Домой / Мелочи недвижимости / Правовая культура: понятие, структура, виды, функции. Правовая культура: понятие и структура

Правовая культура: понятие, структура, виды, функции. Правовая культура: понятие и структура

В общеупотребительном смысле понятие «культура» связано с опытом человеческой деятельности, которая накапливается и передается последующим поколениям как в виде материальных предметов (материальная культура), так и в виде духовных ценностей (духовная культура). Культура как собирательное понятие имеет множество различных форм проявлений, сторон, видов.

Правовая культура является частью общей культуры общества. Она тесно связана с политической, нравственной, духовной и другими видами культуры. Правовая культура – важнейший элемент правовой системы общества, непременное условие нормального функционирования государства. Правовая культура выражает этику взаимоотношений субъектов общественной жизни с правом, законами, другими юридическим феноменами.

Правовая культура отражает не только деятельность человека непосредственно в правовой сфере, но и за ее пределами, связанную так или иначе с применением правовых знаний, которые сегодня востребованы многими науками, дисциплинами и специальностями как гуманитарного, так и не гуманитарного профиля. Эти знания необходимы практически во всех областях, где действуют законы. Не случайно почти во всех вузах страны общеобразовательная подготовка студентов включает в себя и правовую, ибо в этом нуждается любая профессия, любой вид деятельности.

В отечественном правоведении над проблемой правовой культуры активно работали и работают такие ученые, как Н. Л. Гранат, В. И. Каминская, Н. М. Кейзеров, А. Р. Ратинов, В. П. Сальников, А. П. Семитко, В. Н. Синюков и др. Так, А. Р. Ратинов под правовой культурой понимает «систему овеществленных и идеальных культурных элементов, относящихся к сфере действия права, и их отражение в сознании и поведении людей».

Правовая культура – это обусловленное всем социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития человека, различных групп и всего населения.

Понятие «правовая культура» используется для характеристики всей правовой системы страны и всегда предполагает оценку качества правовой жизни того или иного общества и сравнение его с наиболее развитыми правовыми образцами, идеалами и ценностями. Выявим основные черты правовой культуры . Итак, правовая культура:

Принадлежит к конкретному этапу исторического развития общества, права и государства;

Представляет собой определенную совокупность накопленных ценностей в сфере правового регулирования общественных отношений;

Отражает уровень развития правосознания как личности, так и общества в целом;

Объединяет такие понятия, как право, правосознание, правовые отношения, законность и правопорядок, правомерное поведение, правовые учреждения, а также уровень признания обществом всего многообразия правовых ценностей.

Понятие правовой культуры можно рассмотреть в двух основных значениях – узком (правовая культура личности) и широком (правовая культура общества).

Правовая культура в узком смысле – это культура отдельного лица, которая включает в себя определенный уровень правосознания, качественное овладение навыками правомерного поведения, умение использовать свои права. Изучение понятия правовой культуры личности особенно активизировалось в связи с признанием теории прав человека и правового государства. Это привносит в понятие «правовая культура личности» гуманистические начала.

Характерными признаками правовой культуры личности являются:

Достаточно высокий уровень правосознания;

Знание действующих законов страны;

Соблюдение, исполнение или использование этих законов;

Убеждение в необходимости, полезности, целесообразности законов и иных правовых актов, внутреннее согласие с ними;

Правильное понимание своих прав и обязанностей, свободы и ответственности, своего положения в обществе, норм взаимоотношений с другими людьми;

Правовая активность – целенаправленная деятельность субъекта по пресечению правонарушений, противодействию беззаконию, поддержанию правопорядка; преодолению правового нигилизма.

Правовая культура в широком смысле – это правовая культура общества, которая охватывает все правовые ценности, в том числе законы, законодательную технику, юридическую науку и образование, юридическую практику и правовой порядок. Правовая культура составляет внутреннюю, ментально-духовную сторону правовой системы общества и глубоко пронизывает правосознание, правовые отношения, законность и правопорядок, правотворческую, правоприменительную и иную юридическую деятельность, регулирует поведение людей, сообразуясь с историческими и культурными особенностями, выступает инструментом достижения социальной стабильности. Правовая культура нашего общества находится в состоянии перехода от авторитарно-бюрократического режима к режиму демократическому.

Правовая культура может быть представлена как системное образование, которое включает в себя: культуру правового сознания; культуру правового поведения; культуру деятельности законодательных, правоохранительных и судебных органов.

Структурные элементы правовой культуры общества :

1. Правовое сознание населения . Правовая культура общества зависит прежде всего от уровня развития правового сознания населения, т. е. от того, насколько глубоко освоены им такие правовые феномены, как ценность прав и свобод человека, ценность правовой процедуры при решении споров, поиске компромиссов, насколько информировано в правовом отношении население, какова установка граждан на соблюдение (несоблюдение) правовых предписаний и т. д.

2. Правовая деятельность . Уровень развития правового сознания может быть зафиксирован только в реальной правовой деятельности, в правовом поведении. Правовая деятельность состоит из теоретической (деятельность ученых-юристов, образовательная деятельность студентов и курсантов юридических вузов и т. д.) и практической – правотворческой и правореализующей деятельности.

3. Система юридических актов , т. е. текстов документов, в которых выражается и закрепляется право данного общества. Наиболее важное значение для оценки правовой культуры общества имеет система законодательства, основой которой является конституция государства. В целом важен и уровень развития всей системы нормативно-правовых актов – от законов, актов центральных исполнительных органов власти до актов местных органов власти и управления. Наконец, должно учитываться и состояние индивидуальных правовых актов.

4. Правовая наука . Речь идет об уровне развития юридической науки и влиянии правовой теории на юридическую практику.

5. Материальные предметы , обеспечивающие и сопровождающие правовую деятельность.

6. Правовой субъект . Правовая культура общества выражается в уровне правового развития субъекта – различных социальных и профессиональных групп, а также отдельных индивидов.

В юридической литературе выделяют две основные модели развития правовой культуры :

1. Модель эволюционного развития . Данная модель предполагает развитие правовой культуры как процесс восприятия опыта предшествующих этапов и поколений, бесконфликтной адаптации этого опыта к новым условиям. В этом случае «культура детей» является производной от «культуры отцов».

2. Модель революционного развития . Для данной модели характерен разрыв преемственности между поколениями, невосприятие по тем или иным причинам традиций и установок, сложившихся в сфере правового общения на предшествующем этапе. В этом случае возникает противопоставление «культуры отцов» и «культуры детей».

Виды правовой культуры. В зависимости от уровня выделяют три вида правовой культуры: обыденную, профессиональную и доктринальную.

Обыденный уровень правовой культуры характеризуется отсутствием системных правовых знаний и юридического опыта, имеет поверхностный и фрагментарный характер. Обыденный уровень правовой культуры затрудняет реализацию прав и обязанностей, защиту законных интересов и зачастую ведет к нарушениям норм права.

Профессиональный уровень правовой культуры складывается у практических юристов: судей, адвокатов, сотрудников правоохранительных органов. Юристы-практики вырабатывают высокий уровень правовых знаний в сфере своей деятельности, качественно овладевают правовыми умениями, навыками и профессионально применяют их в юридической деятельности.

Доктринальный (научный) уровень правовой культуры опирается на знание всего механизма правового регулирования, а не отдельных его направлений. Правовая культура теоретического уровня вырабатывается коллективными усилиями ученых и представляет собой идейно-теоретический источник права, способствует совершенствованию законодательства, развитию науки и подготовке юридических кадров.

Функции правовой культуры . Главные задачи функций правовой культуры состоят в том, чтобы привнести правовые знания и убеждения в сознание сотрудников органов внутренних дел, обеспечить их достоверной и оперативной информацией, практически вовлечь их в правовые процессы и дать необходимый нормативный и ценностный инструментарий для квалифицированного решения правовых вопросов на уровне своей деятельности.

Правовая культура выполняет три основные функции: познавательную, регулятивную и нормативно-аксеологическую.

Познавательная функция правовой культуры проявляется в процессе отражения объективной правовой деятельности, существующих правовых явлений. В правовой культуре фиксируются достигнутые, приобретенные правовые знания, правовой опыт, правовые ценности, идеалы и т. п.

Регулятивная функция правовой культуры направлена на обеспечение эффективного функционирования всех элементов правовой системы и создание устойчивого правопорядка.

Нормативно-аксеологическая функция правовой культуры состоит в оценке индивидуального поведения, законности, правопорядка и действующего законодательства путем сопоставления с моделями поведения, ориентирами которого являются нормы позитивного права и нормативные установки естественного права.

Понятие правовой культуры следует рассматривать в аспекте общего понимания культуры. Несмотря на многоплановость и многоаспектность последней, научные взгляды о культуре представляется возможным свести к трем группам: 1)антропологические; 2)социологические; 3)философские. При антропологическом анализе культура понимается как совокупность всех благ, созданных человеком, в отличие от природных. Социологический подход трактует ее в виде суммы духовных ценностей, в этом смысле культура выступает как компонент общественной жизни. При философском взгляде культура рассматривается среди явлений, выделяемых чисто аналитически, не связанных с общественным развитием. В связи с этим, в самом широком смысле понятие культура означает исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Синтезируя указанные концепции культуры, представляется очевидным ее понимание и как творческого процесса и как специфического способа человеческой деятельности. В связи с этим, правовую культуру как одну из разновидностей культуры в целом, следует рассматривать в двух аспектах: интериорного - выражающего мир психологических процессов индивидов и поведенческого - когда культура объективируется в соответствующих действиях. При этом важное значение отводится прогрессивному развитию личности как субъекта права, его творческой деятельности и передового мышления. Таким образом, функционально-содержательный аспект правовой культуры позволяет понимать ее как разновидность общественной культуры, отражающей определенный уровень правосознания и законности, совершенства законодательства и юридической практики, охватывающей все ценности, созданные людьми в области права.

Правовая культура- это состояние правовой жизни общества, выраженное в высоком уровне правовой действительности, юридических актов, правосознания, правового развития субъекта. По существу, это совокупность всех позитивных компонентов правовой деятельности в ее реальном функционировании, воплотившая достижения правовой мысли, юридической мысли, юридической техники и практики.

Правовая культура тесно взаимосвязана и функционирует с политической, нравственной, религиозной и другими разновидностями культуры. В полной мере она может быть понята лишь в общем контексте социального прогресса. Она безжизненна без преемственности всего лучшего из прошлой истории и без перспективного значения ее функционирования в настоящем.

Следует различать понятия «правовая культура общества» и «правовая культура личности». Первое понятие характеризует ценностный срез правовой реальности, уровень ее поступательного развития, включенность в нее завоеваний цивилизаций. Правовая культура общества, являясь условием обеспечения свободы и безопасности личности, прав человека, гарантом ее правовой защищенности и гражданской активности, обязует власть придать правовому статусу человека юридическую значимость: обеспеченность законом и судом.

Правовая культура личности, являясь компонентом правовой культуры общества, отражает степень и характер ее развития, обеспечивающая социализацию личности и правомерную деятельность индивида. Такая деятельность способна соответствовать прогрессивным движениям общества и его культуры в сфере права, благодаря чему происходит постоянное правовое обогащение как самой личности, так и общества. Поэтому правовая культура личности - необходимая предпосылка и созидательное начало правового состояния общества, его цель и составная часть, вместе с тем это степень и характер правового развития самой личности.

Структурными элементами правовой культуры являются: право и правосознание, правовые отношения и законность, правопорядок и правомерная деятельность субъектов. Следует отметить, что указанные элементы характеризуют лишь уровень правового развития общества. Содержание правовой культуры будут определять характер, эффективность, степень развития указанных элементов.

Правовая культура личности проявляется, прежде всего, в подготовленности его к восприятию прогрессивных правовых идей и законов, в умении и навыках пользоваться правом, также в оценке собственных знаний права. Помимо указанного, она выражается в определенном характере и уровне творческой деятельности личности, в процессе которой она приобретает или развивает свои правовые знания, умения, навыки. И, наконец, правовая культура выступает как творческая деятельность в сфере права, выражающаяся как его внутренний потенциал.

Модель правокультурной личности предполагает характеристику: 1. Правового поведения личности; 2. Ее отношение к праву и правовым явлениям, осознание социальной значимости права и правопорядка; 3. Привычки к правомерному поведению; 4. Гражданско-правовой активности. Обладая высокой правовой культурой, гражданин свободно ориентирует свое поведение исходя из признания социальной ценности права и собственного избранного поведения.

При оценке правовой культуры личности важно учитывать уровень и глубину познания правовых явлений, овладение ими. В этом аспекте выделяют обыденный, профессиональный (специальный) и теоретический уровень правовой культуры.

Обыденный уровень ограничен повседневными рамками жизни людей при их соприкосновении с правовыми явлениями.

Профессиональный уровень складывается у лиц, которые специально занимаются правовой деятельностью. Юристам свойственна более высокая степень знания и понимания правовых проблем, задач, целей, а также профессионального поведения.

Теоретический уровень представляет собой научные знания о сущности, характере и взаимодействии правовых явлений и всего механизма правового регулирования. Оно вырабатывается коллективными усилиями ученых-философов, социологов, юристов. Законотворчество и законоприменение компетентными органами предполагают достаточно высокий уровень теоретической правовой культуры.

Обыденное, профессиональное и научно-теоретическое уровни правовой культуры тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Теория правовой культуры как форма осознания потребностей общества в правовом регулировании тех или иных сфер жизни является идейно-теоретической источником права.

Правовая культура в реальной жизни выполняет одновременно несколько специфических функций: познавательно-преобразовательную, праворегулятивную, ценностно-нормативную, правосоциализаторскую, коммуникативную и прогностическую.

Познавательно-преобразовательная функция связана с теоретической и организационной деятельностью по формированию правового государства и гражданского общества. Она призвана поставить человека в центр общественного развития, обеспечить социальную справедливость, политическую свободу, возможность всестороннего развития. В связи с этим данная функция направлена на согласование различных интересов общества, на создание правовых и нравственных гарантий свободного развития личности.

Праворегулятивная функция направлена на обеспечение устойчивого и эффективного функционирования всех элементов правовой системы, общества в целом. Данная функция реализуется через правовые и иные социальные нормы. Присущие правовой культуре идеалы и принципы способствуют консолидации социальных групп и слоев граждан, концентрации их усилий на формирование правового государства, тем самым вносит элемент упорядоченности в эти отношения.

Ценностно-нормативная функция правовой культуры проявляется в фактах, которые приобретают ценностное значение, отражаясь в сознании индивидов и их поступках. Оценке подвергается правовая реальность в целом - от конкретной юридической ситуации до правовой системы в целом.

Правосоциализаторская функция раскрывается через процесс формирования правовых качеств личности посредством целенаправленной правовоспитательной работы, юридического всеобуча населения, активизации процессов самовоспитания личности.

Коммуникативная функция обеспечивает общение граждан в юридической сфере, приобщение их к правовым культурам других народов. Данная функция выступает необходимым элементом планирования и прогнозирования правовой культуры, ее развития.

Прогностическая функция охватывает правотворчество и реализацию права, обеспечение правомерного поведения граждан их социальной активности. Функция предвидения в правовой области заключается не только в определении наиболее подходящих средств для достижения правовых культурных целей, но и в предсказании возможных последствий, объяснении необходимости возникновения новых правовых ценностей.

Правовую культуру личности и общества следует рассматривать как одну из категорий общечеловеческих ценностей, как важнейший результат общегуманистических завоеваний человечества, она является неотъемлемым компонентом правового государства.

Глава 20. Законность и правопорядок

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОСТОЧНО-ЕВРОПЕЙСКИЙ ИНСТИТУТ»

Кафедра «Право»

КУРСОВАЯ РАБОТА

Правовая культура: понятие и структура

Выполнила студентка

учебной группы ЭБСЮ-121 I курса,

заочной формы обучения

Пономарева Алеся Сергеевна

Введение

1. Сущность правовой культуры

1.1 Понятие правовой культуры

1.4 Правовая культура группы

2.2 Состояние юридической практики

3. Роль правовой культуры в жизни общества

4. Особенности российской правовой культуры

Заключение

Литература

Введение

Главным признаком правового государства, обязательным условием его построения является высокий уровень правовой культуры населения, профессиональной культуры правоохранителей и других должностных лиц.

Правовая культура представляет собой разновидность общей культуры, состоящей из духовных и материальных ценностей, относящихся к правовой действительности. При этом правовая культура включает лишь то, что есть в правовых явлениях социально полезного и ценного. Она - не только результат, но и способ деятельности, и в этом смысле духовная правовая культура понимается как образ мышления, нормы и стандарты поведения.

История показывает, что только тогда правотворческая и правоприменительная деятельность становится эффективной, когда в этих процессах, наряду с мощными самоорганизующимися началами, приоритетное место занимает и сознательное, организующее творчество, умная работа. При изучении этих сознательных и созидательных процессов в правотворчестве и право применение теории права формулирует тему правовой культуры. Правовая культура общества, отдельных групп, индивидов органично связана с правом как целостным социальным институтом, с его возникновением, функционированием и развитием, с правотворчеством и право применением, иными сторонами правового бытия общества. «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя».

Каждый живущий в данном обществе включён в систему норм, культурных традиций. От требований общества спрятаться нельзя. Это не означает, что человек лишается всякой самостоятельности, права поступать так, как ему кажется нужным и справедливым. Общество оказывает влияние на его правосознание, способствует усвоению им правовых знаний и навыков, формирует его правовую культуру.

Тема правовая культура, несомненно, остаётся актуальной и на сегодняшний день и наверняка будет актуальна и в будущем. В юридической литературе существует множество вопросов, касающихся правовой культуры, на которые по-прежнему нет однозначного ответа, существует множество различных мнений, представлений и пр. Это связано, во-первых, с многоаспектностью, неоднозначностью категории правовой культуры, как части культуры общественной, что в свою очередь вытекает из многоаспектности, неоднозначности культуры вообще (что более подробно рассматривается ниже), а, во-вторых, с огромной важностью правовой культуры в жизни не только отдельного человека, группы людей, а всего общества в целом, всего государства, т.к. высокий уровень правовой культуры является важнейшим признаком правового государства, условием обязательно необходимым для его построения.

Этой теме, на мой взгляд, до сих пор не уделялось должного внимания, несмотря на всю важность правовой культуры в современном обществе. Постоянно слышится: «демократические права и свободы!», «государство обязано признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина!», «человек, его права и свободы являются высшей ценностью!», «Россия есть правовое государство!» и многое другое. А ведь для многих это слова, не несущие чётко фиксированного смысла; далеко не все люди осознают, что же до них желает донести государство, а если и осознают, то зачастую для многих является затруднительным понять, как же это всё «осуществить, применить, реализовать, использовать». Большая часть населения (я в этом больше чем уверена) и не знает, что же это такое - правовая культура и в этом главным образом повинно государство, которое не доводит данную информацию до населения. А часть 1, статьи 1 Конституции РФ содержит, что «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Наверное, (может быть это заблуждение) такое положение статьи «надо заслужить», а иначе, что это за «правовое, демократическое государство» с таким недостойным уровнем правовой культуры (да и культуры вообще), с низким уровнем правосознания, как же народ осуществляет свою власть, не имея элементарных, базовых представлений о том, что он делает. Это касается и людей, несвязанных, так или иначе, с правовой деятельностью и людей, специально ей занимающихся! А ведь последние в той или иной степени являются субъектами правового воспитания.

Именно поэтому выбор пал на эту тему, как одну из основополагающих во всей системе юридических знаний, на тему, которая касается каждого человека, являющегося частицей современного общества, независимо от рода его деятельности. Мы имеем определённые права, свободы, обязанности и необходимо знать, как грамотно их использовать, осуществлять, исполнять и т.п.

Сейчас особенно актуален вопрос об укреплении высокой культуре каждого гражданина. Именно высокая культура действий и поступков, чувств и побуждений должна являться главным результатом развития личности гражданина нашего общества.

Человек с недостаточно развитой правовой культурой, как правило, обращает внимание только на самые вопиющие случаи нарушения закона, например преступления, а другие многочисленные случаи игнорирования права остаются им незамеченными. Целью данной работы является определение правовой культуры общества и способы её формирования. Рассмотрение вопросов, имеющих непосредственное отношение к правовой культуре.

В задачи работы входит сопоставление мнений различных авторов относительно сущности и содержания рассматриваемого понятия, анализ структурных компонентов и современных тенденций развития российской правовой культуры.

Объект исследования: правовая культура как феномен общественной жизни. Предмет исследования: теоретические и практические аспекты сущности, содержания, формирования и развития правовой культуры.

В целях достижения цели следует рассмотреть правовые концепции такого явления как правовая культура, её структурные компоненты и пути преодоления проблем, встающих на пути её формирования. Преодоление недостатков в процессе формирования правовой культуры приобретает особое значение в настоящий период развития общества, когда происходит переориентация ценностей и изменение сознания граждан. Чтобы эта работа происходила успешно и дала желаемые результаты, важно иметь представления об этих недостатках и том вреде для общества и отдельных людей, который такими недостатками вызывается.

На основании чего сделать выводы о состоянии правовой культуры в сложившейся ситуации в современном обществе, на современном этапе развития страны (кстати, весьма, сложного и напряжённого).

Общество с высоким уровнем правовой культуры отличается совершенным законодательством, лишенным пробелов и противоречий, нечетких и неясных правовых предписаний, норм, закрепляющих произвол государства, его органов или должностных лиц. В таком обществе действующие нормы права в полной мере соответствуют общественным отношением и способствуют их прогрессивному развитию.

До тех пор, пока правовая культура наших граждан не вырастет до необходимого уровня, пока идея прав и свобод человека не станет нравственной потребностью, национальной идеей, способной объединить все общество, подвинуть его на новое правовое, политическое, социальное, экономическое и культурное созидание, не будут реализованы на практике процедуры и институты обеспечения прав и свобод человека.

Все вышесказанное обуславливает актуальность исследования, проведенного в данной работе, и раскрывает причины моего интереса к данной теме. Используя различные источники, я попыталась выяснить, какое значение в современном обществе имеет правовая культура.

1. Сущность правовой культуры

1.1 Понятие правовой культуры

Прежде чем перейти к рассмотрению понятия непосредственно самой правовой культуры, нужно выяснить, что представляет собой культура вообще. Существует, как известно, множество разноречивых определений; на сегодняшний день в отечественной литературе их насчитывается более 400. Д-вольно часто употребляются такие словосочетания, как культура речи, культура общения, физическая культура, правовая культура и др. В чём же причина такого многообразия трактовок? В том, что культура многоаспектна, многогранна, это свойство культуры вызвало необходимость изучения её представителями различных наук (философия, социология, правоведение и др.), а каждый исследователь культуры имеет свой подход к культуре и рассматривает более конкретно ту или иную её грань, сторону. Термин культура (от латинского cultura - возделывание, выращивание, обрабатывание) первоначально обозначал функцию, связанную с приобретением знаний, накоплению опыта, а в средние века появляется понятие духовная, умственная культура. Вот некоторые из множества определений культуры: культура - то, что слагается из знаний, верований, законов, нравственных норм и привычек, обычаев, различных способностей и привычек, усвоенных человеком как членом определённой социальной общности; культура - это не биологические аспекты поведения человеческого вида, включающие речь, изготовление орудий, возросшую пластичность поведения, способность к символическому мышлению и самовыражению с помощью символов; культура - это особо регулируемый механизм общества, средство его адаптации к среде обитания и др. В общем, в одном определении вся суть понятия культура выражена быть не может. Культуру можно рассматривать с трёх разных точек зрения:

1) антропологической, то есть культура понимается как совокупность всех благ, созданных человеком, в отличие от природных;

2) социологической, то есть культура - это сумма духовных ценностей; культура - компонент общественной жизни;

3) философской, то есть культура рассматривается среди явлений, не связанных с общественным развитием и выделяемых чисто аналитически.

Единого подхода к трактовке категории «правовая культура и её структурных компонентов, содержания, функций не существует, в силу того, что понятие правовой культуры многогранно. Насчитывается более 250 её определений.

Особенностью правовой культуры является то, что она представляет собой не право или его реализацию, а комплекс представлений той или иной общности людей о праве, его реализации, о деятельности государственных органов, должностных лиц.

«Под правовой культурой понимается обусловленное всем социальным, духовным, политическим и экономическим строем, качественное состояния правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития субъекта (человека, различных групп, всего населения), а также в степени гарантированности государством и гражданским обществом свобод и прав человека».

«Правовая культура - это качество правовой жизни общества и степень гарантированности государством и обществом прав и свобод человека, а также знание, понимание и соблюдение права каждым отдельным членом общества» .

Под правовой культурой мы понимаем «определённый уровень правового мышления и чувств восприятия правовой действительности», а также «надлежащую степень знания населением законов и высокий уровень уважения норм права, их авторитета». Правовая культура включает в себя «специфические способы правовой действительности (работа правоохранительных органов, конституционный контроль и т.д.)» законы и системы законодательств, судебная практика как результат правовой деятельности. Изобретение законов тоже следует понимать как правовую ценность. Некоторые учёные уподобляют этот процесс по своей значительности появлению колеса.

«Закон как инструмент организации общественных отношений - пока непревзойдённое и всеобъемлющее средство социального регулирования и контроля».

Правовая культура может сторон: личной, когда акценты смещаются на личностные свойства и качества, и общественной, когда обращается внимание на функционирование социального организма в его целостности.

«В правовой культуре индивида присутствуют элементы её логической структуры - нормативные суждения или деонтические модальности, включающие «запрещено». Нормативные суждения складываются на фундаменте правовых знаний, оценок и содействуют саморегулированию правового поведения личности».

Правовая культура тесно связана с правосознанием, опирается на него.

Но правовая культура шире правосознания, т.к. включает в себя не только идеологические и психологические элементы, но и юридически значимое поведение.

Правовая культура является сферой общечеловеческой культуры и, подобно тому, как общенациональная культура придает целостность и интегрированность общественной жизни в целом, правовая культура диктует каждой личности принципы правового поведения, а обществу - систему правовых ценностей, идеалы, правовые нормы, обеспечивающие единство и взаимопонимание правовых институтов и организаций.

Поскольку культура - выражение специфически человеческого способа деятельности, поскольку она по своей природе нормативна, следовательно, культурные и правовые нормы могут совпадать по своему содержанию, т.е. они могут заключать в себе одни и те же правила поведения.

Культурная норма всегда социальна, ибо социальна человеческая деятельность, ею нормируемая. Нормативность культуры обеспечивает координацию и организацию действий индивидов, входящих в социальное целое. Нормативность как организационное и координационное средство проявляется в форме институционализации отношений и поведения. Ее сутью является появление объективных, от индивидов, не зависящих правил поведения и обеспечение их выполнения. Процесс институционализации отношений предполагает их формализацию и стандартизацию. Иначе субъект общественной жизни не смог бы предвидеть действия других субъектов, связанных с ним, и обеспечить взаимодействие - самую глубинную основу любого коллективного целого, в том числе и общества. Именно сформировавшаяся институционная система, регулирующая поведение людей, - одно из специфических отличий человеческого общества.

Нормы культуры институционализируют отношения между людьми прежде всех прочих правил поведения. Непосредственно выражая качество человека, они образуют наиболее глубинную нормативную систему, это показатель уровня и особенностей правового развития общества, зеркало его правового сознания. К сожалению, в российском обществе формируется нигилистическое отношение к праву, его реализации, что свидетельствует о низком уровне правовой культуры общества в целом. Правовой нигилизм означает не только отрицание права как социальной ценности в обществе, но и неуважительное отношение к нему, к практике деятельности органов государственной власти, правоохранительных органов. Преодоление этого негативного явления состоит, прежде всего, в организации правового воспитания, формирования высокого уровня правосознания и правовой культуры как общества в целом, так и каждой личности в отдельности.

Таким образом, правовая культура - это общий уровень знаний и объективное отношение общества к праву; совокупность правовых знаний в виде норм, убеждений и установок, создаваемых в процессе жизнедеятельности и регламентирующих правила взаимодействия личности, социальной, этнической, профессиональной группы, общества, государства и оформленных в виде законодательных актов. Проявляется в труде, общении и поведении субъектов взаимодействия. Формируется под воздействием системы культурного и правового воспитания и обучения.

В связи с данным определением можно выделить следующие виды правовой культуры: правовая культура общества, правовая культура личности, правовая культура группы.

1.2 Правовая культура общества

Это разновидность общей культуры, представляющая собой систему ценностей, достигнутых человечеством в области права и относящихся к правовой реальности данного общества: уровню правосознания, режиму законности и правопорядка, состояния законодательства, состояния юридической практики и др. Высокий уровень правовой культуры является показателем правового прогресса. Культура общества является результатом социально-правовой активности отдельных личностей, коллективов и других субъектов права; она выступает отправным моментом, базой для такого рода активности и в целом для правовой культуры личности.

Очень часто приходилось слышать из уст даже вполне компетентных людей, что в нашей стране, на современном этапе ее исторического развития, практически отсутствует правовая культура. А если быть точнее, то ее никогда и не было по очень простой причине: Российская государственность строилась на принципах тоталитаризма и авторитаризма, следовательно, развитие правовой культуры в обществе не происходило, российский народ отличался правовым нигилизмом, то есть неверием в силу права.

Прежде чем говорить о правовой культуре и наличии или отсутствии ее в обществе, необходимо разобраться, а что же все-таки подразумевается под категорией «правовая культура». Если исходить из определения, дающегося в учебной литературе, правовая культура - это комплекс регулятивов и ценностей, на основе которых строится реально существующий в стране правопорядок. Она выражается в правосознании людей, то есть их представлениях о том, каков должен быть этот порядок, и как следует относиться к действующей в государстве правовой системе.

Юридические законы создаются для того, чтобы регулировать поведение людей в обществе. Но выполнить эту задачу возможно только тогда, когда между правовой системой государства и уровнем массового правосознания граждан существует соответствие. Если значительная часть населения не считает нужным подчиняться закону и уклоняется от его соблюдения, то власти приходится, либо прибегать к массовым репрессиям, либо закрывать глаза на нарушения законности. В первом случае она становится на путь тоталитарного террора, а во втором - проявляет слабость, чреватую, как уже говорилось, расшатыванием правопорядка и анархией. И то и другое с точки зрения современной правовой культуры неприемлемо. Поэтому остается одно: приводить правовую систему и правосознание граждан в соответствие друг другу. А для этого необходимо, с одной стороны, отражать в законодательстве правовые представления, господствующие в обществе, с другой - поднимать правовую культуру населения, то есть уровень массового правосознания и законопослушания.

В нашей стране правовая культура населения пока еще очень низка и явно не отвечает современным требованиям. Дело не только в глубокой криминализованности общества, но и в том, что даже законопослушные граждане не слишком склонны считаться с законами. И это - одна из главных причин того, что юридические нормы, эффективные в цивилизованных странах, оказываются неэффективными у нас.

Можно указать несколько важнейших требований, которым должна удовлетворять современная правовая культура населения и которые в нашей стране сейчас выступают как задачи, пока еще далекие от разрешения.

1. Уважение к закону. Отсутствие его - наша национальная беда. Право на Руси издавна понималось как приказ начальства, который надо выполнять, чтобы избежать наказания, а не как норма, направленная на общее благо. А.И. Герцен писал: «Русский, какого бы звания он ни был, обходит или нарушает закон всюду, где это можно сделать безнаказанно; совершенно так же поступает и правительство». В нежелании загонять живую жизнь в строгие рамки закона на западноевропейский манер славянофилы видели даже некое достоинство русского народа, широкой натуре которого это будто бы претит.

Правовой нигилизм, неуважительное отношение к закону - лейтмотив сталинского режима. Не исчезло, а даже усилилось пренебрежение к закону в наши дни.

Сравнивая правовую культуру населения в США и России, журналист Л. Жуховицкий пишет: «У них про водителя-лихача тут же доложат дорожной инспекции. У нас помигают фарами, чтобы собратьев по рулю не застала врасплох засада сотрудников ГИБДД. У них уходить от налогов не только незаконно, но и стыдно, у нас - дело чести, дело славы, дело доблести и геройства. У них в боевиках первый красавец - шериф, у нас - киллер». В правовом государстве жизнеспособность юридических норм зависит больше от уважения к закону, чем от страха перед санкциями за их нарушение. Профессор Е. Семенов, директор Российского гуманитарного научного фонда, отмечает, что у нас сейчас идет борьба двух культурных традиций - прежней, хорошо укорененной культуры обычаев и с трудом пробивающейся в нашу жизнь культуры правил, правовых норм.

2. Знание законов. Законы надо знать. Следует помнить, что незнание за-конов не освобождает от обязанности их соблюдать. Низкая юридическая грамотность населения на руку мошенникам и недобросовестным чиновникам, которые могут, пользуясь ею, обманывать невежественных людей. Однако при советской власти юридическому просвещению народа уделялось мало внимания. Правовые кодексы были дефицитом, так как издавались мизерными тиражами, и свободно не продавались, не во всякой библиотеке можно было их найти. Профессиональные юристы покупали кодексы по подписке, которая проводилась в юридических учреждениях. Это, возможно, было сознательной политикой: держать массы в состоянии юридической безграмотности - тогда ими легче управлять (уместно вспомнить древнюю восточную традицию держать законы в тайне).

В настоящее время проблемы нет найти юридическую литературу, включая кодексы законов и комментарии к ним. Но юридическая грамотность населения остается на низком уровне. Даже среди людей с высшим образованием почти никто не может самостоятельно написать исковое заявление в суд. Мало кто знает, что говорится в законе о защите прав потребителей. Большинство трудовых конфликтов возникает из-за того, что работники не знакомы с основами трудового законодательства. Неудивительно, что люди часто чувствуют себя юридически незащищенными, становятся жертвами мошеннических лотерей, игр, финансовых пирамид и т. п. И тогда возникает убеждение, что справедливости нет.

3. Обращение к закону. Решать конфликты и споры следует в рамках права, а не за его пределами.

«Обратитесь к моему адвокату», - одна из самых популярных фраз в зарубежных детективных фильмах. В США 700 тыс. адвокатов, и всем хватает работы. Для американца судиться - тривиальное занятие. В нашей стране подать заявление в суд - из ряда вон выходящий поступок для простого гражданина. К тому же после подачи иска в суд приходится немалое время ждать, пока судебная машина доберется до рассмотрения и решения дела. Да и сомнения насчет беспристрастности и объективности судебных решений у наших граждан весьма распространены, а уверенность в том, что решение суда по гражданскому делу будет выполнено, сильно подорвана. Опросы общественного мнения показывают, что многие люди не доверяют прокуратуре, суду, милиции и считают бесполезным обращаться за помощью, а то и просто боятся это делать. В результате создается почва для стремления решить спор не в суде, а вне правового поля - через применение силы, полууголовное или впрямую уголовное «выколачивание долгов», шантаж, разборки между «крышами».

Поворот к современному уровню правовой культуры, начатый в нашей стране в конце прошлого столетия, проходит медленно и болезненно. Мы жили и продолжаем жить пока еще не в правовом государстве и не по нормам современной правовой культуры. Кризис нашего общества - это не только кризис экономики, но и кризис права. Пока нет порядка в юридической системе государства, не могут быть успешно решены ни экономические, ни политические задачи общественного развития.

1.3 Правовая культура личности

Это обусловленные правовой культурой общества степень и характер прогрессивно-правового развития личности, обеспечивающие ее правомерную деятельность.

Правовая культура личности предполагает:

1. наличие правовых знаний, правовой информации. Информированность была и остаётся важным каналом формирования юридически зрелой личности (интеллектуальный срез);

2. превращение накопленной информации и правовых знаний в правовые убеждения, привычки правомерного поведения (эмоционально-психологический срез);

3. готовность действовать, руководствуясь этими правовыми знаниями и правовыми убеждениями, т.е. поступать правомерно - в соответствии с законом: использовать свои права, исполнять обязанности, соблюдать запреты, а также уметь отстаивать свои права в случае их нарушения (поведенческий срез).

Правовая культура личности характеризует уровень правовой социализации члена общества, степень усвоения и использования им правовых начал государственной и социальной жизни, Конституции и иных законов. Правовая культура личности означает не только знание и понимание права, но и правовые суждения о нем как о социальной ценности, и главное - активную работу по его осуществлению, по укреплению законности и правопорядка. Другими словами, правовая культура личности - это ее позитивное правовое сознание в действии. Она включает преобразование личностью своих способностей и социальных качеств на основе правового опыта.

Характерными чертами правовой культуры личности являются:

* достаточно высокий (приемлемый) уровень правосознания;

* знание действующих законов страны;

* соблюдение, исполнение или использование этих законов, т.к. только знание юридических предписаний не может дать желаемого эффекта;

* убеждение в необходимости, полезности, целесообразности законов и иных правовых актов, внутреннее согласие с ними;

* правильное понимание (осознание) своих прав и обязанностей, свободы и ответственности, своего положения статуса) в обществе, норм взаимоотношений с другими людьми, согражданами;

* правовая активность, т.е. целенаправленная инициативная деятельность субъекта по пресечению правонарушений; противодействие беззаконию;

* поддержание правопорядка и законопослушания в обществе; преодоление правового нигилизма.

В рамках единой правовой культуры общества уровень зрелости правовой культуры отдельной личности различен. Этот уровень зависит от многих факторов, например от того, насколько точно осознает и усваивает индивид принципы действующего в обществе права; от степени информированности индивида о нормах, процедурах, институтах, опосредствующих реализацию (защиту, восстановление) права; от внутреннего (ценностного) отношения индивида (позитивного или негативного) к существующим правовым нормам, процедурам и институтам. Таким образом, правовая культура личности предполагает не пассивное, созерцательное отношение, а активное творческое отношение к духовным ценностям правового характера, направленное на реализацию интересов индивида в пределах правовых норм.

Возможно несколько вариантов взаимодействия правовой культуры личности с правовой культурой общества. Правовая культура личности может отставать от правовой культуры общества производств (так, например, в недавнем прошлом некоторые руководители, имея низкую юридическую подготовку, нередко совершали противоправные действия. Суды удовлетворяли более половины исков граждан по поводу различных нарушений трудового законодательства).

Но правовая культура личности может оказаться и впереди норм, идеалов данного общества и его законодательства (хорошо известна правозащитная деятельность академика А.Д. Сахарова). Она выступает в данном случае динамическим моментом развития новой юридической практики, может стимулировать совершенствование законодательства и способствовать формированию новой правовой культуры общества.

В.П. Сальников считает, что наиболее желательным будет тот вариант взаимодействия правовой культуры личности с правовой культурой общества, при котором правовая культура личности полностью совпадает с действующими принципами и нормами права, существующими в обществе, что можно рассматривать как идеал правового воспитания.

Следует, однако, отметить, что такое тождество едва ли возможно, да и желательно. При подобной постановке вопроса мы ставим практическую задачу поднять правовую культуру лиц, отстающих в своем правовом развитии, до требуемого уровня, что само по себе вроде бы и так. Но тогда нужно будет привести к такому уровню и тех, кто его перерос. В этом нетрудно заметить проявление той «уравниловки», против которой так настойчиво призывали бороться в те времена, когда писалась работа В.П. Сальникова.

Необходимо заметить, что как В.П. Сальников, так и Н.И. Матузов допускают примеры несколько упрощенной трактовки связей в области правовой культуры. Так, В.П. Сальников отмечает, что правовая культура личности предполагает только позитивные знания, убеждения, взгляды, мотивы, установки и т.д., определяющие социально активную деятельность индивида в правовой сфере.

Одной из необходимых черт правовой культуры, по мнению Н.И. Матузова, является убеждение в необходимости, полезности, целесообразности правовых актов, внутреннее согласие с ними.

Однако это неточно с содержательной стороны. Ведь критический настрой, негативное отношение к какому-либо закону или факту, имеющему юридическое значение, также может свидетельствовать о высоком уровне правовой культуры. Нынешняя демократическая социальная практика не соответствует такому несколько облегченному и излишне упрощенному выводу. Сказанное дает повод еще раз подчеркнуть необходимость продолжения исследований в данной области.

1.4 Правовая культура группы

В научной литературе нередко встречается указание ещё и на третий вид правовой культуры - правовую культуру социальной группы, характеризующуюся уровнем правосознания данной социальной группы, а также уровнем реального осуществления ею требований действующего права. Однако, учитывая, что характеристика правовой культуры общества в целом совпадает с характеристикой правовой культуры социальной группы, выделять правовую культуру социальной группы из правовой культуры общества целесообразно непосредственно при изучении конкретной социальной группы, а не правовой культуры как таковой.

Группы-носители правовой культуры выделяются по различным признакам: профессиональным, возрастным, демографическим и т.д. Так, можно говорить об особенностях правовой культуры медиков, учителей, преподавателей высшей школы, студентов и др. Групповая правовая культура складывается под влиянием правовой культуры личностей, образующих ту или иную группу. Правовая культура социальной группы во многом определяется тем, насколько тесно связана с правом профессиональная деятельность представителей той или иной группы.

Например, деятельность медицинских работников во многих областях регламентируется правовыми нормами: помимо основ законодательства о здравоохранении, существуют многочисленные приказы Министерства здравоохранения (например, утверждающие перечень медикаментов, отпускаемых только по рецепту врача), правила ведения индивидуальных карт больного, постановки на учет, выдачи листков временной нетрудоспособности, регистрации летальных исходов и т.д. Знание и практическое использование всех этих предписаний составляет неотъемлемую часть профессиональной подготовленности медработников. Поэтому правовая культура медиков характеризуется достаточно высоким уровнем по сравнению с иными группами населения хотя бы уже потому, что врачи значительно более осведомлены в правовых вопросах. Их правовая культура характеризуется не только знанием комплекса нормативных предписаний, но и поведением в соответствии с требованиями закона, уважением права, т.е. достаточно высоким уровнем всех показателей правовой культуры. В противоположность этому лица, не связанные в силу профессиональной деятельности с правовой сферой, например, работники физического труда: сантехники, слесари, грузчики и т.д., в целом имеют более низкие показатели правовой культуры (и, прежде всего потому, что не обладают достаточным знанием правовых предписаний).

2. Структура правовой культуры

2.1 Уровень правосознания и правовой активности граждан

Структура правовой культуры личности многогранна. К ней относятся различные элементы, находящиеся в разных плоскостях: формах выражения, социальном уровне, содержании. Она выражается в правовых культурных ориентирах, творческой деятельности по их реализации и в полученных положительных результатах.

Как определенную степень развития индивида, правовая культура человека проявляется, прежде всего, в подготовленности его к восприятию прогрессивных правовых идей и законов, в умении и навыках пользования правом, а также в оценке собственных знаний права.

Правовая культура - разновидность социальной культуры. Она представляет собой достаточно сложное и многоплановое понятие, состоящее из правовой культуры личности и правовой культуры общества.

Правовая культура личности - это знание и понимание права, а также действия в соответствии с ним. Правовая культура личности тесно связана с правосознанием, опирается на него. Но она шире правосознания, ибо включает в себя не только психологические и идеологические его элементы, но и юридически значимое поведение. Таким образом, структура правовой культуры личности состоит из следующих элементов:

* психологического (правовая психология);

* идеологического (правовая идеология);

* поведенческого (юридически значимое поведение).

Правовая культура личности означает правовую образованность человека, включая правосознание, умение и навыки пользоваться правом, подчинение своего поведения требованиям юридических норм. Ведущий себя культурно (активно) субъект предпочитает лично ознакомиться с правовым актом (законом, приказом, договором и т.п.), выбрать нужные юридические средства и возможности и действовать сообразно правовым требованиям, считая их социально ценными.

Правовая культура общества - это уровень правосознание и правовой активности общества, степень прогрессивности юридических норм и юридической деятельности.

Структура правовой культуры общества состоит из следующих элементов:

* уровня правосознания и правовой активности общества;

* степени прогрессивности юридических норм (уровень развития права, культура юридических текстов и т.п.);

* степень прогрессивности юридической деятельности (культура право-творческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности).

Правовая культура общества является частью его общей культуры и характеризуется:

* полнотой, развитостью и обеспеченностью прав и свобод человека и гражданина;

* реальной потребностью в праве;

* состоянием законности и правопорядка в стране;

* степенью развитости в обществе юридической науки и юридического образования и т.п.

Правовая культура представляет собой всё юридическое богатство, выраженное в достигнутом уровне развития регулятивных качеств права, накопленных юридических ценностей, тех особенностей права, которые относятся к духовной культуре, к правовому прогрессу. Наиболее объективным показателем уровня правовой культуры является степень развитости его государственного - правовых институтов и норм.

Правовая культура общества зависит, прежде всего, от уровня развития правового сознания населения, т.е. от того насколько глубоко освоены или такие правовые феномены, как ценность прав и свобод человека, ценность правовой процедуры при решении споров, поисков компромиссов и т.д., насколько информировано в правовом отношении население, его социальные, возрастные, профессиональные и иные группы, каково эмоциональное отношение населения к закону, суду, различным правоохранительным органам, юридическим средствам и процедурам, какова установка граждан на соблюдение (несоблюдение) правовых предписаний и т.д. Это первый элемент правовой культуры. Уровень развития правового сознания может быть зафиксирован лишь в реальной правовой деятельности, в правовом поведении, которые имеют и самостоятельные характеристики. Поэтому вторым элементом структуры правовой культуры является уровень развития правовой деятельности. Последняя состоит из теоретической - деятельность студентов и слушателей юридических школ, вузов и т.д. и практической - правотворческой и правореализующей, в том числе правоприменительной деятельности. Понятно, что правовая культура общества во многом зависит от уровня развития и качества правотворческой деятельности по созданию законодательной основы жизни общества. Правотворчеством должны заниматься компетентные в юридическом и многих других отношениях лица с соблюдением демократических и собственно юридических процедур и принципов.

Существенно влияет на правовую культуру общества и право-применение, т.е. властная деятельность государственных органов, осуществляющих индивидуальное регулирование общественных отношений на основе закона с целью его реализации. Качество правоприменительной деятельности зависит от многих факторов как институционального (структура государственного аппарата, порядок взаимоотношений его органов), так и иного характера (профессионализм, культура правоприменителя и др.).

Третьим элементом правовой культуры общества является уровень развития всей системы юридических актов, т.е. текстов документов, в которых выражается и закрепляется право данного общества. Наиболее важное значение, для оценки правовой культуры общества имеет система законодательства. Важен в целом и уровень развития вообще всей системы нормативно правовых актов, начиная от законов, актов центральных исполнительных органов власти и кончая актами местных органов власти и управления. Любой юридический акт должен быть правовым, т.е. отвечать господствующим в общественном сознании представлениям о справедливости, равенстве и свободе. Закон должен быть совершенным и с точки зрения его формы: быть непротиворечивым по возможности кратким и обязательно ясным и понятным для населения, содержать определение основных терминов и понятий, быть опубликованным в доступном для населения источнике и т.д. О качестве закона свидетельствует и содержащийся в нём самом механизм его реализации (институциональным, организационный, процедурный, финансово-экономический и другое).

При определении качества правовой культуры общества должно учитываться и состояние индивидуальных правовых актов - документов; правоприменительных (решения и приговоры судов, постановления следователей, акты прокуроров, документы в административно-управленческой сфере и т.д.) и правореализационных (договоры в хозяйственном обороте и т.д.).

Анализ правовой культуры необходим для того, чтобы сначала выделить и описать правовые ценности, идеалы и образцы, к которым следует стремиться законодателю, правоприменителю, гражданину и обществу в целом, а затем, оценив с этой точки зрения реальное состояние дел, искать пути и средства достижения намеченных идеалов, построения правового государства и общества, в котором обеспечиваются соответствующие его социально-экономическому и духовному строю права и свободы человека.

Правовой нигилизм выступает как антипод правовой культуры. Сутью правового нигилизма является отрицание роли права, пренебрежительное отношение к правовому поведению субъектов, которое является питательной средой различных правонарушений. Правовой нигилизм может быть следствием некорректности норм права, анархических идей, которые, как известно, объявляют государство и право злом.

Для снижения правового нигилизма важно, чтобы право государства не противоречило природе человека (например, его потребности приумножения собственности и передачи ее по наследству), представлениям о морали (право не давать показаний против родственников), справедливости, др. Вероятность правового нигилизма в обществе снижается, если нормы права политически, социально, экономически корректны, а реализация права не вступает в неразрешимый конфликт с процессом удовлетворения потребностей субъектов. Государство, общество заинтересованы в повышении правовой культуры и уменьшении правового нигилизма. При этом большую роль играют правовое обучение и правовое воспитание.

Уровень правосознания и правовой активности граждан - это элемент, который выражается в степени освоения (выражения знания и понимания) права гражданами, должностными лицами, направленности на соблюдение запретов, использование прав, исполнение обязанностей. Каждый субъект призван: осмыслить, что право представляет собой ценность в сфере общественных отношений; знать право, понимать его смысл, уметь истолковать те или иные положения закона, выяснить его цель, определить сферу действия; уметь применять в практической деятельности, добытые правовые знания, использовать закон для защиты своих прав, свобод и законных интересов; уметь вести себя в сложных правовых ситуациях и т.д.

Уровень (объем) знания права зависит от того, является ли гражданин профессиональным юристом, работником правотворческой или правоприменительной сферы или он занимается иной деятельностью.

Для профессионала - юриста необходимо доскональное знание правовых предписаний. Гражданин - не юрист - использует минимум правовых знаний, которые требуются для его работы, поведения в быту, семье. Это, прежде всего, знание принципов права, основных норм конституционного права (права и свободы, избирательная система и др.), трудового, семейного, гражданского, предпринимательского права, понимание единства прав и обязанностей, ответственное отношение к осуществлению того и другого. Должны быть в общем виде известны гражданину нормы, предусматривающие и регулирующие юридическую ответственность и общий порядок привлечения к ней, возраст, с которого наступает юридическая и, прежде всего, уголовно-правовая ответственность, для коммерсантов - гражданско-правовая ответственность.

Имеется такой феномен правовой культуры как презумпция знания закона, что означает предположение (условность) о знании лицом закона, принятое с целью нормального функционирования всей правовой системы и выступающее в качестве непременного требования правовой культуры. Поэтому каждый гражданин должен быть заинтересован в правовой культуре. Наличие даже обширных юридических знаний у граждан, должностных лиц еще не говорит о высоком уровне правовой культуры, ибо необходимо не только знать право, но и проявлять правовую активность.

Качественные изменения, произошедшие в процессе становления в современной России основ правовой государственности и гражданского общества, настоятельно подводят к необходимости изучения понятия правовой активности, факторов ее дальнейшего развития. Наряду с изменением политического режима в пользу демократического также изменяется и сложившееся мировоззрение. В настоящее время наше общество и государство стоят у истоков формирования правового государства. Это означает такое взаимодействие государства и права, где государство, опираясь на право, регулирует внутренние правовые отношения, в центре которых стоят права и свободы человека и гражданина. Более того, как отмечает Л.С. Мамут, правовое государство - это, прежде всего, такое государственно-организованное общество, в котором основные права и обязанности, свободы и ответственность человека высоко чтятся и защищаются конституцией (законодательством), институты публичной власти легитимны и легализованы, в котором существует разделение властей и независимость суда.

Определенные шаги на данном пути уже видны. Конституция Российской Федерации определяет Россию как правовое государство. Однако время показало, что недостаточно провозгласить идею и даже закрепить ее в Основном законе. Главное состоит в том, чтобы воплотить ее в практику, сделав реальностью в повседневной жизни каждого человека. На пути построения правовой государственности Россия встречает немало трудностей и проблем. Изменения же в сфере общественных отношений в целом обусловили сдвиги в системе ценностных ориентации граждан. Это способствовало нарастанию уже в новых условиях негативных явлений правового характера, которые исходят от самих граждан, таких как социальная напряженность, правовой нигилизм, правовая пассивность, нежелание во многом решать проблемные вопросы и социальные конфликты правовыми методами. «Как только страна отказалась от тоталитарных методов правления, - справедливо отмечает В.А. Туманов, - и попыталась встать на путь правового государства... так сразу лее дал о себе знать низкий уровень правовой культуры общества, десятилетиями царившие в нем пренебрежение к праву, его недооценка». Отсюда, представляется, и обратная связь: граждане с недоверием относятся к социальной сфере, проявляют крайне низкую способность к общественной самоорганизации. Личность в полной мере не готова активно участвовать в политической деятельности, которая превратилась в занятие для общественной элиты. На сегодняшний день можно говорить о низкой «природной» правовой активности и инициативе россиян. Данные негативные социально-правовые обстоятельства, безусловно, не только противодействуют, но и тормозят процесс становления правового государства в России.

Представляется, что сейчас российское общество в определенной степени обладает необходимым источником формирования более качественного права и сильного государства. Одним из таких источников становится инициатива, активность в сфере реализации предоставленных прав и свобод.

В этой ситуации актуализируется значение правовой активности граждан, которую можно определить как энергичную деятельность в сфере права и правовых отношений. Ее можно охарактеризовать рядом признаков. Во-первых, правовая активность граждан - это всегда свободное правомерное поведение. По мнению академика В.С. Нерсесянца, «без свободных индивидов, без прав и свобод человека невозможно и само право как таковое. Ведь право как необходимая форма свободы вообще возможно и имеет смысл лишь при наличии свободных и независимых индивидов - субъектов права. Во-вторых, данная категория характеризуется активным общением с правом, выражающимся в систематическом участии в правотворческой деятельности государства через реализацию каждым гражданином своего субъективного избирательного права. В юридической литературе правовая активность связывается с сознательной, свободной, внутренне необходимой, детерминированной высокими потребностями и интересами деятельностью граждан в отстаивании тех ценностей, которые складываются под влиянием социальных и психофизиологических факторов. В-третьих, правовая активность граждан заключается в психологической готовности к реализации права, в рамках которой у каждой личности должна присутствовать устойчивая убежденность в высоком назначении права. Более того, «понимание», что человек реально обладает правом и, по существу, неизбежно должен его реализовывать, проходит через его психику, воплощаясь в дальнейшем в устойчивую психологическую готовность отдельного гражданина и общества в целом. Именно этот объективный фундамент позволяет развить в гражданине присущую активность в сфере права. В-четвертых, правовая активность в процессе своего функционирования должна ориентироваться на тесное взаимодействие с общечеловеческими ценностями и исходить именно от граждан.

Итак, указанные признаки правовой активности являются направляющими ориентирами в процессе построения и закрепления правовых позиций института правового государства. Наличие у граждан высокого уровня правовой активности будет способствовать совершенствованию качества правотворчества на всех уровнях - от регионального до федерального, установлению надлежащей регламентации со стороны органов власти механизма правового регулирования.

Стоит особо подчеркнуть, что правовая активность граждан в условиях построения правового государства имеет ряд факторов своего развития. Это, прежде всего, правовое воспитание, правосознание и правовая культура.

В результате правового воспитания у гражданина избирательно формируются правовые потребности, интересы, установки, ценностные ориентации, которые в значительной мере предопределяют выбор соответствующих действий и поступков. Правовая потребность активизирует субъекта, побуждает его оценивать правовую действительность, систематически обращать внимание на правовые явления и предметы, которые, так или иначе, способствуют ее удовлетворению.

Правовая культура также связана с правовой активностью и в преломлении через человеческий фактор имеет профилирующее значение в условиях построения правового государства. Данная категория выступает внешним фундаментом правовой активности граждан. Представляется, что правовая культура - это не только высокий уровень юридического мышления, но и столь же высокое качество всей юридической деятельности. Сформированная правовая культура в наибольшей степени способствует правомерному и социально активному поведению. По мнению П.П. Баракова и В.В. Денисенко, правовая культура есть целостное явление, взятое в единстве составляющих его элементов: объективного и субъективного права, правовых отношений, законности и правопорядка, правовой деятельности, правовой информированности, уважения к праву, активной жизненной позиции в сфере права.

Что касается правосознания как одного из факторов развития правовой активности граждан, заметим, что в данной категории участвуют не только «знание» и «мышление», но и воображение, воля, чувство, человеческая душа, человеческий институт. Правосознание является источником, вызывающим убежденную внутреннюю готовность гражданина в процессе реализации правовых норм.

В итоге, представляется, граждане должны сами, исходя из своей естественной общечеловеческой сущности, найти наиболее правильный, реальный путь применения правовой активности. Это приближение, а в дальнейшем и полное соприкосновение, стыковка с общечеловеческими ценностями.

В целом же в свете проблемы развития правовой активности граждан можно отметить следующие характерные черты, присущие общегосударственной правовой идеологии: во-первых, она должна служить средством консолидации мнений и взглядов всех социально-корпоративных групп, существующих в государстве; во-вторых, современная правовая идеология российского народа должна взять лучшее из прошлого и настоящего; в-третьих, общегосударственная правовая идеология должна быть понятна всем слоям населения, учитывать менталитет народа, его национальные привычки, обычаи, стереотипы, характер отношения нации к правовым нововведениям и инновациям, а также характерный приоритет коллективного, общественного интереса над личным; в-четвертых, данная идеология должна активизировать исследование исторического и социального развития России; в-пятых, при большой степени нормативности основных принципов и элементов идеологии она может превратиться в собственно правовые нормы либо способствовать развитию последних; и, в-шестых, общегосударственная правовая идеология станет главнейшим материальным воплощением развития в обществе такой правовой категории, как правовая активность граждан. Н.И. Матузов, выделяя две категории мировоззрения, отмечает:

...

Подобные документы

    Изучение понятия, структуры, видов и функций правосознания. Деформация правосознания и формы правового нигилизма. Взаимосвязь правовой культуры и правового воспитания. Пути повышения уровня правовой культуры и правосознания граждан в Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 08.04.2016

    Исследование понятия и структуры правовой культуры общества. Анализ механизма её функционирования и связи с политической культурой. Характеристика типов, видов и подвидов правовых культур. Изучение специфических особенностей российской правовой культуры.

    реферат , добавлен 18.05.2014

    Правовая культура: понятие, структура и роль в правовой системе общества. Правовой нигилизм как черта российского правосознания. Соотношение правосознания и правовой культуры. Основные проблемы совершенствования правовой культуры российского общества.

    дипломная работа , добавлен 05.07.2011

    Понятие, структура, функции, виды правосознания и правовой культуры. Взаимодействие права и правосознания. Структурные элементы правовой культуры. Влияние правосознания на организацию общественной жизни. Правовое воспитание: понятие, методы, формы.

    курсовая работа , добавлен 19.10.2016

    Состояние правовой культуры общества и необходимость создания эффективной системы формирования правового сознания. Основные элементы структуры осмысления права, его виды и функции. Деформация правосознания граждан Росси и понятие правового нигилизма.

    курсовая работа , добавлен 24.11.2010

    Понятие и виды правовой культуры, её структура и формирование. Объективные условия, необходимые для развития правовой культуры в обществе. Исторические особенности российской правовой культуры. Препятствия развития России как правового государства.

    курсовая работа , добавлен 20.12.2015

    Основные подходы к пониманию, структура и типы, функции правовой культуры. Правосознание, правомерное поведение и правовая культура как взаимосвязанные характеристики российской правовой системы. Права и свободы человека как критерий правовой культуры.

    дипломная работа , добавлен 05.07.2011

    Правовая культура: понятие, содержание, структура, функции, виды. Классификация правовой культуры. Правовой нигилизм, идеализм и демагогия. Правовое воспитание, его роль, формы и методы. Элементы правосознания. Система нормативно правовых актов.

    курсовая работа , добавлен 23.08.2008

    Определение понятия правовой культуры, общая характеристика. Рассмотрение ее видов, структуры и функций. Анализ состояния правовой культуры общества и гражданина Российской Федерации; описание способов ее совершенствования. Правовой нигилизм и идеализм.

    курсовая работа , добавлен 19.10.2014

    Правовая культура личности. Структура правовой культуры общества. Правовой нигилизм как антипод правовой культуры: пути преодоления. Причины проявления правового нигилизма в Украине. Правовое всеобщее обучение как условие развития правовой культуры.

К понятию «правосознание» тесно примыкает понятие «правовая культура», которое отличается многоплановостью, многоаспектностью, сложным характером.

В литературе приводятся различные определения понятия «правовая культура». Так, проф. В.И. Каминская и проф. А.Р. Ратинов, одними из первых исследовавшие данную проблему, определяли правовую культуру как «систему овеществленных и идеальных элементов, относящихся к сфере действия права, их отражение в сознании и поведении людей».

Проф. В.П. Сальников характеризует правовую культуру как особое социальное явление, которое может быть воспринято как качественное правовое состояние личности и общества , подлежащее структурированию по различным основаниям.

Существуют и другие позиции. Важно подчеркнуть, что правовая культура:

1) включает в себя ценностную оценку правовых институтов, процессов, форм деятельности конкретного общества. Другими словами, она характеризует правовые ценности общества, прогрессивные достижения в сфере права;

2) отражает качественное состояние правовой жизни страны, поэтому для каждой страны характерен свой уровень правовой культуры;

3) является высшей формой осознания интересов и потребностей общества в правовом регулировании, следовательно, право представляет собой социальную ценность, своего рода юридическое богатство (проф. С.С. Алексеев);

4) составляет часть общей культуры . Вместе с тем она занимает самостоятельное, обособленное место в социокультурном пространстве;

5) во многом зависит от нравственности общества и нравственных качеств людей, осуществляющих правовую деятельность;

6) служит непременным условием и предпосылкой формирования правового государства и правового общества в целом.

Иначе говоря, правовая культура – это качественное состояние правовой жизни общества .

Среди юристов нет единодушия и относительно структуры правовой культуры. Например, проф. В.П. Сальников в качестве структурных элементов правовой культуры выделяет компоненты юридической действительности в их особом ракурсе эталонов поведения, а также право и правосознание, правовые отношения, законность и правопорядок, правомерную деятельность субъектов. При этом особое внимание он уделяет деятельной стороне правовой культуры, а именно: а) деятельности непосредственно в правовой сфере; б) деятельности неправового характера, но связанной с действием права (журналистике, кино, литературе и т. д., отражающим правовые идеи, оценки, чувства). В содержание правовой культуры входят не просто законность, правопорядок, правосознание, а уровень их развития.

Проф. А.П. Семитко среди элементов правовой культуры называет: 1) уровень развития правосознания населения, т. е. насколько информировано оно в правовом отношении, насколько усвоены им правовые ценности; 2) развитие правовой деятельности, поскольку уровень развития правосознания может быть зафиксирован лишь в правовом поведении. При этом правовая деятельность проявляется в теоретической деятельности (исследования ученых-юристов), образовательной (обучение в юридических учебных заведениях) и практической – правотворческой и правореализующей; 3) степень совершенства системы юридических актов различного вида, в которых закрепляется право данного общества. Среди них определяющее значение имеет законодательство государства. Но уровень правовой культуры общества раскрывают и индивидуальные правоприменительные акты.

Чаще всего в структуре правовой культуры вычленяют три составляющие : знания о праве; отношение к праву; навыки правового поведения. Таким образом, человек, обладающий высокой правовой культурой, должен ориентироваться в законодательстве, обладать позитивным правосознанием, основанным на уважении права, уметь при необходимости правильно его реализовать, в том числе в конфликтных ситуациях. Следовательно, правовая культура представляет собой образ мышления, норму и стандарт поведения, а в целом – правовой менталитет общества.

Правовая культура проявляется главным образом на трех уровнях.

1. Обыденный уровень правовой культуры ограничивается рамками повседневной жизни людей и, не поднимаясь до уровня теоретических обобщений, активно используется людьми в повседневной жизни при реализации субъективных прав, выполнении возложенных обязанностей.

2. Профессиональный уровень правовой культуры присущ лицам, занимающимся юридической деятельностью на профессиональном уровне.

Данный уровень отличается высокой степенью знания права и – понимания правовых проблем, целей и задач правовой деятельности.

3. Теоретическая правовая культура включает в себя высокий уровень не только знания права, но и понимания его глубинных свойств и ценностей, механизма действия, факторов, воздействующих на эффективность права, и т. д.

Для развития правовой жизни общества существенны все три уровня правовой культуры, но особую значимость имеет профессиональная правовая культура, так как она определяет работу всех государственных учреждений, государственного аппарата, его звеньев, политических объединений и др.

В литературе иногда выделяют формы , в которые облекается правовая культура. Соответственно называют правовую культуру личности, правовую культуру отдельных социальных групп и общества в целом.

Правовая культура личности представляет собой такое ее свойство, которое характеризуется уважительным отношением к праву, достаточным уровнем правовой информированности, обеспечивающей правомерность поведения.

Групповая правовая культура , свойственная отдельным социальным группам, в первую очередь профессионалам-юристам, зависит от правосознания данной группы и испытывает непосредственное влияние принятых в обществе правовых ценностей, правовой ориентации отдельных личностей.

Наконец, правовая культура общества представляет собой составную часть созданных им духовных ценностей и охватывает все виды поведения и действий, связанных с правовым общением и использованием правовых средств регулирования общественных отношений.

Которое означает отношение лица к действующему праву и вновь принимаемым правовым актам. Оно тесно связано с уровнем нравственного сознания. Взгляды, представления о праве передаются из поколения в поколение, воспитываются в процессе обучения, в семье.

Правовая культура — это не просто то или иное отношение к , но прежде всего уважительное отношение к его нормам.

Правовая культура основана на свойстве человека «нормировать» свои отношения с окружающим миром и людьми. В узком смысле — это система нормативных отношений между людьми или их организациями, сформированная в процессе социального взаимодействия, регулируемая фиксированными нормами, обязательными для исполнения и охраняемыми государством. В широком смысле — это совокупность правовых знаний, убеждений и установок личности, реализуемых в процессе труда, общения, поведения, а также отношение к материальным и духовным ценностям общества.

Специализированный уровень правовой культуры представлен правом, юриспруденцией, системой охраны общественного порядка и регуляции правовых отношений, обыденный — , нравственностью, . необходимы для существования человека в обществе. Они, как и политика, регулируют отношения между государством, социальными группами и отдельными людьми, поэтому их действие распространяется на все важнейшие сферы общественной жизни.

Правовая культура включает в себя такие элементы , как право, правосознание, правовые отношения, законность и порядок, законотворческую, правоприменительную и другие виды деятельности в сфере функционирования права в обществе, и имеет разветвленную систему социальных институтов — законодательные органы, суд, прокуратуру, милицию, пенитенциарные учреждения.

Право вырастает из обычая, тесно взаимодействуя с моралью и религией. В разные эпохи существовали различные формы правовой культуры. Современная правовая культура основывается на принципах равенства, свободы и справедливости. Так возникают требования измерять всех людей одной социальной меркой, сбалансированно сочетать их права и обязанности. При этом исключаются самоуправство и своеволие, хотя каждый человек имеет правосвободно выражать свою волю и проводить свою линию поведения. Это возможно только при соотнесении своей свободы с признанием свободы других людей.

Специфика правовой культуры

Любая — это прежде всего цивилизованный образ жизнедеятельности, система интеллектуальных, духовных, психологических и поведенческих ценностей индивида, социальных групп и общества в целом. Специфика правовой культуры как особой сферы общей культуры заключается в особой форме жизнедеятельности государства и всех государственных служащих, а также всех субъектов права. Другими словами, это та часть общей культуры общества, которая имеет отношение к правовой системе и направляет правовой процесс. Правовая система без правовой культуры не действует. Знания и глубокое понимание роли государства и права в жизни общества, готовность следовать этим знаниям, сообразование своею повседневного поведения с действующим правом, уважение к накопленным правовым ценностям — все это характеристики именно правовой культуры.

Любое , любое , любая общность людей имеют свою правовую культуру. Правовая культура, с одной стороны отражает существовавшие ранее и существующие в данный период реалии государственно-правовой действительности страны, с другой — оказывает на эту действительность влияние. Если она является истинной культурой, то воплощает все прогрессивное, ценное, социально оправданное в политико-правовой сфере, содействует совершенствованию организации и деятельности государства, повышению качества и эффективности действующего права, укреплению дисциплины, правопорядка и законности, усилению защиты прав, свобод и юридически охраняемых интересов каждой личности.

Правовая культура и правосознание

Правовая культура тесно связана и постоянно взаимодействует с , которое представляет собой оценку и представления, существующие в обществе и выражающие критику действующего права, формирующие определенные надежды и пожелания к правовой сфере. Правовая культура опирается на правовое сознание так же, как правовое сознание — на правовую культуру.

Как и в правовом сознании, в правовой культуре с учетом ее носителей можно выделять подвиды. Самым широким явлением выступает правовая культура общества. Определенными характерными чертами и особенностями обладает правовая культура народа , отражающая специфику национального правосознания, а также правовая культура социальных групп населения страны, например , граждан старшего возраста, жителей городов, сельской местности, групп, выделенных по образовательному, профессиональному признакам. На индивидуальную правовую культуру оказывает воздействие полученное лицом образование, профессиональная принадлежность, отношение к религии, проживание в юроде или сельской местности, бытовая среда, в том числе возможное общение с липами, отбывавшими наказание за преступление в местах лишения свободы. Итак, массовая и групповая, индивидуальная правовая культуры — это реалии современного общества.

Осознанная социально-правовая активность личности, т. е. использование ею правовых знаний в целях укрепления законности и правопорядка, — высшее выражение правовой культуры, оказывающее позитивное воздействие на массовую правовую культуру. Широта и реальная гарантированность естественных и других прав и свобод личности — один из первых и важных признаков самой правовой культуры.

Формирование правовой культуры

В правовой культуре можно выделить четыре основных уровня (состояния):

  • идеологический (правовые идеи);
  • нормативный (правовые нормы);
  • поведенческий (правовые поступки);
  • объективированный (правовые учреждения, закрепляющие результаты правовой деятельности).

С этих позиций правовая культура общества предстает как разновидность общественной культуры, отражающая определенный уровень правосознания, законности, совершенства законодательства и юридической практики и охватывающая все ценности, которые созданы людьми в области права.

Правовая культура личности, будучи компонентом правовой культуры общества и зависимой от нее величиной, отражает степень и характер ее прогрессивного развития, так или иначе обеспечивающего правомерную деятельность индивида. Она связана с образованностью человека и зависит от его правовой информированности.

Развитое массовое правосознание, зрелая правовая активность отдельных граждан являются основой верховенства права в цивилизованном обществе, фундаментом правового государства. Поэтому воспитание правосознания граждан — необходимая часть профилактики правонарушений, борьбы с преступностью в современных условиях.

Правовое воспитание представляет собой целенаправленное и систематическое воздействие на сознание и культуру поведения членов общества, осуществляемое в целях выработки у них чувства уважения к праву и привычки соблюдения права на основе личного убеждения. При этом наиболее эффективный результат достигается через осознанное усвоение индивидом основных положений права.

К средствам правового воспитания относятся: правовое обучение; правовая пропаганда; юридическая практика; самовоспитание.

Правовое обучение заключается в передаче, накоплении и усвоении знаний, принципов и норм права, а также формировании соответствующего отношения к праву и практике его реализации, умении использовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанности.

Конечно, эта форма воспитания не может быть приемлема для каждого индивида. Было бы утопично стараться сделать из каждого гражданина юриста, но преодолеть юридическую безграмотность и правовой нигилизм — одно из условий развития правовой культуры. Требуются постоянные публично-государственные усилия на пропагандистском , просвещенческом уровне. Формы такой работы следующие: лекции среди населения, пропаганда и просвещение в средствах массовой информации, лектории правовых знаний; специальные циклы лекций в , преподавание основ правоведения в общеобразовательных учебных заведениях, колледжах и неюридических вузах; занятия в системе повышения квалификации. Все они направлены на распространение определенных правовых идей и ценностей, наглядно призывают соблюдать правовые нормы, разъясняют содержание законов.

Действенной формой воспитания является юридическая практика. Сколько бы сил и средств ни тратило государство на пропаганду и обучение, если деятельность судебных органов, прокуратуры и их решения будут иметь несправедливый характер, людей нельзя будет убедить в том, что право соблюдать необходимо и выгодно. Правовой нигилизм как осознанное игнорирование права со стороны представителей власти и злоупотребление правом, обход закона, пренебрежение правами граждан пагубно сказываются на уровне культуры в целом.

Формирование подлинно государственного правосознания связано с преодолением узковедомственных, национальных и религиозных интересов. В центре проблемы должен находиться гражданин как духовно свободная, творческая личность, которая нуждается в помощи и защите со стороны государства.

Самой эффективной формой воспитания является самовоспитание. Оно заключается в формировании у себя глубокого уважения к праву, потребности строго следовать правовым предписаниям путем самообучения, самостоятельного анализа правовой действительности и личной практики, опирается на осознание и добровольное усвоение индивидом основных положений права. Данная форма воспитания для юристов-профессионалов наряду со специальной подготовкой выступает способом профилактики деформации сознания и личности, поддержания на должном уровне профессионализма.