Когдаи где был проведён первый аукцион?
В древнем Вавилоне за 500 лет до н.э. существовало что-то вроде брачного аукциона , на котором по принципу «кто больше?» продавали невест. Красивые женщины быстро находили себе богатых мужей; однако, аукцион помогал и некрасивым! Часть денег, вырученных на торгах, город платил мужчинам за то, что те соглашались брать в жены «невостребованных» женщин. Подобная ярмарка невест устраивалась в каждом городе дважды в год. Проводили ее трое наиболее известных своей честностью граждан.Самый легендарный аукцион: 28 марта 193 года в Риме преторианская гвардия устроила аукцион по продаже… Римской империи (совместно с титулом императора). Победителем торгов стал богатый сенатор Марк Дидий Юлиан, который предложил за Империю 250 млн. сестерциев - по 25 000 на каждого гвардейца, что было эквивалентно их пяти годовым окладам. Однако Дидий Юлиан не смог расплатиться, потерял поддержку гвардии и через 66 дней был убит.Аукционная форма торговли возникла с середины XVII века (хотя английская Википедия отсылает нас во времена Маркуса Аурелиуса - ссылка) сначала в Голландии, затем в Англии, Франции и повсеместно, как способ быстро превратить имущество (чаще всего выморочное - оставшееся после кончины владельца) в деньги или же собрать необходимую для удовлетворения должников сумму.
Именно такие торги проводились в XVII веке в Голландии (отсюда «голландская схема» торговли на аукционе, к которой сейчас прибегают крайне редко, - торг идет на понижение цены, ведь надо реализовать все имущество оптом, до последней нитки). Затем, со временем, аукционы распространились по всей Европе.
Самый старый из действующих аукционных домов в Европе - Stockholms Auktionsverk - был основан в 1674 году и чем только не торговал. На нем, например, сто лет назад купил подержанное пальто господин Ульянов (Ленин). Там же продавались художественные коллекции шведских королей.
С развитием любви к собиранию автографов они сделались предметом торговли; первый аукцион собрания автографов (принадлежавших Ришелье) произведен в Париже в 1801 г. С 1820 г. подобного рода аукционы быстро следовали один за другим. В Германии первый аукцион автографов состоялся в Вене в 1838 г. Первый каталог автографов вышел в Париже в 1822 г.
Виды аукционов:
Английский аукцион
: самый распространенный вид аукциона - повышательный аукцион.
Слепой аукцион
- аукционеры должны к определенному сроку подать свои предложения запечатанными в конвертах
Биржевой аукцион
- товар продаётся на бирже
Валютный аукцион
- продаются валютные средства
Вексельный аукцион
- продаются казначейские векселя
Залоговый аукцион
- применяется в случаях, когда продажа происходит принудительно
Интернет-аукцион
- роль аукциониста выполняет электронная торговая система, а покупка-продажа товара происходит непосредственно между людьми
Золотой аукцион
- предназначенный специально для продажи золота
Голландский аукцион
- продажа на основе понижения цены
Двойной аукцион
- конкурируют продавцы и покупатели, пока не устанавливается средняя цена, за которую продается товар.
Закрытый, или заочный аукцион, или тендер
- цена на товары предлагается покупателями и продавцами одновременно, и в запечатанных конвертах, а товар достается тому покупателю, который предложил наибольшую цену, соответственно, продает товар тот продавец, который запросил наименьшую цену.
По наиболее общему определению торги представляют собою заключение юридической сделки с любым лицом, предложившим самые выгодные условия. Торги позволяют максимально учитывать и использовать механизм конкуренции и добиться наиболее выгодных результатов, выдвигая более жесткие условия и требования гарантий исполнения.
В юридически оформленном виде торги известны еще со времен Римской империи, где они подразделялись, согласно римскому праву, на три категории:
- 1) торги на труд;
- 2) торги на труд с материалом;
- 3) торги на поставку материалов.
По сути, они выполняли функции эквивалента рабочего времени, общественно необходимого для производства определенного товара. Поэтому купля-продажа производилась в форме публичных торгов. Они различались по составу участников, по видам принимаемых обязательств и по финансовым условиям. В первом случае в основании различий - единичные, физические, юридические и групповые субъекты (оференты) торгов. Во втором случае различие идет по договорам подряда. Торги по финансовым условиям различаются по предложениям цен, скидке по кредитной основе и оплате наличностью; торги с товарообменными операциями.
> Результатом торгов является сделка, специфическое соглашение. Кроме конъюнктуры (стремления получить максимальную прибыль с учетом конкуренции), торги имеют и различные психологические основания. В их числе убеждение, что соглашение является надежным, если оно добыто в борьбе. Иной партнер теряет чувство самоуважения, если он не торговался. Торги порой вызывают подлинную страсть и становятся манерой поведения и даже правилами игры. Человек, попавший на восточный базар, даже если он не намеревался ничего покупать, теряет уважение окружающих (“теряет лицоо), если он не торговался. Зачем же тогда пришел на базар?
Наряду с психологическими моментами есть в торгах важные методологические аспекты, имеющие прямое отношение к переговорам. Янош Нергеш, автор книги <-Поле битвы - стол переговоров”, отмечает, что любой процесс, посредством которого два или несколько участников достигают некоторого единства, при котором их действия становятся взаимодополняющими, является торгами. Причем достижение наиболее благоприятного результата связано с использованием определенного метода.
Очень многие процессы, а не только купля-продажа, могут рассматриваться и объясняться в терминах торгов. Это судебный процесс, как торг между защитой и обвинением, любое согласование действий и решений, предполагающее взаимные уступки.
Всякие торги - специфическая форма разрешения и урегулирования конфликта. Сам факт торгов предполагает, что стороны ищут компромисс, и поиск протекает в направлении нахождения наиболее выгодного решения. Оно не тождественно максимальным требованиям участников переговоров или их претензиям, притязаниям и ожиданиям. Оптимальность компромисса - исключительная прерогатива торгов, основанных как на сопоставлении конфликтующих позиций, так и на учете всей существующей конъюнктуры.
Большое значение имеет первый шаг, в котором стороны делают заявку. Ее особенность такова, что даже при максимальном запросе она должна выглядеть приемлемой основой для дальнейшего обсуждения с учетом повышения ставок (в пределах возможного) или уступок, не выходящих за рамки прибыльности всего этого предприятия. Торги отличаются еще и тем, что они ^обречены” на результативность. Я. Нергеш дает такое пояснение: футбольный матч в отличие от торгов (переговоров на взаимовыгодных условиях) характеризуется тем, что известна его продолжительность, но не известен результат. В случае с торгами мы знаем их результат, но не знаем, в течение какого времени (какой ценой, какими усилиями) он будет достигнут.
Вопрос, который ставит Я. Нергеш, отнюдь не банален: если ситуация столь очевидна, то почему бы сторонам не оставить торг и не перейти к заключению соглашения немедленно? По мнению О. Бартоша, это объясняется неизбежно возникающим в ходе переговоров или торгов внутренним противоречием между кооперативным и компетитивным поведением, т.е. между установками на сотрудничество и конкуренцию. На его взгляд, переговорщики лояльно сотрудничают лишь до тех пор, пока принуждены к этому. Если же они чувствуют возможность избежать сотрудничества, они немедленно превращаются в беспощадных конкурентов и стремятся вырвать друг у друга максимально возможные уступки.
Вопрос о том, чего больше в торгах - борьбы или уступок,
- - тоже непростой. По сути, внутренняя мотивация торгов -
- *ты мне, я тебе”, поэтому уступки - необходимая черта этой формы сотрудничества. Главное заключается в том, что уступки должны быть взаимными и обоснованными. Если первый шаг, в расчете на доброжелательность, начинается с уступки, но сразу наталкивается на уничижительный ответ, то нормальные торги в подобной ситуации невозможны. Начинается острая конкуренция. Следовательно, начиная торги, не стоит приписывать своему партнеру более темные намерения, чем свои собственные. Иначе подозрительность в торгах станет основным мотивом взаимодействия. Главным законом торгов можно назвать следующий: мера уступки должна быть уравновешена мерой приобретения. Именно это служит тем основанием, на котором устанавливается равновесие в притязаниях сторон.
по состоянию на 01.01.2008.
На белорусских землях понятие «торги» было известно издавна, однако, современные формы они приобретают уже во времена вхождения Беларуси в состав Российской империи.
В XIX веке социальные и правовые отношения в обществе усложнились, область применения торгов расширилась. Но своими корнями отношения, возникающие при проведении торгов, уходят в такую важную сферу, как государственные поставки и размещение подрядов. Именно в этой сфере можно найти наиболее детальное правовое регулирование указанных отношений и проследить их историческое развитие.
В 1830 г. принимается так называемый «Лист для торга», зафиксировавший основные правила проведения торгов и послуживший основой для конструирования многочисленных правил торгов в различных областях имперского хозяйства, практически, до конца века.
На рубеже ХIХ и ХХ веков интенсивно осуществляется техническое и организационное совершенствование производства. Процессы концентрации производства по мере развития капитализма сопровождаются изменениями в отраслевой направленности торгов. На смену торгам на поставки преимущественно потребительских товаров и выдачу подрядов на строительство административных и жилых зданий приходят торги на поставку инвестиционных товаров, строительство и продажу промышленных объектов, недвижимости. Например, в соответствии с нормами о торгах, предусмотренными Горным уставом Российской империи 1893 г., по результатам конкурсных процедур, в пользование предоставлялись нефтеносные земли, расположенные на казенных землях, закрытых для частных заявок. Конкурсный механизм по Горному уставу реализовывался в двух формах: в виде торгов (т.е. аукционов) и в виде соревнований (т.е. конкурсов). Различие между торгами и соревнованиями заключалось в предмете конкурсной процедуры. Предметом торга (в соответствии со ст. 781 Горного устава) назначалась условная цена нефти. На арендатора (по условиям торгов) возлагалась обязанность поставлять в казну сырую нефть в количествах, предусмотренных «торговыми кондициями» (т.е. условиями торгов). Поставленная нефть оплачивалась арендатору по условной цене (даже если рыночная цена нефти превышала условную цену). В случае непоставки (или несвоевременной поставки) обязательного объема сырой нефти в казну, такой объем нефти мог быть приобретен казной в ином месте за счет арендатора. В случае продажи арендатором нефти по рыночной цене (не казне), арендатор уплачивал в казну разницу между стоимостью обязательного для добычи количества нефти по рыночной цене и ее стоимостью по условной цене. Нефть, добытая сверх обязательной нормы, подлежала оплате по рыночной цене (в том числе и в случае ее покупки казной).
В 1900 г. было опубликовано «Положение о подрядах и поставках», действовавшее до октября 1917 г. Положение предусматривало проведение торгов трех типов: изустные торги, торги посредством запечатанных объявлений и смешанные. Изустные торги представляли собой аукцион. В публикуемых приглашениях к торгам через запечатанные объявления указывались день и час, с которого принимались пакеты с предложениями и начинались торги. Казенная цена устанавливалась по заранее составленным сметам, с учетом сведений о ценах в местностях, где предполагалось выполнение госзаказа. Казенная цена представлялась на торги в запечатанном пакете. Если полученные заявки удовлетворяли казенной цене, этот конверт уничтожался невскрытым. Если всем претендентам отказывали в подряде, казенная цена предавалась огласке. Смешанные торги отличались тем, что сначала принимали устные заявления, а затем вскрывали конверты с заявками.
После принятия 1 сентября 1928 года Программы Коммунистического Интернационала страна начала «сворачивать» НЭП, хозяйство становилось плановым, распределение – государственным, «частный элемент» – враждебным. Формально присутствуя в законодательстве, торги исчезли, как и все относившееся к рыночному хозяйству.
Ситуация, при которой, практически, отсутствовало нормативное регулирование организации и проведения торгов, продолжалась до вступления в силу 1 июля 1999г. Гражданского кодекса Республики Беларусь. В главе 28 Кодекса содержатся три статьи (417-419), посвященные заключению договора на торгах. Кроме того, пунктом 6 статьи 417 установлено, что правила ГК применяются к публичным торгам, проводимым в порядке исполнения решения суда. С этого момента Гражданский кодекс Республики Беларусь стал основополагающим нормативным актом, содержащим положения о торгах.
В зарубежных же странах с развитой рыночной экономикой торги продолжали применяться и получать распространение в большинстве отраслей хозяйства.
Торги, как способ заключения договора, известны абсолютному большинству правопорядков как континентальной, так и англо-саксонской систем права. Так, например, в США источниками правового регулирования проведения публичных торгов всех разновидностей является законодательство отдельных штатов и законодательные акты, принимаемые органами местного самоуправления и специальными государственными агентствами штатов. Например, в штатах Калифорния и Нью-Йорк общие правила о торгах содержатся: в Гражданском кодексе, Гражданско-процессуальном кодексе, Кодексе корпораций, в Административном кодексе (Управление), в Торговом кодексе штата Калифорния, а также в Своде законов штата Нью-Йорк (главы «Общие положения о торговле», «Сельскохозяйственное производство и продажа», «Административное регулирование», «Торговый кодекс штата Нью-Йорк», «Муниципальное регулирование», «Общие положения об обязательствах» и др.).
В США организаторами аукционов и публичных торгов могут выступать лица (в том числе корпорации, партнерства, ассоциации, некоммерческие организации и физические лица), получившие соответствующую лицензию. Единый торговый кодекс (ЕТК) определяет аукциониста как лицо, которое привлекается продавцом управлять, проводить, контролировать или быть ответственным за продажу через аукцион (§ 6-102 (в)). По законодательству штатов Калифорния и Нью-Йорк, аукционист является специальным агентом, наделенным полномочиями, в отсутствие специальных полномочий, возлагаемых на него договором.
Порядок проведения коммерческих конкурсов, аукционов и процедура подведения их итогов в США устанавливается правилами, разрабатываемыми и утверждаемыми местными органами власти, специальными государственными агентствами.
Если правилами проведения аукциона не установлены какие-либо особые условия на этот счет, то после полной оплаты цены к покупателю переходит право собственности на приобретенную вещь.
При совершении на аукционе покупки через представителя, и до момента раскрытия аукционисту лица, для которого осуществлена покупка, право собственности на вещь, в случае оплаты, считается перешедшим к лицу, сделавшему предложение на аукционе (то есть представителю).
В соответствии с законодательством штатов Нью-Йорк и Калифорния (США) торги могут быть признаны недействительными в случаях: выявления ошибки в описании вещи, выставленной на продажу, в каталоге или в извещении о проведении торгов; неточного описания вещи; отсутствия согласия собственника вещи выставить ее на продажу.
Если покупатель не выполнит условий продажи, продавец вправе аннулировать результаты торгов.
К нарушениям, влекущим признание торгов недействительными, относятся, кроме перечисленного выше, невнесение частичной оплаты вещи на депозит организатора торгов, а также ведение торгов лицом, не имеющим лицензии на право осуществлять эту деятельность.
В случае признания торгов недействительными все права на имущество остаются у первоначального собственника, а у организатора торгов появляется обязанность вернуть полученные денежные средства, если они были уплачены или депонированы. Если продажа не состоялась по вине покупателя, то последний обязан возместить организатору торгов понесенный им ущерб.
Правовой режим торгов в праве Швейцарии установлен, главным образом, на федеральном уровне. Немногочисленные общие положения об организации и осуществлении торгов содержатся в Титуле «Купля-продажа и мена» Швейцарского обязательственного закона от 30 марта 1911 года (далее - ШОЗ). Основной массив правил, относящихся к коммерческим торгам, содержится в специальном законодательстве и подзаконных актах: Федеральном законе «О публичных торгах» (далее - Закон о публичных торгах); одноименном Ордонансе Федерального Совета Швейцарской Конфедерации (далее - Ордонанс о публичных торгах). Кантоны вправе издавать в развитие положений федеральных актов не противоречащие им правовые акты (поскольку в силу ст. 64 Конституции Швейцарской Конфедерации правовое регулирование договоров купли-продажи отнесено к компетенции Конфедерации). К настоящему времени достигнут определенный уровень унификации кантональных правил о публичной продаже путем подписания 25 ноября 1994 года семнадцатью кантонами Межкантонального соглашения о публичных торгах.
Швейцарское право оперирует понятием «публичные торги», которому придается обобщающий характер. По смыслу и конкретным формулировкам Закона и Ордонанса о публичных торгах это понятие включает в себя различные виды коммерческих торгов, конкурсов и аукционов, в результате которых победителям присуждается какое-либо специальное или исключительное право. Наряду с этим, в законодательстве Швейцарии встречаются и конкретные наименования: «аукцион» (применительно к продаже движимых и недвижимых вещей и к способу раздела наследственной массы), «публичное обещание награды» и «конкурс» (применительно к конкурсам на создание произведений искусства, на проведение научных исследований и конкурсам проектов).
Классификация публичных торгов проводится по следующим основаниям.
Чаще всего это объект торгов. Закон о публичных торгах выделяет три основных его вида: публичные торги на поставки, на оказание услуг и на проведение строительных работ. При этом, под ними понимаются торги, проводимые в целях заключения договоров на приобретение имущества (в том числе и недвижимого) в собственность или в аренду (включая аренду с правом выкупа).
Также основанием для классификации торгов является начальная (стартовая) цена при их осуществлении.
В швейцарском праве специально регулируются конкурсы на проведение научных исследований и конкурсы проектов. Нормы, относящиеся к публичным торгам, и в этом случае подлежат восполнительному применению. Специфика правового режима таких конкурсов состоит в большем усмотрении их организаторов в ходе принятия решений, поскольку последние базируются на сугубо оценочных суждениях (хотя и принимаются с учетом мнения профессионального жюри).
Обращает на себя внимание сложившаяся в швейцарском праве высокая степень обобщения и ассимиляции режимов различных аукционов, конкурсов и торгов, сочетающаяся с приданием отдельным их видам специфических черт. Такое правовое решение - результат продуманной юридической техники (в частности, широкого использования приема аналогии и общих процедурных конструкций и принципов).
Публичные торги в Швейцарии проводятся на основе свободной конкуренции, равенства швейцарских и иностранных участников. Организаторы присуждают соответствующее специальное, или исключительное, право только тем участникам, которые в состоянии обеспечить надлежащее соблюдение норм об условиях труда и охране работников, равенство трудовых прав мужчин и женщин. Наконец, организаторы не должны разглашать предоставленную участниками торгов информацию, носящую конфиденциальный характер.
Для соблюдения перечисленных выше общих требований и создания необходимых предпосылок правомерного принятия решения о выборе победителей законодательно разработана процедура отбора претендентов на участие в торгах.
Правовые результаты отбора зависят от избранной организаторами торгов процедуры их проведения - открытой, отборочной или процедуры прямого безотборочного присуждения результатов. В первом случае отбираются лица, которые вправе направить организаторам оферту; во втором - лица, которые вправе лишь подать заявку на участие в торгах (а организаторы из их числа будут отбирать оферентов), и в третьем - непосредственно победители торгов.
В ходе рассмотрения заявок на участие, еще до оценки оферт, происходит предварительное определение приблизительного круга участников торгов путем, так называемой, квалификации. Эта стадия подготовки к торгам оказывается на практике достаточно размытой во времени; она даже может практически сливаться с оценочной стадией самих торгов. Представляется, что такой результат входил в намерение законодателя, который создал возможность непрерывного контроля участников и одновременно возможность «в любое время» присоединиться к их числу, но не позднее вынесения организаторами решения о допуске к торгам (при отборочных торгах) или об оценке оферт (при открытых торгах).
Квалификация осуществляется по усмотрению организаторов торгов. По сути, она является дополнительным, факультативным, условием участия в торгах и основанием для создания системы дополнительного контроля.
Критерии квалификации разрабатываются самими организаторами и содержатся в тексте извещения о проведении торгов. Законодательством задаются лишь отправные точки квалификации (как, например, «оценка финансовых, экономических и технических возможностей» будущих участников с точки зрения «характера и масштаба торгов»).
В Швейцарии на федеральном уровне разработаны типовые формы договоров, которым должны следовать организаторы торгов, а также тарифы. Если тарифы превышают этот уровень, договор совершается в квалифицированной письменной форме и подлежит утверждению со стороны Федерального министерства финансов или учреждения, им назначенного.
Как исключение из этого правила, договоры на открытых добровольных аукционах по продаже считаются заключенными в момент присуждения результата. Переход же права собственности на вещь происходит лишь при продаже на аукционе движимости.
В отношении недвижимости такой переход связывается с моментом регистрации сделки в реестре недвижимости.
Основное последствие нарушения правил организации и проведения публичных торгов в Швейцарии - возможность обжалования и пересмотра решений, принятых организаторами торгов, и возмещения причиненных участнику убытков.
Страны, отошедшие от плановой экономики, также стремятся к внедрению в хозяйственную деятельность конкурентных способов ведения бизнеса. Примером тому может послужить нижеприведенный обзор законодательства о торгах Венгрии и КНР.
Так, в Венгрии источниками правового регулирования данных отношений являются: Закон «О реализации государственного имущества предпринимателям» и Закон «О публичных торгах».
В законодательстве Венгрии под публичными торгами понимаются договорные отношения, устанавливаемые в целях приобретения товара, осуществления капиталовложения в строительстве или оказания услуг.
Конкурсы и аукционы организуются для заключения договоров купли-продажи государственного имущества (Закон «О реализации государственного имущества предпринимателям»). В рамках конкурсов и аукционов реализуется также имущество государственного казначейства.
Торги проводятся в следующих формах: открытые, с ограниченным кругом участников, со смешанным составом участников.
Организаторами публичных торгов в Венгрии могут выступать: а) государство, органы местного самоуправления, центральные бюджетные органы и бюджетные органы местного самоуправления; б) публичные ассоциации и публичные благотворительные фонды; в) благотворительные фонды и общественные организации, созданные указанными выше органами или с их участием и другие хозяйствующие организации.
Организацией публичных торгов занимается также специально созданный Совет по публичным торгам, который в соответствии с нормами Закона «О публичных торгах» является самостоятельным хозяйственным бюджетным органом, подчиняющимся исключительно Государственному собранию.
Реализация государственного имущества осуществляется в форме открытых или закрытых конкурсов, открытых аукционов.
Объявление о проведении открытого конкурса, аукциона публикуется в двух общегосударственных ежедневных газетах или в одной общегосударственной и одной местной газете за 30 дней до срока их проведения.
Изложенные в объявлении условия конкурса аукциона не могут меняться до подведения их результатов или до признания их несостоявшимися.
Закрытый конкурс проводится только в исключительных случаях; его организатор непосредственно обращается в письменной форме к заинтересованным лицам с предложением о подаче заявок.
Открытый аукцион организуется в случаях, указанных в законе, или по решению министра финансов.
Проведение таких аукционов показано в случае реализации недвижимого имущества, оборудования, средств транспорта, которые предназначены для удовлетворения потребностей широкого круга населения, заинтересованных частных лиц; причем стоимость этих предметов невысока.
Срок внесения предложений на участие в открытом конкурсе составляет 30 дней после опубликования объявления. В обоснованных случаях он может быть однократно продлен не более чем на 30 дней с повторной публикацией объявлений в тех же средствах массовой информации.
При закрытом конкурсе срок ответа на сделанное предложение об участии составляет 15 дней после его получения. В случае продления срока закрытого конкурса об этом оповещаются только заинтересованные лица.
Объявление о проведении конкурса может быть отозвано до окончания срока, определенного для внесения предложений. Об отзыве объявления помещается соответствующая информация в печати.
Участник конкурса может внести изменения или отозвать внесенное им предложение до истечения установленного в объявлении срока подачи предложений.
Торги, проведенные в Венгрии, признаются недействительными, если: 1) не поступили предложения об участии в торгах; 2) поступили исключительно недействительные предложения; 3) всех лиц, внесших предложения, следует исключить из числа участников торгов вследствие несовместимости со статусом участников; 4) ни одним из внесших предложения не соблюдены условия, оговоренные в объявлении о проведении торга; 5) организатор не рассмотрел внесенные предложения в установленный срок; 6) организатор торга выносит решение о признании его недействительным, поскольку один из участников совершает проступок, серьезно нарушающий интересы остальных лиц, внесших предложения.
Аукционом, в соответствии с Законом КНР, признается форма продажи определенных вещей или вещных прав, передаваемых участнику, предложившему максимально высокую ставку в ходе публичных торгов.
Управление и надзор за аукционной деятельностью осуществляется Департаментом по надзору за аукционной торговлей при Государственном Совете КНР.
Предметом аукциона в Китае может быть любое имущество или имущественные права, продажа которых не запрещена законом.
Организатором торгов по Закону могут быть специализированные корпоративные организации, зарегистрированные в соответствии с законодательством КНР. Регистрация таких компаний производится Департаментом по надзору за аукционной торговлей при соответствующей территориальной администрации, а деятельность по организации и проведению торгов лицензируется Департаментом по индустрии и коммерции.
Продавцом признаются физические или юридические лица, передавшие имущество или имущественные права организатору торгов для продажи на аукционе. Продавец участвует в организации и проведении аукциона лично либо через своего агента.
Продавец вправе снять лот с торгов до их начала. Если такое происходит, то он обязан уплатить организатору торгов обусловленную сумму, а в случае отсутствия соглашения о стоимости услуг организатора торгов – реальные расходы.
Участниками торгов признаются физические или юридические лица, предлагающие свои ставки за определенный лот. В случае, когда закон требует соблюдения определенных условий при продаже соответствующего лота, участники торгов должны быть ознакомлены с ними.
Участники торгов вправе принимать участие в торгах лично либо через своих представителей, получать информацию о дефектах лота, осматривать лот и изучать материалы, относящиеся к нему.
Ставка, предложенная участником торгов, не может быть им отозвана, но теряет силу обязательства с момента, когда более высокая ставка предлагается другим участником.
Продавцы, выставляющие на аукцион имущество или имущественные права, обязаны представить идентифицирующие их документы, а также документы, подтверждающие правовой титул на вещь (право), либо иным образом (по требованию организатора торгов) доказать свое право на аукционную продажу лота в соответствии с законом и другими нормами. Организатор торгов обязан проверить документы и иные материалы, предоставленные продавцом.
За нарушение правил о торгах китайское законодательство предусматривает довольно суровые санкции. Так, если государственный орган реализует без соответствующего разрешения конфискованное имущество, реализация которого должна осуществляться аукционной компанией, аккредитованной правительством провинции, автономного региона, муниципалитетом либо администрацией районного города по месту нахождения такого имущества, то лица, непосредственно отвечающие за реализацию, должны понести дисциплинарное наказание. При наличии убытков государству эти лица должны их полностью возместить.
Сравнительно недавно был принят закон, положения которого регламентируют , находящегося в залоге. Порядок их организации определен в ФЗ №102, ст. 59. Рассмотрим далее, как осуществляется .
Общие сведения
Публичные торги организуются по месту расположения объектов. В ранее действовавших нормах предусматривалась обязанность публиковать в официальном издании сведения о том, что мероприятие состоялось, в течение 30 дн. с даты его завершения. В этом уведомлении указывались дата, место аукциона, а также цена материальных ценностей, которые были реализованы. В настоящее время указанный срок сокращен до 10 дн.
Специфика
Извещение о публичных торгах публикуется на официальном сайте ФССП. При этом информация должна поступить в территориальные подразделения службы. Если есть субъекты, которые готовы участвовать в аукционе, они должны внести задаток. Обычно его размер составляет 5% от стоимости материальных ценностей. Если будут признаны несостоявшимися, эти лица получат внесенные средства в полном объеме. Если по окончании мероприятия субъект отказывается оплачивать приобретенные предметы, задаток возвращен не будет.
Договор
Субъект, который выиграет аукцион, подписывает соглашение. Договор оформляется с организатором торгов. В документ вносятся все сведения о субъекте, купившем имущество, дата, место проведения мероприятия. Информация из договора будет выступать в качестве основания для внесения данных в ЕГРП.
Участники
На публичные торги по продаже недвижимого имущества может быть допущено ограниченное количество субъектов. На мероприятии, как правило, присутствуют преимущественно лица, обладающие правом пользования объектами. В их числе могут быть родственники, друзья, знакомые залогодателя. Участвовать в аукционе может и залогодержатель.
Оформление сделки
Лицо, предложившее самую высокую цену за объекты, считается выигравшим . После признания субъекта таковым составляется протокол аукциона. Лицо, выигравшее торги, подписывает его. После этого оформляется договор купли-продажи. В пятидневный срок ему необходимо внести оплату за материальные ценности в полном объеме. При этом выплаченный ранее залог включается в нее. Денежные средства перечисляются на счет организатора мероприятия.
Признание аукциона несостоявшимся
В нормах предусмотрено несколько требований, которые должны быть выполнены для признания правомерности мероприятия. Первое касается количества присутствующих. Если на мероприятие не пришло ни одного человека либо их меньше 2-х, торги будут признаны несостоявшимися. Неудавшимся аукцион также можно считать в том случае, если выигравший не внес всю сумму за приобретенные материальные ценности. После объявления торгов несостоявшимися залогодержатель может стать собственником объектов. Однако для этого необходимо заключить соответствующее соглашение. Оно подписывается с залогодателем по правилам, предусмотренным в ГК. В документе выражается согласие должника на передачу предметов в собственность кредитора. В случае, если данная сделка не состоялась по каким-то причинам, повторные публичные торги допускается организовывать не ранее чем через 1 мес. Общая стоимость объектов при этом должна быть снижена на 15%.
Нюанс
Участники спорного правоотношения могут заключить В соответствии с ним, кредитор может прекратить взыскание, если должник в полном объеме погасит свои обязательства. В этом случае может быть отменено. Если мировое соглашение заключено после объявления даты мероприятия, должнику придется погасить все убытки, которые были связаны с его организацией.
Изъятие материальных ценностей
В рамках одной из наиболее распространенных мер обеспечения реализации судебного решения выступает Он, выступая в качестве процессуального акта, исходящего от органа госвласти, обязателен не только для самого должника, но и для третьих лиц, чьи интересы им затрагиваются. Последние, в частности, могут быть лишены прав распоряжаться материальными ценностями, внесенными в опись. При этом ограничения могут налагаться вне зависимости от того, находятся ли объекты во владении должника или этих третьих лиц. Изъятие предметов для последующей их реализации осуществляется через пять дней после наложения ареста. При этом срок для этого устанавливает непосредственно судебный пристав. Сотрудник ФССП в процессе совершения исполнительных мероприятий при наличии соответствующих обстоятельств может одновременно с оформлением описи изъять все предметы или некоторые из них.
Специфика реализации объектов
Изъятие и продажа арестованного имущества, подверженного быстрой порче, осуществляется незамедлительно. Реализация предметов осуществляется специализированным госучреждением при Правительстве. Продажа арестованного имущества осуществляется по правилам, аналогичным тем, которые предусмотрены для заложенных предметов. Средства, вырученные от реализации, идут на погашение задолженностей перед кредиторами и государством.
Признание субъекта неплатежеспособным
Публичные торги по банкротству традиционно организуются на стадии и внешнего управления. Реализация материальных ценностей, принадлежащих должнику, максимально соответствует достижению цели признания неплатежеспособности субъекта. Внешний управляющий организует открытые публичные торги по банкротству при условии, что такое мероприятие не приведет к остановке работы должника. Он вправе реализовать все предприятие субъекта, направив вырученные средства на погашение обязательств перед кредиторами. В данном случае реализация ценностей ориентирована на восстановление платежеспособности фирмы. Несколько иная цель у конкурсного производства. После реализации имущества средства направляются на погашение задолженностей перед кредиторами, а затем субъект признается банкротом.
Нормативная база
ФЗ №296 внес множество поправок в Закон №127. В частности, они регламентировали порядок реализации ценностей должника на торгах несколько иначе, чем было принято ранее. Как и прежде, нормативный акт о несостоятельности отдает предпочтение аукциону, победитель в котором определяется только по цене. Конкурсные торги ранее организовывались только в случаях, которые прямо определялись ФЗ №127. В настоящее время их перечень остался неизменным. Однако в действующей редакции нормативного акта устанавливается, что торги организуются, если в отношении имущества приобретатель не должен соблюдать какие-либо условия, определенные по решению кредиторов.
Открытые и закрытые мероприятия
Которые допускает проводить законодательство, отличаются в первую очередь по составу участников. Так, к публичным (открытым) торгам могут привлекаться любые субъекты, а к закрытым - только специально приглашенные. В законодательстве между тем предпочтение отдается первой категории. Закрытыми или открытыми торги могут быть в зависимости от формы ценовых предложений. Во втором случае они подаются устно участниками мероприятия. Для этого используется пошаговая форма аукциона. При зарытых торгах предложения передаются в запечатанных конвертах организатору. Это может осуществляться в день, обозначенный для их подачи, или непосредственно на аукционе. При этом законодательство предусматривает и смешанные формы торгов. Например, они могут быть открытыми по составу субъектов, участвующих в них, и закрытыми по способу подачи предложений либо наоборот.
Биржа – это юридическое лицо, которое обеспечивает регулярное организованное функционирование торгов различными финансовыми инструментами. Сегодня выделяют фондовые, валютные и товарные биржи. Торги ведутся по установленным биржей стандартам, практически все сделки проводятся при помощи компьютеров и специальных компьютерных программ.
История биржи
Однако раньше этот процесс выглядел совсем иначе. История биржи началась ещё со времён Древнего Рима. В середине 2-го века до нашей эры Римская республика превратилась в крупнейшую средиземноморскую державу, в состав которой, кроме Италии, входили обширнейшие заморские владения в Европе, Азии и Африке. Рим стал центром торговли. Для сбыта своих товаров сюда съезжались купцы с разных концов света.
Естественно, в таких масштабах торговля не могла вестись стихийно, поэтому лучшим местом были ярмарки и рынки, которые и стали прототипом сегодняшних бирж. На рынках торговля велась постоянно, а товар поставлялся сразу. Ярмарки уже проводились реже и по определённым дням, а сам товар не присутствовал. Торговля велась по образцам оптовых партий.
Своё название биржа, как полагают историки, получила в Нидерландах. В 16-м веке город Брюгге был одним из основных торговых и портовых центров для всех европейских стран. Тогда Брюгге ещё был частью Нидерландов. Для обмена торговой информацией и осуществления разного рода торговых операций купцы сходились на площадь, где стоял дом, на котором был изображён герб с тремя кошельками. Недалеко от гостиницы были расположены представительства крупнейших торговых центров того времени – Флоренции и Генуи. Сами сделки заключались прямо в гостинице.
Примерно в то время торговцы сделали вывод, что физическое присутствие товара не требуется, а можно просто договориться о его цене. На фоне развития международной торговли появилась необходимость в создании стабильного оптового рынка, который послужил бы связующим звеном между растущими хозяйственными областями. Так в 1531 году была создана первая международная биржа в Антверпене, которая соответствовала новому уровню развития экономики. Городской совет города, чтобы облегчить проведение сделок, недалеко от порта возвёл большое и красивое здание биржи с просторным внутренним двором. На её фасаде была надпись «Для торговых людей всех народов и языков», а войти имели право все желающие.
В начале 17-го века центр торговой и финансовой деятельности «перекочевал» в Амстердам. Именно здесь, в 1608 году была открыта одна из известнейших бирж мира. Затем она «переселилась» в большое здание на площади Дам, рядом с банком и резиденцией Ост-Индской компании. Именно она впервые предложила торговым людям покупать и продавать ценные бумаги. Сначала торговали британскими, португальскими и голландскими облигациями государственных займов, затем стали торговать и акциями голландских, британских, Ост-Индских и Вест-Индских компаний.
В Амстердам тянулись нити всех значимых деловых операций. Около 4,5 тысяч человек каждый день собирались на местной бирже с двенадцати до двух часов. Порядок на биржевом собрании был образцовым – каждая коммерческая отрасль занимала определённое место. Около тысячи маклеров и присяжных занимались обслуживанием посетителей.
Нет ничего удивительного в том, что первый биржевой «пузырь» произошёл именно в Нидерландах, получив название «Тюльпановая лихорадка». Как раз в середине 16-го века в Голландию была привезена первая луковица тюльпанов. Цветы получили широкое распространение, а после того, как стали выводить новые сорта, они полностью овладели умами людей.
Спрос на луковицы рос очень быстро. Поскольку биржа к тому времени уже работала, нашлись те, кто решил на этом разбогатеть. Не дожидаясь урожая, цветы стали продавать наперёд, то есть бойко велась торговля фьючерсными контрактами. Затем, в разгар сезона, ранее закупленные луковицы можно было продать в несколько раз дороже. Операциями с тюльпанами занимались почти все. Спустя какое-то время, цены стали просто заоблачными: за одну луковицу тюльпана отдавали квартиру или ресторан. Потом, конечно же, «тюльпановый пузырь» лопнул, кто-то нажил капитал, а кто-то обанкротился.
К началу 18-го века центр торговой деятельности стал перемещаться в Лондон. С 1695 года Лондонская Королевская биржа начала проводить сделки с государственными бумагами и акциями. На бирже стали встречаться, кто, уже имея состояние, желал разбогатеть ещё больше. Количество сделок быстро росло, а Лондон постепенно обретал статус финансового центра.
Столица Британии и по сегодняшний день остаётся биржевым центром Старого света. Однако появилась и новая фондовая столица – Нью-Йорк. Именно здесь впервые опробовали многие технологии и выпустили биржевые продукты, которые помогли превратить торговые площадки из развлечения для избранных в массовое увлечение.
Нью-Йоркская фондовая биржа открылась в далёком 1792 году. Двадцать четыре местных брокера спокойно заключали сделки с ценными бумагами, а затем приняли решение подписать друг с другом договор о едином размере комиссионного вознаграждения для клиентов. Также этим договором они, по сути, обязали себя торговать только между собой на взаимовыгодных условиях. Сделано это было на Уолл-стрит. В то время в Америке существовало только два типа бумаг, представляющих ценность: облигации и акции самого первого национального банка страны. Эти ценные бумаги и были размещены через новую биржу.
Впоследствии именно Нью-Йоркская биржа стала первым органом, призвавшим компании вести бухгалтерию и делать её видимой для своих инвесторов и акционеров. Именно в США впервые возникла проблема кредитного «пузыря»: люди брали деньги в долг, чтобы вложить в акции, и расплатиться могли лишь в условиях постоянного роста рынка. Торговля процветала, и американская публика в 20-х годах сильно рисковала, раздувая цены на акции. Итог — знаменитая Великая депрессия, начавшаяся с биржевого краха в 1929 году.
Биржа сегодня
Даже после краха, биржа не потеряла своей притягательности.
В наше время, с внедрением высоких технологий, торговать на финансовых рынках стало значительно проще. Это возможно уже из любой точки мира. Точно так же усовершенствовались и сами финансовые инструменты, а наиболее изобретательными в этом деле оказались американские финансисты.
Увы, неизменной осталась только человеческая жадность и жажда к обогащению. Именно по этой самой причине финансовые пузыри наблюдаются и сегодня. Кстати, кризис 2008 года влияет на финансовую систему и до сих пор.
Стоит напомнить и о крахе «доткомов». Здесь современные технологии в очередной раз сыграли с инвесторами злую шутку. Распространение интернета привело к появлению огромного количества компаний на просторах Сети. Колоссальный спрос взвинтил цены на акции, в результате чего даже самые слабые предприятия оценивались в сотни раз дороже своей фактической стоимости.
Стоит посмотреть и на ситуацию с Фейсбук, Твиттер и другими лидерами современного рынка. История повторяется: биржевое развитие – постоянная борьба за свободу на грани хаоса. Например, валютный рынок Форекс, где торги ведутся 24 часа, стал возможен только после отмены «золотого стандарта» и ограничений по волатильности валют.
Куда приведёт экономику эта свобода? Несмотря на все кризисы и разочарования, летопись биржи пишется до сих пор.