местного сообщества.

Материалы исследования показали, что большинство респондентов (66,1%) нуждаются в информационных услугах по вопросам местного самоуправления, каждый четвертый – изредка нуждается в информации. 5,3% – не нуждаются в ней.

Следующий блок вопросов касался информационных потребностей муниципальных служащих. В жизни и деятельности органов местного самоуправления немаловажное значение имеет оперативная и качественная информация. Поэтому исследователей заинтересовало мнение респондентов о том, есть ли в библиотеках полезная для них информация? 70% — утверждают, что неоднократно искали и находили в библиотеке нужную информацию, 24 % — знают, что ее можно найти в библиотеке, хотя сами за такой помощью не обращались, 7,2% — сомневаются в наличии необходимых сведений в библиотеке. Как, показали результаты большинство муниципальных служащих пользуются библиотекой для получения полезной информацией. Библиотеки являются единственным источником информации и знаний для жителей села.

Исследователей заинтересовали способы получения информации. Большинство респондентов (41,4%) обращаются в библиотеку и ищут информацию самостоятельно. 31,2 % — хотят получать ответы на интересующие вопросы непосредственно от библиотекаря, а не искать их в книгах и каталогах. 23,6 % — считают, что получать материалы удобно по электронной почте. 9,5 % — заказывают материалы по телефону, электронной почте и получают их в библиотеке; по мнению 7,6% респондентов эффективным средством обеспечения оперативной информацией являются пресс-дайжесты по темам запросов пользователей, аналитические обзоры, рефераты.

Оперативная и качественная информация отражается на эффективной деятельности органов местного самоуправления. Организаторов исследования заинтересовало «Какие материалы, полезные для Вашей работы, могла бы предоставлять Вам библиотека?». Большинство респондентов нуждаются в предоставлении доступа к справочно-правовым системам «КонсультантПлюс», «Гарант», «Законодательство России», «Кодекс» (41,8%); 35,7% — предпочитают получать обзоры материалов по интересующим темам; 33,8% — тексты законов, решений, постановлений; 17,5% — комментарии к законам в печатном виде.

Заключительным вопросом анкеты стал вопрос: «Насколько Вас устраивает фонд библиотеки?». Большинство респондентов 74,5% частично удовлетворены состоянием библиотечных фондов; 12,5 % полностью довольны наполнением библиотечного фонда; 11% респондентам библиотечный фонд совершенно не устраивает.

Таким образом, анализ ответов позволяет сделать вывод, что у библиотек сложились вполне хорошие отношения с местными органами самоуправления (96,7%). Администрация поселений и библиотеки совместно проводят различные мероприятия (47,9%), сотрудничают, решают текущие проблемы (59,7). По мнению Глав поселений местное сообщество нуждается в библиотеке (96,2%).

Вместе с тем исследование показала имеющиеся проблемы, которые необходимо решить:

— информационно-ресурсная база библиотек не полностью соответствует запросам муниципальных служащих, Глав поселений;

— по мнению респондентов непросто складываются отношения с библиотеками в некоторых поселениях Баунтовского, Кяхтинского, Заиграевского, Бичурского районов республики;

— Главы поселений Тункинского и Заиграевского районов считают, библиотеки непривлекательным и скучным учреждением.

В современных условиях деятельность библиотек невозможна без поддержки и сотрудничества с администрациями поселений. Следует налаживать поддержку библиотеки местным сообществом. Привлекать для управления работой библиотеки Глав и администрацию сельских поселений.

// Библиопанорама, №2, 2014. – С. 64-68



Возрождение местного самоуправления как важнейшего института общинного самоуправления - одна из актуальных проблем современной России. Важность развития местного самоуправления определяется многими обстоятельствами. Прежде всего, оно может и должно способствовать постепенному "врастанию" России в демократический политический режим, инициируя его "снизу". Оно призвано помочь гражданам осознать, что демократия есть не только формальное учреждение, но и социальное партнерство, личное участие каждого в делах и заботах того социума, частью которого он является. Важно и то, что абстрактное право на свободу реализуется в том числе и в конкретном праве на осуществление местного самоуправления. Как писал А. Де Токвиль, "общинные институты играют для установления независимости ту же роль, что и начальные школы для науки: они открывают народу путь к свободе и учат его пользоваться этой свободой".

Реформа местного самоуправления в Ставропольском крае имеет свои особенности, оно закреплено у нас на уровне села, поселка, районные же администрации - это государственная вертикаль. В России всего 5 субъектов Федерации имеют подобную структуру, и требуется время для выработки единых подходов к практической реализации местного самоуправления.

В Андроповском районе сейчас остро встал вопрос о закреплении местного самоуправления на уровне районной администрации. Население, в силу отсутствия компетентности, относится к этой проблеме настороженно. Органы власти находятся в выжидательном состоянии. Местные средства массовой информации предпринимают слабые попытки по разъяснению назревшей ситуации.

Библиотеки во все времена являлись проводниками культуры общества и политики государства, чутко реагировали на изменения, происходящие в социально-экономической и политической жизни региона. Никто не может отрицать, что в данный момент библиотека стала наиболее необходимой частью инфраструктуры муниципального образования, прежде всего ее информационной. Как показывает опыт, муниципальная библиотека стала "видимой" для местной власти и рассматривается как наиболее удобный канал информирования. Вопрос создания системы информирования о деятельности муниципальных органов власти наиболее важен сегодня для небольших муниципальных образований, что имеет объективные причины. В крупных городах существуют иные источники муниципальной информации, в частности информационные центры при местных администрациях с общественными приемными. В небольших же городах и сельской местности библиотеки действительно единственные общедоступные учреждения, которые способны работать с информацией.

Цель местного самоуправления - содействие построению гражданского общества, его информационной открытости. Гражданское общество зиждется на праве каждого гражданина иметь свободный взгляд на политику государства. Людям просто нужно знать о делах своих избранников. Им необходимо понять, что местное самоуправление - это их собственная деятельность по собственному жизнеустройству под свою ответственность.

Активизация работы Андроповской ЦБС по сбору, хранению и предоставлению в пользование информации по местному самоуправлению началась с публикации Письма из администрации Президента РФ и Правительства России, направленного главам субъектов РФ (№А4 - 10002 Пк от 23.09.97 г.). Наряду с федеральными и региональными законами, указами, постановлениями, нормативными актами, различными публикациями, касающимися вопросов местного самоуправления, в фонды библиотек рекомендовалось включать уставы муниципальных образований, постановления, решения, распоряжения властных структур региона, чего ранее не делалось. До этого времени библиотеки ЦБС вели работу по краеведению, где был сформирован фонд, содержащий материал о жизни местного сообщества, о деятельности органов управления; накоплен положительный опыт в этом аспекте работы.

В последние годы библиотекари наблюдали увеличение числа читателей в библиотеках, указывающее на наличие возросших информационных потребностей у населения, в том числе и по вопросам местного самоуправления.

В сентябре 1998 года главой районной государственной администрации Андроповского района было подписано Постановление "Об организации в библиотеках Андроповской ЦБС сбора, хранения и предоставления в пользование информации по вопросам местного самоуправления".

Специалистами ЦБС был подготовлен проект программы поддержки местного самоуправления "Библиотека - информационный центр муниципального сообщества", основными целями которой заявлены:

  • обеспечить доступ пользователей к источникам и средствам информации, собранным в библиотеках района;
  • создать наиболее благоприятные и комфортные условия пользования библиотечными услугами всем желающим;
  • предоставить возможность доступа к ресурсам других библиотек и информационных организаций через каналы современной связи.

Для достижения поставленных целей определенны следующие задачи:

  • создать фонд опубликованных и неопубликованных документов, принимаемых органами местного самоуправления, организованна их систематизация и хранение;
  • организовать информационно-консультативный пункт по проблемам местного самоуправления на базе ЦРБ, в котором будет сосредоточена библиографическая информация по основному направлению работы, позволяющая вести целенаправленное информирование руководителей и служащих органов и служб местного самоуправления, жителей муниципальных образований;
  • внедрить современные технологии, позволяющие увеличить поток информации в библиотеке и улучшить методы доставки информации пользователям.

В 1999 году этот проект получил гранд МОНФ и Минкультуры, за счет которого приобретено компьютерное оборудование, а также положено начало автоматизации ЦБС.

Так как Центральная районная библиотека располагает наиболее полным справочно - библиографическим аппаратом, краеведческими каталогами, отражающими документы по Ставропольскому краю, Андроповскому району, а также в течение многих лет хранит в своих фондах основные краевые и районные периодические издания, в ее структуре был выделен отдел "Информации и современных технологий", призванный работать с органами власти и населением в этом направлении.

В октябре 2001 года Главой Андроповской райгосадминистрации подписано Распоряжение об открытии Центра правовой информации (ЦПИ) на базе отдела информации и современных технологий Андроповской ЦБС.

С целью обоснования выбора приоритетов в работе по содействию становления местного самоуправления, были изучены информационные потребности населения и муниципальных служащих. Данные исследования выявили тематику запросов: это законодательная, социологическая, о производственном потенциале и сырьевых ресурсах, сельскохозяйственная, экономическая информация. Были определены коллективные и индивидуальные потребители информации, сведения о них занесены в картотеку информационного обеспечения. По данным предыдущего мини - исследования "Компьютерная грамотность сельского жителя" (2000 год), было установлено, что подготовленных пользователей для работы с информационными ресурсами и технологиями имеется очень незначительный процент, что затрудняло оперативную доставку информации. В данный момент число людей, пользующихся компьютерными средствами, значительно возросло, в том числе многие организации и предприятия имеют выход в Интернет и свой почтовый адрес.

ЦПИ аккумулирует информацию трех уровней: федеральную, субъекта Федерации, муниципальную. И осуществляет информирование на базе таких информационных ресурсов как:

  1. Глобальная сеть Интернет.
  2. Сервер ФАПСИ. Наша ЦБС не является единственной, имеющей возможность пользоваться БД ФАПСИ. Несколько библиотек края также имеют почтовые ящики на сервере агентства, что позволяет нам получить доступ к их БД.
  3. ИПС "Консультант Плюс", "Гарант", "Ваше право".
  4. Электронные версии журналов "Энциклопедия российского права", "Законодательство и экономика".
  5. Фонд печатных официальных изданий.
  6. Фонд изданий по краеведению.
  7. Фонд первоисточников формируется на основе краевой и районной газет, а также документов и материалов, которые передаются из отделов районной и сельских администраций. Из общего отдела получаем нормативные акты районной администрации. Документы из управления по экономике дают возможность знакомить население с социально-экономическим положением района. Служба занятости предоставляет информацию о состоянии рынка труда, возможностях обучения и подготовки кадров. Издательская продукция органов местного самоуправления, а также материалы, издаваемые муниципальными учреждениями, общественными организациями (союзами, общинами и т. д.).
  8. Вторичные информационные ресурсы, т.е. совокупность источников библиотечно - библиографической и фактографической информации. В системном каталоге выделена рубрика "Местное самоуправление: проблемы, противоречия, перспективы. Краеведческая картотека статей также имеет рубрики, "Местное самоуправление в Ставропольском крае", "Социальная защита", "Инвалид. Закон. Общество", "Закон", "Консультирует юрист", "Выборы в органы местного самоуправления" и т.д. Сформирована картотека официальных материалов "Документы по местному самоуправлению", картотека "В помощь бизнесмену", содержащая сведения о фирмах.

Со временем фонд первоисточников по местному самоуправлению перейдет в архивную часть краеведения.

Основными направлениями информирования населения об организации местного самоуправления и деятельности ее органов являются:

  • Постановления и решения районной и сельских администраций;
  • Социально-экономическое развитие Андроповского района;
  • Бюджет района;
  • Развитие производства;
  • Развитие непроизводственной сфер, в том числе связь, бытовое обслуживание;
  • Охрана окружающей среды;
  • Статистика и т.д.

Сотрудники центра систематически отслеживают новые информационные направления и темы в СМИ. Фиксируются наиболее актуальные запросы, проводится анализ и прогнозируются перспективные направления, проводится корректировка СБА, вводятся соответствующие рубрики.

Система информирования населения предполагает организацию и формирование двух информационных потоков. Нисходящий поток информации - это информирование субъекта местного самоуправления - населения.

Наша библиотека давно осознала себя социальным институтом и центром социальной защиты населения. Жители района обращаются за помощью в библиотеки по вопросам пенсионного обеспечения, социальной защиты, правам и льготам. Центр правовой информации не только собирает и систематизирует документы, касающиеся организации и деятельности местного самоуправления, но и разъясняет необходимость развития этого нового направления. Как правило, граждане не осознают того, что именно они должны стать движущей силой в вопросах становления местного самоуправления, что они являются строителями своей жизнедеятельности, а власть только координирует их действия. Людям необходимо понять, что демократия есть не только формальное учреждение, но и социальное партнерство, личное участие каждого в делах и заботах того социума, частью которого он является. На протяжении многих лет люди воспитывались на другой идеологии, теперь им психологически трудно воспринять происходящее. Поэтому мы считаем, что особое внимание, разъяснительную и воспитательную работу нужно проводить со старшеклассниками и студентами. Для них организуются встречи с представителями администрации района. Кроме выступлений, используются активные способы - круглые столы, семинары, ролевые игры, что явно способствует лучшему усвоению материала и повышению продуктивности мероприятия.

Наряду с первоисточниками пользователям предоставляется информация в виде библиографических списков, ксерокопий и распечатки документов. На договорной основе предоставляются пресс-досье по заявленной теме.

В ЦРБ и библиотеках-филиалах функционируют информационные стенды, доски объявлений, например "Село: день за днем", "В коридорах власти", где регулярно вывешивается информация о принятых решениях, распоряжениях, материалы по вопросам социальной защиты населения.

Библиотека активно сотрудничает с СМИ (радио, газеты).

В сегодняшних условиях библиотека стала связующим звеном между населением и органами власти, помогает им найти и понять друг друга. Восходящий поток информации - это информационная поддержка библиотекой органов местного самоуправления. Библиотеки всегда являлись проводниками культуры общества и политики государства, которые их создали и содержат. Поэтому они всегда оказывали информационную поддержку властным структурам.

Важнейшая задача сегодняшнего дня заключается в том, чтобы поднять эффективность управленческой деятельности органов местного самоуправления всех уровней. На качество управления, безусловно, влияют такие факторы, как качество информации и компетентность консультации. Эти факторы позволяют принимать решения, изменяющие в лучшую сторону ситуацию на местах, влиять на судьбы социальных проблем, повышать социальный статус населения.

Вся предыдущая деятельность Андроповской ЦБС - это опыт совместной работы с администрацией, опыт партнерских отношений. Со времени создания отдела, местная власть стала еще внимательнее прислушиваться к библиотеке как к организации, способной справляться с серьезными задачами. Сотрудничество между центром и администрацией района осуществляется на договорной основе. В договоре обозначены следующие обязательства сторон:

  • органы местного самоуправления (ОМС) обязуются предоставлять ОИСТ опубликованные и неопубликованные документы о своей деятельности для организации их хранения и обеспечения доступа к ним членов местного сообщества.
  • ОИСТ обязуется оперативно информировать ОМС о законах, нормативных актах, решениях, постановлениях федеральных и региональных органов власти, а также материал систематизированный по заявленным темам.
  • ОИСТ обязуется информировать местное сообщество о деятельности ОМС.

Договоры подписаны также между библиотеками-филиалами и сельскими администрациями. Через библиотеки - филиалы, документы сельских органов власти передаются в Центр правовой информации. Отдел передает филиалам необходимую информацию для их потребителей. Таким образом, налажен механизм распространения информации по вопросам местного самоуправления.

Опыт работы с муниципальными служащими подсказывает, что им нужна информация вовремя (желательно "еще вчера") и с максимальной полнотой. Сотрудники ЦБС работают именно в таком режиме, иначе наша работа будет невостребованная.

Основными направлениями информационной поддержки включают информирование органов представительной и исполнительной власти, отдела статистики, Управления культуры и искусства, Комитета по охране природы. Например:

  • законодательные документы РФ;
  • мониторинг общественного мнения. В частности сбор и анализ ответов на анкеты, разработанные райгосадминистрацией "Отношение населения к органам местного самоуправления Андроповского района Ставропольского края", "Роль органов государственной власти и местного самоуправления";
  • предоставление информации об опыте работы власти в других муниципальных сообществах;
  • информирование по социальным проблемам, экологии и т.д.

Информирование осуществляется в режимах ИРИ, ДОР, справочное обслуживание - в режиме "вопрос - ответ". Причем не только в виде библиографической информации (аналитические справки, библиографические списки новых поступлений), но и в виде пресс-досье. Передача информации осуществляется как по телефону, так и посредством электронной почты, а также копии документов рассылаются или выдаются непосредственно в отделе.

Систематически для муниципальных служащих работники центра проводят дни специалиста, например "Оперативная информация - путь к успеху", круглые столы - "Муниципальное право: вопросы и ответы". В проводимых мероприятиях участвуют главы сельских администраций, специалисты муниципальных образований, депутаты сельских Дум, библиотекари.

Центр правовой информации оказывает информационное обеспечение работы депутатов и депутатских комиссий.

Интересной и содержательной была работа отдела по установлению фактов, которые легли в основу "Энциклопедии Андроповского района". По запросу администрации, сотрудниками центра установлены даты присвоения званий заслуженным работникам отраслей народного хозяйства, культуры, здравоохранения, образования.

Информирование муниципальных служащих - основная задача во взаимодействии библиотеки и органов управления. Однако, отдел "Информации и современных технологий" для администраций района выполняет еще ряд нетрадиционных услуг. Например: реставрирует ветхие фотографии представляющие историческую ценность; обрабатывает материал о ветеранах, участниках ВОВ; изготавливает буклеты (к юбилейным датам сел района), различные дипломы, почетные грамоты, визитки. В прошлом году программист отдела С.В. Куликов сделал компьютерную верстку для издания буклета об Андроповском районе. С участием специалистов отдела был разработан герб района, а также макет орденов 3 степеней "За вклад в развитие района".

Новые формы работы требуют постоянного обновления практических знаний специалистов, работающих с властными структурами. На базе ЦРБ проводятся семинары, круглые столы как для библиотекарей ЦБС, так и для работников библиотек края. Персонал всей ЦБС получает знания по организации работы с информацией по вопросам местного самоуправления. В обязательном порядке все проходят профессионально-производственное обучение по использованию персональных компьютеров.

Немаловажную роль в организации работы в помощь становления местного самоуправления играет техническое оснащение. Однако, компьютеров нет ни в одном филиале ЦБС, соответственно нет электронных БД. А ведь именно библиотеки являются на селе единственным источником информации для более чем 36 тысяч жителей Андроповского района. Пока компьютерную технику и доступ в Интернет имеет только Центр правовой информации. Поэтому перед ЦБС стоит стратегическая задача - обеспечение эффективного доступа к информационным ресурсам на основе новейших компьютерных технологий, развитие сетевого взаимодействия библиотек и телекоммуникационных сетей.

В будущем планируется совместная деятельность Центра правовой информации и органов местного самоуправления в рамках Федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002-2010 годы)".

План мероприятий

МУК «Центральная районная библиотека Белгородского района»

в День местного самоуправления - 21 апреля 2013 года

В период с 15.04 по 22.04 все библиотеки организовывают книжные выставки и мероприятия по теме местного самоуправления. Ответственные за проведения мероприятий заведующие библиотек.

Центральная библиотека

1. Книжная выставка «Жалованная грамота Екатерины II. Начало начал самоуправления» 15.0,

2. «Местное самоуправление» - глоссарий - словарь узкоспециализированных терминов в какой-либо отрасли знаний с толкованием 18.04.

3. Электронная презентация «Местное самоуправление и жители» - 22.04,

Октябрьская модельная библиотека – филиал № 1

1. Книжная выставка «Создать богатую благополучную Россию»

2. Час информации «История становления местного самоуправления в России»

3. Буклет «Местное самоуправление. Как это работает»

Беломестненская библиотека – филиал № 3

1. Книжная выставка «Человек. Государство. Закон» - апрель,

2. Круглый стол «Основы государственности и народовластия - 12.04.,

3. Встреча с главой администрации Беломестненского поселения «Вопросы в конверте» - 21.04.

Веселолопанская библиотека – филиал № 4

1. Час информации, книжная выставка «Местное самоуправление в РФ» - 17.04

2. Заседание Земского собрания

3. Заседание клубов: организаторов выборов, молодого избирателя, клуба будущих избирателей.

Бессоновская модельная библиотека – филиал № 6

1. Провести презентацию на тему: «Местное самоуправление. Диалог с властью»16.04.

2. «Проекты местного самоуправления» выставка-призыв17.04

3. Цикл книжных выставок «Закон и право» в теч. периода

4. Диспут «Власть в зеркале прессы» 21.04.

Бочковская библиотека – филиал № 7

1. Выставка «Библиотека и местное самоуправление» с 01.04.,

2. Электронная презентация «Местное самоуправление и жители» - 20.04.

Ближнеигуменская библиотека – филиал № 8

1. Книжная выставка «Информационный лабиринт» - 18.04,

2. Встреча с депутатом Земского собрания,

3. Урок истории «Местное самоуправление в России».

Головинская библиотека – филиал № 9

1. Выставка «власть на селе» - с 15.04.

2. Листовка «Начальство надо знать в лицо» - с 15.04.

3. Круглый стол «Что может местная власть?» - 19.04.

Журавлевская библиотека – филиал № 11

1. Заседание Земского собрания Журавлевского С/п – торжественная власть.

2. Книжная выставка «Власть на селе»

3. Картотека «Реалии местного самоуправления»

Киселевская библиотека – филиал № 12

1. Тематическая полка «Местное самоуправление в Российской Федерации» 10.04 – 25.04.

3. Беседа «Гражданские права и обязанности школьников «День Прав».

Мясоедовская библиотека – филиал №19

1. Книжная выставка «Ваше право» - 16.04 – 22.04.

2. Информационный стенд «Местное самоуправление» 17.04 – 22.04,

3. Электронная презентация «Концепция и основные признаки местного самоуправления» 19.04.

Петровская библиотека – филиал № 23

1. Урок «Узнай больше о местном самоуправлении» - 21.04.

2. Выставка «Местное самоуправление нашего села» - 23.04.

3. Встреча депутата Земского собрания с населением.

1. Буклет «Вопросы местного значения поселения» - 18.04.

2. Книжная выставка «Местное самоуправление: становление и развитие» - 19.04.

3. «Территория села – территория ответственности» - диалог с депутатами Земского собрания Беломестненского с/пос.

Хохловская библиотека – филиал №28

1. Книжная выставка «Система местного самоуправления»

2. Памятка «Местное самоуправление» - Словарь основных понятий и терминов,

3. Встреча с депутатом Земского собрания, с админ. «О самом главном».

Черемошанская библиотека – филиал № 31

1. Книжная выставка «Законодатель – почетай законы свои»,

2. Беседа «Об общих принципах местного самоуправления»,

3. Круглый стол «Психология людей пожилого возраста» - вопросы и ответы.

Северная модельная библиотека – филиал № 35

1. Выставка – экскурс «Местное самоуправление - 22 года истории» - 15.04 – 22.04,

2. Информационный калейдоскоп «История выборов и основные принципы выборов депутатов поселкового собрания» - 21.04,

3. Субботний блиц опрос «Депутат: звание или призвание» - 23.04.

Разуменская библиотека – филиал № 36

1. Радиогазета «Из истории местного самоуправления» - 22.04.,

2. Круглый стол «Депутатам посвящается» (с админ. и ДК),

3. Стенд + Книжная выставка + буклет «История самоуправления городского поселения п. Разумное».

Политотдельская библиотека – филиал № 38

1. Книжная выставка «Выборы: закон и право» - 02.04.

2. Памятка «Вопросы местного самоуправления» - 16.04.

3. Диалог с властью заседание в КМИ «Глава муниципального образования ; вчера, сегодня, завтра.».

Дубовская модельная библиотека - филиал № 39

1. Выставка – совет «Местная власть и закон»,

2. Информационная закладка «День местного самоуправления»,

3. Час информации «Поговорим о местном самоуправлении».

Директор МУК

«Центральная библиотека

Белгородского района»

Исполнитель

зав. ИСПЦ

21 апреля в нашей стране отмечается День местного самоуправления . Соответствующий указ Президент подписал 10 июня 2012 года с целью укрепления роли и значения института местного самоуправления, развития демократии и гражданского общества.

Этот праздник - дань тем, кто днем и ночью отдает свои силы и способности служению людям ради улучшения их жизни.

Сотрудник библиотеки № 6 Вита Викторовна Ахтырская провела беседу «Местное самоуправление - стержень государства» , участниками которой стали постоянные читатели.

Присутствующие узнали об истории праздника, о государственных реформах проводимых Иоанном IV, Петром I, Екатериной Великой, Александром II. Более подробно ведущая остановилась на разъяснение положения Конституции РФ и Федерального закона 131-ФЗ «Об основных принципах местного самоуправления в Российской Федерации». После беседы все желающие ознакомились с материалами, представленными на книжной выставке с одноименным названием.

В целях развития гражданского общества, укрепления принципов демократии и популяризации института местного самоуправления сотрудники библиотеки для детей №11 приняли участие в мероприятиях, приуроченных ко Дню местного самоуправления.

21 апреля заведующая библиотекой для детей №11 Элина Алексеевна Баранкова в МОУ СОШ № 18 организовала встречу старшеклассников с заместителем председателя Волгодонской городской Думы, депутатом по избирательному округу № 19 Игорем Владимировичем Батлуковым .

Игорь Владимирович рассказал о роли и значении института местного самоуправления, о развитии демократии и гражданского общества.

Старшеклассников интересовали проблемы города, поэтому вопросы задаваемые ребятами были самыми разнообразными: о судьбе строительства третьего моста в городе, отношении к единому государственному экзамену, о решении строительства ТК «Мармелад» и др. Встреча прошла в очень теплой, дружественной обстановке.

В этот же день заведующая библиотекой для детей № 11 Э.А. Баранкова провела беседу «Местное самоуправление - фундамент развития государства» с людьми пожилого возраста дневного отделения в МУ «ЦСО №2». Слушатели узнали об истории местного самоуправления, а помощник депутата по 19 округу Зоя Владимировна Исаева ответила на интересующие вопросы.