Домой / Мелочи недвижимости / Правильное оформление интернет ресурсов в списке литературы. Общие требования к оформлению. Правила оформления источников разных видов по гост

Правильное оформление интернет ресурсов в списке литературы. Общие требования к оформлению. Правила оформления источников разных видов по гост

Как правило, экзаменационная комиссия во время защиты дипломного проекта большое внимание обращает на то, какие источники использовал студент в своем исследовании. А они, как и все остальные элементы работы, должны строго соответствовать общепринятому регламенту. Касается это и других видов аттестационных работ – курсовой, отчета по практике и т.д. Именно по причине важности библиографического списка в структуре файла и создана эта статья. В ней мы поговорим о требованиях, которые выдвигаются к внешнему виду списка источников, и приведем пример оформления списка литературы по ГОСТу 2018. Забегая наперед, отметим, что в новом учебном году новый ГОСТ не принимался, и студенты продолжат пользоваться стандартами прошлых лет. Ниже напомним их.

Если же у вас возникли трудности с оформлением списка литературы или любым другим компонентом реферата, контрольной, курсовой или дипломной работы, напишите об этом нам! Коллектив авторов с огромным опытом написания студенческих работ в самые сжатые сроки напишет и оформит исследование по любому предмету. Для нас не существует сложных тем!

Понятие списка литературы в студенческой работе

Библиографический список, список литературы, список использованных источников – это синонимы, обозначающие одно и то же понятие. Им называют перечень литературных источников (книг, статей, электронных ресурсов), информация из которых использована в тексте диплома, курсовика и т.д.

Пример оформления списка литературы по ГОСТу 2018 демонстрирует, что все источники должны быть расположены в определенном порядке:

  1. в первую очередь указываются законодательные акты (международные, государственные, муниципальные) и официальная статистика;
  2. далее следуют источники на русском языке;
  3. после них в алфавитном порядке располагают книги и документы, изданные на иностранных языках;
  4. в завершение указываются электронные ресурсы, использованные для написания текста.

Полагаем, что с очередностью типов источников в списке разобрались. Далее следует вопрос о том, в каком же порядке располагать источники каждого типа. Стандартно, и ГОСТ с этим соглашается, располагают книги и статьи в алфавитном порядке, по фамилии автора. Очень редко, но все-таки встречается хронологический порядок расположения, по мере упоминания источников в тексте.

Пример оформления списка литературы по ГОСТу 2018 (книги и статьи с одним или несколькими авторами)

Приведем пример оформления списка литературы по ГОСТу 2018 для источников с одним или несколькими авторами (учебники, монографии и т.д.).

Общепринятая схема здесь такова: фамилия автора, инициалы (после запятой или без нее), наименование книги, косая черта, после которой указывается тип книги.

Более наглядно эту схему демонстрирует пример:

  1. Пример оформления книги: Галов, М. Т. История средних веков. Ч.2. Древние Греция и Рим / М. Т. Галов. – 2-е изд., доп. – М.: Юника, 2016. – 333 с.
  2. Пример оформления журнальной статьи: Арманова, Л. Г. К вопросу об установлении империи в Риме / Л. Г. Арманова // Вопросы истории. – 2016. - №3. - С. 20-25. Здесь применяется стандартная схема оформления статьи: автор – название статьи – наименование журнала – год выпуска – номер страницы).
  3. Пример оформления электронного источника: Протченкова, Т. М. Психологический словарь [Электронный ресурс] / Т.М. Протченкова / Р. М. Никеев // Психология: науч.-метод. журн. – 2014.- № 15. – Режим доступа: http://… – (Дата обращения: 20.09.2018).

Список литературы по ГОСТу 2018 для источников с тремя и более авторами

Обратите внимание на то, как оформляются в списке источники с несколькими авторами.

  1. Книги до 3-х авторов. Пример: Иванова, Г. М. Психология конфликта: учебник / Г. М. Иванова, В. М. Костюк, К. Д. Петрук. – М.: Психология, 2016. – 532 с.
  2. Книги с 4-мя и более авторами (после названия книги через косую черту идет один автор). Методика преподавания физики в школе: сб. ст. / В. С. Кучин [и др.]; под ред. В. C. Кучина - 2-е изд. - СПб: Академия, 2014. - 196 с.
  3. Книги с авторским коллективом (после косой черты указывается редактор или составитель): Математический анализ: сб. ст. / под ред. К. Л. Буток. – М.: Издательство научно-методической литературы, 2013. – 213 с.

Об оформлении страницы с библиографическим списком

Список литературы, как и другие структурные элементы работы, начинается с чистого листа. Пример оформления списка литературы по ГОСТу 2018 демонстрирует, что в первой строке, выравненной по центру, указывается наименование СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (заглавными буквами).

Примеры оформления библиографических ссылок


Ссылка на весь документ

Книги

Книга одного-трёх авторов
Митрофанова И.В. Стратегическое программирование развития макрорегиона. - Ростов н/Д: Изд-во ЮНЦ РАН, 2009. - 528 с.
Кринко Е.Ф., Хлынина Т.П. История Северного Кавказа в 1920-1940-е гг.: современная российская историография. - Ростов н/Д: Изд-во ЮНЦ РАН, 2009. - 304 с.
Матишов Г.Г., Афанасенко В.И., Кринко Е.Ф. Миус-фронт в Великой Отечественной войне. 1941/1942 гг. 1943 г. - 2-е изд., исп. и доп. - Ростов н/Д: Изд-во ЮНЦ РАН, 2011. - 228 с. (к тому же книга является переизданием)
Книга четырёх и более авторов (если указывают авторов, а не составителя или редактора)
Атлас социально-политических проблем, угроз и рисков Юга России. Т. V. Северный Кавказ: проблемы и перспективы развития. Специальный выпуск / Г.Г. Матишов, Л.В. Батиев, И.В. Пащенко [и др.]. - Ростов н/Д: Изд-во ЮНЦ РАН, 2011. - 160 с.
Книга с большим количеством авторов (когда указывают или составителя, или редактора)
Ихтиофауна Азово-Донского и Волго-Каспийского бассейнов и методы ее сохранения / под общ. ред. акад. Г.Г. Матишова. - Ростов н/Д: Изд-во ЮНЦ РАН, 2009. - 272 с.
Сборник научных статей
Современное состояние и технологии мониторинга аридных и семиаридных экосистем юга России: сб. науч. ст. / гл. ред. акад. Г.Г. Матишов. - Ростов н/Д: Изд-во ЮНЦ РАН, 2010. - 360 с.
Ссылка на все тома трудов учреждения (продолжающееся издание)
Труды Южного научного центра Российской академии наук / гл. ред. акад. Г.Г. Матишов. - Ростов н/Д: Изд-во ЮНЦ РАН, 2006- .
Ссылка на конкретный том в трудах (продолжающемся издании)
Труды Южного научного центра Российской академии наук / гл. ред. акад. Г.Г. Матишов. - Ростов н/Д: Изд-во ЮНЦ РАН, 2006- . - Т. V: Социальные и гуманитарные науки / отв. ред. Е.Ф. Кринко. - 2009. - 400 с.
Тезисы докладов конференции
Полиэтничный макрорегион: язык, культура, политика, экономика: тез. докл. Всерос. науч. конф. (Ростов-на-Дону, 9-10 окт. 2008 г.) / отв. ред. акад. Г.Г. Матишов. - Ростов н/Д: Изд-во ЮНЦ РАН, 2008. - 400 с.
Материалы конференции
Актуальные проблемы обеспечения продовольственной безопасности юга России: инновационные технологии для сохранения биоресурсов, плодородия почв, мелиорации и водообеспечения: мат-лы Междунар. науч. конф. (Ростов-на-Дону, 27-30 сен. 2011 г.). - Ростов н/Д: Изд-во ЮНЦ РАН, 2011. - 268 с.


Периодические издания

Журнал (много номеров сразу или один номер)
Вестник Южного научного центра РАН / гл. ред. акад. Г.Г. Матишов. - М.: Наука, 2011. - Т. 7, ? 2. - 128 с.; N 4. - 112 с.
Газета (много номеров сразу или один номер)
Российская газета / учредитель Правительство Российской Федерации. - М., 1990- . - 24 полосы. - Ежеднев. - 2010, N 1-297.

Научные работы
Белозеров И.В. Религиозная политика Золотой Орды на Руси в XIII - XIV вв.: дис. … канд. ист. наук. - М., 2002. - 215 с.
Веселов Д.С. Темрюкский район в системе Азово-Черноморского рекреационного комплекса России: автореф. дис. … канд. геогр. наук. - Краснодар, 2007. - N с.

Электронные источники
(Открытый доступ)
Добкин С.Ф. Оформление книги. Редактору и автору [Электронный ресурс]. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Книга, 1985. - URL: http://obzor.com.ua/dtp/book-design/ (дата обращения: 19.01.2010).
(Доступ с требованиями)
Современное отечественное и зарубежное издательское дело: учеб.-методич. пособ. к лекцион. и практич. занятиям / сост. А.В. Зарубин; под ред. Т.В. Поповой. - Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2008. - 112 с. - Систем. треб.: PDF-Reader (Adobe Acrobat, Foxit Reader etc.). - URL: http://study.ustu.ru/view/aid/8453/1/sozid.pdf (дата обращения: 24.10.2011).

Ссылка на часть документа
Периодические издания

Статья в журнале
Гидробиологические индикаторы циклических изменений климата Западной Арктики в XX - XXI вв. / Г.Г. Матишов, Д.В. Моисеев, О.С. Любина [и др.] // Вестник Южного научного центра РАН / гл. ред. акад. Г.Г. Матишов. - М.: Наука, 2011. - Т. 7, N 2. - С. 54-68.
Статья в газете
(под авторством) Меринов С. Шоу массового поражения // Российская газета. - 2010, 23 апр. - N 5166 (87). - С. 8.
(без указания автора) Музы Победы // Российская газета. - 2010, 23 апр. - N 5166 (87). (если статья расположена на первой полосе, то страницу не указывают. - Прим. авт. док-та )

Электронные источники
Правила для авторов - труды ЮНЦ РАН / / Сайт ЮНЦ РАН. - URL:
(дата обращения: 24.10.2011).
Послание Президента России Федеральному собранию Российской Федерации // Президент России. Официальный сайт. - 2009, 12 ноя. - URL: http://www.kremlin.ru/transcripts/5979 (дата обращения: 25.07.2011).

НОВЫЕ ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ СПИСКА ЛИТЕРАТУРЫ В 2018 ГОДУ С ПРИМЕРАМИ

Пользоваться нужно следующими документами:
ГОСТ 7.1-2003 Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления

*************************************************

Записи в списке литературы должны быть пронумерованы. После номера приводят само описание издания в соответствии с ГОСТ 7.1-2003 "Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления" . Списки литературы набирают шрифтом такого же размера, как и в основном тексте. Ниже приведены примеры описаний в списках литературы.

Моноиздания

Описание книг (монографий, учебников и т.д.) составляется под фамилией автора или под заглавием. Если авторов не более трех, то оно проводится под фамилией автора или авторов. Если у книги четыре и более авторов, то под названием.

Фамилия автора, инициалы. Название издания / Информация о переводе и редакторе, если они есть. Место издания.: Издательство (издающая организация), год выхода издания в свет. (Допускается указывать только место издания, год выхода издания, если нет точного указания издательства). Количество страниц. Например:

1. Арутюнова Н.Д. Предложение и его смысл. - М.: Наука, 1976. - 383 с.

2. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура: Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. - М.: Рус. язык, 1983. - 269 с.

3. Wierzbicka A. Lingua Mentalis. - Sydney etc.: Acad. Press, 1980. - 367 р.

4. Купина Н.А. Риторика в играх и упражнения: Учеб. пособие для студентов гуманитарных факультетов университета. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Флинта: Наука, 2002. - 232 с.

5. Бунин И.А. Темные аллеи: Рассказы, повести. - Екатеринбург: У-Фактория, 2003. - 592 с.

6. Соколов А.Н. История русской литературы ХIХ века. (Первая половина): Учеб. для филол. спец. вузов. - 5-е изд., испр. - М.: Высш. школа, 1985. - 584 с.

7. Ольшевская Л.А., Травников С.Н. Литература Древней Руси и XVIII века: Учебное пособие. - М.: Новая школа, 1996. - 328 с.

1. Лингвистическое обеспечение в системе автоматического перевода третьего поколения /Ю.Д.Апресян, И.М.Богуславский, Л.Л.Иомдин и др. - М.: Наука, 1978. - 38 с.

Многотомное издание

1. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. / Под ред. А.В.Запорожца и др. - М.: Педагогика, 1982. - Т. 1-6.

2. Гоголь Н.В. Полн. собр. соч.: В 14 т. - М.: Изд-во АН СССР, 1937 - 1952.

Один том из многотомного издания

1. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч.: В 8 т. - М.: Педагогика, 1982. - Т. 2. - С. 305.

2. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2-х т. / Под ред. В.В.Давыдова и В.П.Зинченко. - М.: Педагогика, 1986. - Т. 2: Развитие произвольных движений. - 296 с.

3. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. - Т. 1. - М.: Мир, 1992. - 496 с.

4. Есенин С.А. Собрание сочинений: В 2 т. - Т. 2. Стихотворения. Проза. Статьи. Письма / Сост. и коммент. Ю.Л. Прокушева. - М.: Сов. Россия: Современник, 1991. - 384 с.

5. Гоголь Н.В. Полн. Собр. соч.: В 14 т. - М.: Изд-во АН СССР, 1937 - 1952. Т. 3. - С. 41-42.

Сборники

Название сборника / Сведения о составителях; Редакторах и т.п.: Вид издания. Место издания.: Издательство, год выхода в свет. Количество страниц. Например:

1. Жанры речи / Редколлегия: В.Е.Гольдин (отв. ред.), Л.В.Балашова, В.В.Дементьев (отв. секр.), О.Б.Сиротинина, М.Ю.Федосюк. - Саратов: Изд-во ГосУНЦ "Колледж”, 1997. - 212 с.

2. Новое в зарубежной лингвистике: Вып. 17. Теория речевых актов. Сб. ст. Пер. с англ. / Сост. и вступ. ст. И.М.Кобозевой и В.З.Демьянкова. Общ. ред. Б.Ю.Городецкого. - М.: Прогресс, 1986. - 424 с.

3. III Международный симпозиум МАПРЯЛ по лингвострановедению: Тез. докладов и сообщений. Одесса, 19879. - Ч. 1 - 179 с. Ч 2. - 230 с.

4. Язык и структуры представления знаний: Сб. научно-аналитических обзоров. Серия: Теория и история языкознания. М., ИНИОН, 1992. - 163 с.

5. От слова к делу. Сб. докладов / Х Конгресс МАПРЯЛ (Санкт-Петербург - 2003). - М.: Гос. ИРЯ им. А.С.Пушкина, 2003. - 448 с.

Учебники, учебные пособия

1.Современный русский язык: Учебник: Фонетика. Лексикология. Словообразование. Морфология. Синтаксис. - 2-е изд., испр. и доп. / Л.А.Новиков, Л.Г.Зубкова, В.В.Иванов и др.; Под общ. ред. Л.А.Новикова. - Спб.: Лань, 1999. - 864 с.

1. Русская литература ХIX - XX веков: В 2 т. Т.2: Русская литература ХХ века. Литературоведческий словарь: Учебное пособие для поступающих в вузы / Сост. и науч. ред. Б.С.Бугров, М.М.Голубков - 3-е изд., доработ. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2001. - 480 с.

2. Культура делового общения: Учеб. пособие / Под ред. И.А.Стернина. - Воронеж, 2002. - 228 с.

3. Краткий словарь литературоведческих терминов. Пособие для учащихся сред. школы / Ред.-сост.: Л.И.Тимофеев, С.В.Тураев. - М.: Просвещение, 1978. - 223 с.

4. Русская литература ХХ века. 11 кл.: Хрестоматия для общеобразоват. учеб. заведений. - В 2 ч. Ч. 1 / Сост. В.В.Агеносов, Э.Л.Безносов, А.В.Леденев. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2000. - 384 с.

Справочные издания, энциклопедии, словари

1. Словарь иностранных слов. - 11-е изд., стереотип. - М.: Рус. яз., 1984. - 608 с.

2. Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник / Под ред. Л.Ю.Иванова, А.П.Сковородникова, Е.Н.Ширяева и др. - М.: Флинта: Наука, 2003. - 840 с.

3. Энциклопедия для детей. Т. 15. Всемирная литература. Ч. 1. От зарождения словесности до Гете и Шиллера / Глав. ред. М.Д.Аксенова. - М.: Аванта+, 2000. - 672 с.

4. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н.Николюкина. Институт научн. информации по общественным наукам РАН. - М.: НПК «Интелвак», 2003. - 1600 стб.

Главы из монографий, отдельные произведения из собрания сочинений, статьи из энциклопедий, словарей

Фамилия и инициалы автора. Название главы, статьи (или другой составной части издания) // Фамилия и инициалы автора (в собраниях сочинений, избранных трудах опускают). Название издания. - Место издания: издательство, год издания. - Том. - Страницы начала и конца главы, статьи.

1. Ю.Д.Апресян. Лексические синонимы. Гл. 4. // Избранные труды, т. I. Лексическая семантика: 2-е изд., исп. и доп. - М.: Школа "Языки русской культуры”, издательская фирма "Восточная литература” РАН, 1995. - С. 216-248.

2. В.Н.Телия. Номинация // Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н.Ярцева. - М.: Сов. энциклопедия, 1990. - С. 336-337.

3. Козлов В.И. Этническая общность // Большая советская энциклопедия: В 30 т. - М., 1978. - Т. 30. - С. 298.

4. С.А.Есенин. Из эпистолярной прозы. Юношеские письма // Собр. соч.: В 2 т. Т.2. Стихотворения. Проза. Статьи. Письма. /Сост. и коммент. Ю.Л.Прокушева. - М.: Сов. Россия: Современник, 1991. - С. 294-319

Статьи из сборников

Перед сведениями об издании, в котором помещена составная часть (статья, доклад, глава, раздел, параграф и т.п.), ставят знак две косые черты (//), которые отбивают неразрывным пробелом от предыдущих сведений и узким от последующих.

В сведениях о сборниках и других изданиях, в которых помещена статья, сокращают названия журналов, типовые названия, названия, начинающиеся с наименования конференции, симпозиума, совещания, семинара (Сб. ст.; Сб. науч. тр.; Тез. докл. и сообщ. конф.; Тр. междунар. семинара; Тр. симпоз.; Материалы науч.-практ. конф.; Материалы совещ. и т.д.).

1. Безменова Н.А., Герасимов В.И. Некоторые проблемы теории речевых актов // Языковая деятельность в аспекте лингвистической прагматики: Чб. обзоров. М., Наука, 1984. - С. 146-196.

2. Сиротинина О.Б. Характеристика типов речевой культуры в сфере действия литературного языка // Проблемы речевой коммуникации: Межвуз. сб. науч. тр. / Под ред. М.А.Кормилицыной. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2003. Вып. 2. - С. 3-20.

2. Паршин П.Б. К вопросу о лингвистически ориентированной классификации знаний // Труды по искусственному интеллекту: Диалоговые системы и представление знаний: Учен. зап. Тарт. гос. ун-та. - Тарту, 1981. - Вып. 594. - С. 102-116.

3. Сорокин Ю.А., Тарасов Е.Ф., Уфимцева Н.В. Язык, сознание, культура // Методы и организация обучения иностранному языку в языковом вузе: Сб. научн. трудов - М., 1991. - Вып. 370. - с. 20-29.

4. Петров В.С. Понятийно-терминологические проблемы педагогики // Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. научных трудов/ Отв. ред. Е.В. Ткаченко. - Екатеринбург, 1996. - Вып. 2. - С. 28-34.

5. Левкович Я.Л. Лицейские «годовщины» // Стихотворения Пушкина 1820-1830-х годов. История создания и идейно-художественная проблематика. Сб. статей. - Л.: Наука, 1974. - С. 95-96.

Статьи из журналов, газет

Фамилия и инициалы автора (если авторов больше трех, то фамилия и инициалы первого автора с добавлением "и др."). Название статьи // Сокращенное название журнала (как в реферативных журналах). Год издания. Номер тома. Номер выпуска. Страницы начала и конца статьи.

1. Петров В.С., Сергеев Е.И. Общеинженерные дисциплины в профессиональной подготовке инженера-педагога // Вестник Учебно-методического объединения высших и средних профессиональных учебных заведений Российской Федерации по профессионально-педагогическому образованию: Изд-во Уральского государственного профессионально-педагогического университета. - Екатеринбург, 1998. - Вып. 2(23). - С. 30-40.

2. Петров В.С. Современная российская школа и педагогическое образование: состояние, проблемы и перспективы развития // Вестник Челябинского государственного педагогического университета: Научный журнал. - Сер. 3. Педагогика. Психология. Методика преподавания. - Челябинск: Факел, 1998. - № 3. - С. 7-14.

3. Формановская Н.И. Размышления о единицах общения // Русский язык за рубежом. - 2001. - № 1. - С. 56-63.

4. Баранов А.Н., Кобозева И.М. Семантика общих вопросов в русском языке (категория установки) // Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз. 1983. - № 3. - С. 263 - 274.

5. Евсеева И.А.. Повесть о разорении Рязани Батыем // Уч. запю МГПИ им. В.П.Потемкина. - М., 1955. - Т. 48. - Вып. 5. - С. 3-27.

6. Gibbs, R.W.Jr. What makes some indirect acts conventional? // Journal of Memory and Language. - 1986. - ¹ 25 - P. 181-186.

Диссертации и авторефераты диссертаций

1. Персианова Н.А. Особенности творческого решения педагогических задач при обучении русскому языку студентов-иностранцев. Дисс. … канд. педагог. наук. Л., 1971. - 267 с.

3. Шульскис С.А. Явление бессоюзия в устной речи. Автореф. дисс. … канд. филолог. наук. М., 2000. - 20 с.

Материалы научных конференций и семинаров

1. Петров В.С. Нужен ли контролер // Инновационные формы и технологии в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании: Тезисы Докладов 3-й Российской научно-практической конференции (в рамках 3-го российско-американского семинара по проблемам образования). - Екатеринбург: Изд-во Уральского государственного профессионально-педагогического университета, 1995. - С. 27-29.

2. Петров В.С. Деятельностный подход как один из эффективных методов подготовки специалистов-энергетиков // Инновационные процессы в образовании и творческая индивидуальность педагога: Тезисы докладов и сообщений научно-практической конференции, 25 марта 1998 г. - Екатеринбург: Изд-во Уральского государственного профессионально-педагогического университета, 1998. - Ч. 1. - С. 16.

Учебно-методические работы, программы, государственные образовательные стандарты

1.Петров В.С. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования: Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 0470 - Лабораторная диагностика / ВУНМЦ. - М., 1997. - 26 с.

2. Петров В.С. Методика научного педагогического эксперимента: Программа курса для магистратуры. - Екатеринбург: Изд-во Уральского государственного профессионально-педагогического университета, 1997. - 13 с.

3. Петров В.С. Методические рекомендации по образовательной области «Естественные дисциплины»: Региональный компонент содержания экологического образования базисного учебного плана Свердловской области: В 2 ч. Ч. 1.: Образовательная программа «Экология». - Екатеринбург: Изд-во ИРРО, 1995. - 30 с.

4. Петров В.С. Проектирование системы педагогического образования: Метод. Рекомендации. - Екатеринбург: Изд-во ИРРО, 1995. - 6 с.

5. Петров В.С. Рабочая тетрадь по курсу «Педагогические теории и системы». - Екатеринбург: Изд-во Уральского государственного профессионально-педагогического университета, 1997. - 13 с.

6. История русской литературы XIX века. Программа дисциплин предметной подготовки по направлению 520300 - Филология для студентов-иностранцев /Автор-составитель: И.И.Величкина. - 2003. - 63 с.

Материалы из сети Интернет

При оформлении ссылки на материалы из Интернета нужно по возможности максимально следовать таким же требованиям, как и при оформлении библиографии печатных работ, обязательно указывая полный адрес материала в Интернете, включая название сайта и дату рецепции материала.

2. Петров В.С. Возможна ли интегральная теория права? // Неофициальный сайт ЮрФака СПбГУ: URL: http://lawfac.narod.ru/integr_teor.

Как оформить список литературы в диссертации? С таким вопросом сталкиваются многие аспиранты, докторанты, соискатели, магистранты. В был принят национальный стандарт 7.0.11, в котором определено, как оформить список литературы в диссертации.

Работа с источниками

Оформление библиографического списка начинается с подбора литературы. Прежде, чем что-то писать, нужно определиться с источниками, тщательно их проработать. Необходимо решить, какие материалы нужны для включения в работу, какие можно исключить, определяется достаточная степень детализации для включаемых материалов. Работа с литературой предполагает запись цитат, переработку текстовой информации, при необходимости подборку иллюстраций.

Общие требования к оформлению

Написание научной работы порождает вопрос о том, как правильно оформить список литературы. В диссертации необходимо руководствоваться прежде всего нормативными требованиями соответствующих ГОСТов. Библиографические описания каждого источника предполагают наличие некоторых обязательных элементов. Среди них:

  • идентифицирующая информация автора (авторов) книги, статьи, тезиса и так далее, включая сведения об ответственности по этому труду (указываются все авторы, переводчики, иные лица и организации, имеющие отношение к данной работе);
  • название монографии, сборника научных трудов, журнала, учебника, статьи, книги или других форм научной работы;
  • в случае повторного издания данного источника указывается информация о периодичности издания;
  • указываются выходные данные. Это место и год издания, наименование издательства, том, номер, выпуск, год издания;
  • физический объем источника или конкретные страницы, откуда взята информация;
  • в случае серийного издания указываются наименование серии (подсерии), сведения об ответственности, ISSN.

Помимо обязательных, в библиографической записи могут присутствовать и факультативные элементы:

  • сведения, относящиеся к заглавию, параллельное заглавие;
  • последующие сведения ко многим видам сведений, первые из которых являются обязательными;
  • информация о месте и дате изготовления, наименовании изготовителя;
  • сведения о размерах, сопроводительном материале;
  • параллельное название серии (подсерии).

О включении тех или иных вышеназванных элементов в библиографический список принимает решение учреждение, в котором планируется защита диссертации.

Магистерские диссертации представляют выпускную квалификационную работу магистра. Как оформить список литературы в магистерской диссертации? Этот вид работы относится также к научным трудам и оформляется на основании нормативных требований ГОСТ 7.1-2003.

Правильный библиографический список может быть составлен в алфавитном порядке (обычно по первому слову библиографической записи, порядке следования (по мере ссылок в тексте) или в хронологическом порядке (по дате публикации источников). Пример оформления библиографического списка показан на рисунках ниже.

Библиографическое описание

Оно включает в себя несколько областей (заглавия и сведений об ответственности, издания, специфических сведений, выходных данных, физических характеристик, серии, примечаний, стандартного номера).

Внутренние области отсоединяются при помощи точки и типографского тире.

Внутри отдельных областей при пояснениях, относящихся к факультативным элементам, проставляется двоеточие. В случае приведения последующих сведений, кроме первых (отделяемых слэшем), их отделяют точкой с запятой.

В области серии основное название серии (подсерии) с номером заключается в круглых скобках.

Параллельные названия (заглавия), характерные для областей заглавия, издания, серии обозначаются знаком равенства.

Области стандартного номера и примечания в библиографической записи диссертации обычно не используются.

Все знаки препинания, кроме запятой и точки (единственный пробел после знака), отделяются одинарным пробелом до и после знака. Для открывающей скобки идет пробел перед ней, для закрывающей - после нее.

Используемые сокращения приводятся в соответствие с требованиями ГОСТ 7.11 и 7.0.12-2011, при этом в заглавии и общем обозначении материала они недопустимы.

Библиографическое описание делается на языке оригинала. Основным научным трудом является научная диссертация. Требования, предъявляемые к ней по списку литературы, рассмотрены ниже.

Запись книг в списке литературы

Список литературы, по ГОСТу Р 7.0.11-2011, по отношению к следующим образом:

  • Область заглавия: фамилия первого автора, запятая, инициалы этого автора, название книги. Двойные названия разделяются союзом "или", перед которым ставится запятая; здесь же может использоваться дополнительная информация, относящаяся к рассматриваемой области (монография, учебное пособие и т. д.). После слэша приводят сведения об ответственности: перечень всех авторов через запятую (если авторов более 3-4, конкретное учреждение вправе определить, сколько авторов указывать и далее приводить), включая первого, при этом запятая между фамилией и инициалами исключается, и они меняются местами). При наличии информации указывают, под чьей редакцией издана книга, переводчиков.
  • Область исходных данных: место издания (все города, кроме Москвы (М.) и записываются полностью), издательство (если несколько издательств, то они между собой разделяются двоеточием), год издания.
  • Область физической характеристики: количество страниц или конкретный диапазон страниц, откуда взята информация.
  • В случае многотомного издания в заголовке указывается "в [стольких-то] т." через двоеточие от названия, а вместо страниц в конце указывается, какой использовался том.

Библиографическая запись нормативно-правовых актов

Данные виды нормативных и правовых документов в списке литературы, оформляемом в алфавитном или хронологическом порядке, предшествуют основному списку литературы. В целом оформление похоже на таковое для книг, не указываются авторы, поясняющей информацией является "офиц. текст" или в квадратных скобках приводится информация о статусе документа, кем и когда он принят, редакция документа на определенную дату. Все сведения в указываются через двоеточие.

Запись стандартов в списке литературы

Стандарты в алфавитном списке приводятся после вышеобозначенных актов. Их запись начинается с указания идентификатора документа (ГОСТ, ГОСТ Р, ГОСТ Р ИСО, ГОСТ ИСО и т.д.), после чего указывается регистрационный номер стандарта с годом принятия, полное название стандарта,область выходных данных и физических характеристик.

Последующие библиографические записи в случае алфавитного списка приводятся в основной литературе.

Библиографическая запись депонированных научных работ, статей и тезисов

Основное отличие записи депонированных статей от книг состоит в том, что после указания страниц через точку и типографское тире указываются сведения о депонировании: где, когда и номер (через запятую).

Начинается запись статей и тезисов так же, как и книги. После перечисления всех авторов идет двойной слэш, название журнала или сборника научных трудов. Далее в журнале год, номер и страницы отделяются как отдельные области, для газеты таким же образом указываются номер и число. При использовании в качестве источника сборника научных трудов после области заглавия и сведений об ответственности идет область выходных данных, страницы указываются конкретной статьи, которая использовалась как источник информации.

Библиографическая запись диссертаций и авторефератов диссертаций

В основном соответствуют записи книг, главные отличия: дополнительные сведения, относящиеся к названию, приводятся сокращенно как "дис." или "автореф. дис.", ставится многоточие и указывается степень соискания, снова двоеточие, после которого приводится номер научной специальности. После слэша первая информация указывается в следующем порядке: идентифицирующая автора информация (ФИО) полностью, далее выходные данные.

Запись отчетов о НИР в списке литературы

В отличие от библиографической записи диссертаций и авторефератов, диссертаций заголовок поясняется как "Отчет о НИР", первая информация - фамилия автора и инициалы.

Запись электронных ресурсов в списке литературы

Электронные ресурсы, используемые для написания диссертации, могут быть двух видов: взятые из сети Интернет и взятые со специализированных носителей информации. В обоих случаях после заголовка приводится в квадратных скобках информация [Электронный ресурс]. При использовании в качестве источника информации сети Интернет оформление осуществляется подобно записи книг, за исключением того, что вместо страниц указывается "Режим доступа: {приводится URL соответствующего контента}".

При использовании информации из сети Интернет рекомендуется пользоваться официальными сайтами и не использовать непроверенную информацию.

Если источником информации служит, например, CD-ROM, то указываются выходные данные, как при использовании книги, далее идет точка, типографское тире, указывается, сколько электронных оптических дисков относится к данному источнику информации, в скобках приводится наименование специализированного источника информации (в данном случае - CD-ROM).

Необходимо правильно оформлять список литературы в диссертации. Пример такого оформления описан выше и приведены примеры.

Использованная литература в рецензии на диссертацию

У соискателей ученых степеней пишется, как правило, отзыв, у магистров - рецензия на диссертацию. Пример такой рецензии приведен на рисунке выше. В рецензии может обсуждаться теоретическая база диссертации, насколько она актуальна. Как правило, здесь же приводится информация по количеству источников в списке литературы по ГОСТу, отдельно может указываться, сколько источников приведено на русском, сколько на иностранном языке. Недостаточная проработанность материала и неправильное оформление работы снижает общую оценку.

В заключение

Таким образом, возвращаясь к первоначальному вопросу, как оформить список литературы в диссертации, можно сказать, что он оформляется на отдельные виды научных трудов в соответствии с требованиями соответствующих ГОСТ. Основными сведениями при формировании списка литературы являются авторы, заголовки, населенный пункт, в котором осуществлялось издание, наименование издательства и количество страниц.

ГОСТ Р 7.0.5 - 2008

С 1 января 2009 года вводится в действие новый ГОСТ Р 7.0.5 - 2008 «Библиографическая ссылка», разработанный ФГУ «Российская книжная палата» Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. Данный стандарт «устанавливает общие требования и правила составления библиографической ссылки: основные виды, структуру, состав, расположение документов. Стандарт распространяется на библиографические ссылки, используемые в опубликованных и неопубликованных документах на любых носителях. Стандарт предназначен для авторов, редакторов, издателей»*1 .

Согласно «Общим положениям» «Библиографической ссылки» (п. 4.6.), «по месту расположения в документе различают библиографические ссылки: внутритекстовые, помещенные в тексте документа; подстрочные, вынесенные из текста вниз полосы документа (в сноску); затекстовые, вынесенные за текст документа или его части (в выноску)»*2 .

Затекстовые ссылки помещаются после основного текста, а при нумерации затекстовых библиографических ссылок используется сплошная нумерация для всего текста документа*3 . В тексте производится отсылка к затекстовой ссылке.

Отсылка к затекстовой ссылке заключается в квадратные скобки*4 . Отсылка может содержать порядковой номер затекстовой ссылки в перечне затекстовых ссылок, имя автора (авторов), название документа, год издания, обозначе-ние и номер тома, указание страниц. Сведения в отсылке разделяются запятой.

Отсылки оформляются единообразно по всему документу: или через указание порядкового номера затекстовой ссылки, или через указание фамилии автора (авторов) или названия произведения. Отсылка оформляется следующим образом: или [Карасик, 2002, с. 231], при наличии нескольких авторов - [Карасик, Дмитриева, 2005, с. 6-8].

Если у книги автор не указан (например, книга выполнена авторским коллективом, и указан только редактор), то в отсылке указывается название книги. Если название слишком длинное, то его можно сократить до двух первых слов, например, [Интерпретационные характеристики... , 1999, с. 56]*5 .

Если в отсылке содержатся сведения о нескольких затекстовых ссылках, то группы сведений разделяются точкой с запятой: , или [Шаховский, 2008; Шейгал, 2007], [Леотович, 2007, с. 37; Слышкин, 2004, с. 35-38].

При последовательном расположении отсылок к одной и той же затекстовой ссылке вторую отсылку заменяют словами «Там же» или «Ibid.» (от «Ibidem») (для источников на языках с латинской графикой). Если источник со-храняется, но меняется страница, то к слову «Там же» добавляется номер страницы: [Там же. С. 24], *6 .

Если текст цитируется не по первоисточнику, а по другому документу, то в начале отсылки приводят слова «Цит. по:», например, [Цит. по: 132, с. 14] или [Цит. по: Олянич, 2004, с. 39-40]. Если дается не цитата, а упоминание чьих-то взглядов, мыслей, идей, но все равно с опорой не на первоисточник, то в отсылке приводят слова «Приводится по:», например, [Приводится по: 108] или [При-водится по: Красавский, 2001]. Если необходимы страницы, их также можно указать: [Приводится по: 108, с. 27] или [Приводится по: Красавский, 2001, с. 111].

Оформление затекстовых ссылок (примеры и пояснения)

1. Абелева И.Ю. Речь о речи. Коммуникативная система человека. - М.: Логос, 2004. - 304 с.*8

2. Алефиренко Н.Ф. Спорные проблемы семантики: монография. - Волгоград: Перемена, 1999. - 274 с.*9

3. Белл Р.Т. Социолингвистика. Цели, методы, проблемы / пер. с англ. - М.: Международные отношения, 1980. - 318 с.*10

4. Ажеж К. Человек говорящий: вклад лингвистики в гуманитарные науки / пер. с фр. - изд. 2-е, стереотипное. - М.: Едиториал УРСС, 2006. - 304 с.*11

5. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2006. - 363 с.

6. Борботько В.Г. Принципы формирования дискурса: От психолингвистики к лингвосинергетике. - изд. 2-е, стереотипное. - М.: КомКнига, 2007. - 288 с.

7. Белянин В.П. Психолингвистика: учебник. - 3-е изд., испр. - М.: Флин-та: Московский психолого-социальный институт, 2005. - 232 с.*12

8. Майерс Д.Дж. Социальная психология: интенсив. курс. - 3-е междунар. изд. - СПб.: Прайм-Еврознак: Нева; М.: ОЛМа-Пресс, 2000. - 510 с.*13

9. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: трактат по социологии знания. - М.: Моск. филос. фонд, 1995. - 322 с.

10. Основы теории коммуникации: учебник / М.А. Василик, М.С. Вершинин, В.А. Павлов [и др.] / под ред. проф. М.А. Василика. - М.: Гардарики, 2006. - 615 с.*14

11. Антонова Н.А. Стратегии и тактики педагогического дискурса // Проблемы речевой коммуникации: межвуз. сб. науч. тр. / под ред. М.А.Кормилицыной, О.Б. Сиротининой. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2007. - Вып. 7. - С. 230-236.*15

12. Барт Р. Лингвистика текста // Новое в зарубежной лингвистике. - М.: Прогресс, 1978. - Вып. VIII: Лингвистика текста. - С. 442-449.

13. Сиротинина О.Б. Структурно-функциональные изменения в современном русском литературном языке: проблема соотношения языка и его реального функционирования // Русская словесность в контексте современных интеграционных процессов: материалы междунар. науч. конф. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2007. - Т. 1. - С. 14-19.*16

14. Браславский П.И., Данилов С.Ю. Интернет как средство инкультурации и аккультурации // Взаимопонимание в диалоге культур: условия успешности: монография: в 2 ч. / под общ. ред. Л.И. Гришаевой, М.К. Поповой. - Воронеж: Воронежский гос. ун-т, 2004. - Ч. 1. - С. 215-228.

15. Войскунский А.Е. Метафоры Интернета // Вопросы философии. - 2001. - № 11. - С. 64-79.*17

16. Асмус Н.Г. Лингвистические особенности виртуального коммуникативного пространства: автореф. дис. … канд. филол. наук. - Челябинск: Челябинский гос. ун-т, 2005. - 23 с.*18

17. Школовая М.С. Лингвистические и семиотические аспекты конструирования идентичности в электронной коммуникации: дис. … канд. филол. наук. - Тверь, 2005. - 174 с.*19

Предписанный для разделения областей библиографического описания знак, точку и тире, допускается заменять на точку. В этом случае затекстовые ссылки выглядят следующим образом *20 :

1. Маклюэн М. Галактика Гутенберга: становление человека печатающего / пер. И.О. Тюриной. М.: Академический Проект: Фонд «Мир», 2005. 496 с.

2. Макаров М.Л. Жанры в электронной коммуникации: quo vadis? // Жанры речи: сб. науч. статей. Саратов: Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 2005. Вып. 4: Жанр и концепт. С. 336-351.

3. Маркелова Т.В. Семантика и прагматика средств выражения оценки в русском языке // Филологические науки. 1995. № 3. С. 67-79.

При составлении ссылок на электронные ресурсы следует учитывать некоторые особенности.

«В примечаниях приводят сведения, необходимые для поиска и характеристики технических спецификаций электронного ресурса. Сведения приводят в следующей последовательности: системные требования, сведения об ограничении доступности, дату обновления документа или его части, электронный адрес, дату обращения к документу»*21 .

Электронный адрес и дату обращения к документу приводят всегда. Дата обращения к документу - та дата, когда человек, составляющий ссылку, данный документ открывал, и этот документ был доступен.

Системные требования приводят в том случае, когда для доступа к документу нужно специальное программное обеспечение, например Adobe Acrobat Reader, Power Point и т.п.*22

Сведения ограничения доступа приводят в том случае, если доступ к документу возможен, например, из какого-то конкретного места (локальной сети, организации, для сети которой доступ открыт), только для зарегистрированных пользователей и т.п. В описании в таком случае указывают: «Доступ из …», «Доступ для зарегистрированных пользователей» и др. Если доступ свободен, то в сведениях не указывают ничего.

Дата обновления документа или его части указывается в том случае, если она зафиксирована на сайте (см. пункт 8). Если дату обновления установить нельзя, то не указывается ничего.

1. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. - 2-е изд. - М.: Худож. лит., 1990. - 543 с. [Электронный ресурс]. URL: http://www.philosophy.ru/library/bahtin/rable.html#_ftn1 (дата обращения: 05.10.2008).

2. Борхес Х.Л. Страшный сон // Письмена Бога: сборник. - М.: Республика, 1992. - 510 с. [Электронный ресурс]. URL: http://literature.gothic.ru/articles/nightmare.htm (дата обращения: 20.05.2008).

3. Белоус Н.А. Прагматическая реализация коммуникативных стратегий в конфликтном дискурсе // Мир лингвистики и коммуникации: электронный научный журнал. - 2006. - № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://www.tverlingua.by.ru/archive/005/5_3_1.htm (дата обращения: 15.12.2007).

4. Орехов С.И. Гипертекстовый способ организации виртуальной реальности // Вестник Омского государственного педагогического университета: электронный научный журнал. - 2006 [Электронный ресурс]. Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. - URL: http://www.omsk.edu/article/vestnik-omgpu-21.pdf (дата обращения: 10.01.2007).

5. Новикова С.С. Социология: история, основы, институционализация в России. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. - 464 с. [Электронный ресурс]. Систем. требования: Архиватор RAR. - URL: http://ihtik.lib.ru/edu_21sept2007/edu_21sept2007_685.rar (дата обращения: 17.05.2007).

6. Панасюк А.Ю. Имидж: определение центрального понятия в имиджелогии // Академия имиджелогии. - 2004. - 26 марта [Электронный ресурс]. URL: http://academim.org/art/pan1_2.html (дата обращения: 17.04.2008).*23

7. Парпалк Р. Общение в Интернете // Персональный сайт Романа Парпалака. - 2006. - 10 декабря [Электронный ресурс]. URL: http://written.ru (дата об-ращения: 26.07.2006).

8. Общие ресурсы по лингвистике и филологии: сайт Игоря Гаршина. - 2002 [Электронный ресурс]. Дата обновления: 05.10.2008. - URL: http://katori.pochta.ru/linguistics/portals.html (дата обращения: 05.10.2008).

*2 . Там же. С. 5.

*3 . Также возможна сплошная нумерация затекстовых ссылок для отдельных глав, разделов и т.п.

*4 . В круглые скобки заключаются только внутритекстовые ссылки, для отсылок к затекстовым ссылкам, согласно ГОСТу Р 7.0.5 - 2008, они не используются.

*5 . Многоточие, заменяющее часть названия в отсылке, является в данном случае предписанным знаком, а не пунктуационным, поэтому до него и после него ставится пробел.

*6 . После «Там же» ставится точка, страница обозначается заглавной «С.», а не строчной, как в основной отсылке.

*8 . В отличие от ГОСТа Р 7.1-2003, между инициалами автора пробела нет, так же, как нет и запятой после фамилии автора перед инициалами. Не отделяется пробелом и двоеточие после места издания.

*9 . Вид документа (учебник, учебное пособие, атлас, монография, сборник трудов и т.п.) помещается после названия, отделяясь двоеточием. Пробела перед двоеточием нет.

*10 . Если документ является переводным, то это указывают после вида документа (или непосредственно после названия, если вид не отражен), отделяя косой чертой. Перед косой чертой и после (в каком бы месте описания она ни стояла, что бы ни разделяла) - пробелы.

*11 . Информация об издании (какое оно по счету, стереотипное, исправленное, дополненное ли и т.п.), если она есть, дается после сведений о переводе, отделяясь от них точкой и тире. Если издание непереводное, то информация об издании идет сразу после вида документа (как в пункте 5) или названия, если вид не прописан (как в пункте 6).

*12 . После места издания (города, где издан документ) следует издательство, отделяясь от места издания двоеточием. Если издательства два, то двоеточие ставится сначала после места издания, а затем после первого издательства.

*13 . Если мест издания два или более, то после перечисления издательств первого места издания ставится точка с запятой, а затем следует второе место издания с издательством и т.д.

*14 . Если авторов двое или трое, то все они указываются в начале описания (как в пункте 9), если же авторов более трех, то описание начинается с названия, а три первых автора перечисляются после косой черты. Если указано, под чьей редакцией документ, то это также отражают после еще одной косой черты.

*15 . Если имеется указание на выпуск, том, часть и т.п., то они следуют после года издания. См. также пункт 12, 13 и 14.

*17 . При описании статьи из журнала сначала указывается год, а затем номер журнала.

*19 . В описании диссертации отсутствует издательство, поскольку это рукопись. Также оно может опускаться и при описании авторефератов.

*22 . См. примеры 4 и 5.

*23 . В электронных публикациях часто присутствует дата, которую включают в описание. Сначала следует год, а затем число и месяц.

Комплексные ссылки содержат информацию о нескольких источниках, которые отделяют друг от друга точкой с запятой с пробелами до и после знака. Каждую из ссылок в составе комплексной ссылки оформляют по общим правилам.

Файл с текстом :