Глобальный потребительский спрос диктует международный поток контейнерных перевозок, поэтому если вы хотите знать, откуда берутся товары в местных магазинах, компьютеры, телефоны, запчасти, автомобили и многое другое — более 70% всех мировых товаров перевозят с помощью контейнеров по океанам. Шесть из 10 самых больших в мире портов находятся в Китае — измеряется груз, отправленный в стандартных контейнерах, или ДФЭ (Двадцатифутовый эквивалент).
Сингапур
Самый оживленный порт мира, невероятно порт может принимать более 25,8 млн контейнеров в год!. Хотя морской порт Сингапура подрос на 10% в марте по сравнению с предыдущим годом, 2,400,000 контейнеров поставляются в том же месяце по-прежнему цифра ниже ежемесячных отчетов порта — 2,7 млн. контейнеров, достигнутым в июле 2008 года. Основной оператор порта, PSA International, находится в государственной собственности и работает в пяти из шести терминалов порта.
Шанхай, Китай
Китай стал крупнейшим экспортером в мире после Германии в прошлом году, Шанхае являет одним из самых загруженных портов мира, с более чем 25 млн контейнеров в год, проходящей через него. Крупнейший порт в стране, оператор Shanghai International Port Group, прибыль 1 млрд юаней ($ 149 млн) в первом квартале после как значительно увиличил пропуск контейнеров на 15,5%.
Гонконг, Китай
Второй крупнейший порт Китая контролируется миллиардеров по имени Ли Ка Шин. Порт управляется компание Hutchison Port Holdings являющейся крупнейшим мировым контейнерным оператором с терминалами в шести из девяти самых крупных портах по всему миру. В Гонконге, работает 12 причалов через свою дочернюю компанию, а другой через два совместных предприятия с COSCO. В прошлом году порт в Гонконге принял 21 млн контейнеров.
Шэньчжэнь, Китай
Второй по загруженности порт на материке расширяет свою долю на рынке, на юге Китая за счет Гонконгеа благодаря своей близости к заводам и находящейся неподалеку дельты реки Чжуцзян. China Merchants Holdings является крупнейшим оператором порта в Шэньчжэнь, которая в 2009 году разгрузил более 18 миллионов контейнеров.
Пусан, Южная Корея
Оживленный порт в Южной Корее. В прошлом году сюда пришло почти 12 млн контейнеров. Hanjin Shipping, крупнейшей контейнерная компания в стране, рассчитывает вернуться к прибыльности в этом году. Генеральный директор компании, Ким Ен Мин, является нынешним председателем 12-члена Соглашения Транспасифик стабилизации, судоходный картель, который направлен на повышение ставки на основе сотрудничества, а не конкуренции.
Гуанчжоу, Китай
Третий порт в южной китайской город в дельте реки Чжуцзян, Гуанчжоу. За прошлый год порт принял чуть более 11,1 млн контейнеров. Крупнейший оператор порта Guangzhou Port Group.
Дубай, ОАЭ
DP World, четвертый по величине контейнерный терминал-оператор в мире, находится под контролем Dubai World, государственной холдинговой компании, недавно пришлось реструктуризовать бизнес на $ 23,5 млрд. по причине долга. DP World стремится к выпуску своих акций на Лондонской фондовой бирже. В прошлом году 11,1 млн. контейнеров прошло через порт Дубаи.
Нинбо, Китай
Еще один порт Китая, в 2009 году более 10,5 млн контейнеров обработано в порту Нинбо, который конкурирует с более крупной и близлежащих соперника Шанхайский международный порт. Порт Нинбо в декабре объявил о том, что планирует собрать около 10 миллиардов юаней ($ 1,500 млн) через Шанхай в первой половине 2010 года.
Циндао, Китай
Огромные суда наполнены сухими смесями выстраиваются в порту, как Циндао и Ньюкасла в Австралии отражает растущий спрос на сырье. В прошлом году терминалы порта Циндао обработали 10,2 млн контейнеров.
Роттердам, Нидерланды
Крупнейший порт в Европе сообщил, что пропускная способность выросла на 16% до 2,6 млн. контейнеров в течение первого квартала, такой спрос объясняется торговли с Азией. Почти 10 миллионов контейнеров были разгружены в порту Роттердам в 2009 году. Информационные источники порта сообщили, что судоходство резко возросла в прошлом квартале, в частности стало больше железной руды и металлолома, других сыпучих продуктов и нефтепродуктов.
На протяжении многих сотен лет Европа считалась лидером по количеству больших и маленьких морских портов. И это неудивительно, ведь ее омывают воды Атлантического и Северно-Ледовитого океанов, а также 9 морей. В настоящее время насчитывается около 900 морских портов Зарубежной Европы.
Классификация морских портов
Основным показателем работы любого морского порта является его грузооборот. В Европе существует немало портов, у которых грузооборот составляет 1 млн. тонн в год и более. Но наибольшее значение имеют те, чьи данные превышают 50-60 млн. тонн в год. Их называют мировыми портами Зарубежной Европы, поскольку они играют большую роль в мировом хозяйстве.
Все морские порты можно условно разделить на два типа:
- Универсальные - те, что принимают и обрабатывают самые разные грузы. Таких портов больше всего в экономически развитых странах, и в приморских странах Европы практически все порты – универсальные.
- Специализированные - те, что созданы специально для погрузки какого-то конкретного товара в больших количествах. Как правило, такие порты строят в развивающихся странах, чтобы экспортировать на мировые рынки различное сырье и топливо. Специализированные порты есть и в Европе: из Швеции и Финляндии поставляется качественный лес и лесоматериалы в больших объемах.
Рис. 1. Самый крупный порт в Европе - Роттердам.
Страны Европы имеют многовековую историю, и их часто посещают туристы, желающие приобщиться к уникальной культуре. Для этих целей организовывают морские круизы, позволяющие не только посетить крупные города, но и насладиться живописными морскими пейзажами. Благодаря крупнейшим круизным портам Европы такие путешествия становятся очень удобными и приятными.
Крупные порты Зарубежной Европы
Безусловным лидером в числе европейских морских портов является нидерландская рыбная бухта Роттердам. Это главный морской порт Европы, который входит в десятку крупнейших мировых портов.
Роттердам построен на побережье Северного моря в Нидерландах, и свою славу одного из самых загруженных портов в мире заслужил еще в 1962 году. С тех пор он только наращивал мощь, и в настоящее время его грузооборот составляет около 421 млн. тонн в год.
ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой
История этого порта уходит корнями в 14 век, когда он был только основан. Размеры его впечатляют: общая площадь порта составляет 105 кв. км, а в длину он занимает почти 40 км.
Рис. 2. Порт Роттердам.
Благодаря тому, что порт находится в устьях рек Маас и Рейн, его еще часто называют «воротами Европы», поскольку на его территории перерабатывают чуть меньше половины всех грузов, поступающих в эту часть региона. Роттердам обустроен специальными терминалами для приема самых различных грузов: горючих материалов, полезных ископаемых, зерна, контейнеров.
В списке крупных европейских портов есть еще два лидера:
- Гамбург – обслуживает транзитные суда Чехии и Австрии.
- Антверпен - обслуживает Бельгию, а также Германию, Люксембург и северные районы Франции.
Круизные порты Европы
Европейские круизные порты расположены на побережье Черного, Средиземного и Балтийского морей. По сути, такие порты являются ведущими мегаполисами, которые представляют большой интерес для туристов: Гамбург, Рим, Осло, Барселона, Лиссабон, Копенгаген, Амстердам.
Рис. 3. Круизный порт Амстердам.
Однако далеко не все европейские порты способны принять у себя габаритные мегалайнеры. Их список не так уж велик, и остается неизменным в течение многих лет. Другое дело - парусники и небольшие круизные суда: для них открыты практически все круизные порты Средиземноморья и Балтики.
Ниже представлен список десяти крупнейших портов мира, составленный исходя из их ежегодного контейнерного грузооборота.
10 Порт Роттердама
Порт Роттердама - крупнейший порт Европы расположенный в устьях рек Рейн и Маас в городе Роттердаме, Нидерланды. С 1962 по 2004 гг. являлся самым загруженным портом в мире. В 2008 году его общий грузопоток составил более 421 000 000 тонн. Порт Роттердама, имеющий долгую историю, уходящую корнями в 14 век, в длину вытянут почти на 40 км и занимает общую площадь в 105 квадратных километра.9 Циндао
Девятую строчку рейтинга крупнейших портов мира занимает порт Циндао, расположенный в акватории Жёлтого моря близ города Циндао, провинция Шаньдун, Народная Республика Китай. Был основан в 1892 году. По состоянию на 2012 г. грузопоток этого порта составил около 400 миллионов тонн.8 Джэбэль Али
Порт Джэбэль Али общей площадью 134 квадратных километров расположен на северо-западном побережье Объединённых Арабских Эмиратов в 35 километрах от города Дубай. Был построен между 1976–1979 гг. Является самым оживлённым портом на Ближнем Востоке. В 2007 году Джэбэль Али обслужил 8 696 судов общей грузоподъёмностью 227 894 526 тонн. Способен принимать корабли длиной до 414 метров. В 2011 году контейнерный грузооборот порта составил 13,010,000 TEU.7 Гуанчжоу
Порт Гуанчжоу - главный морской порт города Гуанчжоу, провинция Гуандун, КНР. Расположен на пересечении трёх рек - Сицзян, Бэйцзян и Дунцзян. В настоящее время является крупнейшим портом в Южном Китае. По данным на 2013 год его грузопоток составил 460 миллионов тонн.6 Пусан
Порт Пусан - крупнейший порт в Южной Корее, расположенный в устье реки Нактонган близь города Пусан. Был основан в 1876 году. В 2013 году порт обслужил 14 306 судов, из которых 24,3% грузоподъёмностью более 50 000 тонн. Занимает шестую строчку рейтинга с показателем 13,2 миллиона TEU.5 Порт Шэньчжэнь
Шэньчжэнь - один из самых быстрорастущих портов мира. Расположен в дельте реки Чжуцзян, близь города Шэньчжэнь в провинции Гуандун, Китайская Народная Республика. Включает в себя 140 причалов общей протяжённостью 22 км. По состоянию на 2010 год контейнерный грузооборот данного порта составил 22,51 млн TEU.4 Порт Гонконга
Порт Гонконга - один из крупнейших грузовых портов мира специализирующийся на обработке ISO-контейнеров, сырья (сырой нефти) и стройматериалов. Расположен в акватории Южно-Китайского моря. На 2014 порт Гонконга обработал 298 млн тонн грузов и 22,2 млн TEU. Это свыше 90% всего грузооборота Гонконга. Еженедельно его посещает около 350 контейнеровозов.3 Нинбо-Чжоушань
Третье место в списке крупнейших портов мира занимает Нинбо-Чжоушань созданный в результате слияния портов Нинбо и Чжоушань 1 января 2006 года. Расположен на побережье Восточно-Китайского моря в провинции Чжэцзян, Китай. В 2012 г. грузооборот порта составил 744,000,000 тонн.2 Порт Шанхая
На втором месте в списке крупнейших портов мира находится порт Шанхая. Это крупный глубоководный порт расположенный близь Шанхая, КНР. Был открыт в 1842 году. В 2012 г. общий грузооборот порта составил около 744 000 000 тонн, а контейнерный 32,5 млн. TEU, в 2014 году - 35 миллионов TEU.1 Порт Сингапура
Порт Сингапура общей площадью 436 га, по состоянию на 2009, является самым загруженным портом мира. Обрабатывает пятую часть мирового потока всех грузовых контейнеров, а также половину мирового годового запаса сырой нефти. Ежедневно принимает около 150 судов. В 2011 году обслужил 127 998 кораблей.Американская Ассоциация Портовых Властей (American Association of Port Authorities - ААРА) с 2008 года публикует данные о грузообороте крупнейших портов мира . На основании этих данных в текущей статье отражено изменение грузооборота ТОП-100 портов за обозримый период: 2008-2015.
Сокращения, принятые в материале: МТ – метрические тонны, ФТ - фрахтовые, РТ - регистровые тонны.
Стоит иметь в виду, что рейтинги, основанные на тоннаже (МТ, ФТ, РТ), следует интерпретировать с осторожностью, поскольку эти меры (МТ, ФТ, РТ) напрямую не сопоставимы и не могут быть преобразованы в единую стандартизованную единицу.
Надо отметить, что цифры для России вызывают некоторое недоумение. Поскольку грузооборот торгового порта Новороссийска (по данным годового отчёта ОАО «Новороссийский МТП») составил в 2015 – 127,1 млн. т, Усть-Луги – 87,9 млн. т, Восточного – 65,2 млн.т. ААРА считает, что гораздо меньше – 73,3 млн. т в порту Новороссийска, 17,785 млн. т – Восточного. Данных по Усть-Луге нет вообще.
Данные ААРА по портам Приморска и Санкт-Петербурга за 2015 у ААРА и «Новороссийского МТП» совпадают.
В таблицу включены по трём российским портам данные ОАО «Новороссийский МТП», поскольку информация ААРА по Восточному, Усть-Луге и Новороссийску вызывает сомнение. Хотя в источниках ААРА заявлены интернет-сайты портов. Странно, что наблюдается такое расхождение от факта.
Таблица – ТОП-100 портов мира по грузообороту в 2008-2015 г.г., тыс. тонн.
Порт |
Страна |
Ед. изм.** |
Изм. 2008-2015 |
Изм. % |
|||
Сингапур |
Сингапур |
||||||
Гуанчжоу |
|||||||
Роттердам |
Нидерланды |
||||||
Порт-Хедленд |
Австралия |
||||||
Тянцзинь |
|||||||
Юж. Корея |
|||||||
Юж. Корея |
|||||||
Циньхуандао |
|||||||
Порт Южной Луизианы |
|||||||
Порт-Келанг |
Малайзия |
||||||
Антверпен |
|||||||
Сямынь (Амой) |
|||||||
Шэньчжэнь |
|||||||
Юж. Корея |
|||||||
Австралия |
|||||||
Ньюкастл |
Австралия |
||||||
Юж. Корея |
|||||||
Итаки (Сан-Луис) |
Бразилия |
||||||
Ванкувер |
|||||||
Германия |
|||||||
Бразилия |
|||||||
Танджунг-Пелепас |
Малайзия |
||||||
Новороссийск (данные НМТП) |
|||||||
Бразилия |
|||||||
Хей-Пойнт |
Австралия |
||||||
Иокогама |
|||||||
Бразилия |
|||||||
Гладстон |
Австралия |
||||||
Ричардс-Бей |
|||||||
Китакюсю |
|||||||
Амстердам |
Нидерланды |
||||||
Сайгон (Хошимин) |
|||||||
Альхесирас |
|||||||
Усть-Луга (нет у ААРА) |
|||||||
Новый Орлеан |
|||||||
Корпус-Кристи |
|||||||
Лаем Чабанг |
|||||||
Германия |
|||||||
Новороссийск (данные ААРА) |
|||||||
Эль-Джубайль |
Сауд. Аравия |
||||||
Салданья-Бей |
|||||||
Валенсия |
|||||||
Юж. Корея |
|||||||
Бендер-Аббас |
|||||||
Восточный (нет в ТОП-100 ААРА) |
|||||||
Сауд. Аравия |
|||||||
Вишакхапатнам |
|||||||
Джавахарлал Неру Порт |
|||||||
Батон-Руж |
|||||||
Приморск |
|||||||
Филиппины |
|||||||
Констанца |
|||||||
Читтагонг |
Бангладеш |
||||||
Лос-Анджелес |
|||||||
Сауд. Аравия |
|||||||
Мобил (Алабама) |
|||||||
Вирджиния |
|||||||
Санкт-Петербург |
|||||||
Лейк-Чарльз |
|||||||
Ченнаи (Мадрас) |
|||||||
Юж. Корея |
|||||||
Калькутта |
|||||||
Пакистан |
|||||||
Александрия |
|||||||
Сан-Себастьян |
Бразилия |
||||||
Танджунг Приок (Джакарта) |
Индонезия |
||||||
Порт Плакеминз |
|||||||
Барселона |
|||||||
Малайзия |
|||||||
Бендер-Хомейни |
|||||||
Норвегия |
|||||||
Порт Паранагуа |
Бразилия |
*2009 г.
** МТ – метрические тонны, ФТ - фрахтовые, РТ - регистровые тонны
Порты из ТОП-100 расположены в:
США – 13 портов;
Китай – 10 портов;
Япония – 7 портов;
Южная Корея – 6 портов;
Бразилия – 6 портов;
Индия – 6 портов;
Россия – 5 портов;
Австралия – 5 портов;
Малайзия – 3 порта;
Франция – 3 порта;
Испания – 3 порта;
Саудовская Аравия – 3 порта;
Турция – 3 порта;
В остальных странах по 2 порта и менее из ТОП-100.
Из ТОП-10 6 портов – китайские. И по одному находится в Сингапуре, Нидерландах, Австралии и Южной Корее.
Новороссийск (по данным НМТП) занимает 32 место в ТОП-100, обгоняя такие известные порты, как порт Нью-Йорка или Амстердама. Усть-Луга (займёт 46 место по данным НМТП) соответствует объёмам грузооборота Токио или Марселя.
Самый значительный прирост (+1200%) в 2008-2015 г.г. отмечен в грузообороте порта Усть-Луги. Самый большой провал: порты Пхохан (Корея) и Гаосюн (Тайвань) – (минус) 24% каждый.
(картинка кликабельна)
Глобальный потребительский спрос диктует международный поток контейнерных перевозок, поэтому если вы хотите знать, откуда берутся товары в местных магазинах, компьютеры, телефоны, запчасти, автомобили и многое другое — более 70% всех мировых товаров перевозят с помощью контейнеров по океанам. Шесть из 10 самых больших в мире портов находятся в Китае — измеряется груз, отправленный в стандартных контейнерах, или ДФЭ (Двадцатифутовый эквивалент).
Сингапур
Самый оживленный порт мира, невероятно порт может принимать более 25,8 млн контейнеров в год!. Хотя морской порт Сингапура подрос на 10% в марте по сравнению с предыдущим годом, 2,400,000 контейнеров поставляются в том же месяце по-прежнему цифра ниже ежемесячных отчетов порта — 2,7 млн. контейнеров, достигнутым в июле 2008 года. Основной оператор порта, PSA International, находится в государственной собственности и работает в пяти из шести терминалов порта.
Шанхай, Китай
Китай стал крупнейшим экспортером в мире после Германии в прошлом году, Шанхае являет одним из самых загруженных портов мира, с более чем 25 млн контейнеров в год, проходящей через него. Крупнейший порт в стране, оператор Shanghai International Port Group, прибыль 1 млрд юаней ($ 149 млн) в первом квартале после как значительно увиличил пропуск контейнеров на 15,5%.
Гонконг, Китай
Второй крупнейший порт Китая контролируется миллиардеров по имени Ли Ка Шин. Порт управляется компание Hutchison Port Holdings являющейся крупнейшим мировым контейнерным оператором с терминалами в шести из девяти самых крупных портах по всему миру. В Гонконге, работает 12 причалов через свою дочернюю компанию, а другой через два совместных предприятия с COSCO. В прошлом году порт в Гонконге принял 21 млн контейнеров.
Шэньчжэнь, Китай
Второй по загруженности порт на материке расширяет свою долю на рынке, на юге Китая за счет Гонконгеа благодаря своей близости к заводам и находящейся неподалеку дельты реки Чжуцзян. China Merchants Holdings является крупнейшим оператором порта в Шэньчжэнь, которая в 2009 году разгрузил более 18 миллионов контейнеров.
Пусан, Южная Корея
Оживленный порт в Южной Корее. В прошлом году сюда пришло почти 12 млн контейнеров. Hanjin Shipping, крупнейшей контейнерная компания в стране, рассчитывает вернуться к прибыльности в этом году. Генеральный директор компании, Ким Ен Мин, является нынешним председателем 12-члена Соглашения Транспасифик стабилизации, судоходный картель, который направлен на повышение ставки на основе сотрудничества, а не конкуренции.
Гуанчжоу, Китай
Третий порт в южной китайской город в дельте реки Чжуцзян, Гуанчжоу. За прошлый год порт принял чуть более 11,1 млн контейнеров. Крупнейший оператор порта Guangzhou Port Group.
Дубай, ОАЭ
DP World, четвертый по величине контейнерный терминал-оператор в мире, находится под контролем Dubai World, государственной холдинговой компании, недавно пришлось реструктуризовать бизнес на $ 23,5 млрд. по причине долга. DP World стремится к выпуску своих акций на Лондонской фондовой бирже. В прошлом году 11,1 млн. контейнеров прошло через порт Дубаи.
Нинбо, Китай
Еще один порт Китая, в 2009 году более 10,5 млн контейнеров обработано в порту Нинбо, который конкурирует с более крупной и близлежащих соперника Шанхайский международный порт. Порт Нинбо в декабре объявил о том, что планирует собрать около 10 миллиардов юаней ($ 1,500 млн) через Шанхай в первой половине 2010 года.
Циндао, Китай
Огромные суда наполнены сухими смесями выстраиваются в порту, как Циндао и Ньюкасла в Австралии отражает растущий спрос на сырье. В прошлом году терминалы порта Циндао обработали 10,2 млн контейнеров.
Роттердам, Нидерланды
Крупнейший порт в Европе сообщил, что пропускная способность выросла на 16% до 2,6 млн. контейнеров в течение первого квартала, такой спрос объясняется торговли с Азией. Почти 10 миллионов контейнеров были разгружены в порту Роттердам в 2009 году. Информационные источники порта сообщили, что судоходство резко возросла в прошлом квартале, в частности стало больше железной руды и металлолома, других сыпучих продуктов и нефтепродуктов.