Домой / Продавец квартиры / Деятельный подход в психологии. Деятельностный подход (в психологии)

Деятельный подход в психологии. Деятельностный подход (в психологии)

Определение 1

Деятельностным подходом (или по-другому теорией деятельности) называется подход, разработанный советскими психологами А. Н. Леонтьевым и С. Л. Рубинштейном на основании культурно-исторического подхода Л. С. Выготского в 30-е годы 20 века.

При этом следует заметить, что подход разрабатывался учеными параллельно и независимо друг от друга, однако в связи с общностью теорий, на которые они опирались (подход Выготского и философская теория Маркса) в их теориях прослеживается много сходств.

Подход Рубинштейна

Основной тезис деятельностного подхода : деятельность определяет сознание (а не наоборот). Теория представляет собой систему методологических и теоретических принципов, на основе которых авторы предлагают рассматривать психику и, в частности, сознание. Деятельность выступает в качестве предмета исследования и, согласно данной теории, опосредует все основные психические процессы.

Опираясь на этот тезис, Рубинштейн выдвинул принцип «единства сознания и деятельности», согласно которому сознание и психика в целом формируются в процессе деятельности и проявляются в деятельности человека. Деятельность в данном контексте выступает не как совокупность определенных реакций на внешние стимулы, а как система, регулируемая сознанием. Сознание же в свою очередь описывается им не как некая субъективная реальность для познания самого себя, а как нечто, что может быть познано только через отношение к объективной реальности, в том числе через деятельность. Таким образом, деятельность и сознание формируются и развиваются в органичном единстве и при этом не тождественны друг другу. Сознание является одновременно и предпосылкой, условием всякого действия (мотив, направленность), и результатом этого действия, выражаемом в навыках, привычках, умениях и т.д.

Подход Рубинштейна также называют субъектно-деятельностным подходом, поскольку рассматривается автором исключительно в контексте отношений деятельности и субъекта:

«Субъект в своих деяниях не только обнаруживается и проявляется; он в них созидается и определяется. Тем, что он делает, можно определить то, что он есть; направлением его деятельности можно определять и формировать его самого».

Подход Леонтьева

А.Н. Леонтьев, в свою очередь, занимался разработкой особенностей строения внешней и внутренней деятельности и их взаимосвязи. Его принцип строился совместно с другими представителями Харьковской психологической школы.

По Рубинштейну, деятельностью называется некая совокупность действий, направленная на достижение поставленных сознанием целей. Леонтьев расширяет и уточняет это понимание:

"Сознание не просто «проявляется и формируется» в деятельности как отдельная реальность – оно «встроено» в деятельность и неразрывно с ней".

В результате исследования деятельности в неразрывной связи с сознанием удалось выявить следующие свойства деятельности:

  1. Свойство предмета психологического исследования (возможность познавать деятельность как самостоятельное явление, раскрывающее внутренний мир человека).
  2. Объяснительное свойство (в процессе исследования деятельности познается психическое содержание как ее результат).

Неразрывность исследования деятельности и личности (субъекта) связана еще с тем, что деятельность как таковая не является простой реакцией, а манифестирует некоторое отношение к действительности, что автоматически включает в проблему исследования деятельности также и личностные особенности человека.

Заслугой Леонтьева также можно считать и то, что он поставил вопрос развития психики в филогенезе, пытаясь объяснить происхождение психики в животном мире. Для этого он расширил свой принцип единства сознания и деятельности до более общего принципа – принципа единства деятельности и психики в различных ее формах. В этой связи деятельность была им разделена на три структурных единицы, каждая из которых связана с определенными условиями сознания:

  • Деятельность-Действие-Операция
  • Мотив – Цель – Условия протекания

То есть, деятельность состоит из действий, а те в свою очередь из операций. Побудительной силой деятельности является мотив, действий – цель, а операции зависят от условий, в которых они выполняются. При этом деятельность как сложная структура, как правило, полимотивирована, то есть может побуждаться несколькими мотивами.

Замечание 1

Составные части деятельности (действия и операции) динамичны и переходят друг в друга. Иными словами, то, что сегодня является действием, завтра может перерасти в самостоятельную деятельность. Например, если ученик читает книгу, чтобы подготовиться к экзаменам, то это действие для достижения поставленной цели. Однако если он увлечется и продолжит читать «для себя», то это действие перерастет в деятельность. Это явление у Леонтьева имеет название «сдвиг мотива на цель».

Виды деятельности

Анализируя работы Леонтьева и Рубинштейна по теории деятельности, можно классифицировать ее по нескольким критериям

  1. По направленности:

  2. По предмету деятельности:

    • Игровая;
    • Учебная;
    • Трудовая и прочее

Впоследствии Д.Б.Эльконин ввел понятие «ведущая деятельность » – деятельность, спровоцированная наиболее значимым в данный период жизни или для данной личности мотивом.

Понятие «деятельность» в отечественной психологии играет центральную методологическую роль. Это значит, что, при описании сущности и процессуальных характеристик психики и личности сторонники подхода опираются на категорию «деятельность».

В современной отечественной психологии деятельностным подходом называют школу советской психологии, теоретический, методологический и эмпирический подход, который исследует психику и сознание человека в процессе их формирования в предметной деятельности. Некоторые теоретики деятельностного подхода рассматривают психику и сознание даже как специфические формы предметной деятельности.

Деятельность рассматривают как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования» (Р. С. Немов). Деятельность обладает такими характеристиками:

— творческий характер деятельности (то есть с помощью осуществления деятельности человек выходит за ограничивающие его рамки, может создать материальные и духовные ценности, способствующие историческому прогрессу),

— продуктивный характер деятельности (человек использует деятельность для создания новых способов удовлетворения потребностей),

— потребностный характер деятельности (порождая новые способы удовлетворения потребностей, человек развивает, усложняет свою мотивационно-потребностную сферу),

— опосредованность деятельности историческим развитием человечества (деятельность человека способна удовлетворять не только естественные, но и духовные, культурные потребности, потребности в знаниях и пр.),

— деятельность изначально, от рождения, не присуща человеку, а развивается в процессе воспитания и обучения.

Предпосылки формирования деятельностного подхода

Деятельностный подход возник в 20-е гг. XX века в период психологического кризиса 10-30-х гг. Сущность психологического кризиса проявилась в невозможности объяснения психических феноменов существующими теориями, в поиске новых направлений и методологических оснований исследования психики и сознания человека.

На Западе в период психологического кризиса родились такие направления, как психоанализ и бихевиоризм. В отечественной же психологической среде, достаточно обособленно развивающейся вследствие исторических условий того времени, зародился деятельностный взгляд на природу психического. В советской психологии произошел закономерный сдвиг с лабораторных исследований сознания человека на изучение трудовой деятельности. Это объясняется исторически обусловленным поиском философской опоры в марксистко-ленинской философии, в которой категория деятельности занимает ведущее место.

Человек как деятель (подход М. Я. Басова)

Впервые о деятельности как особой категории, которая не может быть отнесена ни каким другим формам активности, заговорил М. Я. Басов. В его теории впервые в качестве предмета исследования выступили не сознание и не поведение, а деятельность. Он намеренно использовал именно понятие «деятельность», а не «поведение», чтобы отделить свой подход от бихевиоризма и рефлексологии.

Он предложил не механически объединять сознание и поведение, а включить их в структуру деятельности. Деятельность, согласно автору, это особая структура, которая состоит из отдельных актов и механизмов, которые взаимосвязаны друг с другом задачей.

Центральной проблемой теории деятельности Басов видел развитие, формирование деятельности. Он предлагал рассматривать трудовую деятельность как высшую форму деятельности. Кроме труда, этапами формирования деятельности являются игра и обучение.

Деятельностная теория С. Л. Рубинштейна: сознание и деятельность едины

Предметом изучения психологии, С. Рубинштейн считает психику, но опосредованную предметным преобразованием действительности, то есть деятельностью.

Рубинштейном бы сформулирован принцип единства сознания и деятельности — один из базовых принципов отечественной психологии: сознание и психика формируется в деятельности, в деятельности же и проявляются. Другими словами, психика человека не может рассматриваться изолированно, как существующая независимо от внешнего мира субстанция. Рубинштейн полагал, что ошибкой бихевиористической концепции, которая тоже изучала деятельность и поведение, был излишне биологизированный подход к деятельности. Он же предлагает рассматривать единство сознания и поведения как обуславливающие друг друга.

Внутренняя психическая природа человека, на его взгляд, проявляется только по отношению к какому-либо объекту внешнего мира. Без соотношения переживания с объектом, который его вызвал, невозможно и само переживание.

С другой стороны, сущность человеческого поведения определяется внутренним содержанием психики человека (мотивами, целями). Так, единство сознания и поведения (деятельности) имеет своей основой единство сознания и бытия.

Развитие деятельностного подхода А. Н. Леонтьевым: структура деятельности

Взгляды психолога сформировались на базе культурно-исторического подхода Л. С. Выготского.

Предметом изучения психологии является деятельность, а психика является одной из форм предметной деятельности, поскольку она (психика) не может быть отделена от опосредующей ее деятельности.

В отличие от С. Рубинштейна, который настаивал на присутствии внутреннего плана в сознании изначально, А. Леонтьев утверждает, что внутреннее содержание сознания формируется только в процессе интериоризации практической деятельности – то есть внешняя по отношению к сознанию среда формирует сознание.

Структура деятельности включает две взаимосвязанные стороны. Мотивационно-потребностная сторона деятельности состоит из:

— мотива деятельности (немотивированной деятельности не существует, она может лишь обладать скрытым мотивом),

— цели деятельности (как образа результата деятельности),

— условий деятельности.

В свою очередь, существует оперционально-техническая сторона человеческой деятельности, включающая в себя:

— действия (процессы, которые подчинены сознательной цели),

— операции (составляющие такого действия, способы осуществления действия),

— психофизиологические основания деятельности.

Дальнейшие эмпирические разработки деятельностного подхода

В дальнейшем развитие теории деятельностного опосредования сознания развивалось в таких направлениях:

филогенетическом (А. Запорожец, К. Фабри),

историко-антропологическом (С. Рубинштейн, А. Леонтьев, П. Гальперин),

социогенетическом (А. Леонтьев, А. Лурия, М. Коул),

онтогенетическом (Д. Эльконин, В. Давыдов, А. Запорожец),

патопсихологическом (А. Лурия, Е. Хомская, Б. Зейгарник),

функционально-генетическом (Б. Теплов, Б. Ананьев, Н. Бернштейн).

Виды человеческой деятельности

Если в качестве основы классификации деятельности выбрать социальную активность, в которую неизбежно включается человек в своей жизни, то виды этой социальной активности и будут видами человеческой деятельности.

Игра – вид деятельности, который не предполагает получения в ее результате материального или идеального продукта, а имеющий своей целью вовлеченность в некий процесс. Игра является основным видом деятельности (так называемым, ведущим) у детей дошкольного возраста, и выполняет преимущественно развивающую функцию. К видам игр относят индивидуальную и групповую, предметные, ролевые, сюжетные игры и игры по правилам.

Обучение – это вид деятельности по приобретению знаний, умений и навыков. Оно является средством психологического развития человека. Обучение (или как процесс – учение) может быть специально организованным или происходить попутно (неорганизованное обучение). У взрослых людей процесс обучения может принимать форму самообразования.

Труд, согласно теории деятельности – это высший вид деятельности человека, обладающий характеристиками целесообразности, осознанности и направленный на удовлетворение материальных и духовных потребностей человека и социума. Человеческий труд как вид деятельности имел результатом усовершенствование орудий труда. А эти улучшенные орудия труда явились условием повышения производительности труда, совершенствования промышленного производства, науки, техники, культуры и искусства.

В психологической теории деятельности к видам деятельности относят еще и общение (вид деятельности, который направлен на обмен информацией между людьми).

Хотя каждый из перечисленных видов деятельности (кроме общения) является ведущим в определенный возрастной период, все они сопровождают человека на протяжении его жизни, принимая специфические формы.

Таким образом, деятельностный подход сформировал научно-методологические основы отечественной психологии, выделив в качестве основной категории исследования деятельность, опосредующую психическую реальность и сознание человека. Теория деятельности имела огромное значение для развития многочисленных прикладных областей психологии, а именно детской психологии, социальной психологии, психологии труда, психологии управления, психологии различных видов профессиональной деятельности, патопсихологии и других.