Домой / Продавец квартиры / Обозначения на автомобильных аккумуляторах. Маркировка даты выпуска аккумулятора автомобиля

Обозначения на автомобильных аккумуляторах. Маркировка даты выпуска аккумулятора автомобиля

Инструкция

Для того чтобы узнать дату изготовления аккумулятора вашего мобильного телефона, убедитесь в том, что на обратной его стороне имеется специальный сервисный код, в который заложена интересующая вас информация. Первая буква в данной комбинации указывает на месяц, в данном случае очередность буквы в алфавитном порядке соответствует очередности месяцев в году, то есть в начале кода может быть указана любая буква латинского алфавита от A, что означает январь, до L, соответственно – декабрь. Вторая буква означает год выпуска, опять же в алфавитном порядке начиная с того года, в котором была произведена первая копия данной модели батареи. Следующая цифра сообщает неделю выпуска.

Если в вашем аккумуляторе имеется другой, восемнадциатизначный код, найдите шестую цифру, начиная с конца комбинации, это и будет год изготовления. Пятая и четвертая цифра сообщает пользователям неделю года, в который аккумулятор был произведен на заводе.

Воспользуйтесь официальными сайтами производителей мобильных телефонов для выяснения даты изготовления вашего аккумулятора, обратите внимание, что в данном случае принимаются сведения, прочитанные с оригинальной батареи, идущей в комплекте с мобильным устройством данного производителя, либо купленные отдельно элементы питания той же марки.

Если вами был куплен аккумулятор в виде отдельной единицы товара, просмотрите его маркировку и узнайте на официальном сайте производителя, как ее расшифровать для получения данных о дате изготовления. Также просмотрите техническую документацию устройства на наличие в нем интересующей вас информации, вполне возможно, что она указана в гарантийном талоне или на упаковке. Также вы можете получить нужную информацию от продавцов-консультантов.

Полезный совет

Не удаляйте стикеры с системной информацией с аккумуляторов и других устройств.

Когда вы приобретаете автомобильный аккумулятор иностранного производства, перед вами может встать вопрос расшифровки символов, нанесенных на него, из которых вы можете получить информацию по поводу его правильной эксплуатации.

Вам понадобится

  • - аккумулятор.

Инструкция

Определите значение надписей на клеммах японских аккумуляторов. Согласно стандарта Jis, на них может быть три вида клемм. T1 – тип клемм с диаметром плюсовой – 14,7мм, минусовой – 13мм, она имеет форму усеченного конуса. Это самый привычный вариант для нашего восприятия. Т2 – клеммы с диаметрами соответственно 19,5 и 17,9 миллиметров. Такая маркировка аккумулятора означает его высокую емкость. Клеммы с обозначением Т3 особенные, они имеют плоские штыри с отверстиями. Устанавливаются в основном на аккумуляторах типа А19. Т2 наиболее распространены на российском рынке, они стандартные, имеющиеся на всех типах как российских, так и европейских аккумуляторов. Т1 это специфические японские клеммы, распространенные среди автомобилей с правым рулем.

Выполните расшифровку маркировки аккумуляторов. Самой подробной моделью является 55B24R. 55 обозначает работоспособность аккумулятора, его электроемкость. Данный параметр является скорее виртуальным. Эта характеристика сравнительная, зависит она от многих факторов, японскому параметру 55 соответствует 45й европейский. В – это класс аккумулятора. Данное значение обозначает его ширину. А - это мелкие батареи, устанавливаемые на мотоциклы. Самым распространенным является В, обозначает «Бензин». Класс D устанавливается на мощных автомобилях, как правило, дизельных. Остальные классы достаточно редко попадают в страны СНГ, чаще всего вместе с автомобилями класса подъемника.

Определите длину аккумулятора по последней цифре в маркировке, например, в случае 55B24R это 24 сантиметра. Японцы утверждают, что это значение примерное, погрешность может составлять около трех миллиметров. Последняя буква маркировки аккумулятора означает правый/левый (R/L соответственно).

Автомобильная промышленность предлагает миру сотни марок автомобилей, которые разнятся техническими характеристиками, а значит, и требуют разных источников энергии для запуска двигателя. Чтобы определить какой тип аккумуляторной батареи подойдет вашей машине, нужно изучить рекомендации производителя авто и маркировку АКБ.

Маркировка аккумуляторов происходит на основании принятых международных стандартов, по которым разрабатываются национальные маркировки. В России аккумуляторные батареи маркируются на основании ГОСТа 959-91, который включает в себя следующие обозначения:
- цифровой код,
- буквенный код,
- характеристики АКБ.

Российская маркировка

Первая цифра на аккумуляторной батарее (АКБ) показывает физическую величину, характеризующуюся наличием последовательно соединенных элементов. Для это число должно быть 6, так как на основании его формируется выходное напряжение, которое должно быть равно 12 Вольтам.

Буквы расшифровывают тип батареи. Для запуска двигателя автомобиля на этой маркировке должны стоять буквы «СТ», стартовый тип батареи.

Следующее число показывает емкость аккумулятора в ампер-часах. Для городского автомобиля рекомендуется емкость в 55 Ач.

Выбирая мощность батареи помните о том, что чем мощнее двигатель и чем большее количество дополнительных опций имеет авто, тем большая емкость понадобится АКБ, устанавливать «большие» батареи не рекомендуется, сгорит проводка.

Последнее значение АКБ - это дополнительная буквенная маркировка батареи. Как правило, их несколько:
«З» - батарея полностью заряжена и залита электролитом,
«Э» - корпус батареи выполнен из эбонита,
«Т» - аккумулятор сделан из термопластичного материала.

Европейские маркировки АКБ

В Европе производят аккумуляторы в соответствии с международным стандартом ETN или по немецкому стандарту DIN, так как именно Германия является крупнейшим европейским производителем автомобилей.

Американские аккумуляторные батареи тоже выпускаются на основании международных требований, но с учетом американского стандарта SAE, который совпадает с европейскими стандартами маркировки аккумуляторов.

Первые три цифры европейской маркировки обозначают емкость аккумуляторной батареи, их значения колеблются от 501 до 799. Для того чтобы узнать номинальную емкость батареи, из этого числа нужно вычесть число 500. Результат – это емкость АКБ в Ампер-часах. Соответственно, емкости европейских аккумуляторов колеблются от 1 до 299 Ампер – часов. Так же на батарее показывается в числе из последних цифр ток холодной прокрутки.

По стандарту европейские аккумуляторные батареи должны иметь дополнительно следующие обозначения:
- фирменный знак производителя;
- пусковой ток при прокрутке при -18 градусах;
- напряжение батареи в Вольтах;
- дату изготовления;
- вес батареи;
- знаки полярности;
- характеристика уровня залитого электролита (max или min).

Данная маркировка наносится на АКБ в виде наклейки или краской по трафарету, обязательно требование - влагостойкость материала и его устойчивость к агрессивным средам.

При поддержке крупнейшего японского производителя аккумуляторов GS Yuasa мы продолжаем публикацию цикла статей под названием «Аккумуляторный ликбез», охватывающих многие аспекты работы и обращения с автомобильными аккумуляторными батареями. В этой статье мы рассмотрим основные стандарты, действующие в аккумуляторной отрасли и научимся понимать маркировку и спецификации импортных АКБ.

DIN номер

Система нумерации комплектующих DIN (Германский промышленный стандарт) традиционно используется в Европе, но постепенно вытесняется системой нумерации ETN .

Например, 56049

1-я цифра – номинальное напряжение

1-2 – 6В АКБ

5-7 – 12В АКБ

2-я и 3-я цифры – номинальная емкость

Примечание: если 1-я цифра — 6, то к емкости, указанной во 2-ой и 3-ей цифре прибавляется 100 Ач; если 1-я цифра — 7, то прибавляется 200 Ач.

4-ая и 5-ая цифры – уникальный код, относящийся к производительности АКБ и ее техническим характеристикам.

Система нумерации DIN все еще используется, главным образом, в Европе для определения типа АКБ.

ETN номер

ETN (Европейский типовой номер) был введен, чтобы заменить DIN в ходе европеизации аккумуляторных стандартов. ETN – это усовершенствованная система на основе нумерации DIN, которая призвана облегчить переход и включает дополнительные технические сведения.

Введение системы ETN привело к тому, что около 2 000 номеров комплектующих было присвоено за время ее контролируемого периода действия до 2006 г., что ведет к дополнительной путанице, в случаях когда требуется перекрестная ссылка на номера комплектующих при отсутствии официального реестра номеров. Контроль за выпуском номеров Евробатом был прекращен в 2006 г., таким образом, присвоенные номера сейчас трудно понять, так как никаких централизованных записей не ведется и не сохраняется.

9-значный номер ETN дает дополнительную информацию к номеру DIN.

Например, 536 046 030

1-ая цифра – номинальное напряжение

  • 1-2 – 6В АКБ
  • 5-7 – 12В АКБ

2-ая и 3-я цифры – номинальная емкость

  • 560 = 60 Ач при 20-ч режиме разряда
  • 660 = 160 Ач при 20-ч режиме разряда

Примечание: если 1-я цифра — 6, то к емкости, указанной во 2-ой и 3-ей цифре прибавляется 100 Ач; если 1-я цифра — 7, то прибавляется 200 Ач.

4-ая, 5-ая и 6-ая цифры – уникальный код

  • 5-ая и 6-ая цифры могут иногда относиться к устаревшей конструкции АКБ и оригинальному номеру DIN (4-ая и 5-ая цифры).
  • Уникальный кодовый номер включает в себя информацию о сроке службы, уровне производительности при холодном пуске, виброустойчивости, типах клемм и нижнего крепления.

7-ая, 8-ая и 9-ая цифры – ток холодной прокрутки (CCA).

  • Существует два разных коэффициента EN – EN1 и EN2.
  • Может возникнуть путаница при диагностике, так как конечному покупателю не понятно, какой именно стандарт используется. Ситуация осложняется при использовании цифровых тестеров, которые не могут проводить измерения по обоим стандартам.
  • Информация о том, какой именно коэффициент применяется, скрыта в уникальном коде.

Примечание: для определения тока холодной прокрутки необходимо умножить значение, полученное из 7, 8 и 9 цифры на 10.

CCA — ток холодной прокрутки (А)

Ток холодной прокрутки (ССА) измеряется в амперах и отражает стартерные характеристики АКБ. Проще говоря, чем выше ток, тем батарея легче заведет автомобиль. Тем не менее, существует несколько методик измерения тока холодной прокрутки (SAE, DIN, IEC, EN, JIS) и при сравнении CCA у разных АКБ нужно убедиться в том, что ток указан по одной и той же методике.

SAE (Американский промышленный стандарт)

Стартерный тест в соответствии с методикой SAE (сообщества автомобильных инженеров). Тест показывает, что батарея при -18 0 С отдаст ток равный току холодной прокрутки (ССА) в течение 30 секунд напряжением выше 7,2 В (3,6 в для 6В АКБ).

Хотя и существует зависимость от конструкции батареи, приблизительно можно пересчитать ток холодной прокрутки от DIN к SAE:

SAE = (DIN х 1,5) + 40

Производительность батареи быстро падает вместе с понижением температуры, поэтому такое испытание – хорошая проверка стартерных характеристик АКБ. Как и в случае с 10-секундным разрядом по стандарту EN, способность батареи продержать напряжение выше 7,2 В на протяжении 30 секунд дает представление о способности запустить автомобиль при низких температурах.

DIN (Германский промышленный стандарт)

Как и по стандарту SAE испытание проводится при температуре -18 0 С. Полностью заряженная АКБ разряжается до 6В установленным испытательным током. Напряжение должно быть не менее 9В после 30 секунд разряда, а время, требующееся на достижение 6В, не должно быть меньше 150 сек.

Хотя и существует зависимость от конструкции батареи, приблизительно можно пересчитать ток холодной прокрутки от SAE к DIN:

DIN = (SAE — 40) х 0,66

С появлением современных автомобилей с инжекторными двигателями и растущей потребности в легком запуске стандарт DIN потерял свою популярность среди автопроизводителей. Тем не менее, он дает четкое представление об объеме использованных в батарее материалов, но не отражает ее стартерные характеристики.

IEC (Международная электротехническая комиссия)

Как и в случае со стандартами SAE и DIN, испытания тоже проводятся при температуре -18 0 С. Напряжение после разряда в течение 60 секунд установленным испытательным током должно быть не менее 8,4 В. Обычно:

IEC = DIN / 0,85

В последние годы данный вид испытаний не проводится на европейском рынке.

EN (Европейский стандарт EN 50342.1 2006, ранее – EN 60095-1)

Испытание также проводится при -18 0 С. Требования EN разделены на 2 методики – EN1 и EN2.

EN1 – Напряжение АКБ через 10 секунд должно быть 7,5 В. Затем делается перерыв на 10 секунд, и АКБ разряжается дальше при начальном токе, умноженном на 0,6. Второй этап длится 73 секунды, а в общем весь период разряда занимает 90 секунд (при предположении, что начальный период равен 10 сек. / 0,6 = 16,7 секунд).

EN2 – Такой же, как EN1, за исключением того, что второй период разряда проводится до 6 В в течение 133 секунд, а общее время теста — 150 секунд. Соотношение разрядных токов, соответствующее обеим методикам, во многом зависит от типа АКБ и может варьироваться от автомобиля к автомобилю и от конструкции к конструкции. На основании сравнительного анализа можно вывести следующее соотношение между EN1 и EN2:

EN2 = от 0,85% до 0,92% EN1.

JIS (Японский промышленный стандарт)

Испытание по JIS проводится при температуре -15 0 С. Автомобильные АКБ обычно тестируются током 150 А или 300 А с различным требованиями во времени 10 и 30 секунд соответственно, и конечным напряжением выше 6 В. Для европейских автомобилей, мы полагаем, он не дает покупателю полного представления о способности АКБ к запуску, и этот стандарт редко используется на европейском вторичном рынке.

CA / MCA — стартерный ток (A)

Это испытание основано на требовании к ССА по стандарту SAE, но проводится при более высокой температуре — 0 0 С, обычно он указывается на АКБ как СА (стартерный ток) или МСА (стартерный ток морских АКБ), а не ССА. Стартерный ток (СА/МСА) обычно на 25% выше, чем ток холодной прокрутки по SAE (ССА).

Резервная емкость (минуты)

Резервная емкость – это количество времени в минутах, при котором АКБ при 25 0 С сможет отдавать ток силой 25А, пока напряжение батареи не упадет до 10,5 В (5,25 В для 6В АКБ).

25А – типичная электрическая нагрузка на автомобиле при нормальных условиях эксплуатации, так что резервная емкость дает понимание времени, в течение которого автомобиль с нормальной электрической нагрузкой проедет с неработающим генератором. Это очень хороший практический тест.

Очевидно, чем больше электрических потребителей вы отключите, тем дольше проедет автомобиль.

Примечание:

Изначально резервная емкость использовалась, чтобы показать емкость АКБ в случае сбоя в работе системы зарядки и длительность поездки после того, как загорается контрольная лампочка, предупреждающая о проблемах в системе. С увеличением надежности зарядных систем современных автомобилей прямая польза от резервной емкости для пользователя уменьшилась, но она все еще показывает относительное падение производительности АКБ с увеличением разрядного тока.

Номинальная емкость (при 20-часовом режиме разряде, Ач)

Емкость в ампер-часах отражает общее количество электричества, хранимого в АКБ.

1 ампер-час - это электрический заряд, который проходит через поперечное сечение проводника в течение 1 часа при наличии в нём тока силой в 1 ампер. Заряженный аккумулятор с заявленной ёмкостью в 1 А·ч теоретически способен обеспечить силу тока 1 ампер в течение одного часа.

Емкость в ампер-часах меняется в зависимости от тока разряда АКБ – чем медленнее разряд, тем больший объем электричества выдаст АКБ,

Емкость в ампер-часах – это объем электричества, которое батарея отдаст в течение 20 часов до того момента, когда напряжение упадет до 10,5 В. Например, АКБ емкостью 60 Ач отдаст ток силой 3А в течение 20 часов.

Вес залитой АКБ (кг)

Это средний вес аккумуляторной батареи в момент поставки.

Расположение ячеек (полярность)

На рисунке 1 изображена общепринятая система кодировки полярности батарей в зависимости от расположения ячеек электродов:

Рис. 1

Тип выводов (клемм)

Рис.2 показывает наиболее распространенные типы выводов автомобильных АКБ:

Рис. 2

Тип нижнего крепления

Рис.3 дает информацию о типах нижнего крепления на корпусе батареи и других конструктивных особенностях:

Читайте также:

Читайте также:

Аккумулятор — не мясо и не хлеб, но тоже имеет свой срок хранения, т.к. внутри этой маленькой, но тяжелой коробочки беспрерывно протекают химические реакции и процессы.

Поэтому, при покупке стартерной аккумуляторной батареи (АКБ) необходимо обратить внимание на дату его выпуска. Просроченный АКБ, как в случае с мясом и хлебом — это зря потраченные деньги и время. "Лежалый" "не свежий" АКБ в любую минуту может "сесть". Причем, для свинцово-кислотных батарей, изготовленных по традиционной технологии с добавлением сурьмы, срок хранения не должен превышать 6-10 месяцев. Если аккумулятор с легированными серебром пластинами – 12-15 месяцев. Ну а в случае кальциевых АКБ, их саморазряд сведен к минимуму, но все равно в течение года-двух такие АКБ садятся практически в ноль. Но принимать за константу эти сроки хранения не стоит. Во многом, срок хранения (без периодической подзарядки) зависит от тех условий, в которых хранится аккумулятор.

В общем итоге — потребительские характеристики АКБ через 2-3 года хранения на складе ухудшаются настолько, что покупать батарею, пролежавшую в течение этого или более длительного срока, просто не рекомендуется. Конечно, бывают исключения, например, аккумуляторы BOSCH AGM, практически не теряют заряда даже после 3-х лет.

Другими словами, брать "лежалый" товар не рекомендуется, а так же, при покупке АКБ любого срока свежести — перед установкой на автомобиль крайне рекомендуется!

Всю необходимую информацию даст маркировка аккумуляторов. Единых стандартов маркировки АКБ по дате производства не существует, на разных батареях она ставится по-разному. Большинство производителей указывает дату изготовления аккумулятора в виде набора букв и цифр, а иногда и в виде цветовой маркировки.

Дата изготовления аккумулятора может быть указана на фронтальной этикетке, выбита на крышке или помещена на отдельной этикетке на боковой стенке. Здесь нет стандартов.

Самые распространенные способы шифрования информации:

Forse, FB, FireBall, Uno, Dominator, Курский аккумулятор

Код маркировки наносится на крышку аккумуляторных батарей и включает в себя:

— дату производства аккумуляторных батарей

— сведения о батарее и условиях производства.

Код состоит из двух групп цифр: в первой группе четыре цифры, во второй группе — шесть цифр, например: 1234 567890.

Схема маркировки:

1 – номер производственной линии

2, 3, 4 – индивидуальный код партии

5 – последняя цифра года

6 – полугодие

7 – порядковый номер месяца в полугодии: Первое полугодие: 1-январь, 2-февраль, 3-март, 4-апрель, 5-май, 6-июнь Второе полугодие: 1-июль, 2-август, 3-сентябрь, 4-октябрь, 5-ноябрь, 6-декабрь

8,9 — день (число месяца)

0 — номер бригады (возможны 2 цифры)

Пример маркировки: 2260 311321

Расшифровка: Аккумуляторная батарея была произведена на производственной линии №2, 260 — индивидуальный код партии. Дата изготовления: 2013 год, 1-е полугодие, 1 месяц, 21 число (21 января 2013 года). Бригада №1

Тяжелая группа аккумуляторов маркируется несколько иначе. Пример маркировки тяжелой группы аккумуляторных батарей: 14010243

Расшифровка: Батарея имеет ёмкость 140 А/ч, произведена в 2010 году, 2-ое полугодие, 4 месяц второго полугодия (октябрь), бригадой №3.

Аккумуляторы Тюменский медведь, Tyumen Batbear, Arctic Batbear, Ямал

Код маркировки наносится на корпус батареи с противоположной стороны от центральной этикетки при помощи лазерной перфорации. Шесть цифр на задней стенке батареи расшифровываются как ММ.ГГГГ.

Пример маркировки: 102011

Расшифровка: Дата изготовления — октябрь 2011 года.

Пример маркировки тяжелой группы аккумуляторных батарей: 1112 Расшифровка: Выпущена в 11 месяце 2012 года.

Актех, Орион, Зверь

Код маркировки нанесен на верхней крышке. Аккумуляторные батареи завода Актех маркируют по принципу ММ.ГГ.

Пример маркировки: 0511

Расшифровка: Дата изготовления — май 2011 года.

Cobat, Titan (Standart, Euro Silver, Arctic Silver, Asia Silver, Vaiper)

С августа 2011 г. дата изготовления наносится на аккумуляторы завода TUBOR при помощи принтера и специальной цифро-буквенной комбинации. Размещение – на крышке АКБ, по центру.

Код содержит 5 символов: 12345

1 – день недели

2, 3 – порядковый номер недели в году (от 01 до 53)

4 – год (латинская буква): 2011 (H), 2012 (V), 2013 (N), 2014 (Z), 2015 (P), 2016 (A), 2017 (S), 2018 (T), 2019 (X), 2020 (L).

5 – номер смены.

Пример маркировки: 208Н1

Расшифровка: 2 — вторник 08 — восьмая неделя Н — 2011 год 1 — первая смена. АКБ выпущен 22 февраля 2011 года в первую смену.

В настоящее время аккумуляторы завода TUBOR поступают в продажу как в прежнем варианте маркировки, так и в новом – приведенном выше. Прежняя маркировка: Место нанесения маркировки – верхняя крышка корпуса. Пример: 2112042 21 декабря 2004 года, "2" – служебная информация.

VARTA, BOSCH

Официальный ответ компании БОШ

Согласно требованиям технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, информация о дате производства не обязательна для нанесения на аккумуляторные батареи. С начала 2014 года, дата производства не наносится на батареи. Серийный номер несет информацию необходимую только для производства. Показателем качества батареи является не дата производства, а напряжение разомкнутой цепи, оно должно составлять не менее 12,5В.

Your Bosch Company / Ваша компания Bosch

Но тем не менее, разбираться в маркировке для нас не будет лишним.

Код маркировки расположен на верхней крышке в производственном коде.

Код состоит из 24-х символов, четвертая позиция обозначает год, пятая-шестая – месяц.

Пример маркировки: G2С1050520991 536528 82E 09

На аккумуляторах BOSCH дата выпуска продублирована в центральной части лицевой наклейки, она содержит три цифры, говорящие о годе и месяце выпуска.

Например, 105 – май 2011 года. Кроме того, дату производства аккумулятора VARTA можно определить по цветному кружку, нанесенному на этикетку или крышку аккумулятора.

Цвет кружка соответствует определенному кварталу: I.2011 — зеленый, II.2011 — красный, III.2011 — розовый, IV.2011 — белый, I.2012 — серый, II.2012 — оранжевый, III.2012 — желтый, IV.2012 — голубой, I.2013 — зеленый, II.2013 — красный, III.2013 — розовый, IV.2013 — белый и т.д.

Полная расшифровка всего кода: Первая буква — территориальное расположение завода Varta и Bosch: H — Германия (Ганновер), С — Чехия (Чешска Липа), S — Швеция (Хальтсфред), А — Австрия (Вена), F или R — Франция (Руан), E или G — Испания (Гвардамар — Бургос); Далее следует цифра — это номер конвейера. Вторая буква — особенности отгрузки: V- для розничной продажи, E- для комплектации на автозаводах.

Далее снова следует цифра — последняя цифра в нумерации года (год выпуска), третья и четвертая цифры — порядковый номер месяца: 01-январь, 02-февраль, 03-март, 04-апрель, 05-май, 06-июнь, 07-июль, 08-август, 09-сентябрь, 10-октябрь, 11-ноябрь, 12-декабрь; Пятая и шестая цифры — день месяца, седьмая цифра — номер смены.

С 2014 года VARTA и BOSCH стали использовать новую кодировку даты изготовления батареи.

В длинном коде это 4,5,6 цифры. 4-я цифра год выпуска, 5-я и 6-я код месяца выпуска: 17-январь, 18-февраль, 19-март, 20-апрель, 53-май, 54-июнь, 55-июль, 56-август, 57-сентябрь, 58-октябрь, 59-ноябрь, 60-декабрь.

Дата производства аккумулятора нанесена посредством лазерной перфорации на верхней части корпуса АКБ.

Код состоит из шести цифр, первая из которых – номер линии, вторая – год, третья, четвертая – месяц, пятая, шестая – число.

Пример маркировки: 410819

Panasonic, Furukawa Battery (SuperNova)

Производственный код расположен на этикетке сверху (на крышке). Притом, на батареях Panasonic код нанесен краской, а на батареях Furukawa Battery – выдавлен.

Маркируются по принципу ЧЧ.ММ.ГГ

Пример маркировки: 181011А

Topla, Moratti

На аккумуляторах Topla код нанесен на верхнюю часть корпуса при помощи лазера.

Из четырнадцати символов третий, четвертый обозначают год, а пятый, шестой – неделю.

Пример маркировки: F1110600941864

Расшифровка маркировки: Батарея изготовлена в шестую неделю 2011 года (т.е. в феврале).

Дата выпуска расшифровывается по первым 4 буквам английского алфавита выжженным на крышки АКБ

Пример маркировки: DEBC DEBC — расшифровывается как порядковый номер каждой буквы в англ. алфавите: 1-я и 2-я буква означают неделю года, 3-я и 4-я буква последние 2 цифры года, порядковый счет идет от 0, т.е. A-0, B-1, C-2, D-3, E-4, F-5, G-6, H-7, I-8, J-9, K-10, L-11, M-12 и т.д. маркировка DEBC — это 34 нед. 12 год.

Atlas, Bost

Расшифровка кода (по первым 2м символам в маркировке на крышке (под ручкой)): KJD24 2 — последняя цифра года (2012 год) K — порядковая буква латинского алфавита (октябрь): А — январь, В — февраль, С — март, D — апрель, Е — май, F — июнь, G — июль, H — август, J — сентябрь, K — октябрь, L — ноябрь, M — декабрь. Буква «I» — в маркировке отсутствует.

Exide, Centra EXIDE Technologies (США)

принадлежат бренды Absolute, American, BIG, Centra (Польша, Познань), Champion, Chloride Motive Power, Deta, Emisa, Exide, Fulmen, Hagen, Luac Power, Marathon, Marshal, Exide Select Orbital, PAK, PCA, Prestolite, Saem, Sonnark, Sonnenchein, Sprinter, Trailblaizer, Tudor, York.

Код расположен на корпусе. Первая цифра — год выпуска, вторая буква – месяц (А-январь, В-февраль, С-март, D-апрель, E-май и т.д.).

Португалия, торговая марка принадлежит EXIDE

Буквенно-цифровой код, где Вторая буква — год: V — 2008 год, W — 2009, X — 2010, Y — 2011, Z — 2012, A — 2013, B — 2014 и т.д.; Пятая буква — месяц выпуска: от A до L (A-январь, В-февраль, С-март, D-апрель, Е-май, F-июнь, G-июль, H-август, I(пропускается)-сентябрь, J-октябрь, К-ноябрь, L-декабрь).

Пример: OY24HPX66J — дата выпуска август 2011 года. STECO Шестизначный код: 1-я цифра — линия, 2,3-я цифры — неделя, 4-я цифра — день недели, 5-я цифра — год выпуска, 6-я цифра — тип АКБ.

А-mеga

Маркировка на крышке АКБ: Первая, вторая и третья цифры — день года. Четвертая и пятая цифры — последние цифры года.

Пример: 210/12 — 210 день (конец июля) 2012 года.

Sznajder

Код на ребре крышки: Три предпоследних цифры – день года, последняя цифра минус 1 – год.

Код находится на крышке. Третья цифра – год, четвертая буква – месяц (А-январь, В-февраль, С-март, -D-апрель, E-май и т.д.).

Маркировка на минусовой клемме: Первая и вторая цифра – неделя (01-53), третья и четвертая цифра – год.

Delphi Freedom Delphi Automotive Systems, Польша

Место нанесения маркировки – верхняя часть корпуса со стороны индикатора в дальнем от него углу. Пример: 16 2GF, где 16 – день месяца, 4 – последняя цифра года (2012 год), G – месяц (июль), F – страна-изготовитель (Франция). (A–январь, B–февраль, C–март, D–апрель, E–май, F–июнь, G–июль, H–август, I–сентябрь, J–октябрь, K–ноябрь, L–декабрь)

Inci Aku Exmet, Ultra Hugel Inci Exide Турция

Ista Standart ООО ДОЗ «Энергоавтоматика», Украина

Место нанесения маркировки – верхняя крышка, над этикеткой. Пример: 2144, где 2 – номер производства, 4 – последняя цифра года (2011 год), 44 – номер недели (ноябрь).

Для батарей, произведенных ЗАО «ISTA-Центр», маркировка иная, например: 131224, где 1 – номер производства, 3 – номер бригады, 12 – год выпуска, 24 – номер недели (начало июня).

Medalist Delkor (американо-корейское совместное предприятие)

Место нанесения маркировки – сбоку на корпусе.

Пример: 12.2011: 12 – месяц (декабрь), 2011 – год.

Power Bull Plus, Power Bull Banner, Banner Batterien Австрия

Место нанесения маркировки – задняя стенка батареи. Пример: 29Т6211 0 – 29-я неделя (начало июля) 2011 года (Т62 и 0 – служебная информация).

ПАЗ, Selenius ЗАО «Подольский Аккумуляторный Завод» (ПАЗ)

Место нанесения маркировки – продольный борт крышки. Пример: ОТК040112, где ОТК04 – штамп и номер контролера, 0112 – месяц и год выпуска (январь 2012 года).

Tyumen Battery ОАО "Тюменский аккумуляторный завод", Россия

Место нанесения маркировки – продольная сторона крышки. Пример: 12 11 09 5, где 12 – месяц (декабрь), 11 – последние цифры года (2011), 09 – день, 5 – номер бригады.

Аком ЗАО «АКОМ»

Место нанесения маркировки – верхняя крышка, между клеммами.

Пример: 0912 16C, где 09 — месяц (сентябрь), 12 — последние цифры года, 16 — день месяца, С — смена.

Амур ОАО «Комсомольский-на-Амуре Аккумуляторный Завод»

Место нанесения маркировки – у плюсовой клеммы. Пример: 02 12, где 02 – месяц (февраль), 12 – год (2012).

ЗиД ОАО «Завод им. В.А. Дегтярева»

Зубр ООО СП «Полесские аккумуляторы»

Место нанесения маркировки – левый верхний угол крышки батареи.

Пример: 2G03E1. 2 – 2012 год, G – месяц (июль), 03 – число, Е – линия сборки, 1 – код емкости (55 А*ч). (А–январь, В–февраль, С–март, D–апрель, E–май, F–июнь, G–июль, Н-август, J–сентябрь, K–октябрь, L–ноябрь, M–декабрь)

Катод СП «УзЭксайд» под контролем ООО «НПО «Катод»

Место нанесения маркировки – сбоку на корпусе. Аккумуляторы поступают с завода в сухом (незалитом) виде, а заливаются в Петербурге на производстве НПО «Катод».

Пример маркировки – «Залит заряжен декабрь, 2011».

Пауэр Интернэшнл Bronze Dong Ah Tire& Rubber Co., Ltd, Корея

Место нанесения маркировки – на крышке сверху напротив полюсных выводов.

Батарея поступает в Россию сухозаряженной – дата заливки указана сбоку на этикетке.

Пример: (маркировка даты изготовления, а не заливки!)

B2D01, где: В – номер производственной линии, 2 – 2012 год, D – месяц (A – январь, B – февраль, C – март, D – Апрель, E – май, F – июнь, G – июль, H – август, I – сентябрь, J – октябрь, K – ноябрь, L – декабрь), 01 – служебная информация.

Пример: (маркировка даты заливки) «залита, заряжена 07.12».

Пилот, Пилот Silver, Электроисточник OOO «Электроисточник», Россия, Саратов

Место нанесения маркировки – верхняя крышка корпуса.

BARS Кainar Technologies Казахстан Место нанесения маркировки на крышке: 1 2 3 4 5 6 1,2,3 — день года 4 — номер бригады 5,6 — год

Gillette Magico, Extra Start, Graisburg, Golden Horse, Asian Horse, Black Horse, Power Horse, White Horse

Фабрика аккумуляторов SOMBOR (Сербия)

Место нанесения маркировки на крышке: 1,2 — последние цифры года, 3,4 — неделя года, 5,6 — службная информация. Пример: 115022 — 2011 год, 50 неделя (конец декабря).

ТІТАН Bi-Force Крымский Аккумуляторный завод "Укрпроминвест"

На крышке всех АКБ выпускаемых на Крымском Аккумуляторном заводе «Укрпроминвест» наносится специальный шестизначный код, например: 120520, где 12 – год выпуска (2012); 05 — месяц выпуска (май); 20 – неделя, на которой выпущена АКБ.

Optima USA

На корпусе на пластике сбоку выдавлено год и день производства (первая цифра — год, остальные три — день выпуска). Например, 3117, что означает 117 день 2013 г.

В качестве примера — ответ представительства Johnson Controls Autobatterie GmbH, касающегося сроков введения в эксплуатацию аккумуляторов Varta:

Источником тока и напряжения в цепях электросхем автомобиля, гарантом хорошего старта двигателя, незаменимым электрическим элементом, является автомобильный аккумулятор.
Если это так, то аккумулятор должен быть «хорошим». Что значит «хороший» аккумулятор!? Прежде всего, это возможность выдавать номинальные характеристики по току и напряжению. Второе дело, габариты, исполнение, устойчивость к встряскам, количество циклов зарядки – разрядки. «Второе», но на самом деле не менее важное. Если говорить об этом всем подробнее, то лучше обратиться к статье «Автомобильный аккумулятор », здесь же мы хотим рассказать о другом, о его маркировке. Еще точнее, о маркировке даты изготовления аккумулятора, так как именно от нее зависит, насколько «хорош» будет купленный вами аккумулятор.

«Срок хранения» автомобильного аккумулятора

Практически все, что мы покупаем, лучше покупать свежим, то есть с недавней датой производства, разве что за исключением марочного вина. Тоже самое можно сказать и об автомобильном аккумуляторе. Если вы прочитали ту самую статью, о которой мы упомянули в абзаце выше, то пожалуй сообразили, что аккумулятор является сложной сбалансированной системой, в которой в каждую единицу времени происходят свои обратимые и необратимые процессы. Если баланс необратимых процессов по сравнению с обратимыми меняется, за счет изменения «объема» протекания химико-физических реакций, то аккумулятор, в итоге, начинает отдавать меньше энергии, срок его использования подходит к концу. Не очень приятно брать аккумулятор с магазина, когда его срок уже хоть на сколько-то но приблизился к тому самому «концу». Именно поэтому при выборе аккумулятор необходимо обратить внимание на дату его производства.
Так дата реализации для свинцово-кислотных батарей, изготовленных по традиционной технологии с добавлением сурьмы, не должна превышать 6-10 месяцев. Если аккумулятор с легированными серебром пластинами – 12-15 месяцев. В случае кальциевых АКБ, их саморазряд сведен к минимуму, но все равно в течение года-двух, такие АКБ просто «садятся», то есть саморазряжаются.
Тем не менее, эти рекомендации примерные, так как разряд аккумулятора может зависеть от температуры хранения от влажности, от его заводских особенностей. Так скажем, он может разрядиться еще быстрее. Примерные сроки разрядки различных типов аккумуляторных батарей приведены в виде графика ниже…

Маркировка даты производства автомобильного аккумулятора

Итак, раз уж мы решили, что покупать аккумулятор надо после того как вы взглянули на дату производства, то надо знать где и как маркируется эта самая дата на аккумуляторах различных производителей.

Маркировка даты производства для аккумуляторов Forse, FB, FireBall, Uno, Dominator, Курский аккумулятор

Код маркировки наносится на крышку аккумуляторных батарей и включает в себя:
- дату производства аккумуляторных батарей,
- сведения о батарее и условиях производства.
Код состоит из двух групп цифр: в первой группе четыре цифры, во второй группе - шесть цифр, например: 1234 567890.
Схема маркировки:
1 – номер производственной линии
2, 3, 4 – индивидуальный код партии
5 – последняя цифра года
6 – полугодие
7 – порядковый номер месяца в полугодии:
Первое полугодие: 1-январь, 2-февраль, 3-март, 4-апрель, 5-май, 6-июнь
Второе полугодие: 1-июль, 2-август, 3-сентябрь, 4-октябрь, 5-ноябрь, 6-декабрь
8,9 - день (число месяца)
0 - номер бригады (возможны 2 цифры)
Пример маркировки: 2260 311211
Расшифровка:
Аккумуляторная батарея была произведена на производственной линии №2, 260 - индивидуальный код партии. Дата изготовления: 2013 год, 1-е полугодие, 1 месяц, 21 число (21 января 2013 года). Бригада №1
Тяжелая группа аккумуляторов маркируется несколько иначе.
Пример маркировки тяжелой группы аккумуляторных батарей: 14010243
Расшифровка:
Батарея имеет ёмкость 140 А/ч, произведена в 2010 году, 2-ое полугодие, 4 месяц второго полугодия (октябрь), бригадой №3.

Маркировка даты производства для аккумуляторов Тюменский медведь, Tyumen Batbear, Arctic Batbear, Ямал, Tyumen Battery

Код маркировки наносится на корпус батареи с противоположной стороны от центральной этикетки при помощи лазерной перфорации. Шесть цифр на задней стенке батареи расшифровываются как ММ.ГГГГ.
Пример маркировки: 102011
Расшифровка:
Дата изготовления - октябрь 2011 года.
Пример маркировки тяжелой группы аккумуляторных батарей: 1112
Расшифровка:
Выпущена в 11 месяце 2012 года.
ОАО "Тюменский аккумуляторный завод", Россия
Место нанесения маркировки – продольная сторона крышки.
Пример: 12 11 09 5, где 12 – месяц (декабрь), 11 – последние цифры года (2011), 09 – день, 5 – номер бригады.

Маркировка даты производства для аккумуляторов Актех, Орион, Зверь

Код маркировки нанесен на верхней крышке. Аккумуляторные батареи завода Актех маркируют по принципу ММ.ГГ.

Пример маркировки: 0511
Расшифровка:
Дата изготовления - май 2011 года.

Маркировка даты производства для аккумуляторов Tubor

С августа 2011 г. дата изготовления наносится на аккумуляторы завода TUBOR при помощи принтера и специальной цифро-буквенной комбинации. Размещение – на крышке АКБ, по центру.
Код содержит 5 символов: 12345
1 – день недели
2, 3 – порядковый номер недели в году (от 01 до 53)
4 – год (латинская буква): 2011 (H), 2012 (V), 2013 (N), 2014 (Z), 2015 (P), 2016 (A), 2017 (S), 2018 (T), 2019 (X), 2020 (L).
5 – номер смены.
Пример маркировки: 208Н1
Расшифровка:
2 - вторник
08 - восьмая неделя
Н - 2011 год
1 - первая смена.
АКБ выпущен 22 февраля 2011 года в первую смену.

Маркировка даты производства для аккумуляторов VARTA, BOSCH

Код маркировки расположен на верхней крышке в производственном коде. Код состоит из 24-х символов, четвертая позиция обозначает год, пятая-шестая – месяц.
Пример маркировки: G2С1050520991 536528 82E 09
Расшифровка:
1 – 2011 год
05 – май.
Дата изготовления – май 2011 года.
На аккумуляторах BOSCH дата выпуска продублирована в центральной части лицевой наклейки, она содержит три цифры, говорящие о годе и месяце выпуска. Например, 105 – май 2011 года.
Полная расшифровка всего кода:
Первая буква - территориальное расположение завода Varta и Bosch:
H - Германия (Ганновер),
С - Чехия (Чешска Липа),
S - Швеция (Хальтсфред),
А - Австрия (Вена),
F или R - Франция (Руан),
E или G - Испания (Гвардамар - Бургос);
Далее следует цифра - это номер конвейера. Вторая буква - особенности отгрузки:
V- для розничной продажи,
E- для комплектации на автозаводах.
Далее снова следует цифра - последняя цифра в нумерации года (год выпуска), третья и четвертая цифры - порядковый номер месяца:
01-январь, 02-февраль, 03-март, 04-апрель, 05-май, 06-июнь, 07-июль, 08-август, 09-сентябрь, 10-октябрь, 11-ноябрь, 12-декабрь;
Пятая и шестая цифры - день месяца, седьмая цифра - номер смены.

Маркировка даты производства для аккумуляторов Mutlu

Дата производства аккумулятора нанесена посредством лазерной перфорации на верхней части корпуса АКБ. Код состоит из шести цифр, первая из которых – номер линии, вторая – год, третья, четвертая – месяц, пятая, шестая – число.
Пример маркировки: 410819
Расшифровка:
Батарея произведена на второй линии 19 августа 2011 года.
Маркировка даты производства для аккумуляторов Panasonic, Furukawa Battery (SuperNova)
Производственный код расположен на этикетке сверху (на крышке). Притом, на батареях Panasonic код нанесен краской, а на батареях Furukawa Battery – выдавлен. Маркируются по принципу ЧЧ.ММ.ГГ
Пример маркировки: 181011А
Расшифровка:
Аккумулятор произведен 18 октября 2011 года.

Маркировка даты производства для аккумуляторов Topla, Moratti

На аккумуляторах Topla код нанесен на верхнюю часть корпуса при помощи лазера. Из четырнадцати символов третий, четвертый обозначают год, а пятый, шестой – неделю.
Пример маркировки: F1110600941864
Расшифровка маркировки:
Батарея изготовлена в шестую неделю 2011 года (т.е. в феврале).

Маркировка даты производства для аккумуляторов TUDOR

Португалия, торговая марка принадлежит EXIDE

Буквенно - цифровой код, где Вторая буква - год: V - 2008 год, W - 2009, X - 2010, Y - 2011, Z - 2012, A - 2013, B - 2014 и т.д.; Пятая буква - месяц выпуска: от A до L (A-январь, В-февраль, С-март, D-апрель, Е-май, F-июнь, G-июль, H-август, I(пропускается)-сентябрь, J-октябрь, К-ноябрь, L-декабрь).
Пример: OY24HPX66J - дата выпуска август 2011 года.

Маркировка даты производства для аккумуляторов ПАЗ, Selenius

ЗАО «Подольский Аккумуляторный Завод» (ПАЗ)
Место нанесения маркировки – продольный борт крышки.
Пример: ОТК040112, где ОТК04 – штамп и номер контролера, 0112 – месяц и год выпуска (январь 2012 года).

Маркировка даты производства для аккумуляторов Аком

ЗАО «АКОМ»
Место нанесения маркировки – верхняя крышка, между клеммами.
Пример: 0912 16C, где 09 - месяц (сентябрь), 12 - последние цифры года, 16 - день месяца, С - смена.

Маркировка даты производства для аккумуляторов Амур

ОАО «Комсомольский-на-Амуре Аккумуляторный Завод»
Место нанесения маркировки – у плюсовой клеммы. Пример: 02 12, где 02 – месяц (февраль), 12 – год (2012).

Маркировка даты производства для аккумуляторов ЗиД

ОАО «Завод им. В.А. Дегтярева»
Место нанесения маркировки – верхняя крышка корпуса. Пример: 0112 – январь 2012 года.

Маркировка даты производства для аккумуляторов Зубр

ООО СП «Полесские аккумуляторы»
Место нанесения маркировки – левый верхний угол крышки батареи.
Пример: 2G03E1. 2 – 2012 год, G – месяц (июль), 03 – число, Е – линия сборки, 1 – код емкости (55 А*ч).
(А–январь, В–февраль, С–март, D–апрель, E–май, F–июнь, G–июль, Н-август, J–сентябрь, K–октябрь, L–ноябрь, M–декабрь)

Маркировка даты производства для аккумуляторов Катод

СП «УзЭксайд» под контролем ООО «НПО «Катод»
Место нанесения маркировки – сбоку на корпусе. Аккумуляторы поступают с завода в сухом (не залитом) виде, а заливаются в Петербурге на производстве НПО «Катод». Пример маркировки – «Залит заряжен декабрь, 2011».

Маркировка даты производства для аккумуляторов Пилот, Пилот Silver, Электроисточник

OOO «Электроисточник», Россия, Саратов
Место нанесения маркировки – верхняя крышка корпуса. Пример: ЗАЛИТА 0512 (май 2012 года).
Маркировка даты производства для аккумуляторов BARS
Кainar Technologies (Казахстан)
Место нанесения маркировки на крышке: 1 2 3 4 5 6
1,2,3 - день года
4 - номер бригады
5,6 - год

АККУМУЛЯТОРНЫЕ БАТАРЕИ

В процессе эксплуатации аккумуляторы постепенно утрачивают свою работоспособность даже при соответствующем техническом обслуживании. Рано или поздно батарея оказывается не в состоянии обеспечить пуск двигателя, особенно в холодное время года, и ее приходится заменять .

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Аккумуляторная батарея (АКБ) представляет собой химический источник тока, запасающий энергию, необходимую для питания электрического стартера, вращающего двигатель при пуске. Кроме того, она обеспечивает работу электрических приборов автомобиля при недостатке или отсутствии развиваемой генератором мощности. На транспортных средствах в основном применяются свинцовые стартерные батареи, состоящие из последовательно соединенных аккумуляторов, установленных в общем корпусе.


Устройство обслуживаемой АКБ:
1 – корпус;
2 – отрицательный электрод (пластина);
3 – сепаратор;
4 – положительный электрод (пластина);
5 – баретка;
6 – опорные призмы;
7 – крышка;
8 – пробка заливного отверстия;
9 – положительный вывод;
10 – межэлементная перемычка (соединительный мостик);
11 – отрицательный вывод

Так называемые «необслуживаемые» батареи отличаются от обычных замедленным «выкипанием» воды из электролита и большим его резервным объемом.

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

На территории Российской Федерации АКБ должны соответствовать межгосударственному ГОСТу 959-2002 «Батареи аккумуляторные свинцовые стартерные для автотракторной техники». Для обеспечения нормальной эксплуатации электрооборудования и самой батареи требуется ее соответствие по основным размерам и характеристикам данному автомобилю.
«Полярность» – определяет расположение отрицательного и положительного выводов батареи. Если смотреть на АКБ со стороны, к которой выводы смещены ближе, то полярность:
- прямая – если положительный вывод с обозначением «+» находится слева, а отрицательный вывод, обозначенный «–», – справа;
- обратная – если положительный вывод «+» находится справа, а отрицательный вывод «–» – слева.
Ширина батареи должна точно соответствовать штатной, поскольку большинство из них крепится за нижние боковые выступы корпуса.
Высота и длина могут быть несколько больше, если это допускают размеры ниши (установочной площадки) под АКБ.
Номинальная емкость (С 20) – количество электричества (в А.ч), которое способна отдать АКБ при 20-часовом режиме разряда током, численно равным 0,05 номинальной емкости до напряжения на выводах 10,5 В при температуре электролита 25°С.
Резервная емкость (Cр) – время разряда в минутах полностью заряженной батареи током 25 А до напряжения 10,5 В при температуре электролита 25°С.
Примечание . По ГОСТу 959-2002 номинальную и резервную емкость определяют поместив батарею в ванну с водой, имеющей температуру 25±2°С.
Резервная емкость численно в 1,63 раза больше номинальной (например, для батареи емкостью 55 А.ч она составляет 90 минут). Это расчетное время, в течение которого полностью заряженная АКБ обеспечивает электроэнергией минимум потребителей, необходимых для безопасного движения автомобиля в случае отказа генератора.
Ток холодной прокрутки (I х.п.) – по ГОСТу 959-2002 – это ток разряда, который способна отдать батарея при температуре электролита минус 18°С в течение 10 с напряжением не менее 7,5 В. Чем этот параметр выше, тем лучше двигатель будет пускаться зимой, но из-за увеличения нагрузки на стартер может снизиться его ресурс.
Величина тока холодной прокрутки зависит от методики ее измерения. Примерное соответствие значений тока холодной прокрутки, определенного по разным стандартам, приведено в таблице.


МАРКИРОВКА

По ГОСТу 959-2002 на каждой АКБ должно быть нанесено:
- товарный знак или наименование предприятия-изготовителя;
- условное обозначение батареи (рис.); - знаки полярности: плюс «+» и минус «–»;
- дата изготовления – месяц, год;
- номер НД (нормативного документа) на данную батарею;
- номинальная емкость в ампер-часах (А.ч);
- номинальное напряжение в вольтах (В);
- ток холодной прокрутки в амперах (А);
- масса батареи (если она 10 кг и более);
- знаки безопасности;
- символ переработки.


Примечание. На АКБ, предназначенных на экспорт, дополнительно должно быть нанесено: «ГОСТ 959-2002», надпись «сделано в (наименование страны-изготовителя)» и буква «Т» для экспорта в страны с тропическим климатом.


Условное обозначение батарей по европейскому стандарту EN 60095-1.


Условное обозначение батарей по американскому стандарту SAE J537.

Примеры маркировки АКБ


Маркировка российской батареи:
1 – условное обозначение;
2 и 3 – ток холодной прокрутки по DIN и EN;
4 – вес;
5 – резервная емкость;
6 – номинальная емкость;
7 – номинальное напряжение


Маркировка европейской батареи:
1 – тип;
2 – номинальная емкость;
3 – ток холодной прокрутки по EN;
4 – знаки мер безопасности


Маркировка американской батареи :
1 – условное обозначение;
2 и 3 – ток холодной прокрутки по SAE и DIN;
4 – номинальное напряжение

Примечание . На корпусе батареи может быть указано несколько значений тока холодной прокрутки и далее в скобках обозначения стандартов, по которым они определены.

ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ

В соответствии с ГОСТ 959-2002:
- гарантийный срок хранения не залитых электролитом (сухозаряженных) батарей – 36 месяцев, при этом срок сохранения сухозаряженности – 12 месяцев;
- гарантийный срок эксплуатации батарей – 18 месяцев со дня продажи;
- гарантийная наработка батарей – 60 тыс. км пробега автомобиля в пределах гарантийного срока эксплуатации;
- гарантийный срок эксплуатации необслуживаемых батарей – 24 месяца при пробеге автомобиля не более 75 тыс. км;
Для необслуживаемых батарей гарантийный срок исчисляется:
- не залитых электролитом (сухозаряженных) – со дня продажи;
- залитых электролитом – со дня изготовления.

Примечание . При отсутствии возможности контроля за пробегом автомобиля и режимами обслуживания батареи гарантия практически распространяется только на заводской брак, выявленный за установленный продавцом гарантийный срок.

Фактический срок службы стартерных аккумуляторных батарей может быть значительно больше и зависит от условий эксплуатации. При исправном электрооборудовании, соответствующем техническом обслуживании и годовом пробеге автомобиля до 10–12 тыс. км он может достигать 5–8 лет.
Долговечность необслуживаемых АКБ , не имеющих отверстий для долива, существенно зависит от состояния электрооборудования и условий (интенсивности) эксплуатации. Напряжение в бортовой сети автомобиля должно находиться в пределах 13,9–14,3 В, иначе ресурс батареи резко снизится из-за «выкипания» воды из электролита или в связи с постоянным недозарядом и оплыванием активной массы.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

Чтобы АКБ выработала заложенный в нее ресурс при техническом обслуживании автомобиля, необходимо:
- проверять крепление батареи на автомобиле – незакрепленная батарея сильнее подвержена вибрациям, которые могут вызвать нарушение герметичности корпуса;
- проверять соединение клемм и выводов – окисленные контакты приводят к падению напряжения, отказам в работе электрооборудования, неполному заряду батареи и оплавлению выводов;
- протирать крышку от грязи для устранения возможности саморазряда;
- прочищать вентиляционные отверстия пробок или в крышке для предотвращения скопления газов в «банках»;
- проверять уровень электролита у батарей обычной конструкции – каждые 1,5–2,0 месяца, у «необслуживаемых» периодически, в зависимости от пробега автомобиля, но не реже 1–2 раза в год;
- по необходимости (и наличии заливных отверстий) восстанавливать уровень электролита в АКБ, доливая только дистиллированную воду (добавление электролита или кислоты недопустимо);
- при возможности оценивать степень заряженности отдельных «банок» по плотности электролита в них с помощью ареометра.

ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

При работе с АКБ необходимо применять защитные очки и резиновые перчатки. В случае попадания электролита на открытые части тела необходимо срочно промыть пораженный участок обильным количеством воды и затем 5%-ным раствором кальцинированной соды. Во избежание взрыва запрещается пользоваться открытым огнем. Нельзя допускать замыкания положительного вывода батареи на массу. Для исключения возможности искрения запрещено отсоединять провода при включенных потребителях. Повышение напряжения, развиваемого генератором свыше величины, установленной в инструкции по эксплуатации автомобиля, недопустимо, так как приводит к интенсивному образованию взрывоопасной смеси водорода и кислорода внутри батареи. При снятии батареи сначала отсоединяют отрицательный вывод («массу»), затем положительный, а при установке на автомобиль наоборот – сначала соединяют положительный, затем отрицательный.

При приобретении АКБ необходимо обратить внимание на дату ее изготовления. Срок хранения на складе сухозаряженных батарей не должен превышать трех лет, залитых и заряженных – не более шести месяцев.
Желательно проверить, особенно если с даты изготовления прошло более одного года:
- целостность корпуса, освободив его от упаковки и наклонив на 45° – электролит не должен выливаться;
- уровень электролита – он должен находиться между отметками «мин» и «мах» у батарей с корпусом из полупрозрачного пластика или примерно на 15–20 мм выше верхнего уровня пластин;
- плотность электролита (для залитой и заряженной АКБ) должна составлять 1,25–1,26 г/см3 при 25±5°С;
- цвет индикатора заряженности (при наличии) должен быть зеленым;
- напряжение на выводах батареи без электрической нагрузки (ЭДС) должно быть не менее 12,6 В;
- напряжение на клеммах батареи с помощью нагрузочной вилки (например, для АКБ емкостью 55 А.ч при разряде током 100 А напряжение на 5–7 секунде должно быть не менее 10,5 В).
В любом случае необходимо наличие инструкции по эксплуатации на русском языке и гарантийного талона, в котором должны быть указаны условия гарантии .
Измеренные показатели должны быть записаны продавцом в гарантийный талон. Это пригодится в случае предъявления претензий к качеству АКБ в пункте по гарантийной проверке на наличие в ней дефектов.
Залитые электролитом и заряженные батареи полностью готовы к использованию и не требуют подготовки к эксплуатации.
Сухозаряженные батареи требуют подготовки к эксплуатации – заливку электролитом плотностью 1,27–1,28 г/см3 при температуре 25±5°С и выдержку в течение 30 мин для пропитки активной массы электродов. Если после этого плотность не изменилась – батарея готова к эксплуатации. При снижении плотности электролита необходим подзаряд до ее восстановления.
Кроме того, на пробках сухозаряженных батарей необходимо срезать (при наличии) приливы, закрывающие вентиляционные отверстия.